Юродивые... Люди, которые вступали на эту нелегкую стезю, намеренно представлялись безумными, пренебрегали всеми мирскими благами, смиренно сносили град бесконечных насмешек, презрительное отношение, разные наказания со стороны окружающих. Используя иносказательную форму, они старались найти путь к людским сердцам и душам, проповедовали идеи добра и милосердия, изобличали обман и несправедливость. Не у всех получалось подавить в себе зачатки гордыни, не принимать во внимание потребности тела, духовно стать выше окружающих. Один из тех, кому это удалось сделать, - Блаженный Василий - самый известный и почитаемый юродивый. О нем наш материал. Его жизненный путь удивителен с самого первого дня. Декабрь 1469 года. Даты разнятся, и некоторые источники называют 1464 год. На паперти (Богоявленский собор села Елохово) появляется простая женщина по имени Анна. Она пришла сюда с молитвами о благополучном рождении ребенка. Слова женщины были услышаны Богородицей. И на этом же месте у Анны родился мальчик, получивший имя Василий (Василий Нагой – так его тоже называют). Чистая душа и открытое сердце – это то, с чем он пришел в мир. Его родители из числа простых крестьян отличались набожностью, почитали Христа, строили свою жизнь по его заповедям. С ранних лет они стремились привить сыну уважительное и благоговейное отношение к Богу. Блаженный Василий подрастал, и, мечтая о хорошей доле для сына, отец с матерью решили приобщить его к сапожному мастерству. Молодой подмастерье отличался трудолюбием и послушанием. Трудиться бы ему так долго, если бы не одно удивительное происшествие, после которого его мастер понял, каким необыкновенным человеком является Василий. Однажды в мастерской появился купец с просьбой изготовить такие сапоги, чтобы сносу им не было целый год. Блаженный Василий, прослезившись, пообещал ему обувь, которую тот ни за что не износит. Недоуменному мастеру ученик позже пояснил, что заказчику даже не удастся обуть заказанную пару, в скором времени его ожидает смерть. Прошло совсем немного времени, и эти слова сбылись. После этого случая Василий принял решение расстаться с сапожным ремеслом и провести жизнь, следуя по тернистому пути юродства. До своей кончины он жил без каких-либо сбережений, незащищенным ни от насмешек, ни от обид, имея лишь незримый оберег – веру и всеобъемлющую любовь к Богу. Всю его одежду составляли одни вериги. Василий, оставив родителей, отправился в Москву. Народ на первых порах с удивлением и насмешками воспринимал странного нагого парня. Но в скором времени москвичами был признан в нем Божий человек, Христа ради юродивый. Люди, обычно не понимая его странных поступков, сердились. Только позже выяснялся их тайный смысл. Как-то специально раскидав калачи у одного из торговцев, Василий покорно снес сыпавшиеся на него ругательства и битье. Позже незадачливый калачник сознался о добавленных в тесто извести и меле. Известны и другие чудеса Василия Блаженного. Однажды к нему обратился купец: своды церкви, которую он строил, трижды по непонятным причинам обрушивались. Московский юродивый посоветовал ему найти в Киеве бедняка Ивана. Сделав это, купец обнаружил в небогатом доме человека, который качал пустую люльку. Купец поинтересовался, что это означает. Бедняк объяснил, что таким образом он решил отдать дань своей матери. Неудачливому «строителю» стало понятно, зачем Василий отправлял его сюда. Ведь еще раньше он прогнал мать из своего жилища. Не раскаявшись в сделанном, он мечтал прославить Всевышнего построенным храмом. Господь же отказывался принимать дар от человека, который низок душой. Блаженный Василий смог помочь этому человеку: он раскаялся, помирился с матерью, и женщина его простила. Затем и строительство Божьего храма было успешно завершено. Василий Блаженный, краткая биография которого до нас дошла, всегда воздерживался от наслаждений, покорно переносил тяготы своего существования, жил на улице посреди большого количества людей, терпеливо сносил все лишения. При этом душа его оставалась невинной и светлой. Со временем же его дар проявлялся с все большей силой. При помощи Всевышнего Блаженный Василий, московский чудотворец, смог предречь нашествие на Москву. Дело обстояло так: он, как обычно, молился ночью, когда явилось знамение – пламя, которое вырывалось из церковных окон. Молитвы Василия стали ревностнее. Постепенно огонь затух. Спустя какое-то время после данного происшествия произошло нападение крымских татар на Николо-Угрешский монастырь и близлежащие к нему села, они были разграблены и сожжены, но Москва осталась нетронутой.Собор Василия Блаженного — главное чудо русского зодчества. Василия блаженного
Блаженный Василий - московский юродивый: краткая биография, пророчества. Чудеса Василия Блаженного :: SYL.ru
Василий Блаженный: житие
Работа подмастерьем
Путь в Москву
Василий Блаженный: чудеса
Дальнейшее проявление дара
Следующее чудесное событие. 1543 год. Июль. Василия Блаженного вновь посещает видение, которое предсказало сильный пожар: выгоревшими оказался ряд улиц, беда коснулась Крестовоздвиженского монастыря, Царского и Митрополичьего дворов.
Однажды в зимний день одному боярину удалось уговорить юродивого принять от него подарок – шубу. Василий после долгих протестов согласился. Идя в этой шубе, он повстречал шайку воришек. Те, опасаясь отбирать насильно одежду, не поленились разыграть перед почитаемым юродивым настоящее представление. Один изображал мертвого, другие начали выпрашивать шубу, якобы для накрытия умершего друга. Юродивый, укрывая притворившегося, спросил, правда ли тот мертв. Воришки его заверили в правдивости случившегося. Пожеланием Василия Блаженного на их ответ было наказание лицемерия. После его ухода воры буквально застыли – их товарищу уже не требовалось притворяться, он умер на самом деле.
Все свою жизнь юродивый помогал людям, сочувствовал им. Причем, абсолютно всем. В особенности тем, кому было стыдно просить о помощи. Так, полученные от царя подарки, он передал иноземному купцу. Тот потерял деньги и голодал не один день. С просьбами о помощи он не обращался – стыдно было из-за своих богатых одежд.
Василий был частым гостем в Китай-городе. Он заходил в расположившуюся там исправительную тюрьму для пьяниц. Ободряющие слова и увещевания – это то, чем он помогал опустившимся людям возвратиться к нормальному образу жизни.
Василий Блаженный, житие его мы продолжаем рассматривать, жил при двух самодержцах. Почитание и боязнь – с такими чувствами к нему относился один из них – Иван Грозный. Божий человек, которого он видел в юродивом, был для царя постоянным напоминанием о том, что необходимо жить справедливо и не скупиться на добрые поступки и дела.
Столкнувшись с несколькими случаями, Грозный убедился, что речь на самом деле идет о благочестивом, отрешенном от дел мирских юродивом. Однажды Василий Блаженный был приглашен царем на пиршество. Государь разгневался, когда на его глазах трижды юродивый выплеснул поданное ему вино. Иван Грозный до тех пор сомневался в объяснении юродивого о, дескать, потушенном пожаре в Великом Новгороде, пока из города не объявился гонец. Он принес весть о происшествии и о том, что вмешался какой-то нагой человек и залил огонь. Приехавшими в Москву новгородцами в юродивом и был признан тот самый человек.
Задумавший строительство дворца на Воробьевых горах, царь только об этом и думал. Оказавшись на церковной праздничной службе, он вел себя так же задумчиво и невнимательно к происходящему вокруг него. Находившегося там Василия Блаженного царь попросту не приметил, будучи погруженным в собственные думы. По окончании службы Грозный начал пенять юродивому за его отсутствие в храме. На эти слова Василий Блаженный усовестил царя, ответив, что тело его находилось на службе, а душа витала возле возводимого дворца. С той поры у Грозного появилось еще больше уважения и боязни по отношению к юродивому. Когда последний слег от тяжелой болезни, царь приходил его навестить.
Невзирая на то, что жизнь его была полна лишений, Василий дожил практически до девяноста лет. Пришедшему его навестить царю с семьей он изрек еще одно предсказание: царский сын Федор в будущем станет правителем Руси. И в этом он также не ошибся. Ведь все мы знаем, что разгневанный царь сам поднял руку на Ивана (своего старшего сына).
Дата смерти Василия Блаженного - 2 августа 1557 года (по новому стилю это 15 августа). Царь и бояре несли гроб с телом юродивого. Церемония отпевания и погребения проводилась митрополитом Московским и всея Руси Макарием. Когда проводилось погребение, у многих больных наступило выздоровление. Местом захоронения было выбрано кладбище Троицкой церкви (во Рву около Кремля). Немногим позже здесь был возведен Покровский собор. В нем и построили придел в честь юродивого. Его с такой силой почитали, что с того времени для Троицкого храма и Покровского собора закрепилось одно общее название - храм Василия Блаженного. Причем, история его интересна не только одним названием.
В этом храме соединены готическая и восточная архитектура. Его невиданная красота породила настоящую легенду: якобы по приказу царя Ивана Грозного зодчему выкололи глаза, чтобы он не смог больше построить подобные сооружения.
Храм не один раз пробовали разрушить. Но он каким-то чудесным образом продолжает возвышаться на своем месте. В 1812 году при побеге из столицы Наполеоном был отдан приказ о разрушении Покровского собора вместе с Кремлем. Но спешащие французы не смогли управиться с нужным количеством подкопов. Покровский собор оказался невредимым, так как во время дождя погасли зажженные ими фитили.
В послереволюционные годы собор также избежал сноса. Его последнего настоятеля, протоиерея Иоанна Восторгова, расстреляли в 1919 году, а в 1929 году храм Василия Блаженного совсем закрыли, его колокола отдали в переплавку. В 30-ые годы Лазарем Кагановичем, преуспевшим в разрушении многих московских храмов, было предложено снести и Покровский собор. Причину он выдвинул вескую: якобы это позволяло освободить место для проведения торжественных парадов и демонстраций.
Бытует легенда, что им был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским собором. Со своим творением он пришел к Сталину. Убеждая, что храм является помехой, он внезапно для вождя сорвал его места. У ошарашенного Сталина вырвалась при этом историческая фраза: «Лазарь, поставь на место!». Известным реставратором П. Д. Барановским посылались телеграммы на имя Сталина с обращением уберечь храм. Говорили о том, что Барановский, которого пригласили для решения данной проблемы в Кремль, не постеснялся встать на колени перед членами ЦК и умолял сохранить храм. К нему прислушались. Храм Василия Блаженного (история могла бы на этом и закончиться) оставили в покое. Только позже Барановскому присудили внушительный срок.
После смерти Василия чудесные явления не прекратились. Выше мы писали, что люди столкнулись с ними и около гроба. По этой причине в 1588 году (это время, когда царствовал Федор Иванович) московским патриархом Иовом святой был канонизирован. Также установили день его памяти – 2 августа (день его смерти). До 1917 года День памяти Василия всегда праздновали торжественно. Обычным было присутствие императора с близкими. Служба проводилась патриархом. Присутствовали высшее духовенство, а также жители Москвы, которые свято почитали чудотворца.
Отвлечемся немного и вспомним еще одну историю. Василий Блаженный, пророчества которого дошли до нашего времени, однажды не самым лучшим образом повел себя по отношению к образу Богоматери. Взяв камень, он его разбил. Образу этому приписывались чудодейственные свойства. Не выдержав, паломники избили Василия. Он вытерпел все покорно. А потом дал совет убрать с образа один из слоев краски. К нему прислушались, и оказалось, что под ним было скрыто дьявольское изображение.
Богатой москвичке, ослепшей в возрасте двенадцати лет (ее звали Анна), было известно о том, что прозревали слепцы, молившиеся Василию. Она отыскала иконописца и обратилась к нему с поручением: женщина хотела, чтобы была написана икона Василия Блаженного. Эта икона была дарована Анной храму. Точно известно, это был храм Василия Блаженного. История на этом не заканчивается. Ежедневно она приходила туда молиться. По преданию, по прошествии некоторого времени у Анны наступило полное излечение: зрение к ней вернулось.
На ранних работах Василий был представлен нагим, на поздних святой стал изображаться опоясанный полотенцем. Часто Блаженный оказывался изображен на кремлевском фоне и на фоне Красной площади, ведь именно здесь он прожил. Такую икону сегодня хранят в храме Василия Блаженного. В других российских храмах также имеются иконы, на которых изображен святой.
Итак, перед нами предстала история Василия Блаженного. Этот человек с удивительной силой духа показал своими делами и жизнью, что все земное не вечно. Что если помнить о добре и справедливости, то можно выстоять в любых сложных ситуациях.
www.syl.ru
Фото собора Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного: режим работы и цена билета, официальный сайт
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея. С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.
Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.
Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.
За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.
Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.
Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.
Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.
www.msk-guide.ru
Адрес: Россия, Москва, Красная площадьНачало строительства: 1555 годОкончание строительства: 1561 годКоличество куполовн: 11Высота: 65 м.Координаты: 55°45'09.4"N 37°37'23.5"EОбъект культурного наследия Российской Федерации
12 июля 2011 года отпраздновал свой 450-летний юбилей самый известный православный храм России — Покровский собор, или Собор Василия Блаженного.
Расположенный на Красной площади рядом с Кремлём, он стал символом Москвы и всей страны. Храм Василия Блаженного — это целый град в городе: на едином основании возведено 10 церквей с пёстрыми куполами. Он был построен в 1555 — 1561 годах по приказу Ивана Грозного в ознаменование победы над Казанским ханством — вековым врагом Руси.
Вид собора со стороны Московского Кремля
Старинная московская легенда гласит, что во время решающего штурма Казани Иван Грозный направился в походную церковь, помещавшуюся в шатре, и усердно молился. Но едва священник успел произнести слова: «И будет едино стадо и един пастырь», как земля вздрогнула от сильнейшего взрыва, и часть вражеских укреплений взлетела на воздух, открыв дорогу русским войскам. Впервые в истории Руси в её состав вошло не княжество, а целое государство — Казанское ханство. Взятие Казани имело не только политическое значение (теперь русские контролировали волго-балтийский торговый путь), но и религиозное — это был поход против неверных. В Москве горожане встретили Ивана Грозного громкими возгласами: «Многие лета царю благочестивому, победителю варваров, избавителю православного народа!».
Памятник Минину и Пожарскому на фоне собора Василия Блаженного
Первоначально на месте будущего храма стояла деревянная церковь Святой Троицы, но в 1555 году начали возводить каменный собор, существующий до сих пор. Кто был главным зодчим, так и остаётся тайной. По одной версии, царь пригласил псковского мастера Постника Яковлева по прозвищу Барма, по другой — имена Постник и Барма принадлежат двум разным архитекторам. По третьей версии, Собор Василия Блаженного — это проект итальянского зодчего. Существует предание, что царь приказал выколоть глаза создателю собора, чтобы он больше не смог повторить свой шедевр. Но если считать автором собора Постника, то эта легенда не находит документальных подтверждений. Постник не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после окончания строительства он работал над проектом Казанского кремля.
Вид собора со стороны Васильевского спуска
Собор Василия Блаженного венчают 10 куполов. 8 церквей, расположенных симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды, символизируют церковные праздники, приходящиеся на дни решающих сражений за Казань. На их вершинах установлено 8 луковичных глав. Центральная церковь Покрова Богородицы завершена шатром с маленькой главкой, а десятый купол выстроен над колокольней.
Все 9 церквей объединены между собой единым основанием и внутренней обходной галереей, расписанной причудливыми растительными орнаментами. Ни один из куполов не повторяет другой. Собор Василия Блаженного не всегда был таким пёстрым. Белый камень и кирпич, используемые в строительстве церкви, придавали ей строгость и сдержанность.
Вид собора с Красной площади
В XVII веке купола собора украсили керамическими изразцами, добавили асимметричные пристройки, возвели шатры над крыльцами, а стены покрыли затейливыми росписями. В 1931 году перед собором воздвигли бронзовый Памятник Минину и Пожарскому, ранее стоявший на Красной площади.
Главная церковь храма освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Однако Покровский храм называют собором Василия Блаженного и связывают его не с Иваном Грозным и Казанскими походами, а с именем московского юродивого — человека Божьего. Василий жил на улицах Москвы и даже в лютый мороз ходил полуголым, на теле носил вериги — железные цепи с крестами. Сам Иван Грозный относился к нему с благоговением
Купала собора
Когда Василий тяжело заболел, царь навещал его вместе со своей супругой — царицей Анастасией. Святому приписывают ряд чудес. Находясь в Москве, он потушил пожар в Новгороде тремя чашами вина. Василий обличал ложь, и под внешним благочестием мог угадать действия дьявола. Так, на глазах изумлённых паломников он кинул камень в образ Богоматери, который почитался как чудотворный. Когда толпа принялась избивать Василия, он закричал: «А вы поскребите грунтовку!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Божьей матери нарисован чёрт. Василий умер в 1552 году, а в 1588 году над местом захоронения мощей чудотворца пристроили церковь. Эта пристройка дала обиходное название Покровскому храму — Собор Василия Блаженного.
Соборные купала
Предание утверждает, что до 1595 года в подземельях храма хранилась царская казна. Сегодня собор находится в совместном ведении Исторического музея Москвы и Русской православной церкви. По воскресеньям в нём проходят богослужения.
Достопримечательности МосквыРегионы РоссииСтранны Европы
putidorogi-nn.ru
Жители Москвы, а также ее гости, попав на главную площадь города, Красную площадь, замирают в восхищении, увидев рядом с Кремлем непревзойденный по своей красоте храм Василия Блаженного. Этот памятник российской истории и культуры со своими разноцветными расписными маковками давно стал неотъемлемой частью столицы России и ее символом. Официальное название этой достопримечательности — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. До XVII века собор назывался Троицким, так как первоначально построенный деревянный храм был посвящен Святой Троице. В настоящее время собор входит в список мирового культурного наследия и находится под защитой организации UNESCO.
Приказ о сооружении Покровского собора был отдан Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством и взятия штурмом неприступной Казанской крепости. Это событие произошло в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого храм и получил название. Строительство началось в 1555 году и завершилось спустя шесть лет. Достоверных данных о зодчих, возводивших собор, не сохранилось. Большинство исследователей склоняются к мнению, что это работа псковского мастера Постника Яковлева, имевшего прозвище Барма.
После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.
В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.
С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. После создания в нем историко-архитектурного музея были сделаны капитальные строительные работы и проведена комплектация фондов. 21 мая 1923 года первые посетители перешагнули его порог. С 1928 он года является филиалом Государственного исторического музея. В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения. На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей. Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме. С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь.
Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему. Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным.
В центре комплекса стоит столпообразная церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Центральные выходы основных, окружающих ее храмов обращены к четырем сторонам света. Между ними возведены меньшие по размеру церкви, завершающие композицию. При взгляде сверху на весь ансамбль можно ясно разглядеть два квадрата, повернутых друг к другу под углом и составляющие правильную восьмиконечную звезду, символизирующую воскрешение Иисуса Христа. Сами стороны квадратов, помимо четырех концов животворящего креста, означали твердость веры. А объединение церквей вокруг Столпового храма символизирует единство веры и Божьей защиты, распростертой над Россией. Колокольня, построенная в 1670 году, находится немного поодаль.
Еще одной особенностью уникального ансамбля является отсутствие подвальных помещений. Он воздвигнут на подклете – комплексе помещений, высота стен которого превышает шесть метров, а толщина достигает более трех метров. В его стенах предусмотрены специальные отверстия, служащие для создания в помещениях постоянного микроклимата, не зависящего от времени года. В древние времена подклет использовался как потайное хранилище для церковных ценностей и царской казны. В тайник можно было попасть только со второго этажа центрального собора по секретной лестнице, располагавшейся в стене. Сейчас здесь оборудовано хранилище икон, которые принадлежат храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Старейшим из них является образ Василия Блаженного, датируемый концом XVI столетия.
Весь ансамбль опоясывает крытая обходная галерея, давно ставшая с ним одним целым. Как и внутренняя обводная, она расписана травным и растительным узором, относящимся к XVII столетию. Их полы выложены кирпичом частично елочной кладкой, а некоторые участки особым узором в «розеточку». Интересно, что кирпичи, сохранившиеся с шестнадцатого столетия, более устойчивы к истиранию, чем используемые при реставрационных работах.
Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения. В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком. Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.
После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова, музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства. «Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.
Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия. Гордостью музейной экспозиции является коллекция старинных рукописных и первопечатных книг. Осмотреть все бесценные экспонаты музея и побродить по собору Покрова Пресвятой Богородицы можно как в составе групповой экскурсии, так и заказать индивидуальное посещение. Следует помнить, что можно вести фото и видеосъемку, внеся отдельную оплату через кассу музея. Между подклетом и вторым этажом храма находятся магазинчики, в которых можно приобрести сувенир на память.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
krasotyrossii.ru
Московский чудотворец, Христа ради юродивый. Обладал даром предвидения. Известен также как Василий «Нагой». Жил во времена царствования Ивана IV Грозного. Канонизирован Русской православной церковью в 1588 году. День памяти 2(15) августа.
Со времен крещения Руси православная вера и традиции всегда были живы и глубоко почитались. За веру шли в бой, терпели лишения, умирали. Особенно почитался подвиг юродства. Люди, вступавшие на этот нелегкий путь, сознательно изображали из себя безумных, отказывались от всех мирских благ, со смирением терпели бесконечные насмешки, презрение, всяческие наказания. И в иносказательной форме пытались достучаться до сердец и душ людей, проповедуя добро, милосердие и изобличая неправду и несправедливость. Усмирить гордыню, умерить телесные потребности, духовно возвыситься над остальными могли немногие. Такой духовный подвиг за всю историю православия на Руси совершили более 130 человек, 36 из них причислены к лику святых.Одним из самых известных и почитаемых Христа ради юродивых был Василий Блаженный, называемый еще Василием «Нагим». Судьба его удивительна с самого рождения. В декабре 1469 года его мать Анна пришла на паперть подмосковного Богоявленского собора в Елохово (сейчас территория Москвы) молиться о том, чтобы ее ребенок благополучно родился и был здоровым. Богородица услышала молитвы простой женщины, и тут же, прямо на паперти Анна родила мальчика, которого назвали Василием. Он пришел в этот мир с чистой душой и открытым сердцем.
Его родители – простые крестьяне, были очень набожны, чтили Христа, жили по его заповедям и с раннего детства прививали Василию уважение и благоговение к Всевышнему. Когда мальчик подрос, родители, желая сыну хорошей доли, отдали его в обучение к сапожнику. Время шло, Василий постигал азы ремесла, сапожник был доволен трудолюбивым и послушным парнем. Так бы и трудился Василий всю жизнь, если бы не один случай, во время которого у старательного и благочестивого 16-летнего подмастерья открылся дар прозрения.
В мастерскую обратился купец, пожелавший сшить сапоги, которые носились бы много лет. Огорченный Василий обещал выполнить заказ, но после ухода купца горько расплакался, чем очень удивил сапожника. На недоуменный вопрос хозяина парень объяснил, что купцу не суждено покрасоваться в обновке, так как он скоро умрет. Сапожник удивился, но не придал значения странным словам парня. Через несколько дней тот купец действительно умер, а Василий решил оставить сапожное ремесло и посвятить свою жизнь самому великому подвигу во имя Христа – юродству. С этого момента и до самой смерти он ходил нагим и босым, не имея никаких сбережений, никакой защиты от насмешников и обидчиков, кроме незримого оберега – веры и всеобъемлющей любви к Господу. Из одежды на нем были только вериги – железные кольца и цепи для телесного смирения и укрепления духа.
После случая у сапожника Василий оставил родителей и направился в Москву. Первое время народ дивился странному нагому парню и насмехался над ним, но вскоре москвичи признали в нем Божьего человека, Христа ради юродивого, изобличителя несправедливости и неправды.
Непонятные и странные на первый взгляд поступки Василия Блаженного сердили людей, но потом всегда оказывалось, что в этих поступках был скрытый поучительный смысл. Однажды, намеренно рассыпав на базаре калачи у одного торговца, он с покорностью принял ругань и побои. Но после калачник признался, что в тесто добавлял известь и мел. В другой раз его совет помог купцу достроить церковь, своды которой обрушивались уже три раза. Купец спросил совета у блаженного, как ему достроить храм. Василий отправил его в Киев к бедняку Ивану. Найдя в бедном жилище человека, качающего пустую колыбель, купец спросил, зачем он это делает. Тот рассказал, что так он отдает дань матери, родившей его. Купец понял, для чего Василий посылал его в Киев. Оказалось, что он в свое время выгнал из дома родную мать, и без раскаяния в своем поступке хотел прославить Бога построенной церковью. Но Всевышний не принимал подарок от низкого душой человека. Василий Блаженный помог купцу раскаяться, помириться с матерью и вымолить у нее прощение. После этого Божий храм был благополучно достроен.
Многие чудеса являл москвичам Василий Блаженный. Проходя мимо домов набожных людей, он бросал камни в их углы, а возле домов, где бесчинствовали, углы целовал. На вопросы о таком странном поведении юродивый отвечал, что в домах, где живут праведники, нет места бесам, и они стоят на улице возле углов, а он их отгоняет. А в домах, где поселились пороки, пляшут бесы и не дают зайти туда ангелам, скорбящим о душах людей вне дома. И таким образом Василий приглашает ангелов войти.
В другой раз Василий Блаженный проходил по базару, где сидели женщины, продававшие свое рукоделие. Нагота юродивого не смутила их – они просто рассмеялись. И тут же ослепли. Одна из женщин, еще не ослепшая полностью, поняла, что случилось, бросилась вслед за юродивым и слезно просила вернуть ей и подругам зрение. Василий Блаженный согласился при условии, что они раскаются в своей глупости. Женщины повинились перед ним, раскаялись и снова стали зрячими.
Постоянно воздерживаясь от удовольствий земных, безропотно перенося тяготы юродства, живя на улицах среди толпы людей, терпя суровые лишения, Василий Блаженный сохранил душу чистой и светлой. Дар прозрения проявлялся в нем все сильнее.
Всевышний помог Блаженному Василию предсказать нашествие на Москву хана Мехмед І Гирея в 1521 году. В тот раз, по обыкновению молясь ночью у ворот церкви Божьей Матери, он увидел знамение – огонь, вырывающийся из окон храма, и стал ревностно молиться. Огонь стал понемногу затухать и вскоре исчез полностью. Через некоторое время после этого видения крымские татары напали на Николо-Угрешский монастырь и ближние к нему деревни, разграбили и сожгли их, но до Москвы так и не добрались.
8 июля 1543 года Василию Блаженному снова было видение в церкви, предсказавшее страшный пожар, во время которого выгорели полностью Крестовоздвиженский монастырь, Царский и Митрополичий дворы и несколько улиц: Большой Посад, Неглинная и весь Великий Торг.
Как-то зимой один боярин, сочувствуя юродивому, уговорил его взять в дар шубу. Василий Блаженный долго не соглашался, но, чтобы не обидеть доброго человека, принял этот подарок. Проходя в подаренной шубе по улице, Василий встретил шайку воров, которые, не рискнув силой отобрать богатую одежду у почитаемого юродивого, разыграли перед ним целый спектакль. Один из них притворился мертвым, а остальные стали просить шубу, чтобы накрыть ею умершего товарища. Юродивый сам укрыл шубой вора, спросив при этом, действительно ли тот умер. Воры подтвердили кончину друга, а Василий пожелал, чтобы лицемерие было наказано, и ушел. Кинувшись к «умершему», воры остолбенели – тот был мертв по-настоящему.
Вся жизнь Василия Блаженного была направлена на помощь людям, милосердие и сочувствие. Он помогал всем, но особенно тем, кто стыдился просить помощи. Однажды он отдал все царские подарки иностранному купцу, потерявшему деньги и голодавшему уже несколько дней. Сам купец не мог просить помощи, ведь на нем были богатые одежды. Часто Василий Блаженный посещал Китай-город. Там располагалась исправительная тюрьма для пьяниц. К ним и ходил юродивый, чтобы ободряющим словом и увещеванием помочь им вернуться к нормальной жизни.
Царь Иван IV Васильевич «Грозный» почитал юродивого, но и побаивался его. Он видел в нем Божьего человека, который постоянно напоминал ему о необходимости жить по справедливости и творить добрые дела. Несколько случаев убедили Ивана Грозного, что перед ним действительно благочестивый, отрешенный от мирских забот юродивый. Пригласив однажды Василия Блаженного к себе во дворец на пир, царь был очень разгневан, когда тот три раза подряд выплеснул за окно вино. Объяснению юродивого, что так он потушил пожар в Великом Новгороде, царь не поверил, пока оттуда не прибыл гонец с вестью о пожаре и чудесном вмешательстве какого-то нагого человека, залившего огонь из водоноса. После новгородцы, приехавшие в Москву, узнали в Василии Блаженном того самого человека.
Когда царь задумал строить на Воробьевых горах дворец, все его мысли крутились вокруг этого строительства. Даже придя в церковь в праздничный день, он думал о незавершенной стройке. Василий Блаженный был на праздничной службе, но царь, погруженный в свои мысли, его не заметил. После службы Иван Грозный стал выговаривать юродивому за то, что его якобы не было в церкви. Василий пристыдил самодержца, сказав, что царь телом был в церкви, а душой витал вокруг своего недостроенного дворца. С тех пор Иван Грозный еще больше стал уважать и побаиваться юродивого. А когда Василий Блаженный серьезно заболел, царь Иван с царицей Анастасией навещал его.
Несмотря на полную лишений жизнь, Василий Блаженный прожил почти 90 лет, а когда он слег и уже не смог встать, его навестил сам царь с семейством, и Христа ради юродивый предсказал сыну царя Федору, что тот будет править на Руси.
Умер Василий Блаженный 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет. Царь Иван Грозный с боярами несли его гроб, а отпевание и погребение проводил митрополит Московский и всея Руси Макарий. Во время погребения Василия Блаженного многие больные выздоровели. Юродивого похоронили на кладбище Троицкой церкви во Рву, где незадолго до этого, в 1554 году царь в память о покорении Казани велел возвести Покровский собор. В соборе и был построен придел в честь Василия Блаженного. Почитание Василия Блаженного было настолько сильным, что с тех пор Троицкий храм и Покровский собор стали называть одним общим названием - собором Василия Блаженного.
Со смертью Василия Блаженного чудеса не закончились. Они происходили и возле его гроба. Поэтому в 1588 году, во время царствования Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, московский патриарх Иов на Поместном церковном Соборе канонизировал святого и установил день памяти чудотворца в день его кончины – 2 августа.
Другие чудеса Василия Блаженного
Однажды юродивый разбил камнем образ Богоматери на воротах храма, который много лет считался чудодейственным. Толпа паломников накинулась на него с кулаками и сильно избила. Безропотно выдержав побои, Василий Блаженный посоветовал соскрести слой краски на образе и когда это сделали, то увидели, что под ликом Божьей Матери скрывалось изображение дьявола.
Персидский корабль с множеством людей шел по Каспийскому морю. Были среди них и православные христиане. Начался сильный шторм, корабль стало сильно раскачивать, на палубу полилась вода, стало так темно, что кормчий не видел, куда направить корабль. Гибель казалась неминуемой. Но христиане рассказали персам, что у них в Москве есть чудотворец, который ходит по воде, как по земле и усмиряет самые большие волны. В это время перед кораблем возник нагой бородатый старец и провел корабль верным курсом прямо сквозь шторм. Волны стихли, пропал и старец, но все были спасены. Через некоторое время персидские купцы, бывшие на том корабле, приехали в Москву по торговым делам и узнали в юродивом Василии Блаженном нагого старца, спасшего их от неминуемой гибели. Еще не раз молитва к Василию Блаженному спасала корабли от верной гибели в разбушевавшемся море.
2 августа 1588 года в присутствии царя Федора Ивановича, митрополита Московского и всея Руси Иова и многочисленных московских жителей над местом погребения святого возник его образ. После этого события над захоронением была поставлена украшенная драгоценными камнями рака для мощей, помолившись возле которой многие больные полностью исцелялись.
День памяти святого 2 (15) августа. До революции 1917 года празднование памяти святого Василия Блаженного было торжественным. Обычно присутствовал император с семьей, службу проводил патриарх, собиралось высшее духовенство и москвичи, относившиеся к чудотворцу с великим почтением.
Жертвенность Богу и людям считается в христианстве высшей мудростью. И Христа ради юродивые, возвышаясь над грешным миром своей духовной чистотой, не презирали этот мир, а несли безропотное служение во благо всех живущих. Василий Блаженный – подвижник веры, удивительной силы духа человек, всей своей жизнью показавший, что блага земные не вечны, а вера в добро и справедливость помогают человеку в самые трудные времена.
www.bankgorodov.ru
Собор Василия Блаженного занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ. Архитектурный ансамбль Красной площади сейчас просто немыслим без этой небесной красоты воплощенной в камне. Страшно подумать, но по одной из легенд, известный Лазарь Каганович, как то, предлагал Сталину снести Собор Василия Блаженного, эффектно выхватив его с макета реконструкции Красной площади, который был представлен на рассмотрение вождю народов. Лазарь! Поставь нам место, - сказал тогда коротко Сталин…
Храм Василия Блаженного так сильно впечатляет тебя, надолго остается в сознании и продолжает долго в нем жить, питая душу чувственной нематериальной энергией этого земного чуда. Находясь рядом с храмом можно бесконечно любоваться его неповторимым живым образом, играющими всеми гранями возвышенной и изысканной красоты с любого его ракурса. Об этом храме написано множество очерков, проведено бесчисленное количество научных исследований и, конечно же, выложено в сети не поддающееся исчислению материалов независимых исследователей и просто любителей русской архитектуры и старины.
Мне хотелось представить моему читателю о Покровском храме на Рву нечто такое, отличающееся от творений других авторов, что, конечно же, в этом контексте, сложная и, во многом, неподъемная задача. Однако, я, все таки, попытаюсь) Как обычно, здесь будет много моих фотографий этого храма, самых его разнообразных ракурсов, в разное время года – с целью раскрыть как внешний чувственный образ собора, так и показать его удивительные внутренние пространства, без лицезрения которых невозможно впитать всю эту Красоту целиком и полностью. Как оказалось, пребывая в самом храме, я умудрился-таки, что частенько со мной происходит, пропустить при съемке некоторые виды и детали его богатого внутреннего интерьера, что, как обычно, выясняется уже при подготовке конкретного материала. Конечно, же, эти недоработки будут мной восполнены здесь по мере поступления соответствующего визуального исходного материала.
Мне чрезвычайно интересен период строительства шатровых храмов на Руси и Собор Василия Блаженного занимает, среди чудом уцелевших к настоящему времени шатровых храмов, свое особое уникальное место, потому как центральной архитектурной доминантой этого шедевра и является возвышенная шатровая церковь Покрова Богородицы. Эта статья будет одной из некоторых в цикле моих будущих обзорных статей о периоде шатрового строительства на Руси.В первой части, уже по традиции, мы попытаемся впитать чу́дный и неповторимый образ Собора Василия Блаженного, узнаем об его удивительной и загадочной истории, духовной основе истории его создания, об архитектурных особенностях, а уже во второй и третьей частях – осмотрим и исследуем церковь изнутри, ведь главное – это чувственное комплексное впечатление, и именно то, что мы выносим для себя и то, что остается, в результате, с нами надолго, а то и навсегда.
У меня нет архитектурного образования и я не считаю себя независимым экспертом в этой области, но сфера искусства и творчества в в области правосланой архитектуры меня чрезвычайно воодушевляет и инитересует. Поэтому при рассказе об архитектурных особенностях собора будут использованы сторонние источники – как говориться - не будем изобретать велосипед там, где уже он уже давным давно изобретен и всё профессионально и дотошно описано и разъяснено в деталях. Так, что я не буду пытаться в этом смысле проявлять оригинальность. Для отделения академического текста об истории и архитектуре собора – мои впечатления и соображения я выделю курсивом.02.Итак, собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.03.
По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Но эта версия ныне уже устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.04.
У нас больше эмоциональный подробный репортаж, поэтому я позволил себе добавить в свой рассказ теплого ощущения от цветников, разбитых на Красной площади прошлым летом...)05.
Согласно московским легендам, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить второго подобного по красоте храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.06.
Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».07.
Первоначально собор был покрашен «под кирпич». Позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.08.
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.09.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.10.
Архитектура храма Василия Блаженного
Какой бы сложной ни казалась конструкция храма, на самом деле она очень логична. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма. Восьмиконечная звезда в христианской символике несёт глубокий смысл - она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.11.12.
Другой аспект рассмотрения архитектурных особенностей храма в целом может сводиться к простому рассмотрению его архитектурных форм. Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах. Это сочетание восьмерика на четверике, или двух восьмериков, различного диаметра. Центральная часть – это два восьмерика на четверике, венчает конструкцию шатёр. Два восьмерика, увенчанные куполом – так можно описать архитектуру больших церквей. Малые церкви – восьмерик на четверике, увенчанный куполом над круглым барабаном. Хотя нижнюю часть малых церквей, их четверики, рассмотреть весьма проблематично, они скрыты за внешним декором – кокошниками.13.
По всему периметру храм украшен кокошниками, расположены они по разному, разного размера, но выполняют они одну функцию – сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты – центральный шатёр в два раза выше больших церквей, большие церкви – в два раза больше малых.14.
Ещё одна особенность храма делает его абсолютно непохожим на другие – это отсутствие симметрии в декоре и размерах больших и малых церквей. Но весь в целом собор оставляет впечатление собранности и сбалансированности. Кто бы ни был автором собора, его идея – реализация и политического, и религиозного смысла была воплощена в его архитектурных формах безупречно. Схожесть и различие, объединение и разделение – сочетание этих взаимоисключающих элементов стала главной темой в архитектуре собора и принципиальной идеей его конструкции.15.
Высота храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:
- Троицы.
- В честь святителя Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки).
- Входа во Иерусалим.
- В честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально - в честь священномучеников. Киприана и Иустины - 2 октября).
- Святителей Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь святителя Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября).
- Александра Свирского (17 апреля и 30 августа).
- Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста).
- Григория Армянского (30 сентября).16.Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.17.18.В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552 гг.), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.19. 20.
В 1670-х годах построена шатровая колокольня.21.
Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):
Покрова Богородицы (центр),
Святой Троицы (восток),
Входа Господня в Иерусалим (запад),
Григория Армянского (северо-запад),
Александра Свирского (юго-восток),
Варлаама Хутынского (юго-запад),
Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),
Николая Чудотворца Великорецкого (юг),
Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).
Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.22.
Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Подклет (1-й этаж)
В Покровском соборе нет подвальных пространств. Церкви и галереи выстроены на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота этих помещений - около 6,5 м.
На плане первого уровня помещения в подклете обозначены черным цветом. В цвете - церкви второго уровня собора.23.
Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.24.Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.
В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только особо доверенные лица. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена. Мы её еще увидим.25.В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Также здесь экспонируются две иконы XVII в. - «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.
26.Церковь святого Василия Блаженного
Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного на церковном кладбище. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича. Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.Мы можем видеть четверик этой церкви и самую низкую по уровню главку зеленого цвета с малиновыми шипами и, собственно, ее приделы на первом плане на фото ниже.27.
28.Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора...На праздники здесь очень много народа, как вы видите.29.
Ризница
В 1680 году выше церкви Василия Блаженного к собору была пристроена еще одна церковь во имя Святой Феодосии Девы. Она была двухэтажной (на подклете). Верх был сделан в виде восьмерика с главкой на узком барабане.
Уже в 1783 году восьмерик разобрали и превратили церковь в ризницу (хранилище облачений и литургической утвари) при церкви Василия Блаженного. Картина Гильфе́рдинга, написанная в 1770 году - единственное изображение церкви Святой Феодосии Девы до ее перестройки. В настоящее время ризница отчасти сохранила свое назначение: в ней проводятся выставки вещей из фондов собора, то есть тех самых, которые когда-то в ней хранились.Осмотр экспозиции Собора Василия Блаженного начинается с входа через малое северное крыльцо в здание бывшей соборной ризницы (слева - на фото ниже).30.
А вот эта фотография снята как раз от входа в музей Храма Василия Блаженного.31.
В музей мы еще с Вами попадем, а пока предлагаю осмотреть внимательно Собор Василия Блаженного в деталях и с разных ракурсов.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Галереи и крыльца
По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.32.Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.Это большое северное крыльцо - через него осуществляется уже выход экскурсантов, посещающих музей и церкви собора.33.34.
Собственно, вот такие виды с него можно снять...35.36.Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора. И фонари мы тоже осмотрим чуть позже.37.
Это западная сторона собора. Сейчас мы его будем обходить против часовой стрелки. Некоторые фото, что вы видите сняты намеренно с высокими геометрическими искажениями для того, чтобы по возможности охватить целиком фасады собора.38.39.40.41.42.43.44.45.46.47.
Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.48.49.50.51.52.53.
Сейчас мы находимся с южной стороны Собора Василия Блаженного. На площадке перед собором довольно просторно. Относительно недавно в этом месте проводились археологические раскопки. Их результаты можно увидеть прямо тут же - были найдены каменные ядра и старинные пушки...54.
Вертикали Собора завораживают - ты просто не можешь оторваться от этой Красоты..., особенно на фоне бесконечных голубых небес...55.56.57.58.59.
Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х г. её сменила колокольня, которая и стоит по сей день.
60.Основание колокольни представляет из себя массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединёнными арочными пролётами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.
61.
Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, жёлтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зелёной черепицей. Завершает шатёр небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки - так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов.
Внутри открытой площадки и в арочных проёмах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова стали использоваться.
62.На фасаде колокольни относительно недавно открыта и воссоздана Икона Покрова Богородицы с предстоящими Иоанном и Василием Блаженными. 1780 г.63.64.65.
Сейчас мы обошли колокольню и находимся с восточной стороны собора.66.67.68.69.
Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене Троицкой церкви собора.70.71.
Написана икона в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. и находилась некогда над входом в придел Василия Блаженного.72.73.
Придел подклета Троицкой церкви собора Василия Блаженного. Его название мне так и не удалось найти.74.75.76.77.78.
Первая часть нашего осмотра Собора Василия Блаженного закончена. Во второй и третьей частях мы внимательно рассмотрим внутренние пространства музея собора, церковь Василия Блаженного (первый уровень) и все церкви собора, что находятся на втором уровне... Перейти ко второй части.
Источники:
Н.Ф. Калинин. Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля.
Н. Чаев. О русском старинном церковном зодчестве. Древняя и Новая Россия. 1875. № 6.
А.Л.Баталов, Л.С.Успенская. Собо Покрова на Рву. Москва, «Северный паломник», 2006.
Л. Успенская. Собор Василия Блаженного. Москва, 2008
Официальный сайт Покровского собора.
Портал По городам и странам. Храм Покрова Богородицы на рву (церковь Василия Блаженного).Портал «Храмы России». Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву.Википедия
© Vladimir d’Ar
Вторая частьТретья часть
vladimirdar.livejournal.com
Родился 1 сентября 1468 года в подмосковном тогда селе Елохово в крестьянской семье. У его родителей, Иакова и Анны, только к концу жизни благодаря неустанным молитвам родился ребенок.Бог наградил Василия с рождения даром прозорливости, и он уже с семилетнего возраста начал делать предсказания. Со временем в селе его стали бояться, а сверстники били, говоря при этом, что он каркает и приносит беду.
В шестнадцать лет Василий оставил родителей и перебрался в Москву. Он избрал для себя один из самых сложных путей служения Богу - юродство.К этому времени юноша был невысокого роста, коренастый, у него были серые глаза и каштановые, немного волнистые волосы.По характеру был мягкий и добрый. Безропотно терпел многочисленные насмешки и побои. Никогда ни на кого не обижался и принимал все с улыбкой, приговаривая при этом: «Если люта зима, то сладок рай».Василий почти всегда ходил по улицам в обнаженном виде, даже в самые лютые морозы и холода. Он безропотно терпел голод и жажду.Блаженный не имел дома, ночуя в башне в стене Китай-города. Питался только тем, что подавали добрые люди. И всегда соблюдал все посты.Москвичи всегда прислушивались к тому, что говорил юродивый.В 1521 году Василий, предвидя набег татар на Москву, начал неистово молиться, чтобы отвести беду от города. Молитвы Василия Блаженного и вмешательство Богоматери отвели опасность от стен города. В память об этом чудесном избавлении 21 мая православная церковь отмечает праздник в честь иконы Владимирской Божьей Матери - покровительницы Москвы и России.Даже царь Иван Грозный и тот прислушивался к советам юродивого. Однажды Василий Блаженный был приглашен во дворец к царю, и ему как уважаемому гостю подали чашу с питием. Неожиданно для всех юродивый взял и выплеснул питие в окно. Затем выплеснул в окно вторую поданную чашу, потом - третью.После этого Василий Блаженный сказал рассерженному царю: «Не гневайся, царь, ибо возлиянием этого пития я погасил пожар, которым в этот час объят Новгород».Сказав это, святой скрылся из дворца так стремительно, что никто не смог его догнать. Иван Грозный велел послать гонца в Новгород, чтобы узнать, что же там произошло. Все подтвердилось - именно в этот день и час, когда Василий выливал питие в окно, в Новгороде бушевал страшный пожар. По рассказам очевидцев, пожар был потушен неизвестно откуда взявшимся нагим мужчиной с ведром воды, который залил бушующее пламя.Когда в Москву прибыли новгородские купцы, то они узнали в Василии Блаженном того самого нагого мужчину.Вот еще один случай, свидетельствующий о прозорливости Василия Блаженного. Однажды Иван Грозный, стоя в храме, мысленно думал о строительстве своего дворца на Воробьевых горах. После окончания службы Василий упрекнул царя в том, что тот, находясь в храме, мысленно бродил по стройке на Воробьевых горах.В летописях говорится, что Иван Грозный даже побаивался юродивого, умеющего читать человеческие мысли.Василий Блаженный, бродя по московским улицам, делал странные вещи - у одних домов он целовал углы здания, углы других домов он обкидывал камнями.Объяснялось это так - если в доме «творят добро и молятся», то на углы этого светлого дома следует кидать камни, чтобы отогнать собравшихся там бесов. Если, напротив, в доме творятся неприличные вещи - пьют вино, поют бесстыдные песни, то углы этого дома надо целовать, потому что там сейчас сидят изгнанные из жилища ангелы.Однажды Василию один вельможа подарил теплую шубу, потому что на улице стояли неслыханные морозы. На эту шубу позарились лихие разбойники. Грабить юродивого они не решились, потому что это считалось страшным грехом, и решили обмануть его хитростью.Один из них лег на землю и прикинулся мертвым, а его дружки стали уговаривать проходившего мимо Василия пожертвовать что-нибудь на погребение. Святой Василий вздохнул, видя такое лукавство, и спросил: «А ваш товарищ действительно умер? Когда это с ним случилось?» «Да вот только что помер», - подтвердили его дружки.
Тогда Блаженный снял с себя шубу и, накрыв лежащего, сказал: «Пусть будет так, как они сказали. За лукавство твое».Василий ушел, и когда довольные обманщики начали тормошить своего лежащего товарища, они с ужасом обнаружили, что тот действительно умер.
Умер Василий Блаженный в восьмидесятилетнем возрасте 2 августа 1552 года. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.
Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал вскоре строить Покровский собор, в память покорения Казани, известный больше под названием Собор Василия Блаженного.
С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа.
В 1588 году по повелению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён; для его мощей была изготовлена серебряная рака.
Саркофаг с мощами Василия Блаженного
У гроба святого Василия стали происходить исцеления множества больных от разных недугов. Покровский собор получил от этого второе имя - собор Василия Блаженного. Это название как знак уважения к великому святому дожило до наших дней.
Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.
Чудеса
Василию Блаженному приписывают множество чудес, как при жизни, так и после смерти.
- К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые он не сносил бы до самой смерти. Василий рассмеялся и заплакал. После ухода купца мальчик объяснил мастеру свое поведение тем, что купец заказывает сапоги, которые не сможет надеть, так как скоро умрет, что и сбылось.
- Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубой, но видя обман, сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли с него шубу, то увидели, что дружок их уже мёртв.
- Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь.
- В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне — Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с Воздвиженского монастыря.
- Находясь в Москве, святой увидел пожар в Новгороде, который он потушил тремя бокалами вина.
- Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем». Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».
Василия Блаженного, Московского чудотворца просят об исцелении болезней, особенно глазных, об избавлении от пожара.
Молитва святому Василию
О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне воспевающия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающие днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Собор Василия Блаженного
Другое название собора — Покровский Собор, иногда вместо «собор» говорят «храм». Собор является одной из красивейших церквей России. Его архитектурный стиль совершенно нетипичен для русских храмов, подобно тому, как жизнь Василия Блаженного не похожа на жизнь большинства святых, и в память взятия Казани в 1552 году (столицы Казанского ханства, после распада Золотой орды).
sakov-pavel.livejournal.com