Строительный мастерок внешне покажется вам примитивным инструментом, но до сих пор он, практически в неизменном виде с момента изобретения, исправно служит на каждой площадке, в каждом доме во время строительства и ремонта. Мы решили уделить ему немного внимания, чтобы знать, в каких случаях можно обратиться за его помощью. Сегодня для стройплощадок придумано столько различных приспособлений и многофункциональной техники, которые вроде бы должны сделать процесс возведения зданий и отделочных работ практически автоматическим. Однако некоторые процессы все еще не могут обойтись без руки человека, причем в этих случаях используются на удивление простые инструменты, одним из которых и является мастерок каменщика, часто служащий основным орудием труда и для штукатурщика. Часто его называют кельмой, этот термин более верный, он даже звучит в нормативных документах, устанавливающих требования к производству этого ручного инструмента. Мастерком же называют такую лопатку лишь в кругу строителей, как бы рождая тривиальное название данного предмета. Существует довольно много видов кельм, и, кажется, что их устройство очень простое. Чем же им там отличаться? Но, как мы увидим дальше, разница все же есть.Кельма для декоративной штукатурки. Мастерок для кладки кирпича какой лучше
Мастерок – назначение, разнообразие и особенности инструмента + видео
Мастерок штукатурный и другие виды – конструкция
Мастерок штукатура или схожего по деятельности специалиста состоит из рукоятки и лопатки, которая гладко выделана с обеих сторон. Изогнутая форма ручки делает работу удобной именно в той плоскости, в которой и работают такие строители. Такое приспособление мы увидим в месте, где кладут кирпич или плитку, производят отделочные работы как снаружи здания, так и внутри, можно заметить использование его для расшивки швов, обычно такой процесс предшествует штукатурке. То есть во всех операциях, где участвует какой-то строительный раствор, мы увидим кельму.
Зайдя в строительный магазин, вы обнаружите не только различное предназначение этих инструментов, но и другие отличия, которые часто определяют стоимость. Например, только форм лопатки существует несколько видов. Бывает треугольная, у которой один угол скошен, либо можно встретить экземпляр с двумя срезанными углами. Можно увидеть красивую форму сердечка вместо привычной треугольной лопатки. Встречается также трапеция, часто площади треугольной лопатки не всегда достаточно, либо же операция требует полотно шире и длиннее.
Имеются особенности у английской и канадской кельмы, их полотно имеет загиб с одной или двух сторон, соответственно.
Материал лопатки обычно представляет собой стальной лист, причем довольно ощутимой толщины. Встречаются экземпляры и из низкокачественного металла странной природы, живет такой инструмент совсем недолго, и предсказать это можно по необычайно низкой цене. Часто сталь закаляют, чтобы можно было работать с увесистым раствором бетона, а вот мастерок для штукатурки не так строг к крепости материала. Затем металл цинкуют, полируют, и на выходе получается такая симпатичная вещь, к которой крепится изогнутый черенок, а к нему прилаживают рукоятку. Эта деталь может быть сделана из дерева или прочного пластика, иногда встречается резиновая, для лучшего сцепления с перчаткой рабочего делаются рифления.
Самое интересное – это разделение на классы по функциональному назначению. Для каменщика инструмент должен быть усилен, так как работает он с кирпичами или блоками, укладывая их на цементный раствор. Также инструмент помогает проверять уровень кладки для двух смежных камней, ровнять их, приложив ровный край лопатки, даже рубить кирпич можно такой кельмой. Последнее возможно с теми разновидностями, что имеют загнутый край (английская или канадская).
Набирать же раствор нужно стороной с прямой кромкой. Многие успешно применяют данное приспособления и для простого перемешивания раствора при его приготовлении, это очень удобно, если готовить его вручную, а не миксером. Размеры варьируются очень сильно, как и формы полотна. Однако нужно знать главное: чем длиннее кельма, тем тяжелее, поэтому при покупке рассчитывайте свои силы, особенно, если вы не профессионал.
Мастерок штукатурный имеет меньший вес, потому что основным составом, с которым он работает, является гипс или штукатурка. Более изящный инструмент часто применяют еще и для разглаживания полученного слоя, как бы полируя его. Бывает еще отдельный вид кельм – расшивка, который несколько отличается по внешнему виду, потому что вместо лопатки у него имеется тонкий прут (лезвие). Таким мастерком расчищаются или формируются аккуратные швы между кирпичами. Если полоска металла чуть изогнута, то эту разновидность применяют для выгребания излишков из межшовного пространства. Длина лезвия достигает иногда 10 см.
Мастерок бетонщика – это симпатичная лопатка треугольной формы, так удобнее всего обращаться с камнем и раствором. Плиточник управляется с кельмой трапециевидной формы, штукатур старается выбирать небольшие размеры (до 10 см), а для отделки больших площадей иногда берет и 18-сантиметровый инструмент. Смешная «зубастая» лопатка используется для работы плиточника на этапе нанесения ребер на слой клея или цемента, на который будет укладываться плитка. Зубчики ее могут быть размером до 1 см, ведь иногда плитка тяжелая, и слой сцепляющего раствора довольно внушительный.
Мастерком пользоваться несложно, можно выполнять огромный перечень работ, только вот и век у него обычно короткий, причем тем меньше, чем дешевле ваш инструмент. Основной поломкой является разрушение соединения лопатки с рукояткой, это самое хлипкое место, как и любой сборный узел. Ведь максимальная нагрузка приходится как раз на него. При беглом осмотре становится очевидным, что это простая сварка, причем делаются две точки, которые испытывают на себе тысячи еле заметных сгибаний за день работы. Даже дорогой качественный инструмент служит около года, дальше его запас прочности заканчивается.
Многие пытаются приварить лопатку, чтобы еще немножко продлить жизнь своему помощнику. Для черного металла это почти не помогает, еще меньше пользы в случае нержавейки. Но можно попытаться исправить ситуацию заклепкой, многие уже ощутили эффективность этого варианта. Вы можете воспользоваться специализированным инструментом заклепочником, к тому же там и сами клепки сделаны профессионально. Либо изловчиться и использовать для этого обычный гвоздь, диаметр должен быть не менее 3 мм.
Там, где планируем сделать крепление в ручке, сверлим две дырки, и если материал качественный, вам потребуется время и терпение, а также крепкое сверло. Далее прикладываем рукоятку к лопатке и отмечаем места, где сделать отверстия уже на полотне. Чтобы не сбиться, сначала сделайте разметку, чтобы был виден центр лопатки, иначе работа ваша в будущем не заладится с возрожденным мастерком.
Перед насаживанием гвоздя обработайте его под шляпкой так, чтобы она смогла плотно лечь на полотно лопатки, и никакие зазубрины не мешали, иначе в это пространство будет попадать строительная смесь. Теперь продеваем гвоздь в первое отверстие, плотно прижимаем его шляпку, а с другой стороны обрезаем, оставив 3 мм. Переворачиваем, подкладываем под кельму кувалду, чтобы шляпка уперлась в нее, а сверху молотком плющим выступающий кончик отрезанного гвоздя. Со вторым отверстием делаем то же самое.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!remoskop.ru
Декоративная штукатурка давно уже стала одним из излюбленных видов как внутренней, так и внешней отделки стен жилых домов. Для работы в подобной технике потребуется не такое уж большое количество инструментов, но без их приобретения – никак не обойтись. Одним из таких основных, модно сказать – незаменимых приспособлений является кельма для декоративной штукатурки. Именно этот нехитрый с виду инструмент и выполняет основную задачу по созданию на стене рельефа любой глубины и рисунка.
Кельма для декоративной штукатурки
Чтобы иметь представление о том, что собой представляет кельма, а также другие инструменты, используемые для нанесения декоративной штукатурки, стоит рассмотреть информацию о них подробнее. Кроме того, вполне закономерным будет, хотя бы вкратце ,познакомиться с технологическими приемами нанесения одного из видов этой отделки.
Содержание статьи
Обычный мастерок, применяемый для кладки кирпича, а также для выполнения штукатурных работ – это более знакомое для всех название. Интересно, что именно он и называется по-другому – кельмой.
Итак, кельма представляет собой отшлифованную с двух сторон пластину, которая может иметь различную конфигурацию, на которой закреплена изогнутая ручка, выполненная из древесины или пластика и металла.
Под понятием «кельма» скрывается целая группа инструментов, объединённых одним признаком гладкая металлическая пластина с изогнутой рукояткой
Без этого инструмента достаточно сложно (точнее сказать – практически невозможно) обойтись при проведении строительных или ремонтных работ, связанных с выполнением кладки стен и оштукатуриванием. Разнообразие таких мастерков-кельм – достаточно велико. Различные по форме и размеру лопатки предназначаются для разных процессов – с их помощью можно произвести отделку не только больших по площади поверхностей, но и оформить швы кладки или же нанести клей для облицовки поверхностей керамической плиткой.
Неслучайно шейки ручек этого инструмента имеют разные изгибы, так как они рассчитаны на использование конкретной кельмы в определенном виде работ. Достаточно часто ручки мастерка, изготовленные из древесины, снабжаются металлическим наконечником на тыльной части, предназначенным для пристукивания кирпича в кладке, а также керамической плитки при ее выравнивании. В продаже можно найти модели, имеющие съемные ручки, в которые можно закрепить лопатки при износе старых пластин или необходимые по конфигурации для конкретной технологической операции.
Итак, кельмы могут быть следующих типов, в зависимости от их предназначения:
Кельма каменщика применяется для возведения кирпичной кладки и замешивания небольшого количества раствора. Благодаря продуманной форме пластины рабочего полотна, этот тип инструмента удобно использовать для кладки и сбора излишнего раствора в труднодоступных местах. Нужно отметить, что кельма каменщика также может иметь трапециевидную форму лопатки. | |
Кельма отделочника предназначена для замешивания штукатурных растворов, отмеривания сухой смеси, а также нанесения на отделываемые поверхности цементных и гипсовых растворов. Кроме этого, некоторые мастера используют эту кельму и для кирпичной кладки. Наиболее используемые для различных работ размеры инструмента — это 120 и 180 мм. | |
Кельма бетонщика имеет треугольную форму и применяется для отмеривания сухой смеси для раствора и его замешивания, а также выполнения кирпичной кладки. | |
Кельма плиточника может иметь трапециевидную форму со срезанными углами по широкой стороне трапеции или же каплевидную конфигурацию лопатки. Может использоваться как для укладки плитки, так и для отмеривания сухой клеевой смеси и замешивания из нее раствора. | |
Кельма штукатурная используется для набрасывания цементно-песчаных и иных смесей на стены, а также их разравнивания. Самыми удобными размерами этого мастерка по его длине являются 190×160 мм. | |
Кельма затирочная применяется в качестве гладилки для распределения, разглаживания нанесенного на стену раствора, его затирки после первичного схватывания и придания поверхности эстетичного внешнего вида. Основными размерами подобных кельм считаются 200×80, 240×100 и 280×140 мм, как более востребованные и удобные для работы. | |
Кельма зубчатая затирочная предназначается для нанесения клеевого раствора при кладке керамической плитки, а также разглаживания оштукатуренных стен. Кроме этого, подобный инструмент может применяться для распределения нанесенного на стену штукатурного раствора посредством его зубчатой стороны, на которой высота зубцов варьируется от 4 до 10 мм. | |
Кельма-расшивка необходима для приведения в порядок швов кирпичной кладки. Рабочая лопатка подобной кельмы может иметь разные формы – ровную, вогнутую или выпуклую, но всегда представляет собой узкую пластину. Оконечность рабочей лопатки такой кельмы может иметь заостренную форму. Длина лопатки варьируется от 75 до 100 мм. Более короткая удобна для расшивки вертикальных швов кладки. | |
Кельма угловая используется для выравнивания угловых участков стен при их оштукатуривании. В продаже можно найти мастерки с такой формой для оформления внутренних и внешних углов, а также универсальный инструмент, который используется для точного выведения как внутренних, так и наружных углов. | |
Кельма для заполнения швов удобна в использовании в комплексе с кельмой-расшивкой. Этот инструмент хорош для того, чтобы благодаря его широкой плоскости удерживать запас затирочного раствора. Кроме этого, для более аккуратного заполнения горизонтальных швов предусмотрен приподнятый бортик по краю рабочей плоскости, а для работы с вертикальными швами – имеется щелевидное окошко шириной в 10 мм на задней, высокой стенке инструмента. | |
Кельма для нанесения клея при кладке газобетонных блоков. Удобство этого инструмента неоспоримо, так как он исполняет сразу несколько функций – забор нужного количества раствора за один прием, ровное его нанесение практически одним движением, и одновременное разравнивание с приданием необходимой рельефности нанесенному слою гребенчатой стороной кельмы. Этот инструмент производится в разных размерах, но самыми удобными и поэтому востребованными считаются те, что имеют ширину от 100 до 400 мм. |
Лопатки кельм изготавливаются из жесткого, негнущегося металлического листа толщиной в 1,5÷2 мм, так как большинство из них предназначены для перемешивания и подъема раствора. Качественно изготовленным инструментом легко работать, так как он удобно лежит в ладони, имеет относительно небольшой вес и рассчитан на долгий срок эксплуатации.
Приобретая кельму, следует обязательно подержать ее в руке и убедиться в том, что на ручке нет выступов, задиров и зазубрин, которые будут мешать в работе, и могут поранить кожу или натереть мозоли. Инструмент должен «хорошо ложиться» в руку, то есть быть сбалансированным, удобным для длительной работы. Пользуются спросом мастерки, ручка которых оснащена резиновой накладкой. Подобное дополнение не позволит инструменту проскальзывать в руке — рукоятка будет плотно прилегать к ладони, не набивая при этом мозолей.
Одним словом, приобретая даже такой, казалось бы, нехитрый инструмент, следует быть осмотрительным. Никогда, наверное, не следует «бросаться» на соблазнительно невысокую стоимость – можно нарваться или на некачественную, гнущуюся в работе, быстро покрывающуюся налетом коррозии рабочую лопатку, или на крайне неудобную ручку, которая буквально изведет своего неразборчивого хозяина при выполнении достаточно трудоёмких штукатурных операций.
Вполне понятно, что кельма не является единственным инструментом отделочника, выполняющего декоративное оштукатуривание стен. Он использует и многие другие, в том числе – иногда достаточно неожиданные инструменты и приспособления. Все зависит от конкретной техники нанесения и, в чем то – от креативности самого мастера. Но без кельмы – не обходится в любом случае.
Существует несколько типов декоративной штукатурки, и прежде чем перейти к рассмотрению инструментов для их создания, целесообразно рассмотреть, что собой представляет каждая из них.
Для внешней отделки фасадов часто применяется фактурная штукатурка
Очень красиво смотрятся участки стен, отделанных в технике «венецианской штукатурки»
Кварцевый песок крупных фракций и разных расцветок – основа мозаичной декоративной штукатурки
Использование акриловых хлопьев (флоков) открывает перед отделочником очень широкие возможности имитации различных материалов
Попробуйте свои силы в нанесении декоративной штукатурки!
Выше были представлены, безусловно, далеко не все техники подобного способа отделки стен. Многие из технологий видятся вполне выполнимыми даже для начинающего мастера – стоит попробовать, хотя бы на небольшом участке стены. В помощь – специальная публикация нашего портала «Декоративная штукатурка своими руками».
Для разных техник декоративной штукатурной отделки потребуются и различные инструменты. Но без штукатурной кельмы в любом случае не обойтись, так как она подходит как нанесения растворов и других элементов на стену, так и для их разравнивания или придания задуманного рельефа.
Разнообразие профессиональных инструментов, применяемых для нанесения декоративной штукатурки
Объем на декоративном штукатурном покрытии может быть создано различными специальными инструментами, а иногда — и просто подручными приспособлениями. Из профессиональных строительных аксессуаров можно назвать шпатели — ровный и зубчатый, щетки, гребенки, кисти, аппликаторы, валики с разными насадками, штампы, а также специальные варежки.
Даже обычные сетки для читки кухонной посуды могут послужить эффективным инструментом для придания штукатурке оригинального рельефа
Из подручных средств для создания некоторых рельефов можно использовать полиэтиленовую пленку, губки с разной пористостью, металлические или пластиковые сетки для очистки сковород и другие предметы домашней утвари.
Без кельмы – не обойтись в любом случае
Пример рельефов, оставляемых валиками на нанесенной сырой штукатурке
Насадки на валики изготавливаются из силикона и могут создавать на стене имитацию кирпичной кладки, фактуры древесины или камня, а также импровизированный рельеф с горизонтальной или вертикальной ориентацией орнамента.
Создание рельефа с использованием специальной гребенки
Перед применением гребенок, на стены с помощью той же кельмы наносится штукатурная смесь. На а затем на поверхности воспроизводится один из выбранных рельефов – это могут быть ровные вертикальные или горизонтальные полосы, их также можно сделать волнистыми или же создать на стене полукружья с ребристым рисунком. Здесь создание рельефа будет зависеть только от фантазии мастера или конкретного желания заказчика.
Для создания задуманного рельефного рисунка на штукатурке часто применяются щетки с различным по материалу и жесткости ворсом
Достаточно несложная и очень эффективная техника создания на оштукатуриваемой поверхности имитации каменной кладки
Обычно это имитация кладки из натурального камня. Причем расположение отдельных элементов рельефа продумано так, что они идеально совпадают между собой при поворотах шаблона.
Предельно простая, но очень оригинальная техника нанесения неглубокого рельефа с помощью губки
Для нанесения объемного рисунка используются различные губки – искусственные или же натуральные морские с большими порами. Работать с этим инструментом очень легко, и с процессом может справиться любой начинающий мастер.
Необходимую рельефность оштукатуренной поверхности можно придать и с помощью специального пистолета, сходного по принципу действия с краскопультом
Теперь, когда вкратце освещены несколько вариантов декоративной штукатурки и названы инструменты для их создания, стоит пристальнее рассмотреть один из них. Для примера возьмем процесс нанесения декоративной венецианской штукатурки, который осуществляется с помощью кельм различной формы.
Венецианская штукатурка может иметь рельефность разной глубины и рисунка, но в любом случае ее предназначение заключается в том, чтобы сделать поверхность хаотично неоднородной по цветовому решению и объему.
Венецианская штукатурка – оригинальное решение для отделки стен в помещениях
Таким образом, стена не выглядит просто «глухой», а приобретает своеобразный пространственный эффект. Комната, отделанная в технике венецианской штукатурки, отличается декоративным «богатством», поэтому к такой облицовке стен придется подобрать определенные интерьерные аксессуары, соответствующие стилю, иначе желаемый эффект будет попросту потерян.
Для нанесения венецианской штукатурки потребуются некоторые инструменты:
Набор инструментов – в основном это штукатурные кельмы и шпатели различных форм и размеров
Из материалов нужно будет подготовить грунтовочный состав, штукатурную смесь для венецианской штукатурки, красящий пигмент, золотистую или перламутровую эмаль и жидкий воск.
Отделочные работы, по заранее тщательно выровненной стене, производятся в следующем порядке:
Первым шагом, во избежание загрязнений напольного покрытия, рекомендуется область, прилегающую к отделываемой стене, и место замешивания раствора и штукатурной смеси, застелить полиэтиленовой пленкой. Далее, осуществляется подготовка грунтовочного состава. Он перемешивается с помощью насадки-миксера и электродрели, и при необходимости в раствор добавляется вода. | |
Нанесение готовой грунтовки производится с помощью валика, для удобства закрепленного на длинной ручке. В труднодоступных местах, например, во внутренних углах обработка поверхности осуществляется широкой кистью. Период просыхания стен, обработанных грунтовкой, варьируется от двух до трех часов в нормальных условиях (температура 15÷25 ºС) – это обычно указывается производителем состава. | |
Далее, необходимо подготовить штукатурную смесь, так как она должна иметь однородную консистенцию густой сметаны. При открытии ведра с готовой штукатуркой, достаточно часто сверху густого состава обнаруживается выступившая жидкость. Так как для работы необходима густая пластичная масса, эту жидкость рекомендуется аккуратно слить. | |
Затем раствор тщательно, в течение 10÷12 минут, перемешивается насадкой-миксером. Вращающиеся лопасти постепенно перемещают по всему периметру ведра, захватывая самые нижние, придонные слои, так как необходимо добиться идеально однородной консистенции массы по всему объему. | |
Далее, подготавливается колеровочный состав. В данном случае выбран яркий красно-оранжевый пигмент, который является традиционным для венецианской штукатурки. Эту смесь также нужно хорошо перемешать – для этой цели хорошо подойдет шпатель или силиконовая лопатка. | |
Затем пигмент добавляется в штукатурную смесь, согласно определенным выбранным пропорциям. Эти соотношения будет необходимо соблюдать при каждом последующем замешивании, если подготовленного разового объема штукатурки получается недостаточно для всех стен комнаты. В рассматриваемом примере используются по целой упаковке каждого из составов – ведро штукатурки и целая банка красящего состава. | |
Следующим этапом смесь тщательно перемешивается до однородности цвета и консистенции. Промешивание массы производится в течение не менее 10÷12 минут. В ходе этого процесса следует производить тщательную проверку цветовой однородности. | |
Подобная проверка осуществляется с помощью специальной силиконовой лопатки на длинной ручке. Ее нужно углубить примерно на 150 мм в штукатурный состав и провести по краю ведра, подняв смесь из глубины на поверхность. Если обнаружится в окрашенном составе белые неокрашенные области или же цветные полосы, то штукатурку следует еще раз хорошо перемешать. | |
Технология венецианской штукатурки предполагает нанесение на поверхность стены несколько слоев смеси. И первым из них идет слой из неокрашенной белой штукатурки. Для этой работы потребуется подготовленный чистый шпатель шириной 100÷120 мм и кельма размером 200×80 мм. Штукатурка захватывается из тары с помощью шпателя и наносится на поверхность кельмы. | |
Размер шпателя выбран неслучайно, так как он захватывает именно столько смеси, сколько необходимо для нанесения на стену за один прием, то есть не больше и не меньше, чем требуется на деле. | |
Первый штукатурный слой предназначается для создания светлого фона, который сможет придать венецианской штукатурке своеобразную «прозрачность», так как будет как бы высвечивать через цветные слои изнутри. Штукатурка наносится в нижней части стены мазком, который распределяется путем равномерного растягивания ее с помощью кельмы от низа к верхней части поверхности. | |
Нанесенный слой разравнивается. Для этого мастерком проводят в диагональном и горизонтальном направлении справа налево полукруговыми движениями. После завершения нанесения этого слоя, поверхность стены должна быть ровной. Расход штукатурной смеси для этого этапа работ составляет примерно 500÷600 граммов на квадратный метр стены. | |
Для оштукатуривания и выравнивания внешних углов используется угловая кельма, на которую смесь наносится тем же шпателем. Или же необходимая масса снимается с обычной кельмы, которая в этом случае служит в качестве штукатурного сокола. | |
Угловым шпателем на стык двух поверхностей раствор наносится, начиная от верха стены, с небольшим нажимом на инструмент. В этом случае важно, чтобы стык стен был покрыт смесью идеально ровно. | |
Следы от угловой кельмы, остающиеся на оштукатуренной поверхности по бокам, выравниваются обычной кельмой или шпателем, после полного выведения угла. | |
Кельму обычно берут двумя руками, и, начиная от угловой области, распределяют раствор вглубь поверхности стены, выравнивая оставленные на ней вмятины и полоски. | |
Следующим шагом, через сутки, на идеально очищенный от белой штукатурки шпатель наносится небольшими порциями колерованная смесь. Принцип изготовления венецианской штукатурки состоит в нанесении мазков раствора и его неравномерного распределения на стене. Этот процесс проводится в несколько этапов, при этом на поверхность наносится хаотично два — три слоя штукатурной смеси. | |
Смесь наносится тонким ровным полупрозрачным слоем. Для этого штукатурку нужно хорошенько «растянуть» по поверхности. Расход раствора на этот штукатурный слой должен составлять около 200÷300 граммов на квадратный метр площади. | |
Смесь наносится легкими мазками, а затем растягивается по поверхности стены и разравнивается до гладкости. На стенах, ближе к угловым их областям, раствор наносится ровной кельмой, движениями от основной поверхности в сторону угла. | |
После этого углы также выводятся с помощью угловой кельмы. | |
Когда угол будет полностью сформирован, следы, оставленные от угловой кельмы, выравниваются обычной затиркой (кельмой), полукруговыми движениями от угла в сторону основной плоскости стены. | |
Следующий слой колерованного раствора наносится короткими мазками и аккуратно распределяется круговыми движениями против часовой стрелки. Однако, в данном случае такую операцию проводят не до создания однородного слоя, а оставляя в области мазка толщину на 1÷2 мм больше, чем на остальной области стены, на которую растягивается смесь. При этом кельма при нанесении раствора на поверхность удерживается двумя руками под углом в 45º в горизонтальном положении. На этот этап работ потребуется 80÷100 грамм смеси на каждый квадратный метр стены. | |
Далее, продолжая держать кельму под углом в 45º, круговыми движениями справа налево производят поверхностное выравнивание нанесенной штукатурки, не слишком активно надавливая на нее. | |
Закончив подобную отделку на одном участке стены, переходят к соседней неотделанной области. В этом случае, нанесение состава нужно провести так, чтобы между уже схватившейся смесью и вновь нанесенной не образовалось четкой границы. Штукатурка наносится также короткими мазками и растягивается от большей толщины к минимальной. Распределяют только что нанесенную штукатурку в сторону схватившейся, также круговыми движениями. Внешние углы отделываются с помощью углового шпателя, так же, как описывалось выше, а затем выводится обычной ровной кельмой. | |
После того как примерно через 48 часов последний слой высохнет, производится нанесение перламутровой эмали на водной основе. Такая операция проводится с помощью губки с крупными порами. Расход красящего состава составляет обычно в среднем 30÷50 граммов на квадратный метр площади. Эмаль наносится участками, примерно, в один квадратный метр, и сразу после нанесения затирается до блеска мягкой тканью или же теркой с поролоновой насадкой. Если первый слой эмали впитается в штукатурку и проявится пятнами, то лучше всего сравнять покрытие вторым слоем. | |
Пузырьков и разводов от эмали на стене не должно оставаться, поэтому затирать нанесенный слой краски необходимо очень тщательно. Вместо эмали, также через 48 часов после нанесения последнего слоя штукатурки, достаточно часто используется колерованный или прозрачный воск. Он может быть нанесен с использованием кельмы или резинового шпателя. | |
Нанесенный тонким слоем воск оставляют до схватывания. — он не должен липнуть к рукам. Затем поверхность натирают мягкой фланелевой тканью или же используют для этого шлифовальную машинку, надев на нее специальную мягкую насадку с коротким ворсом и установив на ее небольшие обороты. | |
Шлифовка производится до тех пор, пока поверхность не станет равномерно глянцевой. Результат отделки стен венецианской штукатуркой должен выглядеть примерно так, как представлено на последней иллюстрации. |
Все показано очень просто и красиво, но с первого раза вполне могут случаться определенные «осечки». Ничего, рука «набьется». Но чтобы работа прошла успешно, а ее результат радовал глаз, необходимо выбирать для отделки исключительно качественные инструменты и штукатурные составы. А в помощь выбирающему добротную кельму для декоративной штукатурки – размещенный ниже видеосюжет:
stroyday.ru
Когда появился первый мастерок – вопрос спорный, но возраст сооружений, где применялся, впечатляет. Одно из них – храм в Ульсе (Великобритания), построенный 900 лет назад.
С тех пор форма инструмента менялась и сегодня приобрела множество вариантов. Разные страны, различное применение – разные формы.
Все зависело откуда и куда переезжали мастера по каменной кладке. Так, у двух стран (Англии и Америки) общее прошлое и во многом схожи и современные мастерки из этих мест. Но совершенно другим инструментом работают в Союзе и Вьетнаме. Это закономерность.
Выяснять какой инструмент лучше, нет смысла. Все определяет привычка. Чтобы приобрести новые навыки с другой формой кельмы, нужно время и терпение. Никто это делать не станет – затратное решение для мозгов. Проще доказать себе, что твой выбор лучший.
Мастерки из разных стран.
Но все, же есть некоторые преимущества в определенной форме и для конкретной работы.
Каменщики работают любым из мастерков на фотографии ниже. Все зависит от привычки и назначения.
Мастерок каменщика.
Для тонких перегородок и узкого камня больше подходит форма английского инструмента (1). Но чем больше лопатка у инструмента, тем большую нагрузку испытывает кисть руки. Поэтому на объемных стенах возможен другой подход: использовать мастерок с меньшими размерами, но для подачи раствора применять лопату или ковш:
Преимущество лопаты или ковша в том, что можно набирать более жидкий раствор и в большем объеме. Сухой кирпич быстро вытягивает из смеси лишнюю влагу. Раствор становится удобным в работе. Такая технология дает и более прочную кладку.
Форма мастерка у каменщика еще зависит от того как организована подача раствора. Если в ведрах – то острие инструмента не подходит для этого случая. Английскими мастерками работаю из прямоугольных ящиков.
Общей отличительной особенностью кельмы каменщика можно считать ровную боковую грань лопатки.
Автоматически предлагать форму кельмы каменщика для устройства печек или камина нельзя. В продаже (в каталогах) представляют кельму печника такой –(3). Но они ошибаются.
Прежде чем показать кельму для печных работ, нужно разобраться в особенностях работ по созданию очага:
Мастерок печника.
Этот мастерок занимает особое место. Это первая попытка объединить несколько инструментов (ковша и зубчатой гребенки) в одно целое. При работе с газоблоками проблема сильно впитывающей поверхности стоит еще сильнее, чем на кирпичной кладке. Отсюда такое решение. Похожее можно применить и для кладки толстых кирпичных стен.
Кельма ковш для газоблока.
О качестве крепления ручек будет дальше. Но для ковша это самое уязвимое место. Обламывание происходит еще быстрее, чем у мастерков. Поэтому, узел обретает различные варианты в поиске надежного – (В,С).
Удачный инструмент должен выполнять несколько функций одновременно, как ковш для газоблоков. Чем больше возможностей, тем удачней конструкция. Неудачное решение компенсируется набором из нескольких инструментов.
Мастерок плиточнику нужен, чтобы:
Все требования похожи и указывают на кельму печника, за исключением возможности поднимать свежеуложенную плитку. В общем, это так и есть. О креплении ручки отдельно.
Короткий отрывок из ролика американского плиточника Sal DiBlasi дает полное представление каким должен быть мастерок плиточника:
Большинство мастерков из массовой продажи одноразовые. На одну небольшую работу такого инструмента достаточно, но в профессиональном использовании нет. Дорого.
Если сравнить ряд кельм (мастерками их нельзя назвать, мастерок от слова мастер), то даже неопытному человеку заметно отличие их от «древнего» сородича. Последний, возможно, отслужил нескольким поколениям. Современные не могут продержаться на стройке больше года.
Самое уязвимое место у кельмы.
Слабое звено у них – крепление ручки к полотну. Крепление выполнено точечной сваркой. Обычно это две точки касания. За день, при работе, мастерок подвергается тысяче микро движений в районе крепления. Если еще добавить удары при колке кирпича или постукивание от застывшего раствора, то срок службы еще меньше.
Самая распространенная поломка мастерка.
Если отпавшую ручку, заново приварить электросваркой, то хватает ненадолго. Электрическая дуга пережигает металл. Ручка, со временем, начинает ломаться за гранью сварки.
Если это сделать газосваркой, то служить будет дольше, но не в разы. Если кельма из нержавейки, то это дополнительные сложности при восстановлении. Необходим сварочный аппарат постоянного тока, специальные электроды, а эффект будет тот же, как и в случае с черным металлом.
Но есть дин способ крепления, который дает надежный результат, причем на многие годы.
Надежное крепление ручки и полотна можно добиться с помощью заклепок. Они скрепляют и, в тоже время, не препятствуют свободному изгибанию двух частей, при работе. Заклепку можно сделать из гвоздя диаметром 3 мм.
Порядок работ:
Крепление на заклепках может прослужить 10 лет, даже на облицовочных работах, когда приходится периодически поднимать плитку. Второй способ крепления, а по надежности первый, можно позаимствовать у древних мастеров. Когда основание ручки и полотно изготовлены из единого куска или соединены в кузне, при ковке.
Небольшая деталь относительно формы и места крепления ручки к полотну. Считается, что линия ручки (у мастерков А. и В.) должна пересекать полотно на конце. А «S» форма ручки уменьшает нагрузку на кисть руки при работе.
Рекомендованный уклон ручки у кельмы.
Похожую мысль я нашел у каменщика из Киева, фаната делать инструмент самостоятельно:
Интересные моменты из статьи:
“— Чтобы соединение было крепким, мастера заклепками крепят колено, которое соединяет ручку с рабочей поверхностью.
При изготовлении кельм мужчина использует закаленную сталь 6-Г и нержавейку. Тщательным образом выбирает металл, потому что перекаленное железо ломкое. Мужчине приходилось делать кельмы из титана — они легкие и крепкие, но дорогие.
Ручка самодельной кельмы отличается от фабричной. Внутри деревянного древка есть опилки твердых пород деревьев, перемешанные с клеем ПВА. Если вместо него использовать эпоксидную смолу, со временем металлический стержень расшатается. Сзади ручки мужчина приладил металлический шип. Им удобно сбивать ледовую корку, когда приходится класть кирпич зимой.”
Полностью прочитать можно здесь.
101ohibka.ru