Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Главный дворец Российской империи. Какой музей находится в зимнем дворце


Зимний дворец в Санкт-Петербурге: фото, описание, история, архитектор

Санкт-Петербург – северная столица необъятной России, привыкшая удивлять нас особенной индивидуальностью, своеобразием вкусов и амбициозностью. Сотни великолепных достопримечательностей ежегодно привлекают взгляды многих туристов и коренных жителей. Одна из них – Зимний Дворец, являющийся бесценным памятником истории и архитектуры прошлых лет.

Описание

Как и многие строения Санкт-Петербурга, это сооружение отличается помпезностью, удачно сочетающейся с особенным стилем и почерком автора, о котором мы поговорим еще позже. Петербургский Зимний Дворец – это культурное наследие России, одна из главных достопримечательностей страны, которая хранит в себе интересные исторические события и факты. Немало вокруг Дворца ходит легенд и мифов, некоторые из них могут быть вполне оправданы историческими фактами.

Благодаря пышности сооружения, находясь рядом с ним либо внутри него, можно полностью прочувствовать на себе императорский дух и особенности светской жизни несколько веков назад. Насладиться можно и великолепными архитекторскими решениями, которые и по сей день считаются эталоном красоты и изысканности. Конструкция Зимнего дворца не раз менялась за эти века, поэтому мы можем наблюдать сооружение не в его первозданном виде, что, однако, не делает его менее значимым и достойным внимания, так как все основные черты, задуманные автором проекта, Франческо Растрелли, были бережно сохранены и переданы архитекторами разных времен. Располагается это величественное здание на Дворцовой площади северного города и прекрасно воссоединяется с окружающим ландшафтом.

Зимний дворец в Петербурге

История создания и развития дворца

Сооружение выполнено в стиле под названием "елизаветинское барокко". Со времен СССР его территория оснащена под основную часть Государственного Эрмитажа. В более ранние времена Зимний дворец всегда был главной резиденцией императоров России. Чтобы полностью ощутить величие этого места, необходимо обратиться к истории его создания.

При правительстве Петра I, в 1712 году, по закону нельзя была отдавать землю в распоряжение простых людей. Подобные территории хранились для моряков, относящихся к высшему классу общества. Участок, на котором сегодня находится Зимний Дворец, был взят под управление самим Петром I.

С самого начала император построил здесь небольшой и уютный дом, возле которого ближе к зиме прорыли маленькую канавку и которой дали название Зимняя. Собственно, от этого и пошло дальнейшее название дворца.

Многие годы русский император созывал различных архитекторов, чтобы те занимались реконструкцией его дома, и вот, спустя годы, из обычного деревянного дома строение превратилось в большой дворец из камня.

А кто построил Зимний Дворец? В 1735 году главным архитектором, работавшим над зданием, был назначен Франческо Растрелли, у которого возникла идея выкупа соседних земельных участков и расширения конструкции дворца, о чем он и поведал Анне Иоанновне – правительнице России на тот момент.

Зимний дворец, архитектор

Задание, поставленное перед архитектором

Именно этот архитектор стал создателем того образа Зимнего дворца, который мы все привыкли наблюдать. Однако стоит помнить о том, что некоторые черты здания изменились с течением времени, но все же основные идеи и работы Франческо Растрелли остались в неизменном виде и по сей день.

Современный вид Зимний дворец приобрел с приходом к императорскому трону Елизаветы Петровны. Как посчитала правительница, строение не похоже на Дворец, достойный того, чтобы в нем пребывали российские императоры. Поэтому для Растрелли появилось задание – модернизировать конструкцию и дизайн сооружения, из-за чего он приобрел новый облик.

Во время строительства Зимнего дворца в Санкт-Петербурге были использованы руки 4 тысяч рабочих, многих мастеров из которых Растрелли приглашал к сотрудничеству лично. Каждая деталь, отличающаяся от других элементов сооружения, была продумана великим архитектором лично и успешно воплощена в жизнь.

Зимний дворец, фото

Об архитектуре здания

Архитектурная составляющая Зимнего дворца в Петербурге воистину многогранная. Большая высота сооружения подчеркивается увесистыми двойными колоннами. Выбранный стиль барокко сам по себе привносит нотки пышности и аристократизма. По плану, Дворец занимает территорию в форме каре, которая включает в себя 4 флигеля. Самое здание трехэтажное, двери которого выходят во внутренний двор.

Главный фасад дворца прорезан аркой, остальные стороны строения выполнены в изысканном стиле, который выражен в неповторимом чувстве вкуса Растрелли и его необычных решениях, прослеживаемых повсюду. К таким можно отнести неординарную компоновку фасадов, различия в оформлении фасадов, заметные ризалитовые выступы, неравномерное построение колонн, а также внимание привлекает особый акцент автора на ступенчатых углах постройки.

Зимний дворец, фото которого представлены вашему вниманию в статье, обладает 1084 комнатами, где в сумме насчитывается 1945 оконных конструкций. По плану, в нем находится 117 лестниц. Также к необычным и запоминающимся фактам относится то, что на те времена это было здание с очень большим, по европейским меркам, количеством металла в конструкциях.

Цвет здания неоднороден и выполнен в основном в песчаных оттенках, которые являются личным решением Растрелли. После нескольких реконструкций цветовая гамма дворца менялась, но сегодня власти Санкт-Петербурга пришли к выводу, что лучшее решение – воссоздать внешний вид дворца именно в том варианте, который и был задуман великим архитектором изначально.

Залы Зимнего дворца

Немного слов об архитекторе

Франческо Растрелли родился в столице Франции в 1700 году. Его отцом был талантливый итальянский скульптор, которому не составило труда распознать в своем сыне будущего умелого архитектора. Закончив обучение в 1716 году, он с отцом приезжает жить в Россию.

До 1722 года Франческо работал лишь помощником у отца, но к 1722 году созрел для начала самостоятельной карьеры, которая поначалу складывалась не очень хорошо в весьма неприветливой для него стране. 8 лет Растрелли младший потратил на разъезды по Европе, где большую часть времени он не работал, а получал новые знания в Германии, Италии, Франции и других странах. К 1730 году у него сформировалось свое собственное видение стиля барокко, которое и нашло отражение в его самом грандиозном проекте – Зимнем дворце.

Архитектор не раз трудился над созданием и реконструкцией зданий в России. Основная его работа пришлась на период с 1732 по 1755 гг.

Кто построил Зимний дворец?

Эксклюзивные факты о Зимнем дворце

Здание является самым богатым сооружением в Санкт-Петербурге, а ценность его экспонатов до сих пор не могут точно посчитать. У Зимнего дворца есть немало секретов и интересных историй, из которых можно выделить следующее:

  • Во время войны с немецкими захватчиками цвет дворца был красным. Нынешний бело-зеленый цвет сооружение приобрело лишь после войны в 1946 году.
  • В конце строительных работ на площади пред Дворцом собралось так много строительных отходов, что на их уборку могли уйти целые недели. Однако царю пришла в голову интересная идея: он разрешил абсолютно любому человеку взять любую вещь из этих строительных материалов, оставшихся после работы. Площадь перед зданием очистилась в кратчайшие сроки.
Зимний дворец, экскурсии

Пожар

В 1837 году все старания Франческо Растрелли и других архитекторов практически свелись на нет. Произошло страшное событие: во дворце из-за неисправности печной трубы возник немалый пожар, тушить который были вызваны 2 роты специалистов. На протяжении 30 часов пожарные пытались уменьшить языки пламени за счет закладки окон и других проемов кирпичами, но результата это не принесло. Огонь стих лишь спустя сутки после начала возгорания, испепелив практически всю красоту сооружения. От былого дворца остались лишь стены и колонны, которые опалились под высокой температурой.

Зимний дворец, экскурсии

Восстановительные работы

Восстановительные работы были начаты незамедлительно и продлились 3 года. К сожалению, с первых застроек никаких чертежей у мастеров того времени не было, поэтому им пришлось включать импровизацию и придумывать новый стиль буквально на ходу. Вследствие этого появилась уже «седьмая версия» дворца с преобладанием светло-зеленых и белых оттенков и позолотой внутри.

Вместе с новым обликом во дворец пришла и электрификация. Самая большая электростанция во всей Европе (считалась таковой на протяжении 15 лет) была установлена на 2 этаже и обеспечивала электричеством все здание.

Не только пожар стучался в двери Зимнего дворца с плохими вестями. Так, это здание в свое время пережило и штурм, и покушение на Александра II, и многочисленные бомбардировки времен Великой Отечественной войны.

Залы Зимнего дворца

Для современных туристов

Сегодня пройтись по залам Зимнего дворца можно, заказав одну из многих экскурсий, индивидуальных либо в группе. Двери музея открыты для посетителей с 10:00 до 18:00 и закрываются только в понедельник – официальный выходной.

Приобрести билеты на экскурсию по Зимнему дворцу можно непосредственно в кассах музея, либо заказав их у туристического оператора. Они не всегда есть в наличии из-за высокой популярности строения, особенно во время туристического сезона. Поэтому билеты лучше покупать заблаговременно.

fb.ru

Дата в истории: 1917. Зимний дворец стал музеем

В ноябре 1917 года  Зимний дворец был  объявлен музеем.Рассказываем о музейном комплексе Эрмитажа как архитектурном ансамбле.

 

        Когда туристы приезжают в город на Неве, они мечтают посетить многие музеи Санкт-Петербурга. Эрмитаж находится в этом списке, как правило, на первом месте. Но у многих он ассоциируется только с Зимним дворцом. А на самом деле в большой музейный комплекс Эрмитажа, кроме легендарного творения Растрелли, входят еще 5 прекрасных и величественных зданий, выстроенных в ряд вдоль Дворцовой набережной.

     Императорский Зимний дворец рос вместе с Петербургом, превратившись за два столетия из маленького деревянного домика в гигантский дворцовый комплекс, своеобразный город в городе. Ныне существующий Зимний дворец, созданный Франческо Бартоломео  Растрелли в 1754-1762 годах – пятый по счёту. 

      О первом Зимнем доме Петра I известно немного: не сохранилось ни одного, даже условного его изображения. Строительство второго Зимнего дома началось в 1711 году по проекту Доменико Трезини и уже к концу года на месте деревянных «маленьких хором» появился обширный по тем временам каменный дом с дворовыми флигелями. В феврале 1712 года здесь была отпразднована свадьба Петра I и Екатерины Алексеевны. Царская семья прожила здесь до 1720 года; во дворце произошло немало событий, церемоний и празднований, разрабатывались планы дальнейшего строительства новой столицы. В 1726 году по распоряжению Екатерины I здание разобрали.  

       Третий Зимний дворец строился с 1716 года в несколько этапов под руководством архитекторов Г.-И. Маттарнови, Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Н. Ф. Гербеля. Новая царская резиденция представляла собой довольно сложный комплекс: двухэтажный каменный дворец, главный фасад которого выходил к Неве; жилые и служебные здания. Западный фасад был обращён на Зимнедомный канал (Зимнюю канавку), проложенный в 1718-1719 годах. 

        В 1726-1727 годах дворец по указанию Екатерины I был расширен Доменико Трезини в сторону Большой Немецкой (ныне Миллионная ул.). Создавались новые помещения для Петра II. Впоследствии петровский Зимний дворец использовался для различных нужд императорского двора, а при Елизавете Петровне в нём разместили лейб-кампанскую роту, с помощью которой дочь Петра Великого заняла царский престол. В конце XVIII столетия на этом месте был выстроен Эрмитажный театр. 

       В мае 1732  года для Анны Иоановны, которая не желала жить ни в одном из старых императорских домов, был заложен новый обширный дворец, строительство которого возглавил Растрелли.  Выдающийся мастер русского барокко четверть века состоял в должности первого придворного архитектора и выполнял крупнейшие государственные заказы. Наивысший взлёт творчества великого зодчего приходится на годы царствования Елизаветы Петровны. 

       К началу 1736 года все отделочные работы в новом дворце Анны Иоановны были завершены. В этом здании был большой зал, галерея и театр, а также парадная лестница и большая капелла – всё богато украшено скульптурой и живописью. Комнат в новом дворце было более двухсот, не считая служебных помещений, лестниц и специального помещения для караула, дворцовой канцелярии. 

       Этот дворец служил официальной царской резиденцией в течение 20 лет. Тронный зал – первый действительно большой дворцовый зал Северной столицы; он открывал собой последующие, ещё более грандиозные творения Растрелли. Двусветный зал своими размерами (его площадь около 1000 кв. м)  и торжественностью отделки был рассчитан на то, чтобы изумить каждого входящего. 

       Январь 1752 года  стал поворотным пунктом в истории Зимнего дворца. Елизавета Петровна, после новогоднего приёма осмотревшая многие покои,  повелела многое изменить. Был утверждён проект, разработанный Ф.-Б. Растрелли. Однако Елизавета Петровна так и не дождалась завершения строительства главной императорской резиденции: императрицы не стало 25 декабря 1761 года.  Её первым обитателем стал Пётр III, торжественно переехавший в полностью перестроенный Растрелли дворец в апреле 1762 года. Спустя несколько месяцев Петра III свергли с престола, и отделка Зимнего дворца была завершена уже при Екатерине II. 

       В этом сооружении Растрелли в полной мере продемонстрировал лучшие качества своего стиля: величавая парадность форм, насыщенность декоративными деталями, стремление к пышности, яркости. 

       Южный фасад дворца Растрелли трактовал как главный и запроектировал перед ним огромную парадную площадь, которая до сих пор остаётся главной площадью Петербурга. 

       Екатерина II, пристально следившая за европейской модой, неоднократно меняла убранство парадных и жилых интерьеров. Так, на смену подавшему в отставку Растрелли пришли зодчие новой волны – Ю. М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. 

       В 1764 году Екатерина II приобрела в Берлине 255 картин из частной коллекции живописи Иоганна Эрнеста Гоцковского. Это были полотна фламандской живописи первой половины XVII века, которые и стали первыми экспонатами будущего музея –Государственного Эрмитажа. Так как для размещения коллекции в Зимнем дворце не было предусмотрено помещений, императрица велела построить специальное здание для живописных полотен –  Эрмитаж. 

       Малый Эрмитаж был создан по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцом, его строительство началось в 1764 году. Именно в Малом Эрмитаже, уединённом уголке, где выставлялись картины, скульптуры и другие предметы искусства, и начала складываться ныне самая известная коллекция Эрмитажа. Впоследствии в Малом Эрмитаже действительно был открыт музей и Русская библиотека, книги которой также были собраны Екатериной. Вскоре коллекции произведений искусства и книг перестали помещаться в Малом Эрмитаже, и для их размещения были построены ещё два здания –Большой (Старый) Эрмитаж (арх. Ю. Фельтен) и  Новый Эрмитаж (арх. Лео фон Кленце). 

       Здание Нового Эрмитажа известно своим портиком с десятью атлантами. Десять великолепных изваяний, высеченных из монолитов серого сердобольского гранита, завораживают своей мощью и красотой. Они изготовлены по модели скульптора А. И. Теребенёва и на своих плечах поддерживают большой балкон портика и главный фасад Нового Эрмитажа. 

       Екатерина II увлеклась собранием произведений искусства; средства на это тратились огромные, но русская императрица понимала, что обладание выдающимися коллекциями произведений искусства преумножает авторитет России, её величие. 

       Быстро растущие собрания картин, рисунков и эстампов старых мастеров, предметов прикладного искусства требовали новых помещений. Ещё не было завершено строительство Малого Эрмитажа, а архитектор Юрий Фельтен уже приступил к сооружению здания Большого Эрмитажа. Его возведение осуществлялось в несколько этапов и было завершено к 1787 году. 

       Для возведения Большого Эрмитажа Ю. М. Фельтен использовал фундаменты и стены старых зданий, существовавших здесь с начала XVIII века. В декоративном оформлении фасад по набережной представляет собой образец безордерного решения в формах раннего классицизма. В XIX столетии это здание стало называться Старым Эрмитажем и было превращено в хранилище коллекций предметов искусства. 

       Скромное по архитектуре здание Старого Эрмитажа играет роль промежуточного звена между нарядным Малым Эрмитажем, Зимним дворцом и классическим Эрмитажным театром. Арка, переброшенная над Зимней канавкой, связывает Старый Эрмитаж с Эрмитажным театром, специальный переход – с Малым Эрмитажем. При перестройке здания Старого Эрмитажа архитектором А. И. Штакеншнейдером, осуществлённой в 1851-1859 годах, был сохранён общий характер его фасада. 

       Монументальное здание Нового Эрмитажа построено в 1839-1852 годах для размещения  быстро растущих художественных коллекций, ранее хранившихся в Малом и Старом Эрмитажах. Это было первое здание в России, построенное специально для размещения в нём художественного музея. Внутренняя планировка, устройство верхнего света в отдельных залах были рассчитаны на создание благоприятных условий для демонстрации картин и других произведений искусства. 

       Новый Эрмитаж – единственное здание Государственного Эрмитажа, не выходящее своим фасадом на набережную Невы. Его главный фасад обращён на Миллионную улицу. 

       Единственное здание всего комплекса Государственного Эрмитажа, которое стоит отдельно – это Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги). Театр, построенный в традициях античной архитектуры, стоит на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. С основным дворцовым  комплексом здание соединяется аркой-переходом (арх. Ю. Фельтен) через Зимнюю канавку. В этом здании придворная знать разыгрывала любительские спектакли. Эрмитажный театр сыграл значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры Петербурга в конце XVIII века –  но это, безусловно, тема для отдельной статьи.

        В 1992 году на первом этаже здания театра открылась экспозиция первого Зимнего дворца Петра I. Над фойе театра до сих пор можно увидеть старые деревянные перекрытия и стропила конца XVIII века. 

       До 1917 года Эрмитаж назывался «Императорским» и состоял в ведомстве Министерства двора. Он становится не только хранилищем художественных ценностей, историко-культурным музеем мирового значения, но и крупнейшим научным учреждением,  одним из мировых центров искусствоведения.

       Первая Мировая война и Октябрьская революция негативно сказались на судьбе Зимнего дворца и всего Эрмитажа. Но несмотря на это, буквально 12 ноября 1917 года Зимний дворец был объявлен государственным музеем и открыл свои двери для всех желающих. Весть о том, что Зимний дворец теперь не только императорская резиденция, а по сути новый музей, посетить который может каждый, разлетелась быстро. Как писали тогда газеты, «Только путём слияния Эрмитажных помещений с помещениями Зимнего  дворца можно будет создать тот «русский Лувр», который бы смог вместить все художественные сокровища накопленные Россией веками». 

        Большие парадные залы были отданы под Дворец искусств; в Георгиевском и  Колонном залах и кино показывали, и театральные постановки.  В эти годы в помещениях Зимнего дворца было пусто: с осени 1917 до осени 1920 года наиболее ценные экспонаты из эрмитажного собрания находились в эвакуации в Москве, и в музейных залах висели пустые рамы. Тем ценнее оказалась первая выставка в Зимнем, устроенная футуристами, авангардистами и передвижниками  в 1919 году. В октябре 1920 года коллекции были возвращены в Зимний дворец.

       На рубеже 1920-1930-х годов под предлогом необходимости валютного финансирования шедевры эрмитажной коллекции были проданы за границу. Этот процесс зашёл так далеко, что из Эрмитажа исчезли полотна Боттичелли, Рафаэля, Рембрандта. Власть пыталась пополнить казну молодой и тогда ещё совершенно нищей республики. Хранители музея любыми способами пытались остановить этот процесс – чудом осталась  непроданной  картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Однако утраченная «Мадонна Альба»  Рафаэля Санти до сих пор незаживающая рана эрмитажных хранителей. Несмотря на это, в последующие годы музей формировал не просто коллекцию бесценных холстов, а по сути культурный фундамент страны. 

      Эрмитаж сегодня уже не просто музей – это научный комплекс и крупнейший реставрационный центр. Это одна из самых посещаемых мировых достопримечательностей  – ежегодно на  эрмитажные выставки  приходит около шести миллионов человек. Коллекции живописи знаменитого петербургского музея могли бы позавидовать иные мировые собрания. Три миллиона экспонатов, весь цвет мирового искусства: Леонардо да Винчи, Караваджо, Рубенс, Рембрандт, Тициан, Ван Дейк….

      Петербургский Эрмитаж – это место, которое каждый должен посетить хотя бы раз в жизни. Слава о нём идёт по всему миру. Чтобы увидеть все экспонаты, придется пройти по многочисленным залам, коридорам и лестницам музейного комплекса 20 километров, а чтобы остановиться возле каждого шедевра хотя бы на минуту, понадобится почти 10 лет!  

       

        По материалам свободных источников,

 Ольга Турецкова

 

 

 

www.nrfmir.ru

история строительства Зимнего дворца, владельцы, архитекторы, экспонаты музея.

Зимнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце.

Пять Зимних дворцов. Зимний на Дворцовой площади — самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки — канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец — Анны Иоанновны — у Адмиралтейства; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.

Выше не строить. Высота Зимнего дворца — 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей — 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.

Город в городе. Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.

Парадные залы. Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал — его также называют Большим тронным — был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова. В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.

Фрески из Папского дворца. Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм. В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.

Ошибка архитектора. В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса — и внешне, и внутренне.

Подарок для царя. Малахитовая гостиная — единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом — ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы.

«Жилище отшельника». Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера — «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.

Дворцовые коты. Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник — День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.

Один из крупнейших музеев мира. Зимний дворец входит в музейный комплекс Эрмитаж — один из самых крупных музеев мира. Здесь хранится самая большая коллекция полотен Рембрандта за пределами Нидерландов. Всего в Эрмитаже более трех миллионов экспонатов, для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч. Если осматривать все 350 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет.

www.culture.ru

Зимний дворец : Дворцы и дома : Путеводитель по Санкт-Петербургу

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле елизаветинского барокко с элементами французского рококо, бывший императорский дворец, построенный по проекту Б. Ф. Растрелли в 1754-1762 годах. С 1920 года здание входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

Интересные факты:

До 1762 года в Санкт-Петербурге успели построить пять Зимних дворцов, включая нынешний вариант. Первый дворец был построен в 1712 году, второй — в 1720 году, третий — в 1735 году, предпоследний четвертый — в 1755 году. Последний Зимний дворец с момента постройки и до 1904 года использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. После революции 1917 года во дворце заседало Временное правительство. С 1920 года здание стало использоваться в качестве музея.

Здание дворца имеет форму каре из 4 флигелей, которые располагаются вокруг Большого двора, а своими фасадами смотрят на Неву, Адмиралтейство и Дворцовую площадь.

Пышный и великолепный облик Зимнего дворца должен был продемонстрировать статус нового города на Неве как столицы Российской империи. Это было достигнуто установкой особых двухуровневых колонн на фасадах здания, а также с помощью скульптур и ваз, расположенных над карнизом по всему периметру дворца.

Над внутренней отделкой залов Б. Ф. Растрелли не успел лично закончить работу, так как был отстранен Екатериной II, интерьеры дворца заканчивали Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Самые известные помещения дворца — это Иорданская галерея, Иорданская лестница, Фельдмаршальский зал, Петровский (Малый тронный) зал, Гербовый зал, Военная галерея 1812 года, Георгиевский (Большой тронный) зал, Большая церковь, Пикетный (Новый) зал, Александровский зал, Октябрьская лестница, Белый зал, Золотая гостиная, Малиновый кабинет, Будуар, Синяя спальня, Аванзал, Большой (Николаевский) аванзал, Концертный зал, Малахитовая гостиная, Малая (Белая) столовая.

В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар, продолжавшийся целых 3 дня, а восстановление здание после которого потребовало около 2 лет.

В 1844 году император Николай I подписал указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше Зимнего дворца. Запрет действовал вплоть до 1905 года.

Во время Первой Мировой войны, в 1915 году, во дворце размещался военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.

Штурм Зимнего дворца, а точнее его окружение и арест членов Временного правительства, стал основным событием октябрьского переворота 1917 года, приведшего к власти большевиков.

В период Великой Отечественной войны в подвалах дворца были оборудованы 12 бомбоубежищ, рассчитанных на 2000 человек. За годы войны в здание дворца попали 17 артиллерийских снарядов и 2 авиационные бомбы. Но уже в ноябре 1944 года Зимний дворец был частично открыт для посещения, хотя его полное восстановление заняло несколько лет.

Интерьеры дворца часто используются для съемок художественных фильмов, а также моделируются в мультипликационных лентах и компьютерных играх.

Во дворце живет почти 50 котов, ведущих свою родословную от голландского кота Петра I. Их основная роль — охрана Зимнего дворца от мышей. Существует даже специальный фонд друзей котов Эрмитажа, а сотрудники музея устраивают для них специальные праздники.

Трехэтажное здание Зимнего дворца имеет в своем составе 1084 комнаты, 1945 окон и 117 лестниц. Длина фасада со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота дворца — 23,5 метра, общая площадь — 46516 квадратных метров.

Зимний дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России и в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра города.

Туристу на заметку:

dvorspb.ru

Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 2.

Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 2.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовойнабережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф.Растрелли)* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот,Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южныйпавильоны, а также знаменитый Висячий сад* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М.Фельтен)* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П.Стасов, Н. Е. Ефимов)* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж.Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий ГосударственногоЭрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — МалыйЭрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен заБольшим)

Пикетный (Новый) зал  Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года наместе лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула— пикета, отсюда и название зала.Зал посвящен истории русской армии и сталлогическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественнойвойны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этимопределяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала —рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценамисражения.С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нём хранились музейные фондыотдела Востока, ковры и другие предметы искусства. 9 декабря 2004 года Пикетныйзал вновь открылся для посетителей.

Э.П.Гау. Пикетныйзал.Александровский зал Зимнего дворцаЗал былпостроен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К. П. Брюллова) в30-е — 40-е года XIX века. По замыслу архитектора, этот зал должен былувековечить память об императоре Александре I.

Э. П. Гау, 1861 АлександровскийзалБелый залБелый зал создан А. П. Брюлловым ксвадьбе будущего императора Александра II в 1841 году.Интерьер, выдержанныйв белых тонах, отличается богатством пластического декора. В центральной частизала помещены фигуры древнеримских богов; колонны с коринфскими капителямиувенчаны фигурами, олицетворяющими искусства.

DSCF3097

Премацци Л. Белый зал.ЗолотаягостинаяЗолотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловымв 30-е — 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицыМарии Александровны. После убийства 1 марта 1881 года Александра II, именноздесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русскийсамодержец Александр III решал судьбу Российской конституции иреформ.

Виды залов Зимнего дворца. Золотаягостиная.Александр КольбБудуарБудуар также построенА. П. Брюлловым, но полностью переделан в 1853 году по проекту Гаральда Боссе.Подобная изящной табакерке, небольшая по размерам комната стилизована в духерококо с обилием резных золочёных орнаментов, зеркал и живописных вставок. ЧастьБудуара, в виде своеобразного алькова, отделена ступенькой и низкой фигурнойрешёткой. Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели,для драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрикеКартье.

Дверная ручка в жилых покоях Марии Александровны, вбудуаре.

Э.П.Гау. Будуар. 1861 годМалахитоваягостинаяМалахитовая гостиная входила в состав личных покоев супругиНиколая I — Александры Фёдоровны. Это единственный сохранившийся образецоформления малахитом целого жилого интерьера.

Ухтомский Константин АндреевичМалая(Белая) столоваяМалая столовая отделана в 1894 году по проекту А. Ф.Красовского. Отделка интерьера выполнена в стиле рококо и стилизована под XVIIIвек. В то же время, в зале находятся и изделия XX века: английская люстра смузыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах — шпалеры,вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. Столовая входила в жилуюанфиладу семьи Николая II.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурмеЗимнего дворца именно в Малой столовой было арестовано заседавшее здесьВременное правительство. О данном событии напоминает мемориальная доска,установленная в столовой в 1957 году на каминной полке.

Большая церковь

Интерьер Большойцеркви создан Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. 12 июля 1763 года архиепископСанкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенногообраза Спасителя. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливалсяВ. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьиосвятил обновлённый собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооруженазвонница с пятью колоколами.

Купол Большой церкви Зимнего дворца

Гау ЭдуардПетрович - Вид Собора в Зимнем дворце

Внутренний вид Большой церкви. Зимнийдворец.Васильев, Тимофей АлексеевичБольшой (Николаевский)зал Большой (Николаевский) зал Зимнего дворца (1103 кв.м.) былсоздан В.П.Стасовом на месте сгоревшего во время пожара 1837 г. парадного зала,декорированого по проекту Дж.Кваренги в конце 1790-х гг. Отделка интерьеравыдержана в белой гамме: колонны и стены облицованы белым искусственным мрамором- стюком, живописная кайма потолка исполнена в технике гризайли. Легкая позолотахрустальных люстр и наборный паркет оживляют сдержанное убранство зала. Особуюторжественность Большому залу придают расположенные по его периметру огромныеколонны коринфского ордера, поддерживающие лепной антаблемент. После смертиНиколая I (1855 г.) в зале был помещен большой парадный портрет императораработы Ф.Крюгера, и зал стал носить название Николаевский. Главный зал Невскойпарадной анфилады предназначался для официальных церемоний и придворныхбалов.

Ухтомский Константин Андреевич.Виды залов Зимнегодворца.Николаевский зал.1866

Концертный зал Создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года.Назначение этого зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусеустановлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а вдекоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включеныаллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагаетсябогатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII — начала XX века, центромкоторой является своеобразный памятник XVIII столетия — серебряная гробницаСвятого князя Александра Невского.

d206e3cb2a3a73a0c04cbbc412178234Ухтомский Константин Андреевич - Виды залов Зимнегодворца. Концертный зал

М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во времяофициального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года

М. Зичи. Торжественный ужин в Концертном залеЗимнего дворцаАванзалКогда к весне 1762 года В. В. Растреллизакончил отделку парадных комнат Зимнего дворца, с верхней площадки Главнойлестницы открылся доступ в анфиладу из пяти двухсветных пышно декорированныхприемных залов, именовавшихся антикамерами. Анфилада вела к Тронномузалу.Первой из этих антикамер и является современный Аванзал, подвергавшийсяс тех пор неоднократным переделкам. К 1793 году архитектор Дж. Кваренги придаетзалу новый, строгий характер, типичный для русской архитектуры конца XVIII века.Нарядные наличники окон и дверей, пышная золоченая резьба уступают место строгимклассическим формам. В зале появляются полукруглые арки, прямые карнизы,спокойная гладь стен.После пожара 1837 года парадные залы дворцавосстанавливал, как уже говорилось, В.П.Стасов. К марту 1839 года главные залы,и в их числе Аванзал, были готовы. Зал выдержан в спокойных и светлых тонах.Стены отделаны искусственным мрамором желтоватого цвета, красиво сочетающимся спозолотой потолка. В нижней части плоскость стены разбита на панно, чередующиесяс арками, ранее заполненными оконными переплетами с зеркалами вместо стекол: надарками протянут легкий лепной фриз, паддуга расписана гризайлью по золоченомуфону.Плафон, изображающий жертвоприношение Ифигении, был, так же как иплафон для Главной лестницы, выбран Стасовым в запасах Эрмитажа.ПослеВеликой Отечественной войны Аванзал был реставрирован и открыт для посетителей в1948 году. В мае 1958 года в нем был установлен «Малахитовый храм» — ротонда,декоративное сооружение из уральских самоцветов, поднесенное Николаю Iвладельцами уральских горнорудных заводов Демидовыми в 1836 году.В настоящеевремя Аванзал служит вводным залом к экспозиции музея.

pictures_81662_imageУхтомский, Константин Андреевич - Виды заловЗимнего дворца. Аванзал.     http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post227786104/

tsars-palaces.livejournal.com

Санкт-Петербург: Зимний дворец

Санкт-Петербург длительное время был столицей Российского государства. Благодаря этому по количеству царских дворцов в нашей стране он занимает первое место. Многие дворцы города достойны нашего внимания, но самый известный и самый посещаемый из них – Зимний дворец.Для цивилизованного человечества Зимний дворец узнаваем так же безошибочно, как Тауэр или Лувр.

Мало кто знает, что привычное нам здание Зимнего дворца – уже пятое по счету. Первый Зимний дворец был построен для Петра I в далеком 1711 году, сразу после переноса столицы нашего государства из Москвы в Санкт-Петербург. Сегодняшнее здание построил знаменитый итальянский архитектор

Растрелли Бартоломео, строительство велось в 1754-1762 годах. Дворец квадратной формы с внутренним двором, его фасады смотрят на Дворцовую площадь, Неву и Адмиралтейство. Благодаря пышной отделке помещений и фасадов здание смотрится парадно. Главный фасад южный, его прорезает арка для проезда. Зимний дворец до 1917 года был основной императорской резиденцией. Каждый российский император переделывал интерьер сообразуясь со своими вкусами и предпочтениями. Не подвергалась переделкам только Малахитовая галерея дворца.

Зимний дворец начинали строить при императрице Елизавете Петровне, завершилось оно при Екатерине II. Именно Екатерина IIвнесла больше всего переделок в здание Зимнего. При ее участии обустроили Тронный зал, окончательно оформился Георгиевский зал, появился Зимний сад. По ее распоряжению рядом с дворцом построили новое здание, получившее впоследствии название Малый Эрмитаж. Над этим зданием работали архитекторы Ж.-Б. Вален-Деламот и Ю.М. Фельтен. Императрица Екатерина II в Малом Эрмитаже хранила собственную коллекцию живописи, положившую начало экспонатам будущего музея. Коллекция постоянно пополнялась, поэтому скоро в здании не оказалось свободного места для новых экспонатов. Проблема была разрешена постройкой Большого Эрмитажа ( архитектор Ю.М. Фельтен, годы строительства – 1771-1787 ). Примерно в то же время на Дворцовой площади возвели Эрмитажный театр, в котором ставили императорские спектакли. Автор проекта – архитектор Д. Кваренги.

Назначением Нового Эрмитажа также было хранение произведений искусства – скульптур и картин, которым в Малом и Большом Эрмитаже уже не хватало места. Проект этого здания разработал архитектор Л. Кленце, строили зодчие Н.Е. Ефимов и В.П. Стасов.

Во времена правления императора Николая I архитектор Карл Росси в Зимнем дворце создал Галерею 1812 г. Николай I придавал Зимнему дворцу настолько важное значение, что в 1844 г. издал специальный указ, который запрещал строить в Санкт-Петербурге здания гражданского назначения выше дворца. Удивительно, но фасад Зимнего Дворца составляет целых 200 метров для размещения основной резиденции императоров России.

При государе Николае II Зимний – место проведения парадных обедов, торжественных приемов и резиденция царя во время его нахождения в городе. Зимний дворец был передан Эрмитажу в 1917 году. Кроме названных выше зданий, музею стали принадлежать еще бывшее здание Главного штаба и Меншиковский дворец. В Главном штабе были воссозданы три зала, в которых сегодня проводятся выставки современного искусства. А еще в нем расположены административные помещения Эрмитажа.

gallerix.ru

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ в Санкт-Петербурге. Адрес Зимнего дворца, фото. Описание, история, архитектор

Зимний дворец Петра I

Адрес Зимнего дворца: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 32
Метро: Адмиралтейская, Невский проспект
Время работы: 10.30-17.00
Выходные: ПН
Как добраться до Зимнего: пешком по Невскому проспекту в сторону Дворцовой площади
Телефон: (812) 710-97-63
Архитектор Зимнего Дворца Растрелли Ф.Б.

Зимний дворец. История. Архитекторы

Изначально Зимний дворец в Санкт-Петербурге был построен Д. Трезини в 1708 году для императора Петра Первого. Носил название "Зимние маленькие хоромы".

Перед венчанием Екатерины и Петра I архитектор, снеся первый Зимний дворец, в 1711-1712 гг. поставил на его месте Второй. Назван он был в честь предстоящего бракосочетания "Свадебные палаты".

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Третий Зимний дворец был возведен архитектором Маттарнови Г.И. несколько позже - в 1716-1720 гг. Это было величественное двухэтажное здание, привлекающее могуществом камня, использованного в качестве основного строительного материала. В этом дворце император Петр Первый провел последние годы своей жизни. В результате траурного события, произошедшего 28 января (8 февраля) 1725 г. Большой зал дворца переименовали в Погребальный.

После 1725 года Зимний дворец претерпевал различного рода архитектурные изменения.

Придя к власти, Екатерина I перестроила здание на свой лад. Несколько расширила занимаемую дворцом площадь. Уже при Екатерине II, в 1782-1785 гг. архитектор Джакомо Кваренги поставил на его месте Эрмитажный театр. Сейчас он является одним из старейших театров в России.

Зимний дворец Санкт-Петербург

Растрелли строил Четвертый Зимний дворец, исходя из его градообразующего положения в сердце города и империи. Мотивом для сноса предыдущего строения послужил указ Анны Иоанновны, полагавшей, что Третий Зимний дворец довольно-таки скучен. Под Четвертый Зимний дворец были перестроены палаты Апраксина Ф.М., занимавшие территорию нынешнего дворца.

Зимний дворец сегодня

Современной Зимний дворец был по счету пятым. Ему предшествовало красивое здание из дерева, возведенное Растрелли и занимавшее огромную площадь.

Архитектор Зимнего дворца - Растрелли Ф ранческо Бартоломео. Строил он сие грандиозное сооружение 8 лет, с 1754 по 1762 гг. Сегодня он занимает территорию Четвертого дворца.

Сегодня трехэтажный Зимний дворец - памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко. Прямоугольное здание длиной в 210 метров и шириной 175 метров включает более тысячи помещений. Главным фасадом Дворец обращен в сторону Дворцовой площади. В центре фасада - запомнившиеся нам с учебников истории ворота в три пролета с решетками из чугуна. По бокам фасада - парадные въезды с пандусами.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге Фото

Над входом в Зимний архитектор гармонично расположил божественные скульптуры Нептуна и Амфитриты. Фронтон треугольной формы украшен круглыми часами. Декоративные наличники на окнах и своеобразная лепнина придают дворцу необычайную красоту. На крыше здания немыми блюстителями таинственного прошлого расположились древние боги, великолепные вазы... Вдоль могущественной Невы снаружи Зимнего дворца красуется главный вход здания, обрамленный белоснежными колоннами, приятно гармонирующими с светло-зеленым цветом стен; внутри - парадные залы, тянущиеся по центру памятника архитектуры.

Эрмитаж, располагающийся в стенах здания, – один из величайших в мире музеев, славящийся своими богатейшими коллекциями картин, древностей.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Фото Зимнего дворца

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Фото Зимнего дворца

Приезжайте к нам на экскурсию в Зимний дворец и Эрмитаж.

Дышите Питером глубже!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.

Еще статьи по теме:

Советуем прочитать:

s-pb.in