Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Лепка из декоративной штукатурки. Лепка на стенах


Декоративная штукатурка в интерьере

Сейчас многих интересует не просто роспись в интерьере, а роспись с элементами лепки и инкрустации. И это неудивительно.

Несмотря на то что на фото обычная роспись и лепка из штукатурки порой мало различимы, в пространстве интерьера даже небольшой объем создает дополнительный визуальный эффект. За счет игры света и тени, в зависимости от освещения и угла зрения, изображение меняется, становится подвижным и многомерным. Отделка декоративной штукатуркой делает поверхность рельефной и сложной для восприятия. Изображение словно оживает! Возникают новые образы, всплывают не замеченные ранее детали. Играя с художественной фактурой и объемом при помощи подсветки, вы можете вдохнуть в ваши стены энергию изменчивой жизни.

Отделка стен декоративной штукатуркой имеет массу достоинств, и это не только её оригинальность. Лепка из штукатурки может украсить любую поверхность: кирпич, бетон, дерево, гипсокартон, металл и др.

Сегодня вы освоите практические приемы и техники лепки из декоративной штукатурки. Узнаете, как преобразить пространство интерьера, создать объемные вставки и панно, выполнить декор стен своими руками.

Материалы

  • Декоративная штукатурка

  • Различные колеры.

Инструменты для нанесения штукатурки

  • Малярная лента или скотч
  • Шпатели разной ширины и длины
  • Емкость для штукатурной смеси
  • Влажная тряпочка для отчистки инструментов от штукатурки
  • Кельма
  • Мастихин

Технология лепки из штукатурки

Для начала вам нужно выбрать рисунок и сделать его эскиз на бумаге. Рисунок вы можете придумать самостоятельно или найти картинку в интернете. Выбор тематики зависит только от вашей фантазии.

Подготовка поверхности. Нанесение декоративной штукатурки не требует слишком сложной подготовки стены. Достаточно очистить ее от старой краски или других материалов. На чистую поверхность необходимо нанести грунтовку. Это нужно для того, чтобы основа из обычной штукатурки не впитывала влагу из слоя декоративной штукатурки.

Наносим штукатурку на поверхность, согласно вашему рисунку. Для получения ровного слоя удобнее использовать шпатель небольшого размера или кельму.

Используемые в работе шпатели и кельмы должны быть идеально ровными и гладкими, после каждого этапа нанесения их необходимо мыть и протирать сухой тряпочкой.

Мелкие детали можно смоделировать с помощью мастихина или просто руками. Все зависит от вашей фантазии и поставленных задач. Штукатурка очень пластична и принимает любую форму.

Способы нанесения также могут различаться: по трафарету, с использованием скотча, по прорисовке или др. Если штукатурку требуется нанести не на всю поверхность — используйте скотч или малярную ленту. Обклейте нужный фрагмент по контуру и сразу же после нанесения штукатурки снимите скотч. У вас получится идеально ровный край.

Чтобы создать рельефные формы и грубую текстуру, уложите штукатурку более толстым слоем, на котором затем обозначьте контуры будущего рисунка. Для объемных деталей состав наносится в несколько слоев и в общей сложности может составлять 4-5 см.

Повторяйте слои, пока не достигните желаемого размера. Дождитесь, пока штукатурка полностью высохнет и аккуратно срежьте лишнее, придав детали законченный вид.

После полного высыхания (от 8 часов до 2 суток) штукатурка готова к покраске. Для окраски используйте валик, кисть или губку.

Если вы выбрали белую штукатурку, можно создать интересный объемный эффект с помощью колорирования: для этого на выступающие части штукатурки нанесите краску легкими мазками.

Получившийся объемный рисунок можно покрыть лаком или расписать красками.

На данный момент нет универсальной штукатурки, которая бы решала все задачи, поэтому мастера чаще всего работают несколькими составами для решения конкретных художественно-образных задач. Приемы нанесения штукатурок разными инструментами и приспособлениями очень разнообразны, и их можно отработать, прежде всего, опытным путем. Постоянно тренируясь и совершенствуясь, вы сможете создавать в собственном доме настоящие произведения искусства.

За мастер-класс приносим благодарности творческому центру «АТОН».

www.diy.ru

Лепка на стенах видео - Лепка.рф

  • Декор стен Лепка на стене Мастер кл...

    Кто хочет отдыхать на море и при этом ещё сделать так чтоб вам платили за это.Обучение в онлайн с домашним...... От автора Alexei Mag. Добавлено 3 год. назад. Подробнее...

  • Мастер-класс 'Барельеф магноли...

    Друзья, представляю вам мастер-класс 'Барельеф магнолии из гипсовой шпаклевки'! Этот мастер-класс в перву...... От автора Julia Bykovsk.... Добавлено 12 мес. назад. Подробнее...

  • цветочки на стене

    делал из гипсовой штукатурки.дальше нужно все подшлифовывать,грунтовать ,тонировать итд МЗЫКА 'Susie Suh...... От автора bilder2204. Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Объемная 3D художественная роспись ...

    В конце прошлого года мы приступили к работам в сталинке по адресу ул. Гончарова д.8. Наша работа капитальног...... От автора Рулетка.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • искусство барельефа.Как сделать бар...

    От автора сергей рязано.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Лепка из гипса ,Барельеф, фрезка, ф...

    Мастер класс от Александра! Изображает Прекрасный город Венецию. От автора Александр Де-.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Барельеф. Художественная лепка. Рос...

    Bas . Art modeling . The painting on the wall. Installation of vertical structures. Lewis Carroll Club . Автор работы: Нестерова Марина. Винница Украи... От автора Marina Nester.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Красивейший, простой и быстрый деко...

    Крутые, буквально, вензеля из шпаклевка можно быстро сделать своими руками на больших поверхностях.На...... От автора РЕЦЕПТЫ ДЛЯ Ж.... Добавлено 7 мес. назад. Подробнее...

  • Лепнина Дерево на стене Часть 2...

    Продолжаю лепить дерево на стене! Дай Бог мне терпения:) это ссылка на первую часть.... От автора Мой сад - воп.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Монтаж гипсовой лепнины (багетов ка...

    В этом видео я покажу как я делаю монтаж гипсовой лепнины, багетов, молдингов и декоративных элементов....... От автора Виталий Тихон.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Декоративная штукатурка стен шпакле...

    Декоративная штукатурка стен шпаклевкой своими руками Декоративная шпаклевка стен своими руками Фото...... От автора Ремонт Кварти.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Как создавать декоративный барельеф...

    Некоторые моменты, связанные с техникой создания объема в декоративном барельефе на стене. Использование...... От автора Павел Передер.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Барельеф парусника ( лепка, золоче...

    Живопись, фрески, роспись стен, барельеф, декор лепнины, декоративные покрытия, декоративная отделка стен,...... От автора mikdes100. Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Идеи рельефной лепки на стенах ба...

    Рельефная лепка бывает разной. В видео представлены различные варианты лепки. Итак я, рассказу о некоторых....... От автора Мастерская Ид.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Секрет отделки стен Барельеф , Мас...

    РАБОТАЕМ ПО ВСЕМУ МИРУ WWW.BRIGADA1.LV +37127065481 ПРИНИМАЕМ ЗАКАЗЫ ПО вопросам рекламы и сотрудничества: Vocap ...... От автора Владимир Воло.... Добавлено 3 год. назад. Подробнее...

  • Краснодар.Барельеф.Художественная л...

    Это видео создано в редакторе слайд-шоу YouTube: . От автора НАЙДИ СЕБЯ НА.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Идеи рельефной лепки на стенах ба...

    Рельефная лепка бывает разной. В видео представлены различные варианты лепки. Итак я, рассказу о некоторых....... От автора Мастерская Ид.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • В мастерской у ALICE: Художественна...

    Художественная лепка на стене (барельеф). Музыка: 8105 - Moving Mountains. От автора Alice Wood. Добавлено 5 год. назад. Подробнее...

  • Художественное оформление стен...

    лепнина барельеф дизайн. От автора Александр Пал.... Добавлено 5 год. назад. Подробнее...

  • Восстановление лепнины на стене из ...

    Кропотливая работа художника над куском цементной еще не застывшей стены. Цемент не может долго ждать,...... От автора Aleksandr Pas.... Добавлено 5 мес. назад. Подробнее...

  • xn--80ajpcv.xn--p1ai

    Лепка на стене: Венеция | Арт-студия Натальи Кобзевой

    Барельеф в Липецке, апрель 2015 года. Декоративная лепка на стене – это отличный способ выделить стенку абсолютно в любой комнате. Некоторые утверждают, что барельеф могут позволить себе лишь владельцы крупных домов и квартир, но хочу вас уверить, что даже в небольшой кухне обычной квартиры и среднего размера гостиной в частном доме барельеф будет смотреться великолепно.

    Барельеф различается как степенью нанесения, так и по объему. Самый крупный рельеф называется горельефом. Он выступает практически на всю возможную площадь, то есть рисунок как бы выходит целиком из стены. Такая лепка выглядит очень массивно, но на широкой стене без дополнительного обрамления в виде обоев, штукатурки и пр. смотрится замечательно. Горельеф хорош лишь в однотонной покраске, либо сама лепка белого цвета, а выделяется лишь фон.

    Но для небольших помещений этот вариант не очень подходит. Если стена под барельеф выделена не более 2-4 кв.м., либо комната маленькая и потолки средней высоты, то объем рельефа при полноценной картинке не должен превышать 2.5 см. Вот и в представленной работе я выполняла лепку барельефа на стене 4 кв.м.

    Тема была выбрана очень популярная среди любителей декоративной лепки – барельеф Венеция.  Красивые виды старинной Венеции привлекают не только туристов, но художников и дизайнеров. Многие стараются использовать фото Венеции в оформлении помещений в виде фресок, крупногабаритных фото и пр. В моем же случае заказчик выбрал оформление стен лепкой с барельефом и горельефом.

    Художественную лепку на стене как всегда начала с эскиза будущего рельефа. Простым карандашом нарисовала рисунок: на переднем плане изобразила мост через канал Венеции, а по обоим краям старенькие домики. На перилах моста установила цветочные вазоны, из которых растут плетистые розы, а в качестве опоры — гипсовые балясины. В центре пустила гондолу с гондольером.

    Лепку на стене делала гипсом, шпаклевкой, и штукатуркой. Почему столькими материалами? Потому что для определенных деталей необходима была одна гипсовая смесь. А для лепки крупногабаритных частей барельефа – гипс и штукатурка. После высыхания доработала наждачкой некоторые детали.

    Покраску барельефа делала в классическом барельефном стеле – под затирку. В заключении покрыла всю настенную лепку защитным лаком.

    kobzewa.ru

    ЛЕПКА НА СТЕНЕ! КРАСОТИЩА! – БУДЬ В ТЕМЕ

    ЦИТИРУЮ АВТОРА МК!

    Кто с чем на НГ, а я с лепкой и ремонтом))))Дело было еще летом, а время появилось только сейчас)))) Давно мечтала про такой цветок на стене(наверно полгода вынашивала в голове))) Похожие цветочки на обоях в этой же комнате но на двух других стенках.

    Покажу небольшой мк. Если никому не пригодиться я удалю (когда я впервые хотела попробовать лепку, фото мастериц была для меня на вес золота). Поверьте стараний было много, почти неделька прошла.

    первое, с чего начала я это с фона на стеночке. интересную штукатурку увидела здесь 

    Если где-то вышло не очень удачно, резинкой не вытираем))) просто лучше наносим контур, чтобы при нанесении шпаклевки не ошибиться.

    Первые слои наносим там, где хотим создать объем. Даем хорошо просохнуть(2-3 часа).

    Рельеф делаем специально не гладким, чтобы следующий слой лучше схватился

    Постепенно начинаем лепить каждый лепесток

    Покажу на примере нижний лепесток(как я придаю объем)

    наносим поверх мокрой шпаклевки комочек(стараемся прилепить его)

    Дальше приглаживаем его, стараясь выровнять . Из-за того , что в шпаклевку я дала бумагу(на все ушла три рулона туалетной бумаги)))) масса получилась очень послушная и приятная. дальше я покажу на листиках разницу с бумагу и без и вы все поймете.

    При помощи воды сглаживаем.

    дальше наносим еще немного, чтобы получилась объемная прожилка. Наносим еще немножко комочков. чтобы немного оживить наш лепесток.

    Бутончик делаем аналогично.

    Здесь работа начала подсыхать и немного белеть. Работа достаточно грязная(веник всегда рядом)))), но оно того стоит!!!

    Здесь сфоткала близко близко, чтобы вы смогли увидеть все неровности.

    Дальше берем наждачную бумагу и начинаем работать (работа очень пыльная)

    Тут уже видно кое-что. все гладенько и очень приятное на ощупь.

    готово под покраску.Для меня это оказалось самым сложным, какой из меня художник???

    Решила закрасить все темной краской (использовала водомульсионку с колором), а потом смыть….

    Результат получился плачевным(((( после увиденного я очень расстроилась и пошла спасть…

    утром на позитиве закрасила все белым, потом немного светло сливовым и так далее…

    Это уже кое что

    Листики мне тоже дались не легко))))

    Когда дорисовала цветок, радости не было предела. Дальше взялась за покраску фона. Справа немного видно варианты)))

    Но я остановилась на другом. Сначала закрасила все белым цветом (ведь при покраске цветка фон немного пачкался), потом широкой кистью уже сухой(перед этим красила потолок , фиолетовой краской) прошлась сверху.Рельеф выделился сразу.

    В таком виде можно было бы и остановиться, но мне еще чего-то не хватало)))

    прошлась листочки немного золотом

    Тут лучше видно.

    Вся картина мне показалась очень яркой, тогда я ее помыла водой с белой водомульсионкой, цвет стал поспокойнеее

    Дальше начинаем любоваться))

    очень хочется показать объем!

    Добавила немного блесток, напоминает росу.

    это моя штукатурка (две фотки(эту, и предыдущую) сделал мой сыночек 3 года, мне они показались очень удачными)))).

    На потолке тоже поиграли с объемом. Муж сделал арку на стене из гипсокартона, а на потолке мы немного схитрили и приклеили пенопласт 7см., я покрасила его в сливовый цвет.

    Здесь наконец появились обои с которых я срисовала цветок.

    потолок получился очень нестандартным, на протывоположной стороне форма с точностью наоборот))_Во как объяснила, надеюсь кто-то поймет.

    Как мне нравится, вы даже не представляете моей радости,я уже думала, что не осилю все это)))

    Всем огромное спасибо, за внимание к моей работе!!!!

    Источник

    budvtemi.com

    Лепка из гипса на стене видео

  • Декор стен Лепка на стене Мастер кл...

    Кто хочет отдыхать на море и при этом ещё сделать так чтоб вам платили за это.Обучение в онлайн с домашним...... От автора Alexei Mag. Добавлено 3 год. назад. Подробнее...

  • Мастер-класс 'Барельеф магноли...

    Друзья, представляю вам мастер-класс 'Барельеф магнолии из гипсовой шпаклевки'! Этот мастер-класс в перву...... От автора Julia Bykovsk.... Добавлено 12 мес. назад. Подробнее...

  • Лепка из гипса ,Барельеф, фрезка, ф...

    Мастер класс от Александра! Изображает Прекрасный город Венецию. От автора Александр Де-.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • цветочки на стене

    делал из гипсовой штукатурки.дальше нужно все подшлифовывать,грунтовать ,тонировать итд МЗЫКА 'Susie Suh...... От автора bilder2204. Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Мастер класс #Барельеф цветка из ги...

    Это видео будет интересно начинающим, профессиональным художникам и творческим людям, желающим делать...... От автора Julia Bykovsk.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Монтаж гипсовой лепнины (багетов ка...

    В этом видео я покажу как я делаю монтаж гипсовой лепнины, багетов, молдингов и декоративных элементов....... От автора Виталий Тихон.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • 3D панели из гипса своими руками. С...

    Данный видос покажет как отливать 3д панели. Так-же будет полезен для мелкого бизнеса на 2 квадратных метрах)...... От автора Санек Воробье.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Мастер Класс Создание барельефа Вин...

    Сайт: Группа ВК: Простой способ создания барельефа: виноградная лоза. Белоснежный...... От автора Наталья Бобро.... Добавлено 3 год. назад. Подробнее...

  • Декоративная штукатурка стен шпакле...

    Декоративная штукатурка стен шпаклевкой своими руками Декоративная шпаклевка стен своими руками Фото...... От автора Ремонт Кварти.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Барельеф.Процесс изготовления горел...

    Процесс изготовления барельефа 'дельфины' От автора Евгений Гонча.... Добавлено 10 мес. назад. Подробнее...

  • Красивейший, простой и быстрый деко...

    Крутые, буквально, вензеля из шпаклевка можно быстро сделать своими руками на больших поверхностях.На...... От автора РЕЦЕПТЫ ДЛЯ Ж.... Добавлено 7 мес. назад. Подробнее...

  • искусство барельефа.Как сделать бар...

    От автора сергей рязано.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Дизайн. Полиуретановые молдинги и ...

    Делал себе ремонт. Вот такие у меня теперь будут стены. От автора Владимир Одор.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Барельеф. Художественная лепка. Рос...

    Bas . Art modeling . The painting on the wall. Installation of vertical structures. Lewis Carroll Club . Автор работы: Нестерова Марина. Винница Украи... От автора Marina Nester.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Объемная 3D художественная роспись ...

    В конце прошлого года мы приступили к работам в сталинке по адресу ул. Гончарова д.8. Наша работа капитальног...... От автора Рулетка.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Кирпичная кладка из гипсовой штукат...

    Делаем кирпичную кладку из гипсовой штукатурки! Самый дешевый вариант! Выглядит как настоящая кирпичная...... От автора Павел Сидорик.... Добавлено 1 год. назад. Подробнее...

  • Художественное оформление стен...

    лепнина барельеф дизайн. От автора Александр Пал.... Добавлено 5 год. назад. Подробнее...

  • 👍Декоративное пано из фотообоев и л...

    Всем привет! В этом видео будем делать декоративное пано из фотообоев и лепнины из гипса на стенах, а начнём...... От автора Виталий Тихон.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Лепка рельефа из гипсовой штукатурк...

    В ролике снят процесс лепки скульптурного рельефа на стене 'Грифон' (герб Крыма). Материал - гипсовая штукату...... От автора Семенов - Вол.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Гипсовая лепка, потолочная лепнина,...

    tel: +38 099 271 28 51 +38 066 543 77 30 Наше предприятие специализируется на разработке дизайна интерьеров,...... От автора Ренессанс-дек.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • xn--80ajpcv.xn--p1ai

    Идея оформления стен фрескорельефом. Ч.1. Лепка по шаблону

    МК от Алексей Тищенко.

    Что такое фреско-рельеф? Это фактуры создаваемые из сырой штукатурки, когда  рельеф наносится на изготовленную вручную фактурную поверхность на нетканой основе для удобства последующего монтажа , то есть для  поклейки полотна на стену или потолок. 

    ФРЕСКОРЕЛЬЕФ  очень удобен, т.к.  вся работа ( от разработки эскиза до нанесения рельефа ) происходит в мастерской; а оформление стены декор-штукатуркой занимает времени не более, чем оклейка поверхностей обоями!

    Фрескорельефы на тканевой основе - очень гибкие и их можно монтировать на закруглённую поверхность, а также они влагостойкие - а это дает возможность их использования в ванных комнатах и даже в экстерьере.

    Если у Вас, друзья - мастерицы, есть опыт работы с полимерной глиной, папье-маше, попробуйте таким интересным способом себе стены украсить - сначала на малярной сетке слепить рельеф, а потом его приклеить к стене и покрасить:

    Как сделать барельеф прямо на стене - смотри МК : как украсить свой интерьер имея только карандашный рисунок..

    Оттолкнувшись от этой схемы, мы прорисовали эскиз в масштабе, где были сохранены все пропорции.Калька с эскизом на малярный скотч была закреплена на подготовленную для этого стену. А подготовка заключается в том, что она должна быть выровнена и оштукатурена.

    Перевод рисунка производится путём его обводки с использованием копировальной бумаги.

    Для дальнейшей работы нам потребовались: около 2,5 кг хорошо замешанной скульптурной глины (она должна быть мягкой, но не липнуть к пальцам),стеки,нож,колонковая кисть, кисть -щетинка,скалка, две ёмкости- одна для воды, другая- для шликера . Также нужно подготовить шликер, на который мы будем приклеивать фрагменты рельефа. Шликер - это не что иное ,как та же глина, доведённая до концистенции жидкой сметаны. В качестве разжижителя используем обыкновенную воду. Можно добавить туда клей ПВА (примерно на треть, впрочем это не строго). Саму глину необходимо обернуть влажной тканью и положить в полиэтиленовый пакет, чтобы она не обсыхала.

    В нашем случае мы начали лепить с левого верхнего края. Хотя, на самом деле, следовало начать с центральной части, где будут самые массивные и многослойные фрагменты. Всё это для того, чтобы оптимизировать процесс сушки. Ведь желательнее накладывать следующий слой на просушенный. Но у нас было время,чтобы растянуть удовольствие.

    Следует отделять от целого куска глины ровно столько,сколько требуется для формирования фрагмента. Лишние куски старайтесь сразу прятать в пакет. Не делайте слишком громоздких элементов, чтобы при переносе их на стену они не развалились.

    Можно разделить все лепные элементы на 3 основных вида: жгутики или колбаски, пласты и шарики. Всё остальное - производное от них. Поэтому, прежде чем лепить фрагмент, определите для себя, что это будет за вид. Пласты раскатываются скалкой, ну а всё остальное - руками. Участок на который вы намерены приклеить фрагмент промажьте шликером, используйте кисть-щетинку. Только когда фрагмент достаточно хорошо прилип, пригладьте его по всему периметру не оставляя  щелей .

    Пальцами,стеками или даже скалкой придайте массе нужную форму,проработайте детали. При необходимости выглаживайте рельеф колонковой кистью смоченной в воде.

    Следующий фрагмент сопрягайте с предыдущим так, чтобы не было видно стыков. Не оставляйте надолго невыглаженный участок, глина сохнет и потом необработанную деталь придётся, разве что, резать и шлифовать.

    Шаг за шагом - и рельеф слеплен.

     Оставьте его сохнуть в течение одной недели в естественных условиях. При повышенной влажности и пониженной температуре процесс замедляется. Соответственно можно ускорить его, увеличив температуру и понизив влажность. Когда работа высохла, обработайте её мелкой наждачной бумагой. Перед покраской загрунтуйте её раствором клея ПВА с водой (50%). Дождитесь полного высыхания. Затем можно колеровать в любой цвет. В нашем случае мы использавали краскопульт, т.к кисть оставляет следы. При желании, опять же после полного высыхания, пройдите по всем поверхностям акриловым лаком (глянцевым или матовым).

    6. 

    4.

    Удачи в воплощении интерьерных ИДЕЙ!!!!

    Источник

    sam.mirtesen.ru

    Барельефы/лепнина на стены своими руками из гипса и других материалов

    Содержание

    1. Новые материалы
    2. Виды барельефов
    3. Инструмент
    4. Технологии барельефа

    Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

    Барельефы современной работы

    Новые материалы

    Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

    Видео: лепка барельефа из шпаклевки

    У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему. Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

    Виды барельефов

    Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

    Виды барельефов

    В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

    Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»

    Гипсование на месте

    Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

    Лепной плафон под люстру

    Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

    Обратное литье…

    Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

    Обратное литье из гипса

    Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

    Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

    Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

    Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

    В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

    Мини обратное литье из гипса

    Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

    …и не обратное

    В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

    Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

    Лепка

    Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

    Плоская

    Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

    Низкая лепка из гипса

    О ветках

    Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

    Ветки на барельефах из гипса

    Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

    Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

    Острые ребра

    На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

    Круглая

    Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

    Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

    Лепка из гипса по каркасу

    Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

    • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
    • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
    • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

    Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

    Опора для фигур

    Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

    Как крепить барельефы

    Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

    Супербарельеф

    И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

    Пробу готовим так: накалываем гвоздем с небольшим наклоном по еще пластичному покрытию ГКЛ ровные ряды лунок в шахматном порядке и вплотную друг к другу. Наклон гвоздя и ориентацию ребер его острия относительно направлений рядов нужно выдерживать как можно точнее, чтобы лунки получились одинаково асимметричными.

    Следующий шаг – выносим пробу на прямой солнечный свет и, поворачивая так и этак, и еще как-нибудь, наблюдаем игру светотени. При этом стараемся вообразить, как надо бы наколоть лунок, чтобы получился меняющийся рисунок. И, как знать, может быть, у вас обнаружатся способности к этому редкому, но необычайно эффектному искусству – теневому барельефу.

    lenpas.ru