Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Техническое обслуживание бензиновых генераторов. Техническое обслуживание генератора


Техническое обслуживание генераторных установок

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Техническое обслуживание автомобилей

Техническое обслуживание генераторных установок

Генератор (рис. 75) является основным источником электрической энергии на автомобиле. Он служит для питания всех потребителей электрической энергией и подзарядки аккумуляторной батареи при работающем двигателе.

На современных автомобилях устанавливаются преимущественно генераторы переменного тока, которые в отличие от генераторов постоянного тока обладают лучшими эксплуатационными характеристиками. Генераторы переменного тока – трехфазные, синхронные, с электромагнитным возбуждением. Обмотки статора этих генераторов соединены в “звезду” или “треугольник” (Г286А, Г286В и др.) и подключены к выпрямителю тока. В качестве выпрямительных устройств в генераторах переменного тока применяются выпрямительные блоки типов ВБГ-1 или БПВ (рис. 76). Они установлены в крышке генератора со стороны контактных колец. Выпрямительный блок типа ВБГ-1 состоит из кремниевых вентилей типа ВА-20 (20А, 150В), которые запрессованы в тегогаотводы положительной и отрицательной полярности.

Рис. 75. Генератор Г-250:а – общий вид; б – вид со стороны задней крышки; в — электрическая схема; 1, 13 — крышки; 2 — зажим; 3 — выпрямительный блок; 4 — контактные кольца; 5 — щетки; 6 — щеткодержатель; 7 — пружины; 8 — обмотка статора; 9 – полюсные наконечники ротора; 10 — сердечник статора; 11 — обмотка возбуждения; 12 — втулка; 14 — крыльчатка; Ш — вывод обмотки возбуждения

Рис. 76. Элементы электрооборудования:а, б — выпрямительные блоки ВБГ-1 и БПВ; 1 — кремниевый вентиль; 2, 3 — теп-лоотводы; в — дополнительный резистор, СЭ107; 1 — корпус; 2 — изолятор; 3 — спираль; 4 – зажимы; 5 – пластина

Регулятор напряжения обеспечивает постоянство напряжения генератора при изменении частоты вращения якоря и числа потребителей. Применяются вибрационные, контактно-транзисторные и бесконтактные регуляторы напряжения.

Регулятор напряжения Я112А (рис. 77) работает с генераторами Г286А, Г286Б, 29.3701 и 17.370, а Я120 – с генераторами Г273, Г273А и Г289. Регуляторы бесконтактные, изготовлены на базе полупроводниковых приборов на интегральных схемах и представляют собой малогабаритные неразборные устройства. Малые габаритные размеры и масса (50 г) позволяют устанавливать их на генераторе (встраивать в щеткодержатель) . Регулятор напряжения Я112А устанавливается так, чтобы его плоские выводы-контакты, обозначенные буквами В и Ш, легли на токопроводящие шинки щеткодержателя. Шинка В щеткодержателя имеет вывод наружу в виде болта, обозначенного на генераторе буквой В. К нему присоединяется провод, идущий от замка зажигания для питания обмотки возбуждения генератора. Доступ к шинке Ш открыт через прямоугольный вырез на правой стенке кожуха щеткодержателя.

Регулятор напряжения РР350 (рис. 78) (или 3702) бесконтактный, транзисторный, работает с генераторами Г250, Г250А, Г250И1 и 32.3701. Работой транзисторов при повышении напряжения генератора больше регулируемой величины управляет стабилитрон.

На штампованный разъем выходят три клеммы: “Ш” и “М”, которыми регулятор подключается в схему электрооборудования.

Бесконтактные регуляторы напряжения не нуждаются в регулировке, более надежны и долговечны. Однако следует постоянно следить за чистотой поверхности регулятора напряжения, надежностью контакта между плоскими выводами “В” и “Ш” регулятора и соответствующими шинками щеткодержателя, креплением щеткодержателя к кожуху. Необходимо проверять уровень регулируемого напряжения через одно ТО-2 и в тех случаях, когда аккумуляторные батареи недозаряжаются или перезаряжаются.

Рис. 77. Интегральный регулятор напряжения Я12А:а – основные элементы; б – общий вид; 1 – основание; 2 – регулирующее устройство; 3 – блок резисторов; 4 – выводы; 5 – блок полупроводников; 6 – кон-денсатор; 7 – технологический ключ; 8 – отверстие; 9 – крышка

Рис. 78. Транзисторный регулятор напряжения РР350:а — общий вид; б — вид панели регулятора без корпуса; в — вид панели регулятора снизу; г — электрическая схема; 1 — корпус; 2 — панель; 3 — пластина; 4 — штекерный разъем; Д1 — стабилитрон Д814А; Д2 (КД202Г) иДЗ (КД202В)-запирающие диоды; Д4 (КД202В) — диод гасящего контура; Rl, R10 — резисторы подстроечные; R2 — резистор 220 Ом; R3 — резистор МЛТ 300 Ом; R4 — резистор 17 Ом; R5 — резистор 220 Ом; R6 — резистор 27 Ом; R7 — резистор 470 Ом; R8 – резистор 3 кОм; R9 — резистор 100 Ом; R11 – резистор МЛТ 390 Ом; R( — терморезистор 1 кОм; Др — дроссель; Т1 — транзистор П302; Т2 — транзистор П214В; ТЗ — транзистор П217; ОВ — обмотка возбуждения генератора; ВЗ — выключатель зажигания; Rn — сопротивление потребителей

Обслуживание генераторной установки Г286А (Г286В)

Ежедневно проверять состояние и натяжение приводного ремня. При ТО-1 очистить генератор от пыли и грязи, проверить затяжку болтов крепления генератора к кронштейну, гайки крепления шкива, надежность подсоединения проводов к клеммам генератора. Через каждые 50 тыс, км пробега снять щеткодержатель, очистить от пыли и грязи, проверить состояние контактов щеток регулятора напряжения с шинками щеткодержателя. При ослаблении винтов, крепящих щеткодержатель к кожуху, подтянуть их отверткой. Проверить плавность перемещения щеток и отсутствие их заедания в направляющих каналах щеткодержателей, очистить контактные кольца генератора от щеточной пыли, при необходимости протереть кольца чистой тряпкой, смоченной в бензине, а при окислении их поверхности зачистить стеклянной шкуркой зернистостью 80. Если на щетках имеются сколы или значительный износ (до высоты менее 8 мм), следует заменить их. При износе контактных колец более чем на 0,5 мм по диаметру нужно проточить их с чистотой обработки не ниже 7-го класса. Минимальные диаметры контактных колец после проточки допускаются 29,2 мм (Г286А) и 24,0 мм (Г286В),

Проверить напряжение на клеммах “В”, “Масса” и ““, “Масса” генератора контрольным вольтметром со шкалой 15-30 В. При исправной генераторной установке, работающей совместно с батареей, включенных фарах и освещении салона, при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя напряжение на клеммах “В” и “Масса” генератора должно быть в пределах 13,9-14,8 В (Г286А) или 13,5-14,7 В (Г286В). Напряжение, полученное на клемме ““ генератора, не должно превышать напряжение, замеренное на клемме “В” генератора, более чем на 0,5 В. Если эта разница превышает 0,5 В, то это указывает на слабый контакт в соединениях проводов в цепи питания обмотки возбуждения генератора “+” генератора – замок зажигания – клемма “В” генератора.

Контрольная проверка генератора производится на стенде (рис. 79), который позволяет изменять скорость вращения ротора генератора в пределах 500-5000 об/мин и проверять начальную частоту вращения отдачи генератором мощности.

К выходной клемме генератора “+” подключить вольтметр, нагрузочный реостат и амперметр, а к клемме “В” – амперметр и реостат и обеспечить независимое возбуждение генератора напряжением 13 В, при котором регулятор напряжения еще не включается в работу. Включить рубильник Рис помощью реостата по вольтметру установить напряжение 13 В. При частоте вращения ротора генератора 600 об/мин и температуре окружающего воздуха 25 ± 10 °С без нагрузки вольтметр должен показывать 14 В. После этого включить рубильник, с помощью приводного двигателя увеличить обороты генератора и повысить нагрузку с помощью реостата.

При установленной нагрузке на генератор 50 А и выходном напряжении 14В частота вращения ротора генератора должна составлять 1600 об/мин. В процессе проверки на клемме В генератора с помощью реостата напряжение должно поддерживаться на уровне 13В.

Установка генератора на двигателе. Перед установкой генератор» отключить аккумуляторную батарею. При этом необходимо убедиться в плотности прилегания плоскостей кронштейнов генератора к привалочным плоскостям двигателя. В соответствии со схемой генераторной установки, приведенной на рис, 80, присоединить провода к выводам “+”, “-” и В.

Установить приводной ремень и отрегулировать его натяжение. Прогиб под усилием 40 Н (4 кгс) должен быть.8-14 мм.

Проверить исправность цепи переменного тока.

Для этого необходимо: – пустить двигатель, установить частоту вращения 1000-1500 об/мин; – включить все потолочные плафоны, лампы освещения номера маршрута и маршрутной таблицы, задние фонари, фонарь освещения номерного знака, дальний свет фар, освещение приборов, электродвигатели вентиляторов; – после 1-2 мин работы двигателя амперметр на щитке приборов не должен показывать разрядного тока, а максимальное значение тока не должно превышать 10 А.

Рис. 79. Схема соединения для контрольной проверки генератора:1 – генератор; 2, 5 – амперметры; 3, 4 – вольтметры; б – реостат в цепи нагрузки; 7 — реостат в цепи возбуждения; 8, 9 — рубильники; 10 — аккумуляторная батарея

Вис. 80. Схема генераторной установки:I – обмотка стартера; II – выпрямитель; III – замок зажигания; IV – аккумуляторная батарея; V – выключатель массы; VI – регулятор напряжения; VII – регулятор; VIII — контактные кольца

Указанная проверка может быть проведена и на ходу автомобиля, При скорости 25-30 км/ч выключить все потребители при работающем двигателе, Величина зарядного тока при этом не должна превышать 85 А.

Движение с неисправным регулятором напряжения

Если регулятор напряжения в пути отказал, но генератор исправен, можно до его замены доехать до места назначения, выполняя следующие рекомендации.

Если амперметр не показывает зарядки, то при движении необходимо отключить возможно большее число потребителей электроэнергии; по возможности реже пускать двигатель во избежание разрядки аккумуляторной батареи; через каждые 100-150 км пробега производить подзарядку аккумуляторной батареи продолжительностью 30-40 мин, для чего замкнуть шинку Ш щеткодержателя на массу и двигаться с такой скоростью, при которой амперметр показывает зарядный ток не более 20-25А.

Чтобы замкнуть шинку Ш щеткодержателя на массу, необходимо: – снять щеткодержатель; – ослабить винты, крепящие основание щеткодержателя к его кожуху, и в положении щеткодержателя щетками вверх вставить зачищенный от изоляции конец из мягкого многожильного провода-перемычки через окно в боковой стенке кожуха в щель между пластмассовым основанием щеткодержателя и шинкой 1И; – надежно затянуть винты, установить щеткодержатель на генератор и второй свободный конец провода-перемычки соединить с массой. При этом включить максимально возможное количество потребителей электроэнергии для того, чтобы несколько ограничить зарядный ток; – по истечении указанного времени подзарядки разъединить перемычку с массой, отключить все возможные по условиям движения потребители электроэнергии и продолжить движение.

Читать далее: Техническое обслуживание системы зажигания

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Техническое обслуживание генераторной установки

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобили Камаз Урал

Техническое обслуживание генераторной установки

Срок службы и надежность работы генераторных установок в значительной мере зависят от правильного и своевременного технического обслуживания. Первые работы выполняются перед вводом автомобиля в эксплуатацию, затем генераторные установки обслуживают с периодичностью ТО-2.

Недостаточно жесткое крепление генератора к двигателю является основной причиной поломки его крышек. Чрезмерно натянутый приводной ремень приводит к перегрузке подшипников и их ускоренному износу. Слабо натянутый приводной ремень проскальзывает, что риводит к ускоренному износу ремня и шкива, а также к уменьшению напряжения тока генераторной установки. Натяжение ремня проверяется по величине его прогиба, который должен соответствовать указаниям Инструкции по эксплуатации автомобиля, при нажатии на ремень с усилием 3 — 4 кгс посередине между шкивами генератора и вентилятора.

При вводе в эксплуатацию нового автомобиля необходимо проверить и в случае необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня, а также убедиться в надежном креплении генератора к двигателю.

В дальнейшем при каждом ТО-2 проверяют натяжение ремня и крепление генератора. Кроме этих операций, при ТО-2 очищают от грязи наружные поверхности генераторных установок и проверяют крепление наконечников присоединительных проводов.

При проведении операций технического обслуживания, а также при проведении ремонтных работ запрещается:— пуск и работа двигателя при отключенном от вывода «f» генераторной установки проводе, так как это приводит к возникновению высокого напряжения, опасного для диодов выпрямительного блока;— включение аккумуляторной батареи обратной полярностью и несоблюдение полярности вспомогательного источника питания при пуске двигателя;— работа генераторной установки при отключенной аккумуляторной батарее;— проверка работоспособности генераторной установки на «искру» кратковременным соединением выводов « + », «30», В, Б на корпус или между собой;— проверка цепей схемы электрооборудования омметром или лампой, питаемыми напряжением выше 36 В;— проводить сварочные работы на автомобиле без отключения проводов от выводов « + ». «30», В генераторной установки.

Ряд работ по техническому обслуживанию генераторных установок производится через каждые 50 — 60 тыс. км пробега при выполнении очередного ТО-2. С указанной периодичностью генератор снимают с автомобиля для осмотра щеток и контактных колец. На снятом с генератора щеткодержателе проверяют, свободно ли перемещаются щетки в направляющих отверстиях. Затем щетки вынимают из щеткодержателя и измеряют их высоту. Если щетка заедает в щеткодержателе, ее и стенки направляющего отверстия протирают ветошью, смоченной бензином. Если износ щетки больше нормы (обычно это 7 — 8 мм), ее заменяют.

Контактные кольца, не разбирая генератор, очищают от грязи и масла ветошью, смоченной бензином. Целесообразно продуть внутреннюю полость генератора сжатым воздухом. Если износ колец более 0,5 мм по диаметру, необходимо разобрать генератор и на роторе в сборе проточить кольца. Предельное значение диаметра кольца задается в Инструкции по эксплуатации генератора.

Бесконтактные регуляторы напряжения не требуют никакого обслуживания. Вибрационные и контактно-транзисторные регуляторы напряжения требуют периодической подрегулировки. Регулируемое напряжение таких регуляторов проверяют через каждые 25 — 30 тыс. км пробега при очередном ТО-2. У всех вибрационных устройств регулировка осуществляется изменением натяжения спиральной пружины, которое осуществляется подгибанием хвостовика.

Проверку генераторных установок на автомобиле осуществляют приборами Э214, К484 и автотестером К461.

При необходимости после выполнения ремонта снятые с автомобиля генераторные установки проверяют на стендах Э211, КИ-968, Э240. На стендах предусмотрена возможность плавно изменять частоту вращения ротора и нагрузку генератора. Стенды снабжены измерительными приборами, имеющими класс точности не ниже 1,5.

Для проверки генератора его закрепляют в специальном устройстве стенда и посредством клиноременной передачи или специальной муфты шкив генератора соединяют с приводом стенда.

Для проверки начальной частоты вращения ротора генератора независимого возбуждения (рис. 3.3) обмотку возбуждения питают от постороннего источника, которым может быть аккумуляторная батарея или другой источник постоянного тока с пульсациями напряжения не более 0,2 В. Величину напряжения на обмотке возбуждения регулируют реостатом по показаниям вольтметра. Если в технических условиях заданы характеристики при самовозбуждении генератора, обмотку возбуждения подключают к положительному выводу генератора. Генераторы с интегральными регуляторами проверяют в комплекте. При этом для снятия характеристик генератора напряжение питания обмотки возбуждения принято равным 13В. В этом случае интегральный регулятор еще не вступает в работу.

Рис. 1. Принципиальная схема проверки характеристик генераторов

Затем включают электродвигатель стенда и увеличивают частоту вращения ротора генератора, которую регистрируют тахометром стенда, согласно данным технических условий. При заданной частоте вращения определяют без нагрузки (после возбуждения генератора аккумуляторную батарею отключают) и под нагрузкой соответствие генератора техническим условиям. Величину напряжения генератора фиксируют вольтметром, ток нагрузки — амперметром. Нагрузку генератора задают реостатом, параллельно которому включается аккумуляторная батарея.

Для проверки уровня регулируемого напряжения к генератору (рис. 2), установленному на стенде, присоединяют регулятор напряжения. Схема точно такая же, как и схема соединения генератора и регулятора на автомобиле. Для измерения напряжения используется вольтметр, тока нагрузки — амперметр. Нагрузкой служат реостат и аккумуляторная батарея. На стендах последних конструкций (532-2М, Э240) вместо аккумуляторной батареи используется батарея конденсаторов. Батарея конденсаторов используется для уменьшения пульсации напряжения генераторной установки, что обеспечивает ,аккумуля-торная батарея при ее работе параллельно с генератором. Емкость батареи конденсаторов подобрана такой, чтобы показания амперметра и вольтметра соответствовали их показаниям при работе генератора с аккумуляторной батареей.

Рис. 2. Принципиальная схема проверки регулируемого напряжения

Затем включают привод стенда и устанавливают частоту вращения ротора и ток нагрузки согласно значениям, заданным в технических условиях. Величину регулируемого напряжения, измеряемую вольтметром, сравнивают также с данными технических условий.

Для обеспечения безотказной работы генератора необходимо содержать его в чистоте. Очищать генератор от пыли следует продувкой сжатым воздухом. Исправность генератора проверяют по показанию амперметра. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя амперметр должен показывать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере повышения заряда аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядного тока или малый зарядный ток не свидетельствует о неисправности генератора.

Рис. 3. Схема соединения регулятора и генератора при проверке регулируемого напряжения на стенде: 1 — генератор: 2 —реле напряжения; 3 — вольтметр; 4 —нагрузка; 5 — указатель тока; 6 —- аккумуляторная батарея

Для проверки состояния щеточного узла необходимо снять щеткодержатель и убедиться- в легкости перемещения щеток в щеткодержателях. Щетки высотой менее 7 мм надо заменить. Высоту щеток замерять от пружины до их основания. Усилие прижатия щеток к коллектору при сжатии до 17,5 мм должно быть 220±30 г. Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, их надо проточить. Минимально допустимый диаметр проточки 29,3 мм.

В подшипники генератора заложена смазка на весь срок его службы. В случае заедания или сильного шума подшипники следует заменить.

Для проверки исправности генератора непосредственно на автомобиле необходимо пользоваться вольтметром, подключая его между выводами «+» и «—» генератора. Проверка проводится при включенных аккумуляторных батареях. Сначала пускается двигатель и устанавливается средняя частота вращения 200 рад/с (около 2000 об/мин). После 10-минутной работы двигателя включается, дальний свет фар и фиксируется показание вольтметра, которое должно быть 27…29,2 В.

Контрольную проверку генератора проводят на специальном стенде, обеспечивающем плавное изменение частоты вращения ротора генератора. Если генератор исправен, то все его параметры должны соответствовать технической характеристике.

Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Проверять блок надо на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора, используя аккумуляторную батарею и контрольную электролампу. Проверяя диоды плюсовой шины выпрямительного блока, к ней через контрольную лампу надо присоединить «—» аккумуляторной батареи, а «» поочередно подсоединять к противоположным выводам диодов. Проверяя же диоды минусовой шины, к ней через контрольную лампу надо присоединить «» аккумуляторной батареи, а «—» поочередно подсоединять к противоположным выводам диодов. Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток только в одном направлении, и, следовательно, лампа должна гореть только при включении диодов в проводящем направлении. Если контрольная лампа горит или не горит при подключении ее в обоих направлениях, то диод неисправен. Необходимо заменить весь выпрямительный блок.

Рис. 4. Установка аккумуляторных батарей: 1 — ящик-гнездо; 2 — стяжка; 3 — застежка крыши ящика; 4 — корпус; 5, 6 — пластины; 7— сепаратор; 8 — плюсовая клемма; 9 — минусовая клемма; 10—клемма-колодка; 11 — крышка; 12 — планка; 13 — наливное отверстие; 14 — крышка аккумулятора; 15 — межэлементная перемычка

Запрещается проверять выпрямительный блок: от источника напряжением более 24В; от источника переменного тока; без контрольной лампы, включенной последовательно с выпрямительным блоком.

Устанавливая генератор на двигатель, необходимо учитывать, что задний болт крепления генератора к кронштейну входит в разрезную опору, а лапа передней крышки генератора крепится без зазора. В связи с этим сначала необходимо ослабить стяжной болт разрезной опоры, затянуть болты крепления генератора и лишь затем полностью затянуть стяжной болт задней опоры генератора.

Читать далее: Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Категория: - Автомобили Камаз Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Техническое обслуживание генератора.

При обслуживании генератора следует обратить внимание на его чистоту. Не допускается работа генератора с отсоединенной от зажима аккумуляторной батареей, так как при этом возникают кратковременные перенапряжения на зажиме генератора, которые могут вызвать повреждение регулятора напряжения и электронных устройств в бортовой сети автомобиля.

Ежедневно следует контролировать работу генератора по приборам.

Через 10 000...15 000 км пробега подтягивают крепления генератора на двигателе. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводного ремня.

Через 60 000 км пробега нужно снять генератор, разобрать, очистить и протереть все детали, продуть сжатым воздухом внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости кольца надо зачистить мелкозернистой шкуркой или проточить, а щетки заменить вместе со щеткодержателем, если они выступают из щеткодержателя менее чем на 5... 8 мм.

  1. Техническое обслуживание стартера.

Техническое обслуживание стартера заключается в периодической подтяжке креплений проводов и очистке наружных поверхностей от загрязнений.

Для обеспечения надежной работы стартера рекомендуется через каждые 45 000 км пробега, а при необходимости и раньше, снимать его с автомобиля для очистки и проверки состояния его деталей и смазки. При этом производится зачистка коллектора и при необходимости замена изношенных щеток, а также регулировка привода и осевого перемещения вала якоря.

Список литературы

1.Многокрасочный альбом/В. А. Вершигора, А. П. Игнатов, Н. В. Новокшенов и др. - Изд-во «Третий Рим», 1996. - 90 с.

2. Беляев С. В. Моторные масла и смазка двигателей: Учебное пособие. - Петрозаводский гос. ун-т. Петрозаводск, 1993. - 70 с.

3. Грамолин А. В., Кузнецов А. С. Топливо, масла, смазки, жидкости и материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей. - М.: Машиностроение, 1995. - 63 с.

4. Карагодин В. И., Шестопалов С. К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 239 с.

5. Круглов С.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. - М.: Высшая школа, 1995. - 304 с.

6. Руководство по эксплуатации автомобилей ВАЗ-2108, -21081, -21083, -21083-20, -2109, -21091, -21093, -21093-20, -21099. - М.: Легион, 1996. - 80 с.

7. Спинов А. В. Системы впрыска бензиновых двигателей. - М.: Машиностроение, 1995. - 112с,

8. Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е. С. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1991. - 413 с.

9. Шестопалов С. К., Шестопалов К. С. Легковые автомобили. - М.: Транспорт, 1995. - 240 с.

10. Фучаджи К. С., Стрюк Н.Н. Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия»: устройство, эксплуатация, ремонт. - М.: Транспорт, 1991. - 259 с.

26

studfiles.net

Ремонт и техническое обслуживание генератора

К неисправностям генератора относится отсутствие зарядного тока при работе двигателя, а также повышенная или пониженная сила зарядного тока.Отсутствие зарядного тока генератора при работе двигателя определяется по контрольным приборам, к которым относятся амперметр, вольтметр, контрольная лампа. Оно может быть вызвано неисправностью самого генератора, разрывом или растяжением ремня привода генератора, а также неисправностью цепи заряда аккумуляторной батареи.

При определении причин отсутствия зарядного тока генератора необходимо проверить состояние и степень натяжения ремня привода генератора, потом нужно проверить вольтметром или пробником регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключают к клемме «+» генератора и к «массе» с соблюдением полярности, после этого устанавливается средняя частота вращения коленчатого вала двигателя, которая составляет примерно 2000 мин-1(об./мин.). После этого включают основные потребители электрического тока автомобиля, к которым относятся габаритные огни, отопитель, дальний свет фар. При этом вольтметр должен показывать напряжение в пределах 13,7-14,5 В. Если показания вольтметра находятся в этих пределах, то генератор исправен и причина неполадки кроется в цепи заряда аккумуляторной батареи. Если вольтметр показывает напряжение, выходящее за пределы допустимого, то необходимо снять щеточный узел с регулятором напряжения, проверить износ щеток, а также убедиться в отсутствии заеданий в щеткодержателе, загрязнений контактных колец якоря генератора, проверить надежность контактов регулятора напряжения. После выполнения вышеуказанных мероприятий необходимо снова проверить напряжение. Если выполненные действия не принесут положительного результата, то возможно, что неисправность кроется в регуляторе напряжения, который следует заменить на другой, заведомо исправный. Если после замены регулятора напряжение не восстановится, то необходимо снять генератор с автомобиля и провести более детальную проверку его состояния и заменить вышедшие из строя детали на новые.

Пониженная сила зарядного тока приводит к недозаряду аккумуляторной батареи, в результате чего снижается накал ламп приборов освещения и изменяется тембр звукового сигнала. Причинами пониженной силы зарядного тока могут быть нарушение работы щеточно-коллекторного узла, пробуксовка ремня привода генератора, повреждение одного из диодов выпрямительного блока, обрыв или межвитковое замыкание одной из фаз обмотки статора.Для того чтобы определить неисправность, необходимо проверить натяжение ремня привода генератора, а также надежность контактов проводов. После этого снять щеточный узел и проверить загрязненность контактных колец, а также износ щеток и их заедание. Если после принятых мер напряжение не восстанавливается, то генератор снимают с автомобиля для проведения детальной проверки и замены вышедших из строя деталей.Повышенная сила зарядного тока приводит к перезаряду аккумуляторной батареи. Кроме этого на больших оборотах двигателя стрелки контрольных приборов начинают зашкаливать, а электролит закипает и выплескивается из аккумуляторной батареи. Причиной повышенной силы зарядного тока может быть неисправность аккумуляторной батареи или регулятора напряжения. В этом случае для выявления неполадки нужно проверить напряжение генератора, как описано выше, и заменить неисправную аккумуляторную батарею или регулятор напряжения.Ремонт генератора заключается в проверке его технического состояния, разборке, проверке технического состояния его деталей, замене неисправных деталей на новые и в последующей сборке.

Проверка технического состояния генератора осуществляется на специальном контрольно-измерительном стенде, который оборудован электроприводом, обеспечивающим плавное изменение частоты вращения ротора генератора, амперметром, разгрузочным реостатом и тахометром. Проверка на стенде заключается в определении минимальной частоты вращения ротора генератора, при которой достигается напряжение 12,5 В без нагрузки и с нагрузкой. Кроме этого на стенде проверяют величину тока нагрузки и регулируемого напряжения.

Разборку генератора проводят в следующей последовательности:1) отвернуть крепления, снять щеткодержатель вместе с регулятором напряжения;2) извлечь стяжные болты, снять крышку генератора вместе со статором;3) отсоединить фазные обмотки статора от выводов на выпрямительном блоке, снять крышку выпрямительного блока;4) отвернуть гайку крепления шкива вентилятора, снять шкив с вала ротора;5) при помощи съемника снять переднюю крышку генератора;6) если необходимо заменить передний подшипник, то нужно отвернуть винты его держателя и выпрессовать подшипник из крышки при помощи съемника.

Сборка генератора осуществляется в последовательности, обратной его разборке. Проверка технического состояния деталей генератора включает в себя проверку обмотки возбуждения ротора, обмоток статора, а также проверку диодов выпрямительного блока.Обмотка возбуждения ротора проверяется при помощи амперметра. Для этого присоединяют щупы амперметра к кольцам якоря и по величине сопротивления определяют отсутствие обрывов или замыканий в обмотке возбуждения. Кроме этого обрыв обмотки можно определить при помощи индикатора, для этого через него подключают к контактным Кольцам обмотки возбуждения аккумуляторную батарею. Такая проверка может быть выполнена без снятия генератора с автомобиля, для этого только необходимо снять с генератора щеточный узел.Проверка обмоток статора на короткое замыкание или на обрыв проводится при помощи индикатора и источника питания. Проверка обмоток статора на межвитковое замыкание осуществляется при помощи омметра, если обмотки статора исправны, то их сопротивление не должно отличаться более чем на 10%.

Диоды выпрямительного блока проверяют при помощи лампы и аккумуляторной батареи. Исправный диод способен пропускать ток только в одном направлении. Неисправный диод может пропускать ток в обоих направлениях (в случае короткого замыкания) либо не пропускать ток вообще (в случае обрыва цепи). Если в выпрямительном блоке поврежден один диод, то весь выпрямительный блок меняется на новый.Короткое замыкание диодов выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля. Для этого необходимо отсоединить провода от генератора и аккумуляторной батареи, а также отсоединить вывод от регулятора напряжения и генератора. Проверку можно проводить при помощи индикатора и аккумуляторной батареи или при помощи омметра. Если при проверке загорается контрольная лампа, то в одном или нескольких диодах имеется замыкание и выпрямительный блок является неисправным.

При техническом обслуживании генератора следует обращать внимание на его чистоту. Работа генератора с отсоединенной от зажима клеммой « + » аккумуляторной батареи не допускается, потому что при такой работе может возникнуть кратковременное перенапряжение на зажиме « + » генератора, что, в свою очередь, может привести к повреждению регулятора напряжения и электронных устройств и бортовой сети автомобиля. Необходимо ежедневно контролировать работу генератора по приборам.

Через каждые 10 000-15 000 км пробега необходимо подтягивать крепления генератора на двигателе. Кроме этого также необходимо проверять натяжение приводного ремня и при необходимости его подтягивать.

Через каждые 60 000 км пробега необходимо снимать генератор, разбирать его, прочищать и протирать все его детали, а также продувать их сжатым воздухом, затем нужно продуть внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости зачистить кольца мелкозернистой шкуркой или проточить их. Кроме этого если щетки выступают из щеткодержателя более чем на 5-8 мм, их надо заменить.

avtokriminalist.ru

Техническое обслуживание генератора Г273-В

При ежесменном техническом обслуживании:

· проверка крепления генератора;

· проверка натяжения и при необходимости регулировка натяжения ремней;

· проверка напряжения генератора;

· проверка величины зарядного тока батареи.

При текущем техническом обслуживании:

- очистка от пыли и грязи наружной поверхности;

- проверка и при необходимости регулировка натяжение приводных ремней генератора. При нормальном натяжении ремней стрела прогиба должна быть в пределах 15... 22 мм при нажатии на середину большей ветви с усилием 39,2 Н (4 кгс).

-76-

Для регулирования натяжения ремней ослабьте гайки крепления передней и задней лап генератора и болт крепления генератора к натяжной планке. Затем отклоните генератор в сторону натяжения ремней до требуемой величины и затяните крепежные соединения генератора.

При сезонном техническом обслуживании (осенью), сняв генераторс двигателя:

- проверьте состояние щеточного узла;

- продуйте сжатым воздухом выпрямительный блок;

- проверьте надежность крепления шкива на валу генератора, при ослаблении подтяните.

 

Для проверки состояния щеточно-коллекторного узла выверните два болта крепления щеткодержателя в крышке, снимите щеткодержатель и убедитесь, что щетки свободно перемещаются в направляющих. Если щетку заедает в щеткодержателе, протрите ее и стенки направляющего отверстия ветошью, смоченной бензином. Снимите щетки, осмотрите и замерьте их высоту. Высота щетки должна быть не менее 8 мм от пружины до основания щетки. При необходимости щетки замените. Раскомплектация щеток не допускается.

Через отверстие в крышке, в котором находится щеткодержатель, хорошо видны контактные кольца. Осмотрите состояние контактных колец и при необходимости протрите ветошью, смоченной бензином. Если после этого будут обнаружены пригары или загрязнения, то зачистите кольца полоской стеклянной шкурки С100, прижимая ее к кольцам через отверстие в крышке для щеткодержателя и проворачивая ротор генератора.

Проточите контактные кольца, если не удаляются пригары, кольца имеют неровную поверхность или их износ превышает 0,5 мм по диаметру. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,3 мм.

 

-77-

Перед снятием крышки со стороны контактных колец снимите щетки вместе со щеткодержателем во избежание поломок щеток.

Посезонная регулировка проводится следующим образом:

если наружная температура установилась устойчиво на уровне 0°С и выше, ППР (переключатель посезонной регулировки) должен находиться в положении ЛЕТО (Л) — левое крайнее положение контактного винта ППР, винт вывернут;

если наружная температура установилась устойчиво на уровне 0°С и ниже, ППР должен находиться в положении ЗИМА (3) — правое крайнее положение винта ППР, винт ввернут.

Уровень регулируемого напряжения генератора в положении ППР ЛЕТО при токе нагрузки 20 А, частоте вращения (3500+200) мин1, температуре окружающей среды (25+10)°С и выключенной аккумуляторной батарее должен находиться в пределах 27... 28 В, а в положении ППР ЗИМА — 28,8... 30,2 В.

 

-78-

Похожие статьи:

poznayka.org

Техническое обслуживание и ремонт генератора. Советы

Генератор обеспечивает подачу электроэнергии при включенном двигателе. И если не хотите встать где-нибудь на трассе, нужно следить за его состоянием. Поговорим о техническом обслуживании генератора.

Натяжение клинового ремня генератора

После пробега первые 1 500 — 2 000 км и через каждые 20 000 — 30 000 км пробега водитель должен проверять состояние и натяжение ремня генератора. При сильном надавливании большим пальцем на ремень в его середине он не должен прогибаться более чем на 5 мм (новый – на 2 мм). В случае необходимости, ремень необходимо .

проверка натяжения ремня генератора

Чтобы увеличить натяжение ремня, ослабьте фиксирующие винты, с помощью монтировки поверните, наклоните или передвиньте генератор от двигателя и снова закрепите винты. В моделях с натяжным роликом он сам регулирует натяжение ремня.

Проверяя ремень на натяжение, убедитесь, что его стороны не обтрепаны, нет трещин и изломов. Если они есть, ремень необходимо заменить на новый.

Неисправности при эксплуатации генератора

При повышенном шуме генератора (шум довольно звонкий, металлический), проверьте не ослаблены ли гайки шкива генератора. Если не помогает, обратитесь к специалисту: причина может быть в или замыкании на «массу» обмотки статора.

Нельзя допускать отсоединения аккумулятора от сети при работающем двигателе и отключенных потребителях. Поэтому при техобслуживании генератора следует проверять исправность цепи заряда аккумулятора. Нельзя, чтобы провода касались корпуса регулятора напряжения. Лучше, если они находятся на расстоянии 3 см от него. Он сильно нагревается при работе, и их изоляция может повредиться.

Если собственноручно занимаетесь ремонтом, не снимайте крышку регулятора без надобности. Попадание под нее влаги приводит к загрязнению и пригоранию контактов. Крышка регулятора должна быть плотно прижата к корпусу, а прокладка между крышкой и корпусом должна хорошо изолировать воздушное пространство под крышкой.

Замена щеток генератора

Щетки генератора проверяют после 50 000 — 60 000 км пробега (раз в 4 года). Чтобы их проверить не нужно демонтировать генератор.

замена щеток генератора

Отсоедините «-» от аккумулятора, затем отвинтите и осторожно снимите регулятор напряжения на обратной стороне генератора. Если изношенные щетки выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, их следует заменить. Перед установкой регулятора с новым щеткодержателем на место необходимо продуть и протереть гнездо щеткодержателя от угольной пыли. Установив новые щетки, проверьте, свободно ли они двигаются в держателе.

При ремонте генератора и замене щеток, контрольная лампа может ошибочно показывать «отсутствие зарядки батареи». Такое случается, пока не притрутся щетки.

portalvaz.ru

Техническое обслуживание бензиновых генераторов | Ergomax

От своевременного обслуживания генератора зависит ресурс его работы. График обслуживания и перечень работ мы указываем в руководстве по эксплуатации каждой модели. 

Как правило, ТО включает в себя замену масла и свечей зажигания, очистку воздушного и топливного фильтров, протяжку крепежа и т.д. Помимо этого, необходимо прочищать вентиляционные отверстия мотора и электрической части. 

Общие рекомендации по срокам обслуживания приведены в таблице. 

Вид и период работПеред каждым использованиемКаждые 20 часовКаждые 3 месяца или 50 часовКаждые 6 месяцев или 100 часовКаждый год или 300 часовПри необходимости
Масло двигателяПроверить     
Заменить После первых 8 ч и 20 ч работы   
Воздушный фильтрПрверить     
Очистить  ◊ (1)  
Заменить   ◊ (1) 
Фильтр бензобакаОчистить  ◊ (2)   
Заменить     ◊ (2)
Искрогаситель глушителяОчистить   ◊ (2)  
Свеча зажиганияОчистить, отрегулировать   ◊ (2) 
Зазор клапановПроверить, очистить    ◊ (2) 
Топливопроводзаменить     ◊ (2)
Крепежные деталиПроверить, затянуть    
Камера сгоранияОчиститьКаждые 500 часов (2)

(1) Сервисное обслуживание должно производиться чаще при работе в пыльных условиях. 

(2) Эти работы должны выполняться в сервисном центре, обслуживающем генераторы ТМ Ergomax, если владелец не обладает соответствующими опытом и инструментами.

Всегда записывайте даты проведения ТО, чтобы соблюдать периодичность очередного обслуживания. Для проведения ТО мы рекомендуем использовать только оригинальные запасные части и расходные материалы ТМ Ergomax.

Регулярное ТО выполняется в каждый указанный месяц или каждое количество часов, смотря, что случается раньше. Соблюдайте часовые или календарные интервалы. Более частое обслуживание требуется при работе в неблагоприятных условиях.

В некоторых случаях, например при очень длительном использовании генератора, может понадобиться замена поршневых колец двигателя. Такую работу можно выполнить только в авторизованном сервисном центре, обслуживающем генераторы ТМ Ergomax.

Помните: бензин выдыхается через месяц-два, поэтому замените топливо в баке на новое в случае долгого простоя.

Если вы нечасто пользуетесь генератором, дайте ему нагрузку – как минимум раз в месяц. Запустите и дайте поработать на холостом ходу и под нагрузкой. Это позволит прогнать масло по системе и смазать все движущиеся детали двигателя.

Регулярное техническое обслуживание позволяет избежать многих неполадок в работе оборудования и обеспечивает его длительную бесперебойную работу.

ergomax-rf.ru