Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Планы развития территории «Новая Москва». План развития москвы


Какой станет Новая Москва через 20 лет - Город

Во вторник мэр столицы Сергей Собянин утвердил план развития территорий Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО). МОСЛЕНТА выяснила, как увеличится население Новой Москвы к 2035 году, сколько километров метро будет построено, а также какая судьба ожидает лесные массивы и садовые товарищества.

От схемы к Генплану в 2016 году

Территориальные схемы развития ТиНАО определяют общие перспективы развития Новой Москвы до 2025 года с прогнозом на 2035 год. В них обозначены места, где будут построены новые дороги, жилые кварталы, появятся новые рабочие места, парковые зоны, инженерная инфраструктура и так далее. В начале декабря прошлого года был утвержден проект этих схем. Документ разрабатывался с учетом предложений и замечаний москвичей, которые те высказывали в ходе публичных слушаний.

Впоследствии территориальные схемы лягут в основу генерального плана этих территорий. Генплан и правила землепользования и застройки позволят уже детально проработать планы развития каждого конкретного района и населенного пункта.

Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов отметил, что при проработке территориальных схем было учтено более 30 тысяч замечаний и предложений жителей новых округов.

«Они позволят привнести туда московский стандарт развития», —  сказал Кузнецов.

Заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин добавил, что генеральный план и правила землепользования и застройки Новой Москвы планируется утвердить до 1 июля 2016 года.

«Утвержденные территориальные схемы регламентируют общую стратегию развития новых округов. Генплан и правила землепользования и застройки позволят детально проработать планы развития каждого конкретного района и населенного пункта», —  отметил Хуснуллин.

Полтора миллиона жителей к 2035 году

Площадь Новой Москвы составляет 147 тысяч гектар и большую часть этой территории сейчас занимают лесные массивы. Существующий фонд застройки там так же небольшой — чуть более 28 миллионов квадратных метров (около семи из них возведено после присоединения к Москве). Принятые схемы подразумевают максимальную урбанизацию зон, прилегающих к МКАД, с постепенным сокращением плотности застройки по мере удаления от границ «старой» Москвы. По плану там будет возведено более 100 миллионов квадратных метров недвижимости (в том числе за счет инвесторов).

Сейчас население ТиНАО составляет примерно 300 тысяч человек. Один из основных постулатов в планах развития — увеличение к 2035 году населения Троицкого и Новомосковского округов до полутора миллионов человек. При этом там будет создан один миллион рабочих мест.

«По информации от сотовых операторов летом там ночует уже до 600 тысяч человек. Поэтому мы понимаем, что часть людей по мере развития территории, видимо, там останется и будет жить постоянно», —  отметил Хуснуллин.

По словам заммэра, около 900 тысяч человек будет проживать в Новой Москве уже к 2025 году, при этом тогда же будет создано около 500 тысяч новых рабочих мест.

«Развитие Новой Москвы — один из крупнейших и амбициозных проектов в мире. За последнее десятилетие никто, за исключением Китая, таких проектов не реализовывал. Фактически мы создаем новый город-миллионник с развитой инфраструктурой, удобной и комфортной средой», —  заявил Хуснуллин.

Позиция властей подкрепляется данными опросов ВЦИОМ, проведенными в октябре. Согласно этим данным, в Новую Москвы из «старой» готовы переехать с семьей почти 40 процентов москвичей.

Точки роста

Согласно планам развития, определены 12 точек роста, которые получат градостроительное развитие в первую очередь. В основном они расположены вокруг уже существующих населенных пунктов и у транспортных магистралей (бизнес-парк «Румянцево», поселки Мосрентген, Коммунарка, Внуково, Киевский, Щапово, Рогово, деревни Рязаново и Ярцево, села Вороново и Кленово, город Троицк).

Рабочие места будут создаваться вокруг деловых центров, среди которых индустриальный парк «Индиго», агрокластер «Фуд Сити», офисный центр «КомСити», бизнес-центр «К2», административно-деловой центр в Коммунарке, университетский кампус МИСиС, филиал Российской государственной библиотеки, международный медицинский кластер в Сколково и другие.

«Мы создаем новый центр развития Москвы, оттягивая тем самым из западного, юго-западного, северо-западного районов города население, которое раньше ездило на работу в центр, а теперь будет приезжать на работу сюда», —  рассказал Хуснуллин.

Приоритет общественного транспорта

Развитие новых территорий невозможно без серьезной работы по развитию транспортной инфраструктуры, поэтому и в территориальных схемах, и в генеральном плане большое внимание будет уделено дорожному строительству, развитию метро и трамвайных линий.

Так, к 2035 году планируется возвести около 45 километров линий метро, 700 километров дорог, 41 километр дополнительных железнодорожных путей и около 100 километров трамвайных линий, которые будут выполнять функции поперечных связей между ветками железных дорог, метро и крупными дорогами.

В первую очередь развитие транспортной инфраструктуры ТиНАО предусматривает реконструкцию Калужского шоссе до примыкания к Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД), строительство которой завершится до 2018 года. В результате оно станет современной 8-10 полосной (в обе стороны) трассой и главной магистралью Новой Москвы. Кроме того, будут реконструированы участки Киевского и Каширского шоссе и возведены еще четыре ключевые автодороги: Солнцево — Видное — Бутово, Внуково — Остафьево — Щербинка, Минское шоссе — Троицк — Щаповское и собственно ЦКАД.

Учитывая, что власти города отдают приоритет развитию общественного транспорта не только в «старой», но и в Новой Москве, то отдельно стоит остановиться на строительстве метро. Первыми станциями в Новой Москве станут «Саларьево» и «Румянцево» Сокольнической ветки, которые будут готовы уже в конце этого года (движение запустят в 2016 году). После этого линию планируется продлить в сторону Коммунарки.

В Коммунарку также пойдет и другая ветка — от «Улицы Новаторов» (Третий пересадочный контур), в строительстве которой заинтересована китайская компания China Railway Construction Corporation Limited. Столичные власти надеются заключить с ней договор в середине 2016 года.

«Таким образом, крупный административно-деловой центр, который появится в Коммунарке, будет обеспечен двумя станциями метро разных линий. В случае строительства второй станции в Коммунарке нам потребуется возведение сдвоенного электродепо, которое могло бы обслуживать поезда метрополитена», —  рассказал Хуснуллин.

Кроме того, на Киевском направлении железной дороги будет увеличено количество электричек, а в перспективе планируется использование скоростных поездов по типу «Ласточка», которые уже ходят от Ленинградского вокзала до Крюково.

«Практически это будет наземное метро. То же самое планируется и на Курском направлении. Таким образом когда-нибудь мы дойдем до развития большого кольца московской железной дороги, и оно замкнется», —  подчеркнул заммэра.

СНТ и лесные массивы сохранят

По словам заммэра, в ходе публичных слушаний многие москвичи были обеспокоены тем, какое будущее ждет садовые товарищества в Новой Москве и какой статус они будут иметь.

В ходе проработки территориальной схемы развития Новой Москвы многие жители обращались с вопросом о статусе территорий садовых товариществ. Власти проработали этот вопрос и постановили, что территории садовых товариществ получат статус городских территорий с малоэтажной жилой застройкой.

«Владельцы этих дачных участков смогут построить индивидуальные жилые дома и прописаться там. При этом хочу подчеркнуть, что массовой высотной застройки на территории бывших садовых товариществ не планируется», —  отметил заммэра.

Также решено было сохранить и большинство зеленых массивов. Значительная их часть будет преобразована в парки.

«Несмотря на масштабные планы развития и строительства на территории новых округов, мы планируем сохранить абсолютное большинство зеленых массивов и насаждений. Безусловно, эти территории будут благоустроены, будут построены комфортные подъездные пути и созданы места отдыха», —  добавил глава столичного стройкомплекса.

moslenta.ru

Генеральный план города Москвы до 2035 года

15 марта 2017 года депутаты Московской городской думы приняли поправки в столичный закон от 5 мая 2010 года №17 «О Генеральном плане города Москвы», обеспечивающие развитие присоединенных территорий на период до 2035 года. 

Обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального, регионального значения города Москвы с оценкой их влияния на комплексное развитие территории города

Внимание, файл 150 мегабайт

О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года №17 "О Генеральном плане города Москвы"

Внимание, файл 120 мегабайт

Это третий «постперестроечный» Генеральный план Москвы, разработанный Институтом. Результатом его разработки стала не только утверждаемая –  правовая часть, но и материалы по обоснованию проекта, размещаемые в Федеральной информационной системе территориального планирования. 

Проект внесения изменений в закон представила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. Законопроект был предложен Мэром Москвы Сергеем Собяниным в связи с включением территорий бывшего Подмосковья в границы города.

Проект Генплана прошел публичные слушания и был согласован со всеми заинтересованными органами власти федерального и регионального уровней. Разработчиком проекта выступал Институт Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры.

В проекте Генплана заложен принцип сбалансированности развития территории. Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу развивать присоединенные территории комплексно, поэтому одним из приоритетов проекта является создание новых рабочих мест и центров деловой активности. И, конечно, проект содержит целый комплекс мероприятий по сохранению системы особо охраняемых природных территорий и обустройству новых озелененных пространств

Директор Института Генплана Москвы Оксана Гармаш

«Это третий «постперестроечный» Генеральный план Москвы, разработанный Институтом. Результатом его разработки стала не только утверждаемая –  правовая часть, но и материалы по обоснованию проекта, размещаемые в Федеральной информационной системе территориального планирования. Появление этого знакового для Москвы проекта комплексно отражает и в очередной раз подтверждает компетенции профессионального сообщества Института в видении долгосрочной перспективы развития города», — сказал заместитель директора по градостроительному проектированию Олег Баевский.

Всего к 2035 году в Новой Москве планируется построить порядка 300 новых детских садов, 110 школ, около 20 стационаров и 100 культурно-досуговых объектов.

В планы Новой Москвы заложено также развитие улично-дорожной и железнодорожной сети, модернизация системы радиальных автодорог (в т. ч. восточный дублер Калужского шоссе, трасса Солнцево — Бутово — Видное, дорога Пенино — Шарапово), развитие поперечных направлений (в т. ч. Внуково — Астафьево — Щербинка, Минское шоссе — Троицк — Щаповское), системы скоростного трамвая.

В Новой Москве будет осуществлено  масштабное строительство объектов внеуличного транспорта. В планах — 72 км линий с 33 станциями, включая продление Сокольнической линии метро после станции «Саларьево», продление Калининско-Солнцевской линии метро, строительство новой линии, соединяющей поселение Рязановское и районы Южного округа столицы, а также строительство новой линии, связывающей поселения Десеновское, Филимонковское, Сосенское со станцией Третьего пересадочного контура «Улица Новаторов».

К 2035 г. запланировано масштабное развитие и модернизация существующих на территории ТиНАО инженерных коммуникаций, в том числе: систем водоснабжения и водоотведения, тепло- и электроснабжения, газоснабжения.

Приложения к Генеральному плану:

   

genplanmos.ru

Strelka Magazine - ​Москва в генеральных планах: От болота у стен Кремля до Третьего транспортного кольца

Больше 250 лет назад императрица всероссийская Екатерина II подписала указ «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Так началась веха генпланов в России. Strelka Magazine проследил историю самого главного градостроительного документа и рассказал, как генеральный план Москвы менялся в зависимости от увлечений глав государства, политической обстановки в стране и чаяний её жителей.

«План Москвы, прожектированный по городу и предместьям»

Год: 1775

Авторы: Московское отделение Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы под руководством действительного тайного советника Петра Кожина и архитектора Николы Леграна

Цели: Один из первых в истории страны генплан был призван восстановить порядок в Москве, которая, как говорилось в одном из документов тех лет, «по древности строения своего поныне в надлежащий порядок не пришла». К появлению генплана была и ещё одна значительная предпосылка: в городе случился сильнейший пожар, в котором погорели практически все дома от Охотного ряда до Земляного вала и многие — за Яузой. Императрица Екатерина настаивала, что город должен быть современным и соответствовать последней моде, а потому — развиваться согласно принципам классицизма.

Вид на улицу Камер-Коллежский вал

Что получилось: Отныне на территории Кремля, Китай-города и Белого города разрешено строить только каменные дома, а для украшения города и «к знанию границ» предписано высаживать деревья. Москва и правда приобрела чётко выраженную границу, которая пролегла по Земляному валу. С одной стороны был непосредственно город, а с другой до  Камер-Коллежского вала — предместья. В пределах Москвы запретили хоронить людей, а восемь новых кладбищ вынесли за городскую черту.

Что не получилось: На месте Кремля по плану 1775 года предписывалось построить дворец, спроектировать который должен был архитектор Василий Баженов. Кроме того, не удалось достроить все запланированные площади вокруг Китай-города и Кремля и бульварное кольцо на месте разобранной стены Белого города. Генплан XVIII века подразумевал крайне амбициозный проект, а именно — ещё один водный канал. Вырыть его хотели параллельно течению Москвы-реки, но осуществить задуманное удалось лишь частично: канал прорыли по старице — участку прежнего русла Москвы-реки — от Берсеневки до Балчуга. Так появилась часть Водоотводного канала.

«Прожектированный план Столичного города Москвы»

Год: 1818, 1819 и 1824

Авторы: Комиссия строений под руководством Осипа Бове, составитель Егор Челиев

Цели: Самый знаменитый в истории Москвы пожар — 1812 года — заставил московских архитекторов вновь задуматься о том, как перестроить и восстановить практически полностью уничтоженный город.

Что получилось: Впервые в истории города были распланированы выгонные земли — участки, не застроенные домами, — их поделили на кварталы. Благодаря генплану в Москве появилось Садовое кольцо, а Земляной вал и стены Белого города окончательно сровняли с землёй. Документ предписывал, что вместо снесённых стен можно строить только дороги, которые «должны служить единственно удобностью для сообщения проезжих и для прогулки пешеходов», здания же здесь возводить запрещалось. Та часть улиц, что не была использована для дорог, стала частью владений, чтобы их владельцы могли разбить сады.

Садовое кольцо XIX век

Не зря говорят, что история повторяется: новый документ предписал снести все торговые лавки вдоль стен Кремля, потому что они портили вид города, а те же торговые ряды, что сохранились, перестроили и привели в порядок. Тогда же с глаз москвичей пропали зловонные пруды Неглинки, что располагались на месте нынешнего Александровского сада. Пруды опустошили, а речка до сих пор бежит по подземным трубам столицы. В целом благодаря документу в Москве сформировалась геометрически правильная уличная сеть.

«Новая Москва»

Год: 1923

Авторы: Алексей Щусев, Иван Жолтовский и другие

Цели: Перед новоиспечённой советской властью стояла новая задача — преобразовать Москву из провинциального города в столицу первого социалистического государства.

Что получилось: Согласно новой концепции, Москва приобретала чётко выраженную радиально-кольцевую структуру, и это неслучайно. Такая планировка напоминала утопический Город Солнца итальянского философа Томмазо Кампанеллы, чьими трудами в те годы особенно увлекался Ленин. Генплан 1923 года, во-первых, представлял Москву полицентричной, а во-вторых, вводил идею города-сада. Новые функциональные центры, расположенные в разных частях города, должны были распределить нагрузку и развести всё растущие транспортные потоки. Как и сегодня, перед архитекторами стояла задача разгрузить центр.

«Лужники» начала XX века, фото: oldmos.ru

Москва стала контролируемо разрастаться за пределы Камер-Коллежского вала вплоть до Окружной железной дороги, и в новое кольцо вошли Сокольники, Лужники и Ходынское поле. Благодаря тому, что план разрешал строительство на новых территориях, в центре удалось сохранить памятники архитектуры, многие из которых, правда, потом погибли во время реализации генплана 1935 года, а позже — от рук бизнесменов современной России. На новой территории появилось около двадцати посёлков-садов, из которых до нас дошёл только Сокол — памятник культурного наследия. Благодаря Щусеву в Москве от центра к периферии появились так называемые зелёные клинья, которые и сейчас считаются экологическим каркасом столицы.

Что не получилось: Новый, так называемый Правительственный центр должен был разместиться на Петербургском шоссе напротив Петровского путевого дворца, но его так и не построили. Вообще нельзя сказать, что в городе действительно появились функциональные центры. Единственный из них — спортивный — расположился в Лужниках, был построен существенно позже и действует до сих пор.

«Большая Москва»

Год: 1925

Авторы: Сергей Шестаков

Цели: Из вступления к плану: «Задача современного городского строительства — создание здоровых и культурных условий жизни. Такая задача и стоит сейчас перед Москвой. Москва вновь стала государственным центром и едва ли с этого положения сойдёт. За это говорит и её географическое расположение, и историческое прошлое, и, наконец, та политическая роль, которую она заняла теперь. При таком условии есть полное основание полагать, что Москва в недалёком будущем превратится в один из величайших городов мира. С таким положением Москвы надо считаться и к нему подготовиться».

Новый план должен был учитывать стремительно растущий рост населения, так что перед советскими градостроителями стояла задача вновь расширить городские границы. 200 тысяч гектаров — именно такой должна была стать общая площадь Большой Москвы по расчётам инженера Шестакова.

Подольск, 1920-е годы, фото: vk.com/istorya_podolska

Что получилось: Как и другие эксперты тех лет, Шестаков возлагал большие надежды на развитие скоростного транспорта. Так что железные дороги и вокзалы в Москве стали точками особенно пристального внимания. Окружная железная дорога была отдана исключительно под пассажирские перевозки, а новая железная дорога предназначалась для транзитного движения грузов. К московским вокзалам протянулись широкие улицы и дублёры. Благодаря концепции 1925 года равномерно стали развиваться такие подмосковные города, как Дмитров, Сергиев Посад, Богородск, Подольск, Бронницы, Звенигород и Воскресенск. Кроме того, с заделом на будущее и опасаясь слишком быстрого роста населения, Шестаков настаивал на формировании агломерации, в которую вошли не только подмосковные города, но и посёлки Владимирской и Калужской губерний.

Что не получилось: В 1929 году генплан был отвергнут, а сам Шестаков репрессирован и погиб в заключении.

Генеральный план реконструкции Москвы

Год: 1935

Авторы: Владимир Семёнов и Сергей Чернышев

Цели: Большая реконструкция Москвы — вот что подразумевал новый план. Документ расписывал стратегию развития города на десять лет вперёд. Причём охватывал он самые разные городские вопросы: расселение и застройка, планировка улиц и набережных, архитектурное оформление зданий, производство расчётов строительства, транспорт, водопровод и канализация, санитария города и многое-многое другое.

Что получилось: Именно благодаря плану 1935 года мы знаем гранитные набережные Москвы-реки. Реки рассматривались как ещё один путь сообщения, и потому они должны были обрести такой же парадный облик, как и широкие автомагистрали. Новые районы в отличие от исторического центра стали застраивать по строгой прямоугольной сетке. С этого периода Подмосковье рассматривается как придаток столицы. Там располагаются важнейшие стратегические военные базы, склады, сортировочные, сооружения коммунального обслуживания, которые до сих пор работают на Москву. Генеральный план предписывал построить там дома отдыха, пионерлагеря и дачи. По нему был построен и МКАД, который должен был снизить транзитный поток транспорта через город. Тогда же распланировали линии метро, которые должны были обслуживать разрастающийся город, и выделили территории для строительства высоток. Наконец, в Москве определили промышленные территории, где в скором времени выросли заводы и фабрики.

Проект Дворца Советов, авторы: Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Вариант 1937—1940 гг.

Что не получилось: Грандиозная 400-метровая башня Дворца Советов так и не возвысилась над Москвой, хотя проект её обсуждался и утверждался довольно долго. Разместиться она должна была на месте храма Христа Спасителя и стать кульминацией советского высотного строительства.

«Технический» генплан

Год: 1957

Авторы: ГлавАПУ (Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры), НИиПИ Генплана Москвы

Цели: Последняя версия сталинского генплана была утверждена в 1951 году и рассчитана также на десять лет. Но в Москве стали появляться панельные дома, индустриальное домостроение стало массовым, и генплан оказался неактуальным в новых условиях. В 1957 году Институт Генплана подготовил временный, так называемый «технический» генеральный план, который призван был адаптировать город под новые технологические реалии. Кроме того, «технический» план подготавливал почву для следующего, более масштабного и всеобъемлющего документа.

Стадион «Лужники» / фото: Rob / Flickr.com

Что получилось: Согласно плану, в городе стали осваивать «резервные» территории. Их распределили под жилую застройку, где, как грибы, стали расти новые микрорайоны. По «техническому» плану архитекторы определили места для общественных центров за пределами Садового кольца и далеко от центра города. Именно в этот период был закончен спорткомплекс «Лужники», который, как и задумано, стал новым спортивным центром столицы.

Технико-экономические основы генерального плана развития Москвы

Год: 1961

Авторы: ГлавАПУ, НИиПИ Генплана Москвы

Цели: Население Москвы после войны всё росло и к 1960-м годам достигло 6,13 миллиона человек. Перед новым генпланом стояла задача предотвратить дальнейшее увеличение количества жителей, а для этого решено было развивать города области.

Что получилось: Как и по плану Шестакова, разные функции брали на себя разные города Подмосковья. Так, Дмитров, Волоколамск, Талдом стали новыми промышленными центрами, в Крюкове и Зарайске появились новые и инновационные по тем временам производства. Пущино, Михайловское и Черноголовка аккумулировали образовательные функции, а Звенигород, Можайск и Таруса превратились в курортные зоны. Частично такое функциональное распределение сохранилось за этими городами и по сей день.

В генеральном плане прописали устройство микрорайонов, которое сохранялось на протяжении многих лет. Так, в каждом районе обязательно был общественный центр и все необходимые элементы социальной инфраструктуры вроде детских садов, школ, яслей, поликлиник. За время действия документа в Москве было построено более 15 тысяч жилых домов.

Генеральный план развития Москвы

Год: 1971

Авторы: Михаил Посохин

Цели: Москва — концентрический город, удобный для жителей, — таким представлял город новый документ. Под руководством Михаила Посохина архитекторы ГлавАПУ разработали новую логическую систему, которая должна была разделить Москву на несколько зон. Кроме того, по-прежнему градостроители стремились остановить рост населения в городе, чтобы в перспективе у каждой семьи была отдельная квартира, а у каждого взрослого члена семьи — своя комната в ней.

Что получилось: Территорию Москвы разделили на восемь зон, в каждой из которых был свой культурный центр, производственная база, социальные предприятия, парки и другие важнейшие элементы. Такая городская структура подразумевала, что жителю не нужно выбираться за пределы района, чтобы попасть на работу или в поликлинику. Именно в период действия генплана 1971 года появляются «панельки» и спальные районы, которые так ненавистны москвичам и так любимы ими сегодня. К 1970-м годам заселились и процветали Тушино, Свиблово, Медведково, Перово-Новогиреево, Кузьминки, Люблино, Выхино, Беляево, Давыдково и Кунцево, а Чертаново, Коньково, Печатники, Тропарёво, Матвеевское и Тёплый Стан только-только осваивались.

Фото: go2life.net

Особую роль отвели магистралям, которые на периферии Москвы стали районными центрами. Генеральный план впервые как бы намекал, что, если уж москвич решил съездить из одного конца города в другой, одним трамваем не обойтись. Так что активно достраивали метро и скоростные трассы, по которым, по задумке, можно было ездить со скоростью до 120 километров в час. Конечно же, параллельно с этим развивался автопром, и машина превратилась в более массовое приобретение. План 1971 года особое внимание уделял историческому наследию города, и благодаря ему удалось сохранить целые кварталы старой Москвы. Введённое понятие «заповедная зона» остановило снос зданий в историческом центре. Тогда же активно развивалось Подмосковье, которое оставалось в роли придатка столицы. Туда переместилось вредное производство, там же появились новые рекреационные и туристические зоны, некоторые из которых продолжают работать до сих пор.

Что не получилось: Не удалось достроить несколько магистралей-хорд, которые должны были облегчить перемещение по городу. К ним, кстати, вернулись уже в наше время: например, если посмотреть на карту генплана внимательно, можно увидеть скоростную трассу Москва — Ленинград, которая проходит через Химкинский лес.

Проект генерального плана развития Москвы до 2000 года

Год: 1989

Авторы: Леонид Вавакин

Цели: К 1985 году стало понятно, что в Москве есть множество проблем, которые до этого момента замалчивались или вообще считались несущественными. Оказалось, что увеличивающееся количество машин и фабрики в черте города существенно портили экологию. Впервые заговорили о колоссальном уроне, который советская власть нанесла архитектурному наследию Москвы. Подмосковье по-прежнему рассматривалось исключительно как дополнение к Москве, что тоже неблагоприятно сказывалось на инфраструктуре. Наконец стало понятно, что темпы строительства жилых домов катастрофически отстают от всё растущего спроса. Новый генплан должен был представить поэтапное решение сложившихся проблем.

Третье транспортное кольцо, фото: A. Savin / ru.wikipedia.org

Что получилось: Москва и Подмосковье стали единым регионом — агломерацией. Так что дороги и общественный транспорт стали развиваться равномернее и с ориентиром на область. Особое внимание градостроители обратили на метрополитен, который продолжил расширяться в сторону растущих спальных районов. В Подмосковье были обозначены новые точки роста — Дмитров, Ногинск и Наро-Фоминск, — которые соединились с Москвой железной дорогой.

Последний генплан советской Москвы отказывался от концепции дорог-хорд и предлагал новое решение — северное и южное полукольца, которые спустя десяток лет превратились в Третье транспортное кольцо. Впервые речь зашла об архитектуре «первого этапа индустриального домостроения», а короче говоря — о пятиэтажках. Именно тогда архитекторы выдвинули предложение постепенно сносить невместительное и неэстетичное жильё в черте города, а вместо него сосредоточиться на массовом панельном жилье. Этот же генплан предписывал снизить количество заводов и фабрик в городской черте.

Что не получилось: На самом деле генплан 1989 года так и не был принят. Из-за непростой политической ситуации в стране документ отклонили как нереалистичный. Но взамен него предложить ничего не смогли и не успели, так что уже в 1990-е годы развитие Москвы проходило с ориентиром именно на этот отвергнутый документ.

Последний генеральный план, с которым мы живём и сегодня, был принят в 1999 году. Это огромный текстовый документ, который не включает в себя карты и в котором стратегия развития столицы продумана до 2020 года. Подводить его итоги пока рано, но есть на что обратить внимание. Например, согласно плану число жителей к 2020 году должно было достигнуть 10-12 миллионов человек. Стоит ли говорить, что Москва давно преодолела эту отметку. В отличие от предыдущих документов, генплан 1990-х намного гуманнее: в нём речь идёт и о комфортной городской среде, и о визуальной составляющей города, и об экологии. В новинку стало и то, что в плане прописаны запрещённые виды деятельности на отдельных городских участках. С одной стороны, это стимулирует участников городской застройки, с другой же — на деле оказывается, что разрешено всё, что не запрещено, и решения принимаются, исходя исключительно из финансовой выгоды без оглядки на дальнейшую судьбу Москвы и её жителей. С 2005 года московское правительство начало работу над новым Генеральным планом.

У города должен быть свой инструмент управления будущим. Как его создать? Каким образом применять? И нужен ли он Москве? Читайте в исследовании, подготовленном КБ «Стрелка» для IV Московского урбанистического форума. Приобрести его можно в книжном магазине на «Стрелке», Берсеневская набережная, 14, 5а

Материал подготовлен на основе статьи Анны Броновицкой «Планирование Москвы от Ленина до Лужкова», «Стратегический мастер-план: инструмент управления будущим», Москва, 2014

Фотография обложки: Moscowchronology.ru

strelka.com

История Генплана Москвы

В 1918 году при Моссовете были созданы архитектурные мастерские во главе с известными архитекторами А. В. Щусевым и И. В. Жолтовским, усилиями которых в 1923 году был разработан план «Новая Москва».

Масштабы строительства и темпы преобразования Москвы стремительно росли. Благоустраивались рабочие окраины, застраивались жилые кварталы, проводились интенсивная реконструкция и строительство промышленных предприятий, быстро развивалось коммунальное хозяйство. Этим крупномасштабным работам была необходима объединяющая основа — Генеральный план города. Разработка такого документа требовала перестройки и совершенствования организации всего проектно-планировочного дела.

Для решения этих задач в 1932 году при Президиуме Горисполкома и Моссовета был создан Архитектурно-планировочный комитет (Архплан). В него вошли 39 человек, в том числе А. В. Луначарский, В. Н. Семенов, A. M. Заславский, Н. А. Ладовский, К. С. Алабян, Б. М. Иофан, А. В. Щусев, В. А. Щуко.

Следующим шагом стало формирование в 1933 году Отдела планировки Моссовета и 11 планировочных мастерских. Мастерской Генерального плана руководил С. А. Болдырев, мастерской Центра — Г. С. Дукельский, мастерской Юго-Западного сектора — А. А. Галактионов, мастерской Северо-Западного сектора — П. В. Ломазанов, мастерской Северо-Восточного сектора — Н. Ф. Евстратов, мастерской Юго-Восточного сектора — Д. Е. Бабенков, мастерской лесопосадочных заградительных полос — А. А. Карпов, инженерно-транспортной мастерской — Г. А. Шкабатур, технико-экономической мастерской — М. В. Кучина, мастерской озеленения — В. И. Долганов, мастерской «Сады и парки» — В. Д. Лукьянов.

Первый Генеральный план был принят в 1935 году. Население Москвы к этому времени составило 3641 тысячу человек. Основная идея Генплана заключалась в том, что Москва — столица Советского Союза, а в будущем — и столица победившего на всей планете социализма. Поэтому основной упор делался на создание и усиление столичных функций, подчеркивающих политическую роль Москвы, а одним из главных постулатов стало ограничение роста промышленности. Генеральный план 1935 года задал общие принципы развития столицы, а также наметил ряд первоочередных градостроительных мероприятий.

В 1941 году было образовано Архитектурно-планировочное управление Моссовета (АПУ). Реализацию предложений первого Генплана прервала война, но уже в 1943 году в составе АПУ была воссоздана мастерская Генерального плана Москвы. Столица нуждалась в выполнении планировочных работ, связанных с подготовкой к восстановлению и дальнейшему развитию городского хозяйства. Руководителем мастерской был назначен А. А. Галактионов. В 1945 году начались работы по корректировке планировки Юго-Западного района. Одновременно готовились предложения по перспективному плану жилищного строительства в Москве на 1945–1955 годы.

В январе 1947 года, когда страна праздновала 800-летий юбилей Москвы, Совет министров СССР принял постановление о строительстве в городе восьми высотных зданий. Работу по подбору участков для их возведения выполняла группа архитекторов мастерской Генплана, в которую входили С. А. Болдырев, А. А. Карпов, С. Д. Мишарин, П. В. Помазанов, Н. Н. Уллас, Н. Ф. Евстратов.

В рамках работы над десятилетним планом реконструкции Москвы институтом разрабатывались различные варианты размещения строительства, проводился их сравнительный технико-экономический анализ. 1 февраля 1952 года Правительство СССР утвердило проект Генерального плана 1951–1960 годов. В градостроительном отношении он предполагал развитие планировочной структуры города, намеченное Генпланом 1935 года, с поправками на реалии развития города. Его проектные предложения учитывали подготовленные проекты планировки отдельных районов и результаты работ по реконструкции Москвы. Генплан 1952 года, как и предыдущий, указывал на необходимость формирования у границ столицы защитного зеленого пояса. Совершенно новой стала идея строительства по периферии города высококлассной кольцевой автомобильной дороги.

С момента образования Института Генплана Москвы в июне 1951 года, директором стал Александр Александрович Устинов.

> Все директора

Для ускорения темпов и повышения качества работы строительного комплекса была проведена реорганизация сферы проектирования на базе мощных специализированных организаций. 6 апреля 1951 года вышло Постановление Совета министров СССР «Об укрупнении проектных организаций и ликвидации мелких проектных контор». Аналогичные документы подготовили Мосгорисполком от 10 мая 1951 года, а также Управление по делам архитектуры от 17 мая 1951 года, и в результате 13 июня 1951 года был образован Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы (НИиПИ Генплана Москвы).

20 июля 1960 года Совет министров СССР поручил Мосгорисполкому разработать технико-экономические основы (ТЭО) нового Генерального плана Москвы. В ходе выполнения этого задания возник вариант о компактном развитии города с размещением городского строительства в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД).

В марте 1965 года институт получил задание разработать генеральную комплексную схему развития Москвы на перспективу 30–35 лет. В 1966 году Исполкому Моссовета совместно с Мособлисполкомом было поручено разработать единую схему районной планировки Москвы и Московской области. Для выполнения этого задания в институте Генплана была создана мастерская №7. В 1971 году был утвержден Генеральный план развития Москвы, разработанный авторским коллективом, в который входили М. В. Посохин, Н. Н. Уллас, С. А. Болдырев, Н. Ф. Евстратов, Р. Г. Каверин, С. М. Матвеев, С. Д. Мишарин, А. В. Сотников, Ю. К. Болбот, И. Ф. Дремов, Л. Н. Сорокин, Г. Н. Фомин, А. Г. Яновский.

К началу 1990-х годов в связи с истечением срока действия Генерального плана 1971 года встал вопрос о разработке предложений по дальнейшему развитию города. По поручению директивных органов были разработаны ТЭО развития Москвы на период до 2010 года. Рассмотрев этот документ, Госэкспертиза Гос­плана СССР вынесла заключение, что «принципиальным недостатком ТЭО Генплана является рассмотрение Москвы в ее административных границах вместо реального, объединенного тесными и разно­образными взаимосвязями народно-хозяйственного и планировочного объекта — Московской городской агломерации в единстве с Московской областью». Таким образом, ТЭО Генплана Москвы не были утверждены, а ТЭО Генплана Москвы и Московской области так и не были разработаны.

Принимая во внимание особую значимость нового Генерального плана для определения перспектив развития Москвы и Московской области, Государственный комитет по архитектуре разрешил выполнить его проект с отступлением от инструкции ВСН-38-82 и согласовал предложения по структуре и составу этого документа.

Рассмотрение проекта Генерального плана развития Москвы и Московской области выявило недостаточную результативность практики проектирования развития крупнейших территориальных образований. Дело в том, что в этот период мероприятия по реализации проектов осуществлялись посредством административных рычагов управления. Работу над проектом Генерального плана было рекомендовано продолжить с учетом замечаний, высказанных в результате экспертизы и в ходе профессионального обсуждения.

В 1991–1992 годах Институт Генплана разработал «Основные направления градостроительного развития города Москвы и Московской области на период до 2010 года». В 1993 году Правительство Москвы и Администрация Московской области совместным решением одобрили этот документ. В нем были сформулированы ориентированные на актуальный международный опыт принципы и приоритеты градостроительного развития Москвы, отражающие фундаментальную трансформацию государства и общества. Проект нового Генерального плана развития Москвы до 2020 года учитывал радикальные изменения, произошедшие во всех сферах жизни страны и ее столицы. Этот документ стал настоящим шагом в третье тысячелетие. В 1999 году Правительство Москвы одобрило его проект. К этому времени ситуация в городе значительно изменилась по сравнению с началом 1990-х годов. Были реализованы масштабные социальные и инвестиционные программы, поддерживались высокие объемы жилищного, общественного и делового строительства, вступали в действие новые транспортные системы, возрождался исторический центр Москвы.

Впервые в практике отечественного градостроительства проект Генерального плана развития Москвы до его утверждения был представлен на суд москвичей. Результаты общественного и профессионального обсуждения стали основой доработки проекта, который после утверждения Правительством Москвы был внесен в Московскую городскую Думу для принятия закона «О Генеральном плане развития города Москвы».

В 2005 году вступил в силу новый Градостроительный кодекс Российской Федерации, в 2008 году — Градостроительный кодекс города Москвы. В соответствии с требованиями нового законодательства Институт Генплана Москвы разработал проект актуализированного Генерального плана города Москвы, который в 2010 году был утвержден Законом города Москвы «О Генеральном плане города Москвы».

С 1 июля 2012 года на основании постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации территория города Москвы увеличилась в 2,5 раза. В ее границы вошли почти 150 тысяч гектаров территории Московской области. Увеличение площади мегаполиса дало импульс для пересмот­ра основополагающих принципов его градостроительной политики и стратегии пространственного развития. В настоящее время Институт Генплана Москвы стремится найти решение этой задачи, опираясь на традиции Московской градостроительной школы и учитывая достижения отечественного и зарубежного градостроения, аккумулированные в результатах прошедшего в 2012 году Международного конкурса на разработку Концепции развития Московской агломерации.

genplanmos.ru

Планы развития Москвы — Старый Русский Топ

Одно из первых упоминаний о создании планов развития территории Москвы относится к XVIII веку. Хотя в 1712 году столица России была перенесена в Санкт-Петербург, Москва своего значения не утратила. Поэтому при Анне Иоанновне, в 1731 году, был опубликован указ «О сделании плана города Москвы». В нем говорилось, что «понеже Москве, яко резиденции нашей аккуратного плана поныне не имеется, и домы строятся непорядочно; того ради указали мы: всей Москве большим и малым улицам сделать аккуратно план. А покаместь оной сделан будет, до тех мест вновь никакого деревянного строения никому не делать, а у кого зачато, тем о достройке онаго требовать указа от правительствующего нашего Сената».

В создании плана участвовало 8 геодезистов — выпускников Навигацкой школы, основанной по Указу Петра I от 14 января 1701 года. Эта школа сначала располагалась в Замоскворечье, в мастерских Полотняного двора при Кадашевской слободе. А с июня 1701 года она переехала в помещение Сухаревой башни. На изданной карте сохранились имена геодезистов: Сава Кашинцов, Максим Енкуватов, Алексей Карцов, Александр Коптев, Степан Чичагов, Василий Шишков, Яков Красильников, Сергей Щелков. Геодезистам приходилось измерять улицы, дворы. А владельцы домов этому всячески препятствовали. В 1733 году Иван Мордвинов обратился в Правительствующий Сенат со следующим рапортом:«Повелено мне нижайшему сочинить всея Москвы аккуратный план, который и сочиняется, и для оного сочинения надлежит быть во всяком дворе и мерить всякое строение, а ныне многие обыватели чинятся противны геодезистов, во дворы свои мерить строение не пущают и в деле чинят немалую остановку. Того ради Правительствующий Сенат покорно прошу, чтоб повелено было в полицмейстерскую канцелярию послать указ обывателям объявить с подпискою, дабы о том были известны и в деле остановки не чинили».

«План императорского столичного города Москвы, сочиненный под смотрением архитектора Ивана Мичурина в 1739 году» готовился в течение 8 лет и ограничивал город Камер-коллежским валом. Вскоре после издания плана — в 1742 году — был издан указ «О строении в Москве домов по плану и о наблюдении, чтобы улицы были шириной восемь сажен (16,8м), а переулки четыре сажени (8,4м)». Полицмейстерская канцелярия должна была следить, чтобы улицы на всем протяжении были равной ширины. В случае нового строительства канцелярия должна была утверждать планировку усадеб и размещение на них различных построек. При этом канцелярия приписывала располагать все строения по красной линии улицы и вписывать их в окружающее пространство. А «обыватели» все так же пытались строить по старинке — дома с крыльями, флигелями и парадным двором полукольцом.

Через 36 лет Екатерина II утвердила «Прожектированный городу Москве план» — первый регулярный проект застройки столицы. Комиссия для устройства Петербурга и Москвы была создана еще в 1762 году. Она должна была разработать план Москвы, «которая по древности строения своего поныне в надлежащий порядок не пришла». И в 1775 году Екатерина словами «быть по сему» утвердила план города.

По этому плану «полагается быть городу согласно с древним основанием: Кремлю, Китаю и Белому; дома строить каменные, а к знанию границ и ко украшению города обсадить деревьями… в земляном городе полагаются предместья, дома строить деревянные… Оные предместья ограничит земляной вал». Центр Москвы по плану 1775 году подвергался сильному переустройству. На месте Кремля предполагалось построить громадный дворец по проекту Баженова. Работами по реализации плана руководил его ученик — Казаков.

план Водооводного канала Прожектированный городу Москве план 1775

По этому плану Москва получила Водоотводный канал, Кремлевскую и Москворецкую набережные, деревянные Никольский и Краснохолмский мосты. А после опустошительного пожара 1812 года — Театральную и Манежную площади, Александровский сад, проезды вдоль стен Китай-города.

Этот же план лег в основу послепожарного плана Москвы 1817 года, который изменил город радикально. Неглинная была заключена в трубу на участке от Трубной площади до места впадения в Москву-реку, в центре города появился градообразующий ансамбль зданий, таких как Манеж и Большой театр. Тогда же Бове предлагал достроить здания внутри Камер-коллежского вала до 6 этажей и спрямить улицы. И хотя это предложение было принято, проект так и остался «лежать на полке».

Одновременно Александр I поручил составление плана послепожарной Москвы реконструктору Царского Села В.И. Гесте, который Москву не знал, но план подготовил. По его предложению город превращался во французский парк с центральной площадью-клумбой — Кремлем и отходящими от него улицами-лучиками. План предполагал снос множества зданий, о которых Гесте говорил, что «все строения, которые означены в сломку, состоял из одноэтажных домов, весьма не важных». Так, например, он предлагал снести стены Китай-города и проложить на его месте Бульвары. Генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин подготовил возражения. Негативную рецензию получил план и от «Комиссии для строений Москвы»: «Прожектированный план хотя заслуживает полное одобрение касательно прожектов теоретических, но произвести оные в исполнение почти невозможно, ибо многие годы и великие суммы не могут обещать того события, чтобы Москву выстроить по оному плану, поелику художник, полагая прожекты, не наблюдал местного положения».Генеральные планы развития Москвы в XX веке.

Следующий генеральный план Москва получила лишь в советское время. В 1920-е годы специальная комиссия под руководством Ивана Жолтовского и Алексея Щусева разработала план «Новая Москва». В его основу была положена традиционная для города радиально-кольцевая планировка и принцип сохранения большинства старинных сооружений. Но при этом Кремль предполагалось использовать как музей, общественный центр столицы перенести в Петровский парк, силуэту города придать конусообразный вид, а центральную часть Москвы застроить небоскребами.

Проект был признан ненадлежащим, и в 1931 году начался международный конкур на создание нового проекта. На конкурс были представлены даже фантастические проекты. Например, французский архитектор Ле Корбюзье высказал идею оставить только Кремль и Китай-город, так как, по его словам, «нет возможности мечтать о сочетании города прошлого с настоящим или с будущим; а в СССР больше, чем где-либо … в Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, еще нет твердых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определенной цели … в Москве все нужно переделать, предварительно все разрушив».

Эрнст Май, главный архитектор Франкфурта-на-Майне, предлагал особенно не церемониться и расселить весь город. По его плану, старая столица сохраняла в себе лишь функции административно-делового центра. А в 10 километрах от центра Москвы должны были возникнуть города-спутники с малоэтажными домами.

Приверженец рационализма Николай Ладовский решил, что кольца в дальнейшем просто не смогут вынести растущей нагрузки, и предложил их просто разомкнуть. После этого столица должна была принять форму параболы (план так и назвали «Парабола Ладовского») или кометы с историческим ядром, а в будущем слиться с Ленинградом.

Но в итоге был выбран проект Владимира Семенова и Сергея Чернышева. В утвержденном Генплане 1935 года было зафиксировано ограничение численности жителей города в 5 миллионов человек, а территория расширялась в два раза — до 600 квадратных километров. Проектировщики закрепили основное направление расширения застройки — на юго-запад, восток, запад и северо-запад. В Генплан также была включена идея обводнения Москвы — план по созданию водных судоходных магистралей. Предполагалось сделать Москву похожей на Венецию. План был реализован только частично, но многие районы города претерпели существенную перестройку.

В это время москвичи посылали яростные проклятия в адрес разрушителей исторической Москвы во главе с Л.М. Кагановичем. Сам Каганович старую Москву нещадно критиковал, мол, улочки прокладывал не пьяный строитель, а пьяный сапожник.

В 50-х годах Москва уже «поглотила» бывшие деревни и усадьбы и вышла за пределы Окружной железной дороги. Это свидетельствовало о необходимости нового плана, который и был утвержден в 1971 году. Город делился на восемь зон, а старая радиально-кольцевая планировка улиц была дополнена скоростными дорогами. Кроме того, в Москве запрещалось дальнейшее строительство заводов и фабрик, намечалось продление существующих линий метро.

схема транспорта 1971 Схема Генплана 1971 схема застройки 1971

Концепция «солнца со множеством лучей», заложенная в плане 1935 года, заменялась «семиконечной звездой» (историческое ядро и семь новых центров). Одной из основных предпосылок при разработке Генплана 1971 года было признание нецелесообразности дальнейшего территориального роста города и значительного роста населения. Окружающий столицу лесопарковый пояс должен был служить природным рубежом для разрастания застроенного массива и слияния с населенными пунктами Московской области. Но рост города оказался более интенсивным, чем это было предусмотрено. Уже в первой половине 70-х годов началось развитие жилых районов в Чертанове, Бирюлеве, Орехово-Борисове, Теплом Стане, Тропареве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняки-Владычине, Ивановском, а к концу 70-х — началу 80-х годов московские районы «шагнули» за пределы МКАД: Митино и Куркино — на северо-западе столицы, Солнцево — на юго-западе, Бутово — на юге, Новокосино — на востоке.

План 1971 года, как и его предшественники, был реализован лишь частично, а многие транспортные магистрали так и остались на бумаге.

А первый постсоветский генплан Москвы разрабатывался с начала 1990-х годов и был принят в 1999 году (в 2005 году Генплан был закреплен законодательно). И за последние 15 лет центр Москвы и многие районы приняли новый облик в результате повсеместной реконструкции, а фактически сноса части исторических зданий и других объектов. Сами власти Москвы называли эту версию проекта планировки территории столицы «Генпланом возможностей».

В 2007 году главный архитектор города Александр Кузьмин заявил журналистам, что Москва собирается уйти от «возможностей» и прийти к «Генплану необходимости». Генплан города до 2025 года разрабатывался более 3 лет, многократно отправлялся властями на доработку. Проект Генерального плана развития Москвы до 2025 года в третьем и окончательном чтении был принят Мосгордумой 5 мая 2010 года.

Новая Москва.

План расширения Москвы В 2011 году (после почти 10-летних споров) также был принят проект расширения Москвы — Новая Москва. Этот амбициозный план позволил увеличить размер города в 2,4 раза за счет присоединения южных и юго-западных территорий Подмосковья. Выбор этого направления роста был неслучайным: на всей этой огромной площади проживало менее 250 000 человек! Сначала планировалось расширить границы Москвы «главным образом за счет территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги». Затем в план были добавлены дополнительные территории: участок под Звенигородом для администрации Президента, территории Рублево-Архангельского под международный финансовый центр и инновационный центр «Сколково».

Новые границы установлены с 1 июля 2012, и Москва получила границу с Калужской областью. А в обществе нововведения были раскритикованы: проект называли «выгодным только для бизнеса», а Москву — «Шанхаем развивающейся страны».

Причудливая вязь переулков — характерная черта Москвы. Это особенность старинных городов, таких, например, как Таллинн, Тбилиси. В городах, построенных не так давно, мы не найдем этого лабиринта (вспомним хотя бы Петербург или Одессу). акая планировка возникала из-за хаотичности застройки и обилия мелких участков, к которым протаптывались, прокладывались узенькие дорожки — «проулки». А со временем они превращались в переулки. Но такая запутанная система и кривизна улиц была необходима и для защиты от врагов и пожаров.

Планы развития Москвы в 20 в.

 

topru.org

Планы развития территории «Новая Москва»

В 2012 году территория Москвы увеличилась за счет присоединения 148 тысяч гектаров земли на юго-западе Подмосковья, в общей сложности к Москве перешло 21 муниципальное образование. Рассматриваются различные варианты развития  новообретенных территорий, и сегодня можно рассказать об основных предложениях, которые поступили за прошедший год в московское правительство.

У городских властей множество планов по переустройству новых территорий. Например, совсем скоро начнется масштабная реконструкция Калужского шоссе, а так же участки находящихся рядом Киевского и Боровского шоссе. По общему развитию территорий на рассмотрение пока были представлены следующие проекты.

Архитектурное бюро «Остоженка» представило свою идею развития Москвы, согласно которой надо на полную мощность использовать ресурсы Москвы-реки и практически «забытых» промышленных территорий. По замыслу авторов этого смелого проекта, Москва-река должна стать доступной, что называется, «везде и для всех». То есть, выступать в качестве связующего градостроительного звена. Более того, на берегах главной московской водной артерии было предложено разместить федеральный и парламентский центры. Плюс ко всему, в районе Зарядье, где когда-то стояла гостиница «Россия, было предложено соорудить просторную эспланаду, понижающуюся к Москве-реке.

Что касается площадей промышленных зон вдоль Москвы-реки, то их тоже было предложено всячески облагородить, благоустроить. Впрочем, это довольно большая работа — потому что надо освоить 21 тысячу гектаров, а это не шутки. 

В этом проекте присоединенные территории Новой Москвы называются «территориальным ресурсом», который целесообразно использовать для отдыха, лечения и сельского хозяйства. Есть также и еще одно интересное предложение — организация на присоединенных территориях бальнеологического курорта.

Весьма интересное предложение выдвинули урбанисты группы ЦНИИП градостроительства РААСН. Во-первых, они предлагают решать проблемы развития Москвы не только в рамках Центрального федерального округа. Потому что уж очень велики размеры российской столицы. Например, речь идет о создании новых центров развития, в таких городах как Калуга, Тула, Владимир, Рязань, Тверь и Ярославль. В результате жители этих населенных пунктов получат места приложения рабочей силы и комфортные условия проживания. А это, свою очередь, значит, что будут ликвидированы причины трудовой миграции в Москву.

Если же говорить о Новой Москве, то главная фишка членов этой команды — активное развитие территории вокруг аэропортов «Домодедово», «Внуково» и «Шереметьево». Это, согласно всем выкладкам, должно снять напряжение с центра столицы, образовав основную перспективную линию — «коридор роста».

Федеральный центр предложено расположить в районе Коммунарки, на юго-западной оконечности центрального проспекта, протяженность которого составит около 4 км. Здесь авторы концепции прямо говорят о том, что за образец были взяты Елисейские поля и другие известные проспекты Европы. И вообще, для присоединенных территорий специалисты этой группы сформулировали два основных принципа. Во-первых, это максимум зелени, деревьев и, соответственно, свежего воздуха. И, во-вторых, встраивание уже существующей застройки в будущие кварталы.

Не забыли здесь и про так называемую «Старую Москву». Главные тезисы для нее — это  децентрализация, создание транспортно-логистической сети, использование инфраструктуры освобождающихся промышленных зон и создание новых субцентров внутри МКАД. Иначе говоря, центром города должна стать Москва-река, которая будет выполнять не только транспортную функцию, но и многие другие: социальную, культурную и досуговую.

Интересной, хотя уже и не самой новой и свежей, получилась концепция французской группы I’AUS. Эта команда предложила создать линейный город в зоне расширения столицы. Центрами развития должны стать аэрополисы, которые должны возникнуть вокруг аэропортов «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово». Было предложено соединить все три главные московские «точки вылета» скоростным транспортом.

Более того, по мнению аналитиков этой группы, в транспортную систему всей Москвы должны быть вписаны линии скоростного трамвая и соединение линий аэроэкспрессов прямо в центре российской столицы.

А еще проектом предполагается активное освоение «индустриального пояса», территорий различных промышленных зон, а также развитие железной дороги и интеграция различных видов транспорта.

Плюс ко всему, на территории Новой Москвы надо развернуть масштабное жилищное строительство. Потому что в настоящее время обеспеченность жильем в Москве составляет около 18 кв. м на человека. Этот показатель в перспективе должен достигнуть 27 «квадратов», если построить на новых территориях не менее 50 млн. квадратных метров жилья.

Свою концепцию развития Новой Москвы выдвинули голландские урбанисты из фирмы OMA. Они предложили распределить федеральные органы власти по нескольким городам-спутникам Москвы. Например, в Остафьево, где находится испытательный транспортный полигон, предложено расположить «транспортный блок» (Минтранс и Федеральное агентство железнодорожного транспорта), в наукограде Троицке «поселить» ведомства, связанные с энергетикой. А вот в Чкаловском разместить Министерство промышленности и торговли, в Зеленограде — Министерство образования и науки, в Рублево-Архангельском — Министерство финансов, Росстат и Росфинмониторинг.

Одна из главных фишек голландского предложения — это организация безвизовой территории во Внуково. По замыслу авторов проекта, этот аэропорт смог могло бы стать «местом встречи дипломатов и иностранцев, которые прилетают в Россию». В целом же, аэропорты, которые окружают Москву, следует сделать «центрами трудоустройства и логистики» и соединить их скоростным транспортом. И тогда проблема пробок будет частично решена — ведь многие пересядут на этот самый скоростной транспорт.

Свои интересные предложения московскому правительству выдвинули и урбанисты из итальянской компании STUDIO ASS SECCHI-VIGANO. За основу будущего развития Новой Москвы они взяли экологию, устойчивую централизацию и мощную транспортную систему, которая позволит перемещаться по городу быстро и комфортно. Предложение итальянских урбанистов заключается в то, что они хотят создать на юго-западе российской столицы новый планировочный район, который будет выполнять очень важные функции. В том числе и федерального значения. По замыслу итальянцев, своеобразный «скелет» территории образуется системой речных долин, в сторону которых высотность застройки должна понижаться.

«В качестве основного конструктивного элемента мы предлагаем квадрат, за которым закрепилось название «квадрат Secchi-Vigano», — говорится в итальянской заявке. — Организовать пространство внутри мы предлагаем в виде «сетки», которая является гибким инструментом, а значит, позволяет и сохранять организованную структуру, и учитывать типологию местности. Пространственный центр квадрата формирует Теплостанская возвышенность с сохраняемыми природными ландшафтами и формируемыми парками».

В общем, фишка этого проекта заключается в том, что центр новых территорий остается незастроенным. Именно парки, которые создают дополнительные социальные ценности, итальянцы назвали главным преимуществом Москвы. Для кардинального улучшения транспортного сообщения предложено развивать систему высокоскоростных поездов. А вот на всех ныне существующих шоссе внедрить автобусные экспрессы. То, что это приведет к дополнительным пробкам, итальянцев не смущает. По их мнению, дублирующие пути общественного транспорта должны быть устранены, а системы различных видов транспорта необходимо максимально взаимоувязать.

В общем, предложений очень много. Вот только ни одна из концепций пока не нашла горячих сторонников в московском правительстве. Так что наверняка все будет построено и реконструировано, что называется, «по-своему». То есть, с минимальным учетом поступивших предложений.

И если же возвращаться непосредственно к тому, что будет происходить на территории Новой Москвы, то здесь не самая простая и понятная ситуация. Известно, что утвержденного генерального плана реконструкции и развития присоединенных территорий пока что нет. Однако есть некоторые проекты, о запуске которых говорят как об уже свершившемся факте.

Например, уже точно известно, что до 2019 года планируется построить и создать образовательный кластер в Коммунарке на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

В настоящее время есть информация, что общая площадь застройки образовательного кластера составит 400 тысяч кв. метров. В соответствии с проектом, который разработан специалистами МИСиС, в состав образовательного кластера войдут учебные корпуса (115 тысяч метров), общежития (175 тысяч метров), жилые дома для преподавателей (59 тысяч метров) и социальные объекты (25 тысяч метров).

Так что департамент городского имущества Москвы готовит документацию для оформления земельно-правовых отношений, а столичный Департамент развития новых территорий совместно с Москомархитектурой прорабатывает границы размещения университетского комплекса. Как стало известно корреспонденту KvartiravMoskve.Ru, все должно быть утверждено до конца 2013 года.

Напомним, одним из приоритетных направлений в развитии новой территории города является создание и развитие территориальных структур — технополисов, технологических и индустриальных парков, инновационных кластеров. Столичные власти планируют сформировать в «новой Москве» порядка двенадцати социально-деловых кластеров, или «точек роста».

В районе реконструируемого Калужского шоссе планируется создание крупного, как его называют чиновники, «досугового кластера» или попросту развлекательно-спортивного центра. В этом парке смогут одновременно отдыхать около 40 тысяч человек. Более того, у любителей исторических сражений появится специальная площадка. Под эти цели выделяется 106,5 га рядом с деревнями Остафьево и Никольское. Как говорят представители столичной мэрии, это будет большая поляна, террасами спускающаяся к сцене.

Также известно, что же еще будет в этом парке, который обещают окончательно построить до 2016 года. В южной зоне на площади 39,3 гектаров запланировано обустройство спортивных, детских площадок, а также места для проведения праздников. Плюс ко всему, уже есть информация, что 11 тысяч кв. метров выделят на спорт, 20 тысяч метров на детские площадки, а еще 11 с половиной тысяч «квадратов» уйдет на различные «досуговые» площади. Аттракционы предусмотрены в центральной части парка, причем часть из них разместится на открытых пространствах, а часть будет в крытом павильоне, который будет работать круглый год.

В период с 2016 по 2018 годы на территории пока что несуществующего парка построят гостиницу, несколько кафе и ресторанов, а также не менее десятка магазинов по продаже тематической и сувенирной продукции.

А рядом с южным входом в парк появится большая наземная парковка — там одновременно смогут разместиться не менее двух тысяч автомобилей. Между прочим, это очень важно, особенно, если учитывать плачевную ситуацию с парковками на территории «Старой Москвы».

Кроме того, уже есть решение, что в «Новой Москве» более 800 га будет отдано под промышленные зоны и технопарки. Предполагается, что на этих участках могут быть размещены как предприятия, выводимые с территории Москвы, так и вновь создаваемые. Уже в ближайшее время на рассмотрение специалистов Департамента развития присоединенных территорий поступят дополнительные предложения на 300 га под размещение и промышленных объектов.

Можно также порассуждать на тему — а что еще и у какого населенного пункта можно что-то построить. Особенно, если учитывать будущее активное жилищное строительство. Многие специалисты считают, что помимо парков и досуговых центров населению «Новой Москвы» понадобятся торговые и строительные гипермаркеты. И даже есть предложение построить такие гипермаркеты в районе населенных пунктов Мамыри, Дубровка, Газопровод и Сосенки. Плюс ко всему, в рамках реконструкции Калужского шоссе, там будут построены современные и удобные для водителей эстакады

Также не исключено что на некоторых пустующих сейчас территориях «Новой Москвы» развернется малоэтажная застройка со всей необходимой инфраструктурой.

Так что работа в «Новой Москве» предстоит довольно обширная и кропотливая. И еще не совсем понятно, чем все закончится, где будет рынок, а где гипермаркет, где построят административное здание, а где торговый или развлекательный центр. Но в ближайшее время все окончательно прояснится.

Автор: Георгий Трушин специально для Kvartiravmoskve.ru

www.kvartiravmoskve.ru

История Генпланов Москвы

Если в старо-давние времена город Москва строился расширяясь без какого либо структуры, закономерности, и тем более плана, то в XVIII веке первые законы, регулирующие застройку были приняты Петром I. Так был принят указ, запрещающий возводить каменные постройки и строить дома по улице в линию, а не как попало во дворах. Время от времени в Москве появлялись различные планы по улучшению строений в городе и в годы советской власти появилась необходимость генеральной реконструкции  и обновления старого города под новые условия жизни.

Первый Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года

В 1931 году советские архитекторы начали проектирование масштабного плана реконструкции старой Москвы, основными разработчиками  которого выступили архитекторы В. Н. Семёнов и С. Е. Чернышёв. В 1935 году Генплан по реконструкции Москвы был утвержден. Так появился первый план превращения старой Москвы в новую, получившее название Сталинскую Москву.

У разработчиков Генплана были разные весьма радикальные предложения. Одни архитекторы предлагали  законсервировать старую Москву,  сделав из неё город-музей, а за границами города строить новую столицу. Другие предлагали снести старую Москву и возвести на её месте абсолютно новый город с новой структурой и новым подходом к планировке. Ни тот ни другой план не встретили ободрения.

К счастью, утвержденный Генеральный план реконструкции Москвы,  требовал сохранить в качестве основы исторически сложившуюся радиально-кольцевую планировку.

Основные положения Генплана:

  1. Общее население Москвы не должно быть более 5 млн. человек, что дает возможность полного и качественного обслуживания каждого проживающего в столице трудящегося.
  2. Перепланировать старые мелкие кварталы и строить вместо них крупные с большими комфортными домами и отказаться от переулков и улочек. По плану полагалось строить дома высотностью не ниже 6 этажей, а на проспектах и крупных магистралей дома должны быть ещё более высотные 7-10 и выше этажей.
  3. Структура столицы должна оставаться радиально-кольцевой и от этой структуры должны выстраиваться системы улиц, магистралей, а также принцип схемы будущего Метрополитена, также должен быть радиально-кольцевой.

Второй Генеральный план развития Москвы 1971 года

Первый Генплан 1935 года был выполнен в довоенные годы и был реализован не в полном объеме. На период с 1951 - 1960 года он был продолжен выполняться с некоторыми поправками и изменениями, основным вниманием которого уделялось планировке и общей структуры города. В 1960-е годы появилась необходимость разрабатывать новый Генплан, который станет планом расширения Москвы и  её разбивки на новые территории, которые станут районами города.

По этому Генплану началась комплексная застройка новых территорий Москвы, в которых появились крупные жилые районы города: Медведково, Свиблово, Перово-Новогиреево, Тушино, Кузьминки, Выхино, Люблино, Беляево, Давыдково, Кунцево и др. А также начали строится крупные спальные жилые массивы Чертаново, Коньково, Печатники, Тропарево, Матвеевское, Теплый Стан..

Второй крупный Генеральный план расширения Москвы был выполнен частично, не все удалось сделать, но город расширился и его границами стала Московская Кольцевая автодорога, располагавшаяся за экологическими лесными массивами лесопарков.

Основные положения Генплана:

  1. Городская структура Москвы делится на восемь зон, через которые от Садового кольца проходят выносные магистрали за пределы города.
  2. В городе запрещалось строительство новых заводов и фабрик, чтобы постепенно превратить увеличивающийся в размерах столицу в зеленый город. Да, тогда уже советские градостроители думали об экологии.
  3. Увеличивается схема городского транспорта, связывающая жилые районы города с линиями метрополитена, а также удлиняются ветки метро.

Третий Генеральный план возрождения Москвы 1999 года

Для развития столичного города в новых условиях новой страны нужно было разработать стратегию длительного развития города. Этот план разрабатывался очень долго и был принят в 1999 году, а окончательно утвержден в законе только в 2005-м. Генплан получил название "Генплан  возможностей". Так начался "строительный бум" в столице. Концепция плана была создана по больше степени для привлечения в город инвесторов, что повлекло существенные изменения в облике города.

Основные положения Генплана:

  1. Сздание интересных условий для строительства с целью привлечения в город инвесторов.
  2. Градостроительное зонирование территорий Москвы.
  3. Создана программа первоочередных градостроительных мероприятий.

К сожалению, основная концепция плана была ориентирована на строительство новых домов, зданий, офисных и торговых центров, а исторически-сложенные столетиями здания оказались не защищены перед массовым натиском новых вложений в строительство и преображение города. Москва стала сильно меняться, и как посчитали многие эксперты, в некоторых местах Москвы исторический облик города был навсегда утерян. 

Четвертая версия актуализированного Генплана по развитию Москвы 2007 года

В годы начала XXI века Москва настолько стремительно развивалась, а предыдущий план развития справлялся только с одной задачей строительства новых домов жилого и коммерческого сектора, что уже совсем скоро назрела задача переход от прежнего "Генплана возможностей" к новому, как назвал его главный архитектор столицы Александр Кузьмин "Генплан необходимостей".

Основные положения Генплана:

  1. Одной из главных стратегией развития Москвы стало решительный уход от сложившейся в последние годы "точечной застройки", запрет на которую наложили в 2008 году, а также к тотальному обновлению исторического центра города, к плану по которому в первую очередь будет уделяться пристальное внимание к историческим постройкам и зданиям при реконструкции и модернизации их в новые здания.
  2. Также основным приоритетом в новых задачах должны стать решение назревших вопросов транспортных проблем в городе, создание удобного и привлекательного общественного транспорта улучшение, как наземного, так и метрополитена и улучшение социальных и образовательных стратегий развития города.
  3. Интересно то, что теперь внедрение многих программ, не должно обходиться без участия в их разработке москвичей, где будут учитываться все пожелания и даже приниматься на рассмотрение собственные проекты жильцов города. Для этого были созданы и активно информируются новые открытые правительством Москвы общественные интернет-порталы "Наш город", "Дороги Москвы" и "Дома Москвы", где каждый желающий может попробовать поучаствовать в улучшении жизни столичного города Москвы.

moscowchronology.ru