Витражное стекло – оригинальное изделие, позволяющее сделать любую стеклянную конструкцию привлекательной. Витраж можно купить готовый или сделать самостоятельно, в зависимости от ваших доходов и желаний. Такое решение отлично впишется в классический интерьер, украсит его, расставит нужные акценты. Настоящее стекло для витражей состоит из нескольких мелких стекол, которые соединяются друг с другом при помощи ленты из свинца. Для этого применяется особый метод пайки: это одна из древнейших технологий, которую на сегодняшний день достаточно трудно воспроизвести, а в домашних условиях повторить все циклы практически невозможно. Однако развитие технологий позволило применять более простые современные материалы, используя которые, можно получить витражное стекло без особых усилий и затрат. Используя отдельные кусочки разного цвета, можно создать настоящее произведение искусства, которое украсит ваш дом, привнесет в интерьер особенное настроение. Для того чтобы создать витражное стекло, нужно иметь в распоряжении заготовку или уже готовые кусочки, свинцовый припой. Обратите внимание на то, что использовать простое оконное стекло нельзя из-за его малой толщины. Существуют специальные заготовки для витражей, но стоят они достаточно дорого. Цена высокая из-за того, что многие стекла имеют вкрапления драгоценных металлов: например, в разновидности золотого цвета добавляют настоящее золото. Для того чтобы создать необходимую картину, потребуется инструмент для резки стекла. Вырезать нужные детали удобнее всего, используя специальные шаблоны. Их можно изготовить самостоятельно. После того как стекло для витражей будет нарезано на нужные фрагменты, их нужно соединить между собой при помощи свинцовой ленты и спаять в единое целое. Витраж получится в результате соединения всех компонентов в один. Процедура достаточно кропотливая, требует не только наличия большого количества свободного времени, но и свободного места Существуют и менее сложные техники, доступные для самостоятельного создания витражей. Используя одну из таких, вы сможете создавать цветные витражи, не приобретая специальных инструментов. Секрет такого способа заключается в том, что специальными красками расписывается обычное стекло: получается качественная имитация витража, создать которую можно своими руками. Это доступный метод, позволяющий нарисовать на стекле изображение любой сложности. Можно использовать специально напечатанные на принтере лекала, тогда умение рисовать, как таковое вам не потребуется. Существует и другой способ. Он схож с предыдущим, но является более современным. Цветные витражи получают, применяя полупрозрачную пленку, на которую уже нанесен определенный рисунок. От владельца помещения требуется только правильно расположить пленку на стекле. Для создания стекла для витражей на обычное стекло наносят разметку, используя трафарет, затем вырезают пленку и накладывают ее на размеченные места. Такой рисунок очень быстро монтируется, подходит для закрепления на любых стеклянных поверхностях, в том числе стеклопакетах современных пластиковых окон или витринах. Занимает методика немного времени, демонтажа стекла не требует, цена вопроса минимальна. Использование пленок или красок имеет и недостатки: например, рисунок время от времени придется обновлять, так как витражное стекло подвержено воздействию солнечных лучей, и материалы со временем выцветают. Кроме этого, негативное воздействие на них оказывают и различные моющие средства. В зависимости от того, каким способом вы собираетесь создавать витраж, будет зависеть и то, какие материалы вам для этого потребуются. Цветное стекло для витражей можно получить, используя пленку. Она может быть глянцевой, иметь прожилки или быть матовой. Для того чтобы было удобно вырезать, на обратную сторону пленки нанесены специальные клеточки. Вам потребуются обычные ножницы для бумаги, при помощи которых можно будет вырезать необходимые детали. Пленку очень легко наносить на стекло. Важным условием для удачной работы является сухая и чистая поверхность стекла. Начинать приклеивать рекомендуется с верхней части витража. Защитная бумага должна быть снята полностью; следите за тем, чтобы пленка не свернулась и не прилипла к посторонним предметам или рукам. Пленку нужно прижимать постепенно, для этого удобно использовать мастерок из резины. Для того чтобы не загибались края пленки, ее границы прижимают при помощи гибкого штапика из пластика. Он имеет клейкую основу, выглядит почти как свинцовая лента, но наносится быстро и просто. Благодаря такой уловке витраж становится объемным, выглядит естественно. Не стоит размещать такой витраж на стекле, куда попадает много солнца. Пленка быстро отстает от воздействия жары. Использование красок – более надежный и долговечный вариант, однако он требует наличия некоторых художественных навыков. Цветные витражи можно расписывать, используя трафареты, это сведет к минимуму возможность испортить рисунок, сделав его неровным. Для создания витражного контура можно использовать специальные пасты, которые продаются в магазинах для художников. Таким образом, получится имитация настоящего витража со всеми его визуальными особенностями. Цветное стекло для витражей создают при помощи специально рассчитанных для рисования по стеклу красок. Обычные не подойдут, так как не смогут долго держаться на гладкой поверхности. Краски долговечнее пленки, но не любят частого мытья стекол. Под воздействием ультрафиолета они со временем выцветут, и рисунок придется обновить. Этот вариант отлично подойдет для поверхностей, расположенных внутри дома. Стекло для витражей можно сделать доступным решением, используя современные технологии и собственные силы. Вы сможете попробовать себя в роли дизайнера, создать свой уникальный витраж или воспользоваться готовыми лекалами. Видео: Витражное стекло в интерьере Видео: Витраж своими руками sdelalremont.ru Окна и вставки в двери, оформленные цветным стеклом, это элемент роскоши, характерный для классического интерьера. В домашних условиях витраж своими руками возможно повторить доступными средствами: цветной плёнкой, лаками и красками для стекла. Настоящий витраж — кусочки стекла, скрепленные свинцовой лентой. Это самая старая технология. Повторить её дома от и до весьма сложно. Нужны специальные инструменты: резаки для стекла, свинцовый припой и само стекло. Обычное оконное не подходит — слишком тонкое. Витражное — стоит довольно дорого. Особенно золотого цвета — в нём настоящие драгоценные металлы. Процесс работы заключается в резке стекла по шаблонам. Затем мастер скрепляет кусочки свинцовой лентой и запаивает. Соединив каждый фрагмент, получаем витраж. Как понимаете, для этого нужно время и место. Чтобы это сделать в обычной квартире все от и до — это нужно совершить большой подвиг. Но есть и другая, тоже очень старая техника, помогающая делать витражи на стекле своими руками без специальных инструментов. Она заключается в росписи стекла, имитирующей настоящий витраж. Старинные фальш-витражи можно до сих пор увидеть на юге России маленьких церквях и на иконах. Мастера старательно расписывали лики святых, пейзажи и орнаменты красками, подновляя время от времени потускневшие краски. Такой способ доступен всем, кто умеет держать кисточку в руке. Со временем пришли новые материалы, и витражная роспись стала прочней, не уступая по возможностям классическому витражу. Не так давно появился ещё один приём — цветной рисунок на стекле создается благодаря полупрозрачной плёнке, окрашенной в разные цвета. Мастера переносят трафарет на пленку. Вырезают и наклеивают на стекло. Этот способ уже доказал свое право на существование — рисунок вырезается и монтируется быстро, служит довольно долго, стоит недорого. Да, время от времени его нужно обновлять. Но купить материал и сделать все самостоятельно, заменить деталь может человек, без художественных способностей. Подробно опишем, как сделать витражи на стекле своими руками технике витражной росписи. Но вначале, рассмотрим какие материалы используются сейчас для витражей. Гибкая, полупрозрачная плёнка имитирует витраж любой сложности.Делаем витраж самостоятельно: способы, материалы, технологии, тонкости. Витражные стекла
Как изготовить витражное стекло своими руками
Что такое витраж?
Что нужно для создания витража?
Прочие техники витража
Выбор материалов и нюансы работы
Стеклянные витраж своими рука: видео и фото
Как делают витраж
Материалы для витража: плёнка
На обороте плёнки есть разметка — клетки. По ним удобно вырезать детали. И они не пачкаются от маркера.
Каждая деталь витража на стекле своими руками вырезается вручную. Затем переносится на стекло. Вначале приклеивают верхнюю часть, не снимая защитную бумагу полностью, прижимают мастерком и постепенно, сдвигая защиту, приклеивают участок витража.
Границы закрываются гибким пластиковым штапиком на клейкой основе. Полностью имитируется настоящий витраж, и никто не догадается, что витражи собраны своими руками.
От солнца плёнка отстаёт, но заменить её не проблема. Материалы доступны и не требуют специальных знаний.
Роспись красками выполняется по трафарету. Для полной имитации витража контур рисунка обводится особыми пастами, имитирующими пайку. Особенность росписи в том, что вы можете сымитировать настоящий витраж или отойти от его угловатых форм, создать авторский рисунок — живопись по стеклу.
Чтобы в домашних условиях сделать роспись вам понадобятся специальные краски для стекла. Они бывают на водной и органической основе.
Водные составы — нестойкие, требуют температурной обработки или покрытия защитным лаком. Они легко отмываются с рук и кистей, неудачный участок можно смыть и сделать заново. Не пахнут.
Краски на основе растворителей — очень сильно пахнут, быстро сохнуть. Работать с ними нужно аккуратно, рисунок трудно исправить. Приходится снимать слой растворителем и наносить заново. Зато они дают глянцевую, водостойкую поверхность. Их можно мыть после высыхания.
Контуры для витражных рисунков выпускаются в тюбиках с длинным носиком. Отрезав кончик и выдавив пасту на стекло, вы получите тонкую линию, напоминающую металл.
Контур ещё не даёт краскам расплыться и перемещаться между собой.
Начните работу над витражом с того, что выньте его из рамы, если вы расписываете дверь.
Как видите витражи на стекле своими руками можно сделать дома. Украсьте двери со стеклянными ставками, перегородки, сделайте панно с подсветкой. Начните с мелкого — сделайте витражную роспись посуды для кухни, декоративные панно. Когда вы поймете, как наносить краски и контуры, переходите к сложным проектам.
Присоединяйтесь к обсуждению!
Нам было бы интересно узнать вашу точку зрения, оставьте свое мнение в комментариях 😼koffkindom.ru
Витражи переживают свою эпоху возрождения. Цветные картины из стекла всё чаще используются дизайнерами для оформления интерьеров в самом разном стиле. Такая картина способна украсить помещение, стать его акцентом, задать тон всему интерьеру. Но раньше изготовление витражей было делом трудоёмким и дорогим, современные же техники позволяют создавать шедевры на стекле самостоятельно.
Стилей витражей существует множество, ведь сам витраж появился ещё в эпоху средневековья. Со временем он видоизменялся, отражая культуры разных стран и эпох, появление новых техник позволило разнообразить применяемые материалы. Сейчас для украшения помещений применяется несколько стилей.
Витраж в готическом стиле — сказка и тайна в вашем доме
Витраж в стиле модерн уместен в любом интерьере
Витраж в абстрактном стиле подходит для любого интерьера и никогда не надоест
Витраж в античном стиле зачастую является законченным произведением
Применение прозрачного стекла в византийском стиле создаёт иллюзию парения рисунка в воздухе
Витраж в авангардном стиле может содержать объёмные детали
Витраж в интерьере создаёт мощный акцент, поэтому важно не ошибиться при выборе стиля. Он должен гармонировать с общей стилистикой помещения или задавать её. Тогда остальные предметы интерьера будут дополнять и обыгрывать его, не создавая диссонанса.
Декорировать витражом можно любую стеклянную или зеркальную поверхность. Это придаст интерьеру неповторимость, оригинальность и ощущение роскоши. Разместить витраж уместно в любом помещении.
Цветочный рисунок на балконном окне создаст иллюзию загородного дома
Рисунок на всех дверях лучше выдерживать в одной стилистике
Витражное окно поможет избежать ощущения замкнутого пространства и дополнительно украсит помещение
Готический интерьер украсит потолочный витраж
Витраж — удачное решение для зонирования помещения
Витражные вставки уместны как для мебели в гостиной, так и для кухни
Тёмные тона витража создают атмосферу таинственности, но зрительно уменьшают пространство
Витраж на зеркале создаст ощущение перспективы и расширит маленькое помещение
Для спальни лучше предпочесть спокойные тона
Для ванной подойдут сюжеты с рыбками
Но не любой витраж можно выполнить самостоятельно. Различают несколько видов техники исполнения.
Витраж в классический технике незаменим для больших площадей
Витраж в технике фьюзинг поражает яркостью красок и цельностью композиции
Витраж в технике Тиффани удачно заменяет классическую технику
В расписной технике можно создавать настоящие картины
Заливная техника наиболее удачно имитирует классические стили
Наиболее доступны для самостоятельного изготовления расписной витраж и контурная заливная техники. Они не требуют специальных знаний, материалов и инструментов, и могут имитировать практически любую другую технику. Для изготовления таких витражей понадобятся только специальные краски, аккуратность и терпение.
Прежде чем приступить к работе, подготовьте всё необходимое. Для расписного и заливного витража понадобятся краски.
Используются специальные витражные или акриловые краски по стеклу. Все они имеют свои особенности.
В состав входят три основных компонента: пигмент, вода и акриловая полимерная эмульсия. Продаются в тубах или банках.
Акриловые краски продаются в баночках и тубах
Акриловые краски быстро сохнут, после чего становятся стойкими и упругими. После высыхания устойчивы к перепадам температур и влажности. Соскоблить высохшее покрытие очень сложно, как и удалить наждачной бумагой.
Акриловые краски быстро сохнут, ими удобно работать дома
Цвет готового покрытия получается матовым, ярким. Он не подвержен выгоранию и не тускнеет со временем. Краски разных цветов можно смешивать между собой. Кисточка сразу после использования отмывается водой, для засохшей придётся использовать растворитель.
Существуют двух видов: обжигаемые и необжигаемые. Обжигаемые после нанесения нагреваются в духовке, твердеют и становятся устойчивы к внешним воздействиям. Температура обжига указывается производителем на упаковке.
Витражные краски могут быть обжигаемые и необжигаемые
Если краски не обжечь, через неделю они высохнут и затвердеют так же, как и при обжиге, но до этого момента есть риск их смазать. Краски на водной основе, поэтому ею и разводятся. Кисти также отмываются водой.
Необжигаемые краски высыхают от 1 до 3 дней в зависимости от производителя. Рисунок требует закрепления нанесением слоя нитролака.
Эти краски отличаются большей яркостью. Они более густые за счёт входящего в их состав синтетического растворителя. Хорошо ложатся, ими удобнее работать на вертикальных поверхностях.
Некоторые мастера предпочитают использовать и краски собственного производства. Их несложно изготовить самостоятельно из того, что продаётся в строительных магазинах.
Кроме красок для работы понадобится контур. Это специальная густая паста для обрисовки границ узора. Она имитирует металлические рамки для кусочков смальты в рисованных и заливных витражах.
Контуры-рельефы изготавливаются на водной основе, продаются в тубах. С их помощью рисунок обводится контуром, который затем заполняется красками. Может использоваться и для создания объёмного рисунка.
Витражные контуры могут использоваться для создания объёмного рисунка
Дома контурную пасту можно приготовить на основе клея ПВА. Для этого понадобится 50 мл посудного ПВА, 20—30 мл натуральной чёрной туши (лучшая — голландская), 30—40 гр серебрянки или бронзовой пудры.
В клей при постоянном помешивании вводится тушь, а затем пудра, до получения сметанообразной консистенции. Такую пасту готовят по мере необходимости, она не хранится. Перед применением каждый раз перемешивают. Мастера наносят её кисточкой, формируя валик, новичкам удобнее пользоваться кондитерским шприцем.
Для изготовления витражей с применением разных техник требуется специальный инструмент. В рисованной и заливной технике его понадобится минимум:
И конечно же, изготовление витража невозможно без трафарета рисунка. Как его сделать, рассмотрим подробнее.
Подходящий трафарет можно приобрести в специализированном магазине или у художника, занимающегося витражами. Но гораздо интереснее изготовить трафарет самостоятельно, подобрав подходящий эскиз.
Не выбирайте эскиз со множеством деталей и пустотами, на готовом витраже такой рисунок будет смотреться неряшливо.
Изображение можно скачать из интернета и просто распечатать в нужном масштабе, учитывая размеры будущего витража. Или взять понравившуюся картинку, открытку и увеличить до необходимых размеров.
Пронумеруйте детали рисунка одинакового цвета. Это поможет вам не ошибиться при раскрашивании.
Если вы владеете навыками рисования, узор можно создать самостоятельно. Для этого перенесите размеры будущего витража на лист бумаги и разметьте контуры расположение узора. Рисуйте простым карандашом, чтобы была возможность исправить неточности.
Выбирая изображение, учитывайте, что при увеличении могут пострадать его пропорции. При необходимости расчертите рисунок не квадратами, а прямоугольниками.
Прорисуйте детали, у вас должна получиться цельная картина. Готовый рисунок обведите по контуру шариковой ручкой или тонким маркером.
Трафарет можно создать методом аппликации
Подготовив всё необходимое, можно приступать к изготовлению витража. Позаботьтесь о том, чтобы рабочая поверхность была ровной, и помните, что при неосторожном обращении стекло может разбиться.
Нанесение контура требует аккуратности и точного глазомера
Краски на витраж наносятся кисточкой или при помощи насадки на тюбик
Витраж можно вставить в раму
Чтобы обезопасить себя от порезов, края стекла перед работой можно предварительно оклеить малярным скотчем.
Освоив расписную и заливную техники, можно попробовать себя в английской плёночной или технике фьюжн. Это потребует больших расходов, материалов и навыков, но ведь оно того стоит.
Создание витражей — занятие творческое и увлекательное. Простейшие витражи под силу сделать даже детям. И пусть ваше произведение не будет похоже на шедевры мировой живописи, но они привнесут в ваш дом оригинальность и частицу вашей индивидуальности.
Здравствуйте! Меня зовут Ирина, мне 48 лет. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!legkovmeste.ru
Витраж – желанное украшение любого интерьера. Но профессионально изготовленные витражи дороги. Между тем существуют разные виды витражных техник, и некоторые позволяют выполнять витражи своими руками. Простейшие дают возможность сделать, например, потолочный витраж, очень похожий на настоящий, если не присматриваться вблизи. А по более сложным, но доступным самолельщику, получается произведение, которое и специалист без разборки не отличит от «всамделишного».
Технология изготовления любого витража не требует глубоких знаний. Но обязательно нужны точный глазомер, верная и твердая рука и предельная аккуратность. Мельчайшие погрешности, накапливаясь по мере изготовления, в итоге придают изделию не вполне приглядный, а то и просто неряшливый вид. Так что главные условия успеха – сноровка, смекалка, тренировка. Если после трех пробных композиций размером с большую книгу у вас получится хороший настоящий – вы самородок.
Витраж в соборе св. Винцента в Блуа
Основа любого витража – поэлементный эскиз. Эскизы витражей выполняются всегда в двух экземплярах. Если они сделаны на компьютере и распечатаны, проблем нет: распечатки абсолютно идентичны.
Однако для большого панно эскиз приходится рисовать вручную, а затем копировать на светокопировальном станке. Несмотря на столь серьезное название, простейший светокопировальный станок – просто лист стекла (который потом сгодится на основу), уложенный на два стула, и лампочка под ним.
Чтобы сделать витраж без ошибок, нужно твердо помнить: сборку ведут по ПЕРВИЧНОМУ, самому точному, эскизу, а копия с него пойдет на шаблоны. Иначе нестыковки неизбежны, а подгонка фрагментов по ходу дела усложняет и портит работу.
Ножницы нужны не простые, а специальные шаблонные, с тремя лезвиями. Третье вырезает полоску шириной 1,76 мм. Перед порезкой вторичный эскиз наклеивают на лист тонкого, но плотного картона (идеальный случай – электрокартон 0,5 мм) и режут уже бумажно-картонную слойку. Иначе при изготовлении фрагментов очень трудно будет обвести контур по мягкой бумаге.
При поклейке будьте внимательны – размокшая от любого клея бумага тянется при разглаживании, а клеить нужно по всей плоскости. Каждый готовый шаблон выверяется по первичному эскизу. Кстати, кусочки обоих эскизов еще до порезки нужно единообразно пронумеровать.
Классический, или стеклянный витраж – это окно из множества разноцветных стекол, прозрачных или молочных; молочных в данном случае значит – непрозрачных окрашенных в массе. Матовое стекло «зашершавлено» с одной стороны, и на изломе прозрачно.
Фрагменты витража иногда называют витражными смальтами, чтобы не путать со смальтами, из которых набирается стеклянная мозаика. Витраж и произошел от мозаики. Иногда даже говорят просто «смальта», т.к. витражей делается много больше, чем мозаик из стекла. Далее в тексте смальта – везде витражная смальта.
Каждая смальта обрамляется П-образным профилем из свинца, олова, меди или латуни. Затем смальты укладываются прямо на первичный эскиз, и швы пропаиваются. Получается окно в переплете из Н-образных профилей. На него тут же накладывают раму из латунного уголка, для прочности, и пропаивают уже по контуру. Полученную картину вставляют в оконную раму или в проем с подсветкой сзади. В таком случае смальты берут матовые или молочные.
Витражи, выполненные в классической технике
На рисунке в предыдущем разделе – один из величайших мировых витражных шедевров, витраж в южном окне собора св. Винцента в Блуа. На рисунке выше – современные витражи классического типа. И там, и там используется комбинированная техника с применением фьюзинга, см. далее. Классический витраж очень сложен в работе, трудоемок и не особо прочен. В распашные окна их не ставили – могли рассыпаться от хлопка открытой створки.
Пленочный витраж (первый слева на след. рис. ниже) относится к фальшвитражам: на стеклянную основу, прозрачную, матовую или молочную, тем или иным способом наносится рисунок с имитацией бордюров между смальтами. В данном случае это просто пленка-самоклейка; об имитации контурных бордюров поговорим ниже, это совсем не сложно.
Витраж из пленки сделать не сложнее, чем просто что-то оклеить самоклейкой. Главное – хорошо обезжирить стекло раствором моющего для посуды в воде 1:5-1:20 и затем промыть дистиллированной водой. Пузырьки на пленке прокалываются иголкой и за сутки-двое без следа спадаются.
Современные пленки достаточно долговечны, но вблизи сразу видно, что это только имитация. А с обратной стороны он вообще вида не имеет. Поэтому пленочные витражи чаще всего устанавливают на потолок. Там они как раз на своем месте – дешево и сердито.
Ранее потолочные витражи были мало распространены: основа тяжела, хрупка, а при обрушении чрезвычайно травмоопасна. По свойствам материала витраж на стекле вообще не должен быть висячим. Сейчас наилучшая основа для потолочных витражей – акрил.
Попробуйте согнуть или сломать компьютерный диск. Это есть прочность акрилового пластика при толщине всего около 1 мм. Лист акрила 3х3 м толщиной 2-3 мм человек подбрасывает рукой, и под собственным весом он не провисает многие годы. А вдруг вывалится – тихо планирует, покачиваясь. И пленка на акриле держится очень прочно. Правда, акрил гораздо дороже стекла.
Виды витражей
Вторая поз. слева – витраж красками, или заливной. С лица он уже очень похож на настоящий, но с изнанки все равно заметна подделка, даже если ее оформить заодно с лицом в зеркальном отражении.
Технику заливного витража мы далее рассмотрим подробнее: из умелых рук такие композиции выходят очень эффектными с лица, но получить их не так-то просто. Для полноты эффекта нужно двойное прохождение световых лучей сквозь стекло-основу; следовательно – гладкая или фактурная отражающая поверхность под ней. Поэтому самое распространенное применение заливной техники – витраж на зеркале.
Дело в том, что краска при правильной заливке образует мениск, см. далее. Лучи, прямые и отраженные от зеркальной пленки, проходят через его участки с разной кривизной, и витраж играет красками вовсю. Сказывается и дифракция на границах бордюра, поэтому его лучше делать темным, но блестящим, также см. далее. Особенно эффектно «заливное» на акриловых зеркалах с отражающей тантал-ниобиевой подложкой.
Витраж-тиффани (след. слева направо поз.) – это уже самый настоящий, полноценный витраж из стеклянных смальт. Отличие от классики только в том, что переплет изготавливается не из литых или кованых желобков, а формируется прямо по торцу смальты из металлической паяющейся фольги (фолии), которую в Средние Века делать еще не умели.
При использовании латунной фольги, твердых легкоплавких припоев (которых в старину тоже не было) и полуактивных флюсов тиффани получается вполне прочным. Он пойдет и как витраж на окно, в т.ч. распашное или французское, и в дверь. Техника тиффани позволяет «витражить» объемные прямоугольные и криволинейные конструкции. Для этого боковые грани смальт выполняются скошенными под 45 градусов или под требуемым по кривизне углом. Промышленного оборудования для этого не требуется. Технику тиффани мы также разберем далее.
Фацетный витраж, предпоследняя поз. – непременный признак престижного интерьера. Фацет – широкая, под малым углом, оптически точная полированная фаска на толстой, от 6 мм, стеклянной пластине. Угол фацета должен быть точно согласован с оптическими свойствами стекла, чтобы получилась т. наз. алмазная грань, дающая наибольшее светопреломление.
Смальты фацетных витражей изготавливаются прозрачными, бесцветными или окрашенными, из специальных сортов стекла – поташного (легкого, с меньшим показателем преломления) и свинцового (тяжелого, с большим лучепреломлением). Особенно эффектны фацетные витражи из умело подобранных комбинаций того и другого (кронфлинтовые фацеты).
Собираются фацетные смальты в специальных, штучно изготавливаемых профилях из прочного алюминиевого сплава, из-за большого веса. В целом фацетный витраж требует высокого мастерства и промышленных условий для изготовления. Чаще всего смальты заказывают партиями на оптико-механических предприятиях, а собирают уже в условиях мелкого/среднего производства.
Фьюзинговый витраж, или витраж-фьюжн (от англ. fuse – плавить, плавиться; последняя поз.) изготавливается из разогретых до размягчения (300-1200 градусов, в зависимости от сорта стекла) смальт, выложенных по трафарету на жаростойкую плоскость. Весь набор прокатывается, благодаря чему получаются плавные переходы цветов, что в прочих витражных техниках недостижимо.
Фьюжн – высший пилотаж витражного искусства. Даже при изготовлении роботами в промышленных условиях вследствие прокатки каждое изделие уникально. Большие витражи-фьюжн стоят огромных денег; правда, с развитием роботизации цены неуклонно падают, здесь, как говорится, на два круга, впереди всего мира идет Китай. Сама же техника фьюжн известна издревле; именно по ней изготавливались и изготавливаются смальты с лицами и т.п. для классических витражей.
О пленочном витраже уже сказано, да и сложного ничего в нем нет. Но, прежде чем переходить к красочному, расскажем об имитации свинцового переплета; она общая и в том, и в другом случае. Приличная на вид имитация витража во многом определяется именно похожестью накладного бордюра на натуральный металлический переплет.
Сымитировать переплет классического витража и для пленки, и для краски, можно тремя способами:
Свинцовый скотч – самый настоящий, без кавычек, скотч: ленточка шириной около 1/8 дюйма из свинцовой фольги, клеящий слой, такой же, как на обычном скотче, и защитная пленка. Разматывая рулончик, выкладывают по контуру, обрезают, снимают защитную пленку, накладывают, придавливают – все. Для пленочных витражей – после поклейки, для заливных – перед заливкой.
Эмалированные провода
Контур выгибают из проволоки и приклеивают (пленка – после; заливка – до) ПВА. Но не простым, а посудным. Он немного дороже «бумажного», и на этикетке указано: «Для склейки изделий из стекла и фарфора». Химически активные клеи не годятся, особенно циан-акрилатный «Суперклей». Он ко всему еще и необычайно жидкий, затекает всюду, где не нужен.
Проволоку по этой технике традиционно используют алюминиевую и потом патинируют, как для тиффани, см. далее. Но автор этой статьи неоднократно с успехом использовал медный обмоточный провод в высокопрочной эмалевой изоляции (эмальпровод). Он легче гнется, а в радиомагазинах и на радиобазарах его можно найти с изоляцией буквально всех цветов радуги, см. рис., диаметром от 0,02 до 2,5 мм круглый и от 1 до 16 мм плоский (шину).
Шина встречается редко и стоит дорого. Но каждый выгнутый из круглого провода контур можно выровнять и слегка сплющить, сильно сжав в слесарных тисках между двумя ровными плоскими пластинами из стали толщиной 8-12 мм. Изоляция даже чуть ли не довоенного ПЭВ от этого не портится.
Особенно хороши меднопроволочные контуры для заливных витражей на зеркалах; об этом уже говорилось. Если же нужна матовость и патина – достаточно поширкать по готовому наждачкой, и обнажившаяся медь скоро сама покроется самой что ни на есть настоящей, не наведенной патиной.
Готовим контурную пасту по рецепту:
В ПВА вводим тушь, тщательно размешиваем и мелкими порциями при помешивании добавляем серебрянку до получения сметанообразной пасты. Если нужен переплет под латунь – серебрянку заменяем бронзовой пудрой. От соотношения туши с серебрянкой зависит «свинцовость»; ее проверяют пробной, вполне высохшей каплей.
Пасту готовят по мере надобности, она не хранится. При использовании нужно все время помешивать – серебрянка всплывает наверх. Наносят по контуру художественной кисточкой, набирая обильно, чтобы легла колбаской равной толщины, тут нужен хороший навык. Удобнее для новичка – малый кондитерский шприц-пистолет, но потом, даже после промывки, для использования по прямому назначению он непригоден.
Заливной витраж выполняется в такой последовательности:
О приготовлении красок см. след, а пока остановимся на заливке; это самая ответственная процедура. Краску наливаем обильно пропитанной кисточкой или шприцем изнутри по контуру, но ни в коем случае не касаясь бордюра (см. рис.)! Краска должна сама растечься в мениск естественным образом! Если колер вышел жидковат, по высыхании наливаем еще раз таким же способом.
Заливка ячейки витража краской
Налив/долив краски в середину недопустим. Если там нужно пятно погуще, его нужно оконтурить и налить туда больше. В таком случае два налива в обрамление (по внешнему и внутреннему контурам) делаются без промедления один за другим.
Дело в том, что «блямба» посередине нарушит светопреломление. Возникнет известный фотографам «эффект бокэ», и одиночный такой элемент нарушит цельность восприятия композиции. А если их будет много, то весь витраж получится неряшливым.
Самодельные витражные краски известны четырех видов:
Первая. ПВА-анилиновые краски готовятся просто: вдвое-втрое разбавляем дистиллированной водой 50-100 мл посудного ПВА. Затем, в горячем дистилляте – анилиновый краситель для ткани по инструкции к таблетке, и процеживаем через миткаль, газ или тоненькие женские колготки. Капаем несколько капель в ПВА эмульсию, размешиваем, капаем каплю на стекло и проверяем колер. Засветлен – добавляем раствор пигмента; перетемнен – эмульсии.
Вторая. БФ-2 разводится вдвое ацетоном и в раствор по каплям добавляется ручечная паста с размешиванием. Колер проверяется пробной каплей, как выше указано. Дает отличный мениск, стойка, ярка, но – увы! – оборот чистого ацетона ограничен, т.к. он используется в кустарном нелегальном производстве наркотиков. А заменить нитрорастворителем или спиртом нельзя.
Третья. 6 гр. пищевого желатина разводятся в 200 мл. дистиллята при 40-50 градусах. Раствор анилинового красителя, такой же, как и для первой краски, добавляют по каплям после остывания до той же температуры и так же проверяют колер. Прочность и стойкость к выгоранию можно несколько увеличить, по высыхании покрыв прозрачным акриловым лаком. Анилин с ПВА – нельзя, поплывет.
Четвертая. Готовим состав из 60% по объему прозрачного мебельного нитролака и 40% 647 растворителя. Художественную масляную краску выдавливаем прямо из тюбика шариками с горошину размером, размешиваем, проверяем колер на каплю. Пригодна под покрытие акрилом; при этом прочность – акриловая, а стойкость – практически неограничена.
Примечания:
Витражи-тиффани на порядок или два сложнее в работе вышеописанных, поэтому разберемся с ними поэтапно. Сложности и тонкости есть на всех этапах, кроме, пожалуй, патинирования. И пренебрежение техникой на любом из них испортит работу. Кроме того, необходимо обзавестись некоторым специальным инструментом и материалами.
Главный залог успеха при работе по тиффани – стеклорез, ведь нужно вырезать мелкие криволинейные куски стекла, а витражное стекло очень вязкое. Поэтому стеклорез нужен только алмазный. Советчики обходиться роликовым победитовым вряд ли сами способны вырезать стеклышко в форточку.
Алмазный стеклорез для криволинейных резов
Алмазные стеклорезы бывают двух видов: с острием (алмазные карандаши) и с криволинейной режущей гранью. Первые пригодны только для прямых резов, а вторые и для криволинейных. Вид режущей части и способ реза указываются в сертификате на инструмент, а по виду – стеклорез с кривой гранью обязательно массивный, с обушком для обстукивания/надлома, см. рис. После реза карандашом надрезанный кусок просто отламывается.
С рук покупать нежелательно – в 90% случаев продают потому, что алмаз надколот и звонкого реза (см. ниже) не дает. Есть еще пилки для стекла – тонкие стальные полоски с алмазным напылением. Ими получаются вполне приличные кривые резы больших деталей (стекол для шкафов и т.п.), но для смальт они непригодны – нельзя вырезать малый радиус.
Примечания:
Шлифмашинка для смальт
Пайка тиффани производится капиллярным способом, поэтому электро/радиотехнический паяльник с длинным красномедным жалом непригоден. Нужен инструмент с бронзовым никелированным жалом; оно служит только для нагрева, а припой в процессе пайки к нему не прилипает. Узнать такой можно по изначально короткому белому блестящему жалу (см. ниже на рисунке с паяльными принадлежностями), а в продажу они идут под маркой Long Life. Мощность – 100 Вт, не более и не менее.
Для доводки смальт после порезки желательно иметь шлифмашинку для стекла, см. рис. Но стоит она немало, и в любом случае для точной доводки нужны три шлифовальных бруска номер 220-240 и шириной 12-20 мм: квадратный, полукруглый и треугольный. Последний необходим и при наличии машинки для выборки острых внутренних углов; в рисунках, скажем, с листьями, без них обойтись очень трудно.
Примечания:
Бруски нужно искать из натурального граната или корунда, тяжелые и очень крепкие. «Песочные» чудеса порошковых технологий не стекло точат, а сами об него стачиваются. Но обтачивать смальты даже на самом лучшем бруске нужно под слоем воды, для чего брусок при обточке погружают в миску, противень или какой-то еще подходящий поддон.
Лопаточку для нанесения патины делаем сами – из зубочистки и кусочка плотного поролона шириной 5-6 мм и толщиной 3-4 мм. Насаживаем его на зубочистку и закрепляем тонкой мягкой проволочкой.
Смальты дли тиффани можно сделать из обычного стекла, покрасив его, как для «заливного». Но лучше купить специальное витражное стекло. Просвечивающее, матовое или молочное. В листах оно стоит дорого, но те же фирмы продают по дешевке бой (материал-то ценный), а нам много и не надо.
Примечания:
Фольга для обрамления смальт – фолия – продается в художественных магазинах специально для витражей наряду со свинцовым скотчем. Единица товара – рулончик ленточки 4-7 мм. Резать на полоски лист фольги самому нежелательно: витраж выйдет неаккуратным.
Материалы для паечных работ показаны на рисунке, там же и паяльник. Обратите внимание на надпись: «Без канифоли». Нитевидный припой с канифолью внутри (гарпиус) для пайки витражей непригоден. Паяльный флюс (это баночка на рис.) нужен с бурой или другой полуактивный, для пайки электроники. Остатки активного флюса (с ортофосфорной кислотой и пр.) удалить из переплета невозможно, и он в конце концов будет разъеден.
Паяльные принадлежности
Обычно для пайки тиффани рекомендуют припой ПОС-61 вследствие его легкоплавкости – 190 градусов. От обычных оловянно-свинцовых припоев (240-280 градусов) смальты, бывает, трескаются. Но ПОС-61 непрочен, очень мягок. Есть еще ПОС-61М с присадкой меди, 192 градуса, но он лишь чуть прочнее.
Наилучшие припои для тиффани – с присадками кадмия: ПОСК-50-18 (145 градусов, на рисунке) и Авиа-1 (200 градусов, прочность – как у дюраля). ПОСК-50-18 послабее, но все же много прочнее ПОС-61/61М. Он недорог, в отличие от «Авиа-1» легко доступен.
Сейчас в художественных и строительных магазинах продают кузнечную патину разных видов. Покупать лучше текучую, готовую к употреблению. Готовить самому состав из порошка будет лишь чуть дешевле, но сложно, а качество покрытия – хуже.
Оформление немонотонного изгиба
Уже при выбора рисунка нужно учитывать особенности технологии и ее слабые места. S-, N- и глубокие U-образные изгибы краев смальт недопустимы: из-за разности ТКР стекла и металла смальты по ним начнут со временем вылезать и выпадать. Идеальная смальта – область, ограниченная выпуклыми гладкими кривыми. Если же немонотонный изгиб нужен, его нужно набрать из кусочков, пусть и одного тона, см. рис. Вдруг готовая композиция из-за переплета получается мельтешащей/аляповатой – ничего не попишешь, нужно менять или дорабатывать рисунок.
Примечание: рисунки для витражей – отдельная область живописного искусства. В интернете есть много готовых под разные техники, но если хочется свой собственный уникум, нужно обратиться к художнику-витражнику или поискать в себе творческие способности.
Сначала нужно сделать основание, такое же, как для заливного витража. При правильном резе остаток отламывается от малейшего толчка, поэтому сразу выводить его на свес не нужно: после надреза под стекло за рез подсовывают тонкую рейку, и несильно надавливают пальцем на остаток. Не отломился – можно обстукивать на весу.
Попробуйте разрезать кусок обычного оконного стекла. Если рез скрипучий, видна царапина, а для надлома нужно несколько раз обстукивать, за смальты браться рановато.
При правильном резе стекло издает тихий тонкий звон, а трещина не видна совершенно. Для надлома достаточно легкого нажима или слегка тюкнуть снизу. Чтобы получить такой рез, нужно выдерживать угол наклона инструмента в направлении реза (около 45 градусов, или по спецификации к стеклорезу) и держать его строго перпендикулярно в поперечном направлении.
Второе условие – строго постоянное усилие нажима. Навык по углу и силе должен быть отработан до полного автоматизма при порезке линий любого вида. Это называется – поставить руку.
Примечание: точный угол и нажим индивидуальны для каждого алмазного стеклореза. Поэтому стекольщики-асы чужими инструментами не пользуются и в аренду их не предлагают.
Пример расположения вспомогательных резов
Но и это еще не все. Кривой рез по кривой сам по себе никогда не потрескается, хоть ты тресни. Уйдет и сторону и, по Первому закону Мерфи, как раз туда, где навредит больше всего. Что делать?
Вспомогательные резы по касательной, тем гуще, чем кривее, см. рис. Общее правило – стрела прогиба между двумя соседними вспомогательными резами не должна превышать двух толщин стекла. Кстати, это обстоятельство тоже нужно учитывать при разработке трафарета. Поэтому, если заказываете рисунок художнику, то обусловьте сразу и трафарет. Впрочем, хорошие мастера к рисунку придают трафарет безо всякого.
Если на смальте есть угол, от его клювика обязательно нужна касательная к наименее выпуклой стороне. Из сказанного следует важный вывод: не пытайтесь вырезать сразу много одноцветных смальт из большого куска. Почти весь дорогой материал уйдет в отход. Вообще, смальты режут по одной по мере заполнения трафарета, см. ниже.
Тут встает вопрос: а как обводить смальтовые шаблончики? Резак стеклореза – не лезвие бритвочки или монтажного ножа, он довольно-таки толстенький. А вот для этого и нужны трафаретные ножницы. Ширина третьего, срединного, лезвия как раз и учитывает получающийся отступ.
Перед началом набора витража трафарет на сборочном щите закрепляют ровными рейками слева (для левшей – справа) и вверху. От соответствующего дальнего верхнего угла и ведут укладку смальт, см. слева на рис.
Укладка смальт на трафарет
Смальты вырезают строго по одной, иначе весь набор расползется, не дойдя до половины. Вырезав одну, доводят и выверяют ее по трафарету (нужен отступ внутрь от контура в 0,5-0,7 мм на пайку). Затем обертывают фолией и завальцовывают ее края круглой деревяшкой или пластиком (средняя поз.) После завальцовки той же гладилкой проглаживают боковую грань; для внутренних острых углов удобно пользоваться школьной пластиковой линейкой с клиновидным краем или пластиковым ножиком из набора одноразовой посуды, и довальцовывают.
Теперь смальту укладывают на место уже до пайки, плотно поджимают к предыдущим или бортику, и проверяют по трафарету шаблон для следующей. При необходимости подрезают шаблон изогнутыми маникюрными ножницами, и только тогда возвращаются к стеклу со стеклорезом. На заполненной части видимых просветов между смальтами не должно быть, правая поз. на рис.
Примечание: самые лучшие витражи получаются при наборе на светокопировальном станке, покрытом бязью или байкой. Малейшая щелка сразу видна.
По укладке всех смальт композицию аккуратно обжимают по горизонтали рейками теперь уже справа (слева) и снизу. Если смальты при этом начинают выпирать углом вверх – доглаживают и довальцовывают фолию, придавливают сверху. После этого приступают к флюсовке.
Использованные шаблончики смальт выкладывают рядом со щитом сообразно композиции и нумерации. Особой точности не нужно, лишь бы кусочки не перепутались. Теперь на этот промежуточный трафарет переносят фрагменты, начиная с угла, противолежащего начальному, т.е. в порядке, обратном сборке. Так нужно, чтобы флюс на торцах смальт не пересох.
Далее смальты по одной переносят обратно на рабочий трафарет точно так же, как собирали. При этом фолиевое обрамление промазывают тонким слоем флюса (он имеет консистенцию вазелина) при помощи спички или зубочистки. Собрав композицию вновь на старом месте, опять обжимают, но правую (левую) и нижнюю рейки теперь уже закрепляют гвоздиками. Можно приступать к пайке.
Главное условие при пайке – не делать сразу много. Из-за разницы в ТКР стекла и металла при перегреве вся композиция может вспучиться и развалиться. За один раз нужно пропаивать участок в одну-две мужские ладони, затем дать остыть, и паять дальше. Ведут пайку в порядке укладки.
Паяют тиффани капиллярным способом. Вначале по контуру очередной смальты на шов с шагом 1-1,5 см капают кусочки нитки припоя шириной в жало паяльника. Операцию проводят на весу, не касаясь ниткой припоя и жалом фолии. Это кропотливая, изнурительная и ответственная работа, поэтому не торопитесь, делайте перерывы для отдыха.
Затем швы пропаивают. Каждую каплю или колбаску припоя на шве греют, пока она вся разом не уйдет в шов и не растечется по нему внутри. Если флюс испарится и выгорит раньше, этого может не случится, так что флюсуйте не скупясь, но без грязи. Недостающего флюса в процессе пайки можно добавить, то только по остывании паяемого участка. Рассыпать набор не нужно, флюс можно наложить сверху и немного подогреть, чтобы затек в шов.
В обрамление композиция также впаивается. Вклеивать на эпоксидке или акриле не нужно: из-за разницы в ТКР витраж более 5-7 лет не продержится. Делают обрамление из латунного или бронзового уголка.
Рамка должна быть цельной; допустимо одно паяное соединение в накладкой на стыке контура. Поэтому П-образный профиль не годится: как в него, цельный, витраж засунешь? Можно, правда, по кускам подсунуть под витраж, но тогда по углам нужны косынки на пайке, которые будут видны на готовом изделии. Впрочем, опять же – дело вкуса. Можно сразу согласовать рисунок с косынками.
Рамку изнутри школьным ластиком зачищают до блеска (полуактивный флюс пленку окисла на латуни не растворяет) и тщательно промывают ватным тампоном, обильно смоченным спиртом. Затем протирают новой, которой еще не пользовались, микрофибровой салфеткой для очков.
Теперь рамку изнутри, а кромку витража с лица и сбоку, промазывают флюсом, рамку накладывают на композицию, и паяют, как смальты, по кусочкам. По остывании витраж осторожно переворачивают, накладывают флюс на изнаночную щель между краем композиции и рамкой, прогревают до растекания, и пропаивают щель. Осталось промыть от остатков флюса и запатинировать.
Изводить литры спирта на удаление остатков флюса теперь не нужно: с их удалением прекрасно справляются моющие средства для посуды. Особенно отрадное обстоятельство для непьющего: от «него, родимого» при спиртовой промывке такой духан…
Промывают витраж (уже витраж) в ванной под душем поролоновой губкой, пропитанной моющим. Особо прикипевшие остатки флюса снимают зубной щеткой. Поддаются они не сразу, поэтому простая операция получается кропотливой: нажимать сильно или срезать нельзя. Нередко витраж приходится сутки вымачивать в ванне, в которую бухнута целая бутылка «Фейри», пока флюсовый нагар не раскиснет и не сойдет под губкой.
Заключительный этап – патинирование переплета. Операция несложная: отливаем в мелкую расходную емкость, набираем на лопаточку и наносим на переплет. Излишки по высыхании смываются тем же моющим для посуды губкой под душем безо всяких сложностей.
Нюанс при патинировании всего один: едкая и вредная это штука, готовая к употреблению кузнечная патина. Поэтому работать нужно в проветриваемом помещении, в защитных перчатках, очках, и, желательно, в респираторе-лепестке.
После промывки от остатков патины и просушки витраж готов – можно вставлять в раму на место и любоваться.
Пленочные и заливные витражи, используемые с подсветкой сзади, хорошо смотрятся, если изнанка основы матовая. Самодельщикам иногда предлагают рецепты химического матирования, но сии рекомендатели, похоже, сами этой химии не нюхали, раз живы: при химическом матировании используются смертельно опасные летучие компоненты – плавиковая (фтористоводородная) кислота и ее соединения. Матирование кремневой кислотой ничуть не лучше: нужна концентрированная серная кислота, и тоже образуются ядовитые летучие продукты.
Самый простой способ самостоятельного матирования изнанки основы – взять, да и наложить изнутри пластиковую кальку. Держится более 10 лет. Если же матовая основа видна с двух сторон, то есть трудоемкий, но совершенно безвредный способ:
Примечание: смывать нужно в поддон, а не ванну, иначе сантехника погибла.
Кто-то, прочтя статью, вспомнит: погодите, а вот остекление мебели? Чем не витраж? В стандартных дюралевых профилях, дешевых, красивых, блестящих. И гнуть их можно.
Нет, там не витраж. Витраж – отдельное транспортабельное изделие в цельной раме, паяной или литой. Ну ладно, спаяем. Алюминий паяется, и даже без аргона – есть специальные «скребущие» припои (ЦОП, к примеру) и не особо едкие флюсы на олеиновой или пальмитиновой кислоте.
Да, но температура нужна 350-400 градусов, стекло в плотном контакте с металлом такую не держит. Если же очень медленно нагревать весь набор на огнеупорном щите, от разницы ТКР он пучится и распадается. Дать припуски на температурное расширение – расседается и разваливается при остывании.
Так что «взаправдашние», не на клею и смолах, витражи в алюминиевом переплете пока не получаются. Если же кто-то придумает, как их делать – это, безусловно, будет революция в витражном искусстве: алюминиевые сплавы легки, а по прочности сравнимы со сталью.
что еще почитать:
Вывести все материалы с меткой:vopros-remont.ru
Витраж – отличное украшение для любого варианта интерьера. Но профессионально изготовленные витражи довольно дороги. Между тем, существует множество видов витражных техник, и некоторые дают возможность выполнить витражи на стекле своими руками. Простейшие, например, позволяют сделать потолочный витраж, очень похожий на настоящий, если не рассматривать его слишком близко. А более сложные, но доступные для исполнения, позволяют получить произведения, которые специалист без разборки не сможет отличить от “всамделишного”. Обо всех возможных вариантах и пойдет речь в этой статье.
к содержанию ↑Основой любого витража является поэлементный эскиз. Эскизы для витражей изготавливаются всегда в двух экземплярах. Если вы сделали на компьютере и распечатали, никаких проблем нет: распечатки совершенно идентичны. Однако для панно большого размера эскиз приходится прорисовывать вручную, а затем копировать с помощью светокопировального станка.
Несмотря на такое, казалось бы, серьезное название, самый простой светокопировальный станок – это просто лист стекла (который затем садится на основу), расположенный на двух стульях, с лампочкой под ним.
Важно! Чтобы правильно сделать витраж на стекле, необходимо твердо помнить: сборка ведется по первичному, наиболее точному, эскизу, а копия с него будет нужна для шаблонов. В противном случае — нестыковки неизбежны, а подгонка фрагментов в процессе работы усложняет и даже портит все.
Ножницы потребуются не простые, а специальные шаблонные, имеющие три лезвия. Благодаря третьему вырезается полоска шириной 1,76 мм. Перед началом порезки вторичный эскиз наклеивается на лист плотного, но тонкого картона (наилучший вариант – электрокартон 0,5 мм), и режется уже бумажно-картонная слойка. В противном случае — при изготовлении фрагментов по мягкой бумаге будет сложно обвести контур.
В процессе поклейки будьте предельно внимательны – бумага, размокшая от любого клея, тянется при разглаживании, а клеить следует по всей плоскости. Каждый готовый шаблон выверяют по первичному эскизу.
Важно! Кусочки обоих эскизов следует предварительно (до порезки) пронумеровать.
к содержанию ↑Как правило, в процессе создания витража на стекле своими руками, красота первоначального эскиза будет определять конечный результат. И если попробовать самому “что-то там” нарисовать, то очень сомнительно, что такой витраж будет высокохудожественным. Даже если использовать выигрышные сюжеты – рыбки, павлины или розы, важна композиция, цветовой баланс и соблюдение пропорций рисунка.
Нужно, чтобы выбор сюжета был оправдан функциональностью помещения:
Важно! Для перегородки в проходном коридоре будет уместно любое абстрактное изображение или нейтральная тематика, к примеру, жар-птица.
Для определенной стилистики интерьеров изображение подбирается в соответствии с характерной тематикой для данного дизайна:
Лучше всего прибегнуть к помощи готовых трафаретов, которые можно отыскать:
Для тех, кто хорошо рисует, лучше всего взять за основу какие-то понравившиеся иллюстрации, подобрать подходящий сюжет и разработать собственный эскиз.
Важно! Создавая витражное стекло своими руками, учитывайте масштабирование изображений. При переносе маленького эскиза на масштабное стекло получается искажение пропорций и довольно много пустого пространства. Поэтому небольшие эскизы расчерчивают предварительно на квадратики – для более качественного увеличения рисунка.
Иногда на завершающем этапе приходится дорисовывать некоторые элементы для заполнения пустот. Готовые витражные трафареты в натуральную величину не нуждаются в доработке. Как правило, красиво выглядят витражные рисунки, где сочетаются растительный орнамент и тонкая графическая рамка.
Важно! Не торопитесь заполнять красками трафаретный рисунок. Если есть выбор, опробуйте цвета на черновиках. Изредка замена фона или центральных элементов не только может изменить общее впечатление от рисунка, но и сформировать другую ауру в помещении с витражами.
к содержанию ↑Выбирая витражи на стекле, чтобы сделать своими руками, надо правильно определиться с предпочтительным оформлением и технологией.
С тех времен, когда активно строились готические соборы с красивыми витражами, и до сегодня технология изготовления витражей практически не изменилась:
Современные специалисты практически не делают различий между технологией “Тиффани” и техникой наборных витражей. Отличие в процессе выполнения заключается в том, что каждый из элементов стекла оборачивают лентой из модельной фольги с дальнейшей спайкой элементов.
Важно! Зачастую эта техника используется для декорирования потолочных плафонов.
Для изготовления витражей в этой технике потребуются исключительно импортные стекла высокого качества, из которых вырезают картинки, крепят на фоновом стекле и спекают в печи при температуре 800 градусов.
Сегодня основную массу витражей изготавливают на основе имитационных техник, отличающиеся своей простотой и сравнительно невысокими ценами. Более того, практически каждому желающему под силу создавать такие витражи на стекле своими руками. Имитационные техники разделяют на следующие виды:
Данный вид витражей появился не так давно благодаря компании из Англии, которая выпустила специальную пленку, имитирующую цветное стекло. Суть этой технологии заключается в наклеивании на стеклянную основу кусочков разноцветной пленки. Стыки пленки закрывают с обеих сторон стекла с помощью декоративных полосок, которые имитируют металлический профиль, создавая что-то похожее на классический витраж.
Такие витражи долговечны и красивы, а их внешний вид ничуть не уступает классическим. Их популярность растет с каждым днем, и даже новичку под силу изготовить такое витражное стекло своими руками.
Для того чтобы создать пленочный витраж, вам потребуются:
Важно! Обязательно следите за тем, чтобы не касаться клейкой стороны ленты, потому как ее клеящие свойства из-за прикосновения пальцев могут теряться.
Важно! Пленочные витражи на стекле своими руками могут стать замечательным декором окон, межкомнатных дверей и других стеклянных поверхностей.
к содержанию ↑Наиболее дешевый и популярный вариант витража на стекле – техника изготовления витражей с контурами из лака:
Важно! Некоторые специалисты заменяют лак эпоксидной смолой, однако, отмечают, что все-таки с лаком работать проще.
Важно! Данная техника подойдет для разрисовки рифленого стекла, на котором рисунок будет выглядеть более выигрышно, чем на плоском.
к содержанию ↑Наверняка, у многих в доме отыщется зеркало, которое выглядит скучно и простовато. Создав красивый витраж на зеркале, можно превратить его в акцентный момент декора комнаты. Оригинальный витражный узор может преобразить и зеркало на шкафе-купе, внести в интерьер помещения атмосферу особенного изящества и шика.
На зеркало может быть нанесен как расписной или заливной витраж, так и использована техника “пескоструй”.
Важно! Данный вид витража зародился еще в конце 19 века. Он основан на удалении верхнего слоя зеркальной поверхности абразивным материалом, который состоит из потока смеси из сжатого воздуха и кварцевого песка.
Разумеется, без определенного опыта и навыка работы с оборудованием новичок может не справиться с изготовлением витража на стекле своими руками в данной технике. Но имея терпение и желание, эту технику можно освоить за небольшой промежуток времени.
Зеркало может быть матировано как по всей его поверхности, так и с использованием шаблонов для получения в итоге гладкого рисунка на матированной поверхности, или — наоборот, на гладкой поверхности матового рисунка.
Важно! В зависимости от фракции песка, может быть создан мелкозернистый или крупнозернистый рисунок.
После того, как узор будет сформирован на поверхности зеркала, сверху на него наносят защитный слой гидрофобного лака.
Пескоструйная обработка может быть произведена несколькими способами:
Для создания заливного витража нужно:
Важно! Зачастую контурные краски производят золотого, медного или черного цветов.
Как видите, сделать витражи на стекле собственными руками возможно. Сделайте панно с подсветками или украсьте перегородки и двери со стеклянными вставками. Начинайте с мелкого – можно сделать витражную роспись кухонной посуды или декоративное панно. Когда вы разберетесь в процессе нанесения красок и контуров, переходите к более сложным проектам.
serviceyard.net
Витражи в интерьере помогают создать тонкую изысканную атмосферу в современном дизайне. Хрупкое, разноцветное стекло служит украшением домов и квартир. Благодаря ему в помещении появляется загадочная и теплая атмосфера уюта.
Современные технологии позволяют получить качественное стекло для витражей, которое помогает подчеркнуть изысканный вкус своего владельца. Этот материал имеет огромное количество положительных качеств нежели недостатков.
Витраж в интерьере квартиры помогает создать эксклюзивный дизайн-проект. Какие преимущества имеет витражное стекло?
К ним относятся:
К недостаткам относят хрупкость элементов. Для наружного остекления используют каленное витражное стекло. В интерьере жилого пространства можно встретить более тонкую текстуру.
Витраж в современном интерьере отличается технологией изготовления и способом нанесения фактуры. Красивые картины из стекла могут украсить вашу спальню или зону для приема гостей и близких.
Современные витражи делятся на:
Разноцветное стекло можно применить в качестве декорирования межкомнатного пространства. Многие дизайнеры предпочитают использовать витраж в декорировании мебели. Аккуратно выполненный декор выступает в качестве главного акцента в помещении.
Оформление оконного пространства позволяет подчеркнуть хороший вкус своего хозяина. Ранее утреннее солнце будет преломляться в разноцветных элементах стеклянного полотна. Тем временем комната наполнится теплом и уютом.
Витражный декор уже несколько поколений пользуется огромной популярностью. Напольные вазы или светильники завораживают своей красотой и эстетичностью. Они постоянно приковывают восторженные взгляды.
Межкомнатные двери с витражными стеклами станут главным украшением вашего дома. Что же касается цветовой гаммы, то здесь лучше всего остановиться на тех расцветках, которые преобладают в интерьерном пространстве.
Помните, что декоративное стекло не должно дополняться различными аксессуарами. Дело в том, что большое количество лишних деталей способно испортить весь результат. На фото витражей в интерьере запечатлены лучшие варианты для вашего выбора.
landshaftportal.ru
Когда любуешься искусно сделанным витражом, не покидает чувство, что это творение рук человеческих очень дорогое,что материалы и стекло для витражей особые и не дешевые. И сделать изысканные витражи может только мастер, отдавший не один год этому ремеслу. Но багаж моих знаний постепенно пополнялся и я сделал свои выводы о том, что на мой взгляд, эта работа не так уж и сложна,а качественное стекло для витражей можно приобрести во многих специализированных магазинах для творчества по весьма умеренным ценам. Если при изготовлении витража применить технику Тиффани, которая была изобретена в прошлом веке, что весьма успешно делает весь мир,то результат превзойдет любые ожидания. Благодаря технике Тиффани, этого американца знают как очень известного витражиста. Пользуясь очень простым и эффективным способом Тиффани, можно соединять кусочки цветного стекла для витражей между собой. Таким образом техника стала доступна очень многим людям. Добавим, что теперь появилась возможность сбора не только плоских, но и объемных витражей имеющих любую форму.
Сначала мне следовало преодолеть основной страх а это не много ни мало – резка стекла! Я вспомнил как резал обыкновенное стекло чтобы отремонтировать свои окна, и сколько испытал неуверенности и страхов. А здесь криволинейные края у маленьких кусочков, и как это возможно? Но я зря паниковал. Я почти сразу убедился в том, что оказывается цветное стекло для витражей, которое предназначено для изготовления витража, режется легче, чем простое. Обращаю ваше внимание на то, что при использовании некоторых, достаточно простых приемов и маленьких приспособлений, изготовление витража доступно даже шести или семиклассникам!Эта сфера деятельности практически не имеет конкуренции. Наверное по тому что изготовление витража кажется весьма трудоемким и сложным процессом. Но это не сложно! Я долго экспериментировал и упростил технологию изготовления витражей так, что с этим справится подросток. Сперва я изготовлял простые прозрачные витражи,а по мере приобретения новых навыков,начал экспериментировать с цветным стеклом.Творческим натурам, это умение не только заниматься интересным и увлекательным делом, а еще позволит заработать деньги. А разве может быть для творческой натуры что то более увлекательное чем создание своими руками шедевры, которые не стареют веками и вызывают у людей любующихся красивым витражом чувство восхищения.Особенно мне удается изготавливать светильники – бра, их размер 33х33 сантиметра и имеют площадь 0,1 квадратный метр. Я не спешу и трачу на работу по вечерам примерно два часа, и при этом неспешно делаю один светильник. Для Москвы это не большие деньги, но для провинциалов деньги значимые, тем более, что они являются дополнительным доходом ! Я живу в Подмосковье и езжу за материалами и стеклом для витражей в Москву на рейсовом автобусе и в обыкновенной сумке могу привезти запас на месяц.Следующая статья :Алюминиевые витражи своими руками
вернуться на Главную страницу Витражи своими руками Фото галерея
ТАКЖЕ УЗНАЙТЕ...
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
bebi.lv