Зимний дворец, по словам архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, создавался "... для одной славы всеросcийской" и должен был олицетворять величие и силу России, ставшей в середине XVIII века могущественной европейской державой.В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью. Зимний дворец поражает грандиозностью масштаба, богатством и разнообразием декора и вместе с тем цельностью и соразмерностью частей. В этом сооружении нашли яркое выражение черты творчества Растрелли, создателя стиля русского барокко: величавая парадность форм, предельная насыщенность декоративными деталями, неудержимое стремление к яркости, пышности, мажорности. Зодчий решил дворец как городское сооружение - колоссальный замкнутый объем с внутренним двором и свободными, ни к каким другим строениям не примыкающими, фасадами. Главный фасад, обращенный в сторону Дворцовой площади, имеет три могучих ризалита. Самый широкий из них, средний, прорезан тремя арочными проемами-въездами, ведущими в огромный парадный двор. Кареты императрицы или ее гостей, миновав часовых, подкатывали к главному подъезду, расположенному в северном корпусе. Фасады дворца оформлены с присущим творчеству Растрелли разнообразием и выдумкой, вся система украшений подчеркивала необыкновенную в те времена высоту здания - оно господствовало над городом. Архитектор зрительно усилил это впечатление, расположив колонны в два яруса друг над другом. На уровне кровли, венчая дворец, шла балюстрада с декоративными каменными скульптурами и вазами, продолжающими вертикали колонн. Первоначально стены дворца были окрашены светло-желтой краской, а декор и колонны выделены белым цветом, что можно увидеть на рисунках и картинах XVIII - первой четверти XIX века. Внутренняя планировка здания отличалась ясностью и логичностью. Главные помещения дворца - парадная лестница, тронный зал, собор и театр - должны были находиться в четырех угловых корпусах (ризалитах). Соединяя их, располагались остальные большие и малые залы, жилые комнаты, галереи, кладовые - общим числом, по свидетельству самого автора, более четырехсот шестидесяти.Парадные интерьеры второго этажа были решены в стиле русского барокко середины XVIII века. Для него характерны анфиладное построение парадных покоев, огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный рокайльный декор. В настоящее время только некоторые интерьеры дворца дают представление о первоначальном убранстве залов, созданных по рисункам Растрелли. Среди них - Парадная лестница, в XVIII веке называвшаяся Посольской.Восстанавливая лестницу после пожара 1837 года, архитектор В.П. Стасов сохранил замысел Растрелли и повторил композицию почти без изменений. Как и в XVIII веке, высота огромного раззолоченного помещения, пронизанного потоками света, зрительно увеличена искусной перспективой живописного плафона. Стасов включил в композицию потолка плафон XVIII века с изображением Олимпа, найденный в кладовых Императорского Эрмитажа. Во втором ярусе на пьедесталах у парных пилястр высятся статуи: Верность, Справедливость, Мудрость, Величие, Изобилие, Правосудие, а также Меркурий и Муза. Основанием композиции служит нижний ярус лестницы со стенами, покрытыми орнаментом. В.П. Стасов использовал декоративные средства стиля барокко, но внес некоторые изменения в облик лестницы. Вместо деревянных колонн, облицованных розовым мрамором, были воздвигнуты монолитные колонны из серого сердобольского гранита, резные золоченые балясины перил заменили мраморной балюстрадой, во всем помещении стал преобладать белый цвет с золотом. Один из современников восстановления дворца писал, что у Стасова убранство лестницы, "не отступая в формах своих от стиля Растрелли, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты, рельефа и правильности рисунка". Возрождая после пожара Большую церковь, В.П. Стасов руководствовался немногими сохранившимися рисунками и чертежами Б.Ф. Растрелли. Утраченный и найденный Зимний дворец Петра I. 18 век зимний дворец
Зимний дворец - Царские дворцы
Ну начнем с самого великолепного и главного царского дворца - Зимнего!
Отделка Большого Тронного (Георгиевского) зала почти полностью погибла в огне пожара. Однако, чертежи, гравюры и рисунки дают достаточно полное представление об убранстве этого зала, созданного Дж. Кваренги в 1787 - 1795 годах, - одного из лучших образцов парадного интерьера эпохи русского классицизма. Огромный двусветный зал со сдвоенными колоннами коринфского ордера был необыкновенно эффектен. Стасов полностью сохранил архитектурные членения и пропорции зала Кваренги, и, тем не менее, придал интерьеру совершенно иной характер. Вместо полированных колонн цветного мрамора появились колонны из белого каррарского мрамора, плитами которого покрыты и стены. Вместо лепных медальонов во втором ярусе - мраморные парные пилястры. Вместо расписных плафонов с изображениями парящих фигур на фоне безоблачного неба и аллегорических сцен на античные сюжеты - кессонированный потолок с литыми, чеканными, золочеными тягами и орнаментами из бронзы. Устройство не деревянного, как обычно, а медного потолка, подвешенного к железным конструкциям, было смелым инженерным решением.Строгая и величавая архитектура Георгиевского зала была созвучна торжественности официальных церемоний, которые проходили здесь вплоть до конца царствования династии Романовых.Созданный Ф.Б.Растрелли Зимний дворец, подлинный шедевр русской архитектуры XVIII века, определил неповторимый архитектурный облик дворцового ансамбля на берегу Невы. Каждое царствование становилось новым этапом в жизни парадной царской резиденции. Интерьеры дворца, созданные самыми знаменитыми архитекторами XVIII-XIX веков, отражали смену архитектурных стилей и художественных вкусов разных эпох.
Источник: Официальный сайт Эрмитажа
tsars-palaces.livejournal.com
Питер-2013 // Часть 38
1. Дворец, в первую очередь — шедевр барокко авторства знаменитейшего Растрелли.
2. Перед ним находится главная площадь города — Дворцовая.
3. Другую сторону площади образует Генеральный штаб со знаменитой сикстигой на арке. Сейчас левое крыло здания принадлежит Эрмитажу, там будут выставлены картины из собраний Щукина и Морозова, а также современное искусство, появятся Музей наград, Музей Гвардии, Комнаты Фаберже.
4. Долгое время главным флагштоком страны был этот.
5. Кровля дворца заставлена многочисленными скульптурами и вазами.
6.
7.
8. В состав музея кроме Зимнего дворца включено несколько зданий. Даже есть крытый переход над каналом — в Эрмитажный театр.
9. Арка переброшена через Зимнюю канавку.
10. Дворовые фасады не уступают парадным.
11.
12. Перво-наперво от входа попадаем на парадную лестницу, называемую Иорданской.
13. Своё название она получила по празднику Крещения, когда по ней спускался крестный ход к Неве, чтобы окунуться в полынью — иордань.
14. Первоначально построенная Растрелли, лестница сгорела в 1837 году и была восстановлена архитектором Стасовым.
15. Потолок лестницы великолепно смотрится фоном для живых цветов.
16. Вообще, гуляя по Эрмитажу, нужно постоянно поглядывать наверх.
17. Абсолютно везде своды покрыты разными, но всегда великолепными орнаментами.
18.
19.
20.
21.
22. Запрокинув голову, незаметно добрались до Белого зала.
23. Он был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте трёх гостиных.
24. Лоджии Рафаэля созданы в 1780-х годах архитектором Дж. Кваренги о заказу императрицы Екатерины II. Они подражают галерее Ватиканского дворца, расписанной по эскизам Рафаэля.
25. Лоджии расположены в здании Нового Эрмитажа, неподалёку от парадной лестницы.
26. Новый Эрмитаж построен в 1842-1852 годах по проекту немецкого архитектора Леона Кленце.
27. Дальше осмотрим ряд комнат в Старом Эрмитаже, оформленных интерьерами XIX века.
28. В залах без отделки представлена мебель, ковры, картины и пр.
29. Зато оконные рамы и многие стёкла в них — оригинальные, ещё царских времён.
30. Интерьеры оформлены в разных стилях.
31. Строгая классика.
32.
33.
34. Пышное барокко.
35.
36.
37. Имперский стиль Александра I.
38.
39. Готика.
40.
41. Замечательная библиотека в готическом стиле, принадлежавшая Николаю II.
42.
43.
44. Вот гостиная в стиле «второго» рококо.
45.
46.
47. Инкрустированная перламутром столешница.
48.
49. Кроме общего обзора интерьеров интересно также вглядываться в детали.
50. Иногда можно заметить забавные вещи.
51. А вот подчёркнуто русский интерьер.
52. И даже будуар с восточным колоритом.
53. Гербовый зал, готовящийся к очередной выставке.
54. В Большом Тронном, или Георгиевском зале находился главный трон Российской империи.
55. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Он был создан в 1853 году по проекту архитектора Г.А. Боссе в стиле «второго» барокко. Зал поделен на две зоны, разделённые декоративной аркой альков.
56. Прямо над будуаром была комната фрейлин, и императрица могла слышать топот ног детей Екатерины Долгорукой, многолетней любовницы Александра II.
57. Зал поражает богатством отделки, но знание о происходившей здесь семейной драме навевает мрачное настроение.
58. Последний кадр — Висячий сад Малого Эрмитажа. Во время блокады сотрудниками музея здесь был устроен огород, позволивший многим не умереть от голода.
deletant.livejournal.com
Существующий ныне Зимний дворец в Санкт-Петербурге – шестой по счету. 16 (27) мая 1703 года была основана Петропавловская крепость, под защитой которой начала возводиться новая столица Российской империи – город Санкт-Петербург. Осенью 1704 года на левом берегу Невы была заложена кораблестроительная верфь – Адмиралтейство. Вокруг него возникли слободы, заселенные кораблестроителями и моряками.
В одной из таких слобод в начале 1710-х годов был построен Зимний дом Петра I, рядом с которым позднее была прорыта Зимняя канавка.
Первый Зимний дворец представлял небольшое двухэтажное здание, крытое высокой черепичной крышей. Он был весьма скромно украшен – пилястры на углах, прямоугольные наличники на окнах, центральный портал. С двух сторон к нему примыкали низкие служебные флигеля.
К 1721 году по проекту архитектора И.С.Маттарнови был возведен Второй Зимний дворец, выходивший фасадами на Неву и Зимнюю канавку. Он был больше Первого Зимнего дворца имел высокую покатую крышу, подчеркнутый центр и украшенный пилястрами скромный фасад. Вскоре Доменико Трезини (ок. 1670-1734) начинает возводить третий по счету Зимний дворец. Второй дворец он включил в новый в качестве западного крыла. Новое здание выделялось нарядным оформлением центра.
Следующие Зимние дворцы строились ближе к Адмиралтейству, там, где прежде стояли дворец генерал-адмирала Апраксина, дом Кикина, палаты Рагузинского и Ягужинского. В 1783-89 годах итальянский архитектор Джакомо Кваренги по указу императрицы Екатерины II на месте Третьего Зимнего дворца начинает возводить Эрмитажный театр. В качестве несущих конструкций он использовал цокольный и первый этажи бывшей царской резиденции. Позднее император Николай I безуспешно пытался найти ее следы. Казалось, дворец исчез навсегда…
Здание Эрмитажного театра и фрагмент Зимнего дворца Петра I со стороны Зимней канавки
В ходе археологических и реставрационных работ 1976-1986 годов были получены поистине сенсационные результаты. Исследователи обнаружили шесть помещений центрального здания петровского дворца, фрагменты бывшего парадного двора, обходных галерей и несколько комнат жилого корпуса.
Фрагмент парадного двора, обходных галерей и «Малых палаток» Третьего Зимнего дворца. Фото из Википедии
Парадный двор Зимнего дворца Петра I расположен под сценой Эрмитажного театра. Сохранились пять арок фасада. Три правые арки принадлежали центральному ризалиту Третьего Зимнего дворца. В петровское время над ними находился Кавалерский зал, где зимой 1725 года проходила церемония прощания с российским императором.
В 1725-26 годах к ризалиту были пристроены двухэтажные галереи, две из которых сохранились на уровне первого этажа.
Как показали археологические исследования, первоначально двор был выложен кирпичом «в елочку». В середине XVIII века он был вымощен булыжником.
Уцелевшая часть галереи
Коляска Петра I
Сани Петра I
Парадный двор и галерея
Археологов и реставраторов ждали поистине фантастические открытия. Частично сохранились так называемые «Малые палатки» — жилые помещения императора Петра I, возведенные по проекту архитектора И.Г. Маттарнови в 1716-1719 гг. Двухэтажный жилой флигель входил в состав Третьего Зимнего дворца и соединялся переходом с «Набережными палатами».
В 1719 г. была прорыта Зимняя канавка. Вдоль нее перед палатами разбили партерный садик с фонтаном и устроили гавань. Петр I не любил жить в просторных помещениях с высокими потолками. Площадь жилых комнат составляет 16-21 кв. м, высота потолков первого этажа – 3,8 м, второго – 3 м.
Фрагмент стены
Фрагмент старой штукатурки
Фрагмент кирпичной кладки
«Малые палатки» были крыты красной черепичной крышей, фасад окрашен в серый цвет. В 1726-27 гг., когда проводились работы по расширению дворца, «Малые палатки» не затронули, т.к. Екатерина I хотела сохранить свои покои и покои Петра I нетронутыми. При строительстве Эрмитажного театра второй этаж, где располагались покои императрицы, был разобран, а стены первого этажа, где располагались петровские покои, стали несущими конструкциями. Пять из семи покоев императора сохранили свою планировку.
В ходе реставрационных работ 1989-1992 гг. восстановлены интерьеры Токарни, Конторки, Столовой, Чулана истопника и Сеней. Были воссозданы изразцовые печи и камины, окна с дубовыми наличниками, стенные панели и паркеты, первначальная окраска фасадов серой известью. Две остальные комнаты оказались перерезаны стеной театра.
Токарня
Конторка
Обращает на себя внимание высота конторки. К сожалению, на фотографии это впечатление скрадывается, а когда видишь ее наяву, понимаешь, какого огромного роста был Петр Великий.
Конторка
Конторка
Камин
Столовая
Дверь из Столовой в Токарню
Вид в Столовую
В одном из восстановленных помещений висят портреты членов императорской фамилии. На фотографии ниже представлены портреты царевича Алексея (1690-1718), сына Петра Первого от Евдокии Лопухиной, его супруги Шарлотты Софии Христины Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1694-1715), Петра II (1715-1730), старшей дочери Петра I и Екатерины I Анны Петровны (1708-1728), Екатерины I (1684-1727), супруги Петра I.
Портреты
На стене одного из залов можно увидеть старинную гравюру церемонии прощания с Петром I. Император скончался 28 января (8 февраля) 1725 г., был погребен 10 марта 1725 г.
Церемония прощания с Петром I
В одном из залов — «восковая персона» Петра I. Она была создана Б.К.Растрелли по желанию императрицы Екатерины I. На третий день после смерти Петра были сняты гипсовые слепки с открытых частей тела и затем из смеси чистого пчелиного воска, смолы хвойных деревьев и мела были отлиты формы. Фигура вырезана из дерева, суставы рук и ног сделаны на шарнирах, чтобы можно было изменять их положение. Парик сделан из собственных волос царя, состриженных в 1722 г. во время Персидского похода. Работа над «восковой персоной» была закончена в июле 1725 года.
«Восковая персона» Петра I
Галерея
Галерея
Галерея
После смерти Екатерины I в Зимнем дворце жили и работали придворные живописцы, скульпторы, мастера. В 1738 году по указу Анны Иоанновны открылась первая в России «музыкальная школа», где 12 русских мальчиков и девочек под руководством итальянского танцмейстера обучались танцевальному искусству.
В 1749 году императрица Елизавета Петровна передала дворец под квартиры ветеранам первой гвардейской роты Лейб-гвардии Преображенского полка в знак благодарности за услуги, оказанные ей во время дворцового переворота 1741 года. Петровский дворец с этого времени стали называть Лейб-кампанским корпусом. В 1762 г. указом Екатерины II «лейб-компания» была упразднена, здание было передано дворцовым служителям и итальянской труппе. В 1766 г. оно перешло в ведение Дирекции Императорских театров. В 1783-87 гг. Джакомо Кваренги возвел на этом месте Эрмитажный театр.
Старинные рисунки, представленные в экспозиции музея, дают представление о том, как выглядел Третий Зимний дворец Петра I:
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Фрагмент Зимнего дворца Петра I в здании Эрмитажного театра
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 32
Режим работы: вторник — суббота 10.30 — 17.00, воскресенье 10.30 — 16.00, выходной день — понедельник. Кассы закрываются за час до окончания работы музея.
© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены Подписывайтесь на обновления сайта: Telegram ВКонтакте Facebook Instagram Twitter RSS Поделитесь этой статьей в социальных сетях:
anashina.com
Первый Зимний дворец, так называемые «Зимние маленькие хоромы», построили для Петра I в 1708 году. Предположительно, он был построен архитектором Доменико Трезини. Долго он не простоял, поскольку уже в 1711 – 1712 году тот же Трезини возвел на месте первого Второй Зимний дворец или «Свадебные палаты». В нем состоялась свадебная церемония Петра I и Екатерины. В 1716 – 1720 годах архитектор Г.И. Маттарнови построил двухэтажный каменный дворец – Третий Зимний дворец, где Петр I провел свои последние годы жизни. Большой зал дворца стал Печальным, или Погребальным.
После смерти Петра Великого дворец был перестроен и расширен по распоряжению Екатерины I. Позже на месте этого дворца по проекту архитектора Дж. Кваренги возвели Эрмитажный театр. Императрица Анна Иоанновна посчитала Третий Зимний дворец достаточно скромным, и поручила Ф.Б. Растрелли в 30-х годах XVIII века перестроить пышные палаты адмирала Ф.М. Апраксина в четвертый Зимний дворец. Он располагался на территории нынешнего Зимнего дворца.
Пятый Зимний дворец был построен для Елизаветы Петровны все тем же архитектором Ф.Б. Растрелли. Это было пышное деревянное здание, которое занимало два нынешних квартала от реки Мойки до Малой Морской улицы и от Невского проспекта до Кирпичного переулка. Нынешний Зимний дворец, уже шестой по счету, был построен по проекту Ф.Б. Растрелли в 1754 – 1762 годах на месте им же построенного четвертого дворца. Великолепное трехэтажное каменное здание, являющееся последним и самым совершенным творением великого зодчего, выполнено в стиле барокко.
Дворец отличался невероятными по тем временам размерами, пышной наружной отделкой и роскошным внутренним убранством. Здание имеет прямоугольную в плане форму. Размеры дворца грандиозны – длина (вдоль Невы) 210 метров, ширина 175 метров. В здании имеется более тысячи помещений, а также большой внутренний двор. Главный фасад здания выходит на Дворцовую площадь. В центре фасада – трехпролетные въездные ворота с чугунными решетками, в боковых ризалитах – парадные подъезды с пологими пандусами. Треугольный фронтон над центральным въездом украшен бронзовыми скульптурами Нептуна – бога морей и его жены Амфитриты. В него также вмонтированы круглые часы с боем. Светло-зеленые стены дворца прекрасно гармонируют с белоснежными колоннами, которые располагаются в два яруса. Окна украшены декоративными наличниками и множеством лепных украшений. На каменном парапете крыши здания – богатейшая скульптура: мосркие боги, нимфы, рыцари, роскошные вазы. Фасад дворца, выходящий на Неву, имеет главный вход с колоннами, украшенный также наличниками, статуями и вазами наверху.
В самом дворце было две цепочки парадных залов: вдоль Невы и по центру здания. В западной и южной частях дворца находились жилые помещения и библиотека. Во дворце имелось две церкви, театр, музей, сад, канцелярия, аптека, квартиры служащих и многочисленные жилые помещения. Здесь проживало около четырех тысяч служащих, была даже своя армия – дворцовые гренадеры и караулы из гвардейских полков. С 1762 года Зимний дворец становится резиденцией российских императоров. Среди парадных залов дворца можно особо выделить Гербовый, Малый тронный, Фельдмаршальский, Георгиевский и другие. Залы дворца украшены позолоченной резьбой, роскошными зеркалами, люстрами, канделябрами, наборным узорным паркетом. Интерьеры дворца несколько раз переделывались. В этой работе участвовали архитекторы А. Ринальди, Ж.Б. Вален-Деламот, Дж. Кваренги и И.Е. Старов, а позже, в XIX веке, - К.И. Росси и О. Монферран.
В 1837 году в Зимнем дворце вспыхнул сильный пожар, который бушевал в течение трех дней. В результате, от здания остались лишь обгорелые стены. Около двух лет под руководством В.П. Стасова и А.П. Брюллова велись реставрационные работы. Они смогли вернуть дворцу первоначальный внешний облик, однако большинство интерьеров отделали заново в стиле позднего классицизма.
Эрмитаж – один из величайших в мире и самый крупный в России музей. В нем хранится более трех миллионов памятников культуры и искусства различных эпох, стран и народов. основой для создания будущего музея послужили художественные сокровища, которые Екатерина II начала собирать в «потайных комнатах» дворца. Датой основания музея считается 1764 год, когда во дворец доставили двести двадцать пять картин, купленных у Белинского коммерсанта И.Э. Гоцковского Екатериной II. После этого для Эрмитажа начинают приобретать не только живопись, но и гравюры, скульптуру, резные камни и медали, гобелены и ювелирные изделия.
Сегодня в подвальных помещениях Зимнего дворца размещаются различные служебные помещения, которые представляют собой огромное, хорошо организованной хозяйство – большой и сложный механизм, необходимый для функционирования музея. На всех трех этажах располагаются экспозиции и фонды музея, кабинеты для научной работы. Особенность экспозиций Эрмитажа заключается в том, что по ним можно сопоставлять, изучать целые пласты истории культуры стран мира. В структуру музея органично входят интерьеры, созданные великими зодчими на протяжении веков, поэтому каждая экспозиция, каждый экспонат привычно воспринимается в совеем окружении.
Всего в дворцовый комплекс входит пять зданий, соединенных висячими переходами: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (или Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.
opeterburge.ru
Самый знаменитый дворец России, сыгравший огромную роль в истории страны и изменявшийся вместе с ней. Со времени постройки он успел побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым. В течение долгих лет он был резиденцией императорской семьи. Все это — Зимний дворец, историю которого вспоминает сегодня Екатерина Астафьева.
Зимний VS летний
Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти еще во временах Московского царства. Именно тогда цари впервые стали покидать на лето стены Кремля и отправляться дышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Петр I перенес и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.
От домика до дворца
История создания Зимнего дворца ни для кого не секрет: императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену домику Великого пришел деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание выходило недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвертый по счету.
Зимний дворец Анны Иоанновны
Самое высокое здание Петербурга
Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 двух метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.
Интересно, что долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале XX века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскреб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили ее глобусом, создающим впечатление высотности.
Дом Зингера на Невском проспекте
В 1762-м запрещалось строить в Петербурге здания выше Зимнего дворца
Елизаветинское барокко Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырехугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Но здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце XVIII века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 — Старов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Свое название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби в Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о ее назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.
Иорданская лестница
В 1946 Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа
В 1862-м на престол взошла Екатерина II, которой пришелся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце XIX века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.
Картина Полякова «Тронная речь Николая II во время открытия I Государственной думы в Зимнем дворце». На картине изображен Большой тронный зал
Тяжелые дни Революции
В первые дни Революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошел в состав музея.
В первые дни Революции много сокровищ Зимнего похитили
Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2000 человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.
Эрмитаж во время Великой Отечественной войны
Пушистые охранники
Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тысяч котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.
У каждого эрмитажного кота-охранника есть собственный паспорт
В Эрмитаже живет целая армия пушистых охранников
Со времен Елизаветы Петровны у каждого Эрмитажного кота есть собственный паспорт, каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем Эрмитажного питомца.
diletant.media
Имеются сведения о том, что здесь располагалась "мыльня" ВК Александра Павловича, впоследствии ставшего Императором Александром Первым, покои которого в Зимнем Дворце были подарены Екатериной Второй и располагались в бельэтаже выше этажом. А это историческое помещение было построено на первом этаже северозападного ризалита для Императора Николая Первого и использовалось им в качестве Малого кабинета и спальни. Обстановка здесь всегда была самая простая, а на стенах висели батальные картины и портреты членов семьи."В зимние дни, в 7 часов утра, проходившие по набережной мимо Зимнего дворца могли видеть Государя, сидящего в Кабинете за письменным столом... читающего, подписывающего и перебирающего целые вороха лежащих перед ним бумаг," - писал современник. Позже Государь предпочитал этот кабинет всем другим помещениям и полностью туда переселился.
акварель Ухтомского
Сейчас в него можно войти через зал №16 (проход сделан в советское время), то есть со стороны детской половины, в которую, в свою очередь, мы попадаем через сохранившийся Брюлловский коридор. Во времена Императора Николая Павловича в кабинет попадали из приёмной (теперь она входит в пространство зала №17, разделяющая их стена убрана при реконструкции в советское время) и современных залов №18 и 19, связанных со Светлым коридором, объединявшим на первом этаже эти помещения с караульной гауптвахтой и Салтыковским подъездом.
В этой же комнате, на своей походной кровати, под много раз заштопаной любимой шинелью Император и скончался в 1855 году. Помещение было законсервировано и до октябрьского переворота сохранялось как мемориальное. Восстановлено в начале 1920х годов по старым описаниям и входило в состав музея "Исторические комнаты", позже упразднённого и слившегося с Государственным Эрмитажем. До этого времени здесь сохранялись та самая походная кровать, маленькая ванна, верхняя одежда Императора.
Известия из Севастополя Литография А. А Козлова, раскрашенная акварель 1854-55
Кабинет Императора Николая I в Зимнем дворце В. Садовников
Сразу после смерти Императора придворному художнику Гау был заказан рисунок Николая I на смертном одре. Он хранится в Историческом музее и датирован 18 февраля 1855 года.
Гау. Рисунок 18 февраля 1855 г
В воспоминаниях А. Ф. Тютчевой упоминаются её впечатления от кончины Государя: «В минуту, когда смерть возвратила мягкость прекрасным чертам его, которые так сильно изменились благодаря страданиям, подточившим Императора и преждевременно сокрушившим его, — в эту минуту его лицо было красоты поистине сверхъестественной. Черты казались высеченными из белого мрамора; тем не менее, сохранился еще остаток жизни в очертаниях рта, глаз и лба, в том неземном выражении покоя и завершенности.»
У смертного одра в кабинете
Николай I на смертном одре. Литография В.Ф. Тимма. 1855 г.
А. Х. Кольб. Кабинет Николая I. Литография. После 1855 года
В скорбные февральские дни 1855 года во дворце был и Дмитрий Михайлович Голицын, который тогда же оставил мемуар о всех этих событиях в письме к родителям, впоследствии им дополненный. Там же можно найти и описание помещений." (...) 1855 года, февраля 18-го дня, в 12 1/2 часов(...) Я хочу писать о кончине Императора Николая Павловича, при которой судьба захотела чтобы я присутствовал, если не в самой спальне Государя, то так близко, что все подробности этого события разыгрались в моих глазах. (...) Я хорошо помню, как 15-го февраля, присутствуя в Михайловском манеже при смотре Черниговских казачьих полков, которыми командовал: 1-м граф Григорий Александрович Строганов, а 2-м князь Сергей Викторович Кочубей (мой дядя), - я видел Государя, он был в казачьем мундире, бодро сидел на гнедом коне и казался с первого взгляда здоровым, но, вглядываясь в лицо Государя и обратив внимание на нервное движение его правой руки, можно было заметить те заботы и тяжелые думы, которые придавали его лицу болезненную усталость. Это впечатление оправдалось слухом, прошедшим между лицами свиты, что Царь действительно болен и что лейб-медик Мандт умолял Его Величество не выезжать и поберечь свое здоровье. Это был последний раз, когда я видел Государя Николая Павловича.17-го февраля я был приглашен на вечер к г-же Скрипицыной, которая находилась при детях Наследника в качестве гувернантки, жила в Зимнем дворце со стороны Адмиралтейской площади, у Салтыковского подъезда. (...) Начались танцы, как вдруг вбегает к нам Адам Олсуфьев (состоящий тогда ординарцем при Государе Наследнике), бывший этот день дежурным при Великом Князе, и объявляет, что Государь так плох, что Мандт теряет всякую надежду. Это известие тем более поразило нас, что некоторые из присутствующих вовсе не знали, что Государь нездоров, а те, которые знали, далеко были от мысли, что Государь мог быть тяжело болен. Бюльтенов о нездоровии не печатали, (...) всякий из нас немедленно отправился домой под сильным впечатлением. (...) На другой день, 18-го числа, я отправился в 9 часов в Штаб Гвардейских корпусов, на Адмиралтейскую площадь, где жил П.А. Витовтов. При входе в приемную я встретил моего товарища ординарца графа Николая Александровича Кушелева-Безбородко, который сказал мне, что генерал поехал в Зимний дворец, вызванный Великим Князем Наследником, что Государь <безнадежно> плох и дан приказ собираться свите Государя, Сенату и Государственному Совету. При этом граф передал приказание Павла Александровича немедленно ехать тоже во дворец. Сев в сани, я поскакал во дворец к Салтыковскому подъезду, войдя в прихожую, я был поражен смятением прислуги и некоторых служащих, которые торопливо вбегали, то выбегали из дворца. Пройдя в нижний коридор, ведущий к апартаменту Государя, в нижнем этаже, под телеграфом, окнами на плац-парад и на Салтыковский подъезд, я нашел коридор полным лицами свиты Государя, членов Государственного Совета и сенаторов, наскоро собранных по приказанию Государя Наследника.Окинув эту массу лиц, я не нашел между ними П.А. Витовтова и пробрался сквозь толпу к лестнице намереваясь найти моего генерала в апартаментах Наследника, как вдруг я встретился с Великим Князем, спускающимся по лестнице, сопровожденный генералом Витовтовым и его адъютантами Наследник шел к Государю. Великий Князь до того показался мне грустным, убитым горем, на его бледном лице выражалась такая жгучая скорбь, что я оторопел до того растерялся, что не заметил знаки, которые мне делал Павел Александрович. (...) г<енера>л Витовтов конфиденциально передал мне, графу Кушелеву и своему адъютанту конверты с приказанием немедленно отвезть и вручить их под расписки всем командирам полков, расположенных в городе. На конвертах было написано «Весьма секретное», и я узнал впоследствии, что в них заключалось приказание держать солдат безотлучно в казармах, иметь в готове ружья с боевыми патронами, кавалерии иметь лошадей оседланными, всем войскам быть начеку и по первому приказанию двигаться к назначенным местам города и ко дворцу.Отвезя мои конверты один в л<ейб>-г<вардии> Конный полк, а другой в казармы Морского экипажа, я тотчас вернулся в Зимний дворец и нашел в нижнем коридоре свиту Государя, Сенат и Государственный Совет в полном сборе, ожидающими с волнением известия о состоянии здоровья Государя, который, как говорили, отходил совершенно, окруженный царской семьей, известия передавались кажд<ую> четверть часа графом Владимиром Федоровичем Адлербергом. Вдруг дверь апартамента Государя отворилась, выходит граф Адлерберг, в слезах, со словами: «Все кончено! Государь преставился!» Эти слова, сказанные нетвердым голосом, раздались в наших сердцах так сильно и таким зловещим звуком, что все присутствующие оцепенели, нам казалось, что своды дворца обрушатся на нас и земля скрывается под нашими ногами. (...)Подавленный этими чувствами, я стоял недвижим перед дверью, за которой лежал колосс, который 30 лет вел русский государственный строй. Как вдруг почувствовал прикосновение ч<ь>ей-то руки, оборачиваюсь и узнаю Петра Петровича Ланского, моего бывшего полкового командира. «Милый князь, - сказал мне Ланской, - пойдемте-ка приложимся к телу». Мы пошли в апартамент Государя.В первой комнате - прихожей, на кожаном зеленом диване сидели, обливаясь слезами, камердинеры Государя старики Гриммы, далее в кабинете Царя представилась нам следующая картина: кабинет Государя была большая длинная комната, на углу Зимнего дворца, два большие боковые окна давали <вид> на Салтыковский подъезд, и одно против двери на разводную площадку у адмиралтейского здания. У этого окна стоял письменный стол Государя, в середине комнаты, против двух боковых окон, камин белого мрамора, на котором стоял портрет в<еликой> к<нягини> Ольги Николаевны и деревянный складень Спасителя греческой старинной живописи, поднесенный Государю во время войны моей тетушкою графинею Разумовской и который потом по завещанию тетушки находится и доныне у меня.Обои кабинета были темного цвета, мебель крытая зеленым сафианом, драпировка у окон и двери темно-зеленого цвета, у самых оконных рам сторки зеленой шелковой материи, которые распространяли в кабинете мрачный и таинственный свет. Посереди этой комнаты, головой к камину, стояла складная походная кровать, и на ней лежало тело Государя, покрытое офицерской шинелью, на груди выше сложенных рук находилась икона Нерукотворного Спаса, в золотой ризе, украшенная яхонтами. По правой стороне кровати стоял граф Клейнмихель, сложив руки на грудь и заливаясь слезами. Граф, глядя на прах своего благодетеля, <казалось>, припоминал все, чем он ему обязан: блистательной карьерой, огромным состоянием и <тем>, что со смертью Государя он терял безвозвратно. В ногах Государя стояли князь Орлов и князь Чернышев, глубоко проникнутые скорбью. В глубине кабинета у письменного стола граф Владимир Адлерберг и барон Ливен печатали ящики стола и бумаги на нем.Войдя в кабинет с генералом Ланским, мы преклонили колено перед прахом усопшего и окончив краткую молитву, приложились к руке, еще теплой, к руке, которая мочно держала во все царство Государя бразды правления и которая предписывала законы не одной России, но всей Европе. Когда я взглянул на лицо Государя, оно показалось мне вполне спокойное и без признаков страданий, широкое чело было без морщин и гладко, как белый фарфор, но когда я взглянул на его уста, то мне показалось, что они, вокруг усов, были красны и воспалены. Может быть, вследствие болезни или сильных лекарств, которыми угощал его доктор Мандт. В ту минуту как я устремлял глаза на это лицо, я услыхал шум недалеко от меня - оборачиваюсь и вижу осунувшегося и опустившегося на пол князя Чернышева, поддерживаемого князем Орловым. Я кинулся на помощь и, взяв кн<язя> Чернышева под руки, с трудом оттащил его от кровати Государя и посадил в кресло, тогда, поручив его г<енера>лу Ланскому, побежал в соседнюю комнату попросить стакан воды и помощи. Когда лейб-медик Энохин, которого нашли во дворце, осмотрел больного, то он объявил, что с князем сделался удар и отнялись ноги. За первым последовали еще два в течение года, которые окончили существование любимца Государя Николая Павловича.
Фото К. К. Кубеша. 1917
1920е годы
Николай I. Походная кровать из Коттеджа, Петергоф. Возможно, та самая
Вот воспоминания А. Н. Бенуа о его посещении Зимнего в первые дни после октябрьских событий."За те полтора или два дня, что доступ к ним не был еще закрыт, в них именно особенно дико хозяйничали "победители". Я говорю о комнатах Николая Павловича и Александра II. Особенно печальное зрелище представляла собой первая - та сводчатая комната в нижнем этаже, что выходит окнами на Адмиралтейство и что когда-то служила строгому Государю одновременно и кабинетом, и спальней. Тут стоял его письменный стол, на котором сохранялась масса письменных принадлежностей, а также всякие безделушки и портреты любимых людей; а стены этой комнаты были сплошь (и даже в амбразурах окон) завешены картинами и миниатюрами, большей частью сувенирного порядка; тут же стояла простая солдатская кровать императора. Теперь стены оказались голыми, стол разломан, пол усеян бумагами, а вся постель разворочана. Всего несколько месяцев назад, побывав здесь дважды за короткий период - в первый раз с генералом Е. Н. Волковым, а второй - с П. М. Макаровым, я каждый раз испытывал особое "историческое умиление", любуясь этим единственным в своем роде целым, в котором точно была заворожена жизнь иной эпохи, а теперь та же комната являла картину дикого хаоса..."В 1930-х годах старая система отопления дворца была разобрана и вместе с ней исчезли многие камины, представлявшие и художественную ценность. Не избежал этой участи и камин зала № 17.Вот современный вид помещения. Сюда мало кто заходит. Памятная табличка или информационный стенд в бывшем мемориальном кабинете Царя-рыцаря отсутствуют...
Современный вид из бывшей приёмной (видно, где убрана стена, отделявшая её от кабинета)
Современный вид из бывшего кабинета в бывшую приёмнуюА вот, что теперь находится за дверью:
songsolo.livejournal.com
Архитектура Северной столицы России изобилует всемирно известными именами. Здесь творили в угоду императорам и знати такие столпы, как Росси, Кваренги, Растрелли, Монферран, Фельтен, Трезини и многие другие. Поговорим о наследии великого архитектора Петербурга, создателя основного фасада этого замечательного города, доминанты Дворцовой площади и всей творческой эпохи так называемого зрелого барокко в России. Речь, конечно же, о Зимнем. Раскроем имя его создателя. Это архитектор Растрелли. Зимний дворец является не только венцом карьеры знаменитого зодчего, но и памятником архитектуры восемнадцатого столетия.
Архитектор Зимнего дворца родился в Париже в 1700 году, причем его отец – итальянский скульптор – приложил много сил к тому, чтобы развить талант, сразу замеченный им у сына. Получив образование в Париже, Растрелли в 1716 году вместе с папой переезжает в Россию. Поначалу будущий архитектор Зимнего дворца работал помощником у отца, однако в 1722 году начал собственную карьеру в новой и зачастую недружелюбной стране. Вплоть до 30-го года он много ездил в Европу, в основном в Италию, Германию, Францию. Главной целью этих поездок можно назвать обучение. За это время он многое перенял у европейских мастеров, сформировав собственное видение стиля барокко, которое не замедлило выразиться в первых работах, появившихся в 30-х годах восемнадцатого столетия.
Будущий архитектор Зимнего дворца создал несколько деревянных построек в Москве в 1730 году по заказу Анны Иоанновны, державшей престол на тот момент. Вскоре после переезда императрицы из первопрестольной в Северную столицу, в 1732 году, Растрелли берется за проект Зимнего дворца, уже третьего по счету, но еще не последнего. Кроме того, в указанный период созданы два дворца для Бирона. А его тяга к барокко все отчетливее формируется в затейливых и одновременно масштабных проектах того времени.
Расцвет таланта Растрелли приходится на время становления власти императрицы Елизаветы Петровны. Ему поступают официальные заказы на крупные проекты государственной важности. В творениях мастера формируется лицо российской и мировой архитектуры. Роскошная отделка символизирует мощь и богатство империи. На месте нынешнего Инженерного замка вырастает новый летний дворец для первой леди государства. В период с 1746 по 1755 годы, благодаря усилиям архитектора, поднимается знаменитый теперь на весь мир Большой Петергофский дворец. С 1752 по 1756 – не менее известный Царскосельский дворец. К нему приходят мировая известность и милость высшей государственной элиты.
Большой, или Екатерининский дворец, расположившийся в Царском селе, – это вообще отдельный разговор. Мировая известность постройке досталась именно благодаря невероятному таланту архитектора, взявшемуся за его возведение. Это одно из самых знаменитых его творений, приведшее мастера к венцу всего его наследия, ведь именно вслед за ним был создан шедевр, в котором сейчас располагается один из богатейших музеев мира, – Зимний дворец в Петербурге. Архитектор вложил в него весь свой огромный накопленный к тому времени опыт и максимум таланта, в результате чего получилось здание, на которое и по сей день съезжаются посмотреть миллионы туристов.
Итак, архитектор Зимнего дворца взялся за его постройку в 1754 году. На этот момент мастер, уже в летах и не только обласканный элитой мировой культуры и политики, но и успевший этим пресытиться, строит один из самых знаменитых памятников архитектуры так называемого зрелого барокко, которое, к слову, уже отживает свой век. Здание практически полностью завершено к 1762 году. Этот комплекс действительно величественен. В плане он представляет собой грандиозное замкнутое каре с внутренним двориком. Фасад, выходящий на Дворцовую площадь, – это произведение искусства в высшем его проявлении.
Великолепие и истинное, парадное назначение строения как нельзя лучше подчеркнуты. Очевидно, именно на это делал акцент архитектор Зимнего дворца. При Петре 1, например, этой вычурности отделке не уделялось никакого внимания, но Елизавета, его дочь, любила роскошь, и постоянно окружала ею себя, в том числе в архитектуре.
И Зимний весь в этом. Оба фасада (и тот, что выходит на набережную, и тот, что на Дворцовую площадь) великолепны в стройности и богатстве отделки, роскоши, навязчиво сообщающей, что русские императоры привыкли к самому лучшему. Именно поэтому до сих пор в Петербург стекается огромное множество людей, чтобы лично увидеть эти великолепные экстерьеры и интерьеры, созданные уже более двух веков назад.
Следует упомянуть, что примерно в это же время создавался не менее важный памятник архитектуры эпохи. Знаменитый Смольный собор был построен в 1748-1764 годах. Как известно, Екатерина, взошедшая на престол в 1762 году, не любила вычурности зрелого барокко в архитектуре. Это не замедлило сказаться на положении обласканного властью маэстро. Сначала он просто подал в отставку, а затем и вовсе отправился в Швейцарию, так и не дождавшись окончания строительства последнего своего детища – Смольного собора. Растрелли скончался в 1771 году, по одним свидетельствам – в Швейцарии, по другим – в России. Эта неопределенность только добавляет тайну к и без того легендарной карьере знаменитого творца императорских фасадов и интерьеров Петербурга.
Тем не менее, так, довольно бесславно, закончил свои дни знаменитый архитектор Зимнего дворца, при Петре начавший свой великий творческий путь, а при Екатерине завершивший его. Но его творения и сейчас удивляют. И, несмотря ни на что, имя архитектора Зимнего дворца остается в веках одним из величайших.
fb.ru