Ижевские наличники, да и вообще наличники Удмуртии, существенно выделяются на фоне наличников других городов и областей. Всегда белые, яркие, они задают праздничное настроение улице. Добавить сюда обилие кружевной резьбы — и вот он готов, Ижевский рецепт хорошего настроения!Резьба на наличниках хоть и бесхитростна, местами простовата и даже грубовата, зато ее обилие и присутствие на буквально каждом наличнике очень радует глаз. Интересно, что сами дома украшены очень незначительно, зачастую это просто бревенчатые срубы. А наличники и слуховые окошки украшений очень хороши!В Ижевск я приезжал в ноябре 2007-го года. Было градусов десять с минусом и при этом практически не было снега. В этом смысле мне повезло, потому что засыпанные снегом наличники хороши неописуемо, особенно вечером, когда в окошках тёплый свет, но разглядеть бы детали не удалось.Тут очень характерным окзалось, что многие дома не покрыты доской, а оставлены бревенчатыми. На таких домах наличник выступает вперед очень существенно — когда же дом закрывается доской, наличник оказывается практически лежащим на этой доске.А что касается самих наличников, то вы и сами видите эти серёжки и поясочки. Серёжек от двух до восьми, а поясочков, стягивающих наличник от одного до четырёх. Придумают же! Не зря Ижевск в 2004-м году назвали культурной столицей поволжья!А сережки, висящие вниз тут бывают двух типов — кистевидные и, как я их прозвал, кошковидные. Потому что они похожи на кошек «вверх-ногами» ) Вот как раз наличник который несколько раз стянут поясками. Из-за того, что их много, уже и не скажешь, что это поясочки. Но это они :) Что замечательно — огромное количество наличников в прекрасном состоянии! 1. 2. Морозные узоры наличников Ижевска. Наличники на узоры
Морозные узоры наличников Ижевска |
А вот этот — один раз, и сразу всё очевидно. Вот о таких наличниках я и говорю — будто стянутые поясом. А иногда таких стяжек две или три.
3.
Вот у этого наличника по-моему кошковидные серёжки вниз висят. Такие — улыбающиеся кошки с ушками.
4.
5.
Удививший меня наличник — с якорями! Там дальше ещё 13-й будет похожим. Откуда в Ижевске морская тема — непонятно!
6.
7.
8.
9.
А вот здесь — кистевидные серьги. Их дальше много будет.
10.
11.
12.
13.
Вот он мой любимый гламурный наличник из Ижевска!! Розовый и с якорями! Загляденье просто ))
14.
15.
16.
Вот кстати интересные зооморфные мотивы — птички по краям наличника.Хотя изображение животных (по крайней мере в явном виде) для удмуртских наличников не характерно.
17.
18.
19.
20.
21.
Вот наличник, который на доме не покрытом досками. Он отстоит от стены и между ним и стеной даже успели сосульки зацепиться!
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Однако неправильно было бы говорить об ижевских наличниках как о совершенно других, непохожих на наличники соседних регионов. Вот здесь например прослеживаются растительные мотивы — в нижней части по бокам наличника какие-то цветы. Да и сердечки в навершии уже встречались однажды в Ярославской области.
29.
30.
А здесь скорее всего используется силуэт птицы. Может быть это попытка изобразить двуглавого орла?
31.
32.
Post Scriptum.
Если вы хотите приобрести календарь — «Наличники городов России» на 2011 год — торопитесь, год заканчивается, количество календарей совсем невелико!
nalichniki.com
Чем славится традиционная русская изба? Что притягивает взгляд в ней в первую очередь? Правильно, окно с резбленной вязью великолепных наличников! Думаете, это всего лишь элемент декора? Так, да не так.
Чтобы понять, для чего древние мастера-резчики передавали из поколения в поколение элементы узоров и технику исполнения резьбы в традиционном русском деревянном зодчестве, давайте разберемся, что представляло собой окно для наших предков.
Чем бы не занимались наши пращуры, они всегда вкладывали в это не только практический, но и, прежде всего, духовный смысл. Окна в том виде, в котором мы их привыкли видеть, в русской избе появились не так уж и давно, в XVIII-XIX веках. В это время стало доступным остекление оконных проемов.
А до этого периода наши предки обустраивали свои жилища так называемыми небольшими по размеру волоковыми оконцами. Прорубали небольшое отверстие в двух смежных бревнах и запирали его изнутри деревянной задвижкой – дощечкой.
Окружающий мир, солнце, деревья, небо, луну и звезды они, так же как и мы, сегодняшние, видели через окно. Но, в отличие от нас, этот атрибут жилища для наших предков был рубежом, одновременно связывающим и разделяющим семью с внешним реальным, потусторонним миром и Богом.
Таких рубежей, отделявших внутренний мир от внешнего, в традиционной славянской избе было несколько:
Все важные элементы дома подробно описаны в нашей предыдущей статье. А здесь мы хотим разобраться, о чем же хотели нам поведать наши предки, создавая наличники, какой смысл они вкладывали в резные фигурки на них.
Первые наличники появились задолго до появления стеклянных окон. И носили они поначалу защитную, обережную функцию. Орнамент древних наличников совпадает с орнаментом досок по краям избы (причелин) и подзоров крыш. Поэтому до сей поры в этнографических музеях можно увидеть фрагменты старинных узоров, содержащие архаичные символы, направленные на то, чтобы уберечь семью, проживающую в этом доме и привлечь в него благосостояние.
Обережные символы можно встретить не только в традиционном русском деревянном зодчестве, но и в элементах росписи, ткачества, вышивки и традиционных предметах славянского быта.
Со временем деревянная орнаменталистика стала приобретать свойства декора, обрастая новыми замысловатыми элементами. Но, следует учесть, что при этом древние, обережные символы не были утеряны и в обязательном порядке присутствуют в филигранных резных узорах. Зачастую, мастера передавали своим ученикам традиции орнаментальной резьбы по дереву, даже не догадываясь о том глубоком смысле, который заложен в них.
Для того чтобы понять символику резьбы наличников, давайте разберемся, из каких элементов состоят наличники. Оказывается, они отображают картину мира в представлении наших предков-славян.
Верхняя часть наличников являет собой небо, состоящее их двух уровней. Верхний уровень называли «небесной твердью», а нижний – «хлябями небесными». Твердь чаще всего изображали в образе двускатной крыши, а вот под хлябью понимали живительную, плодородную влагу, принимающую вид волнистой линии или полукружий. Последние символизировали грудь питающей землю богини плодородия.
Большая советская энциклопедия трактует хлябь как «бездну, водные глубины, глубь». В конечном итоге небеса для древних славян являлись источником света и влаги. Стекающие вниз капли и точки также являются символами хлябей, их можно встретить в орнаментах боковых наличников.
Символом тверди земной была, соответственно, нижняя часть наличников. Вспаханное поле на них изображалось в виде ромбов с точками внутри, а засеянное – в виде пересекающихся двойных полос. Боковые части наличников мастера резьбы по дереву называли «полотенцами».
Четыре компонента наличника – боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Поэтому, каждый узор, вплетаемый в орнамент наличника, имел строго определенное место.
Все четыре компонента в обязательном порядке содержали в себе изображение солнца. Самым частым солярным символом является ромб, размещенный чаще всего сверху, слева и справа от окна. Встречаются наличники, содержащие этот символ и в нижнем компоненте. Это говорит о том, что наши предки считали, что солнце огибает землю каждые сутки в течение года.
Однако, удлиненный ромб, расположенный внизу наличника, символизировал поле. Существуют композиции, составленные из нескольких солярных ромбов в верхнем компоненте наличника. Пятикратное изображение светила в виде ромба, окруженного четырьмя окружностями, означает солнце и его перемещение относительно небосклона на протяжении года. Иногда центральное изображение солнца может отсутствовать.
Часто в верхней части наличника образ солнца представлен в виде круга с равносторонним крестом или точкой, «небесным глазом», в центре либо в виде солярной розетки.
В центре навершия можно встретить еще один солярный символ – небольших размеров полудиск с расходящимися в разные стороны лучами.
Эти символы для древних славянских народностей были самыми надежными, мощными, дающими жизнь, свет, тепло и урожай оберегами, защищающими от всяческих бед и нечистого. Эти образы остались с языческих времен, когда славянские народности считали Солнце (Дажьбога) высшим центральным божеством.
Как видим, солярные символы не только оберегали жилища наших предков от негативной энергетики, но и отображали модель мироздания в древнеславянских представлениях. Центром этой модели всегда было солнце как наивысшая сила, позволяющая роду человеческому продолжаться в новых и новых поколениях.
Однако, в ХХ веке с приходом советской власти древнюю славянскую символику пытались всячески искоренить, трактуя солярные изображения как «цветочек», или вовсе, заменяя их пятиконечной звездой.
Неизменным атрибутом Даждьбога в славянской мифологии всегда был знак грома — Перуна. Как правило, он представлял собой шестиугольную звезду, вписанную в круг. Существует разновидность этого знака в виде восьмиугольной звезды. Перунов знак именовали еще громовым колесом, коловратом или перуновым колесом.
Громовые символы в наличниках служили оберегом от гнева Перуна – попадания молнии во время грозы в избу. Кроме этого, Перун-Громовержец олицетворял собой воинскую доблесть и мужество, поэтому часто служил оберегом для русских воинов в виде изображений на шлемах и нагрудных доспехах. В картинах мироздания, рисуемых на наличниках, громовой знак говорил о смене дня и ночи.
Старинные наличники несут в себе изображения не только высших сил, но и мифологических животных, сопровождавших эти самые высшие божества. Древние люди полагали, что Даждьбог по небосклону несется на колеснице, в которую впряжены либо великолепные кони, либо гуси-лебеди. Солнце поднимали на небосклон волшебные кони, а в ночь уносили их антиподы – птицы. Поэтому часто верхний компонент наличника может содержать весьма реалистичное изображение коня, а вот изображения лебедя фигурирует в нижней части наличника.
Некоторые источники утверждают, что изображение коня объединяет в себе образ Даждьбога и Перуна. Ведь это животное для наших предков являлось синонимом ветра, воды, молнии и света. Парное изображение лошадей говорило о преемственности, цикличности событий в природе, замене старого новым, наступлении возрождения после смерти.
Наиболее распространенным является расположения пары коней по обе стороны от солярного символа. Причем, изображения животных всегда «смотрят» в разные стороны, говоря о неразрывности прошлого и будущего.
Ящер – это божественный представитель либо подводного, либо подземного мира. Наиболее часто в деревянной резьбе наличников он фигурирует в виде ящерицы или дракона, схожего на крокодила — морда у него вытянута, глаза щелочки, лапки короткие, хвостик длинный, по бокам крылышки.
Дракон-ящер – это герой новгородской мифологии. Именно ему поклонялись вольные новгородцы, пока не пришла «мода» на Перуна. К Ящеру, владыке царства подводного, попал в гости знаменитый купец, великолепно владевший гуслями, Садко.
Культ Ящера, ответственного за урожайность и плодородие, был наиболее распространенным среди древних народностей, населявших северо-западные земли России, богатые водными водоемами и путями. Именно поэтому Ящера чтили рыболовы и купцы, использующие водные тракты для транспортировки продукции на «выторг». Ящер мог накормить местные племена рыбой, или оставить их без улова, мог пропустить по водной глади ладью торговую, а мог и разгневаться, шторм поднять и к себе забрать вместе с путниками.
В росписи наличников обычно фигурирует двойное изображение этого божества. Двойственность объясняется тем, что на западе Ящер забирает в свое царство Солнце на ночь, а к утру возвращает его людям, но уже на востоке. Однако, в мифологических представлениях наших предков «бог-коркодел» един и ему не свойственно двоение. По этой же причине встречаются изображения божества с раздвоенной мордой в противоположных частях двустороннего тела.
В некоторых поселениях Ящер заведовал не только подземными водами, но и хлябями небесными. Поэтому там образ этого божества можно встретить в верхней части наличника над солярным знаком. Считается, что Ящер таким образом охраняет Солнце в наиболее опасное ночное время.
Есть еще одно животное, которое включалось в обережную символику резных наличников. Речь идет об ужах-господариках, помогавших нашим предкам оберегать урожай от нашествия грызунов. Кроме того, змеи для праславян были тесно связаны с дождевой водой и, соответственно, с плодородием.
Чаще всего в деревянной резьбе встречаются господарики в виде сплетенных в спираль двух змеек с головами, смотрящими в разные стороны возле изображений женских грудей. Это свидетельствует о неразрывной связи земного плодородия с небесной влагой.
В узорах наличников можно встретить букву V, являющуюся схематичным изображением бычьей головы. Бык для наших предков являлся священным, связанным с огнем и солнцем, животным. Этот древнейший символ был заимствован ими в индоарийских верованиях, в которых диск солнца является глазом огненного небесного быка.
Существуют заметки секретаря византийского полководца Велизария (490-507 гг.н.э.) Прокопия Кесарийского, повествующие нам о том, что древние славяне приносили на заклание священного быка богу огня Перуну.
Интересно знать Праздник жертвоприношения богу Громовержцу у восточных славян совпадал по времени с днем св. Ильи Пророка. Именно этот святой стал для наших предков преемником Перуна. Южные же славяне считали могучего быка, вола или буйвола опорой тверди земной.
Но традиция жертвоприношения священного быка Перуну существовала среди всех славянских народностей. Жертвенного быка откармливали всей общиной, затем мужская часть населения собиралась на пир, братчину, на котором быка закалывали, мясо съедали, а кости, приносящие удачу, сберегали.
Например, олонецкие охотники полагали, что кости «ильинского» быка способны утроить добычу, поэтому во время братины старались обязательно взять кусок мяса с костью. На орловщине кости жертвенного быка было приято закапывать в хлеву, чтобы сохранить домашний скот в целости и сохранности.
В наличниках символ быка присутствует заключенным в солярном знаке, и символизирует силу исходящих от солнца лучей.
Следует отметить, что схематизированные, подобные быку, символы трудно поддаются трактовке, поскольку имеют самые древние корни и зачастую за многие века адаптированы под конкретные народности, их использовавшие. К таким узорам культурологи относят изображения, сходные с литерой «S».
В скифо-сарматский мифологии это символ солнца и огня, выступающий в роли солнечного луча. Эта буква в деревянном зодчестве встречается либо самостоятельно, либо в паре с солярными символами. Как правило, в древнеславянской традиции его ассоциировали с лебединой шеей.
Некоторые источники утверждают, что V-образные узоры означают понятие плодородия, «росток-клин». В древней символике встречается также такое понятие как «крин» (лилия), т.е. цветок, состоящий из трех лепестков, направленных вниз и вверх. Существуют изображения ростков в виде трилистника или пятилистника, напоминающие папоротник. Подросший цветок отсылает нас к мифологическому Древу Жизни. Этот символ, свойственный почти всем народам, говорит о единстве трех царств – небесного, земного и потустороннего.
Существует еще одна интерпретация этого образа, которая находит свое отображение в виде трех линий, расположенных в узоре горизонтально. Это также может говорить и о трех положениях светила на небосклоне на протяжении светового дня.
Немаловажным элементом, встречающимся в резьбе наличников, является образ Берегини — богини Макоши в виде широкобедрой женщины с разведенными ногами.
Божество плодовитости помещали, разумеется, в верхней части наличников. Часто оно соседствовало с символом «ростка-клина», который древние резчики помещали внутри Макоши. Таким образом наши предки призывали зарождение и сохранение новой жизни. Встречаются как одиночные фигурки божества, так и парные, размещенные по углам верхней части наличника.
В наличниках конца ХІХ века расплывчатую фигурку Макоши уже довольно сложно различить среди кружевных сплетений деревянной резьбы. Подобная судьба постигла и другие обережные древние узоры, которые стали скорее напоминать замысловатые элементы декора. Но, тем не менее, разглядеть их можно, ведь древние резчики по дереву из поколения в поколение повторяли филигранную технику своих предков.
Тем самым, традиция «защищать» свои жилища при помощи языческих символов бережно сохранилась и до наших дней, помогая нам, сегодняшним, узнать и понять наших предков. А если вы захотите построить на своем дачном участке домик в русском стиле, обязательно позаботьтесь о том, чтобы украсить и защитить его и домочадцев при помощи резного кружева – деревянных наличников.
Елена Степанская, © zakustom.ru
zakustom.ru
Несмотря на простую конструкцию и устройство наличников на окнах они являются важной частью декоративного оформления фасада дома и внутри его. Конечно, при оформлении окон хочется сделать их максимально привлекательными и этого можно добиться при помощи декорирования наличников с использованием трафаретов.
Помимо декоративной функции наличники также выполняют задачу по устранению зазора, который образовывается при установке окна между стеной и конструкцией. Поэтому, можно сказать, что наличники также являются теплоизоляционным элементом устройства. Ввиду этого следует заботиться не только об их внешнем виде, но и способности выдерживать воздействие климатических факторов, не деформируясь и не меняя своих свойств при этом.
Наличники, как элемент дома, начали применяться еще в пятнадцатом столетии. На сегодняшний день они несколько потеряли свою популярность, однако, выполняемые им функции остаются неизменными независимо от того из какого материала они изготавливаются. Ввиду конструкции многоэтажных домов и остекления, монтаж подобных наличников не требуется. Однако в деревянных домах, которые по большей степени остались в селах и деревнях, а также в некоторых районах частных секторов в городах, все еще требуют монтажа наличников.
Более простая конструкция наличника представляет собой деревянную раму с толщиной до 40 миллиметров, которой оформляется окно. Наличник всегда выполнял и выполняет две основные функции: эстетическую и теплоизоляционную. С одной стороны, декорированные наличники придают всей постройке эстетичности, делая ее более выразительной, а с другой стороны такой элемент служит для перекрытия зазора между окном и стеной. Таким образом, этот элемент предохраняет дом от попадания внутрь пыли и влаги с улицы, а также понижает уровень шума, проникающий в комнаты. Помимо этого в отдельных случаях, если на окнах дома с внешней стороны присутствуют ставни, то наличники выполняют также функцию рамы. С внутренней стороны дома наличник стандартно входит в конструкцию окна и устанавливается наряду с ним.
Наличники существуют нескольких видов и форм. По своей форме они могут быть:
Наиболее простой конструкцией и недорогой стоимость отличаются плоские наличники. Процесс производства выпуклых наличников более сложен, так как для этого используется специальное оборудование, поэтому они отличаются более дорогой стоимостью. Однако наиболее высокой стоимостью обладают резные наличники, которые обладают большей эстетической ценностью. В зависимости от способа монтажа наличники разделяют на два вида:
Подбирая наличник, важным моментом является его уклон, который сделан в верхней части этого элемента. Благодаря этому уклону осуществляется удаление осадков. Наиболее востребованными на сегодняшний день являются пластмассовые резные наличники.
Кроме эстетичности, наличник должен быть еще и практичным элементом. Его важным свойством является способность не реагировать на изменение температуры и высокую влажность. Также материал, из которого сделан наличник, должен быть устойчив к ветровой нагрузке. Материал должен обладать высокой прочностью и не подвергаться деформации и растрескиванию, поэтому использование таких материалов, как фанера или МДФ, невозможно. На таком материале в процессе эксплуатации могут образовываться трещины, отшелушиться краска и они могут напитываться влагой. Все это свидетельствует о коротком сроке эксплуатации изделий из таких материалов. Ввиду этого МДФ как материал для наличников может быть применен исключительно с внутренней стороны дома. Несмотря на недорогую стоимость материала, следует воздержаться от его использования снаружи, так как помимо недолговечности, такие наличники будут требовать постоянного специального ухода и дополнительной обработки средствами.
На протяжении многих лет наличники изготавливаются из натурального дерева – дуба или бука. Эти породы для производства наличников применяются наиболее часто. Реже используется береза или сосна. В любом случае. С внешней стороны любое дерево необходимо покрывать защитным покрытием, так как вне зависимости от породы, этот материал способен впитывать влагу. При этом в процессе эксплуатации дерево может изменить свой цвет и потемнеть, поэтому периодически необходимо восстанавливать его изначальный оттенок.
Если применять, как декоративный элемент для фасада здания гипс также не исключены проблемы со впитыванием влаги. После того как попавшая внутрь гипса вода замерзает, а затем оттаивает при плюсовой температуре, материал может разрушиться. Чтобы уйти от этого можно использовать такие материалы, как полимербетон или стеклофибробетон, на которые не воздействует ни влага, ни колебания температуры. Единственным минусом таких изделий является их большой вес. При монтаже наличников из этих материалов следует учитывать увеличенные нагрузки на стены и предварительно их укрепить.
Среди материалов для наличников выгодно отличается полиуретан, с которым практически не возникает никаких проблем. Благодаря его свойствам он выступает отличным теплоизоляционным материалов. При этом полиуретан обладает таким же весом, как и древесина и не впитывает влагу.
Трафареты на наличники, на окна своими руками позволят выполнить декорирование такого элемента фасада дома без особых сложностей.
Для изготовления наличников дерево может использоваться в разных вариациях. Может быть использован один ее вид или же несколько видов, соединенных между собой. Фасонные и простые трафареты для этого материала наиболее удобно делать из сосны. Для изготовления резных наличников нужно, чтобы используемый материал был мягким. Это обуславливается тем, что процесс обработки материала будет осуществляться вручную. Наиболее подходящим материалом для изготовления резных наличников является липа. Ниже можно просмотреть резные наличники на окна своими руками шаблоны.
Для климатических условий, которым характерна высокая влажность или, наоборот, сухость, а также постоянные перепады температур на протяжении дня и ночи, лучше всего использовать дерево плотной породы и твердой текстуры. Отлично подойдет дуб, бук или береза. Обрабатывать такие материалы ручным способом достаточно сложно, поэтому нужно использовать для этого специальное фрезерное оборудование. Следует отметить, что наличники из этих материалов будут обладать более продолжительным сроком службы.
Для того чтобы сделать резные наличники понадобятся разные по размерам стамески и ножи. Кроме того,для изготовления наличников своими руками будет необходимо специальное оборудование, такое как дрель и электролобзик. Последний в такой работе инструмент, который нельзя заменить, так как благодаря лобзику можно выполнить абсолютно любой орнамент и узор. Помимо этого, может понадобиться инструмент для надпиливания углов. Его следует приобрести предварительно.
Чтобы изготовить наличники на окна, шаблоны своими руками и трафареты необходимо подготовить предварительно. Нужно чтобы подобранный узор было хорошо видно на расстоянии и чтобы он выглядеть как единый орнамент. Ввиду этого не стоит выбирать рисунок, где будет присутствовать много небольших элементов.
С давнего времени наверху наличника принято располагать кокошник, где изображается солнце. Если есть такое желание, то верх наличника можно сделать больше, нарастив его с помощью соединения элементов на шипы. Чтобы на резьбе не образовывались трещины, детали узора нужно располагать по направлению волокон дерева. Зачастую окончания узора и его ажурные части, которые обладают множеством изгибов, являются крайне хрупкими.
Прорез простой формы можно сделать на изделие с помощью дрели. Поэтому рекомендуется выбирать узор, который содержит больше круглых отверстий, которые несложно выполнить. Зачастую любой узор имеет множество одинаковых элементов, которые выполняются из вырезов и отверстий. Трафареты для наличников на окна необходимо делать таким образом, чтобы они содержали как можно меньше повторений сложных частей орнамента.
В конструкцию наличников и его чертеж входит такие составляющие:
Чтобы сделать трафарет необходимо выполнить растягивание орнамента по длине. Для этого выбранный узор нужно нанести на бумагу с перенесением натуральной величины. В местах, где предполагается выполнение прорезей, нужно оставить соответствующую отметку с помощью выбранного цвета. Далее, узор следует наклеить на заготовку и с помощью дрели на изделие следует в нужных местах просверлить отверстия. Если в орнаменте присутствуют маленькие отверстия, их можно сделать, используя лобзик.
Изготавливая наличники на окна своими руками нужно учитывать направление, в котором окно будет открываться. Если оно будет открываться наружу, то наличник нужно будет монтировать с дистанцией в тридцать миллиметров от створок окна. Также нужно учитывать, что наличники не должны мешать раскрытию рамы. Остальные параметры для наличников следует подирать исходя из конкретных размеров окна.
Чтобы сделать наличник сначала следует обстругать доску с толщиной 30 миллиметров и шириной от 75 до 150 миллиметров. Стоит учитывать, что наличник должен быть шириной, которая больше размера коробки окна примерна на двадцать пять миллиметров (можно чуть больше, но не более пятидесяти миллиметров). Чтобы наличник более плотно прилегал к стене, нужно сделать зазор, размеров не больше двух миллиметров на расстоянии примерно пятнадцати миллиметров от кромки. Для резки полотна следует использовать предварительно заточенный электроинструмент.
Все детали наличников соединяются между собой посредством крепления глухих или сквозных шипов. Глухие шипы более удобны, так как в этом случае, места соединений не требуют дополнительного декорирования. Чтобы сделать пазы под шипы нужно просверлить отверстия с такой глубиной, в которой шипы будут тонуть. Перегородки, образовавшиеся между отверстиями, можно убрать с помощью сверла для металла. Шип должен заходить в отверстие туго, но без надавливания. Закрепление шипов производиться с помощью нагелей из твердых пород дерева. Применение в этом случае клея не рекомендуется, так как в условиях влажности, перепадов температур и осадков, клеевой состав может быстро потерять свои скрепляющие свойства.
Установка наличников осуществляется с помощью гвоздей. Их необходимо вбивать на расстоянии друг от друга примерно в 400 миллиметров таким образом, чтобы их шляпка тонула в дереве. В большинстве случаев, наличники монтируются к коробке достаточно плотно, однако, иногда специально оставляют небольшой отступ на пять или десять миллиметров в сторону, в которую будут открываться створки.
Между наличником и подоконной доской проема окна недолжно быть расстояния. Эти элементы должны быть установлены плотно друг к другу. Благодаря этому можно будет вмонтировать тумбочки, которые защищают низ наличников. По завершении монтажных работ в обязательном порядке наличники необходимо обработать специальными защитными составами. Сверху наличник окрашивается краской или покрывается бесцветным лаком. Эти покрытия будет необходимо периодически перекрашивать.
remontidei.ru