Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Пневмотрамбовка. Незаменимая помощь в формовочных работах. Уплотнение грунта пневматическими трамбовками


Уплотнение грунта пневматическими трамбовками группа грунта 1-2, 3-4

Использование пневматических трамбовок является очень востребованным в профессиональном строительстве. При работе во время подготовки фундамента следует максимально уделить внимание обработке грунта, так как если он будет плохо обработан, то постройка может быстро завалиться. Это случается из-за того, что земля под ней со временем усядет. Если не провести соответствующую подготовку, то вопрос о разрушении становится лишь вопросом времени. В нормальном состоянии, когда не производится никакого предварительного воздействия, практически любой грунт имеет свою степень рыхлости, которая не позволяет создавать на нем надежные устойчивые конструкции. Между фракциями находится воздух, чем ближе грунт к поверхности, тем меньше он скрепляется между собой. Чтобы увеличить плотность следует приложить физические усилия.

Пневматическая трамбовока

Пневматическая трамбовока

Уплотнение грунта пневматическими трамбовками енир является одним из наиболее рациональных способов для достижения данной цели. Данная техника применяется в строительной сфере при относительно небольших масштабах работ. С учетом того, что практически все выполняется вручную, то очень сложно выполнить большой объем работ. Тем не менее, пневматическая трамбовка отлично уплотняет поверхность, как это не может сделать ни один другой ручной инструмент. Естественно, что для работы с ней нужно набраться опыта, но аналогичные инструмент не обладают тем соотношением цены и качества как этот. Многое зависит от конкретной модели, но сам тип устройства обладает удобными практическими свойствами.

Преимущества

Большое развитие трамбовки получили благодаря своим преимуществам, сред которых следует отметить следующие факторы:

  • В устройстве отсутствует электрический двигатель, поэтому, оно может работать максимально долго, не боясь перегрева;
  • Масса и габариты техники позволяют производить работы вручную;
  • Хранение и перевозка различных моделей не вызывает большого труда;
  • Инструмент не может «сгореть» от длительной работы;
  • Эффективность применения пневматической трамбовки очень высока, так как она позволяет обеспечить большую глубину укладки.

Среди недостатков устройства стоит отметить следующие качества:

  • Для работы необходим источник пневматической энергии, что не так легко найти, как электричество или жидкое топливо;
  • Физически сложно выдержать длительную работу трамбовки большой мощности;
  • Благодаря компактным размерам затрудняется применение ее на больших площадях.

Нормы

Данные изделия изготавливаются по ГОСТ 16436-70. Эти стандарты касаются ручных пневматических и электрических машин. Также имеется технологическая карта на уплотнение грунтов, в которой описываются организационные вопросы работ, связанных с данным процессом.

Характеристики грунтов

У каждого типа грунта имеются свои особые характеристики. От них зависит выбранный режим работы и прочие особенности проведения процесса уплотнения. Если проводится уплотнение грунта трамбовками для группы грунтов 1-2, то она может сильно отличаться от тех, которые относятся к остальным группам:

Разновидность грунтаОбъем содержания песчаных частиц с фракциями размером от 0,05 до 2 мм, % от общей массыПластичное число IP
Супеськрупная легкая Более 500,01 ≤  IP  ≤ 0,07
легкаяБолее 50
пылеватая20-50
пылеватая тяжелаяМенее 20
СуглиноклегкийБолее 400,07 <  IP  ≤ 0,12
пылеватый легкийМенее 40
тяжелыйБолее 400,12 <  IP  ≤ 0,17
пылеватый тяжелый Менее 40
ГлинапесчанистаяБолее 40
пылеватая0,05-0,005 мм0,17 <  IP  ≤ 0,27
жирнаяНе нормируетсяIP  > 0,27

Особенности трамбовки

Перед тем как начинать трамбовку следует провести несколько предварительных процедур, несмотря на то, что само уплотнение грунта также является предварительной процедурой. Для начала нужно очистить поверхность от всех лишних предметов. На грунте не должно быть ни каких частиц мусора, камней и прочих вещей, которые могут помешать работе по укладке. Иными словами, следует убрать все то, что мешает однородности состава.

После этого нужно выровнять поверхность земли, чтобы меньше тратить лишнего времени при основной операции. Работать по разровненной поверхности намного проще, а сделать это другими средствами, к примеру, катком для уплотнения грунта, намного проще и быстрее, чем трамбовкой. Ведь ее основным предназначением является утрамбовывание. Если на грунте будут возвышенности или ямы, то трамбовка будет работать неравномерно, а это уже противоречит технологии.

Каток для уплотнения грунта

Каток для уплотнения грунта

Затем происходит непосредственное утрамбовывание при помощи пневматического устройства. Здесь нужно подобрать соответствующий режим, который бы подходил под заданный тип грунта. Нужно, чтобы этому соответствовала и модель техники, так что к ее выбору стоит отнестись достаточно внимательно.

Контроль качества

Как и для любой работы, которая проводится официально, здесь имеется свой контроль качества. В основном он определяется тем, насколько полученный результат соответствует данным, заложенным в проекте. Ведь для каждого типа стройки и строения нужен свой набор характеристик для грунта. Во время уплотнения грунта зачастую проводится пооперационный контроль качества. Схема проведения такого контроля по каждой операции выглядит следующим образом:

№ п/пЭтапы проводимых работ по уплотнениюСпособ проводимого контроляКто отвечает за результат проведенных работ на стройкеВ какие сроки проводится процедура
1.Завоз грунта для его последующей засыпки, если такового нет на самой местностиКонтроль структуры грунта, а также вычисление коэффициента разрыхления данной субстанции и ее влажностиМастер или старший прорабКаждый день
лаборант
2.Уплотнение грунтаПроверка числа ударов или проходов, сделанных уплотняющими машинамиМастер, прорабКаждый день
Старший прорабКаждую неделю
3.Геодезические процедурыНивелировка грунтовой поверхностиГеодезистВсегда
4.Степень уплотнения грунтаПроверка степени, насколько уплотнился грунт, при помощи метода режущих колец. Сюда же относится проверка толщины слоя грунта с помощью мерного шаблонаПрораб (мастер), старший прораб, лаборант, главный инженерКогда будут закончены все процедуры

Контроль плотности и влажности проводится в лабораторных условиях, которые имеются в различных строительных организациях. Контроль необходимо для официальной окончательной проверки, после которой идет уже прием работы. В результате этого составляется соответствующий акт.

Заключение

Трамбовка для уплотнения грунта является простым и эффективным средством, работающим на пневматической энергии. Она применяется как в частной, так и в профессиональной сфере, так как благодаря своим качествам получила очень широкое распространение. Приобрести подходящую модель может каждый заинтересованный, так как стоимость их является относительно невысокой. Профессиональная техника несколько отличается, так как к работе, выполненной ею, выдвигаются более высокие требования. Несмотря на большой перечень контролирующих процедур, сама работа выполняется достаточно просто, но требует еще предварительно подготовки поверхности грунта.

Марина

Дата публикации:

Февраль 10, 2017

Рейтинг статьи:

Загрузка...

Понравилась статья?

Поделиться статьей

похожие статьи

ospetstehniki.ru

Вибротрамбовка для уплотнения грунта (пневматическая, каток, пневмотрамбовка)

Содержание   

Вибротрамбовки  для уплотнения грунта – это дизельные, электрические или ручные машины-катки, которые выполняют сразу три функции по уплотнению грунта: вибрируют, трамбуют и укатывают фундамент или земляные пазухи, чтобы избежать усадки почвы или повысить несущие способности будущей конструкции.

Трамбование грунта и конечный результат зависят от плотности и подвижности частиц. Плотность зависит от состава грунтов, подвижность частиц – от степени влажности. Грунты, уплотненные при повышенной влажности могут позже давать усадку, проваливаться или менять свое положение.

Трамбовка грунта – основные правила

Слои трамбовки не должны превышать 70 см, если используются тяжелые катки для уплотнения грунта. И не толще 10 см, если у вас в наличии ручной трамбовщик. Уплотнение грунта виброплитой позволяет увеличить слой до 15-20 см.

В зависимости от состава почвы ее влажность не должна превышать:

Виброплита для трамбовки грунта

Виброплита для трамбовки грунта

  • глина – 16-26%;
  • суглинок – 12-18%;
  • песок – 8-14%;
  • супесь – 9-15%.

Не менее важным параметром, который нужно учитывать, выбирая виброуплотнитель грунта – это частота вибраций аппарата, от которой будут зависеть сила и качество уплотнения. Общее правило таково: чем ниже плотность материала, тем меньше нужна частота вибраций.

Уплотняемые слои сухого песка или щебня не нуждаются в машинах с высоким уровнем вибраций, тогда как глина или мокрый песок, суглинок и другой влажный и крупнопористый материал требует высокочастотный трамбующий момент.к меню ↑

Взаимозависимость двигателя и производительности

Существенная разница при выборе вибромашины будет заключаться и в варианте установленного на ней двигателя:

  • бензиновые агрегаты работают с частотой 250-680 оборотов в минуту;
  • дизельные уплотнители обладают частотой в 700 оборотов в минуту;
  • электрические устройства могут предложить уплотняющий момент 400-600 оборотов в минуту.Вибротрамбовка электрическая

    Вибротрамбовка электрическая

В зависимости от вида двигателя земля будет уплотняться на разных площадях с различной производительностью:

  • дизель – может обработать до 250 м² в час;
  • бензиновый аппарат – до 200 м²;
  • электрические могут осилить примерно 12 м² за минуту.

к меню ↑

Уплотнение грунта пневматическими трамбовками

Это укатка катком (самоходного или прицепного принципа действия) на пневматическом колесном ходу. Такие катки бывают одно и двухосными, полуприцепными или прицепными, легкими и тяжелыми, барабанными и кулачковыми.

 В зависимости от характеристик катка одна машина за 4-12 проходов может качественно утрамбовать грунт толщиной до 50 см при максимальной ширине захвата 2, 8 метра.

Вибротрамбовка пневматическая

Вибротрамбовка пневматическая

Основание выбора метода укладки (челночным способом или по спирально-кольцевому методу) тоже базируется на степени пластичности и деформации грунтов.к меню ↑

Виброплита

Виброплита незаменима при строительстве сооружений на участке, для создания различных дорожек и клумб, для воплощения замыслов ландшафтного дизайна. Любая виброплита имеет четыре основные характеристики:

  • вес;
  • сила и частота вибраций;
  • площадь плиты;
  • вид двигателя.

По весу виброплита может быть:

  • легкой;
  • универсальной;
  • средней тяжести;
  • тяжелой.

Виброплита может быть с дизельным, бензиновым или электрическим двигателем, а управление ее может быть и ручным и дистанционным. Естественно, у каждого типа машин всегда есть свои функциональные преимущества и недостатки.

Поэтому, выбирая агрегат,  всегда учитывайте его специфические характеристики, указанные в техническом паспорте.  Например, нужно знать, что чем выше сила вибрации, тем меньше по размеру должна быть плита. От этой закономерности зависит долговечность срока службы аппарата.

Качество результата всегда будет зависеть от амплитуды вибраций, которая будет тем сильнее, чем мощнее машина для трамбовки. А экономичность и самоокупаемость будут зависеть от количества расходуемой энергии или ГСМ (горюче смазочных материалов).

Виброплита

Виброплита

Кроме того, стоит учитывать амортизацию техники и примерную производительность в зависимости от технических требований. Например, в трамбовках с бензиновыми двигателями нужно проверять свечи, а электрический агрегат нужно раз в 2 часа выключать для отдыха.

К своду правил обращения с вибротрамбовками можно дописать и такие моменты, как, не забывать предварительно прогреть двигатель. Любому движку хватит для прогрева 5-ти-7-ми минут. Желательно прикупить в комплекте к виброукладчикам амортизирующие вибрацию ручки. Эргономику труда никто не отменял.

Кроме того, всегда нужно следить за состоянием фильтров, от состояния которых будет напрямую зависеть длительность сроков эксплуатации аппаратов. Бумажные фильтры, как правило, просто стряхивают, продувают. А фильтры из поролона стоит почаще промывать в теплой воде с мылом, и перед установкой хорошо просушивать.к меню ↑

Виброплита Wiber для уплотнения грунта (видео)

к меню ↑

Подведем итоги: существует три варианта трамбовки грунтов

Укатка – производиться обычно при помощи ручного или механического катка. Прокатывая одно и тоже место несколько раз подряд, каток уплотняет слои поверхностного грунта до нужного состояния.

Вибрация – эффективный метод уплотнения для сыпучих и маловлажных грунтов. Катки здесь комплектуются, как правило, виброплитой или другим приспособлением для вибротромбовки, в сочетании с укатывающими элементами. Либо используются вибротрамбующие машины различных модификаций.

Трамбование – производится при помощи укладки на поверхность плиты, вес которой должен быть достаточным для уплотнения нужного грунта, но варианты механических или ручных, производственных и самодельных трамбовок мы рассмотрим уже в другой статье.

moezerno.ru

Группа 134 Уплотнение грунта пневматическими трамбовками

Состав работ:   1.Уплотнение грунта.

Измеритель:     100 м3 уплотненного грунта

 

                   Уплотнение грунта пневматическими трамбовками, группа грунтов:

1-134-1        1, 2

1-134-2           3, 4 

Таблица 262- Группа 134 Нормы с 1 по 2

Шифр ресурса

Наименование ресурса

Единица измер.

1-134

1

1-134

2

1

2

3

4

5

1

Затраты труда рабочих-строителей

чел-ч

18,36

21,93

2

Средний разряд работ

 

3

3

3

Затраты труда машинистов

чел-ч

4,45

5,32

 

Машины и механизмы

 

 

 

205-0101

Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания, давление до 686 кПа [7 ат], подача 2,2 м3/мин

маш-ч

4,45

5,32

233-1100

Трамбовки пневматические при работе от компрессора

маш-ч

17,85

21,25

 

Группа 135 Полив водой уплотняемого грунта насыпей

Состав работ:   1.Полив водой.

Измеритель:     1000 м3 уплотненного грунта

1-135-1             Полив водой уплотняемого грунта насыпей 

Таблица 263- Группа 135 Норма 1

Шифр ресурса

Наименование ресурса

Единица измер.

1-135

1

1

2

3

4

1

Затраты труда рабочих-строителей

чел-ч

20,74

2

Средний разряд работ

 

1

3

Затраты труда машинистов

чел-ч

20,74

 

Машины и механизмы

 

 

212-1601

Машины поливомоечные, емкость 6000 л

маш-ч

20,74

 

Материалы

 

 

142-0010-2

Вода

м3

100

 

Группа 136 Уплотнение грунта оснований под полы промышленных цехов

Состав работ:   1 .Уплотнение грунта.

Измеритель:     100 м2 уплотненной площади основания

1-136-1             Уплотнение грунта оснований под полы промышленных цехов 

Таблица 264- Группа 136 Норма 1

Шифр ресурса

Наименование ресурса

Единица измер.

1-136

1

1

2

3

4

3

Затраты труда машинистов

чел-ч

1,21

 

Машины и механизмы

 

 

212-0906

Катки дорожные самоходные гладкие, масса 8 т

маш-ч

1,21

 

Группа 137 Полив водой основания под полы промышленных цехов

Состав работ:   1.Полив водой.

Измеритель:     100 м2 уплотненной площади основания

1-137-1 Полив водой основания под полы промышленных цехов 

Таблица 265- Группа 137 Норма 1

Шифр ресурса

Наименование ресурса

Единица измер.

1-137

1

1

2

3

4

1

Затраты труда рабочих-строителей

чел-ч

10,37

2

Средний разряд работ

 

1

 

Материалы

 

 

142-0010-2

Вода

м3

2

 

studfiles.net

Пневмотрамбовка для уплотнения грунта тпв, ип 4503, пт-9, пт-4

пневмотрамбовкаУплотнение слоя строительного материала, расположенного в труднодоступном месте, либо имеющего небольшую площадь при сложной конфигурации – задача, которая может быть решена использованием пневматической трамбовки. Даже, несмотря на то, что пневмотрамбовке потребуется небольшой компрессор, это всё равно более выгодно, чем применение электрического двигателя или, тем более, двигателя внутреннего сгорания.

 

 

 

Конструкция и принцип работы

Внешне пневмотрамбовка напоминает обычный велонасос. По сути, она им и является, разница заключается в том, что частота качаний насоса, задаваемая велосипедистом, не идёт ни в какое сравнение с частотой хода поршня, движимого сжатым воздухом.

Пневматическая трамбовка, предназначенная для уплотнения грунта или любого иного насыпного материала с мелкой фракцией частиц, включает в себя:

  1. Корпус, он же – пневмоцилиндр.
  2. Воздухораспределитель.
  3. Шток.
  4. Поршень.
  5. Управляющую рукоятку.
  6. Подсоединительный штуцер.
  7. Воздуховод к компрессору.
  8. Сменную трамбовочную лапу.
  9. Узел гашения вибрации.

пневмотрамбовка тпв

Конструктивные возможности устройства предварительно согласовываются с показателями компрессора: в частности, его минимальная производительность и давление, создаваемое в системе, должны быть приемлемыми для создания необходимой частоты ударов трамбовочной лапы, и нужного давления на шток. При превышении указанных параметров лишний воздух будет стравливаться, разрушая уплотнительные элементы поршневого узла, а при недостаточности характеристик частота ходов поршня резко снизится, и процесс уплотнения окажется неэффективным. Избыточный расход воздуха компрессорной установкой при этом некритичен. Если в компрессоре не имеется качественных воздушных фильтров, пневмотрамбовка также будет действовать неустойчиво, поскольку давление воздуха будет колебаться в недопустимых пределах.

ип-4503

Как выбирать пневмотрамбовку?

Основными технологическими характеристиками пневматической трамбовки являются:

  1. Площадь трамбовочной лапы.
  2. Кинетическая энергия удара.
  3. Допустимое число ходов поршня со штоком.
  4. Давление воздуха.

Помимо этого, важное значение имеет назначение пневмотрамбовки. Например, для уплотнения формовочных смесей подходят установки, которые могут действовать на рабочем верстаке, они компактны, и имеют малые размеры. К таким относятся пневматические трамбовки марок Archimedes UF-203A, ПТ-4 и ПТ-6. Более крупные модели — ПТ-9 и ПТ-4503 предназначены для использования при строительно-дорожных работах (хотя при помощи ПТ-9 можно утрамбовывать и литейные формовочные смеси). ЗАО «Техмаш» выпускает целую линейку вибротрамбовок ТПВ.

пт-9

Сравнительные характеристики наиболее распространённых типов трамбовок сведены в таблицу:

Модель Наибольшее давление воздуха, кПа Наибольшая энергия удара, Дж Частота ходов поршня, мин-1 Площадь трамбовочной лапы, мм2 Масса пневмотрамбовки, кг Страна-производитель
ПТ-4 600 2,5 900 121 3 Россия
ПТ-6 600 4,0 840 121 6 Россия
ПТ-9 600 20,0 600 182 9 Россия
ПТ-4503 600 25,0 720 215 25 Россия
Archimedes UF-203A 500 10,5 1200 63 2,5 Польша

При выборе типоразмера учитывают также предельное значение хода штока. Для стендовых пневмотрамбовок он обычно не превышает 75…100 мм, для более крупных может достигать 150 мм. Наибольшей популярностью пользуются типоразмеры, в которых предусмотрена замена трамбовочных лап – с круглой на квадратную, прямоугольную и т. п. Важно, что пневматрамбовки обычно ориентируются на определённую конструкцию шланга – обрезиненного, либо металлического – более прочного, но и менее гибкого. Наличие лубрикатора, который позволяет обогащать подаваемый воздух тонкодисперсными частицами масла, снижает силу трения в движущихся частях поршня и штока.

Преимущества и недостатки

Эксплуатационными преимуществами пневматических трамбовок считаются:

  • Длительность непрерывной работы, которая не зависит от перегрева движущихся частей энергогенерирующего устройства, либо запаса топлива в бачке.
  • Компактность, что позволяет легко перемещать инструмент с места на место.
  • Простота конструкции, что повышает ремонтопригодность и уменьшает цену.
  • Упрощение условий безопасной работы, в частности при уплотнении влажных смесей.

Недостатки рассмотренного инструмента – необходимость в компрессоре и присоединительной арматуре, что ограничивает радиус применения пневмотрамбовок, а также ограничения по энергии удара. Следует также отметить, что не во всех конструкциях предусматривается узел гашения вибраций. При этом в модели Archimedes UF-203A эффект достигается вследствие активного виброгашения, а в остальных конструкциях снижение уровня вибраций выполняет подпружиненная рукоятка.

proinstrumentinfo.ru

II.2.3. Технология уплотнения грунтов трамбованием

Трамбующие машины обеспечивают эффективное уплотнение связных и несвязных грунтов, в том числе крупнообломочных, а также сухих комковатых глин. Уклон поверхности уплотняемого слоя грунта машинами Д-471Б и ЦНИИС-РРМЗ не должен превышать в поперечном направлении 9% и в продольном 18%. Трамбующие машины Д-471Б для предотвращения их от сползания должны уплотнять грунт на расстоянии не менее 0,6 м от откоса с уменьшением высоты падения плит от 0,5—0,75 м. Если плотность грунта, полученная при этом, окажется недостаточной, необходимо увеличить количество проходов машин по тому же следу.

Уплотнение грунта трамбующей машиной Д-471Б должно осуществляться ударами плит по схеме, приведенной на рис. II-5.

Рис. II-5. Схема работ по уплотнению грунта трамбующей машиной Д-471Б

а — при ширине участка до 6 м; б — при ширине участка более 6 м; 1 — уплотняемый участок; 2 — направление движения трамбующей машины; 3 — ширина уплотняемой полосы; 4 — перекрытие полос уплотнением; 5 —толщина уплотняемого слоя; 6 — толщина уплотненного слоя; 1, 2, 3 — последовательность проходов трамбующей машины. Стрелками показано движение трамбующей машины

Уплотнение грунта машиной ЦНИИС-РРМЗ следует производить последовательными проходами не менее чем в 0,5 м от бровки с перекрытием предыдущего прохода на 0,1—0,2 м. Уплотнять грунт рекомендуется отдельными полосами, равными 0,9 диаметра круглой плиты. По окончании уплотнения полосы до проектной плотности экскаватор передвигается на новую стоянку.

После уплотнения трамбующими машинами необходимо удалять верхний слой грунта, разрыхленный трамбованием, толщина которого составляет не более 0,15 м, или этот слой уплотняют механическими трамбовками. Последовательность уплотнения грунтов механическими трамбовками при обратной засыпке пазух котлованов вблизи фундаментов и траншей после прокладки подземных коммуникаций показана на рис. II-6.

   

Рис. II-6. Схема уплотнения грунта трамбовками

а — в траншеях после прокладки подземных коммуникаций; б — в траншеях и котлованах вблизи фундаментов; 1 — трамбовка; 2 — трубопровод; 3 — фундамент; 4 — слои грунта по 0,1—0,2 м уплотняемые трамбовкой; 5 — участок, уплотняемый другими механизмами

Грунт предварительно должен быть разровнен слоями толщиной 0,1; 0,2 м. Для первого прохода трамбовки на шток рабочего органа надевают башмак с большей площадью подошвы, для последующих проходов и пользуют башмак с меньшей площадью подошвы. Грунт следует уплотнять полосами, которые перекрываются последующими проходами на 5 см.

4. Технология уплотнения грунтов вибрированием

Для уплотнения несвязных и малосвязных (не содержащих глинистых фракций более 6%), а также песчано-гравелистых грунтов применяют вибрирование.

Самопередвигающиеся машины используют при уплотнении несвязных грунтов, отсыпаемых слоями до 0,8 м на прямолинейных участках небольшой длины, захватками в пределах 50—100 м.

Метод глубинного виброуплотнения грунта основан на способности последних переходить в плотное состояние под влиянием вибрации. Этот метод получил распространение при устройстве песчаных оснований на строительстве сооружений различного назначения. Сущность его состоит в выполнении гидровибрационной установкой следующих операций рабочего цикла:

1. Вибратор, подвешенный к несущей конструкции установки, располагают вертикально над местом погружения, затем включают его электродвигатель и подают к нижнему соплу воду под давлением 0,3—0,6 МПа.

2. Под действием собственного веса вибратор погружается на заданную глубину. В зависимости от режима работ вибратора, его характеристики и свойств грунта скорость погружения составляет 1—2 м/мин. В процессе погружения вибратора грунт предварительно уплотняется, что вызывает его осадку с образованием воронки вокруг места погружения.

3. После погружения вибратора на заданную глубину нижнее сопло для подачи воды следует перекрывать, т.е. направлять воду через верхнее сопло. Воронку вокруг места погружения засыпают песком.

4. По мере поступления воды через верхнее сопло вибратор извлекается остановками через каждые 30—50 см. Возникающую в процессе подъема вибратора воронку в грунте засыпают бульдозерами или другими механизмами.

5. Технология глубинного уплотнения слабых грунтов песчаными и бумажными дренами

При строительстве жилых и промышленных зданий и сооружений на слабых водонасыщенных грунтах во многих случаях целесообразно и экономически выгодно применять предпостроечное уплотнение таких грунтов временной нагрузкой с использованием вертикальных дрен.

Технология уплотнения грунтов временной нагрузкой с применением песчаных дрен заключается в следующем. Производятся планировка площадки и устройство дренирующей подушки. Затем в грунт виброустановкой должна погружаться обсадная труба (длиной 10 м и диаметром 426 мм) с инвентарным наконечником (рис. II-7).

Рис. II-7. Инвентарный самораскрывающийся наконечник

Рис. II-8. Бумажная дрена

В погруженную на заданную глубину трубу погрузчиком-бульдозером через бункер должен быть загружен песок-заполнитель с одновременной заливкой его водой и вибрированием трубы. После заполнения песком трубу следует извлекать из грунта, оставляя в уплотненном грунте столбик песка (дрену), и виброустановка должна перемещаться на новую точку для изготовления новой дрены.

По окончании изготовления дрен на дренированную площадь следует завести грунт, который бульдозером должен укладываться в слой расчетной толщины, выполняющий роль временной обжимающей нагрузки уплотняемого массива. По окончании уплотнения, длящегося 3—5 месяцев, временная нагрузка должна быть удалена и можно приступать к возведению фундаментов.

Для эффективного контроля качества изготовления дрен применяются зондирующая установка и сдвиговой лопастной прибор. Контроль осадок уплотненного грунта следует производить нивелированием поверхностных и глубинных марок.

В практике японского строительства в последние годы для уплотнения слабых водонасыщенных грунтов широко применяются бумажные дрены. Метод уплотнения грунтов бумажными дренами в принципе аналогичен уплотнению грунтов временной нагрузкой с использованием вертикальных песчаных дрен, но отличается от последнего тем, что в качестве дрены используется бумажная лента. Бумажная дрена поставляется в рулонах длиной по 400 м, шириной 100 мм и толщиной 3 мм. Она склеена из двух полос, на внутренних сторонах которых выдавлено 10 каналов сечением по 3 мм2 (рис. II-8). Такая дрена в виде рулона транспортируется на строительные площадки. Погружение дрены в грунт до 20 м осуществляется специальной машиной.

xn--h1aleim.xn--p1ai

II.3. Оборудование для уплотнения грунтов

II.3.1. Общие сведения

Выбор уплотняющих машин зависит от характеристики грунта, объема и фронта работ. Для уплотнения связных грунтов и большом фронте работ следует применять катки на пневматических шинах, кулачковые катки, трамбующие и вибротрамбующие машины. Несвязные грунты уплотняются вибрационными катками.

При устройстве грунтовых подсыпок под полы и обратных засыпок целесообразно применять небольшие самоходные катки, трамбующие машины и трамбовки. В дождливое или зимнее время лучше использовать трамбующие машины или плиты. Уплотнение грунтов трамбованием на расстоянии ближе, чем 2 м от здания, должно производиться только вручную.

По расположению рабочего органа относительно грунта различают машины поверхностного и глубинного уплотнения. По способу передвижения машины классифицируются на прицепные, полуприцепные, самоходные, навесные.

II.3.2. Машины ударного действия

Уплотнение грунтов трамбованием в настоящее время широко применяется. Нередко для уплотнения грунтов на строительных площадках используют экскаваторы-краны, снабженные подвесными трамбующими плитами. Однако употребление таких сложных и дорогостоящих машин экономически не оправдано, кроме того, при выполнении операций трамбования резко повышается износ деталей машин, замена и ремонт которых дополнительно удорожают производство работ. В этой связи целесообразно применять на работах по трамбованию специальные машины. В качестве базовой машины для них обычно используют гусеничные тракторы. Базовую машину оборудуют металлической конструкцией и системой механизмов для подвешивания и передвижения трамбующей плиты (рис. II-9).

Краткая техническая характеристика трамбующих машин ударного действия, выпускаемых отечественной промышленностью, приведена в табл. II-1.

В процессе работы механизмы машины поднимают и автоматически сбрасывают на грунт с установленной высоты трамбующую плиту. Энергия удара последней определяется ее весом и высотой сбрасывания. Следует отметить, что трамбующие плиты, являющиеся сменным оборудованием экскаваторов и полноповоротных кранов, изготовляют весом 10 кН и более. Плиты поднимают обычно на высоту 1—2 м (при уплотнении просадочных грунтов на высоту 3—4 м) и при падении несколькими ударами уплотняют грунт на глубину 0,8 м и более.

Трамбовки предназначены для уплотнения грунтов в стесненных и неудобных местах при засыпке котлованов, траншей и ям.

Рис. II-9. Трамбующая машина

Таблица II-1

Техническая характеристика трамбующих машин

Показатель Марка машины
Д-471Б ЦНИИС-РРМЗ СТУД-2
Тип базовой машины Трактор Т-100ПП Трактор С-100 Трактор С-100
Число плит 2 5 1
Ширина плиты, мм 1100
Длина плиты, мм 900
Вес одной плиты, кН 13 5,120
Высота подъема плиты, мм 1 100 1000—4000
Наибольшая энергия удара, кДж 11 1,385
Рабочая скорость движения машины, м/ч 80—200 59—185
Глубина уплотнения, м 0,8—1,2 1—1,2 1,5
Ширина уплотняемой полосы, м 2,6 2,83
Максимально допустимый уклон, град 7 7
Число ударов в 1 мин 16—18 68—72 8—10
Вес, кН:   без трактора   с трактором  65175  82197  30145
 

Техническая характеристика трамбовок, серийно выпускаемых Даугавпилсским заводом электроинструмента, приведена в табл. II-2.

Таблица II-2

Техническая характеристика трамбовок

Показатель Марка трамбовки
ИЭ-4501 ИЭ-4502 ИЭ-4503 ИЭ-4504 ИЭ-4505 ИЭ-4506
Вес, Н 750 145 150 1500 220 750
Число ударов в 1 мин 560 600 550 550 550 550
Мощность электродвигателя, кВт 1,5 0,27 0,27 3 0,6 1,5
Размеры трамбующего башмака, мм 350×450 ø150 ø150 500×460 ø200 420×380
 

В некоторых конструкциях трамбующих машин (трамбовок) удар по грунту реализуется за счет энергии взрыва горючей смеси, периодически воспламеняющейся в камере сгорания. Дизель-трамбовки, работающие по этому принципу, навешиваются, например, на трактор (см. характеристику машины ЦНИИС-РРМЗ в табл. II-1). Дизель-трамбовки, установленные на подвесной раме, наносят удары плитам, скользящим по грунту. Небольшие по весу трамбовки взрывного действия удобны при работах в стесненных условиях строительных площадок. Для уплотнения грунтов при строительстве фундаментов легких зданий, на работах по засыпке траншей и т.д. применяют пневматические и электрические трамбовки. Характеристики отечественных пневматических трамбовок приведены в табл. II-3, а электрических — в табл. II-4.

Для уплотнения насыпей в стесненных условиях может быть использована машина треста Центрстроймеханизация, смонтированная на бульдозере Д-535 с трамбующим оборудованием (рабочим органом), оснащенным вибромолотом.

Таблица II-3

Техническая характеристика ручных пневматических трамбовок

Показатель Марка трамбовки
1Р-1 И-157
Вес, Н 115 410
Рабочее давление воздуха, МПа 0,5 0,6
Число ударов в 1 мин 650 600
Энергия удара, Дж. 110
Производительность, м3/смену 45 90
Габариты, мм:   длина   ширина   высота  80801200  615490875

Таблица II-4

Техническая характеристика электрических трамбовок

Показатель Марка трамбовки
С-690 С-690А И-132 С-957 ЭТУМ ВТН-2
Вес, Н 215 215 2000 600 270 950
Число ударов в 1 мин 550 550 437 570 705
Общая мощность, кВт 0,6 0,6 2,8 1,5 0,4
Габариты, мм:   длина   ширина   высота  262435900  227390855  14106501310  390660960  6304201100  867380900
Максимальная глубина уплотнения, м 0,3 0,3 0,8 0,4
Производительность, м3/ч 1,5 10 40 3

xn--h1aleim.xn--p1ai

5.8. Уплотнение и вытрамбовывание грунта

5.8.1. Уплотнение грунта

Для создания устойчивых, надежных и прочных земляных сооружений укладываемый грунт необходимо уплотнять. Укладку и уплотнение грунтов выполняют при планировочных работах, возведении различных насыпей, обратных засыпках траншей и пазух котлованов. Уплотняют грунт обычно послойно, по мере его поступления.

Насыпи возводят горизонтальными слоями с последующим уплотнением. Нижние слои могут отсыпаться из плотных глин, а верхние только из дренирующих песчаных грунтов. При возведении всего основания насыпи из водонепроницаемых глинистых грунтов требуется устройство тонких дренирующих прослоек толщиной 10...15 см, но недопустимо производить укладку тех и других слоев вперемешку и наклонными слоями. Отсыпку следует вести от краев насыпи к середине для лучшего уплотнения грунта, ограниченного краевыми участками насыпи. Для отсыпки насыпи не рекомендуется применять супеси, жирные глины, торф, грунты с органическими включениями.

Коэффициент уплотнения грунта 0,95...0,98 является оптимальным и обеспечивает достаточную прочность всего сооружения, при этом возможная со временем осадка грунта будет незначительной. В этой связи оптимальная влажность укладываемого песчаного грунта должна быть в пределах 8... 12%, а глинистых грунтов - 19...23%; такая влажность обеспечивает хороший эффект при уплотнении грунтов. В сухую, жаркую погоду грунты перед уплотнением целесообразно пролить водой.

Различают следующие способы уплотнения грунтов: укатывание, трамбование, вибрация. Для уплотнения связных и малосвязных грунтов (суглинков, супесей) применяется способ укатки. Несвязные грунты (песчаные, гравелистые, галечные) рекомендуется уплотнять трамбованием и вибрацией. Машины для уплотнения грунтов подразделяет на следующие группы: катки статического действия с гладкими, кулачковыми и вибровальцами, с пневматическими шинами; трамбующие машины с вальцами, с падающим грузом, с трамбующими плита-ми, с виброплитами.

На выбор уплотняющих механизмов оказывает влияние степень требуемого уплотнения, свойства грунта, объемы выполняемых работ, сроки и темпы производства работ, погодные условия.

Наибольшее распространение получило уплотнение грунта катками статического действия: гладкими, кулачковыми, катками на пневмошинах. Это обусловлено простотой и надежностью механизмов, высокой производительностью и сравнительно низкой стоимостью. Однако в построечных условиях используют и машины динамического действия - катки с вибрационными механизмами.

На уплотняемость грунта влияют многие факторы: гранулометрический состав, связность, начальная плотность, влажность, толщина укладываемых и уплотняемых слоев, принятые способы уплотнения, характеристики применяемых машин, число проходок уплотняющим механизмом по одному месту.

Процессу уплотнения грунта в планировочной насыпи предшествуют его доставка и разравнивание, которое осуществляют бульдозерами и реже грейдерами. Разравнивание производят горизонтальными слоями при продольном перемещении бульдозера по площадке. Оптимальная толщина слоев укладываемого и разравниваемого грунта в рыхлом состоянии 0,2...0,4 м. Последовательность и число проходок бульдозера устанавливают в зависимости от свойств грунта и ширины насыпи. Разравнивание производят от краев насыпи с перекрытием предыдущей проходки на 0,3...0,4 м.

Уплотнение грунта на насыпи ведут в той же последовательности, что и его отсыпку. Грунт уплотняют путем последовательных круговых проходок катка по всей площади насыпи, причем каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую на 0,2...0,3 м. После завершения цикла укатки грунта на всей насыпи, в такой же последовательности выполняют укатку и в последующих циклах.

Катки гладкие и с ребристыми вальцами уплотняют грунт на глубину до 10 см. Кулачковые катки применяют для уплотнения суглинистых и глинистых грунтов на глубину до 30 см, в песчаных грунтах уплотнение захватывает грунт на глубину 35...50 см. Масса таких катков различна - от 5 до 30 т.

На рис. 5.29 показана схема катка статического действия с пневматическими шинами и рабочим органом с гладкими (рис. 5.29, а) и кулачковыми (рис. 5.29, б) вальцами.

Рис. 5.29. Катки для уплотнения грунта:

а) гладкий каток; б) кулачный каток; в) тандемный шарнирно-сочлененный каток

 

 

Главный параметр грунтоуплотняющих машин - масса вместе с балластом. Основные технологические параметры: ширина полосы уплотнения, толщина уплотняемого слоя. Катки на пневматических шинах выпускают массой вместе с балластом от 10 до 100 т. Самоходные вибрационные катки имеют массу до 8 т. Катками с гладкими вальцами на пневмоколесном ходу можно уплотнять грунты слоями по 0,4 м. Число проходов катков по одному месту при уплотнении связных грунтов колеблется от 8 до 12.

Грунтоуплотняющие машины способны выполнять лишь одну операцию в составе комплексного процесса - послойное уплотнение укладываемого грунта. Для уплотнения грунта в стесненных условиях используют различного рода трамбовки, а также подвешенное к стреле экскаватора оборудование для уплотнения (рис. 5.30).

Окончательное уплотнение насыпей выполняют при 6...8 проходках по одному месту самоходными и прицепными катками с гладкой поверхностью, ребристыми, кулачковыми, в пазухах котлованов и траншей - вибраторами ручными, вибро- и пневмоплощадками на глубину до 40 см.

В последнее время находят применение тандемные шарнирно-сочлененные катки, оснащенные вибрационными вальцами (рис.5.29,в). Особенностью таких механизмов является хорошо сбалансированное распределение массы машины между передним и задним катками, благодаря чему практически исключено появление следов сопряжения на Уплотненном покрытии. Наличие шарнирно-поворотной системы Управления позволяет смещать задний валец до 50 см по отношению к переднему. Низкая амплитуда вибраций в сочетании с оптимальной Массой и значением частоты вибраций в пределах 52...70 Гц делает эти Машины приспособленными к уплотнению тонких слоев смесей с большим содержанием заполнителя. Опасность чрезмерного уплотнения и раздробления заполнителя сводится к минимуму, исключается Риск появления раковин на уплотняемой поверхности. Ширина уплотняемой полосы может достигать 1,7 м, скорость передвижения — 12 км/ч, машины способны преодолевать уклон при работе без вибрации до 50%, при работе с вибрацией - до 30%.

Рис. 5 30. Уплотнение грунта тяжелыми трамбовками:

1 — рабочий механизм; 2 - трамбовка; 3 — отметка дна котлована до вытрамбовывания; 4 — проектная отметка; 5 - уплотненный грунт; б - направление движения механизма; 7 - стоянки крана,' 8 — полоса грунта, уплотненная с одной стоянки

5.8.2. Вытрамбовывание грунта

Метод применяют при просадочных грунтах, грунтах с малой плотностью и прочностными характеристиками. К таким грунтам относят глинистые и песчаные, в том числе водонасыщенные. Вытрамбовывание осуществляется путем передачи на грунт ударной нагрузки, путем сбрасывания на него с высоты 3...8 м трамбовки массой 2... 10 т. В результате вытрамбовывания в зоне котлована и Вокруг него образуется уплотненная зона грунта, в пределах которой ликвидируются про-садочные свойства грунта, повышаются его плотность и прочностны характеристики (рис. 5.31).

Трамбование грунта в пределах заданной зоны приводит к образованию котлована необходимой глубины, на уплотненный грунт появляется возможность передачи значительных вертикальных и горизонтальных нагрузок. Несущую способность уплотняемого грунта можно повысить путем втрамбовывания в него на заключительной стадии работ жесткого материала - щебня, песчано-гравийной смеси, крупного песка и т. д.

Рис. S.31. Вытрамбовывание грунта:

а - виды пространственной формы котлованов при применении прямоугольного, призматического и конусного штампа; б — технологическая последовательность (/, П, Ш) устройства котлована с уширенным основанием; 1 - котлован; 2 — уплотненная зона; 3 - уширенное основание; 4 — трамбовка; 5 - каретка; 6 - направляющая штанга; 7 - малоуплотняемый материал; 8 - клин-молот

В зависимости от формы трамбовки или штампа можно получать вытрамбованные выемки различной конфигурации. В плане трамбовки могут иметь форму квадрата, прямоугольника, шестиугольника или круга - ширина понизу 0,4...1,4 м, поверху 0,7...2,0 м. Высота трамбовки обычно 1 ...3,5 м с конусностью боковых стенок от 1: 20 до 1: 5, масса 2... 10 т.

Основной эффект при вытрамбовывании оказывают масса трамбовки, высота ее сбрасывания и в итоге энергия удара трамбовки по поверхности грунта. Применение этого метода наиболее эффективно в просадочных грунтах. В последние годы область применения метода расширяется на глинистые и песчаные грунты, в том числе водонасы-Щенные. Для вытрамбовывания используют краны-экскаваторы, автокраны, тракторы с навесным оборудованием.

При определенных условиях метод вытрамбовывания по сравнению с традиционными методами разработки грунта позволяет в 3...5 раз сократить объем работ, снизить стоимость работ в 1,5...3 раза и трудоемкость в 1,8...2,5 раза.

 

 

 

 

 

 

 

www.prompm.ru