Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Архитектурный ансамбль Кремля (стр. 1 из 10). Архитектор кремля


Архитектура Московского Кремля

 

Реферат

на тему: «Архитектура Московского Кремля»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. Стены и башни Московского Кремля ............................................... 3

Соборная площадь...................................................................................................7

Успенский собор..................................................................................................... 8

Благовещенский собор........................................................................................... 9

Архангельский собор........................................................................................... 11

Церковь Ризположения........................................................................................ 12

Колокольня Ивана Великого............................................................................... 14

Собор Василия Блаженного................................................................................. 16

Собор Двенадцати Апостолов..............................................................................18

Грановитая палата ................................................................................................19

Заключение............................................................................................................ 20

Список использованной литературы ................................................................. 21

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. СТЕНЫ И БАШНИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.

 

В начале XIV века на историческую арену выдвигается новый центр объединения русских земель – Московское княжество. Большую роль в этом играет расположение Москвы на пересечении торговых и речных путей, связывающих русские земли. Энергичная деятельность Ивана Калиты (1325-1341) в первой половине XIV века быстро превратило Москву в сильный военный и экономический центр древней Руси. Это дало Калите возможность приступить к перестройке Московского Кремля. С 1326 по 1340 г. в Кремле были построенные каменные церкви, Архангельский и Успенские соборы, новые княжеские хоромы, а в 1339-1340 гг. - крепкие дубовые стены. Москва становится центром светской и духовной жизни, а Кремль – резиденцией великих князей и Московских митрополитов.

Усиление могущества Москвы во второй половине XIV века, а также построенная военная угроза, главным образом со стороны татарских ханов, побудили внука Ивана Калиты - великого русского князя Дмитрия Донского приступить в 1367 г. к сооружению белокаменных стен и башен Кремля. Вэтот период в Кремле строятся каменные церкви, Чудов монастырь (1358 г.) и новые княжеские хоромы. Несколько позже был возведен Вознесенский монастырь (1390 г.). За Москвой укрепляется название белокаменной.

Еще не было окончено полностью строительство Кремля, как над Москвой нависла угроза нового татарского нашествия. В 1380г. произошла Куликовская битва, в которой полки Дмитрия Донского наголову разбили полчища хана Мамая. Куликовская битва явилась поворотным моментом в истории Московского княжества. Она способствовала освобождению Руси от татарского ига и образованию в XV веке централизованного Русского государства.

При великом московском князе Иване III Москва становится столицей объединенных русских княжеств и возвышается среди других городов древней Руси.

Древний Кремль уже не мог отвечать запросам нового государства и тем более расположившегося в нем двора великого князя всея Руси. В московском Кремле начинается грандиозное строительство, для чего в Москву приглашаются итальянские зодчие: Аристотель Фиораванти, Петр Антонио Солярио, Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрязин и другие. Работая в содружестве с русскими мастерами, они не только учитывали местные условия строительства, но и постоянно находились под влиянием русских строительных традиций. Поэтому творчество их целиком было проникнуто духом русской национальной архитектуры.

На месте обвешавших белокаменных укреплений Кремля времен Дмитрия Донского возводятся из кирпича новые могучие стены и башни. Сооружаются величественные Успенский и Благовещенский соборы, Гранитовая палата, закладывается княжеская усыпальница - Архангельский собор, расширяется территория Кремля.

Строительные работы по усовершенствованию крепости продолжались и при сыне Ивана III, великом князе Василии Ивановиче, вплоть до 1516 г. У стен Кремля со стороны Красной площади был сооружен ров глубиной 12 и шириной 32 м, соединивший реку Неглинную с рекой Москвой. Теперь Кремль, окруженный со всех сторон водопроводной преградой, превратился в мощную островную крепость своего времени.

В центре Кремля была возведена дозорная сигнальная башня, известная под названием колокольни Ивана Великого. Свой современный вид она приобрела при Борисе Годунове в 1600 г.

Существующие стены и башни Московского Кремля построены в 1485 - 1495 гг. на месте обветшавших белокаменных стен времени Дмитрия Донского. Они представляют собой не только величайший архитектурно-исторический памятник русского народа, но и мощное фортификационное сооружение конца XV в., построенное на основе достижений военной техники того времени.

Башни Кремля соединяются высокими крепостными стенами, в плане имеющий неправильный треугольник площадью 28 гектар. Строились башни с таким расчетом, чтобы с них можно было вести обстрел не только впереди лежащей местности, но и вдоль стен. Для этого большая часть их выступала вперед, за линию стен. Там, где стены смыкались под углом, ставились круглые башни, которые наиболее прочны и давали возможность вести обстрел вкруговую. К таким башням относятся Угловая Арсенальная, Водовозводная, Беклемишевская. В них устроены тайники-колодцы, служившие для снабжения водой защитников Кремля в случае длительной осады. Один из них до сего времени сохраняется в Угловой Арсенальной башне.

В тех местах, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, сооружались наиболее мощные и высокие башни. В них устраивались ворота с проездом в Кремль. Ворота закрывались металлическими или крепкими дубовыми створами, окованным железом. С наружной стороны к башням пристраивались отводные башни-стрельницы, проезды в которых закрывались специальными опускными решетками - так называемыми герсами.

Из проездных башен Кремля наиболее важное значение имели Спасская, Никольская, Троицкая и Боровицкая; меньшее - Константино-Еленинская и Тайницкая.

Со всех сторон Кремль был окружен водной преградой: с Южной стороны - Москвой рекой, с северо-западной - рекой Неглинной и с восточной - глубоким рвом.

Ров, обнесенный каменными зубчатыми стенами, был вырыт у стен Кремля в 1508-1516 гг. Он шел от Угловой Арсенальной башни, через всю красную площадь, до Беклемишевской башни, соединяя реку Неглину с Моcквой-рекой. Таким образом, Кремль представлял собой островную крепость. Для заполнения рва водой были устроены специальные запруды на реке Неглинной около Троицкого моста и Боровицких ворот.

Из ворот отводных стрельниц через ров перекидывались цепные подъемные мосты, а проезды в воротах закрывались герсовыми решетками. Если неприятель прорывался через мост в стрельницу, то герсы быстро опускали, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Здесь его и обстреливали с верхней галереи стрельницы.

Между главными проездными четырехугольными и круглыми угловыми башнями ставились остальные башни. Они были глухие, т.е. непроездные, и имели только оборонительное значение. Расстояние между башнями определялось дальностью применявшегося в то время оружия, а также обуславливалось рельефом местности.

Сверху башни имели зубцы и внутреннею боевую площадку. Ниже зубцов устраивались мосшикули - специальные навесные бойницы для обстрела неприятеля, прорывавшегося непосредственно у подножия башен. Заложенные изнутри, эти навесные бойницы сохранились почти на всех башнях Кремля. Внутри башни имели несколько ярусов (этажей) и сквозные проходы с одной крепостной стены на другую. Благодаря этому защитники могли быстро и скрытно от неприятеля передвигаться с одного участка обороны на другой. Сквозные проходы через башни сохранились до настоящего времени.

В древности башни завершались деревянными шатрами с дозорными сторожевыми вышками. На некоторых из них, например на Набатной и Царской, помещались колокола, называемые набатами, или всполохами. В них звонили, когда Кремлю угрожала опасность.

На вышках главных башен, в частности на Спасской и Троицкой, были установлены часы.

С наружной стороны Кремлевские стены завершаются двурогими зубцами (мерлонами) высотой от 2 до 2,5 м и толщиной 65 - 70 м. Сверху они покрыты белокаменными плитами с водостоками. Во времена боевых действий стрельцы закрывали промежутки между зубцами специальными деревянными щитками - заборолами, а стреляли через узкие щелевидные бойницы, устроенные в зубцах. Эти бойницы сохранились до сих пор.

Всего на стенах Кремля насчитывается 1045 зубцов.

С внутренней стороны стен, за зубцами, проходит боевая площадка, огражденная со стороны Кремля парапетной стенкой, ниже которой встроены большие арочные ниши с каморами.

В них находились так называемые подошвенные бои с амбразурами наружу. Подошвенныебои заложили в XIX в., а сейчас их не видно.

В древности стены были покрыты двускатной деревянной кровлей, которая укрывала стрельцов от непогоды и предохраняла кирпичную вкладку от разрушения атмосферными осадками. В XVIII в. кровля сгорела и больше не восстанавливалась.

В советское время обходную площадку по верху стен покрывали специальным гидроизоляционным ковром. Высота стен до зубцов - от5 до 13 м в зависимости от рельефа местности; толщина - от 3,5 до 6,5 м.

Кремль имеет 20 башен, 5 из них - проездные.

Общая длина стен с башнями - 2235 м. Площадь Кремля составляет 28 гектаров.

 

 

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ

 

Соборная площадь Кремля - одна из древнейших в Москве. Возникновение ее относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Гpановитая палата и другие памятники русской архитектуры. В XVIII и XIX веках площадь несколько раз покрывали плитами из крепкого песчаника. В начале XX века ее освободили от наросшего культурного слоя, а в 30-х годах нашего столетия асфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие.

Соборная площадь была главной площадью Кремля. В старину на ней происходили церемониальные торжественные шествия по случаю венчания на царство царей и коронования императоров. Они сопровождались обычно пышными воинскими эскоpтами. Пеpед Кpасным крыльцом Гpановитой палаты встречали иностранных послов. Здесь проходили также похоронные процессии в Архангельский собор-усыпальницу московских великих князей и царей - и Успенский собор - место погребения московских митрополитов и патриархов. Неповторимый по красоте архитектурный ансамбль Соборной площади, живописный и гармоничный, создавался трудом и талантом русских мастеров Москвы, Владимира, Пскова, итальянских архитекторов. Построенный более 500 лет назад, этот великолепный ансамбль и сегодня волнует грандиозностью своего замысла.

 

УСПЕНСКИЙ СОБОР

 

Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Собор возведен в 1475-1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли. В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Их гробницы стоят вдоль стен.

 Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Широкая лестница завершается порталом из трех полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними - изображение богоматери с младенцем. Эти многоцветные фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII века. Внутри центральная часть собора отделена от алтаря пятиярусным иконостасом XVII века высотой около 16 метров, покрытым в конце XIX века чеканным позолоченным серебром. Иконостас выполнен в 1652-1653 годах живописцами Троице-Сергиева монастыря. В 1682 году иконы пострадали от пожара и были обновлены царскими изографами Кириллом Улановым, Георгием Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. На протяжении столетий в Успенском соборе накапливались иконы, созданные русскими живописцами. Самая древняя икона собора - «Святой Георгий» (перед иконостасом).

Во время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе - его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

 

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

 

В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.

 Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы («Чудо с пророком Ионой», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево», «Подвиги монастырских затворников» и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма.

Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется «праздничным» - на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века) - «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим» - принадлежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса - «Тайная вечерня», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в ад», «Вознесение», «Сошествие святого духа», «Успение»- выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса – деисусный (от греческого слова «деисус»- моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда - заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме «Архангела Михаила» и «Апостола Петра») написано Феофаном Греком. Немалый интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы - изображение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.

 

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

 

Архангельский собор был построен в 1505-1509 годах приглашенным из Италии архитектором Алевизом Новым в традициях русского зодчества, но его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI века его из-за тесноты разобрали и освободили место для постройки более обширного храма.

Стены собора завершаются закомарами. Закомары украшены белокаменными раковинами, а фасады - пилястрами с капителями, карнизами и высоким белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, боковые покрашены серебряной краской. С восточной стороны к собору в конце XVI - начале XVII века были пристроены две одноглавые церковки. На севере и западе собор украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения. С южной, западной и северной сторон были крытые галереи, сломанные в XVIII веке (сохранилась галерея только с южной стороны). В конце XVIII века с северной стороны архитектором М.Ф.Казаковым был пристроен в готическом стиле портал, разобранный в 1920 году. С юго-западной стороны к собору примыкает каменная палатка. Ее возвели в 1826 году на месте бывшей «судной избы Архангельских вотчин», в которой чинился суд над оброчными крестьянами, не уплатившими податей. Подвалы этой избы сохранились до наших дней. Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали как кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских войск собор восстановили в прежнем виде. Кроме дневного света, собор освещается девятью позолоченными паникадилами, сделанными в XVII веке.

Архангельский собор еще со времен Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей. Самая древняя гробница - Ивана Калиты, умершего в 1342 году, - находится у южной стены собора. Погребения в соборе продолжались до Петра I. Исключением является захоронение императора Петра II, умершего в Москве от черной оспы в 1730 году. Всего в соборе 54 захоронения или 46 гробниц (есть гробницы с двумя и тремя захоронениями). Гробницы представляют собой надгробия из белого камня. На них вырезаны надписи славянской вязью о времени и имени похороненного князя или царя. В соборе похоронены Дмитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы в южном алтаре) и другие деятели русской истории.

 

ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ

 

Небольшая одноглавая церковь Ризположения была построена псковскими мастерами в 1484-1486 годах. Эта церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши.

В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага, но церковь придала ему чисто религиозное значение, так как оно совпало с церковным праздником “Положения ризы”. В память об этом и была названа церковь. В 1473 году она сгорела вместе с двором митрополита. На освободившемся месте возвели новую кирпичную церковь, обнесенную с трех сторон открытой папертью - гульбищем. За ней сохранилось старое название.

В XVII веке церковь была перестроена и была сделана четырехскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее, которая существует до сих пор, женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор.

В пожар 1737 года церковь сгорела и была восстановлена архитектором И.Ф. Мичуриным. Была сооружена новая глава в виде вазы и растесаны алтарные зоны. В XIX веке к церкви с южной стороны пристроили крытую лестницу. Она вела к западному фасаду, на котором была написана икона “Печерская Божья матерь”. Церковь поэтому иногда называли Печерской.

Церковь Ризположения сооружена в стиле раннемосковского зодчества, с некоторыми элементами псковской архитектуры. Глава разукрашена геометрическим рисунком из кирпича. Стены по вертикали разделены на три части и с трех сторон украшены орнаментированным поясом из обожженной глины, который делит фасады церкви на два яруса.

Большой интерес представляет иконостас церкви. Три его верхних ряда выполнены в 1627 году артелью мастеров, возглавляемой известным московским художником Назарием Истоминым-Савиным, прекрасным мастером рисунка и света. Четырехъярусный иконостас в серебряном окладе по мастерству исполнения является одним из лучших произведений искусства первой половины XVII века. Местный чин иконостаса украшает икона “Троица”. Стены, своды и столбы храма украшает многокрасочная роспись, сделанная в 40-х годах XVII века изографами Сидором Осиповым, Иваном Борисорым и Семеном Абрамовым.

Сюжеты фресок связаны в основном с посвящением богоматери. В пятнадцати сценах рассказывается о родителях Марии - Иоакиме и Анне, о ее жизни в родительском доме, в храме, о ее замужестве, рождении сына и успении. Особенностью настенной живописи церкви Ризположения является отсутствие изображения “Страшного суда” на ее западной стене. В остальном она строго канонична: в центральном куполе помещено изображение “Спаса Вседержателя”, в барабане написаны пророки и евангелисты.

В росписи находят отражение и некоторые общественно-политические и социальные явления: два нижних регистра столбов занимают монументальные изображения князей и митрополитов, подбор которых характерен для середины XVII века. Здесь и киевский князь Владимир (верхний ярус южного столба, восточная грань), и владимирский князь Андрей Боголюбский (северная грань), и Александр Невский (западная грань), и сын Александра Невского Даниил Александрович (южная грань). В нижнем ярусе (южная и восточная грани) изображены Борис и Глеб - первые русские святые, покровители княжеской, а позднее царской власти. На соседнем столбе написана фигура митрополитов - предшественников русских патриархов. Большую художественную ценность представляют и паникадило работы котельных дел мастера Д. Сверчкова, которое датируется 1624 годом, а также четыре деревянных подсвечника, покрытых воском и расписанных красками, изготовленные в 1643-1645 годах по заказу патриарха Иосифа.

 

 

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

 

В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля.

Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом “Вознесения”. В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием “Благовестник”. Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу.

Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. Верхний восьмигранник завершается рядом кокошников, в которых на синем фоне сверкают позолоченные звезды. Затем поднимается цилиндрическая часть столпа с ложными окнами, закрашенными черной краской. Выше идет трехъярусная надпись, выполненная по синему фону позолоченными буквами славянской вязью. Надпись, поярусно разделенная белокаменными витыми валиками, гласит: “Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси и самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Руси и храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 (1600)”.

Толщина стен первого яруса - 5 метров, второго - 2,5 метров. Исследования показали, что стилобат, на котором покоится колокольня, заглублен всего на 4,3 метра от древнего уровня Соборной площади (около 6 метров от современного). В процессе реставрации развеялась легенда о том, что фундамент колокольни якобы пронизывает всю толщину Боровицкого холма. Внутри столпа в стене первого яруса устроена каменная лестница в 83 ступени. Во втором ярусе она переходит в винтовую и имеет 149 ступеней. В третьем ярусе металлическая лестница в 97 ступеней ведет по внутренней стене до купола. Таким образом, всего в лестнице 329 ступеней.

В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего их - 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным.

Высота колокольни - 81 метр. Она была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Филаретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром. Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX века. На третьем ярусе звонницы расположена церковь Николая Гастунского, перенесенная сюда в XIX веке с Ивановской площади. Она примечательна тем, что построена при Иване III на месте ханского двора в Кремле. Это знаменовало полное освобождение Москвы от татарщины. По типу “Ивана Великого” в древней Руси было построено много столпообразных храмов.

 

СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

 

Архитектурным чудом, подлинным памятником века, произведением, сконцентрировавшим в себе не только высшие достижения архитектурной мысли эпохи, но и как бы определившим дальнейший характер всей русской архитектуры вплоть до XVIII столетия, нужно считать собор Покрова, “что на рву” на Красной площади, более известный под народным названием “Василия Блаженного” (в конце XVI в. у его стен был погребен юродивый, носивший это имя). Собор был, построен зодчими Бармой и Посником в 1555-1561 годах как мемориальное сооружение в честь покорения в 1552 году Казани, как памятник окончательной ликвидации татарской опасности, как сооружение, прославлявшее подвиг русских воинов, отдавших жизнь за родину. История постройки и замысел этого замечательного храма не лишены интереса. Летописи сообщили, что в “размерение основания” собора, то есть в решении его плана и ритма основных объемов, лежало рационалистическое начало - им “разум даровася”. Требовалось на вознесенной на аркадах террасе подклета поставить храм-памятник, состоящий из ряда самостоятельных приделов.

Центральный был посвящен празднику Покрова, почитавшемуся Грозным как знак покровительства Богоматери царскому роду. Восточный был посвящен троице, в честь которой сразу же после победы срубили деревянный небольшой храм. Западный был посвящен празднику Входа Господня в Иерусалим - единственному празднику земной славы Христа. Остальные приделы собора были посвящены тем святым, память которых отмечалась в дни военных успехов казанского похода Ивана Грозного и событий его семейной жизни, Нетрудно заметить, что внутренние помещения самих храмов-приделов настолько малы, что в некоторых из них перед крохотными алтарями могут поместиться лишь три-четыре человека.

Следовательно, весь смысл художественного замысла воплощается во внешнем облике храма. Поставленный на центральной площади Москвы - Красной, - в полном смысле народ- ной, он был на виду у всех, непрестанно напоминая о великой победе. Как уже говорилось, этот памятник должен был увековечить и подвиг погибших под стенами Казани. Герои, по представлениям того времени, были достойны райского блаженства в загробной жизни. Многопредельный собор символизировал “селения праведных”, в которых обитают души храбрецов. Естественно, что архитектура райских жилищ должна была предстать перед лицом живых людей во всем своем великолепии.

Действительно, архитектура Василия Блаженного отличается удивительной смелостью и оригинальностью замысла, ком- позиции основных объемов, богатством декоративных деталей. Можно с полным правом сказать, что здесь сосредоточен весь богатый арсенал архитектурных форм XVI века. Тут мы находим и шатер, недавно введенный в каменное зодчество, и башнеобразные приделы (Дьяково), и маленькие посадские храмы, не говоря о менее крупных, но не менее важных декоративных формах в виде ярусов кокошников, настенных “стрел”, причудливых по рисунку глав и т. д. Отмечая редкое богатство форы и деталей. которое легко могло бы превратиться в руках среднеодаренного мастера в плохо скомпонованное нагромождение разнообразных элементов, необходимо сказать, что Барма и Посник проявили и чувство и такт в распределении этих архитектурных сокровищ. Так, по сторонам света поставлены башнеобразные приделы. В промежутках между ними стоят менее высокие „посадские” храмики. Они все опоясаны парапетом арочного подклета, то выступающим вперед, то отходящим назад.

Добавленные в конце XVI века десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, а в XVII столетии колокольня и великолепные шатровые крыльца усилили силуэт этого сложного по композиции храма-памятника, храма- города „небесного Снопа” (Иерусалима), как его называли в ХУ1-ХУ11 веках. Со дня своего завершения он не перестает привлекать к себе всех, кто чуток к искусству. Внимательно присматриваясь к архитектуре Василия Блаженного, мы видим, что принцип повторов лежит в основе его архитектуры. Он сказывается и в ярусах кокошников - этом лейтмотиве храма, и даже в завершении центрального столпа.

Восьмилучевое звездообразное основание Василия Блаженного некогда несло восемь же главок, повторявших расположение восьми приделов вокруг центральной церкви. Нельзя не отметить декоративных приемов внутреннего убранства собора. Здесь мы найдем и многочисленные карнизы, и фигурную кладку сводов глав из мелкого кирпича, и многие другие детали, которые умело членят и украшают стены храмов-столпов, не позволяя им превратиться в полые, возносящиеся ввысь „трубы”. Именно эти детали убранства свидетельствуют, что внутри приделы Василия Блаженного не предполагалось покрывать какой-либо росписью, даже чисто орнаментальной. Внутренние стены приделов были побелены, в то время как снаружи храм имел красно-белую окраску. Фигурные разноцветные главы появились в конце XVI века, усилив его и без того высокие декоративные свойства. Храм Василия Блаженного рассчитан на многие точки зрения, хотя главным фасадом является западный - со стороны Кремля.

 

СОБОР ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ

 

К северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построенные в 1635-1656 годах русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Собор Двенадцати Апостолов был сооружен на месте старого храма “Соловецких чудотворцев” и части двора Бориса Годунова и назывался церковью Апостола Филиппа. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. В 1680 году собор перестроили и дали ему современное название.

Бывший Патриарший двор состоял из целого ряда палат, комнат, переходов и лестниц, сделанных в толще стен. Многие из этих сооружений сохранили свой древний вид и дошли до наших дней. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал царскому Теремному, а в чем-то и превосходил его - Никон здесь как бы доказывал превосходство церковной власти над царской. Однако вскоре честолюбивый духовник был наказан царем Алексеем Михайловичем за строптивость и сослан. Петр I, стремясь к единоличной власти, вовсе “упразднил” патриаршество и управление церковными делами передал Синоду, московская контора которого находилась в бывшем Патриаршем дворце. Новые хозяева палат, не очень-то заботясь об их исторической и художественной ценности, провели здесь большие перестройки, сильно исказившие интерьер памятника.

Въезжали на Патриарший двор со стороны Соборной площади через две сквозные арки, расположенные под храмом. Потом этот парадный проезд был заложен. В литературе XIX века упоминалось только об одной проездной арке под собором. В 1920 году была открыта вторая, неизвестная до того времени, проездная арка. Сейчас полностью раскрыты и восстановлены оба арочных сквозных проезда под церковью Двенадцати Апостолов. С северной стороны к собору примыкает открытая галерея на столбах, соединяющая храм с жилыми патриаршими покоями. В 1922 году галерея была освобождена от поздних застроек, были раскрыты древние палаты дворца и реставрированы порталы церкви Филиппа.

 

ГРАНОВИТАЯ  ПАЛАТА

 

Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из к менных гражданских зданий Москвы. Она построена в 1487-1491 годах русскими м стерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отлич ется необычным убранством главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком (отсюда и название), начинающимся от подклетного этажа и заканчив ющимся ниже карниза.

Сама Палата представляет собой огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Площадь пола Грановитой пал ты равна 495 квадратных метров. Во второй половине XVI века Грановитая палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы.

В 1668 году художник Симон Ушаков возобновил стенопись и сделал ее подробную опись. После пожара 1682 года палату восстановили и великолепно отделали. Окна были растесаны и украшены снаружи белокаменными резными наличниками. Кровлю покрыли позолоченными листами и сверху прописали цветным орнаментом. В пожаре 1696 года эта кровля сгорела. Во время нашествия наполеоновских войск палата пострадала от пожара, но вскоре ее восстановили. В 80х годах XIX века художники из Палеха братья Белоусовы расписали стены заново - по описи Симона Ушакова.

В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались победы русских войск. Так, Иван IV праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу,в 1721 году - заключение Нишбадтского мира, завершившего Северную войну.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Московский Кремль — величайший памятник истории России, гениальное творение русской национальной архитектуры и искусства. В нем слились воедино героическое прошлое русского народа и его прекрасное настоящее. Каждая башня, каждое здание Кремля — свидетели славной истории нашего государства. Нашей Родины существует немало древних кремлей (Псковский, Новгородский, Тульский, Нижегородский, Коломенский, Астраханский, Смоленский и др.), но Московский Кремль выделяется среди них, а также и среди многих архитектурных ансамблей мира единством, законченностью и живописностью своего ансамбля. Как исконный центр русской земли, национального ремесла и культуры, он привлекал к себе лучших градостроителей, плотников, кузнецов, художников и всех мастеровых людей, которые приносили с собой вековые традиции, опыт и мастерство своего народа. Воплотив в себе все самое прекрасное, что создал народный гений, Кремль Москвы стал своеобразной школой для русских мастеров и послужил образцом при строительстве многих кремлей в других городах древнерусского государства XVI и XVII вв.

Это место неразрывно связано с наиболее важными историческими и политическими событиями в жизни России. Московский Кремль, созданный в период с XIV в. по XVII в. выдающимися русскими и иностранными зодчими, служил великокняжеской, а затем и царской резиденцией. В наше время Московский Кремль является древнейшей частью Москвы, главным общественно-политическим, духовно-религиозным и историко-художественным комплексом столицы, а также официальной резиденцией Президента Российской Федерации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

http://www.moshol.ru/

http://ru.wikipedia.org/

http://www.kreml.ru/

http://www.world-art.ru/

http://www.msk-guide.ru/

 

znakka4estva.ru

Что такое архитектурный ансамбль. Архитектурный ансамбль Московского Кремля

Немало строк посвятили Московскому Кремлю русские поэты. На многих полотнах известных художников изображен этот шедевр средневекового зодчества. Московский Кремль – это выдающийся архитектурный ансамбль в России. И именно о нем пойдет речь в данной статье.

Архитектурный ансамбль - это...

Слово "ансамбль" французского происхождения. Оно переводится как "единство, целостность, связанность".

Архитектурный ансамбль – это комплекс жилых и общественных зданий, а также прочих сооружений (мостов, дорог, памятников, и тому подобное), которые составляют единую пространственную композицию. Его элементами могут быть не только дома и сооружения, но также и скульптуры, монументы, произведения искусства, скверы и сады. Восприятие того или иного ансамбля архитектуры во многом зависит от времени года, уровня освещенности. Наличие людей, а также интенсивность транспортного движения также имеют вес.

Важнейшей составляющей частью любого архитектурного ансамбля является окружающий его ландшафт. Здесь огромную роль играет прежде всего рельеф местности, а также наличие водоемов (рек, озер, водохранилищ).

Довольно часто композиционным центром архитектурного ансамбля выступает какой-либо памятник или обелиск. Среди таких примеров можно назвать площадь Святого Петра в Ватикане или Круглую площадь в Полтаве. Почтить память выдающейся личности или же подчеркнуть историческую важность какого-либо события – вот основная цель, которую преследует такой архитектурный ансамбль. Фото такого комплекса вы можете видеть ниже (это площадь Святого Петра, Ватикан).архитектурный ансамбль

Виды архитектурных ансамблей

Одни архитектурные ансамбли создаются сразу и комплексно, по заранее подготовленному генеральному плану. Другие же складываются на протяжении десятков лет, постепенно дополняясь новыми зданиями и элементами. К слову, второй вариант встречается в мире гораздо чаще.

Существует несколько различных типов архитектурных ансамблей. Среди них:

  • ансамбли площадей;
  • крепостей;
  • проспектов;
  • дворцово-парковые;
  • усадебные;
  • монастырские ансамбли.

Московский Кремль – выдающийся архитектурный ансамбль Европы

Кремль в Москве – это крупнейшая крепость в Европе из числа тех, которые полностью сохранились до наших дней. Этот архитектурный ансамбль расположен в самом центре российской столицы, он является главным общественным и политическим комплексом города, а также неким сакральным символом для всей страны. Именно здесь находится главная резиденция президента Российской Федерации.архитектурный ансамбль фото

Архитектурный ансамбль Кремля в Москве построен у места впадения речушки Неглинной в Москва-реку. Треугольная в плане крепость занимает площадь в 27,5 гектаров. С одной стороны Кремль граничит с Красной площадью, а с другой - с Александровским садом.

В начале 90-х годов в пределах архитектурного комплекса была проведена масштабная реконструкция: в частности, тогда реставрировали здание Сената, а также несколько залов Большого Кремлевского дворца. В конце ХХ столетия были также отреставрированы крепостные стены и башни ансамбля.

Кстати, не все знают, что стены Московского Кремля не всегда были красными, как мы все привыкли их видеть. На протяжении XVIII-XIX веков, согласно сохранившимся картинам и описаниям, они имели белый цвет (вплоть до 1880 годов). Сегодня же стены Кремля время от времени подкрашивают красной краской.

Еще один интересный исторический факт о Кремле относится ко временам Великой Отечественной войны. Так, в 1941 году был отдан приказ дорисовать на крепостных стенах окна, чтобы строение имело вид жилого объекта.архитектурный ансамбль Кремля

Краткая история архитектурного ансамбля

Оборонительные сооружения на месте современного Кремля существовали в Москве давно. Однако в древние времена они были деревянными, а потому очень страдали от пожаров. Поэтому в XIV веке было решено окружить город каменными стенами (из известняка).

Самый выдающийся архитектурный ансамбль в России сформировался в своем нынешнем виде в конце XV столетия. Первую башню построили здесь в 1485 году. В строительстве комплекса активно участвовали итальянские зодчие, тем не менее, внешний вид крепости выглядит весьма "по-русски".

Очень интересны огромные часы, размещенные на Фроловской башне. За всю историю их меняли четыре раза. Те же, что показывают время сегодня, были установлены в 1852 году. Пятиконечные звезды из рубинового стекла, которые украшают кремлевские башни, были установлены в 1937 году.

Московский Кремль сильно пострадал во время Гражданской войны 1917 года. В частности, были повреждены несколько башен комплекса, а также все его храмы. А вот во Вторую мировую войну Кремль уцелел. Благодаря грамотной маскировке, которую успели провести советские архитекторы, ансамбль не был подвержен бомбардировкам.этот архитектурный ансамбль расположен в

Стены, башни и храмы Кремля

Архитектурный ансамбль Кремля в Москве включает в себя 20 башен (три из них - круглые в плане, остальные - квадратные). Самая высокая из них - Троицкая, её высота составляет 79 метров. Все кремлевские башни построены в одном архитектурном стиле, кроме псевдоготической Никольской.

Башни Кремля, а также крепостные стены были построены на рубеже XIV-XV веков, а окончательно оформлены в XVII столетии. Общая длина всех стен ансамбля составляет более двух километров. Их толщина колеблется в пределах 3,5-6,5 метров, а высота составляет от 5 до 19 метров. Верхушки крепостных стен оформлены в виде зубцов, которые по форме напоминают хвосты ласточек (общее их количество - 1045). В них также сохранились щели-бойницы и амбразуры, напоминающие о главном предназначении этого сооружения.

На территории Московского Кремля расположено семь храмов и одна колокольня, пять дворцовых сооружений, а также два известных памятника - это Царь-пушка и Царь-колокол.архитектурный ансамбль в России

Заключение

Московский Кремль – неповторимый архитектурный ансамбль России, крупнейшая крепость во всей Европе. Для русских он является сакральным местом и символом государственности России. Для иностранных туристов это объект номер один, который они стремятся увидеть, приехав в Россию.

fb.ru

Архитектурные стили московского Кремля

 

 

 

Всероссийская Академия Внешней Торговли

 

Кафедра гуманитарных и социальных наук

 

Домашняя  работа по Всемирной и Отечественной  истории

 

 

«Архитектурные стили московского Кремля»

 

Студент: 1 курса  ФМФ,

1группы 

Заиченко Валентина

Руководитель: Некрасова Мария Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2011г

Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации. Расположен на высоком, левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 га. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади.

 

Прочитав книгу Сергея Константиновича Романюка «Кремль. Красная площадь», я получила огромное количество информации об архитектуре главной достопримечательности не только Москвы, но и России. Вся, напечатанная ниже информация взята из книги, поэтому я посчитала лишним оформлять весь текст как цитату.

 

Стены и башни Кремля

 

Существующие стены и  башни были построены в 1485—95 годах. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 20 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме  ласточкина хвоста. Всего зубцов по верху стены — 1045. Зубцы стен Кремля с их характерной формой «ласточкиного  хвоста», весьма распространенный элемент  в итальянской архитектуре. Аналогичные  зубцы имеются на зданиях и  башнях различных городов Италии, причем многие здания построены намного раньше Кремля. Объясняется это тем, что во второй половине XV века Московский Кремль перестраивался с участием итальянских зодчих, и был использован архитектурный стиль, применяемый в Италии.

Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные  — квадратное. Самая высокая башня  — Троицкая, она имеет высоту 79,3 метра. Большинство башен выполнено  в едином архитектурном стиле, приданном  им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена  в готическом стиле.

Водовзводная (Свиблова) башня

Водовзводная башня построена в классическом стиле. До середины высоты она выложена чередующимися поясами выступающей и западающей кладки. Узкая полоска белого камня, охватывающая башню в средней её части, как бы подчеркивает аркатурный пояс. Завершают башню зубцы в виде «ласточкиных хвостов» с прорезями для стрельбы. Аркатурный пояс, машикули, «ласточкины хвосты» раньше не встречались в русской архитектуре крепостных сооружений и были применены здесь впервые. Шатёр над башней был возведён в конце XVII века. В 1805 году из-за ветхости разобрана и выстроена вновь.

В отличие от других башен, на которых установлены рубиновые  звёзды, на Водовзводной ранее не было завершения в виде орла. Звезда диаметром 3 метра была установлена на башне в 1937 году и является самой маленькой из кремлёвских звёзд.

Боровицкая башня

Боровицкая башня Солари имела в основе четверик, который венчал деревянный шатёр. Затем в 1666-1680-х гг. деревянный шатёр был убран и надстроены ещё три четверика, один восьмигранник и каменный шатёр. Поэтому Боровицкая башня имеет своеобразную ступенчатую (или пирамидальную) форму. Кроме того, сбоку от башни была пристроена отводная стрельница с проездными воротами. Ворота имели железную решётку, а через реку Неглинную был перекинут подъёмный мост.

В XVIII в. башню отремонтировали  и украсили белокаменными деталями в псевдоготическом стиле. Когда  в 1812 г. в Москву вошла французская  армия во главе с Наполеоном, многие архитектурные памятники Москвы пострадали или были уничтожены в  результате пожаров и взрывов. Так, взорвали и соседнюю с Боровицкой Водовзводную башню. При взрыве с Боровицкой башни упал верх шатра.

  • В 1816—1819 гг. башню отремонтировал О. И. Бове. Видимо, в то же время на башне появились часы, по крайней мере, на сохранившихся с того времени чертежах обозначены ворота и часы.
  • В 1848 г. после уничтожения церкви Рождества Предтечи под Бором, башня была превращена в церковь. Туда перенесли престол из церкви и уничтожили псевдоготические украшения.
  • Многие другие элементы декора Боровицкой башни были уничтожены во время очередного ремонта в 1860-х гг.
  • В 1970-е гг. белокаменные украшения были восстановлены, а над воротами был помещён шит с гербом Москвы

Спасская башня

Башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор  Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки — элемент декора — при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

 

 

Царская башня

Эта самая молодая и  самая маленькая башня сооружена  в 1680 году.

Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатёр, поставленный на стене. Когда-то здесь была небольшая  деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать  за событиями, происходившими на Красной  площади, — отсюда и название башни.

Белокаменные пояски на столбах, высокие пирамидки по углам с  позолоченными флажками, шатер, завершающийся  золочёным изящным флюгером, —  всё это придаёт башне вид  сказочного терема.

Успенский собор

Успенский собор  Московского  Кремля  расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся  зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

Строительство церкви выполнялось  для проведения особо торжественных  обрядов. Поэтому, и архитектура  и убранство храма соответствуют  праздничной обстановке.  Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире. В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится "как един камень". Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его "величеством и высотою, и светлостью и пространством". Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.

 

Архангельский собор

Архангельский собор  Московского  Кремля  - выдающийся памятник русского зодчества. Расположен на Соборной площади, напротив Благовещенского храма. До Петра I служил родовой усыпальницей русской церкви.

В основном, храм сооружен в  традиционно русском стиле. В  плане - прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма  была впервые использована интерпретация  архитектуры Успенского собора Московского  Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения - ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

 

Благовещенский собор

Благовещенский собор  Московского Кремля расположен в  юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей.

Храм построен в традициях  раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах - аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.

 

Церковь Ризоположения

Це́рковь Ризополо́жения (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля.

Название церкви идёт от византийского  праздника, отмечающего прибытие в  Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.

Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Кубической формы основной объём покрыт по закомарам. Своды опираются на четыре квадратных в плане столба. Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану решен без парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Снаружи стены членятся на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит. Пониженные апсиды опоясаны таким же орнаментальным фризом и килевидными арочками, опирающимися на тонкие полуколонки со сноповидными капителями. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.

 

 

 

Потешный дворец

У кpемлевской стены между Комендатской и Тpоицкой вышками находится весьма интеpесное гpажданское сеpедины XVII века - так именуемый Потешный двоpец. Он постpоен в 1652 году для бояpина Н.Д.Милославского - тестя цаpя Алексея Михайловича. Не пожалел pоссийский самодеpжец денег для папы обожаемой супpуги. И выpосли у кpемлевской стены особенно каменные хоpомы с хозяйственными пpистpойками, глубокими подвалами, где хpанились вина и снедь, с наpядной цеpковью и комнатным садом. Талантливый зодчий, оставшийся безызвестным, сумел pазместить на сpавнительно маленький огромной площади все постpойки усадьбы. 16 лет пpожил в палатах боярин Милославский. После его смеpти они ушли казне, а с 1679 года их пеpеделали под театp. Здесь устpаивались очень pазличного pода "потехи" - увеселения для цаpской семьи. И название былые хоpомы Милославского получили соответственное - Потешный двоpец. В XIX веке к нему были новые зд ния: со стоpоны кpемлевской стены - балкон на кубышкообpазных столбах, с улицы - великолепный менее белокаменный поpтал с полуколоннами. Его пеpенесли сюда с pазобpанного кpыльца фасада. Все это в значительной большей степени изменило вид Потешного двоpца. Однако его главная весомая часть сохpанилась до наших дней. Веpхний яpус двоpца обpазует теpем, или вышку, с византийскими аpками. В стаpину здесь помещалась всегда домовая цеpковь. Над тpапезной цеpкви давно сохpанилась башенка на четыpех столбах, котоpая в свое вpемя применялась как колокольня и дозоpн я вышка. В XIX веке в Потешном двоpце жил комендант Москвы. Потешный двоpец - это единственный сохранившийся в Кремле памятник больше бояpского жилья.

 

 

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов

Патриарший дворец и церковь  Двенадцати апостолов — постройки на территории Московского Кремля, расположены к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Построены в 1635—1656 годы русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.

Кровли и кресты храма  были покрыты медными листами  и вызолочены. В 1680 году собор перестроили  и дали ему современное название. По размерам и роскоши убранства  Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась  богатейшая патриаршая ризница.

 

Колокольня «Иван Великий»

Колоко́льня «Ива́н Вели́кий» (также известная как Колокольня Ивана Великого) — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен (так наз. кампанил). После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове), колокольня являлась самым высоким зданием Москвы до начала XVIII века.

 

Большой Кремлевский дворец

Построен в 1838—1849 гг. группой русских архитекторов — Д. Н. Чичаловым, П. А. Герасимовым, А. Н. Бакаревым, Ф. Рихтером и другими — под руководством К. А. Тона. Расположен в юго-западной части Кремля на древнем Боровицком холме. Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток на 125 м. Здание дворца было построено на месте, где когда-то стояли великокняжеские и царские хоромы. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве. Ранее на этом месте стоял дворец 18 в., построенный архитектором В. Растрелли

Основной задачей архитекторов при строительстве Большого Кремлевского дворца было разрешить проблему единства художественного ансамбля древнего Кремля и нового дворца. При строительстве  зодчие ориентировались на древнерусские  традиции, это было продиктовано включением в ансамбль дворца древних палат  и теремов. Архитектура дворца обнаруживает характерное для Тона и его  времени тяготение к гигантизму. Вносится элемент фронтальности.

С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит  из двух этажей. Первый этаж выступает  вперед и образует наверху открытую террасу. Арочные окна, разделенные  узкими простенками, придают ему  вид закрытой галереи. Двухъярусный фасад второго этажа расчленен  пилястрами и сплошь украшен резными  белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры 17 в. Помещения второго этажа двусветные. В центре здания над крышей возвышается  трибун, который завершается золоченой  балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, на скатах которой с двух сторон помещены часы, а с двух других — часовые колокола. Сейчас действуют  только часы. У парадного входа  в Большой Кремлевский дворец расположен большой мраморный вестибюль. Дворец славится своими великолепными  парадными залами. Во внутреннем убранстве  дворца присутствуют элементы разных стилей — классицизма, рококо, барокко.

stud24.ru

Архитектурный ансамбль Кремля

рхитектурный ансамбль Кремля 29

Введение 2

Кремль 4

Стены и башни Кремля 5

Водовзводная башня (Свиблова) 6

Боровицкая башня (Предтеченская) 7

Комендантская башня (Колымажная) 7

Оружейная башня (Конюшенная) 7

Троицкая башня 7

Кутафья башня (Предмостная) 8

Никольская башня 8

Средняя Арсенальная башня (Гранёная) 9

Угловая Арсенальная башня (Собакина) 9

Сенатская башня 9

Спасская башня (Фроловская) 10

Царская башня 12

Набатная башня 12

Константино–Еленинская башня (Тимофеевская) 12

Беклемишевская башня (Москворецкая) 12

Петровская башня (Угрешская) 13

Первая Безымянная башня 13

Вторая Безымянная башня 14

Тайницкая башня 14

Благовещенская башня 14

Соборная площадь 15

Успенский собор 15

Благовещенский собор 15

Аpхангельский собоp 16

Церковь Ризположения 17

Патpиаpшие палаты и собоp «Двенадцати апостолов» 17

Колокольня Ивана Великого и звонница 18

Царь – колокол 18

Царь – пушка 19

Госудаpственный Кремлевский Дворец 19

Потешный двоpец 20

Теpемной двоpец 20

Резиденция Президента Российской Федерации 20

Здание пpавительства (бывшее здание Сената) 21

Здание бывшего Аpсенала 21

Государственная Оружейная палата 22

Грановитая палата 23

Большой Кpемлевский Двоpец 24

Красная площадь 25

Мавзолей В.И.Ленина 25

Заключение 27

Литература 28

Список иллюстраций 29

Введение

На современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремль, сердце России, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, кремлёвский ансамбль – отличный образец искусства своего времени. Эстетика современного Кремля располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

Хотя до меня многие затрагивали тему моего реферата, я рассматриваю эту проблему с целью обобщить и систематизировать разрозненные сведения и источники. Реферат написан несложным, доступным языком, специально для широкого круга интересующихся данным вопросом; может с успехом использоваться как дополнительный материал для самостоятельного изучения в качестве пособия при подготовке к занятиям по целому ряду гуманитарных дисциплин. Снабжен богатым иллюстративным материалом.

По моему мнению, современная молодёжь уделяет слишком мало внимания своему кульному развитию, поэтому сейчас особенно важно сконцентрироваться на воспитании в школьниках чувства ответственности и патриотизма через призму богатейшей русской культуры, накопленной за многие века отечественной истории. Своей работой я также хочу внести посильный вклад в развитие краеведческого движения. Сначала немного предыстории…

Кремль

История Кремля тесно связана с историей Москвы, да и не только Москвы, но и Руского государства в целом. Как утверждает древнейший памятник летописания Руси – Ипатьевская летопись (XV в.) – в 1147 г. суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на совет в небольшой городок Москву новгород – северского князя Святослава Ольговича. «Приди ко мне, брате, в Москов», – обращался Юрий к Святославу. Это было первое летописное упоминание о Москве. Однако это не значит, что 1147 г. следует считать годом основания Москвы. Труды советских ученых доказывают, что место, на котором находится Москва, была населено примерно 5 тыс. лет назад.

Как прошла встреча двух князей, летописи до нас не донесли. Хотя можно предположить, что был заключен военный союз, в результате которого Юрий Долгорукий в целях защиты западных границ Суздальского княжества построил города–крепости: Юрьев–Польский (1152), Дмитров (1154) и Москву (1156). В данном случае речь идет не об основании Москвы, а о сооружении крепостных укреплений – деревянных стен, положивших начало строительству Кремля.

Правда, выстроенная Долгоруким цитадель не была первым фортификационным сооружением на территории современного Кремля. Археологи доказали, что в начале XII в. здесь существовала небольшая крепость, возможно, замок местного феодала.

Итак, в 1156 г. на Боровицком холме возводится крепость с восьмиметровым валом и мощной по тем временам деревянной стеной, достигавшей 3 м в высоту и 1200 м в длину. Примерно в таком виде укрепление просуществовало до зимы 1237–38 гг., когда полчища хана Батыя разграбили и сожгли Москву, а вместе с ней и Кремль.

За последующие два с лишним столетия много испытаний выпало на долю Москвы и ее цитадели. Княжеские междуусобицы, иноземные нашествия, бесчисленные пожары, казалось, должны были погубить город. Но Москва выстояла, более того, она стала центром, объединившем русских людей в борьбе за независимость.

Вместе с городом растет и крепнет Кремль. В 1339–1340 гг. при Иване Калите возводятся мощные оборонительные укрепления, а за ними хоромы великого князя, митрополичьи палаты, белокаменные соборы. Москва становится политическим и духовным центром Русь, а Кремль – резиденцией великих князей и митрополитов.

В 1367–1368 гг. князь Дмитрий Иванович (впоследствии названный Дмитрием Донским), опасаясь очередного монголо–татарского нашествия, обносит крепость белокаменными стенами и башнями, расположенными примерно на расстоянии 60 м от прежних дубовых укреплений. Площадь Кремля достигает почти современных размеров.

Куликовская битва (1380) явилась поворотным моментом в истории Московского княжества. Она способствовала освобождению Руси от монголо–татарского ига и образованию централизованного Русского государства. Во второй половине XI в. великий князь всея Руси Иван III Васильевич разворачивает в столице молодой и быстро крепнувшей державы грандиозное строительство. В первую очередь, конечно, перестраивается Кремль. Крупнейшие западноевропейские архитекторы, приглашенные в Москву, разрабатывают проекты реконструкции княжеской и митрополичьей резиденции. В 1485–1495 гг. возводятся существующие и поныне зубчатые кирпичные стены протяженностью более 2 км и высотой от 5 до 19 м, одновременно сооружаются 18 больших и малых башен, строят Успенский собор (1475–1479), Благовещенский собор (1484–1489, Каменный государев дворец с Грановитой палатой (1487–1491), закладывается княжеская усыпальница – Архангельский собор (1505).

К концу XV – началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке. В XVII в. кремлевские башни, кроме Никольской, украшаются многоярусными шатрами, выполненными в традициях древнерусского зодчества. Ярко–зеленая черепица, белокаменные грани, золоченые флюгера – все создавало впечатление праздничности, нарядности. Возводятся также гражданские и культовые постройки: Теремной дворец (1635–1635), Потешный дворец (1651–1652), Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов (1642–1656).

Перенос в 1712 г. столицы из Москвы в Петербург сильно отразился на облике бывшей царской резиденции. Обветшали без должного присмотра ее стены и башни, дворцы и терема. Времени усердно помогали пожары, уничтожившие немало уникальных сооружений, и люди, бездумно перестраивавшие древние здания и записывавшие красками поярче работы старых мастеров. Однако в 1773 г. по проекту В. Баженова закладывается Кремлевский дворец (правда, из–за отсутствия средств и по ряду других причин он не был построен), в 1776–1787 гг. М. Казаков строит в Кремле здание Сената (здесь располагался Совет Министров СССР), а в 1806–1812 гг. И. Еготов – здание Оружейной палаты, где она находилась до 1851 г.

Большой урон нанесло кремлю французское нашествие 1812 г. По приказу Наполеона были взорваны Водовзводная и Петровская башни, звонница колокольни «Иван Великий». Повреждения получили Никольская, Боровицкая и Угловая Арсенальная башни. Работы по восстановлению велись в 1816–1819 гг. под руководством архитекторов О. Бове и Ф. Соколова.

В 30–40–х гг. XIX в. меняется планировка территории Кремля – убираются старые обветшалые постройки, на их месте по проекту К. Тона возводится Большой Кремлевский Дворец (1838–1849) и здание Оружейной палаты (1844–1851).

В марте 1918 г. Москва стала столицей Советского государства, а Кремль – резиденцией правительства. После этого начинается восстановительные работы исторических и архитектурных памятников. Реставрируется Никольская башня, пострадавшая в период октябрьских боев 1917 г. от артиллерийского обстрела, расчищается и благоустраивается территория Кремля. Впоследствии по проекту архитектора И. Рерберга в 1932–1934 гг. строится здание Школы красных командиров им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета). Реконструируются залы Большого Кремлевского дворца.

Особое внимание в истории Кремля уделяется звездам, которые венчали его башни. В 1935 г. было решено снять орлов со Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башен и установить на их месте пятиконечные звезды с серпом и молотом. Изготовили звезды из нержавеющей стали и красной меди по рисунку художника–декоратора Ф. Федоровского в мастерских Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и на московских заводах.

Знаки серпа и молоты были выложены горными хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами. Ночью звезды подсвечивались специальными прожекторами. Однако простояли эти звезды совсем недолго : под воздействием осадков, ветров и морозов потускнели самоцветы серпов и молотов, да и размер звезд оказался несколько завышенным и нарушал конструкционную гармонию башен. Федоровский изготовил новые эскизы звезд. Теперь они по своим параметрам соответствовали размерам башен. Ученые и инженеры разработали принципиально новую конструкцию звезды из нержавеющей стали и рубинового стекла, освещаемую изнутри светотехническими устройствами непрерывного действия, благодаря чему звезды излучали свет и днем и ночью. 7 ноября 1937 г. в московском небе вновь вспыхнули кремлевские звезды. Правда, теперь их было не четыре, а пять – прибавилась звезда на Водовзводной башне.

mirznanii.com