С XV века в сердце Москвы, на территории, окруженной кремлевской стеной, размещались резиденции российских царей и московских патриархов. Над строительством зданий в Кремле трудились лучшие отечественные и зарубежные зодчие. Не все построенные дворцовые здания сохранились. Сегодня туристы, попавшие в Московский Кремль, могут побывать в некоторых дворцах. В места, где заседает правительство и находится резиденция Президента страны, пускают только по пропускам. Вид дворца со стороны реки Москвы Длинный 125-ти метровый фасад дворца протянулся вдоль набережной реки Москвы. Его внешний вид узнают практически все россияне, даже те, кто ни разу не был в столице. Огромный дворец появился в Кремле в середине XIX века, во времена правления императора Николая I. А автором архитектурного проекта дворцового здания стал известный русский зодчий Константин Андреевич Тон. Идея построить в Москве новый дворец родилась после победы России в Отечественной войне 1812 года. Погоревший город отстраивался заново, и русский царь хотел, чтобы в нем появилось новое здание, которое могло бы подчеркнуть связь Москвы с народными традициями. Николай I мечтал, чтобы дворец превратился в памятник всем русским воинам. В соответствие с пожеланиями государя, архитектор подготовил проект здания в так называемом псевдорусском стиле. Строительство заняло 10 лет и было завершено в 1849 году. Величественный дворец поднимается на 47 м, а общая площадь его помещений составляет 25 тысяч кв. м. Это - не одиночное строение, а целый архитектурный комплекс, куда входят девять храмов и палат XVI-XVII вв., Теремной дворец, 700 залов и комнат, а также длинный вестибюль. Главные дворцовые залы поименованы в честь российских орденов. В пяти самых роскошно оформленных залах вручают государственные награды и верительные грамоты. Кроме того, здесь проходят официальные торжества. Хотя в наши дни этот дворец считается резиденцией Президента страны, попасть внутрь него можно. При условии предварительной записи, экскурсии по дворцовым помещениям разрешены организованным группам. Вид на южный фасад дворца В комплекс Большого Кремлевского дворца входит уникальная пятиэтажная постройка, появившаяся в сердце города в начале XVI века. Это необычный Теремной дворец, автором первоначального проекта которого стал знаменитый итальянский мастер архитектуры Алевиз Фрязин. Окончательный облик здание получило в 1630-е годы, когда Россией правил государь Михаил Федорович. В первой половине XVII века большинство городских построек были деревянными. Когда в Кремле возвели каменное пятиэтажное здание, москвичи восприняли это как настоящее чудо! Особенно впечатлял жителей самый верхний этаж - златоверхий Теремок, в котором тогда заседала Боярская дума. Теремной дворец выполнен из камня в традициях русского деревянного зодчества, а его интерьеры богато украшены красочными настенными росписями. В дворцовые окна вставлены цветные стекла, а в помещениях находятся изразцовые печи и резная деревянная мебель. Здание Арсенала Первое здание арсенала построили в начале XVIII века. В 1737 году в Москве произошел так называемый Великий или Троицкой пожар, в результате которого городской центр почти полностью выгорел. Сильно досталось от огня и кремлевскому арсеналу. В конце XVIII века арсенал восстановили под руководством знаменитого зодчего Матвея Казакова. Однако, во время войны 1812 года здание пострадало вновь. Отступавшие из Москвы французские войска взорвали кремлевский цейхгауз. То двухэтажное строение, которое сохранилось до наших дней, возвели в традициях классицизма в 1815-1828 годах. Здание-каре стоит недалеко от Никольской башни. Попасть внутрь него нельзя. Сегодня в исторической постройке разместились службы комендатуры и помещения, где проживают военнослужащие Президентского полка. Это те солдаты, которые охраняют Кремль и участвуют в почетных караулах у Могилы Неизвестного Солдата и возле Вечного огня. Вид Кремлевского дворца со стороны Сенатской площади Самое «молодое» дворцовое здание на кремлевской территории появилось в 1961 году. До распада СССР его называли «Кремлевским дворцом съездов». Новый просторный дворец построили для массовых и официальных мероприятий. Его светлые фасады впечатляют. Они облицованы красивым уральским мрамором и анодированным алюминием. В 1960-1980-е годы сюда съезжались участники съездов партии. В наши дни в большом здании показывают спектакли и театральные постановки, а на Новый год дворец собирает детей на главную елку страны. Вид на купольный зал Сената из внутреннего двора Красивый дворец для заседаний Правительствующего сената возвели по распоряжению Екатерины II в 1770-1780-е годы. Российская императрица поручила строительство дворца Матвею Казакову, и именитый зодчий подготовил блестящий проект треугольного здания в лучших традициях классицизма. В этом дворце побывало немало известных государственных мужей России, и в нем заседали разные органы российской власти. В 1920-е годы здесь располагался рабочий кабинет В.И. Ленина, а позже в величественной постройке Казакова проводило свои заседания правительство СССР. Округлый купол Сенатского дворца отлично видно со стороны Красной площади. Под ним расположен просторный Екатерининский зал, где проходят все основные мероприятия с участием Президента страны. Ко входу в зал проложена богато оформленная мраморная лестница. Купол поднимается над полом Екатерининского зала на 29 м. Участки стен между оконными проемами выглядят очень торжественно. Их украшают барельефы, на которых изображены портреты русских князей и царей. В наши дни в Сенатском дворце находится рабочий и представительский кабинеты Президента, а также президентская библиотека.Дворцы Московского Кремля. Описание кремля
Дворцы Московского Кремля: список, описание, фото
Список дворцовых построек и др. зданий Московского Кремля
Большой Кремлевский дворец
Теремной дворец
Арсенал
Государственный Кремлевский дворец
Сенатский дворец
Грановитая палата
К старинным кремлевским дворцам относят выразительное здание Грановитой палаты. Его построили в конце XV века Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин) - итальянские архитекторы, работавшие на царя Иоанна III.
Свое название дворец получил из-за отделки фасада с восточной стороны граненым или «бриллиантовым» рустом. Именно так декорировали богатые итальянские дворцы в эпоху Ренессанса. Грановитая палата играла роль приемных покоев великих князей. В ней заседала Боярская дума и проходили Земские соборы. В этом дворце не раз праздновали победы русской армии. А по Красному крыльцу государи проходили на церемонию коронования к Успенскому собору.
В наши дни старинную палату используют, как одну из президентских резиденций, а в подклете здания оборудована резиденция патриарха. Здание можно посетить с экскурсией.
Неподалеку от Троицкой башни, возле кремлевской стены стоит небольшой дворец, который построили в середине XVII века для тестя русского государя, стольника и боярина Ильи Милославского. В более позднее время здесь проходили увеселения царской семьи, отчего дворец и получил такое название. Верхний ярус боярских хором выглядит как терем. Туристов внутрь дворца не пускают, так как там размещаются службы Комендатуры Кремля.
К территории Московского Кремля можно выйти от станций московского метрополитена «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад» и «Боровицкая».
Архитектура Кремля
putidorogi-nn.ru
История Москвы ведет свое начало от 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий собрал на пир союзников во главе с новгород-северским князем на берегу Москвы-реки. Через девять лет он приказал заложить на том месте новую крепость. С этого времени и началась история кремлевского ансамбля - самого крупного и важного архитектурного ансамбля России.
Кремлевский архитектурный ансамбль находится в сакральном месте - здесь еще во 2-м тысячелетии до нашей эры находилось языческое ритуальное место, а вокруг - древнейшие поселения и погост, на котором хоронили волхвов. Возвышенность, на которой возникло первое укрепление при Юрии Долгоруком много веков назад, называлась Ведьминой горой и располагалась в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку. Позже возвышенность получила название Боровицкий холм. Именно здесь сейчас находится уникальный архитектурный ансамбль столичного Кремля.
Итак, на первом этапе формирования в Москве архитектурного ансамбля Кремль представлял собой всего лишь земляной вал и защищавший его извне ров. По иным сведениям? часть укреплений была деревянной.
У Москвы-реки территории в те времена были вполне обжитыми, ведь здесь проходили важные торговые пути, хоть эти земли и были окраиной и пограничным пунктом Ростово-Суздальского княжества. Все поселения возле реки и Боровицкого холма принадлежали боярину Кучке. Незадолго до возведения первых крепостных укреплений Долгорукий казнил Кучку. Причины, побудившие его к этому, доподлинно неизвестны.
Рядом с Кремлем были возведены княжеские палаты. Возникли новые поселения переселенцев. Все села объединились вокруг Боровицкого холма под защитой крепостных стен в единое городское формирование. Новый город первоначально был назван Кучковым, но потом поменял свое название на Москву, что было обусловлено его местонахождением.
Слабое укрепление, построенное не по традициям древнерусского оборонного зодчества? было захвачено и разрушено монгольскими ордами, но при Иване Калите в первой половине XIV века среди прочих была восстановлена и Москва. Постепенно Московское княжество укрепляло свои позиции среди других крупных русских княжеств, и даже стало соперничать с Тверским, Суздальско-Нижегородским и Рязанским, причем наиболее серьезно с первым из трех. Все княжества боролись в Орде за престижный ярлык великого князи Владимирского, владение которым давало огромные преимущества, прежде всего, власть над другими княжествами и особые привилегии в Орде. Иван Калита при помощи дипломатии, хитростей и подкупов сумел обзавестись этим ярлыком, в результате чего смог на долгое время освободить русские земли от ордынского ига. Будучи князем московским, он присоединил к своему княжеству и прочие, объединив тем самым многие русские земли. Москва стала центром нового княжества. Случилось это после того, как Иван Калита уговорил владимирского митрополита Петра перенести свою резиденцию на берега Москвы-реки. С этого момента Москва стала и церковным центром всех русских земель. Началось быстрое возвышение Москвы над другими городами.
Иван Калита отстраивает деревянный Кремль - из дуба, но как он выглядел, неизвестно. В течение последующих 25 лет Кремль многократно страдал от пожаров, и в 1366 году князьями Дмитрием Донским и Владимиром Андреевичем он перестраивается в камне. Но по непонятным причинам вскоре разрушится. Следующая версия крепостного укрепления будет возведена по указу Ивана III. В течение нескольких веков Кремль достраивался, возводились его башни. Современный вид Кремль получил лишь в правление Иоанна Грозного.
Форма кремлевской территории напоминает неправильный многоугольник, и ограничена Красной площадью, Кремлевской набережной и Александровским садом. Стены и башни выложены из красного кирпича. Высота стен - 5-19 м, башен - 16,7 м - 80 м. Всего на кремлевской стене 20 башен.
История Соборной площади началась гораздо раньше, чем принято считать. Еще в 1272 году, согласно преданию, в этом месте князь Даниил Александрович повелел возвести небольшую деревянную церковь и освятить как церковь Спаса на Бору. В летописях упоминается, что вокруг этой церкви в XIV веке располагался мужской монастырь. Сын его, Иван Калита, вместо деревянной церкви возвел каменный собор. Случилось это в 1330 году.
В архитектурном ансамбле московского Кремля начала XX века храм занимал важное место, однако в 1933 году по указу Президиума КПСС был снесен.
За четыре года до сооружения Иваном Калитой Спаса на Бору им же был заложен рядом первый храм архитектурного ансамбля Соборной площади. Речь идет об Успенском соборе, возведенном в память об усопшем единоутробном брате Ивана Юрии Даниловиче, убитом тверским князем в Орде.
Предполагают, что ранее здесь уже также располагался деревянный храм. Согласно неподтвержденной информации, неподалеку, здесь же, на Боровицком холме, находился и еще один деревянный храм, построенный сыном Александра Невского Андреем Александровичем в 1291 году. В начале XV века его расширили и укрепили.
В 1333 году среди прочих храмов на Боровицком холме на месте скромной деревянной церкви XIII века была возведена белокаменная Архангельская церковь, в которой по указу Ивана Калиты оборудовали княжескую усыпальницу. Захоронения по традиции продолжались до смерти Петра II, а усыпальница сохраняется как памятное место и сейчас в новом храме.
Новый храм на месте церкви святого Архангела Михаила строился здесь в начале XVI века архитектором Алевизом Новым. Начали его строительство при жизни Ивана III, а закончили уже после его смерти. Храм по древнерусской традиции имеет крестово-купольную конструкцию, а своды его покоятся на шести столпах. Пятикупольный храм богато декорирован снаружи: фасады членятся на равные части лопатками с причудливыми капителями, а сверху оформлены закомарами. Декор дополнен белокаменной резьбой и сложным карнизом с высокими узкими окнами. Фресковые росписи времен Иоанна Грозного внутри храма не сохранились - в XVII веке они были заменены росписями Симона Ушакова, Иосифа Казанцева и Сидора Поспелова.
Иван III на месте прежнего собора возводит новый, архитектором которого становится болонский мастер Аристотель Фиораванти. Происходит это через 153 года после постройки первого храма Успения.
Собор строится по образу Успенского Владимирского собора. Архитектура его, однако ж, не похожа на древнерусскую. Храм вытянут в длину и имеет шесть столпов круглой и квадратной формы, разделяющих собор на три одинаковой ширины нефа. Крестовые своды ребрами в плане образуют крест. С восточной стороны имеет три апсиды, две боковые из них - сдвоенные. Храм венчают пять куполов на барабанах. Центральный - крупнее и выше. Вся купольная конструкция намеренно сдвинута к востоку.
Снаружи храм имел привычные для русского церковного зодчества формы: лопатки делят фасады на равномерные части и завершаются полукруглыми закомарами. Вместо окон - щелевидные отверстия, частично заходящие в область закомар. Декора почти нет, лишь колончатый пояс. Вход оформлен вертикально вытянутыми порталами.
Внутреннее пространство храма полностью расписано фресками. Считается, что в работе над росписями участвовал древнерусский иконописец Дионисий.
"Каменная" история храма начинается с конца XV века, и связана с именем объединителя русских земель Ивана III. Старый собор был разобран. Построен новый, белокаменный. Имел он всего одну апсиду и один массивный столп, на который опирались арки сводов.
Современный облик собор получил лишь в 1560-х годах. Собор имеет форму пирамиды, увенчан девятью золотыми куполами. Входы с севера и с запада оформлены фигурными порталами из белого резного камня, выполненными итальянскими мастерами. Основными мотивами резьбы стали изображения ваз, дельфинов, сфинксов. Возможно, они имели многоцветную окраску. Сейчас (с XVIII века) - двуцветную. Галереи, которыми они украшены, имели полы, выложенные в виде узоров плиткой из керамики, но позже заменены на резные белокаменные с черным орнаментом. Полы же в самом храме выложены кремниевыми плитками. Они разных размеров и оттенков. Примечательны и тяжелые двустворчатые деревянные двери, ведущие в храм. Они обиты листами меди с вычеканенными сценами библейских сюжетов. С юго-востока к собору пристроено крыльцо из резного белого камня.
Уникальные фресковые росписи были сделаны замечательными иконописцами Феофаном Греком и Андреем Рублевым. В этом соборе находилась и личная молельня Иоанна Грозного.
В правление Ивана Калиты была построена на Боровицком холме и церковь для колокола. Ее архитектором был Иван Лествичкин. Она простояла здесь 179 лет и была снесена, а на ее месте итальянский архитектор Бон Фрязин соорудил каменную церковь в память об Иване III. Чуть меньше чем через четверть века была построена звонница, а к расположенному на третьем ярусе храму - лестница. Через 68 лет церковь была увеличена за счет дополнительного яруса цилиндрической формы, в начале XVII века при Михаиле Федоровиче Романове - Филаретова пристройка. Именно с этого времени церковь начинает использоваться только в качестве колокольни-звонницы. Во время сожжения Москвы Наполеоном церковь сгорела, уцелела лишь колокольня. А звонница и Филаретова пристройка были реконструированы через семь лет.
Сейчас сооружение оборудовано 21 колоколом, они подвешены на металлических балках взамен старых - деревянных.
Церковь располагается в архитектурном ансамбле Московского Кремля рядом с Митрополичьим дворцом, связана с ним крытыми переходами и ранее являлась дворцовой церковью митрополитов. Она возведена в честь удивительного события, связанного с победой над ордынским войском, подошедшим к Кремлю в 1451 году и пытавшимся его захватить. Согласно летописям, произошло это в Дени Обретения Ризы Пресвятой Богородицы. Монгольское войско, ночью стоявшее в осаде, вдруг увидело огромную рать, двигавшуюся на подмогу кремлевским защитникам, и в панике бежало. Митрополитом Ионой было принято решение о строительстве памятной церкви. А в конце века храм был снесен и на его месте возведена новая каменная церковь.
Однокупольный храм на высоком подклете с крыльцом, ведущим к одному из входов, увенчан шлемовидной главкой на высоком барабане. С восточной стороны располагаются по древнерусской традиции три равновеликие апсиды. В оформлении фасадов использованы членения лопатками, резные белокаменные ленточные колончатые орнаменты, кокошники, узкие вертикальные полуарочные окна, порталы, завершающиеся формой кокошника на витых столбиках-колоннах, перекликающиеся с орнаментальным декором.
Многократно страдавшая от пожаров, в Смутное время церковь была разграблена, уничтожены почти все интерьеры. После восстановления была передана во владение Царскому двору и соединена переходами с палатами царицы и царевен, и долгое время выполняла функцию домового храма царской семьи. К церкви была пристроена часовня Печерской Богоматери. Вход в храм украшает горельеф с изображением Георгия Победоносца, аллегорически напоминающий о победах русского войска над монголо-татарами.
В архитектурный ансамбль московского Кремля также входят два памятника - Царь-Колокол и Царь-Пушка, а также Митрополичий двор, Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата, Теремной дворец, здания Арсенала и Оружейной палаты, Сенат и Государственный Кремлевский дворец, Тайницкий сад.
К Кремлю примыкают и историко-культурные памятники Красной площади - Собор Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея, Большие (ГУМ) и Малые Торговые ряды, "лобное место" и Мавзолей В. И. Ленина. А также некрополь в Кремлевской стене и Мемориал "Могила Неизвестного Солдата" со стороны Александровского сада.
Московский Кремль - один из красивейших и мощнейших архитектурных ансамблей Москвы и Российской Федерации и визитная карточка нашей Родины.
www.syl.ru
Главной площадью Московского Кремля является Соборная, получившая своё название благодаря расположенным на ней величественных православным храмам, заметных издалека и придающих всему Кремлю легко узнаваемый и ни с чем не сравнимый облик. Соборы Московского Кремля со времен средневековья и на протяжении нескольких веков служили местом, в котором отмечались самые торжественные события в жизни страны и её столицы: как церковные так и мирские, как радостные, так и печальные.
Современный облик архитектурного ансамбля всей Соборной площади сложился, главным образом, на рубеже 15-16 веков, однако до настоящего времени талант итальянских архитекторов поражает грандиозностью замысла, а упорный труд русских зодчих - мастерством исполнения. В наши дни древние Соборы Московского Кремля не только продолжают выполнять традиционные религиозные функции, но и являются государственными музеями, экспонатами которых являются как сами здания, так и находящиеся внутри них шедевры древнерусского искусства.
Величественно возвышающаяся над Соборной площадью Кремля и всем кремлевским холмом, колокольня Ивана Великого является неповторимым произведением архитектурного искусства 16 века. Являясь самой высокой кремлевской постройкой и самым высоким московским зданием вплоть до начала 18 века, церковь-колокольня гармонично объединяет в грандиозный архитектурный ансамбль все соборы Московского Кремля. Ансамбль колокольни, который можно увидеть сегодня, складывался почти на протяжении двухсот лет. Возведенное в 1508 году первоначальное здание было дополнено несколькими пристройками, включая восьмигранный Ивановский столп - высокую внешнюю пристройку-звонницу для 1000-пудового колокола, которая также со временем была увеличена с 60 до 81 метра. Такая высота позволяла звоннице одновременно выступать в качестве сигнальной и сторожевой башни, ведь находившийся на ней дозорный мог видеть окрестности почти на три десятка километров. В 1812 году часть колокольни и звонница были взорваны наполеоновской армией и отстроены заново только после окончания войны с французами, при этом были заимствованы некоторые элементы архитектуры, характерные для начала 19 века.
В наши дни в колокольне Ивана Великого функционирует один из многочисленных залов Музея Московского Кремля, оснащенный современной мультимедийной экспозицией. Отдельный интерес представляют и многочисленные колокола, большинство из которых являются действующими, включая самый большой в мире Успенский колокол, масса которого превышает 65 тонн. Рядом с колокольней установлен гигантский, но никогда не звонивший Царь-колокол, а поднявшись на обходную галерею колокольни, можно с высоты полюбоваться на Соборы Московского Кремля и всю его территорию.
Главным собором Московского Кремля, является построенный во второй половине 15 века по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти Успенский собор. Взяв за основу архитектурный стиль Успенского собора в г.Владимир, Фиораванти внес в проект ряд новых архитектурных решений. В процессе строительства собора из камня и специально изготовленного кирпича были использованы технологии, ранее не применявшиеся на территории Руси. Они позволили не только сократить период возведения собора, но и послужили важнейшей причиной того, что Успенский собор является одним из самых старейших, но отлично сохранившихся до наших дней зданий в Москве.
Богатое внутреннее убранство главного собора Московского Кремля, контрастирующее с достаточно строгим внешним видом, украшает стенопись и множество икон, включая боковые (пристенные) иконостасы. Главный пятиярусный иконостас середины 17 века состоит из 69 икон, над написанием которых трудились 16 иконописцев. Перед иконостасом расположены молельные места патриарха и царя с царицей. Сразу после освящения собора он стал и местом погребения русских иерархов, могилы которых расположены под полом, а памятные надгробные доски – установлены вдоль стен собора. Будучи главным собором столицы, златоглавый Успенский собор неоднократно выступал в качестве места венчания на царство русских князей и царей, а в наши дни является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников.
Являясь третьим по значению собором Московского Кремля, Благовещенский построен в конце 15 века в качестве домового великокняжеского храма, связанного с дворцовым комплексом при помощи крытых переходов. Изначально построенный артелью псковских зодчих, белокаменный храм представлял собой четырехстолпную трехглавую постройку крестово-купольного вида. Во второй половине 16 века с по углам храма были пристроены небольшие храмы-приделы с золотыми куполами, а на западной стороне собора возведены две декоративные главы, в результате чего храм приобрел нынешний пирамидальный вид с девятью главами.
Благовещенский собор отличает богатая внутренняя отделка: полы, вымощенные ценными породами камней, средневековая стенопись с изображением греческих мудрецов, русских и византийских царей. Отдельного упоминания заслуживает богатый пятиярусный иконостас собора, один из самых древних на территории России. Возраст некоторых икон, над написанием которых, вероятно, трудился сам Андрей Рублев, величайший русский живописец средневековья, более чем на сотню лет превышает возраст храма. Большинство содержащихся в соборе икон, включая несколько особо чтимых в России чудотворных, имеют мастерски выполненные оклады из драгоценных металлов. В 1918 году собор был закрыт и только с 1955 года вновь открыт для посещения, но в качестве музея.
Нынешний Архангельский собор, построенный в начале 16 века по проекту архитектора из Милана Алевиза Фрязина (Нового), расположен в южной части Соборной площади. Храм построен из кирпича, после чего декорирован белым камнем. Главной архитектурной особенностью храма является одновременное сочетание элементов итальянской и классической русской архитектур. Описываемый собор Московского Кремля представляет собой шестистолповый крестовокупольный храм со сложным карнизом, делящим декорированные пилястрами фасады пополам. По итальянской традиции и центральный, и боковые порталы украшены великолепной резьбой по камню. Впервые были использованы в отделке верхней части фасада храма белокаменные резные раковины.
Несмотря на немалые размеры этого собора Московского Кремля, его силуэт с золотыми и серебряными куполами выглядит легким и устремленным ввысь. Изначально построенный в качестве главной царской усыпальницы, на протяжении столетий Архангельский собор исправно выполнял эту роль. Причем в соборе были погребены практически все умершие после его постройки московские цари и князья, вплоть до периода царствования Петра I. В него же сразу после освящения были перезахоронены и останки погребенных ранее князей, вплоть до Ивана Калиты, скончавшегося в 1342 году. В настоящее время внутри храма можно найти 46 гробниц, содержащих 54 захоронения. Во внутреннем оформлении бросается в глаза наличие ярких красок и сложных декоративных элементов, а также великолепный иконостас 1681 года. В наши дни Архангельский собор является местом проведения торжественных богослужений и выполняет роль одного из музеев Московского Кремля.
Небольшой одноглавый кремлевский храм на Соборной площади, построенный в 80-х годах 15 века приглашенными в столицу мастерами из Пскова. Заменил собой ранее сгоревшую одноименную церковь, построенную в честь внезапного отступления осаждавших Московский Кремль татар. Первоначальный вид нынешней кирпичной церкви с белокаменной отделкой фасадов был несколько изменен: добавлена четырехскатная кровля, а открытая до этого паперть у западного фасада постройки была перекрыта сводами. Это превратило её в крытую галерею, которой пользовалась женская половина царской семьи для похода в Успенский собор из Теремов.
За годы существования храм дважды получал серьезные повреждения. В первый раз причиной послужил пожар 1737 года, а во второй - артиллерийский обстрел кремля в 1918 году. В середине 20 века храм был восстановлен и до настоящего времени, как и большинство других соборов Московского Кремля, является музеем. Богослужение в храме, который часто называют Часовней Иконы Божией Матери Печерской, проводится только один раз в год – во время престольного праздника.
Патриарший дворец, также известный как Патриаршие палаты, вместе с небольшим пятиглавым Собором Двенадцати апостолов, также расположены в Московском Кремле на Соборной площади. Возведенные в середине 17 века здания неоднократно подвергались перестройке и внутренней перепланировке. В патриаршем дворце размещались личные покои патриарха с его трапезной, патриаршие приказы, домовая церковь, а также хозяйственные службы. После переноса столицы в Петербург, Патриарший дворец стал местом размещения Московской конторы Синода. В ноябре 1917 года, когда Московский Кремль был обстрелян из артиллерии, здания сильно пострадали, но позже были восстановлены советской властью. В качестве музея Патриаршие палаты функционируют с 1961 года, при этом с 1987 года там размещается постоянная экспозиция. Во внешней отделке церкви и дворца заметны детали оформления, повторяющие таковые у соседних соборов Московского Кремля: пилястры, выступающие карнизы, украшенные резьбой порталы. Выходящий во двор северный фасад имеет гораздо более скромную отделку, чем парадный южный, выходящий на Соборную площадь. Особую культурную ценность представляет иконостас собора Двенадцати апостолов, который изготовлен в 17 веке и ранее находился во взорванном большевиками соборе Вознесенского монастыря. С середины прошлого века до нашего времени в Патриарших палатах размещается Музей русского прикладного искусства и быта.
Входящий в комплекс Теремного дворца Верхоспасский собор построен в первой половине 17 века в качестве домовой церкви, т.е. расположенной на территории царских покоев. Именно в данном соборе Московского кремля цари причащались, участвовали в обрядах крещения своих детей и в богослужениях, когда совершеннолетние царевичи объявлялись наследниками царской короны. Во время посещения Московского Кремля, Верхоспасский собор легко узнать по неповторимому облику его крыши с одиннадцатью близко расположенными друг от друга позолоченными куполами на украшенных изразцами изящных шейках глав. На всех куполах установлены ажурные позолоченные кресты с полумесяцами. Внутри собора имеется многоярусный иконостас конца 17 века, множество чеканных серебряных икон 18 века, частично сохранившаяся со времен постройки стенопись и изразцовые печи, согревавшие царей на протяжении нескольких столетий. В наши дни свободный доступ в Верхоспасский собор ограничен из-за того, что он расположен на территории резиденции президента.
Изначально церковь была построена по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии – в конце 14 века. Будучи расположенной на женской половине дворца, церковь Рождества Богородицы на Сенях на протяжении нескольких веков служила в качестве домовой церкви, посещаемой великими русскими княгинями. От первоначальной постройки 14 века до наших дней сохранилась лишь нижняя часть стен, до середины их высоты, а также фрагменты сводчатого перекрытия хор. Многочисленные перестройки церкви в 15, 16, 17 и 18 веках периодически меняли её внутренний облик и наружный силуэт. Крупнейшая перестройка церкви была произведена в первой половине 19 века, когда велось строительства Большого Кремлевского дворца и архитектурное оформление храма были привнесены элементы, которые по своему стилю относились к архитектуре 17 века. Последняя крупная реставрация церкви, как и прочих соборов Московского Кремля, была произведена в середине 20 века. В настоящее время доступ в храм перекрыт: экспозиций музея в церкви нет, богослужения не проводятся.
Московский Кремль является не только символом российской государственности, но и одним из самых крупных архитектурных ансамблей мира, богатейшей сокровищницей памятников искусства, культуры и исторических реликвий. А златоглавые Соборы Московского Кремля являются такой же его неотъемлемой частью, как и роскошные дворцы, которые окружены мощной, укрепленной знаменитыми башнями зубчатой стеной.
Архитектура Московского Кремля
putidorogi-nn.ru
Возраст архитектурного ансамбля Московского Кремля, состоящего из ярких стен и высоких стройных башен, перевалил за 500 лет. В свое время его строительство затеял князь Иван III. Разница в размерах и пропорциях башен зависела от расположения самих конструкций и их роли в защите города. Каждая из них имела собственные выходы к прилегающим стеновым пряслам, что позволяло совершать обход всех стен без спуска на землю. Венцами кремлевских сооружений стали мерлоны – так называемые ласточкины хвостики. Они защищали стрелков, затаившихся на верхних площадках построек. Сегодня жители и гости Москвы могут увидеть 20 башен.
Множество исторических событий пришлось пережить всем башням. Особенно они страдали в войне 1812 г., когда взрывы то и дело превращали оборонительные конструкции в груды камней. Немало работ было проведено по их восстановлению. Тем обликом, который созерцают жители и гости Москвы, сооружения обязаны грамотным действиям архитектора Бове О.И.
При работе над восстановлением Кремлевского комплекса мастерам удалось подчеркнуть его древность и придать романтичность. Декор некоторых башен был исполнен в средневековом стиле. Бастионы, обустроенные при Петре I, были ликвидированы, а ров, пересекающий Красную площадь, зарыт.
В процессе возведения Кремля она была заложена первой. А такое название сооружение получило из-за подземного тайного хода, который соединял его с рекой. Сам ход был нужен для поставки воды в крепость на случай ее длительной осады врагами. Башня тянется ввысь почти на 39 м. Ее конструкция претерпевала множество изменений, обусловленных восстановлением вследствие разрушительного бегства наполеоновской армии. В 40-х годах XX ст. стрельницу разобрали окончательно, колодец засыпали, а проездные врата заложили.
Так ее нарекли из-за боярина Свиблова и из-за механизма, поднимавшего воду из колодца. Живительная влага поступала из подземного царства в огромный бак, стоящий на самом верху пилона. Водопровод работал довольно долго, пока машину не демонтировали и не перевезли в Санкт-Петербург. В этом городе она использовалась для наполнения фонтанов. Длина конструкции вместе со звездой равняется 61,45 м. При ее восстановлении были внесены псевдоготические и классические компоненты – руст, декоративные машикули и огромные окна.
На Боровицком холме, который в древности был укрыт тенью соснового бора, стоит 54-метровая постройка со звездой. Ее второе название – Предтеченская. Башня предназначалась для удовлетворения нужд Конюшенного и Житного дворов, расположенных неподалеку. У нее имелись проездные ворота, но они исполняли роль задних ворот великого Кремля. Верх пилона оборудован открытым восьмериком и внушительным шатром из камня.
В древности с ней соседствовали оружейные мастерские. Здесь же умельцы изготавливали украшения и посуду. Прежнее имя башни – Конюшенная, объясняется ее былой близостью к Конюшенному двору царя. Оружейной ее назвали в 1851 г., когда при Кремле появилась Оружейная палата – хранилище сокровищ, древних вещей и обмундирования древнерусских ратников. Подойти к 32-метровому объекту можно от крайней части Александровского сада.
После Спасской она значилась второй по серьезности защиты и являлась самой высокой среди всех башен. В основании 6-ярусного четверика этого пилона лежит 2-х ярусный подвал с крепкими стенами. Для удобного перемещения между ярусами предусмотрены лестницы. Названий у этой башни было несколько. Из Богоявленской, Знаменской и Каретной царским указом она превратилась в Троицкую из-за соседствующего подворья Троицкого монастыря. Вместе со звездой сооружение возвышается на 80 м.
Окруженная рвом и рекой, возвышается у Троицкого моста. Невысокий пилон имел одни ворота, которые по мере необходимости закрывались подъемным отделом моста. Так конструкция создавала преграду к осаждению крепости. Ее мощь состояла в наличии бойниц подошвенного боя и машикулей. Чтобы попасть на территорию башни со стороны городских улочек, москвичам приходилось проезжать по наклонному мосту. Теперь двуцветная 13-метровая башенка органично дополняет Кремлевский ансамбль.
Ее нижний массив представлен 16 гранями и расширенным основанием. Под башней обустроен подвал, в который можно попасть по внутренней лестнице. В подземелье таится колодец с пригодной к питью водой. Собакиной конструкцию назвали из-за ближнего двора боярина с фамилией Собакин. В XVIII в. после возведения Арсенала башню с колодцем переименовали в Угловую Арсенальную.
Вошла в Кремлевский комплекс в 1495 г. Позднее при ней был возведен грот – достопримечательность Александровского сада. Наружная грань пилона разделена плоскими нишами. 4-угольная верхушка увенчана машикулями и оборудована парапетом с кессонами (углублениями для резных украшений). Внутренняя часть сооружения представлена 3 ярусами, перекрытыми цилиндрическими сводами. В них предусмотрены внутристенные лестницы. Всю конструкцию завершает сквозная обзорная вышка и шатрик.
Глухое строгое сооружение, стоящее южнее Троицой башни. Его появление как части Кремля датируется 1495 г. Колымажной башню называли из-за близости кремлевского Колымажного двора. Но когда в Потешном дворце обосновался комендант столицы, а случилось это уже в XIX в., башню переименовали соответствующим образом.
Удобно расположилась между Спасской и Набатной башнями. Конструкция, подобная терему, на стене Кремля появилась в 1860 г. Четверка кувшиноподобных столбов удерживает шатер-восьмигранник, декорированный позолоченным флюгером. Когда-то из него доносился звон колоколов противопожарной службы. Башня не претерпевала существенных изменений. Ее высота – около 17 м вместе с флюгером.
Появилась по мере совершенствования военно-оборонительной системы Кремля. Название сооружению дали по церкви митрополита Петра, стоящей на подворье Угрешского монастыря. Башню надстраивали и реставрировали после взрыва порохового заряда, устроенного французами в 1812 г. Предназначением 27-метровой постройки было удовлетворение хозяйственных нужд садовников, которые облагораживали кремлевскую территорию.
Этот глухой крепкий объект стоит между Царской и Константино-Еленинской башнями. Цокольный ярус его внутреннего помещения представлен сложной многокамерной системой, объединенной с ходовой частью стен посредством лестниц. В шатровой верхушке-четырехграннике когда-то звенели колокола. Как инструменты Спасского набата они оповещали народ о пожаре. Набатный 150-пудовый колокол вылил знатный умелец того времени Иван Моторин.
C 1491 г. башня стоит на Красной площади между Никольской и Фроловской оборонительными постройками. До конца XVIII в. она не имела никакого имени, пока в 1790 г. в Кремле не появилось здание Сената. Внутренний объем башни разбит на 3 яруса помещений со сводами. Изначально квадратная в плане глухая конструкция в 1680 г. была дополнена каменным шатром и золоченым флюгером. Общая высота постройки – 34,3 м.
Находится около главных ворот, которые в древности имели специальный ход в Кремль. Сооружение возводилось с целью защиты северо-восточного угла ансамбля, не имевшего водных преград. В XVII ст. башню декорировали державным гербом в виде двуглавого орла. Часы, повешенные на конструкцию в 60-е годы XIX ст., украшают ее и сейчас. Архитектура пилона отличалась от плана окружающих построек точностью пропорций, роскошью украшений фасадов и фигурками мифических животных. Углы четверика гармонируют с приятными глазу пирамидками с сияющими флюгерами.
Возведенная в 1490 г., находится в месте бывшей проездной конструкции. Через нее проходило посадское население и полки, и сам князь Донской направился через эту башню принять бой на Куликовом поле, во 2-й половине 14 века. Сооружение выступало охранным боевым объектом, обеспечивающим безопасность Великого посада и путей, идущих от речной пристани. Также наблюдение велось за путями от прилегающих улиц. Пилон был оборудован проездными воротами и отводной стрельницей. Попасть к нему можно было по подъемному мосту, который перекидывался надо рвом. Новое имя объект получил благодаря соседству церкви Константина и Елены.
Башня округлой формы расположена у Москворецкого моста и отлично просматривается с Красной площади. Когда-то защитница отражала удары наступающих недругов. Под нею был обустроен тайник. В XVII в. пилон надстроили красивым шатром, что наделило его стройными формами и избавило от крепостной суровости. В связи с разворачиванием действий русско-шведской войны вокруг конструкции появились бастионы, а ширину бойниц сделали больше. В 1949 г. масштабная реставрация башни захватила и бойницы – они были приведены к первоначальному виду.
Если верить легенде, такое название сооружение с глубоким подпольем получило из-за иконы «Благовещение», якобы висевшей в нем в древности. Наименование башни историки увязывают и с фактом построения при ней церкви Благовещения, которая была разрушена по указу советского правительства. В XVII ст. по соседству с пилоном были обустроены Портомойные врата, через которые дворцовые прачки торопились к Москве-реке поласкать белье. Со временем эти ворота наглухо заделали. Вместе с флюгером башенное сооружение уходит в небо на 32 м.
Располагается в северной части Московского Кремля. Ее мощный четверик в старину был оборудован проездными вратами, отводной стрельницей и подъемной переправой. Название башни произошло из-за образа Св. Николая, висевшего над проездной частью стрельницы. Через врата к Кремлю проезжало население, направлявшееся к монастырским дворам и подворьям знати. Украшением башни считается восьмерик с «кружевом» белокаменных элементов. Дополнительная часть с шатром передает готический стиль зодчества. Во время сражений с армией Наполеона башню частично разрушили, но впоследствии ее отреставрировали. Вновь построенный железный шатер по углам украшен белокаменными башенками.
Cоседствует с Тайницкой и представляет из себя глухую постройку. В XV – XVI ст. она служила хранилищем пороха. В 1547 г. пилон полностью сгорел при пожаре, но в XVII в. его отстроили заново и дополнили ярусом с интересным названием: «шатровый». Когда правительство затеяло возведение роскошного Кремлевского дворца, объект ликвидировали. Как только работы, которые были поручены архитектору Баженову, закончились, над сооружением было решено потрудиться вновь. В итоге красоту Кремля дополнил еще один объект, точное значение высоты которого составляет 34,15 м.
С 1680 г. башня обрела еще большую привлекательность в архитектурном смысле, так как была достроена 4-гранным шатром и оборудована смотровым постом-вышкой. Аккуратно венчает каменное сооружение шатрик с флюгером.
Архитектура Московского Кремля
putidorogi-nn.ru
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов ВеликийНачало строительства: 1670 годОкончание строительства: 1683 годКоличество башен: 11 шт.Основные достопримечательности: Успенский собор, звонница Успенского собора, надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса Нерукотворного (на сенях), церковь Григория Богослова, Красная палата, Белая столовая палатаКоординаты: 57°11'05.2"N 39°24'59.6"EОбъект культурного наследия Российской Федерации
Возведение кремля в Ростове велось в период с 1670 по 1683 годы. Заказчиком строительных работ был местный митрополит Иона Сысоевич. По его замыслу постройка должна была передавать рай в полном его соответствии библейскому описанию. В религиозной литературе рай представляется в виде сада с прудом в центре, а сам сад находится в окружении стен с башнями.
Кремль с высоты птичьего полёта
В 1787 г. митрополия переместилась в Ярославль, поэтому Ростовский митрополичий двор (другое название кремля) утратил свое предназначение и постепенно пришел в упадок. Богослужения в здешних храмах больше не проводились, и архиереи планировали продать весь митрополичий комплекс на слом. Однако кремль избежал такой незавидной участи благодаря просвещенному городскому купечеству – на выделенные им средства архитектурный ансамбль был отреставрирован (работы проводились в 60-е и 80-е годы XIX столетия).
Вид на Ростовский кремль с озера Неро
Осенью 1883 г. в кремлевской палате под названием «Белая» был открыт Ростовский музей церковных древностей. Инициаторами такого решения стали Титов А.А. и Шляков И.А. С 1886 г. музей попал под покровительство наследника императорского престола царской России – это был Николай II, ставший впоследствии царем. В 1910 г. Государственная дума окончательно закрепила за учреждением общероссийский статус и постановила выделять из казны определенную сумму на его содержание. В 1953 г. из-за сильного смерча большинство памятников ансамбля пострадало, но несколько позднее все они подверглись реставрации.
Слева направо: Одигитриевская башня, церковь Иоанна Богослова, главный вход, касса
Территория Ростовского кремля представлена тремя зонами. Это архиерейский двор, Митрополичий сад и соборная площадь. Здесь же расположена и старейшая постройка города – пятиглавый Успенский собор, выстроенный в далеком XVI веке. Величественное здание святыни заняло место другого, более древнего храма, в свое время возведенного из камня. Внешняя часть Успенского собора отделана разнообразными декоративными деталями, придающими зданию особую выразительность.
Помимо Успенского собора и звонницы, на территории Митрополичьего двора находились и здания административного назначения. Одним из них было здание Судного приказа.
Слева направо: Церковь Одигитрии, Успенский собор, церковь Воскресения
Двухэтажная постройка появилась здесь в середине XVII столетия. Спустя некоторое время рядом с ней возвели надвратную церковь Воскресения с парой крепостных башенок. Прямо под церковью располагались Святые ворота, которые выступали в роли парадного въезда во двор. Из-за малого количества архитектурных изысков в верхней части церкви она кажется грозной подобно сторожевой башне. Зато нижняя часть, перетекающая в арку Святых врат, благодаря киоту, изразцам и кирпичному узору кажется просто роскошной.Также по замыслу Ионы для его проживания и сохранения немалых денежных накоплений были возведены митрополичьи хоромы.Церковь Воскресения
Изначально они представляли собой 2-этажный корпус, но в конце XVII века к ним пристроили 3 этаж, а еще через столетие все здание украсили классицистическим декором. Сегодня митрополичьи хоромы опознаются по узким окнам на первом этаже и орнаментальному поясу.Государственные хоромы, или Красная палата – еще одна солидная постройка, являющаяся достопримечательностью Ростовского кремля. Особая красота сооружения достигается за счет крыльца, завершенного двумя шатрами. Не менее ценным историческим памятником на территории Архиерейского двора остается комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа.Церковь Иоанна Богослова вид со двора кремля
Нижний этаж этого здания, возведенного в 1675 г., занимали хозяйственные службы, на верхнем этаже располагалось само церковное помещение, Отдаточные палаты и Трапезная. Эта святыня считалась домашним храмом Ионы.Надвратная церковь Иоанна Богослова с пятью главами строилась в последнюю очередь. Она стала лучшим сооружением того времени – от предыдущих построек ее отличал богатый декор на всей внешней поверхности здания. Вытянутость основной части святыни в совокупности с барабанами визуально делают ее более высокой. Строительство церкви Одигитрии стало окончательной точкой в формировании ансамбля Ростовского кремля.
Церковь Одигитрии
Что касается кремлевских стен и башен, их возведение обычно осуществлялось после построения большинства зданий. Как подобает настоящим крепостным стенам, они были оборудованы бойницами. В то же время, в кремлевских башнях были прорублены широкие оконные проемы, что нехарактерно для крепости. По общему декору башен также становится понятно, что никакой защитной роли ни башни, ни стены не играли, а бойницы служили данью традициям.
Из построек хозяйственного значения особого внимания заслуживают собственная пивоварня и пекарня. Их оформление было довольно примитивно, что и выделяло оба здания на фоне богатой резиденции митрополита.
Слева направо: Успенский собор, звонница
Сегодня Ростовский кремль существует как музей-заповедник государственного значения. Также он является хранилищем крупнейшей коллекции произведений финифти – древнейшего искусства росписи по эмали. Придя в Ростов в XVII веке, оно осталось востребованным в городе и по сей день.
Картинная галерея музея представлена несколькими залами. В них экспонируются портреты местного дворянства и купечества, знатных в XVIII – XIX столетиях. Здесь же хранятся и произведения русских художников, знаменитых в конце XVIII – начале XX веков. Среди их работ встречается и авангард.
Красная палата
Внутри Белой палаты кремля, ранее служившей для ростовских владык столовой, развернута экспозиция церковных древностей. Частично она воспроизводит первую экспозицию 1883 г. В Красной палате, сооруженной для великих государей, сегодня выставлены напоказ фрезы бисера, фарфора, керамики. Здесь же находится ценная выставка под названием «Археология земли Ростовской».
В церкви Одигитрии также проводятся выставки. Они называются «Дерево в быту» и «Резная скульптура и икона». Выставки демонстрируют деревянные предметы быта, изготовленные лучшими резчиками по дереву. Предметы отражают старину и современность быта ростовчан.
Список достопримечательностей Ростова Великого
putidorogi-nn.ru
The Moscow Kremlin was built in 1482-1495. It is situated on the high left bank of the Moskva River, where the river Neglinnaya flows into it.
Just as the White House in Washington, the Kremlin in Moscow is the official residence of the President of the Russian Federation.
If you look at the Kremlin's plan, you will see that it is an irregular triangle with the area of 27.5 hectares.
From the south of the Kremlin there is the Moskva River, in the northwest there is Alexander Gardens, and in the east there is Red Square.
The present red walls and towers of the Kremlin were built in 1485-1516. At the top the wall is decorated with the teeth in the form of a swallow's tail. On the outer side the wall is smooth and the inner side of the wall is framed with arched recesses for reinforcement and facilitating the construction. In the Kremlin there are five palaces and four cathedrals.
Along the walls there are twenty towers. The tallest tower is the Troitskaya Tower. New Year is traditionally greeted by the Russians with the chimes of the Spasskaya Tower.
Московский Кремль был построен в 1482-1495 годах. Он расположен на высоком левом берегу Москвы-реки, где в нее впадает река Неглинная.
Как Белый дом в Вашингтоне, Кремль в Москве – это официальная резиденция Президента Российской Федерации.
Если посмотреть на план Кремля, то мы увидим, что он представляет собой неправильный треугольник площадью 27,5 га.
С юга от Кремля протекает Москва-река, на северо-западе находится Александровский сад, а на востоке – Красная площадь.
Настоящие красные стены и башни Кремля были построены в 1485-1516 годах. Сверху стена украшена зубцами в форме хвоста ласточки. С внешней стороны стена гладкая, а с внутренней стороны оформлена арочными нишами для упрочнения и облегчения конструкции. На территории Кремля расположено пять дворцов, четыре собора.
Вдоль стены расположено двадцать башен. Самая высокая – Троицкая башня. Новый год россияне по традиции встречают с боем курантов на Спасской башне.
1. Описание Красной площади на английском языке с переводом2. Описание Храма Василия Блаженного на английском языке с переводом3. Описание Москвы на английском языке с переводом4. Достопримечательности Москвы на английском языке с переводом
www.interactive-english.ru
Объект ЮНЕСКО
Где находится: ближайшее станции метро: «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад», «Арбатская».
Часы работы: каждый день с 10.00 - 17.00, выходной день – четверг.
Московский Кремль – символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства. Он расположен в центре столицы, на высоком холме над Москвой-рекой. С противоположного берега реки, стены и башни Кремля создают впечатление ограды величественного архитектурного ансамбля. Вблизи же, ощущается суровая мощь этой древней цитадели. Высота ее стен, узкие бойницы и площадки боя, мерный шаг башен – все говорит о том, что прежде всего – это крепость.
Ансамбль Московского Кремля складывался на протяжении многих столетий. И сегодня он включает памятники архитектуры XIV-XX столетий. Прежде всего, это сама крепость, мощные стены и башни которой определяют панораму древней части Москвы, а на территории Кремля – златоверхие храмы, древние терема и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Здесь все рядом, все вместе – царские терема и дворцы Нового времени, резиденция Президента России и всемирно известные музеи.
Древние летописи донесли до нас легенды и были о прекрасном белокаменном граде на семи холмах, поднявшемся среди дремучего бора, в сиянии золотых куполов бесчисленных церквей, под защитой мощных крепостных стен. В летописи крепость Москва впервые упомянута в 1156 году. Здесь располагался двор князя Юрия Долгорукого, по распоряжению которого князь Андрей Боголюбский построил здесь же, на холме, в устье Неглинной, деревянную крепость. Стены крепости сильно страдали во время осад и, прежде всего, из-за пожаров. В 1366 году, князем Дмитрием Донским, было решено ставить каменный город, и уже к 1368 году новый Кремль был готов. Но стены белокаменного Кремля оказались довольно ненадежными, после сильных пожаров они местами обрушились.
На протяжении веков Кремль не раз менял свой облик, расширяя свои границы, укрепляясь и хорошея. Строительство новой каменной крепости начинается при Иване III, не позднее лета 1482 года. Когда в Москве развернулось каменное строительство, в столицу, по указу Ивана III, приглашены были итальянские архитекторы. Особенно ярко отображена итальянская архитектура в здании Грановитой палаты. Стены ее были декорированы, на итальянский манер, гранями (отсюда и название).
Первый каменный Успенский собор, заложенный первым великим князем московским Иваном Калитой, был освящен в 1327 году. Когда в конце XV века великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские земли, задумал построить новую резиденцию, он начал ее возведение с перестройки Успенского собора. Приглашенному великим князем. Итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти было предложено использовать в качестве модели дрвенюю святыню русского Православия – Успенский собор во Владимире (XII век). В XVIII и XIX веках Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом России. Как в старину, так и теперь, здесь освящается высшая государственная власть.
Колокольня «Иван Великий» была построена в 1505-1508 годах итальянским зодчим Боном Фрязином, на месте церкви Святого Иоанна Лествичника, возведенной в 1329 году при Иване Калите. В 1532 году другой итальянский зодчий Петрок Малый начал пристраивать к «Ивану Великому» звонницу, для огромного тысячепудового колокола, возведение которой к 1551 году завершили уже русские мастера. В 1600 году в стране разразился голод и царствовавший тогда Борис Годунов, чтобы дать голодным людям возможность заработать, начал перестройку колокольни. Ее надстроили до нынешних размеров (82 м) и позолотили купола.
Конец XVIII века диктовал новую моду в архитектуре: в 1749-1753 годах, в стиле барокко, был построен новый каменный Зимний дворец (архитектор Б.-Ф. Растрелли), а в 1776-1778 годах возведено здание Сената (архитектор М.Ф. Казаков). Главная въездная арка Сената была расположена напротив въездной арки Арсенала, при этом последняя была украшена элементами классического декора. Таким образом, Арсенал, Сенат и Никольская башня, надстроенная в начале XIX века, составили в Кремле цельный архитектурный ансамбль эпохи классицизма и ампира.
В 1806 году император Александр I подписал указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей». В том же году на месте Троицкого подворья и Цареборисова двора начали возводить специальное здание музея. К 1810 году строительные работы были завершены, главный фасад музея украсили барельефы на темы отечественной истории, а аттик был увенчан статуями выдающихся просветителей России.
Сразу разместить музей в новом здании не удалось. В июне 1812 года армия Наполеона перешла границу России. Отступая, русская армия вынуждена была оставить Москву. Царская сокровищница была вывезена в Нижний Новгород. Только в 1814 году, после ремонта, в здании архитектора И.В. Еготова был открыт первый музей отечественной истории, получивший название Московской Оружейной палаты. Перед широкой публикой предстали древние государственные регалии, троны, коронационные одежды, золотая и серебряная посуда, личные царские вещи, старинное оружие, трофеи Полтавской битвы и памятники Отечественной войны 1812 года.
Сожженная, разграбленная, но непокоренная древняя столица вызвала высокие патриотические чувства. Появилось стремление не только поднять город из руин, но и бережно сохранить исторические особенности его застройки и своеобразие архитектурного облика. В Кремле, в прежних формах, были восстановлены взорванные стены и башни, Арсенал, Успенская звонница и Филаретова пристройка колокольни Ивана Великого. Постепенно вернулись к жизни опустошенные и оскверненные кремлевские храмы и монастыри.
При Николае I в Кремле возводят комплекс Дворцовой площади: новое здание Оружейной палаты (архитектор К.Тон) и Большой Кремлёвский дворец на месте Зимнего дворца.
В марте 1918 года в Кремль переезжает советское правительство во главе с В. И. Лениным. Его резиденцией и местом проживания советских вождей становятся дворцы и кавалерские корпуса. Вскоре. свободный доступ на территорию Кремля, для обычных москвичей, оказывается под запретом. Храмы закрывают и кремлевские колокола надолго умолкают.
За годы советской власти архитектурный ансамбль Московского Кремля пострадал больше, чем за всю его историю. На планах Кремля начала XX века можно различить 54 сооружения, стоявшие внутри кремлевских стен. Больше половины из них – 28 зданий – уже не существуют. В 1918 году, при личном участии Ленина, был снесен памятник великому князю Сергею Александровичу. В этом же году был уничтожен памятник Александру II. В середине 1920-х годов у Спасской, Никольской и Боровицкой башен сносятся часовни при надвратных иконах.
В 1922 году, во время кампании по «изъятию церковных ценностей», из кремлевских соборов было изъято более 300 пудов серебра, более 2 пудов золота, тысячи драгоценных камней, и даже рака патриарха Гермогена из Успенского собора. Большой Кремлёвский Дворец стали приспосабливать под проведение съездов Советов и конгрессов Интернационала, в Золотой палате разместили кухню, в Грановитой – общественную столовую. Малый Николаевский дворец превращался в клуб работников советских учреждений, в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря было решено устроить спортзал, в Чудовом – больницу.
В 1929 -1930 годах были полностью снесены два древних кремлевских монастыря, Чудов и Вознесенский, со всеми храмами, церквями, часовнями, некрополями, служебными постройками, а также примыкавший к Чудову монастырю, Малый Николаевский дворец, где находился штаб оборонявшихся юнкеров. В этом же году был уничтожен древнейший храм Москвы – Собор Спаса на Бору, располагавшийся во внутреннем дворе Большого Кремлёвского дворца. В 1934 году на его месте был построен 5-этажный служебный корпус. От храма не осталось даже фундамента, за исключением фрагментов фундамента западного притвора, который обнаружили в 1997 году. Всего за годы советской власти было уничтожено 17 церквей с 25 престолами.
В 1935 году двуглавые орлы, венчавшие главные проездные башни Кремля: Спасскую, Никольскую, Троицкую и Боровицкую, были заменены на звезды из золоченой меди, покрытые уральскими самоцветами. В 1937 году самоцветные звезды были заменены на звёзды из рубинового стекла. Рубиновая звезда впервые была установлена и на Водовзводной башне.
С 1955 года Кремль частично открыт для посещения, став музеем под открытым небом. С этого же года вводится запрет на проживание на территории Кремля (последние жители выписались в 1961 году). 1961 годом датируется последняя крупная постройка в Кремле – Дворец съездов, возведенный на месте первого здания Оружейной палаты.
Протяженность кремлевских стен 2 235 м, при толщине 3,5-6,5 м и высоте 5-19 м. Повторяя очертания кремлевского холма, они образуют неправильный треугольник, общей площадью 27,5 га. Над ними возвышаются двадцать башен, из которых шесть – Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская – имеют проездные ворота. В XVII веке все башни (кроме Никольской) получили декоративные шатровые завершения, а на восточной стене возвели декоративную Царскую башню.
Названия кремлевских башен дышат седой стариной. Например, построенная в 1495 году Набатная башня (высота 38 м), получила свое название от колокола, висевшего в ее верхнем ярусе и оповещавшего москвичей об опасности. А квадратная, в плане, Константино-Еленинская башня (высота 36,8 м), названа по имени находившейся рядом церкви Святых Константина и Елены. Эта башня была построена в 1490 году на месте ворот, через которые в 1380 году войско Дмитрия Донского отправилось на Куликовскую битву.
Троицкая башня, построенная в 1490 году Алоизио да Каркано, единственная проездная башня со стороны Александровского сада. Шестиэтажная, высотой 80 м, она имеет два подвальных этажа, использовавшихся первоначально для оборонных целей, а позднее служивших тюрьмой.
К Троицкой башне ведет одноименный каменный мост, с зубчатыми по обеим сторонам стенами, въезд на который отмечает отводная Кутафья башня (высота 13,5 м) – единственный сохранившийся предмостный страж стен Кремля.
Название этой приземистой, округлой в плане, увенчанной зубцами башни обусловлено ее обликом: кутафьей в старину называли неуклюжую, неряшливую женщину.
Вторая по высоте после Троицкой, (71 м, включая звезду) Спасская башня имеет 10 этажей, увенчанных шатром, выстроенным в 1624-1625 годах русским мастером Баженом Огурцовым.
Первые часы на Спасской башне появились во второй половине XVI века. Нынешние куранты – четвертые по счету – были установлены в 1770 году.
Как и прежде, Спасские ворота служат главным, официальным въездом в Кремль. В старину они считались святыми, а потому под их сводами не разрешалось проезжать верхом или проходить с покрытой головой.
В центре Кремля располагается главная и самая древняя площадь Кремля – Соборная. Основа планировочной структуры площади была заложена в первой половине XIV века, когда по указу великих князей московских Ивана Калиты, а затем Дмитрия Донского, на верхнем плато Боровицкого холма, были построены первые белокаменные храмы.
Сегодня в ансамбль Соборной площади входят: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, Золотая Царицына палата и церкви Теремного дворца, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий».
Вторая по возрасту и значению площадь Кремля – Ивановская. К XVII столетию Ивановская площадь, застроенная зданиями различных приказов, становится административным центром Кремля, куда со всей Руси собираются челобитчики. Чтобы перекрыть шум толпы, приказным, зачитывающим царские указы, приходилось напрягать всю силу своих легких. Принято считать, что именно отсюда произошло известное выражение «кричать во всю Ивановскую».
Обе площади стали частями единого композиционного целого, статическим ядром Кремля-города. Но, в отличие от Соборной, Ивановская площадь почти полностью утратила свой средневековый облик. Ее восточную границу формирует фасад здания Военной школы имени ВЦИК 1934 года, а северная сторона плавно перетекает в пространство Троицкой и Сенатской площадей Кремля.
Много пережил Московский Кремль на своем веку, но неизменным остается одно – это по-прежнему величайшее творение человека, неповторимая гордая и неприступная крепость, стены которой дышат историей. В 1990 году Кремль был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Официальный сайт Московского Кремля: www.kreml.ru
Экскурсионные туры по Москве здесь
best-trip4you.ru