Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Большая перемена в интерьере или новая жизнь старой контрамарки. Печь контрамарка


контромарка - это... Что такое контромарка?

I.

КОНТРАМАРКА I и, ж. contremarque f. 1. Квитанция, документ, удостоверяющий право получения с казны вознаграждения за частные подводы. Ян. 1804. Устар. Квитанция, документ, удостоверяющие право получения с казны за частне подводы, за поставку лошадей и т. п. во время передвижения частей войск. БАС-1. Установленная плата прогонов контрмарками. 1853. ПСЗ-2 28 (1 520). О замеченных .. неудобствах в снабжении контрмарками для уплаты за обывательские подводы, команд, выбранных на укомплектование гвардии. 1853. ПСЗ 1853 (1 453). Крестьянам за своз воинских тяжестей, которыми они обременялись до того, что не везде успели обработать свои поля, вместо наличных денег выдают контрмарки, на кои производится уплата только через три месяца. 1854. Л. В. Дубельт Дн. // РОА 6 268. Число подвод <для солдат> брали наполовину меньше, чем полагалось по числу людей; контрмарки же выводили в расход все по положению. В. Никит. Многострадальные. // БАС-1. 2. Записка на которой означено коротко дело, выдается на время, напр. до изготовления вполне билета, акта и т.п. Вавилов 1856. Временная квитанция, выданная до получения какого-л. документа и временно его заменяющая. Брокг. 1907. Представив паспорт для обновленья, берешь контрамарку. Даль. Другой <крестьянин> из числа вносивших штраф за порубк ста жердей, подал ему <письмоводителю> деньги. - Кондрамарочку пожалуйте! .. - Дожидайся, сейчас постановление напишу, а потом и квитанцию тебе выдам. В.Кротков Пыркин. // ОЗ 1876 8 1 56. || Вид на временное жительство. Представив паспорт для обновленья, берешь контромарку. Даль. Дана настоящая контрамарка <отделения по охранению общественной безопасности и порядка в Москве> орловскому мещанину Александру Русанову для проживания в Москве сроком на три дня, считая таковой с 19 октября < 1898 г.>,что удостоверяется подписью с приложением казенной печати, по окончании означенного срока настоящая контрамарка должна быть возвращена в охранное отделение. Контрамарку за № 11137 получил В. Русанов. // Русанов 405. || Жителям Оренбургской линии, нанимающим в работники Оренбургских киргизов, кроме установленных билетов, которые должны храниться у нанимающих, выдаются от местных линейных начальств особыя контрмарки или ерлыки, отпечатанныя на бумаге, а при сроках от четырех месяцев до одного года для большей прочности, наклеенныя на кожу, с тем, чтобы ерлыки сии оставались постоянно у самих работников, где бы они не находились. . При выдаче линейным жителям билетов и контрмарок или ерлыков, взыскивать с них по двадцать копеек серебром. 1853. ПСЗ-2 (1 30). 3. устар. Временный пропуск на предприятие. Возвращаете свою приемную записку, и взамен ея получаете контромарку. На ней выставлен ваш № ( 724), имя, фамилия и дни, в продолжении которых вы будет числиться на испытании. Обыкновенно этих дней не менее трех и не более шести. Во все это время контромарка будет служить вам вместо металлического номера, по которому пропускают рабочих в положенное время в завод. П. Т. Заводские будни. // РБ 1903 8 2 44. 4. устар. Жетон за сданную в гардероб одежду. Опять брякание медной контромарки - мои грезы <в библиотеке> отлетели от меня. Мордовцев Знамение времени 142. Вместо капельдинера предстала старуха в салопе и теплом капоре. с улыбкой сделала книксен, предложа генералу самому снять его платье, и даже контр-марки взамен не дала. 1860.

5. Устар. Корешок , дублирующий номер какого-л. билета. Разгадки на бланке, выдаваемом при входе <на бал-маскарад>, опускались в колеса аллегри. В конце бала княжна должна была вынуть наугад одну из скатанных бумажек, и владетель оторванной от бумажки контромарки награждался призом при звуках туша. П. Гнедич Свободные художества. // РВ 1889 3 82.

- ? Извозчик несколько запоздал и пассажиры вступили на платформу, когда уже был подан 2-й звонок. В таких случаях пассажир вправе требовать контрамарку, с которой садится в вагон. В этом г-ну М. почему-то было отказано. Тогда оставалось только сесть в вагон без контрамарки и разрешения. РБ 1889 2 180.

- ? Приходит < в больницу> какая-нибудь старуха-нищенка, еде двигаясь от болезни, и обращается к откормленному земскому швейцару: - Где бы мне, батюшка, здесь к дохтуру-то пройти? - Бери контрмарку. - Чово, родимый? - Контрмарку бери, глухая тетеря, тогда и при, а иначе не велено пущать. - Какую такую марку, кормилец? .. У тебя что-ли, брать-то? - Давай двадцать копеек, тогда получишь. Дело 1887 5 1 43.

6. обл. Письмо с оплаченным ответом? Я стою на галдарее, Сам держу в руках кольцо. Присылай, друг. поскорея С кутрамаркой <так> письмецо! - Бог знает, что такое! в недоумении пожала плечами Тамара: - "С кутрамаркой письмецо". В. Крест. Тамара Бендавид. // РВ 1891 8 279. Через блюдце слезы льются. Все в слезах мое лицо, Пришли, милый, мне по почте, С контрамаркою письмо. 1921. Струминский Част. // ТОИК 2 152. 7. Пропуск, дающий право на бесплатное посещение представления в театре, цирке и т. п. СИС 1985. Контр-марка. Удешевленный или даровой билет для входа в театр, выдаваемый вместо настоящего. Аркадьев Театр. сл. 1900. - Хотите в залу? - спросила Маруся.. Я могу контрамарку попросить. Бобор. Безвестная. В правой руке <хозяина> торчал пучок красных театральных контрамарок. Куприн Как я был актером. 8. Талон, выдаваемый зрителю, временно покидающему зал, на право повторного возвращения в него без повторного предъявления билета. СИС 1985. По прошествии спектакеля .. билеты в ящик опускать и контрамарки вместо билетов выдавать по прежнему положению. АТД 428. Ярлык или расписка, на временную нужду, отлучаясь из театра, берешь контромарку, замест отданного билета, чтобы снова впустили. Даль. Часа через полтора мы с сестрою, прогулявшись и освежившись мороженым, и вернувшись с нашими контромарками к концу драмы за Софьей Сергеевной. Фет Мои восп. 1 165.

9. Контрмарки. иск. В нумизматике - знаки, которые делались на античных монетах после их фабрикации для того, чтобы им придать или другое достоинство или другое назначение. Булгаков Худ. энц. || Рисунок <филиграни> сопровождается контрамаркой "ПС", помещенной либо непосредственно под водяным знаком, либо на второй половине согнутого листа. РР 1975 5 135. - Лекс. Ян. 1804: контрмарк; Даль-1: контрама/рка; САН 1912: контрама/рка и контрма/рка; Ож. 1949: контрама/рка; Сл. 18: контрамарк 1794 (-трмарк 1798.

II.

КОНТРАМАРКА II, КОНТРОМАРКА и, ж. contremarque f. обл. Печь круглой формы. В деревнях все русски печи, а в городах - контрамарки. + К. - кругла печь, железом обита, она только обогревает, а варить на ней нельзя. + Контрамарка в школе стоит, а дома оне не выгодны, варить на ей нельзя. Сл. Красноярск. Высокая круглая железная печь, служащая для обогревания помещения. голландка. А когда холодно, контромарку разжигали. + Контромарка - печь кругла, околочена листовым железом. + Железо от контромарки отдиратся. Сл. говор. Прибайк. 2 32.

Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин [email protected]. 2010.

gallicismes.academic.ru

конструктивные особенности и семантика — Сибирская Заимка

В интерьере традиционного жилища русского старожильческого населения Верхнего Приобья в конце XIX — первой трети XX вв. одним из наиболее значимых элементов являлась печь, имевшая многофункциональное назначение. Полевые исследования автора, проводившиеся в 1997–1998 гг.[2], позволили установить конструктивные особенности печей, возводившихся сибиряками («чалдонами», «старожилами»), и уточнить некоторые аспекты семантического ряда, связанного с печью.

Местоположение печи в доме

В избе старожилы устанавливали одну печь, предназначенную и для обогрева, и для приготовления пищи, — хлебную, которую располагали в углу избы, слева или справа от входа. Это не исключало установки дополнительных печей, но их использовали только для обогрева. Устье («чело», «цело», «са/я/ло») хлебной печи было обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между ними оставалось 20–30 см , где хранили кухонную утварь — ухваты, клюку (кочергу), помело (веник из сосновых лап) и т.п. Между печью и торцевой стеной, над входом, устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком. Изба старожилов делилась на различные части, имевшие свои названия и семантическую нагруженность, связанную с назначением и стоявшим там оборудованием. Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, — «под порог». Говорили: «Что, девка, под порогом сидишь, проходи». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», старожилы называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось, в основном, для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки — сундук с приданым, взятым из дома родителей. Возле печи был вход в подполье — «голбец». К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка, называвшаяся «голбчик».

Установка печи

Важным этапом в строительстве дома было возведение печи. Иногда печь приходилось ставить не только, когда строился новый дом, а несколько раз перекладывать, если она чем-то не устраивала хозяев или прогорала. Но с глинобитной печью такой неприятности не случалось. Глинобитные или «битые» печи надежнее кирпичных, лучше держат тепло, не отсыревают, с течением времени лишь набирают прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом. Глину («землю») на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Старожилы битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и не отсыревала.

Обычно возводили так называемые русские печи в с дымоходом — «белые». Печей без дымоходов — «черных» в начале XX в. старожилы не ставили. В отличие от них, если судить по воспоминаниям Р. Вороновой, рукопись которой хранится в архиве Мошковского р-на Новосибирской обл., еще к началу колхозного движения, т.е. к 1930-м годам, некоторые переселенцы жили «в избах из толстых бревен с маленькими, высоко поднятыми над землей окошечками, вместо стекол были вставлены животные пузыри. Ребятишки всю долгую зиму жались на полатях. Печи топились «по-черному» и когда становилось нечем дышать, открывали дверь на улицу в сорокоградусный мороз».

Нужно отметить, что печи по-черному были широко распространены в Сибири в XVII — XVIII вв. даже среди знати. Например, такая печь стояла даже в личных покоях тобольского архиепископа Киприана. [3] Печь без дымохода, сделанная по «всем правилам», и сейчас ценится чалдонами, только они предпочитают устраивать ее в бане. По их мнению, она обладает многими положительными свойствами — жаркостью, большей, по сравнению с белыми печами, экономичностью в расходе дров. Сибиряки отмечают целительные, «обеззараживающие» свойства черных печей.

Печи делали за один день техникой битья мастер с подмастерьем или хозяин с «помочью». Работать приходилось очень быстро, чтобы глина не пересохла. Кое-где, например, в сузунских деревнях, печь била хозяйка, приглашая соседок и родственниц «в помочь», стариков, чтобы помогли советом. Все деревянные детали печи делались хозяином иликем-нибудь из родственников-мужчин. Если печь делал приглашенный мастер, то всю работу он выполнял сам, подмастерье или хозяева ему помогали. На первом этапе работы бревенчатый сруб, печное основание, подводили до уровня пола или несколько ниже. На сруб клали половинки бревен небольшого диаметра или толстые плахи, позже — металлический лист. На него насыпали слой глины. Ставили печной столб, делали перевязку. Затем до определенной высоты возводили из бруса или плах опечек так, чтобы удобно было бить глину. Накладывали слой за слоем толщиной 5–10 см, которые били, уплотняя, большими деревянными молотками-чекмарями или пестиками. Работа распределялась так, что один человек бил, другой «прибивал», то есть ровно утрамбовывал легкими движениями. Заостренным концом деревянного молотка в каждом слое делались углубления — велось пазование, затем накладывали новый слой и били округлым концом молотка, что было необходимо для большего уплотнения. Опечек поднимали до нужной высоты. Иногда устанавливались боковые деревянные части, которые назывались «задороги». Между слоями глины насыпали немного соли, чтобы слои лучше «сливались», и печь была крепче. На удобной для хозяйки высоте (каждая печь делалась индивидуально «под хозяйку», ведь ей приходилось работать около печи ежедневно по несколько часов), формовали шесток и под печи (гладкую горизонтальную площадку с небольшим уклоном к устью печи), набивая глину в опалубку, которую в дальнейшем разбирали.

Вятские мастера, приходившие с артельным промыслом в Сибирь, определяли размеры печи так. Прежде всего усаживали хозяйку дома на табурет. Расстояние от верхней пуговки на воротнике хозяйки до сиденья табуретки давало высоту свода внутренней части печи, которая, однако, не должна была превышать 60 см. Устье печи должно было быть на 10 см шире плеч хозяйки, а высота его равна их ширине. Шесток в глубину должен быть равен размеру от локтя до кончиков вытянутых пальцев. Высота печи делалась равной росту хозяйки плюс два спичечных коробка.

Под подовый слой насыпали слой песка или битого стекла, чтобы печь была жарче. Для образования внутреннего пространства печи делали специальную опалубку — «свинку», короб из досок с полукруглым верхом. Формовали на шестке верхнюю часть печи с чувалом и дымоходом, вырезали устье ножом, делали прорезь для заслонки, печурки (небольшие ниши для трубы самовара, сушки рукавиц, хранения спичек), и специальные отверстия для выгреба угольев и пепла. Выбирали загнету — углубление в подовой части печи, куда сметали угли для поддержания ровного жара. Устанавливали заслонки, вьюшки и дверцы для подтопка. Иногда рядом с топкой вмазывали котел для горячей воды.

Чувал был прямоугольной формы и делался так: стержнем его служили чурки из нетолстого березового бревнышка, вокруг них набивали глину, ограничивая опалубкой. Между половинками чурок делали зазор, куда вставляли бересту, чтобы их выжечь, когда они уже будут не нужны. Трубу чувала, сделанную из кирпичей, выводили на крышу. Колено чувала называлось «боровок», его делали для отбоя искр, чтобы они не вылетали в трубу, а тепло дольше сохранялось. Но во многих печах «боровков» не было. Появление боровков связывается с приездом переселенцев из российских губерний в начале XX в. Не все старожилы переняли это усовершенствование, хотя оно существенно улучшало теплотехнические свойства печи.

Когда печь была готова, ее топили первый раз, а в дымоходе поджигали бересту. Доски свинки и чурки сгорали, образовывая внутреннее пространство печи. Если части свинки скреплялись веревкой, то ее можно было вытащить и использовать несколько раз. Чтобы печь набрала прочности, ее топили некоторое время несколько раз в день, и она постепенно высыхала. Завершение работ по установке печи отмечали всей семьей в тот же день обильной трапезой с пивом и самогоном, приглашая всех «помочан», если работали «по помочи», или мастеров, если их нанимали на работу.

Печи складывали и из сырцового кирпича. Кроме обычных русских печей, мастера делали по заказу более удобные и экономичные печи с плитой, печи с подтопком. В горнице для тепла могли устанавливать голландку («галанку»). В начале XX в. как дополнительную печь стали применять фабричную металлическую печь «Контрамарка». Русские печи белили серой или белой глиной несколько раз в год, к праздникам, например, обязательно к Пасхе. В первой трети XX в. стали использовать и известь.

Семантика печи

Верования старожилов, связанные с печью, имели языческий характер, что отличалось от сущности отношения к печи переселенцев из губерний Европейской России, прибывших в Приобье в конце XIX — начале XX вв., которые соединяли языческую основу с символикой христианства даже визуальными способами. Так, в с. Маслянино [4] было записано, что новоселы из губерний Европейской России, использовали заговоры-обращения к печи, а рядом с ее устьем вмазывали небольшую иконку с образом Христа или Пресвятой Богородицы. С печью в сознании сибиряков-старожилов Приобья связаны понятия надежности, защиты, основательности. Воистину она являлась ядром дома, домашним очагом, дающим благополучие, сытость, тепло. На печи спали старики и дети. Ребятишки, испугавшись грозы, жались поближе к печи.

Печь играет знаковую роль во внутреннем пространстве дома, совмещая в себе черты центра и границы. В фольклоре печная труба является специфическим выходом из дома, предназначенным для сверхъестественных сил. Из нее в сказках вылетает ведьма, через нее в дом проникают огненный змей и черт. Характер символического осмысления печи был во многом предопределен тем, что поддержание домашнего огня и приготовление пищи являлись специфически женскими занятиями. Хозяйка чистила печь, заглядывала в ее жерло, а значит, по представлениям старожилов, могла общаться с домовым, которого называли «со/у/седка», «суседушка». Ей в первую очередь он подавал знаки, она должна была позаботиться о том, чтобы суседко перебрался в новый дом при переезде. Часто, переселяясь, хозяйка в первую очередь переносила клюку и помело, клала их на печь в новом доме, тем самым приманивая домового, покровителя хозяйства и семьи. При этом она должна была приговаривать: «Соседушка-братушка, пойдем к нам на ново место» [5]. По мнению сибиряков из д. Мамоново [6], как раз помело и являлось гнездом домового. Для него нужно наломать сосновых лап и поставить его в голбец — дать место домовому: «Вот твоя постель». Крестьяне считали, что обитал суседка где-то в подполье, рядом с печью, или же на чердаке, т.е. на периферии жилого пространства. По мнению В. И. Дынина [7], различия, связанные с местом обитания домового обусловлены особенностями северо- и южнорусских жилищ. Северную избу, а такой тип преобладал среди изб старожилов, строили на подклете, который и считался местом пребывания домового, поскольку там устраивали голбец. Южнорусская изба ставилась на земле и подполья не имела, поэтому пристанищем домового служил чердак. Следует отметить, что если такая прямая зависимость и существовала, то лишь при формировании представлений о домовом. Материалы полевых исследований говорят о том, что конструктивное изменение жилища, переход южнорусских в условиях Сибири к возведению жилища с подклетом не повлияло на мнение о месте пребывания духа дома. А часть старожилов считает местом пребывания суседки чердак, хотя в их домах устроены голбцы.

Символика печи имела особое значение в народной медицине и магии. В сибирских заговорах от тоски по умершему часто обращались к ней: «Как ты, матушка-печь, не боишься ни воды, ни пламени, так бы и ты (имярек) не боялся, не страшился»[8]. Наговорить нужно было на воду и сбрызнуть наотмашь того, кто страдал боязнью. При этом он должен был стоять около печи и посмотреть в устье, к чему его нужно было принудить, сказав: «Что-то неладно у вас в печи». Используя угольки из печи, лечили от испуга. Приговаривая необходимые слова нужно было бросить три уголька в воду. Если угольки утонут — человек вылечится, если же нет, то причина болезни не в испуге. Некоторые заговоры необходимо было произносить на новый месяц обязательно при затопленной печи. Например, такой (нужно было опустить три спички в воду и приговаривать):

«Стану я робися, (имярек), благославясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота на восточную сторону. На восточной стороне есть божия церква, есть престол Христовый, Матушка пречиста, пресвята госпожа. Не смывайте, не сметайте с моря пену, а смойте, сполощите все хитки, притки, уроки, переполохи, И родимое худобище, азевище с девки самокрутки, от слепца, от кривца и проезжа молодца, от всех дуба проклятых мышей, которые договоры, которые переговоры, исполна, исцелна семьдесят семь жилочек, семьдесят семь суставчиков, смой, сполощи на весь месяц, на молоду, на ущерб и на полны месяц. Аминь. Аминь. Аминь» [9].

Уезжая в долгие опасные путешествия, нужно было заглянуть внутрь печи, что должно обеспечить благополучное возвращение домой.

Поскольку дом осмысляется в народной культуре как средоточие основных жизненных ценностей, таких, как счастье, достаток, единство семьи и рода, целый комплекс традиций, бытовых приемов и запретов был направлен на то, чтобы удержать счастье и не дать ему покинуть жилище. В частности, не давали в долг то, в чем оно, по мнению крестьян, было сосредоточено, например, огонь. Готовность поделиться угольками для разжигания печи, воспринималась как величайшая доброта. Старожилы д. Мереть[10] и д. Каргополово [11] следили, чтобы при переезде в новую избу хозяева оставляли в старой печную заслонку, а также икону, фактически приравнивая их по значимости. Тогда новые жильцы могут быть уверены, что для них «счастье останется в доме». Манипуляции с заслонкой, по мнению, старожилов могли предотвратить и стихийные бедствия. Так, чтобы прекратить град, советовали выбросить из окна печную заслонку и нож.

С печью связаны приметы, предвещавшие благополучие семьи. Жители старожильческой деревни Малышево [12] рассказывали, что иногда в стене над печью делали специальное отверстие, чтобы в определенный день в него проникли первые лучи восходящего солнца, что сулило мир, добро и счастье в доме. К сожалению, сами рассказчики не могли указать точную дату, когда это должно происходить. Можно лишь предположить, что изба была ориентирована таким образом, чтобы подобное случилось в один из праздничных днейвесенне-летнего цикла, на Пасху или Троицу, а возможно, в дни весеннего равноденствия или летнего солнцестояния, то есть в периоды, значимые для исчисления времени. Такое сообщение не могло не заинтересовать, так как возникла версия о связи мировоззренческого понимания семантики печи с временными категориями. Поиски аналогов показали, что устройство окон-отверстий рядом с печью встречалось в жилищах в XVIII — XIX вв. в и имело широкий ареал распространения.

В начале XIX в. Ф. Шперк, описывая жилище крестьян Верхоленского округа Иркутской губернии, упоминал небольшое волоковое окно в кути, служащее «отчасти продушиной (для вентиляции)»> [13]. В кратком сообщении, опубликованном в журнале «Советская этнография» в 1936 г. [14], говорилось, что на территории уже исчезнувшего Ницинского завода, археологи нашли избу горнорабочего, построенную в XVIII в. В углу жилища стояла русская печь, напротив которой вместо окна был сделан узкий прорез. Следующее упоминание в литературе об окне-отверстии относится к исследованиям этнографов в 1950-х гг. [15] в Нижнем Тагиле. Подробное описание и чертеж дома, который также был назван постройкой XVIII в., позволяют более четко определить размеры и расположение такого окна. В стене, находившейся рядом с печью, на высоте 1,1 м от пола было прорублено отверстие размером 16х2 см. Автор сообщал, что выяснить его назначение не удалось и предположил, что оно служило для присмотра за хозяйственными постройками на дворе. Однако размеры окна и его расположение неудобны для ведения наблюдений. Подобные окошки над лежанкой печи были зафиксированы также в домах казаков в алтайском селе Сайдып [16]. Авторам этого сообщения также не удалось точно установить их назначение, они высказали гипотезу, что это были смотровые отверстия.

Поскольку зафиксированы лишь отдельные случаи устройства окон-отверстий, осталось неясным, насколько часто встречались избы, в которых они были сделаны, и каким группам населения принадлежит эта традиция. На эти вопросы ответить без дополнительных сведений очень сложно. Можно заметить, что в составе рабочих, проживавших в Нижнем Тагиле до 1759 г., были выходцы из Тулы, Москвы, Поволжья (старообрядцы) [17]. После 1759 г. 41% всего населения составляли рабочие, переведенные из Керженской волости Нижегородского края, определенный процент составляли и местные старожилы, родившиеся в Нижнем Тагиле [18]. В Верхоленском округе и в Верхнем Приобье такие окна зафиксированы в жилищах старожилов.

О назначении окон-отверстий были высказаны различные предположения. Скорее всего, их использование имело комплексный характер, что непротиворечиво вписывается в традиции народной культуры. Замечание о хорошей примете, когда в определенный день солнце заглядывает в дом, дает основание связать назначение окон как с суеверными представлениями, так и с одним из способов определения времени по солнцу. В принципе, в народной культуре использование фиксации природных ориентиров и зданий для этой цели известно. Например, в древнем таджикском земледельческом календаре, сохранившемся до начала XX в., подобный способ применялся для определения смены сельскохозяйственных периодов [19]. Весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние фиксировались с помощью специальных знаков, нанесенных на полу жилых домов и мечетей там, куда падали лучи солнца через особые отверстия в стенах и потолке. Благодаря таким же отметкам в каждом доме можно было определять и время дня.

Вероятно, для тех же целей окна-отверстия могли быть сделаны и в избах Урала и Сибири. Обращает на себя внимание то, что окна располагались в стене рядом с печью, на которой можно было ставить нужные отметки и с большой точностью следить по движению солнца как за временем в течение дня, так и за переломными моментами в смене сезонов. Благодаря этому жилища могли служить своеобразным приспособлением для определения времени. Появление же новых способов фиксации временных промежутков — часов, издание и распространение календарей, привело к неизбежной утрате специфических знаний и, как следствие, к потере традиции в домостроении. Уже в начале XX в. в жилищах перестают делать небольшие окна рядом с печью.

Печь являлась обязательным показателем пригодного для людей жилища, достоверно это можно установить уже по сибирским материалам XVIII в. Причем здесь речь идет не столько об утилитарной, сколько о знаковой ее функции. Печь выступала символом обжитости жилища, обустройства на определенном месте. Власти, выселяя крестьян, обосновывавшихся вопреки установленным правилам, приказывали ломать их дворы: «…В октябре 1755 г. канцелярия горного начальства обязала Бердскую судную избу самовольно поселившихся на речке Мильтюше крестьян д. Гуселетовой Т. Маркова, Юргановых, И. Волхина, Б. Веснина, наказав плетьми, «вывезти в Гуселетову», а дворы их разломать» [20], «…в мае 1759 г. в д. Прослаушинскую Малышевской слободы был отправлен нарочный за переселившимися сюда из д. Заковряшиной С. Чупиным с предписанием наказать, если построил дом, разломать, лес разбросать…», «…крестьян Ивана Некрасова с товарищи сыскать за самовольный переезд… при собрании крестьян наказать за самовольный переезд, …дворы до почвы разломать…», «…указом от 22 августа канцелярия горного начальства распорядилась Остольцева за самовольный переезд из д. Кротовой в Мерецкую „наказать плетьми жестоко“, „имеющийся в той деревне Мерецкой… Остольцева двор со всем строением разломать и изрубя сжечь“, а ему жить „по прежнему в Кротовой“…» [21].

Крестьяне выезжали на указанное им место и тогда, когда дворы оставляли нетронутыми, а лишь разламывали печь. Восстановить ее было просто, и самовольные посельщики в некоторых случаях выстраивали ее заново. Так, осенью 1757 г. десятник д. Вагановой В. Казанцев сообщил в Бердскую судную избу, что в новом доме Гаврилы Гусева была сломана печь, поскольку он поселился без разрешения, но он сложил ее опять и не стал возвращаться на старое место [22]. Но обычно разрушение печи служило основательной причиной для отъезда. В том же, 1757 году, Бердская судная изба разыскивала крестьянина О. Елкова с двумя сыновьями, переехавшего самовольно в д. Усть-Поспелихинскую на Алее [23], поскольку с него никак не могли взыскать не поставленный им провиант. Власти требовали обеспечить перевод Елкова на прежнее место жительства в д. Маюрову. Канцелярия горного начальства дала указание драгуну Соколовскому осмотреть, есть ли в Усть-Поспелихе у Елкова дом или живет он на подворье, и если есть дом, заставить его продать. В том случае, если охотников купить не найдется, разломать печь и опечатать дом. Логично предположить, что для выполнения своих предписаний власти использовали традиционное семантическое значение печи, укоренившееся в сознании крестьян.

В Болотнинском р-не Новосибирской обл. автором были записаны рассказы об истории образования в начале XX в. пос. Игрушка:

«Старожилы не давали строиться новоприбывшим, много раз приезжали и ломали все постройки. Но затем новоселы поспорили с местными жителями, что если успеют за сутки возвести хотя бы один дом с нужной мебелью и хорошей печью, которую можно будет затопить, тогда они приобретут право на поселение. Поскольку переселенцы строили всем миром, к утру такой дом был готов. Утром над его крышей показался дымок — начали топить печь. Так удалось выиграть спор — поэтому-то поселок и был назван Игрушка».

Следует отметить, что старожилы других регионов Приобья также придерживались этого обычая. Так, по рассказам, в селах Вознесенка и Мезенцево существовало правило, по которому переселенец должен был поставить дом за одни сутки. К исходу срока как знак окончания работы должна была быть затоплена печь и задымить печная труба. Если переселенец не укладывался в назначенное время, старожилы разрушали недостроенный дом. Рассказывали и что, когда заселялся Новониколаевск, то самовольные засельщики в первую очередь ставили печи, обносили их легкими стенами и тогда получали «право» остаться в поселке. Так застраивались первые новониколаевские районы, известные как «Нахаловки», «Шанхаи» и т.п.

Таким образом, в конце XIX — первой трети XX вв. старожилами-сибиряками Верхнего Приобья были выработаны рациональные конструкции печей, обеспечивающие универсальность их использования: и для обогрева жилища, и для приготовления пищи, и для лечения. Немалую роль играла печь в народной магии, верованиях, представлениях о времени. Содержание семантики печи в культуре сибиряков во многом определялось ее способностью превращения «чужого» в «свое», которая диктовала не только правила обживания жилища, но и давала способ приема чужих людей в уже сложившееся сообщество. Несомненно, такая знаковая функция печи связана с тем, что она выступала вместилищем огня, являлась преемницей древнего очага, вокруг которого концентрировалась жизненная сила, обладающая целительной и объединяющей энергией.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Работа выполнена при поддержке фонда РГНФ, 1997–1999, 97–01–00024, «Восточные славяне Западной Сибири: создание устойчивых этноэкологических систем развития».
  2. Материалы Западносибирского этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН, 1997–1998 гг.
  3. Майничева А. Ю. Двор архиепископа Киприана в Тобольске (20-е годы XVII в.) // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 3. С. 85.
  4. Новосибирская область.
  5. Записано в д. Нижний Сузун Сузунского р-на Новосибирской обл.
  6. Маслянинский р-н Новосибирской обл.
  7. Дынин В. И. Русская демонология: опыт выделения локальных вариантов // Этнографическое обозрение, 1993. N4. С.86.
  8. Записано в д. Каргополово Ордынского р-на Новосибирской обл.
  9. Записано в д. Каргополово Ордынского р-на Новосибирской обл.
  10. Сузунский р-н Новосибирской обл.
  11. Ордынский р-н Новосибирской обл.
  12. Сузунский р-н Новосибирской обл.
  13. Шперк Ф. Верхоленский округ Иркутской губернии // Медико-топографический сборник. СПб., 1870. Т. I. С.160.
  14. Гелах Т. Жилище горнорабочего XVIII века на Урале // Советская этнография, 1936. № 3. С.111.
  15. Крупянская Ю. В. Опыт этнографического изучения уральских рабочих // Советская этнография, 1953, № 1.С.77.
  16. Липинская В. А., Сафьянова А. В. Жилище русского населения восточных районов Алтайского края (конец XIX — начало XX в.)… С.198.
  17. Там же.С.68.
  18. Гелах Т. Жилище горнорабочего XVIII века на Урале… С.111.
  19. Рахимов М. Р. Исчисление времени у таджиков Бассейна р. Хингоу // Советская этнография, 1954. С.73–80.
  20. Цитируется по: Жеравина А. Н. Очерки по истории приписных крестьян кабинетского хозяйства в Сибири (вторая половина XVIII — первая половина XIX вв. Томск: Изд-воТомского университета, 1985. С.170.
  21. Там же. С.172.
  22. Там же. С.181.
  23. Там же. С.171–172.

Ваша финансовая поддержка направляется на оплату хостинга, распознавание текстов и услуги программиста. Кроме того, это хороший сигнал от нашей аудитории, что работа по развитию «Сибирской Заимки» востребована читателями.

zaimka.ru

Большая перемена в интерьере или новая жизнь старой контрамарки

Часто владельцев домов старой постройки, еще на начальном этапе ремонта, волнует вопрос - что делать со старой контрамаркой? И кажется, что этому пережитку прошлого, уже не суждено вписаться в современный интерьер. Но это не так…

 Архитекторы и дизайнеры уверяют, - старую контрамарку вполне можно превратить в композиционный центр помещения! А при правильном декоре, она вполне себе заслуженно становится ультрамодным и уникальным элементом интерьера.

 Достоинства контрамарки:

Ее в любое время можно включить и выключить, что исключает зависимость от подающих тепло городских котельных. А это особенно актуально сейчас, когда городское отопление в Ташкенте отключили, и ты, ложась спать, вынужден натягивать на себя все, что вселяет надежду согреться. Кто замерз, поймет)

 Благодаря тонкому жестяному слою цилиндра, контрамарка быстро нагревается и медленно остывает. Так что, еще одно неоспоримое достоинство этой старой, лишенной эстетики печи - высокий уровень теплоотдачи.

 Да, при всей простоте конструкции, печь колоссально эффективна в обогреве помещения. Однако, несмотря на столь колоссальную функциональную часть, и у контрамарки есть один, но очень большой недостаток - ее внешний вид.

Только вот дизайнеры не спешат от нее избавляться. Их совсем не пугает непривлекательность контрамарки. Напротив, они нашли способы, как превратить тыкву (контрамарку) в карету!

 

Дизайн и стиль помещения определяет выбор облицовочных материалов для печи..

 

Жестяной цилиндр с контрамарки эксперты снимать не рекомендуют. Так как печь имеет колпаковую систему, а топка и колпак представляют собой одно целое. Для облицовки подойдет керамический или стеклянный декор с толщиной от 5 до 7 мм. Специалисты используют высокотемпературные мастики, выдерживающие нагрузку  до 1500 градусов. Герметики в данном случае не подходят.

Печь можно декорировать керамическими изразцами или же облицевать мозаикой. Отделка изразцами – недешевый вариант декора печи. Изразцы имеют достаточно сложную форму и монтируются к кирпичной кладке анкерным способом. Неплохой альтернативой изразцовой плитке служит более экономичная облицовка - майоликой.

 Самый простой вариант преобразования печки - окрашенный серебрянкой цилиндр раскрасить краской, и с помощью трафарета вывести на нем интересные, гармонирующие с общим интерьером орнаменты. Если через какое-то время надоест, можно вновь перекрасить.

 Отличный материал облицовки – натуральный камень. Он огнеупорен и сам по себе декоративен. К облицовочной поверхности камень крепится с помощью анкеров и эпоксидного клея. Однако, при эксплуатации контрамарки и ее высокой температуре обогрева, металл может расходиться, а клей и камень трескаться. Во избежание этого к контрамарке устанавливается дополнительная прямоугольная конструкция.  Таким образом, добиваются образования воздушного пространства между печкой и каркасом. Внизу портала остается ячейка. Передняя его часть обязательно должна быть съемной, чтобы обеспечить свободный доступ к терморегуляторам. После этого можно использовать любые облицовочные материалы – гипсокартон, рванные камни, национальный ганч, гипс и т.д. Оптимальная температура нагревания печи составит 60 градусов, и такую температуру переносят практически все виды отделочных материалов.

Таким образом, даже самая неказистая печка может превратиться в завидный камин, или еще во что-нибудь стоящее. Главное найти правильное решение по декору. Ну, а если самостоятельно  преобразить печь не получается, можно получить Контакты профессиональных дизайнеров (это бесплатно!) и подарить своей контрамарке новую и красивую жизнь.

 

www.ustabor.uz

контрамарка - это... Что такое контрамарка?

I.

КОНТРАМАРКА I и, ж. contremarque f. 1. Квитанция, документ, удостоверяющий право получения с казны вознаграждения за частные подводы. Ян. 1804. Устар. Квитанция, документ, удостоверяющие право получения с казны за частне подводы, за поставку лошадей и т. п. во время передвижения частей войск. БАС-1. Установленная плата прогонов контрмарками. 1853. ПСЗ-2 28 (1 520). О замеченных .. неудобствах в снабжении контрмарками для уплаты за обывательские подводы, команд, выбранных на укомплектование гвардии. 1853. ПСЗ 1853 (1 453). Крестьянам за своз воинских тяжестей, которыми они обременялись до того, что не везде успели обработать свои поля, вместо наличных денег выдают контрмарки, на кои производится уплата только через три месяца. 1854. Л. В. Дубельт Дн. // РОА 6 268. Число подвод <для солдат> брали наполовину меньше, чем полагалось по числу людей; контрмарки же выводили в расход все по положению. В. Никит. Многострадальные. // БАС-1. 2. Записка на которой означено коротко дело, выдается на время, напр. до изготовления вполне билета, акта и т.п. Вавилов 1856. Временная квитанция, выданная до получения какого-л. документа и временно его заменяющая. Брокг. 1907. Представив паспорт для обновленья, берешь контрамарку. Даль. Другой <крестьянин> из числа вносивших штраф за порубк ста жердей, подал ему <письмоводителю> деньги. - Кондрамарочку пожалуйте! .. - Дожидайся, сейчас постановление напишу, а потом и квитанцию тебе выдам. В.Кротков Пыркин. // ОЗ 1876 8 1 56. || Вид на временное жительство. Представив паспорт для обновленья, берешь контромарку. Даль. Дана настоящая контрамарка <отделения по охранению общественной безопасности и порядка в Москве> орловскому мещанину Александру Русанову для проживания в Москве сроком на три дня, считая таковой с 19 октября < 1898 г.>,что удостоверяется подписью с приложением казенной печати, по окончании означенного срока настоящая контрамарка должна быть возвращена в охранное отделение. Контрамарку за № 11137 получил В. Русанов. // Русанов 405. || Жителям Оренбургской линии, нанимающим в работники Оренбургских киргизов, кроме установленных билетов, которые должны храниться у нанимающих, выдаются от местных линейных начальств особыя контрмарки или ерлыки, отпечатанныя на бумаге, а при сроках от четырех месяцев до одного года для большей прочности, наклеенныя на кожу, с тем, чтобы ерлыки сии оставались постоянно у самих работников, где бы они не находились. . При выдаче линейным жителям билетов и контрмарок или ерлыков, взыскивать с них по двадцать копеек серебром. 1853. ПСЗ-2 (1 30). 3. устар. Временный пропуск на предприятие. Возвращаете свою приемную записку, и взамен ея получаете контромарку. На ней выставлен ваш № ( 724), имя, фамилия и дни, в продолжении которых вы будет числиться на испытании. Обыкновенно этих дней не менее трех и не более шести. Во все это время контромарка будет служить вам вместо металлического номера, по которому пропускают рабочих в положенное время в завод. П. Т. Заводские будни. // РБ 1903 8 2 44. 4. устар. Жетон за сданную в гардероб одежду. Опять брякание медной контромарки - мои грезы <в библиотеке> отлетели от меня. Мордовцев Знамение времени 142. Вместо капельдинера предстала старуха в салопе и теплом капоре. с улыбкой сделала книксен, предложа генералу самому снять его платье, и даже контр-марки взамен не дала. 1860.

5. Устар. Корешок , дублирующий номер какого-л. билета. Разгадки на бланке, выдаваемом при входе <на бал-маскарад>, опускались в колеса аллегри. В конце бала княжна должна была вынуть наугад одну из скатанных бумажек, и владетель оторванной от бумажки контромарки награждался призом при звуках туша. П. Гнедич Свободные художества. // РВ 1889 3 82.

- ? Извозчик несколько запоздал и пассажиры вступили на платформу, когда уже был подан 2-й звонок. В таких случаях пассажир вправе требовать контрамарку, с которой садится в вагон. В этом г-ну М. почему-то было отказано. Тогда оставалось только сесть в вагон без контрамарки и разрешения. РБ 1889 2 180.

- ? Приходит < в больницу> какая-нибудь старуха-нищенка, еде двигаясь от болезни, и обращается к откормленному земскому швейцару: - Где бы мне, батюшка, здесь к дохтуру-то пройти? - Бери контрмарку. - Чово, родимый? - Контрмарку бери, глухая тетеря, тогда и при, а иначе не велено пущать. - Какую такую марку, кормилец? .. У тебя что-ли, брать-то? - Давай двадцать копеек, тогда получишь. Дело 1887 5 1 43.

6. обл. Письмо с оплаченным ответом? Я стою на галдарее, Сам держу в руках кольцо. Присылай, друг. поскорея С кутрамаркой <так> письмецо! - Бог знает, что такое! в недоумении пожала плечами Тамара: - "С кутрамаркой письмецо". В. Крест. Тамара Бендавид. // РВ 1891 8 279. Через блюдце слезы льются. Все в слезах мое лицо, Пришли, милый, мне по почте, С контрамаркою письмо. 1921. Струминский Част. // ТОИК 2 152. 7. Пропуск, дающий право на бесплатное посещение представления в театре, цирке и т. п. СИС 1985. Контр-марка. Удешевленный или даровой билет для входа в театр, выдаваемый вместо настоящего. Аркадьев Театр. сл. 1900. - Хотите в залу? - спросила Маруся.. Я могу контрамарку попросить. Бобор. Безвестная. В правой руке <хозяина> торчал пучок красных театральных контрамарок. Куприн Как я был актером. 8. Талон, выдаваемый зрителю, временно покидающему зал, на право повторного возвращения в него без повторного предъявления билета. СИС 1985. По прошествии спектакеля .. билеты в ящик опускать и контрамарки вместо билетов выдавать по прежнему положению. АТД 428. Ярлык или расписка, на временную нужду, отлучаясь из театра, берешь контромарку, замест отданного билета, чтобы снова впустили. Даль. Часа через полтора мы с сестрою, прогулявшись и освежившись мороженым, и вернувшись с нашими контромарками к концу драмы за Софьей Сергеевной. Фет Мои восп. 1 165.

9. Контрмарки. иск. В нумизматике - знаки, которые делались на античных монетах после их фабрикации для того, чтобы им придать или другое достоинство или другое назначение. Булгаков Худ. энц. || Рисунок <филиграни> сопровождается контрамаркой "ПС", помещенной либо непосредственно под водяным знаком, либо на второй половине согнутого листа. РР 1975 5 135. - Лекс. Ян. 1804: контрмарк; Даль-1: контрама/рка; САН 1912: контрама/рка и контрма/рка; Ож. 1949: контрама/рка; Сл. 18: контрамарк 1794 (-трмарк 1798.

II.

КОНТРАМАРКА II, КОНТРОМАРКА и, ж. contremarque f. обл. Печь круглой формы. В деревнях все русски печи, а в городах - контрамарки. + К. - кругла печь, железом обита, она только обогревает, а варить на ней нельзя. + Контрамарка в школе стоит, а дома оне не выгодны, варить на ей нельзя. Сл. Красноярск. Высокая круглая железная печь, служащая для обогревания помещения. голландка. А когда холодно, контромарку разжигали. + Контромарка - печь кругла, околочена листовым железом. + Железо от контромарки отдиратся. Сл. говор. Прибайк. 2 32.

Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин [email protected]. 2010.

gallicismes.academic.ru

Круглая печь в металлическом футляре с винтообразными дымооборотами

Категория: Кладка печей

Круглая печь в металлическом футляре с винтообразными дымооборотами

Конструкция. Высота печи 209 см, диаметр основания 100 см, диаметр теплоотдающей части 70 см. Теплоотдача начинается через 20 минут после растопки. Зольниковая камера находится в основании печи, поэтому печь прогревается больше в нижней части. Дымовые газы из топливника поступают в первый кольцевой канал. Совершая кругообразный путь, тепло ударяет в стенки печи, разогревая их. Затем газы по центральному каналу переходят во 2-й кольцевой канал, затем в 3-й, из него в дымовую трубу.

Рис. 1. Круглая печь в металлическом футляре с винтообразными дымооборотами

Рис. 2. Устройство круглой печи в металлическом футляре с винтообразными дымоходами

Материал. Для кладки печи потребуется 480 штук кирпичей.

Кладка. Особенности кладки: первые 4 ряда не окожухованы. Крайние по периметру кирпичи отесывают накругло. Тщательную притеску кирпичей делать не обязательно. Строительство печи начинают с определения ее центра на фундаменте. Вычерчивают круг радиусом 50 см, внутри него кладут 1-й ряд кирпичей. При укладке следующих 3-х рядов основания ставят поддувальную дверку, выкладывают зольник.

На 4-м ряду кладут колосниковую решетку. Этот ряд выкладывают по уровню, потому что на него опирается первая царга кожуха.

Рис. 3. Кладка круглой печи в металлическом футляре с винтообразными дымоходами

На основание ставят первую царгу с топочной дверкой. Если центры цар-гц и основания совпали, то выступающая из-под цар-ги часть основания образует поясок шириной 5 см. Царгу выверяют отвесом не менее чем с четырех позиций после укладки для устойчивости ряда кирпичей внутри царги. Кирпичи имеют прямоугольную форму, а кладут их по кругу, в стыках между ними образуются пустоты. Заполняют их мелкой щебенкой в смеси с глиняным раствором.

Пространство между гранью кирпича и кожухом заливают глиняным раствором.

Воздушные карманы между кожухом и кладкой снижают теплопроводность.

Очередную царгу кожуха ставят тогда, когда нижняя царга выложена кирпичом. Кладка стенок центрального канала проводится из кирпичей, отесанных на клин.

Ряды 14,15, 17 не отличаются от 8, 9, 10-го, но смещены по отношению к ним на 135°.

Сечение дымовой трубы. Сечение канала дымовой трубы 15×13 см.

Кладка печей - Круглая печь в металлическом футляре с винтообразными дымооборотами

gardenweb.ru

контрамарка

I.

КОНТРАМАРКА I и, ж. contremarque f. 1. Квитанция, документ, удостоверяющий право получения с казны вознаграждения за частные подводы. Ян. 1804. Устар. Квитанция, документ, удостоверяющие право получения с казны за частне подводы, за поставку лошадей и т. п. во время передвижения частей войск. БАС-1. Установленная плата прогонов контрмарками. 1853. ПСЗ-2 28 (1 520). О замеченных .. неудобствах в снабжении контрмарками для уплаты за обывательские подводы, команд, выбранных на укомплектование гвардии. 1853. ПСЗ 1853 (1 453). Крестьянам за своз воинских тяжестей, которыми они обременялись до того, что не везде успели обработать свои поля, вместо наличных денег выдают контрмарки, на кои производится уплата только через три месяца. 1854. Л. В. Дубельт Дн. // РОА 6 268. Число подвод <для солдат> брали наполовину меньше, чем полагалось по числу людей; контрмарки же выводили в расход все по положению. В. Никит. Многострадальные. // БАС-1.

2. Записка на которой означено коротко дело, выдается на время, напр. до изготовления вполне билета, акта и т.п. Вавилов 1856. Временная квитанция, выданная до получения какого-л. документа и временно его заменяющая. Брокг. 1907. Представив паспорт для обновленья, берешь контрамарку. Даль. Другой <крестьянин> из числа вносивших штраф за порубк ста жердей, подал ему <письмоводителю> деньги. - Кондрамарочку пожалуйте! .. - Дожидайся, сейчас постановление напишу, а потом и квитанцию тебе выдам. В.Кротков Пыркин. // ОЗ 1876 8 1 56. || Вид на временное жительство. Представив паспорт для обновленья, берешь контромарку. Даль. Дана настоящая контрамарка <отделения по охранению общественной безопасности и порядка в Москве> орловскому мещанину Александру Русанову для проживания в Москве сроком на три дня, считая таковой с 19 октября < 1898 г.>,что удостоверяется подписью с приложением казенной печати, по окончании означенного срока настоящая контрамарка должна быть возвращена в охранное отделение. Контрамарку за № 11137 получил В. Русанов. // Русанов 405. || Жителям Оренбургской линии, нанимающим в работники Оренбургских киргизов, кроме установленных билетов, которые должны храниться у нанимающих, выдаются от местных линейных начальств особыя контрмарки или ерлыки, отпечатанныя на бумаге, а при сроках от четырех месяцев до одного года для большей прочности, наклеенныя на кожу, с тем, чтобы ерлыки сии оставались постоянно у самих работников, где бы они не находились. . При выдаче линейным жителям билетов и контрмарок или ерлыков, взыскивать с них по двадцать копеек серебром. 1853. ПСЗ-2 (1 30).

3. устар. Временный пропуск на предприятие. Возвращаете свою приемную записку, и взамен ея получаете контромарку. На ней выставлен ваш № ( 724), имя, фамилия и дни, в продолжении которых вы будет числиться на испытании. Обыкновенно этих дней не менее трех и не более шести. Во все это время контромарка будет служить вам вместо металлического номера, по которому пропускают рабочих в положенное время в завод. П. Т. Заводские будни. // РБ 1903 8 2 44.

4. устар. Жетон за сданную в гардероб одежду. Опять брякание медной контромарки - мои грезы <в библиотеке> отлетели от меня. Мордовцев Знамение времени 142. Вместо капельдинера предстала старуха в салопе и теплом капоре. с улыбкой сделала книксен, предложа генералу самому снять его платье, и даже контр-марки взамен не дала. 1860.

5. Устар. Корешок , дублирующий номер какого-л. билета. Разгадки на бланке, выдаваемом при входе <на бал-маскарад>, опускались в колеса аллегри. В конце бала княжна должна была вынуть наугад одну из скатанных бумажек, и владетель оторванной от бумажки контромарки награждался призом при звуках туша. П. Гнедич Свободные художества. // РВ 1889 3 82.

- ? Извозчик несколько запоздал и пассажиры вступили на платформу, когда уже был подан 2-й звонок. В таких случаях пассажир вправе требовать контрамарку, с которой садится в вагон. В этом г-ну М. почему-то было отказано. Тогда оставалось только сесть в вагон без контрамарки и разрешения. РБ 1889 2 180.

- ? Приходит < в больницу> какая-нибудь старуха-нищенка, еде двигаясь от болезни, и обращается к откормленному земскому швейцару: - Где бы мне, батюшка, здесь к дохтуру-то пройти? - Бери контрмарку. - Чово, родимый? - Контрмарку бери, глухая тетеря, тогда и при, а иначе не велено пущать. - Какую такую марку, кормилец? .. У тебя что-ли, брать-то? - Давай двадцать копеек, тогда получишь. Дело 1887 5 1 43.

6. обл. Письмо с оплаченным ответом? Я стою на галдарее, Сам держу в руках кольцо. Присылай, друг. поскорея С кутрамаркой <так> письмецо! - Бог знает, что такое! в недоумении пожала плечами Тамара: - "С кутрамаркой письмецо". В. Крест. Тамара Бендавид. // РВ 1891 8 279. Через блюдце слезы льются. Все в слезах мое лицо, Пришли, милый, мне по почте, С контрамаркою письмо. 1921. Струминский Част. // ТОИК 2 152.

7. Пропуск, дающий право на бесплатное посещение представления в театре, цирке и т. п. СИС 1985. Контр-марка. Удешевленный или даровой билет для входа в театр, выдаваемый вместо настоящего. Аркадьев Театр. сл. 1900. - Хотите в залу? - спросила Маруся.. Я могу контрамарку попросить. Бобор. Безвестная. В правой руке <хозяина> торчал пучок красных театральных контрамарок. Куприн Как я был актером.

8. Талон, выдаваемый зрителю, временно покидающему зал, на право повторного возвращения в него без повторного предъявления билета. СИС 1985. По прошествии спектакеля .. билеты в ящик опускать и контрамарки вместо билетов выдавать по прежнему положению. АТД 428. Ярлык или расписка, на временную нужду, отлучаясь из театра, берешь контромарку, замест отданного билета, чтобы снова впустили. Даль. Часа через полтора мы с сестрою, прогулявшись и освежившись мороженым, и вернувшись с нашими контромарками к концу драмы за Софьей Сергеевной. Фет Мои восп. 1 165.

9. Контрмарки. иск. В нумизматике - знаки, которые делались на античных монетах после их фабрикации для того, чтобы им придать или другое достоинство или другое назначение. Булгаков Худ. энц. || Рисунок <филиграни> сопровождается контрамаркой "ПС", помещенной либо непосредственно под водяным знаком, либо на второй половине согнутого листа. РР 1975 5 135. - Лекс. Ян. 1804: контрмарк; Даль-1: контрама/рка; САН 1912: контрама/рка и контрма/рка; Ож. 1949: контрама/рка; Сл. 18: контрамарк 1794 (-трмарк 1798.

II.

КОНТРАМАРКА II, КОНТРОМАРКА и, ж. contremarque f. обл. Печь круглой формы. В деревнях все русски печи, а в городах - контрамарки. + К. - кругла печь, железом обита, она только обогревает, а варить на ней нельзя. + Контрамарка в школе стоит, а дома оне не выгодны, варить на ей нельзя. Сл. Красноярск. Высокая круглая железная печь, служащая для обогревания помещения. голландка. А когда холодно, контромарку разжигали. + Контромарка - печь кругла, околочена листовым железом. + Железо от контромарки отдиратся. Сл. говор. Прибайк. 2 32.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

⭐ Контрамарка печь фото — Рейтинг сайтов по тематике на RANKW.RU

Главная AlteKamin всегда в продаже камины, печь, печи, камины,печка, камины, печь камин, печи для дачи, печь для дачи, печь отопительная, дровяная печь, конвекционная печь, печь для дома, чугунная печь, отопление печь, печь каменка, печи камины для дачи,

Интернет-магазин AlteKamin предоставляет возможность приобреcти камин,печь, печи, заказать печь, купить печь,печку, камины. В нашем магазине в

altekamin.ru

печь, печи, камины, печка, камины

    Google PageRank: 0 из 10    Яндекс ТИЦ: 0

Рейтинг:

15.2

Печи, камины, дымоходы, термозащита, оборудование для бани, аксессуры для камина

Интернет-магазин Dompechey.ru предоставляет возможность приобреcти печь, печи, заказать печь, купить печь, печ, печку, камины. В нашем магазине в большом ассортименте есть печь камин, печи для дачи, печь для дачи, печь отопительная, печ отопительная, печ для...

domperm.ru

Рейтинг Alexa: #15,528,883    Google PageRank: 0 из 10    Яндекс ТИЦ: 10

Рейтинг:

14.6

rankw.ru