Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Ключевые особенности стиля «ар-нуво»: обзор основных представителей. Стиль ар нуво


Ар-нуво в интерьере – истоки и элементы стиля, фото

«Либерти», «Тиффани», «Югендстиль», «Сецессион», «Модерн»… Эти названия в разных странах применимы к единому художественному направлению, что в переводе с французского значит «новое искусство»: ар-нуво в интерьере, архитектуре, в живописи, в моде – во всем, к чему применимо понятие «дизайн».

Источниками стиля ар-нуво можно считать изящество французского рококо начала XVIII в., оригинальность декоративного кельтского искусства, стиль «пламенеющей поздней готики», орнамент яванских батиков, несравненную этрусскую вазопись, яркий колорит японской гравюры по дереву.

Первой ласточкой художественных идей ар-нуво, которые впоследствии воплотятся в жизнь и будут развиты художниками, скульпторами, ювелирами, стало возникшее в Англии в 80-е годы XIX в. «Движение искусств и ремесел». Стиль ар-нуво стал интернациональным и быстро распространился по миру, обретая новых почитателей.

Природа в отражении стиля ар-нуво

Растительный мир, флористический орнамент стали ключевыми элементами ар-нуво, его визиткой в мире искусства. В интерьере, дизайне, живописи, архитектурных решениях, оформлении предметов быта волнистые, плавно изогнутые линии и формы, заимствованные у природы, стали г эталоном. Флористический орнамент вышивки Г. Обриста «Удар бича» стал еще одним культовым образцом.

Мастера стиля ар-нуво могли предметную массивность и громоздкость делать визуально невесомой и хрупкой. Плоскостное восприятие для декоративных объемных предметов стало отличительной особенностью ар-нуво.

Символы ар-нуво – изысканная форма цветка цикламена, ирисы, лилии, водоросли. Цветовая гамма – черные, зеленые, голубые тона. Главные особенности – непрерывность перетекающего пространства, целостный композиционный орнамент. Стиль ар-нуво – это воздержание от прямых линий и углов, использование в дизайне «треугольных роз». Стилизация и орнамент с грациозными стрекозами, бабочками, павлинами, ласточками как природная декоративность способствовали популярности ар-нуво. Благодаря именно этой особенности стиль украшает фасады многих зданий.

Единый художественный стиль с новым рядом признаков и присущими только ему деталями – это лестницы с причудливыми коваными конструкциями фантастических растений. Стилизованные узоры витражей. Резные декоративно-орнаментальные дверные и оконные проемы. Эффектное освещение в сочетании с витражной техникой «Тиффани». Утонченные и высокие вазы. Выразительный стиль картин ар-нуво, сочетающий в себе элементы «коврового фона», символизма, четкость фигур.

В интерьере такие составляющие элементы могут быть индивидуальными или входить в различные комбинации. Современное дизайнерское искусство допускает совмещение разных стилей, деталей разных направлений – некий стильный перфоманс. В дизайне, в интерьере гармония классицизма с элементами стиля ар-нуво считается наиболее простым и беспроигрышным вариантом.

Интерьерные элементы в подробностях

Лестницы в интерьере ар-нуво чаще всего являются центром композиции. Несмотря на их массивность, они все же ажурны и легки. Основное украшение лестниц в стиле ар-нуво – ручная ковка или деревянная резьба ограждения.

Ярко выраженными особенностями стиля ар-нуво в оформлении дверных проемов являются высота, пространственность, резные элементы. Подчеркнуть приоритеты стиля в современном интерьере дизайнеры пытаются за счет гипсокартона. Такой прием для выполнения входной группы в ар-нуво часто не дает желаемого эффекта – растительный орнамент получается «тяжелым» и грубым. Стильное оформление стен – это использование живописи и графики. Картинные репродукции Альфонса Мухи, работ Густава Климта – идеальный вариант подчеркнуть стиль ар-нуво.

Ар-нуво – стиль новой старины, утонченного изыска, пространства.

Мебель, характерная для стиля, находится у антикваров и практически недоступна. Возможно ее изготовление по эскизам и каталогам, но это очень дорогая услуга. В современном интерьере раритет подменяется мебелью из натурального дерева с металлическими вставками причудливых форм.

Тяжелые буфеты, шкафы, комоды замысловатых арочных форм со множеством открытых полок. Стеклянная мебель не противоречит представлениям об ар-нуво, если имеет витражные росписи и пескоструйный рисунок. Винтажные элементы ар-нуво – старинные часы, фото «под старину», зеркала изогнутой формы, растительный орнамент картин, статуэтки, дорогие шторы – смотрятся очень эффектно.

Классика интерьера в стиле ар-нуво

Каноны ар-нуво предполагают наличие характерных признаков, связанных со стилем рококо, причудливую и замысловатую элегантность округлых линий. В интерьерном дизайне присутствует симметрия, многообразие стилизованной орнаментики, колоритные узоры, демократичная техника росписи стен или соответствующие стилю обои.

Массив и тяжесть классической мебели постепенно преобразуются в более легкие изогнутые формы. Инкрустация и аппликативная техника, использование резьбы – неоспоримое свойство современной классики стиля ар-нуво. Актуальные некогда традиционные мебельные стенки – мощные, неподъемные, громоздкие, «во всю стену» – появились именно благодаря направлению ар-нуво. Производный от него стиль ар-деко – своеобразный декоративный жанр, характеризуется использованием не менее дорогих материалов, но исключает резьбу.

Оптическая игра света и тени благодаря использованию витражных решений, цветного стекла в классических интерьерах ар-нуво привносят элемент прозрачности, ажурности пространства.Кроме того, классику жанра в стиле ар-нуво подчеркивают повышенная интерьерная функциональность и эргономичность.

Для каждой мелочи определено свое место. Шкафы имеют отсеки для часто используемых вещей и предметов, редко вспоминаемых в обиходе. Столовая посуда, являясь декором в интерьере, часто «прячется» в стеклянный буфет. Общая стилистика может быть сохранена и за счет повышенного функционала немного вычурной мебели, легкой по форме и не перегружающей интерьер.

Еще статьи по теме:

decorstars.ru

в чем разница? – Вдохновение

Стили Ар-деко и Ар-нуво нередко путают между собой, смешивая их разнородные элементы или вовсе называя их одним и тем же. Чаще всего сейчас встречаются эклектичные интерьеры, вызывающие неоднозначные чувства - вроде все идет по канонам Ар-нуво, но, потом неожиданно где-то блеснет и элемент Ар-деко. Между тем, эти стили имеют весьма существенные различия и даже появились в разный период времени.

Стиль Ар-нуво возник в конце 19 века и являлся ответвлением модерна, можно сказать, что он так и не стал самостоятельным стилем, возможно поэтому по сей день его так любят с чем-то комбинировать.

 Стиль Ар-деко сформировался после масштабной парижской выставки 1925 года, на которой были представлены различные предметы новейшего искусства. Позднее он стал символом праздника и свободы, и особенно полюбился молодым людям, которые пытались отвлечься от тягостных мыслей послевоенного времени.

Главным различием этих двух стилей является общая геометричность или  плавность форм.  Для стиля Ар-деко характерны резкие, изломанные линии и подчеркнутая симметричность, таким образом, стиль отображал общие настроения начала 20 века, когда люди по-прежнему находились в строгих рамках приличий, но в то же время активно пытались бунтовать внутри них. Ар-нуво, напротив, предполагает изгибистые, несколько "текучие" линии, поскольку данный стиль склонял к близости с природой. Характерным узором стиля Ар-нуво считается так называемый "удар бича", придуманный художником Германом Обристом. У Ар-деко подобным фирменным знаком можно назвать Sunburst - солнечные лучи, которые чаще всего проявляются в элементе декора.

 Декоративные элементы являются той самой деталью, благодаря которой понимаешь всю суть того или иного стиля, а в данном случае они еще и ключевой элемент их разнородности. Текучесть форм стиля Ар-нуво простирается повсеместно, поэтому для него характерно изображение причудливых, немного сказочных сюжетов в виде картин на стенах, как, например, в работах Альфонса Мухи.

В Ар-деко все более реалистично и сдержанно, а также угловато - сюжеты не отличаются фантазийностью, кроме того, модели выглядят гораздо более современно и несколько мальчишески.

Все дело в том, что в начале прошлого века стали популярны занятия спортом, поэтому приветствовалась спортивная фигура, причем, как у мужчин, так и у женщин. Эта тенденция просматривалась во всех сферах жизни, поэтому интерьеры Ар-деко украшались статуэтками спортсменок атлетичного телосложения. Ар-нуво и здесь сохранял приверженность природному стилю. 

 Что касается цветовой палитры, то для Ар-деко характерна сдержанность и даже монохромность в цвете, но, в то же время, обилие блеска. Для этих целей применялись хромированные элементы мебели, зеркала, хрусталь. Интерьер в подобном стиле всегда предполагал атмосферу праздника, во время которого можно забыть обо всем.

 Ар-нуво, с его мягкостью и таинственностью,подразумевает такие же мягкие, природные цвета - коричневый, зеленый, бежевый.  Так же характерно обилие всевозможных переплетеных элементов и затейливой мебели. Часто в интерьере Ар-нуво присутствуют витражи, которые помогают созданию природно-загадочных полутонов. Атмосфера в интерьере подобного стиля всегда мягкая и умиротворяющая.

 

В целом, можно сказать, что стиль Ар-деко больше сочетается с нашей современной действительностью, за счет своей яркости и характерной динамики. Поэтому он прекрасно подойдет жителям мегаполиса, которые вечно куда-то спешат и даже минуты отдыха предпочитают проводить активно. Но если вам хочется создать свой маленький зачарованный лес в городе - отдайте предпочтение стилю Ар-нуво, в интерьере которого вы сможете расслабиться  и помечтать.

Также рекомендуем прочесть статью:

 "Интерьер в стиле Ар-деко: гостиная vs ванная комната"

Фото: vanilledecor.ru, liveinternet.ru, livejournal.com, storoom.com.ua, teeandcake.ru, mt-dizain.ru, domfront.ru, designo-int.comар-деко, ар-нуво, Декор интерьера

kvartblog.ru

Ар Нуво, стиль модерн - История искусства

Начиная с 1880 года вплоть до Первой Мировой Войны, Западная Европа и США становятся свидетелями развития стиля модерн ("Новое Искусство"). Черпая вдохновение из непослушных аспектов естественной природы, Ар Нуво оказывает влияние на искусство и архитектуру, особенно прикладное искусство, художественную графику и книжную иллюстрацию. Извилистые кривые - характерная особенность стиля - были получены, в частности, из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд "Kunstformen der Natur" ("Художественные формы в Природе"). Другие публикации, в том числе "Флористический Орнамент" (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и "Грамматика Орнамента" (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали Природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков "старых" стилей. В такой интерпретации стиль модерн с его переплетающимися ажурными линиями может быть понят как метафора свободы и освобождения.

Ар Нуво, стиль модерн, был следствием нескольких происходивших в 19-м веке культурных событий, Дизайн-реформы, как реакция на засилие классического художественного образования и развитие массового производства, стали лейтмотивом "Эстетического Движения", пропагандирующего возвращение к ручному труду и традиционным технологиям. Отсюда выработалось кредо последователей Ар Нуво: "искусство ради искусства". Это кредо послужило основой неповествовательных картин, например, "Ноктюрнов" Вислера. Стиль модерн обратился также к элементам традиционного японского искусства ("японизмы"), которые заполонили западные рынки, в основном в виде ксилографических оттисков. Японизмы оказались ценным подспорьем для европейского художника в двух аспектах: двухмерная перспектива японской графики и минималистская концепция декоративно прикладного искусства в сочетании с богатой декорацией. Действительно, спектр художественных тенденций перед началом первой Мировой Войны, в том числе в живописи и раннем дизайне, могут быть отнесены к легкой руке Ар Нуво.

Термин "модерн", впервые упомянут в 1880-х годах в бельгийском журнале L'Art Moderne, описывающем работы Les Vingt - двадцати художников и скульпторов, стремившихся к реформам через искусство. Les Vingt, как и большинство художественных сообществ по всей Европе и Америке, отметили ведущие теоретики 19-го, такие, как французский неоготический архитектор Эжен-эммануэль Виоллет-ле-Дюк (1814-1879) и британский арт-критик Джон Рескин (1819-1900). Они выступали за единство всех искусств, возражая против сегрегации между изобразительным искусством, живописью и скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Под мощным влиянием социальных реалий, дизайнеры стремились достичь синтеза искусств и ремесел. Успешное объединение изобразительного и прикладного искусства было достигнуто такими известными дизайнерами, как Виктор Орта и Генри Ван де Вельде, Чарльз Ренни Макинтош и Маргарет Макдональд, Йозеф Хоффманн и Густав Климт.

Стили живописи, такие, как постимпрессионизм и символизм, имели общие тесные связи с направлениями модерна. Каждый практикующий дизайнер считал свои долгом адаптировать их для прикладного искусства, архитектуры, дизайна интерьеров, мебели и архитектуры.

В декабре 1895 года, уроженец Германии, парижский арт-дилер Зигфрид Бинг, открыл галерею под названием L'Art Nouveau. Хотя галерее приписывают популяризацию движения и связывают его с именем Бинга, стиль модерн достиг международной аудитории главным образом и посредством тиражной графики (издания "Савой", La Plume, Jugend, Dekorative Kunst, "Желтые страницы" и "The Studio"). Например "The Studio" впервые публикует линеарные символические рисунки Обри Бердслея (1872-1898), созданные как иллюстрации к произведению Оскара Уайльда "Саломея" (1894). Эти ллюстрации, выполненные с блестящим заимствованием чисто японский двухмерной пространственной композиции, могут рассматриваться как изюминка "Эстетического движения" и первого проявление вкусов Ар Нуво в Англии. Работы других влиятельных художников-графиков, включая Альфонса Муху, Жюля Чере, и Анри де Тулуз-Лотрека, чье яркое искусство плаката часто превозносит роль женщины, согласно принципу сообщества Бель-Эпок (belle époque society) - "femme nouvelle" ("новая женщина", отвергающая традиционные идеалы женственности, семьи и подчинения). Женские фигуры часто включаются в художественные композиции в качестве фей или сирен, как, например, в ювелирном искусстве Рене Лалик, Жоржа Фуке, и Филиппа Уолферса.

Стиль Ар Нуво исторически связан с Францией. Здесь его называли по-разному: "стиль Жюля верна", "Le Style Métro" (после того, как Гектор Гимара сделал из железа и стекла входы в метро), "Art belle Epoque", и "Искусство fin de siècle" (конца века). Однако Ар Нуво захватил воображение публики всего мира на экспозиции Всемирной Выставки в Париже в 1900, организуемой каждые одиннадцать лет начиная с 1798 года. Различные мануфактуры и предприятия продемонстрировали образцы инновационного направления. Впервые демонстрируются уникальные проекты, включая Porte Monumentale entrance - продуманная инженерная конструкция полихромного купола с электрической подсветкой, спроектированная Рене Бине (1866-1911). Также Pavillon Bleu - ресторан рядом с Pont d'Iena у подножия Эйфелевой Башни работы Гюстава Бови (1858-1910). Арт Нуво Бинг представил серию из шести интерьеров, вдохновленных искусством символистов. Павильон Union Centrale des Arts Décoratifs (Объединения декоративно-пригладного искусства) отражал стремления к возрождению и модернизации декоративного искусства в качестве экономического стимула и выражения национальной самобытности. Широкое заимствование декоративных элементов французского рококо в сочетании со стилизованными природными мотивами, фантазия и японское искусство, нашли художественное выражение в образцах мебели, представленных на выставке, как произведения нового вкуса и увековечивавших традиции французских мастеров. Роскошная мебель с инкрустацией позолоченными литыми вставками представлена ведущими краснодеревщиками Жорж-де-Фье (1868-1943), Луи Мажорелем (1859-1926), Эдуардом Колонна (1862-1948) и Эженом Гайар (1862-1933).

После Всемирной Выставки последовали еще две экспозиции, где были представлены работы многих корифеев Европейского модерна. Это были Международная Выставка в Глазго в 1901 году, где среди всего прочего экспонировались проекты павильонов российского инженера Федора Шехтеля (1859-1926), и экспозиция Международной Выставки декоративно-прикладного и современного искусства в Турине в 1902 году.

Подобно Франции, "новое искусство" по-разному именуется в разных странах и культурных центрах Европы. В Бельгии он назывался "Стиль Нуиль" или "Стиль куп де фйе". В Германии это был "Югендштиль" ("молодежный стиль" с легкой руки популярного журнала Die Jugend). В Испании он был "Модерниста" в честь модернистского движения в Барселоне и его главного сторонника архитектора Антонио Гауди (1852-1926). В Италии - Arte nuova, Stile floreale, или La Stile Liberty в честь лондонской фирмы Liberty & Co. Фирма поставляла восточную керамику и текстиль эстетствующей лондонской знати в 1870 году и производила в английской версии модерна серебряные изделия на основе так называемого Кельтского Возрождения "Кимрик" и "Тутрик" (серебро Арчибальда Нокса, 1864-1933). Еще один крупный центр дислоцировался в Австрии и Венгрии, где назывался Сезессионстил. В России он назывался "Стиль модерн". В США - "Стиль Тиффани" в честь легендарного "Favrile glass" художника Луиса Комфорта Тиффани.

Хотя в отношении международного размаха век Ар Нуво был недолгим, его накал был предвестником модернизма, который полностью отверг "лишние" украшательства, предпочитал функциональность изяществу, а на использования орнаментации просто наложил табу. Хотя реакция на пересмотр исторических стилей была негативна, модернизм положил конец викторианским излишествам. Вместе с тем влияние Ар Нуво распространилось на многие годы вперед, что особенно заметно в дизайне мебели Ар Деко, где совершенно гладкие поверхности обогащены шпоном экзотических пород дерева и декоративными вставками. Драматизм стиля модерн снова обрел силу в искусстве художественной графики, ставшей популярной в социальных и политических кругах 1960-х годов среди нового поколения, ставящего под сомнение традиционные вкусы и идей.

Ваза. Оливье де Сорра. Керамика. 1885.

Арт Нуво Поттер Оливье де Сорра известно тонкостенной керамикой и кристаллической глазурью. Ваза, формованная в виде стилизованных листьев, покрытая глазурью в оттенках синего неба, представляет технические достижения девятнадцатого века в керамике.

Кувшин. Едуард Колонна. Серебро и железо. 1889.

Это металлический кувшин с витиеватой серебряной ручкой. Изначально глазурирован, что заметно по остаткам синего фона внизу изделия.

Стул. Едуард Колонна. Полиссандр и дамасская обивка. 1889.

Крик. Эдвард Мунк. Литография. 1895.

Знакомство с работами Мунка немного шокирует и их непросто понять. Созданные немногим более 100 лет назад, работы Мунка представляют эмоциональный ряд, в основном негативный: страх, одиночество. Литография "Крик" олицетворяет экзистенциальный ужас, что подкрепляется подписью к работе самого художника:

"Я прогуливался с двумя друзьями. Солнце утонуло за горизонтом. Внезапно небо стало красным, как кровь. Мои друзья ушли далеко вперед, и я остался стоять на мосту один. Я почувствовал, будто вся природа была наполнена одним бесконечным визгом".

Брошь. Производитель Жорж Фуке по дизайну Альфонса Мухи. Золото, эмаль, перламутр, опал, изумруд, цветные камни, золото краска. 1900.

Брошь является отличительной чертой трехлетнего партнерства французского ювелира Жоржа Фуке и чешского художника Альфонса Мухи, чьи работы лучше всего отражают дух декоративных излишеств стиля модерн. Упор сделан на обилие драгоценных камней, но подчеркивается, что красота драгоценного камня зависит от его художественной концепции.

Декоративная панель. Гектор Гимара. Шелк и роспись по шелку. 1900.

Проекты Гектора Гимара представляют собой уникальное видение в стиле модерн, который сложился в Европе как реакция противодействия механистическому миру, порожденному промышленной революцией. Ар Нуво возвращал к естественным органическим формам, включающим чувственные кривые линии. Гимара проектирует интерьеры и декорации к ним как совокупность, в рамках которой внутреннее пространство, включая декор и мебель, соответствует внешней структуре здания.

Кулон. Рене Жюль Лалик. Золото, эмаль, опал, жемчуг, бриллианты. 1901.

Французский Ар Нуво ювелир Рене Жюль Лалик, представлял, возможно, наиболее новаторские и тонкие комбинации эмали и драгоценных камней. Кулон выполнен в форме двух павлинов, стоящих клюв к клюву на треугольном кабошоне опала. Формы павлинов формируются тонкой перегородчатой эмалью в оттенках темно-синего и белого. Перья и хвосты "закручены" ажурными линиями и стилизованы вкраплениями алмазов и синей эмали.

Мэда Примавеси. Густав Климт. Холст, масло. 1912.

Мэда Примавеси - дочь банкира и промышленника Отто Примавеси.

Чайный сервиз. Йозеф Хоффманн. Серебро, эбеновое дерево, аметисты, сердолик. 1910.

До 1900 года Йозеф Хоффманн, как и другие яркие представители модерна, экспериментировал с криволинейными органическими мотивами. Однако, начиная с 1900 года, он внезапно бросает свои эксперименты и обращается к новому революционному течению, основанному на геометрии. И этот чайный сервиз является самым выдающимся примером геометрического направления. Сервиз почти ручной работы, однако, бескомпромиссная экономия Хоффманна наделила изделие совершенно прямыми гранями, выпуклыми крышечками и квадратными ручками. Единственное украшение, за исключением врезных драгоценностей, - тонкая горизонтальная линия выпуклых точек в нижней части каждого предмета.

Тэг:

zen-designer.ru

обзор основных представителей – Ярмарка Мастеров

Наверное, каждый слышал такие понятия, как «ар-нуво» и «ар деко». Но много ли тех, кто сможет отличить его от других или назвать стилевую оригинальность? Думаю, что нет. До недавнего времени я тоже не знала, в чем же разница, а теперь я хочу поделиться с вами своими результатами изучения этого красивого стиля, и тем, как легко научиться отличать его от любого другого, к примеру, от «ар деко», который существовал следом после.

Итак, стиль «ар-нуво».

Этот стиль зародился в начале 1880-х годов и длился вплоть до Первой Мировой войны. Дословно название стиля  переводится как «новое искусство». Интересно, что в разных странах этот стиль имел свое название (в Австрии — «Весна 1900», а в Италии — «Liberty»).

В основе этого стиля лежит идеология сотворения прекрасного!

Коротко расскажу вам о развитии этого стиля в разных направлениях: архитектуре, дизайне мебели и ювелирном искусстве, а после перечислю выделю ключевые особенности данного стиля и приведу примеры основных представителей по направлениям.

Начну я, пожалуй, с архитектуры. В архитектуре в этот период стали появляться кованые элементы и дерево, углы при постройках начали сглаживаться, появилась плавность линий и витражи. Одни линии «перетекают» в другие, создавая единый образ. На фасадах стали использовать символичные образы, естественные природные формы, например, листья, деревья, цветы.

Архитектура начала перекликаться с дизайном — архитекторы разрабатывали не только дизайн дома, но еще и предметы интерьера в этом стиле. В дизайне интерьеров и дизайне мебели использовались разные виды органической жизни: кожа рептилий, соты, крылья и даже форма человеческой почки! В этот же период и появились всем известные светильники ЛуисаТиффани.

В ювелирном искусстве преобладал образ женщины-цветка и женщины-насекомого (женщина-бабочка или женщина-стрекоза). Чтобы показать и передать цвет, мастера начинают использовать эмаль в своих изделиях.

В текстиле и моде: формы костюма становятся мягкими, и постепенно исчезают корсеты. Для декора использовали цветы, а мягкие складки платья напоминали листья. Появляется ассиметрия в одежде.

Вот ключевые особенности стиля «ар-нуво», по которым вы легко сможете определить этот стиль:

  • отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий;
  • предпочтение орнаментальной волнистости линии природных форм растительного и животного мира;
  • уникальность форм;
  • декоративность как главная характеристика стиля;
  • ценность ручного труда;
  • стремление архитекторов и художников создать единый стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, интерьеров были бы связаны в единое целое. Этот же принцип распространялся на моду.

А теперь предлагаю наглядно посмотреть работы основных представителей «ар-нуво» и уловить эти особенности:

Альфонс Муха (изобразительное искусство):

Виктор Орта и Гектор Гимар (архитектура):

Луи Мажорель и Карло Бугатти (дизайн мебели):

Рене Лалик и Луис Комфорт Тиффани  (декоративно-прикладное и ювелирное искусство):

Поль Пуаре и Надежда Ламанова (мода):

Ювелирный дом «Фуке» и Рене Лалик (в ювелирном искусстве):

Надеюсь, вы, как и я,  вдохновились красотой и изяществом этого стиля, и теперь с легкостью сможете узнать его в различных изделиях и предметах!

www.livemaster.ru

Ар-нуво, он же либерти, он же югендстиль, он же тиффани… Многоименный стиль модерн в интерьере

Витиеват и причудлив

Этот знаменитый стиль оказался вдруг замешанным в масштабной путанице. В основе неразберихи — русское название стиля. Когда клиенты говорят дизайнерам, что хотят заказать интерьер в стиле модерн, профессионалам приходится уточнять: а какой именно «модерн» имеется в виду? Дело в том, что в народе модерном все чаще называют современный стиль — этакий классический минимализм, лаконичный европейский дизайн. Однако это ошибка, причем очень глубоко укоренившаяся.

Слово «модерн» используют применительно к современным интерьерам не только обыватели, но и многие авторы статей по дизайну, составители мебельных каталогов и даже дизайнеры мебельных салонов. Одним словом, масштаб путаницы грандиозен. Мы решили внести свою скромную лепту в распутывание этого «ложного узла» и рассказать нашим читателям о настоящем модерне в интерьере.

Итак, модерн — это не современный, а исторический стиль, зародившийся в конце 19-ого века, но довольно быстро уступивший модное первенство своему преемнику — стилю Ар-деко. В России стиль назвали «Модерном», но у него много и других имен. Так, в Германии он известен как «Югендстиль», в Италии — как «Либерти», в Шотландии — как «Макинтош», а в США — как «Тиффани». Международное название, известное большинству — «Ар-нуво» (Art Nouveau).

В чем причина путаницы, возникшей в нашей стране? Все просто: на английском языке слово «modern» означает все новое, современное. Когда продавцы мебели и материалов стали переводить иностранные каталоги с продукцией, они, ничтоже сумняшеся, калькировали знакомое им слово. То есть просто написали его кириллицей, не утруждая себя переводом. Кто-то ошибся по незнанию, а остальные подхватили.

Настоящий модерн: немного из истории стиля

Во второй половине 19-ого века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика — в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.

В 80-ые годы 19-ого века новые черты проявились в работах ряда мастеров — художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.

«Удар бича» Обриста

Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.

Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн

Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный стиль ар-деко.

Стиль ар-нуво, он же модерн в интерьере: основные черты

1. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии — это сама суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.

2. Девиз «Назад к природе!». Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, — это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.

3. Орнаментальность — яркая черта стиля Ар-нуво. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в декоре, и в предметах искусства.

Спальня в стиле ар-нуво. Дизайнер: Дарья Григорьева

4. Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии — особая прелесть модерна.

5. Арочные формы. Арки в стиле модерн отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они очень плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам кровати и многому-многому другому.

6. Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.

7. Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к витражам. Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в светильниках. Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).

8. Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на лестницах и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.

Дизайн интерьера в стиле модерн

Наверное, каждый дизайнер мечтает создать интерьер в этом стиле. Это проникновение в историю, прикосновение к прекрасному, творческая интерпретация на современный лад. Одним словом, работа интересная и… дорогая. Вообще, интерьеры в стиле ар-нуво — это роскошь, доступная лишь обеспеченным людям. Материалы и мебель, необходимые для создания обстановки в этом стиле, являются далеко не бюджетными. Да и не в каждом жилище этот стиль будет уместен, ведь ар-нуво требует больших пространств.

Рассмотрим некоторые детали дизайна в стиле модерн.

Основные цвета для интерьера в стиле ар-нуво, модерн, югендстиль

Палитра интерьеров в стиле ар-нуво, как правило, не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета — это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.

В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные — это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже — бронзы или серебра.

Отделка помещений в стиле модерн

Наиболее широко используемый материал — дерево. Его применяют и для полов (паркет, доска), и для стен (панели), и для проемов.

Источник

В интерьерах ар-нуво дерево на первом месте. Источник

Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.

Повсеместно встречаются орнаменты и завитки, напоминающие «удар бича». Для создания орнаментов на полу и стенах во влажных помещениях применяют мозаику. Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев — фактурных или с цветочным орнаментом и рисунком.

Мебель для интерьера в стиле модерн

Мебель обычно деревянная — дорогая, тяжелая. Хотя нередки и металлические предметы мебели, что неудивительно, ведь металлу можно придавать самые причудливые формы, а это является важнейшей составляющей стиля.

Тяжелым шкафам, комодам и буфетам придаются те же замысловатые арочные формы. Мало закрытых шкафов, зато много открытых полок.

Часть мебели может быть стеклянной — это совсем не противоречит концепции ар-нуво. Особенно если стекло будет украшено витражной росписью или пескоструйным рисунком.

Текстиль и декор

Шторам на окнах может быть придана все та же асимметричная форма, а ламбрекену — причудливо-изогнутая. Сами шторы, конечно, должны выглядеть дорого. Ткань может быть однотонной или с витиеватым растительным орнаментом.

Предметов декора в интерьерах стиля модерн совсем не много. Будут к месту светильники с витражами, витражные вазочки, зеркала изогнутой арочной формы, картины с растительными мотивами, крупные вазы с цветами и павлиньими перьями, статуэтки. Однако важно знать меру и осторожно дозировать количество декора.

Чтобы подчеркнуть историческую суть стиля, царящего в интерьере, можно ввести винтажные элементы: например, старинные часы, винтажный манекен, искусственно состаренные фото в рамках и т.п.

Смотрите ещё:

Экостиль в интерьере

Итальянский стиль в интерьере

Античный стиль в интерьере

Стиль барокко

www.domfront.ru

Стиль модерн в интерьере (Ар нуво)

Интерьер модерна очень трудно спутать с каким-то другим, мастера этого стиля выработали множество уникальных художественных приёмов, переосмыслив черты искусства предшествующих эпох. Ниже, перечислены наиболее характерные особенности. 

1. Извилистые волнистые линии и подчёркнутая ассиметричность. Только не нужно воспринимать это буквально, прямые линии и симметрия есть в любом помещении. Но в модерне неправильных форм гораздо больше, и они сразу бросаются в глаза. На следующем фото, это видно в рисунке напольной мозаики (ещё один характерный признак), кованных перилах и мебели.

Холл загородного дома, стиль ар-нуво

Отложить 0 Автор

2. Импровизация: нельзя "собрать" интерьер модерна из типовых элементов, если для классического стиля характерны античные колонны или бордюры, то модерн не имеет таких стандартов. Для примера, взгляните на сложную отделку дверного проёма на следующем фото. Точно такого же декора нельзя найти в каком-либо другом интерьере ар нуво. Если бы перед дизайнером стояла задача проектирования в стиле классицизм, то скорее всего он бы использовал один из типовых наличников для дверей.

Модерн отличается причудливыми орнаментами в отделке дверей и арок

Отложить 0 Автор Дизайнер Дарья Григорьеваdaria.ework.me/

3. Тщательно продуманное декорирование и большое количество мелких деталей. Это проявляется в орнаментах, сложной резьбе по дереву, продуманности каждого декоративного элемента (бордюрах, наличниках, порталах каминов). Некоторые знаменитые архитекторы модерна разрабатывали вместе с проектами интерьеров специальную мебель, текстильные аксессуары и даже чайные сервизы.

Большое количество мелких деталей в декоративных элементов. В данном примере - это, в первую очередь, резьба по дереву

Отложить 0 Автор

4. Витражи с характерным символьным орнаментом. Новатором в этой области стал американский художник Луис Комфорт Тиффани, который разработал революционную технологию производства витражей. Соединительные швы между стёклами в его композициях были тонкими и едва заметными. А идеальное соотношение цены и качества позволило по новому взглянуть на этот старинный способ украшения интерьеров. Благодаря этому, витражное искусство в начале XX века переживало второе рождение.

5. Символизм и орнаментальность. Интерьер ар-нуво наполнен символами, особенно символами природы (цветы, растения, насекомые), которые выражаются в первую очередь в причудливых орнаментах, каждый из этих символов имеет конкретное значение.

Также следует выделить ещё несколько признаков:

  • Арочные формы и необычный дизайн проёмов (в первую очередь окон и дверей)
  • Натуральные строительные и декоративные материалы: обязательно дерево, камень, стекло.
  • Необычные сочетания дорогих экзотических материалов;
  • Оригинальный дизайн лестниц.

foto-interiors.com

Стиль Арт - нуво

 Арт-нуво (франц. L’Art Nouveau – Новое искусство) – французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них – «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Общая характеристика стиля Арт-нуво

Лозунг – “назад к природе”.

Характерные черты – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.

Символ стиля Фрт-нуво – изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли.  Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма – скорее всего схожие с позднеготическими формами и японской живописью.

Основные элементы стиля Арт-нуво:

  •     культ линии и органической силы растений и орнаментов символизирующих структур; акцент на национальном стиле страны, подчеркнутый растительный мотив (Франция Бельгия), линейный декор или строгая композиция, имеющая сложную символику;
  •     цвета: чёрный, зелёный, голубой;
  •     сочетание прямоугольных геометрических и растительных, изогнутых форм;
  •     мебель и декор в “растительном” стиле;
  •     конструкции, стилизованные под изогнутые формы растений;
  •     окна и двери, украшенные растительными арками и орнаментом.

История стиля Арт-нуво

Стиль Арт-нуво – возник во второй половине XIX века в Европе как объединяющий различные направления передового искусства, универсальный, предлагаемый для всеобщего внедрения стиль.

Примерно в 1890 г. в Англии зарождается движение, пропагандирующее новую эстетику искусства, которое вскоре охватит всю Европу – стиль Арт-нуво. Его первые шаги были направлены на орнамент.

В 1856 г. французский живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. В них заворачивали пачки китайского чая. Но уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских художников.

Живописцы-постимпрессионисты нашли в них то, что давно искали: эмансипацию цветового пятна, декоративность организации плоскости, выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров. Характерно и то, что Париж оказался готов к принятию этих пластических качеств, потому что задолго до этого они формировались всей эволюцией европейского изобразительного искусства. В самом начале XIX в. английский поэт-символист и художник У. Блейк один из первых «нашел» изогнутую линию в своих причудливых, фантастических акварелях и гравюрах.

На основе изогнутых линий разрабатывается концепция непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность «нового стиля».

Вторым после Парижа центром французского Ар Нуво стала школа Нанси во главе с Э. Галле, Л. Мажореллем и братьями Даум. Стиль Ар Нуво интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции, конструкции и внешней формы сочетается в нем с фантастичностью, причудливостью, даже мистичностью, и потому его можно считать одним из проявлений Романтизма в искусстве рубежа XIX-XX вв. (рис. 379, 383). Но в искусстве этого периода, позднее получившем более общее название Модерна, рядом с Ар Нуво существовали и другие течения: национально-романтическое, геометрическое, неоклассическое.

Фирменным знаком линии Арт нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста “Удар бича” на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась “Альпийские фиалки”, но когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с “яростными изгибами обрушивающегося бича”, родился термин “удар бича”, который вскоре стал фирменным росчерком стиля Арт-нуво.

Яркими примерам дизайна в стиле ар нуво являются интерьерные работы бельгийцев Виктора Орта и Генри Ван де Вельде, интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в особняках архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы Луис Комфорта Тиффани; изделия из стекла и мебель Эжена Галле, мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Эжена Валлена, Жака Грубера и др.

Особенности стиля Арт-нуво Определение Ар Нуво, Арт-нуво  (называвшееся также “стилем Орта”, стилем Гимара, стилем метро, стилем модерн, стилем Либерти, английским стилем) несмотря на весь свой космополитизм имел и некоторые характерные черты: культ линии и органической силы растений и орнаментов, символизирующих структуры, акцент на национальном стиле страны, подчеркнутый растительный мотив (Франция Бельгия), линейный декор или строгая композиция, имеющая сложную символику.

Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.

Дизайн интерьера в стиле Арт–нуво скорее всего очень понравится любителям природы. Арт–нуво приветствует интерьер, где все элементы кажутся как бы природными, естественными, а не сделанными и придуманными человеком. Об этом говорит отказ от прямых линий и углов.

В помещении, которое сделано в стиле Арт – нуво вы не увидите даже прямых углов комнат. Они затушеваны и округлены. Тоже можно сказать и о мебели. Арт–нуво запрещает использовать мебель с грубыми острыми краями, мебель должна быть обтекаемых, полукруглых форм.

Визиткой стиля Арт-нуво можно считать «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Картина с такими цветами уже будет создавать определенную атмосферу. Волнистую линию («удар бича») можно использовать в оформлении окон: шторы сделать не ровными по краям, а волнистыми, причем срезать их на угол. Кроме того, можно использовать специфическую «треугольную розу». Этот рисунок очень характерен для стиля Арт нуво. Цветок можно вышить, например, на подушках. Такую авторскую работу непременно оценят ваши гости.

В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы – стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков.

Особое внимание в стиле ар-нуво уделяется цветовому решению. Тема воды диктует нам и оттенки, которые мы выбираем. Они должны гармонировать с золотом и серебром (вода блестит на солнце). Для золота хорошо подойдут «цвета болота»: это коричневый (почти черный), темно-зеленый, светло-зеленый (оба теплые). Это сочетание может дополнять синева хвоста павлина (цвет «электрик»). Для серебра применяем цвета, которые находим в стихах поэтов серебренного века России. Особенно – творчество Александра Блока. Это цвета тумана: серебристо-лиловый, розоватый, голубой, сероватый и черный.

Для того чтобы проникнуться настроением Арт-нуво, понадобиться также творчество Чешского художника Альфонса Мухи. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.

Его приметой стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, «стиль Мухи» какое-то время считали синонимом движения «Арт-нуво» в целом.

Интерьер в стиле ар нуво это гармоничное сочетание самых различные материалов и способов декорирования – это и металл и камень, дерево и стекло, обои и роспись, витраж и зеркала.

Оформляя комнаты в стиле Арт-нуво, руководствуйтесь, прежде всего, декоративностью. Все детали интерьера должны представлять собой некое природное творение, к которому не прикасалась рука человека. Прямые линии здесь неуместны, предпочтения отдайте волнистым полукруглым линиям. Обои в таком интерьере могут использоваться различной текстуры. Молдинги могут быть белым цветом. Мягкие цветочные мотивы придадут гостиной, спальне некий уют и комфорт. Светильники, как настольные, так и настенные, лучше использовать из матового стекла. К месту будут украшения из цветов. Локальный свет лучше использовать немного приглушенным. Текстиль должен захватывать область всей стены, на которой расположено окно. Шторы должны быть до пола, оформленные богатой драпировкой.

Заключение

 Арт Нуво – стиль как декоративное и орнаментальное направление модерна.

Арт Нуво – самый красивый и популярный стиль. Однако при воплощении в интерьере он требует глубины понимания как дизайнера, так и заказчика. Это, можно сказать, самый современный стиль (его сегодняшние вариации представлены через хай-тек).

Стиль арт-нуво, как правило, предпочитают незамужние молодые девушки и семейные пары. Его мягкость линий и необыкновенная плавность очертаний, подчеркивают некую женственность, элегантность и нежность своих обладателей.

Источник: homy.com.ua

www.my-article.net