Этот фото-отчет о том, как собрать юрту, состоит из галерей, листайте стрелочками влево-вправо или по превьюшкам под каждой фотографией. В верхнем правом углу картинок можно расширять галереи на весь экран. Первым делом мы построили круглый подиум 9 метров в диаметре с прилегающей частью под веранду (4х5 метров). Подиум стоит на столбчатом фундаменте. Все детали юрты пришли замотанные картонными коробками и скотчем, и первым делом мы их разворачивали. Дети активно помогали, все трое. Потом еще долго они с бабушкой сдирали скотч с картона. Круг в центре потолка юрты называется «Солнце» или тооно. У нас бурятская юрта, приехала из Улан-Удэ, производитель: Байкал Юрта. Этот круг в центре диаметром 2,5 метра никто не хотел везти из Улан-Удэ в Краснодар. Транспортные компании отказывались, а попутные грузовые везли какую-то тяжелую крупную технику, которая могла повредить детали юрты. В итоге мы искали вариант доставки несколько недель. То есть не мы, а производитель. Вместе с задержкой около месяца в самом производстве ожидание получилось больше двух месяцев… За это время половая доска из сушеной лиственницы размокла, а то, что мы накрыли ее пленкой, только ухудшило положение дел. Доска пошла волнами, а кое-где и вовсе вздыпупилась так, что пришлось в дальнейшем делать в ней продольные разрезы-щели, чтобы придавить и прикрутить к лагам. Промок и утеплитель под полом. Сейчас черновой пол внизу мы сняли, чтобы утеплитель просох, осенью будем закрывать. В общем, работа с полом стоила приличных денег, что только подтверждает необходимость закладывать на непредвиденные расходы не меньше 15-20%. Мы только не знали, что кроме денег нужно еще и время, необходимое на строительство и обустройство, умножать в несколько раз. 🙂 Итак, тооно привязывается к центральным опорам. В обычных маленьких юртах (3-6 метров диаметром) опор две, а у нашей, 9-метровой — три. Юрта — технология нескольких тысячелетий, поэтому никаких саморезов — только веревки. Высота опор была 378 сантиметров. А вес тооно под 40 кг. После привязывания мы впятером эту конструкцию перевернули. Участвовали все: моя мама, дети, несколько друзей-соседей, заглянувших случайно, и двое наших профи-строителей, тоже друзей-соседей, заглянувших специально по приглашению. 🙂 Следующий шаг — расстановка стен, а точнее, решеток «кереге». Сначала ставим дверь, к ней крепим две стенки, а затем — и остальные. Как выяснилось, мы сделали лишний нахлест при креплении кереге, а можно было получить диаметр юрты чуть больше или выше стенки. Но узнали мы об этом только сейчас, когда уже все накрыли, обставили и живем, и поэтому переделывать не будем пока что.Когда все решетки установлены, их обтягивают ремнем. Дальше на кереге кладем унии — потолочные жерди — вбив их в специальные отверстия в тооно. Мы решили отметить на униях по три сантиметра карандашом, чтобы точно знать, что вбиты они одинаково и равномерно. Сначала каждую пятую, потом — остальные. А всего их 88. Выглядит это все умопомрачительно красиво.На одной из уний, пока они лежали и ждали сборки несколько дней (из-за дождей), — кто-то устроил глиняные кувшинчики. В них обнаружились мелкие черные паучки. Что это, а? Домик или ловушка? Настроение у собирающих было отличное, все работали на подъеме, много шутили и смеялись. ) Только вот выяснилось, что наша юрта сильно меньше, чем мы рассчитывали. То есть решетки кереге мы уже растянули донельзя, если по идее они должны быть 1,8 метра высотой, то у нас уже на 6-7 сантиметров ниже. А диаметр гораздо меньше 9-ти. Это важно, ведь подиум у нас точный круг, и мы хотели спустить чехлы по краям. Выяснилось, что можно укоротить центральные опоры, держащие тооно, и тогда унии «расползутся», и можно будет еще растянуть кереге. А опоры эти у производителя такие высокие — это с запасом! (С запасом?!?!? Без предупреждения?!) Итак, 88 уний вбиты и опущены, и задача отпилить от опор по 30 сантиметров. Вообще мы посчитали с мужем, что они на 50 см. длиннее, чем нужно. Кумекали-кумекали, придумали. Отпиливали, приподнимая, затем — подкладывали стопку досточек. И когда все три опоры отпилили, опускали по чуть-чуть, выбивая по одной досточке из-под каждой опоры. Так вся конструкция плавно опустилась и растянулась. Как мы юрту собирали. 50 фотографий сборки нашей юрты. Из чего делают юрта
Как мы юрту собирали. 50 фотографий сборки нашей юрты Хроники Процветании
Наступил следующий день (1 июля) и этап накрывания первым слоем. Это чехол из бязи.
Снизу бязь прикрепили степлером, чтобы не раздувалась ветром, позже эти скобки сняли.
Второй слой — утеплитель, войлок. Натуральный овечий войлок толщиной 0,8-0,9 см. Жутко тяжелый (примерно 2,5-3 кг на квадратный метр). И ужасно вонючий. Ох, прошу прощения. Сильно пах баранами. Ну очень сильно. И ужасно тяжелый.Сначала три прямоугольных фрагмента войлока развесили вдоль стен с нахлестом, потом специально сшитые фрагменты — на крышу.
Дальше — дополнительный дождевик, тоже из фрагментов с нахлестами. И внешний красивый белый защитный чехол с орнаментом. Затем чехол обтянули тремя ремнями.
Это уже вечер второго дня сборки. Начало смеркаться. А нужно было еще затянуть все веревками, прикрутить поликарбонатные окошки в и установить зонтик в центре тооно. Этот зонтик можно изнутри юрты поднимать и опускать, чтобы проветривать.
А еще поверх всего этого постелили огромное и тоже тяжеленное, с войлоком, одеяло. Оно защищает от холода зимой, от жары — летом. Но мы пока сейчас его сняли, т.к. тяжко каждый раз отгибать, чтобы впустить свет и накрывать если дождь. А накрывать надо, т.к. поликарбонат был тонкий и сломался, и вообще не во все окошки он запланирован у производителя. Пока что мы накрыли юрту голубым тентом, а позже доработаем эту часть.
Многие спрашивали про стоимость. Наша восьмистенная юрта с дополнительным дождевиком, двойной дверью, орнаментом и с доставкой обошлась примерно в 300 тысяч. Строительство подиума под нее (столбчатый фундамент, утеплитель, пол, основа под террасу) — тоже примерно столько же. Установка заняла полтора дня.
Благодарим от души всех наших соседей, кто участвовал в сборке юрты!!!
Сейчас в юрте уже нет сильного запаха, несколько недель мы жгли ароматические свечи, проветривали, и внутри стало очень даже приятно. О том, как мы тут живем, тепло ли, как расставили мебель, и провели электричество, и обо всем остальном — расскажем постепенно здесь, в Хрониках. Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы почти ежедневно получать заметки из Процветании!
procvetaniya.info
Ю́рта, известная также как гер, гэр (в тюркских языках yurt, yurta, монг. гэр) — передвижимое жилище у сибирских, азиатских кочевников и монгольских народов.
Слово юрта происходит от тюркского слово «Юрт» (жүрт — каз.). В казахском это слово означало не само жилище, а место стоянки. Например так произошлии тюркские словообразования, как «Ата-Юрт» — Земля Отцов (Атажүрт — каз.).
Также словом «Юрт» обозначался род или семья.
Европейские исследователи применили это название к самому жилищу, и оно приросло. Настоящее же название юрты в тюркских языках: «Үй» (каз.) или полностью «Кииз Үй» — (войлочный дом — каз.). Монгольская юрта называется «Гэр». Слово «юрта» звучит одинаково во всех языках.
Юрта легко собирается и разбирается, она удобно перевозится колесным транспортом, не пропускает влагу внутрь, сохраняет прохладу в знойные дни, надежно укрывает от пронзительных осенних ветров, защищает от холодов зимой. Все это делает юрту уникальным видом жилища.
Юрты принято делить на две группы: тюркские и монгольские. Монгольская юрта несколько сложнее конструкции, однако легче собирается, и значительно меньше тюркской. Также у монгольской юрты световое окно «Тооно» имеет другую форму.[1]
Юрта распространена по всех Центральной Азии, в Монголии, Бурятии, Якутии, даже не Чукотке. В настоящий момент аборигены Австралии стали покупать завозимые монгольские юрты - жилище удобно. В настоящее время юрта в Австралии уже очен распространена.[2][3] Также, одна юрта находится в Антарктиде - там живут монгольские ученые. Там планируется построить еще 6.[4]
cyclowiki.org
Естественно, что в холодные или дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто. И закрывалось оно фетром (фетр – лучший сорт войлока, который предотвращает попадание ветра и влаги). Именно складные решетчатые стены, раздвигающиеся, как меха гармони, найденные на территории Казахстана стали принципиальным отличием юрты от ее предшественниц, напоминающих обыкновенный шалаш.
Круглая форма и мобильность юрты отразили в себе как защиту от погоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта, чутко реагирует на колебания температуры, отвечает погодным изменениям, прекрасно защищает от немногочисленных атмосферных осадков, летом спасает от зноя, зимой – от холода. Такая уникальная способность весьма существенна. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом +40 С, а зимой -30 С. Кочевники – степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы.
Конструкция юрты, состоящая из деревянной решетки и пористого шерстяного войлока, играет роль терморегулятора, сохраняя внутри жилища постоянный тепловой режим. В юрте возможно организовать круговую вентиляцию, для чего нужно немного приподнять войлочную кошму у основания, в результате чего воздух будет прекрасно циркулировать. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.
В качестве подтверждения универсальности и комфортабельности юрты уместно процитировать строки Великого китайского поэта Бо Цзюй-и, заставшего времена, когда в юрте жила практически вся Средняя и Центральная Азия. Вот как он описывает жилище кочевников:
Шерсть собрали с тысячи овец, Выковали сотни две колец, Круглый остов из прибрежных ив Прочен, свеж, удобен и красив. В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве, А теперь, как голубая мгла, Вместе с ним на юг она пришла. Юрту вихрь не может покачнуть, От дождя ее твердеет грудь, Нет в ней ни застенков, ни углов, Но внутри уютно и тепло. Удалившись от степей и гор, Юрта прибрела ко мне во двор. Тень ее прекрасна под луной, А зимой она всегда со мной. Войлок против инея – стена, Не страшна и снега пелена… > Размеры юрты оптимально соответствуют масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает максимально комфортную хозяйственно-бытовую деятельность в степных условиях.
Легкая сборно-разборная постройка приспособлена к транспортировке на вьючных животных. Общий вес юрты с меблировкой составляет порядка 300-400 кг, это грузоподъемность всего лишь одного верблюда. Диаметр обычной жилой юрты — 4,5—8 м, высота в центре 3,5—5 м. Монтаж или демонтаж занимает не более одного часа. Конструкция юрты состоит из девяти основных частей.
Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые и определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка состоит из плоских реек, наложенных одна на другую косой клеткой и скрепленных сыромятными ремнями. Благодаря тому, что эти рейки сжимаются или растягиваются гармошкой, можно варьировать размер юрты. Остов крыши, образующий свод, состоит из выстроганных жердей, которые втыкаются наверху в специальный круг – центр кровли, а в нижней части опираются на решетку стен.
В степи существовали юрты от небольших жилых до огромных кочевых храмов и юрт-дворцов. В зависимости от географических условий, главным образом от количества осадков, изменялся и внешний вид юрты. Жилище могло иметь сферическую (монгольский тип) или коническую форму (тюркский тип), у первого крыша имеет форму низкого конуса, у второго купола. У казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков и башкир бытовали оба типа, у туркмен – тюркский тип. Внутренняя сторона стен украшается соломенной циновкой. Зимой казахи вешают 2-3 ряда соломенных циновок на стены, а место между ними заполняется соломой. Пол застилается коврами и овчиной.
Размер юрты формировался от ее функционального назначения. Так, если обыкновенная жилая юрта кочевника, состоявшая из 3—4 составных решеток-стен, была вместимостью 8–10 человек, то большие сборно-разборные юрты-дворцы предводителей уже состояли из 10–25 решеток-стен и вмещали 50–100 человек. Большая переносная юрта последнего хана Монголии вмещала 500 человек. > > Существовали специальные ритуальные юрты – свадебные и траурные. Свадебные юрты были особенно красивы, сказывалось обилие орнамента и ярких красок. А вот в траурных юртах цветовым символом смерти был не обязательно черный, как у европейцев, и не только белый, как у дальневосточных народов. Над траурной юртой поднимали красное полотнище, если умирал молодой человек, черное – если это был человек средних лет, белое – если пожилой.
www.otchelniki.ru
Yurt of all types in one place
Величие культуры не определяется размерами дворцов и величиной библиотек, количеством перегороженных рек и атомных электростанций. Кочевники Центральной и Восточной Азии, Южной Сибири, Северной Африки, приполярных районов Северной Америки и Евразии за многие тысячи лет накопили огромный культурный пласт, не уступающий по своему значению культурным достижениям величайших цивилизаций нашего мира.
Yurts. Equipment for campings, guest houses
Имея за спиной долгий опыт традиционного природопользования, кочевые цивилизации практически не наносят ущерба окружающей природной среде. Люди в мировоззрении кочевников – неотъемлемая часть этого мира, вся жизнь которых подчинена природным ритмам, и потому находится в гармонии с природой.
Но на пороге приближающейся экологической катастрофы мировоззрение постепенно меняется. Опыт жизни в хрупких природных экологических системах, накопленный кочевыми народами, оказался востребован. Отсюда все возрастающий интерес к древней культуре кочевников: традициям, обычаям, ремеслам и промыслам, бытовой жизни во всех ее проявлениях.
Одним из символов кочевой культуры и условием существования человека в суровых природных условиях стало жилище кочевника, различающееся у разных племен и народов, но имеющее между собой много общего принципами своего построения и историей возникновения.
Воспринимавший природу как естественное жилище, кочевник создавал дом по природным законам. Обогащаясь опытом предков и отшлифовывая мастерство, он сделал свой дом легким для перевозки, удобным для сборки и разборки.
Yurt for rest
Юрты, яранги, чумы, типи, вигвамы и др. дома кочевых народов – это архитектурные сооружения, поражающие своей простотой. В восточной живописи с глубокой древности превалирует понятие изысканной простоты. Дома кочевников – это традиция, в своем развитии пришедшая к изысканной простоте.
Что такое юрта
Yurt for summer cottage from the manufacturer all the yurts.
Юрта – исторически сложившийся образец жилища круглой формы, идеально приспособленный для кочевого образа жизни своими качествами:
Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые холмы и сопки.
Frame, door of yurt from dry impregnated wood
Проведите в юрте ночь! Почувствуйте, как заглянув сквозь полуоткрытый дымник, Вашего лица коснется прохладный свет далеких солнц. После этого Вы поймете, что это совсем не то, что обычная палатка туриста. В палатке не ощутите странного, непередаваемого чувства уютной защищенности дома. А в многоэтажке не почувствуете бескрайних размеров Вселенной, волнующей связи с бесконечной протяженностью космоса.
Юрта в мировой истории
Юрта – одно из великих изобретений человечества, позволившее древним народам не только вести привычный им кочевой образ жизни, но и покрывая огромные расстояния, осваивать территории от Тихого океана до Средиземноморья. На этой земле, сменяя друг друга, появлялись и исчезали империи: сарматов, скифов, гуннов, кипчаков, монголов и других народов.
Family yurt — reliable family
В Европе юрта впервые появилась с гуннами во главе с царем Аттилой. В середине 5- го века н.э. они освободили Европу от господства Римской империи.
Значительное место в мировой истории и вкладу в мировую культуру занимает империя Чингис-хана ( Темуджина).
Probably, I would choose a yurt from Yurtalux
Войска хана и впоследствии его многочисленных потомков вели захватнические войны по всему континенту Евразия, передвигаясь на колесных повозках на конном ходу с установленными на них юртами. Передовые отряды использовали легкие походные юрты, приторачивая их к седлам крупных коней.
Modern mobile yurt
Султан Египта Бейбарс венчал пирамиду Хеопса в Долине царей в Гизе 12-ти стенной юртой и отмечал в ней победы со своими друзьями – мамлюками.
Марко Поло (13 в.) так описывал юрты: «Их шатры состоят из жердей, покрытых войлоком. Они совсем круглые и сделаны так искусно, что их складывают в связку и легко могут перевозить с собой. При их установке они всегда обращают входную сторону на юг».
Environmentally friendly housing for a modern nomad
Л.Н. Гумилев в книге «Древние тюрки» пишет: «Никем не доказано, что каменная лачуга или глиняная мазанка есть высшая форма жилища по сравнению с войлочным шатром, теплым, просторным и легко переносимым с места на место. Для кочевников, тесно связанных с природой, жизнь в таком шатре была не прихотью, а необходимостью. Летом степь выгорает, и скот должен пастись на джайляу-альпийских лугах, которые располагаются на склонах Тянь-Шаня, Алтая, Хангая, Хэнтея. Зимой же на горах выпадает много снега и стада возвращаются в равнины, где снеговой покров тонок и скот добывает из-под него сухую, весьма питательную траву. При подобном быте переносное жилище является наилучшим».
Add freedom of movement and choice of accommodation with a yurt from YurtaLux.com
К слову, очень любопытно происхождение приведенных Л. Гумилевым мазанок. При переходе кочевников к оседлому образу жизни, решетки установленной в выбранном для юрты месте, обмазывались глиной. Получался ничего-себе глинобитный дом круглой формы с крытой соломой или камышом кровлей.Такие дома описываются в «Повести о Ходже Насреддине» Л.В. Соловьевым.
Any yurt from a warehouse and under the order
Основные типы юрт
Yurt — a great place for parties, corporate outdoor events
Юрта – модель жизни
Юрта содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно-мифологической картине мира. Одним из основных символов Юрты становится круг. Круг – знак вечного движения в природе, знак солнца, символ эволюции, развития жизни.
Complete sets of yurts of different sizes and equipment from the manufacturer YurtaLux.com
Разнообразие диапазона употреблений круга в юрте начинается с его внешней куполообразной формы. Затем бесчисленные круги конструкции, подчеркнутые кругами узорных лент, стягивающих стены, и, достигая в итоге главного круга юрты – открытого отверстия в куполе монгольской юрты, иначе называемого «солнцем» («тооно» — монг.).
Sale of yurts from the manufacturer YurtaLux.com
«Солнце» с одной стороны является границей между «верхним» и «нижним» миром, с другой – между внешним и внутренним пространством. Прослеживается тесная связь между строением каркаса юрты и образной моделью мира в глазах кочевника.
Круглая форма стен юрты, кроме того, устраняет патогенную, вредную для здоровья энергетику, характерную для строений с прямыми углами, в ней всегда чистый вохдух и легко дышится.
Устройство юрты
В процессе эволюции выработались оптимальная структура и пропорции юрты, порядок сборки и разборки, формы и способы меблировки и украшения.
Installing the yurt in 1.5 hours
Размеры юрты ориентированы на рост человека, организация интерьера учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивая эффективную хозяйственно – бытовую деятельность.
Кочевая юрта – это легкая каркасная постройка, которая без труда собирается и разбирается и может перевозиться на автомобиле, гужевом транспорте или вьючных животных.
Organic materials used in the manufacture of tents YurtaLux.com
Каркас юрты состоит из связанных между собой складных деревянных решеток, которые определяют размеры и вместительность жилья. Каждая решетка, входящая в стену, составляется из плоских реек, наложенных друг на друга косой клеткой. Благодаря тому, что эти решетки сжимаются или растягиваются гармошкой, можно варьировать высоту юрты, а также складывать каркас в компактную упаковку.
Купол юрты образуют выстроганные жерди, которые втыкаются наверху в светодымовое кольцо (дымник, «солнце»), а в нижней части опираются на решетки стен.
На крепко увязанный каркас юрты накидывается кошма из овечьей шерсти, поверх которой наматывается ткань, защищающая войлок от снега и дождя.
Quality guarantee from the manufacturer
Юрта – это также символ согласия и сплоченности. Каждый элемент юрты связан с другим элементом и все части взаимно скреплены.
И сейчас, и в древние времена, юрты накрывали не только войлоком, но и коврами, парчой, шелком, другими дорогими и не очень тканями. Так летняя юрта знаменитого завоевателя Тимура (Тамерлана) поражала воображение видевших ее путешественников и купцов. В юрте, накрытой материей, по своему удобно, комфортно и более светло.
Ориентация юрты. Установка юрты
При установке юрты вход в нее ориентировали по-разному, в зависимости от рельефа местности и преобладающего направления ветра. Разные кочевые народы для ориентации использовали юг, восток или юго-восток. Главным считалось, чтобы юрта всегда была одинаково ориентирована в пространстве, так как в древности она также служила часами и календарем. Время определялось по положению солнечного луча, проникавшего в юрту через дымник.
Replacing Rolex from YurtaLux.com
При установке соблюдался целый ритуал возведения жилища:
Юрта не требует особой сноровки при установке и особенного ухода. А поэтому, во времена, когда люди остаются без крова в связи со стихийными бедствиями, войной или другими гуманитарными катастрофами, юрта служит надежным убежищем пострадавшим народам.
Historically well-made yurts
Коммерческое использование и эксплуатация
Строительство туристических баз из капитальных сооружений – весьма затратное бизнес-мероприятие, особенно в условиях сложного рельефа, ограничения использования данного вида местности, срока и сезонности строительства. В то же время палатки не позволяют обеспечить гостям достойного уровня комфортного проживания.
Summer and winter yurt. Quick add-on kit
Проблемой разработки и эксплуатации новых туристических маршрутов является отсутствие базовых туристических лагерей, в том числе в труднодоступных для транспорта, но экологически чистых и привлекательных людям природных местах.
Юрта решает проблему оптимального соотношения цена – качество – срочность возврата вложенных в дело средств.
Пять ( 5 ) юрт смогут обеспечить размещение для 20 туристов и 3-4 человек персонала туристического лагеря.
Yurt tourist camp is a reliable and affordable solution
Для организации торговли, общественного питания Вам нужен только небольшой участок:
Yurt with natural felt
Юрта, покрытая натуральным войлоком и снабженная камином-печью позволяет эксплуатировать ее круглый год.
Частное использование
Многие владельцы земельных участков, имея благоустроенные частные дома, дачи, коттеджи, не отказывают себе в удовольствии поставить во дворе юрту, чтобы принимать в ней гостей, наслаждаясь традиционным уютом древнего жилища.
House-yurt for dear guests
Городские жители все чаще адекватно оценивают некоторые прелести сельской местности: тишина, спокойствие, чистый воздух, возможность ощутить себя в гармонии с природой, возможность окунуться в мир наших далеких предков.
звоните поможем с выбором +7 (913) 206-38-31
yurtalux.com
Деревянный каркас и войлочное покрытие – основные части казахской юрты. Производством деревянных частей юрты (сүйек) занимались особые мастера (үйші). Главные требования к деревянной конструкции – это легкость и прочность материала, поэтому для изготовления использовалась древесина ивы, березы, тополя. Наилучшей издавна признана ива, или, как ее называют в народе – тал. Это твердый легкий материал, обладающий свойством гнуться, принимая желаемую форму, под действием несложных технических приемов, к тому же доступный – заросли его встречались во многих районах Казахстана.
Остов юрты составляют основные элементы: раздвижная решетчатая основа – кереге, купольные жерди – уық, полусферическое навершие – шанырақ, дверь – есік.
Кереге юрты составляется из нескольких отдельных секций – қанат («крыло»). В жердях, образующих қанат, в местах скрещения по диагональной оси делались отверстия для крепежных ремешков. Это узкие полоски верблюжьей, воловьей или конской кожи, скреплявшиеся в узел и напоминающие нам гвоздь с колпачком. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигалась и раздвигалась, в деревянной конструкции не применялось ни одного гвоздя. Основная масса казахского населения довольствовалась шестиканатными юртами, войлочное покрытие которых делалось из темно-серых тонов шерсти.
У зажиточных казахов число қанатов в кереге доходило до восьми и более. Войлочный покров делали из светлой шерсти.
Шанырақ, в отличие от других деталей юрты, изготовляемых из тала, создавался из березы. Изготовление шанырақа – наиболее трудоемкая и ответственная работа, поэтому выбор необходимой заготовки мастер производил сам. Для этого выбиралась береза, имеющая искривление ствола. Ее срез производили не позднее середины лета, когда дерево было полно соков. После ошкуривания в сыром состоянии сразу же начинали обработку – догибали до нужных размеров, делали необходимые срезы и соединяли два полукружия в креплении.
В отверстие шанырақа выходил дым из открытого очага, одновременно он служил и окном для освещения жилья, а на ночь закрывался войлочным покрытием – тундик (түндік).
Шанырак у казахов являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода и передавался из поколения в поколение, от отца к младшему сыну (кенже). Эта юрта считалась у родственников старшим большим домом (үлкен үй), домом черного закоптелого шанырака (қара шаңырақ), действительно становившимся таким от векового дыма. Старшие дети, отделившись от отцовского дома, приносили в большой дом «долю духов предков» (аруақтың сыбағасы) от забитого скота, а невестки приносили часть из своего приданого, несмотря на то, что хозяином юрты был младший брат. Считалось, что шанырак представлял собой силу и покровительство духов предков.
Внешним покрытием юрты служил войлок, состоящий из трех видов полотен, различных по своим размерам: туырлық – покрытие основания, үзік – покрытие купола, түндік – покрытие шаңырақа. Войлочное покрытие изготовлялось из лучших сортов овечьей шерсти осенней стрижки, которая хорошо поддавалась обработке, и войлок получался очень плотным, не был рыхл и долго не изнашивался.
Войлочное покрытие защищает зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.
Непременный атрибут юрты – шимши, узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и войлоком. Материалом для циновок служил чий (ши) – вид степного тростника, а также разноцветная шерстяная пряжа, которой обматывались стебли чия в определенном порядке, создавая целостный орнаментальный рисунок. Циновка служила фоном интерьера юрты и ее плетению женщины придавали большое значение. Неумение хозяйки плести циновки считалось зазорным и осуждалось.
Шым ши не только атрибут красоты, но и служит защитой от холодных зимних ветров, сохраняя тепло, и вместе с тем пропускает свет и свежий воздух летом, когда низ войлочного покрытия приподнят над землей.
Есік или сықырлауық (при открывании и закрывании двери издают скрип, отсюда и их название) – дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с пришитой узорной циновкой. На косяк и дверь шли сосновые доски (қарағай). Дверь украшалась резным орнаментом или красочными узорами.
К внутренней стороне войлочной накидки двери юрты пришивалась узорная циновка - шым есік.
Юрта является результатом взаимодействия почти всех видов домашнего производства: мастера по дереву создавали различные части каркаса; из овечьей шерсти мастерицы валяли войлок для покрытия деревянного каркаса; без предметов внутреннего убранства нельзя представить себе традиционную казахскую юрту, и в производстве их участвовали мастера по выделке войлочных и тканых предметов, вышивке и плетению, обработке кож и дерева.
Завидные свойства юрты: сохранять тепло, компактность при транспортировке, легкость установки и разбора – были использованы в годы первой мировой войны, в Великую Отечественную, во время землетрясения 1988 года в Армении, когда сотни тысяч людей остались без крова.
Трудно переоценить достоинства юрты, своеобразного шедевра многовековой культуры казахского народа, ей отдается справедливое признание как лучшему переносному, экологически чистому виду жилища.
Назад
http://www.pushkinlibrary.kz/detki/administrator/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit
dt.pushkinlibrary.kz
Деревянный каркас и войлочное покрытие – основные части казахской юрты. Производством деревянных частей юрты (сүйек) занимались особые мастера (үйші). Главные требования к деревянной конструкции – это легкость и прочность материала, поэтому для изготовления использовалась древесина ивы, березы, тополя. Наилучшей издавна признана ива, или, как ее называют в народе – тал. Это твердый легкий материал, обладающий свойством гнуться, принимая желаемую форму, под действием несложных технических приемов, к тому же доступный – заросли его встречались во многих районах Казахстана.
Остов юрты составляют основные элементы: раздвижная решетчатая основа – кереге, купольные жерди – уық, полусферическое навершие – шанырақ, дверь – есік.
Кереге юрты составляется из нескольких отдельных секций – қанат («крыло»). В жердях, образующих қанат, в местах скрещения по диагональной оси делались отверстия для крепежных ремешков. Это узкие полоски верблюжьей, воловьей или конской кожи, скреплявшиеся в узел и напоминающие нам гвоздь с колпачком. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигалась и раздвигалась, в деревянной конструкции не применялось ни одного гвоздя. Основная масса казахского населения довольствовалась шестиканатными юртами, войлочное покрытие которых делалось из темно-серых тонов шерсти.
У зажиточных казахов число қанатов в кереге доходило до восьми и более. Войлочный покров делали из светлой шерсти.
Шанырақ, в отличие от других деталей юрты, изготовляемых из тала, создавался из березы. Изготовление шанырақа – наиболее трудоемкая и ответственная работа, поэтому выбор необходимой заготовки мастер производил сам. Для этого выбиралась береза, имеющая искривление ствола. Ее срез производили не позднее середины лета, когда дерево было полно соков. После ошкуривания в сыром состоянии сразу же начинали обработку – догибали до нужных размеров, делали необходимые срезы и соединяли два полукружия в креплении.
В отверстие шанырақа выходил дым из открытого очага, одновременно он служил и окном для освещения жилья, а на ночь закрывался войлочным покрытием – тундик (түндік).
Шанырак у казахов являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода и передавался из поколения в поколение, от отца к младшему сыну (кенже). Эта юрта считалась у родственников старшим большим домом (үлкен үй), домом черного закоптелого шанырака (қара шаңырақ), действительно становившимся таким от векового дыма. Старшие дети, отделившись от отцовского дома, приносили в большой дом «долю духов предков» (аруақтың сыбағасы) от забитого скота, а невестки приносили часть из своего приданого, несмотря на то, что хозяином юрты был младший брат. Считалось, что шанырак представлял собой силу и покровительство духов предков.
Внешним покрытием юрты служил войлок, состоящий из трех видов полотен, различных по своим размерам: туырлық – покрытие основания, үзік – покрытие купола, түндік – покрытие шаңырақа. Войлочное покрытие изготовлялось из лучших сортов овечьей шерсти осенней стрижки, которая хорошо поддавалась обработке, и войлок получался очень плотным, не был рыхл и долго не изнашивался.
Войлочное покрытие защищает зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.
Непременный атрибут юрты – шимши, узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и войлоком. Материалом для циновок служил чий (ши) – вид степного тростника, а также разноцветная шерстяная пряжа, которой обматывались стебли чия в определенном порядке, создавая целостный орнаментальный рисунок. Циновка служила фоном интерьера юрты и ее плетению женщины придавали большое значение. Неумение хозяйки плести циновки считалось зазорным и осуждалось.
Шым ши не только атрибут красоты, но и служит защитой от холодных зимних ветров, сохраняя тепло, и вместе с тем пропускает свет и свежий воздух летом, когда низ войлочного покрытия приподнят над землей.
Есік или сықырлауық (при открывании и закрывании двери издают скрип, отсюда и их название) – дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с пришитой узорной циновкой. На косяк и дверь шли сосновые доски (қарағай). Дверь украшалась резным орнаментом или красочными узорами.
К внутренней стороне войлочной накидки двери юрты пришивалась узорная циновка - шым есік.
Юрта является результатом взаимодействия почти всех видов домашнего производства: мастера по дереву создавали различные части каркаса; из овечьей шерсти мастерицы валяли войлок для покрытия деревянного каркаса; без предметов внутреннего убранства нельзя представить себе традиционную казахскую юрту, и в производстве их участвовали мастера по выделке войлочных и тканых предметов, вышивке и плетению, обработке кож и дерева.
Завидные свойства юрты: сохранять тепло, компактность при транспортировке, легкость установки и разбора – были использованы в годы первой мировой войны, в Великую Отечественную, во время землетрясения 1988 года в Армении, когда сотни тысяч людей остались без крова.
Трудно переоценить достоинства юрты, своеобразного шедевра многовековой культуры казахского народа, ей отдается справедливое признание как лучшему переносному, экологически чистому виду жилища.
Назад
http://www.pushkinlibrary.kz/detki/administrator/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit
dt.pushkinlibrary.kz
Человечество привыкло оценивать уровень развития цивилизации народов, населяющих нашу планету, по величию их дворцов и строений. Однако не менее искусными архитекторами с высокоразвитой культурой являются и народы, ведущие кочевой образ жизни.
Их жилища: юрты, яранги, вигвамы, шатры, иглу, чумы - даже разбалованного удобствами современного человека завораживают своей красотой, простотой, функциональностью и гармоничностью. Может быть, поэтому с недавних пор стало возрождаться искусство возведения жилья кочевников – юрт.
Строительным материалом для нее в основном служили кожа, войлок и дерево.
Стены древних жилищ кочевников представляли собой деревянные шесты, собранные в виде решетчатых секций. Из жердей, соединенных с дымовым отверстием, делали и крышу. Снаружи «стены» и «крышу» юрты покрывали слоем войлока.
В центре каждой юрты был каменный очаг. Камни для него кочевали вместе с людьми, и при сборке юрты на новом месте прежде всего выкладывался очаг. На зиму жилище утепляли, обматывая дополнительным слоем войлока и влагостойкой тканью.
Даже зная, из чего сделана юрта, не перестаешь удивляться смекалке и мастерству людей, сумевших без единого гвоздя или шурупа, из подручных материалов, соорудить жилище, выдерживающее сильные ветра и многодневные снегопады.
Монгольские юрты мобильные, легкие, разборные, они являются идеальным жилищем для кочевников. В основе юрты – деревянный остов, поверх которого накладывается войлочная кошма в один или несколько слоев. Для защиты от снега или дождя кошма дополнительно оборачивается тканью.
Двери монгольской юрты всегда обращены на юг – эта особенность установки позволяла монголам-кочевникам ориентироваться во времени суток.
Внутри юрта разделена на несколько частей:
Все части юрты воедино соединял очаг, служащий для обогрева и приготовления пищи.
Сами монголы называют свое жилье не юртой, а словом «гэр».
Со времен Чингисхана и до нынешнего времени монголы придерживаются ряда традиций и общепринятых правил при посещении юрт. Не помешает их знать и европейцам:
Казахские юрты конструктивно мало чем отличаются от монгольских. По сравнению с монгольскими они ниже, что обусловлено сильными ветрами в этой местности. А их купол увенчан шаныраком (деревянный круг, венчающий макушку юрты) из черного тальника или березы. Монголы предпочитали делать шанырак из сосны.
Шанырак для казахов – не только крестовина, удерживающая купол и предназначенная для прохождения в юрту солнечных лучей и удаления дыма от очага. Это реликвия, передаваемая из поколения в поколение, символ продолжения рода и отчего дома. С ним связано множество обрядов и поверий в жизни казахского народа. О значимости шанырака свидетельствует тот факт, что его изображение применяется в геральдике Казахстана.
Отличие жилищ обоих народов состоит и в том, из чего сделана юрта: казахи покрывали ее войлочным покровом, состоящим из 4 прямоугольных частей, в соответствии с частями каркаса. Верхнюю часть юрты, кроме шанырака, накрывали 2 кусками войлока трапециевидной формы. На шанырак крепился откидной прямоугольный кусок войлока, который с помощью шеста и веревки, пришитой к одному из краев, можно было откинуть или закрыть на случай дождя. Двери казахской юрты также сшивались из кошмы, закрепленной на циновке.
У более зажиточных казахов богаче были и юрты. Конструкция жилищ богачей украшалась узорчатыми циновками и скреплялась ткаными из шерсти орнаментированными лентами. Юрта состоятельных людей оборачивалась войлоком белого цвета и в народе называлась «белым домом».
Юрта является символом солнца и космоса, единства человека и окружающей среды. Почти все предметы ее интерьера располагаются вдоль стен, по кругу. Понятно, что в столь ограниченном объеме каждый предмет должен иметь свое предназначение и занимать строго определенное место, чтобы как можно меньше загромождать собой и без того тесное пространство. Тем не менее убранство юрты поражает именно тем, что вызывает ощущение гармонии и простора, комфорта и уюта.
В интерьере, кроме деревянных полок, присутствуют и предметы деревянной мебели, инкрустированные костями животных: сундуки, этажерки, лари для продуктов.
Но особый колорит жилищу кочевников придают ковровые дорожки. Они вносят в интерьер изюминку и поражают разнообразием расцветок и орнаментальных узоров. По коврам сразу же можно было судить и о достатке хозяина.
Из чего сделана юрта нынешнего века? Конечно же, из современных материалов. Войлок заменен на холлофайбер, деревянный остов сделан из клееного бруса, ткань внешнего полога пропитана силиконом, очагом служит газогенераторная печь.
Юрта стала намного комфортнее, хотя и несколько жаль, что больше не встретишь того, пропитанного дымком и стариной, настоящего жилья кочевников.
загрузка...
fjord12.ru