Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Коррозия металлов, виды коррозии. Виды коррозии металлов


Виды Коррозии

Виды коррозии

   

Химическая коррозия >>>Электрохимическая коррозия >>>Газовая коррозия >>>Атмосферная коррозия >>>Подземная коррозия >>>Биокоррозия >>>Контактная коррозия >>>Радиационная коррозия >>>Коррозионная кавитация >>>Фреттинг-коррозия >>>Межкристаллитная коррозия >>>Щелевая коррозия >>>

Коррозионные процессы классифицируют по механизму взаимодействия металлов с внешней средой; по виду коррозионной среды и условиям протекания процесса; по характеру коррозионных разрушений; по видам дополнительных воздействий, которым подвергается металл одновременно с действием коррозионной среды.

По механизму процесса различают химическую и электрохимическую коррозию металлов.

Химическая коррозия— это процесс взаимодействия металла с коррозионной средой, при котором окисление металла и восстановление окислительного компонента среды протекают единовременно в одном акте. Продукты взаимодействия пространственно не разделены.Электрохимическая коррозия— это процесс взаимодействия металла с коррозионной средой (раствором электролита), при котором ионизация атомов металла и восстановление окислительного компонента коррозионной среды протекают не в одном акте и их скорости зависят от электродного потенциала.

По виду коррозионной среды и условиям протекания различают несколько видов коррозии. Газовая коррозия- это химическая коррозия металлов в газовой среде при минимальном содержании влаги (как правило не более 0,1%) или при высоких температурах. В химической и нефтехимической промышленности такой вид коррозии встречается часто. Например, при получении серной кислоты на стадии окисления диоксида серы, при синтезе аммиака, получении азотной кислоты и хлористого водорода, в процессах синтеза органических спиртов, крекинга нефти и т.д.

Атмосферная коррозия— это коррозия металлов в атмосфере воздуха или любого влажного газа.

Подземная коррозия— это коррозия металлов в почвах и грунтах.

Биокоррозия— это коррозия, протекающая под влиянием жизнедеятельности микроорганизмов.

Контактная коррозия— это вид коррозии, вызванный контактом металлов, имеющих разные стационарные потенциалы в данном электролите.

Радиационная коррозия- это коррозия, обусловленная действием радиоактивного излучения.

Коррозия внешним током и коррозия блуждающим током.В первом случае — это коррозия металла, возникающая под воздействием тока от внешнего источника. Во втором случае — под воздействием блуждающего тока.

Коррозия под напряжением— коррозия, вызванная одновременным воздействием коррозионной среды и механических напряжений. Если это растягивающие напряжения, то может произойти растрескивание металла. Это очень опасный вид коррозии, особенно для конструкций, испытывающих механические нагрузки (оси, рессоры, автоклавы, паровые котлы, турбины и т.д.). Если металлические изделия подвергаются циклическим растягивающим напряжениям, то можно вызвать коррозионную усталость. Происходит понижение предела усталости металла. Такому виду коррозии подвержены рессоры автомобилей, канаты, валки прокатных станов.

Коррозионная кавитация— разрушение металла, обусловленное одновременным коррозионным и ударным воздействием внешней среды.

Фреттинг-коррозия— это коррозия, вызванная одновременно вибрацией и воздействием коррозионной среды. Устранить коррозию при трении или вибрации возможно правильным выбором конструкционного материала, снижением коэффициента трения, применением покрытий и т.д.

Коррозия называется сплошной, если она охватывает всю поверхность металла. Сплошная коррозия может быть равномерной, если процесс протекает с одинаковой скоростью по всей поверхности металла, и неравномерной когда скорость процесса неодинакова на различных участках поверхности. Равномерная коррозия наблюдается, например, при коррозии железных труб на воздухе. Приизбирательной коррозииразрушается одна структурная составляющая или один компонент сплава. В качестве примеров можно привести графитизацию чугуна или обесцинкование латуней.

Местная (локальная) коррозияохватывает отдельные участки поверхности металла. Местная коррозия может быть выражена в виде отдельных пятен, не сильно углубленных в толщу металла; язв - разрушений, имеющих вид раковины, сильно углубленной в толщу металла, или точек (питтингов), глубоко проникающих в металл. Первый вид наблюдается, например, при коррозии латуни в морской воде. Язвенная коррозия отмечена у сталей в грунте, а питтинговая — у аустенитной хромоникелевой стали в морской воде.

Подповерхностная коррозияначинается на поверхности, но затем распространяется в глубине металла. Продукты коррозии оказываются сосредоточенными в полостях металла. Этот вид коррозии вызывает вспучивание и расслоение металлических изделий.

Межкристаллитная коррозияхарактеризуется разрушением металла по границам зерен. Она особенно опасна тем, что внешний вид металла не меняется, но он быстро теряет прочность и пластичность и легко разрушается. Связано это с образованием между зернами рыхлых малопрочных продуктов коррозии. Этому виду разрушений особенно подвержены хромистые и хромоникелевые стали, никелевые и алюминиевые сплавы.

Щелевая коррозия вызывает разрушение металла под прокладками, в зазорах, резьбовых креплениях и т.д.

studfiles.net

питтинговая коррозия, сквозная, межкристаллитная, щелевая, фреттинг-коррозия и другие

Различные сплавы и металлы могут разрушаться и корродировать под влиянием электрохимического, химического или механического (эрозия) действия окружающей среды. Все коррозионные процессы делятся на несколько групп:

  • по типу среды;
  • по объему распада и разрушения металла;
  • по реакции между средой и металлом;
  • по типу коррозионных разрушений.

Виды коррозии

  • Атмосферная – данный тип коррозии охватывает изделия, эксплуатирующиеся во влажной воздушной среде. Условно ее можно поделить на три типа:1. Сухая – происходит при отсутствии внешних следов жидкости на металлической поверхности.2. Влажная – протекает при образовании на поверхности практически незаметной, тончайшей пленки влаги, как правило, вследствие конденсации.3. Мокрая – может образоваться, если на поверхности в течение длительного времени сохраняется явная (видимая) влага.
  • Газовая – это явление, протекающее в любой газовой среде при повышенных температурах и с минимальным количеством влаги. Встречается преимущественно в нефтеперерабатывающей и химической промышленности.
  • Поверхностная – вид распада, при котором разрушительный процесс охватывает всю имеющуюся металлическую поверхность. К данному типу относятся разрушения металла под воздействием щелочей, кислот и атмосферы. Может быть неравномерной или равномерной, в зависимости от скорости поражения разных поверхностей и деталей, находящихся на одном изделии.
  • Подповерхностная – начинается такой вид разрушения, в основном, на участках с поврежденным защитным покрытием. Распад протекает, прежде всего, под покрытием и основная часть продуктов коррозии концентрируются внутри металла.
  • Контактная – случается при взаимодействии разнородных материалов, которые имеют разные электрохимические свойства. Происходит это чаще всего при неверной компоновке металлических частей или контакте одинаковых металлов соединенных сваркой.
  • Избирательная – при ней один из металлических элементов или какая либо структура разрушаются, а остальные компоненты остаются неизменными. Например, при контакте стали и кислоты ферриты разрушаются, а Fe3C (карбид железа) не изменяется.
  • Фреттинг-коррозия — процесс корродирования происходит при колебательном повторяющемся передвижении двух поверхностей по отношению друг к другу в условиях воздействия любой коррозионной среды. Такому явлению подвержены шестерни, листовые рессоры, муфты, болтовые соединения т. д.

Разновидности локальной коррозии

Все виды коррозии металлов, протекающие по локальному типу, характеризуются весьма стремительной скоростью поражения металла на относительно небольшой площади. Особую опасность этих процессов представляет то, что обнаруживаются они, как правило, уже после значительных, необратимых разрушений или во время нарушения работы оборудования.

  • Межкристаллитная коррозия – самый опасный вид коррозийного поражения, при котором распад идет по границам кристаллов. При этом внешняя металлическая поверхность не меняется. Материал, пораженный этим типом коррозии, легко разрушается от любого механического воздействия.
  • Питтинговая коррозия – возникает на изделиях находящихся в растворах солей, морской воде, в охлаждающих системах холодильников. К ней предрасположены очень многие металлы (Zn, Fe, Cu, Ni, Co, Ta, Mn и др.) и конструкционные материалы, изготовленные на их основе. Основная причина возникновения этого вида корродирования — неоднородность или дефектность структуры металлических изделий. К данному типу относятся точечная и сквозная коррозии:- точеная – небольшие ржавые точки, преимущественно развивающиеся в глубину;- сквозная коррозия – следующая фаза точечного разрушения, при котором материал поражается вглубь, вплоть до образования сквозных отверстий.
  • Язвенная – как правило, происходит на внешней поверхности металлоизделий, по характеру развития во многом сходна с питтинговой, поэтому четкая классификация может быть затруднена. Различие составляет размер язв пораженных поверхностей, как правило, диаметр здесь гораздо больше чем их глубина. В большинстве случаев ей подвергаются низколегированные и углеродистые стали, используемые в хлоридсодержащих водных средах.
  • Щелевая коррозия – развивается в зазорах, щелях, фланцевых и резьбовых соединениях, под креплениями, а также на участках с неплотным контактом прокладочных материалов с металлом. Обусловлено это тем, что все названные участки, как правило, находятся в неудобных и труднодоступных местах с плохой вентиляцией.

Оставить комментарий

korroziya-rzhavchina.ru

Коррозия металлов, виды коррозии.

Коррозией металла называется его разрушение, вызванное электрохимическим воздействием внешней среды на его поверхность.

Разрушение металла труб почвенной коррозией происходит под действием малых электрических токов, возникающих на поверхности металла в результате взаимодействия с ним почвенного электролита. Поверхность металла и электролит образуют гальваническую пару. Та часть поверхности металла, из которой ток переходит в электролит, называется анодом, а та часть, где ток выходит из электролита, - катодом. В анодных зонах металл подвергается разрушению, а в катодных зонах происходит накопление продуктов коррозии без разрушения металла.

Подземная электрохимическая коррозия металла, в почвах и грунтах характерна для трубопроводов уложенных в землю, где грунтовые воды являются электролитами.

Коррозия блуждающими токами – электрохимическая коррозия металла под воздействием блуждающего тока, подвергаются трубы, уложенные в землю вблизи электрических кабелей и рельсов.

В зависимости от типа разрушений коррозии разделяются на сплошную, местную и структурную.

Сплошная коррозия охватывает всю поверхность металла.

Местная охватывающая отдельные участки с нарушением гладкой поверхности в виде царапин и др. она подразделяется на точечную и сквозную (кровли зданий).

Структурная – связанная со структурной неоднородностью металла, подразделяется на межкристаллитную, которая распространяется по границам зерен металла, и избирательную разрушающие структурные составляющие сплава. Так в серых чугунах разрушается металлическая основа, остается лишь скелет из включений графита.

Способы защиты металлических изделий от коррозии.

Процесс разрушения труб под действием окружающей среды называется коррозией.

По характеру взаимодействия металла труб, различают два типа коррозии: химическую и электрохимическую.

Химической коррозией называется процесс разрушения всей поверхности металла при его контакте с агрессивным химическим веществом.

Электрохимической коррозией называется процесс разрушения металла сопровождающийся образованием и прохождением эл.тока при этом на поверхности металла образуется не сплошное, а местное повреждение металла в виде пятен и раковин.

Биокоррозия трубопроводов вызывается жизнедеятельностью микроорганизмов

Существует два способа защиты от коррозии: пассивный и активный.

Пассивный – изоляционные покрытия различными материалами ( битумно-резиновые и полимерные). Требования к покрытию:

  1. водонепроницаемость;

  2. прочность сцепления с металлом;

  3. хорошая изоляция от эл.тока;

  4. достаточная прочность и способность сопротивляться механическим воздействиям при засыпке траншеи.

К числу активным способам защиты относится катодная и протекторная защиты.

Сущность катодной защиты сводится к созданию отрицательного потеннцала на поверхности трубы. Благодаря чему предотвращается утечка электронов с поверхности трубы, сопровождающаяся ее коррозионным разъеданием.

Протекторная защита отличается тем, что необходимый для защиты ток, создается не станцией, а протекторами имеющие более отрицательный потенциал, чем защищаемый объект.

Основной металл защищается покрытием лакокрасочным, неметаллическим и металлическим, легированием электрохимическую (пластина цинка, магнитные протекторы. Основан на создании гальванических пар).

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ защиты – катодная, протекторная и дренажная.

При катодной – коррозия анодных участков трубы ликвидируется наложением на неё отрицательного потенциала, получаемого от внешнего источника постоянного тока, положительный потенциал которого соединяется с заземленным анодом. При такой схеме происходит разрушение заземленного анода (куска металла) и предотвращается разрушение трубы (катода).

При протекторной защите защитный ток возникает в результате работы гальванической пары протектор – труба, причем потенциал протектора должен быть ниже потенциала стали. Здесь не требуется источника электроэнергии, но расходуется значительное количество цветных металлов, поскольку протектор (анод) изготавливают из специальных сплавов – цинка, магния и алюминия.

Для повышения эффективности работы протектора его обычно обмазывают смесью глины с гибсовым порошком, что понижает сопротивление анодного заземлителя.

Дренажная защита предназначена для отвода блуждающих токов, в зоне прохождения поездов и трамваев, проходящих с газопровода обратно в рельсовую сеть.

studfiles.net

Типы коррозии металлов

Под химической коррозией понимают разрушение металла при взаимодействии его с сухими газами или жидкостями, которые не проводят электрического тока. При нагревании металлов на воздухе Большинство окисляется. Если оксид плотно покрывает поверхность металла, то он предохраняет металл от дальнейшего окислению и разрушению. В некоторых металлов, особенно в железа и его сплавов оксиды образуются в виде пористого слоя, который не защищает поверхности металла от дальнейшего окисления.

Газовая коррозия металлов происходит в печах, выхлопных трубах и тому подобное. Атмосферная коррозия обусловлена ​​окислением металла кислородом, сероводородом, галогенами, серы (IV) оксидом и другими газами, содержащимися в атмосфере.

Наибольший вред наносит электрохимическая коррозия. Электрохимическая коррозия наблюдается при контакте двух металлов разной активности с водой или другим электролитом. На поверхности любого металла конденсируется вода, в которой растворены атмосферные газы, то есть образуется раствор электролита. В почве электролитом служат растворы солей. Если металл содержит примеси или сталкивается с другим металлам, возникает гальваническая пара и начинается электрохимическая коррозия — электроны переходят от более активного металла к менее активному. Только чистые металлы не подвержены коррозии. Так, чистое (метеоритное) железо на воздухе не ржавеет.

Способы защиты от коррозии

Защитные поверхностные покрытия металлов бывают металлическими (покрытие цинком, оловом, свинцом, никелем, хромом, золотом и другими металлами) и неметаллическими (покрытие лаком, красками, смазками, резиной, каучуком). Эти покрытия изолируют металл от внешней среды. Кроме того, покрытие железных изделий придает им привлекательный внешний вид.

Добавки никеля, меди, кобальта усиливают антикоррозионные свойства стали. Введением в состав стали около 12% хрома добывают нержавеющую сталь устойчивую к коррозии.

Для замедления коррозии металлических изделий в электролита вводят вещества (чаще органические), называемые ингибиторами. В последнее время сделаны летучие (атмосферные) ингибиторы, которыми пропитывают бумагу и обертывают им металлические изделия. Пары ингибиторов адсорбируются на поверхности металла и образуют на ней защитную плёнку.

Электрохимические методы используются в средах, которые хорошо проводят электрический ток.

Чем больше различаются между собой по химической активностью два металла, сталкивающихся тем сильнее корродирует более активный из них и тем надежнее защищен от коррозии менее активный металл. Протекторная защита применяют в том случае, когда защищается конструкция (корпус судна, подземный трубопровод), которая находится в среде электролита (морская вода, подземные грунтовые воды и т.д.). Суть такой защиты заключается в том, что конструкцию соединяют с протектором (от лат. Protector — «защитный») — более активным металлом, чем металл конструкции. Металлические детали, например, рейсы, скрепляют заклепками с более активных металлов.

Защитить металл от коррозии можно, сделав его катодом, то есть соединив с отрицательным полюсом источника тока — катодную защиту. При определенной силы тока окислитель восстанавливается на катоде, анод окисляется, что обеспечивает устойчивость изделия к коррозии.

Для торможения коррозии сейчас все шире внедряют методы искусственного осушения воздуха, окружающей изделия. Неблагоприятное коррозии среду создают в паронепроницаемых чехлах или металлических контейнерах с помощью специальных веществ (например, силикагеля). В этих условиях на поверхности изделия не образуется пленки влаги и коррозия не возникает. Такой способ защиты применяют при транспортировке машин и деталей морскими путями. Сейчас разрабатываются новые методы защиты металлов, а также создаются вещества — заменители металлов — пластмассы, кислотоупорные цементы, и тому подобное.

Теги: лекции по химии, материал по химии, природа, реферат по химии, химия, химия - наука о природе, химия и жизнь, химия изучает

bagazhznaniy.ru

Основные виды коррозии металлов - Справочник химика 21

    Основные виды коррозии металлов определяются характером разрушений ) сплошная (равномерная и неравномерная) — разрушение охватывает всю поверхность металла 2) местная — поражения локальны, большая часть поверхности не затронута — может иметь вид [c.248]     Виды коррозии. Различают три основных вида коррозии металла  [c.330]

    Основные виды коррозии металлов определяются характером разрушений 1) сплошная (равномерная и неравномерная) — разрушение охватывает всю поверхность металла 2) местная — поражения ло- [c.228]

    Рассмотрены основные виды коррозии металлов, освещены тео рия и механизм протекания коррозионных процессов. Описано кор розионное поведение основных конструкционных металлов и сила ВОВ в естественных и производственных условиях. Подробно изло жены принципы борьбы с коррозией и меры защиты от нее Приведены методы коррозионных исследований. [c.2]

    ОСНОВНЫЕ виды КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ [c.138]

    Основные виды коррозии металлов [c.169]

    В зависимости от характера разрушения металла различают следующие основные виды коррозии. [c.173]

    Атмосферная коррозия считается самым распространенным видом коррозии металлов и сплавов. До 80 % металлических конструкций эксплуатируется в условиях атмосферы. Это сельскохозяйственные и горнодобывающие машины, конструкции электропередач, оборудование промышленных предприятий и транспорт, мосты, здания и сооружения. Основным фактором, определяющим механизм и скорость атмосферной коррозии, является степень увлажненности корродирующей поверхности материалов оборудования. По степени увлажненности поверхности металлов и сплавов коррозию принято разделять на  [c.55]

    Факторы, определяющие характер и вид коррозии, весьма разнообразны. Основные причины коррозии металлов заложены в их сЕойствах, термодинамической неустойчивости, стремлении переходить из металлического состояния в более энергетически устойчивое— окисное или ионное состояние. Большое многообразие металлов, коррозионных сред и условий их контакта обусловливают различные виды корразии. На рис. 83 приведена обобщенная классификация процессов коррозии металлов, составленная по [c.358]

    Книга является вторым изданием учебника для техникумов, переработанным и дополненным (первое вышло в 1977 г.). Состоит из двух частей. В первой части рассмотрены теория и основные виды коррозии, коррозия важнейших металлов и сплавов, а также оборудования электрохимических цехов, методы коррозионных испытаний и заш,иты от коррозии, коррозионно-стойкие металлы и неметаллические материалы. Вторая часть книги посвящена гальваностегии — приведена классификация покрытий, изложены основы электроосаждения металлов, описаны условия и закономерности нанесения покрытий из цветных металлов и контроль качества покрытий. Приведены также сведения об оборудовании гальванических цехов, очистке сточных вод и технике безопасности. [c.2]

    Проблема борьбы с коррозией металлов возникла в глубокой древности одновременно с появлением первых железных изделий, т. е. 4—5 тыс. лет тому назад. Основным видом защиты металлов от разрушения, применяемым с тех далеких времен, явились защитные покрытия. В древнем Египте использовали в качестве покрытий природные смолы. В 950 г. до н. э. при строительстве дворца Соломона железные сооружения покрывали асфальтом. Римский философ Плиний старший (23—79 гг. н. э.) в Естественной истории перечисляет несколько типов покрытий для железных изделий, в том числе свинцовые белила и деготь. [c.9]

    Основными видами коррозии латуней являются их обес-цинкование и растрескивание. Обесцинкование латуни — результат растворения цинка, содержащегося в сплаве. Процесс обесцинкования может происходить по всей поверхности металла или преимущественно в отдельных местах. В последнем случае образуются язвы небольшой площади, постепенно углубляющиеся в металл. [c.83]

    По характеру разрушения поверхности металла различают следующие основные виды коррозии  [c.10]

    Факторы, определяющие характер и вид коррозии, весьма разнообразны. Основные причины коррозии металлов заложены в их свойствах термодинамической неустойчивости, стремлении переходить из металлического состояния в более энергетически устойчивое — оксидное или ионное состояние. Большое. многообразие металлов, коррозионных сред и условий их контакта обусловливают различные виды коррозии. На рис. 23.2 приведена обобщенная классификация различных видов коррозии металлов в зависимости от коррозионной среды характера разрушения условий эксплуатации и механизма коррозионного процесса. Первая группа не нуждается в комментариях о четвертой было сказано раньше. [c.280]

    По характеру среды, в которой эксплуатируется изделие, различают следующие основные виды коррозии газовую, атмосферную и жидкостную. Газовая коррозия встречается на практике при эксплуатации металла при повышенных температурах и отсутствии влаги (например, печные дверцы, заслонки). [c.43]

    Понятие о трении и износе, смазочная способность смазок. Граничная и жидкостная смазка и факторы, влияющие на смазочное действие. Основные виды коррозии и формы ее проявления. Способы защиты металлов от коррозии. Требования к защитным смазкам и методы исследования защитных свойств. Герметизирующая способность смазок и факторы, ее определяющие. [c.81]

    Разновидностью межкристаллитной коррозии металлов является ножевая коррозия (рис. 3. 2з) — коррозия местного вида, возникающая в сварных конструкциях в очень узкой зоне на границе сварной шов — основной металл при сварке хромоникелевых сталей с повышенным содержанием углерода, даже легированных титаном или ниобием. В узкой околошовной зоне перегретого почти до расплавления металла (порядка 1300° С и выше) растворяются карбиды титана или хрома. При последующем быстром охлаждении (при контакте с ненагретым металлом) этой зоны карбиды титана или ниобия не успевают выделиться вновь и углерод остается в твердом растворе. Последующее достаточно длительное пребывание этой зоны при температурах 600—750° С, например, при сварке двухсторонним швом, приводит [c.424]

    В качестве показателей коррозии металлов при атмосферных испытаниях используют изменение внешнего вида образцов, время появления первого коррозионного очага, площадь, занятую продуктами коррозии основного металла и металлического защитного слоя, микроисследование, очаговый, глубинный, убыли массы, механический, отражательный показатели коррозии. [c.467]

    Электрохимические процессы имеют большое практическое значение. Электролиз используется в металлургии легких и цветных металлов, в химической промышленности, в технологии гальванотехники. Химические источники тока широко применяются в быту и промышленности. Электрохимические процессы лежат в основе многих современных методов научного исследования и анализа. Новая отрасль техники — хемотроника — занимается созданием электрохимических преобразователей информации. Одной из важнейших задач электрохимии является изучение коррозии и разработка эффективных методов защиты металлов. В неравновесных условиях в растворе электролита возникают явления переноса вещества. Основные виды переноса диффузия — перенос вещества, обусловленный неравенством значений химических потенциалов внутри системы или между системой и окружающей средой конвекция — перенос вещества под действием внешних механических сил миграция — перенос заряженных частиц в электрическом поле, обеспечивающий электрическую проводимость электролитов. [c.455]

    Чистый алюминий мягок и непрочен. Легируют его в основном для повышения прочности. Для того чтобы можно было воспользоваться высокой коррозионной стойкостью чистого алюминия, высокопрочные сплавы покрывают слоем чистого алюминия или более коррозионностойкого сплава (например, сплава Мп—А1 с 1 % Мп), который более электроотрицателен в ряду напряжений, чем основной металл. Наружный слой называют плакирующим, а сам двухслойный металл — алькледом. Плакирующий металл катодно защищает основу, выполняя функцию протекторного покрытия. Его действие аналогично действию цинкового покрытия на стали. Помимо катодной защиты от питтинга покрытие из менее благородного металла защищает также от межкристаллитной коррозии и коррозионного растрескивания под напряжением (КРН). Это особенно важно, когда основной высокопрочный сплав приобретает склонность к этим видам коррозии в процессе производства или при случайном нагреве до высокой температуры. [c.342]

    Основное количество повреждений (247) наблюдалось в течение первых шести лет эксплуатации. В 1971-1973 гг. оно непрерывно возрастало. В следующие три года несколько снизилось, но все же находилось на недопустимо высоком уровне. Затем количество повреждений снизилось до минимума и держалось на таком уровне до 1995 г. В последние годы начали поступать сведения об одиночных коррозионных повреждениях трубопровода, причина возникновения которых требует выяснения. Большинство повреждений имело вид нераскрывшихся коррозионных трещин различной длины (20-150 мм) на продольных заводских сварных швах поблизости от кольцевых монтажных швов или непосредственно на них. Известно, что с момента ввода в эксплуатацию по апрель 1972 г. по трубопроводу Оренбург-Заинск транспортировался неингибированный газ с содержанием НгЗ до 2,5% об., который мог вызвать сероводородную коррозию металла, проявляющуюся в разных формах — от общей равномерной коррозии до водородного расслоения и сероводородного растрескивания. [c.62]

    Основной способ защиты металлов от коррозии заключается в их покрытии разнообразными материалами. В зависимости от вида защитного материала и от метода его нанесения на металл различают следующие типы покрытий металлов. [c.261]

    Коррозионно-механическое разрушение металлов происходит при одновременном воздействии коррозионной среды и механических напряжений. Основные виды коррозионно-механического разрушения металлов коррозионное растрескивание, коррозионная усталость, фреттинг-коррозия, коррозионная эрозия, кавитация, сульфидное растрескивание, водородное охрупчивание. [c.14]

    КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ И БОРЬБА С НЕЙ 12. Основные виды коррозим металлов [c.294]

    Приведены основные сведения по теории химической и электрохимичеокоЯ коррозии металлов. Дана краткая оценка коррозионной стойкости конструкционных материалов в различных условиях, рассмотрены принципы основных видов защиты металлов от коррозии, технология производства некоторых видов антикоррозионных работ и ремонта ос5ое дов0ния. [c.2]

    Атмосферная коррозия развивается в условиях не прерывного изменения во времени и пространстве физико-химических параметров коррозионной среды. Многообразие факторов, влияющих на скорость коррозионно-электрохимических реакций в реальной атмосфере, является особенностью этого вида коррозии металлов. Установлению количественных связей между основными параметрами атмосферы и коррозионной стойкостью металлов посвящена значительная часть исследований последних лет [67—69].  [c.69]

    В монографии рассматриваются два основных вида коррозии под механическим напряжением коррозионное растрескивание (разрушение металлов под совместным воздействием статической нагрузки и агрессивной среды) и коррозионная усталость (разрушение под одновременным воздействием периодической нагрузки и агрессивной среды). Механизмы растрескивания и усталости проанализированы на рснове положений механики разрушения, объясняющей их с позиций зарождения и развития в металле трещин. [c.3]

    Различают два основных вида коррозии — химическую и электрохимическую При химической коррозии, например в без водных жидких или газовых средах, происходит непосредствен ная реакция металла с неэлектролитом При наиболее распро страненной электрохимической коррозии, возникающей в рас творах электролитов, во влажных газах и пр, на поверхности металла протекают электрохимические процессы окислитель ный (растворение металла) и восстановительный (восстановле ние компонентов среды) [c.121]

    Испытывался керосин со следующими свойствами н. к. 147 50% выкипает при 202° 90% — при 252° 98% — при 278° кислотность 0,56 мг КОН йодное яисло 0,30 серы 0,05% плотность 0,819. Основной причиной коррозии металлов под действием керосина Т-1 являются органич. к-ты, образующиеся в керосине в результате самоокисления керосина кислородом воздуха в присутствии металлов. Кроме органич. к-т, на коррозию оказывает влияние вода, как находящаяся в растворенном виде, так и особенно содержащаяся в виде отдельного слоя. [c.270]

    Основным видом коррозии латунных труб под действием охлаждающей воды является обесцинкованне [3]. При этом образуется поверхностный пористый слой лишенной цинка медной массы с чрезвычайно низкими механическими свойствами. Рост этого слоя приводит к сквозному разрушению металла в результате неспособности обесцинкованного слоя сопротивляться внутреннему давлению. [c.319]

    Обследование действующих аппаратов, изготовленных из сплавов алюминия (АМц и АМг), показало, что основным видом коррозии. является язвенная коррозия, особенно сильно развивающаяся в местах контакта со шлаковой ватой. Наиболее подвержены язвенной коррозии горизбнтальные поверхности и поверхности, контактирующие с медными или латунными трубами. Отмечается, что алюминиевое литье и наплавленный металл сварных швов более устойчивы к коррозии, чем обычный прокат из алюминиевых сплавов. Для аппаратов с тонкими стенками из алюминиевых сплавов-следует считать обязательной химическую обработку по типу фосфатиро-вания или лакокрасочное покрытие. [c.508]

    Третье издание справочника было выпущено в 1973 г. под названием Коррозионная стойкость нержавеющих сталей и чистых металлов . Приведены показатели коррозионной стойкости нержавеющих сталей, сплавов и чистых металлов во многих химических средах различной концентрации и при разных температурах, химический состав нержавеющих сталей и сплавов, режимы оптимальной термической обработки, методы удаления окалины, механические и другие свойства, а также ГОСТы и ТУ на постйвку металла. Рассмотрено влияние некоторых видов обработки и новых методов выплавки на коррозионную стойкость сталей и сплавов, условия повышения их коррозионной стойкости и основные виды коррозии. [c.2]

    Ржавчина - продукт коррозии железа, образуемый под действием кислорода в присутствии воды, является основным видом загрязнения металлической поверхности. Бурая рыхлая масса ржавчины состоит, главным образом, из водной окиси железа, ис связанной с металлом, поэтому не защищающей его оч дальнейшего разрушения. Ее состав приблизительно отвечаеа формуле [c.90]

    Железо также реагирует с кислородом, но гораздо медленнее. Ржавление металла (один из видов коррозии) включает в себя ряд реакций, в которых принимают участие вода и газообразный кислород. Хорошо известно, например, что сухая железная кухонная утварь не ржавеет. Машины также быстрее ржавеют на морском берегу, чем в пустыне. С химической точки зрения ржавчина — это смесь ряда железосодержащих соединений, в основном состава Ре20з. [c.129]

    Процесс разрушения металла вследствие взаимодействия его с окружающей средой называется коррозией. Различают два основных вида коррозийных процессов химическую и электрохимическую коррозию. Химическая коррозия — это разрушение металла в результате химического взаимодействия его с сухими газами или жидкостями, не проводящими электрцческого тока (бензин, керосин, нефть и др.). Большой вред народному хозяйству приносит так называемая газовая коррозия — окисление металлов различными газообразными окислителями (кислородом воздуха, SO2, 4 алогенами и др.)-Наиример, под действием кислорода воздуха уже при комнатной температуре поверхности многих металлов покрываются оксидными пленками. Дальнейшее окисление металлов зависит от плотности образовавшейся пленки и ее дефе1 тов. Электрохимическая коррозия — это разрушение металла в присутствии воды или другого электролита. Причем наряду с химическими процессами (потеря электронов) в этом случае происходят и электрические (перенос электронов от одного участка к другому). Электрохимическая коррозия наблюдается при контакте двух различных металлов в присутствии электролита вследствие образования гальванической пары. Этот про- [c.213]

    По внешнему виду разрушения металла от ударной коррозии в основном представляют собой разнообразные ио форме и глубине язвинки и углубления, располагающиеся чаще всего в паираилении движения охлаждаюи1его потока. [c.152]

    Один из основных видов изоляционных покрытий подземных трубопроводов - полимерные изоляционные ленты. Их выпускают на основе поливинилхлорида (ПВХ) и полиэтилена. Изоляционные ленты могут быть липкими и нелипкими. Липкие ленты состоят из полимерной пленки-основы, на которую наносят подклеивающий липкий слой. К ним относятся ленты отечественного и зарубежного производства. Основа ленты воспринимает главным образом механические и химические воздействия грунта и обладает высокими электроизоляционными и другими свойствами, обеспечивающими защиту трубопровода от коррозии. Подклеивающий липкий слой кроме перечисленных функций способствует также герметизации нахлеста между слоями ленты, а также удержанию покрытия на защищаемой поверхности металла в процессе строительства и эксплуатации трубопровода. На некоторых лентах отечественного производства на пленку-основу наносят нелип- [c.19]

chem21.info

электрохимическая коррозия, химическая коррозия, катодная коррозия, атмосферная коррозия, газовая коррозия и др.

Коррозионные процессы классифицируют по механизму взаимодействия металлов с внешней средой; по виду коррозионной среды и условиям протекания процесса; по характеру коррозионных разрушений; по видам дополнительных воздействий, которым подвергается металл одновременно с действием коррозионной среды.

По механизму процесса различают химическую и электрохимическую коррозию металлов.

Химическая коррозия — это процесс взаимодействия металла с коррозионной средой, при котором окисление металла и восстановление окислительного компонента среды протекают единовременно в одном акте. Продукты взаимодействия пространственно не разделены.Электрохимическая коррозия — это процесс взаимодействия металла с коррозионной средой (раствором электролита), при котором ионизация атомов металла и восстановление окислительного компонента коррозионной среды протекают не в одном акте и их скорости зависят от электродного потенциала.

По виду коррозионной среды и условиям протекания различают несколько видов коррозии.

Газовая коррозия - это химическая коррозия металлов в газовой среде при минимальном содержании влаги (как правило не более 0,1%) или при высоких температурах. В химической и нефтехимической промышленности такой вид коррозии встречается часто. Например, при получении серной кислоты на стадии окисления диоксида серы, при синтезе аммиака, получении азотной кислоты и хлористого водорода, в процессах синтеза органических спиртов, крекинга нефти и т.д.

Атмосферная коррозия — это коррозия металлов в атмосфере воздуха или любого влажного газа.

Подземная коррозия — это коррозия металлов в почвах и грунтах.

Биокоррозия — это коррозия, протекающая под влиянием жизнедеятельности микроорганизмов.

Контактная коррозия — это вид коррозии, вызванный контактом металлов, имеющих разные стационарные потенциалы в данном электролите.

Радиационная коррозия - это коррозия, обусловленная действием радиоактивного излучения.

Коррозия внешним током и коррозия блуждающим током. В первом случае — это коррозия металла, возникающая под воздействием тока от внешнего источника. Во втором случае — под воздействием блуждающего тока.

Коррозия под напряжением — коррозия, вызванная одновременным воздействием коррозионной среды и механических напряжений. Если это растягивающие напряжения, то может произойти растрескивание металла. Это очень опасный вид коррозии, особенно для конструкций, испытывающих механические нагрузки (оси, рессоры, автоклавы, паровые котлы, турбины и т.д.). Если металлические изделия подвергаются циклическим растягивающим напряжениям, то можно вызвать коррозионную усталость. Происходит понижение предела усталости металла. Такому виду коррозии подвержены рессоры автомобилей, канаты, валки прокатных станов.

Коррозионная кавитация — разрушение металла, обусловленное одновременным коррозионным и ударным воздействием внешней среды.

Фреттинг-коррозия — это коррозия, вызванная одновременно вибрацией и воздействием коррозионной среды. Устранить коррозию при трении или вибрации возможно правильным выбором конструкционного материала, снижением коэффициента трения, применением покрытий и т.д.

Коррозия называется сплошной, если она охватывает всю поверхность металла. Сплошная коррозия может быть равномерной, если процесс протекает с одинаковой скоростью по всей поверхности металла, и неравномерной когда скорость процесса неодинакова на различных участках поверхности. Равномерная коррозия наблюдается, например, при коррозии железных труб на воздухе.При избирательной коррозии разрушается одна структурная составляющая или один компонент сплава. В качестве примеров можно привести графитизацию чугуна или обесцинкование латуней.

Местная (локальная) коррозия охватывает отдельные участки поверхности металла. Местная коррозия может быть выражена в виде отдельных пятен, не сильно углубленных в толщу металла; язв - разрушений, имеющих вид раковины, сильно углубленной в толщу металла, или точек (питтингов), глубоко проникающих в металл.Первый вид наблюдается, например, при коррозии латуни в морской воде. Язвенная коррозия отмечена у сталей в грунте, а питтинговая — у аустенитной хромоникелевой стали в морской воде.

Подповерхностная коррозия начинается на поверхности, но затем распространяется в глубине металла. Продукты коррозии оказываются сосредоточенными в полостях металла. Этот вид коррозии вызывает вспучивание и расслоение металлических изделий.

Межкристаллитная коррозия характеризуется разрушением металла по границам зерен. Она особенно опасна тем, что внешний вид металла не меняется, но он быстро теряет прочность и пластичность и легко разрушается. Связано это с образованием между зернами рыхлых малопрочных продуктов коррозии. Этому виду разрушений особенно подвержены хромистые и хромоникелевые стали, никелевые и алюминиевые сплавы.

Щелевая коррозия вызывает разрушение металла под прокладками, в зазорах, резьбовых креплениях и т.д.

ingibitory.ru

Основные виды коррозии металлов - химические и электрохимические

Все нюансы данного вопроса детально расписаны в ГОСТ № 5272 от 1968 года (Коррозия металлов, термины). Характерной особенностью всех официальных документов является то, что досконально понять их содержание может лишь профильный специалист, с большим практическим опытом. Эта статья дает общее представление о видах коррозии и предназначена тем, кто так или иначе связан с металлообработкой.

  • Согласно ГОСТ, все виды коррозии подразделяются на 2 типа – химическое и эл/химическое разрушение. В последнем случае речь идет о непосредственном контакте металла с электролитическим раствором (скорость протекания процессов регулируется электродным потенциалом). Категорирование видов коррозии подразумевает, что каждый из них относится или к 1-му, или ко 2-му типу.
  • В отношении сплавов чаще применяется термин «ржавление».
  • Существует множество причин, по которым происходит разрушение металлов. Если все их подробно классифицировать, то наберется более 15. Влияющими факторами являются среда, в которой находится образец, его химический состав (например, вид металла или сплава), температура воздуха (жидкости) и ряд других. Далее рассмотрены лишь основные варианты.

Атмосферная

Одна из разновидностей – газовая. Последняя протекает даже при нормальных температурах, и их повышение только инициирует ускорение процесса разрушения металлов.

Подземная

Характерно для конструкций с заглублением (трубопроводы, свайные фундаменты, металлические опоры). Степень интенсивности зависит в основном от характеристик грунта (например, кислотности), в который помещен металл.

Подводная

Подразумевается полное погружение образца. Причем в данном случае средой является вода. Если речь идет о жидкости, относящейся к категории «электролит», то определены следующие разновидности коррозии в зависимости от степени погружения металла и времени – при неполном, переменном, полном и по ватерлинии.

Биологическая

Разрушение металлов происходит из-за влияния микроорганизмов, содержащихся в данной среде.

Коррозия, вызванная токами – внешними, блуждающими.

Контактная коррозия

Такой вид разрушения металла инициируется в электролитической среде соприкосновением проводников с разными потенциалами.

В зависимости от степени поражения образца коррозия классифицируется на следующие разновидности:

  • сплошная;
  • равномерная/неравномерная;
  • сквозная;
  • точечная;
  • подповерхностная/подслойная;
  • местная;
  • структурная коррозия;
  • нитевидная;
  • щелевая;
  • избирательная;
  • межкристаллитная;
  • ножевая;
  • под механическим напряжением.

От любого вида коррозии разработаны методики защиты — подробнее описано здесь. Они выбираются на основе анализа специфики эксплуатации металла и всех сопутствующих этому факторов.

ismith.ru