Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Храм Христа Спасителя. Когда построен храм христа спасителя


Храм Христа Спасителя — главный храм России

А знаете ли вы, почему именно храм Христа Спасителя называют главным храмом России? Оказывается, вовсе не потому, что он — самый большой православный храм в нашей стране, хотя он вмещает десять тысяч человек, а это целая армейская дивизия! И даже не потому, что он — самый высокий православный храм в мире: 104 метра! (Низкие облака проплывают на высоте 120 метров — рукой подать!) А потому, что храм Христа Спасителя — главный, кафедральный собор столицы, где совершает богослужение предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх.

У этого храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Как же так получилось? Но… обо всем по порядку.

Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть храм Христа Спасителя на Воробьевых горах

Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть храм Христа Спасителя на Воробьевых горах

Как поблагодарить Бога?

Когда мы хотим поблагодарить человека, то чаще всего делаем ему подарок. А как поблагодарить Бога? Какой подарок можно подарить Ему — невидимому и всемогущему? Ему не отправишь посылку, не передашь цветы с курьером. Но можно построить храм. И, конечно, это будет самый лучший подарок Богу.

Именно так и поступали всегда наши благочестивые предки. Они строили храмы и тем самым благодарили Спасителя и Пресвятую Богородицу. За что? За благодатную помощь в жизни, за чудес-ное спасение от гибели, за дарование побед в грозных сражениях с врагами. Наши предки давали Богу обет (обещание) построить в благодарность храм и называли такие храмы обетными (обещанными).

К числу обетных храмов относится и храм Христа Спасителя. А пообещал его построить император Александр I в день Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю) 1812 года. Кстати, полное официальное название храма — кафедральный соборный храм во имя Рождества Христова.

Но что же такого знаменательного происходило тогда, в тот декабрьский день? Это был последний день Отечественной войны 1812 года. В тот день последние солдаты армии Наполеона Бонапарта покинули пределы России. Страшная это была война. И вовсе нелегко далась победа. Более двухсот тысяч русских людей сложили за нее свои головы. В золе и пепле стояла сожженная Москва, но она уже начинала отстраиваться заново. Александр I так написал в своем манифесте о постройке храма: «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». И объявил конкурс архитектурных проектов.

Константин Тон построил Московский и Николаевский вокзалы-близнецы в обеих русских столицах, набережную в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейную палату в Кремле.

Проект первый

Выиграл конкурс молодой, никому не известный зодчий, обрусевший швед по фамилии Витберг. Он как будто угадал тайное желание императора: храм должен выглядеть не просто монументально, а грандиозно! Витберг придумал гигантские колоннады, массивные мраморные лестницы, усыпальницу для русских воинов. Памятники монархам и видным полководцам, а также трофейное оружие, добытое в боях с французами, должны было украсить его помещения. Для стройки выбрали Воробьевы горы — самую высокую точку Москвы, которую называли «короной столицы». Знаменательно, что находится она посередине между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой они бежали из столицы. Сорок восемь колоколов возвещали бы о начале и конце службы. Благодаря природной акустике (свойствам распространения звука), звон этих колоколов могла бы слышать вся Москва!

Увидев проект, растроганный император Александр Первый воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»

Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Но… ох, уж это «но»…

Как уже говорилось, Витберг был архитектором молодым и… неопытным. Он учел далеко не все. Оползни почвы и грунтовые воды Воробьевых гор стали чрезвычайно мешать строительству. Но это еще не самое страшное: молодой человек оказался неопытным и в организационных и, что хуже всего, в денежных вопросах. После смерти его покровителя, Александра Первого, Витберга незаслуженно обвинили в казнокрадстве (краже государственных денег) и сослали в Вятку. А строительство на долгие годы прекратилось. И обет Богу остался невыполненным.

Проект второй

Николай I

Николай I

Новый император Николай Первый про этот обет не забыл. Но надо было начинать все сначала. Правда, конкурсов государь устраивать не стал. Он просто поручил сделать новый проект своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру Константину Андреевичу Тону.

Тон отличался чрезвычайной наблюдательностью. Выходец из немцев, он по-настоящему любил все русское. В древних русских храмах он разглядел столько красоты и гармонии, что задумал сделать проект в древнерусском стиле. На листе бумаги он набросал здание и величественное, и простое одновременно. А увенчал это здание золотой купол, похожий на шлемы древних русских богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.

Место для своего храма он тоже выбрал другое — поближе к центру столицы, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки.

В день 25-летия Бородинского сражения, 10 сентября 1839 года, состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил будущий святой, тогда еще просто митрополит Московский, Филарет (Дроздов).

Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.

Строился храм почти полвека, а точнее — 44 года. А всего на исполнение обета Александра Первого потребовалось 70 лет.

Слово «кафедральный» происходит от латинского слова cаthedra,что означает дословно «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области, которые называются епархиями. В каждой епархии есть руководитель (епископ, архиепископ, митрополит), который служит в своем кафедральном соборе. А предстоятель всей Церкви — Патриарх — служит в главном кафедральном соборе страны.

Свято–Алексеевский монастырь, на месте которого позднее и был построен храм Христа Спасителя

Свято–Алексеевский монастырь, на месте которого позднее и был построен храм Христа Спасителя

Всем миром

Так получилось, что над созданием храма трудились многие художники и скульпторы, чьи имена навсегда остались в истории русской культуры. Кто же это? Вот только некоторые из них.

Эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу».

Росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Он столь серьезно отнесся к этой работе, что перед ее началом ездил молиться в Троице-Сергиеву лавру к мощам знаменитого русского святого Сергия Радонежского. Ведь именно этот святой благословлял иконописца Андрея Рублева на создание великого образа — Святой Троицы.

Александр III

Александр III

А создатель знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге скульптор Петр Клодт вместе с другими работал над скульптурами храма-памятника.

Собор получился очень красивым. Скульптуры, живопись, иконы, барельефы, резьба, литье — какие только таланты не приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу. На мраморных досках в нижней галерее храма начертали имена героев войны.

Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал удивительную по глубине патриотическую увертюру под названием «1812 год».

Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господа 26 мая (8 июня) 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Сменился третий император, но были еще живы немногочисленные ветераны Отечественной войны. С Георгиевскими орденами на груди они стояли на освящении храма.

Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.

О времена, о нравы!

Храм был построен на века. Но простоял во всем своем великолепии всего 48 лет. Почему? После 1917 года к власти пришли большевики и начали планомерно уничтожать все, что было связано с религией и верой в Бога: они запрещали людям носить нательные крестики, преследовали священников и закрывали храмы. Главный храм России — храм Христа Спасителя — решили снести.

5 декабря 1931 года храм взорвали. На его месте собирались построить Дворец Советов. Гигантское здание высотою в 420 метров (то есть в четыре раза выше храма) должна была венчать огромная статуя вождя революции — Ленина. Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. В голове Ленина размером с пятиэтажный дом должна была расположиться библиотека, а указательный палец статуи был бы длиной 4 метра.

Но всем этим планам не удалось осуществиться. Пока уничтожали память об Отечественной войне 1812 года, пока закладывали фундамент нового гигантского здания, началась Великая Отечественная война (1941–1945 годы). Снова под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы.

Верующие люди во всех несчастьях всегда видели одну причину — отступление от Бога. Но атеисты никогда об этом не задумывались. Мраморными плитами храма выкладывали стены станций метро, памятные доски с именами героев Отечества пошли на ступени в гардероб Третьяковской галереи.

После окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва». И людская память о храме-памятнике постепенно стиралась. Так бы мы и оставались Иванами, не помнящими родства, но нашлись люди, которые не хотели забывать свою историю.

На возрождение храма Христа Спасителя деньги собирали всем миром, «кружки» стояли в церквях по всей России

На возрождение храма Христа Спасителя деньги собирали всем миром, «кружки» стояли в церквях по всей России

 

Второе рождение

Знаете, кто первый публично предложил восстановить храм Христа Спасителя? Это был первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Однажды он побывал в Троице-Сергиевой Лавре (одной из немногих не уничтоженных в советское время). В небольшом музее при Лавре Юрий Алексеевич увидел макет утраченного храма. Его поразила красота и величие сооружения. Вскоре он выступал на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. И вдруг неожиданно для всех предложил восстановить храм Христа Спасителя. Сидевшие в президиуме коммунисты буквально онемели от этих слов. В атеистической стране это была небывалая смелость. Но не сажать же в тюрьму человека-легенду! Выступление Гагарина постарались замять. В газетах, на радио и на телевидении его слова вырезали из речи.

Прошло еще двадцать лет. Менялись времена, безбожные годы подходили к концу. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма.

В 1990 году Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить храм Христа Спасителя на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

И опять деньги собирали всем миром! Но самое активное участие в осуществлении вос-создания собора приняло правительство Москвы. На этот раз храм построили всего за 6 лет. В нем есть и богослужебные помещения, и современный зал собраний, и музей истории города Москвы.

19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. А сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке, хранит имена, даты, цифры, судьбы людей. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

 

Храм был спроектирован в виде равностороннего креста. Он поделен на три большие части — центральную часть с алтарем, верхние галереи с двумя приделами и нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812—1814 годов.

Южный фасад храма (со стороны Москвы-реки) рассказывает о периоде войны с июня по декабрь 1812 года. Осеняет его Смоленская икона Божией Матери в верхнем центральном медальоне. Этот образ три месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой его носили по рядам войск.

Смоленская Икона Божией Матери

Смоленская Икона Божией Матери

 На верхних галереях находятся приделы во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (юг, со стороны Москвы-реки) и святого Александра Невского (север).

С восточной стороны храма в 2005 году был открыт памятник императору Александру Второму-освободителю. 

Памятник Александру II

Памятник Александру II

 С западной, главной стороны храма Христа Спасителя находится деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная». В ней находится почитаемый список «Державной» иконы.

Часовня была воздвигнута еще в 1995 году (еще раньше здесь находился закладной камень). Здесь совершались молитвы о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, за его строителей и благотворителей.

деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная»

Деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная»

 В отличие от старого храма, теперь в храмовый комплекс входит Преображенская церковь, которую соорудили в нижней части храма в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре, так как его главный собор был Спасо-Преображенским.

В нижней части храма также находятся залы Священного Синода и Церковных Соборов, Трапезные Палаты.

Еще в нижней части храма находится музей храма Христа Спасителя. 

Храм Христа Спасителя — главный храм России

Плита с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов

В нижней галерее храма расположился мемориал Отечественной войны. Там поместили 177 мраморных плит с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов.

В этой части храма, рассказывающей о сражениях и героях той кампании, даже готовились к экзамену по истории студенты Московского университета.

Северный фасад храма Христа Спасителя посвящен заграничному периоду Отечественной войны. В верхних боковых медальонах представлены святые, чьи праздники совершались в дни важнейших битв заграничной кампании. В верхнем центральном медальоне изображена Иверская икона Божией Матери. На горельефах изображены образы великих апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви.

На восточном храмовом фасаде по углам изображены Рождество и Воскресение Спасителя. Скульптурные изображения этой стороны храма представляют молитвенников за Москву и Россию. Это митрополиты Московские  — святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский, и другие святые. В верхнем центральном медальоне находится Владимирская икона Божией Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 26 августа (8 сентября) — в день праздника этой иконы.

Наибольшее место в храме занимает центральная часть с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник. Митрополит Филарет лично обращался в Святейший Синод, чтобы разрешили сделать такой нетрадиционный иконостас, внутри которого находится престол.

центральная часть храма Христа Спасителя с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник

Центральная часть храма Христа Спасителя с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник

Этот алтарь — символ пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. У него есть также и другой символический смысл. Образно алтарь-часовня символизирует храм Покрова Божией Матери, что на Рву (храм Василия Блаженного), а огромное храмовое пространство вокруг него — Красную площадь.

 

Рисунки Екатерины Гавриловой

 

Читайте также:

Храм Христа Спасителя. Инфографика

Храм, по которому можно изучать историю

foma.ru

7 вещей, которые нужно знать о Храме Христа Спасителя

8 июня 1883 года, 130 лет назад, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя. Вспоминаем главные факты о главном кафедральном соборе Русской православной церкви.

1

Идея создания Храма Христа Спасителя

Илл.  План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е годы

Храм Христа спасителя – это мемориал воинам, павшим в Отечественной войне 1812 года. Идея построения храма-памятника участникам войны, которую впервые назвали «Отечественной», и исход которой решало общенародное движение, воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.

2

Первый Храм Христа Спасителя

Проект Храма Христа Спасителя предложенный архитектором А.Л. Витбергом

Между разгромом наполеоновской армии и началом строительства Храма в центре Москвы прошло довольно долгое время: почти 27 лет. Не так широко известно, что в эти годы был проведен международный конкурс на постройку Храма, был выбран проект, и даже приступили к самому строительству. Однако это должен был быть другой храм — не тот, копию которого мы видим сейчас на Волхонке. Конкурс, который в 1814-м году провел Александр I, выиграл 28-летний Карл Магнус Витберг. Витберг был готов архитектурно выразить всемирную миссию России, призванной нести истинный свет мира, разума и христианской любви для борьбы против революционной заразы, охватившей цивилизованный мир в обличье Бонапарта. Задумка была грандиозной – создать на Воробьевых горах, в месте, от которого открывается вид на всю Москву, большой храмовый комплекс в стиле ампир, с колоннадами, спусками к Москва-реке и широкой каменной набережной. В 1817 году, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка именно такого Храм. Однако вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а сразу после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

3

Первый миф о Храме Христа Спасителя

Фото А.А.Тон. Храм Христа Спасителя

Хотя работы на Воробьевых горах были свернуты, от самой идеи возведения Храма Николай I не отказался, но лично выбрал для него и место - Алексеевский холм на Волхонке, близ Кремля; и архитектора - автора помпезной «русско-византийской» стилистики Константина Тона. Но было всё-таки одно обстоятельство, которое могло бы смутить любого православного человека: для сооружения нового храма требовалось снести постройки находившегося на этом месте женского Алексеевского монастыря. В связи с этим обстоятельством появилось старомосковское поверье, будто настоятельница Клавдия выразилась следующим образом: «Окромя большой лужи здесь ничего не будет». Так, считали москвичи, игуменья «предрекла» сооружение здесь в будущем открытого бассейна «Москва» с подогревом воды, работавшего круглый год. Вряд ли эта легенда правдоподобна. Ведь митрополит Московский Филарет (Дроздов), совершавший 17 октября 1837 г. службу по случаю переноса Алексеевского монастыря в Красное Село, встречался в этот день с игуменьей Клавдией. Вряд ли Клавдия могла разразиться в такой момент проклятиями. Другое событие, связанное с закрытием Алексеевского монастыря, кажется более достоверным. В первый же день сноса рабочий, снимавший крест с монастырской церкви, сорвался с купола и разбился насмерть в присутствии огромного числа зрителей. Понятно, что народ воспринял это как дурное предзнаменование.

.

4

Второй Храм Христа Спасителя

Ф.А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя в Москве. 1883 год

Строительство Храма продолжалось почти 44 года: он был заложен в 1839 году, а освящён — в1883-го. Он был уникален: высотой 103,5 м., он мог вместить до 10 тысяч человек. Стены его были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, роспись внутри была выполнена  Верещагиным, Суриковым, Крамским, Васнецовым. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. Такого грандиоза в московском церковном зодчестве до тех пор не было. Храм был виден из любой точки города, звон его разносился далеко за пределы Москвы. При храме была собрана большая библиотека. Храм просуществовал в своем первоначальном виде 48 лет. В 1931 года он был взорван.

5

Второй Миф о Храме Христа Спасителя

Илл. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола

Перед тем как взорвать Храм у научной общественности взяли показания о том, что он не имеет художественной ценности. Академики-архитектуры публично клялись, что он не является произведением искусства. В числе немногих защитников Храма остался знаток и ценитель московской старины, художник Аполлинарий Васнецов. Росписи, барельефы, колонны разошлись по московским учреждениям и новым музеям. Миф или правда, но говорят, что «часовню-алтарь у большевиков выкупила жена американского президента Элеонора Рузвельт и подарила Ватикану», соборным мрамором отделали станции метро «Площадь Свердлова» и «Охотный ряд», а скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

6

Разрушение Храма

Илл. Проект Дворца Советов

В атмосфере антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - он должен был стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100-летие самого Храма – большевикам эти памятные даты не давали покоя. Храм вероломно разрушили. Но строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить: после начала войны каркас его фундамента из сверхпрочной стали пошел на изготовление брони танков «Т-34». Затем, на месте храма, с 1960 года функционировал открытый плавательный бассейн «Москва». Нынешний Храм Христа Спасителя не дал пропасть этому пространству: в нем расположен нижний храм, музей Храма, стоянка, зал церковных соборов и другие помещения.

7

Третий Храм Христа Спасителя

Илл. Гвоздь Креста Господня

С 1994  по 1997 год Храм Христа Спасителя в Москве был отстроен заново на том же месте и освящён 19 августа 2000 года. В Храме постоянно находятся такие святыни как Риза Господня и Гвоздь Креста Господня.

До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета — древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля.

Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.

new.russian7.ru

Храм Христа Спасителя Википедия

Страна Город Адрес Ближайшая станция метро Конфессия Патриархат Епархия Благочиние Тип помещения Придел(ы) Престольный праздник Реликвии Настоятель Основание Основатель Автор проекта Архитектурный стиль Основные даты
Кафедральный соборный храмРождества Христова
Храм Христа Спасителя
Россия
Москва
улица Волхонка, 15
 Кропоткинская
православие
Московский
Московская, епархия города Москвы
Центральное
храм
  • Николая Чудотворца
  • Александра Невского
25 декабря (7 января) — Рождество Христово
  • частица Ризы Господней;
  • частица Ризы Богородицы;
  • частица мощей апостола Андрея Первозванного;
  • глава святителя Иоанна Златоуста;
  • частица мощей святителей Петра и Ионы, митрополитов Московских, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской;
  • один из чудотворных списков Владимирской иконы Божией Матери;
  • чудотворный список Смоленской-Устюженской иконы Божией Матери
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
1812
император Александр I
Константин Тон
Русско-византийский
1860 — строительство по проекту Константина Тона1931 — разрушение2000 — воссоздание по проекту Алексея Денисова,

ru-wiki.ru

Храм Христа Спасителя — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Храм Христа́ Спаси́теля в Москве — кафедральный собор Русской Православной церкви. Построен в 1837-1883 годах на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту К.А. Тона (1832) как храм-памятник, посвященный воинам, погибшим в Отечественной войне 1812 года. Высота здания — 103, 3 м. Манифестом от 25 декабря 1812 года император Александр I постановил соорудить в Москве храм в благодарность за спасение России от грозившей ей гибели.Первоначально храм был заложен в 1817 году на Воробьевых горах по проекту архитектора А. Л. Витберга, но его сооружение было вскоре прекращено. Идея храма Витберга носила несколько отвлеченный, мистический характер, который нравился Александру I. Для Витберга, принявшего православие, Храм Христа был олицетворением человеческого существа, единства его тела, души и духа. События и люди, совершившие конкретный подвиг, переводились в плоскость отвлеченных понятий. Размеры храма, количество колонн, соотношение объемов — все имело свой мистический смысл.Спустя десять лет после прекращения работ на Воробьевых горах император Николай I решил соорудить храм в центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля. Был объявлен конкурс и предпочтение отдано проекту петербургского архитектора Константина Тона. В интерпретации Тона храм был прежде всего памятником русскому народу, его неисчислимым жертвам и победе над супостатом. Незадолго до этого Тон привлек внимание императора проектом церкви Святой Екатерины, выполненном в русском стиле. Работы Тона в русском стиле или, как иногда говорили, в «русско-византийском стиле» объяснялись бытовавшим тогда взглядом о византийском характере древнерусского зодчества. Представление о необходимости возрождения национальной архитектуры связывалось с необходимостью избавления от иностранных влияний путем прямого копирования форм древнерусской архитектуры.В плане храм имел форму равноконечного креста с одинаковыми фасадами. Увенчивало храм мощное пятиглавие, в котором центральная глава была значительно больше остальных, малые главы служили колокольнями (на них повешено было 14 колоколов). Четыре мощных столба-пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы выдающихся скульпторов А. В. Логановского, Н. А. Рамазанова, П. К. Клодта.Интерьер храма освещали 60 окон: 16 в главном барабане, 33 над хорами и 8 в коридоре. Над живописным оформлением храма трудилась большая группа художников в течение 23 лет (П. В. Басин, Г. И. Семирадский, В. И. Суриков, К. Е. Маковский и др.). Иконостас заменила шатровая напрестольная сень, выполненная по специальному заказу. Высота хора составляла 102 м. Чтобы нагляднее представить его размеры, достаточно сказать, что в его центральном подкупольном пространстве могла свободно разместиться колокольня.

На месте строительства храма находился древний Алексеевский монастырь и церковь Всех Святых. Монастырь в 1837 году был переведен в Красное село близ Сокольников, а строения монастыря — сломаны. Во время рытья котлована под фундамент храма были обнаружены два старых кладбища, одно из которых возникло, видимо, после эпидемии чумы 1771 года.

Архитектор Тон постоянно жил в Петербурге, и ему помогали московские зодчие А. С. Каминский, А. И. Резанов и др. Торжественная закладка храма состоялась в сентябре 1839 года. Процессия во главе с императором и митрополитом Филаретом двинулась от Кремля через Тайницкие ворота. Впереди шли инвалиды войны 1812 года, генералитет, сенаторы и пр. В память торжественной закладки были выбиты медали: 34 золотых, 100 серебряных и 100 бронзовых. Строительство продолжалось 44 года, 26 мая 1883 года Храм Христа Спасителя был торжественно освящен.

По решению Советского правительства 5 декабря 1931 года храм был взорван. От самого крупного сооружения Москвы сохранилась только часть наружных белокаменных барельефов, вмонтированных в стену Донского монастыря — филиала Государственного Музея архитектуры. Все остальное исчезло, как будто растворилось в воздухе. На месте храма предполагалось возведение грандиозного Дворца Советов. В 1960 году был построен открытый бассейн «Москва».5 декабря 1990 года закладкой храма Державной Божьей Матери близ будущего нового храма было отмечено начало работ по воссозданию Храма Христа Спасителя. Однако строительство фактически началось 29 сентября 1994 года. Именно в этот день была огорожена забором территория бассейна «Москва», после чего была построена стилобатная часть, верхняя отметка которой соответствует отметке существовавшего раньше холма (137 м над уровнем Балтийского моря). В течение года к празднику Рождества 1996 года были возведены основные несущие конструкции храма. Проектные работы выполнены проектной мастерской № 12 управления «Моспроект-2» (руководитель проекта М. М. Посохин).

Учитывая сжатые сроки, авторский коллектив и наблюдательный совет приняли систему параллельного проектирования и строительства. В качестве несущей конструкции впервые в церковном строительстве России был использован монолитный железобетонный каркас, что позволило вести кирпичную кладку стен одновременно в разных зонах и на разных уровнях.

Подлинных проектных материалов почти не сохранилось. Остатки материалов тоновского проекта были скрупулезно собраны в музеях Петербурга, а также в Государственном музее архитектуры в Москве. Проектные работы велись на конкурсной основе, у истоков концепции проектирования стояли И.А. Покровский и Б. М. Могильников. Главным отличием вновь построенного храма от оригинального является наличие стилобатной части, в которой разместились: храм Преображения Господня с воссозданием трех приделов снесенного Алексеевского монастыря, зал заседаний Синода на 1500 мест, палаты Патриарха и галерея для крестных ходов.

Новшеством, давшим экономию средств, стала замена традиционного золочения сусальным золотом на нитрит-титановое покрытие с последующим нанесением защитной прозрачной графитовой пленки, подвергнутой ионно-плазменному обжигу при температуре 1000 градусов. Этот технологический процесс осуществлен на заводе в Златоусте-36 (Челябинская область). Известняковая облицовка старого храма в новом была заменена на мраморную. Горельефы на фасадах в отличие от авторских выполнены не в камне, а из металла.

  • Храм Христа Спасителя: путеводитель. - М.: Венец-Ф; Тверь: Триада, 2004.
  • Храм Христа Спасителя. - М.: Профиздат, 2000.
  • Храм Христа Спасителя. - М.: ПИФ «Столица», 1996.
  • Храм Христа Спасителя в Москве. - М.: Планета: ТОО «Кузнец. Мост», 1992.

megabook.ru