Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Зимний Дворец в Санкт-Петербурге. Кто построил зимний дворец в санкт петербурге


Зимний дворец

Зимний дворец

 Winter_Palace

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38) — бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга.

 

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

 

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

 

История

 

Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.

 

Первый Зимний дворец

 

Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева построил в 1711 году у Невы на месте бывших Преображенских казарм деревянный «Зимний дом». Первый дворец Петра был небольшим двухэтажным домом с высоким крыльцом в центре и черепичной крышей, и находился не на набережной Невы, а на современной Миллионной улице. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меншикова к свадьбе Петра Первого и Екатерины Алексеевны (февраль 1712 года).

 

Второй Зимний дворец

 

В 1718 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли "Зимнедомным каналом"). Окраска этого здания отличалась от колорита предыдущий Зимних дворцов царя: постройка Маттарнови была серого цвета. До окончания строительства архитектор умер, и достраивал дворец Доменико Трезини.

 

В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр I скончался. После его смерти в 1726—1727 годах по указанию Екатерины I дворец был расширен Д. Трезини и занял территорию нынешнего здания Эрмитажного театра.

 

Третий Зимний дворец

 

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Четырехэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев, конюшнь.

 

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года:

 

Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приему иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению.

 

Четвертый (временный) Зимний дворец

 

Был построен в 1755 г. Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 г.).

 

Пятый (существующий) Зимний дворец

 

В 1762 году появилось существующее в настоящее время здание дворца. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат.Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м.Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

 

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Чевакинский, Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

 

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву, к ним вела Иорданская или, как она прежде называлась, посольская лестница. Всего залов было пять (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). Они назывались аван-залами, так как вели к шестому громадному Тронному залу (который занимал всё нынешнее пространство комнат Николая II, выходивших на Неву, то есть Малахитовый зал, две гостиных и угловой на Неву и Адмиралтейство кабинет Александры Федоровны).

 

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова. Со стороны Дворцовой площади был обустроен Тронный зал, перед ним появилось помещение для ожидания — Белый зал. Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал Светлый кабинет. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем. Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружён зимний сад, Романовская галерея. В 1764 г. в Берлине через агентов Екатерина приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения).

 

В 1780-1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

 

В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра.

 

В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем, при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Были созданы Мраморная галерея (из трёх зал) и новый Тронный (Георгиевский) зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру.

 

В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферраном оформил Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы.

 

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.

 

Исторические события

 

29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны.

5 февраля 1880 года народоволец С. Н. Халтурин произвёл взрыв в Зимнем дворце с целью убийства Александра II, при этом было убито одиннадцать солдат из караула и пятьдесят шесть ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.

 

9 января 1905 года в течении шествии колон рабочих к Зимниму дворцу была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905—1907 годов.

 

В августе 1914 года после начала Второй Отечественной (Первой мировой) войны часть культурных ценностей из дворца, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву, однако Картинная галерея осталась на месте.

 

В середине октября 1915 года во дворце был размещён военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. Под госпитальные палаты были отведены залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский залы.

 

Во время революции февраля 1917 года дворец был занят войсками, перешедшими на сторону восставших.

 

С июля 1917 года дворец стал резиденцией Временного правительства, которое объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть художественной коллекции была эвакуирована в Москву.

 

В ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 года в дни Октябрьской революции Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили дворец, который охраняли гарнизон юнкеров и женский батальон, всего численностью в 2,7 тысяч человек. Дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. К 2 часам 10 мин. ночи 26 октября (8 ноября) штурмом взяли дворец, арестовали Временное правительство. В кинематографе штурм Зимнего дворца изображался как битва. В действительности, он прошёл практически бескровно — защитники дворца почти не оказали сопротивления.

 

30 октября (12 ноября) 1917 года народный комиссар просвещения А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В течение нескольких месяцев в комнатах первого этажа дворца располагался Наркомпрос. В парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты, лекции, собрания.

 

В 1919 году во дворце открылись первые после революции выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта».

 

11 января 1920 года в залах первого и второго этажей дворца состоялось официальное открытие Государственного музея Революции. К ноябрю 1920 года завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. 2 января 1921 года для публики открылись залы Картинной галереи, а в следующем году другие экспозиции Государственного Эрмитажа. Совместно два музея просуществовали в здании дворца до 1941 года.

 

22 июня 1941 года после начала Великой Отечественной войны в подвалах дворца оборудованы двенадцать бомбоубежищ, в которых до 1942 года постоянно проживали около двух тысяч человек. Во дворце была укрыта часть не эвакуированной музейной коллекции Эрмитажа, культурных ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда.

 

В годы войны строения дворца пострадали от обстрелов артиллерии Вермахта и бомбардировок Люфтваффе, в общей сложности в них попали семнадцать артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы. Были повреждены Малый тронный (Петровский) зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесён ущерб Иорданской лестнице. 7 ноября 1944 года дворец был частично открыт для посещения. Восстановление залов и фасадов дворца продолжалось долгие годы после войны.

 

Архитектура

 

Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади (длина по фасаду со стороны Невы 137 метров, со стороны Адмиралтейства 106 метров, высота 23,5 метра, около 1050 помещений). Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда.

 

В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).

 

Колорит фасадов и кровли

 

Фасады и крыша дворца несколько раз меняли колористическую гамму. Первоначальный цвет имел очень лёгкую тёплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской. В протоколах Канцелярии от строений говорится об отпуске на эти работы извести, мела, охры и черлени (красной земли, которая после обработки использовалась в качестве пигмента). В более поздних документах встречаются такие названия, как «бледно-жёлтая с белым», «под цвет дикого камня». Кровля при этом была лужёная.

«Дворец снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с тонкой прожелтью, а орнаменты — белой известью.»

— архитектор Бартоломео Растрелли (РГИА, ф.470, оп.5, д.477, л.147)

 

До пожара 1837 года принципиальных изменений в окраске дворца не происходит, за исключением крыши, которая в 1816 году изменяет свой цвет с бело-серого на красный. В ходе послепожарного ремонта колер фасада составлялся из гашёной тосненской извести, охры, итальянской мумии и части олонецкой земли, которая использовалась как пигмент и имела оттенок слоновой кости, кровля же окрашивается железным суриком, придающим ей коричнево-красный цвет.

 

Во второй половине 1850-х — 1860-х годов, при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной. Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень лёгкое тональное выделение. По сути, фасады воспринимаются монохромными.

 

В 1880-е годы, при императоре Александре III, расколеровка фасадов производится в два тона: плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента и более слабую терракотовую тональность. С воцарением Николая II в 1897 году, императором был одобрен проект окраски фасадов Зимнего дворца в колорите «новой ограды Собственного сада» — красного песчаника без какого-либо тонального выделения колонн и декора. В такой же цвет были окрашены все здания на Дворцовой площади — штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб, что, по мнению архитекторов того периода, способствовало единству восприятия ансамбля.

 

Терракотово-кирпичный цвет дворца сохранялся вплоть до конца 1920-х годов, после чего начинаются эксперименты и поиск новой расколеровки. В 1927 году предпринималась попытка окрасить его в серый цвет, в 1928—1930 гг. — в коричнево-серую гамму, а медновыколотную скульптуру на крыше — в чёрный цвет. В 1934 году впервые предпринята попытка окраски дворца масляной краской оранжевого цвета с выделением белой краской ордерной системы, однако масляная краска оказала негативное воздействие на камень, штукатурку и лепной декор. В 1940 году принимается решение об удалении масляной краски с фасада.

 

С началом Великой Отечественной войныи в целях маскировки дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской. В 1945—1947 годах комиссией в составе главного архитектора Ленинграда Н. В. Баранова, начальника Госинспекции по охране памятников Н. Н. Белехова, представителей Ленгорисполкома, Государственного строительного контроля, Государственного Эрмитажа и научных консультантов было принято решение об окраске стен дворца окисью хрома с добавлением изумрудного пигмента; колонн, карнизов, междуэтажных тяг и обрамлений окон — белым цветом; лепного декора, картушей, капителей — охрой, при этом скульптуру было решено оставить черной.

 

С 1960-х годов при окраске фасада вместо известковых красок начали применяться синтетические красители, которые негативно влияют на лепной декор, штукатурку и натуральный камень. В 1976 году по рекомендации Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории принято решение о расчистке поверхности скульптур от красочного покрытия для образования естественного слоя патины, которая на тот момент считалась естественной защитой от агрессивного воздействия окружающей среды. В настоящее время поверхность меди защищают специальным красочным составом, содержащим ингибитор коррозии меди.

 

За шестьдесят пять лет у общественности и властей города сложился определённый стереотип в восприятии колористической гаммы дворца, однако по мнению научных сотрудников Эрмитажа, существующее в настоящее время колористическое решение фасадов не соответствует художественному образу дворца, в связи с чем предлагается воссоздание цветового решения фасадов, максимально приближенной к объёмно-пространственной композиции дворца, созданной Бартоломео Растрелли.

 

Размеры

 

Здание дворца имеет 1080 комнат, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные), а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

 

Общее впечатление

 

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов, раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли — глубокая архитектурная связь этого здания с городом на Неве, ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

 

Своеобразие

 

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

 

Залы Зимнего дворца

 

Иорданская галерея

 

Расположена на первом этаже Зимнего дворца. Отделка осуществлена в стиле русского барокко. Вначале галерея носила название Главной, так как по ней от Главного вестибюля к Парадной лестнице следовали гости дворца. Позже (как и подъезд) была переименованна в Иорданскую, так как в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через неё проходил крестный ход, направлявшийся к Неве, где над прорубью устанавливали так называемую иордань — павильон для водосвятия.

 

Иорданская лестница

 

В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освещения воды прорубь — иордань.

 

Именно здесь талант великого Растрелли раскрывается во всей силе и выразительности. За величественными арочными пролётами галереи первого этажа и первым, затенённым, лестничным маршем внезапно раскрывается огромное, сияющее светом пространство лестницы. Расположенный почти на двадцатиметровой высоте живописный плафон с изображением парящих в небе древнегреческих богов усиливает барочный эффект иллюзорно разрывая плоскости потолка, а льющийся из окон свет, отражаясь в зеркалах, скользит по золочёным лепным орнаментам, белым мраморным статуям богов и муз. Уничтоженная пожаром 1837 года, лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому при восстановлении этой половины дворца удалось сохранить основной замысел Растрелли.

 

Фельдмаршальский зал

 

Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала разместили портреты российских фельдмаршалов: «П. А. Румянцев-Задунайский» (Ф. Рисе), «Г. А. Потемкин-Таврический» (А.Виги), «А. В. Суворов-Рымникский» (Н. С. Фросте), «М. И. Кутузов-Смоленский» (П. Басин), «И. И. Дибич-Забалканский» (П.Басин), «И. Ф. Паскевич-Эриванский» (Ф.Крюгер).

 

Этот строгий беломраморный зал заслужил печальную славу тем, что именно здесь 17 декабря 1837 года начался пожар, уничтоживший за 30 часов весь Зимний дворец. После пожара 1837 года перестроен В. Стасовым в стиле классицизма. В 1854 году на южной стене зала, по сторонам от входа в Малый Тронный зал, были помещены батальные полотна «Взятие русскими войсками предместья Варшавы» работы О.Верне и «Сдача русским венгерской армии генералом Гергеем при Вилагосе» Г. Виллевальде. Во время Первой мировой войны в зале располагались палаты госпиталя. После 1917 года все картины были сняты и переданы в фонды других музеев.

 

Несколько лет назад было принято решение о восстановлении оформления зала. На место был возвращен портрет И. Ф. Паскевича работы Ф. Крюгера. В мае 2005 года в Фельдмаршальском зале появились портреты А. В. Суворова (Н. С. Фросте) и М. И. Голенищева-Кутузова (П. Басина).

 

Петровский (Малый тронный) зал

 

Создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящён памяти Петра I. В отделке интерьера зала использованы вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. Трон изготовлен в Петербурге в конце XVIII века. За троном, в нише, оформленной в виде триумфальной арки находится картина «Петр I с богиней мудрости Минервой» Джузеппе Амикони. В верхней части стен помещены полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны — Полтавскую баталию и битву при Лесной (П. Скотти и Б. Медичи). Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы. В зале также имеются царские короны, государственные гербы в виде двуглавых орлов.

После пожара 1837 года без изменений восстановлен В. П. Стасовым.

 

Гербовый зал

 

С конца XVIII века на месте Гербового зала располагалась Белая галерея, отделанная по проекту Ю. М. Фельтена. В царствование Екатерины II здесь проходили пышные придворные балы. В 1796 году, по указу императора Павла I «Траурная зала», где происходила траурная церемония по прощанию с усопшей императрицей Екатерины Великой и её супругом императором Петром III, убитым в результате переворота 1762 года. В первой трети XIX века первоначальное предназначение Белой галереи вернулось. В ней вновь шумели дворцовые маскарады, парадные приёмы и балы. Однако в 1830 году император Николай I решил придать ей иное смысловое значение. Главная идея нового проекта — прославление могущества Российской империи.

 

Воссоздан В. П. Стасовым после пожара 1837 года для торжественных церемоний в стиле позднего русского классицизма. У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах. Зал окружает колоннада, несущая балкон с балюстрадой. В центре зала находится чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIX века. Торжественный образ Гербового зала подчёркнут величественным ритмом французских окон, чередующих с массивными, сплошь позолоченными, колоннами.

 

Военная галерея 1812 года

 

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На её стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.

 

Георгиевский (Большой тронный) зал

 

Создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле. Освящён 26 ноября 1795 года в день Святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название. Был полностью уничтожен во время пожара 1837 года. По указанию императора Николая I в восстановление зала архитектором В. П. Стасовым использовался белый каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии. Из-за трудоемкости облицовки был открыт в 1841 году, позже других залов.

 

Над тронным местом — мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Рисунок позолоченных орнаментов потолка зала повторяет узор паркета из 16 пород цветного дерева. Большой императорский трон был исполнен в Лондоне 1731—1732 гг. Н. Клаузеном по заказу императрицы Анны Иоанновны.

 

В этом зале проходили официальные церемонии и приемы.

 

В 1917 году с тронного места были сняты символы Российской империи, а в 1930-х гг., оно было полностью разобрано. После Великой Отечественной войны в зал вместо тронного места была помещена выполненная из самоцветов карта Советского Союза, изготовленная для Всемирной парижской выставки 1937 года. В 80-х годах XX века карта была демонтирована и передана в Горный музей. В 1997—2000 годах тронное место было восстановлено.

 

Большая церковь

 

Интерьер Большой церкви создан Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи освятил обновлённый собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами.

 

Пикетный (Новый) зал

 

Завершает Большую Анфиладу. Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на месте лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула — пикета, отсюда и название зала.

 

Зал посвящен истории русской армии и стал логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной войны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала — рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами сражения.

 

С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нем хранились музейные фонды отдела Востока, ковры и другие предметы искусства. 9 декабря 2004 года Пикетный зал вновь открылся для посетителей.

 

Александровский зал

 

Этот зал был построен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К. П. Брюллова) в 30-е — 40-е года XIX века. По замыслу архитектора, этот зал должен был увековечить память об императоре Александре I. Также этим зодчим были построены пять примыкающих к Александровскому залу анфилад, в которых в данный момент располагается собрание французской живописи.

 

Белый зал

 

Создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году.

 

Большой (Николаевский) аванзал

 

Николаевский аванзал задумывался, как и Александровский, в прославление императора. Этот зал является самым впечатляющим по размерам интерьером Зимнего дворца — его площадь 1103 м². К нему примыкает Концертный зал.

 

Золотая гостиная

 

Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым в 30-е — 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы Марии Александровны. Первоначально стены и свод в ней были покрыты белым искусственным мрамором, а позолотой выделен лишь украшавший их тонкий лепной орнамент. При участии архитектора Владимира Андреевича Шрейбера в 1860 — 70-х годах стены зала были покрыты сплошной позолотой. В трагические для России дни, наступившие после убийства 1 марта 1881 года Александра II, а именно здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и реформ, над которыми трудился и которые не успел завершить его отец.

 

Будуар

 

Будуар также построен А. П. Брюлловым, но полностью переделан в 1853 году по проекту Гаральда Боссе. Подобная изящной табакерке, небольшая по размерам комната стилизована в духе рококо с обилием резных золочёных орнаментов, зеркал и живописных вставок. Часть Будуара, в виде своеобразного алькова, отделена ступенькой и низкой фигурной решёткой. Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели, для драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрике Картье.

 

Октябрьская лестница

 

Создана О. Р. Монферраном в конце 1820-х годов. После пожара 1837 года восстановлена А. П. Брюлловым почти без изменений. Интерьер лестницы выполнен в классическом стиле, богато декорирован гризайльной живописью. Своё название получила в память о событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По этой же лестнице в 3 часа ночи с 25 на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

 

Малахитовая гостиная

 

Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев супруги Николая I — Александры Фёдоровны. Согласно воле императора, в декоративное убранства зала Брюллов включил редкий полудрагоценный камень — малахит. С 1830-х годов, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал использоваться более широко. В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг. Гости не знали, чему удивляться более: «…роскоши материала или роскоши мысли художника <…> в храме богатства и вкуса.» Зал обставили запасённой во время пожара мебелью, выполненной в 1830 году по рисункам Огюста де Монферрана мастером Генрихом Гамбсом. Из малахитовой гостиной открывается выход в залы Невской анфилады, завершающие драгоценное ожерелье исторических интерьеров Зимнего дворца. Малахитовая гостиная — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера.

 

Малая (Белая) столовая

 

Малая столовая отделана в 1894 году по проекту А.Ф.Красовского. Отделка интерьера выполнена в стиле рококо и стилизована под XVIII век. В то же время, в зале находятся и изделия XX века: английская люстра с музыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах - шпалеры, вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. Столовая входила в жилую анфиладу семьи Николая II.

 

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме Зимнего дворца именно в Малой столовой было арестовано заседавшее здесь Временное правительство. О данном событии напоминает мемориальная доска, установленная в столовой в 1957 году на каминной полке.

 

Концертный зал

 

Создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Назначение этого зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусе установлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в декоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включены аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагается богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII — начала XX века, центром которой является своеобразный памятник XVIII столетия — серебряная гробница Святого князя Александра Невского.

 

Туризм

 

Огромный историко-культурный и художественный интерес Зимний дворец представляет для туристов из России и всего мира. В 2009 году общее количество посетителей составило 2 359 616 человек. Примерно 500 тысяч из них — иностранцы.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

fv-tour.ru

Зимний Дворец в Санкт-Петербурге

История царской резиденции, в последствии ставшей мировым шедевром архитектуры, и одним из знаковых мировых музеев ведет отсчет от 1710 года, когда по велению Петра I было начато строительство первого царского зимнего дворца. Дворец построили быстро, но Россия на глазах вылезала из «детских штанишек», и уже при строительстве стало очевидно, что первоначальный дворец слишком мал для полноценного представительства царского двора. С небольшой заминкой в три года было начато строительство второго здания. За четыре года, с 1716 по 1720 на набережной Невы был возведен Второй Зимний дворец, где спустя пять лет, холодным январем 1725 года скончался царь Петр Первый. Но это не остановило развитие резиденции русских царей, а в последствии императоров.

Зимний ДворецЗимний Дворец

Уже спустя год, по приказу вдовы Петра Екатерины I за улучшения взялся Доменико Трезини, но его архитектурный замысел не сохранился (позднее на этом месте был построен Эрмитажный театр, который существует до сих пор). После тяжелой болезни, отцарствовав всего 2 года Екатерина умирает. Новым хозяином трона становится внук Петра I - Петр II. Но это был еще ребенок, подчиненный сперва сиятельному князю Меньшикову, а после дворцового переворота, когда Меньшикова победил клан Долгоруких, подчинившийся и им. Пока власть была у царедворцев (древнерусских олигархов), ни о каком развитии ни царской резиденции, ни вообще России речи не было. Вскоре Петр II вообще уезжает из Петербурга в Москву, где тоже умирает от болезни.

На трон восходит Анна Иоанновна. Но происходит это не в обычной традиции престолонаследия, а почти выборно - по решению Верховного тайного совета. В 1730, по смерти Петра II, из 8-и членов Совета половину составляли Долгорукие, они и определяли выбор хозяина трона. Анна Иоанновна получила скипетр, но по договоренности с Тайным советом была сильно ограничена в правах. Если стряхнуть историческую шелуху, то это очень напоминает события 1996 года. С той лишь разницей, что в новейшей истории державные персоналии сменились, а тогда, придя к власти в 1730 году, Анне Иоанновна тут же порвала все договоренности, и послала своих «олигархов» в нужном направлении. Разобравшись с царедворцами новая царица не могла не обратить взор на свою резиденцию, и уже на следующий год новый архитектор Барталомео Растрелли начинает масштабное строительство нового, Третьего Зимнего императорского дворца. Дворец построили за четыре года, но и он простоял в неизменном виде менее двадцати лет.

Зимний Дворец ночьюЗимний Дворец ночью

Следующая царица - Анна Леопольдовна тоже была слабым правителем и во всем полагалась на царедворцев Миниха, потом Остермана и Головкина, которым не было дело до царской резиденции. А Елизавете Петровне сперва пришлось разгребать доставшиеся ей завалы в виде новой войны со Швецией, потом в австро-французской войне (где, впрочем воевала половина Европы). Война явно шла в ползу России, и не дожидаясь ее окончания Елизавета утверждает новый план строительства уже последнего, Четвертого Зимнего дворца. Елизавета успела закончить европейскую войну взятием Берлина, но всего год не дождалась окончания строительства своего нового дворца. Елизавета умерла в 1761 году, а постройку закончили годом позднее, в короткое правление Петра III. В дальнейшем Зимний дворец только обрастал дополнительными постройками, менялись и улучшались внутренние интерьеры. Так в 1780-90 годах перестроили анфиладу залов, выходящих фасадом на Неву, В 1826 году по проекту России была построена военная галерея, а в 1883 году Монферан перестроил зал у Главной парадной лестницы.

Нельзя не упомянуть о трагическом происшествии 1837 года. Тогда, от случайной печной искры начался грандиозный пожар, который уничтожил третий и второй этажи Зимнего дворца. Урон был колоссальным, но он мог оказаться еще сильнее, если бы солдаты и пожарные не успели бы заложить кирпичом внутренние проходы, ведущие к великолепной Эрмитажной коллекции. Последняя дореволюционная переделка произошла в конце 19 века, но она была незначительной, и коснулась небольшой части внутренних покоев северо-западной части здания.

Уже при советской власти, когда страна только оправилась от гражданской войны, Зимний дворец был признан национальным музеем, и начались работы по приведению некоторых внутренних частей здания к своей новой функции. Так была проведена реконструкция многих служебных помещений: убраны технические, спонтанно возникшие клетукшки обслуживающего персонала. Внутренние покои были возвращены к первоначальному виду, спроектированному Растрелли. Одновременно провели большую реставрацию многих залов. Перед самой войной был назначен новый большой комплекс мер, призванных сохранить великолепие резиденции Русских императоров.

И, если внимательно посмотреть на историю Эрмитажа в советский, то не так уж и очевидной покажется западная истерика, по поводу варваров-большевиков. В конце концов, русские не вели ковровые бомбардировки всех крупных городов Европы, и не русские сравняли с землей Дрезденскую галерею.

www.protown.ru

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Фото

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Рубрика: Санкт-Петербург

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Всю Россию — с её историей, устройством, взглядом на себя и мир — символизируют Кремль в Москве и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Внешне они так же различны, как древность и современность, но в основе каждого одна идея — величие.

Зимний дворец, каким мы его видим сегодня, — пятый в исторической галерее Зимних (четвёртый каменный), строившихся от Петра I до Петра III с 1711 по 1764 годы. Он кажется немного приземлённым, но всё равно великолепен как всякое произведение растреллиевского барокко.

Двухъярусная колоннада поднимает здание вверх. Её сложный ритм из сбегающихся и расходящихся колонн создаёт живую драматургию фасадов, которую подхватывают скульптуры и вазы на крыше. Обилие лепного украшения — разорванных фронтонов, картушей, маскаронов, рокайлей, карнизов — создаёт ощущение праздничности, постоянного торжества.

Величественный дворец прославляет могущество Российской империи. Пусть уже нет империи и залы наполняют бесчисленные произведения искусства, а не императоры, послы и придворные, историю переписать нельзя. И Зимний вместе с ней останется навечно, если не в камне, то в текстах и изображениях.

Петровские Зимние

Первым Зимним дворцом принято считать Свадебные петровские палаты, построенные в 1712 году. Их подарил императору Меншиков, приурочив подарок к свадьбе Петра с Екатериной I.

Второй Зимний для императора — на углу Невы и Зимнедомного канала (Зимней канавки) строил архитектор Георг Маттарнови. В этом дворце Пётр и скончался в 1725 году. В конце XVIII века на месте здания возвели Эрмитажный театр.

Казалось, что памятник утерян навсегда. Но в ХХ веке выяснилось, что при строительстве театра от дворца сохранились отдельные стены, множество помещений, часть парадного двора и даже несколько комнат, в которых жил Пётр. Теперь в этих помещениях открыта постоянная музейная экспозиция.

Зимний для Анны Иоанновны

Анна Иоанновна, ставившая задачей упрочение собственной власти и воссоздание абсолютизма, решила, что Зимний Петра мал. Чтобы утвердиться не только фактически, но зримо, она приглашает Бартоломео Растрелли — русского итальянца, академика архитектуры — для устройства нового дворца.

Растрелли сразу изменяет место постройки — старое не отвечает имперским замыслам. Чтобы воплотить грандиозный проект архитектора, Анна скупает дома Чернышёва, Рагузинского, Апраксина, Морской Академии — дворец будет расположен на Дворцовой набережной, напротив Адмиралтейства. В 1732 – 1735 году третий Зимний — с 70 парадными залами, 100 спальнями, театром, капеллой, галереей — построили.

Четвёртый (временный) и пятый (последний) Зимние дворцы

Ещё в правление Анны Иоанновны к дворцу стали пристраивать сараи, конюшни, подсобные помещения. Продолжилось стихийное достраивание и в правление Елизаветы Петровны. Результатом стало нечто не только некрасивое, но даже несообразное, имеющее «вид пёстрый, грязный, недостойный…».

Выходом из ситуации Елизавета увидела перестройку дворца, которую и доверила тому же Растрелли. Но переделывание, по справедливому мнению архитектора, не принесло бы ожидаемого результата, потому Растрелли решает строить всё заново.

Для временного проживания императрицы архитектор создаёт временный же Зимний на участке от Мойки до Большой Морской. Этот, четвёртый, Зимний не сохранился.

Когда Елизавета с двором была размещена, Растрелли принимается за новый проект. Он утверждён в 1754 году, и тогда же начато строительство, завершённое в 1762 году. Более 4 тысяч каменщиков, «штукатурных рабочих», паркетчиков и умельцев «по мрамору», живописцев и лепщиков возводили главный дворец империи. По окончании строительства вся площадь перед Зимним оказалась под строительным мусором. Чтобы быстро и без затрат расчистить пространство, Пётр III разрешает всем брать из гор мусора, что захотят. Стоит ли говорить, что буквально в часы площадь освободилась: что для дворца было мусором, для простого нищего люда служило материалом для стройки, отопления, других хозяйственных нужд.

Новый дворец оказался самым высоким жилым зданием в столице — 23, 5 метра в высоту. Позже, в 1844 году, чтобы не разрушить сложившуюся иерархию, Николай I издаёт указ о запрете возводить в Петербурге гражданские здания, превосходящие высотой Зимний. Указ соблюдали до 1905 года.

На Пасху 1762 года дворец освятили — и двор въехал в новый, последний по счёту Зимний. Но Елизавета, которая и задумала грандиозную постройку, не увидела нового великолепия. Она умерла в 1761 году, и дворец принимал, обживал её племянник, Пётр III. Впрочем — обживал недолго. В результате дворцового переворота 1762 года к власти приходит его жена — Екатерина II.

Композиция Зимнего

Пятый Зимний в плане близок к квадрату. Простая композиция усложнена крупными угловыми ризалитами — выступами. В них планировали разместить особенно важные интерьеры — Тронный зал на северо-западе, Иорданскую лестницу (Посольскую, главную) — на северо-востоке, дворцовую церковь — на юго-востоке, театр — на юго-западе. На втором этаже ризалиты должны были связывать торжественные анфилады залов.

Пышность, безмерность растреллиевского-елизаветинского барокко проявилась не только в убранстве, но и в масштабах сооружения. Дворец включал более 1 500 комнат, составлявших площадь около 60 000 кв. м. Огромное внутреннее пространство казалось и вовсе бесконечным из-за обилия зеркал, в которых отражалась и обильная позолота, удваиваясь, утраиваясь и превращаясь в потоки золотого сияния.

Корпуса дворца окружали внутренний Большой двор. Главным входом стали ворота на южном фасаде — в виде триумфальной арки с тремя пролётами. Дворец окрасили в тёплый охристый цвет «с тонкой прожелтью», с белым декором и позже подновляли в похожей цветовой гамме — «бледно-жёлтым с белым», в «цвет дикого камня».

Сегодня обсуждается вопрос о том, чтобы вернуть Зимнему его первоначальный колорит как более соответствующей величию и статусу дворца, более парадный и торжественный.

После Растрелли

Переворот, хотя и не такой быстрый, как во власти, случился в искусстве. Барочная пышность и избыточность, «непокой» сменяются рациональным классицизмом. Нева «одевается в гранит», а набережная становится Дворцовой. Растрелли, создавший целую эпоху в русской дворцовой архитектуре, уходит в отставку и отправляется за границу. Ему на смену приходят Д. Кваренги, К. Росси, Ю. Фельтен, О. Монферран, которые и завершают отделку и обустройство дворца.

Немало способствовала изменению первоначального плана Екатерина. Она меняет предназначения ризалитов, обустраивает разнообразные кабинеты, библиотеку, покои для графа Орлова, для которого в 1766 году возводят Южный павильон Малого Эрмитажа.

Екатерина положила основание и коллекции Эрмитажа. Получив в 1764 году из Берлина 317 картин голландско-фламандской школы, она приказала развесить их в уединённых залах и комнатах, названных Эрмитажем (местом для уединения).

Однако главным художником и архитектором оказывается бессменный «зодчий» русских городов той поры — огонь…

В 1837 году, 29 декабря Зимний заполыхал. Три дня огонь пожирал роскошь и золото, кружил в залах и анфиладах. Что успели спасти, выносили и складывали возле Александровской колонны. В заранее обречённой схватке с огнём погибли 13 пожарных и солдат.

Но велика империя, много в ней и народа, и богатства. В течение 15 месяцев под руководством В. Стасова и А. Брюллова 6 тысяч работников восстанавливали дворец, работая круглосуточно. Сотни рабочих умерли на стройке, в шалашах и прямо на дворцовых лестницах, однако величие и грандиозность воскресили из пепла.

В ходе восстановления замысел Растрелли был значительно изменён. Сегодня ему отвечают одноимённая галерея на первом этаже, Главный вестибюль, дворцовая церковь и Иорданская (главная) лестница. Кроме планировки и отделки, изменились и некоторые конструктивные особенности дворца. Так, вместо 450 коробовых печей и «голландок» — неизменного источника пожаров — устроили уникальное отопление аммосовскими печами. Их расположили не в покоях, а в подвалах, откуда в жилые помещения подавали просто нагретый воздух, устранив главную причину возгорания.

Ансамбль Зимнего дворца

XIX век формирует ансамбль Дворцовой площади. В него со временем органично входят здание Главного штаба (архитектор К. Росси), Штаб Гвардейского корпуса (архитектор А. Брюллов), в 1834 году — Александровская колонна, монумент в память победы русского войска над армией Наполеона (архитектор О. Монферран).

Памяти победы в войне 1812 года посвящена и мемориальная композиция в Зимнем, созданная К. Росси. Она представляет собой длинный зал с верхним светом, на стенах которого — 332 портрета героев и полководцев, парадное изображение императора, написанных английским художником Джорджем Доу с помощью Александра Полякова и Вильгельма Голике.

После революции

Ещё до всех революций, в 1904 году, Николай Второй оставляет Зимний как резиденцию российских императоров. Двор переезжает в Царское село, в Александровский дворец. В 1915 году в Зимнем начинает работать госпиталь имени царевича Алексея. В июле-ноябре 1917 года Зимний — место пребывания Временного правительства. А в 1920 году дворец отдают под Государственный музей революции.

Сегодня Зимний дворец с прилегающими зданиями — Малым, Большим (Старым), Новым Эрмитажами, Эрмитажным театром составляют музей мирового уровня и известности — Государственный Эрмитаж. В музее — около 3 миллионов культурных, исторических памятников, охватывающих период от глубокой древности до современности. Понадобится несколько лет, чтобы осмотреть каждый экспонат, останавливаясь около него хотя бы на 1 минуту.

В собрании — скульптура, живопись, графика, медали и монеты, предметы прикладного искусства. Роскошь Зимнего выросла безмерно, ведь теперь его стены украшают произведения Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Пикассо, Матисса, Рубенса, Рембрандта. В его залах — коллекции северо-причерноморских древностей и скифского золота.

События, связанные с Зимним дворцом

В 1880 году, во время революционного террора, народоволец С. Халтурин организовал взрыв в Зимнем, покушаясь на Александра II. Император и его семейство не пострадали, но убиты были 11 солдат караула, 56 — ранены.

В 1903 году Зимний принимает костюмированный бал, на котором все гости — в костюмах эпохи Алексея Михайловича. Николай II лелеял надежду объединить русское общество национальной идеей, одной из основ которой было возвращение к исконно — допетровской — вещной, бытовой культуре.

В 1905 году на подходе к Зимнему расстреляна мирная демонстрация рабочих. Расстрел стал сигналом к началу Революции 1905 года.

В 1917 году нарком просвещения Луначарский объявляет Зимний вместе с Эрмитажем государственным музеем. До 1919 года дворец функционирует как Дворец искусств, а в его залах устраивают сеансы синематографа, лекции, концерты, собрания.

В 1941 году в подвалах оборудуют 12 бомбоубежищ, где размещают 2 тысячи человек и экспозиции музея.

Во время войны бомбардировками повреждены Петровский зал, Гербовый, Посольская лестница.

В 1944 году Зимний уже открыт для посещений, хотя работы по его восстановлению продлятся ещё долгие годы.

Сегодня — после всех перестроек, реконструкций — в Зимнем 1945 окон, 1084 комнаты, которые соединяют межэтажные и потайные лестницы числом 117. Невский фасад дворца — 210 метров, адмиралтейский — 175 метров.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps. However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser. To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

← Невский проспект – главная улица Северной столицы Здание Главного штаба →
 

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...

Памятник Пушкину на площади Искусств На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...

Московские триумфальные ворота В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...

Памятник Екатерине II К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...

  Поделиться ссылкой:

www.hobbysalon.ru

Кто спроектировал Зимний дворец в Петербурге?

Строительство Зимнего дворца или как его первоначально называли Зимнего дома было начато в 1710 году. Чертежи архитектора Доминико Трезини, по которым он создавал новое здание, до наших дней не сохранились, уцелели лишь документы о самом строении. По тем временам это было достаточно большое трёхэтажное здание: в нижнем находился склад и жила прислуга, а на двух верхних располагалась царская семья. На самом деле дворец был построен из красного кирпича, но по велению государя его перекрасили в белый цвет.

Зимний дворец и Кроншлот

Строительство Зимнего дворца завершили через полтора года. Царь работой архитектора остался доволен и вскоре Трезини стал главным архитектором при канцелярии городовых дел. Он руководил практически всеми видами строительства в Петербурге. Под его руководством и проектам строились не только дворцы и крепости, но и пороховые погреба и даже гавани.

К тому времени архитектор уже достаточно давно находился в России. Его архитектурным дебютом была крепость Кроншлот, которая также не сохранилась до наших дней. О ней позволяют судить лишь оставшиеся гравюры и исторические справки. Это была восьмигранная башня с расположенными по периметру орудиями. Вскоре она приняла первое боевое крещение – в течение двух дней крепость обстреливала шведская эскадра, но Кроншлот выдержал. Это была не только не только победа русских, но и первая победа итальянского архитектора.

Вклад Трезини в архитектуру Санкт-Петербурга Главной работой в жизни Трезини стала Петропавловская крепость. Этому делу архитектор посвятил почти 30 лет своей жизни. Но современники могут судить об этом проекте лишь по документам и по сохранившейся Благовещенской церкви.

Но, несмотря на то, что большинство зданий построенных архитектором либо вовсе не сохранились до наших дней, либо их проект был изменён, многое в северной столице напоминает о деятельности великого архитектора. Это не только сохранившаяся до наших дней планировка некоторых районов, но даже некоторые сооружения. Кроме того, Трезини обучил нескольких талантливых помощников, ставших в последствии достаточно известными архитекторами. В частности одним из его учеников был Михаил Земцов. Сам Трезини скончался в 1734 году.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

О Петербурге - Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

Крупнейший российский художественный музей Эрмитаж известен во всем мире. Его огромные коллекции занимают несколько зданий, но праву визитной карточкой музея считается Зимний дворец, который украшает берега Невы уже более 250 лет. Этот дворец построен в середине 18 века архитектором Растрелли. Однако немногим известно, что тот Зимний дворец, которым мы можем любоваться сегодня, не первый в Санкт - Петербурге.

История Зимних дворцов, как и многое в Петербурге, начинается во времена Петра I. На берегу Невы неподалеку от Адмиралтейства в 1711 году для царя построили, как тогда говорили, Зимний дом. Рядом прорыли канал, который впоследствии стал называться Зимней канавкой. Первый деревянный Зимний дворец Петра был небольшим двухэтажным домом с высоким крыльцом в центре и черепичной крышей.

Первый Зимний дворец Петра I

Столица быстро росла, и самые известные люди из окружения Петра стали строить на невском берегу свои дворцы, правда, уже каменные,. Ближе к Адмиралтейству стоял большой дом генерал - адмирала Апраксина, за ним - дворец графа Рагузинского, затем дом адмирала Крюйса… Здесь же, у Зимней канавки, по проекту архитектора И. Матарнови построили второй Зимний дворец для Петра. Этот дворец был каменным, но тоже небольшим. Здание украшала высокая покатая крыша и скромный архитектурный декор в центре фасада. В одном из помещений этого дворца в ночь на 29 января 1725 года Петр I скончался.

Через несколько лет после смерти Петра его Зимний дворец был перестроен архитектором Д. Трезини. Трезини не стал разрушать постройку петровского времени, а использовал второй дворец в качестве западной части нового, значительно более нарядного и большего по размерам здания. Этот дворец принято считать третьим Зимним дворцом. Сегодня на этом месте находится Эрмитажный театр.    

   Третий Зимний  дворец   

Четвертый Зимний дворец связан с именем императрицы Анны Иоанновны. Вернувшись с царским двором их Москвы в Санкт - Петербург в 1732 году, она не захотела использовать существующий Зимний дворец в качестве своей резиденции. Императрице приглянулся дом адмирала Апраксина, стоявший ближе к Адмиралтейству, и значительно больший по размерам и богатству отделки. Но и этот дворец, по мнению императрицы, требовал перестройки. Ф.Б. Растрелли, который тогда только начинал работать в Петербурге, пристроил к зданию новый корпус, который протянулся вдоль Адмиралтейства и присоединил ко всему зданию еще один дом, стоявший со стороны современной Дворцовой площади.

   Портрет Ф.Б. Растрелли 

Новый, четвертый Зимний дворец, стал грандиозным по тем временам сооружением, с двумя фасадами - на Неву и на площадь. Талант Растрелли - мастера создавать по настоящему великолепные дворцы проявилась уже здесь. Современники писали, что подобного "Россия до днесь не имела". После вступления на престол Елизаветы Петровны Растрелли еще не раз перестраивает и расширяет дворец, к нему присоединяются другие дома, стоящие неподалеку. Видимо, и самого талантливого архитектора, в конце концов, перестало устраивать здание, которое соединяло разные постройки, и он разрабатывает проект нового Зимнего дворца. Елизавета утвердила этот проект, поставив условие: новый дворец должен быть построен за два года. В 1755 году начинают разбирать четвертый Зимний дворец, а затем закладывают фундамент для нового.

   Портрет императрицы Елизаветы Петровны   

Для императрицы Растрелли построил временный деревянный Зимний дворец. Но это здание стояло не на берегу Невы, а значительно дальше, возле Невской першпективы, и занимало территорию, ограниченную современным Невским проспектом, набережной Мойки, Малой Морской улицей и Кирпичным переулком. 

А на месте строительства нового, шестого Зимнего дворца развернулись грандиозные работы. Все свободное пространство вокруг превратилось в строительную площадку. Здесь работали тысячи каменщиков, плотников, штукатуров, литейщиков, резчиков, живописцев. Растрелли понимал, что построить дворец за два года невозможно, поэтому постоянно велись переговоры об увеличении этого срока. Однако Елизавета согласилась продлить срок лишь на год. Растрелли впервые нарушил свое правило: вести строительство только летом, и работы в Зимнем дворце продолжались круглый год.

Новый Зимний дворец выглядел по настоящему великолепно. По своим размерам он превосходил все окружавшие его постройки. Сам Растрелли считал, что дворец имеет два фасада - на набережную на Дворцовую площадь. Причем, надо отметить, что в середине 18 века набережные Невы были значительно уже, дворец стоял ближе к Неве и в хорошую погоду весь отражался в воде. Архитектор приказал окрасить стены дворца "песчаною краскою с самой тонкой прожелтью, а орнаменты белой известью". Нам, привыкшим видеть Зимний дворец зелено - бирюзовым, трудно сегодня даже представить, что когда-то здание было розовато-желтым.

Архитектор тщательно продумал внутреннюю планировку дворца. На первом этаже находились вестибюли, различные службы, кухни, на втором - парадные залы, жилые комнаты и два храма, третий предназначался для придворных. Всего во дворце было 460 залов и комнат, украшенных с небывалой по тем временам пышностью.

Пожар в Зимнем дворце в 1837 году

Однако Елизавете не суждено было стать хозяйкой великолепного Зимнего дворца. Она умерла во временном деревянном дворце в конце 1761 года, в это время в части залов нового дворца только завершили отделку. Вступивший на престол Петр III приказал к весне 1762 года полностью подготовить для него личные покои. Работа кипела круглые сутки, но неожиданно Растрелли столкнулся с еще одной проблемой: все пространство перед новым дворцом представляло собой огромный склад остатков строительных материалов. Выход нашли неожиданно: жителям Петербурга объявили, что каждый из них может забрать с этой строительной площадки все, что угодно и совершенно бесплатно. Площадь очистили за несколько дней.

Первым хозяином нового Зимнего дворца стал император Петр III. Он решил, что архитектора следует отблагодарить, и Растрелли был удостоен высочайшей аудиенции, получил звание генерал - майора и орден Святой Анны. Но это была последняя награда, которую воистину великий архитектор получил от русского монарха. Летом 1762 года на престол взошла Екатерина II, и Растрелли вскоре получил предписание поступить в распоряжение "Канцелярии от строений", которую возглавил Иван Бецкой. Архитектор воспринял это как оскорбление, ведь до этого он всегда подчинялся только императрицам - сначала Анне Иоанновне, а затем Елизавете Петровне. Растрелли подал прошение об отставке и вскоре был уволен от всех дел. Он уехал в Италию, затем вернулся и еще несколько лет работал в Курляндии у Бирона. Лишь в январе 1771 года за несколько месяцев до смерти архитектора избрали в "почетные вольные общинники" Академии художеств.

Зимний дворец стал последней постройкой Растрелли в Санкт-Петербурге и одновременно последним в России монументальным сооружением в стиле барокко. В 60-е годы 18 века резко изменились эстетические вкусы передовой части европейского общества, на смену барокко пришел классицизм, определивший развитие в том числе и русского искусства без малого на столетие.

Грандиозный Зимний дворец в центре Петербурга на многие десятилетия стал олицетворением величия и силы России, которая в середине 18 века превратилась в одну из самых могучих европейских держав.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

opeterburge.ru

Санкт-Петербург. Зимний дворец

Фото 25.11.2013:

Фото 27.05.2015:

Фото 24.03.2016:

Зимний дворец (бывший императорский дворец)

Государственный Эрмитаж

Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 2 / Дворцовая наб., д. 38

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 г. итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли как официальная царская резиденция.

Трёхэтажное здание Зимнего дворца занимает целый квартал и вместе с Дворцовой площадью образуют красивейший архитектурный ансамбль, являясь одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

Зимний дворец является самым большим зданием музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

На здании дворца размещена мемориальная доска:

В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года Зимний дворец — резиденция царей, местопребывание последнего правительства буржуазии, — был взят штурмом красногвардейцами и революционными частями армии и флота.

Строительство Зимнего дворца (по материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)" ):

Место расположения главной резиденции российских императоров — Зимнего дворца, — как и многих других сооружений Санкт-Петербурга, определил основатель города Петр Великий.

Самый первый дом «для зимнего пребывания царя» был срублен в 1708 г. Но уже в 1711 г. Д. Трезини на его месте возвел небольшой двухэтажный дом «голландской» архитектуры — первый Зимний дворец. Его фасад, обращенный на восток, имел три выступа: центральный — с высоким крыльцом и два боковых. Перед зданием в 1718 г. прорыли канал, соединивший реки Мойку и Неву, устроили пристань, как это было принято в Голландии, которую Петр считал образцом для подражания. Канал получил название Зимней канавки — по дворцу.

Поспешно сооруженное здание вскоре оказалось тесным для царской семьи, и в 1716-1719 гг. по проекту архитектора Г.И. Маттарнови был построен новый каменный Зимний дворец, расположившийся ближе к Адмиралтейству. Фасадом, украшенным пилястрами и портиком, он был обращен к Неве. В этом дворце 28 января 1725 г. царь-реформатор и умер. (Позже часть этой постройки, в том числе комната, в которой умирал Петр I, вошла в объем Эрмитажного театра — она сохранилась до наших дней.)

По распоряжению Екатерины I Д. Трезини расширил Зимний дворец — появились новый флигель и корпус, соединивший его со старым зданием. Во дворце, считающемся третьим Зимним, насчитывалось около 100 комнат. Правда, взошедшей вскоре на престол императрице Анне Иоанновне эти покои не понравились, и дворец отдали под проживание прислуги.

Царица затеяла новое строительство — четвертого по счету Зимнего дворца. Получивший название Анненского, он был спроектирован и возведен в 1732-1736 гг. придворным архитектором Б.Ф. Растрелли. Трехэтажное здание, в нарушение петровских предписаний, смотрело не на Неву, а на Адмиралтейство. Зодчий богато украсил его скульптурными композициями, искусно оформил и 130 внутренних помещений: при отделке залов и комнат, дворцового театра и церкви, нарядных лестниц и галерей обильно использовались мрамор и позолота.

Во время царствования Елизаветы Петровны резиденцию неоднократно переделывали, к основному зданию пристроили конюшню и мыльню, жилые и хозяйственные помещения. В итоге дворец утратил свой первоначальный облик. Его планировка оказалась сложной и неудобной. Растрелли предложил императрице проект нового дворца, а так как строить его предполагалось на месте Анненского, то он всего за семь месяцев 1755 г. создал временный, пятый Зимний дворец. Одноэтажное здание на углу Невского проспекта и реки Мойки со 156 комнатами также было роскошно отделано.

После смерти императрицы дворец пришел в запустение, его убранство растащили, а еще не ветхое здание разобрали.

Строительство шестого по счету Зимнего дворца, сохранившегося до наших дней, велось в 1755-1762 гг. Работы начались со сноса Анненского дворца, после чего тысячи строителей возводили стены, устраивали лестницы, перекрытия; отделочники — штукатуры, маляры, резчики по камню и дереву, позолотчики, стекольщики — придавали фасадам и внутренним помещениям облик, строго соответствующий проекту Б.Ф. Растрелли. Наконец, в апреле 1762 г. только что вступивший на престол император Петр III переехал в новую резиденцию.

Это четырехэтажное здание по сути своей — целый квартал с внутренним крестообразным в плане двором. Каждый из его фасадов имеет свое неповторимое оформление.

Главный фасад обращен в сторону Дворцовой площади. Он прорезан в центре трехарочными воротами с узорчатыми решетками. Это главный въезд во внутренний двор, ведущий к парадному подъезду.

Западный фасад, направленный на Адмиралтейство, разделен на три части выдвинутыми вперед боковыми крыльями.

Фасад, выходящий на Неву, гармонирует с ее спокойной водной гладью. Он не имеет такого ярко выраженного членения, как все остальные, — боковые выступы-ризалиты выдаются вперед всего на 5 м, благодаря чему гигантская фронтальная протяженность дворца производит со стороны реки особенно яркое впечатление своей сдержанной величавостью.

Восхищает декоративное оформление здания. Многочисленными колоннами, установленными в два яруса, архитектор подчеркнул необычную для того времени высоту дворца. Вертикаль колонн как бы продолжена 176 скульптурами и вазами, расставленными на балюстраде, — ограждении крыши в виде перил на уровне кровли.

Особую роль в облике здания играют 1945 окон. Отличающиеся разнообразием в размерах и оформлении проемов, они сами по себе служат украшением здания. Гений Растрелли-скульптора ярко проявился при создании проектов лепных украшений.

Большое внимание архитектор уделил окраске фасадов дворца. Изначально она была трехцветной: стены окрашивались в розово-желтые тона (сейчас зеленые), колонны, наличники, балюстрада в белые, лепнина покрывалась позолотой. Все это создавало поразительный эффект — дворец буквально светился даже в пасмурную погоду, а солнечные лучи вызывали потрясающую игру света и тени на его стенах.

Исключительно логично были размещены главные внутренние помещения дворца. Они находились в угловых его выступах: в юго-западном — дворцовый театр, в северо-западном — тронный зал, в северо-восточном — парадная лестница, в юго-восточном — дворцовая церковь. Между ними располагались залы, жилые комнаты, подсобные помещения, галереи, которых в XVIII в. насчитывалось более 460.

Отделка велась лучшими русскими и иностранными мастерами. Полы в большинстве помещений были покрыты паркетом из ценных пород дерева. Живописные плафоны иллюзорно увеличивали высоту залов. Огни сотен светильников отражались в полированном мраморе, привезенном из Италии, в позолоте декоративных украшений, стеклах дверей и зеркалах, доставленных из Парижа…

К 1762 г. удалось завершить отделку лишь части покоев, остальные оформлялись без Растрелли. Проектируя Зимний дворец, зодчий ставил перед собой цель воздвигнуть его «для одной славы России». Эта задача была выполнена: грандиозный дворец стал олицетворением величия и силы государства Российского.

К сожалению, первоначальное убранство дворца сохранилось не полностью. В декабре 1837 г. в нем произошел пожар. Попытки пожарных справиться с огнем не увенчались успехом. Во дворец бросились поднятые по тревоге гвардейские полки. Рискуя жизнями, солдаты, под руководством императора Николая I, выносили ковры и картины, кухонную посуду и драгоценности, мебель и резные двери, одежду из гардеробов императорской семьи и сундуков прислуги. Все сваливали у подножия Александровской колонны. Дворец выгорел дотла. Героическими усилиями гвардейцев удалось не допустить распространения огня на здания Эрмитажа. Погибли 13 человек из числа пожарных и солдат.

Николай I распорядился немедленно начать восстановительные работы. Фасады и часть внутренних помещений возрождали по чертежам Растрелли. Проект восстановления разработали архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов. Трудились от 6 до 8 тысяч строителей. Ценой титанического напряжения сил Зимний дворец, погибший, казалось бы, навсегда, возродился за 15 месяцев, к марту 1839 г. Так удалось спасти лучшее архитектурное произведение русского барокко середины XVIII в., которому не было равных в мире, — дворец площадью 10 441 кв. м имеет 1 050 помещений и 117 лестниц.

К Зимнему дворцу примыкают соединенные с ним переходом четыре здания Эрмитажа. В переводе с французского слово «эрмитаж» означает «уединенный уголок». Такие сооружения при дворцах европейских монархов и знати украшались произведениями искусства. Инициатором строительства Эрмитажа при Зимнем дворце выступила императрица Екатерина II. В 1764-1767 гг. по ее велению возвели Малый Эрмитаж (арх. Ж.Б.М. Валлен-Деламот), в который поместили коллекцию картин европейских художников. Вскоре шедевров искусства в коллекции императрицы оказалось столько, что пришлось строить еще одно здание — Старый Эрмитаж (арх. Ю.М. Фельтен, 1771-1778). А в 1783-1787 гг. на месте Зимнего Дворца Петра I возник Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги). Наконец, в 1839-1852 гг. построили Новый Эрмитаж (арх. Л. фон Кленце).

Здесь, а также в Зимнем дворце со времен Екатерины II размещается собрание произведений искусства и культуры, исторические экспонаты и реликвии, которые сегодня вошли в сокровищницу одного из крупнейших музеев мира, именуемого Государственным Эрмитажем. В его восьми отделах — первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включающего дворцовые интерьеры, Военную галерею и бывший Меншиковский дворец), нумизматики, западноевропейского искусства и др. — выставлены тысячи бесценных картин, гравюр, скульптур, редких книг, античных древностей, произведений декоративно-прикладного искусства, коллекции оружия, монет, медалей. Экспозиция музея занимает более 350 залов, а посещаемость Эрмитажа — около 3,5 млн. человек в год.

rus-towns.ru