Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8-го класса по теме «Тепловые явления». Почему в низинах растения чаще гибнут от заморозков чем на возвышенностях


Виды теплопередачи

скачать ВИДЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ.

Достаточный уровень

1. Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопроводностью: медь, воздух, алюминий, вода, стекло, водяной пар?

Ответ: хорошей теплопроводностью обладают: медь и алюминий

2. Какие из перечисленных ниже веществ обладают плохой теплопроводностью:

картон, железо, резина, сталь, бумага?

Ответ: плохой теплопроводностью обладают: картон, резина, бумага

3. В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают горячую воду.

Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в нее воды?

Ответ: алюминиевая кастрюля нагреется быстрее потому, что у нее больше теплопроводность

4. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания?

пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания потому, что пустоты заполненные воздухом обладают плохой теплопроводностью (?)

5. В какой обуви больше мерзнут ноги зимой: в просторной или тесной?

Ответ: в тесной, поскольку в ней нет воздушной прослойки, обладающей низкой теплопроводностью

6. Какой из видов теплопередачи играет основную роль в нагревании воды в чайнике,

стоящем на плите?

Ответ: основную роль в нагревании воды в чайнике играет конвекция

7. Необходимо быстрее охладить воду, налитую в бак.

Что лучше сделать — поставить бак на лед или положить лед на крышку бака? Ответ: для того чтобы быстрее охладить воду, налитую в бак, необходимо на крышку бака положить лед при конвекции теплые слои воды поднимаются вверх при соприкосновении с холодной крышкой охлаждаются (?)

8. В каком платье летом менее жарко: в светлом или в темном?

Ответ: в светлом платье летом менее жарко потому, что оно поглощает меньше солнечной энергии, передаваемой посредством излучения

9. Какие почвы при одинаковых условиях сильнее прогреваются на солнце —

подзолистые или черноземные?

Ответ: на солнце сильнее прогреваются черноземные почвы потому, что они больше поглощают энергию солнечных лучей

10. Чай сохраняют горячим в термосе. Можно ли сохранить в нем холодный морс?

Ответ: в термосе можно сохранить холодный морс потому, что…(?)

Средний уровень

1. Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными?

Ответ: ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными потому, что они обладают плохой теплопроводностью

2. Летом лед сохраняют под слоем опилок и земли. Почему?

Ответ: летом лед сохраняют под слоем опилок и земли потому, что он обладают плохой теплопроводностью

3. В каком случае кусок льда, внесенный в комнату, растает быстрее:

когда его просто положат на стол или когда сверху прикроют шерстяным платком?

Ответ: кусок льда, внесенный в комнату, растает быстрее, когда его просто положат на стол(?)

4. Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят «серебряной» краской?

Ответ: на нефтебазах баки для хранения топлива красят «серебряной» краской потому, что светлые поверхности плохо нагреваются под действием излучения(?)

5. Почему отопительные батареи в помещении располагают вблизи пола, а не у потолка?

Ответ: холодный воздух, поступающий через окно, тяжелее теплого, и поэтому он опускается вниз, где нагревается от батареи центрального отопления

6. Какие из тел — твердые тела, жидкости или газы — обладают наименьшей теплопроводностью? Почему?

Ответ: наименьшей теплопроводностью обладают газы потому, что молекулы газа находятся на большом расстоянии друг от друга и плохо взаимодействуют (?)

7. Где необходимо держать термометр для определения температуры воздуха —

в тени или на солнце? Ответ: для определения температуры воздуха термометр необходимо держать в тени потому, что… (?)

8. Что остынет быстрее: стакан компота или стакан киселя? Почему?

Ответ: стакан компота остынет быстрее потому, что в нем взаимное притяжение между молекулами меньше и конвекция происходит быстрее (?)

9. Почему в низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенности?

Ответ: холодный воздух тяжелее теплого и поэтому он опускается вниз в низинах в безоблачную ночь холоднее, чем на на возвышенностях (?)

10. Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле?

Ответ: весной снег в городе тает быстрее потому, что здания под действием солнечного излучения хорошо прогреваются и передают часть своей энергии снегу(?)

Высокий уровень

1. Какие тела — твердые, жидкие или газообразные — обладают лучшей теплопроводностью?

Ответ: твердые тела обладают лучшей теплопроводностью потому, что молекулы у них находятся на маленьком расстоянии друг от друга и хорошо взаимодействуют (?)

2. В каких телах — жидкостях, твердых телах, газах — наблюдается конвекция? Почему?

Ответ: конвекция наблюдается в жидкостях и газах потому, что в них взаимное притяжение между молекулами меньше и молекулы могут свободно перемещаться (?)

3. При какой температуре и металл, и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?

Ответ: и металл и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми при температуре 36,60С потому, что при этой температуре теплообмена не будет (?)

4. Необходимо побыстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда для этого следует поместить бутылку: в снег или в измельченный лед, если температура их одинакова?

Ответ: для того чтобы быстро охладить бутылку с лимонадом ее надо поместить в измельченный лед, который обладает большей теплопроводностью, поэтому теплообмен будет идти быстрее (?)

5. Когда парусным судам удобнее входить в гавань — днем или ночью?

Ответ: парусным судам удобнее входить в гавань днем, когда суша быстрее прогревается солнцем, прогретый воздух поднимается вверх, а ему на смену, со сторны моря, идет поток холодного воздуха - дневной бриз (?)

6. В чашку налили горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него молоко сразу или спустя некоторое время?

Ответ: для того чтобы горячий кофе остыл быстрее молоко в него надо налить спустя некоторое время на поверхности кофе образуется пленка, которая обладает плохой теплопроводностью(?)

7. Какие фабричные трубы лучше: железные или кирпичные?

Ответ: кирпичные фабричные трубы лучше потому, что они обладают плохой теплопроводностью в верхней части трубы окружены слоем холодного воздуха, поэтому тяга в кирпичной трубе лучше(?)

8. Когда тяга в трубах лучше — зимой или летом? Почему?

Ответ: тяга в трубах лучше зимой потому, что …(?)

9. Почему оконные стекла начинают замерзать снизу и в большей мере, чем сверху?

Ответ: холодный воздух тяжелее теплого и поэтому он опускается вниз(?)

10. Будет ли гореть свеча на борту космического орбитального комплекса?

Ответ: нет, потому, что конвекция осуществляется за счет силы Архимеда, которой не возникает в состоянии невесомости

11. Почему в комнате при температуре 20°С мы чувствуем себя теплее,

чем в воде при температуре 25°С?

Ответ: теплопроводность воды больше, поэтому в ней теплообмен идет быстрее, температура тела быстро снижается (?)

12. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?

Ответ: чем меньше поверхность тела животного, тем меньше тепла оно отдает окружающему его воздуху(?)

13. Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня?

Ответ: днем поверхность суши сильно нагревается под действием солнечного излучения и после полудня нагревает воздух путем конвекции(?)

14. В жаркий день сухой термометр показывает 35°С.

Изменятся ли показания термометра, если рядом с ним включить вентилятор? Рассмотрите два случая: а) термометр находится в тени; б) термометр освещен солнцем.

Ответ: если в жаркий день сухой термометр находится в тени и на него направлен поток воздуха от вентилятора, то его температура не изменится

если в жаркий день сухой термометр освещен солнцем и на него направлен поток воздуха от вентилятора, то его температура уменьшится, потому что при этом конвекция происходит быстрее (?)

15. Как устраивают теплицу? Почему внутри теплиц температура воздуха выше, чем снаружи?

Ответ: для предохранения растений от заморозков используют теплицы. Стеклянные рамы хорошо пропускают солнечное излучение. Днем почва нагревается. Ночью теплица препятствует движению теплого воздуха вверх. Поэтому температура в теплице выше, чем в окружающем пространстве.

Дополнительно:

1.Для какой цели зимой в большой мороз лицо иногда смазывают жирным кремом?

2.Чем дольше находится в употреблении эмалированный чайник, тем медленнее закипает в нем вода. Почему?

3.Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?

4. Почему в ясные зимние ночи мороз сильнее, чем в облачную погоду?

4. Если весной или осенью ожидается ясная ночь, садовники разводят костры, дающие много дыма, обволакивающего растения. Зачем?

5. Известен случай, когда парашютист с раскрытым парашютом, вместо того чтобы опускаться вниз, поднимался вверх. Как это могло случиться?

6. С помощью тепловизора (прибор «ночного видения») можно обнаружить различные тела, даже незначительно нагретые, причем независимо от того, освещены эти тела или находятся в полной темноте. Какое физическое явление используется в этих приборах?

7. В каком случае нагретая деталь быстрее охладится: если ее положить на деревянную подставку

или на стальную плиту?

8. Какие участки земной поверхности нагреваются в солнечную погоду сильнее:

вспаханное поле или зеленый луг, сухая или увлажненная почва? Почему?

9. Почему зимой даже от хорошо заклеенных окон веет холодом?

10. В каком чайнике – белом или темном – быстрее закипит вода?

11. Почему в печах с высокими трубами тяга больше, чем в печах с низкими трубами?

12. Почему каменный пол кажется более холодным, чем деревянный в одном и том же помещении?

13. Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках,

а не на алюминиевых?

14. Какой из видов теплопередачи сопровождается переносом вещества?

15. Почему самая высокая температура не в полдень, а после полудня?

16. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?

17. В каком случае энергия передается излучением? Поясните на примере.

18. Почему листья осины колеблются в безветренную погоду?

19. Почему тонкая полиэтиленовая пленка предохраняет растение от ночного холода?

20. Почему, в то время когда в комнате начинает топиться печь,

наблюдается понижение температуры? скачать

nenuda.ru

Пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания потому, что пустоты заполненные воздухом обладают плохой теплопроводностью (?)

ВИДЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ.

Достаточный уровень

1. Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопроводностью: медь, воздух, алюминий, вода, стекло, водяной пар?

Ответ: хорошей теплопроводностью обладают: медь и алюминий

2. Какие из перечисленных ниже веществ обладают плохой теплопроводностью: картон, железо, резина, сталь, бумага?

Ответ: плохой теплопроводностью обладают: картон, резина, бумага

3. В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают горячую воду. Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в нее воды?

Ответ: алюминиевая кастрюля нагреется быстрее потому,что у нее больше теплопроводность

4. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания? пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания потому,что пустоты заполненные воздухом обладают плохой теплопроводностью (?)

5. В какой обуви больше мерзнут ноги зимой: в просторной или тесной?

Ответ: в тесной, поскольку в ней нет воздушной прослойки,обладающей низкой теплопроводностью

6. Какой из видов теплопередачи играет основную роль в нагревании воды в чайнике, стоящем на плите?

Ответ: основную роль в нагревании воды в чайнике играет конвекция

7. Необходимо быстрее охладить воду, налитую в бак. Что лучше сделать — поставить бак на лед или положить лед на крышку бака?Ответ: для того чтобы быстрее охладить воду, налитую в бак,необходимо на крышку бака положить ледпри конвекции теплые слои воды поднимаются вверхпри соприкосновении с холодной крышкой охлаждаются (?)

8. В каком платье летом менее жарко: в светлом или в темном?

Ответ: в светлом платье летом менее жарко потому,что оно поглощает меньше солнечной энергии,передаваемой посредством излучения

9. Какие почвы при одинаковых условиях сильнее прогреваются на солнце — подзолистые или черноземные?

Ответ: на солнце сильнее прогреваются черноземные почвы потому,что они больше поглощают энергию солнечных лучей

10. Чай сохраняют горячим в термосе. Можно ли сохранить в нем холодный морс?

Ответ: в термосе можно сохранить холодный морс потому, что…(?)

Средний уровень

1. Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными?

Ответ: ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными потому,что они обладают плохой теплопроводностью

2. Летом лед сохраняют под слоем опилок и земли. Почему?

Ответ: летом лед сохраняют под слоем опилок и земли потому,что он обладают плохой теплопроводностью

3. В каком случае кусок льда, внесенный в комнату, растает быстрее: когда его просто положат на стол или когда сверху прикроют шерстяным платком?

Ответ: кусок льда, внесенный в комнату, растает быстрее, когда его просто положат на стол(?)

4. Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят «серебряной» краской?

Ответ: на нефтебазах баки для хранения топлива красят «серебряной» краской потому,что светлые поверхности плохо нагреваются под действием излучения(?)

5. Почему отопительные батареи в помещении располагают вблизи пола, а не у потолка?

Ответ: холодный воздух, поступающий через окно, тяжелее теплого,и поэтому он опускается вниз, где нагревается от батареи центрального отопления

6. Какие из тел — твердые тела, жидкости или газы — обладают наименьшей теплопроводностью? Почему?

Ответ: наименьшей теплопроводностью обладают газы потому,что молекулы газа находятся на большом расстоянии друг от другаи плохо взаимодействуют (?)

7. Где необходимо держать термометр для определения температуры воздуха — в тени или на солнце?Ответ: для определения температуры воздуха термометр необходимо держать в тени потому,что… (?)

8. Что остынет быстрее: стакан компота или стакан киселя? Почему?

Ответ: стакан компота остынет быстрее потому,что в нем взаимное притяжение между молекулами меньшеи конвекция происходит быстрее (?)

9. Почему в низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенности?

Ответ: холодный воздух тяжелее теплого и поэтому он опускается внизв низинах в безоблачную ночь холоднее, чем на на возвышенностях (?)

10. Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле?

Ответ: весной снег в городе тает быстрее потому, что здания под действием солнечного излучения хорошо прогреваются и передают часть своей энергии снегу(?)

Высокий уровень

1. Какие тела — твердые, жидкие или газообразные — обладают лучшей теплопроводностью?

Ответ: твердые тела обладают лучшей теплопроводностью потому,что молекулы у них находятся на маленьком расстоянии друг от другаи хорошо взаимодействуют (?)

2. В каких телах — жидкостях, твердых телах, газах — наблюдается конвекция? Почему?

Ответ: конвекция наблюдается в жидкостях и газах потому,что в них взаимное притяжение между молекулами меньше и молекулы могут свободно перемещаться (?)

3. При какой температуре и металл, и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?

Ответ: и металл и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми при температуре 36,60С потому, что при этой температуре теплообмена не будет (?)

4. Необходимо побыстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда для этого следует поместить бутылку: в снег или в измельченный лед, если температура их одинакова?

Ответ: для того чтобы быстро охладить бутылку с лимонадом ее надо поместить в измельченный лед, который обладает большей теплопроводностью, поэтому теплообмен будет идти быстрее (?)

5. Когда парусным судам удобнее входить в гавань — днем или ночью?

Ответ: парусным судам удобнее входить в гавань днем, когда суша быстрее прогревается солнцем, прогретый воздух поднимается вверх, а ему на смену, со сторны моря, идет поток холодного воздуха - дневной бриз (?)

6. В чашку налили горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него молоко сразу или спустя некоторое время?

Ответ: для того чтобы горячий кофе остыл быстрее молоко в него надо налить спустя некоторое времяна поверхности кофе образуется пленка, которая обладает плохой теплопроводностью(?)

7. Какие фабричные трубы лучше: железные или кирпичные?

Ответ: кирпичные фабричные трубы лучше потому,что они обладают плохой теплопроводностьюв верхней части трубы окружены слоем холодного воздуха,поэтому тяга в кирпичной трубе лучше(?)

8. Когда тяга в трубах лучше — зимой или летом? Почему?Ответ: тяга в трубах лучше зимой потому,что …(?)

9. Почему оконные стекла начинают замерзать снизу и в большей мере, чем сверху?

Ответ: холодный воздух тяжелее теплого и поэтому он опускается вниз(?)

10. Будет ли гореть свеча на борту космического орбитального комплекса?

Ответ: нет, потому, что конвекция осуществляется за счет силы Архимеда,которой не возникает в состоянии невесомости

11. Почему в комнате при температуре 20°С мы чувствуем себя теплее, чем в воде при температуре 25°С?

Ответ: теплопроводность воды больше, поэтому в ней теплообмен идет быстрее,температура тела быстро снижается (?)

12. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?

Ответ: чем меньше поверхность тела животного, тем меньше тепла оноотдает окружающему его воздуху(?)

13. Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня?

Ответ: днем поверхность суши сильно нагревается под действием солнечного излученияи после полудня нагревает воздух путем конвекции(?)

14. В жаркий день сухой термометр показывает 35°С. Изменятся ли показания термометра, если рядом с ним включить вентилятор? Рассмотрите два случая: а) термометр находится в тени; б) термометр освещен солнцем.

Ответ: если в жаркий день сухой термометр находится в тени и на него направлен поток воздуха от вентилятора, то его температура не изменится

если в жаркий день сухой термометр освещен солнцем и на него направлен поток воздуха от вентилятора, то его температура уменьшится, потому что при этом конвекция происходит быстрее (?)

15. Как устраивают теплицу? Почему внутри теплиц температура воздуха выше, чем снаружи?

Ответ: для предохранения растений от заморозков используют теплицы. Стеклянные рамы хорошо пропускают солнечное излучение. Днем почва нагревается.Ночью теплица препятствует движению теплого воздуха вверх. Поэтому температура в теплице выше, чем в окружающем пространстве.

Дополнительно:

1.Для какой цели зимой в большой мороз лицо иногда смазывают жирным кремом?

2.Чем дольше находится в употреблении эмалированный чайник, тем медленнее закипает в нем вода. Почему?

3.Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?

4. Почему в ясные зимние ночи мороз сильнее, чем в облачную погоду?

4. Если весной или осенью ожидается ясная ночь, садовники разводят костры, дающие много дыма,обволакивающего растения. Зачем?

5. Известен случай, когда парашютист с раскрытым парашютом, вместо того чтобы опускаться вниз, поднимался вверх. Как это могло случиться?

6. С помощью тепловизора (прибор «ночного видения») можно обнаружить различные тела, даже незначительно нагретые, причем независимо от того, освещены эти тела или находятся в полной темноте. Какое физическое явление используется в этих приборах?

7. В каком случае нагретая деталь быстрее охладится: если ее положить на деревянную подставкуили на стальную плиту?

8. Какие участки земной поверхности нагреваются в солнечную погоду сильнее:вспаханное поле или зеленый луг, сухая или увлажненная почва? Почему?

9. Почему зимой даже от хорошо заклеенных окон веет холодом?

10. В каком чайнике – белом или темном – быстрее закипит вода?

11. Почему в печах с высокими трубами тяга больше, чем в печах с низкими трубами?

12. Почему каменный пол кажется более холодным, чем деревянный в одном и том же помещении?

13. Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках,а не на алюминиевых?

14. Какой из видов теплопередачи сопровождается переносом вещества?

15. Почему самая высокая температура не в полдень, а после полудня?

16. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?

17. В каком случае энергия передается излучением? Поясните на примере.

18. Почему листья осины колеблются в безветренную погоду?

19. Почему тонкая полиэтиленовая пленка предохраняет растение от ночного холода?

20. Почему, в то время когда в комнате начинает топиться печь, наблюдается понижение температуры?

gigabaza.ru

Примеры теплопередачи в природе и технике | Поурочные планы по физике 8 класс

Примеры теплопередачи в природе и технике

27.02.2014 7119 0

Цели: углубить знания учащихся о видах теплообмена и их роли в при­роде и технике; рассмотреть примеры использования видов теплообмена в различных областях человеческой деятельности. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

 Демонстрации: работа термоса; работа вертушки над поверхностью горячей воды; рисунки, слайды, таблицы по примерам теплопередачи в природе и технике.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного.  

Проверка домашнего задания

Проверку усвоения пройденного материла можно провести как в виде тестирования

Самостоятельную работу можно провести дифференцированно - подго­товить карточки с заданиями четырех уровней сложности, например:

Уровень 1

1.   Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными?

2.   Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопро­водностью: медь, воздух, алюминий, вода, стекло, водяной пар?

Уровень 2

1.   Что стынет быстрее: стакан компота или стакан киселя? Почему?

2.   Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизо­ляцию здания? Почему?

Уровень 3

1.   Будет ли гореть свеча на борту космического орбитального комплекса?

2.  Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят «серебряной» краской?

3.   Почему термосы изготавливают круглого, а не квадратного сечения?

Уровень 4

1.  Какие тела - твердые, жидкие или газообразные - обладают лучшей теплопроводностью?

2.   Когда парусным судам удобнее входить в гавань - днем или ночью?

3.   Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня?

4.   Почему тонкая полиэтиленовая пленка предохраняет растения от ночного холода?

Повторение можно провести и по вопросам учебника к изученному па­раграфу, добавив к ним несколько более интересных:

-     При какой температуре и металл, и дерево будут казаться одина­ково нагретыми?

-     Почему форточки для проветривания комнаты помещают в верх­ней части окна?

-     Почему снег в городе тает быстрее, чем в поле?

Почему в низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенностях?

-     Почему зимой в доме, где рамы двойные, теплее, чем в доме с однократным застеклением?   

-     Почему эскимосы зимой смазывают лицо жиром?

В каком из двух сосудов закипит быстрее вода? Один сосуд светлый, а другой закопченный.

-     Согласны ли вы с утверждением, что шуба «греет»?

III. Изучение нового материала

Материал урока связан с определением места изученных ранее явлений нашей жизни, поэтому объяснение можно построить на привлечении раз­личного дополнительного материала, который повысит познавательную деятельность учеников.

Говоря о конвекционных эффектах, можно привести в качестве примера ветры, которые постоянно дуют в земной атмосфере. Именно перенос вет­рами огромной энергии, либо наоборот, приводит к заметному изменению погоды в данном регионе. Побережье любого теплого моря зимой всегда имеет более высокую среднюю температуру, чем материковые области, которые могут находиться южнее. Пример. Побережье Мурманской облас­ти и центральная Сибирь. Существование теплых и холодных морских те­чений - тоже примеры конвекционных явлений.

Часто можно в зоне промышленных предприятий увидеть высокие тру­бы из кирпича. Они служат для создания хорошей тяги. Теплый газ или дым легче холодного воздуха, и поэтому он поднимается вверх. Чем боль­ше перепад давления внизу и вверху трубы, тем лучше тяга. Поэтому трубы и делают высокими. Ясно, что из двух труб одинаковой высоты лучшая тяга будет у кирпичной, нежели у металлической. Горячий воздух в метал­лической трубе остывает при подъеме быстрее, отчего тяга уменьшается.

Особое место занимает возможность отопления многоквартирных до­мов. Принцип отопления связан с циркуляцией горячей воды по трубам. Источником горячей воды являются котельные и ТЭЦ. Вода, циркулируя по трубам, отдает часть тепла, охлаждается, затем снова идет на нагрев в ТЭЦ. Любые изменения давления в системе регулируют при помощи рас­ширительных баков.

В быту часто используют термосы. Они служат для сохранения горячей жидкости длительное время. Впрочем, в термосах также можно долго хра­нить и холодную жидкость. Основным элементом любого термоса является рабочий сосуд с двойными стенками, между которыми глубокое разреже­ние. Это - сосуд Дьюара. Английский ученый Джеймс Дьюар в конце XIX века изобрел такой сосуд. Чтобы исключить влияние излучения изнутри и снаружи, стенки сосуда делают зеркальными.    -

Можно в качестве примера провести опыт: налить в открытый сосуд и термос равные порции воды, нагретой до 70 °С. Затем, через 10-20 минут, измерить температуру в обоих сосудах. Ясно, что в термосе температура изменится очень слабо, а в открытом сосуде - заметно.

По ходу объяснения материала заранее подготовленные учащиеся де­лают сообщения по теме, остальные - дополняют, исправляют ответы.

IV. Закрепление

Если в конце урока остается время, можно с целью закрепления изучен­ного материала коллективно обсудить ряд качественных задач, например: 

 -     Какой из видов теплопередачи играет основную роль в нагревании воды в чайнике?

Человек греется у костра. Какой из трех видов теплопередачи! играет главную роль в передаче тепла от костра к человеку?

-     Почему не падают облака?

Стакан наполовину заполнен кипятком. В каком из двух случаев] получится менее горячая вода: а) если подождать 5 мин, а затем долить в стакан холодную воду; б) если сразу долить холодную воду, а затем подождать 5 мин? Когда тяга в трубах лучше - зимой или летом? Почему?

-     На севере меховые шапки носят, защищаясь от холода, а на юге  от жары. Объясните целесообразность этого.

-     Почему от закрытого окна, даже если оно плотно закрыто, дует  (особенно зимой)?

Домашнее задание

1.  § 8 учебника; вопросы и задания к параграфу.

tak-to-ent.net

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8-го класса по теме «Тепловые явления»

Разделы: Физика, Внеклассная работа

На экранах телевизоров показывают много развлекательных игр для детей и подростков. Например: “Умники и умницы”, “Звёздный час”, “Крестики – нолики”, “Кто умнее пятиклассника?” и т.д. и т.п. Названия некоторых из них можно использовать для проведения внеклассных мероприятий. Мероприятия такого типа – приём введения в занятия по физике элементов игры. Они основаны, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценна как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Внеклассные мероприятия бывают разными по содержанию, структуре, форме организации; разной может быть и их роль в учебно-воспитательном процессе.

В 8 классе после изучения раздела “Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества” предлагаю провести игру “Крестики – нолики”, которая очень нравится учащимся. Сценарий игры очень прост. Перед началом мероприятия на интерактивной доске вычерчивается план-сетка с девятью секторами (если нет возможности, то на обычной доске). Каждый сектор имеет своё название (спорт, кухня, техника и т.д.) и к каждому сектору прилагаются карточки с тремя вопросами. Названия секторов могут быть различными, т.е. из разных областей наук. Это позволяет проверять знания и умения учащихся на более глубоком уровне и находить связь между физикой и жизнью. Учащиеся отвечают на вопросы и, учитывая степень полноты и правильности ответа, сектора зачёркиваются либо крестиком, либо ноликом. Третий вопрос является резервным.

Эта игра позволяет осуществлять межпредметную связь в учебном процессе, что позволяет организовать системный подход в обучении, и что очень важно, подбором тематик секторов и вопросов показать учащимся жизненную важность изучения того или иного материала.

В разработке предусмотрены задания для игры с болельщиками, пока команды обсуждают и готовят ответы на вопросы. Презентация “Знаешь ли ты учебник физики?”, загадки, шарады, анаграммы, метаграммы и логогрифы. Всё это вместе позволяют провести игру интересно и увлекательно.

Игра “Крестики-нолики”

Техника Кухня История
Животный мир Спорт Строительство
География Медицина Сельское хозяйство

Техника

  1. Почему при недостаточной смазке выплавляются шатунные и коренные подшипники трактора?
  2. Кроме красоты и требований гигиены, какие другие есть ещё соображения, что холодильники изнутри и снаружи красят в белый цвет?
  3. Почему при заточке инструментов на наждачном круге необходимо охлаждать их водой?

Кухня

  1. Опытные хозяйки, прежде чем наливать в стакан крутой кипяток, опускают в него чайную ложку. Для чего?
  2. Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной ложкой, а не металлической?
  3. Когда скорее остынет чайник с кипятком: когда чайник поставлен на лёд или когда лёд положен на крышку чайника?

История

  1. Люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо. Почему?
  2. На каком явлении основан способ добычи огня древними людьми?
  3. Кто впервые изобрёл прототип современного термометра?

Животный мир

  1. Почему при облучении инфракрасными (тепловыми) лучами жучков паразитов в зерне они погибают, а зерно нет?
  2. Каково назначение толстого слоя подкожного жира у китов, тюленей и других животных, обитающих в водах полярных морей?
  3. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?

Спорт

  1. Почему, если быстро скользить вниз по шесту или канату, можно обжечь руки?
  2. Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках кататься невозможно?
  3. Когда парусным спортивным судам удобнее входить в гавань – днём или ночью?

Строительство

  1. Для чего используют пористые материалы (пенопласт, поролон, керамзит, опилки и др.) в строительстве?
  2. Почему при вбивании гвоздя его шляпка нагревается слабо, а когда гвоздь уже вбит, то достаточно нескольких ударов, чтобы сильно нагреть шляпку?
  3. Зачем канализационные и водопроводные трубы зарывают в землю на значительную глубину?

География

  1. В северных районах ранней весной иногда поверхность почвы посыпают измельчённым торфом, тонко молотым углём, сажей или покрывают чёрной бумагой. Для чего это делают?
  2. Климат островов умереннее и ровнее, чем климат больших материков. Почему?
  3. Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?

Медицина

  1. Медицинские грелки наполняют тёплой водой, а не тёплым воздухом. Почему?
  2. Почему врачи не рекомендуют сразу же после приёма горячей пищи принимать холодную?
  3. Почему потный человек на ветру может легко простудиться?

Сельское хозяйство

  1. Механизаторы внимательно следят, чтобы солома не навивалась на валы зерноуборочных машин (комбайнов, жаток). Почему?
  2. Почему снегозадержание, проводимое на полях в засушливых областях страны, не только хорошее средство накопления влаги в почве, но и средство борьбы с вымерзанием озимых посевов?
  3. В низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенностях. Почему?

Презентация “Знаешь ли ты учебник физики?” для игры с болельщиками состоит из слайдов-рисунков по учебникам физики. Рисунки иллюстрируют важнейшие выводы, законы, практическое применение явлений и закономерностей. Эта игра позволяет на наглядном материале выяснить, как хорошо знают учащиеся изучаемые учебники и иллюстрации в них (проверяется умение по рисунку определять наблюдаемое явление, сформулировать вывод или закон и указать практическое применение явления). Загадки, шарады, анаграммы… предназначены для выявления и развития общего кругозора учащихся. (Приложение 1)

Загадки

Найдите подходящие по смыслу слова, расставьте их вместо пропусков.

  1. В чём сущность явлений? – на это ответ Искал сиракузский мудрец ….. .
  2. Быстрей ли то падает, что тяжелей? И это проверить решил…. .
  3. “Сложен мир из мельчайших частиц” - Так считал древний грек….. .
  4. Как пишется “камень”, научит грамматика. Размеры и форму найдёт математика. А …. массу отыщет и вес.

(Архимед, Галилей, Демокрит, физика)

Шарады

Шарада – это загадка, ответ на которую разгадывается по частям. Например, два слова МЫШЬ и ЯК, соединяясь между собой, образуют в целом слово МЫШЬЯК.

  1. Наше первое увидишь В математике не раз, А второе – мера веса, Отменённая у нас. С целым можешь, бросив страх, Птицей реять в облаках.
  2. Три первые буквы на охоте На выстрел отклик свой дают. Приставьте то к ним, чем на флоте До дна морского достают: Я удивительный прибор Для измерения глубин.

(пи-лот, эхо-лот)

Анаграммы

Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова или словосочетания, например ЛИСА-СИЛА.

  1. Такое время года вы любите не зря: Хорошая погода, походы, лагеря… Но буквы поменяй местами - И мы предмет получим с вами.
  2. Я дерево. В родной стране Найдёшь меня в лесах повсюду. Но слоги переставь мои - И воду подавать я буду.
  3. Слева направо прочитаешь: Зимой на печке он сидит. Читай обратно и узнаешь: Без ног по проводу бежит.

(лето-тело, сосна-насос, кот-ток)

Метаграмма

Метаграмма – разновидность загадки, в которой из загадываемого слова путём замены одной буквы другой получается новое слово, например МЕЛЬ-МОЛЬ.

  1. Я сибирская река, Широка и глубока. Букву “Е” на “У” смени- Стану спутником Земли.
  2. С “М” - единица, С “Б” я в больнице, С “Р” я на сцене, А с “С” на столе.
  3. Я важный элемент в таблице. Но стоит букве измениться - И я всем сёлам, городам Любую новость передам.

(Лена-Луна, моль-боль-роль-соль, радий-радио)

Логогрифы

Логогрифом называется слово-загадка, меняющее своё значение при отнимании или прибавлении букв, например ЗАРЯ-ЗАРЯД.

  1. Я металл, меня ты знаешь: Мощь громадная во мне; Если “Б” ко мне добавишь, Небо скрою в снежной мгле.
  2. Я с полки книгу взял, прибавил “А” - И превращенье вдруг свершилось сразу: От книги не осталось и следа И даже в микроскоп не видно глазу.
  3. В планету поместите слог - И ветер воздух всколыхнёт. Его сильнее не найти: Он всё сметает на пути.

(уран-буран, том-атом, уран-ураган)

Литература

  1. Селезнёв В.И. Увлекательная физика. – М.: Новая школа, 1997.
  2. Браверман Э.М. Урок физики в современной школе. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1976.
  4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разработки уроков физики в 8 классе страница 4

Учащиеся уже знают, что внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: путем совершения работы и путем теплообмена. Изменение внутренней энергии посредством теплообмена может производиться по-разному. Различают три вида

Легко заметить, что первыми кнопки начнут падать с медного стержня. То есть тепло Рис. 2быстрее перемещается по медному стержню.

Можно провести и еще один опыт: на деревянный цилиндр накалывает­ся ряд кнопок, и цилиндр обертывается одним слоем бумаги (рис. 2). При кратковременном помещении цилиндра в пламя горелки происходит не­равномерное обугливание бумаги.

Учитель задает вопрос:

- Почему бумага, прилегающая к кнопкам, обуглилась меньше?

Сразу можно акцентировать внимание учащихся на физическом содер­жании процесса. У пламени горелки молекулы, получив избыток энергии, начинают совершать колебания с большей амплитудой, передавая часть энергии при соударениях с соседними слоями.

Особенность теплопроводности в том, что само вещество не перемеща­ется. Ясно, что чем меньше расстояние между молекулами, тем с большей скоростью идет перенос тепла.

Все кристаллы имеют очень хорошую теплопроводность. И наоборот, те вещества, в которых расстояния между молекулами большие - плохие про­водники тепла. Это - различные породы древесины, строительный кирпич, в котором есть поры, заполненные воздухом, различные газы. Плохая теп­лопроводность у шерсти и меха, так как между ворсинками также много воздуха. Именно наличие меха позволяет отдельным животным переносить зимнюю стужу.

2. Под конвекцией понимают перенос энергии струями жидкости или газа.

Включив лампу накаливания с отражателем и подставив над лампой бумажную вертушку, мы замечаем, что она начинает вращаться (этот опыт, проиллюстрирован в учебнике на с. 14). Объяснение этому факту может быть одно: холодный воздух при нагревании у лампы становится теплым и поднимается вверх. При этом вертушка вращается.

Плотность горячего воздуха или жидкости меньше, чем холодного, по­этому нагрев производят снизу. При этом конвекционные потоки теплой жидкости поднимаются вверх, а на их место опускается холодная жид­кость.

На опыте по нагреванию пробирки с водой, на дно которой опущены кристаллики медного купороса, мы замечаем голубые «змейки», которые поднимаются вверх.

Замечено, что жидкость можно нагреть и при нагревании ее сверху, но это - длительный процесс. В данном случае нагрев происходит не за счет конвекции, а за счет теплопроводности.

Система отопления помещений основана именно на перемещении кон­векционных потоков теплого и холодного воздуха: постоянное перемеши­вание воздуха приводит к выравниванию температуры по всему объему помещения.

Очевидно, что главным отличием конвекции от теплопроводности явля­ется то, что при конвекции происходит перенос вещества, имеющего большую внутреннюю энергию, а при теплопроводности вещество не пе­реносится.

Холодные и теплые морские и океанские течения - примеры конвекции.

3. Под лучистым теплообменом, или просто излучением, понимают пе­ренос энергии в виде электромагнитных волн. Любое нагретое тело являет­ся источником излучения.

Этот вид теплообмена отличается тем, что может происходить и в ва­кууме. Ведь солнечная энергия доходит до Земли.

Если поставить опыт, описанный и проиллюстрированный в учебнике на с. 89, мы можем убедиться в том, что от излучателя лучистая энергия попадает на теплоприемник, и нагретый в колене манометра воздух уве­личивает свое давление. Если темную мембрану теплоприемника заме­нить на зеркальную, то степень поглощения лучистой энергии станет за­метно меньше, что видно по малому перепаду уровней жидкости в коле­нах манометра.

Темные тела не только лучше поглощают энергию, но и лучше ее отда­ют в окружающую среду. Два одинаковых тела, нагретые до одной темпе­ратуры, остывают по-разному, если у них разный цвет поверхности. Спо­собность светлых тел хорошо отражать лучистую энергию используют при строительстве самолетов; крыши высотных зданий в жарких странах также красят в светлые тона.

III. Закрепление изученного материала

С целью закрепления изученного материла можно провести в конце урока краткий опрос-беседу по следующим вопросам:

- Приведите примеры, какие вещества имеют наибольшую и наименьшую теплопроводность?

- Объясните, как и почему происходит перемещение воздуха над нагретой лампой.

  • Почему конвекция невозможна в твердых телах?

  • Приведите примеры, показывающие, что тела с темной поверхностью больше нагреваются излучением, чем со светлой.

Домашнее задание

1. § 4-6 учебник

2. Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку докла­ды о применении теплопередачи в природе и технике. Примерными темами докладов могут быть: «Значение видов теплопередачи в авиации и при полетах в космос», «Виды теплопередачи в быту», «Теплопередача в атмосфере», «Учет и использование видов тепло­передачи в сельском хозяйстве» и др. -мо 3. Упражнения 1-3.

миг 4. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 956, 960, 970,979. Дополнительный материал Конвекция

С явлением конвекции связаны процессы горообразования. В первом прибли­жении земной шар можно рассматривать как систему, состоящую из трех концен­трических слоев. Внутри находится массивное ядро, состоящее в основном из ме­таллов в виде очень плотной жидкой массы. Ядро окружают полужидкая мантия и литосфера. Самый верхний слой литосферы - земная кора.

Литосфера состоит из отдельных плит, которые плавают на поверхности ман­тии. Вследствие неравномерного разогрева отдельных участков мантии, а также разной плотности горных пород в различных участках мантии в ней возникают кон­вективные потоки. Они вызывают перемещения литосферных плит, несущих кон­тиненты и ложа океанов.

Там, где плиты расходятся, возникают океанские впадины. В других местах, где плиты сталкиваются, образуются горные массивы. Скорость перемещения конвек­тивных потоков в мантин очень мала. Соответственно и плит 2-3 см в год. Однако за геологические эпохи плиты могут перемещаться на сотни и тысячи километров.

Чем же вызвана столь большая теплопроводность металлов, которая в сотни и тысячи раз больше, чем у изоляторов? Дело, очевидно, в структуре металлов, в осо­бенностях металлической связи.

В самом деле, если бы теплопроводность металлов определялась только колеба­ниями частиц в узлах кристаллической решетки, то она бы не отличалась от тепло­проводности изоляторов. Но в металлах есть еще множество свободных электронов -электронный газ, который и обеспечивает их высокую теплопроводность.

В участке металла с высокой температурой часть электронов приобретает боль­шую кинетическую энергию. Так как масса электронов очень мала, то они легко проскакивают десятки промежутков между нонами. Говорят, что у электронов большая длина свободного пробега. Сталкиваясь с нонами, находящимися в более холодных слоях металла, электроны передают им избыток своей энергии, что при­водит к повышению температуры этих слоев.

Чем больше длина свободного пробега электронов, тем больше теплопровод­ность. Именно поэтому у чистых металлов, где в кристаллической решетке дефек­тов относительно мало, теплопроводность велика. У сплавов, где дефектов решетки гораздо больше, длина свободного пробега меньше, соответственно меньше и теп­лопроводность.

Урок 5. Дата_________

Примеры теплообмена в природе и технике

Цели: углубить знания учащихся о видах теплообмена и их роли в при­роде и технике; рассмотреть примеры использования видов теплообмена в различных областях человеческой деятельности.

Демонстрации: работа термоса; работа вертушки над поверхностью горячей воды; рисунки, слайды, таблицы по примерам теплопередачи в природе и технике.

Ход урока

I. Повторение изученного. Проверка домашнего задания

Проверку усвоения пройденного материла можно провести как в виде тестирования (см. раздел «Проверочные тесты» в конце данного пособия), так и в виде самостоятельной работы.

Самостоятельную работу можно провести дифференцированно - подго­товить карточки с заданиями четырех уровней сложности, например:

Уровень 1

  1. Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными?

  2. Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопро­водностью: медь, воздух, алюминий, вода, стекло, водяной пар?

Уровень 2

  1. Что стынет быстрее: стакан компота или стакан киселя? Почему?

  2. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизо­ляцию здания? Почему?

Уровень 3

  1. Будет ли гореть свеча на борту космического орбитального комплекса?

  2. Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят «серебряной» краской?

3. Почему термосы изготавливают круглого, а не квадратного сечения?Уровень 4

  1. Какие тела - твердые, жидкие или газообразные - обладают лучшей теплопроводностью?

  2. Когда парусным судам удобнее входить в гавань - днем или ночью?

  3. Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня?

  4. Почему тонкая полиэтиленовая пленка предохраняет растения от ночного холода?

Повторение можно провести и по вопросам учебника к изученному па­раграфу, добавив к ним несколько более интересных:

  • При какой температуре и металл, и дерево будут казаться одина­ково нагретыми?

  • Почему форточки для проветривания комнаты помещают в верх­ней части окна?

  • Почему снег в городе тает быстрее, чем в поле?

  • Почему в низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенностях?

  • Почему зимой в доме, где рамы двойные, теплее, чем в доме с однократным застеклением?

  • Почему эскимосы зимой смазывают лицо жиром?

  • В каком из двух сосудов закипит быстрее вода? Один сосуд светлый, а другой закопченный.

  • Согласны ли вы с утверждением, что шуба «греет»?

II. Изучение нового материала

Материал урока связан с определением места изученных ранее явлений в нашей жизни, поэтому объяснение можно построить на привлечении раз­личного дополнительного материала, который повысит познавательную деятельность учеников.

Говоря о конвекционных эффектах, можно привести в качестве примера ветры, которые постоянно дуют в земной атмосфере. Именно перенос вет­рами огромной энергии, либо наоборот, приводит к заметному изменению погоды в данном регионе. Побережье любого теплого моря зимой всегда имеет более высокую среднюю температуру, чем материковые области, которые могут находиться южнее. Пример. Побережье Мурманской облас­ти и центральная Сибирь. Существование теплых и холодных морских те­чений - тоже примеры конвекционных явлений.

Часто можно в зоне промышленных предприятий увидеть высокие тру­бы из кирпича. Они служат для создания хорошей тяги. Теплый газ или дым легче холодного воздуха, и поэтому он поднимается вверх. Чем боль­ше перепад давления внизу и вверху трубы, тем лучше тяга. Поэтому трубы и делают высокими. Ясно, что из двух труб одинаковой высоты лучшая тяга будет у кирпичной, нежели у металлической. Горячий воздух в метал­лической трубе остывает при подъеме быстрее, отчего тяга уменьшается.

Особое место занимает возможность отопления многоквартирных до­мов. Принцип отопления связан с циркуляцией горячей воды по трубам. Источником горячей воды являются котельные и ТЭЦ. Вода, циркулируя по трубам, отдает часть тепла, охлаждается, затем снова идет на нагрев в ТЭЦ. Любые изменения давления в системе регулируют при помощи рас­ширительных баков.

В быту часто используют термосы. Они служат для сохранения горячей жидкости длительное время. Впрочем, в термосах также можно долго хра­нить и холодную жидкость. Основным элементом любого термоса является рабочий сосуд с двойными стенками, между которыми глубокое разреже­ние. Это - сосуд Дьюара. Английский ученый Джеймс Дьюар в конце XIX века изобрел такой сосуд. Чтобы исключить влияние излучения изнутри и снаружи, стенки сосуда делают зеркальными.

Можно в качестве примера провести опыт: налить в открытый сосуд и термос равные порции воды, нагретой до 70 °С. Затем, через 10-20 минут, измерить температуру в обоих сосудах. Ясно, что в термосе температура изменится очень слабо, а в открытом сосуде - заметно.

По ходу объяснения материала заранее подготовленные учащиеся де­лают сообщения по теме, остальные - дополняют, исправляют ответы.

III. Закрепление

Если в конце урока остается время, можно с целью закрепления изучен­ного материала коллективно обсудить ряд качественных задач, например:

~ Какой из видов теплопередачи играет основную роль в нагрева­нии воды в чайнике?

  • Человек греется у костра. Какой из трех видов теплопередачи играет главную роль в передаче тепла от костра к человеку?

  • Почему не падают облака?

  • Стакан наполовину заполнен кипятком. В каком из двух случаев получится менее горячая вода: а) если подождать 5 мин, а затем до­лить в стакан холодную воду; б) если сразу долить холодную воду, а затем подождать 5 мин?

  • Когда тяга в трубах лучше - зимой или летом? Почему?

  • На севере меховые шапки носят, защищаясь от холода, а на юге -от жары. Объясните целесообразность этого.

  • Почему от закрытого окна, даже если оно плотно закрыто, дует (особенно зимой)?

Домашнее задание

  1. § 4-6 учебника; вопросы и задания к параграфу.

  2. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 965,976,981.

Урок 6. Дата_________

Расчет изменения внутренней энергии

Цели: определить аналитическое соотношение в определении измене­ния внутренней энергии.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Проверку домашнего задания можно провести в виде фронтального оп­роса по вопросам к §§ 4-6. Также необходимо разобрать решения домаш­них задач.

Ученики, которые подготовили доклады к предыдущему уроку, но не успели рассказать, делают свои сообщения.

II. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

  1. Расчет изменения внутренней энергии.

  2. Первый закон термодинамики.

1. Основным содержанием нового материала является определение спо­соба расчета изменения внутренней энергии тел. Именно изменение внут­ренней энергии лучше характеризует поведение системы, чем конкретное значение этой энергии.

Обозначим изменение внутренней энергии через ΔU («дельта U»).

Под изменением внутренней энергии будем понимать разность между конечным и начальным значением энергии:

ΔU=U2-U1.

infourok.ru

Метод проектов на уроках физики

Разделы: Физика

“В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум”.[6]. В результате многочисленных проб и ошибок я твёрдо уверовала, что этот метод необходимо применять при изучении физики, но чётко себе представлять, кто и зачем будет участвовать в этом проекте и какой результат будет получен. Использование мною в течение долгих лет групповой работы на уроках физики плавно перешло в применение метода проекта при изучении отдельных тем курса физики как средней, так и старшей школы. Так, метод проектов впервые мною был использован при изучении темы “Оптика”. Творческое название проекта “Семейный альбом”, подразумевало самостоятельные исследования по вопросам “Эволюция фотоаппарата”, “Химическое действие света”, “Цветная и черно-белая фотография”. Результатом этого проекта стала научно – практическая конференция, на которой обсуждались не только теоретические вопросы темы, но и была оформлена выставка различных фотоаппаратов, стенды “Наша семейная реликвия” и “Моё хобби - фотография”. Об Интернете и персональных компьютерах, цифровых фотоаппаратах мы тогда даже и не слышали, а вот фотоаппарат Kodak, моментально выдававший цветное фото в нашей выставке уже присутствовал. Повальное увлечение лазерными указками (некоторое время наш город широко сотрудничал с Китаем, откуда было поставлено большое количество этих игрушек) мне тоже удалось направить в нужное русло. Все 29 человек одиннадцатого класса вдохновенно погрузились в проект “От фантазии к реальности”. Одни совершили путешествие по страницам научно-фантастических книг, другие по страницам медицинских журналов и клинике МКТ “Хирургия глаза”, открывшейся в Тамбове, третьи упорно искали информацию о применении лазера в промышленности, а самые продвинутые изучали возможности передачи информации по лазерному лучу. Итогом проекта стала галерея газет.

Всегда радуюсь, когда дети приходят с желанием поработать в индивидуальном проекте, значит, материал, изученный на уроках физики, пробудил интерес, заставил увидеть проблему, включил фантазию, побудил к творчеству. Вот темы последних индивидуальных проектов: “Физика и воинский устав”, “Физика и криминалистика”, “Сигнализация”, “Пакетный выключатель”, “Физика в игрушках”.

В этом учебном году вместе с учащимися 8 “Б” класса мы осуществили ещё один проект в рамках изучения темы “Виды теплопередачи”. Творческое название проекта звучало так “Три способа согреться”. Эта тема носит большой прикладной характер. В результате осуществления проекта, учащиеся не только усвоили механизмы передачи тепла, но и широко исследовали использование их в быту, технике, природе.

Цели и задачи проекта:

Формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа сверстника и т.д.

Формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах.

Формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников.

Изучить виды теплопередачи, сформировать умения описывать и объяснять механизмы передачи тепла от одного тела к другому.

Углубить знания учащихся о роли теплопередачи в различных областях человеческой деятельности.

Урок 1.

Этапы урока

Используемые методы, приёмы

Результаты

Актуализация знаний по теме “Внутренняя энергия тела и способы её изменения”

Фронтальная беседа

Учащиеся хорошо различают, когда ВЭ изменяется за счёт совершения работы, а когда за счёт теплопередачи.

Постановка проблемы

Проблемный метод

Проблема: как передают тепло (энергию) от одного тела к другому? Как путешествует энергия?

Формулировка гипотез для решения проблемы.

Фронтальная беседа с демонстрациями

Энергия может путешествовать тремя способами.

Выявление предмета (цели) исследования

“Мозговой штурм” по выявлению вопросов подлежащих исследованию в группах

Название способа передачи энергии, механизм передачи энергии, опыт, иллюстрирующий данный вид теплопередачи, использование данного вида теплопередачи, особенности данного вида теплопередачи.

Самостоятельная работа по изучению нового материала

Групповая форма организации познавательной деятельности

Каждая группа, проработав соответствующий § учебника, заполняет свою колонку в таблице “Виды теплопередачи”.

Закрепление новых знаний

Групповая форма организации познавательной деятельности

Работа с дидактическим материалом “Найди свою задачу и реши её”

Домашнее задание

Работа в парах

Заполнение таблицы “Виды теплопередачи”

Урок 2.

Проверка домашнего задания

Работа в парах

Первичная оценка знаний, выставление оценок в журнал по желанию.

Закрепление ЗУН

Физический бой

Выявлены вопросы, на которые ответить пока не можем.

Определение тем самостоятельных исследований

Фронтальная беседа

Создание мини-групп для решения проблемных вопросов

Определение способов и методов исследования

Дискуссия

Разработка хода исследования мини-проекта

Определение форм отчётности

“Мозговой штурм”

Распределение ролей для защиты проекта.

Домашнее задание

Групповой метод

Сбор информации по проблеме

Обсуждение вопроса об авторских правах

Объяснение учителя

Знакомство с критериями оценивания публикаций, презентаций, сайтов.

Урок 3.

Проверка домашнего задания

Групповая форма работы

Создание сценария защиты мини-проекта

Самостоятельная работа

Групповая форма работы

- Анализ собранной группами информации, полученной в результате самостоятельных исследований.

- Выводы по направлениям работы, аргументация

Домашнее задание

Групповая форма организации познавательной деятельности

Доработка проектов и подготовка их к защите

4 урок:

  • Защита проектов.

 

Самостоятельные исследования учащихся:

Материалы, подготовленные группами для защиты:

Греет ли шуба?

Видеофильм

Можно ли считать воздух строительным материалом?

Сообщение

Растает ли лёд в кипятке?

Демонстрация и объяснение опыта.

Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле?

Демонстрация и объяснение опыта

Почему дует от закрытого окна?

Сообщение, рисунки

На лёд или под лёд?

Сообщение, график

Как образуются бризы?

Презентация (приложение 1)

Как уберечь тепло?

Модель термоса

Что такое тяга?

Презентация, демонстрация опыта (приложение 2)

Почему самолёты серебристые?

Информационный буклет

Какое время года у нас под ногами?

Информационный буклет

Как энергия путешествует через вакуум?

Информационный буклет

 

Задачи для закрепления знаний.

1. Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными?

2. В каком платье летом менее жарко: в светлом или в тёмном? Объясните почему?

3. В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Почему?

4. Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопроводностью: медь, воздух, алюминий, вода, стекло, водяной пар?

5. Что остынет быстрее: стакан компота или стакан киселя? Почему?

6. Летом лёд сохраняют под слоем опилок и земли. Почему?

7. В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают горячую воду. Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в неё воды?

8. Почему в холодную погоду многие животные спят. Свернувшись в клубок?

9. Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле?

10. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания? Почему?

11. Будет ли гореть свеча на борту космического корабля?

12. Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят “серебряной” краской?

13. Необходимо быстрее охладить воду, налитую в бак. Что лучше сделать – поставить бак на лёд или положить лёд на крышку бака?

14. На каком из участков поля – покрытом снегом или льдом – лучше сохраняются озимые посевы? Почему?

15. Когда тяга в трубах лучше – зимой или летом? Почему?

16. Почему термосы изготовляют круглого, а не квадратного сечения?

17. Какие почвы при одинаковых условиях сильнее прогреваются на солнце – подзолистые или чернозёмные? Почему?

18. Какие фабричные трубы лучше: железные или кирпичные?

19. Где необходимо держать термометр для определения температуры воздуха – в тени или на солнце?

20. Чай сохраняют горячим в термосе. Можно ли сохранить в нём холодный морс?

21. Почему отопительные батареи в помещении располагают вблизи пола, а не у потолка?

22. Почему в низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенности?

23. Какие тела – твёрдые, жидкие или газообразные – обладают лучшей теплопроводностью? Почему?

24. В каких телах – жидкостях, твёрдых телах, газах – наблюдается конвекция? Почему?

25. Почему в комнате при температуре 20 0С мы чувствуем себя теплее, чем в воде при температуре 25 0С?

26. Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня?

27. Когда парусным судам удобнее входить в гавань – днём или ночью?

28. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?

29. В каком случае энергия передаётся излучением? Поясните на примере.

30. Какие из тел – твёрдые, жидкие или газообразные – обладают наименьшей теплопроводностью? Почему?

31. Почему листья осины “дрожат” в безветренную погоду?

32. Почему оконные стёкла начинают замерзать снизу и в большей мере, чем сверху?

33. Почему тонкая полиэтиленовая плёнка предохраняет растение от ночного холода?

34. В чашку налили горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него молоко сразу или спустя некоторое время?

35. Какой из видов теплопередачи играет основную роль в нагревании воды в чайнике, стоящим на плите?

36. При какой температуре и металл, и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?

37. Необходимо побыстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда для этого следует её поместить: в снег или в измельчённый лёд, если температура их одинакова?

38. В жаркий день сухой термометр показывает 35 0С. Изменятся ли показания термометра, если рядом с ним включить вентилятор? Рассмотрите два случая: термометр находится в тени и освещён солнцем

39. В каком случае кусок льда внесённый в комнату, растает быстрее: когда его просто положат на стол или когда сверху прикроют шерстяным платком?

40. Как устраивают теплицу? С какой целью? Почему внутри теплиц температура воздуха выше, чем снаружи?

Итак, проект завершился. Педагогическая цель - развитие интеллектуальных способностей и овладение детьми приёмами интеллектуальной деятельности – достигнута. Дети самостоятельно овладели новой научной терминологией, разработали и создали действующие приборы: термос, термоскоп, теплоприёмник. Высокая мотивация к обучению дала ощутимую прибавку к качеству знаний всех: от “слабых” до “сильных” учеников.

Информационные ресурсы

  1. Алексеева М.Н. Физика – юным. Москва, “Просвещение”, 1980.
  2. Балашов М.М. О природе, книга для учащихся 8 класса, Москва, “Просвещение”, 1991.
  3. Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах, Москва, “Просвещение”, 1981.
  4. Громов С.В., Родина Н.А. Физика 8, Москва, “Просвещение”, 2000.
  5. Кирик Л. А. Физика. Самостоятельные и контрольные работы, Москва, “Илекса”, 2003.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  7. Пёрышкин А.В. Физика 8, Москва, “Дрофа”, 2000.
  8. Перельман Я.И. Занимательная физика, ч.1, Москва, “Наука”, 1983.
  9. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике 6-7, Москва, “Просвещение”,1986.
  10. Intel® “Обучеие для будущего” (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: “Русская Редакция”, 2003.
  11. CD-ROM “Естествознание. 6 класс”, лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, г.Йошкар-Ола, 2005.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Осенние заморозки – неужели все цветы погибнут?

Синоптики часто ошибаются, но бывает, что и мы забываем посмотреть прогноз погоды. И вдруг наутро узнаем, что ночью ударили заморозки и ослабший осенний цветник приказал долго жить. Или нет?

Погода стала абсолютно непредсказуемой. И если люди страдают от ее капризов в меньшей степени, то нежные цветы могут не перенести внезапные удары стихии в конце сентября – начале октября. Особенно опасны радиационные заморозки, которые случаются в ясную безветренную погоду. Именно из-за них чаще всего погибают наши любимые летние цветы.

Цветы, которым не страшны заморозки

Итак, можете спокойно выдохнуть, если у вас растут следующие цветы:

  • алиссум;
  • антемис;
  • астра;
  • вербена;
  • годеция;
  • гвоздика;
  • кореопсис;
  • маргаритка;
  • ноготки.

Очиткам не страшны засуха, заморозки и первый снег

Эти цветы с легкостью выдерживают первые осенние заморозки.

Цветы, которые сразу гибнут от заморозков

Агератумы, амаранты, бальзамины, бегонии, георгины, космеи, петунии, флоксы и циннии, пострадавшие от первых осенних заморозков, сразу поникают.  Вероятность того, что они оживут, ничтожно мала. Поэтому их можете сразу выкопать и выбросить, чтобы не портили внешний вид сада.

После первых заморозков бегонии, увы, можно выбрасывать

Как "оживить" цветы?

Не отчаивайтесь, даже те цветы, которые, как считается, гибнут от заморозков, иногда можно спасти. Итак, что делать: вы проснулись, а на улице первый осенний морозец. Главный принцип осенней реанимации подмерзших осенних цветов – не навреди. Цветоводы часто путают осень с весной и начинают проводить те же мероприятия, которые делали во время возвратных весенних заморозков.

Осенью НЕЛЬЗЯ поливать растения теплой водой, окуривать их дымом, класть раскладывать вокруг растений свежий навоз для повышения температуры почвы, а также опрыскивать их раствором Эпина или Циркона.

Какие же процессы происходят в подмерзшем цветке? Рассмотрим типичный алгоритм спасения на примере георгин. Листья этих цветов переносят кратковременные заморозки до -1°C, стебли – до -2°C. При температуре -5°С отмирает почти вся надземная часть растения, но корни все еще продлжают снабжать стебли и листья питательными веществами.  Сок, который они "перекачивают", скапливается в ниженей части растения и может вызвать загнивание корневой шейки или всего клубня. Чтобы спасти георгины, сразу после первых осенних заморозков обрежьте побеги до 15-20 см, выкопайте клубни, очистите их от земли и обработайте любым фунгицидом (например, препаратом Максим). Затем просушите клубни и перенесите их в прохладное место, где и храните до весенней посадки.

Следите за тем, чтобы внешние чешуйки луковиц не потрескались и не отвалились после выкапывания

Нельзя сушить клубни георгин в тепле – они начинают испарять влагу, усыхают и больше не возрождаются.

Признаки наступления осенних заморозков

Можно ли самому спрогнозировать осенние заморозки? Разумеется. Помимо сообщений по радио и телевидению подсказки дает сама природа – если к 19-20 часам вечера столбик термометра приближается к отметке 1-2°С, то ночью температура точно понизится. При этом холоднее всего будет ближе к рассвету.

О скорых заморозках предупреждает и безоблачное небо, отсутствие ветра и осадков. Перед заморозками исчезает роса, а воздух становится сухим.

В пасмурную, ветреную и дождливую погоду заморозков в октябре обычно не бывает.

Признаки того, что растение не перенесло холодов - поникшие лепестки и листья

Даже в пределах одного участка разница температур может составлять несколько градусов. В низинах, котловинах и оврагах всегда холоднее, чем на возвышенностях. Учитывайте это, когда в следующий раз будете выбирать место для посадки цветов.

Как укрыть цветы перед ночными заморозками?

Итак, вы узнали, что предстоящей ночью будут заморозки. Времени остается немного, поэтому действовать надо быстро. Нужно быстро создать вокруг цветов "защитный купол", чтобы тепло не уходило. Можно соорудить "шалашик" из 3-4 старых газет, картона, ненужной одежды, рогожи, мешковины, даже старые половики подойдут. Если цветы растут редко или вперемешку с морозостойкими видами, сделайте для всех нуждающихся в укрытии растений индивидуальные "колпаки" из газет, пакетов, ведер, кастрюлей и деревянных ящиков. Можно даже использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном – этого "добра" на даче всегда много.

Цветы будут рады любому укрытию

И полиэтиленовую пленку, и пластик лучше использовать как вспомогательный материал. Чем больше слоев, тем теплее будет цветам за счет воздушной прослойки. Помните, ни один укрывной материал не должен касаться растений, воздушная "подушка безопасности" должна быть в любом случае.

Как только минует угроза заморозков, укрытие с растений надо снять. Максимально допустимый срок, в течение которого цветы могут оставаться без солнечного света, - 7 дней. 

Осенние заморозки – это подготовка природы к зиме. Какие-то цветы и декоративные растения переносят их безболезненно, а какие-то вымерзают и нуждаются в укрытии. Учитывайте все это, и тогда ваш сад будет утопать в ярких красках до глубокой осени.

outdoor.usadbaonline.ru