Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Французский регулярный сад: особенности ландшафтного дизайна сада в регулярном стиле. Регулярный стиль


Регулярный стиль

 

Словарь терминов ботаники, садоводства, цветоводства, ландшафтного дизайна, флористики

 

Регулярный стиль

Формальный стиль, классический стиль

Регулярный стиль — стилевое направление в ландшафтном искусстве, для которого характерны геометрическая сетка плана (прямолинейная трассировка дорог, геометрическая форма партеров и цветников, симметричное оформление композиционной оси), архитектурно обработанный, террасированный рельеф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка.

 

Широко использовался в древних садах Востока, Греции и Рима, садах Эпохи Возрождения, французских регулярных парках XVII в, в России конца XVII- первой половины XVIII в.

 

 

Регулярный стиль садового искусства находится в русле идей классицизма. Основной лейтмотив этого стиля – порядок. Четкость плана и строгость линий – главное, что отличает садовые композиции регулярного стиля. Одно из непременных условий, при которых сад любого размера может быть назван регулярным,— наличие в его композиции того или иного типа симметрии. Слово «симметрия» происходит от греческого symmetria («соразмерность») и подразумевает повторение одного и того же сюжета или конструкции, но не просто в другом месте, а так, чтобы эти элементы можно было наложить друг на друга определенным образом.

 

Существует три принципиально различных типа симметрии: зеркальная (она же осевая и билатеральная, или двусторонняя), поворотная (или лучевая, из одного центра) и переносная (когда тот или иной элемент повторяется неоднократно в новом месте с определенным шагом).

 

Но если по какой-то причине организовать симметрию не представляется возможным (например, не позволяют рельеф, или слишком ограниченное пространство, или неправильная форма самого участка), на помощь можно призвать другие средства — ритм и геометрические фигуры.

 

Ритм — понятие больше музыкальное, но применительно к дизайну это более чем двукратный повтор какого-нибудь определенного «мотива»: формы, цвета, фактуры или их сочетания. В садовом дизайне ритм может быть задан одними посадками: ритмичная композиция из трех-четырех хорошо подходящих друг к другу видов смотрится порой более выигрышно, чем разнообразная, но случайная смесь из многих растений.

 

Наконец, даже на очень маленьком и неудобном участке, где ни симметрия, ни ритмичные повторы не уместны, можно использовать простые (и не очень) геометрические фигуры.

 

В регулярном саду широко применяется топиарное искусство. Прежде всего, стричь можно растения с более или менее жесткими и многолетними побегами, чтобы ежесезонные усилия не пропадали даром. В наших условиях это листопадные деревья и кустарники, а также некоторые хвойные породы.

 

Особенно хороши для стрижки и поддаются формированию деревья и кустарники с компактными кронами, мелкими листьями и не слишком быстрым ростом. Наконец, можно сочетать стриженые растения (например, по краям грядок — в качестве рамки) со свободно растущими (внутри этой рамки). Простейший способ добиться регулярности сада — посадить в различных местах живые изгороди из подходящих для этого пород деревьев и кустарников. Они могут быть разной высоты и ширины. Для небольшого сада они в буквальном смысле панацея — защитят от ветра и от случайного взгляда, разделят сад на небольшие уютные «садовые комнаты», разграничат зоны различного использования (например, хозяйственный угол с компостной кучей отделят от газона и декоративных посадок). Ими можно окружить участок — и тем самым скрыть или даже заменить забор. Изгороди не только придают саду упорядоченность и структурность, они способствуют формированию более благоприятного микроклимата, скрывают недостатки и направляют взгляды гостей в нужном направлении.

 

Безусловно, за регулярными посадками требуется более кропотливый уход, нежели за свободными. Зато сад, выполненный в геометрических линиях на небольшом пространстве создать проще. 

 

Страничка истории

 

Регулярный стиль садово-паркового искусства зародился во Франции. Возникновение стиля связывают с именем А. Ленотра — создателя садово-архитектурного ансамбля Версаля, загородной резиденции Людовика XIV. Именно Версаль, а также другие не менее знаменитые творения Ленотра (Тюильри, Марли, Сен-Клу) являются типичными образцами регулярного стиля в его рафинированной форме. Эти роскошные ансамбли были созданы во славу французского абсолютизма и полностью соответствовали его духу.

 

Еще на эту тему:

 

Ваш комментарий:

Дорогой гость!

Мы приносим свои извинения, но оставлять свои комментарии могут только члены Сообщества зеленых человечков.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий!

 

Ваши Зеленые человечки

 

 

 

www.plantopedia.ru

РЕГУЛЯРНЫЙ СТИЛЬ

Сад в регулярном стиле – это полное подчинение законам геометрии. Свое начало этот стиль ведет от древних римлян, которые противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения. В искусстве стрижки зеленых насаждений и цветоводстве римляне достигли высокого уровня. Эстетика пластических и цветочных композиций сочеталась с благоуханием цветов, шумом воды фонтанов и каскадов. Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. Исторически – регулярный сад был местом шествий, прогулок или сидячего отдыха. Скорее он предназначен для зрительного праздника, чем для активного времяпрепровождения.

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада — пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны — были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль — висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, — был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия и Индия.

Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» — четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI—VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию — более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Древний Рим.

В Древнем Риме, наоборот, провозглашали идею противопоставления геометрических и прямолинейных форм искусственного ландшафта свободной живописности окружающей природы. Римская традиция предпочитала регулярную планировку не только улиц и площадей, но и загородных вилл, окруженных обширными садами. Виллы, как правило, строились в гористой местности, поэтому имели ступенчатое композиционное решение.

Сад при римских виллах обычно был разделен на три части: декоративный сад, плодовый сад и огород. Декоративный сад в свою очередь состоял также из трех частей: для пеших прогулок, прогулок верхом и парковой территории. Прогулочная часть располагалась на первой террасе непосредственно перед домом. Аллеи соединялись под прямым углом, разделяя сад на геометрически правильные участки, насыщенные скульптурой, фонтанами, прохладными декоративными бассейнами, причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, газонами и цветниками. Сад для верховой езды или прогулок на носилках представлял собой тенистые рощи, разделенные широкими аллеями. С различных видовых точек открывались окружающие пейзажи. Парковая часть сада включала в себя помимо лесистой зоны для прогулок рыбные пруды и колоссальные многоэтажные птичники. При этом такие парки часто имели весьма внушительные размеры: до 120 — 150 га. Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и также имели регулярную планировку. Из завоеванных стран вывозилось множество плодовых и декоративных растений, что способствовало расширению и обогащению садово-парковой флоры. В частности, из плодовых деревьев выращивались вишня, абрикос, персик, миндаль, айва, слива, инжир, грецкий орех, гранат и др.; из декоративных растений тис, олеандр, жасмин, розы, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, левкои и т.д. Многообразие выращиваемых овощей трудно вообразить.

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:

  • Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.

  • Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.

  • Ярко выражена основная ось композиции - стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.

  • Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.

  • Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.

  • Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.

  • В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

 Регулярный   стиль  планировки зародился во Франции, во время царствования прославленного "короля-солнца" Людовика XIV. Пожалуй, лучшим образцом  регулярного   стиля  садово-паркового искусства можно назвать загородную резиденцию Людовика XIV - Версаль. Великолепный дворец является центром всей композиции, от  него  прямыми лучами расходится ухоженные аллеи, парадные цветники и ровно подстриженные газоны занимают отведенные для них места. Все это в восхитительном райском уголке:- и блестящая поверхность воды в искусственных прудах, и причудливо подстриженные деревья и кустарники, и великолепные клумбы. Людовик IV стремился продемонстрировать свою власть не только над людьми, но и над природой.

 Регулярная  планировка предполагает четкое распределение прямых, как стрела, или диагональных аллей и дорожек, рядовую посадку древесных культур, создание бордюров, организацию геометрически правильных площадок и водоемов, стрижку крон деревьев и кустарников в виде конусов, кубов, шаров и пирамид, а также строго симметричное или геометричное расположение на участке цветников, беседок, скульптур. фонтанов и пр. деталей.   

Один из историков ландшафтного дизайна отмечал, что в  регулярных  зеленых насаждениях "искусственность не только выставлялась на первый план, но и обязательно вытесняла всякую естественность". Неотъемлемым элементом  регулярного  сада или парка является вода: искусственно создаваемые водоемы должны отличаться строгой геометрической формой, предусматривается организация каскадов и пристенных фонтанчиков, не говоря уже о больших фонтанах в виде скульптур.

По соседству с низкими партерными посадками - декоративными геометрическими композициями из низкорослых растений, оформленными скульптурами и декоративными газонами, - лучше всего смотрятся боскеты. Эффектно выглядят и солитерные посадки. Характерными  особенностями   регулярного   стиля  являются терраса, завершающиеся подпорными стенками и сообщающиеся между собой декоративными лестницами, многочисленные скульптуры, чугунные или литые ограждения с классическим рисунком решетки, мощение из серой каменной крошки или смешанного с песком гравия, керамические (чаще всего терракотовые) контейнеры для растений, имеющие выпуклый орнаментальный или растительный рисунок. Прекрасный вид на все это великолепие открывается из нижней части благоустраиваемого участка, где расположен центральный вход.

В настоящее время в чистом виде данный  стиль  сохранился лишь в старинных поместьях-музеях, представляющих большую историческую ценность; на прочих благоустроенных территориях отмечается смешение  стилей  .

Одной из разновидностей классического  стиля  являются партерные сады и сады-лабиринты. В первом предусматривается устройство многочисленных цветочных клумб и использование декоративных элементов, создающих на участке затейливый орнамент. Сад-лабиринт предполагает сооружение на участке геометрических или извилистых узоров, образуемых низко подстриженными живыми изгородями из вечнозеленых кустарников, и заполнение свободного пространства между стенками лабиринта красивыми цветами, гравием или цветным песком.

Наиболее широкое распространение  регулярный   стиль  получил в садах и парках Италии. Её сады оказали сильное влияние на композиции садов более северных стран. Однако плоский рельеф и более суровые климатические условия вызвали к жизни новые приемы планировки. Характерное для итальянских садов террасное устройство с фонтанами и каскадами заменяются устройством плоских широких террас, а текущая и падающая вода - спокойной водной гладью.

Переживая периоды расцвета и упадка,  регулярный   стиль  со всевозможными изменениями и дополнениями, как прием садово-паркового устройства сохранился и до настоящего времени. Ценность этого  стиля  заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Поэтому  он  уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах.

Основой  регулярного   стиля  почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение при  регулярном   стиле  находят деревья и кустарники с четкими, геометрическими формами крон и хорошо поддающиеся стрижке. Как только перестают выполнять мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.

Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где этому приему ухода за растениями придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были даже введены специальные термины: «зеленая скульптура», «растительная архитектура», а сад того времени нередко превращался в место показа произведений так называемого топиарного искусства.

Позднее, когда  регулярные  сады и парки уступили место пейзажным (ландшафтным), искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью. В настоящее время во многих садах Европы стрижка деревьев снова приобретает довольно широкое распространение. Разумная и целесообразная стрижка может стать очень важным приемом садоводства, повышающим красоту сада. В частности, живые изгороди с успехом могут заменять некоторые архитектурные сооружения, благодаря чему сад значительно выигрывает в декоративном отношении.

 Регулярный   стиль  требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы.

Посадки часто ограничиваются несколькими яркоцветущими видами кустарников. Общее впечатление усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в  регулярных  садах. По центру сада устанавливают скульптурные композиции, бассейн или клумбу. К классическим элементам относятся также решетки-шпалеры на стенах строений, по которым пускают вьющиеся растения.

Наиболее широкое распространение  регулярный   стиль  получил в садах и парках Италии. Её сады оказали сильное влияние на композиции садов более северных стран. Однако плоский рельеф и более суровые климатические условия вызвали к жизни новые приемы планировки. Характерное для итальянских садов террасное устройство с фонтанами и каскадами заменяются устройством плоских широких террас, а текущая и падающая вода - спокойной водной гладью.

Переживая периоды расцвета и упадка,  регулярный   стиль  со всевозможными изменениями и дополнениями, как прием садово-паркового устройства сохранился и до настоящего времени. Ценность этого  стиля  заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Поэтому  он  уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах — на площадях и скверах.

Основой  регулярного   стиля  почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение при  регулярном   стиле  находят деревья и кустарники с четкими, геометрическими формами крон и хорошо поддающиеся стрижке. Как только перестают выполнять мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.

Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где этому приему ухода за растениями придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были даже введены специальные термины: «зеленая скульптура», «растительная архитектура», а сад того времени нередко превращался в место показа произведений так называемого топиарного искусства.

Позднее, когда  регулярные  сады и парки уступили место пейзажным (ландшафтным), искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью. В настоящее время во многих садах Европы стрижка деревьев снова приобретает довольно широкое распространение. Разумная и целесообразная стрижка может стать очень важным приемом садоводства, повышающим красоту сада. В частности, живые изгороди с успехом могут заменять некоторые архитектурные сооружения, благодаря чему сад значительно выигрывает в декоративном отношении.

 Регулярный   стиль  требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы.

Посадки часто ограничиваются несколькими яркоцветущими видами кустарников. Общее впечатление усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в  регулярных  садах. По центру сада устанавливают скульптурные композиции, бассейн или клумбу. К классическим элементам относятся также решетки-шпалеры на стенах строений, по которым пускают вьющиеся растения.

Использование классической планировки актуален и сегодня. Например. если хозяин обширной зогородной резиденции мечтает поразить своих гостей достатком, изысканностью и тонким вкусом, можно организовать на участке великолепный  регулярный  сад.

 

studfiles.net

особенности дизайна в фото примерах

сад в регулярном стиле В регулярном или формальном саду всему отведено свое место, все подчинено строгости и порядку, поэтому его по праву считают едва ли не самым консервативным стилем садово-паркового искусства.

Регулярный сад можно сразу узнать по симметричной посадке кустарников и деревьев, прямым аллеям и дорожкам, правильным геометричным контурам, размеренности и четкости композиций, сложным партерам, ярко выраженным осям, многоликим водным элементам и многочисленным классическим скульптурам. Все это придает формальному саду особую упорядоченность, изыск, возвышенность, величие и торжественность. Регулярный сад – полная противоположность природности английского или пейзажного сада.

Регулярный сад в истории

Регулярный или формальный стиль ландшафтного дизайна тесно связан с именем короля Людовика XIV и своего расцвета он достиг именно во Франции в XVII веке, в период апогея абсолютизма, поэтому не удивительно, что его также принято называть французским стилем. Продуманность, четкость, выверенность дизайна до мельчайших деталей стала своеобразным символом торжества красоты и упорядоченности над хаосом, гения человеческого разума над силами природы, покорения, превосходства и власти над окружающим миром. Регулярные сады и парки из-за своей композиционной сложности преимущественно использовались для оформления замков и дворцов, где должны были дополнительно подчеркнуть монументальность и пышность архитектурных ансамблей. Большой вклад в становление и развитие регулярного стиля сделал придворный садовник Людовика XIV Андре Ленотр, ставший автором уникальных ландшафтных творений в знаменитых парках Шантийи, Во-ле-Виконт, Фонтенбло, в парке Версальского дворца.

дворцовый регулярный сад

Современный регулярный сад

В наши дни встретить чистый регулярный стиль крайне сложно. Как правило, формальный стиль используют для оформления отдельного участка сада или заимствуют из него лишь самые яркие и интересные элементы, гармонично вписывая их в сады других стилей. Это связано не только с модой, но в первую очередь с трудоемким и затратным процессом создания регулярного сада. Формальный стиль – это торжество богатства, совершенства и величия, которое присуще классическому зодчеству, поэтому он станет лучшим украшением для особняков, выстроенных под старину, с балюстрадами, террасами, богатыми скульптурными элементами. В симметричной планировке регулярных садов четко прослеживаются правильные пропорции и формы величественных античных зданий.

современный регулярный сад

Основные особенности регулярного стиля

Масштабность

Поскольку в основном регулярные сады использовались в оформлении территорий дворцов и замков, которые никак нельзя назвать скромными, их традиционно связывают с масштабностью. Формальный сад предназначен для длительных прогулок, где постоянно перед глазами предстают новые виды, разыгрываются новые «спектакли», чередуются живописные картины. Организовать эту «театральность» на небольшом участке довольно сложно, да и многочисленные декоративные элементы будут лишь отягощать и загромождать пространство. Кроме того, обязательное требование для создания регулярного сада – идеально плоская, ровная территория, без каких-либо рельефных неровностей, что требует проведения соответствующих земляных работ.

регулярный сад вокруг искусственного водоема

Геометричность

Регулярному стилю ландшафтного дизайна присуща осевая композиция, где осью симметрии выступает дом, и прямые линии, что позволяет упорядочить пространство, подчеркнуть рукотворность данного творения и воздействие человека на природу. Какая-либо хаотичность просто недопустима. Главным элементом регулярного сада выступает партер – открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основным фоном для цветников и солитеров выступает партерный газон, который требует особо тщательного ухода, поскольку это лицо сада. Характерная черта регулярного сада – партерные или орнаментальные цветники с замысловатыми композициями и узорами, отличающиеся особой сложностью в оформлении и уходе. Без профессионалов здесь не обойтись. Центр цветочной композиции нередко венчает вазон, фонтан или скульптура.

геометричность регулярного сада

Живые изгороди и топиар

Для зонирования регулярного сада, а также для создания зеленых коридоров, комнат и лабиринтов широко используются живые изгороди, перголы, арки и трельяжи. Одно из лучших украшений формального сада – топиарные фигуры, которые создаются путем стрижки кустарников и деревьев для придания им самых разнообразных форм: пирамида, куб, шар, спираль, конус.

топиары и живые ограждения

Водоемы

Обязательный элемент сада в формальном стиле – водоем с четкой береговой линией в форме квадрата, прямоугольника или круга, обрамленный высаженной в строгом порядке растительностью; всевозможные бассейны с фонтанами, пристенные фонтанчики, многочисленные каскады.

водоемы в регулярном стиле

Растения и материалы

По возможности декоративность регулярного сада должна сохраняться круглый год, поэтому предпочтение отдают вечнозеленым породам. Для создания живописных зеленых сводов используются вечнозеленые растения и лианы. Очень хорошо вписываются в формальный стиль и моносады, состоящие из одного вида растений: сиренарии, розарии, иридарии.

Примеры дизайна сада в регулярном стиле

дизайнерские приемы в регулярном стиле

регулярный садовый стиль в Петергофе

прогрессивный вариант регулярного сада

пример регулярного садового стиля

четырыре симметричных сегмента регулярного сада

регулярный сад на бетонной площадке

асимметричная композиция в регулярном стиле

французский регулярный садовый стиль

регулярный сад рядом с замком

Регулярный сад – не тот стиль, где уместна экономия. Здесь все обязано быть изыскано, роскошно и богато: мрамор, бронза, керамика, художественная ковка, резьба по дереву. В декоре превалируют растительные мотивы и классические орнаменты. Разбавить строгость помогают зоны отдыха с уютными беседками и летними павильонами.

101dizain.ru

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне (фото известных ландшафтов)

Оформляя и украшая придомовую территорию, мы в первую очередь руководствуемся личными предпочтениями и интересами, и если вам надоели привычные очертания естественной природы, тогда стоит обратить свое внимание на французский стиль ландшафтного дизайна. Другие его названия — регулярный или формальный стиль, и чтобы разобраться с принципами его построения, давайте пробежимся по его элементам и фото известных парков, заглянем в Версаль и Петергоф.

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне (описание, фото)

Французские сады отличаются неповторимым шармом, изысканностью и богатством в сочетании со строгостью и порядком, они считаются наиболее консервативными произведениями садово-паркового искусства.

Регулярный (формальный) сад

Главным отличием от стилей, основной идеей которых является сохранение естественных природных форм, регулярный стиль базируется на рукотворной красоте.

Формальный стиль назван «французским» неспроста, это обусловлено тем, что пик популярности он достиг именно во Франции при Людовике XIV, во времена царствования абсолютизма. Сады и парки той эпохи наиболее четко отражали превосходство архитектурной мысли над природой. Создателем стиля назван Андре Ленотр, ландшафтный дизайнер и архитектор, придворный садовник Людовика XIV. Ленотр стал автором многих великих и широко известных садово-парковых произведений.

ландшафтный дизайн формальный стиль

Регулярные парки и сады создавались на территориях при замках и дворцах, они служили некой важной изюминкой, подчеркивали монументальность и пышность архитектуры строения, именно здание чаще всего служило отправной точкой в оформлении прилегающей территории.

Принципы создания французского сада

В регулярных садах царит строгость и порядок. Главными идеями стиля являются торжественность, величие и богатство.

Рельеф и размер участка

Парки и сады, являющиеся культурным наследием, занимают огромные территории, с ровным и плоским рельефом. Они были созданы для долгих прогулок, наслаждения чередой живописных, величественных видов.

В формальных садах нередко устраивали различные представления, они служили неким театром для музыкальных выступлений, спектаклей и пышных фейерверков.

регулярный стиль садовый дизайн

Планировка сада

Создается такой сад по геометрическому плану с регулярными композициями, подчиненными симметрии. Центральной точкой является дом, а главная ось сада проводится перпендикулярно фасаду здания, на противоположной стороне от центрального входа. Вдоль главной оси располагается водоем или стриженый газон в обрамлении деревьев. Все элементы сада, кроме некоторых скульптур, имеют правильную форму. Правая сторона сада зачастую зеркально отражает левую.

В учебниках по садоводству, опубликованных в XVII веке отведены целые главы, посвященные нюансам улучшения и коррекции перспективы, для формирования иллюзии увеличенного расстояния. Например, добиться эффекта протяженности можно путем постепенного сужения аллей или стрижкой деревьев, таким образом, чтобы их высота становилась меньше по мере отдаления от здания. Это помогало создать впечатление перспективы, сады казались обширнее, чем на самом деле.

регулярный стиль в ландшафтном дизайне фото аллеи

Создателей регулярных садов можно сравнить с архитекторами, ведь они расширяли пространство здания за пределы стен, а природу упорядочивали по главным законам геометрии, перспективы и оптики. Создание садов походило на проектировку комнат, в чертежах стриженые кусты обозначались как стены, площадки называли залами, а вода зачастую выступала в роли лестницы.

регулярный стиль в ландшафтном дизайне фото каскада

Хаотично расположенные элементы декора, цветники и т. д. недопустимы, все зеленые насаждения сада подчинены ровным линиям, они зажаты в строгие рамки, олицетворяющие власть человека над природой. Кусты и деревья высаживаются по одной линии, и в ней они находятся на одинаковом расстоянии, острижены и доведены до одной высоты.

регулярный французский стиль в ландшафтном дизайне

Используемые материалы

В этом вопросе не было места экономии, материалы подбирали качественные (мрамор, ценные породы дерева, керамика, бронза). Аксессуары брали не количеством, а качеством и занимали свое место, то есть подчеркивали другие элементы декора в саду.

При оформлении беседок пользовались техниками резьбы по дереву, художественной ковки. Ограждениями служили литые решетки с классическим узором или чугунные. Во всех аспектах предпочтение отдавалось классике и спокойным тонам.

Главные элементы французского сада

  • Партер. Основной элемент, это открытая часть сада с различными цветниками, водоемами и газонами разбитая на участки правильной формы, которые чаще всего разделяют песчаные дорожки. Партер может содержать узорный орнамент из низких, стриженных декоративных растений, крупнозернистого песка разных оттенков, гравия, реже цветов. Партер должен быть виден с террасы или окон дома.

  • Кружевной партер. Расположен у дома, имеет сильно вьющийся орнамент (напоминает ковер), состоит из подстриженного тиса, самшита или цветного песка.
  • Партерный газон. Фон для портерных цветников, находится в отдалении от дома. Обычно заполняется смесью двух различных видов трав, требования к растениям просты – трава необходима густая и однородная. Линия газона тщательно выравнивается.
  • Партерный (орнаментальный) цветник. Цветы подбираются по срокам цветения и оттенку, все они должны быть заключены в сложный узор, центром цветника может быть скульптура, фонтан или вазон.
  • Топиары. Узорчато остриженные хвойные и лиственные кусты или деревья, чаще геометрических форм – конус, шар, пирамида и т. д.

топиари в регулярном стиле

французский стиль в ландшафтном дизайне Петергофа

  • Боскет. Замкнутое пространство правильной формы с группой деревьев, находящееся в отдалении от здания. Чаще всего деревья создают глухую стену.
  • Скульптуры. Одушевляют сад мотивами мифологий. Могут устанавливаться с целью усиления или прерывания перспективы, для подачи воды в фонтаны, водоемы и каскады или для обозначения точки пересечения осей.

французский ландшафтный стиль сада

  • Аллея. Прямая дорожка с деревьями по бокам.
  • Гусиная лапа. Несколько дорожек, обычно 3 или 5 выходящих из одной точки.
  • Водоем. Нельзя представить себе регулярный парк без водоема, он может быть в форме квадрата, круга, овала или прямоугольника. Обязательным условием является четкая береговая линия, все растения вдоль нее сажаются ровными рядами. Большие участки позволяют создавать каскады (многоступенчатые строения из бетона или камня), они служат как некие водопады.
  • Фонтаны. Могут быть различных форм и отделки. Фонтанным струям придавали различные формы.
  • Терраса. Место, возвышенное над садом, предназначенное для обозревания всего сада сверху.
  • Живые изгороди и бордюры. Выполняют декоративную и практичную функцию – выступают в роли изгородей для зонирования сада, создания зеленых лабиринтов, коридоров и комнат.

французский стиль в ландшафтном дизайне

Подбор растений для регулярного сада

Главным критерием служит выносливость растений к стрижке, а также предпочтение отдается вечнозеленым сортам, не теряющим свою декоративность в любое время года. В садах XVII века декоративные растения встречались редко, скудна была и цветовая гамма, ограничивалась белыми, фиолетовыми, синими и розовыми оттенками. Начиная с 1730 года, начали появляться другие, яркие цвета – желтый, красный и оранжевый. Многие экзотические для Франции цветы, например, тюльпаны завозились в страну из Голландии и Турции.

орнаменты в регулярном стиле

Со временем в регулярных парках начали проявляться отклонения от столь строгих требований к законам геометрии, а также к идеальной ровности ландшафта, а в середине XVIII столетия эпоха симметричных регулярных садов и парков ушла в историю. На это повлияла мода на совершенно новый, пейзажный парковый стиль родом из Англии. Во многих французских усадьбах сады, прилегающие к дому, старались сохранять в регулярном стиле, а остальную территорию украшали согласно новым веяниям в сфере ландшафтного дизайна.

регулярный стиль в садово парковом искусстве

Французский сад на дачном участке

В наше время формальный стиль используется крайне редко, потому как создание такого сада дело трудоемкое, нужно немало времени для ухода за ним, да и территория необходима довольно большая, все элементы и композиции имеют внушительные размеры. Тем не менее, зная основные особенности французского сада, украшая свой небольшой участок, вы можете представить данный стиль и все его элементы отдельно или в миниатюре.

Если дом не получается сделать отправной точкой сада, не страшно, говоря об украшении дачного или придомового участка, мы в любом случае уходим от дворцового варианта. Получается, что и планировка сада в таких условиях может быть частичной. Область сада, оформленную в регулярном стиле, если она никак не сочетается с остальной территорией, лучше визуально отделить.

регулярный стиль сада

Не стоит стремиться создать у себя на участке что-то грандиозное, это будет смотреться неуместно, отделите небольшой участок и обыграйте его в регулярном стиле. Например, обустроить прямоугольную клумбу, ее окончанием может послужить боскет с обустроенной внутри зоной отдыха с небольшой беседкой. Внутри клумбы можно расположить декоративный фонтан, а вдоль, вымостить песчаную дорожку, затем всю композицию заключить в живую изгородь. Подключите фантазию, вариантов очень много.

французский стиль сада фото  

Принципы, которые не стоит нарушать – геометрия, симметрия и ровная или фигурная стрижка кустарников и деревьев, выравнивание их высоты. Никаких абстрактных фигур быть не должно, это же касается и скульптур. Растениям необходимо придавать опрятность, избегать неряшливого вида. Во всем нужно проявлять сдержанность, отказаться от излишней напыщенности и дополнительных украшений. Используйте качественные материалы, они в тандеме с общей строгостью и степенностью придадут саду лоск и роскошь. Обдумайте, нарисуйте план и все обязательно должно получиться!

 

Путешествуя по Франции, не забудьте посетить сады и парки, являющиеся культурными наследиями страны, а также яркими примерами регулярного стиля ландшафтного дизайна. Вы найдете множество поистине выдающихся творений разных авторов и времен. А в России сады в регулярном стиле можно посетить в Санкт-Петербурге, Москве и в Пушкине.

ekosad-vsem.ru

Регулярный сад и регулярный стиль в ландшафтном дизайне

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Французский регулярный сад

Французский регулярный сад

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный сад в истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

[include id=»5″ title=»РСЯ — в тексте»]

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайне постепенно стал захватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Лаконичность регулярного сада

Лаконичность регулярного сада

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления  огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

Масштабность регулярных садов

Масштабность регулярных садов

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

Геометрическое разнообразие регулярного сада

Геометрическое разнообразие регулярного сада

[include id=»6″ title=»РСЯ — в тексте»]

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

Топиарные формы в регулярном саду

Топиарные формы в регулярном саду

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны - часть стиля

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

Французский регулярный сад по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности  их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Цветочные клумбы для регулярного сада

Цветочные клумбы для регулярного сада

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.

landscape-project.com

Регулярный стиль ландшафтного дизайна. Регулярный сад

  1. Главная
  2. Услуги
  3. Ландшафтный дизайн
  4. Регулярный стиль

В садово-парковом искусстве регулярный стиль считают одним из основных. Он пришел из Франции и предполагает создание строгого, выверенного пространства. Ровные газоны, клумбы правильной формы, высаженные по прямым линиям деревья — эти и другие черты характерны для регулярного стиля. Его задача — создать упорядоченное, подчиненное общей идее, эстетичное пространство, в котором природа была бы подчинена человеку.

У Вас есть вопросы по ландшафтному дизайну участка?

Выполняем проекты любой сложности

или позвоните по номеру +7 (495) 796-58-82

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Особенности регулярного стиля ландшафтного дизайна

Уже на этапе ландшафтного проектирования участок планируют так, чтобы сформировать из клумб и дорожек, живых изгородей, деревьев и кустарников стройный, симметричный узор.

Регулярный стиль лучше подходит для ровных, гладких участков правильной формы. На территории с уклоном потребуется обустройство террас, их разделение подпорными стенками и соединение лестницами. Вместе с тем, на участке с уклоном проще создавать видовые площадки, с которых будет открываться вид на весь сад.

Важен правильный подбор растений. Для озеленения территории используют деревья и кустарники, которые хорошо переносят стрижку, кронирование. Для цветников чаще выбирают однолетние или луковичные сорта — они не разрастаются, их состояние проще контролировать.

Элементы регулярного сада

Осевые композиции. Центральная точка — цветник, фонтан или скульптура. От нее расходятся две оси-дорожки. По бокам от дорожки озеленение выполняют симметрично, зеркально.

Боскеты. Регулярный сад, в котором с помощью озеленения формируют замкнутое пространство. Это может быть небольшой «кабинет» или просторная, но укрытая от посторонних глаз роща. «Стенки» боскета формирует плотная и высокая живая изгородь либо деревья, посаженные плотными рядами. Внутри разбивают цветники, устанавливают скульптуры и садовую мебель. При этом соблюдают принципы симметрии.

Рабатки. Это — прямоугольные вытянутые клумбы, которые разбивают вдоль дорожек или между ними. Цветы на таких клумбах высаживают, формируя сложный узор. Рабатки часто используют в оформлении городских парков и скверов, но и на частной территории они выглядят привлекательно и уместно.

Малые архитектурные формы. Регулярный стиль активно использует их. Статуи и скульптурные группы становятся центрами осевых композиций или элементами оформления живых изгородей. Садовая мебель устанавливается так, чтобы подчеркнуть симметрию в ландшафтном дизайне. Вазоны с цветами дополняют озеленение и акцентируют внимание на выбранных формах. Беседки, бельведеры располагают на смотровых площадках — их используют, чтобы любоваться регулярным садом.

Водоемы. В ландшафтном дизайне регулярного стиля обустраивают искусственные водоемы правильной формы. Они используются, чтобы акцентировать внимание на симметрии, «правильности» сада. «Зеркало» воды отражает сад и делает всю композицию более эффектной. При оформлении регулярного сада допустимо использование фонтанов или каскадов. Каскады используются при перепадах высот и обустраиваются вдоль лестниц или между ними. Фонтаны становятся центрами осевых композиций.

Ландшафтная компания «ПозитивПроект» выполняет проектирование, озеленение и благоустройство для садов в регулярном стиле. У нас вы можете заказать поставку посадочного материала, обустройство дренажа, ливневой канализации и других инженерных систем, уход за готовым садом. На услуги действуют выгодные цены.

www.ginkgo.ru

Регулярный стиль и его место в интерьере сада. Как организовать регулярный стиль на даче? смешанный стиль

Регулярный стиль часто называют французским – именно на родине Людовика XIV, заявившего «Государство – это я», была сформирована идея садов правильной геометрической формы. Дорожки – или прямые, или вычерченные в буквальном смысле циркулем (на бумаге :) ), кустарники пострижены «под линейку», клумбы ровные донельзя и так далее. В регулярном стиле чаще, чем в других, можно встретить растения в контейнерах, расставленные по периметру участка или дорожек. Помимо этого, контейнеры расставляют по всему участку по симметричным схемам. Контейнеры изготовляют чаще всего из керамики. Чаще всего регулярный стиль – одноуровневый. При наличии желания и средств или при необходимости (когда на участке присутствует перепад высот), можно встретить многоуровневые террасы. Скульптуры (МАФ – малые архитектурные формы), фигурные кованые оградки также никто не отменял – простота не всегда означает дешевизну. Искусственность, как отмечал один из мастеров садово-парковго искусства А.Э.Регель, - важнейшая черта регулярного стиля. Стиля, который исключает вообще какое-либо подобие естественности. Говоря в целом, порядок и симметрия вызывают у людей ощущение комфорта. Но монотонность, в отличие от пейзажного стиля, может довольно быстро приесться, так что разбавлять симметрию все же нужно.

Регулярный стиль достигал наибольшего расцвета в период эпохи Возрождения. Некоторые сады и парки того времени радуют нас и сейчас и благодаря этому стиль приобрел еще одно название – классический.Выполненные в регулярном стиле ландшафтные композиции имеют правильное положение всех элементов по отношению к заданной оси, а также четкие геометрические линии и формы, точное распределение цветовой гаммы и визуальное сочетание архитектуры и растительности. Кустарники и деревья высаживают в форме прямоугольника, квадрата или по шахматной схеме. Растительность подбирается легко поддающаяся стрижке, так как крону оформляют в виде трехмерных фигур (куб, конус, шар, и т.д.). Садовый участок в таком стиле должен включать в себя газон, водоем и разнообразные цветочные композиции. Однако газон должен обладать большей площадью, нежели, другие элементы композиции.

Партер, это элемент, который более ярко представляет регулярный или как его еще называют классический стиль ландшафта. Партер создается в горизонтальном направлении и на открытом пространстве. Характерна такая композиция для XVII века. С французского языка можно перевести как «по земле». Различают английский и кружевной виды партера. Английский партер использует простой рисунок, для создания которого используется песок и газон. Для кружевного характерно выполнение сложного рисунка с применением «мертвых материалов».

Присутствующие в композиции сада или парка водоемы должны иметь прямые, четкие, а главное симметричные границы. Однако в зависимости от рельефа могут создаваться террасы, а если территория с возвышенностями очень велика, то создаются террасные каскады, которые объединяются между собой мостиками и лестницами. Такой восхитительный пейзаж может отлично дополнить струящаяся вниз вода. Декорировать террасы можно различными скульптурами, коваными узорчатыми ограждениями.

Оформление заданного участка цветами должно быть довольно просто, но со вкусом. Это может быть один или два цвета используемых цветов, которые цветут длительное время или стелющиеся растения, за которыми необходим постоянный уход и обязательный отступ от края газона. Можно применить контейнерную посадку опять-таки соблюдая симметрию. Сами контейнеры могут быть керамические и обязательно правильной формы.

Композиции в регулярном стиле обычно огораживаются живыми шикарными изгородями или довольно высокими стенами, также изгороди могут применяться для разграничения зон внутри участка.

Если парк или сад располагается вблизи какого-либо здания, то его даже можно включить в общую композицию, пустив по специальным шпалерам, установленным на стенах, вьющиеся растения.

Парки, выполненные в этом стиле, при правильном и тщательном уходе могут оставаться привлекательными долгие годы. К примерам регулярного стиля можно отнести восхитительные сады Версаля, парки Парижа, а также в этом стиле оформлены некоторые московские усадьбы.

Регулярный стиль

И сейчас есть люди, полагающие, что геометрия - эго источник всей красоты и что красота формы и рисунка может быть последовательно достигнута путем применения математических формул в процессе проектирования плана сада.Регулярный стиль предполагает строгую симметрию в планировке сада. Мы уже говорили о симметрии как о размещении одинаковых предметов на равном расстоянии от оси композиции. И сейчас ее используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность.

Как писал А. Э. Регель, самая важная черта регулярного стиля заключается в том, что "искусственность не только выставлялась на первый план, но обязательно вытесняла всякую естественность. Сад образовывал обособленный мир и уединялся посредством высоких стен или густой изгороди", И такой вид порядка считался в высшей степени желательным и универсальным. Такая точка зрения подкрепляется тем фактом, что люди испытывают удовольствие при ощущении порядка. Они утверждают, что в основном предпочтение отдают порядку, нежели хаосу, симметрии, нежели асимметрии.

Однако план, который насильно навязан геометрией, может разрушить привлекательность ландшафта или нейтрализовать возможности тех пространств или объектов, которых коснется его влияние. Геометрический план, ясный и явный, тем не менее быстро постигается. В этом его преимущество, но он имеет также недостаток - монотонность, в случае если его часто видят или же видят длительное время.

Важным элементом регулярного сада была вода: строгой формы бассейны с фонтанами, каскады, пристенные фонтанчики.

С низким партером резко контрастировали боскеты - ровно подстриженные в виде стенок деревья и кустарники. Искусные дворцовые садовники использовали их для создания в саду целой системы маленьких "зал" и "кабинетов", размещая их вдоль дорожек.

Эмоциональная особенность стиля - приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность - вряд ли найдут применение в наше время.

Но какие-то идеи наверняка можно использовать в собственном саду. Быть может, именно это и станет той изюминкой, которой ему как раз и не хватает.

Регулярный стиль с успехом используется для садов при особняках старинного типа, выполненных в классической архитектуре прошлого, с террасами, балюстрадами и каменными балясинами, скульптурой, павильонами и ротондами. Ограждения - чугунные или литые с классическим рисунком решетки. Мощение - серая каменная крошка, гравий, смешанный с песком. Это наиболее удачный материал для партеров и осевых дорожек, подчеркнутых стрижкой. Контейнеры для растений обычно выполняют из керамики (терракота) с выпуклым рисунком (орнамент или растительный мотив).

Чему же на практике можно научиться у великих садовников прошлого? Например - оформлению цветников с помощью фигурно подстриженных вечнозеленых кустарников. Для одного кустика достаточно пары квадратных метров. Два или четыре кустa. симметрично расположенные, могут определить, характер всего сада. Отлично смотрится в центре клумбы куст, подстриженный в виде шара, конуса или другой необычной формы. Вечнозеленые посадки можно оттенить белым или цветным гравием или оживить цветущими растениями.

Такие идеи вполне приемлемы и для наших условий. Уютным уголком может стать небольшая, диаметром в несколько метров, полукруглая ниша со скамьей, отделенная от дома или улицы непроницаемой для взоров живой изгородью или трельяжем-опорой для вьющихся растений.

 

Самый доступный и самый быстрый регулярній стиль. Предельно распространенный – настолько, что многие даже считают, что кроме него и пейзажного стиля, других не существует. Я бы назвал это скорее заблуждением или данью истории ландшафтного дизайна, нежели реальностью. 

В стремлении подчинить природу, не только фауну, но и флору, человек превзошел все пределы еще задолго до появления садово-паркового искусства как такового, а именно во времена, когда взял лук со стрелами и простейшую мотыгу. Желание навязать свою волю переросло и в ландшафтный дизайн – постриженные клумбы, ровные кроны деревьев и ряды, всевозможные правильные геометрические фигуры и «мишки-зайки» из кустарников – все это стремление к порядку и строгости.

Основные законы стиля – максимальная лаконичность и простота, а также симметрия в природе. Газон с бордюром из стелющихся растений, одноцветная, или двухцветная кайма из однолетних невысоких растений с максимальной продолжительностью жизни. Применяются как северные кустарниковые и цветы, так и представители флоры южных широт. Регулярный стиль часто называют французским – именно на родине Людовика XIV, заявившего «Государство – это я», была сформирована идея садов правильной геометрической формы. Дорожки – или прямые, или вычерченные в буквальном смысле циркулем (на бумаге :) ), кустарники пострижены «под линейку», клумбы ровные донельзя и так далее.

В регулярном стиле чаще, чем в других, можно встретить растения в контейнерах, расставленные по периметру участка или дорожек. Помимо этого, контейнеры расставляют по всему участку по симметричным схемам. Контейнеры изготовляют чаще всего из керамики.

Чаще всего регулярный стиль – одноуровневый. При наличии желания и средств или при необходимости (когда на участке присутствует перепад высот), можно встретить многоуровневые террасы. Скульптуры (МАФ – малые архитектурные формы), фигурные кованые оградки также никто не отменял – простота не всегда означает дешевизну.

Искусственность, как отмечал один из мастеров садово-парковго искусства А.Э.Регель, - важнейшая черта регулярного стиля. Стиля, который исключает вообще какое-либо подобие естественности. Говоря в целом, порядок и симметрия вызывают у людей ощущение комфорта. Но монотонность, в отличие от пейзажного стиля, может довольно быстро приесться, так что разбавлять симметрию все же нужно.

Идеальный вариант – брать от регулярного стиля отдельные элементы. Удачным решением буде размещение в центре сада одного большого куста правильной геометрической формы либо же посадка четырех шаровидных кустов симметрично – они будут задавать характер всего сада. Вечнозеленые посадки неплохо бы оттенить гравием светлого цвета или «разбавить» цветниками.

В регулярном стиле стоит оформлять также подъезд к дому, площадки перед фасадом дома. В то же время выполнять весь сад в регулярном стиле вряд ли будет комфортно – уход за ним нужен поистине «лошадиный».

Где встретить сады в регулярном стиле? Вовсе не обязательно ехать в Версаль, Париж, Лондон – регулярный стиль является отличительной чертой множества усадеб в коттеджных поселках Подмосковья, а также питерских парков.

Наиболее высока вероятность встречи с садом, выполненным в регулярном стиле, - при посещении старинного особняка, выполненного в классических традициях прошлого – террасы, балюстрады, балясины, ротонды, павильоны, литые чугунные ограждения.  

Регулярный стиль сада - особенности и черты.

Традиционное отличие регулярного стиля садов - декоративность и строгая симметричность планировки. Ещё за 2000 лет назад, почти на самой заре человечества многие развитые цивилизации, начиная от Византийской, Египетской и Римской уже выращивали сады в регулярном стиле.В каждой из этих стран регулярный стиль мог иметь свои растения и рисунки, отражающие особенности характерные только для данного народа, его национальные черты и привычки, сохраняя при этом саму сущность регулярного стиля - симметричность.Например, в Англии и Франции сады в регулярном стиле в основном состояли из декоративных растений и всегда занимали значительные площади, являясь частью, какого либо поместья или замка, подчёркивая своей красотой монументальность и пышность дворцовой архитектуры.Основоположником и архитектором регулярного стиля в Европе, считают Андре Ленотра, который в 17-м веке был придворным садовником французского короля Людовика XIV. Этот человек остался в памяти потомков, как непревзойдённый мастер ландшафтного дизайна того времени. Парки Фонтебло, Во-ле-Виконт, Версальский дворец и Шантайи до сих пор оформлены по проектам Ленотра. Кроме того, им так же были созданы ансамбли садовых композиций Гринвичского и Сент-Джерменского парков в Англии в Лондоне.

Со временем регулярный стиль в том виде, который его создал Ленотр из Франции и Англии перекочевал в другие страны Европы и дальше на восток, добравшись даже до таких экзотических стран, как китай и япония.

Не смотря на то что ландшафтная архитектура восточных народов в корне отличалась от западной не только растениями, но и философией, принципы регулярного стиля можно найти и здесь.

Японские регулярные сады чаще всего располагают возле буддийских храмов и имеют незначительные размеры. Японцы вообще предпочитают миниатюрные садики состоящие в основном из камней и водоёмов, что для этого народа имеет глубокий философский смысл. Каменная пагода, каменная чаша с водой и каменные фонарики - вот неотъемлемая часть любого Японского сада, символизирующие идею мирового устройства и всеобщей гармонии. Камни - положительная сила светлой мужской энергии "ян" , вода - мягкая отрицательная энергия женщины "инь".

Эти и другие явно противоположные примеры наполнения садов мы показали для того, что бы Вы поняли, что не важно, из каких растений и объектов, состоит тот или иной сад главное, что бы в каждой садовой композиции соблюдался основной принцип какого либо стиля. В данном случае регулярного, признаками которого являются симметричность расположенных в нём объектов и растений.

Современный регулярный стиль в саду

Планировка

1. При планировке сада, формальный стиль требует наличия центральной оси, линии, которая станет основой плана.  Это может быть аллея, газон, бассейн, центральная клумба, каскадная лестница, – создающие линию, которая ведет взгляд к какому-либо доминирующему элементу в конце: статуя, скамья, орнамент.  В современном формальном саду в Голландии таким элементом часто служит водный, – здесь огромное количество вариантов, на любой кошелек. Очень популярны  ”водопады”, к примеру. Или таким доминирующим элементом становится предмет современного искусства.  Искусства у нас тут на каждом шагу: скульптуры, от кича до авторских редких работ. Иногда и обычная (не)красиво изогнутая ржавая загогулина вдруг оказывается предметом искусства и выглядит прекрасно в конце буковой аллеи или посредине пруда. Итак, выбираем центральную ось, вокруг которой симметрично расположится все остальное.

Причем, если площадь сада  позволяет, таких несущих осей будет несколько.  Например, если это отдельно стоящий дом, естественно, что вокруг него, повторяя его контуры, лягут соответствующие линии: аллеи, дорожки, газоны – все вдоль линий, все симметрично. В саду, который я взяла в качестве примера (весенний Пегасусхоф у меня в соседях) – в этому саду есть несколько основных осей:  искусственный пруд и две центральных аллеи,  одна из которых переходит в туннель из фруктовых деревьев и заканчивается театральной сценой цветущего тюльпаного поля.Для большего драматизма, в этом саду (и это прекрасный пример формальной организации большого пространства) созданы и диагональные оси, например большой квадратный газон, по углам которого расположены цветочные бордюры и акцентные вертикали деревьев, привлекающие  глаз. Взгляд здесь невольно скользит вдоль длинной диагонали.  А потом –  вдоль другой, пересекающей ее в зеркальном отражении.

И центральные, и диагональные линии создают интересные виды в этом саду, куда не бросишь взгляд.  Взгляд, в принципе, здесь и бросить нельзя, в буквальном понимании слова: его обязательно подхватывает ведущая (или несущая) линия – аллеи ли или прямоугольного пруда – и ведет вдоль сада.  Формальный сад всегда легко воспринимается глазом, в нем не устаешь,  - как раз потому,  что там все организовано вдоль основных визуальных линий.

2. Пространство в формальном саду, после того, как основные линии были обозначены, разбивается напополам или на четыре части.  Если это очень большой сад, там можно делить и дальше. Например, основная линия делится на партер и аллею. Или партер, аллею, лужайку, живой туннель, баллюстраду… ну и так далее. Все это располагается вдоль линии, более или менее симметрично. Главное, что получился уравновешенный, соразмерный, пропорциональный дизайн.

Поэтому необходимо помнить, что цель этой разбивки – максимально увеличить эффект от присутствия каждого элемента на отведенном ему пространстве. 

Например, чтобы аллея выглядела максимально эффектно, ей нужно отвести достаточно места. Чтобы растения  могли повториться достаточно раз для создания нужного впечатления, чтобы топиари выглядели импозантно, красиво, им нужно отвести достаточно места.

При этом  партер из вечно-зеленых изгородей, топиари, бассейны, газоны – все  элементы формального стиля присутствуют в его современной интерпретации, но зачастую “смягчаются” за счет использования рядом с этими элементами более декоративных бордюров (модных, современных растений, трав, злаков).

В качестве другого примера я хочу предложить другой современный сад – вернее его часть перед домом, где очень хорошо видны все характерные элементы современного формального стиля голландских садов.  Мне необыкновенно  нравится этот дизайн,  потому что в нем соблюден исключительный баланс всех элементов, и очень умно выстроена псевдо-симметрия.  В целом, это пример показывает, как голландские дизайнеры – как в этом случае – успешно развив формальную идею, подняли этот древнейший садовый стиль на уровень 21 века.  Все элементы в наличии,  и вместе с тем – вид у сада не устарелый, а современный – за счет интересного решения организации пространства, новизны использованных матералов и конструкции сада в целом.

Эти два сада, каждый по своему,  наверняка дают представление о том, как выглядит современный формальный сад в Голландии. Для тех, кто хочет увидеть больше примеров – прошу в мою папку на Пинтерест, специально созданную для иллюстрации это темы.

Посетить Pegasushof, сад Яна и Элли Гиссен-Квартел (в старых каталогах значился как Сад Трайнтье Клейфман),  можно в период с апреля по сентябрь.  Обычно — и лучше всего — смотреть его во время весеннего цветения тюльпанов — он входит в так называемый «Тюльпанный Маршрут» ( 4-5 садов провинции Флеволанд, включая популярный сад Липкье Шхат). Если у вас есть вопросы по такой поездке, задавайте, воспользовавшись формой для контакта.

mydiz.biz