ГОСТ (Государственный стандарт) — одна из основных категорий стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ. Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). В советские времена все ГОСТ являлись обязательными для применения в тех областях, которые определялись преамбулой самого стандарта. В Российской Федерации Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все ГОСТ должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. Но в переходный период (до принятия соответствующих технических регламентов) закон предусматривает обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Поскольку после перехода на технические регламенты будут отменены сертификаты соответствия, на котором зарабатывают деньги органы по сертификации, реформа техрегулирования успешно тормозилась с 2002 года Ростехрегулированием. На официальном сайте Ростехрегулирования открыт бесплатный доступ к ГОСТам и изменениям ГОСТов, вновь принятым за период с января 2006 года по настоящее время (содержит не все тексты), документы представлены в графической копии низкого разрешения, с «водяными знаками» и защитой от копирования [1]. ГОСТ имеет силу (если не заменён национальным стандартом) в следующих странах: Популярным классификатором ГОСТ является «Классификатор государственных стандартов СССР»[1]. Под названием «Классификатор государственных стандартов» (КГС) используется и в настоящее время. Классификатор является строго иерархическим, с буквенно-цифровой системой кодов на трёх (изредка четырёх) уровнях. Первый уровень (раздел) состоит из 19 заглавных букв русского алфавита, второй (класс) и третий (группа) уровни — цифровые. Четвёртый уровень (подгруппа) может добавляться после точки. Подавляющее большинство действующих ГОСТ имеет обозначение КГС. Приведём первые два уровня классификатора государственных стандартов КГС. Три уровня классификатора размещены в Викитеке. С 1 октября 2000 года КГС заменён Общероссийским классификатором стандартов ОК 001—2000[2]. Этот классификатор построен на основе Международного классификатора стандартов ISO. Однако КГС до сих пор используется в качестве основы многих информационно-поисковых систем стандартов. Он является также основным для межгосударственной системы стандартизации стран СНГ. В этой системе продолжает использоваться аббревиатура «ГОСТ», тогда как для ГОСТ, принимаемых только в России, применяется наименование «ГОСТ Р». Код самого ГОСТ состоит из номера и года утверждения стандарта, разделённых дефисом. Номер в основном определяется последовательностью принятия и лишь изредка несет смысловую нагрузку. Например, ГОСТ с номером, содержащим префикс «2.», относится к Единой системе конструкторской документации (ЕСКД), «4.» — к Системе показателей качества продукции (СПКП) и т. д. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) разработан ВНИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству. Он представляет собой полный текст Международного классификатора стандартов (МКС), принятого ИСО. ОКС входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ. Классификатор предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов по международным, межгосударственным и национальным стандартам и другим нормативным и техническим документам. Объектами классификации ОКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы. Классификатор представляет собой иерархическую трёхступенчатую классификацию с цифровым алфавитом кода классификационных группировок и имеет следующую структуру: На первой ступени (раздел) классифицируются предметные области стандартизации, имеющие дальнейшее деление на второй и третьей ступенях классификации (группа, подгруппа). Раздел классифицируется двузначным цифровым кодом. Код группы состоит из кода предметной области и трёхзначного цифрового кода группы, разделённых точкой. Код подгруппы состоит из кода группы и собственного двузначного кода, разделённых точкой. Например: Примеры кодов некоторых групп стандартов: В соответствии с постановлением Правительства РФ № 594 от 25 сентября 2003 года, которым утверждено «Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации» [3], а также в соответствии с решением суда города Санкт-Петербург от 20 февраля 2006 г. [4], обязанность публиковать на своем официальном сайте все тексты государственных стандартов и общероссийских классификаторов возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России (Ростехрегулирования), однако данный орган не выполняет свои обязательства и продолжает распространять официальные тексты стандартов на платной основе. Судебный пристав, обязанный по исполнительному листу проконтролировать исполнение судебного решения, прекратил исполнительное производство после получения от Ростехрегулирования заверения, что все исполнено и тексты ГОСТов опубликованы. Проверять верность слов судебный пристав не посчитал необходимым. В связи с этим Институт Развития Свободы Информации обратился в суд за признанием незаконным решения судебного пристава о прекращении исполнительного производства. 17 мая 2007 года Институт развития свободы информации (ИРСИ) получил отказ в удовлетворении своей жалобы на действия пристава в Мосгорсуде. Основная цель всех исков — добиться от Ростехрегулирования публикации полных текстов национальных стандартов на его официальном сайте.[5] Работа по данному делу продолжается до сих пор.[6] Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 966[7] внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года № 500[8], утверждена новая редакция «Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов» и единой информационной системе по техническому регулированию. dic.academic.ru files.stroyinf.ru Эти загадочные для кого-то буквы можно встретить на продуктовых упаковках или на других товарах. Так, мы видим сгущенное молоко со знаком ГОСТ или пластиковые контейнеры для пищевых продуктов, изготовленные по ГОСТу. Что такое ГОСТ? Что скрывается за этими буквами? Будем разбираться. Данную аббревиатуру условно можно разделить на 2 части: ГО - СТ, что означает ГОсударственный СТандарт. Это основная категория стандартов, регламентирующих качество и особенности производства самых различных товаров, от технического оборудования до хлебобулочных изделий. Какой состав разрешен для продуктов, ввозимых и производимых в стране, какая технология, методы производства других товаров, - это определяется ГОСТом. Тогда что такое ГОСТ Р? Данные наименования носят стандарты, принятые в России. ГОСТ Р - единственная система сертификации в России, согласно которой существуют отработанные процедуры, методы сертификационной экспертизы. Данная экспертиза проводится группой организаций с соблюдением данных методов и процедур. Мы посмотрели, что значит ГОСТ, теперь ответим, для чего он был разработан, с какой целью. До сентября 2011 года закон о техническом регулировании предусматривал неукоснительное соблюдение всех стандартов, имеющих целью защиту здоровья и жизни граждан, имущества (юридических, физических лиц, государственного и муниципального), охрану окружающей среды, здоровье и жизнь животных, растений. Однако уже с 1 сентября 2011 г. техническое регулирование не включается в перечень обязательных к исполнению, то есть, носит добровольный характер; система стандартизации теперь основывается не на ГОСТах, а на технических регламентах. Сегодня происходит переход на такую современную систему стандартизации и сертификации, однако, если речь заходит о безопасности жизни людей, сохранении имущества и природы, то соблюдение ГОСТов обязательно. Так, в России Вы можете встретить такие обозначения как ГОСТ Р, ГОСТ РФ или РСТ. Национальным органом по стандартизации будет Федеральное агентство по техническ elhow.ru ГОСТ — это государственный стандарт, который формулирует требования государства к качеству продукции, работ и услуг, имеющих межотраслевое значение. ГОСТы устанавливаются на основе применения современных достижений науки, технологий и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов или их проектов. Система ГОСТов была разработана и запущена еще в СССР. С 1992 года государственный стандарт Российской Федерации имеет обозначение ГОСТ Р. Он подтверждает, что продукция прошла проверку и отвечает всем требованиям безопасности. В 2003 году государственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, признаны национальными. В России национальные стандарты имеют добровольное применение, за исключением применения стандартов для оборонной продукции и для защиты сведений, составляющих государственную тайну или иную информацию ограниченного доступа. ГОСТы принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов — Госстрой России. ОСТ — это стандарт, устанавливающий требования к качеству продукции в какой-либо конкретной отрасли. Такие стандарты разрабатываются в тех сферах деятельности, где ГОСТы отсутствуют, либо их требования нуждаются в уточнении. Таким образом, основное отличие между данными понятиями заключается в сфере их действия. Если положения и требования ГОСТа обязательны для всех участников рынка, то ОСТ распространяется лишь на конкретную отрасль деятельности и смежные с ней сегменты. ОСТ принимается отраслевым государственным органом. В процессе перехода экономики к рыночным отношениям были введены ТУ (технические условия), целью которых стало регламентировать производство товаров, которые не попадали под действие ГОСТа. ТУ разрабатываются предпринимателями-производителями и являются их собственностью. Требования, установленные ТУ, не могут противоречить обязательным требованиям ГОСТов, распространяющихся на данную продукцию. Как правило, технические условия представляют собой уточнения к государственным стандартам по тем данным, которые недостаточно описаны. ТУ разрабатываются в том случае, когда необходимо внести изменение в уже существующую технологию производства, либо в состав продукта, для обеспечения его индивидуальности на рынке или по причинам, связанным с особенностями его производства. В 2003 году в России был принят закон «О техническом регулировании», который определяет понятие технического регламента с целью защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технический регламент устанавливает обязательные условия хранения, перевозки, реализации товаров. Основное отличие ГОСТа от технического регламента состоит в том, что первый характеризуется количественными параметрами выпускаемой продукции, а второй — условиями использования готового изделия. Обязательное применение того или иного ГОСТа или отдельного его раздела (положения) указывается в техническом регламенте. www.aif.ru ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы Самый любимый и популярный стандарт по разработке ТЗ. Единственное, не стоит забывать, что он крепко связан с другими стандартами серии и если вы получили ТЗ, выполненное по данному стандарту, крайне желательно придерживаться и других стандартов, даже если об этом нет прямых требований. Хотя бы в плане общей идеологии (о которой ниже) ГОСТ 34.201-89 Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем Это базовый документ, в котором приводится полный перечень документации ГОСТ 34, рекомендации по кодированию документов, к каким стадиям проекта относятся документы (стадии описываются в ГОСТ 34.601-90), а также как их можно объединить между собой. Фактически, этот стандарт представляет собой большую таблицу с комментариями. Ее можно загнать в Excel для удобства использования. РД 50-34.698-90 Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов Объемистый стандарт, с различной степенью детальности описывающий содержание проектных документов. В качестве индекса используется упомянутый выше ГОСТ 34.201-89. К стандарту РД 50-34.698-90 существует множество вопросов и трактовок его положений, которые ввиду их неконкретности, часто понимают по-разному заказчик и исполнитель или даже члены проектной команды. Но ничего более конкретного у нас, к сожалению, нет. Рассмотрим теперь плюсы и минусы стандартов, начав традиционно с минусов. 5.8. Чертеж формы документа (видеокадра)
В документе должно быть приведено изображение формы документа или видеокадра в соответствии с требованиями государственных стандартов унифицированной системы документации Р 50-77 и необходимые пояснения.
Смысл документа в том, что на советских предприятиях использовались так называемые «Участки печати», где стояли матричные скоростные принтеры, драйверы к которым часто писали сами инженеры. Поэтому они должны были поддерживать реестр всех документов, которые требовалось печатать для гарантии того, что в напечатанном виде документы будут выглядеть так, как положено. «Видеокадр» — это тоже документ, который выводился на текстовый дисплей. Дисплеи не всегда поддерживали нужные символы и нужное количество символов по горизонтали и строк по вертикали (а графику вообще не поддерживали). Поэтому тут тоже надо было дополнительно согласовывать формы всех экранных документов. Сейчас уже нам ничего не говорят слова «машинограмма», «видеокадр», «АЦПУ». Я тоже их не застал в употреблении, хотя заканчивал профильный институт в 90-е. Это было время появления Windows 3.1, VGA дисплеев, трехдюймовых дискет и первых отечественных интернет-сайтов. Но в стандарте эти слова есть, и заказчик иногда капризно требует предоставить ему полный комплект документации в соответствии с ГОСТ 34.201-89. Более того, подобные формулировки в ТЗ кочуют из одного министерства в другое и стали уже неким негласным шаблоном, в который вбивают содержательную часть. Так что документ с дурацким названием «Чертеж формы документа (видеокадра)» в проекте должен быть и должен быть не пустым. Любой стандарт хорош уже тем, что он позволяет заказчику и исполнителю говорить на одном языке и дает гарантию, что, по крайней мере, претензий «по форме» к передаваемым результатам у заказчика не будет. А стандарты ГОСТ 34 хороши еще и тем, что они составлялись умными людьми, обкатывались годами и у них есть четкая цель — максимально полно описать на бумаге сложную абстрактную сущность, которую представляет собой любая АСУ. Когда вам требуется грамотно поставить задачу западным подрядчикам, которые про наши ГОСТы слыхом не слыхивали, можно также опираться на эти стандарты, а точнее на их контент, смысловую составляющую. Потому что, повторюсь, гарантия полноты информации дорогого стоит. Как бы мы себя не тешили высоким уровнем своего профессионализма, мы можем забыть включить в состав наших требований элементарные вещи, тогда как тот же ГОСТ 34.602-89 «помнит» обо всем. Если вам непонятно, как должен выглядеть результат работы западных подрядчиков, посмотрите на требования к документированию, к рекомендуемым разделам. Уверяю вас, лучше не придумать! Скорее всего, есть западные аналоги наших стандартов, в которых все может быть полнее, современнее и лучше. К сожалению, я с ними не знаком, так как не было пока ни одного случая, чтобы наших ГОСТов было бы недостаточно. Можно смеяться над тем, что создатели стандартов ничего не знали о java или .NET, о HD мониторах и Интернете, но я бы не советовал недооценивать масштаб проделанной ими работы и ее ценность для нашего профессионального сообщества. Стандарт делит все документы по двум осям — время и предметная область. Если посмотреть таблицу 2 в ГОСТ 34.201-89, то хорошо видно это деление (колонки «Стадия создания» и «Часть проекта» Технический проект описывает будущую систему со всех ракурсов. Документы стадии ТП должны после прочтения оставлять после себя полную ясность в предлагаемых подходах, методах, архитектурных и технических решениях. На следующей фазе уже поздно будет описывать подходы и обосновывать технические решения, так что фаза П является ключом к успешной сдаче работ, так как все многообразие требований ТЗ должно находить отражение в документах фазы П. На этапе П система может вообще не существовать. Рабочая документация предназначена для успешного развертывания, ввода в действие и дальнейшей эксплуатации новой системы. Это документы, содержащие совершенно конкретные сведения, описывающие физически существующие сущности, в отличие от фазы П, где описывается будущее великолепие. Автоматизированная система в представлении составителей ГОСТ представляет собой совокупность железа, софта и каналов связи, которая обрабатывает приходящую из разных источников информацию в соответствии с некими алгоритмами и выдает результаты обработки в виде документов, структур данных или управляющих воздействий. Примитивная модель простейшего автомата. Для того, чтобы полностью описать этот «автомат», сделаны следующие разрезы (как в черчении): Математическое обеспечение (МО), отвечающее на вопросы: какая логика зашита внутри «черного ящика»? Почему выбраны именно эти алгоритмы, именно такие формулы и именно такие коэффициенты? Математическое обеспечение ничего не знает ни о процессорах, ни о базах данных. Это отдельная абстрактная область, обитель «сферических коней в вакууме». Но математическое обеспечение бывает очень плотно связано с предметной областью, aka Реальная жизнь. Например, управляющие алгоритмы для систем управления дорожным движением требуется согласовать в ГИБДД перед тем, как их будет согласовывать заказчик. И тут понимаешь, зачем их выделяют в отдельную книжицу. Потому что в ГИБДД никому не интересно, на какой ОС будет работать сервер приложения, а вот какой знак и ограничение скорости выскочит на табло в дождь или в снег очень даже интересно. Они отвечают за свою часть, и ничего другого подписывать не собираются. С другой стороны, когда они подписали, не будет вопросов к технической стороне вопроса — почему выбрали те, а не другие табло или светофоры. Мудрость «предков» как раз и проявляется в таких вот практических кейсах. Информационное обеспечение (ИО). Еще один срез системы. На этот раз делается прозрачным черный ящик нашей системы и мы смотрим на циркулирующую в нем информацию. Представьте себе модель кровеносной системы человека, когда все остальные органы невидимы. Вот что-то подобное и есть Информационное обеспечение. В нем описываются состав и маршруты прохождения информации внутри и снаружи, логическая организация информации в системе, описание справочников и систем кодирования (кто делал программы для производства, тот знает, как они важны). Основная описательная часть приходится на этап ТП, но в этап РД перетекают некоторые «рудименты», наподобие документа «Каталог баз данных». Понятно, что раньше он содержал именно то, что написано в названии. Но сегодня попробуйте для сложной комплексной системы сформировать такой документ, когда очень часто в составе системы используются покупные подсистемы со своими загадочными информационными хранилищами. Я уж не говорю о том, что этот документ не особенно сейчас и нужен. Или вот «Ведомость машинных носителей информации». Понятно, что раньше в нем были номера магнитных барабанов или бобин с пленкой. А сейчас что туда вносить? Короче, на фазе РД документы Информационного обеспечения представляют собой довольно зловредный рудимент, так как формально они быть должны, но наполнять их особенно нечем. Программное обеспечение (ПО). Любимая всеми часть проектной документации. Да хотя бы потому, что это всего один документ! И потом, всем понятно, что туда нужно записывать. Но я, все-же, повторю. В этом документе мы должны рассказать, при помощи каких программных средств выполняются алгоритмы, описанные в МО, обрабатывающие информацию, описанная в ИО. То есть, не нужно дублировать тут информацию из других разделов. Тут дается архитектура системы, обоснование выбранных программных технологий, их описание (всякие системные вещи: языки программирования, фреймворки, операционки и т.п.). Также в этом документе мы описываем как организованы средства обработки информации (очереди сообщений, хранилища, средства резервного копирования, решения по доступности, всякие пулы приложений и т.п.). В стандарте есть подробнейшее описание содержания этого документа, которое поймет любой специалист. Техническое обеспечение (ТО). Не менее любимая всеми часть проектной документации. Радужную картину омрачает только обилие документов, которые требуется разрабатывать. Всего по стандарту требуется разработать 22 документа, из них 9 на стадии ТП. Дело в том, что стандарт предусматривает описание всего технического обеспечения, включая компьютерное «железо» и сети, инженерные системы и даже строительную часть (если потребуется). А это хозяйство регламентируется громадным количеством стандартов и нормативных актов, согласуется в разных организациях и поэтому удобнее все дробить на части и согласовывать (править) по частям. В то же время стандарт позволяет объединять некоторые документы друг с другом, что имеет смысл делать, если всю кучу согласует один человек. Не забывайте также, что комплекс стандартов качества подразумевает учет и хранение технических документов, и наши «книжицы» у заказчика могут разойтись по разным архивам, в зависимости от предмета описания. Это еще один аргумент в пользу дробления документации. Организационное обеспечение (ОО). Подавив в себе нормальное для технаря желание проскочить этот раздел поскорее, наоборот, рассмотрю его более подробно. Так как, коллеги, в последнее время на проектах наметились нехорошие тенденции, которые требуют внесения ясности именно в этот раздел. На стадии ТП раздел содержит всего один документ «Описание организационной структуры», в котором мы должны рассказать заказчику, к чему он должен готовиться в плане изменения оргштатной структуры. Вдруг требуется организовать новый отдел для эксплуатации вашей системы, ввести новые должности и т.п. На стадии РД появляются другие, более интересные документы, которые мне бы хотелось рассмотреть отдельно. Руководство пользователя. Комментарии излишни, я думаю. Методика (технология) автоматизированного проектирования. В этот документ при необходимости можно поместить описание процесса сборки ПО, управления версиями, тестирования и т.п. Но это если в ТЗ заказчик желает самолично осуществлять сборку ПО. Если он этого не требует (и не платит за это), то вся ваша внутренняя кухня не его ума дело, и этот документ делать не нужно. Технологическая инструкция. В связи с модой на формализацию бизнес процессов, в этот документ ушлый заказчик иногда стремится запихнуть регламенты работы службы эксплуатации. Так вот, делать этого ни в коем случае не нужно. Описание бизнес-процессов, ролевые и должностные инструкции, регламенты работы — все это ОРД, то есть организационно-распорядительная документация. Которая является продуктом консалтингового проекта, который у вас, насколько я понимаю, не покупали. А покупали у вас проект технический и документацию к нему тоже техническую. Технологическая инструкция является прослойкой между ОРД и руководством пользователя. РП подробно описывает как нужно делать те или иные действия в системе. Технологическая инструкция говорит о том, какие действия необходимо выполнять в тех или иных случаях, связанных с эксплуатацией системы. Грубо говоря, технологическая инструкция это краткий дайджест по РП для конкретной должности или роли. Если у заказчика роли не сформированы или он хочет, чтобы вы сами сформировали роли и требования к должностям, включите в документ самые базовые роли, например: оператор, старший оператор, администратор. Замечания заказчика на тему, «а у нас не так» или «а нам не нравится» должны сопровождаться перечнем ролей и описанием должностных обязанностей. Потому что бизнес-процессы мы не ставим. Мы эти бизнес-процессы автоматизируем. Об описанных граблях я еще напишу отдельно, с красочными примерами, так как это повторяется уже не первый раз и в разных отраслях «народного хозяйства». Описание технологического процесса обработки данных (включая телеобработку). Жалкий рудимент пещерного века, когда были специально выделенные «Операторы ЭВМ», скармливающие машине перфокарты и упаковывающие распечатку результата в конвертик. Эта инструкция — для них. Что в нее писать в XXI веке — я вам точно сказать не могу. Выкручивайтесь сами. Самое лучшее, это просто забыть про этот документ. Общесистемные решения (ОР). Стандартом предусмотрено 17 документов раздела ОР. Во-первых, это почти все документы предварительной фазы Эскизного проектирования. Во-вторых, это всевозможные сметы, расчеты и краткие описание автоматизируемых функций. То есть, информация для людей не с основного ИТ-производства, а для вспомогательного персонала — менеджеров, сметчиков, специалистов по закупкам, экономистов и т.п. А в-третьих, в состав ОР входит мега-документ под названием «Пояснительная записка к техническому проекту», который по задумке представляет собой некий Executive Summary, а по факту многие проектанты пихают в него вообще все полезное содержание стадии ТП. Подобный радикальный подход бывает оправдан и даже взаимно выгоден и заказчику и исполнителю работ, но в определенных случаях. Варианты использования ГОСТ 34 Эта статья была о наших ГОСТах на документирование АСУ. ГОСТы старые, но, как оказалось, до сих пор очень даже полезные в хозяйстве. Не считая некоторые явные рудименты, структура документации обладает свойствами полноты и непротиворечивости, а следование стандарту снимает многие проектные риски, о существовании которых мы можем по началу не догадываться. Надеюсь, изложенный материал был вам полезен, или, как минимум, интересен. Несмотря на внешнюю скуку, документирование является важной и ответственной работой, аккуратность в которой так же важна, как и при написании хорошего кода. Пишите хорошие документы, коллеги! А я на следующей неделе отправляюсь в две подряд командировки, так что публикацию новых материалов не гарантирую (загашника у меня нет, пишу из головы). habr.com ГОСТ (Государственный стандарт) — одна из основных категорий стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ. Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). В советские времена все ГОСТ являлись обязательными для применения в тех областях, которые определялись преамбулой самого стандарта. В Российской Федерации Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все ГОСТ должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. Но в переходный период (до принятия соответствующих технических регламентов) закон предусматривает обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Поскольку после перехода на технические регламенты будут отменены сертификаты соответствия, на котором зарабатывают деньги органы по сертификации, реформа техрегулирования успешно тормозилась с 2002 года Ростехрегулированием. На официальном сайте Ростехрегулирования открыт бесплатный доступ к ГОСТам и изменениям ГОСТов, вновь принятым за период с января 2006 года по настоящее время (содержит не все тексты), документы представлены в графической копии низкого разрешения, с «водяными знаками» и защитой от копирования [1]. ГОСТ имеет силу (если не заменён национальным стандартом) в следующих странах: Популярным классификатором ГОСТ является «Классификатор государственных стандартов СССР»[1]. Под названием «Классификатор государственных стандартов» (КГС) используется и в настоящее время. Классификатор является строго иерархическим, с буквенно-цифровой системой кодов на трёх (изредка четырёх) уровнях. Первый уровень (раздел) состоит из 19 заглавных букв русского алфавита, второй (класс) и третий (группа) уровни — цифровые. Четвёртый уровень (подгруппа) может добавляться после точки. Подавляющее большинство действующих ГОСТ имеет обозначение КГС. Приведём первые два уровня классификатора государственных стандартов КГС. Три уровня классификатора размещены в Викитеке. С 1 октября 2000 года КГС заменён Общероссийским классификатором стандартов ОК 001—2000[2]. Этот классификатор построен на основе Международного классификатора стандартов ISO. Однако КГС до сих пор используется в качестве основы многих информационно-поисковых систем стандартов. Он является также основным для межгосударственной системы стандартизации стран СНГ. В этой системе продолжает использоваться аббревиатура «ГОСТ», тогда как для ГОСТ, принимаемых только в России, применяется наименование «ГОСТ Р». Код самого ГОСТ состоит из номера и года утверждения стандарта, разделённых дефисом. Номер в основном определяется последовательностью принятия и лишь изредка несет смысловую нагрузку. Например, ГОСТ с номером, содержащим префикс «2.», относится к Единой системе конструкторской документации (ЕСКД), «4.» — к Системе показателей качества продукции (СПКП) и т. д. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) разработан ВНИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству. Он представляет собой полный текст Международного классификатора стандартов (МКС), принятого ИСО. ОКС входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ. Классификатор предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов по международным, межгосударственным и национальным стандартам и другим нормативным и техническим документам. Объектами классификации ОКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы. Классификатор представляет собой иерархическую трёхступенчатую классификацию с цифровым алфавитом кода классификационных группировок и имеет следующую структуру: На первой ступени (раздел) классифицируются предметные области стандартизации, имеющие дальнейшее деление на второй и третьей ступенях классификации (группа, подгруппа). Раздел классифицируется двузначным цифровым кодом. Код группы состоит из кода предметной области и трёхзначного цифрового кода группы, разделённых точкой. Код подгруппы состоит из кода группы и собственного двузначного кода, разделённых точкой. Например: Примеры кодов некоторых групп стандартов: В соответствии с постановлением Правительства РФ № 594 от 25 сентября 2003 года, которым утверждено «Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации» [3], а также в соответствии с решением суда города Санкт-Петербург от 20 февраля 2006 г. [4], обязанность публиковать на своем официальном сайте все тексты государственных стандартов и общероссийских классификаторов возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России (Ростехрегулирования), однако данный орган не выполняет свои обязательства и продолжает распространять официальные тексты стандартов на платной основе. Судебный пристав, обязанный по исполнительному листу проконтролировать исполнение судебного решения, прекратил исполнительное производство после получения от Ростехрегулирования заверения, что все исполнено и тексты ГОСТов опубликованы. Проверять верность слов судебный пристав не посчитал необходимым. В связи с этим Институт Развития Свободы Информации обратился в суд за признанием незаконным решения судебного пристава о прекращении исполнительного производства. 17 мая 2007 года Институт развития свободы информации (ИРСИ) получил отказ в удовлетворении своей жалобы на действия пристава в Мосгорсуде. Основная цель всех исков — добиться от Ростехрегулирования публикации полных текстов национальных стандартов на его официальном сайте.[5] Работа по данному делу продолжается до сих пор.[6] Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 966[7] внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года № 500[8], утверждена новая редакция «Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов» и единой информационной системе по техническому регулированию. xzsad.academic.ruЧто такое ГОСТ и зачем он нужен? Гост на
ГОСТ - это... Что такое ГОСТ?
ГОСТ
Национальные стандарты
Обозначение страна национальный орган по стандартизации Азербайджан Государственный Комитет по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджанской Республики АСТ Армения Управление стандартизации, метрологии и сертификации при Правительстве Республики Армения (Армгосстандарт) СТБ Белоруссия Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь Грузия Государственный департамент стандартизации, метрологии и сертификации Грузии (Грузстандарт) СТ РК Казахстан Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли (Госстандарт Республики Казахстан) КМС Киргизия Национальный институт стандартов и метрологии Кыргызской Республики (Кыргызстандарт) SM Молдавия Департамент стандартизации и метрологии (Молдовастандарт) ГОСТ Р (ГОСТ РФ) Россия Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование РФ) Таджикистан Агентство по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции при Министерстве экономики и торговли (Таджикстандарт) ТДЗ Туркменистан Главная государственная служба Туркменистана «Туркменстандартлары» (Главгосслужба «Туркменстандартлары») ТСТУ Узбекистан Узбекский государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Узгостандарт) ДСТУ Украина Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт Украины) Классификация ГОСТов
Публикация ГОСТов в Интернете
Примеры ГОСТов
ГОСТы, находящиеся в разработке
См. также
Примечания
Ссылки
Библиотека государственных стандартов
Библиотека государственных стандартов
Дата актуализации: 17.09.2018
[1] 2 3 4 5 6 7 . . . 4263 (42622 найдено)
[1] 2 3 4 5 6 7 . . . 4263 (42622 найдено) Обозначение Дата введения Статус ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения 01.01.1996 заменён Название англ.: Interstate system for standardization. Basic principles Область применения: Настоящий стандарт устанавливает цели и общие принципы межгосударственной стандартизации, основные направления работ в этой области, объекты межгосударственной стандартизации, виды документов по межгосударственной стандартизации Нормативные ссылки: ГОСТ 1.0-2015 ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения 01.07.2016 действует Область применения: Настоящий стандарт устанавливает цели и принципы межгосударственной стандартизации, основные направления работ и объекты межгосударственной стандартизации, организационные основы межгосударственной системы стандартизации, категории документов по межгосударственной стандартизации и правила их применения Нормативные ссылки: ГОСТ 1.0-92 ГОСТ 1.0-92 ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения 30.06.2003 действует Название англ.: Interstate system for standardization. Terms and definitions Область применения: Настоящий стандарт устанавливает основные термины, применяемые в межгосударственной стандартизации, и их определения.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуется использовать в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены 01.01.1999 заменён Название англ.: Interstate system for standardization. Interstate standards, rules and recommendations on interstate standardization. Procedure for development, taking over application, renovation and cancellation Область применения: Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки, принятия, применения, обновления (внесения изменений, пересмотра) и отмены документов по межгосударственной стандартизации (межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации) Нормативные ссылки: ГОСТ 1.2-2009 ГОСТ 1.2-2009 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены 30.04.2010 заменён Название англ.: Interstate System for Standardization. Interstate standards, rules and recommendations on interstate standardization. Rules for development, taking over,application, renovation and cancellation Область применения: Настоящий стандарт устанавливает правила разработки, принятия, применения, обновления (пересмотра, внесения изменений и поправок) и отмены документов по межгосударственной стандартизации (межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации).
Настоящий стандарт не распространяется на процедуру разработки, принятия, применения, обновления и отмены межгосударственных стандартов на оборонную продукцию.
По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на процедуры разработки межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, изменений к ним, а также правила применения и прекращения применения этих документов в отдельных государствах, в частности правила разработки и применения межгосударственных стандартов в области строительства и строительных материалов Нормативные ссылки: ГОСТ 1.2-97, ГОСТ 1.2-2015 ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены 01.07.2016 действует Область применения: Настоящий стандарт устанавливает правила разработки, принятия, обновления (пересмотра, внесения изменений и поправок) и отмены межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации Нормативные ссылки: ГОСТ 1.2-2009 ГОСТ 1.3-85 Государственная система стандартизации. Порядок согласования, утверждения, государственной регистрации технических условий - отменён Название англ.: State system of standartization. Procedure for agreement, approval and state registration of specifications Нормативные ссылки: ГОСТ 2.115-70 ГОСТ 1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов 01.01.2006 заменён Название англ.: Interstate system for standardization. Adoption rules and methods for international and regional standards as interstate standards Область применения: Настоящий стандарт устанавливает правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов, а также требования к их построению, изложению, оформлению, содержанию.
Положения настоящего стандарта подлежат применению национальными органами по стандартизации, Бюро по стандартам Евразийского совета по стандартизации, метрологии и сертификации, межгосударственными техническими комитетами по стандартизации, национальными техническими комитетами по стандартизации, предприятиями, организациями и другими субъектами хозяйственной деятельности, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, участвующих в разработке межгосударственных стандартов Нормативные ссылки: ГОСТ 1.3-2008 ГОСТ 1.3-2008 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов 30.04.2010 заменён Название англ.: Interstate System for Standardization. Adoption rules and methods for international and regional standards as interstate standards Область применения: Настоящий стандарт устанавливает правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов, а также международных документов, не являющихся международными стандартами, в качестве межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, а также требования к их построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
Положения настоящего стандарта подлежат применению национальными органами по стандартизации, Бюро по стандартам Евразийского совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС), межгосударственными техническими комитетами по стандартизации, национальными техническими комитетами по стандартизации, предприятиями, организациями и другими субъектами хозяйственной деятельности, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями государств – участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, участвующих в разработке межгосударственных стандартов Нормативные ссылки: ГОСТ 1.3-2002, ГОСТ 1.3-2014 ГОСТ 1.3-2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов 01.07.2015 действует Область применения: Настоящий стандарт устанавливает правила разработки межгосударственных стандартов на основе международных и региональных стандартов и международных документов, не являющихся международными стандартами, в том числе особенности оформления и обозначения таких межгосударственных стандартов.
Настоящий стандарт не распространяется на межгосударственные стандарты, которые были приняты или признаны в этом качестве до введения его в действие. В обоснованных случаях правила, установленные в настоящем стандарте, могут быть учтены при разработке изменений к принятым ранее межгосударственным стандартам, если необходимость внесения этих изменений обусловлена иными причинами. Нормативные ссылки: ГОСТ 1.3-2008 Что такое ГОСТ?
Что значит ГОСТ?
Для чего ГОСТ?
Что такое ГОСТ и зачем он нужен? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Чем ГОСТ отличается от ОСТ?
Чем отличается ГОСТ от ТУ?
Чем ГОСТ отличается от технического регламента?
Смотрите также:
Документирование по ГОСТ 34* — это просто / Хабр
Сегодня мы поговорим об отечественных стандартах на проектную документацию. Как эти стандарты работают на практике, чем они плохи и чем хороши. При разработке документации для государственных и серьезных частных заказчиков у нас обычно нет выбора — в требования по документированию ТЗ вписано соблюдение стандартов. На практике мне приходилось сталкиваться с различными примерами недопонимания структуры стандартов, того, что должно быть в документах и зачем эти документы нужны. В итоге из-под пера техписателей, аналитиков и специалистов выходят порой такие перлы, что непонятно, в каком состоянии сознания они писались. А ведь на самом деле все достаточно просто. Поиск по Хабру не вернул ссылок на более-менее целостный материал на данную тему, потому предлагаю закрасить этот досадный пробел.Что такое стандарты на документацию?
В серии 34, о которой идет речь, существует всего 3 основных стандарта по документированию:Минусы стандартов
Основной минус всем очевиден — стандарты старые. В них заложено устаревшее представление об архитектуре автоматизированной системы. Например:
Соответственно, в стандарте есть артефакты, наподобие следующего:Что в стандарте хорошо
Как читать и понимать стандарты документации по ГОСТ серии 34
Стадии создания АСУ
Стадии создания определены в ГОСТ 34.601-90. Имеют отношение к документированию из них три:
Эскизный проект следует после стадии Техническое задание и служит для разработки предварительных проектных решений.Части (разделы) проектной документации по созданию АСУ
Предметная область разделена на «Обеспечения». Поначалу кажется, что такое деление избыточно и ненужно. Но когда начинаешь на практике работать этим инструментарием, постепенно доходит вложенная в него идеология.Заключение
ГОСТ - это... Что такое ГОСТ?
ГОСТ
Национальные стандарты
Обозначение страна национальный орган по стандартизации Азербайджан Государственный Комитет по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджанской Республики АСТ Армения Управление стандартизации, метрологии и сертификации при Правительстве Республики Армения (Армгосстандарт) СТБ Белоруссия Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь Грузия Государственный департамент стандартизации, метрологии и сертификации Грузии (Грузстандарт) СТ РК Казахстан Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли (Госстандарт Республики Казахстан) КМС Киргизия Национальный институт стандартов и метрологии Кыргызской Республики (Кыргызстандарт) SM Молдавия Департамент стандартизации и метрологии (Молдовастандарт) ГОСТ Р (ГОСТ РФ) Россия Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование РФ) Таджикистан Агентство по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции при Министерстве экономики и торговли (Таджикстандарт) ТДЗ Туркменистан Главная государственная служба Туркменистана «Туркменстандартлары» (Главгосслужба «Туркменстандартлары») ТСТУ Узбекистан Узбекский государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Узгостандарт) ДСТУ Украина Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт Украины) Классификация ГОСТов
Публикация ГОСТов в Интернете
Примеры ГОСТов
ГОСТы, находящиеся в разработке
См. также
Примечания
Ссылки