Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Кто спроектировал Московский кремль? Какой архитектор стал перестраивать московский кремль


Кем был Керемли или как азербайджанец построил Московский Кремль? | Эксклюзив

Московский Кремль является символом российской столицы - сердцем и гордостью города. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые деревянные укрепления. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Начиная с 1238 году, со времени монгольского нашествия, Кремль регулярно разрушался и строился заново.

Символом возрождения кремлёвского строительства на Руси стало возведение стен белокаменного Московского Кремля, которое началось в 1367 году в годы правления великого князя Дмитрия Донского. Истории известны имена кремлевских зодчих начиная с XV века, однако кем была построена крепость при Дмитрии Ивановиче, до сих пор оставалось загадкой. Согласно сведениям азербайджанских историков, архитектором построенного в 1367-м году Московского Кремля был азербайджанец Алис Сюбхан оглу Керемли.

«5-го января 1367- года в морозный моросящий день рано утром в Шамахе через главные восточные ворота во дворец Ширваншахов въехали 10 всадников, одетые в длинные серые тулупы, черные меховые шапки, длинные красные сапоги и 7 лошадей цвета хны (рыжие), загруженные мешками подарков. Путники привезли письменную просьбу Великого Московского князя Дмитрия Ивановича и удостоили повелителя подарками: cоболиные меха, известные владимирские тулупы, чешские хрустальные вазы и комплекты фарфоровой посуды. Прибывший из русского дворца на государственной карате боярин И.А.Баратынский с присущей казакам горячностью начал знакомить главу государства с содержанием привезенного им письма. Прибывший вместе с русским караваном посол ханства при Московском княжестве Гафур бек выполнял работу переводчика. Известный как лучший архитектор и главный зодчий Ширванского края и всего Азербайджана Алис Сюбхан оглы Керемли Ширвани приглашался в Москву на грандиозную строительную работу.

Сначала Шейх Ибрагим не хотел отпускать своего любимого мастера, но учитывая письменную княжескую гарантию на его личную безопасность и согласие самого архитектора, согласился. Получивший благословение на путешествие известный мастер начал готовиться к пути. Архитектор Алис бек был известен на Ближнем Востоке, Кавказе, в Персии , Индии и конечно же, в родном Азербайджане. 10-го числа того же месяца русские послы и архитектор Алис Керемли отправились в Москву. В том же году за неделю до­­­­­ Новруза между князем Дмитрием Донским и главным архитектором был подписан договор. По документу не было ограничений на рабочую силу, финансовое обеспечение, территориальные изменения, исключались контроль, указания и поправки в проект главного архитектора ему были отданы полная свобода и титул боярина.

Эта грандиозная строительная работа должна была завершиться за 4 года. На острове, омываемом Москва-рекой и её притоком Яузой, должны были быть построены внутренний город, крепостные стены с окружающими многочисленными башнями, цитаделями и воротами. Наконец, 25-го марта в день благих вестей («Благие вести, то есть девы Марии от священного Духа - Бога, русские также называют это «Благовещенском») в фундамент постройки были положены первые тесаные черные камни. Воздвигнутые из деревьев внутренние и наружные крепостные стены по приказу архитектора были снесены. Архитектор Алис бек всех удивил , в первый раз на Руси употребив в штукатурку яичный белок сырого яйца. Через год строительство внешних стен крепости с цитаделями, пятью башнями и пятью воротами было практически завершено. Вырытые и заполненные водой рвы перед стенами, воздвигнутыми до Алис бека из деревьев ,были заполнены землей и камнями, хорошенько зарыты, то есть были отменены как неподходящие новому проекту добавления. Верхние части внешних стен были оформлены выступами в виде локтей, и это только многократно увеличивало их великолепие. Общая длина крепостных стен 3,4 минаров, толщина 1,2 аршинов, высота же 5,7 аршинов. В начале работы был возведен деревянный забор вокруг стройки , дабы предотвратить загрязнение прилегающих территорий и чтобы строителей не отвлекали зеваки. Обведение постройки ограждением было новшеством на русской земле.

Рабочая сила в 1500 человек жили отдельно в удобных и утепленных домах, были обеспечены в день 2 раза горячей едой, в неделю один раз у них был выходной. Поварами были молодые женщины и девушки. Алис бек выбрал рабочих из самых бедных семей города. Мастера в месяц получали одну десятку золотых монет. При оплате применялись призы и другие льготы. Бесплатные обеды и ужины всем поднимали настроение. Такая зарплата для тех времẽн была большой суммой. На строительной площадке по итогам одного года ни разу не было спора насчет распределения труда, дисциплина держалась на высоком уровне. Алис бек всем обещал, что после завершения работы все дома вместе с имуществом внутри будут подарены там живущим. Москвичи его безумно любили. Ведь население города питалось за счẽт строительства. Народ строительную площадку называл «Керемлинским рядом».

Вот такая картина получилась, когда давали названия башням: главная башня как Спасск (Спас), другие же попали в историю как Троица, Николай, Боровица и Э.Керемли. Несмотря на резкие протесты азертюркского мастера в результате просьбы 16-тилетней племянницы князя Дмитрия Ивановича Анны Ханымгызы,которая была безумно влюблена в мастера и не скрывала своих чувств , следила за ним в строительстве и в повседневной жизни, а также рабочего коллектива 5-ая башня была названа «Керемли» ,и это на документах принесло бессмертие нашему соотечественнику. Позже, в августе 1556-го года после того, как царь Иван IV Грозный оккупировал город Казань, от зависти специальным указом переименовал башню «Керемли» в «Водовзвод». До конца последней эры по официальным документам русские, мировое общество, москвичи, путешественники эту башню, в целом, это непревзойденное искусство со всеми элементами, строительный храм называли то «Керемли» , то «Кремли» или же вкратце как «Кремль» . Таким образом, название «Кремль» полностью стабилизировалось.

Великий архитектор на основании своего проекта во дворе в 175 га построил также княжеский дворец, место для собраний, другие строения, а также сеть секретных катакомб. Спустя ровно 4 года 25 марта в День Благих Вестей было торжественное открытие большого здания. И Великий Князь Дмитрий Иванович, и москвичи, а также приглашенные из иностранных представителей разнообразные гости были в восторге. Больше всех радовалась Анна-ханум. Прижавшись к Алис беку она не могла скрыть своих слез от счастья. В течение 4-х лет Алис бек всего лишь один раз в Шамахе посетил свою семью. В договоре с Великим князем было решено, что архитектор возвращается на Родину, в последний день весны приезжает в Москву,получает свою зарплату и принимает участие в устроенном в честь него на торжественном пиру. Алис бек уехал в Ширван. В первый день лета на опушке леса у начала нынешней Волоколамской дороги - тогда на 9-м километре дороги Москва-Смоленск открылась церемония провод нашего мастера на Родину. Стало ясно, что по причине болезни Дмитрий Иванович не будет присутствовать.

Большинство бояр, группа поваров Великого Князя и музыканты дворца были здесь. 22 июня 1371-го года, чтоб скрыть тайну, во время «икинди» (обряд намаза) атаман казаков, предательски мечом ударив в спину, отделил голову нашего соотечественника от тела. Он был похоронен там же. Не уставая от ухода за его могилой Анна Ханымгыз, несмотря на то, что ее любовь была безответной, не выдержав его потери , постриглась налысо и отправилась в Пензенский монастырь. Русская сторона не придала значение ни договору,ни обещанному слову,тем самым выбрав путь предательства, но также выбрала молчание ,что создателем Кремля является наш сын. Не учитывая незначительные знаки,касающиеся этой истины в историческом романе русского писателя Бородина « Дмитрий Донской » , русские источники, особенно многотомная книга « История Российской империи » И.Карамзина также сохранили молчание. Прошло время, и по проекту убитого в то время 49-тилетнего Алис бека Керемли были созданы кремли в Суздали, Смоленске, Новгороде, Казани и в Праге».

Источник: Ульфат Джавад «Кремль построил Азербайджанец».НАНА Институт истории «Научные труды».Баку, 2009, том 28, стр. 205-208. (Азерб.)

Переводила: Эльвира Ибрагимова

azj.rus4all.ru

Московский кремль, архитектура, история

Московский кремль — одно из самых знаменитых зданий мира, являющийся самым узнаваемым символом Москвы. Впрочем, Кремль — это не только своего рода концентрат правительственных решений (Кремль сказал, Кремль сделал), но и уникальное произведение архитектуры со своей историей, которая местами жутка, а местами — прекрасна. Московскому кремлю пришлось пережить множество перестроек и ремонтов, но дух величия старины остался в нем прежним.

Как и многие другие произведения архитектурного искусства древней Руси, Кремль начался с обороны местности, — на его месте была построена небольшая крепость, по архитектурным возможностям того времени — деревянная.

Затем князь Дмитрий Донской велит перестроить Кремль с использованием белого камня. Время самое что ни на есть смутное, XIII век и самым великим войнам ещё предстоит грохотать. На время жития князя камня хватило, но уже через сто лет Кремлю требуется серьёзная перестройка — во-первых, камень оказался непрочным, да и стройка, видимо, велась не особо тщательно, во-вторых, Кремлю требовалось значительно более крепкое и надёжное окружение. Поэтому в XV веке начинается масштабная перестройка с привлечением именитых архитекторов Фрязиных (и пусть вас не обманывает фамилия — это итальянцы), Солари и других.

Белокаменный московский кремль

В качестве строительного материала выбирается кирпич и начинается стройка, идущая параллельно с возведением новых зданий на территории Кремля, как правительственных, так и военных, религиозных и т.д. Вначале акцент делается именно на оборонительной мощи сооружения, создаются бойницы, потайные ходы, колодцы, увеличивается толщина стен и т.д., но затем постройки, в первую очередь башни, которых в Кремле ровно 20, начали приспосабливаться для других нужд — для оповещения о пожарах (Набатная башня), для хранения припасов (Пороховая) и т.д.

Московский кремль. А. Васнецов

Меняется и внешний вид башен — над ними надстраиваются шатры, благодаря чему они приобретают более изысканный и нарядный вид. В нишах возле ворот Кремля устанавливаются образа и рисуются фрески, которые призваны защитить и ниспослать добро на тех, кто скрывается за воротами.

кремль в Москве

”Государство — это я”, — мог бы сказать Кремль, и в самом деле это было так. На внутренней территории центра Москвы расположились церкви и монастыри, царские дворцы и дворы приближённых к правителю бояр. И, конечно, многочисленные хозяйские постройки для ”люда”, а также украшения и памятники отличившимся.

Благовещенский собор Московского кремля

Здесь располагались Успенский, Благовещенский, Архангельский собор, колокольня Ивана Великого с 34 колоколами, Грановитая палата (зал приёмов и Красно крыльцо, где проходили церемонии коронования), церковь Ризоположения и другие важные постройки. Затем были возведены Сенат, Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата.

колокольня Ивана Великого

Война с Францией 1812 года сильно повредила постройки Кремля, который меньше пострадал от пожара, зато больше от взрывов — сбегая из Кремля, Наполеон приказал подложить взрывчатку под ключевые точки обороны. Взрывчатка сработала плохо, но все-таки повредила стены и несколько башен, поэтому часть его пришлось отстраивать заново.

Кремль после нашествия Наполеона

Впрочем, куда сильнее Кремль пострадал от своего же брата русского во время гражданской войны. Единственным вкладом новой власти в изменение ландшафта стало размещение Мавзолея возле Кремля да установка рубиновых звёзд на башни (и то, взамен бывших там золотых двуглавых орлов).

Большая часть церквей и памятников была разрушена, причём как минимум один памятник — лично товарищем Лениным, которому не терпелось ”разрушить старый мир до основания”. И только спустя годы началось постепенное восстановление исторического наследия Кремля.

Но кроме исторического наследия, ценность которого не подлежит сомнению, Кремль имеет богатый архив разнообразных легенд, которые не забылись даже после стольких лет социализма В числе этих легенд — рассказы о библиотеке Ивана Грозного, которая якобы сохранилась в подземельях Кремля (а их очень много, и даже опытные археологи не берутся установить, какая часть их исследована).

Грановитая палата

Кроме библиотеки под Кремлём ищут и сокровища — то оставленные французами, то спрятанные царями и их соратниками и противниками. А уж какое количество призраков там встречается! И Фанни Каплан (расстреляна в Комендантской башне), и Иван Грозный (колокольня Ивана Великого), которого, кстати, по свидетельствам современников видел сам Николай Второй накануне коронации, и всякие потусторонние персонажи рангом пониже (Беклемешевская башня, где находились тюрьма и пыточная камера; кстати, в этой пыточной камере, по легенде, кровоточили стены, при этом кровь бесследно исчезала).

Видели в Кремле и Ленина, но чаще он появляется в Мавзолее, поэтому обслуживающий здание персонал не любит задерживаться там по вечерам.

Подземный вход в Кремль

Наличие большого количества подземных ходов — это установленный факт. А вот составить их полную карту не удалось ещё никому. Занимающиеся исследованиями подземелий Кремля утверждают, что выходов из Кремля сотни — и к Москве-реке, и к собору Василия Блаженного.

Лик Николая Чудотворца на одной из башен Кремля

И ещё один факт, подлинность которого установлена — на одной из башен Кремля есть лик Николая Чудотворца, который во время одного из парадов строители коммунизма прикрыли куском ткани. И в процессе парада сотни людей увидело, как ткань не просто сорвало с образа, а разорвало на две части, хотя ветра в тот день практически не было. Возможно, это просто случайное стечение обстоятельств, но вышло весьма эффектно.

Анастасия БерсеневаКсения Кржижановская

rusmystery.ru

Кремль при Иване III [Перестройка]

Основные статьи: Иван III, Архитектура Московского княжества

Содержание (план)

Величественным символом молодого Российского государства стал перестроенный Иваном III Московский Кремль. Уже в первые годы своего правления великий князь начал работы по обновлению и украшению крепости Дми­трия Донского. Однако позднее он решил полностью срыть старые белокаменные стены и на их месте поставить новые, кирпичные. Эти грандиозные работы начались летом 1485 г. и были полностью окончены уже при Василии III. Руководили ими итальянские ма­стера, специально приглашённые в Москву. Помимо высоких стен и башен, они поставили плотину, перегородившую реку Неглинку. Таким образом, с севера от Кремля образовалось целое озеро — не­преодолимая преграда для врагов, а также для пожаров, от кото­рых в те годы часто страдала Москва. Водой Неглинки заполнили и огромный ров, который прорыли вдоль восточной стены Кремля. В итоге московская крепость превратилась в неприступный остров.

К концу правления Ивана III Московский Кремль стал не­узнаваем. Словно сказочное видение, вознёсся он на высоком бере­гу Москвы-реки. Соединив в одном впечатляющем архитектурном ансамбле дворцы, храмы и монастыри, Кремль наглядно воплотил ключевую для московской государственности идею единения духов­ной и светской власти.

Строительство зданий в Кремле

Внутри Кремля по заказу Ивана III был выстроен целый ряд великолепных каменных зданий. Первым в 1475— 1479 гг. воздвиг­ли новый Успенский собор — средоточие духовной жизни Москвы, кафедральный собор и усыпальницу московских митрополитов.

Вслед за Успенским собором итальянцы построили в Кремле новый княжеский дворец, зал для торжественных приёмов (Грановитую па­лату), Архангельский собор и целый ряд других зданий.

Одновременно с итальянскими мастерами в Кремле работали и рус­ские зодчие из Пскова. Они поставили Ризоположенскую церковь, перестроили Благовещенский собор и возвели несколько храмов в кремлёвских монастырях. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Успенский собор Московского Кремля

Выполняя указание великого князя, архитектор Успенского собора итальян­ский мастер Аристотель Фиораванти взял за образец Успенский собор во Владимире. Таким образом получала наглядное воплоще­ние мысль о преемственности власти московских князей от пра­вителей Владимиро-Суздальской Руси. Талантливый зодчий сумел придать своему творению неповторимое очарование. Московский летописец того времени с восхищением писал: «Бысть же та цер­ковь чюдна велми величеством и высотою, светлостью и звоностью и пространством...»

Помимо своего строительного опыта, итальянцы должны были позна­комить москвичей с последними достижениями западноевропейской инженерной мысли. Так, строитель собора Аристотель Фиораванти одновременно наладил в Москве производство высококачественных пушек. Он участвовал во многих походах Ивана III, командовал ар­тиллерией, строил мосты и конструировал всякого рода полезные приспособления.

Картинки (фото, рисунки)

  • Внутренний вид Грановитой палаты Московского Кремля
На этой странице материал по темам:
  • Перестроение крем при иване третьем

  • Иван 3 строительство московского кремля и его соборов

  • Московский кремль при иване 3 доклад

  • Какой кремль был построен при иване третьем

  • Культура ивана 3

wikiwhat.ru

Московский Кремль. Несохранившиеся памятники архитектуры. Часть I

. Но там кривые ссылки, т.е. когда по ним проходишь - сайт выдаёт ошибку №404.

Поэтому я решил скопировать информацию сюда.

Если боян, то попрошу удалить пост.

Александра Невского св. князя соборФрагмент плана "Кремленаград" с восточной стороны Звонницы.Впервые упоминается в летописи в 1625 г. При патриархе Филарете в 1630 г. с восточной стороны звонницы недалеко от церкви Черниговских чудотворцев, вероятно на месте предшествующего, построен новый храм. С 1634 г. он именуется собором. Немногочисленные сохранившиеся планы Кремля того времени не дают изображения церкви Александра Невского.При строительстве в последней четверти ХVII века новых Приказов на Ивановской площади, законченных при царе Федоре Алексеевиче, вместо предполагаемой ранее церкви Трех Исповедников над первым ярусом Приказных палат, рядом с проезжими воротами, ведущими к Тайницкой башне, в 1681-1683 годах были выстроены две церкви под одной крышей. Сюда перенесли престолы св. князя Александра Невского и Черниговских чудотворцев, а старые храмы, очевидно пришедшие в ветхость, разобрали. Оба собора были освящены в 1683 году.

Фрагмент панорамы Кремля из Замоскворечья. Гравюра П. Пикарта. Около 1707 г.

Фрагмент плана и фасада здания Приказов с церквями Черниговских чудотворцев и св. князя Александра Невского со стороны Ивановской площади.

На гравюре начала ХVIII века, изображающей вид на Кремль из Замоскворечья показаны и эти храмы. Они располагались к западу от ворот, устроенных в первом ярусе сооружения Приказных палат. В отличие от крепостных, эти ворота назывались Верхними Тайницкими. Одинаковые по архитектуре обе церкви стояли одна за другой в направлении север-юг, занимая второй ярус палат. Единая четырехскатная кровля была увенчана десятью главами. Здания храмов окружало открытое гульбище, на которое со стороны Ивановской площади вела лестница.В 1772 году при подготовке к строительству Кремлевского дворца по проекту В. Баженова обе церкви вместе со всеми Приказными палатами были разобраны.

Александру II памятник - монумент

Фрагмент панорамы Кремля от Москвы-реки. Фото начала ХХ века.

Мемориальный комплекс, посвященный Александру II, был сооружен по инициативе его сына императора Александра III в память о царе - реформаторе, царе-освободителе, отменившем в 1861 году крепостное право. Монумент заложили в 1893 году в юго-восточной части Кремля над склоном холма, обращенным к Москве-реке. В его создании принимали участие архитектор Н.В. Султанов, скульптор А.М. Опекушин и художник П.В. Жуковский. Строительство велось в течение пяти лет на всенародные пожертвования.

Общий вид памятника - монумента с северо-западной стороны. Фото начала ХХ века.

Вид на монумент с Ивановской площади, фасад. Фото начала ХХ векаМонумент Александру II, вид со стороны Ивановской площади. Фото начала ХХ века.

16 августа 1898 года памятник был торжественно открыт. В центре монумента на прямоугольном пьедестале стояла статуя императора, отлитая из темной бронзы. Над ней возвышалась шатровая сень в стиле архитектуры ХVII с золоченой кровлей. На пьедестале размещалась надпись: "Императору Александру любовию народа". Центральную фигуру императора, обращенную в сторону Ивановской площади, с трех сторон окружала сквозная арочная галерея, на сводах которой размещались 33 мозаичных портрета русских государей от св. Владимира до Николая I. Портреты были выполнены по эскизам П.В. Жуковского - сына знаменитого поэта.С марта 1918 года Кремль стал резиденцией Советского правительства. Памятник императору как символ свергнутой власти был разрушен первым. Уже летом была снята фигура Александра II, сень и галерея простояли до конца 1920-х годов.В 1967 году у южной кромки Ивановской площади, на месте расположения снесенного монумента, установили памятник В.И. Ленину, выполненный по проекту скульптора В.Б. Пинчука и архитектора С.Б. Сперанского. В свою очередь этот памятник был демонтирован в 1994 году в период проведения в стране социально-экономических и политических реформ.

Алексея митрополита церковь в Чудовом монастыреФрагмент плана "Кремленаград" с Чудовым монастырем (№ 26).

Церковь св. Алексея - второй каменный храм в Чудовом монастыре был построен по инициативе архимандрита Геннадия в 1483-1485 годах во имя его основателя - св. митрополита Алексея, умершего в 1378 году. Он располагался к юго-западу от соборного храма Чуда Михаила Архангела. При церкви соорудили двухэтажную с келейными палатами трапезную, о которой летописи сообщают: «заложи Чудовский архимандрит трапезу камену, а старую разруши»; вероятно имеется в виду та, что была построена при соборе еще митрополитом Алексеем. По постройке нового храма в него были перенесены мощи святителя Алексея, до этого находившиеся в Благовещенском приделе собора. В 1535 году при правлении Елены Глинской для мощей святого была выполнена серебряная рака, замененная в 1600 году на новую, также серебряную, изготовленную по желанию царя Федора Иоанновича.Пожары 1493, 1547 и 1626 годов наносили большой ущерб кремлевским строениям, в том числе и постройкам Чудова монастыря.

Вид сверху на Чудов монастырь. Фото конца ХIХ века.

В 1680-1686 годах при архимандрите Адриане старая церковь Алексея с прилегающими к ней трапезной и палатами была перестроена по чертежу царя Федора Алексеевича. С северной стороны к церкви св. Алексея был пристроен храм Благовещения, находящийся ранее в приделе собора. С западной стороны трапезной, примыкавшей к обеим церквям, в это же время была освящена новая церковь Андрея Первозванного, созданная вероятно в память умиротворения стрелецкой смуты в 1682 году, последняя служила только для монахов. Алексеевская церковь была едва ли не единственная в России, предназначенная исключительно для мужчин. Чтобы обеспечить всем желающим доступ к раке с мощами св. Алексея ее поместили в арке, соединяющей Алексеевский храм с Благовещенским, куда имели доступ и женщины. Церкви св. Алексея и Благовещенская были перекрыты под одну кровлю и каждая завершалась пятиглавием; церковь Андрея Первозванного была одноглавой. Памятники получили барочные формы, характерные для русской архитектуры второй половины ХVII века.

План Чудова монастыря в ХVIII-ХIХ веках с фрагментом плана келейных и трапезных палат с церквями. Чертеж начала ХХ века.

Фасад церкви св. Алексея с трапезной. Чертеж ХIХ в.

Южный фасад трапезных палат с портиком и церковью св. Алексея. Чертеж 1837 г.

Выезд Николая I у Чудова монастыря (трапезный корпус с церквями св. Алексея и Благовещения). Графика середины ХIХ века.

В 1770-х годах при митрополите Платоне монастырь получил существенное обновление и благоустройство. Одновременно со строительством на территории монастыря Архиерейского дома архитектор М. Казаков пристроил к южному фасаду келейного корпуса с митрополичьей церковью и трапезными палатами богато декорированный четырехколонный портик в неоготическом стиле. Крупный масштаб нового крыльца композиционно уравновесил южную панораму монастырских построек с кубическим объемом церквей в центре, угловой колоннадой Архиерейского дома справа новым портиком слева.

Трапезные палаты с церковью св. Алексея. Фото 1882 г.

Вид с Драгунского плаца на Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь. Графика 1850-х годов.

В 1905 году на Сенатской площади у Никольских ворот Кремля был убит террористом И. Каляевым генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. В следующем году в подклете Алексеевской церкви по проекту В. Загорского и П. Жуковского устроили храм-усыпальницу и осветили его во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм украшал резной беломраморный иконостас с иконами, исполненными в темперной технике. Из такого же белого мрамора было выполнено надгробие.

Здание Военной школы им. ВЦИК, ныне административное здание. Фото конца ХХ века.

После революции 1917 года и переезда Советского правительства в Московский Кремль Чудов монастырь в 1918 году был закрыт, но монастырские постройки сохранялись до 1929 года, когда были полностью разобраны для строительства на этом месте здания Военной школы им. ВЦИК.

Архангела Михаила собор

Постройка и освящение церкви Архангела Михаила эпохи Ивана Калиты. Миниатюра ХVI века.

В 1333 году на набережной стороне Кремля Иван Калита строит пятый белокаменный храм Москвы во имя Архистратига Михаила. По преданию он был возведен на месте древней деревянной церкви. Храм был построен в одно лето: « …единого лета и почата бысть и кончана…». 20 сентября 1333 года церковь Архистратига Михаила была освещена митрополитом Феогностом.Вероятно, храм изначально был задуман Иваном Калитой в качестве усыпальницы Московских князей. Здесь в 1340 году и состоялось первое погребение самого создателя храма - великого князя Ивана Даниловича. Оно положило начало великокняжеской усыпальнице, функцию которой выполнял до начала ХVIII века и преемник этого храма - Архангельский собор, построенный на том же месте Алевизом Новым в 1508 году.С постройкой церкви Архистратига Михаила в Кремле сложилась главная площадь, которую с севера оформлял Успенский собор, с юга Архангельский, с запада двор великого князя, а в центре возвышался храм - колокольня Иоанна Лествичника. Эта древняя площадь Кремля и положила начало формированию современной Соборной площади, сохранившей расположение последующих одноименных сооружений, за исключением колокольни Ивана Великого, выдвинутой на восточную границу площади. Панорама застройки кремлевского холма изначально была ориентирована на Москву - реку. В этом прослеживается преемственность архитектурной традиции Владимира, панорама которого раскрывалась от реки Клязьма.Сведения об облике храма крайне скудны. Строительство за одно лето говорит лишь о весьма незначительных его размерах. Возможно, как и предыдущие храмы, он был одноглавым, четырехстолпным, с позакомарным покрытием. Уже после смерти Калиты в 1344-1346 годах собор был расписан русскими живописцами.Фрагментарные исследования подпольного пространства, выполненные в ныне существующем соборе во второй половине ХХ века при прокладке новых инженерных сетей, выявили остатки фундаментов и строительных конструкций древней постройки. Однако результаты исследований не позволили определить ни размеров первого храма, ни его типологических черт.В 1505-1508 годах на месте старой церкви, разобранной «…ветхости ради…», итальянец Алевиз Новый по заказу великого князя Ивана III построил новый Архангельский собор, сохранившийся до наших дней.

Архиерейский дом (Малый Николаевский дворец)Со времени учреждения в 1742 году Московской Епархии Московские архиереи пребывали в Кремле на территории Чудова монастыря в специально отведенных для них палатах.В 1776 году на месте старых архиерейских покоев, полуразрушенных в 1771 году во время «чумного бунта» возводится новый Архиерейский дом. Строительство его осуществляется по заказу архиерея Платона, назначенного в 1775 году указом императрицы Екатерины II архиепископом Московским. Для постройки привлекается архитектор М.Ф. Казаков, оставшийся работать в Кремле после ухода из него В.И. Баженова в связи с прекращением работ по новому дворцу.Фрагмент плана Кремля 1803 года от Соборной площади до Спасской башни и от Чудова монастыря до кромки холма (№ 8а).

Здание Архиерейского дома занимало угол участка, примыкавшего к территории Чудова и Вознесенского монастырей. С его постройкой получили четкое оформление северо-восточная граница Ивановской площади, а также северная сторона Спасской улицы, которая после сноса древних подворий в юго-восточной части Кремля стала частью панорамы кремлевского ансамбля со стороны Москвы-реки.Простое по форме и скромно декорированное двухэтажное здание было выполнено в формах классицизма и являлось одним из первых сооружений этого стиля в Кремле. Центральный угол, выходящий на площадь был решен в виде полуротонды с четырьмя колоннами тосканского ордера, завершавшейся невысоким аттиком, опоясанным открытой галереей. Аттик был украшен лепным гербом. Оба фасада на всю высоту расчленялись лопатками, продолжавшими ритм колонн портика, и заканчивались плоскими ризалитами с четырьмя пилястрами того же тосканского ордера. Наличники верхнего ряда окон и простенки между рядами окон украшали лепные барельефы. Внутренняя планировка здания представляла типичную для середины ХVIII века анфиладу прямоугольных помещений, расположенных вдоль главного фасада. Несмотря на сдержанность форм, здание было не лишено представительности и по отзыву современников было построено "в новейшем вкусе".

Фрагмент гравюры начала ХIХ века с Архиерейским домом, Спасской башней и церковью Николы Гастунского.

Вид на Архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николы Гастунского. Акварель 1800-1802 годов.

Позднее, вероятно после 1787 года, когда Платон был возведен в сан митрополита, в восточной части Архиерейского дома был устроен домовый храм во имя св. апостолов Петра и Павла. В 1797 году во время коронации императора Павла I в доме из-за нехватки дворцовых помещений разместился великий князь Александр Павлович с супругой.

Вид с Драгунского плаца на Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь. Графика 1850-х годов.

В 1812 году митрополит Платон скончался и с 1814 года Митрополичий дом пустовал. В 1817 году он поступил в дворцовое ведомство и был приспособлен под резиденцию в Кремле великого князя Николая Павловича. В 1818 году здесь родился будущий император Александр II. В 1824 году здание надстраивается третьим деревянным этажом и с 1831 года именуется Малым Николаевским дворцом.

После устройства в 1817 году с южной стороны Ивановской площади военного плаца перед окнами главного фасада дворца проводились военные парады.

Военный парад в Московском Кремле. Литография середины ХIХ века.

Вид на Малый Николаевский дворец и Чудов Монастырь. Фото 1886 года.

В 1870-х годах архитектор Н.А. Шохин выполнил проект капитальной реставрации Малого Кремлевского (Николаевского) дворца. В это время третий деревянный этаж был заменен каменным, с обработкой его в формах «казаковского» классицизма.Малый Николаевский дворец после артиллерийского обстрела 1917 года. Фото 1918-1920 годов.Во время революционных боев 1917 года здание пострадало от артиллерийского обстрела.

В 1929 году Малый Николаевский дворец наряду с Чудовым и Вознесенским монастырями был разобран для строительства на этой территории здания Военной школы им. ВЦИК по проекту архитектора И.И. Рерберга.

Благовещения церковь на Житном дворе

Церковь Благовещения на Житном дворе. Вид с северо-востока. Фото 1880-х гг.

Церковь Благовещения стояла в низменной набережной части Кремля, издревле именуемой Подолом. В ХIV-ХV веках здесь располагались дворы, принадлежавшие, главным образом, знатному боярству. В начале ХV века западный угол Подола, примыкавший к кремлевской стене, отошел в великокняжеское владение. После смерти великого князя Василия Дмитриевича его супруга Софья Витовтовна построила на этом месте Житный двор, существовавший до середины ХVIII века. В кремлевской стене у Житного двора находилась башня с устроенными возле нее воротами, называвшимися Портомойными, так как они служили проездом к реке для полоскания белья.С середины ХVII века эта башня именуется Благовещенской по имени иконы Благовещения, которая якобы самопроизвольно написалась на стене башни над воротами. Как гласит предание, ее появление связано с молитвами Пресвятой Богородице о своем освобождении некоего невинно осужденного узника, содержавшегося в башне. Узнав о «самописанной» иконе, царь Иоанн Грозный освободил заключенного. Вскоре у чудотворной иконы была выстроена деревянная часовня.В 1730 году императрица Анна Иоанновна повелела поставить при иконе каменную церковь так, чтобы наружная стена башни с иконой находилась внутри храма. Церковь была сооружена в 1731 году по проекту архитектора Г. Шеделя и по месту нахождения стала называться церковью Благовещения на Житном дворе.

Вид на Кремлевский дворец и церковь Благовещения на Житном дворе с западной стороны. Акварель 1802 г.

Вид юго-западной части Кремля от Кремлевского дворца. Графика первой половины ХIХ в.

Простой кубический объем храма завершался одной маленькой главкой на тонком барабане, возвышавшемся над четырехскатной кровлей. С востока и запада к основному объему соответственно примыкали пониженные апсида и трапезная - притвор. В смотровой вышке башни устроили колокольню и увенчали ее крестом. В 1816 году в церковь Благовещения был помещен ковчег с частицами мощей св. Иоанна Милостивого - Александрийского патриарха, покровителя всех нищих, а в 1825 году в трапезной осветили придел во имя этого святого.

В 1892 году церковь реставрировалась, интерьер храма был соединен аркой с башней, в которую перенесли придел св. Иоанна Милостивого. В приделе устроили беломраморный иконостас.

В советский период под 1926 годом церковь Благовещения упоминается в документах как памятник архитектуры. Однако в 1932-1933 годах при проведении реставрации Благовещенской башни храм разобрали, при этом были восстановлены древние формы бойниц и декор башни, а крест заменен флажком - флюгером.

Благовещенский собор ХIV - ХV вв.Первое упоминание о домовом великокняжеском храме Благовещения встречается в летописях под 1398 г., но источники не говорят ни о материале, ни о дате постройки; они лишь констатируют факт его существования. Под 1405 г. летописи сообщают о подписании храма Благовещения, а одна из них указывает имена мастеров: это Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца.В 1416 г. при Василии I на "великого князя дворе" строится новая каменная церковь Благовещения. Она возводится в уровне княжеских жилых палат на белокаменном подклете, вероятно, оставшемся от предшествующей постройки,. Сведения о внешнем облике этого каменного сооружения отсутствуют. По сроку строительства за одно лето можно судить лишь о его незначительных размерах.Этот храм существовал до 1482 г., когда при реконструкции Кремля, задуманной Иваном III, началась его разборка для строительства нового придворного собора. Летописные источники, указывающие на разборку старого сооружения лишь до подклета, а также проведенные натурные исследования ныне существующего Благовещенского собора позволяют утверждать, что новый кирпичный собор эпохи Ивана III также был возведен на подклете древнего храма после его реконструкции.Сохранившийся от предыдущих построек нижний ярус Благовещенского собора представляет почти квадратную в плане одностолпную палату, сложенную из крупных белокаменных блоков и перекрытую двумя коробовыми сводами, опирающимися на арки, перекинутые между продольными стенами и центральным столбом. К восточной стене примыкает закругленный алтарный выступ.В ходе перестройки размеры сооружения были значительно увеличены за счет белокаменной прикладки к стенам с наружной стороны. Алтарная пристройка стала трехапсидной, а в углах палаты возвели квадратные пилоны для опоры четырех столбов вышерасположенного храма. Первоначальные конструкции хорошо читаются в интерьере палаты.Из летописных источников можно предположить, что помещение подклета изначально было предназначено для хранения великокняжеской казны.В настоящее время в древнем подклете размещается археологическая выставка музея.

Интерьер подклета Благовещенского собора:

Богоявленская церковь Троицкого подворьяФрагмент плана "Кремленаград" с Богоявленским собором.

Деревянная церковь Богоявления в Кремле упоминается в летописи с 1374 года. Вероятно, она была построена на территории подворья Троице-Сергиева монастыря, точное время основания которого неизвестно. Однако, расположение вблизи великокняжеского двора - к северу от него, а также духовная близость великого князя к святому старцу позволяют предположить, что подворье возникло еще при жизни Преподобного Сергия и Дмитрия Донского. Об этом сообщает также вкладная книга монастыря за 1673 год. В 1460 г. старцы Троице-Сергиевской обители построили вместо деревянной каменную церковь Богоявления. Храм располагался напротив Троицких ворот, одноименных подворью.По имени главной Богоявленской церкви Троицкое подворье во второй половине ХV века именовалось Богоявленским монастырем. Во время пожаров, случившихся в Кремле в 1473 и 1479 годах, огонь щадил белокаменный храм, доходя только до него. Но по неизвестным причинам, возможно из-за плохого качества строительства, это сооружение через двадцать лет пришло в ветхость и было разобрано, а на его месте при Иване III в 1480-1482 годах был возведен новый соборный храм из кирпича.

Фасад Богоявленского собора. Миниатюра из "Книги об избрании на царство… Алексея Михайловича". 1672-1673 гг.

По сохранившимся письменным и графическим материалам ХVI-ХVII веков здание стояло на высоком подклете и венчалось тремя главами. Стены членились на три прясла, завершавшихся килевидными закомарами, над которыми поднимался ряд кокошников. Два фигурных фриза разделяли фасады по горизонтали: нижний под окнами второго яруса, верхний в основании закомар.

Во время пожара 1565 года в Кремле загорелось и Троицкое подворье с церковью Богоявления, у которой сгорели "три верхи".

Храмы Богоявленского монастыря почитались государями и посещались ими в дни церковных праздников, для чего от дворца были устроены специальные внутренние переходы. Особенно благоволил к нему царь Алексей Михайлович.

При пожаре 1737 года подворье выгорело, но было возобновлено. К коронации Екатерины II в 1762 году обветшавшие здания снаружи поновили.

В 1764 году при секуляризации, проводимой Екатериной II, Троицкое подворье было выселено и вся территория присоединена к Кремлевскому дворцу, а вскоре поступило в Сенатское ведомство. В том же году здесь разместился Судный приказ.

В 1778 г. часть подворья от Троицких ворот была отдана в распоряжение обер-коменданта и Богоявленская церковь значилась при Комендантском доме.

С начала ХIХ века по инициативе начальника Дворцового ведомства П.С. Валуева началась реконструкция Московского Кремля, предполагавшая упорядочение территории со сносом древних ветхих строений. Эта акция коснулась и участка бывшего Троицкого подворья, на месте которого намечалось строительство новой Оружейной палаты. В 1807-1808 годах все постройки подворья, включая храмы, были снесены.

Вознесенский монастырь

Вид сверху на Вознесенский монастырь. Фото конца ХIХ века.

Основательницей Вознесенского монастыря - одной из первых в Москве женской обители - летописцы называют супругу великого князя Дмитрия Донского княгиню Евдокию. Предположительно, он был основан после кончины великого князя в 1389 году. Расположение монастыря - с правой стороны от Спасских ворот - по преданию связано с местом, откуда княгиня Евдокия провожала и где встречала великого князя после доблестной Куликовской битвы.

Незадолго до своей кончины великая княгиня под именем инокини Евфросинии приняла постриг в основанном ею монастыре и сразу же начала строительство в нем каменного храма Вознесения, вероятно на месте ранее выстроенного деревянного. Но через полмесяца 7 июня 1407 года княгиня скончалась и очевидно по ее воле была погребена в заложенном ею, но неоконченном храме. Это захоронение положило начало организации в монастырском соборе усыпальницы великих княгинь и цариц и других женских особ царственного дома.

Многовековая строительная история монастыря, как и его главного собора, сложна и тесно связана с общественно-политической жизнью всего государства. Вместе с городом он пережил множество опустошительных пожаров, несколько вражеских разорений, но неизменно возобновлялся, отстраивался и прибавлялся, пока в 1929 году не был полностью уничтожен.

Фрагмент плана "Кремленаград" с Вознесенским монастырем.

Со дня своего основания монастырь находился под патронажем великих княгинь, а затем и великих князей и царей. В ХVII веке, в периоде его расцвета, в монастыре одновременно пребывало свыше 100 монахинь, он владел многочисленными вотчинами, в монастырской ризнице во множестве хранились драгоценные вклады.

Жизнь монастыря была тесно связана с бытом женской половины царского двора. Здесь выполнялись рукодельные работы для дворцового обихода, готовились любимые блюда цариц и царевен. Одно время обитель была местом пребывания государевых невест до брака.

В стенах монастыря доживали свой век великие инокини: царица Марфа Нагих - последняя жена Ивана Грозного; мать царевича Дмитрия была привезена сюда Дмитрием Самозванцем, вынудившим признать себя ее сыном. Здесь она принимала приехавшую в Москву невесту Лжедмитрия Марину Мнишек, прожившую в монастыре пять дней. Сюда в 1613 году приехала и поселилась другая инокиня Марфа - мать вновь избранного царя Михаила Федоровича.

Некрополь Вознесенского собора насчитывает более 30-ти захоронений царственных особ. Среди них основательницы монастыря великой княгини Евдокии; ее невестки Софьи Витовтовны; жены Ивана III - Софьи Палеолог; четырех жен Ивана IV Грозного; первой самодержавной царицы Ирины Годуновой - жены царя Федора Иоанновича; матери Петра Великого Натальи Нарышкиной. Здесь хоронили царевен и великих стариц - представительниц царского дома. Захоронения были и за пределами собора.

После открытия в Москве Новодевичьего монастыря Вознесенский монастырь стали называть Стародевичьим.

В 1889 году в день кончины основоположницы обители - княгини инокини Евфросинии монастырь отметил 500-летие своего существования.План Вознесенского монастыря. Чертеж конца ХIХ века.

В 1917 году в монастыре насчитывалось три храма с восьмью престолами, в том числе Вознесенский собор, церковь Михаила Малеина и церковь Екатерины.

В 1918 году монастырь был закрыт, а в 1929 году Советское правительство приняло решение о сносе наряду с Чудовым монастырем и Малым Николаевским дворцом всего Вознесенского монастыря для строительства на этом месте нового здания Военной школы им. ВЦИК для подготовки кремлевских охранников.Интерьер подземной палаты в южной пристройке к Архангельскому собору c расположенными в ней гробницами.

Перед разборкой Вознесенского собора белокаменные гробы с останками по инициативе группы ученых были перенесены в подземные палаты южной пристройки к Архангельскому собору, где и сохраняются по настоящее время.

С 1997 года в соответствии со специально разработанной программой музеи Московского Кремля осуществляют работы по реставрации этих палат и оборудованию в них Некрополя великих русских княгинь и цариц.

mos-kreml.livejournal.com

Кто спроектировал Московский кремль?

Московский кремль издавна является символом российского государства. Кремль многие века являлся местом пребывания главы государства. С ним связана и история его образования.

Первые постройки в Кремле.

Первый деревянный кремль (от греческого «кремнос» - то есть «крутой берег реки» или «скала» был построен в 1156 году по приказу Юрия Долгорукого. Он действительно находился на холме над рекой и являлся крепостью с деревянными стенами, которую защищали земляные валы и рвы. Именно после возведения крепости Москву стали считать городом.

В начале XIV века Иван Калита расширил кремль, а внутри него основал соборную площадь с тремя каменными храмами: Успенским и архангельским собором и церковью Иоанна Лествичника. Позже также был построен каменный храм Спаса на Бору. При Дмитрии Донском кремль впервые стал каменным. Так как стены были построены из белого камня его, а впоследствии и Москву стали называть белокаменными. Он имел шесть проездных и три угловых башни.

В следующем веке появилось ещё больше каменных построек на территории кремля, которые правда вскоре были перестроены. Иван III даже привлекал для реконструкции кремля итальянских зодчих. Также во время его правления Соборная площадь приобрела вид достаточно близкий к современному. Также появилось несколько новых храмов и новый каменный княжеский дворец.

XVII-XVIIIвека были для кремля скорее разрушительными, чем созидательными. Сначала он разорялся интервентами, потом пожары уничтожили почти все деревянные постройки. Однако это дало толчок к постройке каменных зданий, неподверженных пожару. В XVIIIкремль вновь пришёл в запустение – столицу государства тогда перенесли в недавно построенный Петербург.

Кремль в наше время

Начало XIXвека тоже выдалось для крепости не совсем удачным – он вновь был разорён врагами – на этот раз войсками Наполеона. Здания не только были разграблены, но и разрушены многочисленными взрывами и пожарами. Однако вскоре армия Наполеона оставила разорённую Москву и уже через год почти все здания были восстановлены.

А в 30-е годы XIX столетия началось возрождение кремля. Архитектором Тоном было построено новое здание Большого Кремлёвского дворца. Также на месте старой церкви была построена Оружейная палата.

В XX веке после революции в Кремль переехало новое правительство. В 30-е годы некоторые постройки вновь были уничтожены, а на башнях двуглавых орлов заменили пятиконечные звёзды – символ новой эпохи. В 60-х было построено новое здание, предназначавшееся для партийных съездов. В наше время Кремль продолжает выполнять свои государственные функции, являясь резиденцией правительства и символом России. Кроме того, это самая известная достопримечательность Москвы является музеем, и отдельные её части открыты для посетителей.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Историко-архитектурный ансамбль Московского Кремля : wiki : Факты о России

Моско́вский Кре́мль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации. Расположен на высоком, левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 га. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади. Территориально расположен в ЦАО, выделен как самостоятельная административная единица.

Девять веков стоит на земле Русской Москва и, кажется, совсем не ощущает свой древний возраст, смотрит скорее в будущее, чем в прошлое. Но есть в Москве место, где каждый период ее многовековой истории, каждый поворот ее сложной судьбы оставили свой неизгладимый след. Это место - Московский Кремль.

Он раскинулся в центре огромного города на высоком холме над Москвой - рекой. С противоположного берега реки стены и башни Кремля создают впечатление ограды величественного архитектурного ансамбля. Вблизи же ощущается суровая мощь этой древней цитадели. Высота ее стен, узкие бойницы и площадки боя, мерный шаг башен - все говорит о том, что прежде всего это крепость.

При входе в Кремль впечатление меняется. На его территории раскинулись просторные площади и уютные скверы, парадные дворцы и златоглавые храмы. Сегодня здесь все поистине дышит Историей - старинные пушки и колокола, древние соборы, сохранившие в памяти столько событий, столько имен... Здесь все рядом, все вместе - царские терема и дворцы Нового времени, резиденция Президента России и всемирно известные музеи.

Так что же такое Московский Кремль - этот удивительный город-крепость в центре Москвы? Твердыня власти, древний духовный центр Москвы и России, сокровищница ее искусства и старины? Вряд ли можно найти исчерпывающий ответ. Видимо, всегда за ним будет оставаться что-то недосказанное, какой-то сокровенный смысл и значение. Вобрав в себя историю страны, став свидетелем и участником всех ее важнейших событий, Кремль превратился в общерусскую национальную святыню, стал символом Москвы и всей России.

Более девятисот лет истории Москвы и Кремля - слишком большой срок, чтобы попытаться даже просто перечислить все ее основные события и факты. Мы предлагаем не детальную хронику событий, а скорее рассказ об исторической судьбе Московского Кремля, каждый поворот которой - целая веха в жизни нашей страны.

Кремль карта

После переезда советского правительства весной 1918 года из Петрограда в Москву Кремль был закрыт для посещений.

Московский Кремль — древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москва, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. Площадь Кремля в плане составляет неправильный треугольник и равна 27,5 га.

Московский Кремль в 1156 был укреплен валом; в 1367 возведены стены и башни из белого камня, в 1485-95 — из кирпича. Башни получили в 17 в. существующие ныне ярусные и шатровые завершения. В Кремле Московском первоклассные памятники русской архитектуры 15-17 вв.: соборы — Успенский (1475-79), Благовещенский (1484-89) и Архангельский (1505-08), колокольня «Иван Великий» (1505-08, надстроена в 1600), Грановитая палата (1487-91), Теремной дворец (1635-36). В 1776-87 построено здание Сената, в 1839-1849 — Б. Кремлевский дворец и в 1844-1851 — Оружейная палата. В 1959-61 сооружен Государственный Кремлевский дворец. Среди 20 башен Кремля Московского наиболее значительные Спасская (с Кремлевскими курантами), Никольская, Троицкая, Боровицкая. Сохраняются замечательные памятники русского литейного искусства — «Царь-пушка» (16 в.) и «Царь-колокол» (18 в.). В 1991 создан Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». В Кремле Московском находится резиденция президента Российской Федерации.

Исторический очерк Кремля Московского

Древнейшие археологические находки на кремлевской территории относятся ко 2-му тыс. до н. э. Славянские поселения на месте Кремля существовали не позднее 11 в. В 1145 селение на Кремлевском холме было обнесено первыми деревянными стенами и башнями. Впервые оно упоминается в летописи в 1147. Удобное местоположение — у слияния рек Москвы и Неглинки проходил речной путь из западных русских областей (Чернигова, Киева, Смоленска) во Владимиро-Суздальское княжество — способствовало росту поселения, отобранного у бояр Кучковых князем Юрием Долгоруким. Деревянная крепость (в древности называлась «град»; название «кремль» появилось не ранее 14 в.), построенная Юрием Долгоруким в 1156, стала защитными воротами Владимиро-Суздальского княжества. К речным дорогам присоединились сухопутные, сходившиеся к Кремлю из других русских городов. Первоначальное поселение «Кучково» занимало около 1,5 га в юго-западной оконечности Кремлевского холма, детинец Юрия Долгорукого занимал уже в 5-6 раз большую территорию. Под защитой крепости образовалось торжище, будущая Красная площадь. В 1237 при нашествии татар Град был разрушен.

При Иване Калите Кремль был расширен и обнесен дубовыми стенами (бревна в диаметре достигали одного метра). Тогда же внутри Кремля было построено несколько каменных церквей (остатки фундаментов найдены археологами). Первые белокаменные стены из подмосковного камня были возведены в 1367 при Дмитрии Донском, причем территория Кремля расширилась почти до размера современной. Нашествие Тохтамыша в 1382 вновь нанесло Кремлю страшный урон, хотя и были предприняты восстановительные работы. В середине 14 в. в Кремле основаны Чудовский мужской и Воскресенский женский монастыри.

Во второй половине 15 в. старые белокаменные стены Кремля обветшали и частично обрушились. Для его реконструкции Иван III, возможно, по совету своей жены Софьи Палеолог, решил пригласить итальянских («фряжских») зодчих, как лучших в Европе того времени. Перестройка Кремля началась с возведения в 1475-79 годах нового Успенского собора, расположенного в центре кремлевского треугольника: старый каменный Успенский собор уже не отвечал требованиям, предъявлявшимся к главному столичному храму, в котором должны были находиться захоронения русских митрополитов и проходить венчания на царство. Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти в традициях владимирских мастеров из подмосковного белого известняка и кирпича, положил начало ансамблю Соборной площади.

В 1484-88 псковскими мастерами были возведены церковь Ризположения и Благовещенский собор. Вторым по значению кремлевским собором является Архангельский. Он был построен итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 годах, спустя тридцать лет после постройки Успенского собора. За это время русское государство окончательно сбросило татаро-монгольское иго и укрепило экономические и культурные связи с европейскими странами. Каменный Государев дворец с Грановитой палатой (1487-91) довершил формирование западной стороны Соборной площади. Доминантой площади, Кремля и всей Москвы стала колокольня Ивана Великого.

Кремлевские стены и башни, построенные (1485-95) с учетом фортификационных требований того времени, сохранились с переделками до настоящего времени. К 1516 были закончены работы по устройству рва со стороны Красной площади. В Смутное время Кремль был занят поляками и удерживался ими в течение двух лет; освобожден народным ополчением К. М. Минина и Д. М. Пожарского 26 октября 1612.

С воцарением Романовых началось интенсивное строительство. Рядом с «Иваном Великим» в 1620-х годах была возведена Филаретова звонница, над Спасской башней — каменный шатер (1624-25), на баше устроены часы. Десятилетие спустя построен Теремной дворец и дворцовые церкви, в 1650-х — Потешный дворец, Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов. В 1680-е годы все стеновые башни (кроме Никольской) получили шатровое завершение. Петр I принимает меры к военному укреплению Кремля: начинается строительство Арсенала (1702-36), кремлевские стены и башни усиливаются земляными бастионами. Перенос столицы в Петербург на время остановил новые постройки.

По повелению Екатерины II В. И. Баженов планирует возведение на месте Кремля новых сооружений. Освобождая территорию под строительство нового дворца, в 1773 снесли ряд древних кремлевских зданий и часть южной стены, заложили фундамент дворца, но по личному распоряжению Екатерины II работы были отменены (официально — из-за отсутствия средств, на самом деле — из-за негативного общественного мнения), а стены восстановлены. В 1776-87 построено здание Сената.

Огромный ущерб Кремлю нанесло нашествие Наполеона в 1812. Французы в поисках ценностей осквернили захоронения, разграбили церкви. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Восстановительные работы велись в 1816-19 под руководством О. И. Бове. В 1830-40-х годах были построены Большой Кремлевский дворец (1839-49) и Оружейная палата (1844-51). К 1917 в Кремле был 31 храм, включая два монастыря.

Во время Октябрьского переворота Кремль, занятый небольшим отрядом юнкеров, был подвергнут бомбардировке, продолжившейся и после сдачи юнкеров. В ноябре 1917 в Кремль вошли революционные отряды. 10-11 марта 1918 правительство РСФСР переехало из Петрограда в Москву и расположилось в Кремле в здании бывшего Сената. За годы советской власти в Кремле были построены здание Школы красных командиров им. ВЦИК (1932-1934) и Кремлевский Дворец съездов (1959-1961), на пяти башнях установлены звезды (1935-37), на специальных пьедесталах — памятники русского литейного искусства Царь-пушка (1485) и Царь-колокол (1733-35). Стены и сооружения Кремля неоднократно реставрировались.

На пасху 1918 состоялась последняя служба в Успенском соборе, после чего кремлевские церкви и монастыри были закрыты, начался их частичный снос, в Кремле введен строгий пропускной режим. С середины 1950-х годов был открыт доступ в некоторые музеи, находящиеся на территории Кремля. С 1990-х годов в отдельных храмах постепенно возобновилось богослужение, колокольный звон.

Первой была возведена в 1435 Тайницкая башня с воротами и тайным ходом к реке. Затем в 1435-38 годах были заложены две круглые угловые башни: Водовзводная и Беклемишевская. После этого было завершено строительство южной стены с башнями вдоль Москвы-реки.

Главный въезд в Кремль вел через Фроловские ворота, названные затем Спасскими. В 16 веке была сделана деревянная надстройка с часами и звоном. В 17 веке Спасская башня, а затем и другие (кроме Никольской) получили декоративные шатровые завершения. Сегодня трудно себе представить, как в течение ста восьмидесяти лет выглядел Московский Кремль без живописных надстроек над его башнями.

На Красную площадь выходит Никольская башня с воротами (1491, архитектор Пьетро Антонио Солари). В 1805 башня была надстроена и перестроена в готическом стиле архитектором К. И. Росси. В 1812 она была взорвана отступающими войсками Наполеона, но вскоре восстановлена по проекту О. И. Бове.

Кремлевская стена, выходившая на Неглинку (на Александровский сад), носила замкнутый характер и имела по центру единственную проездную башню — Троицкую (1495-99, архитектор Алевиз Фрязин). Она была надстроена по аналогии со Спасской башней в 1685. Против Троицких ворот через Неглинную и пруды был сооружен Каменный мост на арках, один из первых в Москве. Доступ на мост защищала отводная стрельница — Кутафья башня. Заканчивалась стена у реки Москвы Боровицкими воротами, через которые въезжали в царский дворец. Боровицкая башня, сооруженная в 1490 архитектором Пьетро Антонио Солари, в конце 17 века была надстроена ярусным завершением.

Вдоль реки Москвы, кроме основной стены с башнями, шла параллельная ей более низкая стена без башен. Это объясняется тем, что южный фасад Кремля был наиболее опасен в военном отношении. В 1495 были снесены все строения за Москвой-рекой против Кремля, благодаря чему усилилась пожарная безопасность, открылось пространство для простреливания из орудий и улучшилось обозрение Кремля из Замоскворечья (там впоследствии были посажены сады). В 1680-1681 годах Кремлевские башни получили живописные надстройки, вдвое увеличившие их высоту. Они обогатили архитектуру Кремля, придали ему сказочный облик, для которого характерен русский композиционный принцип ярусности.

Архангельский собор

В 1505 на месте белокаменной Архангельской церкви 1333 года начинается строительство Архангельского собора, который затем стал великокняжеской, а позднее и царской усыпальницей. Зодчий Алевиз Новый придал облику храма черты классической архитектуры итальянского Возрождения, выраженной в совершенных пропорциях и формах ордерной архитектуры. При этом он сохранил традиционную кубическую архитектурную композицию русского соборного храма. Архангельский собор своими пропорциями и классическими фасадами произвел сильное впечатление на современников и стал объектом подражания. Сохранившаяся стеновая роспись относится к 17 столетию. После попытки Баженова построить новый дворец, для чего в Кремле проводились грандиозные земляные работы, Архангельский собор дал трещину.

Благовещенский собор, Красное крыльцо и церковь Ризположения

В 1484-89 годах юго-западнее Успенского собора псковскими мастерами был возведен Благовещенский собор (собор Благовещения Пресвятой Богородицы), ставший домовой церковью московских князей. Первоначально храм был трехглавым и имел открытую обходную галерею. Затем галерея была застроена, а храм обогатился еще шестью главами. Благовещенский собор обращает на себя внимание тонкой белокаменной резьбой архитектурных деталей и высоким подклетом. Внутреннее пространство невелико. Иконостас выполнен в 15 в., в его составе иконы работы Андрея Рублева, Феофана Грека, Федора с Городца. Стены в 1508 расписаны Феодосием, сыном Дионисия. Пол устлан наборной яшмой. Между собором и Грановитой палатой находится Красное крыльцо, предназначенное для торжественных царских выходов. В 1930-е годы оно было разрушено, на его месте построена столовая для работников кремлевских учреждений; в 1999 — восстановлено.

Вплотную к западной стене Успенского собора примыкает небольшая одноглавая церковь Ризположения (в честь положения Ризы Божией Матери во Влахерне), построенная псковскими мастерами в 1450 в память избавления Москвы от набега татарского царевича Мазовши, совпавшего с праздником положения Риз. Ее архитектура — своеобразный сплав московского и псковского зодчества. Компактный и одновременно монументальный объем церкви завершен изящными килевидными закомарами. Колокольня «Ивана Великого» играет исключительно важную композиционную роль в ансамбле Соборной площади и всего Кремля. Ее нижнюю часть построил на месте церкви Иоанна Лествичника (14 в.) зодчий Бон-Фрязин (1505-08), а Петрок Малый пристроил к ней звонницу (1532-43). При Борисе Годунове (1600) башню надстроили до современной высоты, а затем в 17 в. с северной стороны возвели так называемую «Филаретову пристройку». В образовавшейся живописной группе построек господствует восьмигранная башня — «Иван Великий». На колокольне и звоннице находится 21 колокол. В 1812 при отступлении войск Наполеона из Москвы звонница и Филаретова пристройка частично были взорваны, но вскоре восстановлены (архитекторы И. В. Еготов, Л. Руска, Д. И. Жилярди). Живописная группа, состоящая из разновременных построек, производит удивительно цельное впечатление и отделяет Соборную площадь Кремля от Ивановской, где раньше находились здания Приказов и центральных государственных учреждений. «Иван Великий» отмечал кремлевский холм как главенствующую точку Московского государства 16-17 вв., на которую радиально сходились основные городские магистрали. Столп «Ивана Великого» был доминантой древней Москвы.

Грановитая палата

На противоположной стороне Соборной площади располагался Кремлевский дворец, от которого сохранилась Грановитая палата — главный тронный зал дворца. Свое название она получила от граненого руста, покрывающего ее главный фасад.

Построенная итальянскими зодчими Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным (1687-1891?) Грановитая палата представляет собой одностолпное сооружение площадью около 5000 кв. м, перекрытое четырьмя крестовыми сводами. Современная роспись выполнена в 1881 мастерами-палешанами по описи Симона Ушакова.

К Грановитой палате примыкают сени, над которыми расположены помещения для царицы и ее приближенных (женщин), чтобы они могли наблюдать торжественные церемонии, проходившие в палате.

Стоявший позади Грановитой палаты деревянный Кремлевский дворец сгорел в 1636-1637, жилые покои дворца, так называемые «Постельные палаты», были вновь выстроены (из кирпича) и стали называться «Теремом». Этот дворец имеет ступенчатую объемную композицию. Верхний терем предназначался для царских детей.

Теремной дворец

Фасады Теремного дворца богато украшены декоративной росписью и поливными изразцами. Интерьеры покрыты «травными» узорами и декоративной резьбой. Печи облицованы полихромными изразцами. Уникальным произведением кузнечного искусства является Золотая решетка, ограждающая главный вход во дворец. Все комнаты были украшены живописью, не дошедшей до наших дней.

Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата

В 1838-1849 годах рядом с Теремным дворцом по проекту академика К. А. Тона был построен Большой Кремлевский дворец, который должен был объединить разновременные дворцовые постройки. Протяженность главного его фасада 117 м. Дворец характеризует эклектичное соединение различных стилей, характерное для архитектуры середины 19 в. В плане он имеет форму каре с внутренним двором. Во дворце около семисот помещений. Фасады и интерьеры решены в русском стиле, пропагандистом которого был Тон. На первом этаже дворца размещались жилые и хозяйственные помещения, на втором — парадные с двухсветными залами. Залы посвящены дореволюционным российским орденам. Самый большой из них, Георгиевский, перекрыт цилиндрическим сводом, на его стенах установлены доски с наименованиями воинских частей и фамилиями офицеров, удостоенных ордена Святого Георгия. Кроме Владимирского и Екатерининского, имеются также Андреевский и Александровский залы. Они были перестроены в 1934, вновь восстановлены в 1999. В Георгиевском зале устраиваются торжественные приемы, происходит инаугурация президента России.

Рядом с Боровицкими воротами в 1851 Тон построил здание Оружейной палаты, по архитектуре близкое к большому Кремлевскому дворцу. Оно представляет собой прямоугольное в плане двухэтажное здание, на втором этаже которого расположены двухсветные залы, стены украшены 58 мраморными барельефными портретами-медальонами русских князей и царей работы скульптора Ф. И. Шубина. С 1806 — музей, с 1813 открыт для посетителей.

Арсенал и Сенат

Северную зону Кремля формируют здания Арсенала, Сената и Кремлевского дворца Съездов. Арсенал был построен в 1702-36 годах (архитекторы Х. Конрад, Д. Иванов, М. Чоглоков) между Троицкой и Никольской башнями и предназначался для хранения оружия и различного военного снаряжения. Здание неоднократно горело, и свой окончательный вид приобрело в 1737, когда архитектор Д. В. Ухтомский надстроил второй этаж; в 1816-28 восстановлено по проекту Бове. Вдоль фасада Арсенала расставлены трофейные французские пушки в память войны 1812 года.

Между Никольскими и Спасскими воротами рядом с Арсеналом в 1776-84 по проекту архитектора М. Ф. Казакова было сооружено здание Сената. Композиционный центр здания — торжественный круглый зал заседаний, увенчанный 20-метровым куполом, расположенным по оси Сенатской башни. Прекрасная коринфская колоннада, кессонированная сфера купола является одним из высших достижений архитектуры русского классицизма 18 столетия. Треугольное в плане здание имеет три внутренних двора.

Напротив Арсенала в 1959-61 годах было построено здание Кремлевского Дворца съездов (архитектор М. В. Посохин). Его архитектура носит характер официальной парадности и диссонирует с окружающими памятниками Кремля. При высоте 29 м здание заглублено в землю на 15 м. Зал заседаний рассчитан на 6000 мест. Сегодня здание используется как вторая сцена Большого театра.

Чудов монастырь

Чудов мужской монастырь (Алексеевский Архангело-Михайловский) основан в 1365 митрополитом Алексеем в память чудесного исцеления им ханши Тайдулы. Назван по центральной церкви Чуда архистратига Михаила в Хонех. При нашествии Тохтамыша в 1382 был сожжен, еще несколько раз опустошался пожарами, но всегда возобновлялся. В 16-17 вв. стал Великой Лаврой; в 1744-1833 годах — местонахождение Московской духовной консистории. Сильно пострадал во время нашествия французов в 1812: алтарь соборной церкви был превращен в спальню маршала Даву, святыни поруганы, мощи основателя монастыря, митрополита Алексея, выброшены из раки (впоследствии найдены). С монастырем связано множество исторических преданий. В 1918 вместе с находившимся рядом Вознесенским монастырем (основан в конце 14 — начале 15 вв. великой княгиней Евдокией, в иночестве Ефросиньей, вдовой Дмитрия Донского) был закрыт комендантом Кремля Мальковым как «гнездо контрреволюционеров». В начале 1930-х гг. оба монастыря были взорваны и разобраны. На их месте построено здание Школы красных командиров (впоследствии Президиума Верховного Совета СССР; архитектор И. И. Рерберг).

Интересные факты

  • Кремль — самая крупная крепость на территории Европы, сохранившаяся и действующая до наших дней.
  • Зубцы стены Кремля в виде «ласточкиного хвоста» имеют тот же вид, что и отличительные зубцы замков гибеллинов.
  • В 1941 году в целях маскировки под жилую застройку на стенах Кремля были нарисованы окна.

Смотрите также

Ссылки

rufact.org

Московский Кремль [197] | История

 

Московский Кремль - гордость и слава нашей Родины Московский Кремль является величайшим памятником русской национальной культуры. В нем сосредоточены ценнейшие образцы древней архитектуры, живописи и декоративного искусства. История Московского Кремля уходит в глубокую древность. Около пяти тысяч лет назад на месте нынешней Москвы возникли первые поселения. Как показывают

археологические раскопки, в VI - IX веках здесь уже жили славянские племена, которые вели торговлю с арабскими купцами. В XII веке на окраине Суздальского княжества, на холме, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел сосновый бор, в котором находилось небольшое поселение - ремесленный и торговый посад. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В этом году князь Юрий Долгорукий пригласил на пир своего союзника - новгород-северского князя Святослава Ольговича. Этот год и принято считать датой основания Москвы князем Юрием Долгоруким. В 1156 году были построены первые деревянные стены Кремля, территория которого была в несколько раз меньше его современной площади. Вокруг Москвы были разбросаны села и деревни, и крепость служила для окрестного населения административно-хозяйственным центром и местом укрытия от врагов. В конце XIII века при князе Данииле Александровиче, сыне Александра Невского, Москва становится столицей небольшого княжества. По мере усиления политического значения Московского княжества обстраивается и его центр - Москва. При князе Иване Калите строятся первые белокаменные соборы, в 1339 - 1340 годах возводятся мощные дубовые стены Кремля. Во время княжения Дмитрия Донского, в 1367 году были построены белокаменные стены Кремля. После этого Москву стали называть белокаменной. Постепенно Москва из маленькой пограничной крепости, какой она была в XII веке, превращается в крупный торговый и ремесленный город, становится узлом сухопутных и водных путей. Укрепление экономических связей между отдельными русскими княжествами и необходимость организации общей обороны от внешних врагов привели к постепенному сплочению русских земель в единое государство. Средоточием складывающейся русской нации стала Москва, расположенная в центре коренных русских земель. Она начинает расширять свои владения, собирать вокруг себя разрозненные русские княжества. Образование Русского централизованного государства происходит во второй половине XV столетия. По словам К. Маркса, «изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии... была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства...» Московский Кремль приобретает в жизни страны небывалое до того времени значение. Он был заново отстроен, обнесен мощными высокими кирпичными стенами и массивными башнями. В центре крепости высились каменные палаты и соборы, увенчанные золочеными куполами. Кремлевские стены и башни в основном были возведены в течение десяти лет - с 1485 по 1495 год. Надстроенные в XVII веке изящные каменные шатры придали суровым башням исключительную стройность и красоту. Стены Кремля, протяженностью в 2 километра 200 метров, образуют в плане неправильный треугольник, площадью примерно 28 гектаров. Стены возводились с учетом рельефа местности. В некоторых местах высота их (без зубцов) составляет 5 метров, а в иных достигает 17 метров. Толщина стен - от 3 до 6 метров. Строительство стен и башен было начато со стороны Москвы-реки: отсюда Кремлю угрожали набеги татарских полчищ. Первой была сооружена Тайницкая башня, затем Беклемишевская, Водовзводная, Благовещенская, 1-я и 2-я Безымянные башни. В 1490 году возведены Боровицкая и Константино-Еленинская башни; в 1491 году - Спасская и Никольская; в 1492 году - Угловая Арсенальная. В 1495 году построены Троиц кая, Средняя Арсенальная, Комендантская, Оружейная, Набатная и другие башни. Всего в Кремле 20 башен. Многие из них являлись как бы самостоятельными крепостями. В Кремле было несколько подземных сооружений - тайников, часть которых предназначалась для укрытия людей и ценностей, а часть - для обеспечения защитников водой. Для борьбы с подкопами были прорыты «слухи» - длинные подземные галереи. Вверху стены заканчивались довольно широкой площадкой, защищенной зубцами. Эта площадка служила воинам для боевых действий, а также для обхода стен. С точки зрения военно-инженерного искусства, Московский Кремль представлял собой выдающееся сооружение, соответствовавшее всем требованиям оборонительной техники XV века.

В центре Кремля возвышается величественная, многоярусная, златоглавая башня, известная под названием Иван Великий. Колокольня Ивана Великого построена в 1505 - 1508 годах, а ее верхний ярус надстроен в 1600 году. Об этом свидетельствует надпись под куполом, сделанная золочеными буквами: «...повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича... и сына его... князя Федора Борисовича «...храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 года (1600)». В свое время колокольня Ивана Великого была сторожевой, сигнальной башней. С нее хорошо обозревались окрестности на 25 - 30 километров. Когда замечали приближение противника к Москве, начинали звонить во всполошные кремлевские колокола, и народ собирался на защиту родной земли. В 1532 - 1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне Ивана Великого звонницу, а в XVII веке с северной стороны была сооружена так называемая Филаретовская пристройка. На звоннице находятся колокола, представляющие интерес как образцы русского литейного искусства. В центральном проеме висит Успенский колокол весом около 70 тонн. I В 1812 году, при отступлении армии Наполеона из Москвы, звонница и пристройка были взорваны. Их восстановили в 1819 году по проекту архитектора Д. И. Жилярди. Столп Ивана Великого дал трещину, но устоял. Это свидетельствует об исключительной прочности столпа и высоком мастерстве его строителей. В 1955 году металлические конструкции куполов колокольни Ивана Великого и звонницы реставрированы, поверхность куполов и надпись позолочены. С северо-восточной стороны Успенского собора находится патриарший дворец и церковь «Двенадцати апостолов», построенные Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым в 1635 - 1656 годах. В 1922 году с северной стороны церкви «Двенадцати апостолов» была открыта заделанная кирпичом паперть с белокаменной резной колонной. Летом 1955 года во время реставрации Соборной площади были восстановлены проездные арки, расположенные под церковью, теперь отсюда открывается вид на патриарший двор.

В Московском Кремле хранятся замечательные образцы русского литейного искусства. Интересным памятником XVI века является Царь-пушка. Отлил ее русский литейщик Андрей Чохов в 1586 году. Вес пушки - 40 тонн, длина - 5 метров 34 сантиметра. Калибр - 890 миллиметров. По калибру это была самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны были картечью. Царь-пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым пушкам XVI века, и предназначалась для обороны Московского Кремля. Лафет и ядра, лежащие около Царь-пушки, - чугунные, декоративные; они отлиты в XIX веке. По фасаду бывшего здания Оружейной палаты установлены боевые пушки XVI - XVII веков. Ими пользовались при взятии Казани в 1552 году, при осаде Смоленска в XVII веке и в других военных походах.

У подножия колокольни Ивана Великого стоит знаменитый Царь-колокол. Он был отлит в Кремле русским мастером Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733 - 1735 годах. Царь-колокол - самый большой колокол в мире. Его вес - 200 тонн. В 1737 году в Москве произошел пожар, который охватил и Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный колокол дал трещину. От него откололся кусок весом 11,5 тонны. В XIX веке колокол был установлен на постамент. Площадь за колокольней Ивана Великого в старину называлась Ивановской. На ней находились здания приказов - государственных учреждений. Утром дьяки выкликали здесь царские указы. Кричать приходилось очень громко, отсюда и повела свое начало русская поговорка: «Кри.чать во всю Ивановскую». Между Троицкими и Никольскими воротами стоит здание бывшего Арсенала. Его начали строить при Петре I в 1701 году архитекторы Д. Иванов и X. Конрад. После пожара 1737 года здание было переделано по проекту известного архитектора Д. В. Ухтомского. Вдоль фасада Арсенала установлено около 900 трофейных пушек, взятых русскими войсками у армии Наполеона в 1812 году.

< Предыдущая Следующая >
 

www.kinoservis.com