Мудрые и практичные степняки изобрели удобный и уютный передвижной дом — юрту. Эта верная спутница кочевника и сегодня не только интересный образец материальной культуры, но и удобное жилище. Расскажем, из чего состоит юрта внутри и какие есть их виды. Фото: mirchudes.net Степь широка и необъятна. Порой кажется, что у нее нет ни конца, ни края. Усталый путник найдет единственное надежное пристанище в степи — юрту, где ему позволят не только отдохнуть, но и обеспечат безопасность, накормят и развлекут песнями. Из чего состоит юрта внутри? Убранство юрты отображало специфическое представление народа о мироздании. Все предметы интерьера юрты имели символическое и магическое значение. Обустройство такого жилища свидетельствовало о достатке семьи, ее месте в племени. По большей части современные казахи — обладатели таких кочевнических сооружений — стремятся сохранить аутентичность внутреннего убранства. Рассмотрим, как выглядит юрта внутри, чтобы составить представление о традициях и обычаях казахов: Фото: commons.wikumedia.org Читайте также: Казахский орнамент и его значение Белая юрта в зеленом разнотравье степи — особый символ Казахстана. Туристы в поисках особого единения с природой, стремясь узнать больше о культуре казахов, с удовольствием останавливаются на ночлег в таких экзотических домах кочевников. Вместе с тем юрта в степи — это еще и современное жилище чабанов и геологов. Казахская юрта — особый тип передвижного жилища. Благодаря конструкции она легко собирается и разбирается, ее просто перевозить по степи на верблюдах или конях. В любой момент юрту можно собрать, чтобы укрыться от палящего солнца или согреться в холодный осенний или зимний день. Такая конструкция, ее модификации и внутреннее убранство — знаки высокого уровня материальной культуры казахов, их представления о мире и человеке. Юрты — давнее изобретение кочевников. Их прообразы — крытые повозки, шатры на колесах, которые передвигались по степи, сопровождая переходы кочевников, которые искали новые пастбища, или торговые караваны. В процессе многолетней эксплуатации таких передвижных домов сформировались определенные виды юрт, которые классифицируются по основному принципу — по предназначению. Есть такие основные типы юрт: Кроме того, есть специальные передвижные сооружения, которые выполняют вспомогательные функции: В казахском фольклоре есть такая загадка: В ней представлены космогонические представления о мире, который отождествляется с юртой. Поэтому все ее составляющие имели магическое значение. Юрта внутри — это воплощение творческого потенциала, тяги к прекрасному, мистических представлений казахов о мире. Все в ней функционально и предназначено для переходов. Это уютное и комфортное жилище, в котором всегда рады гостям. Читайте также: Как называется казахская национальная одежда? www.nur.kz Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины! Монголия – как много в этом слове. Воображение сразу же рисует картину: простирается бескрайняя степь, слышится топот копыт, а вдалеке виднеется уютный круглый домик, из которого вверх бежит струйка дыма. Эта статья расскажет про устройство монгольской юрты – как она выглядит, из чего изготавливается, как расставляется мебель и утварь. Содержание: Что такое монгольская юрта и как она выглядит Юрта: взгляд изнутри В гости к монголам: как правильно себя вести Заключение Также вы узнаете, где находится мужская часть, а где – женская, когда наступает час тигра, как определить время в юрте без часов и как оказаться желанным гостем, почувствовав на себе радушие монголов. Великие путешественники истории – выходцы из Европы, такие как Марко Поло, Вильгельм де Рубрук, в своих поездках через Монголию встречались с целыми кочующими городами и бесконечно ими поражались. Рубрук вспоминал: «Дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы.» В это трудно поверить, но даже сейчас, в эпоху интернета, трансатлантических корпораций и квартир в высоченных многоэтажках, большинство населения Монголии живет в юртах. Жители Улан-Батора – современного мегаполиса – и те испытывают непоколебимую любовь к юртам, и поэтому даже в городах есть целые кварталы, где люди живут в этих компактных домиках. Сельские жители же который век живут по неизменным традициям. Они, гонимые погодой и состоянием пастбищ, с весны до осени кочуют с места на место. Иногда приходится перебираться по несколько раз в месяц. Но это не составляет для них труда, ведь два человека могут с легкостью разобрать и так же легко и быстро собрать юрту или, как они сами ее называют, гэр. Эта конструкция может поместиться на двух верблюдах, а мебель и весь остальной скарб – на повозке, запряженной быком. Своей прочностью и одновременной легкостью гэр обязан материалам, из которых изготавливается: дереву для каркаса, войлоку и коже. Деревянный каркас состоит из нескольких решетчатых стен — хан. От количества этих стен зависят размеры юрты. Их может быть 6 или 8 – тогда это гэр среднего размера. А если стен 12, то это большой гэр, который, скорее всего, принадлежит зажиточному хозяину. Наверху, в центре, устанавливается дымовое отверстие – тооно. Через него выходит наружу дым и проходит солнечный свет, ведь окон нет. Тооно соединяется со стенами специальными жердочками – уни. В итоге получается крыша в виде конуса. Весь каркас сверху накрывают полотнами из войлока: летом – в один слой, зимой – в два – после чего обматывают веревками из кожи или конского волоса. Это делается для устойчивости конструкции, которая постоянно подвергается набегам порывистых степных ветров. Монгольские гэры поддаются одной простой закономерности: их вход всегда находится на юге. Это делается не из-за каких-то древних суеверий, а из соображений практичности. Дело в том, что вплоть до начала XX монголы не использовали наручные часы или будильники. Для них дом – это универсальные солнечные часы. Благодаря стенам особенного строения всегда можно было безошибочно определить время. Самое почетное место внутри юрты – это север, прямо напротив входа. Здесь стоит алтарь с самым драгоценным: скульптуры богов из позолоты, серебра или меди, их изображения, лампады и другая религиозная атрибутика. Здесь же принимают самых важных гостей. Западная сторона, которая находится слева от двери, традиционно считается мужской. Здесь располагается кровать хозяина дома и его жены, а также предметы, необходимые для истинно мужских занятий: снаряжение для охоты, седла, упряжки для скота, бурдюки для кумыса. Справа от двери, на востоке, – женская сторона. Тут стоит кровать старшей незамужней женщины в семье (это может быть сестра или дочь главы семейства), около входа – мебель с кухонной утварью, посудой, ведрами, едой и другими вещами, которые использует женщина в домашнем хозяйстве. Самое уютное и теплое во всех смыслах слова место в – в центре. Здесь находится очаг, печь, вокруг которого собираются все члены семьи. Он для всех имеет сакральный смысл, а три больших камня, которые составляют его первоочередную основу кочуют вместе с хозяевами и устанавливаются первыми при каждом перемещении.Движимое имущество кочевников. Юрта из чего
Из чего состоит юрта внутри
Казахская юрта внутри
Казахская юрта: виды
Устройство монгольской юрты - как выглядит гэр внутри и снаружи
Что такое монгольская юрта и как она выглядит
Юрта: взгляд изнутри
Кроме этого, в юрте гармонично расставляют остальные кровати, шкафы, буфет, умывальник, сундуки, столы. На пол стелются ковры из войлока, специальные коврики или низкие стулья для сидения, а все внутреннее убранство пестрит необычными деталями, которые присущи именно монгольскому жилищу.
Изделия из шерсти и яркой ткани, вышивка, оригинальные орнаменты, плетеные вещицы – все это часто хозяйка делала своими руками, чем привносила неповторимый уют и самобытность в дом.
Обеспеченные люди могут иметь не один гэр. Рядом с домом хозяина могут находиться юрты, например, для гостей или новобрачных. Их жилища отличались безупречным белым войлочным покрытием, пышным внутренним убранством, богатыми коврами, более изящной посудой.
Интересно, что монголы с особенной трепетной любовью относятся к животным, настоящим и мифическим. Они даже определенные часы и соответствующие им стороны света, а значит – юрты, называют в честь животных.
Настал час зайца – восточная сторона (6 утра), а, значит, пора выгонять скот на пастбище. Его сменил дракон (8 утра), и время вскипятить молоко и начинать уборку. И так целый день, пока не придет время курицы (18 часов) – момент дойки, после которого можно было отдохнуть до следующего часа тигра (4 утра).
Монголы – удивительно приветливый и гостеприимный народ. Они, услышав даже неожиданных гостей, готовы бросить все дела и сломя голову кинуться им навстречу. Но если вы споткнетесь о порог, все радушие хозяев мигом пропадет – издревле считалось, что это удел человека с плохими намерениями.
И это не пережитки прошлого, некоторые правила стоит помнить даже сейчас, когда собираешься войти в монгольскую юрту:
Даже если какие-то правила поведения гостей могут показаться бессмысленными, смешными или нелепыми, стоит чтить традиции другой нации, уважать ее культуру – ведь именно в этом заключается взаимопонимание и дружба народов.
Для монголов юрта – это их маленький мир. Тут они рождаются и умирают, тут есть мужское и женское начало, тут тигр начинает, а курица заканчивает их день, тут они принимают гостей и делят горести и радости с родными возле семейного очага.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
o-buddizme.ru
Похоже, юрты входят в моду. Студент из Канады решил поселиться на время учебного года в собственноручно построенной юрте. В Англии в моду вошло летнее празднование свадеб в дизайнерских юртах. А недавно стало известно, что Леонардо Ди Каприо заплатил 95 тысяч долларов за возможность пожить в юрте. Он приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии. Программа тура включает в себя езду на лошадях, соколиную охоту, поездки с кочевыми семьями и ночевку в юртах. Сопровождать голливудскую знаменитость будет шведский исследователь и путешественник Йохан Эрнст Нильсон. "Когда я организую такие поездки, я достаю людей из их привычной зоны комфорта и заставляю делать то, что они никогда не стали бы делать. Это превращается в путешествие внутрь себя", – цитирует The Telegraph Нильсона.
Слово "юрта" пришло в русский язык из тюркского jurt. Первоначально оно переводилось как "народ", позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В кыргызском языке есть слово "ата-журт" - отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как "отцовский дом".
Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке - гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов "юрта" переводится просто как "дом" или "жилище", что подчеркивает ее важность и значимость.
Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII-IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты - это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими их знают сейчас.
А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.
Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении внутренней площади. Но все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган.
Уже много позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.
Жилища типа юрт были у многих народов центральной Азии, Монголии и Сибири, для которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятием. Юрты есть у казахов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, башкир, алтайцев, калмыков, монголов.
Да, кыргзыская юрта самобытна, хотя ее конструкция имеет много общего с конструкцией юрт других кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Казахстана, Южной Сибири и монголов. Но наибольшая близость существует с юртой казахов. Однако наша юрта выше.
Юрты кыргызов также разнятся. Основное различие сводится к форме купола. На севере Киргизии (за исключением Таласской долины) форма купола юрты приближается к конусообразной. На юге Киргизии, в Таласской и Чаткальской долинах, купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей.
Юрта состоит из множества деталей, у каждой из которых есть свое название. Приведем только главные:
раздвижные стенки юрты - кереге;
купольные жерди - уук;
деревянный круглый обод, опора для к
kaktus.media
Казахские национальные элементы быта сегодня приобретают все больше модный оттенок, что несомненно радует. Одним из таких атрибутов является юрта, гордо ознаменованная как шедевр кочевой цивилизации. Дом, в котором нет углов, всегда был примером экзотики для туристов. Так, например, студент из Канады, Майкл Джеффри решил поселиться на время учебного года в собственноручно построенной юрте. Англичане тем временем взяли в моду праздновать свадьбы в дизайнерских юртах. А недавно благодаря разным источникам СМИ стало известно, что всеми любимый киноактер Леонардо Ди Каприо приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии.
Одновременно с нашими западными друзьями переносное жилище вызывает огромный интерес и у казахстанцев, не говоря уже о тех гражданах, которые отдали предпочтение просторному и духовному образу жизни. Что там, за войлочными стенами и как сохранилось до нас уникальнейшее изобретение предков? По случаю празднования одного из самых красивых праздников весны – Наурыз, редакция El.kz собрала самые интересные факты о юрте.
Как появилась юрта?
Фото: картина А.Кастеева
О точном времени и месте возникновения юрты до сих пор неизвестно. Историки склоняются к двум версиям, первая из которых указывает на эпоху поздней бронзы. Жители того времени – андроновцы – жили в небольших сооружениях, по конструкции и внешнему виду напоминающие юрты. Другие источники, говорят о том, что возможно юрта появилась в более поздний период, примерно в 8-5 веке до н. э. Также ученые отмечают, что современная казахская юрта является прототипом полусферического гуннского шалаша, т.е. может относиться к середине I тыс. н.э. Пройдя целые тысячелетия эволюции, постепенно совершенствуясь, эта конструкция сегодня отражает сложную идеологию тюркских племен.
Что означает слово «юрта»?
В энциклопедии Брокгауза и Ефрона толкование слова «юрта» трактуют от монгольского «урто», что значит стойбище. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ». А казахи, как известно, юрту называют «киіз үй», ни что иное, как «войлочный дом».
Почему юрта круглая?
В одном простом вопросе – вся суть юрты, в частности, и внутренняя природа души тюркского странника, в целом. Если отвечать на этот вопрос с точки зрения физики и архитектуры, то сооружение круглой формы более устойчив к ветру и другим неблагоприятным погодным условиям. Наши предки, которые скитались по степи по ветру, об этом знали, поэтому юрта – это отличный пример простого архитектурного решения. В духовном смысле округлая форма юрты олецитворяет важные божественные элементы, которым поклонялись древние тюрки. Это Небо, Солнце, Земля.
К каким народам этнически близка юрта?
Другими словами, кто жил и живет в юртах? Кроме наших соотечественников, юрты есть у киргизов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, алтайцев, калмыков, монголов. Последние (некотрая часть населения) по сей день ведут полукочевой образ жизни и живут исключительно в юртах.
Как выглядит казахская юрта?
Конструкция казахской юрты состоит из многочисленных элементов. Самые главные из них, то из чего начинают возвышать юрту, это – деревянный каркас и кошомный покров. Стенами юрты служат шесть деревянных решеток – «кереге». Отдельные части стен называют «қанаттар» - крылья юрты. После установки решетчатого раздвижного остова при помощи приспособления «бақан» поднимают купол юрты – «шанырақ».
В его боковые отверстия вставляют «уық» – жерди, нижние концы которых привязывают к навершиям кереге. Такая коснтрукция юрты позволяет легко регулировать освещенность и вентиляцию. Заключительным и, как правило, самым захватывающим моментом в возведении юрты, наступает церемония украшения войлочным покровом и другими текстильными изделиями.
Кстати, из древне считается, что украшение юрты – не мужское занятие, поэтому этим занимались женщины. Они накрывали поверх белого одеяния войлочную полосу по всему диаметру и опоясывали узорной тесьмой. Таким образом, с лекгой рукой опытных кочевников юрта собиралась и разбиралась в миг, странствуя вместе со своим хозяином.
Интерьер юрты
Во-первых, важно отметить, что казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. Это было связано с тем, что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Дверь юрты располагалась строго на юг. По углу падения лучей солнца, попадающих в юрту через верхнее отверстие, по постепенному переходу лучей с одной части юрты в другую кочевник определял время и строил свой распорядок дня. Поэтому и расположение мебели, и разделение казахской юрты на части имело строгий порядок. Самым почетным местом в юрте считается северная сторона – «төр». Получается, что дверь юрты всегда смотрит на восток, по левую руку сидящего гостя - северная половина юрты - солтүстік, по правую - южная - онтүстік. Даже компаса не нужно!
Примечательно также то, что раньше в юртах для мужчин и женщин были отведены свои места. К прмеру, на левой стороне сидели женщины, а мужщины – на правой. Это объясняется тем, что на женской стороне распологалась легкая, не заграможденная мебель, такая, как сундук (каз.- «сандык»), небольшой шкаф - «асадал кебеже», и предметы первой необходимости, ткацкие приспособления, войлочные сумки и т.д. На мужской же стороне, напротив, хранились оружия, орудия труда, конская упряжь.В центре, прямо под шаныраком, устанавливался очаг – «ошақ» - святейший элемент в юрте. Вообще, у казахов, что ни камень – все святое, все имеет свой смысл.
Правда ли то, что у казахов были юрты и для вторых жен?
Не просто были, более того, возводились прямо по-соседству. Правда, величиной юрта младшей жены не уступала юрте первой жены. Помните, как писал об этом Мухтар Ауезов в своей трилогии «Путь Абая», так и у наших предков – многое из жизни взято. В целом, правильным будет сказать, что у казахов было несколько юрт, каждая из которых предназначалась какой-либо дате или случаю. Например, для свадеб одна юрта, она называлась «ак отау». Представьте себе, насколько богато и красиво украшалась такая юрта в честь союзу молодых. Были также походные, гостинные (временные) юрты.
О каких приметах важно помнить, находясь в юрте?
Поскольку юрта для своих прошлых обитателей являлась не просто жильем. Для наших предков юрта – это их колыбель, все их воспоминание и неотделимая часть их жизни. Поэтому, чему, как не родному дому посвящать пословицы и народные приметы. Помните, что заходя в юрту, нельзя наступать на ее порог или входить туда с какой-либо ношей. Не принято также плохо отзываться о юрте. Ваше присутствие в доме без углов может оказаться для вас и удачным. К примеру, если на дверной косяк юрты повесить лучевую кость скота, то такой прием послужит оберегом от сглаза и болезней. Также раньше, если на крыше (шанырак) юрты ласточка свила гнездо, то люди, не передвигаясь дальше, оставались жить на одном месте, пока из гнезда не вылетит птенчик.
Где можно посетить юрты в канун Наурыза?
В честь весеннего праздника всех тюркских народов - Наурыз, на главных площадях во всех городах страны каждый год устанавливаются юрты. Жители и гости городов в этот день угощаются национальными блюдами и напитками, играют в национальные игры. Особое внимание людей привлекают деревянные качели – «алтыбакан», которые устанавливают рядом с юртой.
В заключение, с юртой была связана вся жизнь казаха. Это достояние несомненно заслуживает того, чтобы о нем говорили и сохранили для будущего поколения.
el.kz
Вы знаете, как устроена юрта? Из чего она состоит, как ее собирают? Какой смысл вложен в ее некоторые элементы? Чтобы узнать, как построить жилище кочевников, мы решили обратиться к эксперту.
Назира Шакаева уже несколько лет занимается организацией установки юрт на различных мероприятиях.
– Я всю жизнь живу в городе, работала специалистом по кадрам и никогда особо не интересовалась народными традициями. Однажды случайно увидела, как у нас во дворе какие-то люди ставили юрту. Подошла к ним, расспросила о том, что и зачем они делают. Стало любопытно, начала по крупицам собирать информацию. Пообщалась с родственниками из аулов, прочитала статьи в интернете, познакомилась с ремесленниками и этнографами, в процессе этого многое узнала о том, как ставят юрту и какой символизм несет в себе этот процесс. Вместе с братом поехала в село и купила у чабанов небольшую юрту. Дома занялась ее реставрацией. В это время как раз был Наурыз, и знакомые попросили поставить юрту у них. Так для меня начался новый этап жизни. В настоящее время у меня уже есть пять собственных юрт различных размеров – от миниатюрной детской высотой 1,7 метра и шириной 2,5 метра, до огромной ханской, в которой можно проводить большие празднества, – говорит Назира Шакаева.
– Первые юрты появились еще 3500 лет назад. Это были сферические шалаши, изготовляемые из согнутых и переплетенных жердей. Их покрывали глиной и перевозили на больших повозках, не разбирая. Позже появилась легкая сборная конструкция. Упоминания и описания юрты встречаются еще у Марко Поло. Традиция изготовления и проживания в юртах распространилась среди кочевых народов Средней Азии, и каждый из них изготавливал юрты по-своему. К примеру, монгольская юрта более плоской формы, чем наша, – отмечает эксперт.
Первые юрты появились еще 3500 лет назад. Это были сферические шалаши, изготовляемые из согнутых и переплетенных жердей.
– Традиционно каждая казахская семья имела свое переносное жилье. Когда старший сын женился, ему покупали небольшую юрту. Младшему сыну доставался қара шаңырақ, то есть родительский дом. Это название, кстати, появилось из-за того, что в течение десятилетий использования шаныраки в старых юртах покрывались толстым слоем копоти, – рассказывает Назира.
С течением веков из среды ремесленников выделились искусные мастера, специализирующиеся только на изготовлении каркаса юрты. Таких мастеров называли уйши. Каркас изготавливался из степной ивы – тальника. Древесина этой породы легкая и крепкая. Шанырак делали из березовой древесины. Чтобы придать ветвям нужную форму, дерево в течение года подвергали сушке.
В разобранном виде юрта состоит из нескольких частей. Кереге – основание юрты, состоящее из 36 подвижных планок, соединенных шарнирным способом крест-накрест. Уық – купольные жерди, состоящие из четырех частей: қалам – тонкий верхний конец, соединяемый с шаныраком, қары (предплечье) – самая длинная часть, иін – часть уық согнутая под углом 45 градусов, алақан – плоская часть, привязываемая к кереге. Шанырак – купол юрты. Есік – деревянная дверь. Покрытие юрты изготавливали из отдельных кусков войлочной ткани. Основание покрывает туырлық, купольные жерди – үзік, сам шанырак закрывается небольшим квадратным куском войлока, называемым түндік.
Размер юрты зависит от двух основных показателей: количества секций остова – кереге, и размера отверстий решетки. Юрты подразделяются на тор коз (в ромбовидные отверстия можно просунуть один кулак) и жел коз (в ромбовидные отверстия можно просунуть два кулака). Диаметр внутренней площади тор коз превышает диаметр жел коз на 1 метр. Такую юрту могли себе позволить только зажиточные казахи, так как на ее изготовление уходило больше древесины.
Процесс сборки юрты считался священным действием, символизировавшим начало нового цикла жизни. Установкой юрты традиционно занимались две-три женщины, это считалось частью их домашних обязанностей. Исключение составляло поднятие шанырака – это дело доверяли только мужчинам. В среднем юрту устанавливают в течение полутора часов, а разбирают за тридцать минут. Перед началом сборки на место установки юрты запускали стадо баранов, чтобы они выщипали траву и распугали ядовитых насекомых и змей.
Сборка юрты начинается с установки двери. Она также представляет собой сборную конструкцию и состоит из нескольких частей: косяка (босаға), притолоки (мандайша), порога (табалдырық) и двустворчатой двери (сықырлауық). Створки вставляются в специальные отверстия в косяке и пороге. Затем с помощью лент дверь привязывается к кереге.
Кереге начинают собирать справа от двери и продолжают сборку в левую сторону. Боковые концы кереге переплетают друг с другом.
Затем их связывают сыромятными ремешками (танғыш). Техника вязки может отличаться. Обычно танғыш продевают между отверстиями двух кереге.
Когда все кереге соединены, для дополнительной устойчивости их стягивают веревкой – белдеу бау.
После того, как остов юрты готов, поднимают шанырак. Для этого используют палку с развилкой (бақан), которой подцепляют шанырак. Еще перед поднятием к ободу шанырака привязывают ленты – желбау.
С помощью них человек, поднимающий шанырак, поправляет его, чтобы купол стал точно по центру. При установке большой юрты для поднятия шанырака требуется два человека.
Одновременно с поднятием шанырака четыре человека синхронно вставляют уық в отверстие в ободе шанырака (уықкөз). В зависимости от размеров юрты в шаныраке может быть от 80 до 100 подобных отверстий.
Нижний конец уық привязывают к углу кереге. Для этого обычно используют узел "восьмерка".
Когда четыре уық вставлены в шанырак и привязаны к кереге, человек, державший бакан, может отпустить его и присоединиться к сборке юрты.
После того, как каркас юрты готов, начинается закрепление войлочного покрытия. Сначала с помощью бақан поднимают үзік – ткань, закрывающую купольные жерди. От нее тянутся ленты. Два человека подхватывают их, перекрещивают и привязывают к нижней части кереге. Для покрытия купола юрты используют два куска үзік, положенные внахлест друг на друга.
Затем закрепляют туырлық, покрывающий стены юрты. Туырлық как и үзік, привязывается лентами к кереге.
Между кереге и туырлық кладутся циновки из тростника – шимши. В летнее время, когда нижнее покрытие юрты откидывают, эта циновка защищает юрту от попадания пыли и дождя.
В центре войлочного покрытия юрты выкладывают узорчатую ковровую ленту шириной 50 сантиметров – баскур. Лента украшена традиционными орнаментами.
Интерьер юрты украшают красочно переплетенными лентами – тастама бау. Стены представляют собой войлочные ковры, украшенные узорами, обозначающими плодородие, богатство и бесконечность. Пол юрты застилают бело-коричневыми сырмаками и текеметами.
По периметру юрты подвешиваются бубенчики – шашактар. По преданиям, они отгоняют. духов
Подвешенные к куполу желбау служили не только для украшения помещения и помощи при поднятии шанырака. В ветреную погоду их концы привязывались к железным колышкам, укрепленным около очага, или на них подвешивались тяжелые грузы. Это помогало повысить устойчивость строения.
Каждая часть юрты имела как практическое, так и символическое значение. Особое внимание уделялось шаныраку. Он считался воротами в небесный мир, через которые боги наблюдают за людьми. Эти представления сложились в эпоху тенгрианства. Скрещенные жерди шанырака означали четыре стороны света. Воины поднимали голову к шаныраку, когда давали клятву.
Внутреннее пространство юрты было поделено на семь секций. Порог дома – босаға – считался границей между домом и внешним миром. С доисламских времен юрту ставили дверью на восток, чтобы первые лучи солнца попадали в дом. Помимо деревянной двери имелась войлочная дверь. Обычно ее сворачивали внутрь. Когда дверь выворачивали наружу, это значило, что в семье кто-то умер.
В центре юрты прямо под шаныраком находится ошақ. Это сакральное место. Здесь готовят пищу и ставят дастархан. В дальнем от входа конце юрты располагается төр. Это самое почетное место, куда сажают дорогих гостей. Сюда же ставили самые ценные вещи – например, украшенный резьбой сундук (сандык).
Левая от төр и правая от порога часть юрты считалось женской. Ближе к двери находился женский уголок, где занимались домашним хозяйством. Здесь хранили запасы продуктов, посуду для изготовления кумыса (саба), шкаф для посуды (кебеже). На кереге в этой секции юрты вешали переметные сумы – коржын, дорба, аяк кап – для хранения и перевозки посуды. На женской половине жилища находится опочивальня, куда ставят кровати хозяев.
Правая от төр и левая от порога половина юрты является мужской. На этой половине, рядом с входом, находится зона мужа. Здесь хранятся символы охоты, добычи и удачи. В зимний период сюда могли перевести охотничью собаку или беркута. Ближе к төр ставился бакан. Его использовали как вешалку для верхней одежды. Кроме того, бакан являлся символом мужского начала. С места, куда вставлен бакан, начинается граница секции для гостей. Если в доме гостей нет, здесь спала незамужняя девушка или женатый, но пока еще живущий с родителями сын.
В юрте действовал особый этикет. Нельзя было сидеть, прислонившись к кереге – это считалась позой больного человека. Нельзя было сидеть, подпирая руками землю – это поза скорби. Нежелательным считалось подпирать щеку или поясницу. Плохой приметой считалось сидеть, обняв колено или сцепив руки в замок на колене. Не рекомендуется сидеть на корточках. Такая поза означает, что человек торопится и пришел ненадолго. Кроме того в народе считалось, что можно обеднеть, сидя таким образом.
Правильным способом сидения для мужчин считается "малдас құрып", подвернув ноги калачиком под себя; замужняя женщина, хозяйка сидит лицом к очагу на подогнутой под себя правой ноге, левая нога согнута в колене. Также подобающей позой для женщины считается сидение боком, подтянув ноги к себе.
Юрта – традиционное жилище казаха с древних времен. Благодаря людям, сохраняющим наследие предков, она прошла сквозь века, став частью нашей современной жизни.
Фотогалерея
Поделиться галереей
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
www.voxpopuli.kz
Естественно, что в холодные или дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто. И закрывалось оно фетром (фетр – лучший сорт войлока, который предотвращает попадание ветра и влаги). Именно складные решетчатые стены, раздвигающиеся, как меха гармони, найденные на территории Казахстана стали принципиальным отличием юрты от ее предшественниц, напоминающих обыкновенный шалаш.
Круглая форма и мобильность юрты отразили в себе как защиту от погоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта, чутко реагирует на колебания температуры, отвечает погодным изменениям, прекрасно защищает от немногочисленных атмосферных осадков, летом спасает от зноя, зимой – от холода. Такая уникальная способность весьма существенна. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом +40 С, а зимой -30 С. Кочевники – степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы.
Конструкция юрты, состоящая из деревянной решетки и пористого шерстяного войлока, играет роль терморегулятора, сохраняя внутри жилища постоянный тепловой режим. В юрте возможно организовать круговую вентиляцию, для чего нужно немного приподнять войлочную кошму у основания, в результате чего воздух будет прекрасно циркулировать. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.
В качестве подтверждения универсальности и комфортабельности юрты уместно процитировать строки Великого китайского поэта Бо Цзюй-и, заставшего времена, когда в юрте жила практически вся Средняя и Центральная Азия. Вот как он описывает жилище кочевников:
Шерсть собрали с тысячи овец, Выковали сотни две колец, Круглый остов из прибрежных ив Прочен, свеж, удобен и красив. В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве, А теперь, как голубая мгла, Вместе с ним на юг она пришла. Юрту вихрь не может покачнуть, От дождя ее твердеет грудь, Нет в ней ни застенков, ни углов, Но внутри уютно и тепло. Удалившись от степей и гор, Юрта прибрела ко мне во двор. Тень ее прекрасна под луной, А зимой она всегда со мной. Войлок против инея – стена, Не страшна и снега пелена… > Размеры юрты оптимально соответствуют масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает максимально комфортную хозяйственно-бытовую деятельность в степных условиях.
Легкая сборно-разборная постройка приспособлена к транспортировке на вьючных животных. Общий вес юрты с меблировкой составляет порядка 300-400 кг, это грузоподъемность всего лишь одного верблюда. Диаметр обычной жилой юрты — 4,5—8 м, высота в центре 3,5—5 м. Монтаж или демонтаж занимает не более одного часа. Конструкция юрты состоит из девяти основных частей.
Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые и определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка состоит из плоских реек, наложенных одна на другую косой клеткой и скрепленных сыромятными ремнями. Благодаря тому, что эти рейки сжимаются или растягиваются гармошкой, можно варьировать размер юрты. Остов крыши, образующий свод, состоит из выстроганных жердей, которые втыкаются наверху в специальный круг – центр кровли, а в нижней части опираются на решетку стен.
В степи существовали юрты от небольших жилых до огромных кочевых храмов и юрт-дворцов. В зависимости от географических условий, главным образом от количества осадков, изменялся и внешний вид юрты. Жилище могло иметь сферическую (монгольский тип) или коническую форму (тюркский тип), у первого крыша имеет форму низкого конуса, у второго купола. У казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков и башкир бытовали оба типа, у туркмен – тюркский тип. Внутренняя сторона стен украшается соломенной циновкой. Зимой казахи вешают 2-3 ряда соломенных циновок на стены, а место между ними заполняется соломой. Пол застилается коврами и овчиной.
Размер юрты формировался от ее функционального назначения. Так, если обыкновенная жилая юрта кочевника, состоявшая из 3—4 составных решеток-стен, была вместимостью 8–10 человек, то большие сборно-разборные юрты-дворцы предводителей уже состояли из 10–25 решеток-стен и вмещали 50–100 человек. Большая переносная юрта последнего хана Монголии вмещала 500 человек. > > Существовали специальные ритуальные юрты – свадебные и траурные. Свадебные юрты были особенно красивы, сказывалось обилие орнамента и ярких красок. А вот в траурных юртах цветовым символом смерти был не обязательно черный, как у европейцев, и не только белый, как у дальневосточных народов. Над траурной юртой поднимали красное полотнище, если умирал молодой человек, черное – если это был человек средних лет, белое – если пожилой.
otchelniki.e-veterok.ru
Для всех народов, чьи традиции связаны с кочевым образом жизни, юрта — не просто привычная конструкция, но нечто большее, и, хотя в современном мире все более забываются традиции и уклад жизни предков, юрта, без преувеличения, навсегда вписалась в культуру кочевников.
Не зря до сих пор практически все кочевые народы считают юрту частью своего мировоззрения и образа жизни. Лёгкая в сборке и удобная при транспортировке, юрта и до сих пор используется в Казахстане, Башкортостане, Кыргызстане, Монголии… Благодаря своей практичности, она и по сей день популярна у животноводов.
Прототипом юрты служили шатры на колёсах, плетенные из прутьев и покрытые войлоком. Подобные дома, перевозимые упряжкой верблюдов, появились ещё в эпоху поздней бронзы. В средние века преогромные шатры, колесившие по просторам среднеазиатских степей, поражали воображение современников. В начале XVI века учёный-историк Фазлаллах ибн Рузбихан так описывал передвижные жилища: «Я был удивлен необычайному строению домов, воздвигнутых словно в воздушном пространстве. Узрел я огромные кибитки с окошками, прикрытыми войлочными занавесками. Вся ставка наполнена этими великолепными домами, так что разум поражается красоте, мастерству и изяществу». Жилища на повозках, неудобные для гористых местностей, к XVIII — XIX веку вышли из обихода, и их заменили войлочные юрты (по данным сайта www.putidorogi-nn.ru).
С давних времён хорошо известна войлочная юрта, или иначе решетчатая кибитка, которая является одной из древнейших форм каркасных построек. Она сохранилась в качестве неизменного жилища кочевых и полукочевых скотоводов Евразии почти до наших дней. Широкому распространению её на всем протяжении великого степного пояса способствовало, в первую очередь, органическое сочетание в ней уникальных архитектурных и функциональных качеств.
Это, во-первых, простота сборки и разборки, компактность и лёгкость перевозки, устойчивость при ветровых нагрузках и неподверженность заносам, сохраняемость заданной температуры и, конечно, долговечность. Во-вторых, полисезонность и приспособленность к различным природно-климатическим условиям, многообразие использования и редкая ёмкость, удобство интерьера и прочность конструкции. Все это дало основание сибирскому публицисту, писателю и общественному деятелю Н. М. Ядринцеву говорить о том, что «войлочная юрта есть признак высшей кочевой культуры», с чем, действительно, невозможно не согласиться (Михайлов В. А. Войлочная и деревянная юрты бурят. Улан-Удэ, 1993).
Традиционно юрта, например, казахская, состоит из деревянного каркаса и войлочного покрова. Основой её стен служат раздвижные секции (кереге), состоящие из отдельных звеньев (канатов). После рождения детей в семье жилую площадь расширяют, добавляя секции.
При возведении юрты вначале ставится дверной косяк и навешивается дверная рама, символизирующая границу между двумя мирами — человеческим и «диким», неосвоенным.
У входа в юрту вешают обереги в виде колючих растений, отпугивающих злые силы, а створки двери расписывают охранными знаками. К дверной раме привязываются канаты из выгнутых, соединенных сыромятными ремешками палок, которые при натягивании образуют круговую стену юрты. Затем кто-то из мужчин поднимает на шесте венчающее юрту светодымовое отверстие – шанырак, закрепляя его жердями. Нижние концы жердей привязывают к стенам верёвками.
В месте стыка кереге и жердей жилище обтягивают баскуром — широкой тканой полосой с растительным или геометрическим орнаментом. Снаружи решётчатые стенки каркаса покрывают чиевыми циновками и кусками войлока. Для кочевника юрта подобна уменьшенной копии Вселенной. Сферический купол жилища символизирует небесный свод, не имеющий начала и конца, а также обозначает связь поколений.
С шанырака свисают ленты с бахромой и кистями, олицетворяющими звёзды и Млечный Путь. Внутренние стены и пол юрты украшают войлочными узорными коврами, символизирующими тучные пастбища. В центре жилища из камней и глины сооружают очаг, на котором устанавливают металлическую подставку, выдерживающую чугунный котёл, предназначенный для приготовления баранины и чая с молоком.
Справа от очага располагается мужская половина, где хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, оружие. Здесь же находится кровать хозяев. В левой (восточной) стороне, называемой женской, стоит кровать незамужней женщины, дочери или сестры хозяина. Сразу у входа в юрту можно увидеть шкаф с кухонной утварью и продовольствием, вёдра для дойки скота. Свободное пространство возле очага занимают низкий стол и несколько стульев — для гостей. Сами хозяева устраивают трапезу на полу (www.putidorogi-nn.ru).
У монгольской юрты остов состоит из 4-12 деревянных решёток-стен. Их ставят кольцом, а сверху к ним крепятся жерди, образующие коническую крышу. Посреди крыши дымовое отверстие. На остов снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которого укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань обвязывается волосяной бечёвкой. Чем плотнее прилегает верхняя ткань, тем менее промокаемое жилище. В течении дня в теплое время года нижние края войлока поднимаются наверх для проветривания помещения юрты, для сушки войлока. Сверху имеется из того же войлока покрытие, которой закрывается во время дождя или в холодное время года.
Отметим, что большинство монголов до сих пор придерживаются кочевого образа жизни, даже многие жители столицы продолжают жить в юртах («гэр»), которые легко перемещаются с места на место. Юрта устроена по единому принципу – вход всегда расположен с южной стороны, в западной части жилища – гостевая и мужская половина, восточная половина – женская и кухня, а напротив входа расположен алтарь семейства с иконами и фотографиями предков. При этом в юрте постоянно поддерживается удивительная чистота. Местные обычаи, оговаривающие поведение в юрте, достаточно запутаны, поэтому при посещении традиционного жилища рекомендуется следить за поведением хозяина — он, в отличие от хозяйки, всегда сидит вместе с гостями (www.jassotour.ru).
Современная юрта – это оригинальное и лёгкое жилое помещение. Использование отопления позволяет применять его зимой с минимальными затратами. Современная юрта – это сочетание конструкции юрты, проверенной веками многими кочевыми народами, с современными материалами и технологиями. В результате получилось лёгкое, сейсмоустойчивое и дешевое жилое помещение, не уступающее по комфорту капитальному строению.
Отдельные производители юрт считают, что современные материалы внесли свой вклад в усовершенствование юрт:
— влагонепроницаемые ткани – исключают протекание крыши и продувание стен;
— современные утеплители не впитывают сторонние запахи, влагу, устойчивы к заражению насекомыми и грибками, долговечны;
— клееный брус выдерживает большие нагрузки и исключает влияние отдельных дефектов древесины на прочность конструкции, а также позволяет увеличивать высоту стены и входа более 2-х метров, что более привычно и удобно современному человеку.
Юрта отличается оригинальным исполнением, не требует капитальных затрат даже в зимнем варианте, позволяет комфортно проживать на своем участке до момента окончания строительства капитального дома. В дальнейшем юрту можно использовать как гостевой дом или беседку.
Конструкция юрты, состоящая из деревянной решётки и современного утеплителя, который играет роль терморегулятора, поддерживая внутри жилища постоянный тепловой режим. По сравнению с другими быстро возводимыми сооружениями, стоимость юрты ниже.
Юрта защищает от ветра, солнца, холода и дождя, что делает ее более всесезонной, комфортной в любое время года. Складывающийся деревянный каркас придает жилищу прочность, а круглая, аэродинамическая форма — устойчивость. Юрта легко транспортируется легковым автотранспортом, собирается и разбирается не профессиональными работниками. Вся операция по разборке её занимает час, а при сборке – максимум два-три часа.
Малый вес всей конструкции позволяет устанавливать юрты практически в любом месте без существенных затрат на фундамент. Одним из вариантов установки юрты, является применение винтовых фундаментов небольшой длины, что обеспечивает быструю и надёжную установку даже на склоне или на берегу водоёма.
Для отопления юрт используется различного рода отопительные печи (дровяные, газогенераторные и др.). Стандартные цвета внешних пологов юрты: бежевый, зеленый, синий, оранжевый, оливковый. Производителями предусмотрены различные варианты дополнительной комплектации: утепленные полы, отопительное оборудование, внутреннее и внешнее обустройство юрты в этническом стиле и многое другое (www.jurts.ru).
Несмотря на то, что в изготовлении юрт стали применяться современные материалы, отдельные источники, например, www.yurta-mongolia.ru, приводят информацию, что, к примеру, натуральный войлок лучше синтетического. Несмотря на то, что он тяжелее, но долговечнее и выдерживает до 10 лет эксплуатации, когда синтетический плохо дышит, плохо сохнет, тянется. Выдерживает 3 года эксплуатации, но гораздо дешевле.
Таким образом, юрта — это очень практичное мобильное жилище, конструктивные элементы которой совершенствовались тысячелетиями, благодаря чему юрта широко востребована и по сей день. Конечно, научно-технический прогресс движется вперёд, поэтому в конструкцию современных юрт производители добавляют новые комплектующие. И в данном случае, строить юрту только из традиционных материалов, или применять современные — решать тем, кто решит установить у себя на участке эту уникальную постройку, которая тысячелетия служила домом для кочевников, а отдельные представители кочевых народов и по сей продолжают жить в юртах, сохраняя древние традиции и колорит родной культуры.
Материал подготовил Евгений ИЗМАЙЛОВ
Справки:
1. «Я был удивлен необычайному строению домов, воздвигнутых словно в воздушном пространстве. Узрел я огромные кибитки с окошками, прикрытыми войлочными занавесками. Вся ставка наполнена этими великолепными домами, так что разум поражается красоте, мастерству и изяществу»
Учёный-историк Фазлаллах ибн Рузбихан так описывал передвижные жилища, XVI век
2. Очень важно, то, что устройство юрты отражает целостный взгляд кочевых народов на мир. Например, Умирзакова Б.Е. В с своей статье «Юрта и особенности мировосприятия казахов» (источник: www.vainahkrg.kz) пишет: «Анализ юрты показывает, что она как модель Вселенной для кочевника есть небесный свод, опрокинутый на человека и заключающий его в себе. Пространство юрты можно уподобить древнегреческому космосу, который построен по законам красоты, оно является искусственно организованным фрагментом природы, её органической частью, верхом и низом, а двигаться можно только по часовой стрелке, вокруг очага, что идёт от движения по солнцу».
Кулуйпа Акматова в книге «Юрта — дом кочевника» (Бишкек, 2011) приводит разговор с представителями кыргызского народа, из которого становится ясно, что юрта — это целая традиция, требующая определённого уважения:
— Что означает юрта для кыргыза? – спрашивали мы хранителей знаний.
Юрта – это модель мироздания, которую мы носим с собой, это символ гармонии человека с природой. Все жизненные ценности кыргыза были неразрывно связаны с его местом в окружающей природе, его отношением с ней, которую он считал своей матерью. Юрта гармонично вписывается среди горных подножий, укрывая от холода и зноя. Юрта устроена так, чтобы её установка не причиняла вреда природе.
3. Традиционно юрта, например, казахская, состоит из деревянного каркаса и войлочного покрова. Основой её стен служат раздвижные секции (кереге), состоящие из отдельных звеньев (канатов). После рождения детей в семье жилую площадь расширяют, добавляя секции (www.putidorogi-nn.ru).
4. Большинство монголов до сих пор придерживаются кочевого образа жизни, даже многие жители столицы продолжают жить в юртах («гэр»), которые легко перемещаются с места на место. Юрта устроена по единому принципу – вход всегда расположен с южной стороны, в западной части жилища – гостевая и мужская половина, восточная половина – женская и кухня, а напротив входа расположен алтарь семейства с иконами и фотографиями предков. При этом в юрте постоянно поддерживается удивительная чистота. Местные обычаи, оговаривающие поведение в юрте, достаточно запутаны, поэтому при посещении традиционного жилища рекомендуется следить за поведением хозяина — он, в отличие от хозяйки, всегда сидит вместе с гостями (www.jassotour.ru).
svetich.info