Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Открытые стропила в интерьере мансарды. Открытые стропила


Готические крыши: открытые стропила | Архитектура и Проектирование

Все приведенные выше примеры позаимствованы из зданий, где конструкции крыши скрыты сводами, над которыми они расположены; рис. 224—227 показывают, как изменяется стропильная система в тех случаях, когда она должна оставаться видимой.

Стропила с затяжками

Обычный тип является не чем иным, как воспроизведением только что описанной нами стропильной системы, но только покрытой украшениями. Рис. 224 показывает детали крыши в церкви Сен-Жан в Шалоне; все в ней, включая стропила, остается открытым, даже черепицы лежат на видимой обрешетке.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила с затяжками

Рис. 224

В большинстве случаев стропила снизу обшиваются досками в шпунт, образуя своего рода цилиндрический свод, который возвышается над нефом. Воздушная прослойка, находящаяся между кровлей и обшивкой, защищает здание от резких колебаний температуры; это лучшее изолирующее средство. Пример N (рис. 225) позаимствован из нефа церкви в Монтье ан Дэр.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила с затяжками

Рис. 225

Стропила без затяжек: деревянные своды

До сих пор мы рассматривали только такие фермы, распор которых воспринимается затяжками. Но более изящное и более подходящее для открытых ферм решение заключалось бы в том, чтобы стропила держались без помощи затяжек. Затяжка воспринимала распор стропильных ног; чтобы обойтись без нее, надо было либо воспринять распор жесткой конструкцией фермы, либо же воспользоваться сопротивлением стен. Оба приема комбинируют один с другим.

Насколько возможно, уменьшают распор, связывая части фермы между собой, а сопротивление стен воспринимает остаток сил распора. Крыша превращается, если не по виду, то по принципу уравновешивания, в настоящий свод. Наиболее замечательное применение получили стропила без затяжек в английской архитектурной школе.

Наряду с нервюрнымн сводами, в которых камень заменяется деревом, можно привести много примеров крыш (рис. 225, М), где единственным препятствием для расхождения ног являются ригель и кривые подкосы. Эти подкосы под ригелем образуют овальную дугу, распор которой чрезвычайно незначителен. Как правило, между фермами оставлены большие интервалы, и система таких подкосов применяется для поддержки прогонов, переброшенных с одной фермы на другую. В соборе в Эли (рис. 226, В) ферма состоит из двух составных брусьев, подпирающих друг друга в вершине, поставленных на деревянные кронштейны, которые выступают над плоскостью стены. Крыша над залом Вестминстерского аббатства (рис. 226, А) устроена по тому же принципу: большая арка, работающая наподобие нервюры, поддерживает стропильные ноги фермы.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила без затяжек: деревянные своды

Рис. 226 - 227

Но, чтобы уменьшить распор и придать системе жесткость, арка отделена от стропильных ног широким промежутком; это расстояние заполнено решеткой, образующей как бы жесткий деревянный остов, мало поддающийся деформации и, следовательно, почти не оказывающий распора. Пролет этой стропильной конструкции превышает 20 м.

В Англии в таких открытых фермах часто применяется треугольная решетка из пересекающихся подстропильных подкосов. Мы встречались уже с этой системой треугольной решетки во Франции еще в начальную пору готики. Она существует не только в Англии, но и в скандинавских странах; пример N (рис. 227) позаимствован из одной норвежской церкви.

Мы не будем пытаться установить, где зародилась эта система, но единообразие ее приемов указывает на общность влияний. И вероятнее всего, что создателями подобной конструкции из дерева были скандинавские народы — профессиональные моряки. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru

Открытые стропила в интерьере мансарды - страница 1 - Строительство

Уже на этапе разработки проекта следует определиться с тем, насколько должны быть заметны стропила, потому что именно от этого решения будет зависеть высота их поперечного сечения. Проектировщик должен правильно подобрать размеры поперечного сечения или использовать другую конструкцию крыши для того, чтобы было где уложить достаточно толстый слой теплоизоляции.

Крыша – это ограждающая конструкция и, согласно требованиям строительных норм, ее сопротивление теплопередаче R должно быть не менее 4,95 м²•K/Вт. Исходя из этого, слой теплоизоляции, укладываемой между стропилами, должен иметь толщину 20–22 см. Высота поперечного сечения стропил обычно составляет 18–20 см (чтобы между стропилами поместился слой минеральной ваты требуемой толщины, недостающую ее часть обычно укладывают между рейками каркаса, монтируемого для крепления гипсокартонной обшивки). Но такой высоты сечения стропил недостаточно для того, чтобы после отделки скатов балки были видны в интерьере. Следовательно, нужно применить другое решение.

Стропила из массива древесины

Такое решение позволяет показать лишь небольшую часть конструкции крыши – стропила будут выступать всего на несколько сантиметров, поскольку из цельной древесины сложно сделать массивные балки (в стандарте – до 24 см, на заказ они могут быть больше, но тогда они будут очень дорогими). Это невыгодно и с конструкционной точки зрения: прочность больших стропил не используется в полной мере. Стропила чаще всего делаются из сосновой или еловой древесины. Поскольку они будут оставаться на виду, древесина должна быть строганной с четырех сторон. В процессе обработки все четыре поверхности элементов шлифуются. Такая древесина обладает более высокой огнестойкостью, поскольку пламя «скользит» по ее поверхности. Также ее в меньшей степени атакуют насекомые – через гладкую поверхность им сложнее проникнуть внутрь древесины. Обработка древесины может быть включена в цену или выполняться за дополнительную плату.

Для конструкции, которая будет оставаться на виду, не следует покупать древесину, обработанную импрегнатом, окрашивающим ее в зеленый цвет, поскольку пропитка глубоко впитывается в структуру материала.

Намного более выгодной в данном случае является обработка каркаса бесцветным импрегнатом. Тогда легче придать древесине произвольный цвет с помощью морилки или лакоморилки.

Стропила из балок прямоугольного сечения

Очередность работ

1. Прибивание реек деревянного каркаса параллельно стропилам.

2. Укладка минеральной ваты между стропилами.

3. Прибивание поперечных реек каркаса (их можно монтировать одновременно с укладкой минваты – они будут ее поддерживать).

4. При необходимости – укладка минеральной ваты между рейками каркаса.

5. Монтаж обшивки ската.

www.muratordom.com.ua

Готические крыши: открытые стропила | История архитектуры

Все приведенные выше примеры позаимствованы из зданий, где конструкции крыши скрыты сводами, над которыми они расположены; рис. 224—227 показывают, как изменяется стропильная система в тех случаях, когда она должна оставаться видимой.

 

Стропила с затяжками

Обычный тип является не чем иным, как воспроизведением только что описанной нами стропильной системы, но только покрытой украшениями. Рис. 224 показывает детали крыши в церкви Сен-Жан в Шалоне; все в ней, включая стропила, остается открытым, даже черепицы лежат на видимой обрешетке.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила с затяжками
Рис. 224

В большинстве случаев стропила снизу обшиваются досками в шпунт, образуя своего рода цилиндрический свод, который возвышается над нефом. Воздушная прослойка, находящаяся между кровлей и обшивкой, защищает здание от резких колебаний температуры; это лучшее изолирующее средство. Пример N (рис. 225) позаимствован из нефа церкви в Монтье ан Дэр.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила с затяжками
Рис. 225

 

Стропила без затяжек: деревянные своды

До сих пор мы рассматривали только такие фермы, распор которых воспринимается затяжками. Но более изящное и более подходящее для открытых ферм решение заключалось бы в том, чтобы стропила держались без помощи затяжек. Затяжка воспринимала распор стропильных ног; чтобы обойтись без нее, надо было либо воспринять распор жесткой конструкцией фермы, либо же воспользоваться сопротивлением стен. Оба приема комбинируют один с другим.

Насколько возможно, уменьшают распор, связывая части фермы между собой, а сопротивление стен воспринимает остаток сил распора. Крыша превращается, если не по виду, то по принципу уравновешивания, в настоящий свод. Наиболее замечательное применение получили стропила без затяжек в английской архитектурной школе.

Наряду с нервюрнымн сводами, в которых камень заменяется деревом, можно привести много примеров крыш (рис. 225, М), где единственным препятствием для расхождения ног являются ригель и кривые подкосы. Эти подкосы под ригелем образуют овальную дугу, распор которой чрезвычайно незначителен. Как правило, между фермами оставлены большие интервалы, и система таких подкосов применяется для поддержки прогонов, переброшенных с одной фермы на другую. В соборе в Эли (рис. 226, В) ферма состоит из двух составных брусьев, подпирающих друг друга в вершине, поставленных на деревянные кронштейны, которые выступают над плоскостью стены. Крыша над залом Вестминстерского аббатства (рис. 226, А) устроена по тому же принципу: большая арка, работающая наподобие нервюры, поддерживает стропильные ноги фермы.

Готические крыши: открытые стропила. Стропила без затяжек: деревянные своды
Рис. 226 - 227

Но, чтобы уменьшить распор и придать системе жесткость, арка отделена от стропильных ног широким промежутком; это расстояние заполнено решеткой, образующей как бы жесткий деревянный остов, мало поддающийся деформации и, следовательно, почти не оказывающий распора. Пролет этой стропильной конструкции превышает 20 м.

В Англии в таких открытых фермах часто применяется треугольная решетка из пересекающихся подстропильных подкосов. Мы встречались уже с этой системой треугольной решетки во Франции еще в начальную пору готики. Она существует не только в Англии, но и в скандинавских странах; пример N (рис. 227) позаимствован из одной норвежской церкви.

Мы не будем пытаться установить, где зародилась эта система, но единообразие ее приемов указывает на общность влияний. И вероятнее всего, что создателями подобной конструкции из дерева были скандинавские народы — профессиональные моряки. 

Глава «Готические крыши. Открытые стропила» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

totalarch.ru