Храм-памятник Христу – Спасителю России от французского нашествия – был воздвигнут по обету Императора Александра I. В международном конкурсе 1814 года, в котором приняли участие А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, В.В. Стасов и другие, победил проект художника А.Л. Витберга. Закладка храма была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах между Смоленской и Калужской дорогами. Но этот проект, задуманный в величественных классических формах, так и не был реализован – указом Сената от 11 мая 1827 года строительство было прекращено. Проведенный в 1829 году второй конкурс не дал ожидаемого результата, и в 1830 году Николай II передал проектирование храма К.А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением – территорией Алексеевского монастыря. В 1837 году была назначена Комиссия по сооружению храма, через год начались строительные работы. Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием: его архитектура провела четкую грань меж двух эпох в архитектуре Москвы – уходящего классицизма в варианте послепожарного московского ампира и зарождения русского стиля для обновления исторического центра Москвы. Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходившим к византийским образцам, Тон дополняет его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV-XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс на уровне окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста плана, обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года. И если символики форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на христианское вероучение, то в тоновском проекте программно и определенно заявлена тема национального храма-памятника, храма-музея и обетного храма, возведенного в освященном обычаем месте – в центре Москвы, рядом с древним Кремлем. Массивный кубовидный объем храма, грандиозность которого обусловлена близостью Кремля, получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам: их отличает лишь тематика скульптурного убранства. Фасады снаружи декорированы 48 рельефами, авторами которых были скульпторы А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора исполнены по моделям Ф.П. Толстого. Внутренняя отделка храма производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А.И. Резанов и Л.В. Даль. Обратившись к традиционной, «поясной» схеме росписи древнерусских храмов, они подчинили ее соразмерности архитектурных членений, отказавшись от типичного для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции вписывались в орнаментальные обрамления, подчиненные формам, линиям и абрисам предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хор, исполнили художники А.Т. Марков, И.Н. Крамской (главный купол), П.В. Басин и Н.А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф.А. Бруни и П.С. Сорокин (паруса и клиросы), В.В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г.И. Семирадский, В.Д. Фартусов, В.Е. Маковский и др. Иконостас, представляющий собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром, располагался по оси главного входа в восточной части основного креста храма. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т.А. Неффом. Часовня одновременно служила иконостасом и играла роль надпрестольной сени. Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На его стенах разместились 177 мраморных плит; на их поверхности были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года, высочайшие приказы, рескрипты и увековечены имена воинов – защитников Отечества. Во втором ярусе, на хорах, разместились дополнительные престолы храма. 5 декабря 1931 года храм был взорван. Некоторое количество фресок было снято и передано в Третьяковскую галерею. Несколько горельефов с фасадов храма переданы в Музей архитектуры (вмонтированы в стены Донского монастыря). В 1990 году начато его восстановление, при строительстве были использованы хранящиеся в Музее архитектуры чертежи Тона и его помощников. Новый храм был воздвигнут на огромном стилобате, внутри которого разместился нижний храм во имя Св. Николая Мирликийского, Музей храма Христа Спасителя и зал церковных соборов. Вновь построенный храм был освящен в 2000 году. www.culture.ru Современное здание воспроизводит внешний облик одноименного храма, возведенного в честь подвига российского народа в Отечественной войне 1812 года, освященного в 1883 году и разрушенного в 1931 году. Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина. Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества. Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг. Его проект на фоне остальных выделялся масштабом — высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек. Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!» В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени — около 400 тысяч человек — на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы. Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект. По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор. Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов. От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге. Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня — район рядом со станцией метро «Кропоткинская»). Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз. Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового. По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять». По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии. Был основан во второй половине XIV века, до XVI века располагался на месте нынешнего Зачатьевского монастыря на улице Остоженке. Монастырь сгорел во время московского пожара 1547 года и был восстановлен по приказу Ивана Грозного на месте, где сегодня располагается храм Христа Спасителя. Позже монастырь и прилегающие постройки сгорали не раз и вновь восстанавливались. Долгое время в его церквах молились члены семьи Романовых и высокопоставленные вельможи. В XIX веке Николай I приказал перенести монастырь для того, чтобы расчистить место для храма Христа Спасителя, а новый, названный Ново-Алексеевским, построили в Красном селе (неподалеку от метро «Красносельская»). После революции 1917 года монастырь упразднили, часть его была разрушена. В уцелевших зданиях в разное время располагался Дом пионеров, научные учреждения и завод зонтов. В конце XX века здания вернули Русской православной церкви. Часть церквей действует и сегодня. Храм возводили больше сорока лет. На его строительство снова были выделены грандиозные средства. Прежних ошибок с инфраструктурой уже не повторили. Чтобы удобно доставлять камень для стройки, был осуществлен один из проектов еще петровских времен по соединению каналом подмосковных рек Сестры и Истры. Во время возведения храма Христа Спасителя у строителей возникли трудности с доставкой стройматериалов из других регионов России. Еще во время первой стройки под руководством Александра Витберга бывали случаи, когда из десяти барж с камнем до стройки доплывали одна или две. Проблему решил канал, прорытый в Подмосковье между реками Истра и Сестра. Он позволил подвозить стройматериалы по Москве-реке прямо к стройке. На строительство канала ушла четверть века. Однако уже через десять лет грузы стали возить по железной дороге. В результате рытья канала существенно увеличилось озеро Сенеж. Из маленького озерца оно превратилось в водохранилище площадью 15 км². Сегодня Сенеж является самым большим озером в Подмосковье. Сюда приезжают из Москвы и близлежащих городов купаться, ловить рыбу и охотиться. Самым известным среди ценителей красот этой местности был художник-пейзажист Исаак Левитан. Именно здесь он работал над своей последней картиной «Озеро. Русь». Основные работы закончились в 1880 году. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Не дожил до конца стройки и Николай I. Храм планировалось освятить в 1881 году. Однако церемония сорвалась из-за бомбы народовольцев, убившей Александра II. Освящение состоялось только в 1883-м, в день коронации Александра III, которая проходила в Успенском соборе Кремля. В последующие годы в храме Христа Спасителя отмечались все большие религиозные праздники: 300-летие дома Романовых, 100-летие со дня окончания войны 1812 года и другие. А Рождество Христово до 1918 года отмечалось как день спасения России и победы в Отечественной войне. Храм простоял чуть больше 50 лет. Летом 1931-го по указанию Иосифа Сталина его было решено снести для постройки главного здания СССР — Дворца Советов. Так же, как и в прошлые столетия, был объявлен конкурс, но уже не международный, а всесоюзный. В нем победил Борис Иофан — архитектор Дома на набережной. Начались работы по демонтажу храма. Так как разобрать здание полностью не удалось, было решено его взорвать. Через несколько лет началась стройка, которая так и не была закончена. Во время Второй мировой войны металлические конструкции, предназначенные для стройки дворца, использовали для восстановления мостов. После войны в фундаменте, оставшемся от здания, было решено разместить бассейн. Самый большой в Европе бассейн «Москва», в котором можно было плавать круглый год, был открыт в 1960-м. За спортивным объектом закрепилась дурная слава. Там периодически тонули люди — якобы действовала радикальная группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. О храме за 30 лет никто не забыл. Говорили, что по ночам в воде бассейна отражается храм. Соседством с бассейном была недовольна администрация Музея им. Пушкина: эксперты жаловалась на то, что зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Однако ни слухи, ни просьбы не помешали бассейну проработать больше 30 лет, до начала работ по воссозданию храма Христа Спасителя в 1994 году. Так же, как и 200 лет назад, в числе инициаторов воссоздания храма Христа Спасителя были литераторы. Указ был издан первым президентом России Борисом Ельциным. Деньги на храм собирали «всем миром». Стройка, которая в XIX веке заняла около сорока лет, была завершена в трехлетний срок. Здание восстановлено по проекту Константина Тона под руководством архитектора Алексея Денисова, позже — Зураба Церетели. Внешний вид и убранство храма отличаются некоторыми деталями, самая заметная из которых — барельефы. До 1931 года они были белокаменными, сейчас — бронзовые. Немного увеличилась высота храма. Внутреннее убранство изменилось существенно. Практически ничего из храма, стоявшего на этом месте до 1931-го, здесь нет. Однако это не значит, что ничего не осталось. Когда решение о сносе храма Христа Спасителя было принято окончательно, к работе приступила комиссия, которая должна была выбрать, что следует сохранить. Иконы, утварь и другие предметы было решено передать в Третьяковскую галерею, Русский музей, а также в Антирелигиозный музей искусств, который располагался в Исаакиевском соборе Петербурга. Но и после взрыва в разных учреждениях Москвы продолжали появляться предметы убранства храма. Например, уцелевшие горельефы до сих пор можно увидеть на одной из стен Донского монастыря недалеко от метро «Шаболовская». Четыре яшмовые колонны алтаря, по одной из версий, находятся в здании ученого совета Московского государственного университета. По слухам, в подвалах одного из зданий МГУ на Моховой находятся и другие предметы из убранства храма. Алтарь, по легенде, был то ли подарен жене американского президента Элеоноре Рузвельт, то ли выкуплен ею и подарен Ватикану. По другой версии, его хотели продать, но так и не смогли демонтировать, поэтому он был уничтожен. Из четырнадцати колоколов храма уцелел только один. Некоторое время он был в здании Северного речного вокзала в подмосковных Химках. Другие колокола были переплавлены. По одной из версий, они были использованы при отливке знаменитых скульптур на станции метро «Площадь Революции». Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»), а также гостиницы «Москва». Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР. Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького. www.culture.ru в Москве, построен в 1837—83 на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту К. А. Тона (1832) как храм-памятник, посвящённый Отечественной войне 1812. Сооружённое в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м) здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства (скульптуры П. К. Клодта, А. В. Логановского, Н. А. Рамазанова, Ф. П. Толстого, росписи В. В. Верещагина, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова и др.). Разрушен в 1931; на его месте до 1993 существовал плавательный бассейн «Москва». В 1995—1997 восстановлены архитектурные формы храма, ведутся работы по воссозданию убранства интерьера и фасадов. dic.academic.ru ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в Москве. Был построен на месте Алексеевского монастыря у Пречистенских ворот (1832–1889), автор проекта и руководитель работ – русский архитектор К.А.Тон (см. ТОН, КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ). Создание храма имеет длительную предысторию. После изгнания наполеоновских войск из России в среде русского генералитета возникла мысль о храме в память о доблестных подвигах воинов. Флигель-адъютант П.А.Кикин имел возможность донести эту мысль до государя. Александр I проникся идеей и обнародовал ее в специальном манифесте от 25 декабря 1812. Сразу же был объявлен конкурс на проект храма, привлекший к работе не только русских, но и иностранных архитекторов. В конкурсе участвовали такие прославленные мастера, как Д.Кваренги, А.Н.Воронихин и др. В 1817 победителем конкурса признали молодого художника А.Л.Витберга (см. ВИТБЕРГ, АЛЕКСАНДР (КАРЛ) ЛАВРЕНТЬЕВИЧ). Витберг избрал для строительства храма место на вершине Воробьевых гор, откуда открывался величественный вид на город. Строительство началось, однако неопытный автор проекта не сумел организовать должного контроля за работами и вскоре был отстранен и сослан. Сменивший Александра I царь Николай I усомнился в целесообразности продолжения работ. Специальная комиссия провела экспертизу проекта и выяснила: выбранное место – бровка Воробьевых гор – не сможет вынести гигантской нагрузки здания. В 1829 император вновь объявил конкурс, а в 1831 проектирование собора было фактически передано архитектору К.А.Тону, который пообещал в кратчайшие сроки, в течение пяти месяцев, завершить работу над проектом. Тон к тому времени завершил пенсионерство в Италии, где был избран членом Римской и Флорентийской академий, и успел обратить на себя внимание царя несколькими оригинальными проектами петербургских храмов в «византийско-русском» стиле. Место для строительства нового храма в начале Пречистенского бульвара, где стоял древний Алексеевский монастырь, предложил сам государь. С градостроительной точки зрения оно было не менее удачным, чем прежнее: будучи достаточно удаленным от Кремля, храм не спорил с ним, в то же время на фоне Кремля прекрасно прочитывалась его связь с древним ансамблем. Огромный собор с белыми мраморными стенами и золоченой центральной главой замыкал перспективу нескольких московских бульваров и улиц и приобретал значение центра масштабной градостроительной композиции. После тщательно проведенной подготовки грунтов и фундаментов, положенных на глубине 30–40 м, в сентябре 1839 состоялась торжественная закладка нового храма. Строительство собора продолжалось вплоть до 1855, когда на главном куполе храма водрузили крест. В архитектуре собора архитектор Тон попытался возродить формы древней византийской архитектуры. Это был грандиозный по размерам пятиглавый храм центрического типа с хорошо уравновешенным соотношением массивного объема, огромной центральной главы и угловых башен-колоколен. План собора имел правильную форму равноконечного креста. В интерьере еще один внутренний вписанный равноконечный крест позволил зодчему целиком высвободить центральный объем, не загромождая его опорами, и создать круговую обходную галерею. Благодаря этому приему внутреннее пространство храма приобрело уникальные качества цельности и устремленности ввысь: восьмигранный объем центра плавно перетекал в залитое светом подкупольное пространство и мягко сливался с затемненными нефами. В архитектуре собора Тон активно использовал древние византийско-русские формы. Они отражали «литературную программу» памятника, состоявшую в утверждении православия, самодержавия и народности. Тем не менее образный язык архитектуры был весьма земным и будничным. Чисто внешние национальные приметы в виде аркатурного пояса, закомар или перспективных порталов ложились на основу здания, безразличную к этим декоративным дополнениям. Особый интерес представляет архитектура собора с инженерной точки зрения. Подобно куполу Флорентийского собора, центральный купол храма был выполнен без опалубки, а металлическая одежда остальных куполов сделана на железном каркасе. В толще стен были скрыты водостоки и воздушное отопление. Внутренняя штукатурка была положена не непосредственно на стены, а по металлической сетке, отнесенной от стены на луженых костылях. Зазор между стенами и штукатуркой обеспечивал циркуляцию воздуха и предохранял живопись от протечек и порчи. Согласно замыслу митрополита Московского Филарета, стены храма должна были украсить монументальные сюжетные композиции на темы христианских праздников, которые совпали бы с днями решающих сражений Отечественной войны 1812, а также изображения чудотворных икон Богоматери (Смоленской, Владимирской, Иверской и Казанской) и фигуры святых русских князей. Над созданием горельефов трудилась целая группа скульпторов: А.В.Логановский, П.К.Клодт, Н.А.Рамазанов и др. Заказ выполнялся мастерами в Риме, что предопределило стилистическое разноречие между архитектурными формами и скульптурой. Еще более масштабные работы развернулись в интерьере храма. Его стены были украшены фризами, набранными из разноцветных мраморов, порфира и яшмы, а полы – орнаментальной мраморной инкрустацией. К выполнению настенной живописи, которая по замыслу К.Тона должна была заполнить всю поверхность стен, привлекли лучших русских художников академического направления. Над росписью храма Христа Спасителя трудились Ф.А.Бруни, В.П.Верещагин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, К.Е.Маковский, Г.И.Семирадский и др. Эти же мастера написали и иконы для центрального и двух боковых иконостасов. В разработке формы главного иконостаса собора проявилось присущее храмовой архитектуре Тона стремление приблизиться к стилистике древних византийских форм. В качестве «образца» для иконостаса был избран легендарный киворий над престолом Софии Константинопольской, который, согласно сохранившимся в источниках описаниям, имел вид пирамиды, покоившейся на колонках. В целом интерьер собора нес отпечаток новых вкусов второй половины 19 в. и не соответствовал крупному масштабу архитектурных форм. Драгоценная утварь для храма Христа Спасителя создавалась по специальным заказам. Люстры, подсвечники, фонари делались на фабриках Хлебникова, Короткова, Моранда и др.; литургические сосуды – в мастерских Овчинникова, Хлебникова, Чичелева. Впервые в истории московский кафедральный собор выполнял не только литургическую функцию: в круговой галерее, обходящей храмовое пространство, был создан музей Отечественной войны 1812. В ее стены вмонтировали мраморные доски с текстами манифестов Александра I, описанием сражений, перечислением отличившихся полков, именами погибших и награжденных. В советское время, по решению правительства храм взорвали (5 декабря 1931), чтобы очистить место для нового грандиозного сооружения социалистической эпохи – Дворца советов. Война 1941–1945 не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва». В начале 1990-х годов возникла идея восстановления собора Христа Спасителя. Воссоздание храма на его прежнем месте началось в 1995. В 2000 храм был освящен патриархом Алексием II. Cтены собора выполнены на основе монолитного железобетонного каркаса, обложены кирпичом и облицованы мрамором. Работы над наружной и внутренней отделкой продолжаются. Воссозданием наружных горельефов занималась группа скульпторов под руководством Ю.Г.Орехова. В стилобатной части, несколько видоизмененной по сравнению с первоначальной, разместились зал для проведения Соборов Русской православной церкви, зал заседаний Синода, будут устроены музей Отечественной войны 1812 и храм Преображения с приделами, восстанавливающими приделы снесенного в 19 в. Алексеевского монастыря. www.krugosvet.ru Храм Христа Спасителя в Москве — самый большой собор Русской Православной Церкви и ее главный символ. Трагическая история храма, как в зеркале, отражает всю историю взаимоотношений власти, народа и церкви в XX веке. Храм Христа Спасителя. Наши дни. Ольга Ваганова/АиФ Идея строительства кафедрального собора во имя Христа Спасителя возникла после окончательной победы России над Наполеоновской армией в 1812 году. Возведение церкви возрождало древнерусскую традицию обетных храмов, строившихся в знак благодарности за победу. 25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест о построении церкви в Москве. В результате проведенного конкурса победил проект художника Александра Витберга, согласно которому храм был втрое больше нынешнего, увенчан исполинской колоннадой и включал Пантеон погибших. Интересно, что архитектор был лютеранином, но ради реализации проекта принял православие. Возведение собора началось на Воробьевых горах, там, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьевский дворец. Руководил строительством сам Витберг, неопытность которого в подобных делах привела к масштабным денежным хищениям. Вступивший на престол в 1825 году император Николай I останавливает стройку из-за непригодности почвы, а руководители обвинены в растратах и отданы под суд. В качестве нового места для возведения храма выбрана территория на берегу Москвы-реки, на Чертолье (Волхонка), занятое Алексеевским женским монастырем. Монастырь сносится, и по преданию, игуменья Алексеевской обители проклинает строителей со словами: «Сему месту быть пусту». Так оно впоследствии и случится. Архитектором храма Христа Спасителя становится Константин Тон – автор Ленинградского вокзала и Большого Кремлевского дворца. Он проектирует собор в официально принятом тогда, отвечающем вкусам царя русско-византийском стиле. В 1837 году состоялась торжественная закладка церкви, а строительство началось в 1839 году и продолжалось почти 44 года, до окончания правления уже следующего императора – Александра II. В 1860 году году наружное здание храма было построено, и начались работы по отделке внутренних интерьеров. Оформлением собора занимались художники Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие члены Академии Художеств. В нижней галерее храма были размещены мраморные плиты с именами павших солдат и с названиями всех сражений Отечественной войны 1812 года. Торжественное освящение собора состоялось в 1883 году при Александре III. Храм становится центром не только религиозной, но также общественной и культурной жизни страны. Здесь проводятся коронации, юбилеи и всенародные праздники. Первый проект храма архитектора Витберга. wikipedia.org В 1917 году, во время революции и развертывающейся Гражданской войны, церковь, после 200-летнего перерыва, восстанавливает институт Патриаршества. В храме Христа Спасителя избирается новый патриарх Московский и Всея России Тихон. Таким образом, храм становится центром церковной жизни страны и обрушившихся на нее потрясений. В 1918 году специальным декретом правительство прекращает финансирование церквей. Со времени постройки храм Христа Спасителя не ремонтировался, для его восстановления и поддержания жизнедеятельности требовались колоссальные средства. Тогда было организовано Братство храма, которому силами частных жертвователей на непродолжительное время удается продлить его работу. В 1922 году году Патриарх Тихон был арестован, а храм передали «обновленцам» – противникам Патриарха. Тогда же рождается идея возведения Дворца Советов, одного из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, а построить его было решено на месте храма Христа Спасителя. Летом 1931 года ВЦИК вынес резолюцию: «ввиду отвода участка храм ликвидировать и снести». 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные удары содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Кадр взрыва храма. 1931 год. wikipedia.org Строительство Дворца Советов, к которому приступили в 1937 году, пришлось остановить из-за начавшейся войны. Здание было разобрано, так как стройматериалы потребовались для изготовления противотанковых ежей и других оборонительных сооружений. От идеи возведения Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году. В послевоенные годы в столице разворачивается масштабное строительство, на фоне которого огромный пустырь в центре Москвы, на Волхонке, выглядит нелепо. На его месте было решено сделать открытый плавательный бассейн с подогревом воды для зимнего купания. Так, в 1969 году в столице, на месте храма Христа Спасителя, появляется бассейн «Москва». Он проработает до начала 1990-х годов и закроется в связи с износом коммуникаций. Бассейн "Москва". 1980 год. wikipedia.org В Перестройку, в конце 1980-х, организован народный референдум за возрождение храма Христа Спасителя. Свои подписи за восстановление церкви ставят тысячи советских людей. Тогда же появляются первые фонды по сбору средств на строительство собора. Но на правительственном уровне соответствующее решение принимается только в 1994 году. Пожертвования на строительство храма Христа Спасителя поступают от сотен тысяч граждан, а также от российских и зарубежных компаний. Проект нового храма разработала группа архитекторов во главе с Михаилом Посохиным и Алексеем Денисовым, которого позже заменил скульптор Зураб Церетели. Церетели внес в облик здания значительные изменения, отличающие его от исторического: вместо белокаменной облицовки, появилась мраморная, добавилась стилобатная часть, мраморные горельефы на фасаде сменили бронзовые композиции. В 2000 году, после завершения всех работ, новый храм освятил патриарх Алексий II. В память о ранее существовавшем на этом месте Алексеевском монастыре в подцерковье освящен нижний храм во имя Преображения Господня с приделами Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. На сегодняшний день храм Христа Спасителя – второй по величине православный собор в мире и первый по высоте. Здесь проводятся торжественные богослужения с участием первых лиц государства. Сюда в Пасхальную ночь доставляется частичка Благодатного огня из Иерусалима. flickr.com 2go2city.ru в Москве. Был построен на месте Алексеевского монастыря у Пречистенских ворот (1832-1889), автор проекта и руководитель работ - русский архитектор К. А.Тон. Построен в память о войне 1812 года. В архитектуре собора были сделаны попытки возродить формы древней византийской архитектуры. Это был грандиозный по размерам пятиглавый храм центрического типа с хорошо уравновешенным соотношением массивного объема, огромной центральной главы и угловых башен-колоколен. План собора имел правильную форму равноконечного креста. В интерьере еще один внутренний вписанный равноконечный крест позволил зодчему целиком высвободить центральный объем, не загромождая его опорами, и создать круговую обходную галерею. Благодаря этому приему внутреннее пространство храма приобрело уникальные качества цельности и устремленности ввысь: восьмигранный объем центра плавно перетекал в залитое светом подкупольное пространство и мягко сливался с затемненными нефами. В архитектуре собора активно использовались древние византийско-русские формы. Они отражали "литературную программу" памятника, состоявшую в утверждении православия, самодержавия и народности. Тем не менее образный язык архитектуры был весьма земным и будничным. Чисто внешние национальные приметы в виде аркатурного пояса, закомар или перспективных порталов ложились на основу здания, безразличную к этим декоративным дополнениям. Особый интерес представляет архитектура собора с инженерной точки зрения. Подобно куполу Флорентийского собора, центральный купол храма был выполнен без опалубки, а металлическая одежда остальных куполов сделана на железном каркасе. Высота храма была 103 м. В толще стен были скрыты водостоки и воздушное отопление. Внутренняя штукатурка была положена не непосредственно на стены, а по металлической сетке, отнесенной от стены на луженых костылях. Зазор между стенами и штукатуркой обеспечивал циркуляцию воздуха и предохранял живопись от протечек и порчи. Стены храма должна были украсить монументальные сюжетные композиции на темы христианских праздников, которые совпали бы с днями решающих сражений Отечественной войны 1812, а также изображения чудотворных икон Богоматери (Смоленской, Владимирской, Иверской и Казанской) и фигуры святых русских князей.
Над созданием горельефов трудилась целая группа скульпторов: А. В. Логановский, П. К. Клодт, Н. А. Рамазанов и др. Над росписью храма Христа Спасителя трудились Ф. А. Бруни, В. П. Верещагин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, К. Е. Маковский, Г. И. Семирадский и др. Эти же мастера написали и иконы для центрального и двух боковых иконостасов. В разработке формы главного иконостаса собора проявилось присущее храмовой архитектуре Тона стремление приблизиться к стилистике древних византийских форм. В качестве "образца" для иконостаса был избран легендарный киворий над престолом Софии Константинопольской, который, согласно сохранившимся в источниках описаниям, имел вид пирамиды, покоившейся на колонках. В целом интерьер собора нес отпечаток новых вкусов второй половины XIX в. и не соответствовал крупному масштабу архитектурных форм. Впервые в истории московский кафедральный собор выполнял не только литургическую функцию: в круговой галерее, обходящей храмовое пространство, был создан музей Отечественной войны 1812. В ее стены вмонтировали мраморные доски с текстами манифестов Александра I, описанием сражений, перечислением отличившихся полков, именами погибших и награжденных. В храм поместили знамена и ключи покоренных городов. В советское время, по решению правительства храм взорвали (5 декабря 1931), чтобы очистить место для нового грандиозного сооружения социалистической эпохи - Дворца советов. Война 1941-1945 не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва". Воссоздание храма на его прежнем месте началось в 1995. В 2000 храм был освящен патриархом Алексием II. Cтены собора выполнены на основе монолитного железобетонного каркаса, обложены кирпичом и облицованы мрамором. За счет нового цокольного этажа Храм получился выше, чем он был раньше. Работы над наружной и внутренней отделкой продолжаются. Воссозданием наружных горельефов занималась группа скульпторов под руководством Ю. Г. Орехова. В стилобатной части, несколько видоизмененной по сравнению с первоначальной, разместились зал для проведения Соборов Русской православной церкви, зал заседаний Синода, будут устроены музей Отечественной войны 1812 и храм Преображения с приделами, восстанавливающими приделы снесенного в XIX в. Алексеевского монастыря. Строительный словарь. Храм Христа Спасителя — в начале XX в. Москва. Храм Христа Спасителя (улица , 1517). Мемориальный храм в Москве был задуман в декабре 1812 после ухода последнего солдата Наполеона с территории России, о чём сообщалось в манифесте императора . Был объявлен… … Москва (энциклопедия) храм христа спасителя — спас на гаражах Словарь русских синонимов. храм христа спасителя сущ., кол во синонимов: 1 • спас на гаражах (1) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов Храм Христа Спасителя — У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Христа Спасителя (значения). Кафедральный православный собор Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) … Википедия Храм Христа спасителя — Кафедральный Православный храм Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (во имя Рождества Христова) Храм Христа Спасителя Вид Храма Христа Спасителя … Википедия Храм Христа Спасителя — кафедральный собор г. Москвы (архитектор К.А. Тон, 1794–1881). 25 дек. 1812 имп. Александр I издал манифест «о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов»… … Религии народов современной России Храм Христа Спасителя — построен в Москве по обету имп Александра Благословенного, пожелавшего воздать этим благодарность Богу Промыслителю, спасшему Россию от нашествия французских полчищ в 1812 г. и увековечить в памяти потомства эту достопамятную тяжкую годину … Полный православный богословский энциклопедический словарь Храм Христа Спасителя — в Москве. Был построен на месте Алексеевского монастыря у Пречистенских ворот (1832 1889), автор проекта и руководитель работ русский архитектор К. А.Тон. Построен в память о войне 1812 года. В архитектуре собора были сделаны попытки возродить … Архитектурный словарь храм Христа Спасителя — хр ам Христ а Спас ителя … Русский орфографический словарь храм Христа Спасителя — … Орфографический словарь русского языка Храм Христа Спасителя (значения) — … Википедия dic.academic.ruХрам Христа Спасителя. Храм христа спасителя архитектор
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя
История создания
Алексеевский монастырь
Озеро Сенеж
Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва
Убранство
Колокола
Камень
Христа Спасителя Храм - это... Что такое Христа Спасителя Храм?
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ | Энциклопедия Кругосвет
Открывая Москву
Храм Христа Спасителя
История создания
Дворец Советов и бассейн «Москва»
Восстановление храма
Храм Христа Спасителя - это... Что такое Храм Христа Спасителя?
Храм Христа Спасителя Смотреть что такое "Храм Христа Спасителя" в других словарях: