Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Зимний Дворец. Чем знаменит зимний дворец


Зимний Дворец - это... Что такое Зимний Дворец?

Главный фасад

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная резиденция Российских Императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил залом заседания Временного правительства.

Памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли.

В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание передано Государственному Эрмитажу. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют ядро современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

История

Всего за период 1711- 1754 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первый «Зимний дом» для Петра I был построен в 1711 на берегу Зимней канавки, второй — на месте современного Эрмитажного театра (1716—19 архитектором Г. И. Маттарнови, перестроен в 1720-х годах архитектором Д. Трезини). В 1732 Б. Ф. Растрелли начал постройку третьего Зимнего дворца с фасадами на Неву и Дворцовую площадь, который также неоднократно перестраивался. Четвёртый, временный, деревянный Зимний дворец был построен в 1755 Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762). Существующий пятый Зимний дворец построен Растрелли в 1754—62 (на месте демонтированного третьего) в стиле барокко.

Архитектура

Современное здание имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный, (южный) прорезан аркой проезда.

В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников роккоко, наследие четвёртого зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).

Размеры

Здание дворца имеет более 1000 комнат, а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то обнажает плоскость стены) создают впечатление пластической мощи, незабываемой торжественности и великолепия.

Общее впечатление

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в ясности и простоте архитектурных масс, раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли — глубокая архитектурная связь этого здания с городом, Невой, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

Своеобразие

Дополняют силуэт здания скульптуры и вазы над кровлей. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

Исторические события

5 февраля 1880 С. Н. Халтурин произвёл взрыв в Зимнем дворце с целью убийства Александра II, при этом было убито восемь солдат из караула и сорок пять ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.

Девятого января 1905 перед Зимним дворцом была расстреляна мирная рабочая демонстрация, послужившая началом Революции 1905—1907. Во время первой мировой войны в дворце был размещён военный госпиталь. В период февраля революции 1917 был занят войсками, перешедшими на сторону восставших. С июля 1917 стал резиденцией Временного правительства. Во время Октябрьской революции в ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили Зимний дворец, охранявшийся гарнизоном юнкеров в 2,7 тыс. чел., к 2 часам 10 мин. ночи 26 октября (8 ноября) штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство. В последующей фильмографии штурм Зимнего дворца изображался как битва. В действительности, он прошёл практически бескровно — охранявшие дворец войска сдались без боя.

Туризм

Огромный историко-культурный и художественный интерес Зимний дворец представляет для туристов из России и всего мира.

Галерея

Тронный зал Петра I в Зимнем Дворце

Зал в классическом античном стиле в Зимнем Дворце

Фрагмент оформления (картина 1915 года)

Литература

  • Успенский А. И., Императорские дворцы, т. 1. — М., 1913
  • Соколова Т. М., Зимний дворец. — Л., 1958
  • Пилявский В. И., Зимний дворец. — Л., 1960

Ссылки

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

История Зимнего дворца | Интересное | Журнал | RETROBAZAR

25, Октябрь 2012 21:17 | 29 фото | просмотров 64951

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Здание дворца построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенес постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

ИсторияВсего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Петр I поселился в построенном в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.Первый Зимний дворецТам, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей. В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажным дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.Второй Зимний дворецВ 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Петр умер.

Третий Зимний дворецПозднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него. Четырехэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Четвертый (временный) Зимний дворецБыл построен в 1755 г. Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 г.).
Пятый (существующий) Зимний дворецС 1754 по 1762 год строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Императрица отстранила от работ Растрелли. По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу начинался с востока — с «Иорданской» или, как
она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов. В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея. В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова. В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем». Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра. В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный » зал, открытый в 1795 году.  В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт. Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором.

Архитектура Зимнего дворцаТрехэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана. Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше. Несмотря на перестройки и нововведения, основная планировочная схема дворца сохранила идеи Ф.-Б. Растрелли. Дворцовые корпуса формируются вокруг внутреннего Большого двора. В северо-западном и юго-западном крыльях на месте «Тронного зала» и «Оперного дома» были созданы световые дворы, вокруг которых сформировались анфилады жилых покоев. С востока к Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, выстроенный вдоль «Черного проезда». В этот проезд выходят корпуса Георгиевского зала, Большой церкви, юго-восточное и севверо-восточное крылья дворца; пространство дробится на систему дворов и западин: «Малый» и «Большой церковный» дворы, «Церковная» и «Гаражная» западины, «Кухонный двор». Трехэтажное здание дворца имеет полуподвальный этаж и многочисленные антресольные этажи, некоторые парадные залы второго этажа — двухстветные.

Инженер М. Е. Кларк разработал для поддержания кровли Зимнего дворца треугольные стропильные фермы — «кровельные шпренгели», а для перекрытий залов дворца — «дутые эллиптический балки». Шпренгели и балки были изготовлены на Александровском заводе, при этом использовались только две технологии обработки металла: ковка и литье. В конструкциях применялись самые разнообразные соединения: на болтах, заклепках, клиньях, хомутах; использовалась также сварка ковкой. После случаев деформации конструкций для предотвращения смещения между шпренгелями были установлены распоры. От качества теплоизоляции чердака зависел температурный режим, а значит и поведение металлоконструкций. 9 августа 1841 года случилась авария — в Георгиевском зале обрушился потолок. Расследовавшая этот случай комиссия пришла к выводу, что двутавровые балки опирались на «ненадежные места» несущих стен. При восстановлении уже использовали шпренгели. М. Е. Кларк разработал особую конструкцию шпренгелей с применением элементов таврового прокатного профиля Камско-Воткинского завода. Перекрытие Георгиевского зала стало одним из первых примеров использования проката в отечественном строительстве. В 1887 году под руководством архитектора Горностаева производилось обновление некоторых деформированных и усиление старых конструкций. Большинство из них до сих пор исправно несут свою службу в Зимнем. В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления аммосовскими печами, которые расположились в подвалах, а нагретый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы. Большое внимание в конце XIX-го века стали уделять и системе вентиляции. Фасады и крыша дворца несколько раз меняли колористическую гамму. Первоначальный цвет имел очень легкую теплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской. В протоколах Канцелярии от строений говорится об отпуске на эти работы извести, мела, охры и черлени. В более поздних документах встречаются такие названия, как «бледно-жёлтая с белым», «под цвет дикого камня». До пожара 1837 года принципиальных изменений в окраске дворца не происходит, за исключением крыши, которая в 1816 году изменяет свой цвет с бело-серого на красный. В ходе послепожарного ремонта колер фасада составлялся из гашеной тосненской извести, охры, итальянской мумии и части олонецкой земли, которая использовалась как пигмент и имела оттенок слоновой кости, кровля же окрашивается железным суриком, придающим ей коричнево-красный цвет. Во второй половине 1850-х — 1860-х годов, при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной. Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень легкое тональное выделение. В 1880-е годы, при императоре Александре III, расколеровка фасадов производится в два тона: плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента и более слабую терракотовую тональность. С воцарением Николая II в 1897 году, императором был одобрен проект окраски фасадов Зимнего дворца в колорите «новой ограды Собственного сада» — красного песчаника без какого-либо тонального выделения колонн и декора. В такой же цвет были окрашены все здания на Дворцовой площади. Терракотово-кирпичный цвет дворца сохранялся вплоть до конца 1920-х годов, после чего начинаются эксперименты и поиск новой расколеровки. В 1927 году предпринималась попытка окрасить его в серый цвет, в 1928—1930 гг. — в коричнево-серую гамму, а медновыколотную скульптуру на крыше — в чёрный цвет. В 1934 году впервые предпринята попытка окраски дворца масляной краской оранжевого цвета с выделением белой краской ордерной системы, однако масляная краска оказала негативное воздействие на камень, штукатурку и лепной декор. С началом Великой Отечественной войны в целях маскировки дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской. В 1945—1947 годах комиссией в составе главного архитектора Ленинграда Н. В. Баранова, начальника Госинспекции по охране памятников Н. Н. Белехова, представителей Ленгорисполкома, Государственного строительного контроля, Государственного Эрмитажа и научных консультантов было принято решение об окраске стен дворца окисью хрома с добавлением изумрудного пигмента; колонн, карнизов, междуэтажных тяг и обрамлений окон — белым цветом; лепного декора, картушей, капителей — охрой, при этом скульптуру было решено оставить черной. С 1960-х годов при окраске фасада вместо известковых красок начали применяться синтетические красители, которые негативно влияют на лепной декор, штукатурку и натуральный камень. В 1976 году по рекомендации Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории принято решение о расчистке поверхности скульптур от красочного покрытия для образования естественного слоя патины, которая на тот момент считалась естественной защитой от агрессивного воздействия окружающей среды.

Залы Зимнего дворцаОригинальных интерьеров Растрелли до нас почти не дошло: во время пожара 1837 года выгорела вся отделка залов. Сохранились лишь несущие кирпичные стены дворца, полуколонны в галереях первого этажа.Иорданская галерея. Расположена на первом этаже Зимнего дворца. Отделка осуществлена в стиле русского барокко. Вначале галерея носила название Главной, так как по ней от Главного вестибюля к Парадной лестнице следовали гости дворца. Позже была переименованна в Иорданскую.Иорданская лестница. В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань.Фельдмаршальский зал. Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала в шести из семи ниш разместили портреты российских фельдмаршалов. В марте 2012 года оформление зала было полностью восстановлено. На место были возвращены портреты Паскевича-Эриванского, Суворова-Рымникского, Голенищева-Кутузова-Смоленского, Потемкина-Таврического , Румянцева-Задунайского, Дибича-Забалканского. Петровский (Малый тронный) зал. Создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящен памяти Петра I.Гербовый зал. Воссоздан В. П. Стасовым после пожара 1837 года для торжественных церемоний в стиле позднего русского классицизма. У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Военная галерея 1812 годаГалерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награжденных за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На ее стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Георгиевский (Большой тронный) зал. Создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. По указанию императора Николая I при восстановлении зала после пожара 1837 года архитектором В. П. Стасовым использовался белый каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии. В этом зале проходили официальные церемонии и приемы.Большая церковь. Интерьер Большой церкви создан Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами.Пикетный (Новый) зал. Завершает Большую Анфиладу. Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на месте лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула — пикета, отсюда и название зала. Зал посвящен истории русской армии и стал логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной войны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нем хранились музейные фонды отдела Востока, ковры и другие предметы искусства. Александровский зал. По замыслу архитектора, этот зал должен был увековечить память об императоре Александре I.Октябрьская лестница. Создана О. Р. Монферраном в конце 1820-х годов. После пожара 1837 года восстановлена А. П. Брюлловым почти без изменений. Интерьер лестницы выполнен в классическом стиле, богато декорирован гризайльной живописью. Своё название получила в память о событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По этой же лестнице в 3 часа ночи с 25 на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.Белый зал. Создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году.Золотая гостиная. Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым в 30-е — 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы Марии Александровны. После убийства 1 марта 1881 года Александра II, именно здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и реформ.Будуар акже построен А. П. Брюлловым, но полностью переделан в 1853 году по проекту Гаральда Боссе. Подобная изящной табакерке, небольшая по размерам комната стилизована в духе рококо с обилием резных золочёных орнаментов, зеркал и живописных вставок. Часть Будуара, в виде своеобразного алькова, отделена ступенькой и низкой фигурной решёткой. Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели, для драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрике Картье.Малая (Белая) столовая. Малая столовая отделана в 1894 году по проекту А. Ф. Красовского. Отделка интерьера выполнена в стиле рококо и стилизована под XVIII век. В то же время, в зале находятся и изделия XX века: английская люстра с музыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах — шпалеры, вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. Столовая входила в жилую анфиладу семьи Николая II.Большой (Николаевский) аванзалНиколаевский аванзал задумывался, как и Александровский, в прославление императора. Этот зал является самым впечатляющим по размерам интерьером Зимнего дворца — его площадь 1103 м². К нему примыкает Концертный зал.Концертный залСоздан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Назначение этого зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусе установлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в декоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включены аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагается богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII — начала XX века, центром которой является своеобразный памятник XVIII столетия — серебряная гробница Святого князя Александра Невского.

Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца. Для этого были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского по Дворцовой набережной. Особняки сподвижников Петра I Растрелли готовился не сносить, а переоформить в едином стиле со всем зданием. Но в феврале следующего года последовал указ Елизаветы Петровны: "...При новом доме от реки и внутреннего двора быть немалой ломке и строению каменными зданиями вновь двух флигелей, чему сочинить обер-архитектору де Растреллию проект и чертежи и представить их на высочайшую Е. И. В. апробацию..." Таким образом, Елизавета Петровна решила снести дома Рагузинского и Ягужинского, построить на их месте новые корпуса. А также возвести южный и восточный корпуса, замкнув все здание в каре. К строительным работам приступили две тысячи солдат. Ими были разобраны дома на набережной. Одновременно с этим со стороны Адмиралтейского луга началась закладка фундаментов южного корпуса - главного фасада нового Зимнего дворца. Перестраивались и помещения в бывшем доме Апраксина. Здесь даже снимали крышу для поднятия потолков. Изменения претерпели Световая галерея, Аванзал, расширены помещения для театра и парадные залы. А в декабре 1753 года Елизавета Петровна пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. В начале января все строительные работы были остановлены. Новые чертежи Растрелли представил императрице уже 22 числа. Растрелли предложил строить Зимний дворец на новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения своей зимней парадной резиденции. В результате архитектор принял решение строить всё здание заново, используя только в некоторых местах старые стены. По расчетам Канцелярии от строений четвертый Зимний дворец должен был быть возведен за три года. Первые два отводились на сооружение стен, а третий на отделку помещений. Императрица планировала новоселье к осени 1756 года, сенат рассчитывал на три года строительства. После утверждения проекта Растрелли не вносил в него существенных изменений, но вносил коррективы во внутренние взаимосвязи помещений. Главные залы он расположил во втором этаже угловых ризалитов. С северо-востока была спроектирована Парадная лестница, с северо-запада - Тронный зал, с юго-востока - церковь, с юго-запада - театр. Их связали Невская, западная и южная анфилады комнат. Первый этаж архитектор отвел под служебные помещения, третий - для фрейлин и другой прислуги. Апартаменты главы государства были обустроены в юго-восточном углу Зимнего дворца, он лучше всех освещается солнцем. Залы Невской анфилады предназначались для приёма послов и торжественных церемоний. Строительство Зимнего дворца затянулось. В 1758 году Сенатом со стройки снимались кузнецы, так как некому было оковывать колеса телег и пушек. В это время Россия вела войну с Пруссией. Не хватало не только рабочих рук, но и финансов. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу уже Петр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещение еще не были готовы. Но император спешил. Он въехал в Зимний дворец в Великую субботу 6 апреля 1762 года. В день переезда была освящена придворная соборная церковь, состоялось богослужение. Предположительно, в отделке покоев Петра III и его супруги принимал участие архитектор С. И. Чевакинский. Апартаменты Петра III находились ближе к Миллионной улице, его жена поселилась в комнатах ближе к Адмиралтейству. Под собой, в первом этаже, Пётр III поселил свою фаворитку Елизавету Романовну Воронцову.

retrobazar.com

Зимний дворец — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Зимний дворец

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754 — 1762 Б. Ф. Растрелли. Был резиденцией российских императоров, с июля по ноябрь 1917 — Временного правительства. Мощное каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчёркивает пышная отделка фасадов и помещений. В 1918 часть, а в 1922 всё здание передано Государственному Эрмитажу.

Первый «Зимний дом» для Петра I был построен в 1711 на берегу Зимней канавки, второй — на месте современного Эрмитажного театра (1716—19, архитектор Г. И. Маттарнови, перестроен в 1720-х годах архитектор Д. Трезини). В 1732 Б. Ф. Растрелли начал постройку третьего Зимнего дворца с фасадами на Неву и Дворцовую площадь (неоднократно перестраивался). Четвёртый, временный, деревянный Зимний дворец был построен в 1755 Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762).

Существующий пятый Зимний дворец построен Растрелли в 1754—62 (на месте разобранного третьего) в стиле барокко. Здание решено в виде мощного каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади.

Главный, (южный) прорезан аркой проезда.

Грандиозные размеры здания (более 1000 комнат) и его различно решённых, согласованных с окружением фасадов, сильные выступы крупных ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то обнажает плоскость стены) создают впечатление пластической мощи, торжественности и великолепия. В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в ясности и простоте архитектурных масс, раскрывается художественно-композиционный замысел зодчего — глубокая архитектурная связь этого здания с городом, Невой, со всем характером окружающего городского пейзажа.

Дополняют силуэт здания скульптуры и вазы над кровлей.

Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892-1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен).

«Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

Пышная отделка фасадов и расположенных анфиладами помещений подчёркивает парадное назначение здания. Интерьеры Зимнего дворца неоднократно перестраивались (анфилады вдоль Невы и Тронный (Георгиевский) зал, 1780—1790-е годы, архитекторы Дж. Кваренги, И. Е. Старов; Галерея Отечественной войны 1812 г., 1826, архитектор К. И. Росси). После пожара 1837 фасады и парадные залы восстановлены архитектором В. П. Стасовым, внутренние покои — архитектором А. П. Брюлловым.

Вид на Зимний дворец со стороны реки Невы

Исторические события[править]

5 февраля 1880 С. Н. Халтурин произвёл взрыв в Зимнем дворце с целью убийства императора Александра II. В Зимнем дворце в феврале 1903 года состоялись знаменитые исторические балы.

Девятого января 1905 перед Зимним дворцом была расстреляна спровоцированная закулисными режиссёрами рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905—1907. В Первую мировую войну в залах дворца располагался военный госпиталь, находившийся под высочайшим патронажем.

В период февраля революции 1917 был занят войсками, перешедшими на сторону толпы. С июля 1917 стал резиденцией Временного правительства; значительная часть дворца была занята под лазарет.

Во время Октябрьской революции в ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили Зимний дворец, охранявшийся гарнизоном юнкеров в 2,7 тыс. чел., к 2 часам 10 мин. ночи 26 октября (8 ноября) штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство. В последующей фильмографии штурм Зимнего дворца изображался как битва. В действительности, он прошёл практически бескровно — охранявшие дворец войска сдались без боя.

Интересный факт: в начале ХХ века фасад дворца был окрашен в красно-охристый цвет.

Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, дом 2

Статья основана на материалах Большой советской энциклопедии.

При написании этой статьи использовались материалы страницы «Зимний дворец» Русской Википедии.

traditio.wiki

Зимний дворец — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Зи́мний дворе́ц в Петербурге — памятник архитектуры русского барокко 18 века, основная резиденция российских императоров. Первый «Зимний дом» для Петра I был построен в 1711 году на берегу Зимней канавки, второй — на месте современного Эрмитажного театра (1716-1719, архитектор Г. И. Маттарнови, перестроен в 1720-х годах архитектор Д. Трезини). В 1732 году В. В. Растрелли начал постройку третьего Зимнего дворца с фасадами на Неву и Дворцовую площадь (неоднократно перестраивался). Четвертый, временный, деревянный Зимний дворец был построен в 1755 году Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 году).

Существующий пятый Зимний дворец был построен Растрелли в 1754-1762 годах (на месте разобранного третьего) в стиле барокко. Здание было решено в виде мощного каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Грандиозные размеры здания (свыше 1000 помещений) и его различно решенных, согласованных с окружением фасадов, сильные выступы крупных ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то обнажает плоскость стены) создают впечатление пластической мощи, торжественности и великолепия.

Пышная отделка фасадов и расположенных анфиладами помещений подчеркивает парадное назначение здания. Неоднократно перестраивались и дополнялись интерьеры Зимнего дворца, в том числе анфилады вдоль Невы и Тронный (Георгиевский) зал (1780-1790-е годы, архитекторы Дж. Кваренги, И. Е. Старов), Галерея Отечественной войны 1812 года (1826, архитектор К. И. Росси). После пожара 1837 года фасады и парадные залы восстановлены архитектором В. П. Стасовым, внутренние покои — архитектором А. П. Брюлловым.В период февральской революции 1917 года был занят войсками, с июля 1917 года стал резиденцией Временного правительства; значительная часть дворца была занята под лазарет. Во время Октябрьской революции в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года революционные отряды окружили дворец., охранявшийся гарнизоном юнкеров, взяли штурмом дворец и арестовали Временное правительство.В 1918 году часть, а в 1922 году все здание Зимнего дворца было передано Эрмитажу. Во время блокады в 1941-1943 годов Зимний дворец был поврежден артиллерийскими снарядами и бомбами, но уже в ноябре 1945 года залы Эрмитажа были открыты для посетителей.
  • В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; Под общ. ред. Б. Б. Пиотровского. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Л., 1989.
  • Пашкова Т.Л. Император Николай I и его семья в Зимнем дворце. СПб., 2014.
  • Пилявский В. И., Зимний дворец. Л., 1960.
  • Соколова Т. М., Зимний дворец. Л., 1958.

megabook.ru

Зимний Дворец в Санкт-Петербурге - часы работы, сайт, как добраться

Художественной и исторической ценностью в нашем городе обладает большое количество памятников. Это дворцы, площади, фонтаны, галереи. Возведенные в период строительства и становления молодого города, они и доныне не утратили свои основные функции и служат на благо человека.

Резиденция с размахом

В XVIII веке среди правителей стало модной тенденцией возводить для себя сезонные дворцы. Сохранившийся до наших времен Зимний дворец в Петербурге построен в 1754-1762 годах по проекту знаменитого в то время архитектора Растрелли. Это сооружение стало одной из самых грандиозных царских резиденций, выполненных в стиле русского барокко. Предназначалось оно для царствующей в те времена императрицы Елизаветы Петровны. Выдающийся по своим размерам дворец с обширным внутренним двором, огромным количеством помещений, дверей, окон, лестниц, стал одним из самых масштабных сооружений века.

Великолепие и блеск интерьеров

Внутренняя отделка дворца проводилась под руководством выдающихся зодчих, архитекторов, художников. Убранство и роскошь многочисленных залов Зимнего дворца даже после восстановления не уступают первоначальному виду. Лепные декоративные детали, скульптурные композиции, живописные панно в полной мере выражают неповторимую обстановку изобилия и помпезности.

В архитектуре интерьеров гармонично и виртуозно скомпонованы все детали. Двери, обрамление зеркал и мебели, украшенное бронзовыми элементами, эффектно дополняют убранство помещений. В оформлении залов дворца соблюдены тонкие нюансы и острые контрасты цветовой гаммы, создающие неповторимый колорит и подчеркивающие официальность. Изысканная отделка спален, столовых, гостиных, задрапированных занавесями с золотым шитьем, придавали изящество и парадность всему интерьеру.

А вокруг дворца…

Один из русских императоров, Николай I, издал указ, где было прописано, что все возводящиеся поблизости частные дома должны на сажень уступать по высоте своей царскому дворцу, чтобы подчеркнуть его величие и значимость.

В 1896 году вокруг дворца был разбит сад, названный царской семьей «Собственным», который обнесли звеньями узорчатой решетки, установленной на красном камне.

Зимний сегодня

Сегодня Зимний дворец представляет собой уникальный бесценный памятник культуры и архитектурного мастерства. Эта основная достопримечательность нашего города является историческим центром, музейным комплексом и единым целостным художественным организмом.Расположен Зимний дворец на Дворцовой набережной, д.32. Ближайшие станции метро – «Адмиралтейская» и «Невский проспект». Время работы – с 10:30 до 17:00, ежедневно, кроме понедельника. Телефон: (812) 710-97-63.

Ежедневно дворец посещают тысячи горожан. Каждый турист считает своим долгом посетить знаменитое место. Гости города – путешественники, экскурсанты, деловые люди – стараются соприкоснуться с историей и культурой в стенах самого выдающегося памятника истории и культуры России.

www.peterburg.ru

Зимний Дворец в Санкт-Петербурге | Все о России

Зимний дворец перестраивался, по меньшей мере, 5 раз. Он долгое время считался основной резиденцией русских царей, в то время как знаменитый Петергоф был, по сути, загородным дворцом. В самом же Санкт-Петербурге большинство монархов жило именно в Зимнем дворце, потому как к нему всегда можно было удобно и быстро добраться, в отличие от Петергофа, дороги к которому безнадёжно раскисали осенью и весной. Каждый из зимних дворцов необходимо рассматривать в отдельности, потому как у каждой архитектурной версии есть своя собственная роль в истории, а также свой собственный путь становления.

Зимний Дворец

Зимний Дворец

 

Первый Зимний дворец

Самая первая версия не сохранилась до наших дней, и за ней закрепилось своё собственное название. Изначально это были так называемые «свадебные палаты», которые подарил Меньшиков Петру Первому и его жене, Екатерине I в честь их женитьбы в Санкт-Петербурге. По сути, это здание представляло собой обычный просторный двухэтажный особняк, который располагался между Невой и современной Миллионной улицей. По описаниям современников, его стены были белыми, а сверху он был покрыт толстой красной черепицей.

Гравюра "Зимний Дворец в 1908 году"

Гравюра «Зимний Дворец в 1708 году»

Второй Зимний дворец

Петру Первому захотелось действительно царского размаха, ведь Свадебные палаты годились, разве что для проживания отдельной семьи. Изначально ему предлагали разобрать царские палаты из Москвы, но царь отказался, так как он хотел построить действительно отличающиеся от старого формата резиденции. И вот, в 1716 году на месте старого зимнего дома начинается строительство по проекту известного на то время итальянского архитектора Георга Маттарнови. Дворец не был достроен к кончине Петра в 1725 году, однако, его жена в память о муже достроила дворец, и финальный вариант был закончен в 1727 году, как раз тогда, когда она отреклась от престола в пользу внука своего покойного супруга. Сейчас это здание включено в комплекс строений Внутреннего Эрмитажа, точнее то, что от него осталось.

Третий Зимний дворец

Императрица Анна Иоанновна, которая пришла на трон в 1730 году, сочла Зимний Дворец слишком маленьким, и недостойным монарших покоев, к тому же прислуга жила практически рядом с ней. Она наняла итальянского скульптора Растрелли для глобальной реконструкции. В итоге от второго варианта мало что осталось, было достроено огромное количество подсобных помещений, жилья для прислуги, военных палат, новых бальных залов и т.д. Строительство, тем не менее, началось в 1732 году, а закончилось только в 1750 году. Пришедшая после Анны Иоанновны, Елизавета Петровна вспоминала этот дворец как нечто несуразное, безупречно исполняющее свои функции, однако, совершенно не похожее на дворец. Также в исторических трудах можно услышать нелестные отзывы о том, что он больше походил на богато украшенные трущобы. Хотя бы потому, что изначальный проект Растрелли был нарушен, и здание достраивалось часто без всяких проектов.

Четвертый Зимний дворец

Описание этого дворца практически не сохранилось, ведь он был сделан как временная постройка, однако, не лишенная царской роскоши. Функционировал он с 1754 по 1762 годы, до тех пор, пока строилась пятая, финальная версия дворца, которую мы можем наблюдать до сих пор.

Пятый Зимний дворец

Растрелли был отстранён от работ Елизаветой Петровной, после чего работы над дворцом продолжил французский архитектор Фельтен, участие которого сделало Зимний дворец похожим на все остальные европейские дворцы. Дворец сразу же после строительства был обычного кирпично-желтого цвета, в который его искусственно перекрасили, на что приезжие иностранцы шутили, что «Версаль приехал вместе с ними». В тех цветах, в которых мы привыкли его видеть, здание было покрашено на рубеже 19 и 20 веков, по приказу Николая II. В 1839 году пожар практически уничтожил всё, что было в стенах величественного здания, потушить пламя не могли трое суток, а при тушении погибло несколько десятков пожарных и военных. Всё имущество при этом сносилось к Александровской колонне.

С балкона этого дворца в 1914 году Николай II объявил о вступлении России в Первую мировую войну. Именно по его стенам палила легендарная Аврора в Великую Октябрьскую революцию.

Наши дни

Сейчас в здании Зимнего дворца располагаются многочисленные выставочные залы Эрмитажа, который является одним из крупнейших музеев мира. Над помещениями дворца проводятся постоянные реставрационные работы, поэтому некоторые его экспозиции могут быть недоступны для посещения. Сейчас же, несмотря на то, что здание постоянно реконструировалось, его можно увидеть в том самом виде, в котором оно было в 1917 году. Сейчас многие элементы являются объектами изучения ведущих архитекторов. Что любопытно, в стенах дворца до сих пор живут коты, которые являются потомками животных, привезенных Петром Первым для ловли мышей в стенах второго Зимнего дворца.

allaboutrussia.ru

Зимний дворец | Архитектура Санкт-Петербурга1

Зимний дворец — один из важнейших архитектурных памятников Санкт-Петербурга, композиционный центр всей прилегающей территории, включающей крупнейшие городские архитектурные ансамбли. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений русского и мирового зодчества XVIII века.Первый Зимний дворец Петра I был построен в 1711 году в глубине участка, простиравшегося от берега Невы до Миллионной улицы и ограниченного с запада Зимней канавкой, прорытой в 1718–1720 годах. В 1719–1721 годах по проекту архитектора Г. Матарнови на набережной Невы, на месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен второй Зимний дворец, обращенный фасадом к Неве. Он был значительно расширен в 1726–1727 годах.Постройка третьего Зимнего дворца осуществлена Б. Растрелли в 1732–1735 годах. В 1754–1762 годах Растрелли коренным образом перестроил его и создал новое монументальное здание — четвертый, ныне существующий Зимний дворец, намного превосходящий все прежние по размерам и великолепию архитектурной отделки.

Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I.

Фасады дворца расчленены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного ордеров. Колонны верхнего яруса объединяют второй, парадный, и третий этажи. Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания. Южный фасад прорезан тремя въездными арками, что подчеркивает его значение как главного. Въездные арки ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился главный вход во дворец.

Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль северного фасада располагались анфиладой пять больших залов, так называемых «антикамер», за ними — огромный 34-колонный зал, аванзал, Георгиевский (Большой тронный) зал, а в юго-западной части — дворцовый театр.После 1762 года работу по внутренней отделке дворца продолжили помощники Растрелли — С. И. Чевакинский и Ю. М. Фельтен. Вскоре к этой работе были привлечены Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Они внесли ряд изменений в первоначальную планировку и отделку дворца. Начатые этими зодчими работы по переделке барочных интерьеров продолжали в 1780–1790-х годах Д. Кваренги и И. Е. Старов. При этом были уничтожены дворцовый театр, Тронный зал и создана новая анфилада залов с окнами на Неву.

В 1820-х годах К. И. Росси создал во дворце знаменитую Военную галерею 1812 года. В начале 1830-х годов О. Монферран перестроил ряд парадных залов: Фельдмаршальский, Петровский и др. Сильный пожар 17–19 декабря 1837 года уничтожил дотла всю великолепную отделку Зимнего дворца. После пожара сохранились лишь стены и своды, а также детали на фасадах. В 1838–1839 годах дворец был восстановлен по проектам и под руководством В. П. Стасова и А. П. Брюллова.Отделка некоторых залов по возможности воспроизводила существовавшую до пожара; оформление других помещений дворца выполнялось по проектам, разработанным заново. Значительную художественную ценность представляет декоративное убранство Георгиевского зала, Военной галереи 1812 года с портретами участников Отечественной войны, Иорданской лестницы, Малого аванзала, Петровского, Концертного, Александровского, Белого и других залов.При восстановлении дворца были применены несгораемые металлические конструкции перекрытий и покрытий больших пролетов (около 20 м). В 1886–1887 годах С.-Петербургский металлический завод осуществил частичную замену этих перекрытий и стропил над основными парадными залами дворца.

В 1892–1894 годах на парапетах и фронтонах дворца обветшавшие скульптуры изваянные из пудостского известняка, были заменены пустотелыми, выбитыми из листовой латуни; двадцать семь моделей для них исполнялись по старым образцам под руководством скульптора М. П. Попова.В 1896 году на Разводной площади перед западным фасадом дворца распланирован сквер. Его кованая решетка, изготовленная в 1898 году по проекту архитектора Мельцера, ныне ограждает сад Памяти жертв 9-го января на проспекте Стачек.После 1917 года были проведены большие работы по реконструкции и приспособлению дворца для размещения в нем крупнейшего музея — Государственного Эрмитажа. Были восстановлены, в частности, Растреллиевские галереи первого этажа.В годы Великой Отечественной войны дворец значительно пострадал от артиллерийских обстрелов, отсутствия отопления и от сырости. После окончания войны были начаты реставрационные работы.

Посмотреть Зимний дворец на карте Санкт-Петербурга

См. также:

• Самые известные достопримечательности Санкт-Петербурга: Зимний дворец
• Достопримечательности Санкт-Петербурга: Государственный Эрмитаж
• Малый Эрмитаж
• Новый Эрмитаж
• Старый Эрмитаж
• Эрмитажный театр
• Архитектурный ансамбль Дворцовой площади
• Ансамбль центральных площадей Санкт-Петербурга
• Музеи Петербурга: Режим работы Эрмитажа
• Основание Петербурга: История возникновения Дворцовой площади
• Основание Петербурга: История застройки Дворцовой площади
• Основание Петербурга: История возникновения Эрмитажа

www.ilovepetersburg.ru