Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Урока по технологии на тему: "Соединение деталей вполдерева". Соединение вполдерева


Соединение накладкой вполдерева - отделка профи ру

Соединение очень похоже на предыдущее, отличие заключается в том, что вырезают часть древесины не с угловой части, а в нужной продольной стороне бруска. Получается Т-образное соединение. Его нередко применяют при строительстве домов, укреплении конструкций, когда делают дверные и оконные блоки, а еще при изготовлении мебели. Соединение прекрасно подходит для укрепления расшатавшейся мебели.

1. Чтобы сделать это соединение, по ширине бруска чертим линии поперечного надреза (фото 1.1, 1.2).

2. Затем с боковой стороны поверочным угольником отмечаем половину ширины бруска (фото 2.1, 2.2).

3. После этого делаем поперечные надрезы. Для того чтобы линия отреза была точной, прикладываем по разметочной линии направляющую (в данном случае другой брусок). Приложив к направляющей полотно пилы, делаем надрезы до половины толщины бруска с двух сторон (фото 3).

4. Затем с помощью стамески и молотка удаляем лишнее дерево (фото 4).

5. Чтобы паз получился точным, а соединение плотным, надрезы делаем с внутренней стороны разметочной линии (фото 5). Лишнее дерево удалять стамеской лучше постепенно до нужного размера. После того как лишнее дерево удалили, стамеской выравниваем поверхности и внутренние углы.

Важно! Если до нужной глубины паза осталось совсем немного, а вы еще не вполне уверенно владеете стамеской и боитесь срезать лишнее, воспользуйтесь вместо стамески наждачной бумагой для грубой обработки - так вам легче будет контролировать толщину снимаемого слоя. Только следите за тем, чтобы сечение паза оставалось прямоугольным, не скругляйте углы.

6. Проверяем, входит ли брусок в вырезанный паз, при необходимости подгоняем до нужного размера, удаляя лишнее стамеской (фото 6).

7. Когда соединение готово, скрепляем его клеем. Можно сделать это гвоздями или саморезами. Наносим клей на обе заготовки, равномерно его распределяем по поверхности (фото 7.1, 7.2).

8. Плотно прижимаем заготовки на необходимое время для схватывания клея (фото 8).

9. Чтобы склеивание было прочным, прижимаем заготовки струбцинами и оставляем под давлением на несколько часов. В результате получилось такое соединение (фото 9).

otdelka-profi.ru

Урока по технологии на тему: "Соединение деталей вполдерева"

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей

им. С.Н. Булгакова

План - конспект

открытого урока по технологии

на тему:

"Соединение деталей вполдерева"

класс 6 «в»

дата проведения 22 октября 2011 г.

Учитель технологии: Андреева Елена Ивановна

Раздел: «Технология обработки древесины с элементами машиноведения»

Тема урока: Соединение деталей вполдерева. Практическая работа

^

  1. образовательная: ознакомить учащихся с технологией соединения деталей вполдерева, вариантами соединения деталей вполдерева
  2. воспитательная: формировать представление о профессиональной подготовки, уважение к труду, людям труда
  1. развивающая: развивать практические умения и навыки при пилении, сборки, отделки изделия.

^ объяснение, игра, проектная, икт (презентация), проблемно-поискоаые технологии, самостоятельная работа под контролем преподавателя. репродуктивные.^ : информатика, история, биология, русский язык.Тип урока: урок формирования и закрепления умений и навыков.

Оборудование кабинета технологии, инструменты и приспособления.

1. Учебник технология 6 класс (вариант для мальчиков) под редакцией Сасова И.А., тетрадь творческих заданий.

2. Плакат: Технологические операции для изготовления Накопителя мелких вещей

3. Плакат: Игра «Крестики-нолики»

4. Плакат: Игра «Кто быстрее»

5. Технологическая карта. Изготовление стойки накопителя

4. Инструменты и приспособления. Стусло, ножовки для смешанного пиления, спецодежда, линейка, карандаш,

Литература для преподавателя:

  1. Программа Технология 5-8 . М.: «Просвещение», 2005 г.
  2. Методика трудового обучения. Лында А.С. – М.: «Просвещение», 1977.
План урока
    1. Организационное начало (1-2 мин.)
    2. Актуализация (Аукцион терминов, игра «Кто быстрее») (10 мин)
    3. Изложение нового материала (Презентация) (17 мин.)
    4. Закрепление (игра «Крестики-нолики») (5 мин)
    5. Вводный инструктаж (4 мин)
    6. Практическая работа (47 мин)
    7. Итог урока . Выставление оценок (самооценка) ( 4 мин.)
^
  1. Организационное начало
1. Организация рабочего места.

2. Отметка отсутствующих

3. Проверка готовности класса

  1. Актуализация
  1. Ига «Кто быстрее»
  2. Аукцион терминов
    • Технологичность. Изделие изготовлено с наименьшими затратами времени, материалов, средств.
    • Прочность. Изделие способное выдерживать заданную нагрузку.
    • Надежность. Изделие способное работать длительное время.
    • Экономичность. Экономичным считают изделие, которое, как при изготовлении, так и при применении (использовании, эксплуатации) не требует дополнительных расходов
3. Изложение нового материала. 1. Записать в тетрадь число, тему урока

2. Сообщение целей урока.

1. Соединение деталей вполдерева

Наш урок посвящен проектной деятельности, мы работаем с вам над проектом «Накопитель мелких вещей»

  1. Обоснование возникшей проблемы. (сообщение учащихся)
  2. Постановка целей и задач проекта
Для изготовления проекта из древесины необходимы соединения деталей вполдерева. Это означает, что из каждого бруска необходимо вырезать кусок древесины в половину толщины детали.

Когда соединяемые детали складываются вместе, общая толщина изделия равна толщине бруска. Таким способом соединяют детали по длине.

2.Разметка элементов соединения вполдерева

Длина вырезаемого участка (а) при продольном соединении деталей может быть произвольной, при угловом – ровной толщине (S) соединяемых деталей.

^

При разметке соединяемые вполдерева детали складываются вместе лицевой полостью друг к другу. При помощи угольника проводят линии на расстоянии 2-3 мм от торца деталей. От этих линий откладывают длину вырезаемых участков заготовки. Рейсмусом проводят линию, показывающую толщину вырезаемых участков на каждой детали. Линии разметки переносят на другие стороны деталей.

^

Пилой с мелкими зубьями (или пилой для продольного пиления) по линиям разметки удаляют лишний материал. Разметочная линия при этом должна быть сохранена.

Удаление лишнего материала ножовкой

^

Соединяемые детали подгоняют друг к другу. При необходимости поверхности соединения подрезают столярной стамеской и зачищают рашпилем. Для резания стамеской заготовку закрепляют на верстаке. Правой рукой нажимают на торец ручки, а левой охватывают стержень стамески

^

    1. Закрепление
Игра «Крестики – нолики»

Инструкция. Если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный – ставят нолик.

  1. Нагели - деревянные стержни круглого сечения?
  2. Стусло – это приспособление, применяемое при строгании заготовки?
  3. Для строгания заготовки применяется рубанок?
  4. Рейсмус применяется для нахождения центра окружности?
  5. Пороки отрицательно сказываются на внешнем виде древесины?
  6. При пилении ножовкой пальцы руки подставляют под ножовочное полотно?
  7. Обработку рашпилем и напильником едут поперек волокон?
  8. Технологическая карта содержит эскиз детали и последовательность операции?
  9. Соединяемые детали подгоняют друг к другу?
2. Каким способом удаляют лишний материал с стойки и перемычки заготовки.?

3. Последовательность соединения деталей?

^ 1. Охрана труда при организация рабочего месса.

2. Соблюдение правил самоконтроля

3. Охрана труда при пилении.

4.Охрана труда при работе с ручными столярными инструментами

5.Последовательность выполнения трудовых операций.

    1. Наличие спецодежды.
    2. Использование инструментов по назначению
    3. Назначение дежурных.

^

1. Изготовление Накопителя мелких вещей (соединение вполдерева). Технологическая карта изготовления стойки накопителя (индивидуально каждому ученику)

2. Роспись в журнале по о/т.^

1-й обход: проверка организации рабочего места;

2-й обход: проверка правил самоконтроля;

3-й обход: проверка о/т при работе с ножовкой.^ Работа с Тетрадью творческих заданий. Задание № 9.

4-й обход: проверка о/т при работе с рубанком;

5-й обход; проверка технологических операций;

6-й обход: проверка трудовых операций:

7-й обход: проверка уборке рабочих мест

^

1. Хвойные породы древесины. 2 Кроссворд по технологииДинамика моих интересов

Название пробы Интерес Творчество Самостоят. выполнения Качество выполнения
11 Ч - Т ++ +++ ++ ++
+++ супер : ++ хорошо ; - - - не буду делать : - - очень не нравиться

+ нормально: + - безразлично

^

1. Итог урока

2. Д/З.

3. Оценки за урок, комментария оценок

Динамика моих интересов (Кубырев А.)

Название пробы Интерес Творчество Самостоят. выполнения Качество выполнения Отслеживание
1 Ч - Т ++ +++ ++ ++ ++
+++ супер :

++ хорошо ;

- - - не буду делать

- - очень не нравиться

+ нормально:

+ - безразлично

_________________________________________________________________^
Название пробы Интерес Творчество Самостоят. выполнения Качество выполнения Отслеживание
1 Ч - Т ++ +++ ++ ++ ++
+++ супер :

++ хорошо ;

- - - не буду делать

- - очень не нравиться

+ нормально:

+ - безразлично

_____________________________________________________________________________

Динамика моих интересов (Шкодкин А)

Название пробы Интерес Творчество Самостоят. выполнения Качество выполнения Отслеживание
1 Ч - Т ++ +++ ++ ++ ++
+++ супер :

++ хорошо ;

- - - не буду делать

- - очень не нравиться

+ нормально:

+ - безразлично

_____________________________________________________________________________

Динамика моих интересов (Шевчук А)

Название пробы Интерес Творчество Самостоят. выполнения Качество выполнения Отслеживание
1 Ч - Т ++ +++ ++ ++ ++
+++ супер :

++ хорошо ;

- - - не буду делать

- - очень не нравиться

+ нормально:

+ - безразлично

^
Название пробы Интерес Творчество Самостоят. выполнения Качество выполнения Отслеживание
1 Ч - Т ++ +++ ++ ++ ++
+++ супер :

++ хорошо ;

- - - не буду делать

- - очень не нравиться

+ нормально:

+ - безразлично

_________________________________________________________________^
Название пробы Интерес Творчество Самостоят. выполнения Качество выполнения Отслеживание
1 Ч - Т ++ +++ ++ ++ ++
+++ супер :

++ хорошо ;

- - - не буду делать

- - очень не нравиться

+ нормально:

+ - безразлично

_____________________________________________________________________________

Динамика моих интересов ( Агарков Д.)

Название пробы Интерес Творчество Самостоят. выполнения Качество выполнения Отслеживание
1 Ч - Т ++ +++ ++ ++ ++
+++ супер :

++ хорошо ;

- - - не буду делать

- - очень не нравиться

+ нормально:

+ - безразлично

_____________________________________________________________________________

Динамика моих интересов (______________________)

Название пробы Интерес Творчество Самостоят. выполнения Качество выполнения Отслеживание
1 Ч - Т ++ +++ ++ ++ ++
+++ супер :

++ хорошо ;

- - - не буду делать

- - очень не нравиться

+ нормально:

+ - безразлично

^

Аукцион терминов

Разминка для глаз
  • И.п. – сидя. Выполнить движение глазными яблоками; вправо-вверх; влево-вверх; вправо-вниз; влево-вниз 15-20 с
  • И.п. – сидя. Закрыть глаза и выполнить массаж надбровных дуг и нижней части глазницы, делая пальцами легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу 20-30 с.
  • Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10-15 с.
Разминка для глаз
  • И.п. – сидя. Выполнить движение глазными яблоками; вправо-вверх; влево-вверх; вправо-вниз; влево-вниз 15-20 с
  • И.п. – сидя. Закрыть глаза и выполнить массаж надбровных дуг и нижней части глазницы, делая пальцами легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу 20-30 с.
  • Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10-15 с.
Разминка для глаз
  • И.п. – сидя. Выполнить движение глазными яблоками; вправо-вверх; влево-вверх; вправо-вниз; влево-вниз 15-20 с
  • И.п. – сидя. Закрыть глаза и выполнить массаж надбровных дуг и нижней части глазницы, делая пальцами легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу 20-30 с.
  • Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10-15 с.
Сосна
6 класс
Наименование

операций

Эскиз Инструменты, оборудова­ние, приспособления
1 Разместить стойки, отпилить в размер Карандаш, линейка, угольник, ножовка по дереву
2 Сострогать в размер 35x35 мм Рубанок
4 Разметить заготовку

для соединения вполдерева

35х17,5 мм

Карандаш, линейка, угольник
5 Отпилить заготовку по разметке Ножовка

с мелкими зубьями

6 Подогнать по разметке Напильник, стамеска
7 Отшлифовать Шлифовальная шкурка
8 Просверлить отверстие по разметке Сверлильный станок, линейка, карандаш, шило
Технологическая карта изготовления стойки накопителя ^

Инструкция. Если ученики дают, утвердительный ответ на вопрос, то ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный – ставят нолик.

  1. Для проведения окружности применяют циркуль?
  2. Стусло – это приспособление, применяемое при строгании заготовки?
  3. Для строгания заготовки применяется рубанок?
  4. Рейсмус применяется для нахождения центра окружности?
  5. Для строгания заготовки применяется рубанок?
  6. При пилении ножовкой пальцы руки подставляют под ножовочное полотно?
  7. Обработку рашпилем и напильником едут поперек волокон?
  8. Технологическая карта содержит эскиз детали и последовательность операции?
  9. Соединяемые детали подгоняют друг к другу?

Технологические операции для изготовления Накопителя мелких вещей

shkolnie.ru

Соединения элементов деревянных конструкций | Справочник | Лесоматериалы

Кроме обработки цельных кусков древесины, часто приходится соединять деревянные детали в узлы и конструкции. Соединения элементов деревянных конструкций называют посадками. Соединения в конструкциях деревянных деталей определяются пятью видами посадок: напряженная, плотная, скользящая, свободная и очень свободная посадка.

Узлы — это части конструкций в местах соединения деталей. Соединения деревянных конструкций подразделяются на виды: торцевые, боковые, угловые Т-образные, крестовидные, угловые L-образные и ящичные угловые соединения.

Столярные соединения имеют более 200 вариантов. Здесь рассмотрены только соединения, которыми пользуются на практике столяры и плотники.

Торцевое соединение (наращивание) — соединение деталей по длине, когда один элемент является продолжением другого. Такие соединения бывают гладкие, зубчатые с шипами. Дополнительно их закрепляют клеем, шурупами, накладками. Горизонтальные торцевые соединения выдерживают нагрузки на сжатие, растяжение и на изгиб (рис. 1 — 5). Пиломатериалы наращивают в длину, образуя на концах вертикальные и горизонтальные зубчатые соединения (клиновой замок) (рис. 6). Таким соединениям не нужно быть под давлением в течение всего процесса склеивания, так как здесь действуют значительные силы трения. Зубчатые соединения пиломатериалов, выполненные фрезерованием, отвечают первому классу точности.

Соединения деревянных конструкций должны быть изготовлены тщательно, в соответствии с тремя классами точности. Первый класс предназначен для измерительного инструмента высокого качества, второй класс — для изделий мебельного производства, а третий — для стройдеталей, сельскохозяйственного инвентаря и тары. Боковое соединение кромкой нескольких досок или реек называют сплачиванием (рис. 7). Такие соединения применяют в конструкциях полов, ворот, плотничных дверей и т. д. Дощатые, реечные щиты дополнительно укрепляют поперечинами и наконечниками. При обшивке потолков, стен верхние доски перекрывают нижние на 1/5 — 1/4 ширины. Наружные стены обшивают горизонтально уложенными досками внахлёст (рис. 7, ж). Верхняя доска перекрывает нижнюю на 1/5 — 1/4 ширины, что обеспечивает отвод атмосферных осадков. Соединение конца детали со средней частью другой образует Т-образное соединение деталей. Такие соединения имеют большое число вариантов, два из которых показаны на рис. 8. Эти соединения (вязки) применяют при сопряжении лаг перекрытий и перегородок с обвязкой дома. Соединение деталей под прямым или косым углом называют крестовидным соединением. Такое соединение имеет один или два паза (рис. 3.9). Крестообразные соединения применяют в конструкциях крыш и ферм.

Соединения двух деталей концами под прямым углом называют угловыми. Они имеют сквозные и несквозные шипы, открытые и впотёмок, вполупотёмок внакладку, вполдерева и т. п. (рис. 10). Угловые соединения (вязки) применяют в оконных неверных блоках, в соединениях парниковых рам и др.Шиповое соединение впотемок имеет длину шипа не менее половины ширины соединяемой детали, а глубина паза на 2 — 3 мм больше длины шипа. Это необходимо чтобы соединяемые детали легко сопрягались друг с другом, и в гнезде шипа после склеивания оставалось место для излишков клея. Для дверных рам применяют угловое шиповое соединение впотемок, а для увеличения размеров соединяемой поверхности— вполупотемок. Двойной или тройной шип повышает прочность углового соединения. Однако прочность соединения определяется качеством его выполнения. В мебельном производстве широко применяют разнообразные угловые ящичные соединения (рис. 11). Из них наиболее простое — открытое сквозное шиповое соединение. До изготовления такого соединения на одном конце доски шилом размечают по чертежу шипы. По разметке боковых частей шипа пилкой с мелкими зубьями делают пропил. Каждый второй пропил шипа выдалбливают стамеской. Для точности соединения сначала пропиливают и выдалбливают гнезда для шипов в одной детали. Ее накладывают на конец другой детали и размельчают. Затем пропиливают, выдалбливают и соединяют детали, зачищая соединение рубанком, как показано на рис. 11.

При соединении деталей на «ус» (под углом 45°) угловую вязку закрепляют стальными вставками, как показано на рис. 12. При этом следят, чтобы одна половина вставки или скрепа входила в одну деталь, а другая половина — в другую. Клиновидную стальную пластинку или кольцо помещают в выфрезерованные пазы соединяемых деталей.

Углы рам и ящиков соединяют прямым открытым сквозным шиповым соединением (рис. 3.13, а, б, в). При повышенных требованиях к качеству (с наружной стороны шипы не видны) угловую вязку выполняют косым соединением впотёмок, паз и гребень или косым соединением на рейку, как показано на рис. 13, г, д, е, ж и на рис. 14.

Коробчатую конструкцию с горизонтальными или вертикальными поперечными элементами (полки, перегородки) соединяют с помощью угловых Т-образных соединений, показанных на рис. 15.

В соединении элементов верхнего пояса деревянных ферм с нижним используют угловые врубки. При сопряжении элементов фермы под углом 45° или менее в нижнем элементе (затяжке) делают одну врубку (рис. 16,а), при угле более 45° — две врубки (рис. 16,6). В обоих случаях торцевой пропил (врубка) перпендикулярен направлению действующих сил.

Дополнительно узлы закрепляют болтом с шайбой и гайкой, реже скобами. Бревенчатые стены дома (сруба) из горизонтально уложенных бревен в углах соединяют врубкой «в лапу». Она может быть простой или с дополнительным шипом (лапа с приямком). Разметку врубки выполняют так: конец бревна обтесывают в квадрат, на длину стороны квадрата (вдоль бревна), чтобы после обработки получился куб. Стороны куба делят на 8 равных частей. Затем с одной стороны снизу и сверху удаляют 4/8 часть, а остальные стороны выполняют, как показано на рис. 17. Для ускорения разметки и точности изготовления врубок используют шаблоны.

les.novosibdom.ru

Соединение деталей вполдерева Тема занятия: Соединение деталей вполдерева. Цель занятия: Учебный сайт



Класс: 6 2011 г.

Тема занятия:

Соединение деталей вполдерева.

Цель занятия:

дидактическая

:

1) обеспечить учащимся усвоение знаний об элементах соединения деталей вполдерева.

2) формировать у учащихся умения и навыки работы д/о инструментами и оборудованиями.

воспитывающая:

1) привить учащимся бережное отношение к инструментам, оборудованию и экономному расходованию материала.

2) Воспитывать у учащихся коллективизм в труде, уважение к человеку труда.

развивающая:

1) Развитие у учащихся теоретических знаний по обработке дерева.

2) Развитие у учащихся умения и навыки чтения технической документации.

3) Развитие у учащихся познавательного интереса и технического мышления.

Объект труда:

Крестовина для ёлки.

Материально-техническое оснащение:

а) учебно-наглядные пособия:

чертежи, технологическая карта на изготовление деталей, образцы соединения деталей, плакаты, рисунки;

б) оборудование, приспособления и инструменты:

столярный верстак, столярный угольник, рейсмус, нож, карандаш, линейка измерительная пила, стамеска, шило, киянка, отвёртка, сверлильный станок; компьютер;

в) материалы:

детали, клей столярный, нагели, шурупы;

Технико-технологические сведения:

Особенности обработки врезкой в половину толщины S бруска и порядок выполнения отдельных операций.

Содержание практической работы:

Чтение чертежа и технологической карты на изготовление деталей крестовины для ёлки:

  1. В соответствии с чертежом отметить планки нужной длины и ширины.
  2. При разметке брусков, соединяемых под прямым углом, угольником разметить длину и ширину вырезаемого участка заготовки, проводя линии поперечной разметки с четырёх сторон. Установить ножку рейсмуса на размер половины толщины бруска, провести продольные линии на кромках и торцах заготовки.
  3. Лёгкой штриховкой пометить те участки пазов и выступов, которые необходимо удалить.
  4. Заготовку закрепить в заднем зажиме верстака. Продольной мелкозубой пилой вдоль волокон и поперечной мелкозубой пилой поперёк волокон выпилить кусок древесины рядом с разметочными линиями, не запиливая их.
  5. Вырезанные участки зачистить стамеской и рашпилем.
  6. Соединяемые бруски подгоняют друг к другу до их полного соединения.
  7. Промазать столярным клеем
  8. Собранные соединения зажать в струбцине через подкладные доски. Контролировать размеры изделия и перпендикулярность брусков угольником и оставить изделие до полного высыхания клея (около 24 часов).
  9. Выполнить разметку под гнездо и высверлить отверстие с О30мм.
  10. Покрыть лаком.

Структура урока:

  1. Организация учащихся для изучения новой темы 1 - 2 мин
  2. Повторение пройденного материала 3 - 5 мин
  3. Изложение нового материала 8 - 10 мин
  4. Вводный инструктаж. Демонстрация приёмов работы 3 - 5 мин
  5. Практическая работа учащихся 25 - 30 мин
  6. Заключительный инструктаж. Анализ работ учащихся 1 - 2 мин
  7. Уборка рабочих мест, подведение итога, задание на дом 1 - 2 мин

Основные задачи урока:

  1. Научить учащихся соединению деталей вполдерева;
  2. Научиться читать чертежи и технологические карты;
  3. Правильно использовать ручные столярные инструменты и дальнейшее развитие навыков работы ручными инструментами и оборудованиями.

Ход урока

1. Организация учащихся для изучения новой темы (1 - 2 мин)

1.1. Проверить явку учащихся на занятие;

1.2. Назначить дежурного;

1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.4. Объявить тему и основные задачи урока.

2. Повторение пройденного материала (3 - 5 мин)

Ребята, мы с вами на прошлых уроках ознакомились с производством и применением пиломатериалов и основой конструирования изделий из древесины. Теперь ребята попробуем ответить на следующие вопросы.

Вопросы к классу:

1) Из какого материала надо изготавливать детали или изделия?

2) Перечислите основные пороки древесины?

3) Что целесообразнее: высушить бревно, а затем распилить его на пиломатериалы, или распилить бревно на пиломатериалы, а затем их высушить.

4) Какие вы знаете способы сушки древесины, и в чём они отличаются?

5) Почему штабели пиломатериалов для сушки помещают на бетонные или деревянные опоры?

6) Почему могут образоваться трещины в пиломатериалах?

7) Как можно уберечь древесину от гниения?

8) Как вы понимаете значение «Конструирование», «Моделирование»?

9) Что подразумевается под качеством изделия? (технологичность, прочность, надежность, экономичность).

3. Изложение нового материала (8 - 10 мин)

Соединение вполдерева- это один из вариантов конструктивного соединения деревянных деталей- поперечных и продольных. Оно применяется довольно часто в виде Т- образного, углового или крестообразного соединения деталей в творческих проектах учащихся. Тема нашего урока-«

Соединение деталей вполдерева

».

Используя именно такой вид соединения, можно решать многие практические задачи. Например, изготовить крестовину ёлки, проножки на табурет, журнальный столик, полки, шкатулки и т.д. При соединении двух деревянных деталей крестообразно или под прямым углом самым надёжным является соединение вполдерева. (см. «Виды соединения»). Оно придаёт прочность деталям и при этом не требуются дополнительные крепёжные детали. У обеих деталей делают паз в половину толщины так, чтобы поверхности соединяемых планок или реек точно входили одна в другую. Соединение вполдерева сажают на клей и часто дополнительно закрепляют нагелями или шкантами. Шкант ( от французского слова в переводе означает деревянный стержень, с О8-10мм, длиной 35-40мм).

Мы будем соединять детали вполдерева с использованием ручного столярного инструмента, которое можно будет использовать, выполняя творческий проект. Особое внимание надо уделять к разметке!!! Качественное изделие получится только при правильной разметке. Для этого применяем измерительные инструменты: линейку, штангенциркуль, угольник, рейсмус и твёрдый карандаш. Рейсмус (от немецкого слова –инструмент для перевода параллельных линий). Чувашская пословиц гласит «Сичче вис те перре кас».

4. Вводный инструктаж (2 - 3 мин) №1.5.6.

Далее мы с вами переходим к практической части нашего урока. Работа выполняется по технологической карте и по чертежу.

Рассмотрим, как выполняется такое соединение. Самое важное при выполнении соединения-

разметка.

( см. «Содержание практической работы»).

.

5. Практическая работа учащихся (25 - 30 мин). Инструктаж на рабочем месте.

Показываю типичные ошибки. Индивидуальный подход. Динамическая пауза.

6. Уборка рабочих мест (1 - 2 мин)

7. Подведение итога (1 - 2 мин)

С задачей поставленной перед вами в начале урока мы справились.

Выставление оценок в классном журнале и дневниках.

8. Задание на дом (1 - 2 мин)

1.Прочитать конспект и учебник на стр.26-30;

2.Принести к уроку клей столярный, морилку и лак. РефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРефератРеферат

poiskstyle.ru

Тема: Соединение вполдерева

6 класс Занятие №11.

Тема: Соединение вполдерева.

Цель: научить учащихся выполнению соединения деталей вполдерева;

воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование и инструменты: столярный верстак, ножовка мелкозубая, линейка ,карандаш, рейсмус, киянка, стамеска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.
  1. Повторение пройденного материала.
1, Для чего затачивают деревообрабатывающий инструмент?

2. К чему может привести перегрев инструмента при заточке?

3. Назовите основные правила заточки инструмента.

4. Для чего проводится доводка и правка инструмента?

5. Какие правила безопасной работы следует соблюдать при заточке инструмента?

  1. Изложение программного материала.
Во многих изделиях из древесины бруски соединяют по длине (рис. 1 а) и под прямым углом: на концах брусков (рис. 1 б) и на срединных участках (рис. 1 в), вырезая участки (куски) древесины на половину толщины бруска. Так соединяют бруски в рамках, стендах, подстав­ках под новогоднюю елку. Реже применяют соединения брусков под различными углами.

Рис. 1. Соединения вполдерева толщины бруска: а — по длине; б и в — под прямым углом; г — размеры соединения.

Такое соединение брусков называют врезкой.

При соединении брусков вырезанными участками толщина получаемого изделия обычно равна толщине бруска.

Если бруски соединяют под прямым углом, то длина вырезаемого участка должна равняться ширине присоединяемой детали (рис. 1 г). При угловом соединении на концах брусков торцы деталей делают немного длиннее, чтобы потом отпилить их вровень с наружной поверхностью присоединяемого бруска (рис. 2 г).

При соединении брусков по длине (рис. 1 а) их

Рис. 2. Разметка брусков под соединение врезкой: а — поперечная под угольник; б — продольная рейсмусом: 1 — ножка, 2 — клин, 3 — колодка

При разметке брусков, соединяемых под прямым углом, линейкой размечают длину и ширину будущего изделия и с помощью угольника проводят линии поперечной разметки с четырех сторон (рис. 2а).

Устанавливают ножку 1 рейсмуса на размер половины толщины бруска, закрепляют ее клином 2 в колодке 3 и проводят продольные линии на кромках и торцах (рис. 2 б). Вырезаемые участки помечают знаком X.

Брусок закрепляют в заднем зажиме верстака. Продольной мелкозубой пилой вдоль волокон (рис. 3 а) и поперечной мелкозубой пилой поперек волокон (рис. 3б) выпиливают кусок древесины рядом с разметочными линиями, не запиливая их.

Рис. 3. Выпилива­ние кусков древесины: а — продольное; б — по­перечно.

Если вырезается участок на середине бруска, заготовку надежно крепят в зажиме верстака и nor речной пилой пропиливают вырезаемый участок половины толщины бруска через 10... 15 мм. вырезают куски столярной стамеской (рис. 4)

Рис. 4 Срезание надпиленных кусков древесины стамеской: 1 — брусок; 2 — надпиленные куски; 3 — (упор) верстака; 4 — задний зажим верстак 5 — стамеска.

Вырезанные участки зачищают стамеской и рашпилем. Соединяемые бруски подгоняют друг к другу д( их плотного (без зазоров) соединения.

Соединяемые поверхности намазывают клеем собирают изделие. Соединение будет более прочным, если его скрепить дополнительно гвоздями, шурупами или шкантами (рис. 5). Шкантами называют круг­лые деревянные стержни. («Шкант» — от французского, «круглый шип».) Под шканты просверливают отверстия, шканты намазывают клеем и забивают в отверстия.

Собранные соединения зажимают в струбцинах через подкладные доски (рис. 5б). При этом конт­ролируют размеры изделия и перпендикулярность бру­сков угольником или по равенству диагоналей рамки и оставляют изделие в сжатом состоянии до полного отвердения клея (около 24 ч).

Рис. 5. Склеивание и обработка брусков: а — упрочнение склеенных брусков шкантами; б — зажим клеевого соединения в струбцине; в — расположение шкантов; г — спиливание выступа­ющих торцов

Наиболее прочные соединения получают при склеивании деталей с двумя шкантами (шурупами, гвоздями), расположенными по диагонали на рас­стоянии не менее 1/4 ширины бруска от торцов и кромок (рис. 5 в).

После отверждения клея выступающие торцы брус­ков спиливают мелкозубой ножовкой (рис. 5 г).

Места склеивания в изделии строгают рубанком от краев к центру, чтобы не отколоть торцы; обрабатывают напильником или шлифовальной шкуркой.

При точном и аккуратном выполнении разметки и выпиливании кусков древесины соединение не требует.

  1. Практическая работа.
Соединение брусков врезкой в половину толщины при изготовлении изделий из древесины
  1. Подберите и разметьте бруски для соединенияв половину толщины по заданию учителя.
  2. Выпилите удаляемые куски.
  3. Зачистите соединение столярной стамескойили рашпилем и подгоните соединяемые бруски.
  4. Нанесите клей на склеиваемые поверхности,скрепите их шкантами, шурупами или гвоздями.
  5. Зажмите клеевое соединение в струбцине или зажиме верстака.
  1. Ткущий инструктаж.

Исправление типичных ошибок и недочетов.

Правила безопасности

  1. Надежно закреплять заготовки в зажимахверстака, тисках или струбцинах.
  2. Быть осторожным при работе со стамеской.
  3. Запиливать бруски плавно, без рывков.
  1. Закрепление пройденного материала.
  • В каких изделиях применяют соединение врезкой?
  • Как размечают вырезаемые участки?
  • Чему равна длина вырезаемого участка при соединении брусков подпрямым углом?
  • Как и чем вырезают удаляемые участки в брусках?
.
  1. Заключительная часть.

Учитель оценивает каждую выполненную работу. При подведении итогов урока указывает на характерные ошиб­ки, допущенные при сборке изделия.

Проводится уборка рабочих мест и мастерской.

www.lib.podelise.ru