Когда европейцы впервые услышали и увидели китайские сады и парки, они были просто поражены их очарованием и самобытностью. Школа ландшафтного искусства Поднебесной совершенно необычна и непохожа на всё то, к чему мы привыкли. Здесь не встречаются аккуратные стриженые газоны, как это принято в английском стиле, нет чёткости линий, присущей принципу регулярности клумб, разбиваемых во Франции и т. д. В Китае высшая ценность – это сама природа. Поэтому здесь даже на территории небольшого участка стараются воспроизводить её с максимальной точностью и в наиболее гармоничном проявлении. Исконно китайский сад – не только растения, но и реки, горы, озёра, пусть даже воссозданные в миниатюре. Это абсолютно не важно. Главное, чтобы созданный ландшафтный дизайн помогал людям понимать и ощущать гармонию между окружающей природой и собой. Древний китайский сад имеет не только многовековую богатую культуру, но и уникальные особенности. Он существует уже более пяти тысячелетий. Выполняемые в различных стилях древние виды китайских садов считались лучшими среди существующих трёх систем структурного разбивания парков в мире. Такими они являются и в наши дни. История китайских садов ведёт своё начало с династий Шан и Чжоу. Тогда они назывались «юъ», что означало «ближайший от пейзажа». Это было красивое место, предназначенное для общения и игр. Во времена династии Хань китайский сад строился как вилла и назывался «юань». Здесь императоры могли отдыхать и обсуждать государственные дела. Основная идея, которую олицетворяет китайский сад, огород – это «сотворение природного мира» в миниатюре. При его создании максимально используется естественный ландшафт со всеми особенностями географической зоны. Этот подход и сегодня можно наблюдать во многих национальных парках, особенно если речь идёт об императорских или монастырских китайских садах.Уроки китайского. Урок второй: обязательные элементы китайского сада. Китайские сады
Традиционный китайский сад: описание, виды и особенности
История создания
Условно различается несколько типов садов в китайском стиле. В первую очередь, это императорские парки, расположенные на севере страны. Немало их и в пригородах столицы. Есть также аналоги при императорских гробницах, храмовые, домашние и т. д. Тем не менее всё многообразие китайских садов сегодня сводится к двум основным типам: императорскому и частному.
Одно из основных направлений ландшафтного искусства Поднебесной – создание на небольших участках земли миниатюрных пейзажей. В традиционный китайский сад могут быть размещены самые разные архитектурные сооружения, например, мостики, беседки или павильоны. В нём обязательно наличие водоёмов. Можно встретить даже скалы и гроты. Для общей эстетики в композиции добавляются редкие виды деревьев, красивоцветущие кустарники, высаженные как одиночно, так и небольшими группами.
Другое направление – это проектирование ландшафта на обширной территории с устройством на ней огромных водоёмов и крупных рельефных форм. Чаще всего - рукотворного типа: скал, гор, водопадов. Обязательным считается наличие крупных групп растений, которые могут быть разделены дорожками, а также «речками» или даже «ручьями». Чаще всего используемые культуры – розоцветные. Например, тут могут располагаться такие деревья, как миндаль, яблони, вишни, сливы, персики, а также древовидные или травянистые растения: тюльпаны, пионы, розы, касатики, сирень, лагерстремии и другие красивоцветущие представители мира флоры.
Миниатюрный сад в китайском стиле можно создавать даже на дачном участке размером в шесть соток, тогда как обладателям более внушительных земельных площадей лучше выбирать второе направление дизайна. Главная идея паркового оформления в Поднебесной состоит в том, чтобы посетители ощущали абсолютный покой, умиротворённость и единение с природой.
Ещё одна особенность, которая характеризует традиционный китайский сад, заключается в создании «безграничности», чтобы человек, гуляющий по нему, из каждой новой точки видел не одну картину, а несколько сменяющих друг друга пейзажей. При этом элементы композиции должны находиться в абсолютной гармонии. Ничто не должно быть слишком ярким и броским или же, наоборот, казаться незаметным.
Китайский сад просто обязан смотреться естественно. От дизайнера требуется создание впечатления того, что всё вокруг было сотворено без человеческого участия. Как будто сама природа выстроила деревья, камни, водоёмы в необычные произвольные образы. Однако немногие знают, что такие на первый взгляд несколько небрежные композиции бывают на самом деле очень глубоко продуманы, чтобы приглашать к медитации и размышлениям.
По законам восточного ландшафтного искусства китайский сад разбивается таким образом, что в любой точке вслед за одной панорамой открывается другая. Подобный приём в дизайне называют «принципом заимствования пейзажей», благодаря которому можно визуально расширять границы участка. Секрет воплощения этого явления в жизнь очень прост: создаётся многоплановая перспектива, после чего прокладываются декоративные мостики и дорожки, соединяющие панорамы друг с другом.
Китайский сад – это не только один из вариантов ландшафтного дизайна, но и проекция души его владельца. Ведь он бывает выстроен согласно правилам фэн-шуй, в которых всё подчиняется гармонии окружающего мира. Согласно этому учению, пространство, окружающее человека, должно содержать элементы, которые символизируют составляющие нашей Вселенной. Поэтому и составляющие китайского сада – знаки «инь» и «янь» – олицетворяют единение противоположностей. Они в парках Поднебесной сочетаются таким образом, чтобы давать возможность «ци» – живительной энергии – свободно перемещаться в пространстве. К тому же большинство элементов также символизирует различные жизненные состояния, к примеру, персик означает благополучие, пион – богатство и т. д.
В Поднебесной во все времена к природе относились очень серьёзно. Ведь считалось, что именно от неё зависит и радость, и горе. В китайском саду используется несколько обязательных составляющих. Одной из них является вода. Она, организуя общее пространство, делит территорию на разные зоны. Например, пруд с его ровной гладью – это символ спокойствия и мира, струи от фонтана, ручьи или водопад – вечного движения. Любой водоём китайского сада не должен иметь искусственную облицовку или высокие берега. Беседки и павильоны, установленные на островках, занимают практически всё место, возвышающееся над водой. Это нужно для создания впечатления, что эти строения «выросли» из водной глади.
Они являются обязательными составляющими китайских садов. Камни уравновешивают строения, сотворённые человеком, и природные элементы. Для создания подобного эффекта часто устраиваются простые горки из валунов, где не высаживается никаких растений. Вообще, в китайской культуре к камням относятся с трепетом – ими любуются, их слушают.
Такие растения китайского сада, как правило, немногочисленны. Но каждое из них несёт свой символический особый смысл. Наибольшего поклонения заслужил древовидный пион, который здесь именуют «королём цветов». Нередко в саду встречаются лотосы, розы, хризантемы, нарциссы. Каждый из благородных цветков обязательно оттенён более простым растением, «рангом» пониже. Например, для пиона лучшие спутники – роза или шиповник, хризантема «оттеняется» бегонией. То же самое происходит с деревьями. Например, слива высаживается рядом с магнолией или камелией.
Особым почётом в садах в китайском стиле пользуются большие и старые деревья, которые растут на участке не одно десятилетие. Почти всегда встречается сосна, символизирующая благородство. Не является редкостью персик или слива. Прекрасным дополнением в живописную композицию ландшафтные дизайнеры считают бамбук. Он на Востоке является олицетворением жизненной силы и стойкости. Другими, не менее любимыми для китайцев деревьями, считаются магнолия, ива и, конечно, сакура.
Сады Поднебесной невозможно представить без каких-либо рукотворных сооружений. Это сделанные в традиционно восточном стиле беседки, террасы, чайные домики. Они размещаются на территории с таким расчётом, чтобы человек, находясь в них, имел возможность, созерцая всё пространство, любоваться гармоничностью.
fb.ru
Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.
Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.
Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:
Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.
Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром
Привлекательность китайского сада не зависит от погоды или сезона
Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.
Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало — энергию инь
Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.
Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами. Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.
Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде
Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.
Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.
Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе.
Белая стена — отличный фон для садовых растений
Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» — отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.
Окна могут служить обрамлением «картины» сада, кованые решетки украшают окна
«Лунные ворота» позволяют взглянуть на сад в нужном ракурсе
Входные ворота. Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.
Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию
Водоём. В центре даже небольших садов обязателен пруд. Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.
Пруд — традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание
Композиции из камней. Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.
Композиции из камней могут быть большими и маленькими
Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.
Традиционная китайская беседка — основа стиля
Мостики. Камень, бамбук и древесина – отличный материал для изогнутых мостиков через водное препятствие.
Из бамбука, камня или древесины получаются лаконичные и привлекательные мостики
Китайские фонарики. Кованые или бумажные красные фонарики помещают на стену дома, ими же украшают беседку. Помимо придания особого восточного колорита, они просто участвуют в освещении пространства.
Из бумаги, металла или стекла — фонарики создают настроение
Мощение. Этот прием позволяет органично вписать дорожки в общий ландшафт участка. Часто галькой выкладывают узоры или размещают её волнами.
Мощение из гальки — традиционный китайский прием
Львы. Парная скульптура каменных львов, замерших на страже у входа в сад, помогает владельцам защитить себя от непрошеных гостей и прочих неприятностей.
Китайцы выстраивают свой сад как персональный кусочек рая
Китайцы рассматривали свой сад в качестве уголка рая на земле, а это значит, что он должен быть обособленным и завершенным. Когда есть ощущение, что ни добавить, ни отнять ничего не нужно, наступает состояние защищенности и безмятежности. Тогда одиночество и погружение в собственное мировосприятие воспринимается как благодать.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!diz-cafe.com
Заглянем в китайский сад и попробуем понять его философию
Однако без специальной подготовки, без помощи местных специалистов понять, разобраться во множестве стилей и форм, подходов к созданию сада – это ой как не просто. И делать это нужно не в раз, не с наскока. Нужно проникнуться китайской философией сада. И мы будем проникаться долго, вдумчиво, терпеливо. Ибо без терпения, проникновения в суть вещей, без ощущения гармонии не создавался в Китае ни один сад.
Сад в китайском понимании — это целый мир в миниатюре
История садов в Китае насчитывает более 3 тысяч лет. За века тамошними садоводами найдены способы умелого использования природного ландшафта, искусственного создания «естественной природы» в малом объеме, пути проникновения в мир природы через особую и точную художественную выразительность. Это и сейчас можно наблюдать во многих национальных - особенно императорских и монастырских — садах и парках.Китайский сад — создание мира природы в миниатюре
Мастерство садовника заключается в умении использовать исходный природный ландшафт и все его компоненты для самореализации и самовыражения. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот главный принцип, которым руководствуется садовник. Даже хаос в природе – и тот красиво организован. В саду, как и в любой цветочной композиции, все должно быть гармоничным – и замысел, и цвет, и форма, и объем, и линии.
Открытость миру природы предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир тонких восприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. «Внутри сада есть еще сад», – гласила древняя китайская поговорка. Сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире».
Здесь следует отметить такое самобытное и поразительное изобретение Китая как «сады на подносе», которое японцы позже трансформировали в бонсай. Растить сад – все равно, что создавать миниатюру: и то и другое требует неистощимого терпения и невозмутимого спокойствия души.
Каждый сад – это совокупность множества элементов, несущих сложнейшую философскую нагрузку, поэтому в свой конкретный сад можно перенести лишь некоторые элементы, которые либо подчеркнут, либо особым образом выделят ваш стиль, ваш взгляд и видение природы.
Отличительная черта китайского сада – формирование культурных ландшафтов, но созданных так, чтобы вмешательство человека было незаметным. Созданный сад должен отражать любовь к природе и вызывать покой в душе.
Сад – это место медитации, релаксации, отдохновения.
Сады Китая поражают своим разнообразием. Они – отражение природы, но созданное руками человека. Ни один из китайских садов не похож на другой. Китайцы любят повторять: «В устройстве сада не существует жестких правил, кроме внутренней гармонии создания как такового, а каждый садовник должен сам выказывать свое умение, опыт, познания». Какой толчок для фантазии дает нам эта фраза!
Китайские сады можно разделить на шесть основных типов:Китайский сад — уголок природы, доведенный до совершенства руками садовника
Второе направление – проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа, чаще – рукотворного (скалы, горы, водопады). Обязательно сажают растения большими группами, пересекая посадки дорожками, «речками» или ручьями, визуально и территориально разделяя пространство. Чаще всего сажают розоцветные (миндаль, яблони, вишни, сливы, персики), либо древовидные и травянистые пионы, тюльпаны, розы, ирисы, лагерстремии, сирени.
Если у вас всего 6 соток – значит, вам надо осваивать первое направление китайского сада. Если же вы обладатель значительных площадей – можно замахнуться и на рельефный сад. Главное помнить, что сад должен быть местом не только труда, но и отдохновения, создавать благостное настроение.
Основная идея, которую китайцы проводят, создавая ландшафтный сад: «Когда вы проходите садом, в каждой новой точке обзора за его видимыми переделами должен иметься (хотя бы казаться) еще, и еще, и следующий новый вид (ландшафт)». В саду важно создать иллюзию его безграничности, но при этом ничто не должно «бить в глаза», быть слишком ярким и броским, как и не должно быть и пустых, потерянных участков. Сад важно организовать так, чтобы в нем были места, которые притягивают взгляд, завлекают, создают настроение.
Из каждой точки китайского сада открываются все новые и новые виды
Проектируя сад, китайцы стремятся создать доведенный до совершенства в соответствии с определенными эстетическими критериями уголок естественной природы, который должен настроить на философские размышления о смысле жизни, окружающем мире. Многоплановость созданной композиции сада, независимо от его масштаба, возникает из неповторяющихся видов, вызывающих смену эмоций в душе. Пейзажность садов, созданных в китайском стиле, — это обязательно плавные линии, водоемы, мягкие формы, свободно растущие растения. Архитектурные сооружения подчеркивают особое настроение ландшафта.
Следующие уроки мы посвятим главным «персонажам» китайского сада: шуму падающей воды, обязательному элементу пейзажа – камню, ограждениям, павильонам, проходам и многому другому, что участвует в создании удивительного явления – китайского сада.
Кирилл Ткаченко, Санкт-Петербург
Читайте также:7dach.ru
Китайский сад, где же искать его истоки? История возникновения китайского сада насчитывает более трех тысяч лет. Первые упоминания о нем датируются временем создания Великой китайской стены. Китайским садом именуются огромные сады правящей династии, которые были разбиты, дабы произвести впечатление, и более мелкие сады чиновников, деятелей культуры и искусства.
Первоначально это были участки с естественной природной средой. В первом веке их начинают окультуривать, придавать пейзажные композиции. Первый расцвет ландшафтного искусства пришелся на 10-12 века, второй период – это 13-14век, в это время был заложен парк-дворец Ихэюань, Парк Безмятежного отдыха или Сохранения гармонии и Императорский сад в Пекине, с этого момента центром сада и его основным атрибутом становится вода: озеро, пруд, водопад, фонтан, ручьи. Развитие садового искусства продолжалось вплоть до 19 века.
Окончательное разделение на императорские и частные сады завершилось в 6 веке.
Кратко о философии китайского сада можно сказать следующее: это единение двух противоположных начал, мужского и женского, находящихся в постоянном равновесии и противоборстве. Они гармонично дополняют друг друга, одно не сможет существовать без другого. Они различны по своей сути, но в тоже время едины.
Китайский сад – это сама естественность природы, ее первозданность.
В китайском ландшафтном стиле человек не противопоставляется природе, не вмешивается в ее развитие, а лишь поправляет, корректирует отдельные моменты. Он существует в единении с ней, особенно это заметно с приходом в Китай буддизма, в этот период человек пытается добиться совершенства души при помощи медитаций, и помогает ему в этом сад, он дает духовное единение с природной средой.
Полезно будет почитать:
Основные элементы сада в китайском стиле не меняются веками: та же вода, те же камни, те же растения.
Олицетворение женского начала, важнейшее составляющее китайского сада. Тихая, ровная, спокойная гладь пруда или озера ассоциируется с умиротворенным спокойствием, и в то же время, глядя на ручей, водопад или струи фонтана понимаешь, что жизнь – это вечное движение вперед, несущее с собой перемены. Такие водоемы, как правило, имеют невысокие берега и являются центром садовой композиции. Если пруд или озеро имеют достаточно большую площадь, то на островке суши можно увидеть беседку в китайском стиле или павильон, издали кажется, что они будто поднимаются из воды.
Около водоема можно найти место для ветряной мельницы, которая считается в Китае символом достатка. Изготовить ее лучше из дерева и покрасить в красный цвет.
Сад в китайском стилеВ противовес воде – мужское начало. В китайском саду можно увидеть как хаотические нагромождения из камней, этакие своеобразные горы, символ бессмертия, так и одиноко стоящие. В создании сада используются десятки их видов. Но особую ценность представляют глыбы, поднятые со дна морей. Их необычная форма вызывает восхищение, ими любуются, с ними разговаривают, их учатся слушать. Отдельная тема – бонсеки, необычные миниатюрные композиции из камней, размещенные на специальном столе-подставке или непосредственно на фоне стены.
БонсэкиПредставляют собой тропы для прогулок, вымощенные твердым покрытием, в основном, галькой. Сама галька подбирается разных цветов и выкладывается в виде какого-либо рисунка или волн. Такие дорожки редко бывают строго прямых линий.
Без них сложно представить себе какой-либо сад. А при создании китайского сада действует принцип – красота весь год. Весна символизируется цветением вишни и сливы. Летом особый шарм придают кусты цветущей азалии. Осень приходит с красотой «горящих» кленов. В каждом саду обязательно присутствует сосна, долгоживущее и вечнозеленое растение, – символ благородства и бесконечности, на своем веку видящее множество поколений одной семьи. Особым уважением пользуются старые деревья, существующее не одно десятилетие. Старые или искусственно состаренные искривленные деревья – важный атрибут сада в китайском стиле. И, разумеется, нельзя забывать о бамбуке.
Сами цветы в таком саду встречаются нечасто, из наиболее популярных можно выделить древовидный пион, его еще именуют королем цветов, розу и шиповник, хризантемы, и, разумеется, лотос, символ чистоты и возвышенности.
Традиционно китайский сад не имеет как таковых газонов, вместо них почву покрывают злаки, кислица, хосты.
Бонсай – невысокое деревце, до 1 метра в высоту, также является неизменным атрибутом сада в китайском стиле, высаженное в контейнер и размещенное на подставке, он создает необычный эффект.
БонсайГоворя о саде в китайском стиле, не стоит забывать и о мостиках, перекинутых через пруд на даче. Они бывают различной формы: зигзагообразные, волнистые, горбатые, шаговые, одноуровневые и многоуровневые. Для их постройки используются всевозможные камни, дерево, бамбук.
Как же без них, округлая форма, красный цвет, материал – дерево, металл, стекло или бумага, размещенные на стенах или внутри беседки и павильона, они выполняют не только эстетическую функцию, но и выступают в роли освещения пространства.
Они являются небольшими проемами в садовых стенах, размещенные на уровне глаз. Могут быть как полые, и выполнять функцию рамы, так и иметь кованную или каменную решетку. Как правило, сквозь них можно разглядеть следующую часть китайского сада.
Это проемы в стене различной конфигурации в человеческий рост. Стена выступает в роли разделителя садовых зон. Настоящий китайский сад обязан в своем оформлении иметь хотя бы одни лунные ворота.
Традиционный атрибут сада в китайском стиле, обычно имеют прямоугольную крышу китайской изогнутой формы, и различную декорацию, цвет при их оформлении, в основном, используется коричневый или красный.
Данная парная скульптура всегда размещается у входных ворот или дверей дома. Устанавливается, чтобы защитить владельцев сада от неприятностей и негативной энергии посетителей.
Отдельный разговор – это строения в китайском саде: павильоны, террасы, чайные домики, беседки. Их размещают на участке так, чтобы находясь в них можно было созерцать все пространство сада или хотя бы его большую часть, любоваться его красотой и гармоничностью. Отдыхать душевно от суеты и обыденности.
Сами строения выполняются в традиционном китайском стиле, с изогнутыми крышами, и размещаются они обычно на берегу или в центре пруда.
Китайские беседки — это воздушные, открытые со всех сторон ветру, сооружения. Они бывают различной конфигурации: круглой, квадратной, многоугольной. Отличительная черта – поднимающаяся крыша.
В Китае подобные сооружения имеют свои традиции, уходящие корнями в историю.
Столетия назад они служили павильонами для военных целей и базировались на месте с отличным круговым обзором. Но с приходом в 17 веке китайского стиля в Европу и его популяризации там (он даже получил свое название – шинуазри), эти беседки появились и в садах. Проявлялся китайский стиль в коллекционировании богато украшенных мелочей. И еще в сооружении в парках и садах знати красивых и ярких павильонов и беседок, с изогнутыми, стремящимися вверх, крышами.
В самом же Китае без традиционного сооружения не обходится ни один сад, ни одна парковая зона. При этом каждой постройке, как и саду, дается свое имя, например, «беседка белых лотосов», или «беседка счастливых традиций».
Конструкции таких строений разнообразны. Форма сооружения зависит от его символического значения и особенностей ландшафта, с которым ей надлежит оставаться в полной гармонии, и напрямую связана с китайской мифологией.
К тому же такая изогнутая конструкция китайской крыши оправдывает себя и с инженерной точки зрения. За счет подобной формы обеспечивается конвекция воздушных потоков, в беседке постоянно прохладная атмосфера и всегда свежий воздух. А стекающая по крыше вода отводится от фундамента и стен при любом косом дожде.
В Китае соблюдается многовековая традиция — возводить новое сооружение в память о каждом значимом событии.
Издавна для сооружения беседок использовали такие сорта древесины, как сандал, розовое дерево, груша. Это прочный, невосприимчивый к негативным погодным условиям материал, имеющий красивую внутреннюю структуру. Его применяют при изготовлении резных орнаментов балюстрад и карнизов. В настоящее время на смену традиционным вариантам древесины все чаще приходят более доступные и популярные хвойные породы: сосна и лиственница.
Резные деревянные украшения — характерный элемент китайского искусства, который развивается в стране уже нескольких десятков веков. Узоры для оформления подбираются различные, они могут быть как просто геометрическими различных форм, так и растительными или даже сюжетными.
Особое место занимает цветовое оформление построек, покраска стоек или колон. В Китае каждые цветовой оттенок имеет свое символическое значение. Основные ходовые оттенки – золотые, красные или черные.
Изнутри беседка оформляется традиционными удобными деревянными скамеечками и маленьким столиком округлой формы.
Верхнее покрытие китайской крыши, если следовать всем канонам, должно быть из натуральной черепицы, но в настоящее время допускается использование ее имитации.
Важным дополняющим элементом являются фигурки священных зверей (дракон, черепаха, тигр и т.д.) и птиц, выполненные в стиле скульптуры или барельефа. Обычно их располагают на крыше беседки или у входа в постройку.
В Китае сад рассматривается как собственный маленький рай на земле, в котором можно раствориться и почувствовать себя единым целым с природой.
А поклонникам китайской философии фен-шуй участок следует поделить на зоны, каждая из которых отвечает за конкретную сферу жизни, что поможет привлечь удачу и деньги. Подробнее об этом можно узнать здесь.
dachanaladoni.ru
Из каких же элементов складывается китайский сад?
В продуманном и сбалансированном саду желательно иметь как «живую» воду (водопад), так и водную гладь (водоем со спокойной, неподвижной водой). Не следует забывать о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, их берега служили местами пикников и прогулок. Водоемы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки. Императорские павильоны на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к размерам самого острова. Таким приемом добивались впечатления, что они «вырастают» прямо из воды.
Спокойная вода — зеркало мира, воплощение покоя
Создается особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водяные потоки перекинуты «верблюжьи», или горбатые мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами. Живая вода – водопады. Их можно создать элементарно – всего лишь правильно организовав сток с крыши. В Китае крыши павильонов делают так, что дождевая вода низвергается с них, как настоящий водопад. А в наших широтах воды слишком много, поэтому мы на нее мало обращаем внимания. Но если вдуматься, мы тоже любим летом сидеть на открытой веранде во время дождя и слушать шум падающей воды. И в наших садах, под нашими крышами всегда можно создать некий водоем, в котором вода будет собираться для полива, выполняя одновременно роль водной глади.
Камню в китайском саду отводится важное место
Необходимо найти и принести в сад «правильный» камень. Не менее важно – точно и в нужном месте его расположить. Камень может быть один – большой, но очень красивый; его размещают на подставке или включают в композицию. Может быть и композиция из камней самого разного размера, цвета, фактуры и так далее. Особо ценными считаются камни с переливами, узорами, вкраплениями разнообразных цветов. Они ценны с художественной точки зрения, а с философской и релаксационной рассматриваются как вместилище энергии, предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают. Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования растений. Один из китайских философов по этому поводу говорил: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим, и практическим целям
Посмотрите на Великую Китайскую стену – и все вопросы отпадут сами собой. С определенной долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стен подобие дракона, защищающего пространство сада, а дракон на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии. Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим целям, даже если она просто зрительно разграничивает сад. Ограда как таковая сама по себе располагает к «созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь». Нередко на стене оставляют пустое пространство, где друзья или почетные гости могут собственноручно начертать надпись.
В саду всегда есть архитектурные сооружения
Все подчинено идее созерцания из любой точки сада. Всегда важно, что бы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем.
Дом открывается саду через окно, а сад через окно входит в дом
Окно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду через окно, а сад так же через окно входит в дом. Разная форма проемов и окон – разная энергетика, но и многообразие мира, как внутреннего, так и внешнего.
Часто перед наиболее выразительной частью парка или коллекцией растений стоит камень со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. О сиренях – перед сирингарием, о пионах – перед парком пионов, о розах – перед розарием, о лагерстремиях – перед входом в сад лагерстремий и так далее. Если где-то в парке — национальном или природном — вам случилось увидеть такие надписи на камнях, стволах деревьев или прямо на склонах, значит, это такое красивое место, которое просто не может никого оставить равнодушным.
Надписи — непременный элемент каждого китайского сада
Причем вирши могут быть размещены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада, а могут и изречения разных авторов быть расположены рядом. Надписи бывают выбиты на скалах, на камнях и специальных каменных столбах. Иероглиф, знак в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как значимое, важное. Он может быть начертан не только на камне, но и на стволе дерева, на стене сада (строения). Это символ, и он обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, нести счастье и радость, душевный покой и равновесие.
В китайском саду непременно есть и декоративные, и плодовые деревья Распределять по местам и степени «любви» и предпочтений те или иные культуры в китайском саду – неблагодарная задача. Все зависит от его расположения, благосостояния и общественного положения хозяина, многих других факторов. Но есть некоторые растения-символы, без которых не обходится, пожалуй, ни один сад.
Чаще всего список возглавляют хвойные (сосны, пихты, можжевельники, плосковеточник и другие), олицетворяющие долголетие, вечность, благородство. В китайском саду есть непременные «деревья счастья» (сливы, персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии). Древесные растения обязательно формируются. Особое место в садах отводится розам. Здесь следует еще и вспомнить, что чайно-гибридные розы – это и есть исконно китайские садовые розы («чайные» – от русифицированного английского слова China – Китай и от латинского видового названия chinensis – китайская, то есть, правильнее было бы их называть китайско-гибридные, или гибриды китайской розы). Розы высаживают большими группами, создавая розарии; вдоль дорожек; на шпалерах и так далее. Травянистые растения – неотъемлемая часть сада. Однолетние и двулетние цветы — чаще всего ноготки, анютины глазки, флоксы — выставляют в горшках либо высаживают в грунт; многолетние размещают большими группами, создающими акцентные пятна, сбалансированные по цветовой гамме, по срокам цветения, по декоративности в осенней расцветке.
Травянистые растения, цветы — неотъемлемая часть сада
Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры из однолетников (временные композиции на газонах), которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Среди многолетников предпочтение отдается тюльпанам, пионам, георгинам, хризантемам, кардиокринумам, ирисам, флоксам, лилиям. Для водоемов главнейший вид — лотос. Помимо того, что он – буддийский символ, он еще и важное пищевое растение. В саду обязательно есть уголки, предназначенные для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными, весной – персиками, сливами, яблонями, миндалем, летом – буйством и разнообразием растений, осенью – яркими красками кленов, осин, абрикосовых деревьев. Есть еще одна особенность у китайского сада – он не знает обширных травяных газонов. А дело в том, что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам. Созерцание в саду благородных растений должно воспитывать благородные ответные чувства. Назначение рукотворного сада в Китае не исчерпывается показом разнообразия форм и богатства оттенков цветущих растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение.Кирилл Ткаченко, Санкт-Петербург
7dach.ru
Прекрасны китайские парки. Они сильно отличаются от европейских, в них много камня, беседок, прудов и рукотворных речек, через которые переброшены мостики. По дорожкам парка можно гулять, представляя, что ты в горах.
Китайцы, надо понимать, очень любят горы. Вот и наш гид Лиля, на вопрос где китайцы любят отдыхать, ответила: «Ходим на хребет». А вот купаться китайцы не любят и не загорают. Та же Лиля сказала, что большинство китайцев не умеют плавать, действуя по китайской пословице: «Кто умеет плавать, для того больше вероятность утонуть». Странная на наш взгляд, но понятная китайцам, логика. Действительно, кто лучше плавает, тот дальше заплывёт. И, соответственно, ему будет сложнее вернуться.В китайских парках можно передохнуть на скамеечке, в открытой беседке или павильоне с изысканной мебелью.
Всё радует глаз, располагает к отдыху и размышлениям. Цветут камелии и магнолии, свисают ветви только что распустившихся плакучих ив, вода с плавающими золотыми рыбками, «пенцзя» или «пенцзин» — старые дуплистые сосны, можжевельники, дубы (или любые другие деревья, кажется, для китайских садовников нет ограничений), но в горшках и высотой от 20 см до полутора метров.
Но почти нет клумб с цветами и, на мой вкус, слишком много камня. Камень для парков не абы какой, он проходит специальную подготовку – в нём предварительно проделывают разные отверстия и углубления, а потом кладут в море лет эдак на 50, где камень шлифуют волны. После такой непродолжительной, по китайским меркам, подготовки камень занимает место в саду или перед домом. Кстати, перед входом в дом, даже и многоэтажный, согласно Фэн-шуй, должен размещаться большой камень.И ещё. Водили нас в самые знаменитые, образцовые для всего Китая, парки — «Сад скромного чиновника» (эх, быть бы мне таким скромным и бедным), «Сад рыбака», в парк Летнего дворца Ихэюань, возили по знаменитому озеру Сиху в Ханьчжоу, окружённому парками, и ещё во много старинных и современных произведений китайского паркового искусства.
Сад скромного чиновника
Сад рыбака
два взгляда
Парк Летнего дворца Ихэюань
мраморный корабль императрицы Цы-Си
Озеро Сиху
Современный парк в городе Ханьчжоу
Парк радости Юй в Шанхае
Везде одни и те же приёмы и одна схема
Это диктуется принципами фен-шуй, которым китайцы следуют неукоснительно. Потому на неискушённый взгляд они все похожи. Хотя, быть может, европейские парки и архитектура на взгляд китайцев тоже однообразны?
Поиск дешевых авиабилетовГотовые туры
Отели
Туристическая страховка
Чтобы не пропустить ничего интересного, вы можете оформить е-мейл подписку. Тогда вы будете получать сообщения о появлении новых рассказов. ПОДПИСАТЬСЯputevye-istorii.ru
Китайский стиль ландшафтного дизайна, как собственно и вся китайская культура, по праву считается одним из самых древних. Сады Поднебесной завораживают своей самобытностью, ведь их дизайнерские принципы формировались в условиях абсолютной изоляции, опираясь исключительно на постулаты даосизма и конфуцианства.В китайском придомовом парке нет ничего лишнего. Здесь всё продумано до мелочей, и каждый, даже самый миниатюрный элемент, играет важную роль, имея своё символическое значение.
Китайский стиль в ландшафтном дизайне≡ Содержание:
Китайский стиль оформления ландшафта довольно специфичен. Его идеологической основой стала философия фэн-шуй. Главные постулаты этого учения, имеющие отношение к обустройству территории, таковы:
Основная идея китайского ландшафтного дизайна – воспроизведение на имеющейся территории миниатюрной модели мира. По сути – это колоритная смесь из пейзажного и этнического стилей, основанная на гармоничном сочетании природных красот с определёнными декоративными включениями. Однако грань между естественным и рукотворным здесь настолько тонка, что неискушённому зрителю определить её будет очень сложно.
Японский ландшафтный дизайн
В китайском саду человек не противопоставляет себя природе, а лишь деликатно направляет её проявления в нужную сторону. Находясь в постоянном поиске совершенства, приверженцы древних философий создают вокруг себя живописные ландшафты, идеально подходящие для медитаций и ощущения абсолютного единства с окружающим миром.
Оформление участка в китайском стиле предусматривает организацию максимально комфортных условий для достижения гармонии с природой и с самим собой. В этом необыкновенном месте, одинаково прекрасном в любую погоду, независимо от времени суток, человек должен отдыхать и душой, и телом.Яркой особенностью оформления сада по-китайски является иллюзия безграничности пространства. С каждой смотровой площадки обязательно открываются новые виды. Любой, даже самый маленький кусочек сада, притягивает взгляд, создавая настроение. Неухоженные или незанятые участки здесь недопустимы.
Пейзажность таких садов обеспечивается плавностью линий, сглаженными формами, природными силуэтами и свободно растущей зеленью.Как правило, участок, оформленный в китайском стиле, можно узнать по следующим признакам:
Китайские приусадебные участки существенно отличаются от европейских своим наполнением. Основной акцент дизайнеры востока делают на воду и камни, в то время как растительность, а особенно – цветы – это просто полезное дополнение.
Несмотря на то, что все ландшафтные композиции в китайском стиле имеют единую философскую концепцию, они всё же подразделяются на несколько видов. В зависимости от оказываемого эмоционального воздействия, различают:
Примечательно, что эти зоны должны одновременно присутствовать на территории участка. Планомерно сменяя друг друга, они делают китайский сад многоликим, напоминающим реальный мир, постепенно открывающий свои секреты любознательному путнику.
Поскольку в китайском саду всё подчиняется теории равновесия фэн-шуй, обустройство ландшафта здесь следует проводить в соответствии с её идеями:
Корректируя вид и количество составляющих, можно обустраивать каждую зону, ослабляя или, наоборот, усиливая её энергетическое воздействие.
Занимаясь обустройством участка в китайском стиле нельзя забывать об определённых традиционных элементах оформления. К ним относятся:
Внутренние (садовые) стены. Выложенные из камня или выкрашенные в белый цвет, они служат эффектным фоном для растительности, одновременно выполняя функцию зонирования участка.
Лунные ворота. Представляют собой большие, размером с человеческий рост, проёмы произвольной формы во внутренних стенах сада. Разделяя пространство, они помогают открывать новые пейзажи по мере продвижения по участку, одновременно являясь своеобразными рамами для «живых картин».
Садовые окна. Это различные отверстия в садовых стенах, позволяющие созерцать живописные картины природного мира. Могут иметь два варианта исполнения:— в виде достойной рамы для открывающегося за ней пейзажа;— в форме декоративной решётки из металла, камня или дерева, зачастую с замысловатым орнаментом.Камни. Наделены душой и олицетворяют собой мужское начало Ян. Особую ценность представляют старые глыбы и образцы, имеющие сложную форму. Располагаются как по отдельности, так и группами. Гора камней в Поднебесной – символ бессмертия.Традиционно в оформлении ландшафта широко используется озёрный известняк, демонстрирующий на своей поверхности следы длительного воздействия воды, а значит – имеющий прошлое.
Водоёмы. Наряду с камнями являются неотъемлемой частью китайского ландшафта, и символизируют женское начало. Причём живительная влага обязательно должна присутствовать в двух состояниях – спокойном и движущемся. В саду нужно найти место как для пруда или озера (желательно с рыбками и водными растениями), так и для ручья или даже водопада.Стилизованные мостики. Соединяя берега водных пространств, они могут быть самыми разными: шаговыми – для скромных ручейков, изогнутыми – для небольших потоков, зигзагообразными – для пересечения крупных водоёмов. Традиционные строительные материалы – дерево и камень.
Беседки и павильоны. Примечательны отсутствием стен, изогнутой кровлей и богатым убранством. Сооружаются, как правило, на берегу или в самом центре пруда. Предназначены для отдыха, медитаций и созерцания. Форма постройки зависит от окружающего ландшафта и символического значения.
Бонсэки. Это миниатюрная пейзажная композиция из камней и песка, расположенная около ограды или на специальном столике посреди сада.
Китайские фонарики. Традиционно выполняются в красном цвете, иногда украшаются иероглифами. Могут быть изготовлены из самых разных материалов – металл, дерево, бумага, стекло. Размещаются вдоль стен, внутри и снаружи беседок. Используются как для освещения пространства, так и в качестве украшения.Каменные львы. Традиционный атрибут китайского сада, призванный защитить хозяина от отрицательной энергии, которую могут принести с собой посетители. Располагаются парами непосредственно у дверей дома или перед входными воротами.
Входные ворота. Имеют прямоугольную форму и дополняются характерной изогнутой крышей. Окрашены, как правило, в ярко-красный или коричневый цвет.
По учениям фэн-шуй вся энергия в пространстве движется ритмично. Исходя из этого, садовые дорожки обязательно должны быть извилистыми, особенно те, которые ведут непосредственно к дому. Прямая линия в китайском ландшафте по негативному воздействию приравнивается к удару молнии.Для рассеивания или нейтрализации враждебных энергетических потоков, в особо «опасных» местах устанавливаются арки, садовые стены или лунные ворота.Сами дорожки всегда вымащиваются твёрдым покрытием. Это могут быть:— цветная галька, уложенная в виде волнистых узоров или замысловатых рисунков;— булыжники;— фигурная плитка.
Выбор мебели для сада в китайском стиле осуществляется с учётом её уместности в той или иной зоне. Размещать скамейки на открытых участках попросту – не принято. Если это место для беседы – оно должно быть прикрыто зонтом или стилизованным навесом, обеспечивающим защиту от дождя или палящего солнца.Важно помнить, что сломанная мебель привлекает неприятности, поэтому ей нет места в настоящем китайском саду.
Растительный мир в китайском саду весьма разнообразен. Однако при его планировании важно помнить, что каждое дерево, каждый кустик, и каждый цветок несут в себе определённую энергетику, воздействуя соответствующим образом на окружающее пространство.
Особо значимыми среди деревьев считаются: сосна, символизирующая долголетие, бамбук – олицетворение стойкости, а также персик и слива, дарящие счастье. Они, как правило, имеются в каждом саду, наряду с пихтами, ивами и вишней.
Деревья зачастую высаживаются поодиночке. В случае групповых посадок, число растений должно быть нечётным.
Большим уважением пользуются по-настоящему древние или искусственно состаренные экземпляры с неровными стволами, которые обычно становятся центрами тематических композиций.
Встречаются в китайском саду и кустарники, привлекающие яркостью листвы или декоративностью во время цветения (магнолии, гортензии, форзиции, жасмин).
Цветы выращиваются эффектные, но в то же время утончённые. Однако их не должно быть слишком много. Это, как правило, розы, пионы, ирисы, хризантемы и лотосы. Зачастую цветущие растения окружают зеленью, придавая композициям живописной изысканности.
Одной из ярких особенностей китайского стиля в ландшафтном дизайне является отсутствие чётких визуальных границ пространства. Поэтому садовые ограждения маскируются всеми возможными способами:
***
Чтобы все усилия по созданию китайского сада не пропали даром, и благотворная энергия не покинула участок, очень важно пристально следить за порядком на всей его территории. Необходимо регулярно удалять сухие ветки, опавшую листву и увядшие растения, чтобы ничто не вставало на пути энергии Ци, позволяя ей беспрепятственно циркулировать в пределах заданного пространства, обеспечивая хозяину благополучие и процветание.
Список всех ландшафтных стилей с фото
rehouz.info