Китайской традиционной музыке, как и всей китайской культуре, несколько тысяч лет. Из-за изоляции страны от Европы инструменты Поднебесной отличаются своим неповторимым для запада колоритом. Они (вместе со всей национальной музыкой) впитали в себя элементы музыки тибетцев, уйгуров, маньчжуров, монголов и т. д. Традиционно китайские музыкальные инструменты делятся на несколько типов, согласно материалу, из которого они изготовлены: бамбуковые, шелковые, деревянные, металлические, каменные, тыквенные, глиняные и кожаные. Многие из них крайне экзотичны, а некоторые были преданы забвению в ходе длительной культурной эволюции. Например значительное переосмысление техники игры произошло после создания единой империи, когда местные региональные особенности сводились к единому стандарту. Самые разные китайские музыкальные инструменты сформировались под влиянием ритуалов и религии. Такими были в том числе и колокола. Они значительно отличались от европейских. Первые собственно китайские колокола назывались бяньчжун. Они пришли на смену индийскому типу круглых инструментов вместе с распространением по Поднебесной буддизма. Бяньчжун были настолько популярны, что появились в соседней Корее и даже в заморской Японии. Помимо больших колоколов в Китае появились и модели меньших размеров или несколько другого устройства. К ним можно отнести дяньгу. Этот китайский ударный музыкальный инструмент представляет собой плоский барабан, который к тому же похож на бубен. К нему прилагаются специальные колотушки. Вместе с дяньгу часто играют на хлопушках пайбанях. Они изготавливаются в виде пластинок, подвешенных в одну связку. Сянцзяогу – китайский ударный музыкальный инструмент типа литавры. Его корпус делают из дерева и устанавливают на специальную цилиндрическую стойку. Конструкция послужила источником названия инструмента. Сянцзяогу можно перевести как «слоновья нога». Обычно этот инструмент используется сольно. Для игры его устанавливают чуть наклоненным – так музыканту удобнее стучать по нему пальцами и ладонями. Согласно международной классификации китайские духовые музыкальные инструменты имеют западные аналоги. Например традиционный ди по своему устройству напоминает поперечную флейту. Его ствол делается из тростника или бамбука. Более редкие модели изготавливаются из камня, например нефрита. Другой духовой китайский инструмент шэн аналогичен губной гармонике. Исследователи считают его одним из древнейших в своем классе. Шэн состоит из дудок, язычка и мундштука. Его музыка очень вариативна, за что его любят исполнители не только из Китая. Шэн часто используется в оркестре специально для обогащения звучания и перемены тембра. Инструмент эрху считается китайской скрипкой. Для игры на нем используется вибрато. Еще одним родом скрипки является хуцинь. Он появился в середине VIII столетия и приобрел повсеместную популярность во всей Поднебесной. Подтип хуциня – цзинху. Так как он возник вместе с пекинской оперой, его часто называют «пекинской скрипкой». Каждый китайский струнный музыкальный инструмент в древние времена изготавливался вместе с шелковыми струнами. И только в XX веке по аналогии с западной практикой их сталь менять на стальные и нейлоновые. Семиструнная китайская вариация цитры называется «цисяньцинь». Она отличается продолговатым корпусом длиной в метр и шириной в 20 сантиметров. Цисяньцинь считается одним из самых древних национальных музыкальных инструментов. Его начали активно использовать уже в III столетии до нашей эры. Традиционные китайские музыкальные инструменты использовались в игре народных ансамблей сычжу. К ним относится щипковый саньсянь (или сяньцзы). Также он получил распространение при исполнении песен таньцы. Саньсянь имеет много общего с аналогичными центральноазиатскими инструментами сетаром и танбуром. Некоторые исследователи считают, что он появился после монгольского нашествия на Поднебесную. От саньсяня происходит похожий японский инструмент сямисэн. Традиционно он больше всего был распространен на севере Китая. Его деку часто обтягивали змеиной кожей. Другие характерные черты саньсяня – длинная шейка и отсутствие ладов у держателя колков. Еще одним представителем щипковых является гучжэн. На нем от 21 до 25 струн. Некоторые исполнители при игре на гучжэне применяю плектры, похожие на гитарные медиаторы. Некоторые китайские музыкальные инструменты стали историческими артефактами. К таким можно отнести чжу. Этот пятиструнный инструмент отличался вытянутой длинной декой. Больше всего он походил на цимбалы и цитру. Пик популярности чжу пришелся на период Сражающихся царств в V – III вв. до н. э. Окончательно он исчез приблизительно в X столетии во временя империи Сун. Пипа – китайская лютня, принадлежащая к типу щипковых. Ее корпус имеет грушевидную форму. При игре на пипе музыканты обязательно сидят и пользуются плектром. Этот инструмент приобрел в Китае повальную популярность в силу своей универсальности. Его использовали и используют в оркестрах, ансамблях и сольно. Пипа появилась в III веке. Приблизительно в VIII столетии она была перенята японцами, назвавшими ее бивой. Китайским подобием цимбал считается струнный янцинь. Также он похож на персидский сантур и дульцимер. Чаще всего он ассоциируется с китайской оперой, где на нем играют для аккомпанемента. Янцинь изготавливают из дерева, придавая его корпусу форму трапеции. Для излечения звука применяются бамбуковые колотушки. fb.ruКитайские национальные музыкальные инструменты. Китайские инструменты
Китайские музыкальные инструменты: история и разновидности
Колокола бяньчжун
Ударные
Духовые
Струнные
Щипковые
Другие инструменты
Традиционные китайские инструменты и что можно на них сыграть
Курсы китайского
Стажировка Стажировка Стажировка в Китае Стажировка в Пекине Стажировка в Шанхае Учите английскому в Китае Летний лагерь Летний лагерь Летний лагерь в Китае Обучение в школе Китая Информация для родителей Дополнительные услуги Галлерея
О LTL Back to Main Menu All О LTL История LTL Почему LTL? Наша команда Аккредитация Полезные ссылки Back to Main Menu All Полезные ссылки Блог Отзывы и благодарности Учебная виза в Китай Рассылка Пекин Back to Main Menu All Пекин Индивидуальные занятия Групповые занятия Бюджетные курсы в Пекине Размещение Развлечения Дополнительные услуги Шанхай Back to Main Menu All Шанхай Индивидуальные занятия Групповые занятия Бюджетные курсы Размещение Развлечения
К вопросу о банкете, состоявшемся 1000 лет назад...
Это - китайские традиционные музыкальные инструменты.
(На самом деле, разновидностей намного больше).
Современные иллюстрации художника Ван Кундэ показывают, каким образом эти инструменты использовались.
ЭРХУ
Эрху (二胡, èrhú), двухструнная скрипка, обладает, пожалуй,самым выразительным голосом среди всех смычковых струнных инструментов. На эрху играют как соло, так и в ансамблях. Это наиболее популярный струнный инструмент среди различных этнических групп Китая. При игре на эрху применяется множество сложных технических смычковых и пальцевых приемов. Скрипка эрху часто выступает в качестве ведущего инструмента в оркестре традиционных китайских национальных инструментов и при исполнении струнно-духовой музыки.
Слово "эрху" состоит из иероглифов "два" и "варвар", поскольку этот двухструнный инструмент попал в Китай примерно 1000 лет назад благодаря северным кочевым народностям.
Современные эрху изготавливаются из ценных пород дерева, резонатор обтягивается кожей питона. Смычок делается из бамбука, на который натягивается тетива из конского волоса. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.
______________________________________________________
ПИПА
Пипа (琵琶, pípa) - 4-струнный щипковый музыкальный инструмент, который иногда ещё называют китайской лютней. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. В Китае играют на пипа уже более 1500 лет: предок пипа, родиной которого является район Междуречья Тигра и Евфрата (район «плодородного полумесяца») на Ближнем Востоке, попал в Китай по древнему Шелковому пути в 4-м в. н. э. Традиционно пипа использовалась в основном для игры соло, реже - в ансамблях народной музыки, как правило, на юго-востоке Китая, или при аккомпанементе сказителям.
Название "пипа" связано со способом игры на инструменте: "пи" означает движение пальцев вниз по струнам, а "па" - обратное движение вверх. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма.
Несколько схожих инструментов Восточной Азии происходят от пипа: японская бива, вьетнамская đàn tỳ bà и корейская бипа.
______________________________________________________
ЮЭЦИНЬ
Юэцинь (月琴, yuèqín, т.е. "лунная лютня"), или жуань ((阮), - это разновидность лютни, с круглым корпусом-резонатором. У жуаня 4 струны и короткий гриф с ладами (обычно их 24). Встречаются также жуань с корпусом восьмиугольной формы. Играют на нём при помощи плектра. Инструмент обладает мелодичным звучанием, напоминающим классическую гитару, и используется как для игры соло, так и в оркестре.
В древности жуань называли "пипа" или "цинь пипа" (т.е. пипа династии Цинь). Однако после того, как предок современной пипа попал в Китай по Шёлковому пути во время правления династии Тан (около 5 в. н.э.), название "пипа" закрепилось за новым инструментом, а лютню с коротким грифом и круглым корпусом стали называть "жуань" - по имени игравшего на ней музыканта, Жуань Сяня (3й в. н.э.). Жуань Сянь был одним из семи великих учёных, известных как "Семь мудрецов из бамбуковой рощи".
СЯО
Сяо (箫, xiāo) - вертикальная флейта, обычно изготавливающаяся из бамбука. Этот очень древний инструмент, по-видимому, происходит от флейты родственной тибетцам народности цян (кяны) из юго-западного Китая. Представление об этой флейте дают керамические погребальные статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Этот инструмент ещё более древний, чем флейта ди.
Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере.
______________________________________________________
СЮАНЬГУ - подвесной барабан
______________________________________________________
ПАЙСЯО
Пайсяо (排箫, páixiāo) - разновидность пан-флейты. Со временем инструмент исчез из музыкального обихода. Его возрождение началось в 20 в. Пайсяо послужила прообразом для развития следующих поколений этого типа инструмента.
______________________________________________________
СУОНА
Китайский гобой суона ( 唢呐, suǒnà), также известный под именем лаба (喇叭, lǎbā) или хайди (海笛, hǎidí), обладает громким и пронзительным звучанием и часто используется в ансамблях китайской музыки. Это важный инструмент в народной музыке северного Китая, особенно в провинциях Шаньдун и Хэнань. Суона часто используется на свадьбах и в похоронных процессиях.
______________________________________________________
КУНХОУ
Арфа кунхоу (箜篌, kōnghóu) - ещё один щипковый струнный инструмент, попавший в Китай по Шелковому пути из Западной Азии.
Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении этого инструмента в тот период.
Она исчезла во времена династии Мин, но в 20 в. её возродили. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо (Синьцзян-Уйгурский автономный район) были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия этого инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу.
______________________________________________________
ЧЖЭН
Гучжэн (古箏, gǔzhēng), или чжэн (箏, "гу" 古 означает "древний") - это китайская цитра с подвижными, незакреплёнными подпоркам для струн и с 18 и более струнами (у современного чжэна обычно 21 струна). Чжэн является предком нескольких азиатских разновидностей цитры: японского кото, корейского gayageum, вьетнамского đàn tranh.
Хотя оригинальное название этой картины - "Чжэн", изображён тут всё-таки гуцинь (古琴) - китайская семиструнная цитра. Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет.
Звук гуциня очень тихий, диапазон - примерно 4 октавы.
С древности гуцинь был излюбленным инструментом учёных и мыслителей, считался инструментом изысканным и утончённым и ассоциировался с Конфуцием. Его ещё называли "отцом китайской музыки" и "инструментом мудрецов".
Раньше инструмент назывался просто "цинь", но к 20му в. этим термином стал обозначаться целый ряд музыкальных инструментов: схожий с цимбалами янцинь, семейство струнных инструментов хуцинь, западное фортепьяно, и т.д. Тогда приставка "гу" (古), т.е. "древний, и была добавлена к названию. Иногда также можно встретить название "цисяцинь", т.е. "семиструнный музыкальный инструмент".
_______________________________________________________
ДИЦЗЫ
Дицзы (笛子, dízi) - китайская поперечная флейта. Её также называют ди (笛) или хэнди (橫笛). Флейта ди является одним из самых распространённых китайских музыкальных инструментов, и её можно встретить и в ансамбле народной музыки, и в современном оркестре, и в китайской опере. Считается, что дицзы попала в Китай из Тибета во времена династии Хань. Дицзы всегда была популярна в Китае, что неудивительно, т.к. её легко сделать и несложно носить с собой.
Сегодня этот инструмент, как правило, изготавливают из высококачественного черного бамбука с одним вдувным отверстием, одним мембранным отверстием и шестью игровыми отверстиями, вырезанными по всей ее длине. На севере ди делают из чёрного (фиолетового) бамбука, на юге, в Сучжоу и Ханчжоу, - из белого бамбука. Южные ди, как правило, очень тонкие, лёгкие и обладают тихим звучанием. Впрочем, правильнее было бы называть ди "мембранной флейтой", поскольку её характерный, звонкий тембр обусловлен вибрацией тонкой бумажной мембраны, которой заклеено особое звуковое отверстие на корпусе флейты.
______________________________________________________
ЦИН
"Звучащий камень", или цин (磬) - один из древнейших инструментов Китая. Обычно ему придавали форму, схожую с латинской буквой L, поскольку её очертания напоминают почтительную позу человека во время совершения ритуала. Упоминается, что это был один из инструментов, на которых играл Конфуций. Во время династии Хань считалось, что звук этого инструмента напоминает монарху о воинах, которые погибли, защищая рубежи империи.
______________________________________________________
ШЭН
Шэн (笙, shēng) - губной орган, язычковый духовой инструмент из вертикальных трубок. Это один из самых древних музыкальных инструментов Китая: его первые изображения датируются 1100 г. до н.э., а некоторые шэны времён династии Хань сохранились до наших дней. Традиционно шэн используется для аккомпанемента при игре на суона или дицзы.
(Источник)
Ансамбль "Двенадцать девушек" исполняет самые разные мелодии.
От современных...
До традиционных
Надеюсь что их музыка придется вам по душе)
×cont.ws
Еще два века назад китайская музыка казалась грубой и неестественной для европейского уха, привыкшего слушать оперы и романсы. Многие называли ее «варварской» и «грубой». Однако прошло не так много времени, и отношение к ней изменилось. Сегодня китайская музыка пользуется большой популярностью во всем мире.
Основы китайской музыки появились более трех тысяч лет назад, во времена правления династии Чжоу. Первые музыкальные инструменты появились еще 8 тысяч лет назад. Наибольшего расцвета китайская музыка достигла при династии Тан, когда выработался особый «танский стиль» музыки, позже перенесенный в Корею и Японию, и разделенный на множество других видов. Тогда же пошло разделение традиционных музыкальных инструментов на виды, в зависимости от типа материала, из которого они сделаны. Теперь поподробнее об этом.
В древности выделяли 8 видов традиционных китайских музыкальных инструментов: шелковые (絲), бамбуковые (竹), деревянные (木), каменные (石), металлические (金), глиняные (土), тыквенные (匏) и кожаные (革). Эта классификация была весьма условна, так как почти все изготовлялись из разных материалов, и отнести их к какой-либо конкретной категории было трудно. Сейчас китайские инструменты делятся на три группы: деревянные духовые, струнно-смычковые и щипковые.
Пипа
Пипа (琵琶) – четырехструнный щипковый музыкальный инструмент, внешне напоминающий лютню. По некоторым источникам пипа пришла в Китай из Средней Азии примерно в III веке, а в VIII веке появилась в Японии. Название инструмента происходит из подражания звукам струн. Играют на ней как правило сидя, оперев корпус на колено, а гриф на правое плечо. Игра на пипе может исполняться сольно, в составе оркестра или в качестве аккомпанемента пению.
Гучжэн
Звучание гучжэна (guzheng - 古筝) знакомо, пожалуй, всем людям, хоть раз слышавших китайскую традиционную музыку. Гучжэн считается одним из самых древних китайских музыкальных инструментов: первые упоминания относятся еще к V веку до н. э. Инструмент принадлежит семейству цитры, и родственен еще одному китайскому инструменту цисяньцинь. Как правило, у гучжэна от 18 до 25 струн, сделанных из шелка. Играют на нем разными способами. В классическом варианте левой рукой регулируют натяжение струн с помощью специальных рычагов, а правой цепляют струны. Под влиянием западной музыки в настоящее время становится модно использовать плектры, которые цепляются за пальцы правой руки.
Цисяньцинь
В отличие от гучжэна, у этого инструмента только 7 струн. Все они сделаны из шелка и имеют разную толщину.
Шэн
Еще одним популярным китайским музыкальным инструментом является шэн (笙). Этот духовой инструмент распространен по всей Восточной Азии под разными именами. Шэн состоит из деревянных или металлических трубок (обычно их 13, 16 или 17), язычка и того, что называется «доуцзы». Благодаря его большой совместимости с другими китайскими инструментами до сих пор пользуется популярностью.
Ди
Ди (笛) представляет собой китайский аналог флейты. Обычно изготавливается из тростника или бамбука. По преданию, был завезен из Средней Азии в I веке до н. э., хотя раскопки в провинции Чжэцзян обнаружили ди, которым более 8000 лет.
www.goodchina.ru
Китайская музыка отличается разнообразием музыкальных инструментов, это касается и ударных. Насчитывается более 50 разновидностей пластиночных, мембранных и самозвучащих инструментов в китайской музыке. Различают инструменты по особенностям своей конструкции на:
Мембранные инструменты, названы так из-за туго натянутой мембраны, хорошо известной по обычным барабанам. Звук получается вследствие удара по мембране.
Бяньчжун 编钟 — набор бронзовых чжунов(колоколов), каждый из которых имеет свою определенное звучание. Этот инструмент известен ещё со времен династии Чжоу и использовался только в придворных оркестрах.
Дяньгу 点鼓 — мембранный ударный инструмент, представляющий собой двухсторонний плоский барабан. Он больше похож на бубен, чем на барабан. Для игры на нём используют палки-колотушки. Иногда исполнитель на дяньгу играет одновременно на пайбане, в этом случае это называется губань. Оба этих инструмента используются в оркестре для ритмических целей(пайбань — для выделения сильной доли, дяньгу — для слабой) Исполнитель держит пайбань левой рукой, а запястьем правой руки прижимает дяньгу, который лежит у него на коленях и ударяет в него палочкой, которую держит в правой руке.
Дабу — мембранный ударный инструмент, своего рода бубен. Состоит из гнутой деревянной обечайки, на которую натянута перепонка, и имеет форму правильного круга, иногда имел прорези в обечайке куда помещались маленькие металлические пластинки, как у тамбурина.
Баньгу 板鼓- мембранный ударный инструмент, больше всего напоминающий малый барабан без нижней мембраны. Корпус его представляет собой повернутую вверх дном чашу из массивной древесины. Кожаная перепонка натягивается на дно и крепится маленькими гвоздиками. «Также имеет название цзегу, что означает „ритмовый барабан“ . В оперных оркестрах его часто использует сам дирижёр для условных сигналов(например, предвещение чего- либо на сцене или в оркестре). Играют на нём двумя палочками, варьируя звучание изменением места удара». Во время игры устанавливают баньгу на треножную подставку.
Шугу 书鼓 — мембранный ударный инструмент, имеющий вид двухстороннего малого барабана. Корпус барабана — фигурное кольцо из твердой древесины. Пергаментные перепонки натянуты на корпус с обеих сторон. Шугу применяется в основном для аккомпанемента различных представлений. При игре его устанавливают на треножник и играют деревянными палочками.
Сянцзяогу 象脚鼓- мембранный ударный инструмент, похож на одностороннюю литавру. «Деревянный корпус имеет форму опрокинутого усеченного конуса, установленного на цилиндрическую колонну-стойку, — отсюда и название (сянцзяо — нога слона)» Перепонка натянута на корпус при помощи кожаных ремней. Сянцзяогу обычно используется как сольный инструмент, в этом случае исполнитель подвешивает на себя инструмент и держит его в наклонном положении, играя ладонями и пальцами.
Гангу 缸鼓 — мембранный ударный инструмент, род двухстороннего барабана. «Свое название он получил от формы корпуса, напоминающего сосуд(ган — сосуд, чан)» Играют на нём деревянными палочками-колотушками. Гангу применяется вместе с другими инструментами в различных оркестрах.
Тангу 堂鼓- мембранный инструмент, очень схожий с гангу, также имеет строение двухстороннего барабана. Корпус тангу выпуклый, изготавливается из древесины лиственных пород, хорошо поддающихся сгибанию. Мембраны натягиваются с двух сторон и крепятся маленькими гвоздиками, а по бокам крепятся кольца для подвязывания тангу. В наше время данный инструмент широко распространен, и используется как в народных, так и в профессиональных оркестрах. Играют на нём двумя палочками. Целый ряд барабанов различающихся по размеру: Тангу, Дагу, Сяогу.
Дагу 大鼓 по размеру — это один из видов большого барабана, на деревянный каркас которого натянута кожа. Исполнитель деревянной палочкой выбивает на нём звуки, богатые по содержанию, так как большая площадь поверхности создает расходящиеся от центра различные звуки, которые сильно зависят от силы удара. В древние эпохи его обычно ставили на поле сражения и барабанным боем воодушевляли бойцов. Сяогу, по размеру меньше, чем Тангу. Барабаны небольшие, но регистр звука высокий.
Пайгу 排鼓- комплект из 5-6 барабанов, поставленных в ряд по регистру звуков, имеется установка, с помощью которой осуществляется подбор звука, то есть изменяется регистр и тембр звуков. Пайгу является результатом усовершенствования такого инструмента как тангу и уже занял свое место в оркестре народных инструментов. Пайгу часто применяют в качестве солирующего инструмента.
Чжаньгу战鼓- Самый большой из китайских барабанов, похож на большую бочку. Барабан стоит на платформе в горизонтальном положении, то есть мембраны его перпендикулярны полу. Барабан издает очень громкий низкий звук. Раньше барабаны этого типа использовались в сражениях — это обусловило название (чжань — война). Играют на нём стоя двумя палками.
Пластиночные называется так из-за звучащего тела — пластины, которая издает звук при ударе по ней тяжелым предметом. У самозвучащих ударных инструментов источником звука служит материал, из которого они сделаны, или какая-либо деталь: у одних звук возникает от взаимного трения двух предметов; у других — в результате ударов одного предмета о другой; у третьих — от вибрации одной из деталей инструмента.
Бочжун 博钟 — самозвучащий ударный инструмент, род колокола, подвешенного на перекладине. «Чжун(колокол) как бронзовый так и медный существовал уже в период династии Шан. Об этом свидетельствует чжун, найденный при раскопках городища эпохи Инь. Имеются сведения, что в придворном оркестре династии Цинн имелись 12 чжунов, различно настроенных. Каждый из которых применялся, только раз в определенный месяц, согласно ритуалу, чтобы придворный оркестр исполнял музыку различной тональности (соответствующую данному месяцу)»
Юньло 云锣- набор самозвучащих музыкальных инструментов — гонгов(ло — гонг), расположенных в определенном порядке в раме-стойке(в зависимости от настройки). Каждый гонг издавал определенную ноту. Различают две основные формы этого инструмента: переносной и стационарный. В настоящее время наибольшее распространение получил юньло, состоящий из 10 сяоло, то есть маленьких гонгов. Играют на юньло, держа его левой рукой за рукоятку и ударяя по ним деревянным молоточком. При игре на стационарной модели используют два молоточка.
Банцзы — 梆子самозвучащий ударный инструмент, напоминающий колотушки-кастаньет. Банцзы состоит из двух частей, изготавливаемых обычно из древесины твердолиственных пород: небольшого бруска со сточенными краями и цилиндрической палочки. Во время игры музыкант держит на ладони одной руки брусок, а другой рукой ударяет по нему палочкой. Банцзы применяется в различного рода ансамблях и оркестрах, но главным образом как аккомпанирующий инструмент.
Пайбань — 拍板самозвучащий ударный инструмент, хлопушка-кастаньет. Пайбань относится, по сути, к тому же семейству, что и банцзы. Пайбань состоит из набора плоских, обычно четырёхугольных, пластинок, в верхней части которых просверлено отверстие для соединения в связку пи помощи шнурка. Исполнитель во время игры держит пайбань сверху за кромки верхней пластинки и легких движением схлопывает пластинки, чтобы они зазвучали. Пайбань — широко распространенный музыкальный инструмент. Он применяется практически во всех типах оркестровой музыки, в том числе и оперной, где часто используется для отстукивания долей такта.
Муюй — 木鱼самозвучащий музыкальный инструмент. Представляет собой деревянный колокол без языка, который больше напоминает коробочку, или широко применяемый в ударных установках cowbell, а также распространенный в западной оркестровой музыке деревянный блок. «Корпус муюя часто покрывали причудливой резьбой, прорезь в основании напоминает пасть рыбы, собственно, благодаря этому инструмент и получил свое название — деревянная рыба(му — дерево, юй — рыба). Корпус обычно покрывали лаком, а иногда даже позолотой» Во время игры муюй держат одной рукой за рукоятку, либо кладут на подушечку и бьют по нему деревянной палочкой. Также при игре муюй иногда носят на шнурке через плечо. Муюи изготавливались различных размеров, от маленьких до огромных, которые можно увидеть в некоторых храмах Китая. В современном оркестре используются только небольшие модели.
Бяньцинь — пластиночный ударный инструмент, состоящий из набора 12 или 16 плит (обычно из нефрита), настроенных в разной тональности. Звукоизвлечение достигается ударами молоточка по плоским плитам, свободно подвешенным на горизонтальной раме. Это один из самых древних музыкальных инструментов.
Гонги ло 锣- едва ли не самый знаменитый китайский музыкальный инструмент. Он очень активно используется не только в современных оркестрах, но даже в рок музыке. Во многом благодаря своему неповторимому громкому «сыпучему» звуку. Гонги бывают двух видов — ло и сяоло 小锣. Если ло это простой, всем нам известный гонг, то сяоло — это, как правило, часть какого-нибудь инструмента, например юньло. «При ударе они издают звуки высокого регистра, громкие и звонкие, привлекая всеобщее внимание, вносят оживление, заражают весельем, приподнимают праздничное настроение» .
dik.academic.ru
Согласно истории, в далеком прошлом насчитывалось не менее тысячи музыкальных инструментов, лишь половина которых дошла до наших дней.
Тогда китайские традиционные инструменты классифицировались согласно материалу, из которого они изготавливались. Так, существовали металлические, бамбуковые, шелковые, каменные, струнные, кожаные, глиняные, деревянные и тыквенные музыкальные инструменты.
Сегодня китайские национальные музыкальные инструменты по-прежнему изготавливаются традиционным способом, однако их современная классификация выглядит иначе.
Пайсяо
Ди — древний духовой инструмент. Представляет собой поперечную флейту с 6 отверстиями в корпусе. Традиционно изготавливается из бамбука или тростника. Рядом с отверстием для вдувания воздуха в корпусе ди расположено еще одно отверстие, прикрытое очень тонкой тростниковой пленкой, благодаря чему тембр ди очень сочный и звонкий.
Шэн — губной орган. Изготавливают его из тростниковых или бамбуковых тонких трубочек различной длины, которые монтируются в чашеобразный корпус с мундштуком. Звук шэна обладает яркой выразительностью и грациозной вариативностью. Без этого инструмента не обходится ни один фольклорный концерт.
Гонг — металлический идиофон с неопределенной высотой звучания. Дает богатый, затяжной звук с мрачным тембром. После удара инструмент долго вибрирует, создавая объемный, то нарастающий, то удаляющийся звук. Гонг является обязательным инструментом в народном ансамбле.
Пайсяо — китайский аналог флейты Пана. Представляет собой 12 бамбуковых трубок, соединенных между собой в убывающий ряд: от самой длинной до самой короткой. Такая особенность строения обеспечивает широкий диапазон звучания. Имеет мягкий и нежный тембр.
Баньху
Баньху — струнно-смычковый инструмент. Корпус изготавливается из скорлупы кокосового ореха и тонкой деревянной деки. Длинная шейка не имеет ладов и оканчивается головкой с колками. В Северном Китае баньху использовался в качестве аккомпанемента в музыкальной драме, теперь он занял достойное место в оркестре.Эрху — двуструнная скрипка с цилиндрическим резонатором. Во время игры музыкант правой рукой натягивает тетиву смычка, который закреплен между металлическими струнами и составляет с инструментом единое целое. При игре левой рукой используют поперечное вибрато.
Янцинь — струнный инструмент, по строению и способу извлечения звука схожий с цимбалами. Используется в качестве сольного, ансамблевого инструмента, а также как аккомпанемент в опере.
Гуцинь — струнный щипковый инструмент, разновидность цитры. Гуцинь является наиболее характерным инструментов древней китайской музыки.
Гуцинь
Пипа — китайский четырехструнный инструмент типа лютни. Имеет грушевидный деревянный корпус без резонаторных отверстий. Шелковые струны крепятся колками и струнодержателями. Звук извлекают плектром или ногтем. Чаще всего пипа используется для исполнения лирических пьес.Если вы интересуетесь не только историческими, но и современными музыкальными инструментами, приглашаем вас и ваших детей к нам на занятия. Здесь вы сможете попробовать свои силы в освоении эстрадных музыкальных инструментов, посетить занятия по фортепиано для начинающих, вокальном искусстве, получить опыт игры в музыкальной группе, а также выступлениях на сцене.
luckymusic.ru
Общая историческая перспектива по теме изложена в статье Музыка Китая
Парадоксально, значительная часть инструментов, фигурирующих в китайской музыкальной культуре, имеют «варварское» происхождение, то есть не являются автохтонными для Китая. В то же время, некоторые элементы древнейшей инструментальной культуры оказались забыты или существенно переосмыслены в имперскую эпоху. Как следствие, многие данные о древнейших инструментах стали доступны только в 20 в., благодаря археологическим находкам.
Традиционно (Чжоу Ли) музыкальные инструменты подразделялись на «8 тембров» (八音), согласно используемым для изготовления инструментов материалам:
Эта классификация предположительно сформировалась в Вост. Чжоу, когда некоторые инструменты (цитра сэ, колокола) находились на пике популярности, в то время как другие (гуцинь) еще не приобрели классическую форму или вовсе не существовали. Она весьма условна: например, древнейшие флейты («бамбук») изготовлялись из кости; кожа или дерево использовались как мембрана для многих струнно-смычковых; инструменты типа шэн («тыква») могли изготовляться из дерева, имитирующего форму тыквы, и т. д.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 16 июля 2012. |
dik.academic.ru