Строительство Севастополь

Строительство в Севастополе — сообщество мастеров строителей и отделочников

 

Строительные работы в Севастополе

Устройство монгольской юрты. Из чего состоит юрта


Из чего состоит юрта внутри

Мудрые и практичные степняки изобрели удобный и уютный передвижной дом — юрту. Эта верная спутница кочевника и сегодня не только интересный образец материальной культуры, но и удобное жилище. Расскажем, из чего состоит юрта внутри и какие есть их виды.

Из чего состоит юрта внутри

Фото: mirchudes.net

Казахская юрта внутри

Степь широка и необъятна. Порой кажется, что у нее нет ни конца, ни края. Усталый путник найдет единственное надежное пристанище в степи — юрту, где ему позволят не только отдохнуть, но и обеспечат безопасность, накормят и развлекут песнями.

Из чего состоит юрта внутри? Убранство юрты отображало специфическое представление народа о мироздании. Все предметы интерьера юрты имели символическое и магическое значение. Обустройство такого жилища свидетельствовало о достатке семьи, ее месте в племени.

По большей части современные казахи — обладатели таких кочевнических сооружений — стремятся сохранить аутентичность внутреннего убранства.

Из чего состоит юрта внутри

Рассмотрим, как выглядит юрта внутри, чтобы составить представление о традициях и обычаях казахов:

  1. Стены юрты укрывали ковры.
  2. Там, где сходится кереге (специальная решетчатая конструкция из секций) и шанырак (навершие), прокладывали полоску ткани, на которой выбиты казахские геометрические орнаменты. Она называется баскур. Те, кто попадает в середину юрты, сразу обращают внимание на эту пеструю и яркую полоску ткани.
  3. На пол клали особые ватные одеяла и паласы (текемет и көрпеше). Для удобства гостей предлагали подушки: жесткие (жержастық) для посетителей незнатного происхождения и подушки, набитые перьями (құсжастық, көпшік), — для почетных гостей.
  4. По краям стояли сундуки, на которых выкладывались горы подушек и одеял.
  5. Справа от входа размещали сундук или разборной шкаф, который выполнял роль буфета. На нем хранили столовые и чайные принадлежности: самовар, табақ — блюдо для мяса, тазы, сосуд с тонким носиком для воды — кумган, чару. Над ним вешали торсуки, где были живительные напитки степняков — кумыс и айран.
  6. Слева от входа на стенах размещали одежду, походные сумки, конную сбрую, охотничье оружие. Здесь же были разные предметы личного характера: украшения, женская одежда, полотенца. Кроме того, слева от входа было отведено место для ловчих птиц.
  7. В центре юрты оборудовали очаг. Здесь на треноге вешали казан, под которым разводили огонь и таким образом готовили пищу. Дым при этом выходил прямо в отверстие шанырак.
  8. Вдоль стен в юртах, как описывали исследователи ХІХ века, стояли деревянные лежаки — кровати. Изредка встречались даже железные. Справа от очага размещали кровать хозяев, а слева — незамужних дочерей, сестер.
  9. С шанырака свисали ленты, кисти — шашак бау. Они олицетворяли звезды и созвездия, отгоняли злых духов и привлекали добрых.
Из чего состоит юрта внутри

Фото: commons.wikumedia.org

Читайте также: Казахский орнамент и его значение

Казахская юрта: виды

Белая юрта в зеленом разнотравье степи — особый символ Казахстана. Туристы в поисках особого единения с природой, стремясь узнать больше о культуре казахов, с удовольствием останавливаются на ночлег в таких экзотических домах кочевников.

Вместе с тем юрта в степи — это еще и современное жилище чабанов и геологов. Казахская юрта — особый тип передвижного жилища. Благодаря конструкции она легко собирается и разбирается, ее просто перевозить по степи на верблюдах или конях. В любой момент юрту можно собрать, чтобы укрыться от палящего солнца или согреться в холодный осенний или зимний день.

Такая конструкция, ее модификации и внутреннее убранство — знаки высокого уровня материальной культуры казахов, их представления о мире и человеке.

Из чего состоит юрта внутри

Юрты — давнее изобретение кочевников. Их прообразы — крытые повозки, шатры на колесах, которые передвигались по степи, сопровождая переходы кочевников, которые искали новые пастбища, или торговые караваны.

В процессе многолетней эксплуатации таких передвижных домов сформировались определенные виды юрт, которые классифицируются по основному принципу — по предназначению.

Есть такие основные типы юрт:

  1. Жилище. Они строятся по типу кипчакских юрт, которые в отличие от монгольских шатров имели более высокий купол. Он был более устойчивым к снежным заносам, порывам сильного ветра, ураганам и бурям.
  2. Праздничная или парадная (аң үй, аң орда, боз үй, отау үй) — большая юрта, состоящая более чем из 10 решетчатых секций. Она отличалась тем, что в ее оборудовании использовали белоснежный войлок, детали конструкции украшали резьбой и ткаными войлочными ширинками с узорами.
  3. Походная была самой маленькой — на 3–4 секции. Она имела конусообразный вид, который создавали связанные сверху жерди. Внизу их также обязывали веревкой и вкапывали в землю.

Кроме того, есть специальные передвижные сооружения, которые выполняют вспомогательные функции:

  • в юртах-складах хранятся необходимые вещи и припасы;
  • в походных кухнях готовят пищу.
Из чего состоит юрта внутри

В казахском фольклоре есть такая загадка:

Один ковер ворсистыйА другой лысый,К ним в придачу войлок.Оп! — воскликнул яИ вознесся в небеса,Покрутил, походил,Твердь земную утвердил!

В ней представлены космогонические представления о мире, который отождествляется с юртой. Поэтому все ее составляющие имели магическое значение.

Юрта внутри — это воплощение творческого потенциала, тяги к прекрасному, мистических представлений казахов о мире. Все в ней функционально и предназначено для переходов. Это уютное и комфортное жилище, в котором всегда рады гостям.

Читайте также: Как называется казахская национальная одежда?

www.nur.kz

История юрты

Дом на колесахПрообразы юрты, шатры и шалаши, укрепленные на двух- и четырехколесных телегах, появились в евразийских степях на границе II и I тысячелетия до нашей эры. Жилища на повозках не были единственными и даже основными для кочевников. Удобные для равнин, они не годились для гористых, пересеченных местностей; поэтому потребовалось жилище, которое можно было разобрать и перевезти на вьючных животных. Подобный тип искусственного жилища — один из самых древних в мире. Еще в каменном веке охотники пользовались разборными и переносными жилищами типа чума оленеводов или типи северо-американских индейцев. Кочевникам-скотоводам евразийских степей нужно было усовершенствовать его, видоизменив каркас и заменив шкуры на специально скроенные войлочные покровы. Самые ранние изображения таких жилищ зафиксированы в росписи на стене склепа Анфестерия в Крыму (I в. до н.э. – I в. н.э.) и среди петроглифов Боярской писаницы в Южной Сибири (II – I вв. до н. э.). В Центральной Азии и Южной Сибири в I тысячелетии до н. э. были распространены и полусферические шалаши из изогнутых жердей. Такого рода жилища и по сей день существуют у ряда кочевых народов Передней Азии.

Изобретение юртыБольшинство исследователей относит время изобретения юрты к середине I тысячелетия н. э. С этой поры юрта распространилась среди кочевников от Восточной Азии до Восточной Европы и вытеснила другие виды мобильного жилища. Древнейшие изображения юрты сохранились на японской лаковой чашечке из города Нара (середина VIII в). Здесь хорошо видны решетчатый каркас юрты, укрытый снаружи циновками.

Складывающиеся cтеныКлючевым моментом в развитии кочевнического жилища было изобретение складывающегося и разборного на звенья остова вертикальных стен. Это конструктивное решение и следует считать основным в процессе создания классического типа юрты. Благодаря этому революционному изменению конструкции жилища резко увеличилась полезная площадь, намного сократились длина и соответственно общий вес деревянных деталей (за счет уменьшения сечений) и, главное, возникло гармоничное человеку пространство. По мнению исследователей, такая конструкция появилась в древнетюркской среде (III – IIV века н.э.), вероятно, в районах Алтая, Тарбагатая и Тяныианя.

Тюркская и монгольская юртаСуществует два типа юрт: тюркская и монгольская. В центре монгольской юрты находятся столбы, на которые опирается светодымовой обруч, поддерживаемый прямыми жердями, укрепленными на вертикальных стенках. Поэтому монгольские юрты имеют вертикальные стенки порядка полутора метров. Столбы, наиболее длинные и тяжелые элементы юрты, сковывали подвижность кочевников. Исконный вид монгольская юрта сохранила главным образом в Монголии, Туве, Бурятии, Тибете.В тюркской юрте создан купольный свод благодаря изогнутости жердей кровли, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство. Размеры юрты зависели только от количества решеток, а из тех же элементов можно было собрать обычные, парадные и походные юрты.

От средневековых передвижные юрт до наших днейВ средние века на просторах центральноазиатских степей колесили огромные неразборные юрты, установленные на платформы, которые тянули десятками тягловых животных. Они поражали воображение и западных, и восточных современников. Впечатляет изображение такой юрты в «Книге Марко Поло», изданной Генри Юлом. А вот что писал по этому поводу в начале XVI в. Фазлаллах ибн Рузбихан: «... я много удивлялся необычайному строению домов, которые будто воздвигли в воздушном пространстве. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса! Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками очень красивыми и искусными. Около жилищ всех султанов и эмиров я также видел подобные большие шатры и подвижные дома... что вся ставка наполнена зтими превосходными... домами, так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».

 

И по сей день юрта служит замечательным летним помещением и устанавливается во дворах сельских усадеб и в малых городах с частной застройкой на юге и западе Казахстана, а также в Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане.

 

 

Кочевой быт требовал, чтобы жилище было нетрудоемким в изготовлении, транспортабельным и сборно-разборным. Таким условиям идеально отвечало выработанное на протяжении тысячелетий кочевое жилище – войлочная юрта (гэр).

Гэр появилась не сразу. Есть сведения, что жилища на телегах имели многие кочевые народы Центральной Азии – хунну, сяньби, жужане, тюрки, уйгуры, кидане. В древнейшем литературно-эпическом памятнике монголов – «Сокровенном сказании» упоминается о передвижных кибитках на колесах (Козин, 1941). Передвижные жилища, установленные на одноосные – четырехосные телеги, запрягались быками. Они представляли собой «кочующие города», постоянно встречавшиеся па пути следования европейских путешественников В. Рубрука, Плано Карпини, Марко Поло.

Биллем Рубрук писал, что «дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы». По его словам, одну такую повозку тянули 22 быка: «одиннадцать в один ряд вдоль ширины повозки и еще одиннадцать – перед ними, ее ось была величиной с мачту. У входа в повозку стоял человек, погонявший... быков, а все другие повозки следуют за ней ровным шагом» (Рубрук, 1911, с. 69).

Плано Карпини замечает: «Для меньших повозок при перевозке достаточно одного быка, для больших – три, четыре или даже больше, сообразно с величиной повозки» (Карпини, 1825, с. 95).

Почти то же самое рассказывал о монголах Марко Поло: «Телеги у них покрыты черным войлоком, да так хорошо, что хоть целый день шел дождь, вода ничего не подмочит в телеге, впрягают в них и волов, и верблюдов и перевозят жен и детей» (Марко Поло, 1873).

Передвижные жилища использовали не только монголы, но и тюркские, кунтровские, бессарабские народы, ногайские татары, караногайцы и народы Нижнего Поволжья. О передвижных юртах кунтровских татар П. С. Паллас (1770) писал, что «для переселения их кибиток с места на место ставят они их на высокую двухколесную телегу, так называемую арбу, так что они как спереди, так и сзади лежат на оси и наподобие зонтика покрывают всю телегу с колесами, на телегу кладут, они все их малое снаряжение: сундуки, посуду и тому подобное, потом сажают жену и детей и со всем тем отъезжают... Останавливаясь на время, татары не снимают кибиток с колес... Подобно древним монгольским, татарские кочевья кажутся подвижными деревнями или станами».

В XVIII в. у бессарабских татар, которые тоже имели решетчатые юрты, перевозившиеся целиком на телегах, существовал обычай вывешивать над юртой на шесте синий или белый флаг. Флаги, подобные бессарабским, изображенные на шишкинских наскальных рисунках на р. Лене, можно было видеть у населения Монголии еще в начале XX в.

Сведения, показывающие преемственность использования колесного передвижения и неразборных жилищ кочевников-скотоводов, имеются у арабских, персидских и других древних авторов.

Арабский географ ибн Баттута так описывал повозки кочевников Золотой орды: «Телегу называют они арба. На арбу ставится нечто вроде свода, сделанного из прутьев деревьев, привязанных один к другому топкими кожаными ремнями» (Тизенгаузен, 1824, с. 281). Подобные телеги с высокими колесами, приспособленные для нахождения в них женщин и детей во время дальних перевозок и переездов, имеются ныне у населения восточных аймаков МНР.

Шарафуддин Иезди передает название телеги персидским словом «грдун» (грдун – колесо, колесница), но для названия жилища, которое «ставят и снимают целиком, а во время передвижения и перекочевок едут в нем, ставя их на телеги», использует староузбекский термин «кутермя» (по-монгольски – утрем). Телеги для перевозки грузов Махмуд Кашгари называет «кнгли», Рашид эд-Дин указывает, что «повозки по-тюркски называют канглы» (Рашид эд-Дин, 1951, с. 84). Население восточных аймаков Монголии называют такие повозки «хэнгрэг».

Разбехан, автор сочинения «Михман-Намей Бухара», написанного на персидском языке, знакомя с бытом и хозяйством кочевников-казахов XVI в., пишет, что «дома их, построенные по форме арб, поставлены на колеса, подобны небесной сфере. Верблюды и лошади перевозят их от стоянки к стоянке, вытягиваясь подобно каравану, идущему друг за другом, и если будут так непрерывно двигаться, то могут растянуться на сто монгольских фарсангов, а расстояние между ними не будет более одного шага».

Далее он замечает: «Дома их, сделанные из деревьев, возвышаются ввысь, подобно дворцам, и по просторности своей подобны миру. Стены, сделанные из белого тополя, очень крепкие и устройство их доведено до совершенства. Кибитку сверху покрывают войлоком разнообразной и редкостной окраски и овечьими шкурами. В них проживают султаны и знатные казахи. Кибитки эти красивы, каждая из них может вмещать более 20 человек, пребывающими и отдыхающими в них сидя. Эти кибитки установлены на колесах, и множество верблюдов тянут их. Я поразился их устройству, ибо, установленные на повозках, они очень громадны и вместительны, а также со всех сторон имеют окошки и форточки и покрыты войлоком. Внутри они прекрасно устроены и красивы точно так же, как дома эмиров и султанов».

В отличие от жилищ феодальной знати дома на повозках простых скотоводов-кочевников были скромными как по размеру, так и по устройству: они имели продолговатую форму и, сделанные так же искусно и тщательно, перевозились одним или несколькими верблюдами. Спереди и сзади этих кибиток были устроены дверцы для удобства обитателей.

Наряду со сборно-разборными жилищами у монголов имелись для жилья различных размеров палатки – майханы, приспособленные для кочевого образа жизни скотоводов и охотников: джодгор – для одного-двух человек, асар – для большого количества людей. О таких палатках еще 700 лет назад писал Плано Карпини: «Когда мы прибыли туда, уже был воздвигнут большой шатер, приготовленный из пурпура. По нашему мнению, он был так велик, что в нем могли поместиться более двух тысяч человек» (Карпини, 1911, с. 52). О маленькой палатке типа «джодгор» есть упоминание у Марко Поло: «Отправляясь в поход в чужую страну, они не берут с собой ничего, кроме оружия и маленьких палаток, в которых скрываются от дождя» (Поло, 1873, с. 65).

Монгольская палатка «майхан»

Палатки (майханы) и сейчас используются в летнее время при перекочевках скотоводами-пастухами, особенно в районе Хангайских гор. Большие палатки устанавливаются во время торжественных церемоний, спортивных соревнований, праздников, таких, например, как надом.

Передвижные жилища на телегах существенного влияния на развитие кочевой архитектуры не оказали, ибо с окончанием дальних походов (в том числе военных) они потеряли свое значение, постепенно были совсем сняты с телег и устанавливались в обычном порядке.

Со временем юрта все более увеличивается в размерах и улучшается по форме. Она становится обтекаемой, приземистой, более устойчивой против сильных ветров. Все лишние детали и элементы утрачиваются. Так, трубообразная войлочная надстройка на верхушке юрты, существовавшая более 700 лет назад, из-за своей громоздкости перестала использоваться (Бартольд, 1903).

Юрта легко транспортируется, собирается и разбирается. Вся операция по разборке ее занимает час, а при сборке – максимум два часа. Такая оперативность при сборке и разборке достигалась тем, что все детали юрты строго унифицированы и стандартизированы. Юрта любого размера имеет присущую только ей модульную систему, выработанную и проверенную самой жизнью в течение веков. Изучение монгольского жилища позволило МОНГОЛЬСКОМУ архитектору Дажаву разработать теорию конструирования юрты.

В войлочной юрте одну треть общего веса (без дощатого пола) составляет деревянная часть каркаса, например вес пятиханной юрты (хан – решетка) без дощатого пола всего 500 кг.

В зависимости от размера и объема юрты, общего веса и нагрузки ее верхнего покрытия устанавливается необходимое количество опор, поддерживающих всю конструкцию. При этом по мере увеличения объемов жилища пропорционально удлиняется и расширяется опора с таким расчетом, чтобы выдерживать всю нагрузку.

Самая распространенная 4-ханная юрта не имеет внутренней подпорки, и вся ее конструкция удерживается поясами (хошлон, буслур)^ которые стягиваются вокруг ханы (решетки) и закрепляются с боков двери. Расслабление или разрыв этих поясов означает, что ханы не будут иметь опоры и вся верхняя и боковая конструкция юрты с войлочным покрытием развалится. Однако эти пояса могут удерживать нагрузку лишь 4 – 5-ханных жилищ, но не больше. Поэтому в юртах, имеющих более пяти хан, делают подпорки, поддерживающие верхнее покрытие и придающие устойчивость жилью. В 6 – 8-ханных юртах устанавливаются две опоры, а в 9 – 12-ханных гэрах – четыре. Инсоляция, аэрация и освещение в юрте осуществляются через верхнее отверстие, которое одновременно является как бы солнечными часами для определения времени дня.

Сборка и разборка юрты осуществляются по определенной технологической схеме.

Сборка состоит из последовательных операций: установка пола и остова, покрытие деревянной конструкции кошмами, расстановка мебели и утвари. До начала сборки остова настилают полы. Для этого соединяют части ободков, потом внутри их расставляют поперечные и продольные шпалы, после чего кладут доски пола по часовой стрелке, начиная с коротких. Затем приступают к установке и растяжке решетчатых стен – хан, которые стыкуются между собой и закрепляются с помощью волосяных веревок. Установив дверь, ханы обтягивают внутренними (верхним и нижним) поясами, концы которых прикрепляются к кольцам, специально приделанным в притолоках двери.

Потом устанавливают крышу. Для этого сначала в отверстие в деревянном круге – тоно при поддержке человеком снизу вставляют деревянные шесты – уни, а другие концы закрепляют в головках решетчатых стен. В первую очередь вставляют по четыре уни с четырех сторон, а затем с помощью внутренних стенных поясов и веревок, закрепленных на тоно, добиваются правильной формы юрты, после чего заканчивают вставлять остальные уни. Этим завершается сборка деревянной части конструкции юрты.

Остов юрты покрывают следующим образом:

на верхнюю деревянную часть крыши натягивают материю белого цвета, нижние и верхние концы которой прикрепляют тесемками к ханам и тоно, затем накладывается верхнее войлочное покрывало. Боковые стены закрываются тоже войлочными покрывалами, сверху надевают чехол из белой материи и обтягивают наружными, верхними и боковыми поясами. Наконец, накладывают кошму на тоно и прикрепляют веревками к низу решетчатых стен.

Составные элементы монгольского жилища

а) деревянная конструкция – каркас;б) верхнее матерчатое покрывало;в) боковое и верхнее войлочное покрытие;г) настенный внутренний занавес;д) покрывало на верхнее отверстие – тоно;е) внешний вид гэра

Широкую ленту из сукна или деревянных планок (хаяавч) кладут непосредственно по нижнему периметру гэра.

В непогоду, а также для регулирования света и температуры верхнюю часть войлочного покрытия тоно приоткрывают наполовину или закрывают на ночь при помощи веревки, пришитой на ее конце.

Разборку юрты производят в обратном порядке.

До расстановки в юрте мебели и утвари привешивают к стене занавеску, пол покрывают кошмой или коврами. В центре устанавливают печку с дымоходной трубой, проходящей через верхнее отверстие тоно.

В юрте расставляют кровати, сундуки, платяной и книжный шкафы, буфет, умывальник, •столик и табуретки.

Как правило, вся семья и гости садятся вокруг очага, находящегося в центре жилища. На северной стороне юрты (на самом почетном месте) помещается ящик, на котором обычно стояли позолоченные, серебряные или медные и другие скульптурные фигуры богов или изображения их в рисунках, аппликациях, жертвенные чашечки, лампады и прочие атрибуты ламаистской религии. Налево от входа (в юго-западной части юрты) размещаются принадлежности наездничества и бурдюки с кумысом. Направо от входа (юго-восточная часть) находятся кухонные принадлежности, там же место хозяйки. Западная и северо-западная части принадлежат гостям, а восточная – хозяину и детям. Ценное имущество хранится в ящиках напротив двери, а кровати по бокам. Охотничьи принадлежности хранятся вблизи хозяина семьи. Для сидения расстилаются войлочные ковры (ширдэки). Для почетных гостей припасают специальные коврики (олбоки), а теперь, например, и маленькие стульчики.

Внутренняя планировка гэра

1) печь,2) ящик для топлива (аргала),3) низкий стол со стульями,4) сундуки,5) кровати,6) шкафы,7) полка кухонная,8) кумысница,9) умывальник

Размеры и объемы юрты определяются количеством хан, т. е. числом стенных решеток. Чем больше их, тем больше объем жилища. Юрта малого размера имеет 4 ханы. Она состоит из 4 сборных стеновых звеньев, средняя – из 5 – 6, а большая – из 8 – 12. (Цифры 7 и 11 у монголов считались недобрыми, подобно числу 13 в Европе. Поэтому в юртах ханы в таком количестве старались не устанавливать, а цифры 81 и 108 монголы считали счастливыми).

Диаметр юрты среднего размера – примерно 7 м, высота же колеблется в пределах 3 м.

В алтайском эпосе говорится:

Среди прекрасных горДва белых одинаковых дворца стоят,Ханские айлы поставлены,Вышиты золотые узоры на них,Под солнцем горят.

Внутреннее и внешнее убранство юрты раньше отражало классовую принадлежность владельцев. Юрты зажиточных отличались большими размерами, добротным белым войлочным покрытием, различными дорогостоящими украшениями, более богатым и нарядным убранством, большим количеством орнаментированных вещей. Богатые люди имели несколько юрт, которые предназначались не только для хозяина и членов его семьи, но и для гостей, новобрачных. Юрты же простых людей были скромны как внешне, так и внутри.

Однако и простые скотоводы стремились создавать в юртах своеобразный уют, заполняя их необходимыми в быту вещами и мебелью, стараясь сделать каждую вещь по-своему красивой и привлекательной. Предметы бытовой обстановки юрт всегда характеризовали исконные стремления кочевника к художественному оформлению жилища. Изделия из войлока и шерсти, разнообразные ткани, яркие ковры, вышивки, плетения, орнаментированные изделия, в том числе домашняя утварь, украшение обозримых деталей юрты и многое другое создавали неповторимый национальный колорит.

Пол покрывался орнаментированными войлочными коврами. По технике выполнения и художественной значимости типы подстилок различны. Древнейшим видом украшения войлока было орнаментированное прошивание, которое имело повсеместное распространение. Художественная особенность заключалась в разнообразии мотивов и порой очень сложных рисунков, наносимых вышивальщицей по своему усмотрению. Это рисунки зверей, животных, стилизованной океанской волны и пр. По тому, как был выполнен рисунок, судили о мастерице-хозяйке. И если качество было высоким, то хозяйка получала лестные отзывы гостей.

Вышивались войлочные ковры, полог дверей, необходимые в кочевом быту мешки и сумки для различных хозяйственных и бытовых вещей. По определенному сюжету и мотивам делались узоры на них, для их декора подбирались характерные строгие цвета. Монгольская юрта с внешней стороны украшалась орнаментом. Так, сверху зачастую наносили орнамент «халз-хэ», а по бокам – «молоточный» или какой-нибудь другой. Отдельные детали внутри юрты также украшались орнаментом.

Юрта, таким образом, предстает перед нами как памятник народного зодчего и художника и является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества.

Пишу об этом более или менее подробно не столько как исследователь мобильной архитектуры Монголии, сколько прежде всего как человек, детство которого прошло в этом круглом войлочном мирке, в одной из юрт, кочевавших по землям Восточного, Хэнтэйского, Центрального аймаков. С той далекой поры на всю жизнь остались во мне ощущения, связанные с юртой: чувство уюта и прохлады, когда над землей царит жара, чувство тепла и покоя, когда за юртой свистят ветры или пошла по степи пурга. Вместе с отцом, матерью, пятью братьями и сестрами я с детских лет участвовал в разборке юрты, в ее перевозке и установке на новом месте. Она была важной частью окружающего меня материального мира. И теперь, раздумывая об истории и судьбе юрты, я полагаю, что она будет, конечно, совершенствоваться, все более обретая черты современного благоустроенного жилища, но окончательно степь с ней расстанется, очевидно, еще не скоро.

Творческий опыт народа в создании жилища, приспособленного к суровым природным условиям Центральной Азии, тщательно изучается сейчас монгольскими учеными и архитекторами, что дает возможность приступить с научных позиций к дальнейшему совершенствованию юрты (облегчение веса, создание более рациональных форм в статическом отношении, улучшение конструкций, их типизация и индустриализация в изготовлении). Очень важным является такое свойство юрты, как устойчивость в антисейсмическом отношении, ибо круглая форма и шарнирная система конструкций хорошо сопротивляются не только вертикальным, но и горизонтальным сейсмическим воздействиям и нагрузкам. Круглая и приземистая симметричная форма монгольского жилища выдерживает сильнейшие ветры, дующие в основном в северном и северо-западном направлении.

Зимой юрта утепляется: жилища покрывают двойным войлоком, низ решетчатых стен закрывают специальным утеплителем. Летом юрта охлаждается – открывают один слой войлока у низа стены и устраивают вентилируемые полы.

Изучение и использование законов формообразования живой природы применительно к архитектуре может помочь решению проблемы динамической архитектуры. Уже сейчас мы думаем о таких архитектурных строениях, в которых по мере надобности изменялась бы кровля зданий, поднимаясь и опускаясь подобно лепесткам цветов, автоматически регулируя микроклимат помещения, в которых стены пропускали бы ультрафиолетовый спектр солнечных лучей и «дышали» бы как в юрте, вентилируя проходивший через нее внутрь помещения наружный воздух, а конструкции автоматически приобретали бы упругость в момент действия усиленных нагрузок.

Архитектурные мастерские и научно-исследовательские институты работают над созданием мобильного жилья, когда отдельная ячейка дома (квартира) могла бы быть легко и просто перенесена в другие условия проживания, в зависимости от потребности жильца. Строение покровных тканей живых организмов в природе способно регулировать свой микроклимат. Эту особенность можно использовать в архитектуре и в конструировании ограждающих поверхностей зданий.

Мех (часть покрова животного) выполняет в основном теплозащитные функции и служит как бы предохранительным элементом того или иного живого организма. Его аналогии в строительстве – ограждающие конструкции зданий: стены и кровля, точнее, какая-то их часть. Однако ныне они менее совершенны по своим теплоизоляционным свойствам, чем меховой покров животного и войлочная оболочка юрты. Возникает вопрос: а нельзя ли использовать войлок или заменители войлока и другие пористые теплоизоляционные материалы в более прогрессивном строительстве?

Если архитектурная форма юрты, ее конструкция, сборность, аэровентиляционная способность смогли выдержать испытание временем в условиях сурового монгольского климата, то, значит, юрта в определенных случаях может служить и прообразом цельной архитектурной формы, ее дальнейшим мотивом. Не случайно на Крайнем Севере в СССР и в Канаде, где климат весьма суров, делаются попытки создания жилищ, круглых по форме, обтекаемых, легких и сборно-разборных.

Конечно, в поисках новых форм и решений нужно опираться и на необходимость функциональной справедливости форм, и на удовлетворение их технической рациональности, экономичности, учета традиций и т. д. При круглой форме сооружений необходимая устойчивость и жесткость обеспечиваются столбами, поддерживающими крышу конической или сферической формы. Вместе с тем благодаря передаче движения на ребра, а в случае с юртой – на уни, возникает возможность устройства между ребрами светового проема, делающего конструкцию зрительно и материально легкой при значительном пролете. Одновременно покрытие приобретает новые эстетические качества – легкость, прозрачность.

Понятно, что у нас большой интерес к современному, тяга к красоте нашей действительности. Сообразно с новыми эстетическими запросами и требованиями, естественно, рождаются и новые заботы. В связи с этим особенно важно знание лучших народных традиций, которые таят в себе специфичность стиля, красоты, созданных народом и проверенных временем, ибо в основе всякой большой архитектуры всегда лежало народное зодчество и народное искусство.

Мы можем проследить эту связь, и в частности происхождение национальной архитектуры от формы народного жилища, в истории культуры почти всех народов.

Монгольская архитектура, доказывая и подтверждая эти положения, вносит свою лепту в сокровищницу мировой архитектуры

s30556663155.mirtesen.ru

Движимое имущество кочевников

Вы знаете, как устроена юрта? Из чего она состоит, как ее собирают? Какой смысл вложен в ее некоторые элементы? Чтобы узнать, как построить жилище кочевников, мы решили обратиться к эксперту.

Назира Шакаева уже несколько лет занимается организацией установки юрт на различных мероприятиях.

– Я всю жизнь живу в городе, работала специалистом по кадрам и никогда особо не интересовалась народными традициями. Однажды случайно увидела, как у нас во дворе какие-то люди ставили юрту. Подошла к ним, расспросила о том, что и зачем они делают. Стало любопытно, начала по крупицам собирать информацию. Пообщалась с родственниками из аулов, прочитала статьи в интернете, познакомилась с ремесленниками и этнографами, в процессе этого многое узнала о том, как ставят юрту и какой символизм несет в себе этот процесс. Вместе с братом поехала в село и купила у чабанов небольшую юрту. Дома занялась ее реставрацией. В это время как раз был Наурыз, и знакомые попросили поставить юрту у них. Так для меня начался новый этап жизни. В настоящее время у меня уже есть пять собственных юрт различных размеров – от миниатюрной детской высотой 1,7 метра и шириной 2,5 метра, до огромной ханской, в которой можно проводить большие празднества, – говорит Назира Шакаева.

– Первые юрты появились еще 3500 лет назад. Это были сферические шалаши, изготовляемые из согнутых и переплетенных жердей. Их покрывали глиной и перевозили на больших повозках, не разбирая. Позже появилась легкая сборная конструкция. Упоминания и описания юрты встречаются еще у Марко Поло. Традиция изготовления и проживания в юртах распространилась среди кочевых народов Средней Азии, и каждый из них изготавливал юрты по-своему. К примеру, монгольская юрта более плоской формы, чем наша, – отмечает эксперт.

Первые юрты появились еще 3500 лет назад. Это были сферические шалаши, изготовляемые из согнутых и переплетенных жердей.

– Традиционно каждая казахская семья имела свое переносное жилье. Когда старший сын женился, ему покупали небольшую юрту. Младшему сыну доставался қара шаңырақ, то есть родительский дом. Это название, кстати, появилось из-за того, что в течение десятилетий использования шаныраки в старых юртах покрывались толстым слоем копоти, – рассказывает Назира.

Из чего состоит юрта

С течением веков из среды ремесленников выделились искусные мастера, специализирующиеся только на изготовлении каркаса юрты. Таких мастеров называли уйши. Каркас изготавливался из степной ивы – тальника. Древесина этой породы легкая и крепкая. Шанырак делали из березовой древесины. Чтобы придать ветвям нужную форму, дерево в течение года подвергали сушке.

В разобранном виде юрта состоит из нескольких частей. Кереге – основание юрты, состоящее из 36 подвижных планок, соединенных шарнирным способом крест-накрест. Уық – купольные жерди, состоящие из четырех частей: қалам – тонкий верхний конец, соединяемый с шаныраком, қары (предплечье) – самая длинная часть, иін – часть уық согнутая под углом 45 градусов, алақан – плоская часть, привязываемая к кереге. Шанырак – купол юрты. Есік – деревянная дверь. Покрытие юрты изготавливали из отдельных кусков войлочной ткани. Основание покрывает туырлық, купольные жерди – үзік, сам шанырак закрывается небольшим квадратным куском войлока, называемым түндік.

Размер юрты зависит от двух основных показателей: количества секций остова – кереге, и размера отверстий решетки. Юрты подразделяются на тор коз (в ромбовидные отверстия можно просунуть один кулак) и жел коз (в ромбовидные отверстия можно просунуть два кулака). Диаметр внутренней площади тор коз превышает диаметр жел коз на 1 метр. Такую юрту могли себе позволить только зажиточные казахи, так как на ее изготовление уходило больше древесины.

Процесс сборки

Процесс сборки юрты считался священным действием, символизировавшим начало нового цикла жизни. Установкой юрты традиционно занимались две-три женщины, это считалось частью их домашних обязанностей. Исключение составляло поднятие шанырака – это дело доверяли только мужчинам. В среднем юрту устанавливают в течение полутора часов, а разбирают за тридцать минут. Перед началом сборки на место установки юрты запускали стадо баранов, чтобы они выщипали траву и распугали ядовитых насекомых и змей.

Сборка юрты начинается с установки двери. Она также представляет собой сборную конструкцию и состоит из нескольких частей: косяка (босаға), притолоки (мандайша), порога (табалдырық) и двустворчатой двери (сықырлауық). Створки вставляются в специальные отверстия в косяке и пороге. Затем с помощью лент дверь привязывается к кереге.

Кереге начинают собирать справа от двери и продолжают сборку в левую сторону. Боковые концы кереге переплетают друг с другом.

Затем их связывают сыромятными ремешками (танғыш). Техника вязки может отличаться. Обычно танғыш продевают между отверстиями двух кереге.

Когда все кереге соединены, для дополнительной устойчивости их стягивают веревкой – белдеу бау.

После того, как остов юрты готов, поднимают шанырак. Для этого используют палку с развилкой (бақан), которой подцепляют шанырак. Еще перед поднятием к ободу шанырака привязывают ленты – желбау.

С помощью них человек, поднимающий шанырак, поправляет его, чтобы купол стал точно по центру. При установке большой юрты для поднятия шанырака требуется два человека.

Одновременно с поднятием шанырака четыре человека синхронно вставляют уық в отверстие в ободе шанырака (уықкөз). В зависимости от размеров юрты в шаныраке может быть от 80 до 100 подобных отверстий.

Нижний конец уық привязывают к углу кереге. Для этого обычно используют узел "восьмерка".

Когда четыре уық вставлены в шанырак и привязаны к кереге, человек, державший бакан, может отпустить его и присоединиться к сборке юрты.

После того, как каркас юрты готов, начинается закрепление войлочного покрытия. Сначала с помощью бақан поднимают үзік – ткань, закрывающую купольные жерди. От нее тянутся ленты. Два человека подхватывают их, перекрещивают и привязывают к нижней части кереге. Для покрытия купола юрты используют два куска үзік, положенные внахлест друг на друга.

Затем закрепляют туырлық, покрывающий стены юрты. Туырлық как и үзік, привязывается лентами к кереге.

Между кереге и туырлық кладутся циновки из тростника – шимши. В летнее время, когда нижнее покрытие юрты откидывают, эта циновка защищает юрту от попадания пыли и дождя.

В центре войлочного покрытия юрты выкладывают узорчатую ковровую ленту шириной 50 сантиметров – баскур. Лента украшена традиционными орнаментами.

Интерьер

Интерьер юрты украшают красочно переплетенными лентами – тастама бау. Стены представляют собой войлочные ковры, украшенные узорами, обозначающими плодородие, богатство и бесконечность. Пол юрты застилают бело-коричневыми сырмаками и текеметами.

По периметру юрты подвешиваются бубенчики – шашактар. По преданиям, они отгоняют. духов

Подвешенные к куполу желбау служили не только для украшения помещения и помощи при поднятии шанырака. В ветреную погоду их концы привязывались к железным колышкам, укрепленным около очага, или на них подвешивались тяжелые грузы. Это помогало повысить устойчивость строения.

Каждая часть юрты имела как практическое, так и символическое значение. Особое внимание уделялось шаныраку. Он считался воротами в небесный мир, через которые боги наблюдают за людьми. Эти представления сложились в эпоху тенгрианства. Скрещенные жерди шанырака означали четыре стороны света. Воины поднимали голову к шаныраку, когда давали клятву.

Внутреннее пространство юрты было поделено на семь секций. Порог дома – босаға – считался границей между домом и внешним миром. С доисламских времен юрту ставили дверью на восток, чтобы первые лучи солнца попадали в дом. Помимо деревянной двери имелась войлочная дверь. Обычно ее сворачивали внутрь. Когда дверь выворачивали наружу, это значило, что в семье кто-то умер.

В центре юрты прямо под шаныраком находится ошақ. Это сакральное место. Здесь готовят пищу и ставят дастархан. В дальнем от входа конце юрты располагается төр. Это самое почетное место, куда сажают дорогих гостей. Сюда же ставили самые ценные вещи – например, украшенный резьбой сундук (сандык).

Левая от төр и правая от порога часть юрты считалось женской. Ближе к двери находился женский уголок, где занимались домашним хозяйством. Здесь хранили запасы продуктов, посуду для изготовления кумыса (саба), шкаф для посуды (кебеже). На кереге в этой секции юрты вешали переметные сумы – коржын, дорба, аяк кап – для хранения и перевозки посуды. На женской половине жилища находится опочивальня, куда ставят кровати хозяев.

Правая от төр и левая от порога половина юрты является мужской. На этой половине, рядом с входом, находится зона мужа. Здесь хранятся символы охоты, добычи и удачи. В зимний период сюда могли перевести охотничью собаку или беркута. Ближе к төр ставился бакан. Его использовали как вешалку для верхней одежды. Кроме того, бакан являлся символом мужского начала. С места, куда вставлен бакан, начинается граница секции для гостей. Если в доме гостей нет, здесь спала незамужняя девушка или женатый, но пока еще живущий с родителями сын.

Этикет

В юрте действовал особый этикет. Нельзя было сидеть, прислонившись к кереге – это считалась позой больного человека. Нельзя было сидеть, подпирая руками землю – это поза скорби. Нежелательным считалось подпирать щеку или поясницу. Плохой приметой считалось сидеть, обняв колено или сцепив руки в замок на колене. Не рекомендуется сидеть на корточках. Такая поза означает, что человек торопится и пришел ненадолго. Кроме того в народе считалось, что можно обеднеть, сидя таким образом.

Правильным способом сидения для мужчин считается "малдас құрып", подвернув ноги калачиком под себя; замужняя женщина, хозяйка сидит лицом к очагу на подогнутой под себя правой ноге, левая нога согнута в колене. Также подобающей позой для женщины считается сидение боком, подтянув ноги к себе.

Юрта – традиционное жилище казаха с древних времен. Благодаря людям, сохраняющим наследие предков, она прошла сквозь века, став частью нашей современной жизни.

Фотогалерея

Поделиться галереей

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

www.voxpopuli.kz

Устройство монгольской юрты - как выглядит гэр внутри и снаружи

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Монголия – как много в этом слове. Воображение сразу же рисует картину: простирается бескрайняя степь, слышится топот копыт, а вдалеке виднеется уютный круглый домик, из которого вверх бежит струйка дыма. Эта статья расскажет про устройство монгольской юрты – как она выглядит, из чего изготавливается, как расставляется мебель и утварь.

Содержание:

Что такое монгольская юрта и как она выглядит Юрта: взгляд изнутри В гости к монголам: как правильно себя вести Заключение

Также вы узнаете, где находится мужская часть, а где – женская, когда наступает час тигра, как определить время в юрте без часов и как оказаться желанным гостем, почувствовав на себе радушие монголов.

Что такое монгольская юрта и как она выглядит

Великие путешественники истории – выходцы из Европы, такие как Марко Поло, Вильгельм де Рубрук, в своих поездках через Монголию встречались с целыми кочующими городами и бесконечно ими поражались.

Рубрук вспоминал:

«Дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы.»

В это трудно поверить, но даже сейчас, в эпоху интернета, трансатлантических корпораций и квартир в высоченных многоэтажках, большинство населения Монголии живет в юртах. Жители Улан-Батора – современного мегаполиса – и те испытывают непоколебимую любовь к юртам, и поэтому даже в городах есть целые кварталы, где люди живут в этих компактных домиках.

Юрты

Сельские жители же который век живут по неизменным традициям. Они, гонимые погодой и состоянием пастбищ, с весны до осени кочуют с места на место. Иногда приходится перебираться по несколько раз в месяц.

Но это не составляет для них труда, ведь два человека могут с легкостью разобрать и так же легко и быстро собрать юрту или, как они сами ее называют, гэр. Эта конструкция может поместиться на двух верблюдах, а мебель и весь остальной скарб – на повозке, запряженной быком.

Своей прочностью и одновременной легкостью гэр обязан материалам, из которых изготавливается: дереву для каркаса, войлоку и коже. Деревянный каркас состоит из нескольких решетчатых стен — хан. От количества этих стен зависят размеры юрты.

Их может быть 6 или 8 – тогда это гэр среднего размера. А если стен 12, то это большой гэр, который, скорее всего, принадлежит зажиточному хозяину.

Наверху, в центре, устанавливается дымовое отверстие – тооно. Через него выходит наружу дым и проходит солнечный свет, ведь окон нет. Тооно соединяется со стенами специальными жердочками – уни. В итоге получается крыша в виде конуса.

Отверстие наверху гэра

Весь каркас сверху накрывают полотнами из войлока: летом – в один слой, зимой – в два – после чего обматывают веревками из кожи или конского волоса. Это делается для устойчивости конструкции, которая постоянно подвергается набегам порывистых степных ветров.

Юрта: взгляд изнутри

Монгольские гэры поддаются одной простой закономерности: их вход всегда находится на юге. Это делается не из-за каких-то древних суеверий, а из соображений практичности.

Дело в том, что вплоть до начала XX монголы не использовали наручные часы или будильники. Для них дом – это универсальные солнечные часы. Благодаря стенам особенного строения всегда можно было безошибочно определить время.

Самое почетное место внутри юрты – это север, прямо напротив входа. Здесь стоит алтарь с самым драгоценным: скульптуры богов из позолоты, серебра или меди, их изображения, лампады и другая религиозная атрибутика. Здесь же принимают самых важных гостей.

Алтарь в юрте

Западная сторона, которая находится слева от двери, традиционно считается мужской. Здесь располагается кровать хозяина дома и его жены, а также предметы, необходимые для истинно мужских занятий: снаряжение для охоты, седла, упряжки для скота, бурдюки для кумыса.

Справа от двери, на востоке, – женская сторона. Тут стоит кровать старшей незамужней женщины в семье (это может быть сестра или дочь главы семейства), около входа – мебель с кухонной утварью, посудой, ведрами, едой и другими вещами, которые использует женщина в домашнем хозяйстве.

Самое уютное и теплое во всех смыслах слова место в – в центре. Здесь находится очаг, печь, вокруг которого собираются все члены семьи. Он для всех имеет сакральный смысл, а три больших камня, которые составляют его первоочередную основу кочуют вместе с хозяевами и устанавливаются первыми при каждом перемещении.

Печь, еда в гэре

Кроме этого, в юрте гармонично расставляют остальные кровати, шкафы, буфет, умывальник, сундуки, столы. На пол стелются ковры из войлока, специальные коврики или низкие стулья для сидения, а все внутреннее убранство пестрит необычными деталями, которые присущи именно монгольскому жилищу.

Изделия из шерсти и яркой ткани, вышивка, оригинальные орнаменты, плетеные вещицы – все это часто хозяйка делала своими руками, чем привносила неповторимый уют и самобытность в дом.

Обеспеченные люди могут иметь не один гэр. Рядом с домом хозяина могут находиться юрты, например, для гостей или новобрачных. Их жилища отличались безупречным белым войлочным покрытием, пышным внутренним убранством, богатыми коврами, более изящной посудой.

Интересно, что монголы с особенной трепетной любовью относятся к животным, настоящим и мифическим. Они даже определенные часы и соответствующие им стороны света, а значит – юрты, называют в честь животных.

Настал час зайца – восточная сторона (6 утра), а, значит, пора выгонять скот на пастбище. Его сменил дракон (8 утра), и время вскипятить молоко и начинать уборку. И так целый день, пока не придет время курицы (18 часов) – момент дойки, после которого можно было отдохнуть до следующего часа тигра (4 утра).

Быт монгольского народа

В гости к монголам: как правильно себя вести

Монголы – удивительно приветливый и гостеприимный народ. Они, услышав даже неожиданных гостей, готовы бросить все дела и сломя голову кинуться им навстречу. Но если вы споткнетесь о порог, все радушие хозяев мигом пропадет – издревле считалось, что это удел человека с плохими намерениями.

И это не пережитки прошлого,  некоторые правила стоит помнить даже сейчас, когда собираешься войти в монгольскую юрту:

  • Оружие нужно оставлять за порогом, а нож доставать из ножен.
  • Прикоснуться к притолоке двери правой рукой – показатель благих намерений.
  • Не принято входить не просто без спроса хозяев, а даже тихо, неслышно – обязательно стоит известить их о своем приходе.
  • Порог – важная часть. Через него нельзя здороваться, разговаривать, на него нельзя наступать, там нельзя сидеть. Сначала нужно просунуть голову, а потом переступить через порог.
  • Не следует заносить пустую посуду, предметы для работы на земле и вообще какую-то поклажу.
  • Нельзя выносить или давать кому-то огонь из очага или молоко – считается, что так может уйти счастье.
  • Так же, как и в русском суеверии, запрещается свистеть в доме – это действует как  призыв демонов и прочих нечистых сил.
  • Не стоит делать фото без разрешения хозяев.

Даже если какие-то правила поведения гостей могут показаться бессмысленными, смешными или нелепыми, стоит чтить традиции другой нации, уважать ее культуру – ведь именно в этом заключается взаимопонимание и дружба народов.

Заключение

Для монголов юрта – это их маленький мир. Тут они рождаются и умирают, тут есть мужское и женское начало, тут тигр начинает, а курица заканчивает их день, тут они принимают гостей и делят горести и радости  с родными возле семейного очага.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

o-buddizme.ru

10 главных фактов о юрте

Похоже, юрты входят в моду. Студент из Канады решил поселиться на время учебного года в собственноручно построенной юрте. В Англии в моду вошло летнее празднование свадеб в дизайнерских юртах. А недавно стало известно, что Леонардо Ди Каприо заплатил 95 тысяч долларов за возможность пожить в юрте. Он приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии. Программа тура включает в себя езду на лошадях, соколиную охоту, поездки с кочевыми семьями и ночевку в юртах. Сопровождать голливудскую знаменитость будет шведский исследователь и путешественник Йохан Эрнст Нильсон. "Когда я организую такие поездки, я достаю людей из их привычной зоны комфорта и заставляю делать то, что они никогда не стали бы делать. Это превращается в путешествие внутрь себя", – цитирует The Telegraph Нильсона.

Откуда взялось название "юрта"

Слово "юрта" пришло в русский язык из тюркского jurt. Первоначально оно переводилось как "народ", позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В кыргызском языке есть слово "ата-журт" - отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как "отцовский дом".

Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке - гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов "юрта" переводится просто как "дом" или "жилище", что подчеркивает ее важность и значимость.

Когда появилась юрта

Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII-IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты - это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими их знают сейчас.

А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.

Почему юрта круглая?

Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении внутренней площади. Но все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган.

Уже много позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.

Какие народы пользуются юртами

Жилища типа юрт были у многих народов центральной Азии, Монголии и Сибири, для которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятием. Юрты есть у казахов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, башкир, алтайцев, калмыков, монголов.

Отличаются ли кыргызские юрты?

Да, кыргзыская юрта самобытна, хотя ее конструкция имеет много общего с конструкцией юрт других кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Казахстана, Южной Сибири и монголов. Но наибольшая близость существует с юртой казахов. Однако наша юрта выше.

Юрты кыргызов также разнятся. Основное различие сводится к форме купола. На севере Киргизии (за исключением Таласской долины) форма купола юрты приближается к конусообразной. На юге Киргизии, в Таласской и Чаткальской долинах, купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей.

Из каких деталей состоит кыргызская юрта

Юрта состоит из множества деталей, у каждой из которых есть свое название. Приведем только главные:

раздвижные стенки юрты - кереге;

купольные жерди - уук;

деревянный круглый обод, опора для к

kaktus.media

Интересные факты о юрте

Казахские национальные элементы быта сегодня приобретают все больше модный оттенок, что несомненно радует. Одним из таких атрибутов является юрта, гордо ознаменованная как шедевр кочевой цивилизации. Дом, в котором нет углов, всегда был примером экзотики для туристов. Так, например, студент из Канады, Майкл Джеффри решил поселиться на время учебного года в собственноручно построенной юрте. Англичане тем временем взяли в моду праздновать свадьбы в дизайнерских юртах. А недавно благодаря разным источникам СМИ стало известно, что всеми любимый киноактер Леонардо Ди Каприо приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии.

Одновременно с нашими западными друзьями переносное жилище вызывает огромный интерес и у казахстанцев, не говоря уже о тех гражданах, которые отдали предпочтение просторному и духовному образу жизни. Что там, за войлочными стенами и как сохранилось до нас уникальнейшее изобретение предков? По случаю празднования одного из самых красивых праздников весны – Наурыз, редакция El.kz собрала самые интересные факты о юрте.

Как появилась юрта?

Фото: картина А.Кастеева

О точном времени и месте возникновения юрты до сих пор неизвестно. Историки склоняются к двум версиям, первая из которых указывает на эпоху поздней бронзы. Жители того времени – андроновцы – жили в небольших сооружениях, по конструкции и внешнему виду напоминающие юрты. Другие источники, говорят о том, что возможно юрта появилась в более поздний период, примерно в 8-5 веке до н. э. Также ученые отмечают, что современная казахская юрта является прототипом полусферического гуннского шалаша, т.е. может относиться к середине I тыс. н.э. Пройдя целые тысячелетия эволюции, постепенно совершенствуясь, эта конструкция сегодня отражает сложную идеологию тюркских племен.

Что означает слово «юрта»?

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона толкование слова «юрта» трактуют от монгольского «урто», что значит стойбище. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ». А казахи, как известно, юрту называют «киіз үй», ни что иное, как «войлочный дом».

Почему юрта круглая?

В одном простом вопросе – вся суть юрты, в частности, и внутренняя природа души тюркского странника, в целом. Если отвечать на этот вопрос с точки зрения физики и архитектуры, то сооружение круглой формы более устойчив к ветру и другим неблагоприятным погодным условиям. Наши предки, которые скитались по степи по ветру, об этом знали, поэтому юрта – это отличный пример простого архитектурного решения. В духовном смысле округлая форма юрты олецитворяет важные божественные элементы, которым поклонялись древние тюрки. Это Небо, Солнце, Земля. 

К каким народам этнически близка юрта?

Другими словами, кто жил и живет в юртах? Кроме наших соотечественников, юрты есть у киргизов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, алтайцев, калмыков, монголов. Последние (некотрая часть населения) по сей день ведут полукочевой образ жизни и живут исключительно в юртах.

Как выглядит казахская юрта?

Конструкция казахской юрты состоит из многочисленных элементов. Самые главные из них, то из чего начинают возвышать юрту, это – деревянный каркас и кошомный покров. Стенами юрты служат шесть деревянных решеток – «кереге». Отдельные части стен называют «қанаттар» - крылья юрты. После установки решетчатого раздвижного остова при помощи приспособления «бақан» поднимают купол юрты – «шанырақ».

В его боковые отверстия вставляют «уық» – жерди, нижние концы которых привязывают к навершиям кереге. Такая коснтрукция юрты позволяет легко регулировать освещенность и вентиляцию. Заключительным и, как правило, самым захватывающим моментом в возведении юрты, наступает церемония украшения войлочным покровом и другими текстильными изделиями.

Кстати, из древне считается, что украшение юрты – не мужское занятие, поэтому этим занимались женщины. Они накрывали поверх белого одеяния войлочную полосу по всему диаметру и опоясывали узорной тесьмой. Таким образом, с лекгой рукой опытных кочевников юрта собиралась и разбиралась в миг, странствуя вместе со своим хозяином.  

Интерьер юрты

Во-первых, важно отметить, что казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. Это было связано с тем, что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Дверь юрты располагалась строго на юг. По углу падения лучей солнца, попадающих в юрту через верхнее отверстие, по постепенному переходу лучей с одной части юрты в другую кочевник определял время и строил свой распорядок дня. Поэтому и расположение мебели, и разделение казахской юрты на части имело строгий порядок. Самым почетным местом в юрте считается северная сторона – «төр». Получается, что дверь юрты всегда смотрит на восток, по левую руку сидящего гостя - северная половина юрты - солтүстік, по правую - южная - онтүстік. Даже компаса не нужно! 

Примечательно также то, что раньше в юртах для мужчин и женщин были отведены свои места. К прмеру, на левой стороне сидели женщины, а мужщины – на правой. Это объясняется тем, что на женской стороне распологалась легкая, не заграможденная мебель, такая, как сундук (каз.- «сандык»), небольшой шкаф - «асадал кебеже», и предметы первой необходимости, ткацкие приспособления, войлочные сумки и т.д. На мужской же стороне, напротив, хранились оружия, орудия труда, конская упряжь.В центре, прямо под шаныраком, устанавливался очаг – «ошақ» - святейший элемент в юрте. Вообще, у казахов, что ни камень – все святое, все имеет свой смысл. 

Правда ли то, что у казахов были юрты и для вторых жен?

Не просто были, более того, возводились прямо по-соседству. Правда, величиной юрта младшей жены не уступала юрте первой жены. Помните, как писал об этом Мухтар Ауезов в своей трилогии «Путь Абая», так и у наших предков – многое из жизни взято. В целом, правильным будет сказать, что у казахов было несколько юрт, каждая из которых предназначалась какой-либо дате или случаю. Например, для свадеб одна юрта, она называлась «ак отау». Представьте себе, насколько богато и красиво украшалась такая юрта в честь союзу молодых. Были также походные, гостинные (временные) юрты.

О каких приметах важно помнить, находясь в юрте?

Поскольку юрта для своих прошлых обитателей являлась не просто жильем. Для наших предков юрта – это их колыбель, все их воспоминание и неотделимая часть их жизни. Поэтому, чему, как не родному дому посвящать пословицы и народные приметы. Помните, что заходя в юрту, нельзя наступать на ее порог или входить туда с какой-либо ношей. Не принято также плохо отзываться о юрте. Ваше присутствие в доме без углов может оказаться для вас и удачным. К примеру, если на дверной косяк юрты повесить лучевую кость скота, то такой прием послужит оберегом от сглаза и болезней. Также раньше, если на крыше (шанырак) юрты ласточка свила гнездо, то люди, не передвигаясь дальше, оставались жить на одном месте, пока из гнезда не вылетит птенчик. 

Где можно посетить юрты в канун Наурыза?

В честь весеннего праздника всех тюркских народов - Наурыз, на главных площадях во всех городах страны каждый год устанавливаются юрты. Жители и гости городов в этот день угощаются национальными блюдами и напитками, играют в национальные игры. Особое внимание людей привлекают деревянные качели – «алтыбакан», которые устанавливают рядом с юртой. 

В заключение, с юртой была связана вся жизнь казаха. Это достояние несомненно заслуживает того, чтобы о нем говорили и сохранили для будущего поколения. 

el.kz

Из чего состоит юрта

Деревянный каркас и войлочное покрытие – основные части казахской юрты. Производством деревянных частей юрты (сүйек) занимались особые мастера (үйші). Главные требования к деревянной конструкции – это легкость и прочность материала, поэтому для изготовления использовалась древесина ивы, березы, тополя. Наилучшей издавна признана ива, или, как ее называют в народе – тал. Это твердый легкий материал, обладающий свойством гнуться, принимая желаемую форму, под действием несложных технических приемов, к тому же доступный – заросли его встречались во многих районах Казахстана.

Остов юрты составляют основные элементы: раздвижная решетчатая основа – кереге, купольные жерди – уық, полусферическое навершие – шанырақ, дверь – есік.

Кереге юрты составляется из нескольких отдельных секций – қанат («крыло»). В жердях, образующих қанат, в местах скрещения по диагональной оси делались отверстия для крепежных ремешков. Это узкие полоски верблюжьей, воловьей или конской кожи, скреплявшиеся в узел и напоминающие нам гвоздь с колпачком. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигалась и раздвигалась, в деревянной конструкции не применялось ни одного гвоздя. Основная масса казахского населения довольствовалась шестиканатными юртами, войлочное покрытие которых делалось из темно-серых тонов шерсти.

У зажиточных казахов число қанатов в кереге доходило до восьми и более. Войлочный покров делали из светлой шерсти.

Шанырақ, в отличие от других деталей юрты, изготовляемых из тала, создавался из березы. Изготовление шанырақа – наиболее трудоемкая и ответственная работа, поэтому выбор необходимой заготовки мастер производил сам. Для этого выбиралась береза, имеющая искривление ствола. Ее срез производили не позднее середины лета, когда дерево было полно соков. После ошкуривания в сыром состоянии сразу же начинали обработку – догибали до нужных размеров, делали необходимые срезы и соединяли два полукружия в креплении.

В отверстие шанырақа выходил дым из открытого очага, одновременно он служил и окном для освещения жилья, а на ночь закрывался войлочным покрытием – тундик (түндік).

Шанырак у казахов являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода и передавался из поколения в поколение, от отца к младшему сыну (кенже). Эта юрта считалась у родственников старшим большим домом (үлкен үй), домом черного закоптелого шанырака (қара шаңырақ), действительно становившимся таким от векового дыма. Старшие дети, отделившись от отцовского дома, приносили в большой дом «долю духов предков» (аруақтың сыбағасы) от забитого скота, а невестки приносили часть из своего приданого, несмотря на то, что хозяином юрты был младший брат. Считалось, что шанырак представлял собой силу и покровительство духов предков.

Внешним покрытием юрты служил войлок, состоящий из трех видов полотен, различных по своим размерам: туырлық – покрытие основания, үзік – покрытие купола, түндік – покрытие шаңырақа. Войлочное покрытие изготовлялось из лучших сортов овечьей шерсти осенней стрижки, которая хорошо поддавалась обработке, и войлок получался очень плотным, не был рыхл и долго не изнашивался.

Войлочное покрытие защищает зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.

Непременный атрибут юрты – шимши, узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и войлоком. Материалом для циновок служил чий (ши) – вид степного тростника, а также разноцветная шерстяная пряжа, которой обматывались стебли чия в определенном порядке, создавая целостный орнаментальный рисунок. Циновка служила фоном интерьера юрты и ее плетению женщины придавали большое значение. Неумение хозяйки плести циновки считалось зазорным и осуждалось.

Шым ши не только атрибут красоты, но и служит защитой от холодных зимних ветров, сохраняя тепло, и вместе с тем пропускает свет и свежий воздух летом, когда низ войлочного покрытия приподнят над землей.

Есік или сықырлауық (при открывании и закрывании двери издают скрип, отсюда и их название) – дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с пришитой узорной циновкой. На косяк и дверь шли сосновые доски (қарағай). Дверь украшалась резным орнаментом или красочными узорами.

К внутренней стороне войлочной накидки двери юрты пришивалась узорная циновка - шым есік.

Юрта является результатом взаимодействия почти всех видов домашнего производства: мастера по дереву создавали различные части каркаса; из овечьей шерсти мастерицы валяли войлок для покрытия деревянного каркаса; без предметов внутреннего убранства нельзя представить себе традиционную казахскую юрту, и в производстве их участвовали мастера по выделке войлочных и тканых предметов, вышивке и плетению, обработке кож и дерева.

Завидные свойства юрты: сохранять тепло, компактность при транспортировке, легкость установки и разбора – были использованы в годы первой мировой войны, в Великую Отечественную, во время землетрясения 1988 года в Армении, когда сотни тысяч людей остались без крова.

Трудно переоценить достоинства юрты, своеобразного шедевра многовековой культуры казахского народа, ей отдается справедливое признание как лучшему переносному, экологически чистому виду жилища.

Назад

 

http://www.pushkinlibrary.kz/detki/administrator/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit

dt.pushkinlibrary.kz