Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Система очистки и подачи воздуха


Cистема очистки и подачи воздуха трактора

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   ТО трактора

Cистема очистки и подачи воздуха трактора

Влияние состояния системы очистки и подачи воздуха на работу дизеля

Система очистки и подачи воздуха в цилиндр включает воздухоочиститель, впускной патрубок и турбокомпрессор, применяемый на дизелях некоторых типов для повышения их мощности и экономичности за счет нагнетения в цилиндры дополнительных порций воздуха.

Воздухоочиститель — один из основных агрегатов, предохраняющих двигатель внутреннего сгорания от преждевременного износа. Особенно велико его значение для тракторных дизелей, работающих в облаке пыли. При выполнении сельскохозяйственных работ пылесо-держание колеблется в значительных пределах. Например, на пахоте оно может составлять от 0,005 до 0,5 г пыли на 1 м3 воздуха, на бороновании — от 0,03 до 1,5 г на 1 м3. В отдельных случаях содержание пыли достигает 2 г на 1 м3, причем размеры пылинок, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии, могут быть от десятых долей микрометра до сотен микрометров.

В процессе эксплуатации трактора рабочие характеристики воздухоочистителя изменяются по мере накопления в нем пыли, уноса и испарения масла в поддоне, изнашивания и уплотнения фильтрующих элементоз. При этом степень и тонкость очистки воздуха от пыли резко ухудшаются, в результате увеличивается и количество пыли, поступающей на трущиеся поверхности деталей дизеля. По мере засорения воздушного фильтра возрастает сопротивление движению воздуха. Вследствие этого в фильтре и во впускном патрубке возникает дополнительное разрежение, которое, с одной стороны, создает опасность подсоса в камеры сгорания неочищенного, запыленного воздуха (через неплотности системы), с другой — снижает массу, температуру и давление воздушного заряда, поступающего в камеры сгорания.

В результате резко повышается интенсивность изнашивания дизеля и одновременно с этим из-за недостатка воздуха -снижается мощность и экономичность его. При подсосе запыленного воздуха через неплотности системы значительно повышается не только количество, но и размер пылинок, попадающих в камеры сгорания.

Эффективность работы инерционно-масляных воздухоочистителей во многом зависит от состояния масла в поддоне. По мере насыщения частицами пыли оно густеет, на поверхности масляного слоя образуется плотная пленка, и степень очистки воздуха снижается.

Абразивные частицы (твердые пылинки), проникшие из камер сгорания в картер, попадают в смазочное масло и, циркулируя вместе с ним многократно, оказывают вредное действие, изнашивая зеркала цилиндров, поршневые кольца, поршни, шейки коленчатого вала, вкладыши и другие детали дизеля до тех пор, пока абразивы не будут задержаны масляными фильтрами. Интенсивность изнашивания перечисленных деталей зависит от размеров и свойств абразива. Наиболее опасны в этом отношении частицы, имеющие высокую твердость (кварцевую пыль). В смеси с маслом эти абразивы действуют подобно наждаку.

Чтобы обеспечить нормальную работу системы очистки и подачи воздуха, необходимо своевременно и качественно проводить техническое обслуживание воздухоочистителя, периодически очищать и промывать его составные части, своевременно заменять масло в поддоне, подтягивать крепления и проверять герметичность соединений. Масло в поддон следует заливать до нормального уровня. Избыток масла в поддоне засасывается вместе с пылью в дизель; а недостаток его влечет за собой ухудшение процесса очистки воздуха от пыли.

Определение засоренности воздухоочистителя

Согласно правилам технического обслуживания тракторов сельскохозяйственного значения, состояние воздухоочистителя следует проверять при ТО-1, а в случае работы в условиях повышенной запыленности — через каждые три смены. При отсутствии средств безразборного контроля для проверки засоренности воздухоочистителя его разбирают частично, но это сопряжено с высокой трудоем костыо.

Засоренность воздухоочистителя можно определить по разрежению во впускном воздушном тракте: чем сильнее засорен воздухоочиститель, тем больше разрежение. Для этой цели применяют сигнализатор засоренности воздухоочистителя ОР-9928-ГОСНИТИ. Состоит: из корпуса со смотровым окном, камеры атмосферного давления, рабочей камеры, поршня-указателя с нажимным стержнем, диафрагмы п обратного клапана с нажимной пружиной.

Сигнализатор устанавливают на впускном трубопроводе. При нерабочем состоянии сигнализатора рабочая камера разобщена со впускным воздушным трактом дизеля, так как под действием пружины клапан находится в закрытом состоянии.

Чтобы проверить засоренность воздухоочистителя, устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала и нажимают пальцем на стержень, открыв обратный клапан. При этом рабочая камера сообщается со впускным воздушным трактом и под действием избыточного давления над диафрагмой поршень-указатель переместится вниз, сжимая пружину. Чем больше разрежение, тем ниже опустится поршень-указатель, нижняя часть которого окрашена в зеленый цвет, а верхняя — в красный.

Появление в смотровом окне красной полосы свидетельствует о предельном засорении воздухоочистителя н необходимости очистки и промывки фильтрующих элементов.

Рис. 1. Установка сигнализатора засоренности воздухоочистителя ОР-9928- ГОСНИТИ на дизеле: 1 —нажимной стержень; 2 — смотровое окно; 3 — впускной воздушный патрубок

Для кратковременного подключения сигнализатора к впускному воздушному тракту (при ТО) его снабжают резиновой присоской, а для постоянного — штуцером с резьбой.

Очистка и промывка воздухоочистителя

Инерционный фильтр грубой очистки воздуха. При периодическом техническом обслуживании следует прочищать защитную сетку, через которую поступает неочи-щенный воздух, и щели для автоматического выбрасывания пыли. При очистке щелей нельзя допускать изменения их ширины, так как от этого снижается эффективность очистки воздуха.

Инерционно-масляный воздухоочиститель. Следует своевременно проверять и при засорении прочищать пылесборные щели и сетку воздухоочистителя (фильтра грубой очистки воздуха), а также центральную трубу воздухоочистителя.

Необходимо периодически (при ТО-1) проверять уровень масла в поддоне второй ступени воздухоочистителя, а также его засоренность. При наличии большого количества отложений следует заменить масло, предварительно промыв поддон и прочистив отверстия в чашке масляной ванны. Поддон заполнять до средней линии кольцевого пояска дизельным маслом. При температуре ниже 0°С масло следует разбавлять дизельным топливом на 1/3 объема.

При сильном засорении воздухоочистителя необходимо снять съемные кассеты и фильтрующие элементы и промыть их в бензине или керосине. После промывки элементы из пенополиуретана следует отжать и просушить, а сетчатые и капроновые элементы слегка смочить дизельным маслом.

При наличии в воздухоочистителе различных типов фильтров тонкой очистки воздуха необходимо следить за правильностью сборки и постановки их на место. В верхней части устанавливают фильтры более тонкой очистки. Например, у инерционно-масляного воздухоочистителя дизелей А-01М, А-41 сначала устанавливают пенополиуретановую пластину с мелкими порами (толщина 25 мм), затем с более крупными (толщина 40 мм) и внизу — кассету с капроновыми элементами.

Для полной очистки и промывки воздухоочистителя с него снимают фильтр грубой очистки и поддон, вышн мают съемные фильтрующие элементы (кассеты). Снимают корпус воздухоочистителя с трактора. Очищают и промывают водой фильтр грубой очистки. Очищают специальным скребком центральную трубу воздухоочистителя. Устанавливают корпус воздухоочистителя в ванну заборной трубой вниз. Промывают трубу с закрепленными фильтрующими элементами до тех пор, пока из головки не будет вытекать чистый керосин. После того как керосин стечет, сетчатые и капроновые фильтрующие элементы слегка смачивают дизельным маслом, а пенополиуретановые просушивают.

Воздухоочиститель собирают в последовательности, обратной разборке. При постановке сетчатых элементов в корпус воздухоочистителя следят за тем, чтобы гофры соседних кассет перекрещивались, а планки находились одна над другой.

Мультициклонный воздухоочиститель. Чтобы обеспечить нормальную работу воздухоочистителя, следует проверять состояние воздухозаборника, кассет и циклонов. При загрязнении их необходимо тщательно очищать и протирать, особенно внутреннюю часть циклонов. Если внутренняя часть циклонов покрыта налетом масла с пылью, циклоны нужно промыть в керосине или дизельном топливе.

При сборке воздухоочистителя следует не забыть присоединить отвесную трубу, в противном случае неизбежна авария дизеля. У трактора Т-130 тщательно проверяют плотность соединений циклонного воздухоочистителя с инерционно-масляным.

Бумажный воздухоочиститель. Для тонкой очистки воздуха от пыли широко применяют бумажные фильт-ры-патроны (кассеты), изготовленные из высокопористого картона, которые обслуживают в следующем порядке.

Вынимают фильтры-патроны (кассеты) из корпуса воздухоочистителя и продувают сжатым воздухом до полного удаления пыли. Во избежание повреждения бумажной “шторы давление воздуха должно быть не более 3 кгс/см2 (при продувке кассет воздухоочистителя дизеля ЯМЗ-240Б — не более 7 кгс/см2). При этом струю воздуха следует направлять под углом к боковой поверхности фильтра-патрона (кассеты) и регулировать давление воздуха изменением расстояния от наконечника шланга до поверхности фильтра-патрона.

В процессе обслуживания необходимо оберегать фильтр-патрон от механических повреждений и замасливания.

Если при продувке пыль удаляется неэффективно, что возможно при замасленных или закопченных фильтрах-патронах, их следует промыть в растворе моющих средств. Для этого растворяют мыльную пасту поверхностно-активного вещества ОП-7 или ОП-10 в воде, нагретой до температуры 40…60 °С (из расчета 20 г пасты на 1 л воды). Погружают фильтры-патроны в приготовленный раствор на 2 ч, после чего прополаскивают в растворе 10…20 мин. Затем промывают фильтры-патро-ны в чистой воде, имеющей температуру 35…40 °С, и просушивают на воздухе.

Если нет пасты ОП-7 или ОП-Ю, допускается промывка фильтров-патронов каким-либо универсальным моющим средством.

Во избежание прорыва бумажной шторы после промывки и просушки фильтров-патронов дизель должен работать 20…60 мин при частоте вращения коленчатого вала не свыше 1000 об/мин.

Первую продувку новых фильтров-патронов допускается проводить при ТО-2 — через 480 мото-ч, а первую продувку после промывки — через 360 мото-ч. Во избежание снижения фильтрующей способности картона число промывок в течение всего срока службы фильтра-патрона должно быть не более трех.

Нельзя промывать картонные фильтры-патроны в дизельном топливе и керосине.

При сборке воздухоочистителя следует тщательно проверять состояние уплотнений. Поврежденные прокладки необходимо заменять. После сборки убеждаются в отсутствии неплотностей в местах соединений составных частей воздухоочистителя и всего впускного воздушного тракта, обратив особое внимание на состояние соединительных шлангов и надежность их креплений.

Для обнаружения мест подсоса воздуха в воздушном тракте применяют жидкостный индикатор КИ-4870-ГОСНИТИ. В корпусе индикатора имеется П-образный канал, заполненный водой. Канал с одной стороны закрыт пробкой, а с другой к нему присоединен резиновый шланг со сменным наконечником для поиска мест подсоса воздуха.

Места подсоса воздуха выявляют при работе дизеля на максимальном скоростном режиме. Для этого вывинчивают пробку настолько, чтобы через сверление в ней левый канал сообщался с атмосферой. Удерживая корпус в вертикальном положении и прижимая наконечник к местам возможного подсоса воздуха, наблюдают за уровнем воды в стеклянной трубке. Понижение уровня воды в трубке свидетельствует о негерметичности системы.

После устранения обнаруженных неисправностей герметичность проверяют повторно. По окончании проверки необходимо ввинтить пробку до отказа; это предохранит жидкость от выливания.

Проверка работы турбокомпрессора (К-700, Т-150, Т-150К, Т-130). От технического состояния турбокомпрессора в значительной мере зависят мощность и топливная экономичность дизеля. Одной из частых причин ухудшения мошносгных и топливных показателей является загрязнение проточных частей компрессора, влекущее за собой снижение частоты вращения ротора (давления наддува) и, как следствие этого, коэффициента наполнения цилиндров воздухом. Частота вращения ротора может быть заниженной также по причине недостаточной смазки подшипников при чрезмерном загрязнении фильтра турбокомпрессора.

Причиной снижения турбонаддува может быть также чрезмерное засорение воздухоочистителя и неисправность топливной аппаратуры, что объясняется ухудшением процесса сгорания топлива. Кроме того, в этом случае из-за догорания топлива на линии расширения и возрастания температуры отработавших газов повышается температура деталей турбокомпрессора, а следовательно, снижается его надежность и долговечность,

Чтобы обеспечить длительную и бесперебойную работу турбокомпрессора, необходимо строго соблюдать правила эксплуатации и технического обслуживания дизеля.

В первую очередь необходимо своевременно проводить техническое обслуживание воздухоочистителя и топливной аппаратуры, выявлять и устранять неисправности, ухудшающие процесс горения топлива.

Согласно правилам технического обслуживания при ТО-1, ТО-2 и ТО-3 заменяют фильтрующий элемент фильтра турбокомпрессора трактора К-700, а при ТО-2 и ТО-3 — промывают элемент фильтра турбокомпрессора тракторов Т-150, Т-150К, Т-130. При ТО-2 и ТО-3 проверяют и, если необходимо, подтягивают гайки крепления турбокомпрессора к впускному коллектору.

Перед остановкой дизеля после длительной работы под нагрузкой необходимо в течение 3… 5 мин проработать на холостом ходу (с целью охлаждения деталей турбокомпрессора смазочным маслом), в противном случае ротор может заклиниться в подшипниках, покоробятся корпусные детали и выйдут из строя уплотнитель-ные резиновые кольца.

Турбокомпрессор работает нормально, если после остановки дизеля прослушивается характерный звук высокого тона (свист).

Работу турбокомпрессора можно также проверить по выбегу ротора после остановки дизеля. Для этого после 3…5 мин работы дизеля вхолостую при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала устанавливают максимальный скоростной режим, после чего, выключив подачу топлива, прослушивают с помощью автостетоскопа выбег ротора турбокомпрессора. Ровный, постепенно затухающий звук от вращения ротора, прослушиваемый не менее 5 с, свидетельствует о нормальной работе турбокомпрессора.

При наличии признаков неудовлетворительной работы турбокомпрессора и исправном состоянии системы питания следует проверить легкость вращения ротора ири неработающем дизеле. Для этого, открыв доступ к колесу компрессора, вращают рукой колесо сначала в одну сторону, а затем в другую, выбирая осевой зазор.

Если ротор вращается туго, необходимо промыть компрессорную часть, разобрав турбокомпрессор частично. Если же ротор совсем не вращается или вращается туго и задевает за неподвижные детали, турбокомпрессор следует отправить на специализированное ремонтное предприятие.

Читать далее: Cистема питания дизеля трактора топливом

Категория: - ТО трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Влияние состояния системы очистки и подачи воздуха на работу дизеля

Влияние состояния системы очистки и подачи воздуха на работу дизеля. Система очистки и подачи воздуха в цилиндры состоит из воздухоочистителя (впускного патрубка и турбокомпрессора), применяемого на многих современных дизелях для повышения их мощности и экономичности за счет нагнетания в цилиндры дополнительных порций воздуха.

Современные тракторные дизели выпускаются с турбонад- дувом. При среднем наддуве мощность дизеля повышается на 50-70 %, а вообще мощность двигателя может быть увеличена в несколько раз. В целях обеспечения прочности и допускаемой тепловой напряженности при применении наддува в дизелях их мощность увеличивают не более чем в два раза.При применении наддува не только увеличивается мощность 142 двигателей, но и решаются не менее важные вопросы развития двигателей — снижаются токсичность и удельный расход топлива.

По давлению наддува турбокомпрессоры делятся на группы: низкого давления со степенью повышения давления от 1.3 до 1,9 включительно; среднего давления — от 1,9 до 2,5 включительно; высокого давления — от 2,5 до 3,5.

Воздухоочиститель — один из основных агрегатов, предохраняющих двигатель внутреннего сгорания от преждевременного износа. Велико его значение для тракторных дизелей, работающих в облаке пыли. При сельскохозяйственных работах пылесодержание колеблется в значительных пределах. Например, на пахоте — от 0,005 до 0,5 г пыли на 1 м3 воздуха, на бороновании — от 0,03 до 1,5 г/м3. Иногда содержание пыли достигает 2 г/м3. Размеры пылинок, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии, могут быть от десятых долей микрона до сотен микрон.

В процессе эксплуатации трактора рабочие характеристики воздухоочистителя изменяются по мере накопления в нем пыли, уноса и испарения масла в поддоне, изнашивания и уплотнения фильтрующих элементов (ФЭ). При этом степень и тонкость очистки воздуха от пыли резко ухудшаются, а количество пыли, поступающей на трущиеся поверхности деталей дизеля, увеличивается. По мере засорения воздушного фильтра возрастает сопротивление движению воздуха. В результате в фильтре и во впускном патрубке возникает дополнительное разрежение, которое создает опасность подсоса в камеры сгорания неочищенного, запыленного воздуха (через неплотности системы), снижает массу, температуру и давление воздушного заряда, поступающего в камеры сгорания. Это резко повышает интенсивность изнашивания двигателя и снижает его мощность и экономичность. При подсосе запыленного воздуха через неплотности системы значительно повышается количество и размер пылинок, попадающих в камеры сгорания.

Эффективность работы инерционно-масляных воздухоочистителей зависит от состояния масла в поддоне. По мере нассыщения частицами пыли оно густеет, на поверхности масляного слоя образуется плотная пленка, и степень очистки воздуха 143 снижается.

Абразивные частицы, проникающие из камеры сгорания в картер, попадают в моторное масло и, циркулируя вместе с ним многократно, оказывают вредное действие. Они изнашивают зеркала цилиндров, поршневые кольца, поршни, шейки коленчатого вала, вкладыши и другие детали двигателя до тех пор, пока не будут задержаны масляными фильтрами. Интенсивность изнашивания деталей зависит от размеров и свойств абразива. Очень опасны в этом отношении частицы с высокой твердостью. В смеси с маслом абразивы действуют подобно наждаку.

Для обеспечения нормальной работы системы очистки и подачи воздуха необходимо своевременно и качественно проводить техническое обслуживание воздухоочистителя, периодически очищать и промывать его составные части, своевременно заменять масло в поддоне, подтягивать крепления и проверять герметичность соединений. Масло в поддон следует заливать до нормального уровня. Избыток масла в поддоне засасывается вместе с пылью в двигатель, а недостаток ухудшает процесс очистки воздуха от пыли.

 

 

 

belagrotorg.ru

2.Задание

1. Уточнить факторы, влияющие на качество работы топливной аппаратуры.

2.Изучить операции технического обслуживания системы питания двигателя.

3.Проверить засоренность воздушного фильтра, его герметичность и выявить места подсоса воздуха,

4.Проверить состояние топливоподкачивающего насоса, перепускного клапана и фильтра тонкой очистки топлива

5.Проверить и отрегулировать форсунки без снятия их с дизеля и то же со снятием.

6.Проверить состояние прецизионных пар топливного насоса.

7. Проверить и отрегулировать угол начала нагнетания топлива на дизеле.

8. Обсудить значения замеренных показателей и дать заключение о состоянии системы питания дизеля.

3.Указания по технике безопасности

Очищают и промывают фильтры, воздухоочиститель, форсунки щетинной щеткой, скребками, предупреждающими повреждение кожи рук абразивами и заусенциями, а также загрязнение ее смолистыми веществами, вызывающими тяжелые последствия.

При проверке давления впрыскивания и качества распыливания топлива форсунками нельзя допускать попадания струи топлива на руки, так как распыленные частицы топлива пробивают, кожный покров и проникают в организм. Недопустимо также попадание паров топлива в зону дыхания.

4. Методические указания к выполнению работы.

4.1. Техническое обслуживание систем подачи воздуха и топлива

В таблице 11.1 приведены основные операции технического обслуживания.

Таблица 11.1 -Операции технического обслуживания

Наименование операции

Вид ТО

Проверить наличие подтекания топлива, уровень масла в корпусах топливного насоса и регулятора.

ЕТО

Провести обслуживание воздухоочистителя

ТО-1

Слить отстой из топливного бака и фильтра грубой очистки топлива (ФГО)

ТО-1

Слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива (ФТО) и промыть противотоком, промыть ФГО

ТО-2

Проверить герметичность воздухоочистителя и воздушного тракта

ТО-2

Очистить распылители форсунок, заменить фильтрующие элементы ФТО

ТО-3

Проверить и при необходимости отрегулировать топливный насос и форсунки, а также угол начала подачи топлива

ТО-3

    1. 4.2 Проверка состояния системы очистки и подачи воздуха

Для повышения мощности и экономичности двигателя система очистки и подачи воздуха имеет большое значение. От преждевременной износи двигателя предохраняет воздухоочиститель, рабочие характеристики которого изменяются по мере накопления на нем ныли, испарения масла и поддоне, изнашивания фильтрующих элементов, появления неплотностей и других неисправностей. По мере засорения воздушного фильтра возникает дополнительное разрежение, которое создает опасность подсоса неочищенного воздуха, что резко повышает интенсивность изнашивания.

В настоящее время на многих тракторах и автомобилях на впускном трубопроводе установлен индикатор засоренности воздухоочистителя-ОР-УУ28 (Рис.11.1).

Рис. 11.1 Схема индикатора засоренности 1- Стержень; 2 - камера атмосферного давления; 3 - диафрагма; 4 - поршень; 5 - прозрачный корпус прибора; 6 - шток; 7 - пружина; 8 - рабочая камера; 9 – обратный клапан.

Нажимая на стержень 1, открываем клапан 9, При атом рабочая камера сообщается со впускным воздушным трактом и под действием избыточного давления над диафрагмой 8 поршень 4 перемещается вниз, сжимая пружину. Чем больше разрежение, тем ниже опустится поршень. Появление в смотровом окне красной полосы свидетельствует о предельном загрязнении воздухоочистителя.

Дня проверки герметичности воздушного тракта дизелей предназначен индикатор герметичности КИ-13948-ГОСНИТИ (Рис.11.2,). При замере герметичности воздушного тракта снимают пылеуловитель. устанавливают на горловину,. индикатор Прокручивают коленчатый вал дизеля пусковым двигателем (декомпрессор выключен). Дождавшись падения разрежения до -0,05МПа включают секундомер и когда стрелка вакуумметра станет на нуле, секундомер выключают. При герметичности соединений время падения разрежения не должно быть менее 30с.

Рис. 11.2. Схема индикатора гермегичности КИ-13048 1- накладная шайба с резиновой прокладкой; 2 переходной штуцер; 3- вакууметр Герметичность впускного воздушного тракта можно проверить прибором КИ-4870 (Рис.11.3.)

Рис. 11.3. Схема прибора КИ-4370

1 - корпус; 2 - стеклянная трубка; 3 -

пробка; 4 -резиновыйшланг; 5 - соедини тельная муфта; б -сменный наконечник

Устанавливают максимальный скоростной режим, выворачивают винт прибора до нижней кромки отверстия и, удерживая прибор в вертикальном положении, прижимают наконечник к местам стыков и соединений воздушного тракта. Изменение уровня жидкости в стеклянной трубке свидетельствует о подсосе воздуха в проверяемом месте.

studfiles.net

Система питания воздухом двигателя

Система питания воздухом служит для очистки его от пыли и подвода к цилиндрам двигателя.

Основная функция рассматриваемой системы — очистка воздуха от пыли, поскольку, попадая в цилиндр двигателя, ее частицы вызывают интенсивное абразивное изнашивание деталей кривошипно-шатунного механизма, в основном стенок цилиндров, поршневых колец, шеек и подшипников коленчатого вала. Износ приводит к снижению мощности двигателя, сокращению срока его службы, увеличению расхода топлива и смазочного масла. Если воздух, поступающий в цилиндры, не очищать, то срок службы двигателя резко уменьшается. Например, при движении по проселку гусеничной машины без воздухоочистителя выход из строя двигателя происходит после 15… 20 ч работы.

В систему питания воздухом входят воздухозаборник, воздухоочиститель и впускной коллектор, по которому очищенный воздух поступает из воздухоочистителя к цилиндрам двигателя. В некоторых случаях система питания может включать в себя устройства отсоса пыли из пылесборников воздухоочистителей.

Экспериментально установлено, что практически безвредны для работы двигателя пылинки размером 0,001 мм. Однако такая степень очистки воздуха связана со значительными потерями мощности, поэтому допускается попадание в двигатель частиц большего размера, но в очень малой концентрации.

Параметр воздуха, характеризующий концентрацию пыли в нем, называется запыленностью. Под запыленностью воздуха понимают массу пыли в граммах, содержащейся в 1 м3 воздуха. Если запыленность не превышает 0,001 г/м3, то пыль практически не влияет на работу двигателя. На входе в воздухоочиститель запыленность воздуха изменяется в широких пределах и зависит в основном от следующих факторов: климатические и дорожные условия, конструкция ходовой части, скорость движения и высота воздухозаборника над уровнем дороги. Особенно существенно она меняется по высоте.

Воздухоочиститель ТС должен удовлетворять следующим требованиям:

  • обеспечивать высокую степень очистки
  • иметь минимальное и стабильное во времени сопротивление проходу воздуха
  • обладать малой массой и небольшими габаритами
  • иметь ресурс, равный ресурсу двигателя
  • длительно работать без промывки или смены фильтрующего элемента
  • обеспечивать малую трудоемкость работ по обслуживанию и эффективное глушение шума при впуске

Конструкции воздухоочистителей современных колесных и гусеничных машин отличаются многообразием. Однако среди них можно выделить следующие основные типы: инерционные, инерционно-центробежные, фильтрующие, комбинированные, т.е. имеющие не менее двух ступеней очистки.

В инерционных воздухоочистителях используется сила инерции движущихся с большой скоростью пылинок. При резком изменении направления движения воздуха в этих очистителях частицы пыли продолжают двигаться по инерции в первоначальном направлении и, вылетая из воздушного потока, поступающего в двигатель, удаляются наружу либо задерживаются в пылесборниках или специальных масляных ваннах.

В инерционно-центробежных воздухоочистителях наряду с силами инерции, возникающими при резком изменении направления потока воздуха, используются также центробежные силы: воздух, проходя через такой очиститель, закручивается с помощью спиральных направляющих, тангенциального (расположенного по касательной к цилиндрической стенке) входа или другими способами. Частицы пыли отбрасываются центробежным силами к стенке корпуса воздухоочистителя и скатываются по ней в пылесборник.

Инерционно-центробежные воздухоочистители без вращающихся деталей называются циклонами. Существуют также инерционно-центробежные воздухоочистители роторного типа, в которых очистка воздуха от пыли осуществляется за счет действия центробежных сил, вызванных вращающимся ротором. В таком очистителе ротор вращается обычно вследствие взаимодействия его лопастей с потоком воздуха, стремящимися попасть во впускную трубу из-за разрежения, создаваемого работающим двигателем.

Серьезным преимуществом инерционных и инерционно-центробежных воздухоочистителей является возможность выброса сухой пыли из их пылесборников в атмосферу путем отсоса. Это особенно важно при сильной запыленности воздуха, когда необходимо непрерывное удаление пыли. Возможность отсоса сухой пыли из пылесборника обусловлена разрежением, создаваемым в выпускной трубе двигателя с помощью эжекционного устройства. Основной недостаток инерционных и инерционно-центробежных воздухоочистителей — недостаточно высокая эффективность при очистке воздуха от мельчайших частиц.

Фильтрующие воздухоочистители при очистке воздуху от пыли обеспечивают его фильтрацию в пористых материалах или адсорбцию пылевых частиц на смоченных маслом поверхностям В качестве фильтрующего элемента могут применяться смоченные маслом металлические сетки, промасленные кассеты с капроновой ,или проволочной набивкой, пропитанная маслом полиуретановая пена, синтетические материалы на перфорированном каркасе и т.д. Однако в настоящее время наиболее широкое распространение получили сухие фильтрующие элементы из картона, уложенного «гармошкой». Картонные фильтры, эффективные при любом режиме работы двигателя, задерживают более 99 % частиц размером свыше 2 мкм.

Относительно недавно на некоторых ТС начато использование так называемого марлевого фильтра, в котором помимо обычных принципов фильтрации в пористых материалах реализуется принцип удержания пылевых частиц на поверхности фильтрующего элемента за счет статического электричества. Дело в том, что двойной каркас из алюминиевой сетки и пропитанная специальным силиконовым составом марлевая набивка такого фильтра образуют своеобразный конденсатор, который заряжается статическим электричеством при трении между пылинками. В результате пылинки как бы налипают на наружную поверхность фильтра, образуя подобие «шубы». Ресурс такого фильтрующего элемента значительно больше, чем у обычного картонного, так как пыль не остается внутри фильтра, а скапливается на его поверхности и может быть легко удалена при очередном техническом обслуживании.

Достоинством фильтрующих воздухоочистителей является их способность задерживать мельчайшие частицы пыли, а недостатком — необходимость периодической очистки, промывки или замены фильтрующих элементов.

Комбинированные воздухоочистители сочетают в себе преимущества очистителей рассмотренных типов. Они широко используются как на колесных, так и на гусеничных машинах. Чаще всего применяют две ступени очистки. На первой ступени (действует инерционный очиститель или циклон) из воздуха удаляются наиболее крупные и тяжелые частицы, на второй (фильтрующий очиститель) — мелкие пылинки.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Система подачи и очистки воздуха

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Транспорт Система подачи и очистки воздуха

просмотров - 179

Воздухоочиститель. На двигателях марки «КамАЗ» (рис. 66) установлен двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим отсосом пыли и сменным фильтрующим элементом. Воздухоочиститель состоит из воздуш­ной трубы, корпуса воздухоочистителя с фильтрующим элементом, выход­ной трубы, патрубка отсоса пыли. В качестве фильтрующего элемента ис­пользуется гофрированный картон.

При работе двигателя воздух через сетку в колпаке проходит по тру­бам в воздухоочиститель. По входному патрубку корпуса воздух попадает в первую ступень очистки с инœерционной решеткой и резко изменяет направление. Крупные частицы отсасываются отработавшими газами и выводятся в окружающую среду. Для этого в выпускной трубе двигателя установлен эжектор. Воздух проходит через микропоры картона второй ступени и очищенный по выходной трубе поступает во впускной трубо­провод.

Система выпуска отработавших газов автомобилей марки «КамАЗ» со­стоит из выпускных трубопроводов, приемных труб, которые соединœены в тройнике, гибкого металлического рукава, по которому газы поступают в глушитель. Глушитель состоит из корпуса с днищами. Внутри имеются две перегородки, которые образуют три резонаторные камеры, где газы расши­ряются, их давление и скорость уменьшаются и далее они выводятся в ок­ружающую среду.

Читайте также

  • - Система подачи и очистки воздуха

    Воздухоочиститель. На двигателях марки «КамАЗ» (рис. 66) установлен двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим отсосом пыли и сменным фильтрующим элементом. Воздухоочиститель состоит из воздуш­ной трубы, корпуса воздухоочистителя с фильтрующим элементом,... [читать подробенее]

  • - Система подачи и очистки воздуха

    Воздухоочиститель. На двигателях марки «КамАЗ» (рис. 66) установлен двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим отсосом пыли и сменным фильтрующим элементом. Воздухоочиститель состоит из воздуш­ной трубы, корпуса воздухоочистителя с фильтрующим элементом,... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Воздушный фильтр автомобильного двигателя.

    Система питания двигателя

    Элементы приготовления и подачи воздуха

    

    Система питания двигателя внутреннего сгорания любого типа включает три подсистемы - приготовления и подачи воздуха, подачи топлива и отвода отработавших газов. Каждой из этих подсистем отводится важная роль в процессах, сопровождающих превращение энергии, получаемой от сгорания топлива в механическую энергию, способную «оживить» автомобиль, трактор, комбайн или другую машину.

    Подсистема, отвечающая за приготовление и подачу воздуха, включает несколько составных элементов, позволяющих очистить воздух от пыли, воды и механических загрязнений, подогреть его при необходимости перед подачей в цилиндры, а также воздухоподводящие трубопроводы и патрубки. Кроме того, воздушный фильтр, являющийся элементом воздухоподающей системы, является своеобразным глушителем шума во впускном тракте, разбивая воздушный поток на мелкие струи.

    Подогрев воздуха перед подачей в цилиндры двигателя необходим, преимущественно, в холодное время года для улучшения испаряемости топлива перед воспламенением, повышения качества смесеобразования, и оптимизации процессов сгорания. Чаще всего подогрев осуществляется посредством теплообменников, использующих высокую температуру жидкости системы охлаждения или подводом воздуха через каналы, связанные с выхлопными трубопроводами, которые при работе двигателя сильно разогреваются. При эксплуатации автомобиля в летнее время года подогрев воздуха обычно не используется.

    ***

    Воздушный фильтр или воздухоочиститель

    Одним из наиболее важных элементов воздухоподводящей подсистемы является воздушный фильтр, отвечающий за чистоту подаваемого в цилиндры воздуха. Содержащиеся в атмосферном воздухе пылевидные и механические частицы способны вызвать интенсивный износ деталей двигателя, в первую очередь - деталей цилиндропоршневой группы, действуя как абразив. Достаточно сказать, что использование качественного воздушного фильтра позволяет повысить ресурс двигателя на 30...40%, а при работе в условиях повышенного загрязнения воздуха детали двигателя изнашиваются еще быстрее. Современные модели воздушных фильтров способны обеспечить высокое качество очистки, оставляя в своих волокнах до 99,8% загрязнений, в том числе совсем мелких частиц, и пропуская в цилиндры двигателя только чистый воздух.

    Для очистки воздуха в системах питания современных автомобильных двигателей наиболее широко используются два типа фильтров: инерционно-масляные, которые можно назвать «мокрыми», и сухие - с бумажными фильтрующими элементами. Конструкция последних может включать элементы инерционной очистки. На некоторых моделях автомобилей используются угольные воздушные фильтры, но их применение в качестве воздухоочистителей для системы питания двигателей не считается целесообразным из-за высокой цены. Угольные фильтры чаще используются в качестве салонных воздухоочистителей, удаляя из воздуха, поступающего в кузов легкового автомобиля не только пыль, но также вредные частицы и вещества, поскольку уголь является адсорбентом.

    ***

    Инерционно-масляные воздушные фильтры

    Инерционно-масляные воздухоочистители в настоящее время утратили былую популярность из-за повышенной трудоемкости в обслуживании, тем не менее они еще встречаются в системах питания многих двигателей, устанавливаемых на грузовых автомобилях ЗиЛ и ГАЗ и некоторых других марок.

    Устройство воздухоочистителя автомобиля ГАЗ-53 показано на рис. 1. Воздушный фильтр инерционно-масляного типа состоит из корпуса 11 со специально выштампованной масляной ванной и поддоном с патрубком для системы вентиляции, и фильтрующего элемента 1 с крышкой в сборе. В качестве набивки 12 фильтрующего элемента применяются интенсивно закрученные в моток капроновые нити диаметром 0,2...0,3 мм.

    Фильтр работает следующим образом: при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя стремительный воздушный поток, проходящий через фильтр, ударяется о поверхность масла в масляной ванне, захватывает и уносит капли масла в набивку, увлажняя капроновые нити. Пыль и механические частицы, которым удалось избежать контакта с маслом ванны, прилипают к маслу на поверхности капроновой набивки и, таким образом, отделяются от воздушного потока. Загрязненное масло постепенно стекает в ванну, где под действием веса тяжелые механические частицы оседают на дно, и при очередном обслуживании фильтра удаляются механическим путем. Обслуживание инерционно-масляного воздухоочистителя заключается в периодической промывке его деталей и капроновой набивки, а также заправке ванны свежим маслом.

    ***

    

    Бумажные воздушные фильтры

    Бумажный фильтр состоит из специальной пористой бумаги, которая сложена гофром («гармошкой») для увеличения активной фильтрующей площади. Бумажные фильтры обладают рядом существенных преимуществ перед инерционно-масляными:

    • не нуждаются в периодическом обслуживании, что немаловажно для владельцев легковых автомобилей, не являющихся профессиональными водителями - загрязненный фильтр просто заменяется новым;
    • имеют простую конструкцию и, соответственно, невысокую стоимость, что позволяет осуществлять его замену без существенных материальных затрат;
    • обеспечивают высокую степень очистки воздуха.

    На грузовых автомобилях часто применяются бумажные фильтры инерционной конструкции (сухие инерционные фильтры), в которых проходящий поток воздуха закручивается по спирали, оставляя посредством сил инерции тяжелые частицы на стенках фильтрующего элемента. Недостатком такой конструкции является повышение сопротивления воздушного тракта, что приводит к ухудшению наполняемости цилиндров воздухом. Иногда на автомобилях применяются фильтры с пониженным аэродинамическим сопротивлением, в которых используются хлопчатобумажные или поролоновые фильтрующие элементы, пропитанные специальным маслом.

    В зависимости от формы бумажные фильтры могут быть: цилиндрические, круглые (кольцевого типа), панельные, бескаркасные.

    Цилиндрические воздушные фильтры (см. на рис. вверху страницы) используются в системе питания двигателей грузовых автомобилей (например, в системе питания двигателей марки «КамАЗ»), а также в системе питания двигателей многих современных автобусов, дорожной и сельскохозяйственной техники. Благодаря большой активной фильтрующей поверхности они способны пропускать значительный поток воздуха, что необходимо для работы двигателей с большим объемом цилиндров (литражом). Иногда на цилиндрический воздушный фильтр дополнительно надевается тканевый фильтрующий элемент, позволяющий увеличить срок его службы.

    Применявшиеся в недалеком прошлом кустарные технологии промывки бумажных фильтров для их последующего использования не дают ожидаемой выгоды - затраты на мойку фильтра сопоставимы с ценой нового фильтра, а качество фильтрации и пропускная способность промытого фильтра значительно хуже. Поэтому в настоящее время такие методы обновления бумажных фильтров применяются редко.

    Круглые (кольцевые) воздушные фильтры по устройству мало отличается от цилиндрического, но имеют малую высоту, и, соответственно, меньшую пропускную способность. Такие фильтры применяются в легковых автомобилях с карбюраторной системой питания двигателя. В настоящее время кольцевые фильтры вытеснили более современные и технологичные панельные конструкции, имеющие высокую пропускную способность и качество очистки воздуха.

    Воздушные фильтры панельного типа применяются сейчас почти во всех современных системах питания двигателей легковых автомобилях. Они обычно имеют прямоугольную форму, в нижней части фильтра размещается фильтрующий элемент в виде бумажного гофра, прикрытый сверху металлической или пластиковой решеткой. По контуру фильтра панельного типа размещены уплотнительные элементы для герметичного размещения в корпусе. Несмотря на несколько более затратную технологию изготовления, фильтры панельного типа более производительны, т. е. имеют большую пропускную способность по сравнению с круглыми фильтрами (при одинаковых размерах), великолепно очищают воздух, более практичны и долговечны.

    Бескаркасные воздушные фильтры отличаются от панельных отсутствием жесткой решетки, и содержат лишь фильтрующий бумажный гофр и резиновые или поролоновые уплотнительные элементы для установки в корпус воздушного фильтра.

    ***

    Система питания карбюраторного двигателяСистема питания инжекторного двигателяСистема питания дизельного двигателяГазовая система питания

    

    k-a-t.ru

    система подачи и очистки воздуха

     система подачи и очистки воздуха n

    railw. Luftansaug- und Reinigungsanlage

    Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

    • система подачи заказов
    • система подачи к лесопильным потокам

    Смотреть что такое "система подачи и очистки воздуха" в других словарях:

    • Система подачи топлива — Система подачи топлива  в двигателях внутреннего сгорания служит для подачи топлива из топливного бака к топливной рейке (моноблок дроссельных заслонок), избыток топлива через регулятор давления возвращается в бак.[1] Содержание 1 Структура… …   Википедия

    • система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • система кондиционирования воздуха — Совокупность воздухотехнического оборудования, предназначенная для кондиционирования воздуха в помещениях [ГОСТ 22270 76] система кондиционирования воздуха Совокупность технических средств для обработки и распределения воздуха, а также… …   Справочник технического переводчика

    • ГОСТ Р 12.4.233-2007: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 12.4.233 2007: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Термины и определения оригинал документа: 81 «мертвое» пространство: Плохо вентилируемое пространство лицевой части СИЗОД,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • ГОСТ Р 54892-2012: Монтаж установок разделения воздуха и другого криогенного оборудования. Общие положения — Терминология ГОСТ Р 54892 2012: Монтаж установок разделения воздуха и другого криогенного оборудования. Общие положения оригинал документа: 3.1 атмосфера помещения, обогащенная кислородом: Атмосфера, в которой в результате максимально возможного… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • Кондиционирование воздуха — (от латинского condicio условие, состояние)         Под термином «К. в.» обычно понимают создание и поддержание (главным образом автоматически) в закрытых помещениях и средствах транспорта параметров воздушной среды (температуры, относительной… …   Большая советская энциклопедия

    • Газотопливная система автомобиля — [Файл:FillingUpCNG.jpg|thumb|200px|Заправка автомобиля газом]] Газотопливная система  топливная система двигателя внутреннего сгорания, модифицированная для использования им в качестве топлива сжатых или сжиженных газов. Система пригодна для …   Википедия

    • Основной танк Т-80 —        Когда министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафу Гласа, руководившего боевыми действиями сирийской армии в Ливане в 1981 82 годах, корреспондент журнала Шпигель спросил: Хотел бы бывший водитель танка Глас иметь немецкий… …   Энциклопедия техники

    • установка — 4.3 установка: Совокупность взаимосвязанных образцов ТС или систем, смонтированных для выполнения конкретной задачи в установленном месте. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • ОСТ 108.030.128-78: Котельно-вспомогательное оборудование. Термины и определения — Терминология ОСТ 108.030.128 78: Котельно вспомогательное оборудование. Термины и определения: (И Механическая мешалка Мешалка, в которой приготовление растворов или суспензий происходит с помощью вращающихся лопастей Определения термина из… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • Убежище гражданской обороны — …   Википедия

    universal_ru_de.academic.ru