Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Коэффициенты надежности (по нагрузке, по материалу, по назначению и ответственности сооружения, условий работы). Коэффициент надежности по нагрузке


Коэффициент надежности по нагрузке

перейти на страницу  «Сбор нагрузок»

Значения коэффициентов надежности по нагрузке

Напоминаем, что СП 20.13330.2011 уже не действует!

Согласно СП 20.13330.2016:

7.2 Коэффициенты надежности по нагрузке γf для веса строительных конструкций и грунтов приведены в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Конструкции сооружений и вид грунтов Коэффициент надежности по нагрузке γf
Конструкции
Металлические, за исключением случаев, указанных в 2.3* 1,05
Бетонные (со средней плотностью свыше 1600 кг/м3), железобетонные, каменные, армокаменные, деревянные 1,1
Бетонные (со средней плотностью 1600 кг/м3 и менее), изоляционные, выравнивающие и отделочные слои (плиты, материалы в рулонах, засыпки, стяжки и т.п.), выполняемые:
в заводских условиях 1,2
на строительной площадке 1,3
Грунты
В природном залегании 1,1
На строительной площадке 1,15
Примечание — При определении нагрузок от грунта следует учитывать нагрузки от складируемых материалов, оборудования и транспортных средств, передаваемые на грунт.

7.3 При проверке конструкций на устойчивость положения против опрокидывания, а также в других случаях, когда уменьшение веса конструкций и грунтов может ухудшить условия работы конструкций, следует произвести расчет, принимая для веса конструкции или ее части коэффициент надежности по нагрузке γf = 0,9, если иное значение не указано в нормах проектирования этих конструкций.

При этом следует учесть также случай пониженных значений кратковременных нагрузок.

Коэффициент надежности по нагрузке для веса оборудования

8.1.4 Коэффициент надежности по нагрузке γf для веса оборудования и материалов приведен в таблице 8.2.Таблица 8.2

Оборудование и материалы Коэффициент надежности по нагрузке γf
Стационарное оборудование 1,05
Изоляция стационарного оборудования 1,2
Заполнители оборудования (в том числе резервуаров и трубопроводов):
жидкости 1,0
суспензии, шламы, сыпучие тела 1,1
Погрузчики и электрокары (с грузом) 1,2
Складируемые материалы и изделия 1,2

Коэффициенты надежности по нагрузке для равномерно распределенных нагрузок следует принимать:

8.2.2 Нормативные значения нагрузок на ригели и плиты перекрытий от веса временных перегородок следует принимать в зависимости от их конструкции, расположения и характера опирания на перекрытия и стены. Указанные нагрузки допускается учитывать как равномерно распределенные добавочные нагрузки, принимая их нормативные значения на основании расчета для предполагаемых схем размещения перегородок, но не менее 0,5 кПа.

Коэффициенты надежности по нагрузке γf для равномерно распределенных нагрузок следует принимать:

1,3 — при полном нормативном значении менее 2,0 кПа;

1,2 — при полном нормативном значении 2,0 кПа и более.

Коэффициент надежности по нагрузке от веса временных перегородок следует принимать в соответствии с пунктом. 7.2. (Смотрите выше)

Сосредоточенные нагрузки на перила

Коэффициент надежности по нагрузке
Сосредоточенные нагрузки и нагрузки на перил 1,2

Крановые нагрузки

9.8 Коэффициент надежности по нагрузке для крановых нагрузок, в том числе, при проверке местной устойчивости стенок балок, следует принимать равным γf =1,2 для всех режимов работы.

9.9 При учете местного и динамического действия сосредоточенной вертикальной нагрузки от одного колеса крана полное нормативное значение этой нагрузки следует умножать при расчете прочности балок крановых путей на дополнительный коэффициент, равный:

1,8 — для группы режима работы кранов 8К с жестким подвесом груза;

1,7 — для группы режима работы кранов 8К с гибким подвесом груза;

1,6 — для группы режима работы кранов 7К;

1,4 — для группы режима работы кранов 6К;

1,2 — для остальных групп режимов работы кранов.

9.10 При расчете прочности и устойчивости балок кранового пути и их креплений к несущим конструкциям расчетные значения вертикальных крановых нагрузок следует умножать на коэффициент динамичности, равный 1,2 независимо от шага колонн.

При расчете конструкций на выносливость, проверке прогибов балок крановых путей и смещений колонн, а также при учете местного действия сосредоточенной вертикальной нагрузки от одного колеса крана коэффициент динамичности учитывать не следует.

Ветровые нагрузки

10.12 Коэффициент надежности по нагрузке γf для снеговой нагрузки следует принимать равным 1,4.

Снеговые нагрузки

Коэффициент надежности по нагрузке для основной и пиковой ветровых нагрузок следует принимать равным 1,4; при расчете на резонансное вихревое возбуждение коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,0.

 

saitinpro.ru

О КОЭФФИЦИЕНТАХ НАДЕЖНОСТИ - Мои статьи - Каталог статей

А.Е.Сутягин©, 2007-2012

 

«Расторопный ковач, изготовив топор иль секиру,

В воду металл, раскаливши его, чтоб ДВОЙНУЮ

Он крепость имел, погружает…»

Гомер, "Одиссея"

 

     Действующая сейчас система коэффициентов надежности (см. СНиП 2.01.07-85 "Нагрузки и воздействия” и соответствующие СНиП по видам конструкций) в проектирование несущих конструкций зданий и сооружений сложилась еще в советское время. На тот период данная система являлась прогрессивной, так как обеспечивала (по крайней мере в теории) равную надежность всех строительных элементов здания (сооружения) при минимальной весе конструкций здания (сооружения). При массовом (на всей территории страны) строительстве в то время такой подход был оправдан.

 

     При этом существовала, пусть и не идеально, многоступенчатая служба контроля качества, как за производством строительных материалов и изделий, так и за проведением строительных работ.

 

     Система коэффициентов надежности, в общем случае, состоит из трех независимых друг от друга составляющих:

 

      Коэффициент надежности по нагрузке (коэффициент перегрузки) - учитывает возможные отклонения фактической нагрузки от нагрузки предусмотренной нормами - нормативной.

      Коэффициент надежности по материалу (коэффициент однородности материала) - учитывает возможные отклонение механических свойств и прочности материала от таких же предназначенных нормами - нормативных.

      Коэффициент условий работы - учитывает возможные неблагоприятные (или благоприятные) факторы, влияющие на несущую способность конструкции: неполное соответствие расчетной схемы действителным условиям работы конструкции, влияние условий изготовления конструкций, положения арматуры в бетоне или кладке и др.

 

     На современном, так называемом "капиталистическом” этапе развития страны цель и характер строительного процесса изменились: с одной стороны, строительство стало индивидуальным, а с другой стороны, в строительный процесс вовлечено большое количество неквалифицированной рабочей силы при недостаточном контроле качества со стороны административно-управленческого аппарата.

 

     Кроме того, система коэффициентов надежности (условий работы) не учитывает в полной мере "степень ответственности” элементов конструкции по отношению к работе всего здания (сооружения) в целом, по другому говоря, влияния надежности одного элемента на общую надежность здания.

 

     Следует отметить, что до конца 50-хх гг. ХХ века в СССР при расчете конструкций использовался единый интегральный коэффициент запаса [k], который впоследствии был преобразован в "триаду” коэффициентов надежности: по нагрузке, по материалу и условий работы. Так например: коэффициент запаса для расчета железобетонных конструкций варьировался в пределах 1,3-2,2. В то время отличался и методологический подход к расчету конструкций: применялся так называемый расчет по разрущающим нагрузкам. В настоящее время - расчет по предельным состояниям.

 

     К сожалению, идея введения в строительные нормы расчета по предельным состояниям (начало 80-хх гг. XX века), а именно использование вероятностного подхода (в полной мере) к расчету строительных конструкций, не успела реализоваться.

 

     На основании выше изложенного, а так же исходя из опыта проектирования зданий (сооружений) в новейший период, автором предложено при расчете строительных конструкций принять систему коэффициентов ответственности элемента за переход здания в предельное состояние (по другому говоря: коэффициентов запаса) дополнительно к требуемым по действующим Строительным Нормам.

 

     Дополнительные коэффициенты запаса представлены в таблице ниже. На указанные коэффициенты необходимо умножать полученные при анализе конструкций расчетные значения усилий (I-ой группы предельных состояний) перед использованием указанных значений для подбора параметров сечения (армирования) соответствующих конструктивных элементов.

 

Вид конструктивного элемента   Коэффициент
Колонны   
1.1. Колонны определяющие прочность всего здания (колонны подвала) 2,0
1.2. Колонны при расчете на продольную силу 1,4
1.3. Колонны при расчете на совместное действие продольной силы и изгибающего момента 1,25 
Балки (Фермы)  
2.1. Балки поддерживающие кирпичные ("висячие”) стены 1,6
2.2. Главные (и аналогичные им) балки (подстропильные фермы) 1,4
2.3. Второстепенные балки (стропильные фермы) 1,25
2.4. Прогоны 1,1
Плиты  
3.1. Плиты работающие в одном направлении 1,25
3.2. Плиты работающие в двух направлениях 1,15
3.3. Консольные участки плит (балконы) 1,6

 

 

* * *

pgs.ag

Коэффициенты надежности по нагрузке γf

Согласно СП 20.13330.2011:

7.2 Коэффициенты надежности по нагрузке γf для веса строительных конструкций и грунтов приведены в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Конструкции сооружений и вид грунтов Коэффициент надежности по нагрузке γf
Конструкции  
Металлические, за исключением случаев, указанных в 2.3* 1,05
Бетонные (со средней плотностью свыше 1600 кг/м3), железобетонные, каменные, армокаменные, деревянные 1,1
Бетонные (со средней плотностью 1600 кг/м3 и менее), изоляционные, выравнивающие и отделочные слои (плиты, материалы в рулонах, засыпки, стяжки и т.п.), выполняемые:  
в заводских условиях 1,2
на строительной площадке 1,3
Грунты  
В природном залегании 1,1
На строительной площадке 1,15
Примечание — При определении нагрузок от грунта следует учитывать нагрузки от складируемых материалов, оборудования и транспортных средств, передаваемые на грунт.

7.3 Для металлических конструкций, в которых усилия от собственного веса превышают 50% общих усилий, следует принимать  γf = 1,1.

7.4 При проверке конструкций на устойчивость положения против опрокидывания, а также в других случаях, когда уменьшение веса конструкций и грунтов может ухудшить условия работы конструкций, следует произвести расчет, принимая для веса конструкции или ее части коэффициент надежности по нагрузке γf = 0,9, если иное значение не указано в нормах проектирования этих конструкций.

Коэффициент надежности по нагрузке для веса оборудования

8.1.4 Коэффициент надежности по нагрузке γf для веса оборудования и материалов приведен в таблице 8.2.

Таблица 8.2

Оборудование и материалы Коэффициент надежности по нагрузке γf
Стационарное оборудование 1,05
Изоляция стационарного оборудования 1,2
Заполнители оборудования (в том числе резервуаров и трубопроводов):  
жидкости 1,0
суспензии, шламы, сыпучие тела 1,1
Погрузчики и электрокары (с грузом) 1,2
Складируемые материалы и изделия 1,2

stroit-prosto.ru

Коэффициенты надежности по нагрузке γf

Виды нагрузок

γf

Постоянные нагрузки

Вертикальная от веса всей толщи грунтов над тоннелем:

 

- в природном залегании

1,1

- насыпные

1,15

Вертикальная от горного давления при сводообразовании для грунтов:

 

- скальных

1,6

- глинистых

1,5

- песков и крупнообломочных

1,4

Вертикальная от давления грунта при вывалах

1,8

Горизонтальная от давления грунта

1,2 (0,7)

Гидростатическое давление

1,1 (0,9)

Собственный вес конструкций:

 

- сборных железобетонных

1,1 (0,9)

- монолитных бетонных

1,2 (0,8)

- металлических

1,05

- изоляционных, выравнивающих, отделочных слоев

1,3

Длительные нагрузки

 

Вес стационарного оборудования

1,05

Температурные климатические воздействия

1,1

Силы морозного пучения

1,5

Вертикальная нагрузка от мостовых и подвесных кранов

1,1

Воздействие усадки и ползучести бетона

1,1(0,9)

Примечание: Значения коэффициента надежности по нагрузке, указанные в скобках, принимают в случае, когда уменьшение нагрузки приводит к невыгодному загружению обделки

cities-blago.ru

Коэффициент надежности по нагрузке - это... Что такое Коэффициент надежности по нагрузке?

Коэффициент надежности по нагрузке – коэффициент, учитывающий в условиях нормальной эксплуатации сооружений возможное отклонение нагрузок в неблагоприятную (большую или меньшую) сторону от нормативных значений;

[СНиП 2.01.07-85, СП 20.13330.2011]

Рубрика термина: Виды нагрузок на материалы

Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника, Автотранспорт, Акустические материалы, Акустические свойства, Арки, Арматура, Арматурное оборудование, Архитектура, Асбест, Аспирация, Асфальт, Балки, Без рубрики, Бетон, Бетонные и железобетонные, Блоки, Блоки оконные и дверные, Бревно, Брус, Ванты, Вентиляция, Весовое оборудование, Виброзащита, Вибротехника, Виды арматуры, Виды бетона, Виды вибрации, Виды испарений, Виды испытаний, Виды камней, Виды кирпича, Виды кладки, Виды контроля, Виды коррозии, Виды нагрузок на материалы, Виды полов, Виды стекла, Виды цемента, Водонапорное оборудование, Водоснабжение, вода, Вяжущие вещества, Герметики, Гидроизоляционное оборудование, Гидроизоляционные материалы, Гипс, Горное оборудование, Горные породы, Горючесть материалов, Гравий, Грузоподъемные механизмы, Грунтовки, ДВП, Деревообрабатывающее оборудование, Деревообработка, ДЕФЕКТЫ, Дефекты керамики, Дефекты краски, Дефекты стекла, Дефекты структуры бетона, Дефекты, деревообработка, Деформации материалов, Добавки, Добавки в бетон, Добавки к цементу, Дозаторы, Древесина, ДСП, ЖД транспорт, Заводы, Заводы, производства, цеха, Замазки, Заполнители для бетона, Защита бетона, Защита древесины, Защита от коррозии, Звукопоглащающий материал, Золы, Известь, Изделия деревянные, Изделия из стекла, Инструменты, Инструменты геодезия, Испытания бетона, Испытательное оборудование, Качество цемента, Качество, контроль, Керамика, Керамика и огнеупоры, Клеи, Клинкер, Колодцы, Колонны, Компрессорное оборудование, Конвеера, Конструкции ЖБИ, Конструкции металлические, Конструкции прочие, Коррозия материалов, Крановое оборудование, Краски, Лаки, Легкие бетоны, Легкие наполнители для бетона, Лестницы, Лотки, Мастики, Мельницы, Минералы, Монтажное оборудование, Мосты, Напыления, Обжиговое оборудование, Обои, Оборудование, Оборудование для производства бетона, Оборудование для производства вяжущие, Оборудование для производства керамики, Оборудование для производства стекла, Оборудование для производства цемента, Общие, Общие термины, Общие термины, бетон, Общие термины, деревообработка, Общие термины, оборудование, Общие, заводы, Общие, заполнители, Общие, качество, Общие, коррозия, Общие, краски, Общие, стекло, Огнезащита материалов, Огнеупоры, Опалубка, Освещение, Отделочные материалы, Отклонения при испытаниях, Отходы, Отходы производства, Панели, Паркет, Перемычки, Песок, Пигменты, Пиломатериал, Питатели, Пластификаторы для бетона, Пластифицирующие добавки, Плиты, Покрытия, Полимерное оборудование, Полимеры, Половое покрытие, Полы, Прессовое оборудование, Приборы, Приспособления, Прогоны, Проектирование, Производства, Противоморозные добавки, Противопожарное оборудование, Прочие, Прочие, бетон, Прочие, замазки, Прочие, краски, Прочие, оборудование, Разновидности древесины, Разрушения материалов, Раствор, Ригеля, Сваи, Сваизабивное оборудование, Сварка, Сварочное оборудование, Свойства, Свойства бетона, Свойства вяжущих веществ, Свойства горной породы, Свойства камней, Свойства материалов, Свойства цемента, Сейсмика, Склады, Скобяные изделия, Смеси сухие, Смолы, Стекло, Строительная химия, Строительные материалы, Суперпластификаторы, Сушильное оборудование, Сушка, Сушка, деревообработка, Сырье, Теория и расчет конструкций, Тепловое оборудование, Тепловые свойства материалов, Теплоизоляционные материалы, Теплоизоляционные свойства материалов, Термовлажносная обработка бетона, Техника безопасности, Технологии, Технологии бетонирования, Технологии керамики, Трубы, Фанера, Фермы, Фибра, Фундаменты, Фурнитура, Цемент, Цеха, Шлаки, Шлифовальное оборудование, Шпаклевки, Шпон, Штукатурное оборудование, Шум, Щебень, Экономика, Эмали, Эмульсии, Энергетическое оборудование

Источник: Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов. - Калининград. Под редакцией Ложкина В.П.. 2015-2016.

construction_materials.academic.ru

СНиП 32-04-97 => Основные расчетные положения . Таблица 3. Коэффициенты надежности по нагрузке . 6 сооружение тоннелей . 7 постоянные...

Основные расчетные положения

5.19 Расчетные модели тоннельных обделок и внутренних подземных конструкций должны соответствовать условиям работы сооружений, технологии их возведения, учитывать характер взаимодействия элементов конструкций между собой и окружающим грунтом, отвечать различным расчетным ситуациям, включающим возможные для отдельных элементов или всего сооружения в целом неблагоприятные сочетания нагрузок и воздействий, которые могут действовать при строительстве и эксплуатации тоннеля.

5.20 Нагрузки и воздействия по продолжительности их действия на тоннельные конструкции следует подразделять согласно СНиП 2.01.07 на постоянные и временные (длительные, кратковременные и особые).

При этом следует различать:

а) основные сочетания нагрузок, состоящие из постоянных, длительных и кратковременных;

б) особые сочетания нагрузок, состоящие из постоянных, длительных, некоторых кратковременных и одной из особых нагрузок.

5.21 К постоянным нагрузкам следует относить:

а) горное давление или вес насыпного грунта;

б) гидростатическое давление;

в) собственный вес конструкций;

г) вес зданий и сооружений, находящихся в зонах их воздействия на подземную конструкцию;

д) сохраняющиеся усилия от предварительного обжатия обделки.

5.22 К длительным нагрузкам и воздействиям следует относить: силы морозного пучения; вес стационарного оборудования; температурные климатические воздействия; воздействия усадки и ползучести бетона и другие, указанные в СНиП 2.01.07.

5.23 К кратковременным следует относить нагрузки и воздействия от внутритоннельного и наземного транспорта, а также нагрузки и воздействия в процессе сооружения тоннеля: от нагнетания раствора за обделку, от усилий, возникающих при подаче и монтаже элементов сборных тоннельных обделок, от веса и воздействия проходческого и другого строительного оборудования, воздействие водного потока и волновое воздействие на опускную секцию при транспортировке ее по воде и в процессе опускания, гидростатическое давление на свободный торец секции, сосредоточенную нагрузку от веса затонувшего судна (при условии судоходства по акватории), динамическую нагрузку от максимально возможного для данной акватории веса сбрасываемого корабельного якоря и др.

5.24 К особым нагрузкам следует относить сейсмические и взрывные воздействия, а также особые нагрузки, указанные в СНиП 2.01.07, которые могут иметь отношение к проектируемому тоннелю.

5.25 Расчетными моделями для определения внутренних усилий в обделке должны служить модели с заданной нагрузкой, основанные на положениях строительной механики, или модели, основанные на положениях механики сплошной среды. При расчетах на заданные нагрузки следует учитывать отпор грунтового массива, за исключением неустойчивых водонасыщенных грунтов.

5.26 Расчеты тоннельных обделок следует производить с учетом нелинейных деформационных свойств материалов конструкций и грунтов в соответствии с действующими строительными нормами, применяя метод последовательного загружения конструкции до предельного состояния. На первых стадиях проектирования допускается определение усилий в элементах конструкции на основе линейных зависимостей между напряжениями и деформациями.

5.27 Подземные несущие конструкции следует рассчитывать по предельным состояниям первой и второй групп (ГОСТ 27751).

5.28 Расчеты по предельным состояниям первой группы обязательны для всех конструкций и их следует производить на основные и особые сочетания нагрузок с использованием расчетных значений характеристик материалов, грунтов, нагрузок с учетом коэффициентов надежности и коэффициентов условий работы конструкций.

5.29 Расчеты по предельным состояниям второй группы следует производить на основные сочетания нагрузок с использованием нормативных их значений, нормативных значений характеристик материалов и грунтов и коэффициентов условий работы конструкций, предусматриваемых соответствующими нормами проектирования.

Примечание - Расчеты железобетонных конструкций по предельным состояниям второй группы допускается не производить, если практикой их применения или опытной проверкой установлено, что величина раскрытия трещин в них не превышает предельно допустимых величин и жесткость конструкций в стадии эксплуатации достаточна.

5.30 Нормативные нагрузки от горного давления следует назначать в зависимости от размеров выработки, глубины заложения тоннеля, физико-механических свойств и структурно-тектонических характеристик (в первую очередь, трещиноватости) массива, его обводненности, а также способов производства работ. При этом следует учитывать данные, полученные при строительстве тоннелей в аналогичных инженерно-геологических условиях.

Для предварительных расчетов обделок на заданные нагрузки вертикальные и горизонтальные нагрузки от горного давления в условиях сводообразования следует принимать от веса грунта, заключенного в пространстве, ограниченном контуром свода и плоскостями обрушения, а в грунтах, в которых сводообразование невозможно, - от давления всей толщи грунтов над тоннельным сооружением.

Для тоннелей, сооружаемых открытым способом, вертикальную нагрузку следует принимать от давления всей толщи грунтов над сооружением.

5.31 При реконструкции тоннеля с полной заменой обделки нормативную нагрузку от горного давления на тоннель необходимо увеличить в 1,3 раза.

5.32 Временные и особые нагрузки и воздействия следует принимать в соответствии с указаниями СНиП 2.01.07 и Свода правил по проектированию железнодорожных и автодорожных тоннелей или отмененного СНиП II-44-78 "Тоннели железнодорожные и автодорожные" в части, не противоречащей требованиям настоящих норм.

5.33 Коэффициент надежности по нагрузке следует принимать в соответствии с таблицей 3.

5.34 Коэффициент сочетаний нагрузок необходимо принимать в соответствии со СНиП 2.01.07.

5.35 Коэффициент надежности по ответственности надлежит принимать равным 1,0 как для сооружений I повышенного уровня ответственности.

5.36 Проверку прочности сечений бетонных и железобетонных элементов следует производить в соответствии со СНиП 2.03.01 с введением дополнительных коэффициентов условий работ учитывающих:

- отклонение принятой расчетной модели от реальных условий работы монолитной бетонной обделки= 0,9;

- отклонение фактической работы стыков сборной обделки от предусмотренных проектом = 0,9;

- понижение прочности бетона в обделках без наружной гидроизоляции на обводненных участках = 0,9

5.37 Нормативные и расчетные значения характеристик материалов следует принимать по нормам проектирования конструкций из соответствующих материалов.

 

Таблица 3

Коэффициенты надежности по нагрузке

 

Виды нагрузок

 

Постоянные нагрузки

 

 

Вертикальная от веса всей толщи грунтов над тоннелем:

 

 

в природном залегании

 

1,1

 

насыпные

 

1,15

 

Вертикальная от горного давления при сводообразовании для грунтов:

 

 

скальных

 

1,6

 

глинистых

 

1,5

 

песков и крупнообломочных

 

1,4

 

Вертикальная от давления грунта при вывалах

 

1,8

 

Горизонтальная от давления грунта

 

1,2 (0,7)

 

Гидростатическое давление

 

1,1 (0,9)

 

Собственный вес конструкций:

 

 

сборных железобетонных

 

1,1 (0,9)

 

монолитных бетонных

 

1,2 (0,8)

 

металлических

 

1,05

 

изоляционных, выравнивающих, отделочных слоев

 

1,3

 

Длительные нагрузки

 

 

Вес стационарного оборудования

 

1,05

 

Температурные климатические воздействия

 

1,1

 

Силы морозного пучения в грунтах

 

1,5

 

Вертикальная нагрузка от мостовых и подвесных кранов

 

 

1,1

 

Воздействие усадки и ползучести бетона

 

1,1 (0,9)

 

Примечание - Значения коэффициента надежности по нагрузке указанные в скобках, принимают в случае, когда уменьшение нагрузки приводит к более невыгодному загружению обделки.

 

 

5.38 Прочностные и деформационные характеристики грунтового массива надлежит определять на основании данных инженерно-геологических изысканий, натурных и лабораторных исследований с учетом указаний ГОСТ 20522, СНиП 2.02.01 и СНиП 11-02.

5.39 Величины прогибов железобетонных элементов сооружений, возводимых открытым способом, и рамп от воздействия постоянной и временной нагрузок не должны превышать:

- в элементах перекрытия 1/400 расчетной длины пролета или 1/250 расчетной длины консоли;

- в элементах стен 1/300 расчетной высоты;

- в элементах рамп 1/200 расчетной высоты.

5.40 В бетонных и железобетонных обделках, возводимых в обводненных грунтах без устройства гидроизоляции, образование трещин не допускается. В обводненных грунтах при наличии гибкой гидроизоляции или металлоизоляции допускается раскрытие трещин в обделках не более 0,2 мм. В железобетонных опускных секциях с металлоизоляцией допускается раскрытие трещин не более 0,15 мм.

5.41 Подводные тоннели должны быть предохранены от всплытия, при этом коэффициент устойчивости следует принимать не менее 1,2.

 

6 СООРУЖЕНИЕ ТОННЕЛЕЙ

6.1 Сооружение тоннелей должно осуществляться по утвержденным проектам организации строительства и производства работ, разработанным в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01. Проекты должны предусматривать механизацию основных наиболее трудоемких строительно-монтажных работ и содержать планы ликвидации возможных аварий. При необходимости в состав проекта отдельным разделом должна включаться автоматизированная система управления технологическим процессом строительства.

6.2 Забои подземных выработок должны быть обеспечены необходимыми видами энергии, вентиляцией, освещением, водоотводом или водоотливом, водопроводом, сигнализацией (в том числе аварийной), телефонной связью и средствами пожаротушения.

6.3 Раскрываемые в процессе сооружения выработки при необходимости должны надежно закрепляться временной крепью. Крепь устанавливается в соответствии с паспортом, утвержденным главным инженером строительства. Элементы временной деревянной крепи должны удаляться при укладке бетона или монтаже сборной обделки. Оставление их за обделкой допускается в случае защемления или возможности вывала грунта.

6.4 Разработку грунта буровзрывным способом следует осуществлять с соблюдением требований СНиП 3.02.03, "Единых правил безопасности при ведении взрывных работ" и "Технических условий по производству взрывных работ при строительстве тоннелей и метрополитенов" по составленному для каждого забоя паспорту, утвержденному главным инженером строительства. Буровзрывные работы для получения гладкой поверхности грунта в выработке следует производить с использованием метода контурного взрывания.

6.5 Работы по сооружению тоннелей в неустойчивых грунтах, связанные с искусственным закреплением грунтов, их замораживанием, понижением уровня грунтовых вод и другими специальными способами работ, должны выполняться в соответствии с правилами и требованиями, изложенными в СНиП 3.02.01 и нормах транспортного строительства.

6.6 В подземных выработках, опасных по газу, следует применять для стационарных и передвижных установок электрооборудование в рудничном взрывобезопасном исполнении. Такие выработки должны переводиться на газовый режим, а работы в них должны осуществляться при условии разработки и выполнения специальных мероприятий, согласованных с органами Госгортехнадзора.

6.7 В процессе проходческих работ геологической службе подрядчика надлежит вести систематические наблюдения за соответствием фактических инженерно-геологических условий проектным данным в части устойчивости забоя, изменения мощности и состава напластований грунтов, их трещиноватости, крепости по буримости, притоку грунтовых вод.

Результаты наблюдений должны заноситься в журнал производства работ. Об отклонениях инженерно-геологических условий от проектных данных ставятся в известность проектные организации и заказчик.

6.8 В тоннелях, сооружаемых и эксплуатируемых в особо сложных условиях, - в зонах тектонических разломов с неустойчивыми водонасыщенными грунтами, на участках нестабилизирующегося горного давления и др. - следует предусматривать установку контрольно-измерительной аппаратуры для наблюдений (мониторинга) за состоянием обделки и окружающего тоннель грунта как в период строительства, так и в процессе эксплуатации тоннеля. Схему установки аппаратуры и результаты наблюдений, выполненных в период строительства, надлежит передавать заказчику вместе с исполнительной документацией.

6.9 В процессе строительства тоннелей должны осуществляться наблюдения за осадками сохраняемых зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, расположенных в зонах возможных деформаций земной поверхности.

6.10 Точность геометрических измерений, проводимых в процессе строительства, должна соответствовать ГОСТ 23616. Применяемые средства, методы измерений должны быть аттестованы Государственной или отраслевой метрологической службой. Погрешность и методы проверки точности измерений должны определяться проектом.

6.11 Суммарные величины отклонений внутренних размеров обделок от их проектного положения не должны нарушать габарита приближения строений.

6.12 При строительстве тоннелей следует выполнять производственный контроль, предусмотренный СНиП 3.01.01 и соблюдать основные требования операционного контроля качества СМР, приведенные в приложении В.

6.13 На каждом строительстве надлежит вести общий журнал работ по форме, предусмотренной СНиП 3.01.01, или горный журнал, а также журналы распоряжений, авторского надзора или группы сопровождения проекта, маркшейдерского контроля, маркшейдерских замеров выполненных работ, контроля по технике безопасности, а также по отдельным видам работ и работе отдельных механизмов.

Указания и предписания руководства строительной организации начальникам участков и сменному персоналу об остановке или возобновлении горных и других видов работ, исправлении некачественно выполненных работ, результатах маркшейдерского контроля, указания и предписания Госгортехнадзора, Госкомсанэпиднадзора и заказчика заносятся в общий журнал работ.

6.14 Все тоннели в период строительства и полной реконструкции должны обслуживаться профессиональными военизированными горно-спасательными частями.

6.15 Производимые при строительстве тоннелей работы должны выполняться с соблюдением правил техники безопасности, изложенных в СНиП III-4, противопожарных норм - в СНиП 21-01-97, требований пожарной безопасности - в ГОСТ 12.1.004, электробезопасности - в ГОСТ 12.1.013, нормативных документов органов надзора по приложению Б и других норм, утвержденных в установленном порядке.

 

7 ПОСТОЯННЫЕ УСТРОЙСТВА

Верхнее строение пути, проезжая часть

7.1 Верхнее строение пути в железнодорожных тоннелях должно соответствовать техническим характеристикам, принятым по нормам исполнительной власти в области железнодорожного транспорта для открытых участков линии железной дороги.

7.2 Конструкция верхнего строения пути должна обеспечивать возможность механизированного ремонта и содержания пути.

7.3 Балластная конструкция верхнего строения пути должна быть выполнена на щебеночном балласте, слой которого под шпалой в подрельсовых зонах должен иметь толщину не менее 0,35 м.

7.4 В местах сопряжения безбалластной конструкции пути в тоннеле с балластной на подходах к тоннелю должны укладываться участки переходного пути переменной жесткости на длине не менее 25 м с каждой стороны тоннеля.

7.5 В тоннелях следует укладывать бесстыковой рельсовый путь. Расположение стыков рельсовых плетей в пределах тоннеля длиной 300 м и менее не допускается.

7.6 В тоннелях длиной более 300 м конец плети бесстыкового пути должен выноситься за пределы тоннеля не меньше чем на 200 м.

7.7 Верхнее строение пути и другие постоянные устройства в тоннелях, сооружаемых на электрифицированных участках железных дорог с использованием постоянного тока, должны быть защищены от воздействия блуждающих токов.

7.8 В железнодорожных тоннелях необходимо устанавливать реперы, заделанные в обделку стен через каждые 20 м на прямых и через каждые 10 м на кривых участках пути, а также путевые сигнальные знаки, номера колец (для сборных обделок) и указатели прохода к нишам и камерам, пультам заградительной сигнализации и средствам связи.

7.9 На прямых участках пути однопутных тоннелей реперы следует располагать с правой (по счету километров) стороны пути, а на кривых участках - со стороны внутреннего рельса. В двухпутных тоннелях установку реперов необходимо предусматривать по обеим сторонам пути.

7.10 К стене тоннеля у каждого репера должна прикрепляться марка, на которой следует указывать номер репера, расстояние от него до внутренней грани ближнего рельса и возвышение над его головкой.

7.11 На каждом портале железнодорожных и автодорожных тоннелей необходимо иметь репер для нивелирования III класса.

7.12 В автодорожных тоннелях материалы и конструкции дорожной одежды должны соответствовать требованиям СНиП 2.05.02 для открытых участков автомобильных дорог, установленным для опасных условий движения. Дорожная одежда должна иметь деформационные швы в местах деформационных швов обделки тоннеля и на выходах у порталов.

 

Водоотводные и дренажные устройства

7.13 В тоннелях, сервисных штольнях и штольнях безопасности отвод воды от дренажных устройств, случайных протечек через обделку, а также от промывки тоннелей и пожаротушения следует осуществлять по закрытым лоткам или коллекторам.

7.14 При расположении тоннеля в грунтовой среде, подверженной суффозии, дренирование подземных вод не допускается.

7.15 Водоотводные лотки в тоннелях не должны проходить под рельсовыми путями или под проезжей частью.

7.16 Уклон дна лотков или коллекторов должен быть не менее 3+.

7.17 Лотки или коллекторы должны иметь смотровые колодцы с отстойной частью (отстойниками) объемом не менее 0,04 куб.м, располагаемые не реже чем через 40 м. Отстойники должны быть доступны для периодической очистки.

7.18 Для исключения распространения горящих нефтепродуктов по тоннелю смотровые колодцы не реже чем через 280 м должны иметь гидрозатворы (перепуски сифонного типа) с отстойниками объемом не менее 0,2 куб.м. Подобные затворы необходимо иметь и в местах сброса воды в сервисную штольню или штольню безопасности.

7.19 Необходимо обеспечивать отвод воды в сторону от тоннеля из припортальной выемки, расположенной с верховой стороны. При невозможности выполнения этого требования отвод воды следует осуществлять по сервисной штольне, а при ее отсутствии - по водоотводному лотку тоннеля. Расчетное сечение лотка в этих случаях должно назначаться с учетом объема водосбора выемки с вероятностью превышения 1:300 (0,33 %).

7.20 В систему водоотвода подводных тоннелей не должны поступать стоки от рамповых участков.

7.21 Расчетный уровень воды в лотке тоннеля должен быть ниже основания верхнего строения пути или дорожного покрытия, а в лотке сервисной штольни - не выше подошвы лотка тоннеля.

7.22 Поверхность припортальных зон горных тоннелей для улучшения стока воды должна быть спланирована с засыпкой ям, шурфов, скважин и других выработок недренирующим грунтом. В необходимых случаях должен быть устроен поверхностный водоотвод с сетью нагорных канав.

7.23 Для отвода поверхностных вод с лобового откоса за парапетом должен быть устроен водоотводный лоток.

7.24 Тоннели в пониженных местах трассы должны иметь водосборники и водоотливные установки, расположенные в отдельных помещениях. Водоотливные установки должны устраиваться также в нижних частях рамповых участков тоннелей.

7.25 Не должно допускаться замерзание воды в водоотводных устройствах, напорных трубопроводах, дренажных устройствах и водосборниках. При необходимости следует предусматривать их утепление и обогрев.

 

firenotes.ru

Коэффициенты надежности (по нагрузке, по материалу, по назначению и ответственности сооружения, условий работы)

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 30Следующая ⇒

 

Краткие сведения об основных показателях надежности.Теория надежности изучает процессы возникновения отказов объектов и способы борьбы с этими отказами. Надежностью называется свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Под объектом понимается конструктивная форма стальных конструкций, включающая стержневые конструкции и листовые. Стержневые конструкции включают в себя каркасы зданий, эстакады, мачты, башни, краны, путепроводы, мосты, опоры высоковольтных линий электропередач и т.п. К листовым конструкциям относятся кожухи доменных печей, бункера, силосы, резервуары, газгольдеры, трубопроводы больших диаметров (более 600 мм) и т.д.

Использование частных коэффициентов позволяет четко распределить научно – исследовательскую работу, направленную на совершенствование норм проектирования. Исследование какого – либо фактора проводится независимо от исследований остальных факторов, влияющих на надежность конструкций. Результатом исследования являются процедуры выбора нормативных значений исходных величин и значений частных коэффициентов, соответствующих лишь этому фактору. Однако, для этого в нормах проектирования должна использоваться полная система частных коэффициентов [В.А. Отставнов, А.Ф. Смирнов, В.Д. Райзер, Ю.Д. Сухов. Учет ответственности зданий и сооружений в нормах проектирования строительных конструкций. – Строит. механика и расчет соооружений, 1981, №1, с.11-14.]

Коэффициент надежности по материалу ( ) учитывает возможные неблагоприятные отклонения значений какой либо характеристики материала (в частности прочности) от ее нормативного значения. На этот коэффициент делятся нормативные значения характеристики для получения ее расчетного значения. Значение коэффициента надежности по материалу, как и нормативные значения соответствующих характеристик, устанавливают специалисты в области использования материалов в строительных конструкциях, исследуя свойства материалов, условия их производства и анализ статистических данных о характеристиках.

Коэффициент надежности по нагрузке (gf) учитывает возможные неблагоприятные отклонения значения воздействия от его нормативного значения. На этот коэффициент умножается нормативное значение воздействия для получения его расчетного значения. Значения этих коэффициентов, как и нормативные значения воздействий, устанавливают специалисты в области воздействий, исследуя природу воздействий и анализируя статистические данные о них.

Коэффициент ответственности ( ) учитывает ответственность сооружения и влияние на требуемый уровень надежности. Этот коэффициент вводится в главное неравенство (1.1), которое является основным требованием метода предельных состояний (частных коэффициентов), т.е. требованием, заключающимся в том, что усилие в элементе конструкции или расчетная нагрузка на всю конструкцию, полученная с учетом всех остальных частных коэффициентов (левая часть неравенства 1.1), были бы не больше несущей способности элемента или конструкции, которая также получена с учетом соответствующих частных коэффициентов (правая часть неравенства 1.1). На этот коэффициент можно либо умножать левую часть неравенства, либо делить его правую часть. Таким образом, он является обобщающим коэффициентом. Его значения в принципе должны устанавливать специалисты в области надежности строительных конструкций из решения оптимизационной задачи. Эта задача еще не решена до конца и значения коэффициента ответственности частично переложены на другие частные коэффициенты gf, gm, gc, что нарушает необходимую строгость и четкость норм проектирования, затрудняет понимание их содержания, затрудняет их использование, а конструкции различного назначения, используемые в сооружениях различной ответственности, проектируются по одним и тем же правилам.

Коэффициент условий работы первого вида (gc) отражает факторы, которые для упрощения расчетной модели не учитываются прямым путем. Он может вводиться в расчет для упрощенного приближенного учета ползучести, пластических свойств материала, влияния податливости опор и в любых других случаях упрощения статических и динамических расчетов (так называемые коэффициенты свободной длины, коэффициенты динамики и т.п.). Коэффициенты условий работы устанавливают специалисты в области расчета строительных конструкций, обобщая теоретические исследования или обрабатывая результаты экспериментальных исследований.

Коэффициент условий работы второго вида учитывает факторы, которые еще не имеют приемлемого аналитического описания, такие как влияние коррозии, агрессии среды, биологического воздействия и т.п. Значения коэффициентов условия работы второго вида устанавливают по результатам исследований реальных условий, в которых находится конструкция в процессе эксплуатации, влияния этих условий на несущую способность конструкции и сравнения реальных условий с принятыми в нормативном документе.

В соответствии с изложенным, условие расчета (1.1) приобретает вид

N= . (1.2)

Разделив неравенство (1.2) на геометрический фактор S, получим

, (1.3)

где Ryn - нормативный предел текучести;

- напряжение от нормативной нагрузки.

Выделив в выражении напряжение от какой - либо преобладающей (например, наибольшей полезной) нагрузки, получим

(1.4)

Откуда, назвав выражение в скобках приведенным коэффициентом надежности по нагрузке 1, найдем

, (1.5)

или

, (1.33)

где величина gf1gmgn/gc является коэффициентом запаса для напряжений по отношению к нормативному пределу текучести .

 

Таким образом, этот коэффициент имеет различные значения не только для разных элементов конструкций, но и для разных нагрузок.

Если для всех нагрузок принять одинаковые коэффициенты надежности по нагрузке и равными , то можно записать

; (1.6)

в этом случае расчетное напряжение от нормативной нагрузки выразится

. (1.7)

Величина gmgngf/gc=K представляет собой общий, одинаковый для всех нагрузок коэффициент запаса; частное от деления нормативного предела текучести на общий коэффициент запаса называется допускаемым напряжением [s] и, следовательно:

s=Ryngc/gmgngf=Ryn/K=[s]. (1.8)

 

Таким образом, метод расчета по допускаемым напряжениям есть частный случай метода расчета по предельному состоянию, когда все коэффициенты надежности по нагрузке приняты одинаковыми. В данной трактовке допускаемое напряжение является одинаковым для всех рассчитываемых элементов, имеющих одинаковый коэффициент условий работы gc и коэффициент надежности gn. Тогда допускаемое напряжение будет одинаковым для всех элементов конструкции, и формула расчета примет вид

. (1.9)

Сравнивая ее с формулой расчета по первому предельному состоянию (см. формулу 1.2)

, (1.10)

видим, что она отличается только тем, что коэффициенты надежности по нагрузке в ней приняты равными единице, а вместо расчетного сопротивления стали по пределу текучести поставлено допускаемое напряжение.

Отсюда следует, что приемы расчета по первому предельному состоянию и по допускаемым напряжениям одинаковы; нужно только при расчете по предельному состоянию нагрузки принимать со своими коэффициентами надежности по нагрузке, а при расчете по допускаемым напряжениям - без коэффициентов надежности по нагрузке; за предельное напряжение при расчете по предельному состоянию нужно принимать расчетное сопротивление материала по пределу текучести , а при расчете по допускаемым напряжениям - допускаемое напряжение [ ].

Итак, в методе расчета по первой группе предельного состояния общий и неизменный для всех нагрузок коэффициент запаса заменяется четырьмя коэффициентами, gf, gm, gn, gc, которые в своих сочетаниях дают различные значения переменного коэффициента запаса прочности.

Метод расчета по допускаемым напряжениям не учитывает того обстоятельства, что каждой нагрузке присущ свой коэффициент надежности по нагрузке и что опасность работы конструкции зависит не только от значений нагрузок, но и от их сочетаний и возможных их изменений.

Допускаемое напряжение по существу ограничивает область нормальной эксплуатации сооружения. Таким образом, метод допускаемых напряжений не учитывает, работу сооружения за этой областью (перед прекращением эксплуатации), по существу наиболее интересную и опасную. В этом недостаток метода допускаемых напряжений, который не может давать равнопрочного сооружения при длительной эксплуатации.

Метод расчета по предельным состояниям учитывает указанные обстоятельства, близок к фактической работе сооружения, но требует введения дополнительных частных коэффициентов при оценке работоспособности стальных конструкций в процессе их длительной эксплуатации, при реконструкции и т.д.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru