Издревле кочевое и полукочевое животноводство является основным промыслом казахов. Именно он и определяет наиболее распространенный тип жилища, которым стала казахская юрта. Ее прототипом послужил древнетюркский аналог, бытовавший в Средней Азии еще в середине первого столетия. Это оригинальная конструкция, отображающая идеологию тюркских племен и культурные традиции целого народа. Летние беседки - юрты для кафе и дачи Юрта диаметром 4,28 метра Юрта диаметром 5,55 метров В конструктивных особенностях временного жилья прослеживается параллель с образной моделью мира. Основу строения составляет деревянный каркас и кошомный покров. Несущая часть включает дверную раму, решетчатые боковины, верхний обод и жерди, которые укладываются между рамой и ободом. Самая богатая юрта казахов называется ханской и состоит из десяти канатов (боковых решетчатых оснований). В бытности наиболее распространена шестиканатная конструкция, которая удобна в транспортировке и достаточно вместительна. Она собирается из целого ряда элементов:Юрты в тренде: 10 важных фактов о жилище кочевника. Как называется крыша юрты
Казахская юрта - ФлексиХИТ
Строение юрты
Размер юрты в конечном итоге определяется линейными параметрами ромба решетки (кереге). Среди кочевых народов существует даже своеобразная система измерения этого элемента казахской национальной юрты:
Причиной образование разных размеров сетки раздвижного основания является толщина планки. Для больших юрт они выбираются толстыми, а, следовательно, свободное пространство внутри ромба сужается. Сравнительно небольшие юрты складываются из решеток, которые изготовлены из тонких планок. Образуются более широкие ячейки. При этом расстояние между точками скрещивания планок в обоих видах юрт остается одинаковым.
Для изготовления ууков мастера выбирают ветки ивы, которую в народе называют тальник. Высушенные ветки этого дерева остаются очень прочными и в то же время очень легкими. Предварительно их очищают от коры и распаривают в едва тлеющем помете. Затем при помощи лекала придают заготовке изогнутую форму.Все планки делаются по шаблону. Верхняя часть заготовки срезается под углом, а нижняя остается прямой. Для повышения упругости по всей длине планок делаются разрезы. Основание, изготовленное из березы, прочнее от ивового. В давние времена этот нюанс служил индикатором статуса владельца юрты. Позволить себе березу могли только зажиточные казахи.
Очень часто для откидных кошм вяжутся не веревки, а узорчатые ленты. Они служат и украшением, и удерживающим элементом: в случае сильного ветра их можно привязать к забитым в землю колышкам.
Устанавливалась казахская юрта только на открытом и солнечном месте. Дверь ориентирована строго на юг. Такое расположение позволяло кочевникам определять время дня по теням и планировать свои действия. Внутреннее расположение предметов интерьера и деление пространства тоже подчинялось строгим правилам.Место под семейный очаг всегда отводилось посредине юрты. Так достигалась наилучшая тяга для костра и равномерно обогревалось все пространство внутри жилища. Под огонь делалось углубление в земле. Сверху устанавливалась тренога (для котла) или мосы (для чайника). Земляной пол застилался войлоком или домоткаными коврами.
Напротив входа – на самом лучшем месте – устраивалась горка, где складывалось основное имущество семьи. Строение представляет собой специальную деревянную подставку, на которой размещались сундуки, тюки и футляры с домашним имуществом. Поверх всего в связке укладывались одеяла и подушки. Покрывалась горка войлочным ковром с орнаментом или вышитым покрывалом.Перед горкой находится самое почетное место в юрте. Оно называется тор и предназначается для хозяина жилища или почетных гостей. Кроме традиционного войлока оно устилалось вышитыми подстилками, сделанными из шерсти или меха подушками или вышитыми коврами. Возле входа в юрту укладывались разные подручные хозяйственные предметы.По правую сторону от двери находилась женская половина. Здесь размещались запасы продуктов питания, кухонная утварь, принадлежности для вышивки и вязания. В отдельном уголочке стоял шкафчик с ценными пищевыми продуктами – чаем, сахаром и сладостями. Иногда эта часть юрты отделялась ширмой. Слева от двери все свидетельствовало о мужском доминировании. Здесь складывались седла, оружие, конская сбруя и прочее. В зимние холода именно в этой части укладывали новорожденного ягненка или заболевшее животное.По обе стороны от входа располагаются постели обитателей юрты. Правая часть отведена для старших, а левая – для младших членов семьи. Постель была скатной и убиралась на ночь. Последнее время все чаще встречаются деревянные кровати, изготовленные ремесленниками Казахстана. Они завешиваются красной тканью, а в изголовье украшаются орнаментированным войлоком или ковром.Казахская национальная юрта относится не столько к элементам материального достатка, сколько к духовным символам. Она вобрала в себя культурные традиции народа и религиозно-мифологическую информацию о развитии мира. С юртой связана вся жизнь кочевых народов Казахстана. Она отражает мировосприятие своих владельцев.
Юрты диаметром от 3-ёх до 9,37 метров
Юрта диаметром 3 метра
Юрта диаметром 9,37 метров
blog.flexyheat.ru
Осваивая время и пространство, каждый народ в рамках созданной им этнической культуры создавал свою модель мира, вырабатывал в течение столетий наиболее рациональный в данных условиях тип хозяйства-кочевое скотоводство или оседлое земледелие, и непосредственно вытекающий из него уклад жизни.
Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилища-сборно-разборной сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основания и полусферическим верхом.
Размеры юрты соответствует масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает хозяйственно бытовую деятельность. Монгольское название юрты – гэр. Бурятское название войлочной юрты – hэеы гэр, деревянной – модон гэр. Юрта представляет собой лёгкую сборно-разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных.
Конструктивный объём юрты состоит из 9 основных частей. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решёток, которые определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка, составляющая общую стенку, состоит из плоских реек, наложенных друг на друга косой клеткой и скрепленных волосяными веревками.
Благодаря тому, что эта конструкция сжимается или растягивается гармошкой, можно было уменьшать или увеличивать до необходимой высоты юрту или складывать ее во время перекочевок. Шарнирная конструкция решеток стен обеспечивала такое немало важное свойство юрты как сейсмоустойчивость.
Остов крыши юрты, образующей свод. Состоит из выстроганных жердей – уняа – гибких пород деревьев, которые втыкаются на вверху в специальный круг – тооно – диаметром около метра. Обод тооно изготовляли из березы, на нем, были выдолблены отверстия, для вставки заострённых верхних концов (уняа), количество которых обычно делали 60. Нижние концы уняа укреплялись на головках (тархи) решеток-стен.
Для придания устойчивости устанавливали два опорных столба (тээнги), верхние концы котрых упирались в тооно. Тооно разделялось несколькими расходящимися по радиусу жердинками, которые назывались дааган (от слова дааха – нести на себе). Дааган предназначалось, для поддержания тооно в ненастье и холод.
К каждому углу покрышки урхэ пришивалась длинная веревка, которую натягивают по войлочной кровле и привязывают к низу решётки. Через тооно в юрту проникал свет, поэтому при помощи веревки, пришитой к переднему углу открывали урхэ. Кроме того, тооно служило дымоходным отверстием.
Решетчатый остов юрты покрывали большими кусками войлока – туургэ – длина каждого около трёх метров. В целях антисептирования войлок заранее пропитывали раствором кислого молока с табаком и солью и хорошо просушивали. По верхнему краю войлочного покрытия закреплялись волосяные веревки – зээг.
Псоле установки туургэ накидывается дээбэри – два больших куска войлока, узких наверху и широких внизу, верх и низ дээбэри-полукгруглые. Самыми лучшими, плотными кусками войлока покрывают стены и кровлю юрты с северной стороны для защиты от северо-западных ветров, чтобы вода не попадала на домашний алтарь, постель и сундуки с одеждой и украшениями.
Одной из важных особенностей юрты является рациональная и целесообразная организация внутреннего пространства. Хотя планировка интерьера представляет единое архитектурно-художественное целое, она разделена на четкие функциональные зоны. Расположение предметов в юрте было строго фиксированным. На северо-западной стороне «хоймор» почётное место «бурханай тала» – «место обитания божеств» находился домашний алтарь – божница.
Традиционно западная, правая сторона юрты (левая при входе) считалась мужской стороной, а противоположная ей – «женской».
Правая сторона считалась почётной, здесь принимали гостей мужчин, но это не значит, что женщины не имели права проходить на мужскую половину. Этот запрет относился только к невестке, но не касался дочерей. Именно с невесткой была связанна левая сторона, как символ чужеродности. Согласно традиционным представлениям, «левое» значило, в частности, потусторонний мир; подать кому-либо чашку чая, тем более архи, левой рукой считалось верхом оскорбления, воспринималось как пожелание смерти человеку.
На правой стороне хранились конская сбруя, охотничий инвентарь - то есть предметы, имеющие отношение к специфике мужского труда. Здесь же вдоль стены, стояли друг за другом одна две деревянные кровати. В богатых домах кровати были сделаны из древесины кедра. Иногда устанавливали просто лежанки – широкие плахи на круглых чурках, где спали члены большой семьи.
На левой стороне (правая при входе) размещались предметы, относящиеся к кухне, а так как домашним хозяйством занимается женщина, эта часть считается женской.
Если северная часть считалась почётной, то южное пространство, примыкающая к двери, самая «низшая» часть жилища. При приёме гостей строго соблюдались сословные и возрастные особенности человека: почтенные по возрасту и рангу люди рассаживались выше на почётной стороне, молодежь и люди победнее, оказывались «ниже» – ближе к двери.
Монгольский ученый Б. Даажав считает, что планировка юрты обусловлена календарем 12- летнего цикла.
Мышь с которой начинается 12- летний цикл, соотносится с севером, под ее знаком хранится сундук с наиболее ценным предметами.
Корова – символ достатка, пищи, под ее знаком - шкаф с готовыми продуктами.
Тигр – символ силы и мужества, под его покровительством находится кровать супругов - хозяев.
Заяц – символ слабости, пугливости. Этот символ указывает местонахождения детей в изножье кровати родителей.
Дракон – властитель небесной сферы, под его знаком размещаются сосуды с водой и дрова.
Змея – символ низшего существа, ползающего по земле, месторасположение людей низкого социального положения.
Лошадь – символ подвижности, под ее охраной находится вход в жилище.
Овца – под ее знаком в холодное время года содержат новорождённых телят, ягнят.
Обезьяна часто ассоциируется и совмещается с созвездием Плеяды – под этим знаком место для конского снаряжения.
Курица – символ плодородия и молодости, под ее знаком место для гостей - мужчин.
Собака – страж юрты, постоянный спутник мужчины-охотника, чабана, табунщика, пастуха.
Последний год 12 летнего цикла – год Свиньи, символизирующий сытость и достаток, под его знаком, находится домашний алтарь. В далеком прошлом дикий кабан почитался как один из тотемных животных предков монголо- язычных народов.
Существуют и деревянные юрты (из лиственницы, сосны) более распространены у бурят живущих в лесных, горных и лесостепных районах, хотя у баргузинских и тункинских бурят изредка встречались войлочные и даже берестяные.
Деревянная юрта у бурят. Фото old.baikaltravel.ru
Таким образом, круглая юрта – оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Транспортабельность (небольшой вес), мобильность (быстро собирается и разбирается), универсальность (в ней жили круглый год), достаточная устойчивость против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасность – за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью, доступность материала, всегда чистый воздух – эти и многие другие свойства совершенствовались в течение 3000 лет.
Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы. В летний зной и жару в ней – спасительная прохлада, в холод – живой огонь в очаге создает равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий патогенную, вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами.
И в наши дни ученных многих стран волнуют проблемы мобильной архитектуры, создания удобных передвижных жилищ на уровне современных требований - иными словами, это почти те проблемы, которые нашли решение в конструкции юрты.
asiarussia.ru
Юрта — это круглый дом кочевника, укрытый шкурами. Это знает каждый взрослый и даже ребенок. Но что еще нам известно о праматери всех жилищ? Оказывается, что совсем немного. Давайте разбираться!
Летние беседки - юрты для кафе и дачи
Юрта диаметром 4,28 метра
Юрта диаметром 5,55 метров
Слово юрта пришло в русский язык из тюркского «jurt». Первоначально оно переводилось как «народ», позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В современных казахском и киргизском языках есть слово «ата-журт» — отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как «отцовский дом».
Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке — гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов «юрта» переводится просто как «дом» или «жилище», что подчеркивает ее важность и значимость.
Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII—IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты — это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими из знают сейчас.
А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.
Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении внутренней площади. Но все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган.
Уже много позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.
Монгольская и казахская юрта хотя и очень похожи, но все же имеют различия. Они обе произошли от древнетюркского прототипа.
Казахская юрта состоит из раздвижного основания (кереге), купола (ууки), подвижных канатов (сагнаки) и шанырака (отверстия в куполе). Вход может закрываться дверью или войлочным полотнищем.
Монгольская юрта состоит из деревянного каркаса (ханы), наклонной кровли из жердей (уни), центральных опор и тундюка (аналог шанырака). Вход обычно закрывается стеганым войлочным полотнищем.
Отверстие в куполе, которое называют шанырак или тундюк, имеет сразу несколько функций. Это и вентиляционная шахта, и освещение, и часы, и ритуальный символ. Установка юрты обычно делалась так, чтобы первые лучи света через шанырак падали на мужскую половину, а закатные лучи — на женскую.
Да, в юртах можно жить зимой. Структура жилища такова, что в нем не холодно в морозы. Даже в условиях суровых снежных зим достаточно поставить печь или организовать отопление иным способом, чтобы чувствовать себя комфортно.
В юрте не жарко летом, внутри благодаря плотному слою войлока или других утепляющих материалов поддерживается комфортная температура. Жара не лезет внутрь.
В юрте можно жить сколько угодно. Хотя это и мобильное жилище, оно предназначено для комфортного проживания в любой период года. При желании можно в нем жить на одном места, как на даче или в загородном доме, годами. А можно несколько раз в год перевозить с места на места: к реке, на лесную поляну, к морю или к горам.
Устройство пола в юрте может быть очень разнообразным. Чаще всего используется несколько стандартных вариантов: земля покрывается плотными деревянными щитами или же коврами, овчиной, современным плотным материалом. Возможно совмещение двух вариантов.
Так как главным преимуществом юрты является мобильность, полная сборка на новом месте осуществляется всего за 1,5-2 часа (если этим занимаются знающие люди). Разборка проходит и того быстрее — для ее разбора и укладки на транспорт достаточно 30-50 минут.
Самый распространенный способ обогрева юрты — это «буржуйка», печь могут дополнительно обкладывать кирпичом, чтобы увеличить отдачу тепла.
Конечно, современные юрты, которые используются как мобильные дачи, редко устанавливаются и обставляются в соответствии с традициями. Но ранее у кочевников принято было ориентировать дом так, чтобы двери выходили на юг, при этом восточная половина считалась мужской, а западная — женской. В центре, строго под отверстием в куполе, устанавливался очаг. За очагом напротив входа располагалось все ценное, что было у хозяев. Между этим хранилищем и очагом было почетное место, которое обычно отводили гостям.
В разобранном виде нужно хранить полностью высушенные и правильно уложенные элементы юрты в крытом, желательно, сухом помещении.
Современная юрта, полог которой изготавливается из прочных и влагоустойчивых материалов, не боится дождя и снега. Когда идет дождь или снег, шанырак на время закрывается. А в период таяния снега, чтобы уберечь обивку стен, низ юрты оборачивают брезентовой полосой, шириной около 30 см.
Традиционно в юртах жили кочевые племена. До сих пор такими жилищами пользуются на Алтае, в Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Туркмении. Также мобильный дом популярен у рыбаков, охотников, пасечников и туристов, но обычно ими он используется сезонно.
КУПИТЬ юрту фирмы Юрты Алтая
Юрты диаметром от 3-ёх до 9,37 метров
Юрта диаметром 3 метра
Юрта диаметром 9,37 метров
blog.flexyheat.ru
Актер приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии. Программа тура включает в себя езду на лошадях, соколиную охоту, поездки с кочевыми семьями и ночевка в юртах. Сопровождать голливудскую знаменитость будет шведский исследователь и путешественник Йохан Эрнст Нильсон.
"Когда я организую такие поездки, я достаю людей из их привычной зоны комфорта и заставляю делать то, что бы они никогда не стали бы делать. Это превращается в путешествие внутрь себя", – цитирует The Telegraph Нильсона.
Слово юрта пришло в русский язык из тюркского jurt. Первоначально оно переводилось как "народ", позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В кыргызском языке есть слово "ата-журт" - отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как "отцовский дом".
Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке - гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов "юрта" переводится просто как "дом" или "жилище", что подчеркивает ее важность и значимость.
Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII-IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты - это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими из знают сейчас.
А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.
Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении внутренней площади. Но все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган.
Уже много позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.
Жилища типа юрт были у многих народов центральной Азии, Монголии и Сибири, для которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятие. Юрты есть у казахов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, башкир, алтайцев, калмыков, монголов.
Да, кыргзыская юрта самобытна, хотя ее конструкция имеет много общего с конструкцией юрт других кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Казахстана, Южной Сибири и монголов. Но наибольшая близость существует с юртой казахов. Однако наша юрта выше.
Юрты кыргызов также разнятся. Основное различие сводится к форме купола. На севере Киргизии (за исключением Таласской долины) форма купола юрты приближается к конусообразной. На юге Киргизии, в Таласской и Чаткальской долинах, купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей
Юрта состоит из множества деталей, у каждой из которых есть свое название. Приведем только главные:
раздвижные стенки юрты - кереге
купольные жерди - уук
деревянный круглый обод, опора для крыши юрты - тундук
жерди, укрепленные над дверью, - эшик уук (их 3-4) - короче остальных, поскольку один конец их укреплялся на верхней перекладине дверной рамы (баш босого), расположенной выше стен юрты
шест с развилкой (бакан). Эти жерди подпирают покров дымового круга, защищающего очаг от сильного дождя и снега
Войлок для покрытия юрты - туурдук
Внутренне убранство юрты строго отвечает национальным канонам. Правая сторона юрты называлось – "эпчи жак" женская половина, где ставилась "ашкана чий" ширма, закрывающая хозяйственную часть. Левая половина – "эр жак" мужская часть, где ставились конские принадлежности, предметы ремесла и охоты. Также это место, где работал сам мастер – "уста". Напротив входа – "тоор" место для гостей, где убирался "джук", разделяя на мужскую и женскую половину. Это было видно по раскладу: с правой стороны "джука" висело "текче", в котором хранили женский головной убор – "элечек". А с левой стороны "джука" ставился, "ала бакан" – красиво украшенный серебром, инкрустированный дорогими камнями шест, на который вешали мужские богатые тулупы из меха куницы, лисы, из парчи и бархата. "Коломто" – священное место очага находящаяся ближе к выходу.
Это зависело от достатка. У состоятельных кыргызов, кроме основной, были еще юрты для приготовления пищи и продовольствия. Были еще временные юрты - гостиные (мейман уйу), которые ставились по случаю больших праздников, похорон или поминок.
Богатые кыргызы, отдавая замуж своих дочерей, ставили свадебные юрты (ерге), которые считались главной частью приданого.
Существует строгий этикет, связанный с юртой. Например, подъезжать всаднику к юрте следует с тыльной стороны. Входить в юрту с плеткой в руке гостю нельзя или, например, с набитым ртом. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу.
В юрте нельзя сидеть опираясь спиной на что-либо, потому что это поза больного человека, также не рекомендуется сидеть на корточках или вытянув ноги вперед.
До сих пор юртой пользуются скотоводы на Алтае, в Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Туркмении. Также мобильный дом популярен у рыбаков, охотников, пасечников и туристов. В Монголии юрты - это самые популярные дачи, поскольку летов в них гораздо комофортнее, чем в обычных кирпичных строениях. Кроме того, юрты очень популярны в индустрии туризма - в них размещаются рестораны и гостиницы.
asiarussia.ru
Юрты - древний вид жилища, который появился еще в период так называемой эпохи поздней бронзы (13-9 века до н. э). Как считают некоторые историки - прародителями современных юрт стали дома андроновцев. Но этот факт можно поставить под сомнение, так как эти жилища напоминали хижины из бревен. Возможно, что юрты начали строить позже - в 8-5 веке до н. э. Увидеть первые древние юрты можно на статуэтках Северного Китая, датированных серединой 1 тысячелетия до н.э. История развития этого вида жилища прослеживается с 13 века в миниатюрах китайцев, среднеазиатов, иранцев и турок.
Турецкие и монгольские юрты имеют некоторые различия. У казахских и туркменских юрт двустворчатые двери из дерева, а киргизы чаще используют занавеску из войлока в качестве двери. Юрты казахов ниже, чем у киргизов, потому как казахи устанавливают их в степи, где бывают сильные ветра. Узнать устройство древних юрт дают наскальные рисунки. Их них следует, что древнее жилье кочевников представляет собой шатер, поделенный на левую и правую стороны. В наши дни юрты широко применяют в туристическом отдыхе. Подобные жилища имеют шикарное убранство.
Для кочевника юрта удобное и практичное жилье. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Покрытие из волока защищает от дождей, ветров, холода.
Дневной свет попадает в жилище через просвет в верху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию.
Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.У монголов вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной - там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом.
Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу. Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяина жилища.На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, но пожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников.
Например, в Тыве у национального музея расположены две юрты. А этнотуристический центр "Алдын-Булак" предлагает своим посетителям пожить в юртах и чумах в комфортных условиях.
В названиях некоторых населенных пунктов Северного Кавказа используется слово "юрт" - Кизилюрт, Хасавюрт, Бабаюрт. Быстрее всего, что такие названия имеют тюркские корни. Вероятно, что их дали кумыки или ногайцы.
Прообразы юрты, шатры и шалаши, укрепленные на двух- и четырехколесных телегах, появились в евразийских степях на границе II и I тысячелетия до нашей эры. Жилища на повозках не были единственными и даже основными для кочевников. Удобные для равнин, они не годились для гористых, пересеченных местностей; поэтому потребовалось жилище, которое можно было разобрать и перевезти на вьючных животных.
Подобный тип искусственного жилища — один из самых древних в мире. Еще в каменном веке охотники пользовались разборными и переносными жилищами типа чума оленеводов или типи северо-американских индейцев. Кочевникам-скотоводам евразийских степей нужно было усовершенствовать его, видоизменив каркас и заменив шкуры на специально скроенные войлочные покровы. Самые ранние изображения таких жилищ зафиксированы в росписи на стене склепа Анфестерия в Крыму (I в. до н.э. – I в. н.э.) и среди петроглифов Боярской писаницы в Южной Сибири (II – I вв. до н.э.).
В Центральной Азии и Южной Сибири в I тысячелетии до н. э. были распространены и полусферические шалаши из изогнутых жердей. Такого рода жилища и по сей день существуют у ряда кочевых народов Передней Азии.Изобретение юртыБольшинство исследователей относит время изобретения юрты к середине I тысячелетия н. э. С этой поры юрта распространилась среди кочевников от Восточной Азии до Восточной Европы и вытеснила другие виды мобильного жилища. Древнейшие изображения юрты сохранились на японской лаковой чашечке из города Нара (середина VIII в). Здесь хорошо видны решетчатый каркас юрты, укрытый снаружи циновками.
Складывающиеся cтеныКлючевым моментом в развитии кочевнического жилища было изобретение складывающегося и разборного на звенья остова вертикальных стен. Это конструктивное решение и следует считать основным в процессе создания классического типа юрты. Благодаря этому революционному изменению конструкции жилища резко увеличилась полезная площадь, намного сократились длина и соответственно общий вес деревянных деталей (за счет уменьшения сечений) и, главное, возникло гармоничное человеку пространство. По мнению исследователей, такая конструкция появилась в древнетюркской среде (III – IIV века н.э.), вероятно, в районах Алтая, Тарбагатая и Тяныианя.
Тюркская и монгольская юртаСуществует два типа юрт: тюркская и монгольская. В центре монгольской юрты находятся столбы, на которые опирается светодымовой обруч, поддерживаемый прямыми жердями, укрепленными на вертикальных стенках. Поэтому монгольские юрты имеют вертикальные стенки порядка полутора метров. Столбы, наиболее длинные и тяжелые элементы юрты, сковывали подвижность кочевников. Исконный вид монгольская юрта сохранила главным образом в Монголии, Туве, Бурятии, Тибете.В тюркской юрте создан купольный свод благодаря изогнутости жердей кровли, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство. Размеры юрты зависели только от количества решеток, а из тех же элементов можно было собрать обычные, парадные и походные юрты.
От средневековых передвижные юрт до наших днейВ средние века на просторах центральноазиатских степей колесили огромные неразборные юрты, установленные на платформы, которые тянули десятками тягловых животных. Они поражали воображение и западных, и восточных современников.
Впечатляет изображение такой юрты в «Книге Марко Поло», изданной Генри Юлом. А вот что писал по этому поводу в начале XVI в. Фазлаллах ибн Рузбихан: «... я много удивлялся необычайному строению домов, которые будто воздвигли в воздушном пространстве. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса!
Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками очень красивыми и искусными. Около жилищ всех султанов и эмиров я также видел подобные большие шатры и подвижные дома... что вся ставка наполнена зтими превосходными... домами, так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».
И по сей день юрта служит замечательным летним помещением и устанавливается во дворах сельских усадеб и в малых городах с частной застройкой на юге и западе Казахстана, а также в Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане.
Со временем юрта все более увеличивается в размерах и улучшается по форме. Она становится обтекаемой, приземистой, более устойчивой против сильных ветров. Все лишние детали и элементы утрачиваются. Так, трубообразная войлочная надстройка на верхушке юрты, существовавшая более 700 лет назад, из-за своей громоздкости перестала использоваться (Бартольд, 1903).
Юрта легко транспортируется, собирается и разбирается. Вся операция по разборке ее занимает час, а при сборке – максимум два часа. Такая оперативность при сборке и разборке достигалась тем, что все детали юрты строго унифицированы и стандартизированы. Юрта любого размера имеет присущую только ей модульную систему, выработанную и проверенную самой жизнью в течение веков. Изучение монгольского жилища позволило МОНГОЛЬСКОМУ архитектору Дажаву разработать теорию конструирования юрты.
В войлочной юрте одну треть общего веса (без дощатого пола) составляет деревянная часть каркаса, например вес пятиханной юрты (хан – решетка) без дощатого пола всего 500 кг.
В зависимости от размера и объема юрты, общего веса и нагрузки ее верхнего покрытия устанавливается необходимое количество опор, поддерживающих всю конструкцию. При этом по мере увеличения объемов жилища пропорционально удлиняется и расширяется опора с таким расчетом, чтобы выдерживать всю нагрузку.
Самая распространенная 4-ханная юрта не имеет внутренней подпорки, и вся ее конструкция удерживается поясами (хошлон, буслур)^ которые стягиваются вокруг ханы (решетки) и закрепляются с боков двери.
Расслабление или разрыв этих поясов означает, что ханы не будут иметь опоры и вся верхняя и боковая конструкция юрты с войлочным покрытием развалится. Однако эти пояса могут удерживать нагрузку лишь 4 – 5-ханных жилищ, но не больше.
Поэтому в юртах, имеющих более пяти хан, делают подпорки, поддерживающие верхнее покрытие и придающие устойчивость жилью. В 6 – 8-ханных юртах устанавливаются две опоры, а в 9 – 12-ханных гэрах – четыре. Инсоляция, аэрация и освещение в юрте осуществляются через верхнее отверстие, которое одновременно является как бы солнечными часами для определения времени дня.
Сборка и разборка юрты осуществляются по определенной технологической схеме.
Сборка состоит из последовательных операций: установка пола и остова, покрытие деревянной конструкции кошмами, расстановка мебели и утвари.
До начала сборки остова настилают полы. Для этого соединяют части ободков, потом внутри их расставляют поперечные и продольные шпалы, после чего кладут доски пола по часовой стрелке, начиная с коротких. Затем приступают к установке и растяжке решетчатых стен – хан, которые стыкуются между собой и закрепляются с помощью волосяных веревок. Установив дверь, ханы обтягивают внутренними (верхним и нижним) поясами, концы которых прикрепляются к кольцам, специально приделанным в притолоках двери.
Потом устанавливают крышу. Для этого сначала в отверстие в деревянном круге – тоно при поддержке человеком снизу вставляют деревянные шесты – уни, а другие концы закрепляют в головках решетчатых стен.
В первую очередь вставляют по четыре уни с четырех сторон, а затем с помощью внутренних стенных поясов и веревок, закрепленных на тоно, добиваются правильной формы юрты, после чего заканчивают вставлять остальные уни. Этим завершается сборка деревянной части конструкции юрты.
Остов юрты покрывают следующим образом:
на верхнюю деревянную часть крыши натягивают материю белого цвета, нижние и верхние концы которой прикрепляют тесемками к ханам и тоно, затем накладывается верхнее войлочное покрывало. Боковые стены закрываются тоже войлочными покрывалами, сверху надевают чехол из белой материи и обтягивают наружными, верхними и боковыми поясами. Наконец, накладывают кошму на тоно и прикрепляют веревками к низу решетчатых стен.
Широкую ленту из сукна или деревянных планок (хаяавч) кладут непосредственно по нижнему периметру гэра.
В непогоду, а также для регулирования света и температуры верхнюю часть войлочного покрытия тоно приоткрывают наполовину или закрывают на ночь при помощи веревки, пришитой на ее конце.
Разборку юрты производят в обратном порядке.
До расстановки в юрте мебели и утвари привешивают к стене занавеску, пол покрывают кошмой или коврами. В центре устанавливают печку с дымоходной трубой, проходящей через верхнее отверстие тоно.
В юрте расставляют кровати, сундуки, платяной и книжный шкафы, буфет, умывальник, •столик и табуретки.
Как правило, вся семья и гости садятся вокруг очага, находящегося в центре жилища. На северной стороне юрты (на самом почетном месте) помещается ящик, на котором обычно стояли позолоченные, серебряные или медные и другие скульптурные фигуры богов или изображения их в рисунках, аппликациях, жертвенные чашечки, лампады и прочие атрибуты ламаистской религии.
Налево от входа (в юго-западной части юрты) размещаются принадлежности наездничества и бурдюки с кумысом. Направо от входа (юго-восточная часть) находятся кухонные принадлежности, там же место хозяйки. Западная и северо-западная части принадлежат гостям, а восточная – хозяину и детям. Ценное имущество хранится в ящиках напротив двери, а кровати по бокам. Охотничьи принадлежности хранятся вблизи хозяина семьи. Для сидения расстилаются войлочные ковры (ширдэки). Для почетных гостей припасают специальные коврики (олбоки), а теперь, например, и маленькие стульчики.
Размеры и объемы юрты определяются количеством хан, т. е. числом стенных решеток. Чем больше их, тем больше объем жилища. Юрта малого размера имеет 4 ханы. Она состоит из 4 сборных стеновых звеньев, средняя – из 5 – 6, а большая – из 8 – 12. (Цифры 7 и 11 у монголов считались недобрыми, подобно числу 13 в Европе. Поэтому в юртах ханы в таком количестве старались не устанавливать, а цифры 81 и 108 монголы считали счастливыми).
Диаметр юрты среднего размера – примерно 7 м, высота же колеблется в пределах 3 м.
В алтайском эпосе говорится:
Среди прекрасных горДва белых одинаковых дворца стоят,Ханские айлы поставлены,Вышиты золотые узоры на них,Под солнцем горят.
Внутреннее и внешнее убранство юрты раньше отражало классовую принадлежность владельцев. Юрты зажиточных отличались большими размерами, добротным белым войлочным покрытием, различными дорогостоящими украшениями, более богатым и нарядным убранством, большим количеством орнаментированных вещей. Богатые люди имели несколько юрт, которые предназначались не только для хозяина и членов его семьи, но и для гостей, новобрачных. Юрты же простых людей были скромны как внешне, так и внутри.
Однако и простые скотоводы стремились создавать в юртах своеобразный уют, заполняя их необходимыми в быту вещами и мебелью, стараясь сделать каждую вещь по-своему красивой и привлекательной. Предметы бытовой обстановки юрт всегда характеризовали исконные стремления кочевника к художественному оформлению жилища. Изделия из войлока и шерсти, разнообразные ткани, яркие ковры, вышивки, плетения, орнаментированные изделия, в том числе домашняя утварь, украшение обозримых деталей юрты и многое другое создавали неповторимый национальный колорит.
Пол покрывался орнаментированными войлочными коврами. По технике выполнения и художественной значимости типы подстилок различны. Древнейшим видом украшения войлока было орнаментированное прошивание, которое имело повсеместное распространение. Художественная особенность заключалась в разнообразии мотивов и порой очень сложных рисунков, наносимых вышивальщицей по своему усмотрению. Это рисунки зверей, животных, стилизованной океанской волны и пр. По тому, как был выполнен рисунок, судили о мастерице-хозяйке. И если качество было высоким, то хозяйка получала лестные отзывы гостей.
Вышивались войлочные ковры, полог дверей, необходимые в кочевом быту мешки и сумки для различных хозяйственных и бытовых вещей. По определенному сюжету и мотивам делались узоры на них, для их декора подбирались характерные строгие цвета. Монгольская юрта с внешней стороны украшалась орнаментом. Так, сверху зачастую наносили орнамент «халз-хэ», а по бокам – «молоточный» или какой-нибудь другой. Отдельные детали внутри юрты также украшались орнаментом.
Юрта, таким образом, предстает перед нами как памятник народного зодчего и художника и является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества.
Юрта представляет собой универсальное, легкое, быстровозводимое жилое помещение, состоящее из деревянного каркаса с войлочной прослойкой, что позволяет сохранять прохладу в жару и обеспечивать тепло в холодное время года.Плюсы и преимущества установки юрты на своём загородном участке:1. Юрта прекрасно подходит, как временное жилье при постройке основного дома.2. Если дом уже построен, то юрта - хороший вариант домика для гостей.3. Если участок используется не для круглогодичного проживания, а для отдыха или как дача, то зимой, когда приезжаешь туда просто отдохнуть, юрта прогревается гораздо быстрее, чем любой дом.4. Юрта и компактна в собранном состоянии, собирается/разбирается за 2-3 часа.5. Юрта сохраняет прохладу в жару и обеспечивает тепло в холодное время года, надежно укрывает от ветра и дождя.6. Возведение юрты возможно на любой поверхности.Все эти свойства позволяют считать юрту отличной альтернативой различным палаткам, бытовкам и вагончикам.
crovlya-krisha.blogspot.com
Монгольская юрта
Используется кочевниками в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и даже в далеком Тибете.
Конструкция: Монгольский тип юрты строят плоскими, приземистыми, это связано с сильными ветрами в той местности. Настил в форме купола лежит на специальных стенках, расположенных точно в вертикальном положении, форму купола поддерживает каркас из специальных жердей. Сама крыша напоминает конус. В центре монгольской юрты есть опорные столбы.
Преимущества и недостатки: Монгольская юрта выделяется тем, что ее намного легче изготовить и собрать. Что касается стоимости, то она будет ощутимо дешевле тюркской, однако менее практичная. Такие юрты не могут выдерживать больших снеговых нагрузок, а их дополнительные несущие колонны могут причинить некоторые неудобства.
Тюркская юрта
Используется в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Туркменистане.
Конструкция: Ее существенным отличием от монгольской – это форма опорных жердей для поддержки купола. В этом случае они изогнутые, поэтому форма купола представляет собой полусферу и выглядит более изящно. Благодаря изогнутым жердям вес можно перераспределить так, чтобы не было необходимости в установке дополнительных опор. Сами жерди при этом закрепляются на обруче вдоль всех стен. Таким образом, в тюркской юрте получается больше полезной площади и свободного пространства.
Преимущества и недостатки: Тюркская юрта требует специальных профессиональных знаний при сборке и более качественных материалов. Она значительно меньше весит, выше и намного прочнее монгольской. Все эти факторы в совокупности с более сложной технологией сборки, конечно же, повышают стоимость тюркской юрты.
Юртовый войлок
Издревле в качестве настила и теплоизоляционного материала кочевые народы использовали войлок, который производили сами. Сейчас же в этом нет необходимости. Производство юртового войлока поставили «на поток», его изготавливают в промышленных масштабах на профессиональном оборудовании.
Наша войлочная фабрика "Горизонт-Фетр" производит юртовый войлок в соответствии с требованиями ГОСТ 16221-79. Материал толщиной 8 мм и плотностью 0,25 г/см3 имеет низкую теплопроводность и высокую шумоизоляцию и отлично подходит для утепления юрт. Более подробно о применении юртового войлока можно прочесть здесь.
По вопросам приобретения обращайтесь в отдел продаж:
тел./факс: +7(495) 77-555-66 эл. почта: [email protected]
Технический войлок / Цветной войлок / Круги полировальные / Детали / Иглопробивной войлок
fetr.org
Все, кто полагает, что традиция использовать юрту в качестве постоянного жилья безвозвратно ушла в прошлое, сильно удивятся, узнав, что сегодня это устоявшийся тренд. Причём особый интерес к жилью кочевников проявляют не только жители Центральной Азии, но и западных стран. И это вполне объяснимо, ведь стоимость юрты как минимум в десять раз меньше стоимости обычной квартиры. А к неудобствам, связанным с отсутствием благ цивилизации, как оказалось, вполне можно привыкнуть.
В канун празднования Наурыза мы решили узнать больше о традиционном жилище кочевого народа, разобраться в видах и ценах, посмотреть, как живут в юртах за рубежом, и выяснить, к чему готовиться, если поселиться там на долгий срок.
Становление юрты в качестве постоянного жилища началось с простой потребности кочевого народа иметь переносное и лёгкое жильё, которое можно было бы собрать и разобрать силами одной семьи. Издревле юрта была домом для тюрков и монголов, при этом её конструкция у тех и других отличается. К примеру, тюркская имеет двустворчатую деревянную дверь, а в казахских и киргизских вместо неё чаще использовали войлочный полог. Вдобавок наши юрты обычно «ниже ростом» из-за сильных ветров в степи.
Каркас строения изготавливается из определённых сортов древесины: высушенной ивы, вербы, берёзы или тополя. Но в последнее время всё чаще можно встретить юрты с железным остовом, которые значительно дешевле традиционных и, как правило, завозятся из Китая.
О размере переносного жилья можно судить по количеству в конструкции канатов, которые представляют собой скреплённые по диагональным осям планки. Именно канаты являются основными составляющими круговой стенки юрты под названием кереге, от которой крепления отходят к вершине купола — шаныраку.
Небольшие строения диаметром около пяти метров делают 6-канатными, а большие, ханские, юрты диаметром 11 метров могут иметь как 10, 18, так и 24 каната. На собранный каркас натягивают ткань, а затем, при необходимости, дополнительно утепляют кошмой стены и пол. Благодаря этому и при наличии хорошего обогрева температуру внутри юрты даже в сильные морозы можно поддерживать на уровне +20...+23 ºC, при отсутствии обогревателя — до +8 ºC.
Традиционно утеплителем для юрты служит войлок — тёплый материал из овечьей шерсти. Летом толщина ковров обычно не превышает 5–6 мм, а зимой — 8–9 мм. Когда морозы особенно сильные, стены и дощатые полы покрывают кошмой в два-три слоя. Конечно, сегодня на рынке есть и современные утеплители, как, например, фольгоизолон или холлофайбер. Они легко принимают любые формы и хорошо восстанавливаются после стирки. Но поскольку в юрте разводят огонь, к выбору нетрадиционных материалов для утепления стоит подходить с умом, тщательно изучив огнеупорные характеристики используемых материалов.
К слову, самая большая юрта в Казахстане находится в ущелье Ой-Карагай на территории этнокультурного парка в Алматинской области. Авторы проекта утверждают, что наша юрта самая большая в мире. Здание диаметром 20 метров даже хотят занести в Книгу рекордов Гиннесса.
Средняя стоимость новой 6-, 8-канатной юрты на рынке может достигать 850 тысяч тенге, ханской — 1.6 миллиона. С подержанным переносным жильём и уж тем более арендой всё оказалось куда сложнее. Продавцы по-разному подходят к вопросу стоимости, часто руководствуясь лишь своими субъективными представлениями о прекрасном. Как выяснилось, при продаже учитываются не только используемые материалы, размер и сложность конструкции, но и наличие орнамента и даже признание красоты строения соседями. Так, цена на подержанные шестиканатные юрты колеблется в районе 200–600 тысяч тенге. Здесь стоить отметить, что продавцы почти всегда готовы сделать скидку в размере 10–15 % от заявленной стоимости.
Что касается аренды, то в канун грядущих праздников нам не удалось найти цены ниже чем 100 тысяч тенге за день, да и то шансы арендовать юрту сейчас ничтожно малы — почти все были забронированы ещё в феврале. А вот после Наурыза проблем с арендой возникнуть не должно. Сделав несколько звонков, мы выяснили, что владельцы юрт готовы скинуть цену до 60 тысяч тенге. Как правило, за эти деньги юрту привезут в любое место, установят, а после разберут. Кстати, на эту же схему можно рассчитывать при покупке сооружения.
Если у вас есть земельный участок, то на нём без проблем можно поставить юрту и жить в ней на постоянной основе. Несмотря на то что именно предки казахов изобрели этот вид жилья, у городских жителей такая идея восторга не вызывает. Считается, что придётся отказаться от электричества, горячей воды, интернета и многих других жизненно необходимых для современного человека вещей.
А вот американцы думают иначе. Сегодня юрты в США набирают всё большую популярность. Причём в западной версии в жилищах кочевников большинство из удобств имеется. Молодая американская пара Грейс и Джон Броган из штата Миннесота уже два с половиной года живёт в юрте стоимостью пять тысяч долларов. Супруги обустроили своё жилище как могли — возвели туалет, сделали сауну и даже установили солнечные батареи.
Единственный минус — воду приходится носить вручную. Но семейство Броганов утверждает, что их всё устраивает — не приходится переплачивать за коммунальные услуги или ежемесячно делать выплаты по ипотеке.
Такого же мнения придерживается канадский студент Майкл Джеффри. В его юрте, расположенной близ городка Кэмплус, есть печь и электрический генератор. Дом молодого человека расположен на территории загона для лошадей примерно в 10 минутах езды от университета Томпсон Риверс. Ежемесячно Майкл отдаёт за аренду участка 150 долларов вместо 400 (и это не учитывая коммунальную плату), которые просят местные арендодатели за съём квартиры.
В последнее время в западных странах организация юрт-кемпингов стала перерастать в семейный бизнес. Люди живут в них месяцами, отдавая за это немалые деньги.
Для нас такой вариант тоже актуален, ведь пустующих земель в Казахстане предостаточно. Однако, как рассказал нам Жанат Айтлеу, первый заместитель главного архитектора Алматы, жить во временном жилье можно, но узаконить его не получится.
— Традиционная юрта считается временным жильём. Она не предназначена для постоянного проживания. Конечно, вы можете купить участок, установить на нём юрту и жить в ней постоянно. Но помните: прописаться там нельзя. Чтобы оформить официальные документы, необходимо изменить саму конструкцию здания, переделав его в настоящий каркасный дом куполообразной формы, — прокомментировал Айтлеу.
Возможно, в ближайшем будущем переносные дома, как и каркасные, станут более востребованными в Казахстане. Подробнее ознакомиться с видами быстровозводимых домов можно в нашей статье «Лёгкое строительство, или Как построить дом за 3 млн тенге».
krisha.kz