Дополнительное освещение Когда применение рефлекторов, черных панелей и диффузоров не дает желаемого эффекта или их слишком трудно разместить, прибегают к дополнительному искусственному освещению. Преимуществом непрерывного освещения является возможность его использования как для фото, так и для телевизионных работ, а также возможность точной оценки его действия. При этом приходится решать проблемы цветового баланса и интенсивности: большинство искусственных источников света имеют по сравнению с дневным светом более низкую цветовую температуру и являются существенно более тусклыми, чем солнечный свет, при нормальных рабочих расстояниях. Для решения этих проблем рекомендуется, во-первых, с помощью фильтров изменить спектральный состав дополнительного света таким образом, чтобы он по цвету соответствовал преобладающему свету, и, во-вторых, использовать источник достаточной мощности в достаточной близости к объекту съемки, с тем чтобы получить заметный эффект. При использовании галогенных ламп для согласования с дневным светом требуется цветобалансирующий синий светофильтр, маркируемый номером 80В. Поскольку обычные лампы накаливания и галогенные лампы достаточно яркие и компактные, остается определить их мощность. Пара перекальных ламп мощностью по 2000 Вт подойдет в большинстве случаев при съемках небольших групп предметов или людей, но при съемке больших натурных площадок могут потребоваться лампы мощностью 10 000 Вт. Малые кинопроекционные лампы мощностью по 1000 Вт можно использовать при съемках портретов и свадебных церемоний, для подсветки теней повсюду, кроме участков, освещенных прямым солнечным светом. Источником тока для таких ламп могут служить аккумуляторы с выходным напряжением 12 или 24 В, а также автомобильные аккумуляторные батареи, что является большим преимуществом при работе «в полевых условиях». При использовании осветителей с лампами накаливания без светофильтров могут появиться теплые цветовые тона, по которым можно будет понять, что освещение искусственное. Остерегайтесь ошибки использования вольфрамовых кинопроекционных ламп для заполняющего освещения при дневной съемке кинокамерой на 8-миллиметровую пленку типа «Супер», поскольку, будучи снабженными такими осветителями, эти камеры автоматически переключаются на съемку через конверсионный светофильтр. При этом фоновое дневное освещение будет казаться слишком синим[2]. Заполняющий свет от вспышки можно использовать как в помещениях так и на открытом воздухе, чтобы уравновесить имеющееся освещение, в особенности когда свет непосредственно направлен на камеру. Данный снимок сделан при выдержке 1/30 сек. с использованием маломощной электронной импульсной лампы, установленной на камере (С разрешения Howsham Hall School )Дэвид Килпатрик. При фотосъемке дневной свет можно комбинировать со светом от вспышки. Недостатком этого способа является невозможность предсказания результата даже в том случае, когда используется профессиональная вспышка с дополнительными источниками моделирующего света. Источники моделирующего света слишком слабы, чтобы создать сколько-нибудь заметный визуальный эффект. Единственным надежным способом проверки правильности выбранного сочетания дневного света" с искусственным является съемка контрольных кадров с незамедлительной печатью. Обычно при использовании комбинированного света вспышки и дневного света определяют параметры экспозиции, устанавливают необходимую диафрагму и размещают вспышку таким образом, чтобы ее собственному свету соответствовала несколько большая диафрагма (большее светопропускание сквозь объектив). Поскольку дневной свет и вспышка дополняют друг друга, фактически диафрагма будет несколько уменьшена. Снимают несколько кадров при различных диафрагмах, возможно также при различных значениях выдержки или мощности вспышки. Как правило, требуется сделать достаточно большое число «пристрелочных» кадров, чтобы получить абсолютно верный результат. Согласование заполняющего света вспышки с солнечным светом проще. В этом случае вспышка остается установленной на камере и применяется только при съемке объектов с контровым освещением, причем солнечный свет направлен в объектив камеры, а к фотографу обращена вся теневая сторона объекта. При отсутствии опыта можно без всяких вычислений и не задумываясь установить автоматический режим работы камеры и включить вспышку. Поскольку вспышки, встроенные во многие 35-миллиметровые и портативные камеры, маломощны, _такой способ применим при съемках на расстоянии порядка 1,5м. Однако он не подходит при использовании однообъективных зеркальных камер со шторным затвором. Эти камеры имеют максимальную синхронизированную выдержку для вспышки, которая может составлять 1/60, 1/90, 1/125 или даже 1/200 с. Однообъективные зеркальные камеры с широкой пленкой могут иметь синхронизированную выдержку 1/30 с. При использовании вспышки для создания заполняющего освещения значение выдержки должно либо соответствовать синхронному режиму, либо быть больше. В зависимости от выдержки устанавливается диафрагма. Если вы пользуетесь автономной вспышкой, на калькуляторе устанавливается чувствительность используемой пленки и считывается необходимая величина диафрагмы. Расстояние, соответствующее этой величине диафрагмы, является наименьшим возможным расстоянием от камеры до объекта при использовании вспышки для создания заполняющего освещения. В идеальном случае расстояние от камеры до объекта должно подбираться таким образом (при использовании объектива, соответствующего необходимой величине изображения), чтобы калькулятор вспышки показывал значение диафрагмы на одну ступень больше, чем необходимо для правильной экспозиции. В результате вспышка даст 50% дополнительного освещения теневой области. Для более умеренного эффекта вспышка должна добавлять 25% дополнительного освещения (разница в две ступени диафрагмы). Если для данной камеры требуется использовать диафрагму 8, то необходимо снимать с расстояния, которому при использовании вспышки соответствовала бы диафрагма 5,6 или 4. Слишком большая доля света от вспышки (например, в случае, если значение диафрагмы 8 является расчетным при использовании только вспышки без дневного света) создает неестественный эффект. Более совершенный метод заключается в изменении при необходимости выдержки от синхронизированного значения до более длительной При этом для сохранения нормальной экспозиции требуется соответствующее уменьшение диафрагмы, что позволяет размещать вспышку на меньшем расстоянии. Наиболее популярные 35-миллиметровые однообъективные зеркальные камеры позволяют выбирать значения синхронизированной выдержки между 1/30, 1/60 и 1/125 с. При наличии автономной вспышки с регулируемой мощностью свобода выбора возрастает. Некоторые портативные вспышки могут работать в режимах полной мощности, половинной ее величины, 1/4, 1/8 и 1/16. Это позволяет согласовать освещение от вспышки с солнечным практически на всех используемых расстояниях при съемке портретов во весь рост или групп, т. е. в тех случаях, когда необходима такая техника съемки. При использовании автоматических электронных импульсных ламп с компьютером для автоматического определения экспозиции имеется возможность выбора рабочих диафрагм: иногда двух, иногда трех, а иногда и всех возможных значений. Для типичной вспышки и пленки ИСО 100/21° возможен выбор между значениями диафрагмы 4, 8 и 16. Компьютер вспышки одинаково хорошо работает и на открытом воздухе, и в помещении, поскольку он чувствителен только к свету собственной вспышки. Для быстрого и простого согласования вспышки с солнечным освещением на любом расстоянии (способ «синхросолнце») значение диафрагмы на вспышке устанавливается на две ступени больше, чем значение диафрагмы на объективе. Поскольку такой вид съемки всегда используется при контровом освещении, нет необходимости назначать дополнительную экспозицию для проработки теневых деталей. Необходимую коррекцию произведет вспышка. Если при этом будет дана дополнительная экспозиция изображение будет передержанным. Управление освещением при съемке на открытом воздухе иногда происходит естественным путем как на этом снимке где темная накидка для защиты от дождя создала характерные условия освещения. Следующая глава > design.wikireading.ru Света много не бывает Хочу в контур основного освещения реализованного с помощью двух проходных выключателей, добавить дополнительное освещение со своим выключателем, но чтобы он работал независимо от положения проходных выключателей. Можно ли это реализовать без монтажа дополнительного кабеля для дополнительного освещения? Задачка с двумя неизвестными На картинке все постарался подробно отразить . Здравствуйте. Как я понял, наша задача подключить от существующей электрической сети освещения обычный выключатель освещения еще для одного светильника. Он должен включаться и отключаться только от работы этого выключателя, и никак не влиять на работу сети освещения с проходными выключателями. Причем, подключаться он будет в распределительной коробке номер два, к которой не подведена фаза от группового автомата. В этой распределительной коробке у нас имеется только фаза от первого проходного выключателя. Важно! Начнем наш разговор с того, почему не работает ваша схема. Оба фазных провода от первого проходного выключателя вы подключаете к одному контакту обычного выключателя. Тем самым, вы их закорачиваете. Это все равно, что на выходы номер один и два первого проходного выключателя подключить один провод, а затем его подключить к вводу один и два второго проходного выключателя. В итоге у вас получается, что лампа дополнительного освещения управляется нормально, но основное освещение постоянно горит. Решить эту задачу без наличия фазного провода от группового автомата в распределительной коробке номер два нельзя. Поэтому существуют несколько вариантов монтажа дополнительного освещения, но исходя из условий, ни один из них нельзя назвать оптимальным. Подключаем фазный провод для дополнительного освещения в распределительной коробке номер 1 от фазного провода, идущего от группового автомата. То есть, к тому же контакту, к которому подключен фазный провод проходного выключателя номер 1. Для этого нам потребуется прокинуть дополнительный провод между распределительными коробками один и два. Для управления дополнительным освещением устанавливаем двойной выключатель. Ввод одного из них подключаем к фазному проводнику между проходными выключателями номер 1, а второй выключатель — к фазному проводнику номер 2. Вывода этого двойного выключателя объединяем и подключаем к светильнику. В этом случае, при включении одного из спаренных выключателей будет включаться и отключаться дополнительное освещение. Но при включении одновременно сразу двух спаренных выключателей будет включаться основное освещение. Это не очень удобно. Как вариант воплощения в жизнь варианта номер 1. Если вы делали проводку согласно норм ПУЭ, то у вас должен быть нулевой провод. Выцепляем его в распределительной коробке номер 1, и ту его часть, которая идет к освещению, подключаем к фазному проводу. В распределительной коробке номер два к данному проводу подключаем выключатель дополнительного освещения. Содержание статьи: Плюсами дополнительной подсветки являются: Практика подтверждает необходимость и важность досвечивания рассады всех культур. Чем лучше подсвечивать рассаду – это уже вопрос более сложный и многосторонний. Растения, которые регулярно подсвечивались, вырастают более выносливыми, сильными, крепкими и устойчивыми к возбудителям различных инфекций, также повышается урожайность с одного растения. Особенность подсветки – это максимальная приближенность освещения к природному спектру солнечного света. Самыми важными спектрами в луче являются красный свет, ответственный за рост и развитие растений, и синий, обеспечивающий правильное развитие клеток. Учитывая это, рекомендуется подбирать световые элементы именно в этих двух спектрах. На данном графике мы видим, что в красном спектре фотоморфогенез (образование плодов) максимален! Стоит это так же учитывать при конструкции светильников для рассады! Уделяйте больше внимания красному спектру! Среди представленных на сегодняшний день вариантов организации подсветки выделяют следующие способы: Каждый способ имеет свои достоинства и недостатки, которые во многом определяют область применения того или иного варианта освещения. Такой способ доступен и экономичен, но при этом достаточно эффективен. Однако, существенный недостаток не позволяет применять такую методику при крупных посадках – в пасмурную погоду или на северной стороне дома света недостаточно и фольга не сможет компенсировать затемнение. В таких случаях никак нельзя обойтись без ламп. Самым важным процессом в обустройстве подсветки является выбор подходящих ламп. Садоводы в своих опытах применяют: Подсветка рассады светодиодными лампами дает огороднику и растениям ряд неоспоримых преимуществ, о которых стоит упомянуть: Светодиоды – это современные материалы, которые активно применяются в быту и на производстве. Достаточно эффективно использовать светодиодные светильники на стеллажах для рассады – они и площадь освещают хорошую, и воздух не нагревают. Для создания ленточного светодиодного светильника потребуются: Для оптимального освещения рассады рекомендуется чередование светодиодов на ленте в последовательности 2 красных и 1 синий элемент. Они соединяются между собой пайкой и выводятся к драйверу, который соответственно соединяется с выключателем и вилкой. Лента крепится с помощью болтов, двойного скотча или заклепок на заготовленную поверхность. После этого собирается в единую цепь с драйвером, шнуром, выключателем и вилкой. Постройка стеллажа не займет у вас много времени, но позволит существенно сэкономить на пространстве под рассаду, разместив тару с грунтом и сеянцами в несколько ярусов. Для изготовления стеллажа может быть использован как металлический уголок, так и деревянный брус, обработанный морилкой или протравленный от паразитов. Для скрепления между собой материалов применяются саморезы или болты. Конструкция предельно простая – полки с полыми отсеками под ящики. Длина и ширина стеллажа напрямую зависит от размеров рассадных ящиков. В высоту рекомендуется устанавливать не более 3 рядов. Каждый ряд подсвечивается своим светильником, закрепленным снизу верхнего рассадного ящика. Какими лучше лампами подсвечивать рассаду каждый садовод решает сам. Кому-то милее всего люминесцентные лампы, а кто-то считает светодиодные лампочки самыми лучшими. Проводите эксперименты и наблюдайте за своими любимцами, найдите комфортный для себя способ выращивания рассады. Ведь садоводство – это в первую очередь удовольствие! На данном видео опытный садовод Валерий Медведев проводит опыт с рассадой, и доказывает, что светодиодные лампы для рассады — это оптимальный выбор! www.glav-dacha.ru Как бы хорош ни был ремонт, сделанный в доме или квартире, без правильного освещения он не будет смотреться должным образом. Поэтому еще в преддверии изменения интерьера жилища необходимо тщательно обдумать будущее его освещение. Местное освещение, в свою очередь, делится на: Прелесть искусственного света заключается не только в том, чтобы светить только тогда, когда темно, но и в том, что он способен изменить наше восприятие пространства, изменяя пропорции комнат, скрывая некоторые изъяны интерьера, разделяя помещение на функциональные зоны. Окрашивая свет в разные цвета, можно воздействовать на психику человека, меняя его настроение. К примеру, зеленый свет обладает успокаивающими свойствами. Голубой и синий тоже успокаивают, но делают окружающие предметы внешне неприятными, поэтому их не стоит использовать для освещения кухни или ванной комнаты. Светлые красные оттенки поднимают настроение и способствуют концентрации внимания, а вот темно-красный свет вызывает тревогу. На данный момент существует множество самых разных источников искусственного света, которые можно разделить на следующие группы: К самым современным видам искусственного освещения можно отнести оптоволоконные системы и световые шнуры дюралайт. Для создания световых шнуров используют светодиоды. Обычно их не применяют как основное освещение, а используют лишь для выполнения декоративной подсветки. Причем использовать их можно не только внутри дома, но и на улице. Оптическое волокно может излучать свет только с торцевых срезов. Обычно этот вид освещения используют вместе со специальными насадками, которые позволяют создавать различные световые эффекты. Для того чтобы создать в доме комфортный уровень освещения, необходимо правильно подобрать мощность светильников и их количество. Если вы прибегнете в решении этого вопроса к помощи специалистов, то они составят подробную схему освещения вашего дома, где будут учтены все возможные варианты подключения каждого осветительного прибора, а также групп приборов. Также вы получите рекомендации по установке приборов контроля и управления приборами освещения. С помощью света можно решить многие проблемы помещений. Есть несколько способов изменить комнату, используя исключительно эффекты освещения: Иногда с помощью подсветки акцентируют внимание на отдельных живописных полотнах, вазах, скульптурах. Это позволяет практически полностью скрыть фон и сосредоточить взгляд на главной детали комнаты. Необходимо помнить, что скрытое освещение должно быть направлено только на поверхности, не имеющие изъянов, поскольку все дефекты будут хорошо видны. Мало кому так повезло с прихожей, чтобы в ней было окно. Обычно это абсолютно темное помещение, освещаемое светом, падающим из соседних с ним комнат и светильниками. Роль у прихожей, казалось бы, совершенно утилитарная – служить местом хранения обуви верхней одежды, позволяя своим хозяевам одеваться и прихорашиваться перед выходом на улицу. Но, тем не менее, от царящей в ней обстановки зависит общее впечатление о квартире. И если это просто темный уголок, то никакое великолепие комнат не сможет компенсировать дискомфорта, царящего там. Поэтому освещению прихожей стоит уделить такое же внимание, как и освещению всех остальных помещений. Поскольку в прихожей практически всегда есть большое зеркало, в которое мы осматриваем себя перед выходом на улицу, освещение нужно организовать так, чтобы пространство освещалось равномерно, не возникало никаких глубоких теней. Для этого лучше всего использовать рассеянный свет, который дает потолочный светильник, снабженный хорошим рассеивателем. Удачным вариантом станет большой плафон, напоминающий по форме тарелку, расположенный максимально близко к потолку. Если квартира малогабаритная и кажется, что потолок в темном коридорчике «давит», то для освещения можно использовать светильники, размещенный за декоративным карнизом, направленные на потолок. Это визуально его «поднимет». Встречается планировка, в которой коридор сделан очень длинным, но узким, что его совершенно не украшает. В такой ситуации можно расположить несколько светильников вдоль одной стены. Причем это должна быть стена с максимальной длиной. Свет нужно направить на другую стену. Этот вариант позволит равномерно осветить всю прихожую и при этом зрительно ее расширить. Большое зеркало можно осветить дополнительно с помощью небольших локальных светильников. Освещение будет наиболее удачным, если разместить их в верхней половине зеркала – сверху и с боков. Все члены семьи проводят достаточно много времени на кухне, поэтому очень важно организовать правильное ее освещение. Это также важно потому, что хозяйка проводит здесь много времени за приготовлением пищи. Если кухня маленькая, то не обязательно вешать центральный потолочный светильник, вполне достаточно осветить зону приемы пищи и рабочие поверхности.Если же кухня достаточно большая, то без центрального света просто не обойтись. Организовать его лучше с помощью потолочного светильника с хорошим рассеивателем. Лампочки лучше использовать с теплым светом. Для дополнительно освещения обеденной зоны, расположенной у стены, можно использовать настенное бра с матовым плафоном, расположенное так, чтобы лица обедающих и стол освещались равномерно. Если же помещение позволяет установить обеденный стол по центру, то очень удачным станет вариант с люстрой на регулируемой подвеске. Это позволит, в зависимости от обстоятельств, располагать плафон то выше, то ниже, подчеркивая торжественность момента или создавая интимную атмосферу. Если очень хочется повесить на кухне цветной плафон, то не используйте зеленые и голубые тона – они придают неприятный оттенок и лицам людей и блюдам. Рабочие поверхности, где осуществляются основные операции по приготовлению пищи, стоит подсветить дополнительно. При этом не следует использовать осветительные приборы с направленным светом, при этом создаются глубокие тени, снижающие комфортность работы. Самым удачным местом размещения светильников считаются выступающие части подвесных кухонных шкафов. Единственное условие – они не должны мешать открыванию дверок.Если навесных шкафчиков нет, то можно установить подвесные продолговатые лампы или смонтировать на потолке точечные светильники. Во многом правила здесь схожи с освещением прихожей. К примеру, подсветка зеркала осуществляется по тому же принципу – сверху и сбоков. Если зеркало не слишком большое, то для его подсветки можно использовать единичное настенное бра, оснащенное матовым плафоном и гибкой ножкой, позволяющей подстраивать свет так, как необходимо. О центральном светильнике здесь речь не идет. Обычно на потолке располагают несколько точечных светильников. Хорошо, если это будут приборы с регулируемым углом поворота. Главным требованием к освещению ванной является безопасность. Необходимо оборудовать помещение осветительными приборами, защищенными от влаги. Иногда для освещения используется следующий комплект светильников: один большой влагозащищенный плафон (обычно расположенный на стене) и комплект точечных светильников для отдельных зон. Что касается спектра ламп, то оно должен быть максимально естественным, теплым. Не стоит устанавливать в ванной галогенные светильники или люминесцентные лампы. Они придают обстановке сходство с больничной. Независимо от количества комнат в доме или квартире, гостиная является самым функционально нагруженным помещением. Здесь отдыхают после работы, проводят семейные праздники, принимают гостей. При этом в ней обычно имеется несколько функциональных зон, для каждой из которых освещение нужно подобрать отдельно. В последнее время дизайнеры предлагают клиентам отказаться от общего освещения гостиной. Эта схема освещения носит название «американская» и предполагает локальное освещение каждой зоны. Это позволяет экономить на освещении, а каждый член семьи при этом обретает свой уголок. Но, к сожалению, с психологической точки зрения, это приводит к отдалению членов семьи друг от друга. Поэтому все-таки рекомендуется использовать «европейскую» схему освещения, в которой обязательно имеется центральный светильник. Если вы не являетесь обладателем квартиры с высокими потолками, то не стоит в качестве люстры использовать массивные приборы с яркими плафонами. Лучше, если люстра будет приближена к поверхности потолка, а плафоны обеспечат рассеянный мягкий свет. Можно также использовать встроенные потолочные светильники, направленные на потолок, это позволит зрительно увеличить высоту помещения. Для каждой функциональной зоны гостиной нужно использовать светильники, расположенные на различной высоте. Если в зоне для чтения стоят кресла, то ее можно осветить торшерами, настенными или точечными светильниками.Для экрана домашнего кинотеатра можно использовать подсветку, это позволит избежать усталости глаз.Если в гостиной есть предметы, на которые вам хотелось обратить внимание, то можно использовать декоративную подсветку. Вот здесь можно использовать и цветное освещение, создающее праздничное настроение. Используя множество источников света в одном помещении, необходимо помнить о том, что все они должны находиться в стилистическом единстве, а не представлять сборище случайных вещей. Для этого нужно приобретать люстры, бра и торшеры из одного набора, которые гарантированно будут сочетаться друг с другом. Исходя из того, что это комната для отдыха, освещение здесь должно создавать соответствующую обстановку, способствующую расслаблению. Поэтому оно должно быть мягким, без прямых потоков света. Если нужно осветить прикроватные тумбочки, то лучше делать это с помощью настольных ламп или настенных бра. Выбирайте сферические лампы с матовыми плафонами или тканевыми абажурами. Они позволят вам спокойно заниматься своими делами, не мешая при этом супругу, который уже отдыхает. Для общего освещения спальни можно использовать и центральную люстру, но лучше, если это будут точечные светильники, спрятанные за декоративными панелями, расположенными по периметру спальни. В спальне можно использовать цветное освещение, которое позволит вам расслабиться и восстановить душевное равновесие. Очень хороши для этого зеленые и золотистые тона. Исходя из того, что практически вся жизнь ребенка проходит именно здесь, нужно так продумать освещение, чтобы оно позволяло детям комфортно играть, делать уроки, читать. Светильники в комнату ребенка нужно выбирать по соображениям безопасности. Лучше, если это будут плафоны из пластика, полностью закрывающие лампы, которые во время активных игр могут быть разбиты. По этим же соображениям желательно не устанавливать в детской комнате напольные светильники, которые могут упасть. Если дети любят подвижные игры с мячом, то для общего освещения можно использовать точечные светильники, расположенные за фальш-панелями, размещенными по периметру комнаты. Для освещения рабочего стола ребенка лучше использовать лампы с холодным светом, стимулирующие умственную активность. Если малыши боятся спать в темноте, то в комнате нужно установить ночник. Лучше, если это будет прибор с регулировкой яркости освещения, дающий рассеянный свет. Не направляйте его на лицо ребенка, это может причинить ему дискомфорт во время сна. Если жилплощадь позволяет вам оборудовать отдельный кабинет для работы, или если вы являетесь удаленным сотрудником, то необходимо создать в нем рабочую атмосферу. Обычно в любом кабинете присутствует стол. Для того, чтобы сделать работу за ним максимально удобной, нужно исключить возникновение резких контрастов, которые утомляют зрение. Поэтому стол должен быть освещен полностью. Если стол имеет внушительные размеры, то для его качественного освещения лучше использовать две настольных лампы с рассеянным светом. Это позволит создать равномерное освещение всей поверхности и будет способствовать сохранению зрения. Для этого очень подходят лампы с коническим абажуром. Для выполнения отдельных задач, хорошо бы иметь еще и лампу направленного света, однако постоянно использовать ее не стоит.Яркость осветительных приборов должна соответствовать дневному свету, это стимулирует активность мозга и повышает работоспособность. Неплохо, если в просторном кабинете есть центральный светильник и или несколько точечных. Это снизит контраст между освещенной зоной стола и стальным темным пространством комнаты. Стол, на котором стоит монитор компьютера, нужно располагать перпендикулярно к окну. Это избавит от возникновения бликов, утомляющих глаза и делающих изображение нечетким. В зоне, предназначенной для чтения, стоит поставить торшер с тканевым абажуром, который создает обстановку, комфортную для глаз. Освещение, его уровень, цвет и яркость очень сильно влияют на жизнь и деятельность человека, поэтому необходимо уделить этому вопросу достаточное внимание. Освещение может легко как испортить настроение на целый день, так и привести человека в умиротворенное состояние. diskmag.ru Для чего вообще растениям нужет свет? Для фотосинтеза. Фотосинтез — это реакция получения растениями пищи из воды и углекислого газа при непосредственном участии солнечных лучей. Фотосинтез происходит в основном в листьях растений. Углекислый газ через поверхность листа растение получает из воздуха, а воду корни втягивают из земли. При помощи фотосинтеза углекислый газ и вода вступают во взаимодействие. В результате фотосинтеза вырабатываются углеводы — пища для растений и кислород. Кстати, есть растения, у которых процесс фотосинтеза не происходит. Они питаются живыми существами. Яркими представителями таких растений являются непестес, венерина мухоловка, росянка. Если на улице растения безпрепятственно могут получать солнечный свет, то для комнатных растений это проблема. Все завист от освещенности в доме. В доме освещенность в разных комнатах различается и зависит, в первую очередь, от величины окон и стороны света, на которую они выходят, во-вторых, освещенность в комнате меняется от погоды за окном (солнце, облачность, осадки), в третьих, от времени года, в четвертых, от чистоты самих окон. Освещенность в комнате постоянно меняется. Достаточно облачка на небе, чтобы освещенность в комнате снизилась почти наполовину. Освещенность напрямую зависит от положения Солнца, которое тоже все время меняется в течение суток. Утром интенсивность солнечных лучей намного слабее, чем вечером. Солнечный свет, проникая через оконное стекло, преломляется, и угол падения его лучей уменьшается. Поэтому солнечный свет теряет свою интенсивность, и освещенность в комнате падает по мере удаления от окна. Освещенность уменьшается пропорционально квадрату расстояния от окна. Например, комнатное растение, стоящее в трех метрах от окна, получает в девять раз меньше света, чем растение, стоящее у окна. Самое солнечное место – южные окна, где освещенность максимальная, хоть зимой, хоть летом. Светлым местом можно считать местоположение у южного окна со шторами или у окна, выходящего на восточную или западную сторону, но без штор. Полутенью можно считать место, удаленное на один-два метра от южного, западного восточного окна или непосредственно у северного окна. Тенью можно считать место в удалении на один-два метра от северного окна, в двух-трех метрах от восточного и западного окон, или в трех-четырех метрах от южного окна. Комнатные растения, предпочитающие тень, нельзя ставить на яркое солнце. Но и расстояние от окна в четыре метра – будет считаться максимальной нагрузкой для них. Поэтому, зимой теневыносливые комнатные растения, например, кипарисовик Элвуди, нужно поставить поближе к окну или предусмотреть для них дополнительное освещение. Комнатные растения, предпочитающие полутень, нуждаются в большем количестве света, но этот свет должен быть непрямым. К этой группе растений идеально подходят алоказия, фикусы, замиокулькас, кокедамы. Большинство из этих растений предпочитают достаточно прохладный воздух. Растения, нуждающиеся в средней освещенности, можно поставить на восточное или северо-восточное окно, где солнечный свет только утром, а остальная часть дня у них пройдет в пониженной освещенности. Но именно эти комнатные растения, предпочитающие тень и полутень, лучше всего растут в домашних условиях. Комнатным растениям, предпочитающим свет, летом, при максимальной освещенности, нужна защита от прямых солнечных лучей. В жаркие летние часы, когда солнышко стоит высоко в небе, солнечное излучение очень плохо переносится комнатными растениями. Солнечные лучи к тому же слишком нагревают воздух. Растения, стоящие непосредственно у окна, могут получить ожог листьев, ведь оконное стекло играет роль линзы. Легкие тюлевые занавески могут считаться плохой защитой комнатных растений от яркого солнца. Лучше повесить жалюзи, которые не дают доступа прямым солнечным лучам или отодвинуть растения на один метр от окна. Для растений, предпочитающих светлое местоположение, лучше подыскать место на западных или юго-западных окнах. Зимой они могут стоять на южных окнах, ведь солнышка зимой почти нет, а если и есть, то интенсивность зимних солнечных лучей очень мала. Комнатные растения, предпочитающие яркий солнечный свет, которым нужна максимальная освещенность, могут стоять на южных окнах без опасения пострадать от ярких и горячих солнечных лучей. Это растения, родиной которых являются пустыни и полупустыни, а также растения Средиземноморья. Кактусы и суккуленты не боятся прямых солнечных лучей. Названия комнатных растений для каждой световой группы можно посмотреть здесь. В зимнее время нужно внимательно следить за своими комнатными растениями. В естественных условиях растения всегда растут вверх, а вот при недостаточном освещении, стоящие далеко от окна, комнатные растения начинают вытягиваться и сильно наклоняться к источнику света. Все растения, где бы они ни стояли, неудержимо тянутся к свету. При недостатке света у пестролистных форм комнатных растений появляются зеленые листья. Некоторые растения не растут или замедляют свой рост, листья бледнеют, опадают зеленые листья. Когда растениям не хватает света, появляются слабые, сильно вытянутые, хрупкие бледные стебли, что напрямую говорит о недостатке освещенности. Нижние литья начинают облетать, стволы растений оголяются, и растения имеют неприглядный вид. Как только вы заметили, что у растений сильно выражен наклон стеблей, поворачивайте цветочный горшок на четверть оборота один раз в месяц, для того, чтобы оно сохранило красивый прямой силуэт.Но так можно обращаться не со всеми растениями, а только, в основном, с декоративно-лиственными растениями. Некоторые цветущие комнатные растение, такие, как орхидея, гибискус, гардения, хойя, могут без какой-то видимой причины сбросить бутоны только из-за того, что просто повернули цветочный горшок. Таким растениям можно помочь. Чтобы после уборки правильно поставить горшок, воткните в земляную смесь спичку, чтобы она соотносилась с какой-либо меткой на раме. В этом случае вы правильно поставите горшок, а растение отблагодарит вас своими цветами. Зимой многим комнатным растениям нравится место на окне. А что же делать, если места на подоконнике всем комнатным растениям не хватает? Тогда придется позаботиться о досветке комнатных растений, стоящих в некотором удалении от окон. Для обеспечения дополнительного освещения в зимнее время светолюбивым растениям, можно использовать люминесцентные лампы дневного света. Их спектр наиболее близок к естественному свету, к тому же они потребляют мало электроэнергии и не нагреваются, как лампы накаливания. Следовательно, нет риска обжечь листья. В зимнее время не нужно досвечивать растения все 24 часа в сутки. Вполне достаточно продлить световой день на два-три часа. Лампы можно располагать в непосредственной близости от растений, в тридцати сантиметрах от листьев. Главное, чтобы растения были освещены не менее шести часов в сутки с октября по март. Дополнительное освещение может пригодиться и для молодых укореняемых растений, размножаемых вегетативным способом или для выращивания рассады растений. Иногда при перестановке комнатных растений можно заметить, что они теряют свой привычный вид, начинают пропадать. Особенно чувствительны к перестановке взрослые растения. Для таких растений нужно найти место с точно такой же температурой и влажностью воздуха, освещением. А пока растение акклиматизируется на новом месте, поливы нужно сократить. Если у вас в доме большая коллекция комнатных растений, то их красоту можно подчеркнуть с помощью дополнительных светильников, установленных в разных местах. В зависимости от угла падения света растения будут смотреться по-разному. Например, крупные древовидные растения только выиграют, если освещать их лучом, направленным снизу вверх. Это направление света создает эффект театральности. Точно так же действует и боковое освещение, благодаря которому растения отбрасывают длинные тени. Растения с тонкими стеблями, прозрачными или цветными листьями, такие, как бальзамин, бегония, каладиум, колеус и многие другие, будут отлично смотреться, если они освещены сзади и сбоку. Свет, падающий сверху, близок к естественному освещению. Декоративная подсветка комнатных растений снизу с двух сторон создает эффект волшебства, игру цветов, перепады света и тени, подчеркивает графичность силуэтов растений, рисунок листьев. floweryvale.ru Для нормального развития, роста и цветения растениям нужен свет. В этом плане не очень повезло комнатным цветам, которые летом обязаны воспринимать одностороннее освещение от окон, а зимой, вообще, фактически лишены прямых солнечных лучей. Особенно страдают зеленые обитатели северных окон, которые в холодный период года вынуждены прозябать в постоянной полутьме. Конечно, это не значит, что жители квартир с северной направленностью должны отказывать себе в создании зеленого сада на собственной территории. Правильно создав искусственное освещение для комнатных растений, можно полностью восполнить недостаток солнечных лучей. Плохое освещение очень быстро сказывается на внешнем виде растения, лишая его декоративности. Начинают вытягиваться побеги, новые листья растут маленькими, причем цвет их может стать более тусклым, ненасыщенным, так как замедляется образование хлорофиллов. Пестролистные сорта теряют свои пятна, их листья становятся более однородными или же совсем зелеными. Частым признаком недостаточной освещенности также является пожелтение, засыхание и опадение нижних листьев. У цветущих растений перестают появляться бутоны, а старые цветки постепенно отмирают. [include id=»5″ title=»РСЯ — в тексте»] В общем, картина вырисовывается не слишком оптимистичная. Если вы пока не столкнулись с такими проявлениями на своих растениях (и, естественно, хотите их предотвратить), но предполагаете, что света на ваших окнах все-таки недостаточно, рекомендуем вам измерить количество света особым прибором – люксметром. Получив показания прибора, можно с уверенностью сказать, хватает ли света вашим цветам или нет. Освещенность объекта измеряется в люксах, именно эту характеристику измеряет люксметр. В природе уровень освещенности может достигать 100 000 люкс, однако для успешного роста даже солнцелюбивых растений такая интенсивность лучей вовсе не обязательна. Ну а зимой, в условиях городской квартиры, для растений будет достаточно следующей освещенности: 700 – 1 000 люкс – для тенелюбивых растений. Это пуансеттия, бегония, плющ, калатея, маранта и др. Следует понимать, что нижняя планка в 700 люкс – это слишком малое количество света, которого достаточно только для поддержания жизнедеятельности, но никак не для цветения этих растений. Если вы хотите добиться цветения, необходимо увеличивать освещенность. 1 000 – 2 000 люкс – для теневыносливых растений, которые не предпочитают тень, а просто мирятся с ее существованием. Вообще же эти представители больше жалуют яркий, но рассеянный свет. Среди теневыносливых растений можно выделить антуриум, диффенбахию, монстеру, драцену, фикус, спатифиллум, фуксию, фаленопсис и др. 2 500 люкс и больше – для светолюбивых растений. К ним относятся пеларгонии, розы, пустынные кактусы, гибискус и др. К слову, 2 500 люкс не всегда достаточно для цветения этих растений, некоторые их них не образуют бутонов до тех пор, пока их освещенность не перевалит за 5 000 люкс. Другим, особенно экзотическим цитрусам, для завязывания плодов требуется не менее 8 000 – 9 000 люкс. Теперь, когда мы разобрались с люксами, можно поговорить и о длительности освещения. На самом деле многие начинающие цветоводы, узнав о возможности использования искусственного освещения, начинают подсвечивать растения круглые сутки, не давая им покоя. Это в корне неверно. В темноте у растений замедляется выработка хлорофиллов, но происходят другие, необходимые для жизни, процессы. К примеру, ночью растения поглощают кислород (в очень малых количествах, поэтому бояться ставить цветочки в спальне не нужно) и лишать их возможности «подышать» — это путь, который вскоре приведет к печальным последствиям. [include id=»6″ title=»РСЯ — в тексте»] На самом деле нормальное искусственное освещение растений должно быть таким, чтобы в течение 12-14 часов поддерживалось необходимое количество люкс. Чтобы не нарушить биологические процессы в организме растения, подсветка включается в 7-8 утра и выключается, соответственно, в 19-22 часа. Продолжительность искусственной подсветки также зависит и от естественного освещения. К примеру, растения стоят на южном подоконнике, и зимой, в солнечный день, освещения вполне достаточно. Тогда включать лампы днем просто не имеет смысла, достаточно подсветить растения пару часов утром и 3-4 часа вечером. Подобная схема продолжительности освещения хороша для взрослых растений, а вот для саженцев она не до конца идеальна. Лучше всего, если только что «проклюнувшийся» молодняк будет освещен круглосуточно – отдых им пока не нужен. Только когда сеянцы окрепнут, их можно переводить на 16-ти часовой световой день, постепенно доведя его продолжительность до 12-14 часов. А теперь поговорим о главном средстве, которое позволит нам осветить любимые растения необходимым количеством света. Речь идет, конечно же, о лампах. Итак, какими они могут быть? 1. Лампы накаливания Эти лампы не рекомендуется использовать для освещения растений, хотя некоторые цветоводы их используют при достаточном количестве естественного освещения или же в комплексе с люминесцентными светильниками. Недостатками ламп накаливания являются следующие моменты: отсутствие синего спектра, необходимого для развития растений, малая светоотдача на фоне сильного нагрева. 2. Люминесцентные лампы Обычные люминесцентные лампы в виде длинных трубок подходят для освещения растений намного больше. Они обладают высокой светоотдачей (50-70 Лм/Вт), низким тепловым излучением и большим сроком службы. Лампы «дневного света» уже многие десятилетия активно используют цветоводы-любители, несмотря на то, что спектр их излучения не до конца подходит для растений. Более эффективными, со спектром, приближенным к идеальному «растительному» относятся люминесцентные лампы специального назначения или фитолампы. Существуют подобные лампы и для водорослей, с помощью них создается освещение для аквариумных растений. 3. Газоразрядные лампы Этот тип ламп относится к самым эффективным, так как позволяет осветить большие площади оранжерей, зимних садов, теплиц. Они обладают очень высокой светоотдачей, поэтому для жилых помещений не подходят. В крайнем случае, вы можете использовать такую лампу на лоджии или в нежилой комнате, так как яркий свет такой лампы будет резать глаза. Газоразрядные лампы для растений делятся на: ртутные (ДРЛ), натриевые (ДнаТ) и металлогалоидные. 4. Светодиоды Светодиодное освещение для растений является наиболее современным. Светодиодные светильники не нагреваются, потребляют малое количество электроэнергии, способны работать до 50 000 часов. Для того, чтобы обеспечить растения светом необходимого спектра (который в большей степени состоит из красной и синей составляющей), следует «набирать» светильник из красных и синих светодиодов в соотношении 8:1 или 8:2. Выращивание растений при искусственном освещении – занятие увлекательное и очень благодарное. Установив нужные лампы и наладив продолжительный световой день, вы удивитесь, что сенполии, оказывается, могут цвести круглый год, а зимой неожиданно распустит цветки-бабочки фаленопсис. Приятно, что красота вашей коллекции отныне не будет зависеть от капризов погоды или от наличия «правильных» окон. В принципе, окон может не быть вообще, а в квартире все равно раскинется зеленый садик. Главное, это потратиться на качественные лампы для растений, которые, зачастую, не слишком-то и дешевы. landscape-project.com При проектировании интерьера освещению стоит уделять особое внимание. Ведь оно способно не только вносить свет в помещение, но и создавать настроение, особую атмосферу. В Украине или России этот вопрос стоит особенно остро, потому что климат достаточно суровый и не позволяет в большинстве случаев проектировать панорамные окна в пол. За счет этого даже дневного света мы не всегда получаем необходимое количество. Сегодня мы бы хотели на примере интерьеров известного во всем мире мастера дизайна и освещения Келли Хоппен обсудить некоторые принципы расположения источников освещения в квартирах и домах. Итак, как правильно располагать источники освещения в комнатах? Эта комната — отличный образец для рассмотрения. В ней мы видим 2 вида освещения, расположенные на шести плоскостях. 1 Первый тип — функциональный свет. Это те источники, которые вырабатывают свет, необходимый непосредственно для каких-то практических нужд. Так люстра здесь отсутствует, ее заменяют вмонтированные точечные светильники по всему периметру комнаты. Примечательно, что на стене с гардеробными шкафами их расположили прямо напротив открывающейся дверцы, чтобы дополнительно осветить эту зону. Вторым источником функционального света можно назвать направленные споты над прикроватными тумбами. Как вы уже, наверное, догадались, они очень удобны для вечернего чтения. Второй тип — декоративное освещение. Оно призвано создавать настроение. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы все эти источники были выведены на отдельные выключатели. Так вы сможете грамотно регулировать количество света. Давайте перечислим все его уровни: первый — подсветка кровати и диванов снизу, второй — подсветка снизу навесных тумб и полок, третий — свет в нише за диваном, четвертый — декоративные бра, пятый — закарнизная подсветка потолка. Подсветки такого рода лучше всего делать из светодиодных лент — они экономичны, занимают минимум места и имеют широкий спектр цветов. В этой спальне использована замечательная идея подвесов над прикроватными тумбами. Их можно опустить до той же высоты, на которой располагают прикроватные бра. Они не занимают место на тумбах и выглядят очень актуально в этом сезоне. В этой спальне на мансардном этаже по обе стороны от кровати на тумбах стоят настольные лампы на высоких ножках. Свет от них очень выгодно оттеняет архитектуру стен в комнате. Два бра по обе стороны от изголовья — это уже классический прием. Но он не теряет своей актуальности и сейчас. Кроме того, удачно подобранные такого рода светильники могут стать настоящим декоративным шедевром. 1 2 Лампы такого плана больше напоминают офисные. Они часто имеют мобильное основание с поворотником и небольшую лампу, минимально закрытую абажуром. Такие лампы очень удобны для чтения и занимают минимум места на прикроватном столике. В гостиной торшер станет отличным источником света в зоне отдыха. Он дает мягкий и приглушенный свет именно в той части комнаты, где это необходимо. Вы словно оказываетесь в островке света. К тому же, этот способ освещения достаточно экономичен. Приобретайте торшеры с высокой «ногой» и возможностью поворота. Чем больше света от него вы хотите добиться, тем светлее должен быть абажур. 31 Подвесы в гостиной лучше всего использовать в тех частях комнаты, где будет минимальная проходимость людей. Это может быть места около стены или над такими предметами, как столы и тумбы. Подвесы нынче приобрели большую популярность, поэтому используя их, вы сделаете оформление своего дома стильным и актуальным. При проектировании подвесов будьте очень осторожны — необходимо просчитать все до мелочей, чтобы потом не выяснилось, что месторасположение предметов измениться. Ведь подвес перенести будет уже трудно — долго и затратно. Такого рода освещение несет чисто декоративную функцию. Оно не дает света нужной интенсивности, зато очень эффектно выглядит. Если вы поклонник такого рода декоративных ходов, на этапе ремонта необходимо спроектировать гипсокартонный короб с так называемым «карманом», в который можно будет положить саму подсветку. Тут же, на высоте 5-8 см от потолка нужно сделать вывод для подключения лампочек к сети. Этот ход можно смело назвать самым нетрадиционным. Его сложно проектировать и при перестановке присутствие лампочек на полу может создавать своего рода трудности, но по сравнению с тем эффектом, который создает подсветка в полу, все эти неурядицы уходят на второй план. Решившись на подобное освещения, преодолевайте соблазн расположить его в нескольких местах — чтобы ваш дом не утратил эстетики и ощущения дома, используйте такую подсветку только в одной комнате и не более пяти точек. Лампочки по мощности ставьте тусклые, чтобы они давали мягкий легкий отблеск света. В большой гостиной совершенно необязательно использовать люстры. Вы вполне можете обойтись и точечным светом. Расположите столько точек, сколько вам будет необходимо, отталкиваясь от среднего расстояния между ними около 80 см. Вы можете сделать опуск потолка, чтобы максимально скрыть источники света, а можете использовать современные накладные светильники, которые имеют высоту до 8-10 см и будут монтироваться непосредственно на существующий потолок, при это не «воруя» его высоту. Всеми любимые люстры — они дают много света, являются отличным мощным источником, впечатляют разнообразием форм и цветов. Люстру подбирайте, отталкиваясь от высоты потолка — чем выше потолок, тем ниже вы можете позволить себе опустить люстру. 1 В комнате прямоугольной формы повесьте люстру по центру комнаты, а если помещение имеет более сложную форму с глубокими нишами, возможно, есть смысл там же расположить еще и другие дополнительные источники. Над обеденным столом правильно было бы разместить отдельный источник освещения. И его форма должна соответствовать форме стола. Если стол круглый, подвес тоже может быть круглым, если же стол прямоуголный и длинный, люстра над ним, скорее всего, должна повторять эту форму, иначе вам просто не удастся равномерно осветить всю плоскость стола. 2 При желании вы можете использовать не один подвес, а несколько. Для этого перед выводов проводов определитесь с моделью, и, отталкиваясь от размеров абажура, размечайте места вывода. Для подсветки рабочей зоны, которая является функциональным элементом и очень облегчает процесс готовки, воспользуйтесь либо светодиодной лентой, либо точечными светильниками. Располагать точечные источники света лучше по центру навесных шкафчиков. А светодиодную ленту можно выкладывать прямо у стены. 2 Вот так, на примере работ одного из лучших английских дизайнеров Келли Хоппен мы смогли расширить свой спектр используемых источников освещения. Если у вас возникли идеи относительно вашего дома, не бойтесь воплощать их в жизнь. Только прежде обязательно посоветуйтесь с профессионалами в этой области насчет технической стороны вопросы. Удачных вам свершений на почве проектирования освещения! homester.com.uaОсвещение для растений — правила искусственного света. Дополнительное освещение
Дополнительное освещение. Свет и освещение
Как реализовать дополнительное освещение - процесс установки
Решения могут быть разными
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Как сделать подсветку для рассады своими руками из светодиодных ламп
Основные способы подсветки рассады в домашних условиях
Подсветка без применения ламп
Для организации освещения на подоконнике достаточно часто применяют простую конструкцию из картонного короба. У коробка удаляется верх и боковина, оставляются небольшие бортики. Вся эта конструкция обклеивается фольгой и устанавливается за растениями. Солнечный свет, попадая через окно, падает на фольгу и отражается на растения, обеспечивая всестороннее подсвечивание культуры. Лампы
Сделать подсветку для рассады своими руками несложно. Для этого достаточно: Преимущества светодиодной подсветки для рассады
Стеллаж для рассады с подсветкой
Видео: преимущества светодиодных ламп для рассады
Видео: сборка простого светодиодного светильника своими руками
Освещение в доме – как сделать его правильным и комфортным
Что нужно знать об освещении
Начнем с того, что освещение делится на местное и общее. Местное предназначено для подсвечивания определенных уголков квартиры или даже отдельных предметов (торшер, бра, точечные светильники). Общее предназначено для освещения какого-либо помещения в целом, без учета его деления на функциональные зоны. Как подобрать необходимое количество светильников
Эффекты, которых можно достичь при помощи света
Освещение в прихожей
Свет в кухне
Освещение ванной комнаты
Как организовать освещение гостиной
Освещение спальни
Свет в детской
Освещение рабочего кабинета
Освещение для комнатных растений — FloweryVale.ru
Освещенность и комнатные растения
Проблемы, возникающие у растений при снижении освещения
Дополнительное освещение растений в зимнее время
Декоративная подсветка
Освещение для растений - правила искусственного света
Как разместить освещение: основные принципы дизайна
Спальня
Mногоуровневый свет
Подвесы
Настольные лампы
Бра
“ Высота расположения бра у кровати — не менее 120 см, лучше 140-160, в зависимости от высоты спального места и изголовья. ” Лампы направленного света
Гостиная
Торшеры
Подвесы
Закарнизная подсветка
Подсветка в полу
Точки по периметру
Централизованное освещение
Столовая и кухня
Подвесы над обеденным столом
Подсветка рабочей зоны на кухне