Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Основные требования к школьной доске. Доска от пола санпин


Существуют ли нормы СанПина по использованию интерактивной доски? — Дидактор

Горячее обсуждение СанПиновских норм при использовании электронного оборудования нового поколения идёт в педагогическом сообществе уже несколько лет. В адрес Дидактора не раз поступали возмущённые отзывы о самоуправстве, неординарных решениях местных руководителей.

Однако корень зла заключается не столько в правовой безграмотности того или иного чиновника, а в том, что до сих пор интерактивные доски и другие электронные средства обучения фактически оказались вне зоны СанПина.

Результаты анализа нормативных документов

Мало что прояснил новый СанПиН 2.4.2.2821-10, принятый 29 декабря 2010 г.

Касательно интерактивной доски, юристы ссылаются на пункт 5.7, где среди прочих типов школьных досок упоминается:

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

При всём уважении к авторитету в области образовательного права профессору Е.Л. Болотовой, её комментарии по этому вопросу отнюдь не убедительны, и больше выглядят на манипулирование нормативными документами.

Её ссылка на Перечень и технические требования к интерактивному аппаратно-программному комплексу для общеобразовательных учреждений не является корректной, т.к. перечисленные характеристики абсолютно не затрагивают гигиченических норм.

Последний убийственный аргумент в руках юристов — это САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», где интерактивная доска, хотя и не упоминается, но причисляется толкователями этого документа к устройствам  отображения  информации  (видеодисплейные  терминалы (ВДТ) всех типов).

Удивительным образом этот документ не был упразднён наряду с СанПиН 2.4.2.1178-02, хотя был принят фактически одновременно.

Исходя из этого документа,

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:

  • для обучающихся в I — IV классах — 15 мин.;
  • для обучающихся в V — VII классах — 20 мин.;
  • для обучающихся в VIII — IX классах — 25 мин.;
  • для обучающихся в X — XI классах на первом часу учебных занятий — 30 мин., на втором — 20 мин.

Вердикт Е.Л. Болотовой следующий:

Таким образом, Вы можете применять оборудование с ПЭВМ каждый день только на 1 уроке и не более 15 минут. Не надо забывать, что кроме доски детям еще приходится сосредоточенно смотреть в тетради и книжки. И это тоже серьезная нагрузка на глаза.

Однако самое удивительное другое.

Я несколько раз пролистал опубликованный в 2003 году СанПиновский документ, но не нашел данных рекомендаций.

Оказывается цитируемое многими приложение 7 носит статус рекомендованного и на регистрацию в Минюст РФ не представлялось!

Поэтому и требовать его обязательного исполнения нельзя.

Убийственно выглядит в разделе 4 «Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста» пункт 4.16:

Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста.

Получается, если мы приравниваем интерактивную доску к видеодисплейному терминалу, то от неё вообще следует отказаться. ПАРАДОКС!

Безусловно, необходимы какие-то нормативы, ограничения. Но реально обоснованные, доказуемые. Однако мы не имеем серьёзных научных исследований по современной школьной гигиене. Решения, как правило,  принимаются по наитию и часто не безгрешные. А на данный момент решений как таковых НЕТ.

Итак, подведем итоги.

  1. Использование интерактивной доски в образовательной деятельности требует новых подходов. И они должны основываться на определённой нормативной базе, а не толковаться как кому вздумается.
  2. Без сомнения, нельзя приравнивать работу с интерактивной доской или большим экраном к индивидуальной работе за персональным компьютером. Налицо совершенно другая форма образовательной деятельности с совершенно другими физиологическими условиями.

didaktor.ru

СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях

IV. Требования к зданию

<...>

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

- не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; 

- не менее - 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. 

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2.

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена.

4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

4.13. Спортивный зал рекомендуется размещать на 1-м этаже здания или в отдельно пристроенном здании.

При размещении спортивного зала на 2-м этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательной организации и его вместимости. Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 х 18,0 м, 12,0 х 24,0 м, 18,0 х 30,0 м. Высота спортивного зала при проектировании должна составлять не менее 6,0 м.

4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов, площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные, площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые, площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты, площадью не менее 8,0 м2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

4.16. При устройстве бассейнов в общеобразовательных организациях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.<...>

4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1–4 классов, и на высоте 0,7–0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5–11 классов. 

Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца.<...>

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.<...>

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов – не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50–70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски–- не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом – 70–90;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели – не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II–III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. <...>

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–20 °С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20–24 °С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20–22 °С, душевых – 25 °С. <...>

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1–1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5–10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °С проветривание в спортивном зале следует прекращать. <...>

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. <..>

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. <...>

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения. <...>

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300–500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300–500 лк, на классной доске – 300–-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради jсвещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

<...>

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. <...>

10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. <...>

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. <...> 

10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

  • физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
  • организованных подвижных игр на переменах;
  • спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
  • внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
  • самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. <...>

10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки. <...>

10.27. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренными образовательной программой, связанными с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам. <...>

XI. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций

11.1. Во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. <...>

11.7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации. <...>

 

 

 

 

 

mosmetod.ru

Школа По СанПиН: Как должно быть?

Мы уже разбирали, каким по санитарным нормам должен быть детский сад, теперь же обратимся к следующей образовательной ступени. Школьные годы чудесные также проходят под бдительным контролем санитарных врачей: учебный процесс, обустройство классов, столовых и спортзалов, освещение и порядок уборки – всё самым подробным образом разбирается в СанПиНе. Выбираем из правил самое важное и интересное и разбираемся, какой должна быть школа с точки зрения официального документа.  

 Photo: Alexey Ivanov

Место 

Санитарно-эпидемиологические требования крайне требовательны к месту постройки. Ряд из них объективен и понятен: школы нельзя строить на автомагистралях, в зонах железнодорожных путей и метрополитена. В документе уточняется (на всякий случай), что здание МОУ не должно располагаться на месте взлёта и посадки воздушного транспорта. Но помимо этого, и, думается, к удивлению обитателей спальных районов, есть указание на то, что школа не может располагаться вблизи гаражей и автостоянок.

Скропулезно составители СанПиН подошли к просчёту удалённости и пешеходной допустимости. Проще говоря, при проектировании школы нужно учитывать, как долго ребёнок будет до неё добираться. Так, для Москвы и Московской области удалённость школы от жилых кварталов не должна превышать 500 метров. Норма для сельских территорий доходит до 2 до 3 километров. В случае, если и эта норма не соблюдается, администрации должно организовать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Но время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Если и этот показатель превышен, рекомендуется обустраивать при школе интернат со спальными местами и не мучить детей долгой дорогой.

 Photo: Peretz Partensky

 

Помещение

Редко кому из родителей или учеников приходит в голову измерить помещение учебного класса. В конце концов, класс – это ведь не группа в детском саду, от переполнения страдает редко. На взгляд обывателя, с размерами комнаты всё в порядке, если за партами не сидят по трое-четверо (к слову, количество обучающихся в классе строго регламентировано — не более 25 человек). А вот санитарные нормы к метражу строги. Размер класса должен быть не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий (это такие, на которых учитель объясняет у доски урок, а ученики имеют возможность сидеть и внимать) и не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (там, где возникает необходимость подвигаться, переставить столы, провести командный тренинг). Кстати, площадь учебных кабинетов принимается без учёта расстановки дополнительной мебели: шкафов, тумбочек и стеллажей. Так что если вы помножите количество учащихся в классе своего ребёнка на 2,5, примерно поймёте, насколько внимательны к СанПиНу именно в вашей школе.

Интересно и то, что классы для первоклашек рекомендуется размещать не выше второго этажа, а для обучающихся 2-4 классов — не выше третьего. На вершине учебного Олимпа – старшеклассники.

 Photo: DENker

 

Свет 

В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение, чтобы, в первую очередь, в тетрадках всё было видно правшам, а вот левши со стороны санитарных врачей оказываются несколько дискриминированы. Но если ширина класса более шести метров, нужно подсвечивать его ещё и справа. В СанПиНе используется понятие «световой коэффициент». Он обозначает отношение площади остеклённой поверхности к площади пола и должен составлять не менее 1:6.

 

Гигиена

Школьные туалеты – тема деликатная, неприятная, но необходимая и заслуживающая особого ацента хотя бы потому, что в СанПиНе она имеет несколько фантастический уклон. Представьте типичную школьную уборную. Представили? А теперь прочтите следующее: «Количество санитарных приборов определяется из расчёта: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков».  Сколько уборных было в вашей школе? Немного меньше, не правда ли? И ещё пункт-откровение: «В санитарных узлах устанавливают педальные вёдра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца». Мыло! И полотенце! Но подождите, есть кое-что посильнее. Для учащихся II и III ступени (с 5 по 11 класс) в уборных оборудуют «комнаты личной гигиены с биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды». Для многих читающих документ воспоминания о туалетах без унитазов, с проточным сливом и, чего уж скрывать, без дверей в кабинках, могут оказаться слишком горьки.

 

Парта 

Парта – то есть стол с наклоном рабочей поверхности – основа основ. Столы для школьников, спроектированные ещё в XIX веке Фёдором Эрисманом, должны располагаться в классах младших школьников. Для периода обучения письму СанПиН рекомендует использовать наклон 7-15 сантиметров. Сам стол должен регулироваться по высоте под рост ученика. В классах постарше можно использовать и стандартные ученические столы.

 Photo: vow

Продолжительность непрерывной работы за партой для обучающихся I ступени образования (начальная школа) не должна превышать 7-10 мин, а для обучающихся II — III ступени образования (средняя и старшая) — 15 минут. Как это возможно со средней продолжительностью урока в 40-45 минут? Об этом расскажем чуть ниже.

Ответ на вопрос «как сидеть» важен, как и вопрос «за чем сидеть». СанПиН настаивает: дети с нарушением слуха должны сидеть в первом ряду, с нарушением зрения — на ближних к классной доске партах. А вот детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Имеет смысл подумать об этом, если близорукий двоечник обосновался на «камчатке», а вечно болеющего школьника посадили у окна.

Кстати, постоянно пересаживать учеников — прямая обязанность учителей. По нормам, менять место школьников следует не менее двух раз за учебный год, особенно это касается детей, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт). Такая тасовка определяется нормами трудовой гигиены и необходима для нормального зрения учеников.

Научить ребёнка правильно сидеть за партой – тоже задача учителя. СанПин говорит: «учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчёркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола)». В приложении к документу даётся рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз или комплекс упражнений физкультурных минуток, чтобы сидение за партой не стало причиной неправильной осанки и близорукости. Ну, чтобы учитель хотя бы попытался этого избежать. Собственно, на это и должны прерываться увлекательные уроки на тему валентности химических элементов и «Евгения Онегина» как энциклопедии русской жизни.

 Photo: A.Savin

 

Доска

«На доске — тема урока», «Внимательно посмотрите на доску» и коронное «К доске пойдёт…» — роковые, несменяемые фразы учителей всех поколений. Без доски класс – не класс. К тому, как и где её располагать, тоже есть требования, которые очень досконально прописаны в СанПиНе. Итак, цитируем:

  • «От первой парты до учебной доски — не менее 240 сантиметров».
  • «Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860 сантиметров».
  • «Высота нижнего края учебной доски над полом — 70-90 сантиметров».
  • «Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырёхрядной расстановке мебели — не менее 300 сантиметров».
  • «Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования».

В общем, правильно повесить доску в классе – ужасно увлекательная история для педагогического состава, и если кому-то это всё-таки удалось, нужно не забыть в обязательном порядке доску подсветить — ради соблюдения норм освещения и сохранения зрения будущего страны.

 Photo: Taken

 

Обогрев 

Кому-то может быть и невдомёк, но отопление в школе может быть только газовым: ни паровые котлы, ни печки с дровами не допускаются (это тоже на всякий случай). Как и обогреватели, которыми грешат некоторые замерзающие в межсезонье учителя. В целом, СанПиН рекомендует протапливать школу следующим образом: спортзалы прогревать до 17-20°С, классы до 18-24°С. Влажность воздуха следует удерживать на отметке 40-60%. О том, что в такой влажной и жаркой атмосфере молниеносно размножаются вирусы и бактерии, давно и эмоционально кричит телеврач Евгений Комаровский, но к его мнению разработчики норм не очень-то прислушиваются.

 

Процесс 

Много интересного в документе посвящено самому главному – жизни детей в стенах МОУ. Во-первых, оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Приём детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Во-вторых, уроки не должны начинаться ранее 8 часов утра, проводить «нулевые» уроки запрещается. В-третьих, как говорилось выше, в классе должно быть не более 25 человек.

Обозначены и нормы количества уроков: в первом классе — 4 урока в день и один день в неделю — не более пяти уроков за счёт урока физкультуры ; в 2-4 классах  — не более пяти уроков и один раз в неделю шести уроков за счёт урока физкультуры; в средней школе — не более шести уроков; а в старшей — не более семи.

 Photo: Mor

Чтобы неделя проходила легко, но продуктивно, а точнее «для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели», обучающиеся должны иметь облегчённый учебный день в четверг или пятницу.

Особенно много внимания в документе уделяется первоклашкам. Специально для них – только первая смена, сорокаминутная «динамическая пауза» в середине учебного дня,  безоценочная система, дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти и ещё дневной сон, прогулки и трёхразовое питание для посетителей группы продлённого дня.

 

Не по правилам

Допустим, вы прочитали СанПиН и поняли: в школе вашего ребёнка всё не так, как надо.  Что делать? К кому обращаться и куда жаловаться? Как и в детсадовской схеме, есть несколько путей решения проблемы:

  • Отправить жалобу в Роспотребнадзор. Это стоит делать в том случае, если вы заметили грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Обращение можно отправить онлайн на официальном сайте организации.
  • Отправить жалобу в Министерство образования. Это так же можно сделать онлайн.
  • Отправить жалобу в прокуратуру – к такому решительному шагу стоит прибегать в самых крайних случаях, среди которых могут быть: нарушения трудового законодательства, нарушение режима питания, воспитательной и образовательной деятельности детей, денежные вымогательства или несчастные случаи, допущенные по халатности сотрудников.
  • Поговорить с завхозом или директором. Быть может, замеченные вами нарушения – чистая случайность и недоработка сотрудников? Прежде чем начинать визиты по вышестоящим инстанциям, нужно зафиксировать своё недовольство у руководства школы.  Вероятно, проблема решится быстрее, чем можно себе представить.

Мария Соловьёва 

29.03.2017

knowrealty.ru

Основные требования к школьной доске

Для детей самое лучшее, а значит все самое подходящее по качеству, удобству и соответствующее стандартам безопасности. К школьному инвентарю особые требования, так как от него зависит и качество процесса образования, и здоровье всех детей, которые учатся в школе. На этот раз поговорим о школьной доске и об основных требованиях к ней. Школьная доска это как тетрадь для всех учеников, это, то на чем пишут все, и ученики и учителя, и без школьной доски просто невозможно себе представить процесс образования.

Стоит разобраться для начала с видом школьных досок. В зависимости от того как они располагаются есть 2 вида школьных досок: настенные школьные доски и передвижные школьные доски. Стоит отметить основные гигиенические требования, предъявляемые к школьной доске. Речь о таких требованиях, которые облегчают зрительную работу школьника:

  • Цвет доски должен быть темным (зеленый, черный матовый, темно-коричневый).
  • Коэффициент отражения школьной доски не менее 80%.
  • Оптимальное сочетание для облегчения зрительной работы это темно-зеленая школьная доска и желтый мел.
  • Поверхность современной школьной доски это тонкая сталь с покрытием из стеклоэмали, стеклокерамики, краски или же синтетическими пленками.
  • К школьной доске обязательно должен прикрепляться лоток, который предотвращает излишнее загрязнение пола и служит для хранения мела.
  • Расстояние школьной доски от пола зависит от того в каком классе крепиться доска.  До четвертого класса, доска должна быть от 80-85 см от пола, а в старших классах доска должна быть выше, то есть нижний край на 90-95 см от пола.
  • Передвижные доски нужно ставить так, чтобы они не отсвечивали и не затрудняли зрительную работу.
  • Доску протирают губкой смоченной в теплой воде.

Это основные гигиенические требования к школьной доске. Приобретая доску у проверенного производителя с хорошими отзывами о своей работе, вы заботитесь обо всех этих параметрах сразу.

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

СанПин для дополнительного образования (СанПин 2.4.4.3172-14)

 

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

 

СанПиН 2.4.4.3172-14. Дополнительное образование

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - организации дополнительного образования).

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы различной направленности - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций дополнительного образования.

Наряду с обязательными для исполнения требованиями санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для детей в организациях дополнительного образования, направленные на сохранение и укрепление их здоровья.

1.4. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты организаций дополнительного образования, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил.

Ранее построенные здания организаций дополнительного образования, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.5. Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений в здании и на территории организации дополнительного образования не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При размещении организации дополнительного образования в помещениях, встроенных в жилые и общественные здания или пристроенных к ним, проводятся шумоизоляционные мероприятия, обеспечивающие в помещениях основного здания нормативные уровни шума.

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.7. Функционирование организации дополнительного образования осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.

1.8. Работники организации дополнительного образования должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке <1>.

Работники организации дополнительного образования проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в два года.

Работники организации дополнительного образования должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок <1>.

1.9. Каждый работник организации дополнительного образования должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

 

 

СанПин 2.4.4.3172-14II. Требования к размещению организации дополнительногообразования и ее территории

 

2.1. Участок, отводимый для размещения здания организации дополнительного образования, должен находиться за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки.

2.2. Через территорию организации дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения.

2.3. Территорию организации дополнительного образования рекомендуется ограждать забором и/или полосой зеленых насаждений.

Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях деревья высаживаются не ближе 15 м от здания, кустарники - не ближе 5 м.

2.4. На территории оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 15 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора, в том числе с размещением их на смежных с территорией организации дополнительного образования контейнерных площадках жилой застройки.

2.5. Территория организации дополнительного образования должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности на территории во время пребывания детей должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток.

2.6. Для детей с ограниченными возможностями здоровья на территории строящихся и реконструируемых зданий организаций дополнительного образования предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.

2.7. При устройстве на территории организации дополнительного образования открытых беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч и в другие спортивные игры) предусматриваются мероприятия по предупреждению затопления их дождевыми водами.

2.8. Покрытие площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

 

 

СанПин 2.4.4.3172-14III. Требования к зданию организациидополнительного образования

 

3.1. Вновь строящиеся объекты организаций дополнительного образования рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании.

Здания организаций дополнительного образования могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).

Размещение организаций дополнительного образования во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных) допускается при наличии отдельного входа.

Помещения для занятий детей дошкольного (до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 11 лет) размещаются не выше третьего этажа здания.

3.2. Входы в здания организации дополнительного образования оборудуются тамбурами или воздушно-тепловыми завесами.

3.3. Для создания условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в строящихся и реконструируемых зданиях организаций дополнительного образования предусматриваются мероприятия для создания доступной (безбарьерной) среды.

3.4. Набор помещений здания организации дополнительного образования определяется направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.

Рекомендуемые состав и площади помещений, в которых организуются занятия различной направленности (технической, художественной, естественнонаучной, физкультурно-спортивной), реализующие дополнительные общеобразовательные программы, принимаются в соответствии с Приложением N 1 (таблицы 1, 2 и 3).

Помещения для теоретических занятий различной направленности предусматриваются из расчета не менее 2,0 м2 на одного учащегося.

3.5. Помещения в здании организации дополнительного образования для занятий рекомендуется размещать с учетом их функционального назначения:

- мастерские скульптуры, керамики - на первых этажах здания с выходом на участок;

- гардеробы, помещения для спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, залы для проведения зрелищных мероприятий - на первых этажах здания;

- химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, мастерские живописи - на последних этажах здания.

При наличии медицинского кабинета он размещается на первом этаже здания.

3.6. Площади и оборудование помещений для занятий с использованием персональных компьютеров должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

3.7. При проектировании зданий организаций дополнительного образования высота помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена. Воздухообмен в основных помещениях организаций дополнительного образования принимается в соответствии с Приложением N 2.

3.8. Используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека. Материалы для внутренней отделки должны быть устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами. Допускается использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.

Потолки, стены и полы всех помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности и признаков поражения грибком.

3.9. При спортивных и хореографических залах оборудуются помещения для переодевания раздельно для мальчиков и девочек. Каждый занимающийся в зале обеспечивается шкафчиком или вешалкой для одежды.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях организаций дополнительного образования при спортивных и хореографических залах оборудуются душевые из расчета не менее 1 душевая кабина на 10 человек.

3.10. На каждом этаже здания размещаются раздельные туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарно-технических приборов принимается из расчета не менее: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.

Для персонала выделяется отдельный туалет.

В ранее построенных зданиях допускается количество туалетов и санитарно-технических приборов в соответствии с проектом.

Туалеты обеспечиваются педальными ведрами, туалетной бумагой, мылом, электросушителем (или бумажными полотенцами, салфетками) для рук.

Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

3.11. Во вновь строящихся зданиях на каждом этаже выделяются помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованные поддоном-сливом с подводкой к нему холодной и горячей воды.

В ранее построенных зданиях предусматривается отдельное место (или помещение) для хранения уборочного инвентаря, которое оборудуется шкафом.

 

 

IV. Требования к водоснабжению и канализации

 

4.1. Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

В неканализованных районах здания организаций дополнительного образования оборудуются внутренней канализацией при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов (или биотуалетов).

4.2. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

4.3. При отсутствии в здании организации дополнительного образования горячего централизованного водоснабжения допускается установка водонагревающих устройств.

4.4. Помещения для переодевания и умывальные при спортивных и хореографических залах, помещения для занятий технической и естественнонаучной направленности, изобразительным искусством, лаборатории, мастерские, помещения медицинского назначения, помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, туалеты обеспечиваются раковинами с подводкой горячей и холодной воды со смесителями. Предусматривается подводка горячей и холодной воды со смесителями к душевым установкам.

V. Требования к естественному и искусственному освещению

 

5.1. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях организации дополнительного образования должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий и настоящим санитарным правилам.

Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые, туалеты при спортивном зале; умывальные; туалеты для персонала; гардеробные, костюмерные, кладовые и складские помещения; радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

5.2. В помещениях организации дополнительного образования обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

5.3. Светопроемы помещений для занятий должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам.

5.4. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность предусматривается левосторонней, в слесарных мастерских - правосторонней.

5.5. В помещениях, ориентированных на южные стороны горизонта, рекомендуется применять отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность, неярких тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные стороны горизонта, рекомендуются светлые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый. В помещениях для занятий живописью рекомендуется применять отделочные материалы и краски светло-серого или светло-голубого цвета.

5.6. В помещениях на рабочих местах при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни освещенности люминесцентными лампами:

-          в учебных помещениях для теоретических занятий       -          300 - 500 лк;

-          в мастерских по обработке металла, дерева        -          300 - 500 лк;

-          в швейных мастерских        -          400 - 600 лк;

-          в изостудии, мастерских живописи, рисунка, скульптуры       -          300 - 500 лк;

-          в концертных залах  -          не менее 300 лк;

-          в помещении для музыкальных занятий  -          не менее 300 лк;

-          в спортивных залах (на полу)        -          не менее 200 лк;

-          в рекреациях -          не менее 150 лк;

-          в помещениях для занятий юных натуралистов  -          не менее 300 лк.

 

 

Для искусственного освещения предусматривается использование ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

5.7. Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

5.8. В помещениях для технического творчества при выполнении напряженной зрительной работы рекомендуется применять комбинированное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

5.9. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

VI. Требования к отоплению, вентиляциии воздушно-тепловому режиму

 

6.1. Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

Системы отопления, вентиляции и/или кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений организаций дополнительного образования.

6.2. В помещениях организации дополнительного образования температура воздуха должна соответствовать следующим параметрам:

- в учебных кабинетах для теоретических занятий, в помещениях для музыкальных занятий, для занятий художественным творчеством и естественнонаучной направленности, в актовом зале, лекционной аудитории - 20 - 22 °C;

- в вестибюле, гардеробе - 18 - 22 °C;

- в помещениях для занятий хореографией, спортом, техническим творчеством - 17 - 20 °C;

- в медицинских кабинетах, раздевальных при спортивных залах и залах хореографии - 20 - 22 °C;

- в душевых - 24 - 26 °C.

Для контроля температурного режима помещения для занятий оснащаются бытовыми термометрами.

6.3. В помещениях организации дополнительного образования относительная влажность должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.

6.4. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

6.5. Воздухообмен в основных помещениях организации дополнительного образования принимается в соответствии с Приложением N 2.

6.6. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

6.7. Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.

Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей и проветривание через туалетные комнаты.

Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна быть не менее 1/50 площади пола.

6.8. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания, с учетом поступления воздуха через верхнюю часть окна.

 

VII. Требования к помещениям для занятий различнойнаправленности и их оборудованию

 

7.1. Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку, соответствующую ростовой группе. Не допускается использование стульев с мягкими покрытиями, офисной мебели. Мебель, спортивное и игровое оборудование, инструменты и инвентарь должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Технические средства обучения, игрушки и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для здоровья детей.

7.2. При мастерских масляной живописи, прикладного искусства и композиции рекомендуется оборудование кладовой.

При мастерских скульптуры и керамики выделяются изолированные помещения для обжига, оборудованные местной механической вытяжной вентиляцией, и кладовые для хранения глины и гипса.

7.3. В помещениях для занятий на музыкальных инструментах и вокалом выполняются шумоизолирующие мероприятия с использованием шумопоглощающих отделочных материалов, безопасных для здоровья детей.

7.4. Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.

7.5. Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.

Для размещения станочного оборудования (токарного, фрезерного, сверлильного) в технических лабораториях предусматривается не менее 4 м2 на каждую единицу оборудования.

7.6. Все оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, а также столы и верстаки, за которыми проводится электропайка, дополнительно к общей системе вентиляции обеспечивается местной системой вытяжной вентиляции. Использование кислот в качестве флюса не допускается. Не допускается использовать свинецсодержащие припои.

7.7. Токарные станки устанавливаются параллельно окнам или под углом 20 - 30°, фрезерные - параллельно окнам.

7.8. Условия проведения занятий техническим творчеством должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

7.9. Состав помещений для спортивных занятий определяется направленностью дополнительной общеобразовательной программы по видам спорта.

Спортивный инвентарь хранится в помещении снарядной при спортивном зале.

7.10. Используемые спортивные маты, ковер, дадянги и другие инвентарь и оборудование должны быть покрыты материалами, легко поддающимися очистке от пыли, влажной уборке и дезинфекции.

7.11. Средства, используемые для припудривания рук, хранятся в ящиках с плотно закрывающимися крышками.

7.12. Условия для занятий в бассейне обеспечиваются в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.

 

СанПин 2.4.4.3172-14VIII. Требования к организации образовательного процесса

 

8.1. Организациями дополнительного образования, осуществляющими образовательную деятельность, организуется образовательный процесс в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой.

8.2. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в организациях дополнительного образования приведены в Приложении N 3.

8.3. Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16 - 18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.

8.4. В организациях дополнительного образования при наличии двух смен занятий организуется не менее 30-минутный перерыв между сменами для уборки и проветривания помещений.

8.5. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день.

После 30 - 45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин.

8.6. Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по видам искусств и по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств не должен превышать 14 часов в неделю.

Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств не должен превышать 10 часов в неделю.

8.7. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

8.8. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7 - 9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут.

8.9. Занятия, направленность которых предусматривает трудовую деятельность, организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

8.10. Зачисление детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

 

IX. Требования к организации питания и питьевому режиму

 

9.1. При организации питания детей в организации дополнительного образования руководствуются санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

9.2. В организациях дополнительного образования для обучающихся организуется питьевой режим с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченой питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более 3-х часов.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой.

Обработка дозирующих устройств проводится в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя.

 

X. Требования к санитарному состоянию и содержаниютерритории и помещений

 

10.1. Территория организации дополнительного образования должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится ежедневно. Твердые бытовые отходы и другой мусор убираются в мусоросборники. Очистка мусоросборников проводится специализированными организациями.

Не допускается сжигание мусора на территории организации дополнительного образования и в непосредственной близости от нее.

10.2. Все помещения по окончании занятий ежедневно убираются влажным способом с применением моющих средств. При наличии двух смен влажная уборка всех помещений проводится и между сменами.

Спортивный инвентарь и кожаные маты ежедневно протираются влажной ветошью. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса.

Матерчатые чехлы спортивных матов подвергаются стирке не реже одного раза в неделю и по мере их загрязнения.

10.3. В местах общего пользования (вестибюле, рекреации, гардеробных, душевых) влажная уборка проводится после каждой смены учебных занятий с использованием моющих средств, в санитарных узлах и душевых - с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже двух раз в год (весной и осенью).

Чистка светильников общего освещения проводится по мере загрязнения, но не реже двух раз в год; своевременно осуществляется замена неисправных источников света.

Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищаются от пыли.

Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Во время генеральных уборок в спортивных залах ковровое покрытие подвергается влажной обработке. Возможно использование моющего пылесоса.

10.4. Для уборки помещений используются разрешенные к применению для общественных помещений дезинфицирующие и моющие средства. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в упаковке производителя в местах, недоступных для детей.

Допускается хранение моющих и дезинфицирующих средств в промаркированных емкостях.

10.5. Уборочный инвентарь маркируется, в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ, и хранится в помещении для уборочного инвентаря или в специально оборудованном шкафу.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.

Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) маркируется красным цветом, используется строго по назначению и хранится отдельно от другого уборочного инвентаря. Использованные квачи и уборочный инвентарь обезвреживаются дезинфицирующими средствами, в соответствии с инструкцией по их применению.

10.6. При эксплуатации бассейна в организациях дополнительного образования должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству плавательных бассейнов, их эксплуатации, качеству воды плавательных бассейнов и контролю качества.

10.7. Не допускается проведение ремонтных работ в присутствии детей.

10.8. В помещениях организации дополнительного образования не должно быть насекомых и грызунов. При обнаружении насекомых и грызунов в течение суток организуются и проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации в соответствии с требованиями к проведению дезинфекционных и дератизационных мероприятий.

 

XI. Требования к соблюдению санитарных правил

 

11.1. Руководитель организации дополнительного образования является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:

- наличие в организации дополнительного образования настоящих санитарных правил и доведение их содержания до работников организации дополнительного образования;

- выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации дополнительного образования;

- необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

- наличие медицинских книжек на каждого работника организации дополнительного образования и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований, профессиональной гигиенической подготовки;

- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

 

 

Посмотрите также:

Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе

 

 

 

 

< Предыдущая Следующая >
 

Также на сайте:

www.kudagradusnik.ru

Новый СанПиН поступает в школу

Новые санитарно-эпидемилогические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступают в силу с 1 сентября 2011 года и распространяются на все типы общеобразовательных учреждений независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Новые школы можно будет строить не выше четырех этажей, а в старых придется заменить все парты и переоборудовать туалеты. Таковы требования проекта новых Санитарных правил и норм (СанПиН), разработанных Роспотребнадзором.

Документ прописывает требования к выделяемому для строительства школы земельному участку (удаленность от дорог, линий электропередачи, маршрутов взлета-посадки самолетов и т.д.), к самому зданию (не выше четырех этажей, вместимость не более 1 тыс. учащихся, достаточная инсоляция), к пришкольной территории (озеленение не меньше, чем на половину площади, наличие площадок для игр, спорта и отдыха).

В школе должно быть тепло (18-24 градуса), светло, сухо (влажность 40-60%) и безветренно (скорость движения воздуха не более 0,1м/сек).

Потолки, двери и окна – белые, стены – желтые, розовые, зеленые или голубые, мебель – светло-зеленая или цвета дерева, классные доски - темно-зеленые или темно-коричневые.

Измерена каждая мелочь в классе: расстояния между столами (60 см), от первой парты до доски (300 см), от последней парты до задней стены (70 см), от пола до доски (70-90 см).

На классную доску, если она не подсвечивается изнутри, нужно крепить специальные софиты.

Регламентированы даже размеры столярных и слесарных инструментов в школьных мастерских (ножовка, шерхебель, рашпиль, рубанок и прочие), а также ведер и леек, которыми пользуются дети.

С доскональностью описаны в документе школьные санузлы. Их требуется устраивать по два на каждом этаже – один для мальчиков и один для девочек. Тут должны быть «педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов». Для средних и старших классов нужно предусматривать комнаты личной гигиены – с унитазом, биде и гигиеническим душем.

Авторы рассчитали и «унитазные» нормативы: по унитазу на каждые 20 школьниц и по умывальнику – на 30. Для мальчиков ориентиры другие: комплект из унитаза, писсуара и умывальника на каждые 30 ребят (по сравнению с действующими нормами число писсураров увеличено вдвое).

Насчет учительских туалетов указан норматив по унитазу на 20 человек. Умывальников им вовсе не полагается.

Потолки и стены в школе должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций и признаков поражений грибком. Никаких обоев – их не вымоешь дезинфицирующими средствами, а это обязательное требование. Полы – деревянные, паркет, плитка или линолеум.

От значительной (если не большей) части имеющейся мебели администрации школ придется избавиться – она не соответствует требованиям СанПиН. Прежде всего, потому, что она должна быть подобрана по росту для каждого ученика.

Роспотребнадзор придумал и новую шкалу трудности предметов. Старая действовала с 1972 года, когда некоторых нынешних предметов вообще не было (информатика, ОБЖ, экономика и других).

Для первоклассников допускается только пятидневная учебная неделя и не больше четырех уроков в день (до 21 часа в неделю), пятым можно ставить только физкультуру. Остальным можно учиться шесть дней в неделю. В 10-11-х классах в день может быть до семи уроков (но не более 37 часов в неделю).

Для всех уроков, независимо от степени трудности предмета, действует правило: через каждые 7-10 минут (для младших классов) и каждые 15 минут (для всех остальных) нужно делать физкульт-пятиминутки.

Задавать на дом нужно столько, чтобы дети во 2-3 классах тратили на уроки не больше 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часа.

В Роспотребнадзоре позаботились и о том, чтоб дети не надрывались, таская сумки с учебниками. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2 классов – 1,5 кг, 3-4 классов – 2,5 кг; - 5-6 - 2,5 кг, 7-8 –3,5 кг, 9-11 – 4 кг. Если в день у школьника по 6-7 уроков, то одни только книжки потянут килограмма на четыре-пять. Не говоря уже о тетрадях, физкультурной форме и сменной обуви.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Ссылка на первоисточник: www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=81537

Методист отдела образовательной статистики В.Н. Деревянов

rcpohv.ru