Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Храм Христа Спасителя. Храм христа спасителя в честь чего построен


Помогите друзья! Храм Христа Спасителя был построен в Москве в честь?

Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества́ Христо́ва) в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» . Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

победы в войне 1812 года

в честь победы ельцина над разумом.

В честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

победы над Наполеоном

Вовсе это не честь

touch.otvet.mail.ru

Как в Москве появился храм Христа Спасителя?. Мир вокруг нас

Как в Москве появился храм Христа Спасителя?

Сразу после окончания Отечественной войны 1812 года, когда русские войска победили Наполеона, царь Александр I решил возвести в Москве в честь этой победы храм Христа Спасителя. 25 декабря по старому стилю, то есть в день Рождества Христова, царь издал высочайший манифест, в котором говорилось о создании в Москве церкви во имя Спасителя Христа, чтобы сохранить вечную память о беспримерном усердии, верности и любви к вере и отечеству, какие российский народ проявил в трудные годы войны.

Сначала был разработан проект храма, автором которого был архитектор Александр Витберг. По его замыслу храм Христа Спасителя должен был стоять на склоне горы или холма, поэтому решено было строить его на Воробьевых горах. 12 октября 1817 года там состоялась торжественная закладка храма, и на это торжество пришло почти все население Москвы, около 100 тысяч человек. Но после закладки храма его строительство так и не началось.

Храм Христа Спасителя (1931 г.). Последняя фотография перед взрывом

Уже после смерти Александра I в 1830 году царь Николай I приказал сделать новый проект храма, над которым стал работать другой архитектор – Константин Андреевич Тон. Через два года проект был готов и одобрен Николаем I, но работы снова отложили, и только в 1837 году была создана новая «Комиссия по сооружению храма». Решили поменять и место, где должен был стоять храм. Царь Николай I выбирал его лично. Он облюбовал место недалеко от Кремля, где свыше 300 лет находился Алексеевский женский монастырь. После того как царь выбрал это место для нового храма, монастырь переселился в Красное Село, а храм Христа Спасителя наконец-то начали строить. Его строительство продвигалось очень медленно, но это было не удивительно, потому что сооружение возводилось на века. Одна только толщина кирпичных стен храма составляла 3 метра 20 сантиметров. А всего на строительство ушло 40 миллионов кирпичей. Снаружи храм отделывали еще и мраморными плитами, а соединения мраморных частей с кирпичом заливали свинцом.

Варварское уничтожение Храма Советскими властями (1931 г.)

Стены храма расписывали 38 самых знаменитых художников России, и среди них И. Крамской, В. Маковский, В. Верещагин, В. Суриков и другие. В это время в России правил уже другой царь, Александр II, а храм все продолжали строить. Строительные леса с него были окончательно сняты только в 1858 году, но работы еще продолжались. Надо было отделать его внутреннее убранство. Летом 1882 года храм был окончательно готов, но все еще стоял закрытым. К тому времени погиб уже и царь Александр II. И наконец 26 мая 1883 года, спустя десять дней после коронации царя Александра III, состоялось освящение храма Христа Спасителя, а весной 1884 года «Комиссия по сооружению храма» передала его специальному управлению, которое называлось «Управление по заведению Московским кафедральным во имя Спасителя Христа Собором».

Так что храм Христа Спасителя строился 45 лет и участие в его судьбе приняли четыре царя. После окончания строительства на западном крыле храма была укреплена мемориальная доска с надписью:

«Завещано императором Александром Первым Заложил император Николай Первый 10 сентября 1839

Довершил император Александр Второй

Освящен при императоре Александре Третьем 26 мая 1883»

Храм Христа Спасителя (2000 г.)

Просуществовал храм Христа Спасителя в том виде, в каком его построили в XIX веке, всего 48 лет: в 1931 году, уже при советской власти, его разрушили большевики, а на том месте, где стоял храм, долго оставался огромный котлован, где потом построили плавательный бассейн «Москва». Но теперь нет уже и бассейна.

В 1990 г. Священный Синод Русской православной церкви благословил возрождение храма Христа Спасителя и обратился в правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. И спустя 10 лет, 19 августа 2000 года, Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение вновь возведенного храма Христа Спасителя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Храм Христа Спасителя

Все знают, что храм Христа Спасителя был построен в честь победы и в память о павших в войне 1812 года, а потом взорван новой советской властью. Но история этого здания намного интереснее и запутанней.

Взять хотя бы название. Традиция возведения так называемых «обетных» храмов, создававшихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное напоминание о погибших, известна на Руси еще с домонгольских времен. Но до XIX в. такие храмы воздвигались в честь христианского праздника или в честь святого, а тут во Имя самого Спасителя! «Я понимал, — писал Александр Витберг, победивший в конкурсе на лучший проект, — что этот храм должен быть величественен и колоссален, должен перевесить наконец славу храма Петра в Риме. Надлежало, чтоб каждый камень его и все вместе были говорящими идеями религии Христа, чтоб это была не груда камней, искусным образом расположенная; не храм вообще, но христианская фраза, текст христианский». Несмотря на молодость Витберга (ему было всего 25 лет) он создал действительно гениальный проект.

Первоначально храм планировали возводить на Воробьевых горах: 12 октября 1817 г. произошла торжественная закладка фундамента. Нужный для строительства камень решили везти из деревни Григово Верейского уезда и подмосковного села Васильевского. Во время работ мраморную жилу Васильевского разрушили, поля вокруг засорили камнями, затруднив земледелие, и владелец села, Яковлев, подал на Витберга в суд. Возможно, если бы дело ограничилось одной жалобой Яковлева, судьба архитектора сложилась бы иначе, но по пути в Москву баржи со злополучным мрамором затонули… В 1826 году, после длительной и бесплодной борьбы с чиновниками, Витберга обвинили в завышении сметных расходов. Его покровитель, Александр I, к тому времени скончался, и защитить архитектора было некому. Начался долгий судебный процесс, итогом которого стала ссылка в Вятку в 1835 г.

Там Витберг и познакомился с сыном человека, сыгравшего роковую роль в его судьбе. Александр Герцен вспоминал о жизни архитектора в Вятке: «Витберг седел, седел, старел, старел не по дням, а по часам. Он совершенно гибнул, даже его прежний гнев против его врагов стал потухать; надежд у него не было больше, он ничего не делал, чтоб выйти из своего положения, ровное отчаяние доконало его… Он ждал смерти». И вот неожиданно пришло спасение. По проекту Витберга в Вятке был построен удивительный Александро-Невский собор, в котором воплотились мечты архитектора о Храме Христа Спасителя. Говорят, что Николай I, увидев проект Александро-Невского храма, был поражен красотой и изяществом его форм и спросил: «Это тот самый Витберг?». А потом своим высочайшим указом реабилитировал архитектора и разрешил ему поселиться в любом городе России.

Что же происходило в это время с храмом Христа Спасителя? Ведь он все-таки был возведен. Прежде всего, специальная комиссия запретила строить на Воробьевых горах: почва там слишком непрочная и могла не выдержать давления огромного сооружения. Император Николай I лично выбрал новое место для храма. Он мог находиться за Воспитательным домом, на Тверской улице на месте Страстного монастыря (Пушкинская площадь) и у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского монастыря. Император выбрал последнее, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового храма. А монастырь был переведен в Сокольники.

Что касается нового архитектора, им стал Константин Тон. Его самого и его проект современники, да и потомки характеризуют как «не заурядный, но и не гениальный». Правда, после истории с Витбергом, гения и не искали. Гораздо важнее было то, что Тон был надежен: он строил много, прочно и неоднократно получал премии за «сбережение издержек». Итак, 10 сентября 1839 года строительство началось, а завершилось лишь в 1881 г. Освящение храма было приурочено к коронации Александра III в 1883 году.

5 декабря 1931 года начался снос храма Христа Спасителя. Заменить его должен был Дворец Советов — огромное здание высотой более 500 метров, увенчанное 75-метровой скульптурой Ленина. Проект принадлежал амбициозному молодому архитектору Борису Иофану. Строительство Дворца Советов прервала война, дефицитная сталь требовалась для нужд обороны. После окончания войны средств на возобновление строительства уже не нашлось. О неосуществленном проекте сейчас напоминает гигантский подземный зал станции метро «Кропоткинская». Эта станция изначально строилась как подземный портал Дворца Советов.

В начале 90-х годах храм решили восстановить: в архивах НКВД нашли множество фотографий и подробнейшие обмеры сооружения. Много подлинных фрагментов было найдено в подвалах старого здания Московского университета — там во время разрушения, рискуя свободой и даже жизнью, их упрятали сотрудники. В первые не то что дни — годы мало кто верил, что храм действительно будет восстановлен. Но реставратор Алексей Денисов за 6 лет кропотливой работы сделал сказку былью. Однако позже Денисова отстранили от работы, восстановление заканчивал Зураб Церетели.

Разногласия, которые привели к такому исходу, возникли из-за наружной отделки собора. Денисов, знаток русской архитектуры, приложивший колоссальные усилия для воссоздания именно подлинного храма-памятника, не мог примириться с решением Академии художеств, возглавляемой Церетели, выполнить наружную отделку стен в бронзе. То, что предлагала Академия художеств, искажало не только облик выдающегося памятника и Кафедрального храма Московской епархии (то есть, по сути, главного храма России), но и историю русской архитектуры. Константин Тон задумывал убранство храма Христа Спасителя как летопись Отечественной войны в сюжетах Евангелия. В его проекте все-таки осуществилось желание первого незадачливого архитектора — Витберга — и императора Александра I: храм читали, как книгу. Но сейчас страницы этой книги в беспорядке: какие-то переставили местами, а какие-то и вовсе вырвали. И теперь понять эту летопись без архивных источников невозможно. К слову, даже видимой подлинности не способствует и купол храма, покрытый не золотом, а специальным сплавом титана. Храм не принадлежит Русской Православной церкви, а находится на балансе мэрии Москвы.

mob.travel

Отечественная война 1812 года. Храм Христа Спасителя

7 (19) декабря 1812 года

Идея возвести храм-памятник в честь победы в войне 1812 года родилась у Александра I вскоре после окончания войны. В декабре в Вильно император подписал Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя, в котором провозгласил, что «спасение России от врагов, столь же столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами… есть явно излиянная на Россию благость Божия».

Попытка №1: грандиозный замысел

Практически сразу в Москве началась работа. В объявленном тендере на проект храма приняли участие такие известные архитекторы, как Осип Бове, Доминико Жилярди, Джакомо Кваренги, А.Н. Воронихин и многие другие. Однако победу одержал малоизвестный 25-летний архитектор Александр Витберг.

Проект А. Витберга

Молодой архитектор задумал возвести поистине грандиозное сооружение. «Храм во имя Христа Спасителя! Идея новая. Доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, какого-нибудь святого; но тут явилась мысль всеобъемлющая…этот храм должен быть величественен и колоссален, перевесить, наконец, славу храма Петра в Риме» - так восторженно писал о своей задумке Витберг.

Торжественная закладка нового храма произошла в октябре 1817 года, в пятилетие победы России в войне 1812 года. По замыслу зодчего, храм должен был возвышаться на Воробьевых горах, паря над Москвой. Непосредственное строительство храма началось в 1820 году. Материалы планировали доставлять из подмосковного села Васильевского баржами по Москве-реке.

Закладка храма на Воробьевых горах, 1817 г.

Однако в ходе разработок мраморную жилу разрушили, окрестные поля засорили камнями, затруднив земледелие, и владелец села Яковлев, отец Герцена, подал на Витберга в суд. К 1826 году выделенные на строительства средства иссякли из-за злоупотреблений подрядчиков. Архитектор около года вел безрезультатную войну с чиновниками, однако избежать обвинения в коррупции ему так и не удалось. К этому времени скончался Александр I, покровительствовавший зодчему, и новый император Николай I повелел строительство прекратить и провести расследование. Вся вина за срыв работ была целиком и полностью была возложена на Витберга, который в 1835 году был сослан в Вятку.

Попытка №2: сбережение издержек

Комиссия же, обследовав место строительства, пришла к выводу, что почва на Воробьевых горах слишком непрочная и может не выдержать давления массивного сооружения. Поэтому Николай Iобъявил новый тендер на строительство храма на месте старинного Алексеевского женского монастыря, перемещенного в Красное Село. В тендере участвовали проекты архитекторов Ф.М. Шестакова, И.Т. Таманского, снова О.И. Бове и многих других, однако был принят проект Константина Тона.

Новый проект храма не был таким новаторским и грандиозным, как проект Витберга, однако он был добротный и надежный. Как выразился один из современников, Тон «весьма хорошо уразумел, что в наше время не выдумывают новых языков, но совершенствуют и обогащают существующие наречия».

Храм в 1881 г.

Тон не повторял ошибок Витберга, к строительству подходил экономно и перепроверял практически каждый шаг подрядчиков. В результате ему удалось свести коррупцию к минимуму, и он несколько раз получал премии за «сбережение издержек». В 1839 году состоялась вторая торжественная попытка заложить храм, на сей раз удачная. Здание возводилось из кирпича и облицовывалось белым мрамором, который добывался у села Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. К 1853 году наружная отделка храма была завершена, однако отделка интерьеров продолжалась еще 30 лет.

Память о войне 1812 года

В росписи храма принимали участие выдающиеся художники: П.В. Басин, Ф.А. Бруни, М.А. Врубель, К.Е. Маковский, А.Г. Марков, Т.А. Нефф и другие. Сюжеты росписей и убранства были подобраны митрополитом Филаретом так, чтобы даты церковных праздников совпадали с датами военных событий европейской войны 1812-1814 годов. Во впадинах нижнего коридора храма помещалось 177 мраморных плит с полным хронологическим описанием сражений. На 59 стенах помещались все значимые события той войны: от Высочайшего приказа армиям и рескрипта о вступлении французов в пределы России до указа Александра I Синоду об установлении празднества 25 декабря (по Юлианскому стилю). На мраморных плитах была увековечена память обо всех воинах, погибших, раненных и награжденных в ходе войны 1812-1814 годов.

Живопись храма, по замыслу Николая, должна была напоминать о милостях Господних, ниспосланных на Россию в течение девяти столетий христианства.

Судьба храма

Строительные работы окончательно были закончены в 1881 году, освящение храма планировалось приурочить к коронации Александра II, но российский император пал жертвой покушения народовольцев. Поэтому храм был освящен уже при Александре III, в 1883 году. В 1912 году рядом с храмом был воздвигнут памятник Александру III, однако простоял он всего шесть лет, и в 1918 году был разрушен большевиками.

Судьба храма вскоре повторила судьбу памятника: в 1931 году он был взорван, и на его месте началось возведение дворца Советов, прерванное Великой Отечественной войной. После войны в образовавшемся котловане был сооружен бассейн.

Разрушение Храма в 1931 г.

Восстановить храм заново правительство Москвы решило лишь в 1994 году. Проект храма был разработан архитектором М.М. Посохиным. Окончательно храм был воссоздан в 2000 году. Вместо мраморных скульптур фасад украсили скульптуры бронзовые, отлитые Зурабом Церетели. Круглые барельефы, располагавшиеся в закомарах, были заменены даже не на бронзовые, а на пластиковые. 

Код для размещения ссылки на данный материал:

1812.nsad.ru