Архив рассылки "Непрошеные советы" для начинающих проектировщиков. Выпуск № 11.
Доброе утро!
В очередном выпуске Непрошеных советов я хочу начать разговор о хомутах, шпильках, поддерживающих каркасах и прочих изделиях из гладкой арматуры. Думаю, что эта тема охватит несколько выпусков – настолько она обширна.
Наилучшим учебником для начинающих заслуженно является «Руководство по конструированию железобетонных конструкций», изданное в Москве в далеком 1978 году (признаюсь, до моего рождения). Хуже за эти годы оно не стало, и все также просто и ясно объясняет, где какую арматуру применять. Картинки для сегодняшней рассылки я взяла именно из этого руководства.
Гладкая арматура (класс А240С по ДСТУ 3760 или АI по ГОСТ 5781) играет незаменимую роль в конструировании. По результатам расчета мы подбираем из гладкой арматуры поперечное армирование – в виде плоских сварных каркасов, но все чаще – в виде вязаных хомутов. Но помимо этого в тени остаются многие конструктивные требования, соблюдать которые проектировщик обязан. Правильно посчитанный, но законструированный с ошибками объект может стать аварийным. Во всех стержневых элементах (балки, колонны, подколонники фундаментов, монолитные пояса) может использоваться поперечная арматура в виде вязаных хомутов.
Поперечная арматура работает против трещин. При расчете любого элемента определяется поперечная сила – вот она и воздействует на элемент так, что могут возникнуть поперечные или наклонные трещины. В зависимости от величины этой силы определяется требуемый диаметр и шаг поперечной арматуры. Но даже если сила слишком мала, хомуты все равно устанавливаются, но с максимально допустимым нормами конструирования шагом. Есть правило при армировании любого элемента: в местах установки продольной арматуры обязательна установка поперечной. Проще говоря, арматурные стержни всегда должны располагаться в виде сетки, а в местах пересечения строители свяжут перпендикулярные пруты вязальной проволокой – именно так достигается создание надежного, рабочего вязаного каркаса арматуры.
На рисунке выше изображено три разных хомута. Каждый из них важен в своем конкретном случае.
Начну с конца. На третьем рисунке изображен открытый хомут. Такие хомуты устанавливаются в изгибаемых балках (без кручения), являющихся частью монолитного ребристого перекрытия.
Второй хомут – закрытый. Это наиболее часто встречающийся хомут, используемый в любых стержневых элементах – балках, колоннах, подколонниках и т.д.
Первый хомут предназначен для работы на кручение, о нем я хочу поговорить подробнее. Его концы не просто обвязываются «узелком» вокруг углового стержня – они перенахлестываются на 30 диаметров (при диаметре хомута 8 мм величина перенахлеста 30х8=240 мм). Таким способом обеспечивается целостность хомута в любом его сечении, и при кручении балки (чаще всего такие хомуты устанавливаются именно в балках) он защитит ее от разрушения.
Часто хомуты на кручение игнорируют или вообще не знают о необходимости их использования. Запомните, всегда нужно устанавливать хомуты на кручение в крайних (или обвязочных) балках. Всегда нужно устанавливать хомуты на кручения в балках, на которые с двух сторон опираются перекрытия разных пролетов. Всегда нужно устанавливать хомуты на кручение в балках, на которые с двух сторон опираются перекрытия с разной нагрузкой. Все эти случаи объединяет одно: на балку с одной ее стороны воздействует нагрузка, вызывающая в ней крутящий момент. Особенно он усиливается у опоры балки. Бывают, конечно, случаи, когда крутящий момент слаб, и сечение бетона справляется с ним без хомутов, но эти случаи нужно выявлять расчетом.
Хочу обратить Ваше внимание еще на один момент, который я находила в справке расчетного комплекса Лира, но не находила в другой литературе. Если Вы не считаете в Лире, эта информация все равно пригодится – даже при расчете поперечной арматуры вручную. Возможно, она сложная, может, я не очень доходчиво объясняю, но я настоятельно прошу разобраться с ней, чтобы понимать суть армирования на кручение. Итак, цитирую справку Лиры:
«Результаты подбора арматуры для стержней заносятся в три строки:
СТРОКА 1 - полная арматура, подобранная по I и II группам предельных состояний; от кручения;
СТРОКА 2 – арматура, подобранная по I группе предельных состояний;
СТРОКА 3 - арматура обусловленная кручением (отмечена знаком '*' ).
* Поперечная арматура от кручения – площадь сечения замкнутого внешнего хомута.»
Решайте сами, как быть с этой информацией – я ей просто поделилась и попытаюсь объяснить на примере, в чем суть такого ограничения. Судя из фразы под звездочкой, при возникновении кручения мы должны установить в балке замкнутые внешние хомуты (охватывающие балку по периметру сечения), площадь сечения которых равна требуемой площади арматуры на кручение.
Разберем на примере, чтобы в итоге стало понятно, что я хочу донести.
Итак, в результатах расчета поперечной арматуры есть две графы: полная и кручение. Кроме того, есть результаты для вертикальной арматуры ASW1 и для горизонтальной арматуры ASW2.
Что будет, если не связать арматуру для фундамента правильно. Почему хомуты из гладкой арматуры
Конструирование железобетона – хомуты и хомуты на кручение
Хомуты
Допустим, возле опоры арматура в балке сечением 400х400 мм следующая: вертикальная ASW1 = 12 см2/м, в том числе на кручение – 5,5 см2/м; горизонтальная ASW2 = 5,5 см2/м, в том числе на кручение – 5,5 см2/м. Что это значит? Сначала разберемся с полной арматурой. В такой широкой балке мы должны поставить четырехсрезный хомут: то есть два хомута – в сумме дающих четыре стержня в одном сечении балки. На рисунке дано три варианта: первый и второй – для случаев без кручения; третий – с хомутами, рассчитанными на кручение.
Если у нас требуется поперечной арматуры 12 см2/м, то принимая шаг арматуры 150 мм (семь пар хомутов на метр балки), мы получим 12/7= в сечении. Так как у нас четырехсрезный хомут, то окончательно диаметр стержня подбираем, деля нужную площадь на количество стержней: 1,72/4= 0,43 см2 – то есть, на первый взгляд, нам подходит стержень диаметром 8 мм (площадь сечения стержня 0,503 см2). Но вернемся к хомутам на кручение, при шаге 150 мм площадь хомута в сечении требуется 5,5/7=0,785 см2. Именно площадь хомута! Мы не должны при этом делить полученную в расчете арматуру на четыре или даже на два. И это значит, что стержня диаметром 8 мм в хомутах нам не достаточно – нужен стержень диаметром 10 мм (замкнутый внешний хомут). Что же делать? Ставить два хомута из десятки – это и перерасход, и несоблюдение требования о замкнутом внешнем хомуте.
Я предлагаю в таком случае следующее решение (оно совсем не ново, и не мной придумано): установить один замкнутый внешний хомут на кручение из десятки (площадь 0,785 см2) плюс один незамкнутый хомут посередине из шестерки (площадь 0,283 см2). Проверим, удовлетворяется ли для такого варианта полная площадь сечения рабочей арматуры: 0,785*2+0,283*2=2,136 см2 > 1,72 см2 – условие выполнено. На кручение – тоже все обеспечено десяткой.
Теперь постараюсь объяснить, почему не достаточно было бы поставить двух хомутов из восьмерки на кручение, а нужно было ставить одну замкнутую внешнюю десятку. Почему при расчете изгибаемого элемента в расчет идут все 4 поперечных стержня, попадающих в срез балки, а при расчете на изгиб с кручением нужно брать диаметр наружного замкнутого хомута. В «Пособии по проектированию жбк к СНиП 2.03.01-84» приведены расчеты поперечной арматуры балок, работающих как на изгиб, так и на изгиб с кручением. Так вот, если посмотреть расчет поперечной арматуры в изгибаемых балках (см. формулу 55 и чертеж 13), то поперечная арматура Аsw, участвующая в расчете равна сумме площадей всех поперечных стержней в сечении. А для расчета балки на изгиб с кручением (см. формулу 169), Аsw1 – это уже площадь сечения одного поперечного стержня. Потому что при кручении в работу включается лишь стержень, расположенный у растянутой наружной грани, в то время как при чистом изгибе работают все поперечные стержни сечения.
Надеюсь, я прояснила для Вас ситуацию с поперечной арматурой, особенно – с хомутами, работающими на кручение. В следующем выпуске я продолжу разговор о гладкой арматуре и напишу о требованиях к армированию балок и колонн.
Успешной Вам работы!
С уважением, Ирина.
class="eliadunit">svoydom.net.ua
При создании армирующего пояса для ленточного фундамента используются не только продольные стальные прутья арматуры требуемого диаметра. Их необходимо объединить в общую конструкцию, для чего они увязываются в нужной пространственной конфигурации с помощью хомутов.
Калькулятор расчета количества прута для хомутов армирования ленточного фундамента
Для хомутов также используется стальные арматурные пруты, рифлёные или гладкие, но их диаметр уже значительно меньше – достаточно 6 или 8 мм, так, чтобы их было проще изгибать в нужную форму. Шаг установки таких хомутов регламентируется определёнными правилами. Значит, можно заранее определиться, сколько же материала потребуется на их изготовление. Это поможет быстро вычислить калькулятор расчета количества прута для хомутов армирования ленточного фундамента.
Ниже будут даны некоторые разъяснения по этому вопросу.
Содержание статьи
Большую ошибку делают те, кто считает, что армирующий пояс ленточного фундамента можно монтировать с помощью сварки. Сборка должна производиться только на скрутки из стальной проволоки диаметром 0,5÷0,8 мм, а всю «3D-пространственность» конструкции придадут хомуты.
Пример готового хомута из рифленого арматурного прута
Минимально необходимое количество продольных прутьев армпояса — рассчитывается отдельно (сотри калькулятор по ссылке).
Шаг установки хомутов может быть произвольным, но с обязательным соблюдением правила – не реже, чем 0,75 от общей высоты фундаментной ленты (считая, естественно, и заглубленный, и цокольные ее участки). Кроме того, в отдельных местах шаг требует определенного уплотнения – это часто бывает необходимым в местах соединения продольных арматурных прутьев и на углах конструкции, где требуется усиление.
Для изготовления хомутов могут использоваться гладкие пруты или рифленая арматура. При этом для фундаментов с высотой ленты до 800 мм вполне применим прут диаметр 6 мм. Высота 800 мм и выше – придется использовать пруты 8 мм.
Все эти условия уже заложены в программу калькулятора. Он выдаст минимально необходимое количество прутов для изготовления хомутов, исходя из стандартной длины 6 метров, и учитывая то обстоятельство, что при изготовлении хомутов определенная часть целого прута может уйти в обрезки.
Перевести рассчитанное количество арматуры в весовой эквивалент поможет другой калькулятор – можно перейти по ссылке.
Комплекс работ по самостоятельной заливке ленточного фундамента
Если принято решение провести эту стадию строительства своими силами, надо быть готовым к достаточно сложной, трудоёмкой работе, включающей несколько этапов. Как проводится подготовка и заливка ленточного фундамента – в специальной статье нашего портала.
stroyday.ru
Во многих строительных журналах и на страницах интернет-сайтов упоминается о вязке арматуры фундамента, ведь, если не вязать арматуру для фундамента правильно, все строение целиком будет находиться под риском его разрушения. Существует специальные технологии, позволяющие вязать арматурный каркас в соответствии с технологическими нормами. Наиболее широкое применение получила арматура с сечением 32 мм.
Некачественное армирование фундамента, не может гарантировать вам стойкости и прочности всей конструкции помещения.
Для вязки фундамента применяются следующие методы соединения арматуры:
Может показаться, что наиболее приемлемым способом сделать качественную вязку фундамента является сварка. Но это не совсем так, ведь качество самой арматуры становится значительно хуже после сварки. Нужно обязательно привлекать специалиста (сварщика), ведь самому сделать хорошую связку арматуры будет не простым делом, тем более если не имеется соответствующего опыта. К тому же, если использовать строительный вибратор, чтобы уплотнить бетонный раствор, можно повредить сварные соединения. Поэтому качественно связать арматуру не получится, если использовать технологию сварки.
Наиболее широкое практическое применение получила вязка арматуры с помощью вязальной проволоки диаметром 0,5 мм.
Для этого вам, кроме самой проволоки, еще потребуются:
Для того чтобы выполнить связку фундамента правильно, необходимо выполнить следующие действия:
Используя метод вязки с помощью пластиковых хомутов, ходьба по арматуре во время проведения заливки, строго запрещается.
Если проволоки нет, можно использовать хомуты из пластика. При этом ходить по арматуре во время заливки строго запрещается.
Часто вязка осуществляется с помощью специальных скоб, при их применении значительно сокращается время, затрачиваемое на этот процесс (по сравнению с ручной вязкой). При этом узлы получаются более плотные.
Если при заливке фундамента используется не ребристая арматура, а гладкая, следует учесть тот факт, что при закручивании арматуры без специального прибора (вязального пистолета для арматуры), она будет немного отгибаться, соответственно при ее применении затраты труда увеличатся.
Качество каркаса прямо пропорционально прочности соединения прутьев. Для создания жесткой верхней и нижней сетки нужно использовать арматуру диаметром 16 мм. Монтируя нужную сетку, следует применять компенсаторы из пластмассы для равномерного распределения арматурных прутьев в фундаменте. При заливке фундамента следует позаботиться о будущих стенах строения, оставив по нескольку прутьев выпущенных вертикально для их прочного соединения с фундаментом.
Автоматический вязчик арматуры позволит быстро и качественно скрепить все элементы.
Как поступить, если устанавливается вязаный каркас или сетка? В этом случае обвязку фундамента арматурой нужно делать внахлест. В зависимости от типа используемой арматуры нужно правильно рассчитать длину перепуска в местах соединения прутьев. Цемент нужно использовать специальной марки (м400), чтобы фундамент был основательным и не разрушался с течением времени. Минимальная доля перехлеста должна составлять не менее 0,25 м. При строительстве монолитного фундамента или если армированный каркас более 3-х метров в высоту, необходимо использовать специальные подмостки или съемно-подъемную площадку.
Какую бы технологию вязки вы ни выбрали, главное в этом деле — произвести правильный расчет и полностью соблюдать технологию вязки.
Вернуться к оглавлению
Типы проволочных узлов.
Монолит является самым надежным видом фундамента. Монолитный фундамент может быть простой, когда используется бетон М50, армированный (железобетон), и бутобетон, где содержание камней составляет 30-40%. Монолит более надежен и не подвержен влиянию влаги на него, отлично выдерживает вертикальную и боковую нагрузку. Монолит позволяет сооружать многоэтажные здания без риска появления трещин. Стенки котлована можно использовать как опалубку, если предварительно изолировать их рубероидом, для того чтобы цементная жидкость, находящаяся в бетоне, не уходила в землю.
Чтобы вязать каркас правильно, нужно рассчитать площадь будущего фундамента, чтобы подготовить необходимое количество бетона для заливки. Учтите, что арматурный каркас стоит достаточно дорого, поэтому, для того чтобы сократить ваши расходы на строительство, рекомендуем подробно изучить технологию заливки ленточного фундамента, ведь сделать эту работу можно самостоятельно, не прибегая к помощи строителей. Монолит или любой простой фундамент является своеобразным скелетом, от которого зависит прочность всего сооружения. Поэтому правильно выполненный расчет возведения сооружения является залогом его прочности.
Чем большее количество арматуры заложено, тем прочнее будет фундамент. Но гораздо большее значение имеет вязка каркаса, ведь, если вязать его не в соответствии с технологией, ваши средства, затраченные на строительство, будут потрачены впустую, ведь разрушение фундамента может повлечь за собой разрушение всего здания.
Вернуться к оглавлению
Оптимальный расчет длины стержней должен быть на 0,1 м. короче ширины ленты. Причем поперечные стержни лучше использовать гладкие, с диаметром 0,6-0,8 см. Первым делом нужно выложить 2 прута арматуры, диаметром 1,2-1,6 см, располагающейся поперек, это будет дно каркаса. Затем следует смонтировать вертикальную арматуру, причем ее высота должна быть на 0,1 м. короче высоты ленты. И только потом можете приступить к созданию верхнего пояса каркаса, уложив продольную арматуру сверху.
Вернуться к оглавлению
Лучше всего расчет этот доверить специалистам либо приобрести готовый монолит, ведь расчет, который делают мастера своего дела, является преимущественным и профессиональным. Вязка арматуры каркаса будет качественной, если провести ее в полной соответствии с технологией. Монолит должен иметь необходимую несущую способность. Профессиональный расчет количества необходимой арматуры для каркаса позволит предотвратить ваши затраты, если окажется, что количество материала будет больше нужного.
moifundament.ru
От правильного армирования зависит прочность фундамента, а равно и целостность стоящего на нем дома. Фундамент — это основа здания, и ему стоит уделить очень пристальное внимание. Давайте поговорим о том, как работает армирование фундамента, как правильно рассчитать необходимое количество арматуры и о правильной вязке.
Строительная арматура — разбираем сортамент
В СНГ для армирования наиболее популярны изделия из горячекатаной стали по ГОСТ 5781. Это металлические стержни диаметром 6–80 мм с профильными насечками на поверхности. Отличается такой металлопрокат высоким модулем упругости — около 200 кПа.
Отличительной чертой металлической арматуры является наличие так называемой площадки текучести — временного состояния вещества за пределом упругой деформации до физического разрушения. Технические качества арматуры определяются классом стали, используемой в производстве: от наименее прочного A-I до самого крепкого A-VI.
Для конструктивного армирования может использоваться гладкая арматура. Ее основной недостаток — пониженное сцепление металла с бетонной массой, поэтому элементы из гладкой арматуры разумно проектировать с отсутствием высоких осевых нагрузок на растяжение.
Наглядно о работе армирования
Первой рассмотрим модель железобетонной колонны. В нормальных условиях на нее действует осевая нагрузка, ведущая к линейному расширению массива от центра наружу из-за сжатия. Бетон не пластичный и в такой обстановке подвержен усталостному разрушению. Арматура колонны принимает часть нагрузки на себя и вынуждает весь массив не расширяться, а изгибаться в допустимых пределах. Поперечное армирование также укрепляет края и препятствует появлению косых трещин.
Вторая модель — горизонтальная балка, опертая на края с приложенной нагрузкой по центру. Бетон без арматуры в таких условиях может сломаться даже под собственным весом. Сталь в бетоне придает ему упругость, при этом сам бетон препятствует точечной деформации арматуры, так что приложенная нагрузка распределяется по всей длине балки.
Модель балки почти полностью соответствует МЗЛФ, а вот в глубоких сложных фундаментах принцип колонны работает на ребрах жесткости. Нагрузка на фундамент ложится неравномерно из-за наличия проемов в стенах и разного веса отдельных участков, либо из-за прочих конструктивных особенностей. В свою очередь, плотность почвы под фундаментом также неравномерна. Можно сойтись на мнении, что основная работа фундамента — безвредно принять на себя нагрузку от строения, а затем правильно распределить ее по точкам опоры.
Выбор сечения и плотности закладки
Основная отличительная черта ЖБИ — сечение продольных армирующих элементов на поперечном срезе. Отношение этого значения к площади сечения бетонной массы называют плотностью закладки. В зависимости от массы, нагрузки, типа и даже участка конструкции плотность может составлять от 0,1 до 2,5%, для фундамента следует придерживаться значений в 0,1–0,3%.
Минимальная толщина стержней продольного армирования и угловых Г-хомутов определяется фактической длиной пролета:
· на участках до 3-х м арматура не тоньше 10 мм;
· на пролетах более 3-х м — не менее 12 мм;
· на точечно нагруженных балках (колонно-скелетная конструкция) — не менее 14 мм при плотности закладки 0,2%.
Армирование углов и примыканий ленточного фундамента при помощи Г-образных хомутов: 1 — продольная арматура; 2 — поперечная арматура; 3 — вертикальная арматура; 4 — Г-образные хомуты
Резюмируем: ленточный фундамент 400х900 мм имеет площадь поперечного сечения 36х10^4 мм2, то есть оптимальное сечение продольного армирования составит 360 мм2. Согласно СП 52–101–2003 для не напряженного бетона расчетное значение выбирается в большую сторону: либо 5 стержней по 10 мм (если позволяет длина пролета), либо 4 стержня по 12 мм (с существенным запасом прочности).
Обратите внимание, что эквивалентной плотности можно добиться, условно, тремя прутьями по 14 мм или даже двумя по 16 мм, так на чем остановиться? На этот счет четких рекомендаций порой не дают даже опытные проектировщики, однако, руководствуясь здравым смыслом, следует закладывать как можно больше стержней минимально допустимого диаметра. Однако помните, что слишком плотный арматурный каркас может затруднить просыпание и уплотнение бетонной смеси.
Зачем и как распределять линии армирования
Указанная выше техника расчета справедлива для тонких балок, в которых армирование выполняется одним рядом с одинаковыми защитными слоями сверху и снизу. На практике же никогда достоверно не известно, как будет вести себя бетонная балка, в какую сторону изгибаться, где будут зоны напряженного растяжения и сжатия. Поскольку фундамент имеет пропорцию ширины к высоте 1:2 и более, расчетную линию армирования выполняют и под верхней, и под нижней гранью.
Но и это еще не все. Для стабилизации массы и придания монолитности применяется так называемое конструктивное армирование. К нему относят в первую очередь вертикальные и горизонтальные поперечные элементы — стержни или хомуты. Расчет их также ведется по плотности закладки, она составляет не менее 0,025% от сечения, но уже не поперечного, а продольного по вертикальной и горизонтальной секущей плоскости. Обычно хомуты выполняют из арматуры на 1–2 номера ниже основного армирования с шагом установки 0,8–1,4 метра.
Защитные и разделительные слои
Из-за ненулевого водопоглощения железобетона арматура в высокой степени подвергается коррозии. Этот эффект можно свести к минимуму, обеспечивая ограждающие защитные слои для каждой линии армирования. Для подземной части фундамента толщина слоя составляет не менее 40 мм, для конструкций на открытом воздухе — 30–35 мм, для утепленных — 25 мм, а при наличии гидроизоляции — 15–20 мм. В любом случае защитный слой не может быть тоньше используемой арматуры.
Свободное пространство между линиями основного армирования называют разделительным массивом. Поскольку деформационные явления проявляются сильнее у поверхности бетона, ширина неукрепленного участка не должна превышать определенного значения. Какого? Негласно используется значение в 1/4 ширины конкретной грани, то есть по бокам армирующего каркаса нужно добавить 3 или 4 продольных стержня на 1–2 номера меньше основного армирования. Получившиеся в таком случае полосы шире 450 мм нужно укреплять проволочной сеткой.
Укладка, вязка, дистанционные пробки и прочие тонкости
Армирующий каркас в большинстве случаев собирают так:
1. На дно котлована укладывают продольные стержни нижней линии армирования.
2. Связывают их между собой с перехлестом в 20 номинальных диаметров, а на поворотах скрепляют Г-образными элементами той же толщины и с таким же перехлестом.
3. Нижняя линия устанавливается на дистанционные пробки, формирующие нижний защитный слой.
4. С установленным шагом вяжется поперечная конструкционная арматура. Это могут быть разнонаправленные П-образные хомуты или кольца прямоугольной формы. Важный нюанс: все стержни продольного армирования, включая вспомогательные, устанавливаются внутри хомутов, а не снаружи.
Остается только пропустить в хомуты верхнюю полосу основного армирования, подвязать ее и разделить грани конструктивным продольным армированием. Все элементы рекомендуется скреплять проволочной вязкой, предпочитая ее дуговой сварке. После регулировки защитных слоев можно загружать плиты утеплителя и заливать бетон.
http://www.rmnt.ru/ - сайт RMNT.ru
digest.wizardsoft.ru
Фундамент является устойчивой опорой и основанием любого сооружения, поэтому к его изготовлению нужно подойти со всей ответственностью. Усиливающий каркас из металла делает фундамент зданий более долговечным, надежным и качественным.
Он обеспечит основание любой постройки высокими эксплуатационными характеристиками.
Каркас из арматуры — это неотъемлемая часть фундамента, которая помогает создать надежное и прочное основание дома или любого другого сооружения. Чтобы готовый металлический каркас прослужил не один десяток лет и выдержал серьезные нагрузки, вязать арматуру необходимо с использованием специальной проволоки и, соблюдая определенные технологические требования.
Прочная и качественно выполненная вязка из арматуры необходима, чтобы сохранить пространственную форму фундаментальной основы строения при ее заливке. Арматура для фундамента представляет собой металлические стержни длиной от 6 метров и диаметром от 6 мм. Прочностные характеристики такого вида стержней напрямую зависят от их толщины: чем больше диаметр металлического стержня, тем будет выше надежность каркаса.
Металлический профиль стержня может быть гладким, с периодическими гранями, рифленым, с насечками или ребрами. Наличие вышеперечисленных особенностей способствует лучшему сцеплению металла с бетонным раствором. Сцепляемость гладкого стержня с бетоном в 2 раза ниже показателя сцепляемости рифленого стержня. Для создания фундамента высокой прочности могут использоваться для армирования швеллера или металлические уголки.
Схема вязки может быть двух типов:
Основным элементом в фундаменте строения является продольная арматура. Поперечные стержни поддерживают положение продольных. Основная задача их состоит в том, чтобы, когда начнется процесс заливки бетона, вся конструкция оставалась в неизменном положении. Так как при сдвиге армирующей сетки произойдет уменьшение защитного слоя бетона, что впоследствии приведет к уменьшению прочности сооружения, коррозии арматуры, появлению неровностей, трещин и т. д.
Для того чтобы сделать арматурный каркас, необходимо установить опалубку вокруг котлована под фундамент. Опалубка изготавливается из обрезных досок и гвоздей. Стыки можно дополнительно скрепить металлическими уголками для обеспечения готового короба жесткостью и прочностью.
Снаружи и внутри опалубки накручивается стальная проволока диаметром до 8 мм. Полиэтиленовой пленкой устилается дно котлована и стены опалубки для предотвращения быстрого обезвоживания бетонного раствора.
Затем в дно котлована вбиваются металлические стержни на расстоянии 20−30 см друг от друга и на 5−10 см от края траншеи. Для обеспечения ровной поверхности на дно котлована укладываются кирпичи. Желательно перед выкладкой кирпича сделать «подушку» из песка для максимального снижения силы пучения на фундамент.
После выкладки кирпичей можно выкладывать арматуру и при помощи проволоки связывать места их соединения и пересечения.
Для ручного связывания арматуры проволокой используется самый простой способ: когда проволока стягивается при закручивании, а ее концы фиксируются кусачками. Проволока должна быть сложена вдвое, а кусачки должны иметь притупленные зубцы, чтобы не перекусывать проволоку. Для этих целей можно использовать плоскогубцы.
Для того чтобы соединить арматурные стержни в пространственный каркас или сетку, армирование выполняют с помощью сварки или вязки. Это делается проволокой или хомутиками из пластика.
В последнее время вязка арматуры для фундамента остается наиболее популярной по сравнению со сваркой.
Недостатки сварных соединений:
К сварочному процессу для соединения арматуры прибегают достаточно редко, несмотря на такие преимущественные показатели, как простота монтажа и высокая скорость производимых работ.
В нахлест выполняется плоская вязка арматуры фундамента из плит. Специальные инструменты для такой вязки не нужны. Недостаток такого метода состоит в том, что он имеет низкую производительность.
Вязальные работы выполняются там, где была установлена опалубка арматуры. Для этого:
К недостаткам вязки арматуры проволокой можно отнести и то, что качество вязки непостоянно, возможно смещение узла вязки.
Существуют несколько способов вязки арматуры фундамента, вот основные из них:
Для вязки арматуры используется стальная обожженная проволока диаметром 1−1,4 мм в зависимости от диаметральных размеров арматурных стержней. Данная проволока поставляется в бухтах, поэтому перед использованием ее необходимо разрезать на кусочки длиной 150−200 см для удобства применения и, в зависимости от того, каким инструментом будут пользоваться при вязке.
Обожженная проволока имеет ряд преимуществ, которые необходимы для производства вязки арматуры, а именно:
В качестве альтернативы стальной проволоке строительный рынок предлагает пластиковые хомутики, появившиеся совсем недавно. Их основное преимущество заключается в удобстве использования, высокой скорости исполнения работы. К тому же цена на хомуты достаточно низкая.
Необходимый инструмент для вязки арматуры:
plita.guru
К рассмотрению предлагаем монолитный ленточный фундамент, т.к. сборный менее распространен.
Фундамент в процессе эксплуатации подвергается различным нагрузкам от веса самого дома, от движения грунтов и от морозного пучения. При давлении дома нижняя часть испытывает нагрузку на растяжения, верхняя на сжатие. Так же необходимо помнить о силах морозного пучения, подъемная сила которых может превысить вес дома и вызвать растяжение в верхней части ленточного фундамента. Неправильное армирование ленточного фундамента может привести к его разрушению, и, как следствие, разрушению стен и всего здания. Поэтому к армированию ленточного фундамента надо подойти очень серьезно, фундамент - основа всего здания. В этой статье мы приведём подробные чертежи и схемы армирования ленточного фундамента.
Чертёж 1. Нагрузки действующий не фундамент дома
Основную нагрузку на сжатие воспринимает бетон, а на растяжение арматура. Поэтому необходимо армировать нижнюю и верхнюю части фундамента. Армирование средней части фундамента смысла не имеет, так как он почти не испытывает нагрузок.
Чертёж. 2 Схема армирования каркаса ленточного фундамент; 1 - продольные стержни, 2 - хомуты
Продольная арматура, воспринимает основные нагрузки, она укладывается в нижней и верхней части фундамента. Для продольных стержней используется горячекатаная стержневая арматура класса А3. Если высота фундамента больше 150 мм, то необходимо установить вертикальную и поперечную арматуру. Для нее обычно используется горячекатаная стержневая гладкая арматура класса А1 диаметром 6-8мм. Поперечное и вертикальное армирование лучше выполнить единим хомутом, который свяжет армирование в единый каркас. Продольная арматура должна быть расположена внутри каркаса. Связка арматуры в единый каркас ограничивает распространение трещин в бетоне и закрепляет арматурные стержни в нужном положении. Расстояния между прутами продольного армирования и шаг поперечного армирования ленточного фундамента определяется СНиП 52-01-2003:
7.3.4 Минимальное расстояние между стержнями арматуры в свету следует принимать в зависимости от диаметра арматуры, размера крупного заполнителя бетона, расположения арматуры в элементе по отношению к направлению бетонирования, способа укладки и уплотнения бетона. Расстояние между стержнями арматуры следует принимать не менее диаметра арматуры и не менее25 мм. Продольная арматура 7.3.6 Расстояние между стержнями продольной рабочей арматуры следует принимать с учетом типа железобетонного элемента (колонны, балки, плиты, стены), ширины и высоты сечения элемента и не более величины, обеспечивающей эффективное вовлечение в работу бетона, равномерное распределение напряжений и деформаций по ширине сечения элемента, а также ограничение ширины раскрытия трещин между стержнями арматуры. При этом расстояние между стержнями продольной рабочей арматуры следует принимать не более двукратной высоты сечения элемента и не более400 мм, а в линейных внецентренно сжатых элементах в направлении плоскости изгиба — не более500 мм. Поперечное армирование 7.3.7 В железобетонных элементах, в которых поперечная сила по расчету не может быть воспринята только бетоном, следует устанавливать поперечную арматуру с шагом не более величины, обеспечивающей включение в работу поперечной арматуры при образовании и развитии наклонных трещин. При этом шаг поперечной арматуры следует принимать не более половины рабочей высоты сечения элемента и не более300 мм.
Для соединения арматуры не рекомендуется использовать сварку, так как при высокой температуре свойства металла ухудшаются. Сваривать допускается только арматуру, которая в своей маркировке имеет букву «С», например А500С. Все другие марки арматуры связываются между собой при помощи вязальной проволоки.
Чертёж 3. Схема армирования ленточного фундамента, связка арматуры
Так же при армировании ленточного фундамента надо помнить, что арматура не должна соприкасаться с грунтом и опалубкой, чтобы не допустить ее ржавления. Защитный слой для фундамента должен быть 50-80мм.
Следует уделить повышенное внимание армированию углов примыканий ленты фундамента, ведь угол железобетонной конструкции испытывает концентрированное напряжение. Для армирования углов и перекрестий требуется гнуть из арматуры класса А3 специальные углы. Нельзя армировать углы железобетонных лент простым перекрестием. При таком армировании фундамент будет представлять собой не единую жесткую раму, а набор отдельных не связанных друг с другом балок.
В народном строительстве родилась и прочно закрепилась недопустимая форма армирования углов и стыков лент фундамента при помощи простых связанных перекрестий. На рисунке ниже нарисованны чертежи армирования углового премыкания каркаса. Сверху - неправильный вариант (продольная арматура просто перекрещивается, дополнительных усилений, нет дополнительной поперечной и вертикальной арматуры). Снизу - изображен правильный вариант армирования.
Чертёж. 4 Неправильное армирование углов фундамента
Чертёж. 5 Схема армровния углов фундамента
При армировании премыканий лент фундамента ("Т" образных перекрестий) так же не допускается простых перекрестий, требуются дополнительные усиления (рис 6-7).
На чертеже стыки продольной арматуры (1) выполнены "перекрестиями", без дополнительных усилений. В зоне перекрестия нет дополнительных хомутов.
Чертёж. 6 Неправильная схема армирования примыканий каркасов
Чертёж. 7 Правильная схема армирования примыканий каркасов
Для украшения дома часто используют эркер - выступающая из плоскости фасада часть помещения. В каркесе фундамента под эркер сгибается тупой угол. При армировании тупых углов лент надо внутреннюю продольную арматуру пропускать через каркас и подвязывать к наружной, ставить дополнительное "Г" - образное усиление и дополнительные поперечные хомуты (рис 8).
Чертёж. 8 Армирование тупого угла фундамента. Слева - неправильное, Справа - правильное
Наверное, каждый, кто сталкивался с заливкой фундамента, видел неправильные схемы армирования стыков каркаса. На строительных форумах много мастеров и советчиков. Люди не сведующие в строительстве строят так свои дома, есть даже фотографии с примерами такого армирования. Но все эти советы не соответствуют строительным нормам. Неизвестно сколько простоит такое здание, так как такое «армирование» со временем приводит к отколам слоев фундамента по ширине и образованием трещин у углов.
Общий смысл правильного армирования угла – это обеспечение жесткой связи лент фундамента. Для этого требуется связать арматуру в единый каркас, при помощи хомутов. В местах стыка арматуры и на углах устанавливаются дополнительные П-образные или Г-образные усиления. Поперечное и вертикальное армирование (хомуты) для ленты фундамента рекомендуется ставить не реже 3/8 от высоты сечения фундамента, но не реже 25 см. В зоне угловой анкеровки арматуры хомуты ставится в два раза чаще, чем для средней части ленты.
P.S. Фундамент - основа Вашего дома. Существует множество факторов, таких как конфигурация здания, грунты, технология стоительства стен, этажность, тип перекрытий и пр., которые необходимо учитывать при выборе типа фундамента и его конфигурации. Настоятельно рекомендуем перед началом строительства проконсультироваться со специалистами! Если вы планируете строительство дома по технологии несъёмной опалубки Техноблок, обратитесь к нам до начала строительства. Мы поможем Вам не допустить ошибок, разработаем конфигурацию фундамента, сделаем проект, проведём контроль качества на всех этапах строительства и всё это совершенно бесплатно!
Статья выполненна специалистами компании "ТЕХНОБЛОК".
tehnoblok.pro
Как указывалось ранее, в качестве арматуры употребляют главным образом круглую сталь и сталь периодического профиля в виде отдельных прутков диаметром до 40 мм, а также сваренную или связанную в арматурные каркасы.
Для элементов массивных железобетонных гидротехнических сооружений, например шлюзов, имеющих большие размеры сечений, целесообразно применять стержни крупных диаметров до 90—120 мм. Кроме круглой стали, в качестве арматуры применяют сталь и других профилей.
По назначению в бетоне арматуру разделяют на рабочую, распределительную, монтажную и хомуты.
Рабочая арматура воспринимает на себя главным образом растягивающие усилия, возникающие в железобетонных конструкциях от собственного веса и внешних нагрузок.
Распределительная арматура служит для равномерного распределения нагрузок между рабочими стержнями и для обеспечения совместной работы всех стержней арматуры. Кроме того, распределительная арматура связывает рабочие стержни между собой, препятствуя смещению рабочей арматуры при бетонировании.
Распределительная арматура соединяется с рабочей сваркой или проволочной скруткой, в результате чего образуется сетка или каркас.
Хомуты служат для предохранения от появления косых трещин в балке около опор и для связывания арматуры в каркас.
Монтажная арматура никаких усилий не воспринимает и служит как для сборки каркаса, так и для обеспечения во время бетонирования точного положения рабочей арматуры и хомутов. При бетонировании монтажная арматура иногда вынимается.
Рис. 42. Типы крюков на концах гладких арматурных стержней: 1 — полукруглый крюк прп машинном гнутье: 2 — полукруглый крюк с прямым участком прн ручном гнутьеДля лучшего закрепления арматуры в бетоне концы арматурных стержней, работающих на растяжение, делают загнутыми в виде крюков (рис. 42).
Арматура периодического профиля (см. главу VI), благодаря надежной анкеровке и повышенному сцеплению с бетоном, позволяет отказаться от крюков, что способствует экономии металла.
Для совместной работы арматуры с бетоном необходимо, помимо устройства крюков, оставлять вокруг каждого стержня слой бетона; для этого расстояние в свету между отдельными рядами арматурных стержней делается не меньше 25 мм, как показано на рис. 43. На этом же рисунке показан так называемый защитный слой бетона (между арматурными стержнями и поверхностью конструкции), предохраняющий арматуру от воздействия огня при пожаре и от ржавления.
Рис. 43. Расстояние между стержнями арматуры и величина защитного слоя бетона в железобетонной балке и плите (размеры в мм): а — армированной обычной арматурой: 1 — монтажные стержни; 2 — рабочие стержни плиты; 3 — распределительные стержни плиты; 4—рабочие стержни балки; б — армированной сварными сетками и каркасами: 1 — каркасы балки; 2 — сетки плитыВ соответствии с техническими условиями толщина защитного слоя для рабочей арматуры конструкций из тяжелого бетона должна быть: а) в плитах и стенках толщиной до 10 см — не меньше 10 мм; б) в плитах и стенках толщиной более 10 см и в ребрах перекрытий — не меньше 15 мм; в) в балках и колоннах при диаметре продольной арматуры до 20 мм — не меньше 20 мм, а при диаметре арматуры более 20 мм — не меньше 25 мм.
При диаметре продольной арматуры более 35 мм рекомендуется толщина защитного слоя не менее 30 мм, а при применении фасонных прокатных профилей — 50 мм.
Хомуты и поперечные стержни должны отстоять от поверхности бетона не меньше чем на 15 мм. В железобетонных трубах расстояние от стержня продольной арматуры до внутренней поверхности трубы должно быть не меньше, чем до наружной.
В сборных железобетонных конструкциях заводского изготовления из тяжелого бетона марки не менее 200 толщина защитного слоя может быть уменьшена на 5 мм, но в любом случае должна быть не меньше 10 мм для плит и 20 мм для балок и колонн.
www.stroitelstvo-new.ru