После основного монтажа крыша нуждается в косметическом ремонте – аккуратной отделке свесов (выступающей за стены нижней части). Делать это вовсе не обязательно, многие не подшивают эту часть дома по многим соображениям, как финансовым, так и причинам технологического характера.
Но есть серьезный аргумент в пользу проведения окончательных косметических мероприятий с кровлей — опасность, что сильные порывы ветра просто сорвут покрытие. Да и вся «начинка пирога» на виду – гидроизоляция, утеплитель, стропила — некрасиво смотрится, говорит о незавершенности кровельных работ. Обшивка свесов крыш выполняется для защиты стен, фундамента от атмосферных осадков. На заключительном этапе, когда все кровельные работы – завершены, наружные стены – утеплены. Краткое содержимое статьи: Финишная косметическая отделка крыш выполняются в двух вариантах: Карнизный свес осуществляет подачу свежего воздуха в полости кровли, пространство чердачного помещения. При плотной забивке, неправильном монтаже — не будет вентилироваться «кровельный пирог», начнет скопляться влага. Полное отсутствие обшивки вызывает проблемы серьезного характера: Отделка свесов карниза всегда делается не сплошная, а вентилируемая!
Боковая часть ската кровли образует наклонный фронтонный свес. В процессе подшивки заботимся о герметичности, чтобы сильный порывистый ветер не загнал снег, капли дождя на доски, в пространство между ними, выступающей наружу обрешетки. Намокнувший утеплитель перестанет хорошо сохранять тепло. Поврежденная гидроизоляция не сможет полноценно выполнять свои функции. Видимые торцевые части конструкции называются «кромками». Часто комплектующие находятся в комплекте с кровельными материалами, их не нужно самостоятельно изготавливать. Свесы имеют открытые участки, нуждающиеся в защите, аккуратном оформлении: До подшивки карниза ровно, сохраняя расстояние, обрезаются все выступающие концы стропил, кобылок. Скрепляются доской для обвязки, поверх которой прибивается лобовая. Обычно последний элемент крепления – металлический, но может быть деревянным, обработанным специальным защитным составом. На лобовой доске монтируется водосточный желоб вдоль карниза. При оформлении фронтонного свеса выравниваем выступающие части обрешетки. К кромкам, брусу конька прибиваем торцевую доску, которая на финише прикрывается отделочным кровельным материалом. На фото можно увидеть популярные виды обшивки крыш с применением разнообразного материала. Всё многочисленные существующие варианты отделки в конечном итоге сводится к двум способам оформления: Прямая подшивка свесов крыш – менее хлопотная, наиболее легкая. Важно, чтобы кромки стропил были общие, кровля имела малый уклон. Заделка — по торцам обрешетки. Подшивка свесов крыши: варианты обшивки и техника выполнения. Кровля подшивка
Подшивка крыши - инструкция по монтажу своими руками (80 фото)
Разновидности подшивки кровли
Процесс подшивки
Отделка незакрытых элементов
Технология
При крутом скате выполняется горизонтальное оформление кромок. Сооружается деревянный короб, который прикрепляется к торцам стропил, к поверхности стены. С помощью брусков этой конструкции, закрепленных на разной высоте, делают уклон для стекания воды.
В процессе подшивки фронтонного свеса игнорируем оформление карниза. На торцы обрешетки прикрепляем брусы, по которым делаем отделку.
Каждый мастер, работая с кровлей, имеет свое понятие о том, как это делать правильно. Какой вид работ выполнять на объекте. Что лучше всего использовать в той или иной ситуации.
Современный строительный рынок предлагает следующий набор материала для обшивки крыш:
В процессе подбора материала учитываем стиль оформления дома. Темное дерево, которым утеплялись внешние стены, не будет гармонировать с белоснежной вагонкой, используемой в отделке свесов! Важна разумная контрастность.
Все материалы продаются по метражу – в расчет принимается 1 кв.м. В процессе принятия решения об отделке кровли отталкиваемся от финансовых возможностей.
Самый дешевый простой вариант – обшивка свесов доской, обработанной специальным антисептическим составом. Чуть дороже – оформление деревянной вагонкой. Не менее популярна подшивка крыши водостойким сайдингом.
Дорогой, элитный вариант – отделка свесов софитами. Отделка фанерой, профнастилом – чуть дешевле.
Работа с софитами — наиболее легкий способ подшить крышу своими руками без привлечения специалистов. Этот материал специально предназначен для оформления свесов, сконструирован под этот вид работ.
Софиты изготавливаются из меди, стали, алюминия, пластика (винила). Имеют различную расцветку. Бывают:
Софиты удобны тем, что их можно подобрать на любой вкус, оформить ими любой дом. Работа с ними не вызывает сложностей. Планки просто нарезаются, закрепляются, собираются как конструктор. В результате крыша смотрится красиво, элегантно, стильно.
Работа с софитами доставляет истинное удовольствие мастерам своего дела. Простота сборки привлекает многих непрофессионалов к процессу активного их использования. На основе популярных ошибок, совершаемых ими дадим ряд полезных рекомендаций:
Таким образом, оформляя свой дом, делая косметический ремонт, нужно разумно подойти к выбору строительного материала. Не покупать, например, слишком тонкую вагонку или неподходящую по техническим параметрам струганую доску.
При отсутствии опыта лучше не учиться на своих ошибках самому, привлекать к процессу оформления специалистов своего дела – строителей, архитекторов, дизайнеров. Только так можно сделать своё жилище модным, стильным, элегантным, а не испортить дорогой строительный материал.
landshaftdizajn.ru
Подшивка свесов крыши осуществляется по нескольким причинам. Одна из основных — это эстетичный внешний вид, так как отсутствие софитов придает общей картине некоторую незавершенность, и оттого конструкция недостаточно аккуратно.
Подшивка крыши софитом
Производители современных строительных материалов позаботились о том, чтобы максимально облегчить процесс обустройства этого участка крыши. Если ранее для закрытия нижнего пространства свесов использовались различные подручные материалы, такие как влагостойкая фанера, обрезки досок, сайдинга или вагонки, то сегодня в продаже можно найти специальные профилированные листы определенных размеров, а также необходимые фурнитурные элементы к ним. Благодаря простоте монтажа таких деталей, их под силу установить даже не очень опытному мастеру, который умеет работать с простейшими строительными инструментами. Потребуется всего лишь шуруповерт, электрический лобзик или ножницы по металлу, в зависимости от материала изготовления софитов.
Естественно, выполняя этот вид работ, необходимо соблюдать соответствующие меры предосторожности, так как основной процесс будет проходить на высоте.
Содержание статьи
Слово «софит» переводится с итальянского языка («sofitto»), как «потолок». Эти детали представляют собой панели, изготовленные из металла, дерева или пластика, и предназначаются для подшивки карнизных и фронтонных свесов крыши, а также других горизонтальных поверхностей. По выполняемым функциям их можно сравнить с такими популярными сегодня материалами, как сайдинг или вагонка. Однако, эти панели имеют ряд отличий, которые учитывают область их применения. И одно из них — это их ширина, которая может доходить даже до 800 мм.
Софиты подразделяются на типы по различным критериям:
— по особенностям конструкции;
— по материалу изготовления;
— по области применения.
По своему конструктивному строению софиты бывают трех видов — это перфорированные, частично перфорированные и полностью закрытые.
Перфорация софитных панелей создает условия для полноценной вентиляции подкровельного пространства, что необходимо для предотвращения скопления сырости со всеми ее негативными последствиями
Перфорированные панели отлично защищают пространство под свесами от проникновения в эти полости под кровлей птиц и насекомых (например, ос), так как отверстия имеют совсем небольшой диаметр.
Свесы, подшитые частично перфорированными панелями.
Фронтонный свес, подшитый неперфорированными панелями.
Вертикальные стенки вдоль карниза, подшитые неперфорированными софитными панелями.
Все, кроме деревянных самодельных панелей-софитов, как пластиковые, так и металлические, имеют специальные замки, с помощью которых они закрепляются на свесе и соединяются между собой. После того как софиты будут состыкованы и зафиксированы на обрешетке свеса, замков видно не будет.
Замковые соединения на стандартных софитных панелях.
Стандартные размеры виниловых и металлических софитных профилированных панелей могут варьироваться по ширине от 300 до 800 мм, а их длина обычно составляет 3050 мм.
Если работы по подшивке будут производиться самостоятельно, то необходимо учесть, что чем шире выбрана панель, тем быстрее можно провести монтаж софитов на место.
По материалу изготовления, как говорилось выше, готовые софиты могут подразделяться на пластиковые и металлические (стальные, алюминиевые и медные) варианты. Иногда пускают в дело и натуральную древесину. Чтобы определиться с выбором панелей-софитов по материалу изготовления, стоит рассмотреть их характеристики подробнее.
Пластиковые софиты изготавливаются из того же по составу материала, что и виниловый сайдинг для отделки стен фасадов.
Недорогие и весьма практичные виниловые софиты
Заявленный производителем срок эксплуатации такого пластика в уличных условиях составляет 30 и более лет, что, согласитесь, очень немало. За ним легко ухаживать — достаточно периодически очищать его от пыли. Материал не требует окрашивания, так как имеет постоянный цвет — краситель вводится в структуру винила еще на стадии производства самого пластика. В специализированных магазинах представлен широкий ассортимент цветовой гаммы панелей, что позволяет выбрать тот, что будет гармонировать с оттенками фасадной окраски и с цветом кровли. В продажу панели поступают в упаковках по 16÷22 шт.
К преимуществам пластиковых софитов можно отнести их следующие характеристики:
К группе металлических софитов относят панели, изготовленные из алюминия, стали и меди. Однако, самыми востребованными из металлических панелей являются стальные как наиболее доступные. Второе место занимает алюминий, а после него уже идет медь, но отнюдь не из-за низкого качества, а из-за высокой стоимости.
У каждого из металлических вариантов есть собственные недостатки.
Уже сказано, что самыми доступными по цене из металлических панелей являются именно стальные софиты, имеющие эмалевое защитно-декоративное покрытие. После проведения раскроя деталей для подшивки, обрезанные края требуют обработки, иначе при неизбежном воздействии влаги они станут очагами появления и дальнейшего развития коррозии.
Алюминий также может быть поврежден кислородной коррозией, и чтобы этого не произошло, его рез также необходимо обработать специальным составом.
Медь, хотя и имеет самую высокую стоимость, но тоже подвержена окислению. Поэтому материал для этих изделий часто подвергается процессу оксидирования. Правда, окисление меди не ведет к нарушению структуры. Поэтому такие изделия нередко рассматриваются, как не имеющие какого-то ограниченного срока годности.
Медные софиты в комплексе с водосточной системой.
Медные панели становятся более дорогими, в связи с тем, что их обычно приобретают в комплекте с системой водоотвода, изготовленной из того же материала.
К положительным характеристикам металлических софитов относят следующие их качества:
Достаточно часто на деревянных и каменных постройках можно увидеть свесы, подшитые досками или деревянными планками. Подобные софиты домашние мастера чаще всего изготавливают самостоятельно. Другой вариант — есть возможность их заказать в столярных мастерских.
Широкие возможности в подшивке карнизных и фронтонных свесов открываются и при использовании натурального дерева. Правда, софиты для этого придется изготавливать самостоятельно
Однако, выбирая этот материал для подшивки свесов, не стоит забывать о необходимости вентиляции. Для ее обеспечения между деревянными планками часто оставляют зазоры, а чтобы в подкровельном пространстве не смогли обосноваться насекомые, перед фиксацией узких досок на свесы закрепляется металлическая антимоскитная сетка.
Планки деревянных софитов могут быть закреплены вдоль карниза или же перпендикулярно ему. Их расположение зависит от выбора владельца дома, общего дизайна фасада и от ширины свеса крыши.
При монтаже софитных панелей потребуются дополнительные профильные элементы, которые играют не только функциональную, но и декоративную роль. Для софитов используются фурнитурные детали из комплекта, применяемого при облицовке стен и других поверхностей сайдингом или пластиковой вагонкой.
J-профиль скроет обрезанные края софитов, удержит панели в заданном положении, подчеркнёт линии границ карнизного свеса
На данной иллюстрации хорошо показано место установки финишной планки
Н-профиль — маскирует стыки панелей в тех узлах, где нет возможности использовать стандартные замковые соединения между ними
Использование Н-профиля упрощает диагональный монтаж панелей и маскирует их неровно срезанные края. Кроме того, Н-профиль необходимо устанавливать между панелями в тех случаях, когда карнизный свес имеет длину более 8000 мм. Соединительный элемент придаст жесткость конструкции и сделает ее более надежной.
F-профиль удобен для крепления софитных панелей к вертикальной поверхности стены здания
Профиль внешнего угла применяется при подшивке свесов не столь часто, но иногда, на некоторых участках, становится оптимальным решением
Кроме этого, внешний угол может быть использован в других областях облицовки, где необходимо состыковать две панели на угловой линии.
Если дом отделывается сайдингом, то для обрамления перехода от стены к софиту отлично подойдет профиль внутреннего угла
Подойдет внутренний угол и для стыковки вдоль стены панелей софитов и досок сайдинга или вагонки, используемой для облицовки стен.
J-фаска — отлично подходит для облицовкки лобовой доски, одновеременно создавая условия для креплния софитных панелей
Пример использования подобной J-фаски хорошо показан на одной из иллюстраций выше
Дополнительные фурнитурные элементы для монтажа софитов выбираются в зависимости от конструкции, которую будет иметь облицовка карнизного свеса. Иногда разные профили могут быть взаимозаменяемы. Например, вместо внутреннего угла устанавливаются два J-профиля, повернутые в разные стороны. Однако, лучше всего использовать тот профильный элемент, который непосредственно предназначен для той или иной области стыковки или обрамления панелей.
Чтобы не упустить какой-то из элементов для монтажа конструкции при покупке материала, рекомендуется заранее составить схему и измерить длину и ширину поверхностей свесов и ветровой доски. В строительном магазине по составленной схеме продавец-консультант поможет определиться с выбором размеров и формой профилей, а также с их длиной и количеством.
Как будет устанавливаться софит, зависит от ширины свеса, то есть от расстояния, которое образовалось от стены до конца стропила (или кобылки), а также, нередко, от высоты последнего.
Узкий фронтонный свес может обшиваться софитом даже без закрепления дополнительной обрешетки.
Свес значительной ширины, более 500 мм, потребует предварительного крепления дополнительных направляющих обрешетки
Варианты обшивки угловых участков карнизных свесов
Соединительные узлы софитов на углах крыши:
а) косой угол;
б) прямой угол;
1 — внешний принимающий карнизный профиль – J-профиль или же J-фаска
2 — софитная панель;
3 — два J –профиля, установленные «спина к спине», или один Н-профиль;
4 — пристенный профиль: это может быть F-профиль или J –профиль;
5 — J–профиль, как дополнительный поддерживающий элемент, монтируемый при формировании подшивки под прямым углом.
Для проведения монтажных работ по подшивке карнизных свесов необходимо подготовить следующие инструменты:
Имея эти инструменты под рукой, и умея их использовать в процессе монтажа, можно без особых проблем справиться с задачей подшивки софитов.
Сами по себе работы по монтажу софитных панелей не представляют особой сложности. Проблему может, правда, составить то обстоятельство, что основные операции придётся осуществлять на высоте.
Необходимо предусмотреть максимально удобные условия для работы на высоте, тщательно продумать необходимые меры безопасности
Поэтому профессиональные строители, перед тем как приступить к работам по монтажу водостока и обшивке свесов крыши, устанавливают по всей длине ската строительные леса. Это достаточно сложное сооружение, но позволяющее спокойно передвигаться и выполнить все работы в одиночку.
Если же нет возможности воспользоваться лесами, и работать придется с лестниц, то их потребуется две, а также придется пригласить помощника.
Итак, работы по обустройству софитов начинаются после того, как будет закончен настил кровельного покрытия крыши крыша. Первым шагом необходимо снять размеры с области свеса: потребуется узнать его ширину, длину и ширину ветровой доски с обеих сторон крыши. Если планируется обшивка фронтонных свесов или даже всего фронтона, то размеры снимаются и с него.
Согласно снятым размерам составляется схема подшивки свесов с указанием размеров и мест расположения конкретных профильных элементов. Кроме этого, сразу же необходимо определиться с элементами обрешетки. Выше было рассказано о стандартных схемах деревянной основы под монтаж софитов. Однако, некоторые мастера, с целью более высокой надежности, предпочитают усилить обрешетку дополнительными брусками. Эти элементы также включаются в схему, а затем и в смету. Схема подшивки свеса может выглядеть так, как показано на рисунке, но дополнительно нелишним будет проставить на ней размеры длины и ширины обшиваемой области. Имея схему выполнения работ, легко будет спланировать закупку материалов и точно просчитать расходы. | |
Закупив все необходимое, можно переходить непосредственно к выполнению работ. И первым шагом в этом процессе идет закрепление обрешетки. Самый распространенный способ обустройства обрешетки, даже если свес имеет ширину в 400 мм — это формирование каркаса из трех продольных брусков. Один из них закрепляется к стене с помощью дюбелей или иного крепежа на уровне нижних краев стропил, а второй фиксируется к нижним концам стропильных ног саморезами. | |
Средняя же направляющая обрешетки в различных вариантах может крепиться по-разному. Например, если длина ската небольшая, то брус, фиксируемый в средней части конструкции, может быть закреплен только по краям карнизного свеса. Если длина ската составляет более двух метров, то средний брус необходимо закрепить не только по краям ската, но и дополнительно к стропильным ногам, установив между ними отрезки бруса. | |
На углах крыши необходимо сделать усиленную обрешетку. При этом, безусловно, принимается в расчет то, каким образом будут стыковаться панели софитов — прямым или косым соединением. Если выбирается второй вариант, то необходимо будет закрепить брус от угла дома к внешнему углу свеса. На этот каркасный элемент будет закреплен Н-профиль. | |
Значительно проще обустроить обрешетку для софитов, которые будут закреплены параллельно стропилам. В этом случае, два или три бруса, в зависимости от ширины свеса, фиксируются непосредственно к стропильным ногам (или к их продолжению – кобылкам). | |
На брус обрешетки, закрепленный вдоль стены, саморезами фиксируется J-профиль (стартовый профиль). Крепление производится с шагом саморезов в 150 мм. Здесь необходимо учесть, что если стены будут обшиваться вагонкой или сайдингом, то вместо J-профиля, устанавливается планка внутреннего угла. Вместо J-профиля может быть установлен и F-профиль, который более надежно зафиксирует панель в необходимом положении. | |
На переднюю сторону каркаса может быть также установлен J-профиль. Однако, чтобы облегчить задачу, вместо него можно сразу установить J-фаску, которая закроет ветровую доску и станет опорой для передней стороны софитных панелей. Если выбран это элемент для монтажа, то сначала по верхней линии ветровой доски устанавливается финишный профиль, который будет удерживать панель J-фаски. На иллюстрации показан монтаж этих деталей на элементы обрешетки и ветровую доску. На ней можно рассмотреть: 1. Финишный профиль. 2. J-фаска. 3. Ветровая доска (причелина). 4. Деревянный элемент каркаса. Монтаж всех этих деталей осуществляется с помощью саморезов, которые вкручиваются примерно в середину продольных отверстий и не затягиваются до упора. Рекомендовано выбирать нержавеющие крепежные элементы, которые прослужат более длительный срок и не дадут пятен ржавчины на фурнитуру и софитные панели. | |
Следующим шагом идет нарезка панелей по снятым заранее размерам ширины свеса. Металлические софиты режутся с помощью ножниц по металлу. На иллюстрации показан раскрой с помощью «болгарки», но о нежелательности такого подхода при использовании стальных софитов мы уже упоминали выше. Виниловые панели легко разрежутся ножовкой с мелкими зубьями. При нарезке панелей необходимо учитывать то, что панели должны быть на 6÷7 мм меньше, чем полная ширина свеса, то есть должен соблюдаться так называемый технологический зазор. Такая величина необходима, если панели будут не задвигаться в профили с их торцевой стороны, а вставляться сначала в один, закрепленный вдоль стены, а затем в J-фаску. Кроме этого, этот зазор позволит материалу расширяться при изменении температуры окружающей среды. Необходимо отметить, что для каждого из материалов предусматривается свой температурный зазор, который указывается производителем в инструкции по монтажу софитов. Края нарезанных металлических софитов необходимо сразу обработать антикоррозийными составами, иначе коррозия со временем начнет разрушать панели, а сами они примут неприглядный внешний вид от потеков ржавчины. | |
Далее, можно переходить к установке софитов в подготовленные для них профили. Если для монтажа выбрана J-фаска, то софитные панели задвигаются в зазоры профилей. | |
Каждая из задвинутых панелей прикручивается к деревянной обрешетке через специальные продольные отверстия. Следующая устанавливаемая панель заводится в замковую часть предыдущей, то есть перекрывает кромку с отверстиями, через которые первая закреплена к обрешетке. Так монтаж продолжается до угла свеса. | |
Если удобнее устанавливать и закреплять софиты на обрешетку в профили, вставляя их сначала в направляющую, закрепленную на стене, а затем в переднюю, то этот процесс необходимо проводить очень аккуратно, так как можно легко повредить края профилей. Этот способ монтажа больше подходит для виниловых панелей, так как они обладают более высокой гибкостью и легко возвращаются в первоначальную форму после небольшого отгиба. После установки первой панели, ее сразу же прикручивают к обрешетке в двух-трех местах, в зависимости от ее ширины. Следующая панель, зацепляется за первую загнутым краем замковой части и закрывает фаску с крепежными элементами. | |
Если свес не имеет поворота на другую сторону дома, то для его боковой части из сплошной (без перфорации) софитной или сайдинговой панели вырезаются детали, которые и закрепляются на торцевой части обрешетки. Эти детали могут крепиться вертикально или горизонтально, но так, чтобы не допускалось проникновение под них на стыках дождевой воды. На иллюстрации показана лишь обрешетка для установки подобной «заглушки». | |
Если для оформления угловой зоны свеса выбран способ прямого крепления панелей, то свес одной из сторон крыши подшивается обычным способом, а на второй стороне панели закрепляются профильным рисунком перпендикулярно панелям другой стороны свеса. Если же, как показано на иллюстрации, свес имеет сложную форму, то софиты закрепляются на нем, согласно установленной обрешетке, над конструкцией которой придется подумать дополнительно, исходя из конкретных условий. | |
При желании сформировать обшивку на так называемый «косой угол» или «елочкой», необходимо в каркасной обрешетке предусмотреть брус, который устанавливается в угловой части от стены до внешнего края свеса. На этот элемент в дальнейшем будет зафиксирован Н-профиль, в который и будут установлены срезанные под углом в 45 градусов панели, формирующие прямой угол свеса. | |
С фронтонным свесом справиться гораздо проще, так как он обычно имеет небольшую ширину, и для обрамления его краев можно использовать два вида профиля — это J-профиль и F-профиль. Для стыка панелей под коньком часто используется профиль внутреннего угла. Если же фронтонная сторона крыши обшивается вагонкой, то для нее и софитов может быть использован один профиль — это внутренний угол, закрепляемый по линии пересечения скатов и фронтонной стенки. В одну сторону этого профиля вставляется панель софита, а в другую — вагонка или сайдинг. |
Чтобы свес выглядел аккуратно, то необходимо соблюдать последовательность проведения процесса монтажа. Даже небольшое отклонение или упрощение может привести к неприятным последствиям.
Придерживаясь всех правила и рекомендаций по выполнению монтажных работ, а также строго соблюдая необходимые меры по технике безопасности, вполне можно выполнить подшивку карнизных свесов софитами самостоятельно, не прибегая к услугам мастеров и экономя при этом весьма приличную сумму.
С некоторыми дополнительными нюансами подшивки свесов софитами можно ознакомиться, посмотрев рекомендуемый вниманию видеосюжет:
stroyday.ru
Надёжная подшивка свеса крыши защищает стены дома от превратностей погоды. Кроме того, в подшивке можно устроить качественную вентиляцию подкровельного пространства для обеспечения качественного и долговечного функционирования кровельного пирога. Красиво оформленные свесы являются украшением дома.
Свесом крыши называется продолжение стропильной системы на определённое расстояние за пределы стен строения. В отдельных случаях для удлинения этого элемента применяются кобылки — доски, являющиеся продолжением стропильных ног.
Свес имеет чисто практическое назначение — защиту стен от воздействия внешних факторов — дождя, града и снега.
Но, кроме функционального назначения, свес может выполнять и чисто эстетические задачи, являясь украшением строения.
Подшивка свеса производится снизу различными материалами, формируя конструкцию, опоясывающую дом со всех сторон. Для этого используются различные материалы:
Различают два вида свесов:
Скатный свес образуется за счёт продолжения кровельной конструкции за габариты дома для защиты от осадков
Фронтонный свес формируется выступами кровельного покрытия и обрешётки на торцах здания. В некоторых видах кровли его может не быть
Основополагающим документом для проектирования безопасных зданий и сооружений является Федеральный закон от 30.11.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На его основе разработаны различные документы по созданию свесов, в том числе СНиП II-26–76 «Кровли». Требования документа оговаривают правила устройства свесов различных конструкций и применяемые для этого материалы.
Этот свод правил и требований постоянно дорабатывается и изменяется в связи с появлением на рынке различных кровельных материалов.
Как уже упоминалось, назначение свесов состоит в защите стен. Поэтому чем он шире, тем лучше исполняет свою функцию. Но имеются и ограничивающие параметры — широкий свес подвергается повышенным ветровым нагрузкам, которые могут со временем расшатать его, приводя к образованию протечек в кровле.
Поэтому ширина этого элемента редко устраивается более одного метра. Для зданий в один или два этажа нормативами предусмотрена величина свеса 60 сантиметров, а для нормального устройства водосливной системы она должна быть не менее 40 сантиметров.
Кровельные свесы могут выполняться в едином стиле с другими архитектурными элементами здания, например, с козырьком над входом
Эти детали конструкции здания устраиваются различными способами:
Материал для подшивки по стропилам должен гармонировать с кровельным покрытием
Горизонтальная подшивка часто выглядит как декоративный короб
В софитах всегда имеются решётки для вентиляции подкровельного пространства
Дом с неподшитыми подвесами выглядит не эстетично, он бывает похожим на недостроенный.
Для формирования свесов применяются различные материалы:
При использовании вагонки не нужно набивать нащельники
Свесы, обшитые сайдингом, служат долго и не нуждаются в регулярном уходе
Для пошивки свесов можно выбрать профлист любого необходимого оттенка
ОСП имеет оригинальную фактуру, которую можно использовать для реализации интересных дизайнерских решений
Софиты обычно подбирают под основной цвет покрытия кровельной системы
Софиты для подшивки свесов производятся из различных материалов. Упомянутые металлические перфорированные изделия используются только для карнизов. Для фронтонов их не используют.
Металлические софиты могут производиться, кроме стали, из меди и алюминиевого проката.
Популярны также софиты из пластика. Они заметно дешевле и очень просто монтируются. Материалом для их изготовления служит поливинилхлорид или силикон. Основные размеры — длина 3 метра с разделением на три части по ширине, которая составляет 305 миллиметров.
Этот элемент конструкции здания может быть выполнен несколькими способами:
Такой способ чаще всего применяется на крышах с небольшим уклоном. Работы выполняются в таком порядке:
Расстояние до стены определяется по самому короткому выступу стропильной ноги
Указанная последовательность используется при установке досок параллельно стене. Если подшивка производится перпендикулярно, короткими обрезками, нужно предварительно закрепить опорные планки. Их устанавливают на стропилах в месте примыкания к стенам и по концам ног. Крепление планок подшивки производится саморезами.
По окончании выравнивания можно продолжать кровельные работы, а подшивку завершить уже после установки финишного покрытия.
Перед тем как сделать подшивку по стропилам, их концы нужно обязательно выровнять
Такой способ замыкания подкровельного пространства применяется при крутых скатах крыши. Для этого производятся следующие операции:
Каркас под обшивку свесов формируется из бруска 50х50 мм
Подшивку свесов по коробу можно производить обрезной доской или любыми другими материалами
При таком способе подшивки свесов и карнизов используются доборные элементы, поставляемые вместе с софитами. Из них формируется крепление, в которое поочерёдно вставляются детали подшивки. У разных производителей система крепления софитов может быть различной. Перед началом работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией.
Обязательным элементом подшивки карнизных свесов являются вентиляционные отверстия в них. Они нужны для проветривания подкровельного пространства. Если её не будет, конденсат от финишного покрытия повредит кровельный пирог вплоть до его полного разрушения.
Схема устройства опорных элементов для подшивки софитами
Для свесов любой конструкции существует единое соотношение вентиляционной поверхности. Оно не должно быть меньше, чем 1:50000, то есть суммарная площадь вентиляционных отверстий в подшивке должна соответствовать приведённому соотношению к площади крыши.
Нужно отметить, что ни о каком утеплении свесов речь идти не может, поскольку по ним формируется вентиляционное пространство, а утепление требует герметичности.
Подшивка свесов кровли является одной из завершающих операций при строительстве дома. Нельзя легкомысленно относиться к этой процедуре, потому что от неё во многом зависит не только внешний вид строения, но и правильное его функционирование. Неразумная экономия средств на этот элемент может впоследствии обернуться значительно большими непредвиденными затратами. Успехов вам!
64 года, пенсионер, образование высшее, инженер - металлург. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!roofs.club
Построить свой дом мечтает каждый. Но строительство жилого сооружения – сложный и требующий определенных навыков процесс. Заключительным этапом возведения дома считается монтаж кровли, здесь так же нужны немалые умения и знания – чтобы крыша не протекала, нормально вентилировалась и прослужила долго, необходимо тщательно рассчитать все ее параметры, выбрать качественные материалы.
А вот обустроить карниз крыши можно и своими руками – это вполне реально. Для того чтобы понять, как правильно это сделать, необходимо ознакомиться с типами карнизов и выбрать материал для обшивки свеса.
Большинство современных домов имеют двухскатные крыши. При такой конструкции строение имеет две боковые стены и две фронтальные. Причем, боковые расположены с тех сторон, куда спускаются стропильные ноги кровли, а фронтальные – не имеют свесов.
Обустраивать карнизы необходимо и со стороны боковых стен, и над фронтальными тоже. Ведь свесы выполняют целый ряд функций:
Важно! Есть конструкции крыш, не предусматривающие устройство карнизов, существуют и укороченные варианты свесов. Однако для большего теплосбережения внутри дома и защиты его от влажности лучше все-таки оборудовать крышу карнизами.
У четырехскатных (вальмовых) крыш фронтальный карниз отсутствует, ведь здесь стропила выходят на все четыре стены дома. В двускатных крышах фронтальный карниз является боковым скатом наклонной кровли. Выполняют такой свес, закрепляя на стропилах несущие перекладины, которые выступают над стенами.
Часто можно встретить конструкцию, при которой свес является продолжением обрешетки, которая набивается на слой пароизоляции. Тогда карнизная доска крепится прямо на доски обрешетки.
Боковой карниз образовывают стропила, выступающие за пределы стен. Такие свесы есть у всех скатных крыш, их размеры могут быть разными, нормой считается карниз от 40 до 70 см. Для обустройства свеса нижние части стропил подрезаются в один размер и соединяются доской, к которой впоследствии будет крепиться обшивка карниза.
Очень важно в процессе подшивки карниза соблюдать режим вентиляции кровли. Если этого не сделать, теплый воздух начнет конденсироваться в воду, тем самым нанося вред материалам «кровельного пирога» и стен дома.
Внимание! Отверстия для вентиляции должны быть только у боковых свесов, тогда как фронтальные карнизы подшиваются наглухо.
Своими руками подшить карниз крыши можно с помощью нескольких материалов – на сегодняшний день их ассортимент достаточно велик. Выбирая обшивку, нужно руководствоваться не только эстетическим фактором, но и длительным сроком службы материала – он должен примерно равняться эксплуатации самой крыши.
Из наиболее часто применяемых для подшивки свесов материалов можно отметить:
Совет! При установке деревянной подшивки свесов, необходимо обработать доски антисептическими составами. Это продлит их эксплуатацию и защитит от появления гнили и грибка.
Есть два популярных среди кровельщиков способа подшивки карнизов:
Этот вариант применим только для крыш с небольшим углом наклона скатов. Самая большая сложность такого способа заключается в неравномерном размере стропильных ног. Чтобы карниз получился ровным и аккуратным, края всех стропил должны образовывать одну плоскость.
Если подрезать стропила в один размер не получается, необходимо воспользоваться дополнительной доской, которая крепится к нижнему краю стропил, перпендикулярно стене дома. Длина доски должна соответствовать расстоянию от стены до выступающего края стропила.
Сначала крепят доски к крайним стропилам одного ската, затем между ними натягивают веревку и относительно нее монтируют доски к остальным стропилам. Обшивают такой каркас с использованием металлических уголков и шурупов.
Этот вариант идеально подходит для крыш с большим углом ската. Для обустройства свеса к нижнему краю стропил необходимо закрепить доску шириной около четырех сантиметров. Другая сторона доски фиксируется на стену дома, вернее на предварительно установленную там вертикальную планку. Вместо этой поддерживающей планки можно использовать брус, который горизонтально фиксируют к стене дюбелями.
В итоге должен получиться каркас треугольного сечения, который после обшивки будет напоминать закрытый со всех сторон короб. Посмотреть на готовые варианты конструкций можно на фото или видео.
Важно! Крепить элементы карниза необходимо с помощью шурупов и уголков, гвозди в этом случае лучше не использовать – каркасу нужна хорошая жесткость.
Рассмотрим наиболее современный способ подшивки карниза крыши своими руками – обработку свеса виниловыми софитами. Выполнять работу необходимо в такой последовательности:
Важно! Софиты из поливинилхлорида рекомендуется монтировать на карниз при температуре воздуха больше 15 градусов, иначе есть риск повреждения материала.
Нет принципиальных отличий в подшивке свесов софитами или доской, вагонкой, сайдингом. Начинающему кровельщику может пригодиться видео с пошаговым описанием каждого этапа работы по обшивке, а так же, фото готовых конструкций.
bouw.ru
Закончив возведение кровельной конструкции, необходимо осуществить подшивку ее свесов. Подшивка свеса кровли – это заключительный этап, в результате которого, внешнему виду дому придается завершенность.
Конструкция подшивки двускатной крыши предполагает сооружение элементов для вентиляции подкровельного пространства. Не стоит забывать и о креплении водосточной системы. Для подшивки свесов используются различные материалы. К примеру, подшивка свесов крыши профлистом.
Итак, для подшивки свеса крыши можно использовать следующие виды материалов:
Завершив установку кровельной конструкции – можно приступать к процессу обшивки свесов.
При этом нужно помнить о двух вариантах конструкции:
Оба варианта предполагают одинаковый монтаж короба на свесе крыши. Речь идет о набивке доски на обрешетку по фронтону вдоль стены (прочитайте также: "Как зашить фронтон доской"). Затем происходит замер расстояния, равного ширине свеса. Наконец, доска прибивается параллельно стене фронтона. Прочитайте дополнительно: "Установка софитов - нормы монтажа".
Подшивка карнизного свеса софитом, детали на видео:
Алгоритм действий при работе с этим материалом следующий:
Листы соффита нарезаются по длине, которая высчитывается исходя из расстояния между J-образными планками. При этом важно оставить 6 миллиметров – термическое расширение. При размере свеса крыши свыше 900 миллиметров – оставляется с каждой из двух сторон по 6 миллиметров. Лобовая доска закрывается лобовой планкой.
kryshadoma.com
После монтажа кровли необходимо провести работы по ее обшивке. Подшивка будет выполнять сразу три функции:
Как подшить карниз крыши
Сегодня мы поговорим о том, как подшить карниз крыши и что нужно использовать для этого.
Содержание пошаговой инструкции:
Разновидности свесов
Под карнизом подразумеваются стропила, выступающие за границы фасада здания. Этот карниз бывает:
Рассмотрим каждый из них.
Фронтальный свес
Основная функция фронтального свеса – защита фасада. По сути это боковые края кровельных скатов, следовательно, у вальмовой крыши, имеющий 4 ската, таких краев нет.
Если же речь идет о двускатной крыше (а в большинстве домов именно такая), то несущие перекладины, установленные на стропила, выпускаются наружу. Также часто можно увидеть свес из досок обрешетки, уложенных под кровлей поверх пароизоляции. К ним крепится основная карнизная доска, которая впоследствии обшивается (об этом несколько позже).
Такой свес есть у каждой крыши наклонного типа. Он создается стропилами, выходящими за пределы стен здания. Длина выступа зависит от отмостки и высоты здания, но в большинстве случаев составляет от 60 до 70 см.
Несмотря на нормы, порой встречаются и более узкие карнизы. Это можно исправить двумя способами:
Поэтому необходимую длину карниза следует продумать еще на этапе проектирования.
По всему карнизу стропила скрепляются досками – в будущем их нужно закрыть облицовочным материалом.
Как сделать вентиляцию крыши через подшивку
Как уже говорилось, карнизы защищают крышу и фасад сооружения от атмосферных осадков. Но при этом они не должны стать препятствием естественной вентиляции пространства под кровлей. И это касается не только мансард, но и обычных «холодных» кровель.
Нагретый воздух, поднимаясь снизу, должен свободно преодолевать карниз, пройти между крышей и пароизоляцией и выйти наружу посредством конька. Именно поэтому во время монтажа свеса нельзя применять монтажную пену или герметик, иначе будет происходить конденсация и, как следствие, промокание утеплителя.
Обратите внимание! Вентилироваться должны лишь боковые карнизы, в то время как фронтальные нужно заделывать наглухо.
Сегодня достаточно много материалов для карниза, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тем не менее все они весьма эффективно обеспечивают вентиляцию и защищают кровлю от влаги. Выбирая той или иной из материалов, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на срок эксплуатации.
Этот материал представляет собой оцинкованную сталь, покрытую полимерным напылением. Профнастил устойчив к большим нагрузкам, температурным перепадам, у него подходящая жесткость. Между слоем профнастила и поверхностью стены нужно оставить зазор, который бы равнялся высоте волн материала.
Подшивка из профнастила
Более популярный материал, используемый при сооружении карнизов крыш, который есть не что иное, как сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Другим отличием материала является использование в производстве специальных ультрафиолетовых стабилизаторов, защищающих карниз от вредного воздействия солнечных лучей.
Подшивка из софитов
Софиты делятся на несколько типов в зависимости от материала, используемого при изготовлении.
Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельность
Виниловые софиты
Софит металлический представляет собой листы качественной оцинкованной стали с нанесенным полимерным покрытием
Алюминиевые софиты
Какие бы новые материалы ни появлялись, а даже сегодня довольно часто встречаются свесы, выполненные из настоящего дерева. В данном случае нужно очень тщательно подбирать материал, ведь карниз будет находиться на улице и, следовательно, подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды. Не нужно экономить и приобретать вагонку потоньше – постарайтесь, чтобы толщина материала составляла минимум 2 сантиметра. Влажность вагонки должна быть среднего уровня.
Подшивка из вагонки
Обратите внимание! Слишком влажная вагонка категорически не подходит, ведь ее обязательно «поведет».
Доски нужно прибивать в двух сантиметрах от стены, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию.
Подшить свес можно одним из двух наличествующих методов:
Способы подшивки карниза
Свес по стропилам целесообразен лишь для кровель с незначительным уклоном. Такой способ сложен тем, что в результате края стропил должны образовать ровную плоскость. Это не всегда возможно, поэтому единственным выходом могут стать небольшие дощечки длиной от края навеса до стены, закрепленные на стропила. Чтобы прибить их ровно, предварительно нужно натянуть шпагат и равняться по нему. Для крепежа используйте железные уголки либо шурупы.
Карниз по деревянному коробу отлично подойдет для кровли под значительным наклоном. Для сооружения этого короба нужно взять доску толщиной 40 мм и закрепить ее между стропилами и поверхностью стены. Если один край доски крепится к ноге стропила, то потребуется дополнительная установка второй доски, вертикальной.
С коробом покончено, теперь можно приступать к креплению обшивки.
Обратите внимание! Закреплять обшивку нужно шурупами, но не гвоздями – это обеспечит необходимую жесткость.
Технология подшивки софитами
Процедура установки состоит из следующих этапов.
Первый этап. Нужно укомплектовать софиты парой специальных планок в виде латинских букв F и L. Первую нужно закрепить со стороны карниза, вторую – на специальной рейке, прикрепленной к стене. Все крепления осуществляются с помощью саморезов. Желательно предварительно разметить все, чтобы планки легли ровно.
Второй этап. Затем нужно измерить карниз и вычесть из полученной цифры 6 миллиметров – это позволит сделать зазор для компенсации при температурном расширении. Далее необходимо нарезать софиты полосами требуемой длины.
Третий этап. Софиты нужно немного согнуть и вставить в установленные профили. Для их фиксации также используются саморезы.
Подшивка карниза
Первый этап. Сначала к стене следует прибить в горизонтальном положении брусок, строго на уровне свеса. Параллельно на том же уровне крепится второй брусок, на этот раз вдоль стропил.
Второй этап. Затем нужно нарезать полоски профнастила (не забывая о том же температурном расширении) и прикрепить их саморезами к брускам.
Третий этап. Места стыков декорируются планками внешнего и внутреннего углов.
Собственно, установка профнастила завершена.
Схема подшивки свеса вагонкой
Эту процедуру желательно проводить снизу, используя стремянку или лесы.
Обратите внимание! Карниз можно подшивать лишь после завершения наружного утепления, монтажа влагоизоляции и облицовки.
Сначала нужно проверить, имеют ли все стропила одну длину и установлены ли они параллельно стене. Затем на них нужно закрепить ветровые доски и лишь после этого приступать к установке.
Первый этап. Прикрутите доску к стене в вертикальном положении. Нижний край доски должен находиться при этом вровень со стропилами.
Второй этап. Следующую доску закрепите между предыдущей и стропилами, равняясь по нижнему краю. В результате получится основа – на нее и нужно установить обрешетку.
Третий этап. Каркас обшивается досками. Традиционно, между ними и поверхностью нужно оставить незначительный зазор. Доски должны быть ровными, толщиной примерно 20 миллиметров.
Обратите внимание! Для обеспечения вентиляции желательно каждых полтора метра устанавливать специальные решетки.
Хотя стоит отметить: немногие строители делают это, полагаясь на то, что дерево имеет свойство «дышать».
Карнизные свесы, выполненные из вагонки
В итоге хотелось бы отметить, что по окончании монтажа установленный материал обязательно нужно обработать антисептическим средством – оно будет дополнительная защита для него. Если следовать всем приведенным здесь инструкциям по выбору и установке, то карниз простоит достаточно долго и будет выглядеть великолепно.
svoimi-rykami.ru
Защита крыши дома и ее привлекательный вид – вопросы, требующие тщательного рассмотрения. Одно из возможных решений – аккуратная отделка свесов, которая надежно защитит стропильные элементы от атмосферных воздействий и обеспечит эстетичность крыши.
Карнизным свесом крыши дома обычно называют ее нижнюю часть, выступающую за границы стен. Он призван защищать стены и отмостку фундамента от намокания во время дождя.
Подшивка свесов крыши по требованиям СниП не считается обязательной операцией. Тем не менее многие специалисты рекомендуют не пренебрегать подшивкой карнизов крыши. Она позволит решить ряд важных вопросов, к примеру,
Отделка карнизов крыши – это завершающий этап в ее устройстве, поэтому подшив свесов кровли выполняют после
И на фронтонных, и карнизных свесах есть незакрытые элементы: торцы стропильных элементов и торцевая часть выпуска обрешетки, соответственно, которые необходимо отделать до того, как подшивать карниз крыши.
Выбор материала для отделки кромки карниза или ее торцевой части зависит от основного материала покрытия кровли. Довольно часто производители поставляют готовые наборы для отделки кромки вместе с кровельным материалом. Сам же процесс обшивки выполняют по одному из следующих алгоритмов.
Изготавливается лобовая доска из металла или дерева. Для кровель из черепиц известных типов такая доска входит в комплект кровельного материала. Лобовую доску крепят к торцам стропильных элементов при помощи оцинкованных гвоздей или саморезов.
Для этого подшивают дополнительные элементы из досок или брусков, расположив их между лобовой доской и двумя соседними обрешетинами, начиная со второй, с шагом в один интервал, то есть выбирают каждую вторую и третью.
В принципе подшивка свесов крыши выполняется любым удобным методом. Но при ближащем рассмотрении все их можно объединить в две техники.
Один из вариантов подшивки – непосредственно по стропильным элементам. Основным требованием при этом является расположение открытых концов стропильных ног в единой плоскости.
Рекомендуем
Если это условие невозможно выполнить, на стропила внахлест набивают дополнительные доски, пока не будет обеспечена ровность плоскости.
Горизонтальная подшивка свесов кровли используется на крутых скатах. Монтаж карниза крыши проходит достаточно быстро.
Рекомендуем
Если вылет свеса превышает 0,45 м, на продольные брусья параллельно поверхности стены прибивают бруски и по центру устанавливают дополнительный продольный брус.
Для подшивки карниза крыши подходят различные материалы из металла, пластика или пиломатериалов.
Несомненным преимуществом доски для подшивки свесов кровли является его способность обеспечивать качественную вентиляцию подкровельного пространства, поскольку воздух в этом случае равномерно поступает туда вдоль всего периметра крыши. Зазор между досками составляет 1–1,5 см.
Планки вагонки укладывают плотно, не оставляя зазоров между ними, как в случае доски. На готовой обшивке с шагом 150 см вырезают отверстия для вентиляции, которые накрывают решетками.
Важно
Это важно, ведь ПВХ-сайдинг менее жесткий, нежели дерево, поэтому при перекрытии пролетов большой величины может провисать.
Пластиковые планки крепят на деревянный каркас в двух-четырех точках.
Посмотрите различные варианты подшивка карнизов крыши на видео
© 2018 stylekrov.ru
stylekrov.ru