Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "холмы и овраги" (ПНШ). Дополни рисунок покажи как можно остановить рост оврага


Равнинные формы рельефа. Дополни рисунок покажи как можно остановить рост оврага

Холмы и овраги (окружающий мир 3 класс)

На этом уроке мы узнаем, что такое холмы и овраги, какие они бывают, как называются их части. Узнаем, какой город называют «вечностью на семи холмах», что общего у Москвы и Рима, где находятся Шоколадные холмы, почему холмы Нижнего Новгорода называются Дятловыми горами.

Тема: Планета, на которой мы живём

Урок: Холмы и овраги

Равнина – ровная земная поверхность.

 

Рис. 1. Равнина (Источник)

Сравним 2 изображения равнин. На первом изображении – плоская равнина, на втором – холмистая.

 

Рис. 2. Плоская равнина (Источник)

 

Рис. 3. Холмистая равнина (Источник)

Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.

 

Холм – небольшая (до 200 м высотой) округлая возвышенность, часто с пологими склонами.

 

Рис. 4. Холм (Источник)

У холма выделяют: вершину – самую высокую часть холма, подошву – место, где холм переходит в равнину, и склоны – это та часть холма, которая располагается между подошвой и вершиной.

 

Рис. 5. Строение холма (Источник)

Склоны бывают крутые (холм резко поднимается над равниной) и пологие (равниной плавно переходит в холм).

 

Рис. 6. Холм с крутыми склонами (Источник)

 

Рис. 7. Холм с пологими склонами (Источник)

С холмами связаны многие известные географические объекты: Дятловы горы, холмы Рима, Шоколадные холмы.

Города часто строили на холмах. В прошлом высокий берег на слиянии двух рек считался выгодным местом для постройки города, который делился на береговую часть и Кремль – центральное укрепление на возвышенности. Ручьи и овраги, сбегающие к реке, делили берег на холмы, вершины которых со временем украшались храмами.

На месте слияния двух рек (Оки и Волги) расположен город Нижний Новгород.

 

Рис. 8. Нижний Новгород (Источник)                          

Ока делит город на 2 части: верхнюю (на высоких лесистых холмах) и нижнюю (на пологом берегу).

 

Рис. 9. Нижний Новгород (Верхняя часть) (Источник)

 

Рис. 10. Нижний Новгород (Нижняя часть) (Источник)

Эти холмы издревле называют Дятловыми горами.

 

Рис. 11. Нижний Новгород. Дятловы горы (Источник)

Возможно, это название связано с цветом береговой глины – красной с черными прожилками, напоминающим оперение дятла;

 

Рис. 12. Дятел (Источник)

а возможно, оно связано с большим количеством дятлов, которые могли обитать в лесах некогда покрывавших берега Оки.

Рим – один из старейших городов мира, современная столица Италии и древняя столица Римской империи.

 

Рис. 13. Рим (Источник)

Рим часто называют «вечным городом» и «городом на семи холмах». Семь холмов Рима – основа города и один из его символов. Все холмы отделяются друг от друга глубокими долинами с крутыми склонами.

Семь холмов Москвы – историческое название возвышенных участков местности, на которых была построена Москва.

 

Рис. 14. Москва (Источник)

Еще с 16 века известна легенда о семи холмах Москвы (по аналогии к Риму), когда город активно разрастался на неровной местности. Кремль и храмы строили на холмах, как бы приподнимая их над городом, что придавало Москве неповторимую красоту, которую отмечали все гости столицы.

На филиппинском острове Бохоль более тысячи холмов, которые выглядят зелеными из-за сочной травы, покрывающей их склоны.

 

Рис. 15. Шоколадные холмы (Источник)

Но во время сухого сезона, когда трава высыхает, холмы приобретают коричневый оттенок, цвет натурального шоколада.

 

Рис. 16. Шоколадные холмы

Потому и называют эту достопримечательность Филиппин Шоколадными холмами. Жители острова сложили множество легенд о происхождении холмов. Одна из них рассказывает о битве двух великанах, которые бросали друг в друга песок и камни, но потом помирились и покинули остров, оставив после себя горы камня и песка.

На равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги.

 

Рис. 17. Овраг (Источник)

Дождевые воды в любое время года и талые, появляющиеся весной во время таяния снега, сливаются в ручейки, которые часто прорывают канавки, размеры которых со временем могут увеличиваться и в длину, и в глубину, постепенно образуя овраги. Длина оврагов может достигать нескольких километров, глубина от десяти до 80 метров.

Овраги имеют вершину (место, где овраг начинается), склоны (зачастую крутые и обрывистые), устье (место, где овраг заканчивается), дно (самая низкая часть оврага).

 

Рис. 18. Строение оврага (Источник)

При обильных дождях по дну оврага течет мутный быстрый поток воды, со склонов так же стекает вода, размывая почву. Таким образом, овраг «растет».

 

Рис. 19. Рост оврага (Источник)

Плодородный слой почвы, на котором мог бы вырасти богатый урожай, вымывается с полей в устье оврага, где постепенно, отлагаясь вместе с песком и глиной, зарастает сорняками. В местах, где крупные овраги впадают в небольшие реки, им приходится отклоняться в сторону, ведь из оврага во время дождей выносится много камней, глины и песка. Тогда на реках появляются острова, отмели, косы.

Коса – это идущая от берега низкая и узкая полоса земли.

 

Рис. 20. Коса на реке (Источник)

Глубоко врезаясь в землю, овраги иссушают её, ведь даже болотистые участки можно иссушить, проведя через них глубокие канавы. Там, где оврагов много, подземные воды опускаются столь глубоко, что корни растений не могут их достать. Овраги «разрезают» почву, ветер сушит её и уносит частицы песка и земли, превращая их в пыль, которая переносится на сотни километров. И это ещё не все беды, которые могут принести овраги.

Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники, сеют травы. Корни растений не дают разрушаться почве.

 

Рис. 21. Овраг, поросший деревьями (Источник)

 

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Академик (Источник).
  2. Академик (Источник).
  3. Schola.ucoz.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Холмы и овраги».
  2. Подготовьте небольшой доклад о вреде оврагов для сельскохозяйственной деятельности человека и способах борьбы с ними.
  3. * Создайте макет холма с пологим склоном. Подпишите части.

 

mirror.vsibiri.info

Равнинные формы рельефа — типы, виды, какие бывают, сколько, классификация, примеры, разновидности, вики — WikiWhat

Основная статья: Равнина

Содержание (план)

Много оврагов на Среднерусской возвышенности. На плоских равнинах, имеющих слабый уклон, их почти нет. Овраги мешают проведению дорог, понижают уровень грунтовых вод (рис. 67). Со временем склоны оврага делаются пологими, зарастают растительностью и овраг превращается в балку.

Образование оврагов

Начало оврагу может дать проложенная вдоль склона бороздка или небольшая рытвина. Не скреплённая корнями растений, рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется и постепенно превращается в овраг. Чаще всего овраги образуются на холмистых равнинах, сложенных рыхлыми породами.

Борьба с оврагами

Небольшие рытвинки и промоины способствуют образованию большого оврага. Их необходимо запахать, выровнять. Запаханную ложбинку засеивают клевером с тимофеевкой или другими многолетними травами. Корни этих растений укрепляют почву, и она уже не будет размываться водой.

Рост небольшого растущего оврага, который при помощи плуга завалить не представляется возможным, можно приостановить. Для этого поперёк оврага следует вкопать свежие ивовые колья толщиной примерно в руку. По заби­тым кольям нужно сделать плетень из свежесрубленного ивняка. Высота такого плетня должна быть около метра. Нижнюю часть плетня, обращённую к вер­шине оврага, нужно засыпать землёй. В зависимости от длины оврага ивовых плетней должно быть несколько. Такие плетни предохраняют стенки оврага от даль­нейшего размывания (рис. 141).

Дюны — это равнинные участи суши, которые всегда покрыты песчаными грядами и холмами различной величины и формы. Они достигают высоты 10-20 и даже в редких случаях 100 м (рис. 68). Пологий склон дюны всегда обращён в сторону преобладающих ветров. В пустынях песчаные холмы принимают форму серпа или полумесяца и носят название барханов.

Дюны покрывают южные и юго-западные берега Балтийского моря, а также берега Волги и Дона в их нижнем течении.

Образование дюн

Основной причиной возникновения дюн является ветер.

Дюна обра

rinnipool.ru

Презентация по окр.миру ,,Холмы и овраги" 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Холмы и овраги

2 слайд Описание слайда:

Восточно-Европейская равнина

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Холм и гора

5 слайд Описание слайда:

Строение холма

6 слайд Описание слайда:

овраги - раны Земли

7 слайд Описание слайда:

Как образуются овраги?

8 слайд Описание слайда:

Части оврага Вершина Дно Устье Склоны

9 слайд Описание слайда:

Овраги опасны или нет?

10 слайд Описание слайда:

Распашка оврага вдоль опасна и ведёт к увеличению оврага! Как нужно распахивать овраг, вдоль склонов или поперёк?

11 слайд Описание слайда:

Как остановить рост оврага?

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-265809

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Холмы и овраги (окружающий мир 3 класс)

На этом уроке мы узнаем, что такое холмы и овраги, какие они бывают, как называются их части. Узнаем, какой город называют «вечностью на семи холмах», что общего у Москвы и Рима, где находятся Шоколадные холмы, почему холмы Нижнего Новгорода называются Дятловыми горами.

Тема: Планета, на которой мы живём

Урок: Холмы и овраги

Равнина – ровная земная поверхность.

 

Рис. 1. Равнина (Источник)

Сравним 2 изображения равнин. На первом изображении – плоская равнина, на втором – холмистая.

 

Рис. 2. Плоская равнина (Источник)

 

Рис. 3. Холмистая равнина (Источник)

Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.

 

Холм – небольшая (до 200 м высотой) округлая возвышенность, часто с пологими склонами.

 

Рис. 4. Холм (Источник)

У холма выделяют: вершину – самую высокую часть холма, подошву – место, где холм переходит в равнину, и склоны – это та часть холма, которая располагается между подошвой и вершиной.

 

Рис. 5. Строение холма (Источник)

Склоны бывают крутые (холм резко поднимается над равниной) и пологие (равниной плавно переходит в холм).

 

Рис. 6. Холм с крутыми склонами (Источник)

 

Рис. 7. Холм с пологими склонами (Источник)

С холмами связаны многие известные географические объекты: Дятловы горы, холмы Рима, Шоколадные холмы.

Города часто строили на холмах. В прошлом высокий берег на слиянии двух рек считался выгодным местом для постройки города, который делился на береговую часть и Кремль – центральное укрепление на возвышенности. Ручьи и овраги, сбегающие к реке, делили берег на холмы, вершины которых со временем украшались храмами.

На месте слияния двух рек (Оки и Волги) расположен город Нижний Новгород.

 

Рис. 8. Нижний Новгород (Источник)                          

Ока делит город на 2 части: верхнюю (на высоких лесистых холмах) и нижнюю (на пологом берегу).

 

Рис. 9. Нижний Новгород (Верхняя часть) (Источник)

 

Рис. 10. Нижний Новгород (Нижняя часть) (Источник)

Эти холмы издревле называют Дятловыми горами.

 

Рис. 11. Нижний Новгород. Дятловы горы (Источник)

Возможно, это название связано с цветом береговой глины – красной с черными прожилками, напоминающим оперение дятла;

 

Рис. 12. Дятел (Источник)

а возможно, оно связано с большим количеством дятлов, которые могли обитать в лесах некогда покрывавших берега Оки.

Рим – один из старейших городов мира, современная столица Италии и древняя столица Римской империи.

 

Рис. 13. Рим (Источник)

Рим часто называют «вечным городом» и «городом на семи холмах». Семь холмов Рима – основа города и один из его символов. Все холмы отделяются друг от друга глубокими долинами с крутыми склонами.

Семь холмов Москвы – историческое название возвышенных участков местности, на которых была построена Москва.

 

Рис. 14. Москва (Источник)

Еще с 16 века известна легенда о семи холмах Москвы (по аналогии к Риму), когда город активно разрастался на неровной местности. Кремль и храмы строили на холмах, как бы приподнимая их над городом, что придавало Москве неповторимую красоту, которую отмечали все гости столицы.

На филиппинском острове Бохоль более тысячи холмов, которые выглядят зелеными из-за сочной травы, покрывающей их склоны.

 

Рис. 15. Шоколадные холмы (Источник)

Но во время сухого сезона, когда трава высыхает, холмы приобретают коричневый оттенок, цвет натурального шоколада.

 

Рис. 16. Шоколадные холмы

Потому и называют эту достопримечательность Филиппин Шоколадными холмами. Жители острова сложили множество легенд о происхождении холмов. Одна из них рассказывает о битве двух великанах, которые бросали друг в друга песок и камни, но потом помирились и покинули остров, оставив после себя горы камня и песка.

На равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги.

 

Рис. 17. Овраг (Источник)

Дождевые воды в любое время года и талые, появляющиеся весной во время таяния снега, сливаются в ручейки, которые часто прорывают канавки, размеры которых со временем могут увеличиваться и в длину, и в глубину, постепенно образуя овраги. Длина оврагов может достигать нескольких километров, глубина от десяти до 80 метров.

Овраги имеют вершину (место, где овраг начинается), склоны (зачастую крутые и обрывистые), устье (место, где овраг заканчивается), дно (самая низкая часть оврага).

 

Рис. 18. Строение оврага (Источник)

При обильных дождях по дну оврага течет мутный быстрый поток воды, со склонов так же стекает вода, размывая почву. Таким образом, овраг «растет».

 

Рис. 19. Рост оврага (Источник)

Плодородный слой почвы, на котором мог бы вырасти богатый урожай, вымывается с полей в устье оврага, где постепенно, отлагаясь вместе с песком и глиной, зарастает сорняками. В местах, где крупные овраги впадают в небольшие реки, им приходится отклоняться в сторону, ведь из оврага во время дождей выносится много камней, глины и песка. Тогда на реках появляются острова, отмели, косы.

Коса – это идущая от берега низкая и узкая полоса земли.

 

Рис. 20. Коса на реке (Источник)

Глубоко врезаясь в землю, овраги иссушают её, ведь даже болотистые участки можно иссушить, проведя через них глубокие канавы. Там, где оврагов много, подземные воды опускаются столь глубоко, что корни растений не могут их достать. Овраги «разрезают» почву, ветер сушит её и уносит частицы песка и земли, превращая их в пыль, которая переносится на сотни километров. И это ещё не все беды, которые могут принести овраги.

Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники, сеют травы. Корни растений не дают разрушаться почве.

 

Рис. 21. Овраг, поросший деревьями (Источник)

 

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Академик (Источник).
  2. Академик (Источник).
  3. Schola.ucoz.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Холмы и овраги».
  2. Подготовьте небольшой доклад о вреде оврагов для сельскохозяйственной деятельности человека и способах борьбы с ними.
  3. * Создайте макет холма с пологим склоном. Подпишите части.

 

mirror.vsibiri.info

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "холмы и овраги" (ПНШ)

ХОЛМЫ И ОВРАГИ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями «холмы», «овраги», «части холма», «части оврага»; способствовать формированию умений определять виды склонов, части холма и оврага, называть их; рассказать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними; обеспечить развитие умений учебного сотрудничества

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятиями «холмы», «овраги»; со способами изображения земной поверхности;

научатся называть части холма; определять виды склонов; называть части оврага; рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними

Метапредметные:

регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий;

познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные:

осознавать необходимость бережного отношения к своему городу, дому

Образовательные ресурсы: иллюстрации с изображением холмов, оврагов

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

1

2

3

4

II. Актуализация опорных знаний.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Проводит топографический диктант.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выполняют топографический диктант.

Выделять существенную информацию

Проверка

домашнего

задания

- Запишите текст, заменяя выделенные слова условными обозначениями:

«Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает лиственный лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша мкола. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам можно по железной дороге».

- Расскажите о способах изображения земной поверхности.

- Какой из способов изображения земной поверхности самый подробный?

- Рассмотрите план села Мирного в учебнике. Найдите на плане реку, на берегу которой построено село

- Самое подробное изображение — план местности. Находят на плане реку Татьянку

из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику

Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Проводит комментированное чтение параграфа «Холмы и овраги».

- Рассмотрите иллюстрации. Как красива и разнообразна поверхность нашей Земли! Идеально ровной поверхности нет. Неровности есть везде, но разных форм

и размеров. Самые маленькие неровности, такие как отдельно лежащий камешек или трещина в почве, могут заметить лишь муравей или гусеница. Человек обращает внимание на большие неровности, которые сопоставимы с его собственными размерами, то есть на неровности от 10-15 см до 1-1,5 м высотой; правда, они часто скрыты травой, кустарником или лесом. Это самые разнообразные кочки, бугры, рытвины.

- Вспомните: как строили село Мирное? Как вы понимаете строить «всем миром»?

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задание на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары.

- Село Мирное строили «всем миром» на берегу Татьянки. Жители села потратили много сил на укрепление берегов реки, на распашку полей, огородов, на прокладку дорог. Сделать это было трудно, потому что поверхность земли вокруг села нельзя назвать ровной. Она покрыта холмами и оврагами.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять

- Какая поверхность земли вокруг села Мирного?

- Как называется ровная поверхность Земли?

Организует работу в парах.

- Одинокие возвышения, небольшие по высоте и пло

щади, - это холмы. Они могут располагаться поодиночке или группами. Нередко холмы сливаются между собой, образуя возвышения, которые тянутся на десятки километров.

- Рассмотрите холм на иллюстрации (с. 31). С какой

стороны удобнее подняться на холм?

- Поднимаемся по пологому склону и останавливаемся

на вершине холма. Что вы видите вокруг?

- Надвигается туча, скоро пойдет дождь, возвращаемся в класс.

- Рассмотрите рисунок (с. 32). Расскажите, как образуется овраг.

- Самостоятельно прочитайте текст в учебнике (с. 33).

- Рассмотрите на рисунке овраг, который образовался

на берегу реки Татьянки. Место, где начинается овраг, -это его вершина. Найдите и покажите ее на рисунках.

То место, где овраг заканчивается, называется устье.

У оврага есть дно, а также склоны, которые, как правило, обрывисты.

- Овраги быстрее всего растут, когда на рыхлую землю обрушиваются сильные ливни и образуются большие потоки воды. Представьте, что взяли ведро воды и, выйдя на горку, сразу выплеснули воду сильной струей.

Конечно, вода не успеет впитаться в почву, потечет

по земле, оставляя на ней след-бороздку. А если бы

то же самое количество воды выливалось маленькими порциями, например, через лейку? Тогда вода бы впитывалась в землю, а не разрушала ее. Ведь грядки поливают из лейки, а не выплескивают на них воду из ведра.

— Ровная поверхность земли - равнина.

Продолжая чтение текста параграфа, обучающиеся узнают,

что такое «пологий склон холма», «крутой склон».

Работа в парах. Рассматривают рисунок холма, один показывает соседу по парте вершину, а другой - подошву.

На рисунке в учебнике они находят эти склоны.

- Вершина - самое высокое место холма. А подошва холма - место, где холм переходит в равнину.

— Слева удобнее подняться на холм, так как он здесь пологий, а справа крутой.

- По краям оврагов высаживали деревья и кустарники, чтобы корневая система препятствовала разрушению

слоя земли. Землю около оврагов пашут только поперек

склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг.

правила дело

вого сотруд

ничества.

Развивать чув

ство доброже

лательности,

эмоциональ-

но-нравствен-

ную отзывчи

вость.

Приводить

убедительные

доказатель

ства в диалоге,

проявлять

активность

во взаимодей

ствии.

Преобразовы

вать модели

в соответствии

с содержанием

учебного ма

териала и по

ставленной

учебной целью.

Осуществлять

взаимный

контроль,

планировать

способы взаи

модействия.

Осуществлять

контроль

- Почему растения мешают росту оврагов?

- Обратите внимание на такой способ борьбы с оврагами, как заполнение их камнями и землей.

- Какой вред приносят овраги людям?

- Какие меры принимали жители села Мирного в борьбе с оврагами?

- Чем вы можете помочь взрослым в борьбе с оврагами?

—Деревья, кустарники, травянистые растения на склонах оврага своими корнями скрепляют частицы почвы, не дают воде размывать поверхность земли.

- Овраги разрушают почву, наносят вред постройкам

по результату

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Организует работу в тетради (задания 16, 17), помогает сделать вывод.

- Рассмотрите на рисунке холм, назовите его части, подпишите.

- Какие бывают склоны? Чем крутые склоны опасны для людей?

- Как нужно распахивать склоны холмов?

- Какие части холма совпадают с частями оврага? Назовите части оврага и отметьте их на рисунке.

- Помогите ребятам остановить рост оврага, дорисуйте.

- Рассмотрите рисунок холма, покажите стрелкой склон, по которому во время дождя поток воды будет сильнее. -Отгадайте и подпишите названия:

• Самое высокое место холма. (Вершина.)

• Место, где холм переходит в равнину. (Подошва.)

• Он бывает крутой и пологий. (Склон.)

Выполняют задания в рабочей тетради.

Задание 16: записывают, что этот склон называют «крутым». Задание 17: находят части оврага на рисунке в тетради, а затем указывают их с помощью цифр и дополняют рисунок, «останавливая» рост оврага.

Работают с рисунком, подписывают части холма:

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 31-34), рассказы из хрестоматии (с. 25-27)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять

учебные

задачи

VI. Итог

урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Холм»:

Я взобрался на холм, оглянулся вокруг- В этот сумрачный час не узнал я равнины.

Способность к самооценке на основе критерия успешности

- Какие части холма поэт А. Шаталов упоминает в своем произведении?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,

И над ним возвышались деревьев вершины. А внизу, вдалеке, у подножья холма,

Где в овраге ручей извивался, играя,

Всем уже завладела и правила тьма.

Я спустился туда, осторожно ступая, Свежий запах травы и вечерний туман, Засыпающих птиц одинокие всхлипы - Ночь для нас сотворили пьянящий дурман. Я качнулся и сел под раскидистой липой.

(А. Шаталов.)

- Поэт упоминает подножие холма.

- Сегодня на уроке мы...

учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)

infourok.ru

Овражная эрозия | Экология, лес и почва

В развитии первичного оврага выделяют 4 основные стадии.

Первая стадия — образование промоины, или рытвины, глубиной 30 — 50 см. Характерный признак промоины — параллельность продольного профиля ее дна поверхности склона, на котором образовался овраг. В плане овраг имеет линейную форму; поперечное сечение — треугольное или трапециевидное. На распаханных площадях и рыхлых грунтах первая стадия протекает очень быстро (1 — 3 года).

Вторая стадия — образование вершинного обрыва. Берег балки, как более крутой, чем прилегающий к ее бровке склон водосбора, размывается в глубину быстрее, чем склон, поэтому ниже бровки балки образуется обрыв. Основание обрыва подмывается падающим потоком воды. Стена обрыва обрушивается, глыбы грунта размываются водным потоком и уносятся течением. Высота обрыва над дном оврага в его вершине составляет от 2 до 10 м. Овраг растет в длину обвалом своей вершины, навстречу водному потоку, врезаясь в прилегающий к балке склон. Одновременно происходит его углубление, но устье оврага еще не достигает уровня дна балки. Овраг как бы «висит» над дном балки. Продольный профиль дна оврага имеет вид вогнутой линии и сильно отличается от профиля поверхности размываемых берега балки и прилегающих склонов. Откосы оврага обнажены, обрывисты и неустойчивы. Осыпь грунта у их основания не задерживается, так как уносится водным потоком. Овраг в этой стадии растет как в глубину, так и в ширину. По мере углубления дна оврага его устье опускается все ниже и ниже и, наконец, достигает уровня дна балки. Овраг вступает в новую стадию развития.

Третья стадия — выработка профиля равновесия. Она начинается, когда устье оврага опускается до уровня дна балки, т. е. достигает местного базиса эрозии. Дно оврага выше устья продолжает углубляться до тех пор, пока продольный его уклон станет соответствовать уклону профиля равновесия для данного грунта. При этом уклоне дна скорость водного потока настолько мала, что его сила будет уравновешиваться сопротивляемостью грунта. При такой скорости водный поток обычно не в состоянии переносить крупные частицы твердого стока, поэтому для профиля равновесия характерно отложение по дну оврага наносов. В начале этой стадии развития наносы откладываются в устье оврага, затем зона отложения увеличивается, продвигаясь к вершине оврага по мере углубления дна и уменьшения его уклона. Овраг в этой стадии растет в глубину, ширину и длину. Рост в ширину идет в результате подмыва и обрушивания откосов оврага, поскольку водный поток течет по дну не прямолинейно, а извилисто.

Четвертая стадия — затухание роста оврага. Эта стадия начинается после выработки профиля равновесия дна оврага. Дальнейшего углубления дна не происходит. Продолжается рост в ширину вследствие подмыва и обрушивания откосов, в результате чего дно оврага расширяется. Постепенно откосы оврага достигают угла естественного, устойчивого для данного грунта, откоса и зарастают растительностью. Овраг превращается в лощину или балку.

На достаточно длинных склонах можно наблюдать все стадии развития на одном и том же овраге, поскольку они в перечисленной последовательности пространственно перемещаются навстречу течению водного потока: промоина, обрыв, участки с профилем равновесия, участки затухания (у устья). Когда вершина оврага достигнет водораздела, дальнейший рост в длину прекращается, обрыв в его вершине сполаживается. Рост оврага можно остановить на любой стадии развития прекращением поступления в него воды или закреплением вершины и дна водосбросным сооружением.

В первичный овраг вода поступает на первых двух стадиях развития в основном через его вершину, а в последующем и через стокоударную бровку, т. е. обращенную к верхней части склонов водосбора. Эту особенность надо учитывать при закреплении и облесении таких оврагов.

Рассмотрим причины образования и особенности роста вторичных оврагов. Описание стадий развития первичных оврагов показало, что водный поток, обладающий одной и той же разрушительной силой, вырабатывает такой продольный профиль дна оврага, который соответствует профилю равновесия между размывом и отложением грунта. В результате овраг затухает и превращается в балку.

Можно предположить, что продольные профили дна всех звеньев гидрографической сети, которая выработалась в процессе геологической эрозии, соответствует профилю равновесия для нормального режима стока, т. е. ненарушенного хозяйственной деятельностью человека. Это тем более вероятно, что до хозяйственного освоения земель все звенья гидрографической сети были покрыты лесной или травянистой растительностью в зависимости от зоны. Многие из них и теперь покрыты растительностью.

В настоящее время значительная часть гидрографической сети имеет донные овраги. Причиной их образования, по-видимому, является несоответствие нового, увеличенного поверхностного стока прежнему профилю равновесия дна балок, лощин и пр. Их уклоны не изменились, поэтому и скорость течения воды по их дну не могла измениться. Следовательно, увеличение кинетической энергии потока можно объяснить при постоянной скорости только увеличением массы воды, стекающей со склонов водосборной площади. Повышенный поверхностный сток нельзя объяснить увеличением количества атмосферных осадков, так как в историческое время климат земли не изменился. Увеличение поверхностного стока можно объяснить только неправильным использованием земли, вырубкой лесов и усиленной распашкой земли с одновременным ухудшением водно-физических свойств почвы.

Рост донных оврагов начинается, по сути дела, с выработки нового профиля равновесия, соответствующего новому повышенному стоку воды. Принципиально не отличаясь от третьей стадии развития первичных оврагов, рост вторичных оврагов имеет и ряд особенностей. Сначала идет разрушение («обновление») дна, а затем и берегов сети. Образование донного оврага может начаться в балочном звене, а затем в лощинах и ложбинах, впадающих в эту балку, по мере продвижения вершины донного оврага к верховьям балки. Этот процесс может начаться и одновременно в нескольких звеньях балочной системы или только в вершине балки. Все будет зависеть от того, в какое звено гидрографической сети происходит наиболее усиленный сброс поверхностного стока воды.

Третья стадия развития донного оврага заканчивается полным обновлением дна и берегов древней гидрографической сети. Эти овраги, как правило, многовершинные, по числу прежних лощин и ложбин. Четвертая стадия — затухание оврага, протекает, как выше было описано. Овраг постепенно превращается в новую балку. Образно говоря, если овраги являются свежими ранами на теле земли, то балки — это рубцы от старых ран. Особенностью роста донных оврагов является то обстоятельство, что они наследуют от прежней гидрографической сети их водосборные площади. В эти овраги вода поступает не только через вершину, но и с прилегающих склонов водосбора через бровки балок (лощин). При усиленном стоке воды, который собственно и вызывает появление вторичного оврага, берега балок еще до их обновления прорезаются струйчатыми размывами.

Рост вторичного оврага

Особенности геологического строения той или иной местности сказываются на скорости прохождения отдельных стадий и внешнем облике оврагов.

Наиболее быстро идет образование оврагов на лессовых отложениях и рыхлых грунтах.

Чем древнее земледельческие районы, тем больше там оврагов. При росте оврагов теряется много освоенной земли. Но вред от оврагов не только в этом. Они снижают уровень грунтовых вод, увеличивают площадь испаряющей поверхности и тем самым вызывают иссушение территории, на что указывал еще В. В. Докучаев. Кроме того, овраги, расчленяя пашню на мелкие клочки, делают ее неудобной для обработки. Вынос твердого стока из оврагов и отложение его в поймах рек приводят к обмелению рек и заболачиванию пойм. Овражная эрозия наносит большой и почти непоправимый ущерб земле. Это вызывает острую необходимость изучения данного явления и разработки мер защиты земли от разрушения.

eko-forest.ru