Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Устройство и конструкция свайных фундаментов. Технология устройства свайных фундаментов


Реферат Технология Способы устройства свайных фундаментов

Способы устройства свайных фундаментов Для устройства свайных фундаментов применяют забивные, винтовые и набивные сваи. Два первых типа свай изготовляют на заводах, а третий устраивают на месте из монолитного железобетона или в сочетании со сборными элементами заводского изготовления. В настоящее время на стройках массовое применение (более 90 % от общего объема применяемых свай) получили главным образом забивные железобетонные сваи квадратного сечения 0,2х0,2...0,4х0,4м длиной до 20 м Используются также винтовые металлические сваи, воспринимающие в равной мере как вдавливающие, так и выдергивающие нагрузки. Их применяют, в частности, для заанкеривания трубопроводов, укладываемых в грунтах с подвижным поверхностным слоем, в качестве инвентарных анкерных устройств для стендовых испытаний конструкций на статические нагрузки и т.п. Набивные сваи в нашей стране широкого распространения не получили. Во многих зарубежных странах свайные фундаменты изготовляют преимущественно буронабивным способом. Сваи заводского изготовления погружают в грунт приложением внешней вертикальной или наклонной нагрузки (забивные сваи) или в сочетании ее с парой сил, действующих в перпендикулярной плоскости (винтовые сваи). Этими силами преодолеваются силы сопротивления грунта погружению в него сваи. В зависимости от структуры, гранулометрического состава, влажности, параметров внутреннего и внешнего трения и других свойств грунты оказывают различные сопротивления погружению свай. В наиболее податливые глинистые и супесчаные грунты текучей и текучепластичной консистенции забивные сваи возможно погружать вдавливанием. Чтобы противостоять большим реактивным силам сопротивления грунта, применяемое оборудование должно обладать большой массой. В противном случае оно будет отрываться от земли (подниматься над ней), не производя полезной работы. Обычно вдавливающее оборудование пригружают тяжелыми тракторами, которые наезжают на специальные откидные рамы, связанные с направляющей мачтой. Из-за большой материалоемкости вдавливающего оборудования и ограниченности грунтовыми условиями — возможностью работать только в слабых грунтах, его низкой производительности этот метод редко применяют в строительстве. Для интенсификации процесса погружения забивных свай реализуются два основных направления: создание технических средств, с помощью которых можно обеспечить требуемые для погружения свай нагрузки при уменьшенной массе оборудования, и средств, изменяющих силовое взаимодействие сваи с грунтом по разделяющим их поверхностям и уменьшающим тем самым сопротивляемость грунта погружению сваи, что в конечном счете приводит к снижению требуемых внешних нагрузок, а следовательно, и к меньшей массе оборудования. В первом случае применяют сваебойное оборудование — свайные молоты, которые передают свае ударную нагрузку. Дополнительно к вдавливающей нагрузке, которая передается в виде сил гравитации — собственных и взаимодействующих с ней рабочих органов, свае передается часть кинетической энергии падающего на нее ударного рабочего органа. Ударный метод погружения свай широко применяют в строительстве, практически в любых грунтовых условиях, кроме скальных. Второе направление реализовано в конструкциях вибропогружателей, которые нагружают сваю периодически изменяемой по значению и направлению возмущающей нагрузкой высокой частоты. Вследствие высоких мгновенных относительных знакопеременных скоростей в пограничной со сваей зоне резко снижается коэффициент внутреннего и внешнего трения грунта, который приобретает свойства жидкости, чем снижается его сопротивляемость погружению сваи. В результате вибрационного силового взаимодействия сваи с грунтом для ее эффективного, соизмеримого по скорости с другими способами, погружения достаточно небольшой гравитационной при-грузки. Этот метод весьма эффективен при погружении свай в водонасыщенные песчаные грунты, а также другие грунты пластичной консистенции. По сравнению с ударным способом в указанных грунтах вибропогружением можно повысить производительность труда в 2,5...3 раза при снижении стоимости работ в 1,5...2 раза. С уменьшением влажности грунтов для погружения свай с использованием виброэффекта к ним требуется прикладывать большие статические или динамические (ударные) вертикальные нагрузки. Способы погружения свай сочетанием указанных нагрузок называют соответственно вибровдавливанием и виброударным погружением. Каждую из составных частей нагрузок при погружении свай вибровдавливанием (вибрационную и вдавливающую) передают на сваю различными механизмами вибровдавливающего агрегата. Виброударную нагрузку можно генерировать одним механизмом — вибромолотом. Для завинчивания свай можно применять все перечисленные методы с тем, однако, отличием, что реализующие их механизмы должны обладать возможностью передавать свае пары сил в горизонтальной плоскости. В строительной практике применяют кабестаны — устройства, осуществляющие статический способ передачи вращающих сил. Вертикальная пригрузка сваи при этом способе ее погружения обязательна, особенно на начальном этапе, когда лопасти сваи еще недостаточно защемлены грунтом. Завинчиванием можно погружать сваи в щебенисто-галечные, гравийно-песчаные. глинистые, а также мерзлые (песчаные и глинистые) грунты. Перед устройством ростверков — конструкций, объединяющих сваи и служащих для передачи нагрузки от надземной части здания на сваи и грунтовое основание,— головы погруженных в грунт свай выравнивают на проектной отметке, срубая их пневматическими молотками и газовой резкой или срезая специальными устройствами, называемыми сваерезами. Набивные сваи изготовляют на месте путем заполнения предварительно пробуренной скважины бетонной смесью с уплотнением или без него. Скважины образуют бурением (вращательным, ударным, вибротермомеханическим), пробивкой штампами различной формы, иногда с раскаткой или сочетанием этих способов. В плотных грунтах скважины разрабатывают без крепления стенок, а в обрушающихся грунтах — с использованием обсадных труб, которые оставляют в скважине или извлекают из нее по мере ее заполнения бетонной смесью. Уширения в скважинах образуют режущими или уплотняющими уширителями рабочих органов или с помощью камуфлетного взрыва, не вызывающего деформаций грунта за пределами означенной зоны. В большинстве случаев эти уширения выполняются в едином технологическом процессе с устройством тела сваи. Помимо описанного способа устройства набивных свай, по содержанию которого эти сваи называют буронабивными, известны также другие способы — вибронабивной, виброштампованный. Для механизации работ по устройству набивных свай используют общестроительные машины и оборудование (бурильные, бетоносмесительные, машины для транспортирования, укладки и уплотнения бетонной смеси и др.), а также специальные машины, реализующие те же принципы, но приспособленные для наиболее эффективного выполнения рассматриваемых работ. Более подробно эти машины и оборудование рассматриваются в специальной литературе. Машины и оборудование для погружения забивных свай Копры и копровое оборудование. Сваи заводского изготовления погружают в грунт с помощью копров, перемещающихся по свайному полю на собственном, обычно рельсовом, ходу. Копры служат для подъема и установки свай перед погружением в требуемой точке свайного поля и обеспечения их направления при погружении вместе с погружателем. Копер состоит из нижней рамы (рис.1 ) с ходовыми тележками 2, поворотной платформы 6, опирающейся на нижнюю раму через опорно-поворотное устройство, с расположенными на ней силовой установкой (обычно электрической), механизмами (в том числе одной или двумя лебедками для подъема и установки в рабочее положение сваи и погружателя), органами управления, кабиной и противовесом, мачты 3 и механизмов 4 и 5 для изменения ориентации мачты относительно платформы. В зависимости от принятой технологии работ копер комплектуют свайными молотами, вибропогружателями или вибромолотами. Базовая часть копра — нижняя рама, ходовые устройства, поворотная платформа с опорно-поворотным устройством, а также грузоподъемные механизмы по своему устройству и принципу работы сходны с аналогичными узлами самоходных кранов. Рабочий процесс копра состоит из его передвижения к месту установки сваи, ее строповки, подтягивания, установки на точку погружения по предварительно выполненной разметке, выверке правильности ее положения, закрепления на свае наголовника, предохраняющего ее от разрушения при ударном погружении, установку на сваю погружателя, расстроповку сваи, ее погружение с последующей выверкой направления, подъем погружателя и снятие с погруженной сваи наголовника. Для передвижения копра используют собственное ходовое оборудование. Если размеры и конфигурация свайного ппля таковы, что с одной установки рельсового пути нельзя погрузить в грунт все сваи, то для работы используют несколько копров, работающих каждый на своем рельсовом пути, или перекладывают рельсовый путь после выполнения работ с прежней его установки. После, перемещения копра его надежно стопорят стояночными тормозами или другими устройствами. Для выполнения всех грузоподъемных операций используют одну двухбарабанную или две однобарабанные лебедки раздельно для подъема сваи и погружателя. Для правильной установки сваи и ее фиксирования в требуемом начальном положении мачту оборудуют упорами, иногда за хватами в ее нижней части. Для наводки сваи на требуемую точку свайного поля требуется две степени свободы мачты. Обычно это достигается поворотом платформы и изменением вылета мачты. Еще одна степень свободы нужна для корректировки направления последующего движения сваи в процессе се погружения. Рис. 5.2. Копровое оборудование на базе гусеничного трактора класса 100 кН В представленной на рис. 5.1 парал-лелограммной схеме подвески мачты к поворотной платформе вылет мачты изменяется гидроцилиндрами 5, а ее наклон — гидроцилиндром 4. Копры, у которых мачты обладают описанными выше тремя степенями свободы, называют универсальными. При отсутствии одной какой-либо из этих степеней свободы копёр называют полууниверсальным, а при наличии только поворотного в плане движения — простым. Рабочий цикл простых копров по сравнению с универсальными и полууниверсаль- ными более продолжителен за счет увеличения затрат времени на вспомогательные операции, которые в среднем составляют более половины продолжительности всего рабочего цикла. В строительстве применяют также копры на гусеничном ходу, изготовленные на базе одноковшовых экскаваторов. Для работы в особых условиях отдельные узлы копров могут быть существенно изменены. Так, для работы в котлованах большой протяженности применяют специальные мостовые копры в виде стальной фермы, передвигающейся на тележках по рельсам, уложенным на противоположных бровках котлована. Поворотная платформа в этом случае заменяется перемещающейся вдоль мостовой фермы тележкой. В промышленном и гражданском строительстве широко применяют копровое оборудование, навешиваемое на различные базовые машины (тракторы, автомобильные краны, одноковшовые экскаваторы). Отечественная промышленность выпускает копровое оборудование для работы со сваями длиной 3...12 м. Копровое оборудование на базе тракторов класса 100 кН автономно по энергообеспечению, маневренно на строительной площадке, надежно в эксплуатации. Его недостатком являются большие затраты времени на маневровые движения трактора при установке сваи в заданную точку свайного поля. Мачту располагают сбоку (боковая навеска) (рис. 5.2), сзади или спереди трактора (фронтальная навеска). По сравнению с фронтальной боковая навеска улучшает обзорность рабочей площадки, позволяет повысить производительность оборудования, исключив в некоторых случаях, особенно при линейном однорядном расположении свай, непроизводительные маневровые движения машины при переходах к новому рабочему месту. Навесное оборудование на базе автомобильных кранов применяют при малых рассредоточенных объемах свайных работ и необходимости быстрого перебазирования (пробные сваи при инженерно-геологических исследованиях, строительство линий электропередач, трубопроводов большой протяженности и др.). Машины и оборудование для бескопрового погружения свай. Анализ работы копров и копрового оборудования показывает, Рис. 5.3. Последовательность операций бескопрового погружения пирамидальных свай что последние поддерживают сваю только в начальный период ее погружения, примерно на '/4 ее длины. На дальнейший процесс это оборудование уже не оказывает влияния. Разработаны и испытаны способы бескопрового погружения свай. В случае пирамидальных, суживающихся книзу свай, сначала бурильной машиной (ямобуром) / отрывают лидерную скважину (рис. 5.3, а) глубиной, равной '/4 длины погружаемой сваи. Далее специальный наголовник 4, подвешенный к крюку крана 2, закрепляют на погружателе 3, вместе с ним подводят к голове сваи и закрепляют на ней конический хвостовик наголовника 5 (рис. 5.3, б). Краном поднимают сваю с погружате-лем и устанавливают ее в лидерную скважину (рис. 5.3, в). Поддерживая в таком положении погружатель, производят погружение сваи на заданную глубину (рис. 5.3, г), после чего наголовник отсоединяют от сваи и перемещают на новое рабочее место. Порядок выполнения работ бескопрового погружения призматических свай с использованием сваеустановщика /, оборудованного захватным устройством, и крана 2 представлен на рис. 5.4. После заглубления сваи 5 на '/4 ее длины она освобождается от сваеустановщика, который перемещается к другой свае. Как и прежде, до конца погружения сваи погружатель 3 поддерживается краном через наголовник 4. Свайные молоты. Как уже отмечалось, свайные молоты применяют для погруже-. ния свай в грунт ударом. Свайный молот включает в себя как обязательные части ударник, (падающую или ударную часть) и наковальню, или шабот (неподвижную часть, жестко соединенную с головой сваи). Кроме того, в состав свайного молота вхо- Рис. 5.4. Последовательность операций бескопрового погружения призматических свай: а—установка сваи, б—монтаж наголовника с погружателем. в — погружение сваи Рис. 5.3. Последовательность операций бескопрового погружения пирамидальных свай что последние поддерживают сваю только в начальный период ее погружения, примерно на '/4 ее длины. На дальнейший процесс это оборудование уже не оказывает влияния. Разработаны и испытаны способы бескопрового погружения свай. В случае пирамидальных, суживающихся книзу свай, сначала бурильной машиной (ямобуром) / отрывают лидерную скважину (рис. 5.3, а) глубиной, равной '/4 длины погружаемой сваи. Далее специальный наголовник 4, подвешенный к крюку крана 2, закрепляют на погружателе 3, вместе с ним подводят к голове сваи и закрепляют на ней конический хвостовик наголовника 5 (рис. 5.3, б). Краном поднимают сваю с погружате-лем и устанавливают ее в лидерную скважину (рис. 5.3, в). Поддерживая в таком положении погружатель, производят погружение сваи на заданную глубину (рис. 5.3, г), после чего наголовник отсоединяют от сваи и перемещают на новое рабочее место. Порядок выполнения работ бескопрового погружения призматических свай с использованием сваеустановщика /, оборудованного захватным устройством, и крана 2 представлен на рис. 5.4. После заглубления сваи 5 на '/4 ее длины она освобождается от сваеустановщика, который перемещается к другой свае. Как и прежде, до конца погружения сваи погружатель 3 поддерживается краном через наголовник 4. Свайные молоты. Как уже отмечалось, свайные молоты применяют для погруже-. ния свай в грунт ударом. Свайный молот включает в себя как обязательные части ударник, (падающую или ударную часть) и наковальню, или шабот (неподвижную часть, жестко соединенную с головой сваи). Кроме того, в состав свайного молота вхо- Рис. 5.4. Последовательность операций бескопрового погружения призматических свай: а—установка сваи, б—монтаж наголовника с погружателем. в — погружение сваи Рис. 5.5. Принцип работы паровоздушных молотов одиночного (о, б) и двойного (в, г) действия дят устройства для привода (подъема) ударной части и ее направления. Различают механические, паровоздушные, ди-/зельные и гидравлические свайные молоты. ^ Механический молот является простейшим механизмом, представляющим собой металлическую отливку массой до 5 Mr, сбрасываемую на погружаемую сваю. Отливку поднимают вдоль мачты копр^. канатом подъемной лебедки, откуда ее сбрасывают на сваю, отсоединяя от каната специальным расцепляющим устройством или отключением барабана лебедки от трансмиссии. Из-за низкой производительности (4...12 ударов в 1 мин) механические молоты применяют в основном при незначительных объемах свайных работ. \f Паровоздушный молот представляет собой пару цилиндр—поршень. В молотах одиночного действия (рис. 5.5, а) поршень 3 через шток 2 соединяется с наголовником / сваи, а ударной частью является цилиндр 4, направляемый поршнем. Под действием сжатого воздуха или пара, подаваемого в поршневую полость цилиндра от компрессорного или паросилового оборудования, цилиндр поднимается вверх, а после перекрытия впускного трубопровода и соединения поршневой полости с атмосферой (рис. 5.5, б) цилиндр падает, ударяя по наголовнику сваи. Управляют впуском и выпуском сжатого воздуха (пара) вручную, полуавтоматически и автоматически. Молоты с автоматическим управлением работают с частотой ударов 40...50 мин '. В молотах двойного действия (рис. 5.5, в) ударной частью является соединенный с поршнем боек 5, движущийся внутри направляющего цилиндра. Сжатый воздух (пар) подают поочередно в нижнюю штоковую и верхнюю — поршневую (рис. 5.5, г) полости паровоздушного цилиндра, обеспечивая тем самым подъем поршня с бойком и принудительное его падение на ударную плиту — наковальню 6 с частотой 3 с '. По сравнению с молотами одиночного действия описанные молоты более производительны при меньшем отношении массы ударной части к общей массе, не превышающем '/4, в то время как у молотов одиночного действия это отношение равно в среднем ^/з. Паровоздушные молоты используют для забивки вертикальных и наклонных свай на суше, а также под водой. Основным недостатком является зависимость от компрессорных или паросиловых установок. Гидравлический молот работает по схеме паровоздушного молота двойного действия с тем отличием, что вместо воздуха или пара в рабочий цилиндр подается жидкость, для чего сваебойный агрегат с гидравлическим молотом оборудуют насосной установкой. Для придания ударной части ускорения в момент удара к насосу подсоединяют гидравлический аккумулятор, который подзаряжается во время обратного хода поршня. Распределение подачи рабочей жидкости в различные периоды работы молота осуществляется автоматически. Гидравлические молоты развивают энергию удара от 3,5 до 120 кДж при частоте ударов 50...170 мин '. Масса ударной части составляет 210...7500 кг. Наибольшее распространение в строительстве получили дизельные молоты, работающие независимо от внешних источни- Рис. 5.6. Дизельные молоты ков энергии в режиме двухтактного дизеля. Различают дизель-молоты" с направляющими штангами — штанговые и с направляющим цилиндром — трубчатые. У штанговых д и зель-мо л о-т о в (рис. 5.6, а) две направляющие штанги 4 объединены в нижней части основанием 2, отлитым заодно с поршнем 12. Основание поршневого блока опирается на сферическую пяту / и наголовник /5. По штангам перемещается цилиндр 10, служащий одновременно ударной частью молота. В верхней части штанги объединены траверсой 7 захвата («кошки»), свободно перемещающейся по ним и подвешенной к канату 8 лебедки копра. Для запуска молота «кошку» опускают до зацепления подпружиненным крюком 6 пальца 5 ударной части, после чего ударную часть 10 поднимают, а затем рывком нажатием на рычаг 9 через присоединенный к нему канат расцепляют «кошку» с ударной частью. Последняя падает вниз, нанося удар по основанию 2 и сжимая воздух в закрытой поршнем 12 полости цилиндра. Одновременно выступающий на ударной части штырь // нажимает на рычаг топливного насоса 14, которым по центральному каналу 13 в поршне топливо с некоторым опережением конца хода подается в цилиндр, распыляясь форсункой 3 и смешиваясь с нагретым вследствие сжатия до высокой температуры воздухом. В последней фазе движения ударной части вниз вследствие дополнительного сжатия топливно-воздушной смеси происходит ее самовоспламенение. Расширяющиеся при сгорании топлива газы отбрасывают ударную часть вверх, откуда она снова падает, повторяя процесс. Молот выключают прекращением подачи топлива. Ударной частью трубчатого дизель-молота (рис. 5.6, б) служит поршень 22, перемещающийся в направляю- щем цилиндре 21. Удары поршня воспринимаются шаботом /7, герметично посаженным в нижнюю часть рабочей секции цилиндра. Молот центруют на свае штырем 16. Для пуска молота его поршень «кошкой» 20, подвешенной к канату 8, поднимают в верхнее положение, откуда его сбрасывают. При движении вниз поршень отжимает рычаг 23, которым включается насос 14, впрыскивающий из бака 19 в цилиндр порцию топлива. Последняя, смешиваясь с воздухом, стекает в сферическую выемку в шаботе /7. При дальнейшем падении поршень перекрывает канал 18, сообщающий цилиндр с атмосферой, и сжимает воздух в замкнутом уменьшающемся объеме. От удара поршня о шабот находящаяся в сферическом углублении последнего топливо-воздушная смесь разбрызгивается и воспламеняется. Расширяющиеся при сгорании смеси газы подбрасывают поршень вверх, откуда он снова падает, сжимая воздух, удаляя отработавшие газы через канал 18 в атмосферу и повторяя процесс. Останавливают молот прекращением подачи топлива. Для отвода теплоты при работе трубчатого дизель-молота его топливный цилиндр выполняют с ребристой внешней поверхностью (воздушное охлаждение) или с дополнительно примыкающими к нему секциями, соединенными в нижней части кольцевым баком, заполненным водой (водяное охлаждение). При нагреве вода циркулирует по вертикальным трубам, равномерно охлаждая цилиндр. Трубчатые дизель-молоты с воздушной системой охлаждения работают без перегрева при температуре окружающего воздуха до 30 °С, а с водяным охлаждением —до 40 °Ñ и выше. Штанговые дизель-молоты не имеют принудительного охлаждения. Поэтому в летнее время при температуре окружающего воздуха 25 °Ñ они работают с получасовыми перерывами после каждого часа работы. Штанговые дизель-молоты обладают малой энергией удара — 3.2 и 65 кДж при частоте 50...55 мин ' и массе ударной части 240 и 2500 кг соответственно. Их применяют для забивки легких железобетонных и деревянных свай в слабые и средние грунты, а также для погружения шпунта при ограждении траншей, котлованов и т. п. Трубчатые дизель-молоты применяют для забивки железобетонных свай в любые нескальные грунты. Отечественной промышленностью выпускаются трубчатые дизель-молоты массой ударной части 500...5000 кг с энергией удара 15...150 кДж при частоте ударов 43...45 мин ', в том числе для работы в условиях низких температур (до —60 °Ñ). Для запуска этих молотов при низких температурах между фланцем шабота и амортизатором вводят разъемную (из двух частей) прокладку, увеличивая тем самым рабочий ход поршня, а следовательно, и степень сжатия топливно- воздушной смеси. При этом подачу топлива сни жают до минимума. После прогрева цилиндра прокладку снимают. При работе в условиях низких температур воду сливают. Заправлять зимой систему охлаждения водой рекомендуется лишь после явных признаков перегрева—снижения высоты подъема ударной части и появления пламени в выхлопных патрубках. Для передачи ударных нагрузок свае без разрушения ее головы применяют наголовники со сдвоенным деревянным — обычно дубовым амортизатором. После износа амортизатора его заменяют новым. Забивка свай без амортизатора приводит к их разрушению (до 15...20%). Вибропогружатели и вибромолоты. Вибропогружатель представляет собой возбудитель направленных колебаний вдоль оси сваи. Соединяясь со сваей посредством наголовника 4 (рис. 5.7), он сообщает ей возмущающее периодическое усилие, которым преодолеваются сопротивления погружению сваи в грунт. Погружение сваи будет обеспечено, если это усилие вместе со статической пригрузкой больше указанных сопротивлений. В противном случае энергия вибровозбудителя будет расходоваться на упругое деформирование сваи и прилегающей к ней зоны грунта без совершения полезной работы. Возбудителями колебаний являются вращающиеся дебалансы 3 со смещенными относительно оси вращения центрами масс. Для генерирования направленных колебаний дебалансы спаривают, вращая их в противоположные стороны с одинаковой частотой и в одной фазе. Возникающие при этом центробежные силы приводятся к вертикально направленной равнодействующей (возмущающей силе), изменяющейся по синусоидальному закону. Наибольшим значениям возмущающей силы, направленной вниз, будут соответствовать положения де-балансов, показанные на рис. 5.7, а. При повороте дебалансов на 180° возмущающая сила того же значения будет направлена вверх, а при повороте на 90 и 270° она будет равна нулю. В зависимости от положения дебалансов эта сила оказывает на сваю вдавливающее или выдергивающее воздействие. За счет дополнительной статической пригрузки от силы тяжести сваи и вибропогружателя вдавливающее воздействие будет увеличиваться, а выдергивающее — уменьшаться. Если статическая пригрузка будет равна или больше амплитуды возмущающей силы, то равнодействующая этих сил будет приводиться только к вдавливающему усилию. По мере погружения сваи и роста в связи с этим сил сопротивления на граничных с грунтом поверхностях интенсивность погружения сваи падает и при определенных условиях дальнейшее ее погружение невозможно, что означает полное исчерпание энергетических возможностей вибропогружателя. Для увеличения амплитуды возмущающей силы вибропогружатели изготовляют многодебалансными, состоящими из нескольких пар дебалансов. Обычно дебалан-сы выполняют заодно с зубчатыми колесами 2, являющимися последней парой в передаче движения дебалансам 3 от двигателя / и синхронно вращающимися в противоположные стороны. Двигатели соединяют корпусом с вибровозбудителем жестко (рис. 5.7, а) или через пружинные амортизаторы 5 (рис. 5.7, б). Последним решением снижаются вредные воздействия вибрации на электродвигатели. Частота вибрации у вибропогружателей, выполненных по первой схеме, не превышает 10 Гц (низкочастотные вибропогружатели), а у вторых ее минимальное значение составляет 16,6 Гц (высокочастотные вибропогружатели). Как частоты, так и эксцентриситет у этих вибропогружателей можно изменить соответствующей настройкой, что позволяет выбирать оптимальные режимы их работы в зависимости от грунтовых и других условий. Вибропогружатели обоих типов оборудуют дистанционным пультом управления с пусковой, регулирующей и защитной ап- Рис. 5.7. Низкочастотный (а) и высокочастотный (б) вибропогружатели паратурой. В пределах своего назначения — погружения свай и шпунта в песчан- ные и супесчаные водонасыщенные грунты — вибропогружатели в 2,5...3 раза производительнее свайных молотов, они удобны в управлении, не разрушают погружаемых ими строительных элементов. К недостаткам относятся ограниченная область применения и сравнительно небольшой срок службы электродвигателей из- за вредного влияния вибрации. Вибромолоты отличаются от вибропогружателей видом соединения корпуса вибровозбудителя с наголовником 6 (рис. 5.8). Это соединение выполнено через пружинные амортизаторы 5, которые позволяют корпусу вибровозбудителя совершать большие размахи, отрываясь от наголовника и ударяя бойком 3 по наковальне 4 Рис. 5.8. Принципиальная схема устройства вибромолота при обратном движении. Обычно вибромолоты изготовляют бестрансмиссионными, сажая дебалансы 2 непосредственно на валы двух синхронно работающих электродвигателей, статоры которых установлены в едином корпусе /. Оптимальный режим работы вибромолотов зависит как от соотношения параметров вибровозбудителя, так и от размера зазора между бойком и наковальней, который устанавливают на заводе-изготовителе на специальном стенде. Для сообщения свае большой энергии удара пружинные амортизаторы подбирают так, чтобы один удар бойка о наковальню приходился на два, три и т. д. оборота дебалансовых валов. Важной особенностью работы вибромолотов является их способность к самонастройке — повышению энергии удара с увеличением сопротивления погружению сваи. Это объясняется тем, что с ростом сопротивлений уменьшается податливость сваи (увеличивается ее жесткость), чем определяется более высокая скорость обратного хода (после удара) и последую- щего прямого движения (вниз). Выпускаемые отечественной промышленностью вибромолоты характеризуются энергией удара до 3,9 кДж при массе ударной части до 2850 кг. Если наголовки перемонтировать, то вибромолот может быть повернут на 180° для нанесения ударов снизу вверх. В такой компоновке вибромолоты используют как виброударные выдергиватели свай и шпунта.

Инженерно-Технический Факультет

Специальность – Промышленное и Гражданское Строительство на тему: “Сваиные фундаменты” студент 3 курса 2 группы Лихов З.Р. г.Нальчик – 1998г.

works.tarefer.ru

Современные методы устройства свайных фундаментов

В нашей стране из года в год увеличивается объем свайных работ. С помощью созданного оборудования механизируются технологические операции, связанные с погружением свай, и таким образом обеспечивается комплексная механизация этого вида работ в строительстве.

Совершенствование конструкций копровых машин и установок развивается по следующим основным направлениям: полная механизация выполняемых процессов; высокая сменная производительность работы машин и механизмов; повышение уровня автоматизации с возможностью применения программного управления работой машин; повышение долговечности и надежности работы машин; безопасное выполнение технологических операций.

Процесс забивки свай состоит из следующих операций: перемещение сваебойной установки к месту погружения очередей свай; установка и выверка; подтаскивание и подъем сваи с установкой в плане в проектном положении; забивка сваи; измерение величин погружения сваи.

Трудоемкость и продолжительность перемещения, установки и выверки сваебойной установки зависят от ее конструкции. Универсальные металлические копры башенного типа, установленные на Платформах, передвигающихся на колесах по рельсам, имеют большую грузоподъемность и большую собственную массу (до 20 т). Монтаж и демонтаж этих копров и устройств для них рельсовых путей являются весьма трудоемкими. Поэтому их применяют для забивки свай длиной более 12 м при большом объеме свайных работ на объекте.

Наиболее распространенное в промышленном и гражданском строительстве — сваи длиной 6-10 м забивают с помощью самоходных сваебойных установок, изготовленных на базе кранов, тракторов, автомашин и экскаваторов. Эти сваебойные агрегаты весьма маневренны и имеют механизмы для вывертывания стрелки, что упрощает их установку и выверку.

Подтаскивание и подъем железобетонной сваи является трудоемкой операцией, требующей значительного внимания. При забивке длинных свай универсальным копром рекомендуется включить в комплект механизмов автомобильный кран, который поддерживает сваю за нижнюю скобу, постепенно приближаясь к копру. В это же время голова сваи поднимается за верхнюю петлю подъемным устройством, имеющимся на копре.

Современные сваебойные установки имеют специальные устройства, механизирующие процесс подтаскивания и подъема свай, а также установку головы сваи в наголовнике.

Эффективность операции забивки свай, в основном, зависит от типа свайного молота и прежде всего — от правильного определения соотношения между его массой и массой сваи, а также от соответствия системы молота характеру грунта и воздействия его на голову сваи.

На наших стройках широко используют различные типы копров и копровых установок, многообразные виды паровоздушных, дизельных и вибрационных молотов и погружателей и другого оборудования, связанного с устройством свайных фундаментов.

Механические молоты из-за низкой производительности (10- 15 ударов в минуту) применяют лишь при небольших объемах свайных работ.

Паровоздушные молоты бывают простого и двойного действия. Молоты простого действия имеют массу ударной части от 1,25 до б т, число ударов в минуту у большинства моделей этих молотов не превышает 30.

Паровоздушные молоты двойного действия выпускают различных норм, отличающихся между собой по конструкции.

У большинства паровоздушных молотов двойного действия ударной частью является поршень.

Молот двойного действия может производить более 200 ударов в минуту. Число ударов можно регулировать автоматически. С помощью молотов двойного действия забивают сваи в грунты различной плотности в вертикальном и наклонном положениях.

Широко применяемые дизель-молоты, по сравнению с паровоздушными молотами, отличаются более высокой производительностью, простотой конструкции, автономностью действия и более низкой стоимостью.

На стройках применяют штанговые и трубчатые дизель- молоты. Ударная часть штанговых дизель-молотов — подвижный цилиндр, открытый снизу и перемещающийся в направляющих штангах.

В трубчатых дизель-молотах неподвижный цилиндр, имеющий молот, является направляющей конструкции. Ударная часть молота — подвижный поршень с головкой.

Главное преимущество дизель-молота трубчатого типа, по сравнению со штанговыми дизель-молотами, состоит в том, что при одинаковой массе ударной части он обладает значительно большей (в 2-3 раза) энергией удара. Так, для забивки свай длиной 8-10 м рекомендуется принимать следующее отношение массы ударной части молота к массе сваи: 1,25 при штанговых и 0,7 при трубчатых дизель-молотах.

При вибрационном методе сваю погружают с помощью вибрационных машин, оказывающих на сваю динамические воздействия. Эти воздействия позволяют преодолеть сопротивление трения на боковой поверхности сваи, лобовое сопротивление грунта, возникающее над острием сваи, и погрузить сваю на проектную глубину.

Более универсальным является виброударный метод погружения сваи при помощи вибромолотов, которые по виду привода разделяются на электрические, пневматические, гидравлические и вибромолоты с двигателем внутреннего сгорания.

 копры для свайных работ

fix-builder.ru

устройство и проектирование верхней части основания

Свайный фундамент на железобетонных опорахФундаментные конструкции с использованием различных типов свай становятся все более востребованными в различных направлениях строительства. Конструкция свайных фундаментов позволяет не только получить существенную экономию и упростить технологию монтажа.

В некоторых случаях (при определенных свойствах грунта) она может быть единственно возможным вариантом, способным эффективно выдерживать расчетные нагрузки.

Типы применяемых свай

В зависимости от назначения фундамента, геологических условий в месте монтажа, нагрузке, которой он будет подвергаться, основными элементами могут стать сваи различной конструкции:

  • Забивные сваи применяются в основном в промышленном строительстве. Технология монтажа основана на применении вибровдавливающей техники,  молотов или других аналогичных механизмов, при этом выемка грунта под сваи не осуществляется. Именно технология и сформировала достаточно высокую стоимость такого фундамента, кроме того, для монтажа должна быть оборудована просторная площадка и основательные подъездные пути.

В качестве несущих элементов применяют чаще всего железобетонные сваи, допускается применение и металлических конструкций, очень редко используют дерево (связано с недолговечностью такого фундамента).

  • Разновидность забивных конструкций — сваи оболочки. Устройство свайных фундаментов по такой технологии предполагает вдавливание основного элемента с частичным извлечением грунта. В  дальнейшем осуществляется бетонирование образовавшейся полости.
  • Буронабивные сваиОдним из самых простых  способов считается устройство буронабивных свай. Может применяться и в частном домостроении (если не требуется значительная глубина заложения фундамента, вполне можно выполнить работы без привлечения специальной техники). Для закладки фундамента бурят скважины необходимого диаметра, иногда выполняют их  обсадку металлической трубой для усиления прочности и надежности конструкции (но применяется этот прием достаточно редко). Полученные скважины бетонируются, при этом можно применять дополнительное армирование, все зависит от предполагаемой нагрузки на элемент. Поэтому, прежде чем спроектировать свайный фундамент, необходимо иметь информацию не только об особенностях геологического строения почвы, но и полную информацию о будущем здании.
  • В последнее время все более популярен свайно-винтовой фундамент. Основной несущий элемент представляет завальцованную в нижней части стальную трубу, на которой закреплены лопасти (по аналогии с обыкновенным буром). Для обеспечения надежности и высокой прочности необходимо применять только толстостенные трубы, а повысить долговечность конструкции можно путем обязательной антикоррозийной обработки свай. Монтаж несущих элементов осуществляется путем вкручивания сваи в грунт. При этом если речь идет о небольших частных постройках, вполне можно этот процесс выполнить самостоятельно при помощи простейших приспособлений. Применение специальной техники целесообразно только при существенных объемах.

Расположение свай

Проектирование и конструирование фундаментов на сваях очень серьезный процесс. Поэтому должен выполняться только профессионалом, который сможет оценить все факторы, которые повлияют на выбор типа свай и схему их расположения.

В различных случаях сваи могут располагаться в конструкции по следующим алгоритмам:

  • Самый простой и традиционный способ, применяемый в малоэтажном строительстве — сваи располагаются в один ряд под конструкциями несущих стен и перегородок. В обязательном порядке несущие элементы должны монтироваться по углам здания, в местах сопряжения конструкций.
  • Свайный фундамент для домаДля мощных стеновых конструкций могут применяться разнообразные многорядные схемы установки свай (2-3 ряда, в шахматном порядке), все зависит от расчета нагрузок.
  • Если конструкция здания предполагает наличие несущих колонн, то под них закладываются так называемые кусты свай, способные выдержать все возникающие усилия. В некоторых случаях такие конструкции могут применяться и на проблемных грунтах,  с различной степенью насыщения влагой.
  • Для небольших по весу металлических конструкций или отдельных опор, допускается применение единичных свай.
  • В промышленном строительстве, особенно если речь идет о высотных зданиях с малой площадью, применяют создание свайных полей.

В проекте фундамента должны быть определены все технические характеристики несущих элементов (сечение, длина, материал, глубина заложения и схема размещения).

Распределение нагрузок

Конструкция верхней части свайного фундамента должна обеспечить равномерное распределение нагрузок на все несущие элементы. Чаще всего для этой цели применяют устройство ростверка, обвязки, соединяющей все сваи в единую конструкцию.

Фундамент на винтовых сваяхВсе применяемые виды ростверков можно классифицировать по нескольким признакам.

По глубине заложения различают:

  • Низкий — частично заглублен в почву.
  • Повышенный — расположен на уровне грунта.
  • Высокий — опирается только на сваи.

Первые два типа передают часть нагрузки на почву, а третий работает только в связке со сваями.

Для монтажа ростверка можно применять следующие материалы:

  • Сборный железобетонный ростверк применяется в основном на крупных строительных объектах, требует применения подъемной техники.
  • Монолитный железобетонный ростверк может применяться и в частном домостроении. Технология возведения аналогична устройству ленточного фундамента — устанавливается опалубка, выполняется армирование и заливка бетонной смесью.
  • Металлический ростверк монтируется из швеллера или двутавровых балок, достаточно часто применяется в фундаментах на винтовых сваях.
  • Ростверк из деревянного бруса чаще всего можно увидеть при стенах из нетяжелых материалов (газосиликатные блоки, ракушняк). Применяется в каркасных и рубленых строениях, хотя в этих случаях функции ростверка может выполнять нижняя обвязка стены или первый венец сруба.

Свайные фундаменты применяются достаточно широко, главное выполнить правильный расчет конструкции, это будет залогом надежности.

opalubok.ru

Фундамент свайный. Технология устройства свайного фундамента | Сметное дело

Технология устройства свайного фундамента.

Если сравнивать технологию устройства столбчатого фундамента, которая требует рытье ям с откосами, устраивать опалубку, потом засыпать пазухи, то технология буронабивного свайного фундамента более технологична. Он в общем виде предполагает бурение скважины расчётного диаметра, установка в нее арматуры и заливку в созданную скважину бетона. Большой плюс этого варианта заключается в том, что бурение скважины может выполняться ручным строительным буром.

Давайте рассмотрим эту технологию более подробно.

Бурение скважин.

Количество основных буронабивных свай (по периметру здания) определяется исходя из веса будущего дома вместе с эксплуатационной нагрузкой. Параметры внутренних свай определяются исходя из нагрузок создаваемых полом, перегородками, кровлей и эксплуатационными нагрузками.

Строительный бур

При расчёте следует помнить, что максимальный диаметр ручного бура, которым можно пользоваться вручную, составляет 300 мм, такие буры имеются в свободной продаже в большом ассортименте. Длина штанги буров регулируется, что позволяет выполнять скважины до 5 метров и более. Режущие лопасти бура расположены таким образом, чтобы прикладываемое усилие при бурении были минимальны. Сейчас промышленно выпускаются строительные буры для ручного бурения с устройством значительного уширения нижней части скважины. При этом образуется опорная пята для сваи, что позволяет значительно сократить количество свай и, как следствие, экономить бетон.

Примечание. Если у вас возникла необходимость в бурении скважин диаметром 500-600 мм, прикладываемое для этого усилие довольно велико. Для бурения таких скважин промышленностью выпускаются электрические и моторизированные буры. Например, ям-бур электрический, применяемый для бурения скважин под установку высоковольтных линий, позволяет получать скважины диаметром до 1 м и глубиной до 4 м. Также существуют буровые машины на базе автомобилей, колесных тракторов.

Бетонирование и армирование свай.

Ниже рассмотрим как выполнить бетонирование и армирование буронабивных свай, устройство ростверка на буронабивных сваях

После того, как скважины пробурены, следует изготовить из рубероида «трубы» по диаметру скважины и длиной на 200-300 мм больше, чем глубина скважины.

Верхнюю часть «трубы» следует делать из 2-3 слоёв рубероида и стянуть их мягкой стальной проволокой. Эта часть будет служить опалубкой. Затем аккуратно «труба» вставляется в скважину.

Армирование и опалубка сваиОпалубка и арматура для буронабивной сваи

Если в скважине на дне имеется вода в небольшом количестве, то не стоит обращать на это внимание, но если же её более 1/4 глубины скважины, то следует перед заливкой бетона её откачать.

Если не применять такую «трубу», то это может привести к отрицательным результатам, влияющим на прочность столбов фундамента:

  1. при схватывании бетона и набора его прочности большое значение имеет наличие «цементного молочка» в бетонной массе, а оно легко может уйти в грунт и проектной прочности не получить;
  2. при промерзании грунта, силы морозного пучения будут намного сильней действовать на шероховатые стенки сваи, полученной при заливке бетона в скважину без «трубы», чем более гладкие с применением «трубы».

Когда скважина готова, для повышения прочности столбов необходимо сделать самый простой и не дорогой пространственный арматурный каркас. Достаточно 3-х вертикальных прутков Ø 6 мм из арматуры, скреплённых между собой через 500-600 мм поперечинами. Для соединения столбов с ростверком вертикальные стержни необходимо вывести выше заливаемых свай на высоту, равную высоте ростверка минус 2-3 см.

Следует отметить, что при пучинистых грунтах ростверк должен «висеть» на сваях на высоте 150-200 мм от поверхности грунта, для чего и делается выступающая из земли свая (пучение грунта, может достигать 15 см во влагонасыщенных грунтах).

Высокий ростверк

После установки каркаса в скважину подается бетон слоями (40 – 60 см), при этом производится его уплотнение с помощью вибраторов.

Схема установки арматуры

Устройство ростверка

Ростверк по сваям выполняется, как из сборных железобетонных элементов (балок), так и монолитным.

Сборный и монолитный ростверк

Примеры сопряжения головок круглых набивных свай со сборным и монолитным ростверком: а – сопряжение элементов железобетонного сборного ростверка (балки, перемычки) с головкой набивной сваи; б – сопряжение монолитного железобетонного ростверка (пояса) с головкой набивной сваи. 1-набивная свая, 2-армированный оголовок из монолитного бетона, 3-сборный железобетонный ростверк, 3(штрих)-монолитный железобетонный ростверк, 4-монтажный стык между сборными элементами ростверка (выполняется мелкозернистым бетоном М200), 5-армированный стержень d 18-22 мм с приваренным к нему коротышем (обрезком) 20-25 см, арматура d 18-22 мм, 5(штрих)-арматурные стержни сопряжения оголовка сваи с монолитным ростверком, 6-полость сваи (заполняется бетоном), 7-стальная закладная деталь с приваренной пластиной.

Рекомендуемые параметры ростверков для легких домов следующие:

  • высота — не менее 300 мм;
  • ширина при однорядном расположении свай принимается равной ширине цоколя, а при отсутствии цоколя — толщине стен первого этажа, но не менее 400 мм.

Внимание! Пересечение (разрезание) ростверка санитарно-техническими и другими трубопроводами не допускается. Отклонение центров свай от вертикального положения (проверяется строительным отвесом) после погружения или бетонирования не должно быть более 5см.

При монтаже сборных элементов ростверка особое внимание следует уделить их закреплению на оголовке свай. Для этого, в процессе заполнения полости набивной сваи бетонной смесью М200 бетонируют вертикально Т-образный арматурный стержень 5. На оголовок сваи укладывают горизонтально другой арматурный стержень. Длина его должна быть равна ширине сваи с приваренными с обеих сторон пластинками-ограничителями. Высота их должна быть достаточной для захвата сваи и монтируемого элемента ростверка. Затем монтажный стык 4 бетонируют, а коротыши вертикального стержня 5 приваривают к монтажным петлям ростверка, используя арматурные стержни необходимой длины.

В случае замены сборной балки ростверка на сборные железобетонные несущие перемычки их необходимо между собой закрепить сваркой посредством арматурных стержней или связать проволочной скруткой.

После устройства ростверка все стыки и швы заполняют мелкозернистым бетоном или цементным раствором. Перед возведением стен дома проверяют отметки верхних плоскостей ростверка и при необходимости выравнивают цементным раствором под один монтажный горизонт (горизонтального уровня с одинаковыми отметками). Для этого в отсутствие нивелира можно воспользоваться водяным уровнем. Окончательную проверку прямоугольности плана и размеров ростверка выполняют измерением его диагоналей и сторон.

Ограничения в применении свайного фундамента.

Есть у свайных фундаментов и недостатки, точнее ограничения, препятствующие применению, а именно:

  • свайные фундаменты плохи в горизонтально-подвижных грунтах (к ним относятся набухающие, просадочные грунты, характерность грунта можно определить толко лабораторными исследованиями, для чего понадобится производить детальное геологическое исследование) из-за недостаточной устойчивости к опрокидыванию — в этом случае требуется устройство жесткого железобетонного ростверка;
  • при устройстве свайных фундаментов возникают сложности с устройством цоколя. Необходимо заполнять пространство между сваями (выполнить забирку) аналогично как в конструкции столбчатого фундамента. А это дополнительные затраты сил и средств.

Стоимость строительства свайного фундамента.

Свайный фундамент загородного дома может быть выполнен из различных материалов, в зависимости от них и варьируется цена свайного фундамента.

Ориентировочная цена фундамента из буронабивных свай:

  • для дома 6 * 6 от 9000грв или 1150дол. США;
  • для дома 6 * 9 от 14000грв или 1800дол. США;
  • для дома 9 * 12 от 26000грв или 3300дол США.

Примеры применения свайного фундамента в частном строительстве.

Пример 1. От частного застройщика был получен заказ на разработку проекта коттеджа в 2 этажа с кирпичными стенами. По результатам геологических исследований было установлено, что верхний слой грунта (на глубину 2 – 3 м) представляет из себя илистые грунты с включениями торфа. Ниже шел слой плотных песков. Из-за не способности илистых грунтов нести расчетные нагрузки устроить ленточный или столбчатый фундаменты не представлялось возможным. Разработчик предложил вариант свайного фундамента. При этом сваи (сваи-стойки) должны опираться на песок. Сваи погружались через илистые грунты в плотный песок на глубину 0,5-1,0 м.

Получился надежный и долговечный фундамент.

Пример 2. При заказе проекта дачного дома одним из требований заказчика было предусмотреть в нем минимальные расходы строительных материалов на возведение фундамента. Геологические исследования показали, что существующие грунты в состоянии нести нагрузку от дома в вариантах ленточного или столбчатого фундаментов и даже с запасом.

Исходя из требований заказчика, был предложен вариант буронабивных свай, что и было реализовано. В результате получен качественный, долговечный фундамент при значительной экономии бетона и минимальных объемах земляных работ.

www.bizsmeta.ru